Ребекка — прекрасная дочь еврея Исаака из романа «Айвенго.

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Я тут случайно напоролась в сети на американский фильм "Айвенго" 1982 г., воткнулась в него и посмотрела несколько раз подряд. Понравился очень.

Так-то вроде бы ничего особенного и сногсшибательного. Фильм довольно точно следует книге - по крайней мере, там ничего не переврали, только отсутствует ряд эпизодов, из них сюжетообразующие - пирушка в замке Седрика, выступление Робин Гуда на турнире, попойка Чёрного Рыцаря с братом Туком. Но это потому, что фильм открыто сосредоточен (и об этом даже заявляет рассказчик за кадром) в первую очередь на любовной коллизии Айвенго и двух девиц, всё остальное максимально выведено на второй план. Однако выведено аккуратно и в меру, чтобы повествование осталось повествованием о рыцаре, а не о страданиях двух девчонок (или одной).

Диалоги и отдельные моменты действия кое-где сшиты неаккуратно, есть и пара дыр. Например, осталось загадкой, что именно побудило Айвенго вызвать Буагильбера на смертный бой на турнире, или что такое важное связывает Ричарда и Айвенго, что король настолько беспокоится и заботится о рыцаре.

Костюмы временами смешные - трогательные бутафорские короны, или вот мантия из искусственного меха на принце Джоне (в фильме вообще много искусственного меха). Фильм производит впечатление откровенно малобюджетного. Но можно не обращать на эти мелочи внимания, как мы пропускаем их мимо сознания на наших ролевых играх. Особенно если есть более важное и интересное, на что можно и нужно посмотреть.

Главное - в этом фильме очень хороши и актёры сами по себе (в основном британские), и интерпретация образов режиссёром - так что доставляет большое удовольствие читать эти образы, разбирая по мелочам.


Айвенго (Энтони Эндрюс) - здесь это явный "книжный мальчик", романтик, тонкая натура; политические интриги отца ему не близки; он покидает родной дом, чтобы следовать за "королём-рыцарем" Ричардом Львиное Сердце в крестовый поход, он верен идеалам рыцарства даже в речах и мелочах, так же, как верен своей любви, невзирая на испытания, которым она подверглась.

Невысокого роста, не особо массивный по природе, но обрастивший себя мышцами и жилами - он из тех, кто учится драться для того, чтобы, во-первых, доказать себе, что может, а во-вторых - чтобы уметь и мочь победить. Из таких мальчиков при удачном раскладе получаются паладины хрен-знает-какого уровня, способные снести любого врага на своём пути. При ещё большей удаче они умудряются сохранить внутреннее изящество, благородство и чувствительность. Гриновский Грэй - наверное, наиболее сходный типаж в этом смысле.

(Забавная чисто личная ремарка про актёра даже, а не про героя: у меня водился когда-то такой персонаж в околоперекрёстковых сюжетах, дорожный проводник Стив Эндрюс - на внешность почти один-в-один с этим Эндрюсом, только рыжий).

Ровена - её традиционно уничижительно сравнивают с Ревеккой: мол, та и сильнее, и духом богаче, и вообще она крута, а Ровена никакая, что Айвенго в ней нашёл. Давайте посмотрим на Ровену в этой повести (Лизетт Энтони). Она совсем юная, почти подросток, ей на вид - лет 15-16, не больше. (Кстати, она несовершеннолетняя, об этом здесь говорится открытым текстом. Когда в 12 веке наступало совершеннолетие для женщины, кто подскажет?)
Девочка нежная, на чистом сливочном масле воспитанная под крылышком любящего дядюшки. Эта милая смешливая барышня, судя по всему, выросла на глазах у Айвенго, который её лет на 8 постарше; именно такая заведомая, уже практически родственная любовь, как у Ровены и Айвенго, как раз и бывает очень крепкой, с одной стороны, с другой же стороны - она уже привычна, светится ровным светом уже без эйфории, и какое-то новое чувство имеет шанс проверить её на прочность.
Ровена чистая, добрая, благородная, просто она ещё совсем не знает жизни; она знает, как следует поступать, чтоб было хорошо и правильно, она хочет и старается поступать именно так - но, во-первых, она не всегда представляет себе, как это осуществить практически, во-вторых - она ограничена в возможностях, будучи под опекой без права ступить хоть шаг самостоятельно (оба момента отлично фиксируются в эпизоде с раненым Айвенго). Поэтому она в трудные моменты естественным образом теряется или просто плачет.
Все возможности для Ровены что-либо сделать - это либо пассивное сопротивление - "не буду, не стану, ни за что не соглашусь!" - либо повлиять на дядюшку (как в сцене на лесной дороге, где она, наконец, откровенно надавила на измученного беспокойством и чувством вины Седрика; видимо, у неё тоже уже накипело).

Эта барышня явно взрослеет к концу фильма и становится сильнее. Из неё зримо прорастает прекрасная, добрая и мудрая леди, женщина, королева.

Девушка, которая играет Ровену, очень красива и мила. На мой взгляд, конечно, её излишне вымазали косметикой. Или так румяниться на самом деле было вполне аутентично, кто подскажет? То же касается и причёски: мне кажется, что такая завивка чересчур парикмахерна для 12 века (хотя я могу и ошибаться). По мне, напрасно её так разукрасили по моде 80-х; без штукатурки и завивки она смотрелась бы гораздо естественнее и милее.

Ревекка (Оливия Хасси) - совсем другая. Первое, что хочется сказать - она невероятно, нечеловечески красива. Я зуб дам, что эта актриса - эльфийский подкидыш в человечьей британской семье. Лютиэн, запросто.

Это узкое треугольное лицо, эти глаза, брови, рот - в отличие от Ровены, которая напоминает недораспустившийся цветок, Ревекка графична. В ней нет ничего неоформленного, расплывчатого - ни в чертах, ни в речах, ни в поступках. Она предельно точно выражается, решительно действует и в любой момент понимает и свои собственные мотивы и причины, и ситуацию, в которой находится. Она старше, свободнее в действиях, гораздо лучше знает жизнь и людей, много умеет, практична и образованна; за ней, на минуточку, стоит высочайшая тысячелетняя еврейская культура и премудрость.

В таком контексте немудрено, что на неё запал рыцарь-храмовник, тамплиер - человек, который, несомненно, знаком с жизнью Духа. То есть - он знает, как надо, как это должно быть, он способен распознать, его ведь тоже этому учили! - и именно его тянет к этому огню, как к утраченному идеалу - и этот идеал, в конце концов, оказывается сильнее и сжигает его.

Ревекка, как ангел, притягивает к себе любого - но это притяжение бесплотно. Буагильбер уже настолько отпал от Духа, что просто не в состоянии этого помыслить, на осознанном уровне он понимает ситуацию привычно, в меру испорченности: девушка привлекает, значит - хочу с ней спать. Но и он чувствует, что этот хрупкий сосуд света невозможно взять силой, поэтому он просит её любви. И его отношение к ней полно противоречий - то он готов молиться на неё, то готов уничтожить - ему больно от этого света.

В книге Буагильбера убивают и низвергают во адЪ его же тёмные страсти. В этой повести выходит иначе. Он гибнет телом, но Ревекка и его к ней любовь, которая постепенно и трудно прорывается сквозь грязь, похоть, метания и неосознанность подлинного стремления, его жертва - это его билет на небеса.

Опять же, понятно, почему Айвенго тоже возвышенно увлечён Ревеккой - но это не губит его любви к Ровене, хотя и порождает раздвоенность и некоторое смятение. Преимущество Айвенго в том, что он просто знает, как следует поступать, как он поступит в любом случае; и для него здесь нет подлинного соблазна, есть лишь сожаление о том, что всё легло именно так, и любой вариант будет в своём роде печален.

Ровена и Ревекка - эти две девчонки настолько из разных плоскостей мироздания, что невозможно помыслить о том, будто одна может в чём-то заменить другую, и сравнивать их бессмысленно. Для того же Айвенго Ровена - это дом, а Ревекка - небо.

Неожиданно мне понравились норманны-зачинщики, главные злыдни первоисточника, все трое - Фрон де Беф (Джон Рис-Дэвис), Буагильбер (Сэм Нейл) и де Браси (Стюарт Вильсон).

Читая книгу (или смотря старое кино), думаешь про них одно: вот уроды, скорей бы им настал закономерный хэппи-энд. Они злодеи, им не сочувствуешь - ну, разве что де Браси немножко, и то лишь потому, что автор прямым текстом неоднократно отмечает: тот ещё не совсем потерял человеческий облик и совесть (наверное, потому ему и позволено автором выжить).
Здесь - свежий для меня поворот. Молодые мужчины, парни, красивые, сильные, полные в первую очередь жизни, а не мутного зла. Глядя на них, не думаешь - "поскорей бы с ними расправились" - наоборот: вот целовать бы таких, смеяться с ними, любоваться, безумно жаль, что они двинулись по скользкой дорожке, сидишь и огорчаешься - ну надо же, какие остолопы, ну зачем они это всё?..
То есть, нет ощущения, что эти взрослые мужчины чётко знают, чего хотят и что делают. Делают они то, что левая пятка захотела, их болтает, как цветочки в проруби, поэтому и заканчивают они печально.

Фрон де Беф офигенно смахивает на молодого Батыршина, по крайней мере - на его любимое амплуа на играх, такое хитроватое, беспринципное, уверенное в себе жизнерадостное хамло. А в отдельные моменты напоминает даже Эльдарчика.

Де Браси и Буагильбер у меня чётко проассоциировались с казанскими феанорками старого разлива. Красавцы, альфа-самцы, полные силы и шарма, потрясающе обаятельные - но смотришь на них и видно, что они уже надломаны, уже оступились, не сейчас, раньше, и внутри каждого всё быстрее тикает его бомба.

Принц Джон (Рональд Пикап), кстати, тоже непривычно не противный. Да, затеял игру, ну, проиграл - судьба такой. А в остальном - ничего себе дядечка, с шармом.

Ричард Львиное Сердце (Джулиан Гловер). Его образ сильно урезан по сравнению с книгой, но одновременно он как-то сильнее похож на исторического Ричарда Плантагенета (и выглядит исторично: высокий, светловолосый). В первую очередь - той бешенкой в глазах, которая всю дорогу проглядывает сквозь улыбки, красивые жесты и куртуазию. Всё вроде бы очень благородно, но всё время ожидаешь взрыва - а там уже может быть что угодно, и недаром старый мудрый еврей Исаак побыстрее покидает Англию, не полагаясь на благоволение владыки - ненадёжная это штука, благоволение владык, а уж этого - особенно: кто знает, что и в какой момент ему в башку ударит?

Но в целом Ричард - персонаж в этой версии глубоко второстепенный, своего рода "король-из-машины", и появляется ровно в трудные моменты. "Он придёт и молча исправит всё".

Седрик (Майкл Нордерн) хорош - старый самодур, одержимый идеей реванша саксов, несгибаемый воин и гордец, благородный и глубоко любящий отец и господин.

Ательстан (Майкл Готард) неожиданный тоже - не простой и жизнерадостный добряк, как в книге; здесь он совсем другой. Он более тонкий и какой-то почти интеллигентный - такой панкующий интель, прикидывающийся грязной ветошью, видали мы таких по жизни.
Ему, несомненно, противно быть "свадебным наследником", шахматной фигуркой в политических амбициях Седрика, племенным жеребцом, прописанным традицией для Ровены; он прекрасно понимает, что все планы Седрика - несбыточные мечты, мир давно изменился, ничего никогда не будет, и с его лица не сходит выражение омерзения: угасающий "старый мир" саксов всей грудой веков лежит на плечах последнего доживающего потомка. Он выглядит так, словно у него внутри постоянно болит, и его плющит.

Поэтому он пьёт и жрёт - это не эпикурейство, это его форма ухода от настодоевшей ему действительности, он замкнут в своей обороне наглухо. До тех пор, пока действительность не пришла к нему так, что не отмажешься. И вот мы видим очень хорошего и на самом деле сильного человека, который сначала предъявляет свою чёткую и твёрдую позицию, потом берётся за меч, а в финале принимает решения, отрегулировавшие раз и навсегда и политические претензии Седрика, и вопрос семейного счастья Айвенго и Ровены. Бац! - и сверкнула королевская кровь.

Разрубил заскорузлые узлы - и вновь закрылся. Впрочем, он ведь присягнул королю, и тот вряд ли позволит ему задаром спиться - Ричарду нужны воины в этот момент как никогда.
Кстати, прочла про Готарда, что тот страдал депрессиями и рано умер - покончил с собой. Ужасно жаль. Предполагаю, тем не менее, что, видимо, характер и натура артиста наложили свой отпечаток на образ персонажа.
(Вот здесь целая подборка Майкла Готарда в роли Ательстана: http://michaelgothard.blog.ru/112690563.html)

Исаак (Джеймс Мэйсон) очень трогателен и убедителен.

Шут Вамба (Джордж Иннес) тоже очень трогательный, добрый-добрый, очень милый такой дядечка, нянька всеобщая, прям на слезу прошибает.

Робин Гуд (Дэвид Робб), монах Тук (Тони Хайгарт) и все лесные братья - так, проходные персонажи, что немудрено, поскольку эту линию в фильме минимизировали. И да - я безнадёжно испорчена Хмельницким в роли Робин Гуд, это импринт.

Вздыхаю: несбыточная мечта - увидеть "полную версию" - то есть, с теми же актёрами, но без купюр, всю книгу целиком. Жаль, что невозможно. И так фильм - 2 часа 20 минут, для 1982 г. очень даже нехило.

С удовольствием помещаю фильм в свою фильмотеку. Наверняка буду ещё пересматривать.

Автор кается, автор писал по фильму 1982 года, в котором Буагильбер/Ребекка является для него главным (если не единственным) приятным пейрингом. Зато очень сильно любимым.
А потому - возможно, OOC. И точно AU относительно обоих канонов (и фильма, и книги) - Бриан не спрашивал разрешения на спасение лишний раз. И исторические ляпы, тысячи их. Простите, дорогой заказчик, автор не смог удержаться, увидев пейринг.

551 слово.

Бриан де Буагильбер, рыцарь-храмовник, командор знаменитого ордена, не мог и помыслить, что настанет день, когда христианство станет для него препятствием, а не источником сил. Нести неверным Слово Божие на острие копья в Святой Земле было куда проще - никто не ждал настоящих преобразований, никто не беспокоился об обращении сарацинов в истинную веру. Буагильбер не был проповедником, не походил ни на миссионера, ни на апостола - и ещё недавно этот достойный представитель своего круга заявил бы, что его устроит и более скромный талант политического оратора.
Но привычки к громким речам недостаточно, чтобы убедить человека изменить не фигуру на престоле, а свет в собственной душе, чтобы переломить принципы из прошлого и заставить иначе взглянуть на бытие.
Когда Бриан читает ей отрывки из Нового Завета, Ребекка сидит прямая и бесстрастная, почти как на злосчастном "суде"; разве что изредка улыбается, слушая особо трогательные места - но лишь глупец мог бы принять это за победу. Только священное для иудеев Пятикнижие живо отзывается в её сердце, и прелестное лицо мгновенно меняется; Ребекка преображается настолько, что ради её вдохновенного блаженства Буагильбер забывает о своей цели и вновь и вновь ступает на зыбкую ветхозаветную почву.
Он читает Ребекке об Адаме и Еве, о потерянном рае, оставшемся великими грёзами в их памяти, об ошибках, лишивших их счастья, о каре за упорство и недоверие.
Он увёз её, он спас её от верной гибели, пусть Ребекка и не просила об этом - прекрасная гордячка предпочла бы костёр, но Буагильбер не пожелал дать ей право оступиться. На далёких берегах острова туманов Бриану мечталось, что континент станет для гостей из Англии новым домом, в котором они обретут покой и радость; а теперь не осталось даже мечты, рай потерян - но, быть может, не навеки?
Хождение по грани тянется мучительно долго, и Буагильбер не знает, что с этим делать. Средства и умения знатного потомка норманнов позволяют не прозябать, а жить в роскоши - но Ребекка отказывается разделять его путь. Она признаёт заботу - и только; в ней есть милосердие и сострадание, но нет огня, способного сжечь предрассудки. Остаётся лишь удивляться, что иудейка до сих пор не сбежала к своим соплеменникам, во множестве рассеянным по европейским городам; Ребекка не боится и не чуждается общества рыцаря, более не навязывающего ей ничего дурного для всякой молодой особы, и это внушает надежду. Если бы преданность отжившим учениям можно было так же легко изгладить из памяти, как дурную сцену в замке Фрон де Бёфа; Ребекка простила всё, вполне простила - Бриан видит это всякий раз, когда возвращается к своей то ли пленнице, то ли Прекрасной Даме. Она почти нежна с ним в те редкие минуты, когда терпение оставляет Буагильбера, и он судорожно сжимает её руки, вздрагивает, сдерживая злые слёзы. Ребекка более не отталкивает его - но и он научился уважению. Бриану страшно даже вспоминать те непристойности, которые он когда-то полагал подходящими для дочери еврейского народа.
Теперь Буагильберу остаётся только повторять просьбу переменить веру, надеясь, что упорство и преданность принесут свои плоды. Кем бы ни была Ребекка до этого - не всё ли равно? Единственное, что нужно Церкви - признание истинности христианского учения. Единственное, что нужно для того, чтобы предложить союз, достойный их обоих, признаваемый людьми и небесами.
Буагильбер молится Пресвятой Деве о даровании прозрения неверному творению Божьему, о возвращении заблудших в потерянный ими рай, и сердце ноет, когда Бриан слышит, как Ребекка, смиренно склонив голову, вновь шепчет молитвы своего народа.


Решила посмотреть этот фильм из-за Роберта Тейлора. В отрочестве я обожала роман «Айвенго» и до сих пор отношусь к нему как к особенному произведению, хотя уже лет 10 не перечитывала и не думаю, что в ближайшие 10 лет возьмусь за это. Мне безумно нравилась линия Буагильбер-Ревекка, я ужасно сокрушалась по поводу их судеб, и тайно воображала, что они-таки будут вместе каким-нибудь чудесным образом.

Роберт Тейлор на роль Буагильбера подходит, на мой взгляд, идеально — внешность, возраст, харизма. Каково же было моё удивление, когда на первых минутах просмотра я поняла, что Тейлор — это и есть Айвенго! При всей моей любви к Тейлору староват он для этой роли, да и типаж совсем не тот. Всё-таки есть литературный первоисточник, и мне кажется, я не потребую слишком много, если скажу, что хочу, чтобы этого первоисточника придерживались и с указаниями автора считались, даже если он (автор) уже сто лет как умер. Короче говоря, Айвенго — разочарование первое.

У кого ума хватило взять на роль если не юной, то очень и очень красивой и молодой леди бесцветную и расплывшуюся Джоан Фонтейн, которая в свои 35 выглядит на все 45? Даже если допустить, что она в действительности чудовищно долго ждала Айвенго, средняя продолжительность жизни в англии XII-XV веков составляла 18-35 лет, и Ровена если бы и дожила до тех лет, должна была считаться уже старухой. Но если с её возрастом ещё можно смириться, то разве можно понять, как актрису, ещё в период своей цветущей юности прославившуюся ролями невзрачных дурнушек, взяли на роль первой красавицы Англии? Самое ужасное, что если Роберт Тейлор ещё более-менее убедительно играет, то Джоан Фонтейн вообще не напрягается — сутулая, с неистребимым скепсисом на лице, она вызывает только неприязнь. И что у неё с бровями? Какую бы реплику она не произносила, у неё всегда одинаковое выражение лица и она постоянно или двигает обеими бровями, или прищуривается одним глазом и задирает бровь над другим, сильно смахивая на Роджера Мура в роли Джеймса Бонда и, кажется, она вот-вот выхватит пистолет из рукава или сиганет с парашютом в окно. Словом, второе разочарование.

Джордж Сандерс: разочарование номер три. Роль де Буагильбера с тем же успехом можно было бы доверить дрессированному медведю. Во-первых, у него абсолютно славянская морда лица, у него на лбу написано «беженец из революционной России» и в парике и доспехах он выглядит как натуральный пушкинский царь Салтан. Во-вторых, играть он не умеет, что умело скрывает за внешной статностью, непринужденностью, уверенностью в себе и иронией; но если эти качества сослужили ему верную службу в «Всё о Еве» (лучшая роль Сандерса), то в данном случае они сработали против него, и нужно было придумать «Золотую малину» ещё в 1952 году специально, чтобы наградить ею Сандерса за роль Буагильбера.

Сюжет. Бедный, бедный сэр Вальтер Скотт! Жизнь потратил на то, чтобы открыть современному миру похороненный и забытый мир средневековья, чтобы пробудить в соотечественниках интерес к истории, не жалел ни сил, ни здоровья; а какие-то, прости Господи, голливудские сценаристы, переврали и придуманное Скоттом, и реальную историческую действительность, до неузнаваемости изменив сюжет и убрав половину персонажей, — хоть бы название поменяли из уважения, в самом деле. И всё ради того, чтобы какой-нибудь американский фермер, жуя биг-мак и попкорн, не уснул от интеллектуального перенапряжения прямо посреди киносеанса и не потребовал потом обратно деньги за билет. В фильме «Королева Марго» Патриса Шеро, например, тоже порядком переврали Дюма — но сделали это затем, чтобы основываясь на воспоминаниях современников показать, какой была история на самом деле. В Голливуде же роман Скотта принесли в жертву совершенно напрасно, историчности в нем — кот наплакал, разве что факт пленения Ричарда Львиное Сердце, да и всё равно в романе Ричард куда более интересный персонаж. Кстати, в фильме он тоже выглядит как Санта Клаус, побывавший у парикмахера, хотя королю Ричарду даже на момент смерти был всего-то 41 год.

Костюмы и декорации. Поначалу я очень обрадовалась, когда первые 5 минут фильма показывали настоящие европейские средневековые замки, однако радость моя быстро сменилась разочарованием: ни в одном из этих замков герой не остановится, и уже первое место действия, дом Седрика, — декорация на фоне нарисованного неба, как и дом Исаака, и городские улицы Эшби. Костюмы явно пошиты на какой-то китайской фабрике, не отличаются ни богатством, ни разнообразием, не говоря уже о ручной вышивке и искусственном состаривании вещей (например, путники все чистые и отутюженные, как на под подбор; а если у кого где лохмотья висят — так тоже на чистенькой и новенькой одежде, нигде ни дырочки, ни ниточки, и невооруженным глазом видно, что лохмотья эти аккуратно ножничками резали чуть не по линеечке).

Драки и сцена осады. В этом я не сильна, но даже мне смешно было смотреть, как при взмахе рук дрожали в воздухе и изгибались буквой зю картонные мечи. Драки поставлены до того смехотворно, что напоминают потасовки из комедий Бастера Китона и Роско Арбакла. Про рыцарские щиты, смахивающие на эмалированные тазики, здесь уже кто-то написал до меня. Когда началась осада замка (слава Богу, хоть её оставили, хотя и в ней всё переврали), муж посмотрел на это пару минут, плюнул и сказал что скорее выдержит 3 часа индийских песен и плясок, чем ещё 5 минут этого безобразия.

Можно, конечно, возразить: мол, не стоит равняться на современные блокбастеры, это ж пятидесятые годы, не научились ещё снимать. Ну, не знаю… Было Рождение нации Уорка Гриффита, был Иван Грозный Эйзенштейна, была Пармская обитель Кристиана-Жака, был Тихий Дон Бондарчука, был Бен-Гур Уайлера, были Унесенные Ветром, в конце концов — они-то научились?! Значит, было на кого равняться.

До сих пор никто ещё не снял достойной экранизации «Айвенго», но уж если вы кровь из носу хотите увидеть эту историю на экране, смотрите лучше экранизацию 1982 года.

Исключительно за Элизабет Тейлор — уж на что не испытываю особой любви к ней, но она — единственное светлое пятно на репутации этого фильма. Всем хороша: и молодостью, и красотой, и талантом, и удивительным достоинством, внушающим восхищение. Так что поклонникам Лиз рекомендую. Но только им.

А теперь о кинематографических интерпретациях романа сэра Вальтера Скотта "Айвенго". Их было несколько, я осилила три, нет, правильнее будет три с половиной - потому что советскую экранизация я, возможно, и видела в несознательном возрасте, но сейчас это совсем не факт, отдельные воспоминания сохранились, и тут на днях случайно наткнулась на оную на канале "Домашнем". Смотреть это действо было совершенно невозможно, оператору надо оторвать руки, но вот внешне "нашенский" Айвенго наиболее подходит под образ, созданный сэром Вальтером Скоттом.

Итак, по порядку - первой была английская экранизация 1982го года, у нее сразу были все шансы статься в фаворитах, что собственно говоря и произошло.
Это мой любимый Айвенго, совсем нет той уверенности, что на картинке выше, а вот рефлексии и переживаний прошлых лет более чем.
Ну и поэтому единственная претензия - не юноша, Эндрюсу на момент съемок было 33.

Вот еще один - тоже гордый, тоже смелый и уверенный в себе, и усы на месте - Роберт Тейлор, герой всей экранизации 1952го, был в каждой бочке затычка, пардон, всех спас: нашел заточенного в австрийском замке Ричарда Львиное Сердце, организовал сбор средств для его выкупа, привлек к этому самую обеспеченную часть населения Англии - иудеев, вызвал противных норманнов на турнир, победил, будучи смертельно раненым, быстро поправился и проник в замок, где томились Седрик, Ровена, Исаак и Ребекка, устроил там бунт при поддержке извне, по собственной инициативе отправился спасать Ребекку из рук "инквизиции" и победил.

Но возраст - 40 лет Тейлору, усики прощелыги и прическа, похожая на дурацкий паричок, нет, не Айвенго, кто-то другой.

И последний представитель плеяды славных рыцарей Айвенго - Стивен Вэддингтон, наверняка мужчина симпатичный в нашей обычной жизни, но с этими космами и челкой, подчеркивающей какую-то странную курносость, а также мощным торсом, он может сравниться скорее с Тарзаном, но уж никак не с Айвенго.

Прости, Стивен. Хотя мужества и храбрости тебе было не занимать. Ну и губа у этого Айвенго совсем была не дура, успел и Ребекку поматросить, и к Ровене вернуться.

Прекрасные дамы из этой экранизации (Айвенго-97) - прекрасны во всех отношениях.
Ровена смелая патриотка, готовая поднять своих подопечных на бой с норманнами и уничтожить соперницу в борьбе за личное счастье.

Ребекка страстная натура, свободолюбивая и независимая. И мне кажется нифига не смирившаяся с потерей Айвенго. В последней сцене ее красноречивый взгляд в камеру говорил, что вряд ли они виделись с благородным рыцарем в последний раз.

(Если что, то это другая сцена на картинке).
Дамы, изображающие Ровенн в других экранизациях, на мой взгляд довольно никакие - такую роль им уготовили сценаристы. Ровенна-52 (Джоан Фонтейн) то пыталась предъявлять какие-то претензии Ребекки, то бегала беспомощно вокруг Айвенго, когда тот кричал: Где Ребекка? Где Ребекка? Или стояла смирившись со своей участью, когда тот поехал спасать прекрасную иудейку. Но рыцарь в итоге достался ей.

Ровенна-82 - "блондинко", причем натуральное. Губки, глазки, зубки, что он в ней нашел? Характер отсутствует, сценаристы специально страстей пожалели на Ровенну, не пойму только за что.

Я бы поставила на Ребекку, но небесная канцелярия пожелала иначе, а жаль, Оливия Хасси - чудо как хороша. И тоже такая вся немного задумчивая, рефлексирующая, ну чем не пара Айвенго, он даже целовал ее всячески и говорил, что если бы не вера, то сия дева была бы самой лучшей ему наградой, да еще и пытался догнать в тот момент, когда она, попрощавшись с Ровенной, покидала Англию навсегда.

Но конечное самое чудо из чудес Ребекка-52 - Элизабетт Тейлор. Как же она прекрасна, а как же она смела и горда. Эх...Да будь я Айвенго, не раздумывая бы, схватила ея и унеслась бы с ней на горячем арабском скакуне в далёкие палестины и зажила бы там долго и счастливо. Но и Элизабет не повезло.

В "Айвенго"-82 дело обстоит на порядок лучше. Бриан - Сэм Нил, отрицательная харизма наличествует, но вот страстности в нем не хватает.

Мне больше тут понравился Де Браси - Стюарт Уилсон, давно на него заглядываюсь, со времен Pallisers.

И третий их братец-акробатец Фронт де Бёф тут уж несказанно могуч и хорош - Рис-Дэвис. И вообще просто душка, даром, что Исаака, изверг, поджарить хотел.

А вот мальчики забавляются - большой пузырь - это Фронт де Бёф. Скорые выводы делать тут не стоит, наверное, может у средневекового рыцарства это было в порядке вещей. "нуачо".

Но самый лучший Бриан де Буагильбер получился у Киарана Хайндса, хронометраж позволил развернуться ему во всей красе, и получилось то, что надо. Я бы за таким на край света ломанулась, ну в пределах разумного, конечно.

Ну что Ребекка нашла в том лохматом Айвенго, и чего не хватило ей в этом страстном Буагильбере. Не, ну все ж понятно, но ей и там и там особо не светило
.

Соратники храмовника тоже в этой версии симпатяги, особенно де Браси.

Запас картинок у меня истощился.
Из вредоносных остался принц Джон, он везде неплох, но в версии 97го года как-то особенно неприятен. А его брат-потеряшка везде симпатичен, и особенно в той же версии 97го. Это у них экранного времени много выдалось.
Все Седрики, Исааки, Робин Гуды и т.п. присутствуют, но воображения не поражают. С Вамбой, по-моему, неплохо вышло в самой старой версии, там его фирменные шуточки остались.
В версии 82го главным шутом все-таки был Ательстан, Вамба там как-то особо не пригодился.

В Айвенго-97 все персонажи очень лохматы и бородаты, поэтому симпатией я к ним не прониклась, ну этот кинематографический реализЬм "втопку", много суровых англо-сакских парней супротив грозных норманнов. Мой любимый момент в Айвенго-52 - саксонцы в замке Седрика считают драгоценности на выкуп Ричарда Львиное Сердце, вбегают партизаны Робин Локсли и братец Тук, принеся очередную добычу, все растроены, что денег мало, тут же появляется еврей Исаак, принеся вексель на 100 тысяч марок серебром, все рады, что теперь денег достаточно. Но вдруг идилию нарушает Айвенго, сообщая новость, что за Ребекку тоже требуют 100 тысяч марок серебром. Все очень сочувствуют Исааку, который решает все-таки выкупить короля. Но гордый Айвенго по личной инициативе едет вызволять Ребекку, какая там леди Ровена, пусть побрякушки считает В общем грандиозная американская отсебятина, снятая на зависшие в Англии денежки. Буду любить менее сказочную, чем Айвенго-52, но более легкомысленную, чем минисериал Айвенго-97, версию 1982го года. И в первую очередь вот за этого благородного рыцаря. Пожалуй пока хватит.


" Спутником духовной особы был человек высокого роста, старше сорока лет, худощавый, сильный и мускулистый. Его атлетическая фигура вследствие постоянных упражнений, казалось, состояла из одних костей, мускуле» и сухожилий; видно было, что он перенёс множество тяжёлых испытаний и готов перенести ещё столько же. На нём была красная шапка с меховой опушкой из тех, что французы зовут mortier за сходство её формы со ступкой, перевёрнутой вверх дном. На лице его ясно выражалось желание вызвать в каждом встречном чувство боязливого почтения и страха. Очень выразительное, нервное лицо его с крупными и резкими чертами, загоревшее под лучами тропического солнца до негритянской черноты, в спокойные минуты казалось как бы задремавшим после взрыва бурных страстей, но надувшиеся жилы на лбу и подёргивание верхней губы показывали, что буря каждую минуту может снова разразиться. Во взгляде его смелых, тёмных, проницательных глаз можно было прочесть целую историю об испытанных и преодолённых опасностях. У него был такой вид, точно ему хотелось вызвать сопротивление своим желаниям — только для того, чтобы смести противника с дороги, проявив свою волю и мужество. Глубокий шрам над бровями придавал ещё большую суровость его лицу и зловещее выражение одному глазу, который был слегка задет тем же ударом и немного косил.

Этот всадник, так же как и его спутник, был одет в длинный монашеский плащ, но красный цвет этого плаща показывал, что всадник не принадлежит ни к одному из четырех главных монашеских орденов. На правом плече был нашит белый суконный крест особой формы. Под плащом виднелась несовместимая с монашеским саном кольчуга с рукавами и перчатками из мелких металлических колец; она была сделана чрезвычайно искусно и так же плотно и упруго прилегала к телу, как наши фуфайки, связанные из мягкой шерсти. Насколько позволяли видеть складки плаща, его бёдра защищала такая же кольчуга; колени были покрыты тонкими стальными пластинками, а икры — металлическими кольчужными чулками. За поясом был заткнут большой обоюдоострый кинжал — единственное бывшее при нём оружие.

Ехал он верхом на крепкой дорожной лошади, очевидно для того, чтобы поберечь силы своего благородного боевого коня, которого один из оруженосцев вёл позади. На коне было полное боевое вооружение; с одной стороны седла висел короткий бердыш с богатой дамасской насечкой, с другой — украшенный перьями шлем хозяина, его колпак из кольчуги и длинный обоюдоострый меч. Другой оруженосец вёз, подняв вверх, копьё своего хозяина; на острие копья развевался небольшой флаг с изображением такого же креста, какой был нашит на плаще. Тот же оруженосец держал небольшой треугольный щит, широкий вверху, чтобы прикрывать всю грудь, а книзу заострённый. Щит был в чехле из красного сукна, а поэтому нельзя было увидеть начертанный на нём девиз."

В воскресенье пришла печальная новость - скончался прославленный советский и российский актер театра и кино Борис Химичев. Светлая память и спасибо за роли, среди которых я выделю одну - рыцаря Ордена Храма Бриана де Буагильбера. Да, Буагильбера играли и другие смипатичные мне актеры, в частности, Сэм Нилл и Киаран Хайндс, но лучшим исполнителем роли храмовника навсегда останется именно Химичев! Светлая память, Борис Петрович! Спасибо за роли, а особенно за Буагильбера!



Рассказать друзьям