Рембрандт годы жизни. Краткая биография рембрандта, творчество, интересные факты

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Биография Рембрандта тра-гич-на. Ху-дож-ник умирал в ни-щете, но прежде лишился всех близ-ких. Его картины при жиз-ни не це-нились, а уче-ники предали его в самый тяжелый период. Но ис-пы-тания не сло-мили великого живописца, си-ла его ду-ха бы-ла столь ве-лика, что он мог с-ме-ять-ся и над собственными го-рес-тя-ми, и даже над са-мой смертью.

Век Рембрандта

В семнадцатом веке Голландия являлась одним из самых богатых государств в Европе. В Амстердам стекались различные товары со всех уголков мира. Банкиры и купцы желали видеть произведения, которые бы как можно правдивее отражали их жизнь. В таких условиях живопись являла собой самый популярный и развитый вид искусства. Каждый уважающий себя голландец полагал, что картина непременно должна присутствовать в его жилище. И именно в таких условиях складывалась творческая биография Рембрандта.

Голландские художники

Одни мастера писали картины, другие - натюрморты, третьим замечательно давались жанровые сцены. Четвертые же предпочитали изображать природу. Однако все они стремились изобразить действительность правдиво и без прикрас. Но, как ни велико было мастерство голландских живописцев, всех превзошел Рембрандт.

Подобные люди рождаются раз в столетие, а то и реже. В его мастерстве жили простота и человечность, но в нем самом - целая вселенная. Как никто другой, познать внутренний мир человека и его сложные душевные переживания смог Рембрандт. Краткая биография этого мастера изложена сегодня в различных источниках, и, прочитав ее, удивляешься, как мог человек этот создавать свои полотна, когда нужда заставляла отдавать их за бесценок, а собратья по перу презрительно называли его «еретиком в живописи». Воистину, настоящий художник творит даже тогда, когда в него бросают камни.

Одинокий живописец

Он никогда не был окружен воздыхателями. Ни один поэт не воспел его при жизни. Этого живописца не приглашали на официальные торжества, да и в дни грандиозных празднеств о нем тоже забывали. Однако он не огорчался. Привычная любимая компания Рембрандта состояла из лавочников, мещан, крестьян и ремесленников. Простой люд ему был чрезвычайно близок. Излюбленным местом художника был один из портовых кабачков, где сновали матросы, бродячие актеры и мелкие воришки. Там он просиживал часами, наблюдая и делая зарисовки. В мире искусства, которое есть не что иное, как особое отражение действительности, видеть которую дано лишь избранным, пребывал всю жизнь Рембрандт. Биография, краткое содержание которой представляет лишь самые значимые факты из жизни, изложена ниже. Однако чтобы прочувствовать невероятное мастерство этой гениальной личности, нужно видеть произведения. Ведь жизнь художника передана в его картинах.

Рождение гения

В 1606 году в семье одного голландского зажиточного мельника по фамилии Харменс родился сын, ставший шестым ребенком. Назвали его Рембрандтом. Мельница расположена была вблизи города Рейна, и оттого к имени всех членов семьи было добавлено Ван Рейн. Полное имя одного из величайших фигур в мировой живописи - Рембрандт Харменс Ван Рейн.

Краткая биография этого человека может быть описана всего несколькими словами: непрерывная работа и постоянные творческие поиски. Быть может, именно талант и спас его. В жизни художника было столько потерь и разочарований, что, пожалуй, только искусство могло избавить от отчаяния. Но прежде чем перейти к трагическим событиям в его жизни, следует несколько слов сказать о той поре, которая отличалась безоблачностью и небывалым успехом в творчестве. Стоит отдать должное судьбе великого мастера. Не всегда был одинок и несчастен Рембрандт Ван Рейн.

Краткая биография

В детстве Рембрандт изучал латынь и прочие важные науки. Родители не скупились на образование любимого сына, поскольку мечтали, что он станет чиновником или известным ученым. Однако тяга к рисованию, которая в ранние годы проявлялась в милых рисунках, позже, уже в отрочестве, привела Рембрандта в мастерскую одного из местных живописцев. Там он обучался всего полгода, а затем открыл собственную.

Учителями Рембрандта были современники и художники прошлого. Он овладевал техникой живописи и гравюры, изучал искусство Италии по копиям. Одна из первых картин - «Урок анатомии Тульпа». Можно сказать, что именно с этого полотна независимый творческий путь начал Рембрандт-художник. Биография его гласит, что первые несколько лет после окончания обучения живописи в жизни его были лишь радостные события.

Саксия

В двадцать пять лет художник переехал в столицу, а еще через три года женился на дочери бургомистра. Звали девушку Саксией. И она стала главной музой мастера. Образ жены увековечен знаменитым портретистом с необыкновенной нежностью.

Семейное счастье совпало и с творческим взлетом - Рембрандт стал получать высокооплачиваемые заказы от состоятельных людей. И в это же время у него появилось много учеников. Художник наконец смог приобрести собственный дом. краткая биография которого изложена в статье, не только много писал, но и почитал талант других мастеров. Он занимался коллекционированием, собирая подлинные раковины, вазы и античные бюсты. В его новом доме было достаточно пространства и для мастерской, и для жилых комнат, и для специального помещения, где хранились произведения Рафаэля, Дюрера и Мантеньи.

Так начал свой творческий путь Рембрандт, краткая биография которого включает лишь один небольшой период признания и успеха, а именно - 30-е годы. В это время художник написал более шестидесяти портретов. Наиболее известный из них - «Даная». В период работы над этой картиной живописец находился в зените славы.

Но вдруг все изменилось: умерли трое детей, скончалась любимая жена. Вскоре он лишился матери и сестер. Рембрандт остался один с малолетним сыном. Жизнь дала трещину, которая не затянулась до конца его дней.

Нищета

В 50-е годы заказов становилось все меньше и меньше. Состоятельные люди больше не нуждались в его портретах. В церквях картины тоже не требовались. Объяснялось это тем, что в Голландии все-таки победил протестантизм, представители которого весьма негативно смотрели на использование религиозных мотивов в изобразительном искусстве.

Вдобавок дали о себе знать непогашенные долги. На Рембрандта был подан официальный иск. Его признали несостоятельным, и все имущество было распродано. Но и после этого не все кредиторы были удовлетворены, и суд постановил, что картины, которые будут создаваться в дальнейшем, должны также пойти в счет погашения оставшихся долгов. Все это означало абсолютно нищенское существование.

Живописец, в прошлом познавший славу и богатство, к пятидесятилетнему рубежу превратился в одинокого, забытого всеми бедняка. Хотя писал он по-прежнему много, но все его полотна тут же забирали кредиторы. Утешением стала вторая жена, с которой Рембрандт состоял лишь в гражданском браке, что весьма неодобрительно воспринималось обществом. Однако женитьба на этой женщине для него означала потерю опекунства над сыном.

Так начался новый тяжелый период, который все же необыкновенно мужественно перенес Рембрандт Харменс Ван Рейн. Биография художника с этого момента состоит больше из горестей, и даже если и наступали минуты просветления, то совсем ненадолго, а потом вновь случалась какая-нибудь трагедия.

Хендрикье

Образ второй жены также запечатлен на полотнах знаменитого живописца. Молодостью и красотой она уступала первой, однако художник смотрел на нее глазами любви и изображал с большой теплотой. Но церковь выступила с осуждением его образа жизни, и дочь, которую подарила Рембрандту вторая жена, была объявлена незаконнорожденной. Бедственное положение привело к тому, что семья живописца вынуждена была переехать в один из самых бедных кварталов Амстердама.

Рембрандт, биография которого содержит множество печальных фактов, познал настоящую любовь. А Хендрикье не только была заботливой и любящей женой, но также отличалась необыкновенной добротой. Эта женщина смогла заменить мать сыну Рембрандта от первого брака.

На время удалось-таки поправить материальное положение. В этом художнику помог сын, который вместе с мачехой открыл антикварный магазин. Но судьба все продолжала испытывать художника. В 1663 году потерял свою любимую Хендрикье Рембрандт.

Биография и книги, посвященные жизнеописанию великого мастера, повествуют, что в его жизни была еще одна муза. Эта женщина была намного моложе Рембрандта, но и ее несчастный художник пережил.

Сын умер спустя пять лет после смерти Хендрикье. С Рембрандтом осталась только дочь, которой в то время было четырнадцать. Но, несмотря ни на что, живописец не останавливался на достигнутом и не опускал руки. Он все также продолжал писать картины, резать гравюры...

В 1669 году великий живописец умер на руках своей дочери. Ушел он тихо и незаметно. А его талант был оценен лишь после его смерти.

Творчество

Биография Рембрандта - жизнеописание мученика. Его творчество - вершина Этот мастер, однако, был чрезвычайно одинок среди собратьев по искусству. Современники его не признавали. Но огромное влияние на творчество голландского живописца оказало искусство барокко, и прежде всего творчество Микеланджело.

Художник писал то, что видел собственными глазами в реальной жизни. Биография Рембрандта гласит, что жизнь его сложилась таким образом, что он имел возможность видеть окружающий мир без прикрас. Печальный опыт созерцания он переносил на холст. Но то, как он это делал, отличалось необычайной поэтичностью. На полотнах Ван Рейна всегда царит полумрак. Нежный золотистый свет выделяет из него фигуры.

Библейские мотивы

Важное место в творчестве голландского художника занимала религия. Именно здесь он проявил своеобразие своего мастерства. Главным источником вдохновения на протяжении всего творческого пути для Рембрандта были библейские сюжеты. Даже когда картины на религиозную тематику перестали пользоваться спросом, он писал их для себя, потому как испытывал в этом непреодолимую потребность. В полотна, посвященные этой теме, он вложил свою душу, свою молитву, а также глубокое прочтение Евангелия.

Последние работы художника поразительны. И первое, что бросается в глаза - это отточенность стиля, глубина проникновения во внутренний мир художественных образов. Биография Рембрандта и его картины как будто не имеют связи. Образы на полотнах столь умиротворенные, что это никак не сочетается с непростой трагической судьбой автора.

Новый жанр

В последние годы художник нередко писал автопортреты. При взгляде на них создается впечатление, что Рембрандт пытался разгадать собственную жизнь. Смотрев в них, как в зеркало, он стремился познать свою судьбу и замысел Божий, который столь причудливо вел его по жизни. Его автопортреты стали не только вершиной творчества. Ничего подобного нет в мировом искусстве. Эти полотна не имеют аналогов в истории портретной живописи.

На последних автопортретах предстает человек с одухотворенным лицом, который героически переносит нелегкие испытания и преодолевает горечь утрат. Рембрандт является основателем своеобразного Подобные картины передают не только внешний облик, но и судьбу человека, его внутренний мир.

Биография и творчество Рембрандта пятидесятых годов отмечены в первую очередь выдающимися достижениями в написании портрета. В этот период работы его отличались, как правило, внушительным размером, монументальностью форм и спокойными, умиротворенными позами. Натурщики нередко сидели в помпезных глубоких креслах, сложив на коленях руки и повернув лицо к зрителю. Одна из характерных особенностей великого портретиста - выделение светом лица и кистей рук.

Как правило, натурщиками были люди немолодые, умудренные тяжелым жизненным опытом - старики и старухи с невеселых дум на лице и непосильного труда на руках. Такие модели предоставляли художнику возможность блестяще продемонстрировать не только внешние признаки преклонного возраста, но также и внутренний мир человека. В необычайно проникновенных портретах великого Рембрандта можно ощутить при долгом изучении прожитую человеком жизнь. Когда мастер изображал близких, друзей, незнакомых стариков, городских нищих, он с удивительной зоркостью мог передавать слегка уловимые душевные движения, живой трепет в лице и даже смену настроения.

Наследие этого мастера огромно. Рембрандт отличался невероятной работоспособностью: он создал более двухсот пятидесяти картин, трехсот гравюр и тысячи рисунков. Великий мастер умер в нищете. И только после смерти стали цениться дорого полотна, которые создавал Рембрандт.

Краткая биография и творчество голландского живописца изложено в этой статье. Но это дает совсем поверхностное понятие о нелегком пути гения, сыгравшего выдающуюся роль в развитии мирового изобразительного искусства. Сегодня полотна мастера находятся во многих музеях мира и входят в частные коллекции.

Ре́мбрандт Ха́рменс ван Рейн (нидерл. Rembrandt Harmenszoon van Rijn [ˈrɛmbrɑnt ˈɦɑrmə(n)soːn vɑn ˈrɛin], 1606-1669) - голландский художник, рисовальщик и гравёр, великий мастер светотени, крупнейший представитель золотого века голландской живописи. Он сумел воплотить в своих произведениях весь спектр человеческих переживаний с такой эмоциональной насыщенностью, которой до него не знало изобразительное искусство. Работы Рембрандта, чрезвычайно разнообразные по жанровой принадлежности, открывают зрителю вневременной духовный мир человеческих переживаний и чувств.

Рембрандт Харменсзон («сын Хармена») ван Рейн родился 15 июля 1606 года (по некоторым данным, в 1607) в многодетной семье состоятельного владельца мельницы Хармена Герритсзона ван Рейна в Лейдене. Семья матери даже после Нидерландской революции сохраняла верность католическому вероисповеданию.

В Лейдене Рембрандт посещал латинскую школу при университете, но наибольший интерес проявлял к живописи. В 13 лет его отдали учиться изобразительному искусству к лейденскому историческому живописцу Якобу ван Сваненбюрху, католику по вере. Исследователям не удалось найти работы Рембрандта, относящиеся к этому периоду, поэтому вопрос о влиянии Сваненбюрха на становление творческой манеры Рембрандта остаётся открытым: слишком мало известно сегодня об этом лейденском художнике.

В 1623 году Рембрандт учился в Амстердаме у Питера Ластмана, прошедшего стажировку в Италии и специализировавшегося на исторических, мифологических и библейских сюжетах. Вернувшись в 1627 году в Лейден, Рембрандт вместе с другом Яном Ливенсом открыл собственную мастерскую и начал набирать учеников. За несколько лет он приобрел широкую известность.

Ластмановское пристрастие к пестроте и детальность в исполнении оказало огромное влияние на молодого художника. Оно явственно сквозит в его первых сохранившихся произведениях - «Побиении камнями св. Стефана» (1629), «Сцене из древней истории» (1626) и «Крещении евнуха» (1626). В сравнении с его зрелыми работами они необычайно красочны, художник стремится тщательно выписать каждую деталь материального мира, как можно достовернее передать экзотическую обстановку библейской истории. Почти все герои предстают перед зрителем наряженными в причудливые восточные наряды, блистают драгоценностями, что создаёт атмосферу мажорности, парадности, праздничности («Аллегория музыки», 1626; «Давид перед Саулом», 1627).

Итоговые произведения периода - «Товит и Анна», «Валаам и ослица» - отражают не только богатую фантазию художника, но и его стремление как можно выразительнее передать драматичные переживания своих героев. Подобно другим мастерам барокко , он начинает постигать значение резко вылепленной светотени для передачи эмоций. Его учителями в отношении работы со светом были утрехтские караваджисты , но ещё в большей степени он ориентировался на произведения Адама Эльсхаймера - немца, работавшего в Италии. Наиболее караваджистские по исполнению полотна Рембрандта - «Притча о неразумном богаче» (1627), «Симеон и Анна в Храме» (1628), «Христос в Эммаусе» (1629).

К этой группе примыкает картина «Художник в своей мастерской» (1628; возможно, это автопортрет), на котором художник запечатлел себя в мастерской в момент созерцания собственного творения. Холст, над которым ведётся работа, вынесен на первый план картины; в сравнении с ним сам автор кажется карликом.

Одним из неразрешённых вопросов творческой биографии Рембрандта является его художественная перекличка с Ливенсом. Работая бок о бок, они не раз брались за один и тот же сюжет, как, например, «Самсон и Далила» (1628/1629) или «Воскрешение Лазаря» (1631). Отчасти оба тянулись за Рубенсом , который слыл тогда лучшим художником всей Европы, иногда Рембрандт заимствовал художественные находки Ливенса, иногда дело было ровно наоборот. По этой причине разграничение работ Рембрандта и Ливенса 1628-1632 годов представляет известные сложности для искусствоведов. Среди других известных его работ - «Валаамова ослица» (1626 г).

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

Ресмбрандт родился в Лейдене, в семье довольно зажиточного владельца мельницы. Сначала учился в Латинской школе, а затем недолго в лейденском университете, но оставил его ради занятий живописью сначала у малоизвестного местного мастера, а затем у амстердамского художника Питера Ластмана.

После недолгого обучения Рембрандт уезжает в родной город, чтобы самостоятельно заниматься живописью в собственной мастерской. Это время становления художника, когда он увлекался творчеством Караваджо. В этот период он много пишет портретов членов своей семьи - матери, отца, сестры и автопортреты. Уже в это время он уделяет особое внимание освещению и передаче духовных переживаний своих моделей. Молодой художник любит наряжать их в различные одежды, драпироавть в красивые ткани, великолепно передавая их фактуру и цввет.

В 1632 году Рембрандт уезжает в Амстердам, центр художественной культуры Голландии, который, естественно, привлекал молодого художника. Здесь он быстро достигает известности, у него много заказов. В то же время он с воодушевлением продолжает совершенствовать свое мастерство. 30-е годы - время наивысшей славы, путь к которой открыла для живописсца его большая заказная картина "Урок анатомии". Все позы и действия в картине естественны, но лишены излишнего натурализма.

В 1634 году Рембрандт женится на девушке из богатой семьи - Саскии ван Эйленборх - и с этих пор попадает в патрицианские круги. Начинается самая счастливая пора жизни художника: обоюдная страстная любовь, материальное благополучие, масса заказов. Живописец часто пишет молодую жену: "Флора", "Автопортрет с Саскией на коленях". Но счастье длилось недолго. В 1642 году Саския скончалась, оставив маленького сына Титуса.

Моральная подавленность и овладевшая Рембрантом страсть к коллекционированию постепенно привели его к разорению. Этому способствовало и изменение вкусов публики, увлекшейся тщательно прописанной светлой живописью. Рембрандт же, никогда не уступавший вкусам заказчиков, интересовался контрастами света и тени, оставляя свет в одной точке, остальная часть картины была в тени и в полутени. Заказов становилось все меньше. Новая подруга его жизни Хендрикье Стоффельс и его сын Титус основали в помощь художнику компанию по торговле картинами и антиквариатом. Но их усилия оказались тщетными. Дела шли все хуже. В начале 1660-х годов умерла Хендрикье, а черех несколько лет и Титус.

Однако, несмотря ни на что, художник продолжает работать. В эти особенно тяжелые годы он создает ряд замечательных работ: "Синдики", "Возвращение блудного сына", поражающим внутренним драматизмом.

Величайший художник умер в крайней бедности 4 октября 1669 года. Современники холодно отнеслись к этой потере. Понадобилось почти двести лет, чтобы сила рембрандтовского реализма, глубокой психологии его полотен, удивительное живописное мастерство подняли его имя из забвения и поставили в ряд величайших мировых имен.

Флора - италийская богиня цветов, юности. Культ Флоры - один из древнейших сельскохозяйственных культов Италии, особенно племени сабинян. Римляне отождествляли Флору с греческой Хлоридой и праздновали в ее честь весной так называемые флоралии, во время которых происходили веселые игры, принимавшие иногда разнузданный характер. Люди украшали себя и животных цветами, женщины надевали на себя яркие платья.
В античном искусстве Флору изображали молодой женщиной с цветами в руках или рассыпающей цветы.

Все полотно пронизано откровенным ликованием! Автопортрет изображает супругов за веселой пирушкой. Рембрандт, огромный по сравнению со своей тоненькой женой, держит ее на коленях и поднимает хрустальный кубок пенящегося вина. Они как будто захвачены врасплох, в интимной обстановке бьющей через край жизни.

Рембрандт, в богатом военном костюме с золоченой перевязью и рапирой на боку, похож на какого-нибудь щеголя-рейтера, веселящегося с девушкой. Его не смущает, что подобное времяпровождение могут считать признаком дурного тона. Он знает лишь, что его жена любима, а потому прекрасна в своем роскошном корсаже, шелковой юбке, великолепной наколке и драгоценном ожерелье и что все должны восхищаться ею. Он не боится показаться ни вульгарным, ни тщеславным. Он живет в царстве мечты и радости, вдали от людей, и ему не приходит в голову, что его могут порицать. И все эти чувства переданы простодушным выражением сияющего лица самого художника, достигшего как будто всех земных благ.

Картина выражает радость жизни, сознание молодости, здоровья и благополучия.

После смерти Саскии в жизнь Рембрандта вошла другая женщина, скромная служанка Хендрикье Стофффельс, скрасившая одиночество мастера. Он часто писал ее, но в названиях работ, где она служила моделью, никогда не упоминал ее имени.

История о библейском патриархе Иосифе рассказывается в книге Бытие.
Еще в родительском доме Иакова и Рахили их любимый сын Иосиф выступает как сновидец. Отец выделяет Иосифа среди братьев, и они, завидуя его особому положению и красивой одежде, продают Иосифа в рабство караванщикам, направляющимся в Египет.
В Египте Иосиф служит рабом у богатого вельможи Потифара, начальника телохранителей фараона. Потифар доверяет Иосифу весь свой дом, но жена Потифара покушается на его целомудрие, и Иосиф убегает, оставив в руках женщины свою одежду. Жена Потифара, влюбившись в Иосифа, и не добившись взаимности, обвиняет его в изнасиловании.
В тюрьме, куда отправили Иосифа, вместе с ним находятся хлебодар и виночерпий царя. Иосиф толкует их сны, согласно которым хлебодар будет казнен, а виночерпий прощен через три дня. Пророчество Иосифа исполняется, и виночерпий вспоминает о нем, когда египетские жрецы затрудняются истолковать сон фараона о семи тучных коровах, пожранных семью тощими и о семи хороших колосках, пожранных тощими. Вызванный из тюрьмы Иосиф толкует сон как предвестие того, что после ближайших семи лет хорошего урожая придет семь лет жестокого недорода. Он советует фараону назначить доверенное лицо для создания запасов на время голода.
Фараон назначает доверенным лицом Иосифа, жалует его своим перстнем, дает ему египетское имя, а в жены - египтянку Асенеф, дочь жреца из Гелиополя.

Самсон любил бродить по стране и однажды попал в город Фимнаф. Там он без памяти влюбился в статную филистимлянку и пожелал на ней жениться. Он бегом примчался домой и попросил родителей посвататься к его любимой. Старики от ужаса схватились за голову: сын и так причинил им немало горя, а теперь вдобавок ко всему вздумал жениться на иностранке, дочери филистимлянина. Самсон, однако, стоял на своем. Родителям ничего не оставалось делать - тяжело вздохнув, они подчинились прихоти взбалмошного сына. Самсон стал женихом и с тех пор часто хаживал в гости к родителям невесты.
Однажды, когда Самсон бодро шагал по тропинке меж виноградников, ему загородил дорогу молодой рыкающий лев. Силач разорвал льва в клочья и как ни в чем не бывало пошел в Фимнаф, никому не рассказав о своем приключении. Возвращаясь домой, он с удивлением увидел, что в пасти убитого льва гнездится рой пчел и уже скопилось много меду. Самсон принес соты родителям, не сказав ни слова, где он их взял.
В Фимнафе сватовство прошло благополучно, был большой пир, все поздравляли жениха и невесту, назначили день свадьбы. По филистимлянскому обычаю свадебное торжество продолжается семь дней.
На пиру родители невесты, опасаясь необыкновенной силы Самсона, приставили к нему в роли брачных дружков тридцать молодых сильных филистимлян. Самсон, с усмешкой глядя на "стражников", предложил им разгадать загадку. Разгадать ее надо было к концу свадьбы, на седьмой день.
Загадка звучала так: "Из ядущего вышло ядомое, и из сильного вышло сладкое". Конечно, никто не мог разгадать этой загадки, поскольку никто не знал, что речь идет о пчелах, вкушающих нектар (пчелы и есть "ядущие"), о меде ("ядомое") и о сильном льве. При этом Самсон выставил условия: если она будет разгадана, они получат 30 рубашек столько же верхнего платья, а если нет - они расплатятся с ним так же.
Огорошенные филистимляне думали три дня над этой странной загадкой. Отчаявшись, они пошли к его молодой жене и пригрозили, что если она не выведает у мужа ответ загадки, они сожгут и их самих, и дом ее отца. Уж очень не хотелось филистимлянам выплачивать Самсону богатый куш.
Хитростью и лаской жена выведала у мужа ответ на загадку, и на следующий день филистимляне дали верный ответ. Разгневанному Самсону нечего было делать, как отдать условленный долг, а родители его были очень бедны. Тогда он убил 30 филистимлян и их одежду отдал в качестве долга. Сам же Самсон, понимая, что выдала его жена, хлопнул дверью и ушел снова к своим родителям.

Артемида (Артемис) - дочь Зевса и Лето, сестра Аполлона. Первоначально почиталась как богиня животного и растительного мира. Она - "владычица зверей", Тавропола (защитница быков), Лимнатис (болотная), медведица (в этом облике ей поклонялись в Бавроне). Позднее - богиня охоты, гор и лесов, покровительница рожениц.
Артемида выпросила для себя у Зевса вечную девственность. Шестьдесят Океанид и двадцать нимф были ее постоянными спутницами на охоте, участницами в ее играх и танцах. Ее главная функция - охранение установленных обычаев, жертвоприношений богам, за нарушение которых она жестоко карает: на Калидонское царство она насылает страшного вепря, на брачное ложе царя Адмета - смертоносных змей. Она охраняет и животный мир, призывая к ответу Геракла, убившего керинейскую лань с золотыми рогами, и требует взамен убитой Агамемноном священной лани кровавую жертву - его дочь Ифигению (на жертвенном алтаре Артемида тайком от людей заменила царевну ланью, а Ифигению перенесла в Тавриду, сделав ее своей жрицей).
Артемида - защитница целомудрия. Она покровительствует Ипполиту, презирающему любовь, превращает Актеона, случайно увидевшего богиню обнаженной, в оленя, которого разорвали его собственные псы, а нимфу Калипсо, нарушившую обет, - в медведицу. Она обладает решительностью, не терпит соперничества, использует свои меткие стрелы как орудие наказания. Артемида вместе с Аполлоном истребила детей Ниобы, возгордившейся перед матерью богов Лето своими семью сыновьями и семью дочерьми; ее стрела поразила Ориона, осмелившегося состязаться с богиней.
Как богиня растительности, Артемида связана с плодородием.Этот культ особенно распространился в Эфесе (Малая Азия), где в ее честь был сооружен храм Артемиды Эфесской (одно из "семи чудес света"), сожженный Геростратом. Артемида почиталась здесь как богиня-кормилица, "многотрудная"; она же покровительница амазонок.
Артемида почиталась и как богиня войны. В Спарте перед боем в жертву богине приносили козу, а в Афинах ежегодно в юбилей Марафонской битвы (сентябрь-октябрь) на алтари возлагалось пятьсот коз.
Артемида нередко сближалась с богиней месяца (Гекатой) или богиней полной луны (Селеной). Известен миф об Артемиде-Селене, влюбленной в красавца Эндимиона, пожелавшего вечной юности и бессмертия и получившего их в непробудном сне. Каждую ночь богиня приближалась к гроту Карийской горы Латм, где спал юноша и любовалась его красотой.
Атрибут богини - колчан за спиной, в руках лук или факел; ей сопутствуют лань или свора охотничьих псов.
В Риме Артемида отождествляется с местным божеством Дианой.

Художник изобразил в образе Юноны Саскию, свою жену. Юнона - древнеримская богиня брака и рождения, материнства женщин и женской производительной силы. Покровительница браков, охранительница семьи и семейных постановлений. Главный атрибут этой богини - покрывало, диадема, павлин и кукушка. У Рембрандта павлин в левом нижнем углу картины.

В библейской мифологии Валтасар был последним вавилонским царем, с его именем связано падение Вавилона. Несмотря на осаду столицы, предпринятую Киром, царь и все жители, имея у себя богатый запас продуктов, могли беспечно предаваться удовольствиям жизни.
По случаю одного незначительного праздника Валтасар устроил великолепный пир, на который было приглашено до тысячи вельмож и придворных. Настольными чашами служили драгоценные сосуды, отобранные вавилонскими завоевателями у разных покоренных народов, между прочим, и дорогие сосуды из Иерусалимского храма. При этом, по обычаю древних язычников, прославлялись вавилонские боги, которые оказывались победоносными раньше и будут победоносными всегда, несмотря на все усилия Кира и его тайных союзников, иудеев, с их Иеговой.
Но вот, в самый разгар пира на стене проявилась человеческая рука и медленно стала писать какие-то слова. Увидев ее, "царь изменился в лице своем, мысли его спутались, связи чресл его ослабли, и колена его от ужаса стали биться одно о другое". Призванные мудрецы не сумели прочитать и разъяснить надпись. Тогда, по совету царицы пригласили престарелого пророка Даниила, который всегда проявлял необыкновенную мудрость. И он действительно прочитал надпись, которая на арамейском языке кратко гласила: "Мене, текел, упарсин" Это означало:"Мене - исчислил Бог царство твое и положил конец ему; текел - ты взвешен и найден очень легким; упарсин - разделено царство твое и отдано мидянам и персам".
В ту самую ночь - продолжает библейское повествование, - Валтасар, царь халдейский, был убит.

Товит - израильтянин, отличался праведностью в своей родной стране и не оставил благочестивого ассирийского правительства и вообще пережил целый ряд испытаний, в том числе слепоту, которые закончились для него и его потомства полным благословением Божиим. Его сын - Товия, исцелил с помощью ангела.

К Аврааму и его жене Сарре явился Бог в образе трех путников, трех прекрасных юношей (Бог-отец, Бог-сын и Бог-Святой Дух). Пожилые супруги оказали им щедрое гостеприимство. Приняв угощение, Бог возвестил супругам чудо: несмотря на глубокую старость, у них родится сын, и от него произойдет народ великий и сильный, и благословятся в нем все народы мира.

Один из самых загадочных эпизодов в Ветхом завете.
Когда Иаков остается один, появляется Некто (принято считать его ангелом) и борется с ним всю ночь. Ангелу не удается одолеть Иакова, тогда он касается жилы на бедре и повреждает ее. Тем не менее, Иаков выдерживает испытание и получает новое имя - Израиль, означающее "тот, кто борется с Богом и будет одолевать человеков".
Вот почему в какой-то степени естественны и оправданы позы Иакова и ангела, скорее обнимающихся, нежели борющихся.

Сюжет из Евангелия, но художник изображает как быт простых людей. Лишь ангелы, спускающиеся в полумрак бедного жилища, напоминает нам о том, что это не обыкновенная семья. Жест руки матери, откидывающий полог, чтобы посмотреть на спящего ребенка, сосредоточенность в фигуре Иосифа - все глубоко продумано. Простота быта и облика людей не делают картину приземленным. Рембрандт умеет в повседневности жизни увидеть не мелкое и обыденное, а глубокое и непреходящее. Мирной тишиной трудовой жизни, святостью материнства веет от этого полотна.

Иудейский царь Сеул стремился погубить молодого Давида, опасаясь, что он займет его трон. Предупрежденный своим другом, царевичем Ионафаном, победитель Голиафа Давид прощается с Ионафаном у камня Азайль (древнееврейское значение - расставание, разлука.) Ионафан суров и сдержан, лицо его скорбно. Давид в отчаяньи припадает к груди своего друга, он безутешен.

Согласно Библии, Вирсавия была женщиной редкой красоты. Царь Давид, прогуливаясь по крыше своего дворца, увидел внизу купающуюся Вирсавию. Ее муж, Урия, находится в то время вдали от дома, на службе в армии Давида. Вирсавия не пыталась соблазнить царя. Но Давид соблазнился красотой Вирсавии и приказал, чтобы ее доставили во дворец. В результате их отношений она забеременела и родила сына Соломона. Позже Давид написал командиру армии, где воевал Урия, письмо, в котором приказал поставить Урию там, где будет "самое сильное сражение, и отступите от него, чтобы он был поражен и умер".
Действительно, так и случилось, и Давид впоследствии женился на Вирсавии. Их первый ребенок прожил всего несколько дней. Давид позже раскаивался в содеянном.
При всем своем высоком положении самой возлюбленной из жен Давида Вирсавия заняла место в тени и вела себя достойным образом. Давид короновал Соломона, сына Вирсавии, на царство. Вирсавия была мудрой женщиной и всегда надеялась на бога. По отношению к Давиду она стала верной и любящей женой и хорошей матерью своим детям - Соломону и Нафану.

Одна из последних картин Рембрандта. Это глубокая психологическая драма. В полотне с потрясающей силой звучит призыв к глубокой человечности, утверждение духовной общности людей, красота родительской любви.

Здесь изображен библейский сюжет о беспутном сыне, после долгих скитаний возвратившемся в отчий дом. Вся комната погружена во мрак, ярко освещены лишь отец и сын. Сын с обритой головой каторжника, в лохмотьях, с голой пяткой, с которой свалился дырявый башмак, упал на колени и прижался к отцу, спрятав свое лицо у него на груди. Старый отец, ослепший от горя в ожидании сына, ощупывает его, узнает и прощает его, благословив.

Художник естественно и правдиво передает всю силу отцовской любви. Рядом присутствуют оцепеневшие фигуры зрителей, выражающие удивление и равнодушие - это члены того общества, которое сначало развратило, а затем осудило блудного сына. Но отцовская любовь торжествует над их равнодушием и враждебностью.

Полотно стало бессмертным благодаря общечеловеческим чувствам, выраженным в нем - бездонной рдительской любви, горечи разочарований, потерь, унижений, стыда и паскаяния.

Это лучшее произведение Рембрандта 30-х годов.

Картина посвящена вечной теме любви. Сюжетом послужил миф о дочери царя Акрисия Данае. Оракул предсказал Акрисию, что он погибнет от рук своего внука.Тогда царь навечно заточил свою дочь в башню.Но всемогущий Зевс превратился в золотой дождь и в таком виде проник к Данае и стал ее возлюбленным. У них родился сын Персей, а затем опять по приказу Ариксия Даная вместе со своим сыном в ящике были брошены в море. Но Даная и ее сын не погибли.

Художник изображает момент, когда Даная радостно ожидает Зевса. Старуха-служанка отодвигает занавес ее ложа, и золотистое сияние вливается в комнату. Даная, в предчувствии счастья, приподнимается навстречу золотому дождю. Покрывало спало и обнажило уже не юное, отяжелевшее тело, далекое от законов классической красоты. Тем не менее, оно подкупает жизненной правдивостью, мягкой округлостью форм. И хотя художник обращается к теме из античной мифологии, картина явно написана в духе реализма.

Рембрандт много писал на темы библейских историй, и все они были у него на свой лад, обновленными по содержанию. Часто он писал картины вопреки логике - освещение, краски, все только по своему представлению. Ту же независимость художник проявляет и в манере одевать своих персонажей. Он наряжал их в странные одеяния - и Саскию, и Юнону, и других...
То же и с четой в картине "Еврейская невеста". Название странное, ведь на полотне изображена супружеская пара, причем жена беременна.
На фоне неясной зелени угадывается часть большой стены и городского пейзажа. Чета в красно-золотой одежде стоит перед пилястром. Два лица и четыре руки мужчина наклоняется к женщине, взор которой обращен к самой себе, к своим мыслям. Ее правая рука, держащая цветы, покоится на животе. В лице - доверчивая серьезность супруги, занятой лишь присутствием в себе еще одной жизни. Мужчина обнимает ее левой рукой за плечи. Правая рука лежит на платье на уровне груди, где с ней соприкасается левая рука женщины. Пальцы касаются друг друга. Легкое прикосновение. Мужчина смотрит на руку женщины, дотронувшуюся до его собственной.

На картине Рембрандт полностью отказался от классического идеала обнаженной женской фигуры. Здесь он изобразил Хендрикье, свою вторую жену, раздевающейся перед купанием, вопреки всем канонам красоты. Золотое одеяние лежит у кромки воды, а милая молодая женщина, стыдливо поднимая рубашку, входит в холодную воду. Она будто возникает из коричневой темноты, ее застенчивость и скромность читаются и в легко написанном лице, и в руках, поддерживающих рубашку.

Творчество Рембрандта Харменса ван Рейна (1606-1669) знаменует наивысший расцвет голландского искусства XVII века и одну из вер­шин мирового искусства вообще. Демократическое и истинно гуман­ное, проникнутое горячей верой в торжество справедливых жизнен­ных начал, оно воплотило в себе самые передовые и жизнеутверждаю­щие идеи своего времени. Художник поднял изобразительное искусство на новую ступень, обогатив его небывалой жизненностью и пси­хологической глубиной. Рембрандт создал новый живописный язык, в котором главную роль играли тонко разработанные приемы светотени и насыщенный, эмоционально напряженный колорит. Духовная жизнь человека стала отныне доступной изображению средствами реалисти­ческого искусства.

Рембрандт выступил новатором во многих жанрах. Как портре­тист, он явился создателем своеобразного жанра портрета-биографии, где долгая жизнь человека и его внутренний мир раскрывались во всей своей сложности и противоречивости. Как исторический жи­вописец, он претворил далекие античные и библейские легенды в со­гретый высоким гуманизмом рассказ о реальных земных человеческих чувствах и отношениях.

Середина 1630-х годов - время наибольшей близости Рембрандта к общеевропейскому стилю барокко, пышному и шумному, насыщен­ному театральным пафосом и бурным движением, контрастами света и тени, противоречивым соседством натуралистических и декоратив­ных моментов, чувственности и жестокости.

В барочный период написано «Снятие с креста» (1634). Картина иллюстрирует евангельскую легенду о том, как Иосиф Аримафейский, Никодим и Другие ученики и близкие Христа, получив разрешение Пилата, сняли ночью тело Христа, завернули его в бога­тую плащаницу и похоронили.

Легенда рассказана Рембрандтом с потрясающей жизненной прав­дой. Трагическая смерть учителя и сына повергла участников собы­тия в глубокое горе. Художник вглядывается в лица, стараясь про­никнуть в души людей, прочесть реакцию каждого на происходящее. Взволнованно передает он обморок Марии, матери Христа, плач и стенания женщин, страдание и скорбь мужчин, испуг и любопытство подростков.

В этом произведении Рембрандт отталкивался от известной кар­тины Рубенса того же названия, используя отдельные композиционные мотивы вели­кого фламандца и стремясь превзойти его в выражении душевных движений героев.

Другим важным достижением этой картины, наряду с индиви­дуализацией чувств действующих лиц, явилось использование света для достижения цельности многофигурной композиции. Три главных момента легенды - снятие с креста, обморок Марии и расстилание плащаницы - освещены тремя различными источниками света, ин­тенсивность которых убывает сообразно с уменьшением значения сцены.

Начало нового периода в жизни и творческой деятельности масте­ра было отмечено двумя важными событиями, которые произошли в 1642 году: безвременной смертью Саскии, горячо любимой жены, оставившей ему годовалого сына, и созданием картины «Ночной до­зор»- большого группового портрета амстердамских стрелков, самого знаменитого произведения мастера.

Семейная трагедия и завершение ответственного заказа поставили Рембрандта перед сложными проблемами личной и творческой жизни. Художник выходит из этого кризиса возмужавшим и умудренным. Его искусство становится серьезнее, собраннее и глубже, а главное, в нем все явственней проступает интерес к внутренней жизни человека, к тому, что творится в его душе.

В тесной связи с эволюцией творчества Рембрандта в 1640-е годы следует рассматривать и одно из главнейших произведений худож­ника - «Даная» , хотя на картине стоит дата 1636. На создание обра­за Данаи, легендарной греческой царевны, заточенной своим отцом, чтобы избежать предсказанной ему гибели от руки внука, Рембрандта вдохновила его первая любовь - Саския. Но через десять лет, как по­казали новейшие исследования, художник, неудовлетворенный перво­начальным решением, существенно перерабатывает образ главной ге­роини. Моделью для окончательного варианта картины послужила ему, по-видимому, Гертье Диркс, молодая вдова, поселившаяся в доме Рембрандта после смерти Саскии сначала как нянька годовалого Титуса, а затем и на правах полной хозяйки. Таким образом, голова, пра­вая рука и в значительной степени тело Данаи, ожидающей в своей темнице возлюбленного (по легенде, влюбившийся в Данаю Зевс про­ник к ней в виде золотого дождя), а также фигура старухи-служанки оказались написанными заново, в смелой широкой манере середины и второй половины 1640-х годов. Почти все остальные детали картины остались такими, какими были написаны в 1636 году, характерным для предшествующего периода аккуратным, рисующим мазком.

Значительным изменениям подвергся и колорит картины. В пер­воначальном варианте господствовали холодные тона, типичные для середины 1630-х годов. Заменив золотой дождь первого варианта золотым светом, как бы предвещающим появление влюбленного бога, Рембрандт выполняет теперь центральную часть картины в теплом тоне с золотистой охрой и красной киноварью в ка­честве доминант.

Во втором варианте, то есть в 1646-1647 годах, Даная получила и углубленную психологическую характеристику, благодаря которой раскрылся сокровенный внутренний мир женщины, вся сложная и противоречивая гамма ее чувств и переживаний. «Даная», таким образом,-наглядный конкретный пример становления знаменитого рембрандтовского психологизма.

Творчество Рембрандта 1650-х годов отмечено прежде всего дости­жениями в области портрета. Внешне портреты этого периода отли­чаются, как правило, большим размером, монументальными формами. спокойными позами. Модели обычно сидят в глубоких креслах, поло­жив на колени руки и повернувшись прямо к зрителю. Светом выде­лены лицо и кисти рук. Это всегда пожилые, умудренные долгим жиз­ненным опытом люди - старики и старухи с печатью невеселых дум па лицах и нелегкого труда на руках. Подобные модели давали худож­нику блестящие возможности показать не только внешние приметы преклонного возраста, но и духовный облик человека. В собрании Эр­митажа эти работы хорошо представлены незаказными портретами:

«Старик в красном», «Портрет старушки» и «Портрет старика еврея».

Мы не знаем имени человека, послужившего моделью для портре­та «Старик в красном». Рембрандт писал его дважды: в портрете 1652 го­да (Национальная галерея, Лондон) он изображен сидящим в кресле с подлокотниками, в глубокой задумчивости склонившим голову на правую руку; эрмитажный вариант трактует ту же тему- человек на­едине со своими думами. На этот раз художник применяет строго сим­метричную композицию, изображая неподвижно сидящего старика в фас. Но тем заметнее движение мысли, едва уловимая смена выраже­ния лица: оно кажется то суровым, то более мягким, то усталым, то вдруг озаренным приливом внутренней силы и энергии. То же происходит и с руками: они кажутся то судорожно сжатыми, то лежащими обессиленно. Художник достигает этого прежде всего благодаря блестящему мастерству светотени, которая в зависимости от ее силы и контрастности вносит в изображение элегическую расслабленность или драматическое напряжение. Огромную роль играет при этом и манера нанесения краски на холст. Изрытое морщинами лицо старика и узловатые натруженные руки обретают художественную, выразительность благодаря вязкому месиву красок, в котором переплетающиеся жирные мазки передают структуру формы, а тонкие лессировки придают ей движение и жизнь.

Безымянный старик в красном с подчеркнутым достоинством, силой духа и благородством стал выражением новой этической позиции художника, открывшего, что ценность личности не зависит от официального положения человека в обществе.

К середине 1660-х годов Рембрандт завершает свое самое проник­новенное произведение - «Возвращение блудного сына». Его можно рассматривать как завещание Рембрандта-человека и Рембрандта-художника. Именно здесь идея всепрощающей любви к человеку, к униженным и страждущим - идея, которой Рембрандт служил всю свою жизнь,- находит наивысшее, совершеннейшее воплощение. И именно в этом произведении мы встречаемся со всем богатством и разнообразием живописных и технических приемов, которые вырабо­тал художник за долгие десятилетия творчества.

Оборванный, обессиленный и больной, промотавший свое состоя­ние и покинутый друзьями, появляется сын на пороге отчего дома и здесь, в объятиях отца, находит прощение и утешение. Безмерная свет­лая радость этих двоих - старика, потерявшего всякие надежды на встречу с сыном, и сына, охваченного стыдом и раскаянием, прячуще­го лицо на груди отца,- составляет главное эмоциональное содержа­ние произведения. Молча, потрясенные, застыли невольные свидетели этой сцены.

Художник предельно ограничивает себя в цвете. В картине доми­нируют золотисто-охристые, киноварпо-красные и черно-коричневые тона при бесконечном богатстве тончайших переходов внутри этой скупой гаммы. В нанесении красок на холст участвуют и кисть, и шпа­тель, и черенок кисти; но и это Рембрандту кажется недостаточным-он наносит краски на холст непосредственно пальцем (так написана, например, пятка левой ноги блудного сына). Благодаря разнообразию приемов достигается повышенная вибрация красочной поверхности - краски то горят, то сверкают, то глухо тлеют, то как бы светятся из­нутри, и ни одна деталь, ни один, даже самый незначительный, уголок холста не оставляет зрителя безучастным.

Только умудренный огромным жизненным опытом человек и ве­ликий, проделавший большой путь художник мог создать это гениаль­ное и простое произведение.

Рембрандт Харменс ван Рейн - известный во всем мире художник и гравер. Биография Рембрандта очень интересна, поэтому неудивительно, что изучению его жизни и творчества посвящено колоссальное количество искусствоведческих исследований и научных монографий.

Ранние годы

Художник Рембрандт, биография которого рассматривается в этой статье, появился на свет в семье мельника Хармена Герритса в 1606 году. Его мать звали Нелтье Виллемсдохтер ван Рейн.

Благодаря тому что дела у отца шли в то время хорошо, будущий живописец получил довольно хорошее образование. Он был определен в латинскую школу, однако юноше не нравилось там учиться, поэтому его успехи оставляли желать лучшего. В итоге отец уступил просьбам сына и позволил ему пойти учиться в художественную мастерскую Якоба ван Сваненбюрха.

Биография Рембрандта интересна тем, что его первый наставник не оказал сильного влияния на художественный стиль живописца. Наибольшее воздействие на начинающего художника оказал его второй учитель, к которому он перешел через три года работы у Сваненбюрха. Им стал Питер Ластман, в ученики к которому Рембрандт определился, когда переехал жить в Амстердам.

Творчество и биография художника

Краткая биография Рембрандта ван Рейна не позволяет подробно изложить весь его творческий путь и жизнь, но основные моменты все же вполне возможно разобрать.

В 1623 году художник вернулся домой в город Лейден, где уже к 1628 году обзавелся собственными учениками. Сведения о самых первых известных его работах относятся к 1627 году.

Планомерно и усердно шел к своему творческому успеху Рембрандт Харменс ван Рейн - биография талантливого живописца свидетельствует о том, что на ранних этапах своего творчества он трудился не покладая рук.

В то время он писал главным образом своих родных и близких, а также сцены из жизни родного города. В галерее Касселя хранится портрет мужчины с двойной золотой цепью на шее, относящийся как раз к этому периоду жизни художника, известного всему миру как Рембрандт. Биография и творчество этого живописца уже тогда стали привлекать к себе внимание.

Переезд в Амстердам

В 1631 году молодой человек перебирается жить в столицу - город Амстердам. В родных краях отныне он появляется крайне редко. Биография Рембрандта на этой стадии его жизни и творчества изобилует свидетельствами того, что он быстро набирал известность и творческий успех в богатых кругах Амстердама.

Это очень плодотворный этап жизни художника. Рембрандт, краткая биография которого излагается в нашей статье, очень много работал, выполняя множество заказов и при этом не забывая постоянно совершенствоваться. Художник рисовал с натуры и гравировал интересные персонажи, попадавшиеся ему в еврейском квартале города.

Тогда были написаны такие знаменитые картины, как "Урок анатомии" (1632 год), "Портрет Коппеноля" (1631 год) и многие другие.

Творческий и финансовый успех

В 1634 году Рембрандт играет свадьбу с Саскией ван Юленборх, которая была дочерью успешного юриста. Во многом это ознаменовало самую успешную пору в жизни и творчестве художника. У него достаточно денег и множество заказов, которые он охотно выполняет.

Биография Рембрандта того периода свидетельствует о том, что он очень любил писать свою жену, причем не только в портретах, но и зачастую ее образ можно увидеть и на других картинах живописца.

Наиболее известными картинами, на которых изображена молодая жена художника являются:

  • "Портрет невесты Рембрандта";
  • "Портрет Саскии";
  • "Рембрандт с его женой".

Рембрандт: краткая биография после смерти первой жены

Счастливый брак молодого человека продлился не очень долго. Спустя семь лет совместной жизни Саския скоропостижно скончалась в 1642 году. И с этого момента вся жизнь художника начинает меняться в худшую сторону.

Несмотря на то что Рембрандт женился во второй раз, такого же счастья, как в первом браке, у него уже не было. Его спутницей жизни стала его бывшая служанка Гендрикие Ягерс.

В тот жизненный период художник испытывает сильные материальные трудности, причем не из-за отсутствия работы и заказов, а по причине собственного пристрастия к собирательству произведений искусства, на которые он тратил большую часть своих доходов.

Его увлечение коллекционированием довело до того, что в 1656 году он был объявлен должником, который не в состоянии расплатится с долгами, а в 1658 году ему пришлось отказаться от собственного дома в уплату долгов. С того момента художник жил в гостинице.

Ухудшение положения

Гендрикие и сын Рембрандта Титюс основали торговую компанию по сбыту произведений искусства. Однако дела шли все равно не слишком хорошо, а после смерти Гендрикие в 1661 году положение стало еще хуже. Через семь лет из жизни уходит и сын, который вел дела компании.

Финансовое положение великого художника становится просто ужасным, но бедность не убила в нем желание творить. Он продолжает упорно писать картины, которые, впрочем, уже не пользуются таким же успехом у современников, как раньше, потому что вкусы публики за эти годы изменились.

Рембрандт Харменс ван Рейн скончался в октябре 1669 года в полном одиночестве и крайней бедности.

Рембрандт: биография, картины

В отличие от современников великого живописца, следующие поколения высоко оценили не только раннее творчество художника, но и более поздние работы и полотна Рембрандта. Сегодня мастер является олицетворением голландской живописи и одним из самых ярких ее представителей.

Основным лейтмотивом всего его творчества можно назвать реализм, которым пронизаны все работы автора. Даже изображая мифологические сюжеты, Рембрандт демонстрирует древнегреческих богов и богинь в облике современных ему жителей Голландии. Ярким примером этому можно назвать картину "Даная", которая хранится в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге.

Некоторые мифологические картины вообще имеют полукарикатурное изображение богов и богинь. Это можно проследить в работе "Похищение Ганимеда" (второе название "Ганимед в когтях орла"), хранящейся в Дрезденском музее. Тут пропорции тела Ганимеда не соответствуют действительности, что говорит не о низком уровне мастерства исполнителя картины, а о его целенаправленном карикатурном подходе к изображению персонажа на полотне, так как на многих картинах Рембрандт с легкостью выполняет даже сложные элементы, изображающие части человеческой физиологии и анатомии.

Портретные работы художника вообще отличаются небывалой для его времени реалистичностью и правдоподобностью, что говорит о невероятном таланте мастера и способности переносить увиденное в жизни на полотно, а также о его довольно глубоких познаниях в человеческой анатомии и физиологии.

Очень тщательно и точно для подобного рода работ художник относится к различным мелочам и мелким аксессуарам. Это четко видно на картинах:

  • "Каллиграф" (Государственный Эрмитаж);
  • "Урок Анатомии" (Маурицхейс);
  • "Гильдия ткачей" (Музей Амстердама).

Творческий стиль

Для работ Рембрандта характерно то, что все важные элементы картины всегда выносятся художником на первый план, невзирая на композиционные особенности. Художник не всегда стремится показать, изображаемых людей или предметы правильными с точки зрения действительности. Ему свойственна умышленная гиперболизированность.

Главной особенностью, которая прошла сквозь все его произведения, является отсутствие ярких цветов и красочности. Причем это видно уже с самых ранних работ художника. И это сильно отличает их от картин итальянских мастеров или, к примеру, от творчества фламандского живописца Рубенса.

Наибольший упор Рембрандт делал на игру красок со светом и тенью. В этом его мастерство считается признанным и непревзойденным по сей день. Порой настолько сильна светотеневая игра красок на полотнах художника, что эксперты-искусствоведы до сих пор спорят какое время суток изображено на картине.

Одним из ярчайших примеров картины Рембрандта со столь великолепной палитрой является, пожалуй, самое знаменитое его полотно "Ночной дозор", споры о котором не прекращаются и сегодня.

"Ночной дозор"

Эта картина носит официальное название "Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга", однако во всем мире ее принято называть просто "Ночной дозор".

Однако из-за описанной выше любви художника к свето-теневой игре красок, споры о том, какое время суток изображено на картине, день или ночь, ведутся до сих пор и однозначного ответа нет.

Это полотно является символом и самым ярким произведением не только самого Рембрандта, но и всей голландской живописной школы. Оно считается достоянием Королевства Нидерланды и мирового искусства в целом.

Миллионы туристов со всего мира ежегодно приезжают в Амстердам, чтобы посетить Государственный музей (Рейксмюзеум) и полюбоваться знаменитой картиной. Каждый видит в ней что-то свое, у всех складывается собственное впечатление и мнение об этом полотне. Но всегда остается неизменным тот факт, что это великолепное произведение знаменитого творца не оставляет равнодушным абсолютно никого.

Заключение

Сегодня живописец и гравер Рембрандт, краткая биография и творчество которого были описаны в этой статье, является гордостью не только родной страны. О нем знают во всем мире, а его картинами восхищаются ценители искусства и живописи по всей планете. Картины художника охотно покупают за баснословные деньги на аукционах, где продают живопись и произведения искусства, а имя Рембрандта на слуху у любого человека, имеющего хоть малейшее представление об искусстве.

Сложно переоценить творческий вклад этого великого художника в живопись и культуру своей страны и всего мира. Недаром сегодня голландская школа живописи в первую очередь ассоциируется как раз с именем Рембрандта Харменса ван Рейна.



Рассказать друзьям