Современное искусство народов африки. Страны и люди

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Традиции и древние царства

Искусство Тропической Африки состоит из множества само­стоятельных художественных куль­тур племен и общин. Как правило, племена и народы Африки не пере­секались друг с другом, а потому их культуры развивались обособ­ленно. В силу географических, кли­матических и исторических усло­вий в сравнении, к примеру, со стремительно развивавшимся ан­тичным искусством Греции и Рима, творчество африканских племен оставалось архаичным. Европейцы познакомились с искусством Тро­пической Африки сравнительно поздно, в конце XIX в. Многие от­крытия были сделаны лишь за по­следние годы. Однако и сейчас не­возможно полностью воссоздать историю африканского искусства: в пей слишком много пробелов и загадок.

Исследователи Африки и раньше знали о существовании доисториче­ских росписей в Сахаре, но широкую известность они получили только после экспедиции французского уче­ного А. Лота, который в 1957 г. при­вез в Париж свыше 800 цветных ко­пий, выполненных с подлинных дои­сторических фресок, находящихся и одном из горных массивов Цен­тральной Сахары - Тассилин-Аджере. В настоящее время наскальные изображения обнаружены почти во всей Африке.

Первые большие африканские го­рода возникли в Западной Африке. Царства Гана, Мали, Сонгай и Бенин торговали золотом с мусульма­нами, завоевавшими Северную Аф­рику. Восточнее находилось царст­во Мэроэ (ныне Судан), южнее вы­сились мощные каменные стены крепости Большого Зимбабве. Ле­гендарные царства, отделенные от остального мира огромной и бес­плодной пустыней Сахара, возника­ли и исчезали, оставляя после себя уникальные памятники культуры. В ходе многочисленных археологи­ческих исследований стало ясно, что корни африканского искусства уходят далеко в глубь тысячелетий. Особого упоминания заслуживает открытие культуры нок (Нигерия), известной своими терракотовыми статуэтками, бронзовой цивилиза­ции народа сао в районе озера Чад.

Исключительное значение имело открытие на территории, населен­ной народностью йоруба культуры ифе , восходящей к XI1-XIV вв. и создавшей необычайно высокое по своему уровню искусство, а также исследование удивительного искус­ства лесного царства Бенин.

АРАБСКИЕ КУПЦЫ И ИСЛАМ

Привлеченные несметными богатст­вами - золотом, медью, слоновой ко­стью - арабские купцы установили торговые связи с Восточной Афри­кой, способствуя процветанию горо­дов, располагавшихся на современ­ном побережье Кении и Танзании. Арабы принесли с собой ислам, ко­торый был воспринят племенами, говорящими на языке банту. Слияние двух культур породило третью - суахили.

Ислам пользовался большим влиянием и на территории современных Судана и Нигерии. Правители Мали, империи сложившейся примерно в VIII в. в верховьях рек Сенегал и Нигер, объявили его государственно религией. Большая мечеть в Дженне, главном городе Мали, свидетельствует об авторитете новой религии. Построенная из глины, она мало напоминает мечети Каира и Багдада. Это подтверждает тот факт, что заимствованные формы культуры изменялись под влиянием местных традиций.

ЕВРОПЕЙЦЫ В АФРИКЕ

В XV в. португальцы открыли западное побережье Африки и установилиторговые связи с племенами Нигерии и Гвинеи. Путешествие Васко да Гамы, обогнувшего Мыс Доброй На­дежды в поисках пути на Восток, расширило представление европей­це» об Африканском континенте. Но так же как арабские купцы, купцы Старого Света вели торговлю лишь с прибрежными городами. Только в XIX в., когда Промышленная рево­люция кардинально изменила мир и Европа нуждалась в сырье, евро­пейцы стали осваивать внутренние районы Африки. К 1914 г. весь кон­тинент, кроме Либерии и Эфиопии, был под контролем Европы.

МНОЖЕСТВЕННОСТЬ КУЛЬТУР

Обычно изучение регионального аф­риканского искусства ограничивалось произведениями, завезенными в Европу колонизаторами или тор­говцами и отвечавшими эстетиче­ским вкусам западного зрителя. До недавнего времени не возникало ин­тереса к историческим, культурным, эстетическим особенностям этих произведений: они воспринимались скорее как экзотические диковинки, чем как образцы художественной культуры. Европейцы долго не цени­ли основное качество африканского искусства - его приверженность тра­диции. Настенная живопись или росписи по дереву, рисунки на тка­нях, вышивки, изготовление поясов как особый вид художественного промысла, всякого рода орнаменты - разные по форме и назначению, объединены использованием одних и тех же материалов: дерева, слоновой кости, глины, бронзы, золота и орга­нических волокон.

БОЛЬШОЙ ЗИМБАБВЕ

Примерно в IX в. народы, жившие на широком плато между реками Замбези и Лимпопо и занимавшиеся земледелием и скотоводством, на­учились добывать золото в рудни­ках. Они начали продавать его ближайшим соседям, а к XIII в. стали вывозить золото и медь через Ин­дийский океан в Азию в обмен на разные товары. Правители, разбога­тевшие на торговле, создали процве­тающее сильное государство. В 1100-е гг. они стали возводить огороженные каменные комплексы. Около 1450 г. Большой Зимбабве достиг вершины могущества. В это время вокруг главного поселения были построены мощные стены, ко­торые наводят на мысль о фортифи­кационном характере этого комплек­са. Однако ряд деталей, особенно две глухие конические башни внутри ог­рады, фигуры птиц из мыльного камня на высоких пьедесталах, каменные монолиты, стоявшие на сте­нах, и, наконец, вся планировка по­зволяют думать о ритуальном назначении этого сооружения. Позднее люди покинули этот город, возмож­но, из-за истощения земли, которая не могла прокормить его жителей.

КУЛЬТУРА НОК

Древнейшая из известных африкан­ских культур была открыта в 1944 г. в местечке Нок (Нигерия), между реками Нигер и Бенуэ. В оловянных шахтах были случайно найдены скульптурные портреты и фрагмен­ты фигур из обожженной глины, выполненные почти в натуральную величину. С тех пор удалось найти множество предметов культуры нок, как ее вскоре назвали. Их возраст довольно точно определили с помо­щью метода радиоуглеродного дати­рования: 1-е тысячелетие до н. э. - II в. н. э. Культура нок возникла в оседлом, земледельческом обществе. Высокий уровень художественного мастерства и техника обжига «на от­крытом огне», традиционная для создания изделий больших разме­ров, позволяют строить предположе­ния о существовании предшествующих этапом развития этой культуры, до сих пор, к сожалению, неизвестных.

Терракоты нок отличаются удиви­тельным богатством и разнообрази­ем художественных приемов, кото­рыми пользуется скульптор для при­дания максимальной выразительно­сти своему произведению. Но если звери - слоны, обезьяны, змеи - изо­бражались художниками нок в сугу­бо реалистической манере, то чело­веческие лица, возможно, из суеве­рия, были стилизованы под основ­ные геометрические фигуры (шар, цилиндр, конус). У некоторых, терракотовых голов сложные прически, что, вероятно, отражало социальную принадлежность персонажей, и глаза с глубоко высверленными зрачками. Любопытно, что уши часто расположены на затылке. Представители культуры нок были также искусны в изготовлении браслетов, ожерелий и поясов из растительных волокон с вплетением осколков кварца. По­добные изделия, вместе с инстру­ментами для их обработки, были найдены в больших количествах. Культура нок дала толчок последую­щим культурам, в том числе ифе (1100-1897), культуре бенин (1400-1897), дзоэде (1200-1300) и йоруба (1700-1900), отчасти связанным между собой, тогда как другие, такие как сао, развивались изолированно.

МАСКА. Ритуальные африканские маски - не простое про­изведение искусства. Они воплощают духов, героев или умерших предков и являются частью магического обряда с плясками и заклинаниями. Существуют мас­ки - обереги, сохраняющие силы и здоровье. В маске художник передает суть и внутреннюю энер­гию изображенного персонажа, в которого, по пове­рью, с помощью магии перевоплощается тот, кто на­девает маску. Показательно, что после выполнения своей функции, маски, многие из которых изготавли­вались долго и тщательно, безжалостно уничтожа­ются. Формы африканских ритуальных масок разнооб­разны - от крайне натуралистичных до фантастиче­ских, зооантропоморфных с гипертрофированными деталями. Оригинальны устрашающие маски с встав­ными зубами, рогами, обтянутые кожей животных и с длинными волосами. Отдельные маски необычай­но выразительны из-за гротескных пропорций и пре­увеличенных деталей - огромные глаза, длинные но­сы или уши. Нередко маски украшены загадочными орнаментами. Для культуры нок характерно сочета­ние предельно геометризованных объемов масок с натурализмом отдельных деталей. Ритуальные маски изготовляются из однородных материалов - дерева, кости, металлов - или их ком­бинаций с добавлением кожи, волос, шерсти, перьев, растительных волокон, зубов, рогов, раковин, бус. Большую роль играет раскраска, чаще всего полихромная. Начало XX в. ознаменовалось внезапным и все воз­растающим интересом к африканской культуре. Ху­дожники авангарда часто обращались к образу афри­канской маски.

КУЛЬТУРА САО

До наших дней дошли легенды о за­гадочном народе сао, жившем в районе озера Чад, - гигантах, одной рукой перегораживавших реки, делав­ших луки из стволов пальм и легко переносивших на плечах слонов и гиппопотамов. Находки археологов подтвердили, что действительно в X-XVI вв. здесь жил народ, создавший самобытную культуру. И хотя археологические находки свидетельствуют, что сао обрабаты­вали и металл и глину, среди многих тысяч предметов, которые были найдены в развалинах средневеко­вых городов сао, обнаруженных в середине XX в., первое место зани­мают изделия из обожженной гли­ны. Они представлены в таком изо­билии и многообразии, что культуру сао справедливо называют «глиня­ной культурой». В городах сао из глины сооружались зернохранили­ща, строились печи, изготовлялась кухонная утварь, делались катушки и веретена для пряжи, грузила для рыбной ловли, детские игрушки и украшения. Даже мертвых хоронили в огромных глиняных урнах, самых больших из известных ныне сосудов. Бесконечно многообразная скульптура сао не поддается строгой систематизации. Все, что можно сде­лать, - это разделить ее на две груп­пы: человеческие изображения и изображения животных. Однако ли­шь такое деление не будет достаточ­но четким, так как большая часть скульптуры - это либо зооморфные человеческие изображения, либо ан­тропоморфные изображения животных. Есть и такие, в которых черты животного и человека образуют столь монолитный сплав, что их не­возможно отделить друг от друга. Кроме того, независимо от характе­ра изображения вся скульптура де­лится на головы и статуэтки, кото­рые, вероятно, почитались как изо­бражения обожествленных предков.

ДРЕВНЕЕ ГОСУДАРСТВО ИФЕ

В начале XX в. немецкий археолог и этнограф Лео Фробениус обнаружил близ города Ифе на западе Нигерии, следы высокой материальной куль­туры многомиллионного народа йоруба. Найденные здесь бронзовые и терракотовые скульптуры не усту­пали лучшим образцам античного искусства. Время их исполнения до сих пор точно не установлено, одна ко предполагают, что расцвет искус­ства ифе относится к ХП-XIV вв. На следующем этапе, который про­должался до XVIII в., усилился от­ход от классических образцов искус­ства ифе. На смену им пришли абст­рактные формы, типичные для со­временных скульптур йоруба.

Согласно преданиям йоруба, город-государство Ифе возник на том месте, где боги спустились с небес, дабы создать землю и населить ее. Один из них, Одудува, бог моря и благополучия, был первым они (царем), и его дети создали дина­стию царей-жрецов, которые и сего­дня считаются полубогами.

Портретные скульптуры из Ифе, исполненные почти в натуральную величину, отличаются необычайном

пропорциональностью и гармонией. В них воплотился идеал человече­ской красоты, существовавший в то время. Совершенство скульптурных форм и тонкость бронзовой отливки были настолько высоки, что долгое время ученые приписывали искусст­во ифе то португальцам, то финикийцам, то этрускам, отказываясь признать его местное происхожде­ние, что позже было неоспоримо до­казано. В скульптуре ифе очень ред­ко встречается изображение челове­ка в полный рост. По большей части среди находок были головы из терракоты или металлических сплавов. К голове приставляли деревянное тело, прикрепляли бороду и усы из настоящих человеческих волос, о чем свидетельствуют специалисты проделанные отверстия вокруг губ и на подбородке. Изображение они и его приближенных было одной из самых распространенных тем в ис­кусстве ифе. Но встречаются также изображения жертвенных животных, баранов, леопардов, слонов (симво­лов власти), часто украшенных цар­ской символикой.

БРОНЗЫ ДЗОЭДЕ

Так называется группа из девяти статуэток, которые хронологически вписываются между художествен­ной традицией ифе и более поздней культурой Бенина. Они были найде­ны в двух деревнях - Джебба и Тада, но о месте их происхождения строи­лись всевозможные догадки. По ле­генде, беглый раб Дзоэде из Идаха, будто бы поднялся по течению Ни­гера, чтобы основать новое царство. Он нес с собой эти статуэтки и знаки царской власти. В Таде было найде­но семь статуэток, и среди них уди­вительная медная фигурка сидящего человека, приближающаяся по сти­листике к произведениям классиче­ского периода ифе, - вероятно, са­мая реалистическая статуэтка из всех, найденных до сих пор в Тропи­ческой Африке. Остальные скульп­туры, включая и те две, что были найдены в Джеббе, изображают вои­нов, лучников и персонажей, относи­тельно которых существуют самые различные толкования. Выполнены они в ином стиле, но совершенно очевидна их связь с характерными особенностями скульптур йоруба.

БЕНИН

Согласно легенде, искусство бронзо­вого литья было в XIII в. занесено из Ифе в город-государство Бенин. Здесь, как и в Ифе, оно служило ца­рям - оба. Искусство Бенина было придворным в полном смысле этого слова. Художники обслуживали только царский двор, мастера-литей­щики жили в специальном квартале города, а особые чиновники строго следили за сохранением секрета бронзового литья. Во время англий­ской карательной экспедиции 1897 г. город был уничтожен и многие про­изведения искусства погибли в огне. Но и то, что сохранилось, дает яркое представление о замечательном ис­кусстве Бенина. Однако как кажет­ся, культура ифе не имела влияния на культуру Бенина, где к 15-му сто­летию сложилась своя традиция обработки дерева, глины и слоновой кости. Скорее обе культуры развива­лись параллельно и прошли схожие этапы, пока не слились воедино в на­ше время, создав традицию абст­рактной скульптуры йоруба. Кроме многочисленных скульптурных про­изведений в виде голов царей и при­торных в высоких воротниках сохранились также бронзовые релье­фы, украшавшие некогда столбы и стены дворцовых галерей. Здесь можно встретить самые разнообраз­ные сюжеты и образы - придворных в церемониальных одеждах, воору­женных воинов, сцены охоты, изо­бражения португальцев в европей­ских костюмах. Кроме бронзовой скульптуры бенинские мастера соз­давали также произведения из сло­новой кости и дерева: маски-подвес­ки, жезлы, солонки и т. д.

Культуру Бенина принято делить на три больших периода: начальный с XIV по XVI в., средний, с XVI по XVII в., и поздний, с 18-го столетия до 1897 г., когда оба был смещен анг­личанами. Эти периоды вмещают историю политического развития и упадка целой империи. Идеализиро­ванные изображения оба и царицы-матери характерны для начального периода. Для следующего периода характерны бронзовые статуэтки воинов, животных, а также металли­ческие барельефные украшения цар­ского дворца. Третий период - упадка - отмечен тенденцией к декоративности и небрежностью в испол­нении.

В целом по сравнению с искусст­вом культуры ифе искусство Бенина отличается большей условностью и меньшим мастерством пластики. Очень высок и сам ремесленный уровень обработки металла, литья, резьбы и т. д. В какой-то мере искус­ство Бенина схематичностью объе­мов, условностью пропорций, обили­ем орнамента напоминает по своему типу памятники раннего Средневе­ковья Западной Европы, в то время как произведения мастеров ифе вы­зывают скорее ассоциации с памят­никами ранней античности.

Наряду с изготовлением изделий из бронзы во всех районах Тропиче­ской Африки процветала резьба по дереву. По-видимому, деревянная скульптура существовала в Тропиче­ской Африке издавна, хотя возраст самых древних дошедших до нас произведений не более 150 - 200 лет (во влажном тропическом климате дерево быстро разрушается).

Деревянная скульптура может быть разделена на две большие груп­пы: скульптуру и маски. Скульптура была большей частью культовой - это изображения различных духов, предков, иногда вождей. На домашних алтарях знатных и простых лю­дей устанавливали поминальные го­ловы предков, вырезанные из дерева. Сохранились также деревянные скульптуры, изображающие тотеми­стических предков - покровителей рода. Маски использовали во время обрядов посвящения юношей и де­вушек в члены общины, а также во время различных церемоний, празд­ников, маскарадов и т. д. У каждого африканского народа был свой ори­гинальный стиль скульптуры. Стре­мясь выделить главное, африканские мастера сильно преувеличивали раз­меры головы, в то время как осталь­ные части фигуры оставались непро­порционально маленькими. В масках нередко самым неожиданным обра­зом соединялись черты человека и животного. Во многих районах кон­тинентальной Африки искусство де­ревянной скульптуры существует и сейчас, хотя по своим художествен­ным достоинствам современная скульптура уступает работам, соз­данным в XVIII - XIX вв.

Искусство Африки внесло неоце­нимый вклад в историю мирового искусства. Отголоски культуры Черной Африки можно обнаружить в творчестве таких крупных художников XX в., как Матисс и П. Пикассо. Последнему удалось сочетать двух­мерную перспективу, принятую в западной живописи, с третьим измерением, представленным в формах африканской скульптуры. Именно это сочетание привело к кубизму.

Украшать свои жилища и предметы обихода, люди стремились с давних пор. Археологи, до сих пор, находят различные подтверждения существования художественного мира разных эпох. Этими подтверждениями являются различные предметы быта, которые люди старались украсить разнообразными орнаментами, свойственными, для своей эпохи.

В эпоху палеолита первобытные люди пытались воспроизвести окружающий мир в точных и зримых образах. Поэтому, наиболее важными темами палеолитического искусства была тема зверей и тема охоты. В основном, пещерные росписи - это образы зверей: мамонты, носороги, быки, лошади, пещерные львы и медведи.

Второе место после сцен охоты занимали изображения обрядов воскрешения и размножения зверей, олицетворяющих магию плодородия. Также, при исполнении обрядов плодородия часто изображался человек, это были преимущественно женские фигурки. Раскраска таких изображений производилась черным, красным, желтым и коричневым цветами.

Позднее, вместе с изображениями животных первобытный человек начинает использовать условные знаки, различные комбинации линий, сходные с геометрическими фигурами. Таким образом, закладываются основы магической семантики. Постепенно, это приводит к абстрактным геометрическим изображениям символов, легших в основу создания орнамента как способа украшения. Орудия труда и вооружение, домашнюю утварь, в основном, украшали орнаментом геометрического характера, иногда эти предметы покрывали резными или скульптурными изображениями животных. Браслеты из кости, поражают оригинальностью орнаментов. Удивляет и восхищает украшающий их тончайший узор в виде полос меандра, разделенных параллельными зигзагами, или же «елочным» узором.

В конце III тысячелетия до нашей эры в Европе продолжает преобладать геометрическая орнаментика. Характерным узором изделий из художественного металла остаются криволинейные, волнистые, лентообразные или спиральные узоры. Керамические сосуды часто декорируются спиралью с выпуклой точкой в центре. Аналогичный орнамент характерен и для Центральной Европы железного века (культура Гальштата, IX-VI вв. до н. э.).

Латенская культура. (V-I вв. до н. э.). Кельтский орнамент. В V - I вв. до н. э., в Западной Европе были очень распространены племена кельтов. Искусство кельтов - использует абстрактные и растительные мотивы, заимствованные у греков и этрусков. Также, в кельтском орнаментальном творчестве встречаются мотивы, связанные с изображением животного мира и человека, заимствованные на Востоке.

Орнамент, составленный из стилизованных форм людей, животных и растений, в виде треугольников, спиралей и точек размещался на металлическое или каменное декорируемое изделие. Изображения, связанные с заупокойным культом были другими, они отличались реализмом и конкретностью.

С V в. до н.э. кельтские ремесленники начали использовать и видоизменять образцы орнаментов других народов, тем самым складывая своеобразный художественный «раннелатенский стиль».

В середине IV в. до и. э. мотивами для орнамента на изделиях кельтов являются изображения птиц и зверей. Изделия прикладного искусства становятся более доступными для широких слоев. Такой рост популярности прикладного искусства способствовал возникновению пластического «среднелатенского стиля», который широко распространился во II в. до н. э. В нем стал использоваться рельефный узор, часто обогащенный гравировкой.

«Позднелатенский стиль» появился в I в. до н.э. в результате упадка художественного ремесла. В середине III в. до н.э. кельты покорили некоторые части территорий Англии. Принесенное ими на эти территории латенское искусство было переработано местными ремесленными школами. В результате такой переработки образовался новый, «островной стиль». Характерными чертами этого стиля являлись бронзовые двурогие шлемы; в орнаменте преобладали мотивы пальметты, завитков спирали; рельефный орнамент сочетается с линейным гравированным узором. С I в. до н. э. экспансия кельтов прекратилась, это не замедлило сказаться на характере форм и мотивов орнамента. Трактовка сюжета стала реалистичной, также появляются изображения экзотических зверей.

Постепенно из разнообразных и разрозненных элементов кельтского орнамента образовался единый стиль, в котором преобладали анималистические и цветочные элементы. Искусство кельтов стало основой искусства народов Франции, Швейцарии, Бельгии, отчасти Англии. В Ирландии и Шотландии в VII - IX вв. это искусство достигло нового расцвета, и возник «новокельтский стиль».

Африка. Наиболее распространенные изображения Южной Африки - это преимущественно изображение сцен охоты, сражений, танцев, изображения, связанные с религиозными представлениями и мифологией. Чаще всего изображались обряды вызывания дождя, погребения, культовые танцы. Несомненно, все это нашло свое отражение в культуре и прикладном искусстве народов Африки. Для культуры африканского народа характерными являются изображение голов и фигурок животных. Для ювелирного искусства ряда африканских стран характерны зооморфные и антропоморфные орнаменты. Например, латунные гирьки в форме диких животных - от слона до антилопы, фигурки танцовщиц или женщин, несущих воду.

В африканской мебели можно встретить самые разнообразные формы деревянных подголовников выполненных в виде черепах, крокодилов и других животных; фигурки птиц и зверей используются в качестве украшения деталей различных предметов.

Различными резными узорами украшаются гребни, а также «рекады» - символы власти, содержащие устрашающие мотивы. Статуэтки почитаемых предков украшаются геометрическим орнаментом, воспроизводящим рисунок татуировок. В декоративном рисунке ткани, наиболее часто встречается рисунок из квадратов, треугольников и ромбов.

Индонезия. Для прикладного искусства Индонезии, примерно в 2000 г. до н. э., были характерны керамические изделия с нарезным орнаментом. Позднее появились изделия из бронзы, представлявшие собой схематические фигуры людей, украшенные спиральным орнаментом, котлы-барабаны с геометрическим узором и стилизованными изображениями человеческого лица, птиц и т.д.

В народной архитектуре индонезийцев часто применялась раскрашенная резьба для украшения стен. В декоре опорных столбов и дверей использовались резные изображения тотемных животных.

В Индонезии существует большое разнообразие древних ремесел, особенно резьба по дереву и бамбуку. На островах Ява, Суматра, Ниас и др. вырезают стилизованные фигурки демонов, предков, тотемных животных. Из окрашенного бамбука, пальмовых листьев и трав плетут циновки, шляпы, сумки. Производятся ювелирные изделия из золота и серебра с фигурами мифологических существ и животных, а также богато украшенные кинжалы -«крисы».

Для украшения одежды, очень часто встречаются тканые и вышитые узоры. В изображениях на керамике используется резной или растительный орнамент, фигурки людей и животных, корчаги дьяков с рельефным изображением драконов.

Океания. Искусство народов Океании не было подвержено сильным изменениям, так как было связано с религиозными и общественными традициями. Их религиозные представления были в основном связаны с культами плодородия и предков.

На островах Новой Гвинеи местные жители создавали керамические изделия и украшали их спиральными насечками; различная деревянная утварь в форме птиц или же фигуры человека; сосуды из бамбука, как правило, украшались резным геометрическим орнаментом.

Культура Новой Зеландии - это культ героев, стремление избежать пустоты при декорировании поверхности и достаточно частое использование мотива спирали по сравнению с другими орнаментальными мотивами. Например, мотив спирали встречается не только в ажурной пли рельефной резьбе по дереву, но и в татуировке лица.

Полинезийские острова славятся производством тканей из коры - «тапа». Декоративный эффект этих тканей достигался очень простым орнаментом. Чаще всего узоры строились на основе ромба или шашечного рисунка, и каждый остров вносил в них что-то свое. Иногда орнамент покрывался лаком растительного происхождения.

Искусство татуировки лица и тела достигло большой художественной высоты на Маркизских и Маршановых островах. Татуировка могла покрывать геометрическими мотивами все тело. Она имела не только магический, но и социальный смысл. К примеру, зигзагообразные узоры на лице предназначались только для вождей.

Мексика. В VIII-II вв. до и. э. в Древней Мексике произошла канонизация культовых образов и символов. Ящероподобные и змеевидные божества, антропоморфные божества - символы неба, огня, дождя и влаги и др. - становятся обязательным арсеналом мексиканского искусства.

В период с I по IX в. н. э., называемый «классическим», когда искусство было подчинено интересам знати и жрецов, появляется религиозная символика. Изощренные фантастические образы, парадные изображения правителей, олицетворения жизни и смерти сочетаются со сложным орнаментом и иероглифическими надписями.

В храмах-пирамидах Мексики большое место заняли символические мотивы: змеиные головы с раскрытыми пастями, пышное оперение их извивающихся тел, головы ягуаров, антропоморфные изображения - весь многообразный и яркий мир индейской мифологии. Также, кроме изобразительных мотивов используется и «чистый» орнамент, образованный чередованием геометрических элементов. Здесь применяются четырнадцать различных мотивов: крест, зигзаг, многогранник, лесенка, т - образный мотив и ряд других.

В последний период Древней Мексики (X - начало XVI в.) многие традиционные черты искусства сохранились, вместо религиозной символики заняли символы войны и военные сцены.

Перу. Наибольший интерес представляет керамика Перу. Здесь в разные периоды гончарные изделия декорировались то абстрактным гравированным рисунком, то лепным декоративным, то живописным орнаментом. Для украшения использовали красную, кирпично-розовую, темно - красную, оранжевую, темно – зеленую, серо – зеленую и ультрамариновые краски.

Для украшения перуанских тканей использовали мифологические и бытовые сцены, которые имели очень богатую раскраску. Гамма их раскраски насчитывала до 190 различных тонов. После 800 г. до н. э. здесь также изготовляли ткань типа шпалер, которую использовали для каймы на одежде; иногда из нее делали целиком одежду - унку, подобие нынешнего пончо. Характерный орнамент этих тканей - анималистический: рыбы, птицы, хищные животные. Иногда здесь встречаются изображения людей (вожди, воины, танцоры или мифологические сцены). Кроме того, в орнаменте тканей имел место абстрактный декор - ступенчатый орнамент, меандр; растительный же, использовался редко. Для украшения тканей перуанцы также применяли вышивку.

Статья подготовлена Горской Натальей. Воспроизведение части или всего текста без разрешения автора запрещено.

Рисунки: Кириченко В., Афонькина А.С.

Новый год прошел, а зима все не кончается. Устали? Тогда давайте перенесемся на самый жаркий континент - в Африку, и немного окунемся в ее историю.

Традиционное искусство занимает очень важное место в африканской культуре. Большинство праздников и ритуалов, наряду с танцами, пением и рассказами, не обходится без ярких визуальных образов. Предметы искусства могут являться оружием или знаками отличия, престижа, а также иметь религиозное значение. Искусство народов Африки разнообразно: это и скульптуры, и картины, «фетиши», маски, фигурки и украшения.

Центральное место все же принадлежит скульптуре, которая является, бесспорно, величайшим достижением африканского народа. Подавляющее большинство скульптур выполнено из дерева, но встречаются произведения из металла, камня, терракоты, слоновой кости, а также совсем экзотические творения из бусин и бисера, и даже слепленные из простой земли! Археологами обнаружены древние скульптуры на всей территории африканского континента, но наибольшее их скопление находится в центральной и западной его частях.

Наскальная живопись, напротив, наиболее распространена на юге и востоке. Считается, что авторство большинства этих рисунков принадлежит бушменам («людям степи»). Рисунки бушменов создавались шаманами и служили частью религиозных ритуалов.

Цветастые маски и фетиши - предметы, призванные отпугивать злых духов, ведьм и призраков. Использовались они также как талисманы, приносящие удачу и ограждающие от несчастий.

Основные черты

Искусству Африки присущи весьма характерные признаки, по которым его всегда можно отличить от искусства других континентов. Во-первых, в центре изображения практически всегда находится человеческая фигура. Во-вторых, африканские мастера редко стремятся к реалистичности, чаще они прибегают к упрощению форм и абстракции. В третьих, нередко используется искаженные, гипертрофированные пропорции, призванные подчеркнуть движение, динамику.

Темы африканского искусства

Все искусство народов Африки можно разделить на три обширные темы. Первая из них - это своеобразный симбиоз Леса и Поселения. Члены племен носят специальные маски и наряды, отдавая дань этой двойственности: например, мужское начало преподносится в образе слона, сильнейшего животного, а женское - напротив, в ухоженном, максимально удаленном от «естественного» образе, представляющем цивилизацию и контрастирующим с диким, необузданным мужским.

Вторая тема - это отношения между полами. Занятие искусством в Африке нередко использовалось (и используется), как своеобразная «терапия», позволяющая семейным проблемам рассасываться и испаряться.

Третья большая тема - это проблема контроля над естественными и сверхъестественными силами, дабы достичь желаемого.

Каждому региону континента присущ свой стиль в искусстве. В западном регионе принято отдавать дань великим предкам и приносить символические жертвоприношения, что очень заметно влияет на общую картину местных предметов искусства. В Центральной же Африке искусство более прикладное, и здесь распространена оригинальная земляная архитектура, вышивка, ювелирные и кожаные изделия, замысловатые прически. Но что бы ни создавали африканские умельцы, их творчество всегда ярко и жизнерадостно, ведь оно призвано воспевать жизнь!

В наше время африканские мотивы очень популярны во всем мире. Многие сувенирные лавки могут предложить товары в «африканском» стиле, которые люди с удовольствием покупают в свои дома и украшают ими интерьеры. А у вас дома есть что-то африканское?

19-20 ВЕК
НАРОДНОЕ ИСКУССТВО АФРИКИ 19-20 ВЕКОВ
Разгром феодальных государств Западной и Экваториальной Африки и их культуры не смог прервать стихийного развития народного художественного творчества, в частности прикладного. Племена и народы Африки продолжали творить в самых разнообразных жанрах скульптуры, росписи и орнамента. Наибольшее богатство формы и эстетическое совершенство были при этом достигнуты в области скульптуры.

Вместе с тем было бы неправильно при характеристике искусства Африки ограничиваться описанием одной скульптуры, носящей преимущественно культовый характер. Художественное творчество африканцев отнюдь не исчерпывается культовым по своему назначению искусством. При изучении искусства народов Африки. следует также обращаться и к неразрывно связанному с трудом, с бытовым укладом народа декоративно-прикладному искусству, в котором ярко выразились творческая фантазия и чувство эстетической ценности человеческого труда.

Это в первую очередь относится к разного рода скамьям, табуретам, чашам, в особенности к замечательным резным кубкам Конго.

Говоря о предметах быта, надо учитывать ту обстановку, в которой они находятся, то есть дома. Так, чаши и резная деревянная посуда в Судане расставляются на глинобитных, часто расписных возвышениях. В районах тропического леса, где распространены деревянные жилища, стены и пол покрываются циновками со сложным геометрическим плетеным орнаментом. В районе степей преобладают глинобитные постройки, украшенные всевозможными, нередко причудливой формы расписными выступами, косяками, карнизами, а иногда резными столбами, притолоками и т. д.

Обращаясь же собственно к скульптуре и скульптурной резьбе, следует для удобства ознакомления с нею распределить ее произведения по трем основным жанровым группам. Первую группу составляют резные скульптуры из дерева. Это в основе своей изображения различных духов, предков или определенных исторических лиц, а у племен с развитой мифологией - и богов. Вторую группу составляют маски, употребляемые в обрядах посвящения юношей и девушек в члены племени. В эту же группу входят маски колдунов, танцевальные маски и маски тайных союзов. Наконец, третью группу составляет скульптурная резьба, украшающая самые разнообразные предметы культа и домашнего обихода.

Народы ряда областей Западной Африки, главным образом на побережье Верхней Гвинеи, от Либерии до устьев Нигера, сохранили традиционное мастерство бронзового литья. Естественно, что в этих районах наряду с деревянной пластикой создавалась и скульптура из бронзы. Наивысшего расцвета она достигла у. народов южной Нигерии - йоруба, бини и иджо.

Мастерство резьбы по дереву, орнаментировки циновок, бисерных, вышивок и т. д. распространено у всех народов Тропической Африки, как Западной, так и Восточной и Южной, что свидетельствует о художественной одаренности африканцев. Однако за пределами Западной Африки мы почти не находим собственно скульптурных изображений. Правда, у народов Южной Африки бытовые предметы - : трости, головные подставки, ложки -- часто украшаются резьбой. У народов лесной части Мозамбика, то есть юго-восточной Африки, встречаются маски и резные деревянные фигурки предков. Но в целом даже наилучшие образцы художественного творчества Восточной и Южной Африки намного уступают произведениям художников западной ее части.

На крайнем западе Судана весьма характерную группу представляет скульптура племен островов Бнссагос: бидього и др. Совершенно особый стиль имеют скульптуры племени бага, населяющего побережье французской и португальской Гвинеи. Далее, в английской колонии Сьерра Леоне и Либерии сложился особый стиль разных изображений человеческой фигуры, отразившийся как в резных фигурках, так и в масках. Значительные произведения искусства создали народности Берега Слоновой Кости - племена бауле и атуту. Далее к востоку, на Золотом Берегу, в южном Того и Дагомее, главное внимание местных художников было обращено на литую бронзовую скульптуру. Весьма своеобразные крошечные фигурки «мраммуо», предназначенные для взвешивания золотого песка, не соответствуют нашему представлению о гирях. Эти полные экспрессии изображения людей и животных - настоящие произведения искусства. На высоком уровне находятся и работы народных мастеров южной Нигерии - племен йоруба.

Далее к востоку, в Камеруне и в областях, примыкающих к бассейну реки Конго, а также на территории Габона, искусство резьбы по дереву представлено в виде богатых художественно украшенных тронов, скамей, дверных оконных наличников и танцевальных масок.

В области Конго следует различать два района - область низовьев реки Конго и район южного Конго. Первый из этих районов представлен резной деревянной скульптурой племен бавили и баконго, весьма экспрессивной, но несколько грубовато-схематичной по формам. Напротив, скульптура второго района области народов балуба, бапенде и др. отличается ясным спокойствием образов и изяществом формы. К этой области в стилистическом отношении примыкает район северной Анголы, представленный лучше всего резьбой народа вачивокве.

В целом резную скульптуру Западной Африки мы с полным правом можем назвать реалпстпческойв своей основе. Однако ее реализм чрезвычайно своеобразен. Во-первых, трахпщш искусства ваянпя складывались в условиях расцвета прикладного искусства и орнамента. Собственно изобразительное искусство ваяния тесными неразрывными узами оказывалось связанным со стихией народной орнаментальной фантазии. Вместе с тем в скульптурной резьбе находило свое выражение и чувство непосредственной эстетической красоты труда - трудового мастерства человека. Такая скульптура одновременно воспринимается и как изобразительный образ и как вещь - плод трудового ремесленного мастерства, с его законами обработки материала, выявления формы и т. д. Отсюда п своеобразное переплетение в пластике и собственно изобразительного реализма и острой выразительности языка декоративно-орнаментального искусства, чем п определяется в значительной мере своеобразие ее эстетического обаяния. Вместе с тем культовое - магическое - назначение этих скульптур определило высокий удельный вес в их образном решении мотивов условно-символического характера, лишенных непосредственной жизненно-образной убедительности, но тем не менее традиционно понятных каждому члену племени.

Характерно для своеобразного понимания законов художественного обобщения формы (то есть выделения главного, самого существенного в образе) отношение мастеров африканского искусства к вопросу о передаче пропорций человеческого тела. Вообще мастер способен к верной передаче пропорций п, когда считает нужным, вполне удовлетворительно справляется с задачей. Обращаясь к изображению предков, художники часто создают достаточно точные по пропорциям изображения, поскольку в этом случае желательно наиболее точно и полно передать все характерное в строении человеческого тела. Однако чаще всего африканский скульптор исходит из того положения, что наибольшее значение в образе человека имеет голова, в частности лицо, могущее приобрести огромную экспрессивную выразительность, поэтому он с наивной прямолинейностью концентрирует внимание на голове, изображая ее непомерно большой. Так, например, в фигурах баконго, представляющих духов болезней, головы занимают до двух пятых размера всей фигуры, что давало возможность с особой силой впечатлять зрителя устрашающей экспрессией лица грозного духа.

Когда резчик приступает к изготовлению фигуры, ему обычно приходится иметь дело с цилиндрическим куском дерева. Современные европейские искусствоведы, например Фрэй, утверждают, что африканский художник чувствует полнейшую пластическую свободу, воспринимая форму в трех измерениях, и не испытывает никакого затруднения, отвлекаясь от плоскостного изображения. Эт0 в значительной степени верно, за исключением того, что рассуждение это основано на практике современного европейского скульптора, проходившего обучение в художественных училищах и привыкшего к рисунку, то есть изображению трехмерного объекта на плоскости. У африканского резчика подобных навыков нет. Он подходит к скульптуре, непосредственно наблюдая окружающую его действительность. Между ним и жизнью нет преграды в виде двухмерного изображения предметов на плоскости. Африканский скульптор создает изображения непосредственно в объеме. Поэтому африканский художник очень остро чувствует форму, и, если ему предстоит выре зать из цилиндрического куска дерева вертикальное изображение человека, он не затрудняется выразить в узких границах этой объемной формы соответствующие характеру образа движения, а если нужно, выразить и стремительную направлен ность этого движения. Скованность материалом сказывается лишь в тех случаях, когда художник сталкивается с необычной для его навыков задачей, например когда он пытается изобразить всадника. В самом деле, ему приходится в таком случае иметь дело с фигурой, контуры которой уже совершенно не вписываются в цилиндр. Если художник попытается соблюсти требуемые пропорции, то изобра жение самого всадника будет непомерно малым. С подобной задачей, например, сталкиваются художники йоруба, когда желают изобразить Одудуа - мифического основателя государства йоруба. По традиции этот мифический прародитель должен как владыка восседать на коне. Скульптор же, пожелавший изобразить царя, все свое внимание естественно устремлял на его изображение, а конь во всей ком позиции играл для него подчиненную роль. По существу, он отнесся к нему как к одному из символических атрибутов царской власти, такому же как рог, который держит царь в правой руке, или топор в левой. Не удивительно поэтому, что фигура коня явно непропорционально уменьшена по отношению ко всему изобра жению. Изображая человека, африканский художник, как уже упоминалось, кон центрирует свое внимание на голове. Она изображается особо тщательно, причем на ней отмечены все характерные черты головного убора племени. Так, например, фигурки луба характеризуются высокими открытыми лбами, поскольку у луба волосы на темени были выбриты и вся прическа сосредоточена на затылке1. На лице всегда тщательно отмечаются знаки племени: татуировка или, точнее, рубцы. Темный цвет кожи африканцев не дает возможности наносить татуировку, поэтому ее заменяют разрезами на коже, которые при заживлении дают рубцы красновато- фиолетового цвета. Нанесенные на лбу или на щеках знаки дают возможность всегда указать на принадлежность к определенному племени.

По сравнению с головой туловище трактуется упрощеннее. На нем тщательно отмечается лишь то, что существенно с точки зрения мастера: признаки пола и татуировка. Что же касается деталей одежды и украшений, то они изображаются редко. Нетрудно в итоге прийти к выводу, что при всей реалистичности в передаче таких деталей их функция носит в основном ритуальный характер, помогающий «узнаванию» того или другого персонажа. Отсюда и та свобода, с которой эти детали приобретают сами стилизованную декоративную трактовку или вплетаются в общую заостренно выразительную по своим ритмам композицию целого. Сила своеобразного реализма африканских скульптур обусловлена не только и не столько этими реалистическими деталями. Большое значение имеет убедительность ритмов скульптуры в целом, заостренно передающих характер и суть движения, а также повышенная экспрессия в передаче общего эмоционального состояния образа: устрашающий гнев, спокойствие, мягкая гибкость движения или же его напряженная порывистость и т. д.

Существенной особенностью многих статуэток Конго являются углубления в голове и животе фигурок. Такие изображения делались обычно после смерти человека по заказу его наследников. Предполагалось, что дух покойного на некоторое время вселится в свое изображение, с тем чтобы потом покинуть его навсегда. Чтобы дух покойного вселился в фигурку, брали порошок из пережженных костей умершего и вместе с различными снадобьями насыпали в эти углубления, закрывая их пробкой. Лишь после этого она считалась «одушевленной» и к ней обращались с молитвой о помощи. Фигурка находилась среди домашних святынь до тех пор, пока еще сохранялась память об умершем, а затем ее выбрасывали. Так как статуэтка должна изображать умершего предка, естественно, что ей старались придать по возможности портретные черты. Поэтому она должна была иметь все физические признаки, характеризующие покойного. Если он имел какой-либо физический недостаток - фигурка воспроизводит и его. Естественно, что особое внимание уделяется точной передаче татуировки.

Когда один путешественник в конце прошлого века проник во внутренние области Конго, он встретил людей, которые помнили о посещении их племени лет за двадцать до того немепкой экспедицией Виссмана. Путешественник показал старикам книгу Виссмана, где находилось изображение прежнего вождя. Несмотря на то, что фотография точно передавала черты лица покойного, никто из стариков не признал его, так как в книге часть татуировки на лице отсутствовала. Тогда им предложили нарисовать его портрет, и они охотно изобразили на бумаге весьма схематично лицо, точно указав всю татуировку. Этот пример достаточно ясно показывает, что такая «портретность» .преследовала цели не передачи образа и характера покойного, а изображения атрибутивных «примет», обеспечивающих его узнавание. Правда, в некоторых фигурках такого рода заметны и зачатки передачи собственно внешнего портретного сходства, то есть тех или других индивидуальных особенностей в строении лица.

Не все фигурки, однако, были связаны с культом умерших предков. На крайнем западе Африки, на островах Биссагос, до наших дней сохранились остатки первоначального населения страны -: небольшое племя бидього. Каждая деревня бидього имеет фигурку, которую передают женщине, вышедшей замуж. Фигурка Эта, по местным верованиям, способствует наступлению беременности. Как только женщина почувствует, что зачала, она возвращает эту фигурку старейшине, и тот передает ее следующей женщине.

Африканская скульптура редко окрашивается. Обычно она сохраняет естественный цвет дерева. Материалом для скульптуры почти всегда служит так называемое красное или черное дерево, то есть наиболее плотные и твердые породы. Лишь резчики племен Камеруна и некоторых районов Судана, Конго употребляют порой легкие, мягкие породы деревьев, которые имеют желтовато-коричневую и далее желтую окраску. Обрабатывать мягкие породы деревьев легче, но зато они нестойки. Фигурки, изготовленные из мягких пород деревьев, ломки, хрупки и подвержены нападению муравьев - термитов. Резные изображения, сделанные из твердых пород дерева, по-видимому, никогда не раскрашиваются, напротив, сделанные из легких пород почти всегда полихромны. Может быть, это связано каким-либо образом с попыткой предохранить их от разрушения.

В африканской палитре существует только три цвета: белый, черный и красно-коричневый. Основанием для белых красок служит каолин, для черной - уголь, для красно-коричневой - красные сорта глины. Лишь в полихромных скульптурах некоторых племен встречается желтый цвет, или, как его называют, «цвет лимона». Голубой и зеленый цвет встречаются только в скульптуре и росписях Дагомеи и южной Нигерии. В связи с этим небезынтересно отметить, что в языках Западной Африки существуют обозначения только для черного, белого и красно-коричневого цвета. Все темные тона (в том числе и темно-синее небо) называются черными, светлые (в том числе и светло-голубое небо) - белыми.

Итак, статуэтки раскрашивались довольно редко, но зато почти всегда их украшали или, точнее, дополняли одеждой и украшениями. На руки фигурок надевали кольца, на шею и туловище - бусы, на бедра надевали передник. Если статуэтка представляла собой духа, к которому обращаются с просьбами, то нередко ему в дар приносили бусы, раковины каури, которые сплошь закрывали все изображение.

Возвращаясь к художественным качествам африканской скульптуры, следует еще раз подчеркнуть, что африканские художники достигли большого мастерства в передаче ритма и в композиционном сопоставлении объемов. Если внимательно рассмотреть фигурку луба, то нетрудно убедиться, что она скомпонована весьма искусно. Большая голова уравновешена массой туловища. Если ступни ног непропорционально велики, то это сделано для того, чтобы придать устойчивость всей фигуре. Художник чувствует объем и умеет ему придать спокойные, уравновешенные формы. Вся фигура в целом гармонична. Строгая симметрия фигуры придает ей характер спокойствия и устойчивости. Это не значит, что большинство фигур лишено динамики. Так, если обратиться к другой фигурке луба, то сразу бросается в глаза иное решение образа и композиции. В первом случае фигурка воплощает величие и спокойствие, во втором - стремительность.

Особую категорию деревянной резной скульптуры представляют маски. Назначение их тесно связано со своеобразными учреждениями первобытной общины - обрядами инициации и тайными союзами. В первобытном родовом обществе все члены племени представляют собой тесно связанную группу. Она связана прежде всего общинной собственностью на земли, охотничьи и рыболовные угодья. Общинная собственность составляет экономическую основу существования всего племени. Все члены племени связаны между собой обычаями взаимопомощи. Выражением единства рода является общее родовое имя, часто название зверя или предмета, так называемый тотем. Обычаи тотемизма возникли в глубокой древности; члены первобытной общины брали в качестве тотема - обозначения своего рода-племени - название того или иного животного. Человек стремился таким образом обеспечить себе успех в охоте, если тотемом был промысловый зверь - антилопа, буйвол и т. д.,- или приобщиться к его силе, если тотемом избирался орел, лев или леопард.

Пережитки первобытного тотемизма сохранились кое-где до недавнего времени я среди некоторых племен Африки. Яснее всего следы тотемизма заметны в обрядах инициации, то есть посвящения молодежи, достигшей половой зрелости, в число полноправных членов племени. Обряды эти очень разнообразны, но основу их повсюду составляет задача научить юношей и девушек, вступающих в число членов племени или рода, всем традициям, сказаниям о происхождении племени, истории его и т. д. В состав обучения входят также практические сведения и навыки. Обучение проводится всегда в особой обстановке: молодежь уводят из селения, и во мгле тропического леса, ночью старики, хранители традиций племени, появляются перед новичками, закутанные с ног до головы в траву и листья, с масками на головах, изображая духов, или предков, племени. Каждая маска имеет свое имя, свой танец и свой ритм. Участники пантомимы поют песни, в которых воспеваются события прошлого.

В отлпчне от фигурок, которые всегда изображают человека, маски чаще всего изображают морду животного. Это понятно, потому что маска в основе своей связана с животными-покровителями, тотемами рода. Маски буйвола племев Камеруна, маски крокодила племени нунума и многие другие представляют собой совершенно реалистические изображения животных.

Наряду с древнейшими по происхождению масками-тотемами большое распространение получили маски так называемых тайных союзов. Эти тайные союзы, первые сообщения о которых восходят к 16 в., представляют собой зародыш новых, уже классовых отношений, складывающихся в недрах первобытной общины. Это организации родовой знати и богачей, при помощи которых они держат в повиновении остальную часть племени. От прежних тотемных инициации тайные союзы унаследовали их обрядность, но маски, потеряв непосредственную связь с тотемными представлениями, сохранили лишь функцию устрашения и приняли весьма причудливые формы. Так, например, в маске племени нунума мы видим соединение изображения крокодила и какого-то грызуна. Среди масок такого рода можно встретить совершенно необычайные сочетания, ясно показывающие, что первоначальные представления о предке-тотеме исчезли. Наряду с масками животных есть немало масок, изображающих и человеческое лицо. Среди них мы находим маски, поражающие своим спокойным, полным достоинства видом. Однако наряду с ними встречаются совершенно чудовищные, отличающиеся напряженной экспрессией маски. Нередко человеческое лицо соединяется с чертами зверя. Маски такого типа чаще всего бывают раскрашены. Пестрая раскраска должна еще больше подчеркнуть необычность, фантастичность фигуры и внушать ужас. Эти маски изображают обычно духов и предназначены для того, чтобы наводить страх на людей, не принадлежащих к тайному союзу. Маски со спокойными лицами связаны, по-видимому, с культом предков и изображают обычно умерших родственников. У племени дан в Либерии такие маски делаются со специальной целью установить общение с умершим. Их носят при себе, к ним обращаются за советом в трудных случаях, по ним гадают о будущем. По всей вероятности, Эти маски - замена черепов, которые иногда хранились в хижинах на алтарях предков. Последняя группа масок с художественной стороны представляет большой интерес. Они очень реалистичны, в них можно даже найти черты портретности. У этих масок глаза обычно закрыты, что и указывает на то, что перед нами изображение умершего.

Почти всегда маска делается из одного куска дерева. Ее укрепляют на голове в различных положениях. Она может быть укреплена на темени, может закрывать всю голову, может закрывать только лицо.

Настоящие старинные маски производят впечатление высокой художественности. Даже в том случае, когда перед нами маска с весьма причудливой трактовкой звериной морды, она производит впечатление своей выразительностью: открытый рот, устремленные на зрителя глаза невольно приковывают внимание. Для того чтобы усилить выразительность масок этого типа, художники прибегают к весьма своеобразным приемам. Например, глаза и рот трактованы в виде цилиндров, выступающих вперед с плоской поверхности лица. Нос соединяется со лбом, и надбровные дуги дают тени вокруг глаз. Таким образом лицо получает исключительную выразительность. Маскам, как правило, присущ определенный внутренний ритм; они создаются, так сказать, в определенном «эмоциональном ключе». В последние десятилетия скульптуры и маски в связи с постепенным преодолением восходящих к первобытным временам верований и обычаев теряют свой магический и религиозный характер.

Во все большей степени они производятся на рынок для заезжих и местных любителей искусства. Культура их исполнения, естественно, при этом падает. Формы африканского искусства, непосредственно связанные с миром колдовства и первобытных религиозных представлений, неизбежно исчезают по мере развития экономики и роста самосознания африканских народов.

Но замечательные самобытные традиции художественного ремесла, необычайное чувство ритма, экспрессивной выразительности, мастерство композиции, накопленные народом в условиях первобытно-общинного или раннеклассового искусства, не исчезнут. Они будут творчески, новаторски переработаны, преображены и поставлены на службу складывающимся национальным культурам освобождающихся от ига колониализма народов Африки.

СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО
СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО НАРОДОВ АФРИКИ
Современные формы искусства в странах Тропической Африки – в процессе становления. Современная африканская культура – это культура распадающегося традиционного родоплеменного общества – формирующегося индустриально-урбанистического. Приблизиться к уяснению того, что представляет собой современный художественный процесс в странах Тропической Африки, можно только в широком контексте проблем современного культурного строительства и тесно связанных с ними проблем аккультурации и модернизации личности.

В странах третьего мира, особенно там, где сохраняются родоплеменные уклады, общий кризис индустриализации, государственного и национального строительства усугубляется специфическими сложностями: большой этнической разнородностью, обособленностью отдельных этнических групп, отсутствием общего языка, религии, мировоззрения и других факторов консолидации. Общими здесь являются экономическая отсталость и стремление к модернизации, так же как связанное с ними ожидание улучшения жизненных условий – увеличения жизненных благ. Общим является быстрый рост национального самосознания и правосознания, нередко подогреваемый демагогией, и опережающий рост обыкновенной грамотности и реальных экономических возможностей, что в конечном счете ведет ко все более распространенным явлениям декультурации – пессимистическому отношению к своей национальной культуре.

В развивающихся странах Африки, как и повсюду в современном мире, сложность социальной стратификации порождает соответствующую дифференциацию в сфере культуры. Если духовным запросам тонкого слоя городской элиты соответствуют динамичные формы современной урбанистической художественной культуры, то значительная часть сельских жителей еще сохраняет приверженность к традиционному религиозно-художественному комплексу. Однако чистые «урбанисты», как и чистые «традиционалисты», представляют меньшинство. Большинство – это те, кто перерос идеи, образы, ритуалы, стереотипы, которыми жили их предки, и в то же время не вполне подготовлен к восприятию развитых форм современной культуры. Каковы же формы культуры, отвечающие этому переходному – транслиминальному состоянию?

За исключением откровенно коммерческих отраслей художественной промышленности («аэропортное искусство»), современную художественную культуру представляют различные виды традиционного, самодеятельного и профессионального искусства, в общих параметрах соответствующие трем различным пластам общественного сознания.

В традиционном искусстве различаются чистые, архаические формы, а также – маргинальные, переходные, которые в силу их местного происхождения, тесной связи с местной художественной спецификой можно назвать специфическими.

Там, где до наших дней сохраняются архаические пласты традиционной культуры, бытует синкретическое единство изобразительных, музыкальных, танцевальных, словесных художественных форм. Секретный язык мифологических текстов, архаический рисунок танца, полисемантичность изобразительных символов, специфический характер ритмов и самих музыкальных инструментов выражают сакральное начало, поддерживают строгую атмосферу ритуала.

Появление в религиозных церемониях развлекательных элементов – один из первых шагов на пути десакрализации традиционных обрядов. Следующий этап – все большая профессионализация художественной деятельности, постепенное превращение ее в городские ремесла.

Формы художественной деятельности, которые не принадлежат ни собственно родоплеменной культуре, ни индустриально-урбанистической цивилизации, то есть являются маргинальными, возникают на базе отдельных видов традиционного и современного профессионального искусства, трансформируя их применительно к новым условиям.

Сегодня в различных местах можно наблюдать все стадии этого процесса одновременно: художественная жизнь в странах Тропической Африки представляет единовременно сложный спектр соединительных, порождающих друг друга форм. Самодеятельные формы художественной культуры образуют своеобразный каскад, заполняющий лакуну между сакральным традиционным и профессиональным урбанистическим искусством, функционируя как своеобразный мост между традиционной культурой и индустриально-урбанистической цивилизацией. Маргинальные формы оказываются наиболее динамичными и жизнестойкими в условиях ломки традиционных стереотипов, нарастания и спада различных религиозных, идеологических, политических течений. В неоформленной стихии в большей степени, нежели в традиционном или урбанистическом искусстве, возрастает возможность появления адекватных форм современной африканской художественной культуры.

В живописи это разнообразные росписи, украшающие внешние и внутренние стены жилищ, кафе, кинотеатров и т. д., различного рода вывески, транспаранты и рекламные щиты, символические изображения и художественно оформленные надписи на автомобилях, популярная живопись на стекле; различные рисунки, примитивные сюжеты, сопровождаемые короткими текстами, картины разнообразного содержания: от «лагунных» пейзажей до портретов популярных политических деятелей и рисованных рассказов (своеобразных комиксов).

Современная массовая народная культура с трудом поддается систематизации, ее проявления могут быть совершенно неожиданными. Уникальные художественные явления возникают и исчезают в пределах порождающей их среды – пестрого и неимущего населения окраин больших городов. Это силы, не имеющие определенных границ, очертаний, – стихия, несущая в себе меру хаоса, необходимую для возникновения Нового. В обычном, стабильном, состоянии социума они сохраняют качества субкультуры.

Исключая реликты традиционной культуры и «международные» урбанистические формы, современное искусство, адресованное африканскому зрителю, эволюционирует от примитивного натурализма (самодеятельное искусство) к более или менее обобщенным полупрофессиональным формам.

Постепенное превращение, в ходе которого собственно традиционные виды художественной деятельности эволюционируют в направлении различных жанров современного профессионального искусства, наблюдается во всех без исключения областях художественного творчества (ср. роль фольклора в становлении литературных жанров, постепенный переход от традиционной к современной музыкальной культуре и т.д.). В то же время сегодня в различных местах можно наблюдать все стадии этого процесса одновременно.

Широкий спектр стадиально-детерминированных направлений в художественной культуре африканских стран соответствует в каждом случае конкретной культурно-исторической ситуации. Каждое из этих явлений отражает особенности и степень продвинутости соответствующей группы населения.

В то время как сфера влияния традиционной культуры постепенно сокращается, а урбанистическая воспринимается как «своя» пока еще весьма ограниченным кругом коренных горожан, переходные (маргинальные) виды художественной деятельности образуют субстрат, на основе которого складываются со всей возможной мерой локальной специфики местные урбанистические виды современного профессионального искусства.

Интерес к африканскому искусству на Западе

После окончания первой Мировой Войны, в которой принимали участие отряды колониальных войск африканского происхождения, привычно презрительная манера европейцев начала меняться на все более растущее любопытство и интерес к так называемым "примитивным" культурам. Интерес к африканскому наследию развивался с такой скоростью, что уже в интервале между двумя мировыми войнами первые международные экспозиции в Нью-Йорке, Антверпене и Париже привлекли внимание к художественным достоинствам этих памятников. В этот период становится модным коллекционировать предметы африканского искусства, а это позволило им выйти за пределы круга, которым они изначально ограничивались, и завоевать бoльшую известность среди культурной и социальной элиты западного мира.

До 1980-х гг. были довольно редки экспозиции, которые концентрировались бы только на одной категории предметов или же вокруг художественного производства одного племени. Их назначение было энциклопедическим, поскольку они объединяли памятники, происходящие из самых разных областей. Лишь недавно частные институты, наподобие музея Даппе (musee Dapper) в Париже, начали открывать экспозиции, посвященные отдельному племени - фанг или догон, или же какой-то определенной теме, например, нательным орнаментам.

Коллекционеры Западной Европы и Северной Америки ссылаются на искусство Африки в связи с такими художественными направлениями, как кубизм и абстракционизм. И действительно, оно позволило европейским и американским художникам освободиться от стереотипов, связанных с традиционным взглядом на композицию и колористику полотен. Прежде чем говорить об африканском искусстве, его специфике и основных видах, необходимо договориться о содержании самого понятия "памятник африканского искусства". Понимаемый буквально, этот термин должен был бы объединить все предметы, созданные африканскими мастерами. Тем не менее, собиратели и коллекционеры Запада предпочитают более узкое определение, с учетом исторического аспекта: предмет можно рассматривать как подлинный памятник африканского искусства только в том случае, если он выполнен мастером-африканцем и использовался в племенных ритуалах. Такая концепция исключает большинство поздних примеров африканского искусства, включая предметы, созданные для рынка туризма, а также современные произведения, созданные в Зимбабве и Кении.

Памятник африканского искусства - это не только и не сколько эстетический объект, сколько предмет, обладающий религиозной, социальной или магической функцией. Как правило, в процессе создания каждого из подобных артефактов были задействованы нескольких людей: вождь, колдун деревни и непосредственно резчик. Африканская идея "красоты" любого материального объекта тесно связывается с его утилитарной функцией. Предмет искусства должен быть действенным, т.е. быть в состоянии вылечить, проклясть, научить или защитить отдельного человека или сообщество. Именно из-за столь тесной близости эстетического и культурологического аспектов, коллекционирование предметов африканского искусства невозможно без знания их назначения и истории создания. Будучи вырваны из своего оригинального контекста, эти предметы утрачивают функциональность и начинают восприниматься как покинутые раковины, сохраняемые исключительно ради их этнографического и эстетического аспекта.

С того момента, когда в 1920-х гг. сформировался рынок африканского искусства, предметы высокого качества стали втречаться все реже. Первым источником массовых поступлений стали возвращенцы в Европу, после долгих лет пребывания в колониальной Африке. В 1912 г. Поль Гийом поместил в прессе рекламу с целью приобретения памятников искусства у этих бывших военных или чиновников. Между 1950-1970 гг., когда стало очевидно, что данный источник иссяк, новое поколение торговцев устремилось в Западную Африку за масками и статуями. К началу 1980-х гг. усиление законодательства по защите культурного достояния, а также оскудение Западной Африки вынудило торговцев обратить свои взгляды к новым территориям, таким как Танзания и Зимбабве. Статуэтки из обожженной земли, происходящие из Нигерии и долины Нигера, по сей день пополняют рынок предметов африканского искусства.

Часто это нелегально вывезенные предметы, в связи с чем возникают сложные вопросы о защите культурного наследия африканских областей. Например, серьезные разногласия возникли по поводу погребальных скульптур с Мадагаскара и статуй из обожженной земли из зоны Западной Африки. Из-за грабежей и тайных раскопок утеряна бoльшая часть ценной научной информации об этих предметах. Международное сообщество справедливо осудило подобную практику. Тем не менее, нельзя забывать, что именно с их появлением на художественном рынке археологические находки из Африки привлекли внимание Запада к богатству и красоте традиций африканского искусства.



Рассказать друзьям