Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным (по поэме М. Ю

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Безумству храбрых поём мы песню!
Безумство храбрых — вот мудрость жизни.
М. Горький

В поэме «Песня...» описывается случай, который Лермонтов относит к русской истории XVI века. Купец мстит опричнику и царскому любимцу за свою оскорблённую честь: Калашников выходит на кулачный бой с Кирибеевичем, не боясь смерти и царского гнева.

Противостояние Калашникова — Кирибеевича и Ивана Грозного подтверждается композиционным построением произведения. В первой части описывается шумный пир у Ивана Грозного, где гости-опричники пьют сладкое заморское вино, хвалятся удалью да подвигами и подобострастно славят царя, а он благосклонно наблюдает покорность своих слуг. Во второй части изображается спокойная, мирная трудовая и семейная жизнь купца Калашникова, в которую врывается беда. В третьей части показан кулачный бой-столкновение двух героев, двух взглядов на жизнь: правды и совести, со стороны Калашникова, самодовольства и деспотизма, со стороны Кирибеевича и царя. Однако противостояние купца — опричника и царя не столько отражает историческую реальность русской жизни, сколько иллюстрирует романтическую антитезу и философскую идею Лермонтова о превосходстве сильной личности над обстоятельствами.

Поэт изображает купца Калашникова защитником традиционных ценностей (семьи, чести, любви, правды) и одновременно романтическим героем-максималистом, для которого честь и собственное достоинство дороже всего в жизни. Удалой Степан Парамонович своим поведением доказывает превосходство личности над властью, его противоборство с опричником и царём неизбежно и является единственной возможной реакцией романтического героя на оскорбительное поведение Кирибеевича. Молодой Кирибеевич живёт не по христианскому закону, а по закону, установленному Иваном Грозным для своих опричников, — «всё позволено, кроме ослушания царской воли». Кирибеевич также романтический герой, ибо готов идти до конца ради своих желаний: обмануть царя на пиру, не сказав, что Алёна Дмитриевна замужем; опозорить честную жену, приставая к ней на улице:

А смотрели в калитку соседушки,
Смеючись, на нас пальцем показывали... (II)

— рассказывает Алёна Дмитриевна. Таким образом, Калашников и Кирибеевич противопоставлены как романтические герои-антагонисты: первый — благородный мститель, борющийся за справедливость («за святую правду-матушку» II), второй — носитель неограниченного личностного начала (тип лермонтовского Демона).

Однако Лермонтов нарушает в поэме каноны романтизма, так как его простонародный герой побеждает аристократа-эгоиста, причём побеждает морально ещё до боя. Здесь проходит ещё одна грань противопоставления купец — царь и царский любимец, которая доказывает демократические симпатии поэта. Калашников объяснил Кири-беевичу, почему вышел биться против него:

И жил я по закону господнему:
Не позорил я чужой жены,
Не разбойничал ночью тёмною... (III)

Кирибеевич смутился после этих слов, ибо чувствует свою вину перед соперником:

И услышав то, Кирибеевич
Побледнел в лице, как осенний снег,
Бойки очи его затуманились,
Между сильных плеч пробежал мороз,
На раскрытых устах слово замерло... (III)

Оба героя изображаются резко индивидуально. Калашников — суровый и решительный муж и глава семейства, Кирибеевич — молодой, самоуверенный удалец, охваченный неодолимой любовью. Недаром образ купца связывается с фольклорной разбойничьей песней. Один из вариантов этой песни поют пугачёвцы в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка» (VIII): царь обещал наградить пойманного разбойника — устроить ему красивую казнь. И в лермонтовской поэме Иван Грозный издевательски перечисляет детали казни Калашникова: остро наточенный топор, парадный костюм палача, звон набатного колокола:

Чтоб знали все люди московские,
Что и ты не оставлен моей милостью... (III)

Образ опричника связан с лирической песней о тоске-печали влюблённого молодца, который вызывает в народной песне сочувствие, также как и в лермонтовской поэме. Достаточно вспомнить грустное признание Кирибеевича на пиру:

Как увижу её, я и сам не свой:
Опускаются руки сильные,
Помрачаются очи бойкие;
Скучно, грустно мне, православный царь,
Одному по свету маяться. (I)

Убив царского любимца, Калашников, частный человек, вступает в конфликт с самим царём и не склоняется даже перед царской властью: не объясняет причин убийства Кирибеевича, не просит пощады, хотя знает, что казнённых хоронят не по-христиански — без имени, по обочинам дорог, а не на кладбище. Но «лютая, позорная» (III) смерть не страшит героя, то есть Калашников выдерживает свой романтический характер до конца. В этом отношении Калашников отличается от Евгения из поэмы Пушкина «Медный всадник».

И у Пушкина, и у Лермонтова простой человек сталкивается с самодержцем и в результате этого погибает. Но Пётр Первый явно превосходит Евгения, так как несчастный сумасшедший обращает к Медному всаднику туманные угрозы и невнятные упрёки, а потом всю ночь мечется по городу, спасаясь от воображаемой погони. Иван Грозный ни в чём не превосходит удалого купца, у Лермонтова державное и индивидуальное начало оказываются равновеликими. Кроме того, суд царя в лермонтовской поэме очевидно неправедный.

Подводя итог, отметим, что историзм «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» не стоит преувеличивать. Противостояние частного человека (Калашникова) деспотизму (непосредственно Ивану Грозному или царскому любимцу Кирибеевичу) — тема, которая волновала романтиков XIX века, но была неактуальной для общественного сознания XVI века — эпохи Грозного. Конечно, Лермонтов дал зарисовки средневековой Москвы, показал сцены царского пира, кулачного боя, но эти атрибуты времён Ивана Грозного являются в поэме только экзотическим фоном (обязательным требованием эстетики романтизма) для раскрытия главной идеи произведения: герой совершает подвиг во имя чести и долга, он не подвластен объективным историческим обстоятельствам. Эта идея была близка поэтам-декабристам (думы и поэмы К.Ф.Рылеева), и Лермонтов тоже утверждает её в поведении Калашникова. Характеры трёх героев (купца, опричника, царя) решены в романтическом духе: в сложной, противоречивой натуре человека выделяются одна-две главные черты.

«Песню...», где даётся романтическое решение проблемы «личность— исторические обстоятельства», можно сравнить с «Медным всадником», где та же проблема решается в реалистическом ключе: Пушкин видит бесперспективность бунта отдельной личности против объективных исторических обстоятельств, Лермонтов воспевает этот бунт. В обоих произведениях есть описание могил: Евгений похоронен «ради Бога» (II) на маленьком безлюдном острове; Калашников— «промеж трёх дорог: Промеж Тульской, Рязанской, Владимирской» (III). Первая могила забыта, второй — мимо проходящие люди всегда кланяются, хотя на ней нет ни креста, ни имени удалого купца. Такие разные финалы — следствие беспомощного бунта пушкинского героя и героического поступка лермонтовского героя.

Как сходилися, собиралися

Удалые бойцы московские

На Москву-реку,

На кулачный бой...

М. Лермонтов

"Песня про... купца Калашникова" переносит нас в глубокую старину, в XVI век - эпоху Ивана Грозного. На Москве-реке оцепили место в 25 сажень "для охотницкого бою, одиночного". "Удалые бойцы московские" собирались "разгуляться для праздника, потешиться". Приехал и царь с дружиною, боярами и опричниками.

Кто побьет кого, того царь наградит,А кто будет побит, тому Бог простит, -Приглашают бойцов на кулачный бой звонким голосом царские слуги.И никто не знал, что начинается необычный бой.

Степан Парамонович решил биться с царским опричником Кирибеевичем не потехи ради, а за святую правду-матушку.

Опозорил семью нашу честнуюЗлой опричник царский Кирибеевич;А такой обиды не стерпеть душеДа не вынести сердцу молодецкому, -

Говорит Степан Парамонович младшим братьям. Степан Калашников вышел на кулачный бой, чтобы исполнить свой долг: защитить честь семьи, честь имени, честь рода.

А родился я от честнова отца,И жил я по закону Господнему:Не позорил я чужой жены,Не разбойничал ночью темною, -

Заявляет Калашников своему сопернику. На стороне купца правда, народное представление о чести, о нравственности. И Кирибеевич признает его правоту, еще до поединка.

На глазах у грозного царя Калашников убивает своего обидчика и признается, что убил его "вольной волею", зная, что его за такой поступок ждет смертная казнь.

Присутствие царя на поединке придает поступку Калашникова особое значение. Купец не просто мстит обидчику, он выступает против произвола, несправедливости, вседозволенности, насаждаемых самодержавием. На глазах многолюдной толпы, перед лицом народа, как бы призванного стать судьею между сторонами, происходит поединок чести с бесчестием, правды с неправдою, человеческого достоинства с произволом.

И потому живет в памяти народной его поступок, могила его "промеж трех дорог" не забыта людьми:

И проходят мимо люди добрые:Пройдет стар человек - перекрестится,Пройдет молодец - приосанится,Пройдет девица - пригорюнится,А пройдут гусляры - споют песенку...

Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным (по поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про… купца Калашникова») уже в твоих закладках.
> Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным (по поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про… купца Калашникова»)
Дополнительные сочинения по данной теме

    Жанр произведения - поэма. Главные герои - купец Степан Калашников, его жена Алена Дмитриевна, царский опричник Кирибеевич, царь Иван Васильевич. Завязка произведения - события вокруг Алены Дмитриевны, кульминация - кулачный бой купца с опричником. Развязка - гибель Калашникова на плахе и народная память о нем. "Песня про царя Ивана Васильевича…" написана в духе русских народных песен. В основу поэмы положен бытовой сюжет. В "Песне" поднимается ряд нравственных проблем. Это, прежде всего, вседозволенность
    Причины обращения Лермонтова к далекому прошлому. ("Песня про... купца Калашникова" связана с XVI веком, эпохой царя Ивана Грозного, но живо перекликается со временем Лермонтова. Она заставляла современников задуматься над вопросами о судьбе и правах человеческой личности, о чести и достоинстве. После поражения декабристов, когда ценность человеческой личности неимоверно понизилась, поэма воспитывала верность идеалам, учила упорству и мужеству в борьбе с деспотизмом.) Композиция поэмы. (Поэма состоит из трех частей. Первая знакомит
    Многие поэты и писатели обращались к историческому прошлому своего народа в поиске героических характеров, в стремлении рассказать о трагических судьбах людей. "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова", написанная М. Ю. Лермонтовым, возвращает нас в эпоху правления Ивана Грозного. Стремление показать именно дух того времени, характеры и отношения живших тогда людей отразились даже в названии произведения. На первом месте там стоит царь Иван Васильевич - Грозный, как
    7,62-мм пулемёт Калашникова - ПК (вид справа, сошки откинуты) Пулемёт Калашникова ПК был принят на вооружение в 1961 г. на смену ротного пулемёта РП-46 и станкового пулемёта Горюнова СГМ. Принцип работы автоматики аналогичен системе АК. Однако пулемет ПК имеет ряд отличий. Для стрельбы из ПК применяется мощный винтовочный патрон обр. 1908/30 гг., гильза которого имеет закраину (фланец). Питание ленточное, переводчик режимов огня отсутствует, предохранитель флажковый, блокирует шептало. Ствол сменный (для его замены
    Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич! Про тебя нашу песню сложили мы, Про твово любимого опричника Да про смелого купца, про Калашникова; Мы сложили ее на старинный лад, Мы певали ее под гуслярный звон И причитывали да присказывали... Не сияет на небе солнце красное... то за трапезой сидит во златом венце грозный царь Иван Васильевич. Позади его стоят стольники, супротив его все бояре да князья, по бокам его все опричники... Все веселятся, лишь удалой опричник Кирибеевич
    Тема русской истории в поэзии М. Ю. Лермонтова М. Ю. Лермонтов проявлял особый интерес к национальной истории, ища в ней богатырство духа, ярких личностей, которых им так не хватало в современниках. Молодое окружение поэта ни к чему не стремилось, среди них не было достойных людей, героев, поэтому Михаил Юрьевич искал их в русской истории. Тема истории отразилась в поэмах "Последний сын вольности", в "Песне про купца Калашникова", в стихотворение "Бородино"
    Общее свойство поэтической речи - наличие ритма. Ритм характерен для поэтической речи любого языка и времени. При этом фонетические особенности языка, культурно-историческая и литературная традиции формировали системы стихосложения. В основе любой системы стихосложения лежит метр (размер) - определенная ритмическая упорядоченность повторов внутри стихотворных строк. В русской поэзии раньше всего сложилась тоническая система. Она развилась в устном народном творчестве и основывалась на наличии в русском языке ударных и безударных слогов. В основе

Макарова Н.А

РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ

8 класс

ТЕМА: СМЫСЛ СТОЛКНОВЕНИЯ КАЛАШНИКОВА С КИРИБЕЕВИЧЕМ И ИВАНОМ ГРОЗНЫМ (по «Песне про купца Калашникова» М.Ю.Лермонтова)

Цели:

а) образовательные:

Рассмотреть кульминационный эпизод поэмы М.Ю. Лермонтова “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”.

Раскрыть смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и выяснить идейно-композиционное значение этого эпизода.

Показать, что Степан Калашников – носитель лучших черт русского национального характера.

Повторение и обогащение знаний об эпохе Ивана Грозного, обстоятельствах и причинах учреждения опричнины, о некоторых личных качествах самодержца.

Беседа о многообразии и сложности человеческих характеров.

б) развивающие:

Совершенствование выразительного чтения и продуктивного монологического высказывания.

Развитие умения сравнивать героев и на этом основании проникать в глубины их характеров.

Обучение анализу эпизода, сопоставлению параллельных эпизодов.

в) воспитательные:

Побудить учащихся обдумать и пережить конфликт, связанный с защитой чести и человеческого достоинства, выразить своё отношение.

Воспитание высоких нравственных качеств (благородства, уважения к семье, к национальным традициям) в работе с художественным текстом.

Формирование сотруднических отношений.

Оборудование:

Портрет М.Ю. Лермонтова,

Репродукция картины в. Васнецова “Иван Грозный”,

Иллюстрации художника Билибина к поэме М.Ю. Лермонтова.

· репродукции картин А.Васнецова «Отъезд с кулачного боя», «Кремль времен Василия III»

ХОД УРОКА

Высшая и самая характерная черта нашего народа

это чувство справедливости и жажда ее

Ф.М.Васнецов

I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

1. Вступительное слово учителя

2. Беседа

    История создания произведения

    Что вам известно об Иване Грозном? (Первый русский царь, на престол взошел в 16 лет. 34 года правил. К концу царствования Ивана Грозного Русь окончательно стала единой страной.)

    Что такое опричнина? (Объявленная цель опричнины - борьба с "боярской изменой" - предполагаемыми заговорами олигархических боярских кланов против целостности государства. Фактическая цель - установление единоличной неограниченной власти царя Ивана Грозного. Методы опричнины - устрашение собственного народа путем государственного террора. Само слово «опричнина» происходит от древнерусского «опричь», что означает «особый», «кроме». На опричников не распространялись ни государственные, ни церковные, ни моральные законы. Им было позволено всё, что было угодно царю. Главным критерием опричника была безусловная личная преданность государю. Опричники были фактически личной карательной гвардией Ивана Грозного. Социальный состав опричников - мелкопоместные землевладельцы, исходно ненавидевшие крупную родовую знать.)

    Что такое домострой?

    Почему Лермонтов обращается к историческому прошлому страны? (поиск героя). Обратимся к отрывку из стихотворения «Дума»

Печально я гляжу на наше поколенье!

Его грядущее - иль пусто, иль темно,

Меж тем, под бременем познанья и сомненья,

В бездействии состарится оно.

К добру и злу постыдно равнодушны,

В начале поприща мы вянем без борьбы;

Перед опасностью позорно малодушны

И перед властию - презренные рабы.

И ненавидим мы, и любим мы случайно,

Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,

И царствует в душе какой-то холод тайный,

Когда огонь кипит в крови.

    Жанр произведения (Поэма является стилизацией русского фольклора в большой эпической форме. Поэма Лермонтова названа песней, так как поэт создаёт произведение, очень близкое по содержанию, форме и по духу к русским народным историческим песням.)

    Найдите признаки фольклора в произведении.

    Почему герои песни расположены в названии в таком порядке?

    Назовите приметы времени, изображенные в поэме.

II. ПОСТАНОВКА ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА

III. РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА

1.Столкновение Калашникова и Кирибеевича

    Что узнаем о Калашникове?

Поэма, которая имеет такое длинное название, известна читателям как «Песня про купца Калашникова..». Это не случайно. Главный герой поэмы - Степан Парамонович Калашников. С ним встречаемся во 2-й главе.

Дома он узнает о беде, которая приключилась с его женой, Аленой Дмитриевной. Речь его, обращенная к жене, строгая, даже грубая:

«Уж ты где, жена, жена, шаталася?...»

Степан Парамонович - глава семьи, дома. Он - опора семьи, защитник чести и жены, и всего своего рода, он старший брат. Услышав рассказ Алены Дмитриевны о Кирибеевиче, Калашников понял, что его честное имя, честное имя его жены опозорены.

    Что мы узнаем о Кирибеевиче в первой части поэмы?

Имя Кирибеевича стоит вторым в названии поэмы, это любимый опричник царя Ивана Грозного. Он из роду Скуратовых и семьей вскормлен Малютиной (Малюта Скуратов- приближенный Ивана Грозного, глава опричников, отличался крайней жестокостью.) С ним мы встречаемся впервые на пиру у Ивана Грозного.

Он себя считает недостойным рабом царя , говорит о том, что не дорожит своей жизнью. Кирибеевич хвастлив, никто не может его сбить на кулачном бою. «Не родилась та рука заколдованная ни в боярском роду, ни в купеческом». Но не всю правду сказал Кирибеевич, он не сказал царю, что Алена Дмитриевна замужем.

Критик В.Г.Белинский писал о Кирибеевиче: «Для этого человека нет середины: или получить, или погибнуть! Он вышел из-под опеки естественной нравственности своего общества, а другой, более высшей, более человеческой, не приобрел: такой разврат, такая безнравственность в человеке с сильною натурою и дикими страстями опасны и страшны. И при всем этом он имеет опору в грозном царе…»

«Власть прежде всего должна быть разумной».(А.де Сент-Экзюпери)

    Для чего Кирибеевич выходит на кулачный бой? («Разгуляться для праздника», «потешить царя-батюшку».)

    Зачем Калашников идет на кулачный бой? (Защитить честь семьи)

Учитель (работа с эпиграфом): Ф.М. Достоевский писал: «Высшая и самая характерная черта нашего народа – это чувство справедливости и жажда ее»

Калашников жаждет справедливости, поэтому идет на кулачный бой – это единственный шанс отстоять эту справедливость.

« Это один из тех упругих и тяжелых характеров, которые тихи и кротки только до тех пор, пока обстоятельства не расколыхают их, одна из тех железных натур, которые и обиды не стерпят, и сдачи дадут... Есть души, лозунг которых- все или ничего, которые не хотят запятнанного блаженства, раз потемненной славы...» (Белинский)

    Давайте вспомним правила кулачного боя (Кулачные бои обычно проводились по праздникам с до , местами до Петрова дня, а разгул боёв начинался во время . По количеству участников они делились на: «улица на улицу», «деревня на деревню», «слобода на слободу». Летом бой проходил на площадях, зимой - на замёрзших реках и озёрах. Существовали виды кулачного боя : «один на один», «стенка на стенку»).

    Кто сталкивается в бою, по мнению автора? (Столкнулись в поединке «сын честнова отца» и «басурманский сын».)

    Почему в бою побеждает Калашников ? (Здесь, на поединке, вершится Божий суд . Справедливый суд.)

    В стихотворении «Смерть поэта» М.Ю. Лермонтова есть такие строки:

Но есть и божий суд, наперсники разврата!

Есть грозный суд: он ждет;

Он не доступен звону злата,

И мысли, и дела он знает наперед.

    «Не создавай себе кумира » – для Кирибеевича кумиром является царь Иван Васильевич. Ему он поклоняется, служит верой и правдой

    «Не желай жены ближнего твоего» .

Учитель: Христианский закон на стороне Калашникова, а значит и Бог на его стороне. Купец защищает не только честь жены, но и христианские законы, национальные традиции. Перед боем Калашников кланяется не только царю, но и Кремлю со святыми церквями, как будто прося благословения на честный бой. И Бог помогает купцу. Крест со святыми мощами спасает Калашникова от смертельного удара Кирибеевича. Степан Парамонович выступает орудием в карающей руке Господа.

2. Калашников и Иван Грозный.

    Слово учителя :

Обратимся к образу царя. «...Взгляд очей его- молния, звук речей его- гром небесный,порыв гнева его - смерть и пытка; но сквозь все это, как молния сквозь тучи, проблескивает величие падшего...но сильного и благородного по силе своей духа....»(Белинский)

Кто являлся на Руси хранителем обычаев и христианских законов? Царь, в данном случае – Иван Грозный, так как он православный царь, Помазанник Божий. Царь, конечно, мог наказать того, кто «позорил чужую жену», кто преступил «закон Господний», если бы знал о преступлении Кирибеевича. Но это только с одной стороны. А с другой – именно царь создал опричнину и наделил своих любимцев-опричников безграничной властью, а, следовательно, и возможностью нарушать безнаказанно православные законы. Следовательно, главным разрушителем основ национальной жизни выступает царь.

Вопросы к учащимся:

    Как ведет себя Калашников с царем?

(Калашников разговаривает с царем, как с равным, потому что выступает не как «слуга царю», а как христианин перед христианином ; заявляет, что есть стороны жизни, которые неподсудны царю, а подсудны «только богу единому».)

Учитель: Брак для Калашникова – святыня, узы, которыми он связан с женою, от Бога (браки заключаются на небесах), поэтому не видит необходимости обращаться к царю; Калашников понимает, что нарушил христианскую заповедь: не убивать, не мстить , и в этом его трагедия – он не мог восстановить честь семьи и не нарушить при этом христианской заповеди. Поэтому Калашников смиренно идет на казнь – это расплата за грех убийства.)

Спрашивая Калашникова: «Волей вольною или нехотя ты убил насмерть мово верного слугу…?», царь будто дает купцу право выбора.

В.Г. Белинский: «Калашников мог бы еще спасти себя ложью, но для этой благородной души, дважды так страшно потрясенной – и позором жены, разрушившим его семейное блаженство, и кровавою местью врагу, не возвратившею ему прежнего блаженства, - для этой благородной души жизнь уже не представляла ничего обольстительного, а смерть казалась необходимою для уврачевания ее неисцелимых ран… Есть души, которые довольстуются кое-чем – даже остатками бывшего счастья; но есть души, лозунг которых – всё или ничего, которые не хотят запятнанного блаженства, раз потемненной славы: такова была и душа удалого купца, статного молодца, Степана Парамоновича Калашникова!».

    Вы согласны с оценкой Белинского?

4. Вывод

Учитель: Давайте теперь ответим на вопрос, поставленный в начале урока? В чем смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным?

Ответ: столкновение силы власти и силы правды.

И побеждает в этом столкновении правда. Даже после смерти подвиг купца Калашникова помнят и чтут. Почему? Потому что сила в правде.

Вот скажи мне, американец, в чём сила? Разве в деньгах? Вот и брат говорит, что в деньгах. У тебя много денег, и чего? Я вот думаю, что сила в правде. У кого правда - тот и сильней. («Брат2»)

Похоронили купца Калашникова как разбойника, за кладбищем, в безымянной могиле.

Простые люди считают поступок купца правильным, поэтому, проходя мимо его могилы, люди вспоминают о Калашникове. По преданиям восточных славян клен – дерево, в которое превращен («заклят») человек. Кленовый крест на могиле купца – символ того, что смерть во имя справедливости не забывается.

IV. ИТОГИ УРОКА

V.Д/З Отрывок наизусть

Как сходилися, собиралися

Удалые бойцы московские

На Москву-реку,

На кулачный бой...

М. Лермонтов

"Песня про... купца Калашникова" переносит нас в глубокую старину, в XVI век - эпоху Ивана Грозного. На Москве-реке оцепили место в 25 сажень "для охотницкого бою, одиночного". "Удалые бойцы московские" собирались "разгуляться для праздника, потешиться". Приехал и царь с дружиною, боярами и опричниками.

Кто побьет кого, того царь наградит,А кто будет побит, тому Бог простит, -Приглашают бойцов на кулачный бой звонким голосом царские слуги.И никто не знал, что начинается необычный бой.

Степан Парамонович Калашников решил биться с царским опричником Кирибеевичем не потехи ради, а за святую правду-матушку.

Опозорил семью нашу честнуюЗлой опричник царский Кирибеевич;А такой обиды не стерпеть душеДа не вынести сердцу молодецкому, -

Говорит Степан Парамонович младшим братьям. Степан Калашников вышел на кулачный бой, чтобы исполнить свой долг: защитить честь семьи, честь имени, честь рода.

А родился я от честнова отца,И жил я по закону Господнему:Не позорил я чужой жены,Не разбойничал ночью темною, -

Заявляет Калашников своему сопернику. На стороне купца правда, народное представление о чести, о нравственности. И Кирибеевич признает его правоту, еще до поединка.

На глазах у грозного царя Калашников убивает своего обидчика и признается, что убил его "вольной волею", зная, что его за такой поступок ждет смертная казнь.

Присутствие царя на поединке придает поступку Калашникова особое значение. Купец не просто мстит обидчику, он выступает против произвола, несправедливости, вседозволенности, насаждаемых самодержавием. На глазах многолюдной толпы, перед лицом народа, как бы призванного стать судьею между сторонами, происходит поединок чести с бесчестием, правды с неправдою, человеческого достоинства с произволом.

И потому живет в памяти народной его поступок, могила его "промеж трех дорог" не забыта людьми:

И проходят мимо люди добрые:Пройдет стар человек - перекрестится,Пройдет молодец - приосанится,Пройдет девица - пригорюнится,А пройдут гусляры - споют песенку...

Новик Н.Г., учитель русского языка и литературы, ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».

Конспект урока по литературе на тему: «М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича…». Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем. Анализ содержания 3 главы.

Тип урока : урок овладения новыми знаниями, формирования и совершенствования навыков и умений

Цели:

    Образовательные:

    1. развивать навыки анализа лиро-эпического произведения;

      раскрыть смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и выяснить идейно-композиционное значение этого эпизода;

      совершенствование выразительного чтения и монологического высказывания;

      развитие умения сравнивать героев и на этом основании проникать в глубины их характеров;

      объяснить, как картины быта помогают понять характеры и идею произведения;

    Развивающие и коррекционные:

    1. развивать умение учащихся задавать вопросы и аргументировано отвечать на них;

      способствовать развитию умений работы со справочной и дополнительной литературой по предмету;

      способствовать развитию информационной культуры детей.

      развивать интеллектуально-образное и эмоциональное восприятие художественного произведения;

      развивать логического мышления;

      развивать речевую деятельность - самостоятельные связные высказывания в устной форме;

      развитие самостоятельности, чувств, эмоций.

    Воспитательные:

3.1 воспитание у учащихся нравственных качеств через образы поэмы Лермонтова;

3.2 побудить учащихся обдумать и пережить конфликт, связанный с защитой чести и человеческого достоинства, выразить своё отношение;

3.3 воспитание высоких нравственных качеств (благородства, уважения к семье, к национальным традициям) в работе с художественным текстом.

Оборудование : учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений (автор-составитель В.Я Коровина) 7 класс; портрет М.Ю. Лермонтова; иллюстрации к «Песня про царя Ивана Васильевича…»; раздаточные карточки со справочным материалом и с заданиями, презентация.

Ход урока

Этап урока

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Мотивирование к деятельности (включение в учебную деятельность)

Добрый день!

Вы начать урок готовы? Будем слушать, рассуждать и друг другу помогать!

Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. Включаются в учебную деятельность.

Опрос домашнего задания.

Что было задано на дом?

2.Рассказывать об устоях купеческой семьи

3.Выполнить тестовые задания

Сообщение темы урока

Скажите, что мы будем делать на уроке сегодня, что мы должны узнать? (постановка целей)

– Сформулируйте перед собой учебную задачу при изучении произведения «Песнь про царя Ивана Васильевича … ».

Мы будем анализировать …

Мы узнаем…

Мы научимся…

Мы повторим…

Введение нового материала. Работа над темой:

«М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича…».

Анализ 3 части поэмы «Кулачный бой на Москве -реке»

1.Смысл названия поэмы

    Почему герои песни в названии расположены в таком порядке?

Кто главный герой песни?

2. Постановка проблемного вопроса.

    Кто является настоящим героем? Почему?

3.Анализ 3 главы

Глава начинается сценой начала кулачного боя. На Руси это была всеобщая забава. Мужчины показывали свою силу и удаль. Но кулачный бой запрещал смертоубийство.

Анализ сцены боя на Москва-реке.

Какое место это событие занимает в сюжете?

В каком месте состоялся кулачный бой?

Кто приехал на кулачный бой?

Что велел царь Иван Васильевич?

Как проходит вызов на поединок?

Что обещал царь тому, кто победит?

Кто вышел первым на бой?

Как ведёт себя Кирибеевич?

А как вы думаете, почему никто не выходит на бой против Кирибеевича?

Кто вышел на бой с Кирибеевичем?

Кому поклонился Калашников? О чём это говорит?

Выразительное чтение диалога Кирибеевича и Калашникова.

Как отреагировал Кирибеевич на слова противника?

Кто сделал первый удар?

Куда пришелся удар Кирибеевича Калашникову в кулачном бою?

О чём подумал Калашников?

Куда сделал Степан Парамонович ответный удар?

Что произошло с молодым опричником?

Каким чувством проникнуты строки о смерти Кирибеевича?

Какова была реакция царя Ивана Васильевича на смерть любимого опричника?

Выразительное чтение диалога царя и Калашникова.

- Почему купец не сказал правды царю, за что убил он опричника?

Почему Калашников разговаривает с царем на равных?

Почему герой первым говорит о своей казни: «Прикажи меня казнить - и на плаху несть мне головушку повинную»?

О ком он просит перед казнью?

Что пообещал Иван Васильевич купцу Калашникову? Как это характеризует царя?

Анализ сцены суда

Справедливо ли был казнен Степан Калашников?

Поступает ли Иван Грозный по закону?

Как вы думаете, а если бы царь знал, по какой причине Калашников убил Кирибеевича, он оправдал бы купца?

Скажите, справедлив ли царь в изображении Лермонтова?

Почему песня заканчивается не казнью, а описанием могилы Калашникова?

Сравнительная характеристика Калашникова и Кирибеевича.

Имя Ивана Грозного стоит первым в названии поэмы Лермонтова, он расположил своих героев по социальной принадлежности.

Поэма, которая имеет такое длинное название, известна читателям как «Песня про купца Калашникова..». Это не случайно. Главный герой поэмы - Степан Парамонович Калашников

Сообщение о кулачных боях

Кульминация

Царь приехал со дружиною, со боярами и опричниками «разгуляться для праздника, потешиться».

Первым на призыв потешить царя-батюшку выходит Кирибеевич.

Кирибеевич перед поединком кланяется только царю, цель поединка для него - только потешить царя.

Сила, любимый опричник царя Ивана Грозного.

Никто не может сбить Кирибеевича на кулачном бою. «Не родилась та рука заколдованная ни в боярском роду, ни в купеческом».

Степан Парамонович кланяется сначала царю, потом Кремлю да святым церквам, он как бы просит благословения на бой. А потом всему народу русскому.

&Работа со словарём:

Панихида – церковная служба по умершему

Когда он услышал серьезные речи Калашникова,

Побледнел в лице, как осенний снег

Бойки очи его затуманились,

Между сильных плечей пробежал мороз,

На раскрытых устах слово замерло.

Он понял всю опасность своего положения.

Размахнулся Кирибеевич и ударил впервой купца Калашникова, ударил в грудь, на которой висел медный крест со святыми мощами из Киева.

Удар Калашникова в левый висок был смертельным для Кирибеевича.

«Повалился он на холодный снег, будто сосенка,

Будто сосенка во сыром бору».

Лермонтов жалеет о смерти Кирибеевича, так как он был молодым, красивым, сильным человеком.

Он прогневался гневом, топнул о землю и «нахмурил брови черные», Калашникова за убийство любимого опричника Кирибеевича велел казнить. Такова была царская награда.

Он знает, что его ждет казнь и готов к ней, ему уже бояться нечего, к тому же он уверен, что совершил справедливый суд.

Просит о помиловании для детей-сирот, братьев и жены.

Царь способен на добрые поступки

Калашников бьет Кирибеевича в левый висок со всего плеча и становится убийцей . Да, он защищал свою честь, честь своей жены, своего рода, выступает защитником народа, но все-таки он нарушает христианский закон «не убий».

Да, он наказывает убийцу.

Нет, убийство – преступление.

Да, он наказал преступника по закону, но обещал позаботиться о его семье, так как догадывался, что суд Калашникова был совершен по Божьим законам – законам справедливости.

Суд царский разошелся с судом народным. Калашников, казненный царем, становится народным героем и все симпатии Лермонтова на стороне удалого купца Калашникова, который защищает честь своей семьи, народную правду, погибает героически.

Учащиеся записывают характеристики в тетради: Кирибеевич – способен нарушить нравственные законы, любимец царя, «из славной семьи из Малютиной», опричник, «бусурманский сын», удалой.

Калашников – сильный, смелый, напоминает былинного героя, чтит традиции, купец, истинный христианин.

Домашнее задание

1.Подготовить сопоставительную характеристику Калашникова и Кирибеевича (по плану)

2.Выполнить тестовые задания (Приложение №2)

Открывают дневники, записывают домашнее задание.

Рефлексия.

Подведение итогов урока.

Кто же победил в поединке?

Что же символизирует столкновение Калашникова с Кирибеевичем?

1. Мне было трудно понять…».

2.Урок понравился, потому….».

3. «Я усвоил….»

Победил Калашников. Он одержал нравственную победу. Его после смерти помнят, а Кирибеевича забыли.

Столкновение правды и неправды, то есть добра и зла. И в этом столкновении победу одерживает добро, ибо СИЛА В ПРАВДЕ.

 Заполняют бланк самооценки.

Приложение №1

Тест по 2 главе

Правда или неправда, что...

1. Степан Парамонович Калашников – это муж Алёны Дмитриевны?

2. Купец Калашников торгует продуктами.

3. Его лавочка находится в Гостином дворе

4.Степана Парамоновича дома встречает жена.

5. Старую работницу зовут Евдокия.

6. Алёна Дмитриевна пошла к вечерне.

7. Приходская церковь - местная церковь.

8. Степана Парамоновича встретил жену грозной речью: «Уж ты где, жена, шаталася?»

9. Алёну Дмитриевну опорочил (опозорил) Кирибеевич.

10.В руках Кирибеевича остался узорный платочек.

11.Охульник – человек, который порочит, позорит другого.

12.Алёна Дмитриевна – сиротинушка

13. Степан Парамонович посылает за двумя старшими братьями

14. Степан Парамонович говорит: «Опозорил семью нашу честную злой опричник царский Кирибеевич»

15. Кулачный бой будет на Неве – реке.

16. Степан Парамонович говорит братьям: «А побьёт он меня – выходите вы за святую правду – матушку»

17.Как зовут молодого купца Калашникова

1) Степан Парамонович

2) Степан Прохорович

3) Степан Петрович

18. Какие товары предлагал в своей лавке купец Калашников?

2) кондитерские

3) шелковые

19. Что удивило купца Калашникова, когда он вернулся домой?

1) не встречает его старая работница

2) не встречает его прислуга

3) не встречает его молодая жена

20. Каково имя старой работницы в семье Калашниковых?

1) Елисеевна

2) Евгеньевна

3) Еремеевна

21. Куда отлучалась из дома Алена Дмитриевна в злополучный вечер?

1) в церковь к вечерне

2) в лавку за спичками

3) на свидание с Кирибеевичем

22. Алена Дмитриевна больше всего боялась

1) немилости мужа

2) людской молвы

3) лютой смерти

23. Какая вещь Алёны Дмитриевны, осталась у Кирибеевича? 1) кольцо жемчужное

2) фата бухарская

3) серьги яхонтовые

24.Чем закончилась встреча Алены Дмитриевны с Кирибеевичем?

25.Откуда затемно возвращалась домой Алена Дмитриевна в тот вечер, когда встретила Кирибеевича

1) с гостей

2) с вечерни

3) с Гостиного двора

26. Кто из родственников Алены Дмитриевны был рядом с ней?

2) старший брат

3) младший брат

27. Узнав о том, что сотворил опричник с его женой, Калашников решил:
1) жаловаться царю;
2) драться с опричником в кулачном бою;
3) ничего не предпринимать.

28.Что должны были сделать братья Калашникова в случае его смерти? 1)тайно убить злодея

2)закрыть лавку

3) выйти на бой

29.Чем закончилась встреча Алены Дмитриевны с Кирибеевичем?

1) опричник, получив отказ, ушел

2) Алена Дмитриевна решила уйти от мужа

3) Алена Дмитриевна вырвалась и убежала

Приложение №2

Тест по 3 главе

1.С чего начинается 3 часть?

2.Кто приехал на кулачный бой?

3.Что велел царь Иван Васильевич?

4.Кто первым вышел на кулачный бой?

5.Кому поклонился Калашников?

6.Кто сделал первый удар?

7.Что спасло Калашникова?

8.Куда сделал Степан Парамонович ответный удар?

9.Что сделал Калашников перед поединком?

10.О ком он просит перед казнью?

11.Что пообещал Иван Грозный братьям купца после его казни?

12.Кому просит поклониться своих братьев перед смертью купец Калашников?

Сравнительная характеристика (работа с текстом)

Степан Парамонович Калашников

Кирибеевич

Социальный статус

купец (земской)

опричник, из рода Малюты Скуратова

Жена, дети, братья

Зачем идет на кулачный бой?

Защитить честь семьи

«за святую правду-матушку»

Потешить царя-батюшку

    «молодой купец»

    «статный молодец»

    «Сын честнова отца»

Есть имя-отчество (уважение к герою)

    «удалой боец»

    «буйный молодец»

    «недостойный раб царя»

    «басурманский сын»

нет имени (не заслуживает уважения)

    Защищает свою любовь, семью, честь жены

    Умеет постоять «за правду до последнего»

    Глава семьи, несет ответственность за жену

    Для Алены Дмитриевны он «царь», «красно солнышко»

    Брак - святыня

    Носитель лучших черт русского национального характера

Кулачные бои обычно проводились по праздникам, а разгул боёв начинался во время Масленицы. По количеству участников они делились на: «улица на улицу», «деревня на деревню», «слобода на слободу». Летом бой проходил на площадях, зимой - на замёрзших реках и озёрах. В боях участвовал и простой народ и торговцы.



Рассказать друзьям