Служить ровно столько, чтобы Дары не замерзли. Вера Воронежская, организатор фестиваля классической музыки в селе Подмоклово

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

25 июня на ступенях уникального, построенного в стиле итальянского барокко храма Рождества Богородицы в селе Подмоклово Серпуховского района пройдет уже третий фестиваль классической музыки. Организатор фестиваля Вера Воронежская и ее отец Дионисий Крюков, настоятель храма, рассказывают, как в деревне за Окой появилась площадка, на которой выступает цвет Московской консерватории.

Вера Воронежская, организатор фестиваля классической музыки в селе Подмоклово

Каков ваш профессиональный бэкграунд? Насколько я понимаю, фестивали в Подмоклове тесно связаны с музыкальной средой Московской консерватории?

Да, я училась там на факультете исторического и современного исполнительского искусства. В этом году в первом блоке нашего фестиваля - с 12 до 14 часов - будут выступать пять преподавателей этого факультета: Алексей Любимов, Иван Соколов, Екатерина Державина, Юрий Мартынов и Петр Айду.

У нас на факультете всегда были очень дружеские отношения между педагогами и студентами. Я, как и все, поначалу была очень этим удивлена - студенты на уроке могут сами что-то предлагать, и никто тебе не скажет: «Я прав, а ты будешь играть, как я сказал». Педагоги не только не обижаются, а наоборот, приветствуют, когда мы ходим на уроки к другим педагогам. Я вот, например, посещаю уроки Алексея Борисовича Любимова. Мы с ним как-то разговорились, и в ответ на мой вопрос про фестиваль он сказал: «Да, могу приехать».

А с Петром Айду вообще интересно получилось - у него дача в Подмоклове. Но мы сначала познакомились в консерватории, а потом встретились здесь.

Со старинным роялем Becker , который к нам приедет на фестиваль, тоже все организовалось как бы само собой. Я познакомилась с реставратором роялей Алексеем Ставицким и решила не упускать этот шанс: если он другим музыкантам дает свои рояли, почему бы и нам не попросить.

Степан Воронежский

- Этот исторический рояль вы везде презентуете как одно из главных событий фестиваля. В чем его значимость?

Это инструмент 1900 года, отреставрированный Алексеем Ставицким. Кстати, может быть, на фестиваль приедет и оригинальный тафель-клавир времен Моцарта - если я не ошибаюсь, из коллекции Алексея Любимова. Кстати, коллекция инструментов Айду, Любимова и Ставицкого сейчас переживает непростые времена - она долгое время находилась в одном месте, а сейчас на «Планете.ру» собирают средства для ее переезда на новый адрес. Все это тесно связано с проектом Петра Айду «Приют роялей», нацеленным на спасение старинных инструментов, которые кто-то попросту собрался выбрасывать. Проект позволяет спасать такие инструменты и ждать, пока не найдется какой-нибудь музыкант, готовый вложиться в их реставрацию.

Рояли Becker , один из которых как раз будет у нас на фестивале, производились в России. И если их не сохранить, то мы просто не сможем рассказать и показать потомкам, какая у нас была механика, а она была со своей спецификой - не такая, как в Европе. Они даже звучат иначе, чем современные Steinway или Yamaha , и выглядят иначе - формы изящнее.

- Что будет сыграно на этом рояле?

Это будет первое отделение - классическое. С него в полдень и начнется фестиваль. Мы понимали, что на таком инструменте надо играть романтическую или позднеромантическую музыку. Иван Соколов исполнит «Мимолетности», это ранний опус Прокофьева, и он вполне мог в свое время играть эту вещь на подобном рояле. Алексей Любимов - «Прелюдии» Дебюсси, этот композитор какое-то время жил в России и тоже вполне мог музицировать на «Беккере». Екатерина Державина будет играть «Времена года» Чайковского, Юрий Мартынов - пьесы Шопена. Первое отделение продлится около двух часов.

Далее в программе часовой перерыв - нам он нужен, чтобы убрать рояль, поставить на его место клавесин и установить другие микрофоны (для старинных инструментов должна быть другая подзвучка). А зрители смогут подкрепиться, погулять по окрестностям или зайти в наш уникальный храм, который все это время будет открыт, можно будет посмотреть на наши известнейшие скульптуры апостолов.

Не могу обещать, что мой отец сможет провести в это время экскурсию - возможно, он будет занят чем-то другим, а рассказывать так, как он, еще никто из нас не научился. Но в прошлом году это удалось - хотя храм, конечно, был переполнен...

Степан Воронежский

- Как продолжится и завершится этот день?

В 15 часов начнется отделение барочной музыки, это будет самый большой блок - часа на три, и, вероятнее всего, он пройдет с перерывом. Играть будут камерные ансамбли. Но будут и сольные выступления. Например, приедет очень серьезная клавесинистка Ольга Мартынова - музыкант с мировой известностью. Ольга исполнит «Французскую сюиту» Баха, а потом еще и будет играть в составе ансамбля Gnessin Baroque - это, кстати, тоже коллектив из преподавателей консерватории. А ансамбль Les Moscovites , где организатором выступает гобоист Филипп Нодель, сыграет музыку Телемана и Вивальди.

Далее снова часовой перерыв, и в 19 часов у нас начнется блок старинных танцев уже на другой сцене - на лужайке возле липовой рощи. Я предвкушаю, что это будет точно как на картине Рафаэля «Обручение» - все будут в настоящих ренессансных костюмах. Аккомпанементом будет живая музыка, тоже исполненная на старинных инструментах. Играть будет большой ансамбль, это все тоже околоконсерваторские люди - студенты либо выпускники. Соберет их руководитель Наталья Кайдановская.

Весь этот проект в целом - интереснейшая работа Наташи. Она переводит трактаты барочных танцоров, если не ошибаюсь, французские, исполнявшиеся при дворе Людовика XIV. Восстанавливает танцы, описанные в этих трактатах. Вот эти танцы зрители и смогут увидеть. И даже музыка будет уникальная. В программе, которую прислала мне Наташа, рядом с некоторыми танцами написано: «Музыка восстановлена Петром Айду по верхней строчке». То есть, как я понимаю, у Наташи были ноты к танцам, но не полная партитура, а лишь мелодия. А Петр как человек, глубоко разбирающийся в этой музыке, досочинил партитуру уже для всего ансамбля. На этот блок лучше приезжать заранее и не опаздывать, он будет самый короткий - час или даже чуть меньше.

Да, программа выглядит серьезно. А вам не обидно, что все это будет происходить не в каком-нибудь московском саду «Эрмитаж», например, а в селе Подмоклово?

Не только не обидно, а даже наоборот. Я думаю, каждый российский музыкант сегодня чувствует, что играть негде и некому. Нет, в Москве, конечно, залов много, даже я, выпускница консерватории, играю и в Рахманиновском зале, и в Малом. Но если ты и добьешься такого зала, на тебя как на музыканта без имени публика не придет и зал не соберется. Зритель часто ходит на какие-то раздутые имена, а на тонких, интересных музыкантов не обращает внимания. Вот, например, Екатерина Державина - она глубоко понимает музыку Метнера и Гайдна, у нее множество наград, полученных в Германии, она там записывает диски, и ее концерты идут там постоянно. А в Москве она выступает один раз в год.

Хозяин соседнего с храмом дома запитал от своей электросети много нашего оборудования. Помню, мы тогда ему счетчик накрутили, конечно, и хоть потом компенсировали все, но он даже не заговаривал об этом.

- Вы ведете к тому, что даете таким глубоким музыкантам еще одну площадку?

Нет, я веду к тому, что слушателя нужно воспитывать. Я долгое время преподавала в школах, и мне это было интересно делать - но не просто «вести фортепиано», а рассказывать о музыке. Так, чтобы потом дети, слушающие рэп, гуглили и закачивали себе на плееры Моцарта и говорили тебе: «А ничего так эта ваша классика, интересно. А что, если на концерт сходить, наверное, впечатление еще сильнее будет?» Я такие слова на самом деле слышала, у детей после пятого класса появляется такой интерес... Мне кажется, что пласт классической культуры сегодня куда-то уходит, становится элитарным и далеким от людей. Понимаете, традиция исполнять музыку в концертных залах - она же сравнительно новая, в эпоху барокко этого не было. Обычным людям в этих стенах тяжело, они не знают, как себя вести. Концертный зал становится каким-то музеем, а музыка - ведь это очень живая сфера...

То есть, если во время выступления знаменитой клавесинистки по траве скачут с криками дети, вы на это смотрите спокойно?

Ну, романтическую музыку мы еще на фестивале не играли, этого опыта у меня пока нет. А вот музыка барокко - она вполне живая. И подзвучка у нас будет достаточно сильная. Ее не заглушишь детским криком, если только все дети не начнут кричать хором (смеется) .

У нас будет работать профессиональный звукорежиссер. Потому что первый концерт - четыре года назад - был простой, без всякого усиления, тогда было 150 человек слушателей, и это был возможный максимум. Старинные инструменты - они намного тише, это не рояли какие-нибудь современные и не металлические флейты.

Очевидно, что статус вашего проекта год от года повышается. Вы чувствуете в себе силы на полноценную реализацию такого фестиваля и на его дальнейшее масштабирование - ведь вы же не учились такой работе специально?

Да, я не училась ни менеджменту, ни организации музыкальных мероприятий. И понятно, что четыре года назад я бы такой крупный фестиваль не потянула и мы бы все не потянули. Но год за годом появляется новое понимание, и пока все как-то органично получается. Я ставлю себе две задачи. Первая - это популяризация классической музыки. Вторая - делать фестиваль именно на этом месте. Чтобы рассказывать о нем миру и помогать моему отцу в популяризации уникального храма, в котором он служит. Поэтому не думаю, что даже если бы я была готова делать многотысячные фестивали в Москве, мне это было бы интересно. У меня просто нет такой цели. Вообще этот фестиваль - мой первый опыт организаторской деятельности, я всегда была тихим ребенком и никогда не участвовала даже в школьных мероприятиях.

Степан Воронежский

И вот на вас, дочь священника, свалилось такое - приезжают телеканалы, журналисты берут интервью, на мероприятия собирается тысячная аудитория. Вы не воспринимаете это как искушение?

Ну я же не просто дочь священника, а еще и музыкант. А музыкант - это всегда искушение и испытание чувством гордости. Мы живем с этим уже с семи лет - когда нас начинают возить по конкурсам. Я помню, как в 13 лет выиграла областной конкурс в Клину и меня отправили в Японию на конкурс Чайковского в возрастной категории от 14 до 18 лет. Для девочки из Пущина это было что-то невероятное!.. Я думаю, что все музыканты независимо от того, религиозны они или нет, как-то работают со своим чувством гордости, потому что это нездоровая вещь - а с ней надо как-то жить. Понятно, что артист должен работать на публику, взаимодействовать с ней, и если в тебе нет этого желания - показать все, на что ты способен, - то ничего не выйдет. Но с другой стороны... Скажу уже как религиозный человек. Мой дед, монах, всегда мне говорит: «Все, что ты делаешь, - это во славу Бога». И если ты с этим чувством играешь, выступаешь - то будет успех. А если ты думаешь: «Это все я, это все сделал я», - может быть, раз-другой все и получится, а потом это чувство отбрасывает людей назад. Это видно даже по многим великим исполнителям, выигрывающим громкие конкурсы.

- А вы сейчас продолжаете свою музыкальную карьеру?

Да, я учусь в аспирантуре Московской консерватории по классу «Оркестр современной музыки». Это все, что написано новым языком, начиная от Шёнберга и Стравинского и заканчивая современными композиторами... Мы играем такую музыку, учимся ее понимать...

- И в этом тоже нет противоречий с церковной жизнью?

Пока нет. Моя религиозность и занятия музыкой как-то очень гармонично сосуществуют. А современная музыка для меня - это восторг. Кто-то скажет, что это какофония, лишенная благообразия. А для меня это какая-то такая математика очень интересная, высшая математика... Знаете, в Средневековье изучали науки квадривиума, и музыка входила туда вместе с арифметикой, геометрией и астрономией. И мне кажется, что музыка XX и XXI веков тоже иногда как будто идет назад - к тому состоянию. А математика - это очень красиво, и это тоже такое проявление Божьей гармонии.

Степан Воронежский

Вы пытались оценивать состав вашей зрительской аудитории - сколько людей из ближайших деревень, сколько из Москвы, приезжают ли иностранцы?

Это сложно оценить, потому что не опросы же проводить? У нас и сейчас-то волонтеров не хватает, я даже пост в соцсетях на эту тему сделала - если кто-то захочет к нам приехать волонтером, мы будем очень рады, и нам это сейчас очень нужно. Знаю, что на прошлый фестиваль приезжали иностранцы, но они тут отдыхали где-то в Пущине. Знаю, что на этот фестиваль едут люди со всей России, потому что в соцсетях люди у меня уже интересовались, где остановиться.

- А помимо волонтеров кто-то вам помогает в подготовке и проведении фестиваля?

Очень помогает администрация Серпуховского района, ее подразделение, отвечающее за культуру. Нам дают автобус для привоза музыкантов из Москвы и обратно - это была бы огромная статья расходов. Дают звуковое оборудование, правда, оно не для классической музыки, так что специальные микрофоны нам все равно приходится арендовать. Дают шатры - для точки общепита, для сувенирной лавки и для музыкантов. Дают сцену-подиум, на которой в этом году будут танцы. Даже дают синие кабинки для туалетов. В общем, помогают нам очень сильно, и мы очень за это благодарны. Но это и понятно: для Серпуховского района такой крупный фестиваль - большое событие.

Есть сочувствующие жители деревни: на одном из прошлых фестивалей хозяин соседнего с храмом дома запитал от своей электросети много нашего оборудования. Помню, мы тогда ему счетчик накрутили, конечно, и хоть потом компенсировали все, но он даже не заговаривал об этом. Волонтеры - в основном из прихожан храма и жителей деревни, к которым мы относим и дачников. Пока на этот год их около десяти - это очень мало, и я надеюсь, что люди еще откликнутся. ГИБДД тоже помогает, без этого у нас случилась бы давка на дорогах, а так они перекроют въезд в деревню, и гости, оставив машины на обочинах, будут последние 200 метров идти пешком. Но если надо довезти до места, например, пенсионера, такая возможность есть - надо только заранее связаться с нами и сообщить номер машины.

- Какие-то планы на будущее уже строите или об этом до завершения фестиваля говорить рано?

Есть планы, которые понятны уже сейчас. На следующий год нам надо найти спонсоров. Да, в этом году мы собрали плановую сумму на «Планете.ру», хотя изначально сами не верили, что это возможно. Но это отняло у нас уйму времени и все равно не позволяет заплатить артистам гонорар, который не выглядел бы смешно. При этом вводить платный вход на фестиваль мы категорически отказываемся. Потому что не хотим, чтобы он стал мероприятием для элитарной публики. Может быть, для кого-то наш фестиваль вообще станет местом его первой встречи с барочной музыкой.

Степан Воронежский

Дионисий Крюков, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в селе Подмоклово

Расскажите вашу личную историю. Как вы стали настоятелем этого храма и соорганизатором фестиваля музыки, проходящего на его ступенях?

Я по образованию пианист, учился в Гнесинской академии у замечательного музыканта Теодора Давидовича Гутмана. Там же училась моя супруга. Но в какой-то момент я прервал обучение, так как решил стать священнослужителем, и буквально за год из пианиста стал священником. Было это в 1993 году.

Я родился в Пущине, в этом академическом центре на Оке, в семье научных сотрудников. Мой отец - математик, он до сих пор занимается математическими проблемами памяти, моделированием сознания и работы головного мозга. В 1990 году, приблизительно в то же время, когда я начал петь на клиросе Свято-Данилова монастыря, мой отец ушел в этот же монастырь и стал там насельником, но до сих пор занимается наукой - он ученый монах.

- А что для вас стало поворотным моментом, когда вы решили встать из-за рояля и пойти в церковь?

Наверное, словами этого не скажешь. Но я всегда вспоминаю, что, как бы я ни сопротивлялся и ни говорил, что буду музыкантом и хочу играть на сцене, бабушка говорила: «Ну конечно, поиграешь какое-то время, потом станешь священником». Бабушка моя тоже была монахиней. Ее слова сбылись. Сначала я строил храм и создавал церковную общину в Пущине, годы были сложные, но помогало то, что община сложилась дружная и активная.

Апостолы, украшающие наш храм, - это фигуры, лучше всего подходившие на роль условного культурного христианина, или верующего интеллигента.

- То есть в Подмоклово - к итальянскому храму на берегах Оки - вы пришли, условно говоря, через Пущино.

Да, набравшись какого-то опыта, я подумал, что готов направить свои силы на восстановление этого уникального храма и с благодарностью воспринял благословение владыки Ювеналия заниматься им. Каждый человек в нашей округе прекрасно знает этот храм, а так как я все-таки имею отношение к искусству, то я понимал всю его ценность. И так сложилось, что сразу же появились помощники, которые начали участвовать в его реставрации. Нам удалось попасть в государственную программу реставрации - что очень непросто и само по себе сродни чуду. Реставрацией руководила архитектор Ирина Давыдовна Любимова, она работает в Центральных научно-реставрационных производственных мастерских, получила премию за работу в Лопухинских палатах, занимается Новодевичьим монастырем и некоторыми объектами Московского Кремля. Наш храм для нее - из разряда хобби, как она сама шутит.

Степан Воронежский

И все же строить новый храм в Пущине и восстанавливать уникальный памятник с трехвековой историей - это два разных дела.

Да, в тот момент я почувствовал тягу к науке - видимо, гены сказались. Начал интересоваться историей храма, литературой того времени, исторической ситуацией. И сейчас у меня уже накоплен довольно большой объем идей, которые скоро будут опубликованы в виде статей и в виде монографии по истории храма. Мой статус научного сотрудника Института наследия имени Лихачева предоставляет такие возможности. Тема, которая меня сейчас очень интересует, - это образ апостолов в переломную эпоху. Очень кратко могу сказать, что апостолы, украшающие наш храм, - это не только одни из первых таких русских скульптур, выполненных русскими же мастерами, но и фигуры, лучше всего подходившие на роль условного культурного христианина, или верующего интеллигента. Это было очень важно для исторического периода, когда Россия переходила к Новому времени от эпохи Средних веков, когда даже изучение иностранных языков воспринималось с подозрением. Я согласен с выводами одного исследователя, разгадавшего программу скульптурного убранства нашего храма: это образ апостолов, которые идут проповедовать из Иерусалима именно в день Пятидесятницы, получив дар говорения на иностранных языках. Они даже стоят в том порядке, который указан в Деяниях. Я часто провожу экскурсии по храму и вокруг него для тех, кого такие темы интересуют на более глубоком уровне. Добавлю еще, что сейчас мы с итальянским историком архитектуры Федерикой Росси, Дмитрием Гузевичем, живущим в Париже, и еще с рядом российских исследователей готовим выход монографии по семантике нашего храма. Эта семантика густо замешена на политике того времени, на зарождавшейся новой культуре и, конечно же, на богословии - такой стык трех направлений вызывает очень большой интерес не только в научном сообществе, но даже у представителей СМИ.

Степан Воронежский

Не видите ли вы некую иронию в том, что вас сейчас снова как будто догнала музыка, от которой вы в свое время ушли? Я имею в виду музыкальный фестиваль, проходящий на ступенях храма.

В принципе, это было мое желание. Хотя я не могу сказать, что был основным инициатором этих музыкальных фестивалей. Все-таки священник - это человек, который семь раз отмерит и один раз отрежет. Но мои дети - а две из моих четырех дочерей учатся в консерватории - да и супруга тоже заодно с ними проявили инициативу. Я не сопротивлялся, а поддерживал их, только считал, что мероприятие должно соответствовать уровню места. Как ни удивительно, у них это получилось уже с первого раза и продолжает получаться.

А сам я музыку всегда любил и люблю. У меня по-прежнему много знакомых в музыкальной среде. Это связано и с моим прежним образованием и кругом общения, и с нынешним местом учебы дочерей. Да и вообще у нас такой семейный симбиоз: дочь Вера затевала этот проект мне в помощь. Потому что отреставрировать такой храм за немалые государственные деньги - это очень серьезное дело, и я не уверен, что оно было бы оправданно, если бы об этом месте по-прежнему мало кто знал. Нам важно популяризировать это место, привлекать к нему внимание.

Да и вообще даже банальное материальное содержание храма - это большой вопрос, потому что прихожан из деревни у нас от силы двадцать человек. И только благодаря тому, что я являюсь настоятелем двух храмов, этот вопрос не становится проблемой. Моим предшественникам здесь выживать было очень трудно.

Степан Воронежский

Наполнение музыкальной программы фестиваля для вас как для священнослужителя проблем не составляет? Вопросы, что можно, а что не стоит играть на ступенях храма, не возникают?

Нет, такого не бывает. Мы с Верой - полные единомышленники и, если нужно, легко друг к другу прислушиваемся. А вообще я считаю, что искусство в целом, в особенности классическая музыка, требует от человека большой духовной работы. Даже если музыка не говорит напрямую о каких-то религиозных мотивах или идеях, а просто отображает деревенскую пастораль или большие социальные процессы, как, например, у Бетховена, это все равно касается души человека, и, по-моему, это безусловно связано с Богом. Поэтому такое соседство храма и классической музыки - оно естественно.

- Но ведь есть Бах, а есть Стравинский - и они по-разному будут звучать в контексте храмового пространства.

Стравинский, кстати, был очень воцерковленным человеком. Понятно, что мы не будем играть «Мефисто-вальс» на паперти нашего храма. Но я не вижу никаких проблем с формированием адекватной программы фестиваля.

Степан Воронежский

А выход музыки из храмового пространства на лужайки и уличные скамейки вам не кажется ее десакрализацией? Музыканты играют духовную музыку, а рядом дети бегают за воздушным шариком...

Нет, конечно. Вообще в нашей семье мы как-то все считаем, что классическая музыка приобрела, возможно, слишком жесткие внешние формы. Концертные залы - они ведь появились только в конце XIX века. До этого музыка всегда звучала в контексте той жизни, для которой она была написана, - музыка для прогулок по воде, для фейерверка, для праздничных событий... Это не означает сервильности этих произведений, среди них есть и гениальные вещи, написанные гениальными композиторами. Но сейчас музыку принято воспринимать исключительно на бархатных креслах в залах с лепниной. А ведь при этом нередко теряется естественность ее восприятия. Поэтому, когда музыка звучит на открытом воздухе, она, мне кажется, наоборот, обретает какое-то подлинное дыхание. То же самое с фольклором - когда настоящий фольклор, не тот, к которому нас приучали в советское время, а подлинный, который изучается в профессиональных этнографических экспедициях... Так вот когда этот фольклор поют на сцене, он выглядит даже немножко неуместно. Он должен звучать в той среде, в которой он жил и живет.

Поэтому, когда у нас музыка звучит в открытом пространстве, мне кажется, она как раз вышагивает за какие-то искусственно поставленные ей барьеры. И многие люди говорили нам, что они благодарны за возможность послушать, не чувствуя давления стен и потолка, в общем-то сложную музыку.

Кстати, первый фестиваль у нас был вообще без всякого усиления звука, и нам было страшновато, потому что барочные инструменты - они вообще-то тихие. Людей было много, а клавесин обычно звучит для небольшой аудитории. Но оказывается, что желание прислушиваться тоже имеет свою, условно говоря, втягивающую функцию - как в театре, когда самые значимые слова говорятся тихим шепотом и весь зал воспринимает это как кульминацию, а самые громкие слова и реплики могут оказаться самыми пустыми.

Мы выбрали самые интересные культурные и спортивные мероприятия в Московской области и узнали, куда сходить в предстоящие выходные, 23-25 июня.

Спектакль «Республика ШКИД» в Сергиевом Посаде


Спектакль «Республика ШКИД» по известной повести Г. Белых и Л. Пантелеева пройдет в культурно-просветительском центре «Дубрава». Спектакль о тех, кому судьба готовила участь бродяг, но жизнь в «Республике ШКИД» помогает им достичь большего. Начало в 19:00.

Где : Московская область, г. Сергиев Посад, мкр. Семхоз, ул. Парковая, д. 16

Цена : 600-800 рублей

День Олимпиады в Подольске

Международный Олимпийский день отпразднуют в Подольске на спортивной площадке за домом культуры «Металлург» в микрорайоне Львовский. Для гостей праздника пройдут веселые старты и эстафеты, а также соревнования по летним олимпийским видам спорта. Начало в 11:00.

Где : Московская область, г.о. Подольск, ул. Горького, д. 5

Цена : бесплатно

Спектакль «Это, девушки, война» в Красногорске

Военную драму о четырех молодых девушках, оказавшихся на войне, покажут в Доме культуры «Луч» в Красногорске. Спектакль современного драматурга Тараса Дрозда затрагивает вопросы дружбы и предательства, любви и ненависти. Начало в 19:00.

Где : Московская область, г. о. Красногорск, село Петрово-Дальнее, ул. Школьная, д. 24

Цена : бесплатно

Спектакль «Лукоморье» в Дракино


Представление «Лукоморье», в основе которого лежит поэма А. С. Пушкина «Руслан и Людмила», пройдет в рамках проекта «Театр под открытым небом». Сюжет адаптирован для зрителей любых возрастов. Спектакль сопровождается симфонической музыкой великих русских композиторов – Бородина, Мусоргского, Чайковского. Начало в 19:00.

Где : Московская область, Серпуховский район, д. Дракино, парк «Дракино»

Фестиваль «Русская песня – 2017» в Воскресенском районе


Фестиваль «Русская песня – 2017», посвященный творчеству Людмилы Зыкиной, пройдет в городском поселении Белоозерский в селе Михалево на берегу реки Москвы. Участниками фестиваля станут коллективы из Московской области, а также отдельные солисты и дуэты. Начало в 13:00.

Где : Московская область, Воскресенский район, с. Михалево, ул. Советская, д. 47А

Цена : бесплатно

Дачные посиделки в Мелихово

В усадьбе Мелихово в субботу можно будет окунуться в неспешную дачную жизнь. Гостей мероприятия ждут чаепитие с русским самоваром, традиционные дачные игры и развлечения конца 19 века и дачный театр. Посетители смогут под руководством режиссера подготовить театральный дивертисмент – жанр «живой картины». Гости разыграют один из дачных рассказов Антона Павловича Чехова. Начало в 17:00.

Где : Московская область, Чеховский район, с. Мелихово

Цена : 1500 рублей

Праздник Ивана Купалы в Дмитровском районе

Празднование дня Ивана Купалы «В поисках цветка папоротника» пройдет на зооферме «Шихово» в деревне Комаровке Дмитровского района. Хоть мероприятие и состоится днем, а не ночью, как того требуют традиции, все необходимые моменты будут учтены. Гостей мероприятия ждут прыжки через костер, гадания, плетения венков, а также квест и различные мастер-классы. Начало в 16:00.

Где : Московская область, Дмитровский район, д. Комаровка, здание 48

Цена : 500 рублей, детям – 250 рублей

Фестиваль барочной музыки в Подмоклово


Фестиваль музыки эпохи барокко пойдет в Серпухове рядом с храмом Рождества Богородицы, расположенном на берегу Оки. Музыканты исполнят произведения конца 16 века на клавесинах, лютнях, гобоях и флейтах. Исполнителями станут лауреаты международных конкурсов, выпускники Московской консерватории имени Чайковского. Начало в 12:00.

Где : Московская область, Серпуховской район, с. Подмоклово

Цена : любое пожертвование

Спектакль «Аленький цветочек» в Губернском театре

Спектакль «Аленький цветочек» по мотивам сказки С. Аксакова представят в Губернском театре. Известная история о доброй девушке, волшебном цветке и заколдованном принце понравится и взрослым, и детям. Рекомендуемый возраст детей – от шести лет. Начало в 12:00.

Где : г. Москва, Волгоградский проспект, д. 121

Виктория Кулагина

20.06.2017

25 июня в селе Подмоклово (Московская обл., Серпуховской район) уже в четвертый раз пройдет уникальный фестиваль барочной музыки на открытом воздухе. Такие фестивали популярны в Европе, периодически проводятся в Питере, а вот для московского региона - это редкое событие.

Здесь можно встретить только отдельные концерты, которые иногда дают в старинных парках и музеях-усадьбах, таких, как, например, Архангельское или Кусково. Поэтому можно сказать, что подмокловский фестиваль - единственное в своем роде мероприятие такого уровня на территории всего нашего региона.

Отец Дионисий, настоятель храма Рождества Богородицы, являющегося сокровищем русской культуры, - музыкант по образованию. И вся семья у него музыкальная, жена – тоже музыкант, дочь – аспирант Московской консерватории. Именно им принадлежит идея организовать такой фестиваль в Серпуховском районе.

Мы возрождаем традицию музыки на открытом воздухе, - рассказывает отец Дионисий. – Ведь старинная музыка не предполагала концертного исполнения, это была музыка для ситуации – для природы, для какого-то праздника, музыка на воде, музыка для фейерверка… Это сейчас мы ее чаще всего слышим в концертном зале.

На фестивале в Подмоклово действительно можно вернуться в атмосферу старины. Здесь всё действо происходит под открытым небом, музыканты располагаются в амфитеатре у храмовых колонн, а зрители могут удобно усесться прямо на лужайке либо на лавочках, а то и вовсе на мешках, специально набитых сеном.

Батюшка рассказывает, что идея фестивалей родилась именно из желания популяризировать этот храм, ведь он получил серьезное государственное финансирование, но при этом получается, что его приходская жизнь не такая активная, просто потому что здесь село, и мало людей. На службе бывает 20-25 человек. И это считается хорошо.

Мы просто считаем, что такой, не побоюсь этого слова, шедевр архитектуры, очень значимый объект для русской культуры должен быть известен и должен привлекать внимание людей. Чтобы люди, приезжая сюда, через культуру могли как-то прикоснуться и к духовным сторонам. Потому что культурный потенциал у этого места огромный, и именно это помогает людям, которые пока еще не совсем вошли в церковную ограду, не совсем начали жить полноценной церковной жизнью, которых, в первую очередь интересуют история и культура.

В этом году фестиваль официально поддерживает Московская консерватория, ядро факультета современного и старинного исполнительства. Если в прошлые годы на участие в фестивале откликались в основном аспиранты, выпускники и студенты консерватории – победители международных конкурсов, то в этом году к ним присоединятся также преподаватели и профессура факультета.

Это люди с мировым именем, люди, которые стояли у истоков современного аутентичного исполнительства в России, - говорит отец Дионисий. - И, в первую очередь, мы очень рады, что откликнулся Алексей Борисович Любимов. Для этой области это фигура номер один в нашей стране. Сам он преподает частично в Европе, частично - в Московской консерватории. Тем не менее, он нашел время, чтобы приехать и сыграть какую-то часть программы.

Программа будет состоять из трех блоков. Первый блок – музыка для рояля. Второй блок – музыка старинного исполнительства, ансамблевая, в первую очередь, для флейт, гобоев, клавесинов. В этом году одним из сюрпризов для гостей фестиваля станет выступление ансамбля «Gnessin Baroque», в состав которого входят известные московской публике музыканты в области старинной музыки. И третий блок - старинные танцы от студии барочных и ренессансных танцев «Time of dance». Для этого будет выстроена специальная площадка на территории футбольного поля.

Отец Дионисий рассказал, что в этом году в Подмоклово привезут старинный рояль «Беккер» для того, чтобы музыканты смогли на нем сыграть на фестивале. Конечно, это дорогое удовольствие, ведь нужно заплатить за аренду и транспортировку инструмента (после мероприятия рояль отвезут обратно), но усилия стоят того - эта атмосферная деталь обещает стать «изюминкой» фестиваля.

Обратная сторона удовольствия, которое получат зрители от звуков старинного инструмента, - самоотверженный труд, каким занимаются Пётр Айду и Алексей Ставицкий. По словам отца Дионисия, это люди, которые понимают ценность старинных инструментов и спасают их, насколько могут.

Тема рояля для современности довольно болезненная, потому что сейчас все переходят на электронные инструменты, и даже люди, которые учатся в музыкальных школах, избавляются от больших фортепиано, которые у них дома, как правило, у бабушек сохраняются, - рассказывает отец Дионисий.

В этом потоке страдает больше всего самый крупный инструмент, то есть рояли. Их часто выбрасывают. Часто можно встретить объявление - отдам пианино или рояль за самовывоз. Бесплатно, лишь бы только увезли. Петр Айду и Алексей Ставицкий собирают такие инструменты, реставрируют и дают им потом дальше концертную жизнь. Это на самом деле очень большая самоотверженная работа, героический труд, потому что хранить такое количество больших инструментов весьма проблематично. В данный момент их выгоняют с того завода в Москве, на котором они это все сохраняли, они сейчас срочно ищут место, куда бы могли это все перевезти. Но я уверен, что лет через 50 все опомнятся и начнут это все ценить и искать, восстанавливать. Но, боюсь, что процентов 90 уже будет сожжено или выброшено на помойки.

Отец Дионисий сам пианист, наверное, поэтому еще более трепетно относится к теме роялей. Однако произведений в его исполнении на предстоящем фестивале мы не услышим. Говорит, что немного растерял практику, а чтобы выступать на мероприятиях такого уровня, нужно тренироваться каждый день.

Конечно, организация такого масштабного события требует огромных финансовых затрат. Бюджет проекта составил 250 тысяч рублей, на сегодняшний день вся сумма уже собрана через краудфандинговую площадку. Отец Дионисий говорит, что на объявленный всенародный сбор откликнулось очень много людей.

Помимо этого нам еще помогает фонд «Православная инициатива», за что мы тоже очень благодарны, он уже не один год нас в этом поддерживает. Фонд поддерживает не только это начинание, но и молодежное движение, организованное при двух храмах, настоятелем которых является отец Дионисий – здесь, в Подмоклово, и в Пущино. Молодежь активно помогает в подготовке фестивалей и других мероприятий.

Нам очень помогает район. Без помощи начальника управления культуры администрации Серпуховского района Ольги Анатольевны Сидоркиной у фестиваля был бы совсем другой уровень. И система подзвучки, и шатры, и сцена – это все предоставляет район. И мы им очень благодарны за помощь. Нам помогают также отдельные люди, которые узнали об этом неожиданно, позвонили нам и предложили свою помощь.

Первый фестиваль в Подмоклово был подготовлен всего за неделю и собрал 200 человек гостей.

Просто решили и собрались, моя дочь предложила в нем поучаствовать всем своим знакомым музыкантам через фейсбук, они откликнулись, и неожиданно к нам приехало достаточно много людей. В прошлом году на двух разных фестивалях, а здесь проводятся не только барочные, но и классические, и фольклорные фестивали, побывало в общей сложности около тысячи человек. В этом году Подмоклово ждет тоже много гостей.

Сейчас самая главная проблема - даже не столько организовать это все чисто физически, сколько – чтобы погода была хорошая. Потому что будет очень печально, если дождик смоет такой огромный титанический труд, - признается батюшка. - Но мы очень надеемся, что Господь нам в этом смысле поможет.

Дарья Рощеня

Священник из Подмоклово:

У нас будет барочная музыка
в «римских» развалинах

Как храм XVIII века, заросший березами, стал центром культурной жизни

В воскресенье, 25 июня, в селе Подмоклово пройдет фестиваль классической музыки. Под открытым небом перед уникальным храмом Рождества Богородицы XVIII века звезды исполнительского искусства будут играть барочную музыку. Зачем привозить в сельский храм рояль, что заставляет преподавателей консерватории музицировать на свежем воздухе и какое отношение классическая музыка имеет к православию? Об этом корреспонденту «Правмира» Дарье Рощене рассказывает настоятель храма протоиерей Дионисий Крюков .

Каменные апостолы стоят как прихожане

В ста километрах от Москвы на высоком берегу Оки стоит храм. Белая ротонда с зеленым куполом, украшенная шестнадцатью фигурами апостолов, громадой высится над селом Подмоклово. В селе живет человек триста, еще столько же приезжает на лето из Москвы. Здесь поют соловьи, пышно цветет сирень и гортензия, а непокошенные поляны покрыты незабудками и одуванчиками. Развалины старого замка особо никого не привлекают, пусть и помнят многое. Зато из автобусов, которые паркуются у стен храма, то и дело выходят новые группы туристов. Приезжают на экскурсии к настоятелю и воздухом подышать.

Лет тридцать назад, заросший бурьяном и молодым березняком, с редкими скульптурами на аркаде, храм скорее напоминал старого нищего со щербатой улыбкой, чем смелое для петровской поры архитектурное решение. В конце перестройки власти взялись за реставрацию, восстановили вчерне храм и вскоре передали его Церкви, правда, прихожан было немного – хватит пальцев одной руки.

В храме прохладно. Он большой снаружи и компактный внутри. Стены без росписей, их еще будут восстанавливать. С двух сторон от входа – оригинальные скульптуры из тех, что не разрушили вандалы. Каменные апостолы стоят как прихожане. Настоятеля нахожу сразу. В круглом храме не спрятаться. Он приветственно улыбается и говорит: «Идем на воздуси?» И мы идем. Из открытой галереи, обдуваемой всеми ветрами, открывается потрясающий вид на заокские просторы.

– Много прихожан?

– Хотелось бы больше...

Вместо концерта пошел послушать клирос

– Мне повезло родиться в семье верующих, – рассказывает отец Дионисий. – Моя бабушка работала в епархиальном управлении в Алма-Ате, где в шестидесятые-семидесятые годы служили две значимые для Русской Православный Церкви фигуры: митрополит Иосиф (Чернов) Алма-Атинский, который меня крестил, и архимандрит Исакий (Виноградов).

Отец с детства знал службу, читал на клиросе, любил петь. Но в юношеские годы, когда поступил в Ленинградский электротехнический институт, от веры отошел. Стал математиком. К церковной жизни вернулся, когда мне было лет пять. И история его возвращения демонстрирует, как велика роль культуры в процессе воцерковления.

С семьей отец приехал в Пущино. Городок у нас маленький, и он стал скучать по хорошим концертам. Понятно, что в 70-е годы развитой культурной жизни в академгородке еще не было, поэтому отец решил просто посмотреть, как поют в окрестных храмах. Ближайший и единственный был в Серпухове, не закрывавшийся никогда храм Ильи Пророка. Шел 1975 год.

Отец пришел послушать клирос, но, как потом рассказывал, поразился лицам. «Надо же, так хорошо поют, – вспоминал он, – при этом их пение было нечто большее, чем средство заработать деньги, чем просто творчество. Это были одухотворенные молитвой люди». Он сказал себе: «Я тоже так хочу» и попросился на клирос.

У отца до сих пор прекрасный баритон, поэтому взяли его быстро, да и детский опыт способствовал. Сначала ездил ради творчества, но уже с некоторым прицелом вернуться в Церковь. Наверное, сам не ожидал, что все так стремительно закрутится и к девяностому году он созреет уйти в монастырь. Это вдвойне удивительно, ведь все это время отец занимался моделированием процессов сознания, областью на стыке физиологии и математики. Математическим языком описывал процессы, происходящие в мозге. А тут вдруг монастырь. По благословению настоятеля Свято-Данилова монастыря он и сейчас продолжает свои научные изыскания.

В церковь меня заманивали только пряником

– Вернувшись в Церковь, отец и вас вернул?

– Средства воспитания у него были мягкими. Без всякого кнута, только пряником пытался заманить он меня в церковь: когда конфетами, когда обещанием после службы в кафе зайти. Молодому человеку, только вышедшему из детского возраста, это импонировало. Впрочем, и у меня был свой юношеский бум, свой отход и свое сознательное возвращение к Богу.

В одной конфликтной ситуации я увидел, что отец не стал применять силу, а передо мной смирился. Имея право настоять на своем, уступил и даже попросил прощения. Это было откровением. Мне неожиданно остро захотелось, как он, петь в храме, служить Богу и обрести вот эту свободу духа.

Мне прочили музыкальную жизнь. Правда, музыкой я стал заниматься поздно, в десять лет, для профессиональной карьеры это близко к катастрофе. Но я поступил в музыкальное училище, затем в Гнесинскую академию, где познакомился со своей супругой. И семья у нас получилась музыкальная: одна дочь учится в аспирантуре Московской консерватории, а вторая там же на втором курсе, третья – иконописец, зато четвертая решила посвятить свою жизнь фольклору...

Напряжение между верой и разумом

– А как же вы стали священником?

– В перестроечные годы, когда жизнь начала мять и подминать всех под себя, я стал петь на клиросе. И все ближе приближался к Церкви. В какой-то момент неожиданно понял, что вот я уже на пороге священства. Вот так и случилось: вчера был пианистом, а сегодня без всякого образования – священник. Учиться в семинарии пришлось заочно.

Девяностые были сложными годами. Священников было мало, и остро стояла необходимость затыкать дыры, ну хоть кем-нибудь. Меня поставили на приход в Пущино. Это был мой родной город, центр академических исследований. Отчасти это способствовало моей деятельности, но все-таки мне, молодому музыканту, было сложно. С очевидностью я обнаруживал пресловутый конфликт между интеллигенцией и православием.

Сознательных прихожан больше теперь в городе, чем в селе. И постятся там строже, как ни странно, и молятся дольше

– В чем конфликт проявлялся?

– Очевидно же, что есть определенное напряжение между верой и разумом. Мы часто используем расхожий тезис: разум – одно, вера – другое. Разум говорит о том, как устроен мир, вера – зачем он так устроен. Это апологетическая азбука.

В далекие 90-е, наряду с возрождением православия, были популярны восточные культы, эзотерика, экстрасенсорика, хиромантия, чего только не было. Не забывайте, что интеллигенция довольно широко трактует понятие духовности, поэтому всякое ограничение себя, а тем более какой-то одной областью, воспринималось ею со знаком минус.

Проблема была вот еще в чем: веру трудно пощупать, еще труднее доказать. И когда человек начинал воцерковляться, то ему казалось, что с ним мало того, что ничего не происходит, так еще гарантий никаких никто не дает. Собственно в этом конфликт главным образом и проявлялся.

Сейчас, когда я параллельно служу в академгородке и в сельском храме в Подмоклово, вижу, что-то меняется. Сознательных прихожан больше теперь в городе, чем в селе. И постятся там строже, как ни странно, и молятся дольше. А на селе, к сожалению, ощущение, что все это не просто запущено, а откровенно чуждо людям.

– Получив назначение на приход в Пущино, вы ощутили сопротивление местной интеллигенции?

– Нет, я не ощущал, его больше прочувствовал мой предшественник, тогда уже пожилой архимандрит Иаков, который как раз начал строительство храма в Пущино.

Владыка Иаков был человек простой. Ему было сложно найти общий язык с местной интеллигенцией. Его просто не воспринимали. Он любил природу, любил косить. Завел коров, коз. Посреди академического городка такое вольное обращение с природой казалось многим довольно странным.

Мы сами открывали общение как форму воцерковления

Когда я его сменил, то в моем становлении как священника и настоятеля помог отец, к тому времени уже иеромонах Феофан. «Ничего не меняй, со временем все само станет на свои места», – сказал отец. Постепенно сложился приход, появилась воскресная школа. Мы много общались с молодежью, обсуждали за чаем Писание, художественные фильмы. Сейчас это уже привычная воспитательная форма на приходе, а в то время, когда я стал настоятелем, этому учиться было негде. Мы сами открывали общение как форму воцерковления. И все у нас было построено на голом энтузиазме.

– Выходит, сложностей все-таки не было?

– Ну почему? Просто они были другого рода. Мне пришлось продолжить строительство храма. В академгороде исторически храма не было. Был лишь храм при усадьбе в деревне Пущино, а в самом городе, он же совсем молодой, пришлось возводить церковь своими руками, старанием и милостью Божией. И мы построили очень красивый храм по проекту Виктора Варламова. Он совсем не выглядит новостройкой. У нас была возможность приглашать для его украшения значимых мастеров современного церковного искусства: Александра Соколова, Александра Чашкина, Александра Лавданского, Игоря Самолыго и др.

Когда я понял, что работы по строительству близятся к завершению, опыт накопился, а у меня остался творческий зуд поучаствовать в культурной программе, я стал мечтать о храме в Подмоклове и с радостью воспринял благословение на настоятельство владыки Ювеналия. Приход здесь был немноголюдный, восстановительные работы фактически не велись.

Наш брат священник не очень разбирается в культуре

– Чем привлек вас храм?

– Архитектурой. Это же выдающийся памятник, который особняком в отечественной культуре стоит. Как и любой пущинец, я знал с детства о круглом храме, заросшем березами и бузиной. В то время здесь служил отец Виктор, с которым мы были в хороших дружеских отношениях. Я часто к нему приезжал.

Вообще, эта архитектура не может оставить равнодушным того, для кого она является составной частью внутреннего устройства.

Но наш брат священник не очень разбирается в тонкостях культуры. Говорю об этом с сожалением. Я убежден, что священников надо серьезно просвещать.

Помню, как-то принесли мне старые книги, которые один священник готов был благочестиво отправить в печь. Ну, а что делать-то, когда у книги ни начала, ни конца, ни почитать, ни к богослужению приспособить. Я посмотрел, и что-то меня остановило от их утилизации. Обнаружил, что по стилистике они оформлены подозрительно красиво и архаично. Изучая храм, я вдруг выяснил, что принесенные мне книги семнадцатого века. Понимаете, у нас икон-то XVII века не осталось, а про книги вообще промолчу. Но для многих священников эти уникальные памятники русской культуры – отработанный материал.

Я так увлекся книгами, так глубоко погрузился в их историю, что написал работу по старопечатным книгам и психологии читателя того времени: «Книга как святыня». Книги были тем, что формировало жизнь людей.

Служить ровно столько, чтобы Дары не замерзли

– Но не каждый священник попросит храм, заросший лесом. Восстановление требует усилий и средств. Проще взять хороший приход...

– Меня знакомые поддержали. Обещали помогать. Потом людей, готовых заниматься восстановлением храма, с каждым днем становилось все больше. Наконец, в 2009 году храм попал в государственную программу реставрации. У меня действительно не было периода прозябания на груде камней, как у многих священников, которые долго молятся, чтобы Господь им кого-то послал в помощники. В этом смысле я избалован тем, как все благополучно складывалось. Люди сами собой появлялись.

Моему предшественнику, отцу Виктору, тому не сладко пришлось. Вчерне храм был восстановлен в конце советского периода, пусть и не на самом высоком уровне.

Реставраторы тогда храм реально спасли: собрали разбитые пять скульптур, сброшенных вандалами с галереи. Даже планировали здесь музей скульптуры открыть. Но в 1992 году храм передали верующим. Он был неотапливаемым, и как-то отец Виктор признался мне: «Зимой моя задача была служить ровно столько, чтобы Дары не замерзли».

– Правильно я понимаю: у вас была внутренняя убежденность, что храмом в получасе езды от Серпухова, где по дороге стоят десятки, если не сотни больших и маленьких церквей, в селе, в котором почти никого не осталось, нужно заниматься? В том смысле, что он способен привлечь людей и здесь может возникнуть полноценный приход?

– Да, именно так. Честно скажу, местное население скудно, но ходит в храм. Если десять человек зимой есть, мы рады.

Не знаю, просто ли интерес двигал мною, стимул ли для собственного развития. Быть может, во мне гены научного сотрудника проснулись. Мне как музыканту нравится все, что связано с искусством и культурой, а как ученому – интересно погружаться в изучение вещей. Все больше меня увлекал этот шедевр ранней Петровской эпохи с ансамблем первых русских скульптур, созданных из местного материала Иваном Зиминым со товарищи. С этого храма вообще можно начать отсчет русской круглой пластики.

Храм в 1714 году начал строить князь Григорий Федорович Долгоруков, бывший послом в Польше. Строил его с перерывами в двадцать лет. Он был его визитной карточкой. Традиция строить храмы, как презентация хозяина, известна еще со времен позднего Средневековья.

Так вот, храм в Подмоклово был характерной для эпохи демонстрацией заказчиком своих возможностей, своей культурной ориентации, вкуса, политического веса в государстве. Кстати, эта тема тоже стала предметом моих научных исследований: как через архитектуру проявляется индивидуальность заказчика. Одним словом, у меня много что начало получаться. К тому же в своем рвении я был не одинок.

Как апостолы реабилитировали иностранные языки

– Наверняка легенд вокруг такого храма много?

– Легенд много, но еще больше правды. В ее изучении мне помог коллега из Серпуховского историко-художественного музея Андрей Пилипенко. Он выявил, например, что скульптуры стоят по определенной программе. Здесь двенадцать апостолов и четыре евангелиста (два апостола – Матвей и Иоанн – повторяются). А апостолы еще в допетровское время, при Алексее Михайловиче, были образом интеллигенции.

– А где же здесь связь?

– В классическом русском средневековье к иностранным языкам относились как к занятиям бесовским. Мы до сих пор пользуемся этимологией того времени, когда называем жителей Германии немцами, то есть немыми. А еще раньше говорили «он лепечет как латыш». Но в эпоху Алексея Михайловича отношение к иностранным языкам сменилось на более внимательное. Возможно, потому, что уже была завоевана бывшая территория Речи Посполитой. А где польский, там и латынь, и до европейских языков недалеко.

Чтобы реабилитировать занятия иностранными языками, обратили внимание на апостолов, получивших дар говорения на языках в день Пятидесятницы. По сути, храм в Подмоклово являет собой чудо Пятидесятницы. Апостолы на галерее стоят в порядке, который корреспондируется с текстом первой главы Деяний апостолов, описывающим, как апостолы собрались в Сионской горнице и на них снизошел Святой Дух. Они стали говорить на незнакомых языках и пошли проповедовать. Шестнадцать фигур на аркаде обозначают направление движения апостолов во все стороны земли.

Мало того, в тексте они упоминаются парно. И на храме стоят в соответствии с текстом, парами, причем каждая пара образует диаметр круга. «...Где двое собраны во имя Мое, там Я посреди них». Середина диаметра – центр храма. Иначе говоря, этот храм был образом апостольской проповеди.

В петровское время иностранные языки стали символом эпохи просвещения. Причем в раннее петровское время просветительство еще не было окрашено атеистическими оттенками. Наоборот, аристократия была крайне религиозна, да и сам царь Петр пел на клиросе. Просвещение было неразрывно с верой связано.

– Насколько это место было посещаемым и считывали ли современники все эти символы?

– Безусловно, это считывали люди круга Долгорукова. Барокко – это же всегда аллюзии и подтексты. Это эпоха определенного изобразительного языка. Им всем прекрасно было понятно, что обозначает круг, почему он здесь используется.

Вот восьмерик на четверике – одна из самых распространенных архитектурных композиций для конца XVII – начала XVIII века. Восьмерик – это восьмичастная структура, восьмерка – символ бесконечности. Для людей посвященных, владеющих культурным и богословским языком, все это было очевидно. Поэтому когда они приходили в храм в Подмоклово, видели эти восемь осей, им становилось понятно, что храм – это образ рая. А для петровского времени – тема парадиза. Петр же строил Петербург как свой парадиз. На самом деле петровское барокко – оно же очень оптимистичное и транслирует идею строительства новой России, которая будет образом земного рая.

Миссионерская приманка

– То есть храм все-таки не был голым эстетством и модной тенденцией. Людьми воспринимались все эти образы?

– Да, для меня это очевидно, хотя, наверное, было бы слишком смело сказать, что все слои населения могли эти смыслы считать. Местные крепостные не учитывались. У них был свой деревянный храм в центре села. А храм Рождества Богородицы был домовым, усадебным, даже дворцовым. На него была потрачена колоссальная сумма – 1375 рублей – годовое жалование Григория Федоровича в начале его карьеры. В храм вложены были грандиозные деньги, при этом усадебный дом был деревянным, на девять окон. Не дворец, словом.

В начале восемнадцатого века аристократы сначала строили храм, а потом уже роскошное жилье. Построить храм – это было жизненной программой для человека, который благодарит Бога за свое благополучие. Храм в Подмоклово из этого разряда.

– Вы начали возрождать храм в надежде, что местные селяне проникнут в суть скульптурных украшений и узрят образ рая?

– Знаете, каждому свое. Христианство, православие – оно для всех слоев населения: и для эстетов, и для простецов, для академиков, шахтеров, для молодых, для старых, для русских, для французов. Православие универсально. Это вера, которая может найти дорогу к сердцу, если человек готов сердце открыть. И этот грандиозный в архитектурном отношении храм может быть домом как для местных сельских жителей, так и для людей с высоким образовательным уровнем и большими эстетическими запросами.

Православие – оно для всех слоев населения: и для эстетов, и для простецов, для академиков, шахтеров, для молодых, для старых, для русских, для французов

Я считаю, что культурный потенциал храма в Подмоклово – способ сделать его миссионерской «приманкой». Кто-то придет полюбоваться красотой и удивиться месту, а потом проникнется богослужением, а может быть, увидит, как общается приход. Мы же здесь устраиваем фестивали под открытым небом, трапезы, молодежные трудовые слеты. Такая общинная жизнь, если с ней познакомиться, может дать почувствовать, что есть христианство по своей сути.

Музыкальный фестиваль в античных развалинах

– Как и почему возникла идея с фестивалем классической музыки?

– Моя дочь, Вера Воронежская, предложила. В силу своей деятельности я не склонен к авантюрам, но Вера была настойчива. Она очень хотела организовать фестиваль для сокурсников и знакомых. Долго настаивала. Я поскрипел и согласился.

– Вы хотели устроить концерт в храме?

– Нет, снаружи, у стен. Это было в 2014 году. Храм стоял в лесах. Подумав, мы решили провести первый фестиваль классической музыки у руин усадебного дома. Этим многострадальным усадебным домом мы изобразили античные развалины. И надо сказать, фестиваль, сделанный за неделю, на коленке, неожиданно собрал множество зрителей.

– Это были любители барочной музыки?

– Не только. Дело в том, что музыка барокко – сфера интересов Веры, как и аутентичное ее исполнение. Это направление подразумевает исполнение Бетховена не на рояле Steinway, а на хаммерклавире, а Шопена – на инструментах его времени – ранних образцах фортепиано. Они, конечно, рояли, но серьезно отличаются от современных по механике. И хотя Yamaha и Steinway – универсальные инструменты, но с точки зрения правды исполнения, музыкальной правды, нужно, чтобы музыка звучала на тех инструментах, которые тогда существовали, как минимум, на их репликах.

Вера предложила поиграть барочную музыку в «римских» развалинах, благо у нас есть собственный клавесин, а ее знакомые играют на духовых и струнных старинных инструментах. И получился хороший фестиваль. Небольшой, буквально на три часа. Но народу понравилось.

В следующий раз, уже в 2016 году, решили выйти на новый уровень и провести сразу два фестиваля: барочный и фольклорный с разницей в неделю.

А в этом году у Веры возникла новая авантюра. И я музыкальному флагману нашей семьи верю, тем более организация всей музыкальной части лежит на ней. Она даже организовала краудфандинг и сумела собрать средства для нашего нового проекта.

Рояль на паперти, партер на траве и музыка как пожертвование

– В чем же состоит авантюра третьего фестиваля?

– Мы решили не просто фестиваль провести, а привезти целый рояль. Причем рояль исторический – «Беккер» 1900 года, который поставим под галереей. Естественный амфитеатр будет зрительным залом, а паперть храма – импровизированной сценой. У нас даже негласное шутливое название программы появилось – «рояль на паперти». При этом мы не отойдем от традиции аутентичного звучания. Вся барочная музыка будет звучать на старинных инструментах, а на рояле «Беккер» – произведения более позднего периода.

Мало того, на нашу идею откликнулись выдающиеся исполнители, преподаватели Московской консерватории, те, кто сейчас учит музыкантов и является ядром факультета исторического исполнительского искусства Московской консерватории: Алексей Любимов, Екатерина Державина, Ольга Мартынова и ансамбль Gnessin baroque, Les Moscovites, Юрий Мартынов и другие. Их участие – это честь, радость и гордость для нас. Музыканты участвуют в проекте бесплатно. Свое исполнительское искусство они жертвуют храму. Прекрасно понимая, что своими именами привлекут людей, что храм приобретет дополнительную известность, они участвуют, и это их форма проявления христианства.

– А вы не ощущаете здесь противоречие: классическая музыка на паперти православного храма. Соседство двух этих понятий не вызывает диссонанса?

– Ну какое тут может быть противоречие?

– Музыка сама по себе – явление довольно страстное. А храм – место, где мы встречаемся с Богом.

– Я понимаю, о чем вы говорите. Да, такой взгляд бытует. Но на самом деле классическая музыка – она всегда серьезная, даже когда она развлекательная. Она всегда что-то глубокое говорит твоей душе. Именно потому эта музыка вечная. Как и классическая литература, как высокие произведения изобразительного искусства, она пусть и не является напрямую «текстами» на религиозный сюжет или по религиозным поводам, но глубоко содержательна. Вообще, мы о музыке довольно мало знаем.

Например, «Хорошо темперированный клавир» Баха – это же звуковое Евангелие. Бах пользовался определенными музыкальными риторическими фигурами, создавая эту стройную систему. И эти фигуры не просто несли смысловую нагрузку и символику, они воспринимались людьми буквально как текст. «Хорошо темперированный клавир», который мы знаем с музыкальной школы как ученическое произведение, был глубоко религиозным сочинением.

– Хотите сказать, что это не «музыкальная таблица умножения» и не сочинение для разминания пальцев?

– Нет, это произведение для разминания души. Это своего рода молитва, ведь каждая прелюдия и фуга связана с определенным отрывком из Евангелия. Известно, что до-мажорная прелюдия и фуга, которая часто исполняется как «Аве Мария» – это символ Благовещения. Там есть сцена Страшного суда, Нагорная проповедь, да фактически все Евангелие.


Очень многими духовными людьми замечено, что чутче всего относятся к религиозным вопросам деятели культуры, то есть те, у кого есть художественный вкус, кто понимает, что хорошо, а что плохо, кто различает полутона и нюансы. А почему? Потому что они уже натрудили свою душу. В этом смысле музыка – вполне аскетическое упражнение.

– Хотите сказать, что ваш фестиваль – это еще и форма проповеди?

– Безусловно. На самом поверхностном уровне – это привлечение внимания к храму, второй уровень – наше желание показать, что приходская жизнь может приобретать самые разные формы. Ну, а третий пласт – это желание дать людям возможность душевно потрудиться.

– Потрудиться, потому что классическую музыку слушать сложно?

– Все подлинное требует работы и погружения. Настоящее искусство требует работы, как и наша вера. Вот приезжают к нам люди и говорят: ах, какой необычный храм, ох, как чудесно. Но мало кто замечает, что в нем восемь осей. Редко кто задумывается, что милые летающие ангелочки вовсе не «путти». Еще реже замечают каменный блок с гроздьями винограда, помещенный на самую высоту, под свод. И редко кто сводит это воедино и задумывается: а зачем, почему все это? А потому, что все создавалась не для себя, а для Бога. Искусство всегда было средством принесения благодарности Богу. Потому это высокая и сложная работа.

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир - это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания сайт, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Обозреватель РИАМО выбрала самые интересные события предстоящих выходных в Москве и Московской области и узнала, куда сходить с 23 по 25 июня.

ММКФ-2017

39-й Московский международный кинофестиваль (ММКФ) стартует в Москве 22 июня. Фильмом открытия станет индийская киноэпопея «Бахубали. Завершение» режиссера С.С. Раджамоули, а завершится фестиваль 29 июня показом фильма Софии Копполы «Роковое искушение». В конкурсной программе - 13 фильмов, среди которых «Апрельский сон длиной в три года» из Японии, турецкий фильм «Желтая жара», «Селфи» из Испании, «Звездачи» (Финляндия), «Преисподняя» (Дания) и другие.

Россию на фестивале представляют режиссер Владимир Котт с фильмом «Карп отмороженный», Рустам Хамдамов с фильмом «Мешок без дна» и Вадим Перельман с картиной «Купи меня». По традиции, посетители фестиваля смогут увидеть новинки российского кинематографа во внеконкурсных программах, например, «Нелюбовь» Андрея Звягинцева, «Холодное танго» Павла Чухрая, «Мифы о Москве» Александра Молочникова и многие другие.

Где: Москва, кинотеатры «Октябрь», «Космос»

Фестиваль «Дикая мята»

Международный музыкальный фестиваль «Дикая мята» с 23 по 25 июня пройдет в десятый раз. На фестивале будут устроены три сцены, на которых за три дня выступят около 70 артистов из 10 стран.

В этом году в хедлайнерах - Иван Дорн, «Би-2» и группа «Мельница». Также можно будет послушать - SunSay, Therr Maitz, Optimystica Orchestra, Pompeya, «Крематорий», La Dame Blanche, Zventa Sventana, Markscheider Kunst, S.P.O.R.T., The Great Machine, Guru Groove Foundation, Alai Oli, Алексея Кортнева и многих других. В программе фестиваля - маркет Green Age, где будет представлена природная косметика и здоровая еда, лекции Антона Долина и Виталия Егорова, фудкорт, маркет мастеров хендмейда и многое другое.

Где: Тульская область, Алексинский район, д. Бунырево

Цена: от 850 рублей (на день) до 3750 рублей на все дни

Ресторанный фестиваль Taste of Moscow

Московский фестиваль лучших ресторанов Taste of Moscow можно посетить с 22 по 25 июня. В программе - кулинарное шоу в исполнении первоклассных шеф-поваров России, дегустации вин и крепких алкогольных напитков, кулинарные мастер-классы, а также концерт, театральные постановки и перфомансы. На фестивале можно будет купить деликатесы, фермерскую продукцию, средства ухода за собой, предметы интерьера, посуду и пр. Среди ресторанов, которые представят свою продукцию, - I like Grill, «Панаехали», «Сыр», Cheese Connection, «На свежем воздухе» и другие.

Где: Москва, Лужники

Bosco Fresh Fest 2017

Музыкальный фестиваль Bosco Fresh Fest 2017 пройдет в Москве 24 и 25 июня. За два дня на фестивале выступят Антоха MC, The Boxer Rebellion, Vougal, «Браво», Roots Manuva, Sevdaliza и пр. Хедлайнерами станут Morcheeba, John Newman, Parov Stelar, Sohn. Как и в прошлом году, для любителей ночных тусовок будет организована дополнительная программа Bosco Fresh Night.На двух сценах фестиваля выступят такие лидеры электронной сцены, как DMX Krew, Luke Vibert, Gunnar Haslam, Voiski, Cape Cod и Rout 8, Mall Grab и Leonid Lipelis. В качестве программы от «Tele2» можно будет послушать проекты «Наадя», On-the-Go, «Сироткин» и пр. На фестивале будет работать beauty-зона, где всем желающим сделают макияж и прическу, круглосуточный фудкорт, а также экскурсии по парку.

Где: Москва, музей-усадьба «Царицыно»

Цена: от 1600 до 3000 рублей

Фестиваль живого звука «Музыка Лета»

Концерт Леонида Агутина и группы «Эсперанто» 24 июня пройдет в саду «Эрмитаж» в рамках фестиваля живого звука «Музыка Лета». В программе опен-эйра - необычные аранжировки, новые песни коллектива, которые сочетают в себе ритмы джаза и блюза.

Где: Москва, сад «Эрмитаж»

Ahmad Tea Music Festival 2017

Фестиваль британской музыки Ahmad Tea Music Festival 2017 24 июня в седьмой раз пройдет в «Музеоне». В лайнапе - британский музыкант Ричард Эшкрофт, вокалист The Verve и автор песен «Bitter Sweet Symphony», «The Drugs Don’t Work», рок-группа из Уэльса Catfish and the Bottlemen и дуэт Seafret, который откроет фестиваль.

Где: Москва, парк искусств «Музеон»

Фестиваль фудтраков

Фестиваль фудтраков (закусочных на колесах) с 23 по 25 июня можно посетить в парке «Сокольники». На фестивале стоит попробовать популярную уличную еду со всего мира, посетить ретро-парк и послушать выступление уличных музыкантов.

Также в программе кинопоказы, танцевальные мастер-классы от «Хорошего радио», детская зона и многое другое.

Где: Москва, парк «Сокольники»

«Ламбада-маркет»

Ярмарка российских дизайнеров и шоу-румов «Ламбада-маркет» 25 июня пройдет в Москве. Свои товары на ярмарке представят более 200 участников. Здесь можно будет найти летние коллекции одежды, обуви и аксессуаров, винтаж, мебель, предметы интерьера, книги и пластинки. Напитком ярмарки станет коктейль Aperol Spritz, на фудкорте можно будет купить бургеры, смузи и мороженое от 30 проектов стрит-фуда. Развлекать посетителей будут популярные московские диджеи.

Где: Москва, «Красный Октябрь», бар «Стрелка»

Фестиваль классической музыки

Ежегодный фестиваль классической музыки 25 июня пройдет в подмосковном селе Подмоклово. Фестиваль посвятят барочной и ренессансной музыке, которую будут исполнять на аутентичных инструментах: клавесинах, лютнях, барочных флейтах, скрипках, гобоях, виолончелях. Специально для фестиваля в Подмоклово привезут старинный рояль Becker из коллекции фортепианного мастера Алексея Ставицкого. Посетители смогут услышать музыку Баха, Генделя и Вивальди.

Где: Московская область, Серпуховский район, с. Подмоклово, перед храмом Рождества Богородицы

Цена: бесплатно

Увидели ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите "Ctrl+Enter"



Рассказать друзьям