Специфика использования образа рассказчика в литературных произведениях и особенности новелл мериме с точки зрения образа рассказчика. Характер в художественном произведении

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Сегодня среда, а по средам у нас литературная мастерская с известным прозаиком, автором книг для детей и подростков Ларисой Романовской.

В этом выпуске мастерской мы поговорим об образе рассказчика и об образе автора в тексте, а также выполним три задания по этой теме. Выстраивание образа рассказчика очень важно для произведения. Рассказ от первого или от третьего лица, смена рассказчика очень влияют на произведение в целом. Образ автора не менее важен. Чем же отличается образ рассказчика от образа автора?

Присоединяйтесь и читайте вместе с нами:)

Литературная мастерская с Ларисой Романовской

Когда мы начинаем работу над собственными текстами, то любой другой художественный текст воспринимается нами иначе.

Мы теперь не только читатели, но и авторы, поэтому мы пробуем понять, как этот текст устроен, с помощью каких художественных приемов другой автор передает напряжение, эмоции героев, ужас или красоту происходящего. Именно поэтому уроки литературы становятся для нас совсем иными — теперь мы не просто учимся анализировать тексты, мы накапливаем личный писательский опыт.

Наверняка в школе при разборе классических произведений тебе встречались такие понятия, как «образ автора» и «образ рассказчика». В твоих собственных текстах эти образы тоже есть, даже если ты об этом не подозреваешь.

Рассказчик — персонаж, от чьего лица идет повествование в тексте, с чьей точки зрения подаются и трактуются события.

Как правило, повествование ведется от первого или от третьего лица.

В «Капитанской дочке» Пушкина в роли рассказчика выступает Петруша Гринев, излагающий события от первого лица: «Я считался в отпуску до окончания наук. В то время воспитывались мы не по-нонешнему. С пятилетнего возраста отдан я был на руки стремянному Савельичу, за трезвое поведение пожалованному мне в дядьки. Под его надзором на двенадцатом году выучился я русской грамоте и мог очень здраво судить о свойствах борзого кобеля » .

А вот в «Преступлении и наказании» Достоевского события подаются от третьего лица: «В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер, один молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в С — м переулке, на улицу и медленно, как бы в нерешимости, отправился к К — ну мосту ».

Рассказчик может быть действующим героем (как Раскольников) или только повествователем, не принимающим никакого участия в происходящем (как Антон Лаврентьевич Г., от лица которого идет повествование в «Бесах» Достоевского).

Задание 1. Вспомни рассказчиков в своих любимых книгах. От чьего лица там ведется повествование? Важно ли тебе это? От какого лица идет повествование в твоих текстах? Если от первого, то похож ли этот персонаж на тебя? И чем именно?

Рассказчиков в тексте может быть несколько. Они могут продолжать повествование, излагать другую точку зрения на те же самые события или рассказывать о том, что происходило в отсутствии главного героя.

Так, например, в романе Вениамина Каверина «Два капитана» главный герой — школьник, потом курсант, а потом летчик Саня Григорьев. Однако несколько частей романа написаны от лица другого персонажа — его подруги, а потом жены Кати Татариновой. В этих главах речь идет о том, как жила Катя, потеряв связь с Саней и не зная, жив ли он вообще.

Смена расказчика — яркий и выразительный художественный прием . Используя его, прозаик старается не только сменить точку зрения на главную проблему текста, но и дать яркие речевые характеристики героя -второго повествователя (Например, автор не только прописывает иную лексику, синтаксис, но и подбирает персонажу любимые слова и выражения).

Задание 2. Попробуй отписать одну и ту же ситуацию с разных позиций. Например, напиши про школьную экскурсию в зоопарк с точки зрения учеников, преподавателя, сотрудника зоопарка и мамы из родительского комитета (если увлечешься, можешь еще изложить события и от лица обитателя зоопарка).

Задание 3. Смени рассказчика в известной тебе книге. Попробуй изложить события «Карлсона» с позиции Бетан или фрекен Бок, разверни любой эпизод «Гарри Поттера» от лица Гермионы, или Драко Малфоя, или даже Букли.

Если ты выполнил задание № 3, то подумай: достаточно ли тебе было информации из книги для того, чтобы четко прописать мотивацию и настроение героев, которые не были в исходном тексте главными?

Дело в том, что в текстах опытного прозаика хорошо и четко прописаны образы всех героев, в том числе и второстепенных. Мы можем судить об их характере, привычках, манерах говорить и, главное, мотивах их поведения. Чем опытнее автор — тем легче он это делает, тем лучше понимает, как с помощью одного-двух предложений дать читателю информацию о персонаже, не тормозя при этом динамику сюжета. Ты тоже этому научишься, если будешь при чтении обращать внимание на то, как разные авторы дают характеристики своим героям.

В любом тексте помимо всех персонажей, включая тех, которые не действуют в истории, но упоминаются в ней, присутствует образ еще одного лица — автора. Его нельзя спутать с рассказчиком, даже если рассказчик заявляет в тексте: «Я придумал эту историю, я записал все, что с нами произошло».

Так, например, в сказочной повести Кристине Нёстлингер «Долой огуречного короля» в роли рассказчика выступает школьник Вольфи Хогельман. И именно о нем мы говорим, разбирая в этом тексте «образ рассказчика».

Но автор текста — австрийская писательница Кристине Нёстлингер (1936 — 2018). Это ей принадлежит идея сказки, она придумала Вольфи, его брата Ника, их сестрицу Мартину, маму, папу, дедушку и, разумеется, короля Куми-Ори. Это Кристине Нёстлингер решила, что король Куми-Ори будет перевирать слова, а у Мартины будут длинные светлые волосы и нежные чувства к однокласснику Бергеру Алексу.

Говоря об «образе автора» в этом тексте, мы обратим внимание на чувство юмора Кристине Нёстлингер, узнаем, как она относится к скандалам в многодетной семье, к строгим и снисходительным школьным учителям, к карьеризму, к умению признавать свои ошибки... Все это есть в тексте, все это можно извлечь из книги.

Образ автора — это заложенная в книге информация о том, кто, как, когда, почему и зачем ее писал. Образ автора складывается из выбора темы, композиции, мотивации героев, художественых средств выразительности, из приоритетов — кто стал главным героем, о чем он нам расскажет, каким языком.

Отступление. Ребята! Не Москва ль за нами?. Редут. Портрет Миши. Преемник Пушкина. Сабля. Бивак. Проверь себя. Вид Пятигорска. Звучал булат, картечь визжала. Картечь. Стихотворение. Армия французского императора Наполеона. Стремительное движение. Художественное дарование Лермонтова. Картины маслом. Участие в военных действиях. Начало литературной деятельности. Каким чувством проникнуто стихотворение «Бородино».

«Сравнение «Пророка» Лермонтова и Пушкина» - Три пророка. Чернышевский. Сравнительный анализ стихотворений «Пророк». Книга пророка Иеремии. Крамской «Христос в пустыне». Становление Некрасова. Пушкин «Пророк». Некрасов «Пророк». Судьба. Лермонтов «Пророк». Сердце не научится любить. Основные темы лирики. Сравнительный анализ трех стихотворений. Темы покаяния.

«Песня про купца Калашникова» - Но после уговоров вернулся на царство, вытребовав себе особые полномочия. Почему так вел себя опричник? Произвол и беззаконие были «визитной карточкой» опричников. Земец на опричника не мог даже пожаловаться. Бабка по отцу, Софья Палеолог - из рода византийских императоров[. Безродность Страсть Не православная вера Несправедливая высшая власть. Купец думает о родных, а не о себе. Мои ноженьки подкосилися, Шелковой фатой я закрылася.

«М.Ю.Лермонтов «Родина»» - С помощью каких картин создает Лермонтов образ крестьянской Руси? В.Г.Белинский. М.Ю. Лермонтов (1814-1841) «Родина» (1841). Словарь стихотворения: Места, которые беззаветно любил поэт. Люблю отчизну я, но странною любовь! «Люблю отчизну я…!» - восклицает лирический герой. Стихотворение написано по принципу от общего к частному. Какую родину отображают ключевые слова? Тезис стихотворения-размышления:

«Поэзия Лермонтова» - Возвышенный, торжественный слог. Стихотворение М.Ю.Лермонтова является подражанием А.С.Пушкину. Не так ли ты, поэт, своё утратил назначенье. Задания для работы с текстом. Какая проблема поднята в стихотворении. А.С.Пушкин. Задания для групп. В чём лирический герой видит своё сходство. Основная идея стихотворения. Какое предназначение поэзии утверждает М.Ю.Лермонтов. Он подражал в стихах Пушкину и Байрону.

«Поэма Лермонтова «Бородино»» - Михаил Лермонтов. Словарная работа. Бородино. Дремлющие воды. Школа гвардейских юнкеров. Поэма «Мцыри». Кутузов. Богатыри. История создания произведения. Русские солдаты. Биография автора. Потери русских.

Образ рассказчика

условный образ человека, от лица которого ведется повествование в литературном произведении. В отличие от образа повествователя, рассказчик в собственном смысле присутствует в эпосе не всегда - его нет в случае "нейтрального", "объективного" повествования, при котором сам автор как бы отступает в сторону.

Синоним: р а с с к а з ч и к

Пример: Гринев (А. Пушкин. "Капитанская дочка"), Рудый Панько (Н. Гоголь. "Вечера на хуторе близ Диканьки")

"Образ рассказчика в сказе накладывает отпечаток своей экс-прессивности, своего стиля и на формы изображения персонажей. Рассказчик - речевое порождение автора, и образ рассказчика в сказе - форма литературного артистизма автора" (В.В. Виноградов).

"Понятие о рассказчике очень важно при анализе художественного содержания и формы... Проблема рассказчика встает при анализе эпических произведений.

Рассказчик может быть близок автору, родствен ему (как, например, в "Униженных и оскорбленных" Достоевского) и может быть, напротив, очень далек от него по своему характеру и общественному положению (например, в "Очарованном страннике" Лескова). Далее, рассказчик может выступать и как всего лишь повествователь, знающий ту или иную историю (например, гоголевский Рудый Панько), и как действующий герой (или даже главный герой) произведения (рассказчик в "Подростке" Достоевского). Наконец, в произведении подчас предстает не один, а несколько рассказчиков, по-разному освещающих одни и те же события (например, в романах Фолкнера - "Шум и ярость" и др.)" (В.В. Кожинов).


Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению. От аллегории до ямба. - М.: Флинта, Наука . Н.Ю. Русова . 2004 .

Смотреть что такое "образ рассказчика" в других словарях:

    образ рассказчика - условный образ человека, от лица которого ведется повествование в литературном произведении. О. р. есть, например, в Капитанской дочке А.С. Пушкина, в Очарованном страннике Н.С. Лескова. Часто (но не обязательно) выступает как участник сюжетного… … Словарь литературоведческих терминов

    Не персонифицированный в облике какого либо из действующих лиц образ носитель повествования в художественном произведении. Рубрика: художественный образ Антоним/коррелят: образ автора, образ рассказчика Прочие ассоциативные связи …

    Концентрированное воплощение сути произведения, объединяющее всю систему речевых структур персонажей в их соотношении с повествователем, рассказчиком или рассказчиками. Рубрика: художественный образ Антоним/коррелят: образ повествователя, образ… … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

    Образ автора - – 1) одно из проявлений глобальной категории субъектности, выражающей творческое, созидательное начало в разных видах деятельности, включая речевую; 2) основная категория текстообразования, наряду с образом адресата формирующая лингвистические и… … Стилистический энциклопедический словарь русского языка

    Русская литература - I.ВВЕДЕНИЕ II.РУССКАЯ УСТНАЯ ПОЭЗИЯ А.Периодизация истории устной поэзии Б.Развитие старинной устной поэзии 1.Древнейшие истоки устной поэзии. Устнопоэтическое творчество древней Руси с X до середины XVIв. 2.Устная поэзия с середины XVI до конца… … Литературная энциклопедия

    Мопассан, де - МОПАССАН Ги, де (Henri Rene Albert Guy de Maupassant, 1850 1893) французский писатель. По отцу происходил из дворянского рода, а по матери из высшей нормандской буржуазии. Детство М. провел в живописном уголке Нормандии на берегу моря.… … Литературная энциклопедия

    Вербальная оболочка образа рассказчика, который не совпадает с образом автора. Рубрика: художественный образ Целое: образ рассказчика Прочие ассоциативные связи: сказ2, стилизация Пример: Старуха Изергиль из одноименного рассказа М. Горького,… … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

    Русская литература 19 века и Лермонтов - РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 19 ВЕКА и Лермонтов. 1. Лермонтов и русская поэзия 19 в. Л. наследник пушкинской эпохи, начавший непосредственно с того рубежа, к рый был обозначен в рус. поэзии А. С. Пушкиным. Он выразил новое положение лит ры, характерное… … Лермонтовская энциклопедия

    1) жанр фольклора, повествование о современных событиях или недавнем прошлом; в отличие от легенды, обычно не содержит фантастического элемента. Рубрика: роды и жанры литературы Род: жанры фольклора Прочие ассоциативные связи: легенда Сказы и… … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

    РАССКАЗЧИК - РАССКАЗЧИК, а, муж. Тот, кто рассказывает что н. Хороший р. (человек, умеющий интересно рассказывать). Образ рассказчика (в сказе во 2 знач., в художественном повествовании от чьего н. лица: образ того, от чьего лица ведётся рассказ). | жен.… … Толковый словарь Ожегова

Книги

  • Пушкин в роли Пушкина , Л. И. Вольперт. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Книга посвящена творческой связи Пушкина с французской литературой. Игровое поведение, отражающее… Купить за 500 руб
  • Пушкин в роли Пушкина , Л. И. Вольперт. Книга посвящена творческой связи Пушкина с французской литературой. Игровое поведение, отражающее литературный быт эпохи, рассматривается как одна из форм усвоения поэтом французской…
  1. Подберите ключевые слова, с помощью которых устно нарисуйте портрет рассказчика.
  2. Дайте характеристику образу рассказчика и сопоставьте его с характером Шакро.
  3. Кажется ли вам правдоподобной история Шакро?
  4. Почему рассказчик решил помочь своему новому знакомому? Найдите ответ на этот вопрос в тексте и прочитайте его. Дайте свой комментарий.
  5. Чем принципиально разнятся взгляды Шакро и Максима? Кто из персонажей, с вашей точки зрения, прав? Почему?
  6. Какой предстаёт перед читателем жизнь на Кавказе в рассказах героя? Как вы думаете, достоверная ли это картина? Или взгляд героя субъективен?
  1. Как развивается конфликт в рассказе? Каково разрешение этого конфликта? Соответствует ли развязка вашим ожиданиям или расходится с ними?
  2. Прочитайте слова рассказчика. О чём они? Как все три фрагмента сязаны с идеей рассказа?

    «Это мой спутник... Я Moгy бросить его здесь, но не могу уйти от него, ибо имя ему - легион... Это спутник всей моей жизни... он до фоба проводит меня...»

    «А я под его говор думал о великом несчастии тех людей, которые, вооружившись новой моралью, новыми желаниями, одиноко уши вперёд и встречают на дороге своей спутников, чуждых им, неспособных понимать их... Тяжела жизнь таких одиноких! Они - над землёй, в воздухе... Но они носятся в нём, как семена добрых злаков, хотя и редко сгнивают в почве плодотворной...»

    «Он научил меня многому, чего не найдёшь в толстых фолиантах, написанных мудрецами, - ибо мудрость жизни всегда глубже и обширнее мудрости людей».

  3. Какова художественная роль пейзажных сцен в рассказе?
  4. Определите художественные средства, которые использованы в описаниях природы. Какие черты романтизма нашли отражение в пейзажных сценах? Проанализируйте один из фрагментов.

Для вас, любознательные

Рассказ «Мой спутник» написан М. Горьким в 1894 году и впервые был опубликован тогда же в «Самарской газете» в декабре месяце (с 11 по 31 декабря).

В основу положен один из эпизодов путешествия М. Горького пешком из Одессы в Тифлис осенью 1891 года с неким Цулукидзе, послужившим прототипом князя Шакро.

Рассказ включался во все собрания сочинений писателя.

Живое слово

Ознакомьтесь с высказываниями М. Горького о человеке и русском языке. Какое из них наиболее близко вам? Свой ответ аргументируйте.

«Я знаю русский народ и не склонен преувеличивать его достоинства, но я убеждён, я верю - этот народ может внести в духовную жизнь земли и нечто своеобразное и глубокое, нечто важное для всех».

«Никакая иная сила не делает человека великим и мудрым, как это делает сила труда, коллективного, дружного, свободного труда».

«По-моему, человек живёт, пока любит, а если он людей не любит, так зачем он нужен!»

«Превратить слово в дело гораздо труднее, чем дело в слово. Мало сказать: не делай так. Надо ещё прибавить: вот так делай». «Чем больше знает человек, тем он сильнее». «Правда всегда несколько обидна, но она же и полезна всегда». «Любовь - это желание жить».

«Русский язык неисчерпаемо богат и всё обогащается с быстротой поражающей».

«Наша речь преимущественно афористична, отличается своей сжатостью, крепостью».

«Нужно, чтоб слова изнутри человека, а не извне наклеивались на него. Это поймать надо, и, когда это будет поймано, тогда органичность произведения явится сама собой, явится язык сильный своей красочностью, потому что наш русский язык в высшей степени благодарен в этом отношении, ярок, удивительно чёток и компактен».

«Уместно будет напомнить, что язык создаётся народом. Деление языка на литературный и народный значит только то, что мы имеем, так сказать, „сырой" язык и обработанный мастерами. Первым, кто прекрасно понял это, был Пушкин, он же первый и показал, как следует пользоваться речевым материалом народа, как надобно обрабатывать его».

«Всякий материал - а язык особенно - требует тщательного отбора всего лучшего, что в нём есть, ясного, точного, красочного, звучного, и - дальнейшего, любовного развития этого лучшего».

«Я указываю на необходимость делать книги, орудия культурного воспитания, простым и точным языком, вполне доступным пониманию наших читателей. <...> Я возражаю против засорения нашего языка хламом придуманных слов и стою за чёткий образ».

«А писать нужно просто, как будто беседуя по душе с милейшим другом, с лучшим человеком, от которого ничего не хочется скрыть, который всё поймёт, всё оценит с полуслова. В простоте слова - самая великая мудрость, пословицы и песни всегда кратки, а ума и чувства в них на целые книги».

Темы для рефератов, сообщений, творческих работ

  1. Раннее творчество М. Горького: проблематика и художественные особенности.
  2. Герои ранних рассказов М. Горького (на примере одного из произведений).
  3. М. Горький о языке.
  4. Произведения М. Горького в живописи и киноискусстве.

После уроков

  1. Подготовьте материал для заочной экскурсии «От Нижнего Новгорода - по Руси», на которой представьте не только схему «хождений» М. Горького, но и книги, фотографии, газетные публикации о тех местах, где побывал писатель.
  2. Проведите конкурс на лучший вопрос к викторине «Биография М.Горького (1868-1917)».
  • Басинский П. Горький. М., 2005 (ЖЗЛ).
  • Горький и его эпоха. [Сб. статей] М., 1989.
  • Спиридонова Л Л. М. Горький в жизни и творчестве. М., 2008.

Рассказчик - условный образ человека, от лица которого ведется повествование в литературном произведении; персонифицированный повествователь.

Тип рассказчика

Краткая характеристика данного типа

Пример

"Обрамляющий" условный рассказчик

Рассказчик ведет повествование, организует текст в художественное целое, но его функция условна

И. С. Тургенев "Записки охотника"

Бесстрастный повествователь

Изображает события как сторонний наблюдатель

А. С. Пушкин "Повести Белкина"

Главный герой произведения

Повествование в произведении ведется от лица главного героя

Ф. М. Достоевский "Подросток"

Рассказчик - словесная маска

Писатель выбирает роль рассказчика определенного персонажа, наделяя его рядом типических черт

Рудый Панько в "Вечерах на хуторе близ Диканьки" Н. В. Гоголя

Рассказчик - участник событий

Рассказчик является участником событий, поэтому вносит в повествование собвтвенную интерпритацию увиденного

Глава "Максим Максимыч" из романа "Герой нашего времени" М. Ю. Лермонтова

Система рассказчиков

Художественное произведений имеет форму:

- "рассказа в рассказе", когда от лица одного из собеседников описывается событие;

Связанных между собой повествований нескольких рассказчиков

Л. Н. Толстой "После бала"

М. Ю. Лермонтов "Герой нашего времени"

Художественный характер - образ человека в художественном произведении, представленный с достаточной полнотой, в единстве общего и индивидуального, объективного и субъективного.

Литературный род - одна из трех групп литературных произведений - эпос, лирика, драма, которые вычленяются по ряду общих признаков.

Предмет изображения:

Эпос Драма

События, протекающие в пространстве и времени; отдельные персонажи, их взаимоотношения, намерения и поступки, переживания и высказывания.

Лирика

Внутренний мир человека: его чувства, мысли, переживания, впечатления.

Отношение к предмету изображения речевой структуры:

Способы организации художественного времени и пространства:

Эпос ↔ Драма

События, происходящие

во времени и пространстве

Лирика

Вне времени

и пространства

Эпос - повествование о событиях, прошедших и вспоминаемых повествователем. Лирика - передача эмоционального состояния героя или автора в определенный момент жизни. Драма - повествование в форме разговора действующих лиц, без авторской речи.

В 3-й части работы (Задания С5.1, С5.2, С5.3) проверяется умение построить связное содержательное речевое высказывание на задан­ную литературную тему, сформулированную в виде вопроса про­блемного характера. Выпускнику предлагается 3 вопроса (С5.1-С5.3), охватывающие важнейшие вехи отечественного историко-литературного процесса: 1 - по произведениям первой половины XIX века, 2 - по произведениям второй половины XIX века, 3 - по произведениям XX века. Выпускник выбирает только один из вопро­сов и дает на него ответ, обосновывая свои суждения обращением к произведению (по памяти). Вопросы проблемного характера указы­вают на познавательное противоречие, которое выпускник должен осмыслить, предложив свою версию его разрешения в форме литера­турно-критической статьи, рецензии, эссе (жанр выбирает экзаменуе­мый). Работа такого типа стимулирует самостоятельную мысль уча­щихся, дает им возможность выразить свое отношение к поднимаемым авторами произведений проблемам.

Примеры проблемных вопросов, входящих в 3-ю часть КИМов по литературе:

В чем, по вашему, символическое значение сцены с ключом (по пьесе А.Н. Островского «Гроза»?

Почему Штольц считает, что в Захаре больше обломовского, чем в самом Обломове?

Является ли Назаров сильной личностью?

Почему главный герой романа «Преступление и наказание», в ос­нове которого детективный сюжет, преступник, а не следователь?

Почему сцена Бородинского сражения - кульминация романа «Война и мир»?

Почему Наполеон являлся кумиром князя Андрея в одну из эпох его жизни?

Почему пьеса «Вишневый сад», изображающая драматические судьбы героев, - комедия?

Почему Есенин назвал себя «последним поэтом деревни»?

Каков лирический герой Маяковского: оптимистически настроен­ный герой великой эпохи или трагическая страдающая личность?

Почему «Мастер и Маргарита» - это «роман в романе»?

Почему именно рассказчик, а не односельчане понимает, что Матрена - праведник, без которых «не стоит земля»?

Тоска Онегина - дань моде или глубокое внутреннее пережива­ние?

Почему роман М.Ю. Лермонтова состоит не из глав, а из отдель­ных законченных повестей?

Почему всех своих посетителей бесцельно лежащий на диване Обломов называет «несчастными» людьми?

Почему в цветовой гамме Петербурга у Достоевского преобладает желтый цвет?

Почему центральным событием революционной поэмы А. Блока является убийство Катьки?

Согласны ли вы с утверждением литературоведа, что поэзия Ах­матовой - это русская психологическая проза XIX века, перело­женная на стихи? Аргументируйте свою точку зрения.

Данное задание представляет собой развернутый ответ на про­блемный вопрос, связанный с анализом разных сторон содержания и формы изученных в школе произведений литературы ХIХ-ХХ веков. Это своеобразное сочинение-миниатюра. Работа над таким сочинени­ем должна занять не более 2 академических часов.

Чтобы успешно отвечать на подобные вопросы, надо четко опре­делять суть сформулированной проблемы или смысл предложенной альтернативы, владеть безупречной логикой развития мысли, отка­заться от попыток говорить «на тему», «в общем», формулировать «туманные» суждения, «лить воду».

Если возможны разные ответы на поставленный вопрос, лучше выбрать тот, который, по мнению выпускника, в большей степени со­ответствует авторскому замыслу или позиции автора произведения. Если все точки зрения имеют право на существование - все они должны быть обоснованы текстом произведения.

Еще раз повторим прописную истину: ответить на поставленный вопрос можно лишь в том случае, если очень хорошо знать текст про­изведения (пользоваться текстами на экзамене не разрешается).

И наконец, следует помнить, что данный ответ - это закончен­ный текст. В нем должны быть очень четкие и лаконичные вступле­ние и заключение, все суждения надо подтвердить текстом. Речевые, стилистические, фактические ошибки не допускаются.

Например, отвечая на вопрос: «Почему Софья предпочла незамет­ного Молчалина блистательному Чацкому?» - следует осмыслить суть проблемы. Софья - неординарная, неглупая, ценящая интересных лю­дей (она ни за что не пойдет замуж за Скалозуба) - и вдруг предпочи­тает заурядного человека яркой личности, почему так произошло? На­верное, причин несколько. Их можно разделить на три группы. Первая группа причин - в самой Софье: во-первых, она сформировалась в среде, где идеалом является «муж-мальчик, муж-слуга»; во-вторых, ее любимые французские романы идеализировали любовь неравных в со­циальном отношении героев; в-третьих, она обижена на Чацкого, уе­хавшего внезапно и, по существу, бросившего ее; в-четвертых, замкну­тость ее жизни предопределила ограниченность выбора. Вторая причина - в Молчалине: он ласков, предупредителен, нежен, отлично притворяется влюбленным. Третья причина - В Чацком: при всем своем блеске, при всей своей искренности и незаурядности он язвите­лен, желчен, порой бесцеремонен. Все без исключения оказываются объектом его нападок. Почему же Софье не бояться, что и она не избе­жит со временем подобной участи?

Очевидно, что, отвечая на этот вопрос, не надо рассказывать ни об истории создания пьесы, ни об ее основных героях и проблемах. Нет необходимости подробно характеризовать время, изображенное в ко­медии, и своеобразие конфликта. «Четкость логичность - доказа­тельность» - вот девиз работы над развернутым ответом на про­блемный вопрос.



Рассказать друзьям