Творческий путь Микеланжело Буонарроти. Периоды жизни и творчества

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Микеланджело Буонарроти (1475–1564) является самой могучей художественной личностью, которую когда-либо носила земля. Никогда, ни до, ни после него ни один художник не оказывал такого преобладающего и прочного влияния на современников и потомство; и хотя он как образец оказался роковым для следующего поколения, для которого язык его форм не был, как для него самого, внутренней необходимостью, все же его собственное величие благодаря этому тем более победоносно выступает на первый план. Его поэтические произведения, которым здесь не место, позволяют глубоко проникнуть в борьбу его страстной, требующей любви, одинокой души с самим собой, со своим Богом и с идеалами своего искусства.

Как архитектор Микеланджело стал родоначальником всех грандиозных своеобразных причуд стиля барокко. Как скульптор и живописец он был в эпоху Возрождения таким исключительным изобразителем человека, как никто другой, но обыкновенные люди, которых он брал для своих картин и статуй, даже с присущими им свойствами, незаметно в его руках превращались в сверхлюдей и полубогов. Мощные формы тела и могучие движения, внешне вызванные смелой противоположностью линий, а внутренно охваченные почти мировыми или даже всецело мировыми стремлениями, проистекали из его наиболее интимных переживаний. После Фидия ни один художник не умел так достигать возвышенного, как Микеланджело.

В качестве начинающего живописца Микеланджело на тринадцатом году своей жизни поступил в учение к Доменико Гирландайо, как начинающий скульптор годом позже, а не раньше 1488 г. (как показал Фрей) - к некоему Бертольдо, тогдашнему смотрителю медичейского собрания древностей при Сан-Марко, ученику Донателло, в позднюю пору его жизни. Дальнейшее развитие молодого Буонарроти в живописца совершалось перед фресками Мазаччо в капелле Бранкаччи, а в скульптора - на упомянутых антиках сада Медичи. С этого именно времени он желал, чтобы на него смотрели исключительно как на скульптора. Но судьба все же снова приводила его к живописи. Самые значительные его скульптурные предприятия дошли до нас выполненными только частично, между тем в живописи, проникнутой его пластическим духом, он оставил величайшие, объединенные общей связью произведения. В архитектора он развился, правда, в отдаленной зависимости от Браманте и Джулиано да Сангалло, но в сущности самостоятельно, благодаря задачам, которые ему представлялись.

Самые ранние его скульптуры показывают когти льва. Мраморный плоский рельеф «Мадонна на лестнице» в Доме Буонарроти во Флоренции напоминает еще позднюю манеру школы Донателло, но мощные формы главной группы и детей, играющих на передней лестнице, резко удаляются от этой школы. Более высокий мраморный рельеф «Битва кентавров» того же собрания, с изображением яростной битвы сильных и стройных людей и кентавров, тела и движения которых воспроизведены с совершенным пониманием дела, обнаруживает непосредственное влияние рельефов античных саркофагов.

Рис. 6. Картина Мадонна на лестнице

В 1494 г. Микеланджело жил в Болонье и выполнил здесь ангела с канделябром на саркофаге св. Доминика в Сан Доменико, затем фигуру епископа Петрония, а также недавно лишь выставленную вновь группу полуобнаженного всадника Прокула. Эта группа яснее, чем предыдущие произведения, обнаруживает свойственный молодому мастеру смелый язык форм, находящийся еще под влиянием болонских произведений Якопо делла Кверчи. Что Прокул есть произведение Микеланджело, на этом настаивает также Юсти, вопреки Фрею. Маковский показал, что моделью для ангела была сохранившаяся в Лувре античная богиня победы. Возвратившись во Флоренцию, он выполнил в мраморе юного Иоанна и спящего Амура, проданного тогда же за антик. Трудно все же вместе с Боде и Карлом Юсти признать первого в «Джиованнино» Берлинского музея, а второго вместе с Конрадом Ланге и Фабрици в одной вещи Туринского собрания. Вполне достоверным, однако, остается нагой мраморный Вакх Микеланджело в Национальном музее во Флоренции, первое произведение, исполненное им в 1496 г. в Риме. Античное и современное, свойственное мастеру, нераздельно соединены в этой пошатывающейся фигуре, нагое тело которой передано с такой жизненной теплотой.

В мраморной группе страдающей Богоматери с умершим Спасителем на лоне, отличающейся таким внутренним величием и украшающей теперь церковь св. Петра, Микеланджело охватил своим личным воззрением на природу и жизнью своего сердца все то, чем был обязан школе Донателло во Флоренции, произведениям Кверчи в Болонье и античной пластике во Флоренции и Риме.

Это благородное творение обвеяно еще слегка строгостью XV столетия, но уже совершенно проникнуто стремлениями, свойственными Микеланджело. Возвратившись вторично во Флоренцию, мастер в 1501 г. получил заказ от города высечь статую молодого Давида из колоссального мраморного блока, оставленного одним его предшественником в виде обломка. Этот нагой колосс-юноша, нацеливаясь пращой, охранял вход в палаццо Веккио от 1504 до 1873 г., а теперь стоит в заключении в ротонде академии. Фигура смелого юноши выполнена с поразительным чувством природы, все отдельные части, как-то руки, ноги, исполнены крайне тщательно, а великолепная голова оживлена гневным выражением. Сдержанность движений лишь отчасти объясняется узостью данного блока; Микеланджело из этого случайного обрубка сумел извлечь сильные, крепкие, верные жизни и оригинальные формы.

После этих величаво-строгих произведений прекрасная мраморная группа Мадонны со стоящим между ее коленями обнаженным мальчиком в церкви Богородицы в Брюгге и изящный круглый рельеф с Мадонной и двумя мальчиками в Национальном музее во Флоренции показывают спокойно уравновешенный и исполненный красоты стиль XVI столетия в пластическом творчестве Микеланджело.

Но затем на его долю выпала первая большая живописная задача. В 1504 г. родной город передал ему исполнение батальной картины из флорентийской истории на стене зала городского совета, расположенной против начатой картины Леонардо. Микеланджело избрал нечаянное нападение на купающихся солдат в сражении при Касчине. Он не собирался изображать смятение битвы. Он явственно стремился представить в самых благородных образах каждого человека, каждую группу и передать разнообразие, естественность и возбужденность движений. Все эти сильные люди одушевлены лишь одним чувством страха приближающейся опасности, одним желанием спастись. Работа Микеланджело над картоном была прервана в 1505 г. призывом его в Рим, но и в неоконченном виде он стал школой для всего света. Лучшее представление об отдельных группах этого бесследно исчезнувшего произведения дают нам гравюры на меди Марка Антония и Агостино Венециано.

Прелестный рельеф Мадонны в Академии художеств в Лондоне и круглая картина в Уффици, эта, быть может, единственная собственноручная станковая картина Микеланджело, предполагает уже наличность картона с купающимися солдатами. Мадонна сидит на коленях впереди Иосифа и тянется руками назад, чтобы принять от него младенца через свое правое плечо, причем крепкие члены ее показаны посредством расположения их в обратные стороны; то же самое следует отметить и относительно неоконченной мраморной статуи апостола Матфея Флорентийской академии, изображенного в смелом, резком повороте. Победа линии над неподвижной массой обозначает в данном случае победу духа над телом, и уже здесь начинается тот стиль Микеланджело в передаче движения, который увлек за собой весь мир.

ди Леонардо

ди Буонарроти Симони

«Выдающиеся художники недоступны не из гордости, а потому, что редко встречают людей, понимающих искусство». Микеланджело Буонарроти

В творчестве великого итальянского титана эпохи Возрождения Микеланджело Буонарроти (1475-1564) с необыкновенной яркостью выразились лучшие черты искусства того времени: вера в возможности человека, правдивая передача чувств. Его искусство, - могучее и страстное, пронизано жизнеутверждающими, гуманистическими идеями, которые вдохновляли народ в эпоху Возрождения, вставший впервые на борьбу с гнетом феодализма.

Микеланджело был архитектором, скульптором, живописцем, поэтом. Разносторонность интересов художника и глубокие познания соединялась в нем с широтой ума. Его любовь к Родине была настолько глубока, что он горячо всем сердцем принимал ее бедствия.

Микеланджело родился, учился и сформировался как мастер во Флоренции - на то время главенствующий культурный центр Италии. Здесь еще в юношестве он создал сохранившиеся до нашего времени мраморные рельефы - «» и «», в которых уже чувствуются сила и выразительность, затем получившие дальнейшее развитие в творчестве художника.

В 1496 году Буонарроти приезжает в Рим, куда стягиваются к этому времени крупнейшие художественные силы страны. В Риме молодой мастер создает и первое свое выдающееся творение - группу «Оплакивание Христа ». Эта скульптурная Пьета из мрамора - воплощение материнской боли и тяжелой скорби, и в то же время, духовной силы и стойкости.

Юношески прекрасное тело мертвого Христа с удрученной беспомощностью, но блаженно распростертое на коленях матери, которая бережно его поддерживает. Фигура Мадонны эмоционально полна величия и сдержанной скорби.

Художники эпохи Возрождения охотно и уверенно вкладывали в свои произведения символический смысл. Как символ воспринимали современники и колоссальную статую Давида , которую в начале XVI века Буонарроти создал для своего родного города - Флоренции. Давид - библейский герой - юный пастух, вышел смело на единоборство с чудовищем - страшным великаном, приводившим в чувство ужаса, беспомощности и смятения опытных воинов. Без облачения в доспехи и оружия в руках, он поразил врага пущенным из пращи камнем.

1501 - 1504. Мрамор. Высота 5,17 м

В образе Давида Микеланжело воплотил саму Флоренцию, готовая дать достойный и мужественный отпор своим врагам и днем, и ночью.

Библейского героя Микеланджело решил изобразить абсолютно нагим - так, как великие мастера древней Греции во времена ее расцвета изображали своих прославленных героев. Каждый мускул отмечен, и каждый мускул в фигуре юноши выразителен. Давид замер, готовясь к борьбе. Он стоит легко и непринужденно, но во всем его облике чувствуются мощь, собранность, мужество, непоколебимая уверенность в победе.

Пала Юлий II, стремившийся придать блеск своему правлению, всячески привлекал в Рим крупнейших современных мастеров. В 1505 году по его поручению Буонарроти создает грандиозное надгробие, прославить свое имя сооружением которого рассчитывал навеки. Микеланджело , увлеченный предоставленными ему возможностями, готовился украсить огромное сооружение множеством статуй, воплощающих в различных образах нравственное величие и силу человека. Но сумасбродный и безрассудный деспот неожиданно отменяет начатую работу. Порывистый и гордый Микеланджело уезжает из Рима и, несмотря на то, что посланные за ним вдогонку папой гонцы, возвращается в родную Флоренцию.

Папский двор предпринимает немало усилий для того, чтобы Великий художник возвратился в Рим.

1508 год. Микеланджело в Риме. Он приступает к новой масштабной работе, но на этот раз - живописной. Он, по поручено, расписывает фресками потолок Сикстинской капеллы . Увлеченный полюбившейся ему работой, живописец на протяжении нескольких лет почти не покидал лесов, с которых производил роспись.

Фрески потолка Сикстинской капеллы - сложное произведение, включающее множество различных изображений. Библейские темы художник неизменно воплощает в живые, яркие образы. Изображение бога перерастает в искусстве Буонарроти в образ человека - созидателя, деятельно и страстно предающегося творческому труду. Стремительный, сосредоточенный, величественный, он вызывает к жизни светила, уверенным движением руки заставляет проснуться дремлющую природу. Его губы сжаты, глаза вдохновенно сверкают из - под нахмуренных бровей.

Собственный творческий жар, вера в человека подсказали художнику этот образ, гуманный и правдивый, не имеющий ничего общего с христианским представлением о далеком и безликом божестве.

У основания свода Сикстинской капеллы Микеланджело поместил изображение легендарных пророков и сивилл (прорицательниц) - в них воплощены различные оттенки человеческой мысли. Вот молодая женщина; не выпуская из руки прочитанного свитка, она устремила вдаль свой светлый взгляд, как бы всматриваясь в открывшийся ей смысл текста (Дельфийская сивилла); вот взволнованный старец в порывистом движении, - он страстным жестом выражает обуревающие его сомнения (Иезекиил). Быть может, наиболее трудно передать в живописи неподвижную, сосредоточенную задумчивость человека, глубоко ушедшего в свои мысли, но и это состояние запечатлел Микеланджело в образе пророка Иеремии, исполненном глубокой одухотворенности.

Основания свода Сикстинской капеллы. 1508-1512

Основания свода Сикстинской капеллы. 1508-1512

В росписи потолка Сикстинской капеллы торжествует героический и жизнерадостный дух Возрождения. Все разнородные образы здесь сливаются в единый гимн человеку.

После смерти папы Юлия II его наследники, основываясь на сохранившемся договоре, потребовали от Буонарроти выполнения надгробия, создание которого было грубо прервано самим папой. Теперь эта затянувшаяся, потерявшая первоначальное содержание работа становится для Микеланджело обузой.

Она завершается через много лет сооружением гробницы в сокращенном, обедненном варианте первоначального замысла. Теперь на ней лежит печать официальности, мало что выполнено рукой самого мастера. Однако в центре сооружения поражает взгляд зрителя грандиозная и величественная статуя Моисея - фигура, выражающая героический пафос. Моисей олицетворяет грозное негодование человека, его протест против поклонения «золотому тельцу» (символу порабощения богатством).


1515. Мрамор. Высота 235 см

В окончательном варианте Гробницы Юлия нет двух ранее для нее созданных статуй, которые Буонарроти подарил своему другу, увезшему их во Францию. Это так называемые луврские рабы - умирающий и восставший . Особенно характерна для творчества Буонарроти незавершенная, но исполненная необычайной выразительности фигура второго юноши. Руки его крепко связаны за спиной; сильный и страстный, закинув голову, подавшись вперед, он всем своим существом стремится разорвать сковавшие его узы. Чувствуется, что они слишком крепки, от них не освободиться, но пленник полон жажды свободы и никогда не примирится с пленом.

Трагический мотив невыносимости плена, быть может, не случайно звучит в этот переломный момент в творчестве Микеланджело .

Художник слишком верно оценивал действительность для того, чтобы обманываться насчет смысла совершающихся в это время в Италии событий. Реакция с папством во главе готовится перейти в наступление против идейных завоеваний гуманизма. Страна, по - прежнему раздробленная феодалами, ослабленная вражескими вторжениями, не в состоянии бороться с новым сильным внешним врагом: в Италию вступают войска императора Карла V. В 1527 году они учиняют страшнейший разгром Рима. Папа Климент VII заключает позорный договор с захватчиком. Объединенные папские и императорские войска обрушиваются на свободолюбивую Флоренцию, оказывающую решительное сопротивление, и в 1529 году подвергают ее жестокой осаде.

Буонарроти в это время живет у себя на родине: в течение нескольких лет он занят новой грандиозной работой - созданием Гробницы Медичи . Это архитектурно - скульптурный ансамбль, который по мысли заказчиков должен был поднять и возвеличить род Медичи (прежних правителей Флоренции), а по замыслу Микеланджело прославить былое могущество его родного города. Буонарроти, как всегда, увлечен своей работой. Но при первых же признаках приближающейся опасности он считает себя обязанным оставить свой труд и деятельно заняться приготовлениями к обороне. Художник становится одним из активных защитников города во время его осады.

В августе 1530 года Флоренция в результате предательства была занята врагами. Начинается террор. Микеланджело, как и другие патриоты, подвергается опасности, но так как труд художника нужен папе, он получает помилование.

В начале 30 - х годов Микеланджело завершает скульптуры Гробницы Медичи . Это траурное сооружение включает символы быстротечного времени - фигуры Утра, Дня, Вечера и Ночи. Сохраняя черты героической силы, неизменно присущие всем образам Микеланджело , они вместе с тем несут на себе следы трагизма, который с годами все сильнее проявляется в творчестве великого мастера.


Которая ныне находится в Государственном Эрмитаже в Петербурге.

Такими небольшими по объему фигурами скульптор собирался завершить свою композицию, поместив их над верхним карнизом Гробницы. Глубокая скорбь и подавленность чувствуются в выразительной фигуре подростка со сгорбленной спиной и опущенной головой.

В 1541 году Микеланджело заканчивает одно из последних своих больших произведений - фреску Сикстинской капеллы «Страшный суд ». Всеобщее бедствие, ужас перед надвигающейся катастрофой - вот содержание этого произведения, которым великий представитель эпохи Возрождения отвечал на торжество реакции в своей стране.

В предсмертные годы жизни Буонарроти все меньше создает скульптурных и живописных произведений. Он пишет стихи и работает в области архитектуры. С 1547 года свои силы Микеланджело отдает завершению одного из колоссальных сооружений эпохи Возрождения - собора святого Петра в Риме, строительство которого было начато в 1506 году по планам архитектора Браманте. По модели Микеланджело уже после его смерти величественное здание увенчалось грандиозным куполом.


Микеланджело выдающаяся эпохи Возрождения, его вклад в , в культуру, настолько велик, что сегодня его имя стало нарицательным и употребляется как синоним таланту. Он был поистине великим , и архитектором. Его работы заложили вектор развития европейской культуры, а его шедевры потрясают людей и сегодня. Наш герой родился в 1457 году в Капрезе, это городок в Италии, который расположен недалеко от знаменитой Флоренции. Он родился в семье разорившегося дворянина Лодовико Буонарроти.

Уже в детстве, взрослыми были видны незаурядные задатки в мальчишке. Когда мальчику исполнилось 13 лет, он стал учеником знаменитого художника Гирландайо. Спустя два года мальчик попадает под патронаж Медичи, который был фактически владельцем города. Юное дарование бучается в его школе, где продолжает совершенствовать свой талант художника. Микеланджело быстро стал большим мастером. Его талант был настолько очевиден, что его признавали все. Он был частым гостем папы Римского и других высоких чином и правителей. Все хотели, чтобы их дом или рабочий кабинет украшали работы великого мастера. Гений много путешествовал, но большая часть его жизни прошла во Флоренции и Риме. Микеланджело автор таких скульптур, как: «Святой Йоханнес» и «Спящий Купидон», «Давид», «Двенадцать Апостолов», «Святой Матфей», «Моисей», «Связанный раб», «Умирающий раб», «Лия», «Христос с крестом» и другие. Микеланджело Буонарроти умер в Риме в возрасте 89 лет. Великий скульптор никогда не был женат и детей после себя, к сожалению, не оставил.

Человек прожил удивительную жизнь, уже прошло несколько веков, но человечество до сих пор восторгается его талантами и разносторонностью. Микеланджело не был таким универсальным гением как Леонардо да Винчи, но его успехи в разных областях творчества все равно поражают. Отметим, что как художник итальянец стоит на самой вершине этого мастерства, ну или где то рядом с ней. Качество его работ потрясает, а само его творчество оказало большое влияние на его мастеров, которые будут делать свои первые шаги в искусстве. Огромное количество фресок Сикстинской капеллы в Риме, расписанных Микеланджело свидетельствуют не на словах, а на деле о масштабе его личности. Тем не менее, к своим художественным талантам сам автор относится скромно, прежде всего, он считает себя скульптором. Он не только талантливый художники скульптор, но и отличный архитектор. Он автор проекта Часовни Медичи во Флоренции, так же долгое время он был главным архитектором на строительстве собора Святого Петра. Не стоит удивляться, узнав, что Микеланджело еще и прекрасный

Микеланджело Буонарроти (1475-1564)

Третий титан Возрождения прожил долгую жизнь. Он творил, как в период высокого Ренессанса, так и в годы его заката. Величайший мастер своей эпохи, Микеланджело превзошел всех силой и насыщенностью живописных образов, гражданским пафосом, страстью. Живописец, скульптор, архитектор, поэт Микеланджело внес щедрый дар в сокровищницу мировой культуры.

Микеланджело Буонарроти родился в городке Капрезе, в Вальтиберине, на "шестой день марта 1475 года, за четыре часа до рассвета", согласно рассказу биографа, ученика и друга Асканио Киндиви. По желанию отца Людовико, ведущего происхождение из дворянской семьи графов Каносса и исполнявшего обязанности мэра Кьюзи и Капрезе, Микеланджело предназначалась литературная карьера.

По истечению срока полномочий мэра и смерти в 1481 году жены Франчески ди Нери ди Минато дель Сера, Лудовико поселился в Сеттиньяно. Он отдает братьев будущего художника в гильдию шерстяных и шелковых тканей, а Микеланджело попадает в школу Франческо да Урбино. Преподавателя грамматики. Живой ум мальчика, которому в то время было всего лишь шесть лет, вселял большие надежды, но, как вспоминает Вазари, биограф и поклонник Микеланджело, "в любой момент, когда он оставался один, он посвящал рисункам, за что на него кричали, а то и колотили отец и все старшие, возможно, считая, что это прихоть, мало им понятная, была низменной и недостойной их древнего рода". Проходит время, но ситуация, по мнению отца не улучшается: веди Микеланджело, к тому же, завел дружбу с мальчиком-сверстником, Франческо Граначчи, который посещал мастерскую Доменико Гирландайо. Он, по словам Вазари "ежедневно настолько развивал свой юный талант на рисунках мастера, что смог их копировать". И тогда отец, не в силах отвратить сына от рисования, решает отдать его на обучение "Доменико Гирландайо. Когда Микеланджело пришел в мастерскую флорентийского художника, ему было двенадцать лет, но период его обучения продлился менее предполагаемого срока, поскольку маэстро оценил талант молодого практиканта. К сожалению, осталось очень мало художественных произведений этого периода, в течение которого Микеланджело, в основном, приходилось заниматься копирование великих мастеров XV века, причем не только итальянских. Зато широко известен случай, переданный и Кондиви, и Вазари о том, как молодой ученик скопировал пером литографию немецкого художника Мартина Шонгауэра "Искушение Святого Антония". Вазари рассказывает, что создание рисунка дало ему "титул величайшего", поскольку он, "подражая работам различных старых мастеров, делал их настолько похожими, что отличить было невозможно, поскольку он еще и подкрашивал, и старил бумагу дымом, и другими веществами […], так что и рисунки казались старинными, а затем, когда он сравнивал их со своими, отличить один от другого было невозможно".

В 1489 Лоренцо де Медичи, властитель Флоренции, решает открыть для молодых художников большой сад при монастыре Св. Марка на улице Ларга, где хранилась прекрасная коллекция скульптур и античных гемм. В этом саду Лоренцо Медичи организовывает учебное заведение, которое можно коротко называть "Академией Медичи". Замыслом Лоренцо было создание настоящей школы, которая способствовала бы формированию новых талантов, чье искусство для Флоренции не имело бы соперников. Хранителем коллекции и наставником молодежи был пожилой Бертольдо ди Джованни, скульптур и медалист, в свое время обучавшийся у Донателло. Самые выдающиеся художники Флоренции должны были отобрать среди учеников своих мастерских тех, которые могли бы достойно войти в школу, задуманную Лоренцо "Великолепным", как обычно его называли современники. Доменико Гирландайо отобрал среди своих учеников Франческо Граначчи и Микеланджелло Буонарроти. Однако интеллектуальные и художественные способности последнего вскоре выделяют его среди учеников школы.

Юный Микеланджело постигает не только искусство, но и знакомиться с философией и литературой. Согласно традиции, считается, что именно поэт Анджело Полициано, рассказав миф о борьбе кентавров и лапифов, предложил юному художнику воссоздать его. Барельеф сохранился, - это "Битва кентавров" из Музей Буонарроти, высеченный незадолго до смерти Лоренцо Медичи.

В основном, первыми произведениями, выполненными художником, являются скульптуры, поскольку рисунок служил для обучения, а через скульптуры он мог воплотить свои идеи в форме. Конечно, обучение у старого Бертольдо ди Джованни помогло Микеланджело открыть секрет низкого рельефа Донателло, то есть возможность придать необычную глубину неширокой мраморной плитке.

Одним из важных заказов для Микеланджелоо стало создание трех маленьких скульптур для украшения саркофага XV века Св. Доменика, находящегося в одноименной базилике Болоньи. Он способствовал стилистической эволюции Микеланджело, который объединил свое изучение феррарской живописи XV века с уроками, извлеченными из знакомства с рельефами дверей Якопо дела Кверча церкви Сан Петронио в Болонье. Смерть Лоренцо Великолепного и беспорядки, охватившие Флоренцию по причине плохого правления наследника Пьеро де Медичи, привели Микеланджело к решению покинуть город и направиться в Венецию, а затем в Болонью.

После кратковременного пребывания во Флоренции, скульптор которому едва минул двадцать один год, направляет свои стопы в Рим, к кардиналу Риарио, недавно приобретшему работу художника, проданную как античную. Разместившись во дворце кардинала, Микеланджело получает от него солидный заказ, положивший начало многим последующим в его продолжительной карьере, хотя впоследствии статуя, не оцененная Риарио, была приобретена Якопо Галли. Под влиянием атмосферы Рима, Микеланджело изобразил фигуру захмелевшего Вакха, который был непосредственно навеян античной скульптурой

Результатом непосредственного знакомства в августе 1498 года с банкиром Якопо Галли стал заказ, ставший одним из самых знаменитых произведений скульптора из Капрезе: "Пьета" из ватиканского собора, единственная подписанная мастером. Монументальный вариант, придавший Марии вид совсем юной девушки, подчеркнул вечную значимость оплакивания и сострадания. Очарование скульптурной группы окончательно утвердило славу двадцатитрехлетнего Микеланджело: произведение становится для современников образцом для подражания. Рафаэль нашел в ней источник вдохновения для своей "Пала Бальони". И в последующие века художники смотрели на "Оплакивание " и учились.

Перемены в политической обстановке во Флоренции и избрание гонфалоньером Пьетро Содерини способствовали возвращению Микеланджело в родной город. Так начинается второй, очень плодотворный период пребывания во Флоренции (с 1501 по 1505 год). В этот период были созданы такие шедевры, как "Давид ", "Мадонна с младенцем ", заказанная семьей Мускорон из Брюгге, с которыми Микеланджело поддерживал тесные коммерческие контакты. В это же время Микеланджело изваял "Тондо Тадде" и "Тондо Питти".

Долгой и мучительной, отразившейся на жизни художника оказалась история с гробницей папы Юлия II, которую должен был выполнить Микеланджело. Неслучайно, сам Микеланджело часто говорил о "трагедии захоронения", суммируя всю горечь и разочарование, которые принес этот заказ. Задуманный, как завершающий памятник, располагающийся внутри обновленного собора Святого Петра в Ватикане, папский мавзолей, заказанный в 1505 году, был завершен только в 1547 году, причем в сильно уменьшенном варианте по сравнению с первоначальным замыслом, и был установлен в Сан Пьетро ин Винколи. Над воплощением проекта художник работал в сотрудничестве с Рафаэло да Монтелупо, Мазо дель Боско и Скерано да Сеттиньяно, а единственной статуей полностью выполненной мастером стал "Моисей". Ни сам Юлий II, отвлекавший Микеланджело от реализации задания, поручая ему роспись потолка Сикстинской капеллы, ни его наследники не выполнили данных обязательств.

Несмотря на это, Микеланджело создал прекрасную серию рабы, из которых четыре остались незавершенными. Последним созданным произведением этого периода стала статуя "Христа, несущего крест", заказанная римскими комиссионерами для церкви Санта Мария сопра Минерва (1518-1520).

Затем всю его энергию поглощает исполнение заказа гробниц Медичи для Новой сакристии церкви Сан Лоренцо во Флоренции. Согласно пожеланию двух заказчиков - папы Львы X и двоюрдного брата кардинала Юлия де Медичи, будущего Клемента VII, в здании должны были разместиться захоронения Лоренцо Великолепного и его брата Джуилана. Захоронение Лоренцо Великолепного и его брата состоит из просто пьедестала, справа от входа, на которой расположена статуя Микеланджело "Мадонна с младенцем", начатая в 1521 году.

Двумя необычными новшествами, внесенными Микеланджело при исполнении мавзолея было добавление двух скульптур "Кондотъеров", как он их называл. Архитектурная планировка пространства стен, на фоне которых они расположены, отказ от всякого подобия портретного сходства и использование приема "незаконченности" при создании лиц "Дня" и "Вечера". С другой стороны, даже Вазари признавал, что "набросок" не замыкается сам с себе, придавая впечатление не завершенной работы, а творческого порыва. В 1534 году Микеланджело покидает Флоренцию и возвращается в Рим. Когда Сакристия была практически завершена, художник изваял еще "Давида - Аполлона" из Барджелло и затем "Победу", созданную для мавзолея Юлия II, впоследствии установленную в Паллаццо Векьо. На последнем этапе скульптурной деятельности Микеланджело создает бюст Брута, заказанный кардиналом Никколо Ридольфи, но в эти годы в работе мастера преимущественно преобладает тема, занимавшая художника еще в юношеские годы - тема "Оплакивания".

Именно ощущение близости смерти подтолкнуло Микеланджело на этот путь, поскольку, по его замыслу, так называемая "Пьета Бандини", созданная между 1550 и 1555 годами, должна была украшать его собственное захоронение, которое мастер хотел разместить в римской церкви Санта Мария Маджоре. Она осталась незавершенной и даже поврежденной. Микеланджело, будучи недовольным скульптурой, ударом молотка разбил руку Христа.

Отдельно мне хотелось бы выделить работы Микеланджело - художника. Впервые официально мастеру представилась возможность продемонстрировать свой талант художника, когда Содерини, гонфалоньер Флоренции, поручил ему огромную фреску для зала Совета в Палаццо Веккьо. Переднюю стенку должен был расписать Леонардо да Винчи, изобразив знаменитый эпизод "Битвы при Ангиари", от которого остались немногочисленные этюды и поздние копии. Следует вспомнить произведение Леонардо, чтобы лучше понять фреску Микеланджело, которая также была утрачена.

Леонардо выбрал военный эпизод, а Микеланджело вдохновил рассказ историка XIV века Джованни Виллани. В ходе войны между Флоренцией и Пизой, флорентийские войска решили расположиться лагерем около городка Кашина и искупаться в Арно, чтобы освежиться. Но когда их предупредили о приближении врагов, они быстро оделись и, встретив недругов, победили. Микеланджело выбрал тот момент, когда солдаты собирают одежду и оружие на берегах Арно, то есть именно мгновение, когда перед битвой концентрируются все силы. Иначе говоря, художника из Капрезе привлекала именно энергия напряженных тел, именно то же, что привлекло его и в "Битве кентавров" . Другими важными произведениями флорентийского периода стало "Святое семейство с Иоанном крестителем", более известное под названием "Тондо Донни", "Снятие с креста" и "Мадонна с младенцем, Иоанном крестителем и четырьмя ангелами", хотя искусствоведы считают их более поздними работами. Но, безусловно, работой ставшей вершиной творчества Микеланджело - художника и утвердившая его славу, была роспись потолка Сикстинской капеллы.

Юлий II, по предложению Браманте, который, вероятно, хотел дать нелегкое задание Микеландежло и отвлечь его от работы над гробницей, попросил художника сделать новую роспись потолка, раньше который украшало изображение звездного неба. Микеланджело, желавший как можно скорее приступить к работе над усыпальницей Юлия II, пытался отказаться от задания, предложив привлечь к работе Рафаэля, но, в конечном итоге, чтобы ублажить упрямого папу, с которым он уже не раз вступал в разногласия, принял предложение.

Работа продлилась с 1508 по 1512 год. - за четыре года непрерывного и изнурительного труда, в результате которого было зарисовано более чем тысячеметровое пространство почти тремя сотнями фигур. Он настолько привык работать с запрокинутой головой, чтоб спускаясь с мостков, был вынужден принимать подобное же положение, чтобы прочитать письмо. Недаром в одной из набросанных карикатур в письме того времени Микеланджело изображен с запрокинутой вверх головой.

Микеланджело расписывал потолок в два этапа и закончил его 15 августа 1511 года, в день празднования Вознесения Богоматери, - именно поэтому празднику была посвящена капелла. Произведение не только вызвало всеобщее восхищение, но и оказало непосредственное влияние на Рафаэля, поместившего фигуру Микеланджело в виде Гераклита в "Афинской школе", он использовал тему Сивилл в люнете "Добродетели" в росписи станцы Сеньятуры и на фронтальной части арки капеллы Киджи в Санта Мария делла Паче. За период работы, продлившейся четыре года, стиль Микеланджело изменился, став более мощным. Наглядным подтверждением тому может служить сравнение фигуры Захария, сознательно усаженного в необычном кресле, и Ионы, представленного в ракурсе. Пророк превратился в гиганта, с трудом умещающегося на своем местею Микеланджело вернулся к работе над Сикстинской капеллой по прошествии двадцати пяти лет после завершения работы над потолком. На этот раз он создает самое мучительное произведение в истории живописи - "Страшный суд".

Но не эта фреска стала последней живописной работой Микеланджело. По заказу папы Павле III Фарнезе, он вновь создает фрески в капелле Паолина в Ватикане. Капелла, построенная Антонио ла Сангалло в 1549 году, являлась частной часовней и ее фрески, изобравжавшие "Обращение св. Павла" и "Распятие св. Петра" были сходны с гигантскими иконами, призывавшими к размышлению.

Рассматривая гения Микеланджело нельзя обойти внимание и его архитектурный талант, который первым оценил папа Лев X. Именно он выбрал среди многочисленныз представленных проектов тот, что сделал Буонарроти для фасада Сан Лоренцо, которую Медичи считали почти домовой церковью. В проекте Микеланджело потрясала оригинальность нового подхода к трактовке классического архитектурного языка в применении к культовому зданию, в сочетании с многочисленными скульптурными украшениями постройки.

Художник из Капрезе работал над комплексом Сан Лоренцо довольно длительное время, поскольку папа поручил ему в 1520 году работу над Новой сакристией, а затем Джулио де Медичи, ставший после смерти своего двоюродного брата Льва X, папой под именем Клемента VII, поручает ему в 1523 году постройку библиотеки Лауренциана.

Чтобы продлить эфемерный сон о республике, появившейся за два года до этого, после изгнания из города Медичи, город предпринял отчаянную попытку противостоять превосходящим силам войска Карла V. Это был очень деликатный момент в жизни художника, потому что, принимая участие в защите Флоренции, он вступал в конфликт с представителями той семьи, благодаря которой он преуспел и прославился. Именно поэтому, после падения республиканского правления (12 августа 1530 года), Микеланджело скрывался до тех пор, пока не получил прощения от Клемента VII, после чего вновь приступил к работе над комплексом Сан Лоренцо. Постройки комплекса стали единственным архитектурным сооружением, созданным Буонарроти во второй флорентийский период. Впоследствии их окончательно завершили Вазари и Бартоломео Амманти.

Лишь в 1546 году художнику приходится вновь решать архитектурные задачи. Именно в этот период по завершении украшения капеллы Паолина, Павел III попросил его окончить семейный дворец: Антонио да Сангалло, недавно скончавшийся, не успел его закончить.

Огромным вкладом Микеланджело в урбанистику Рима стала работа на Капитолийском холме, начатая в 1538 году, когда художник использовал параллельно со сценографией архитектурных сооружений приемы перспективы, который войдут в моду через сто лет.

И все-таки работой занимавшей его до последнего дня и ставшей его навязчивой идей, стало строительство нового собора Святого Петра и его величественного купола. Назначенный архитектором строительства собора в 1546 году, Микеланджело, приспосабливаясь к грандиозному проекту Браманте, упростил его и изменил размеры, задумав здание централизированной планировки, купол которого становился его пластическим и символическим завершением. В XVII веке, из-за вмешательства Мадерно, собор Святого Петра, задуманный Микеланджело лишился своей оригинальности, сохранив только в куполе самую значительную часть начального проекта архитектора. Художник смог наблюдать за строительством вплоть до возведения основания. К последнему периоду относится также строительство Порта Пиа и перестройка Санта Мария дельи Анджели.

Последние тридцать лет его жизни ознаменованы постепенным отходом от скульптуры и живописи и обращением преимущественно к зодчеству и поэзии. Лирика Микеланджело отличается глубиной мысли и высоким трагизмом; в ней поднимаются темы любви, гармонии, одиночества. Излюбленные стихотворные формы Микеланджело - мадригал и сонет; при жизни автора они не публиковались, хотя высоко ценились современниками. Микеланджело так и не вернулся во Флоренцию. Он умер в Риме в 1564 г. После смерти художника тело его было тайно вывезено из Рима и торжественно погребено в усыпальнице знаменитых флорентийцев - церкви Санта-Кроче.

Италия внесла большой вклад в становление западной цивилизации . На протяжении сотен лет она была центром обширной Римской империи. Папская область образовалась в Риме ещё в 8 в., а позже город стал мировым центром римско-католической церкви. С наступлением эпохи возрождения, в период просветления, который положил конец средневековым временам, итальянцы внесли большой вклад в интеллектуальное и художественное развитие западного мира. Италия по-прежнему сохраняет большую часть своего благородного прошлого в городах, музеях и руинах, чем привлекает иностранных туристов больше, чем любая другая страна мира.

Эпоха Ренессанса в итальянской культуре

Итальянцы, опытные и плодовитые в таких культурных областях, как литература, музыка, архитектура и скульптуры, являются создателями мировых шедевров. В целом, это путь развития от периода Проторенессанса до Высокого Ренессанса.

Настоящее развитие культуры в Италии началось главным образом в эпоху Возрождения , которая инициировала общую революцию в различных культурных сферах по всему миру. Влияние Ренессанса в Европе сильно ощущается и на итальянском полуострове. В результате в этот период произошли некоторые радикальные изменения, которые затронули воображение, творческий потенциал и интеллект человека в целом. Это резкое, но очевидное преобразование было непосредственно поглощено населением и нашло воплощение в последующих работах.

Эпоха возрождения Италии делится на несколько этапов: дученто, кватроченто и чинквеченто, каждый из которых занимает свой век и имеет особые культурные черты.

Живопись

Изобразительное искусство в Италии существует с древних времен до настоящего времени. В Древнем Риме Италия была центром искусства и архитектуры. Во время Готических и Средневековых периодов существовало множество талантливых итальянских художников. Эпоха процветания пришлась на период Ренессанса. Более поздние стили в Италии включили в себя такие направления, как Маньеризм, Барокко, Рококо . Футуризм начал развиваться в стране в 20-ом столетии. Флоренция - известный город в Италии благодаря его художественным музеям.

Творчество Микеланджело, Леонардо да Винчи, Рафаэля и многих других прославленных итальянских художников и скульпторов - национальная гордость и неоценимый вклад в мировую культуру. Туристы и сейчас могу любоваться росписью потолка Сикстинской капеллы в Ватикане ,



портретом известной на весь мир Джоконды (или Мона Лизы) в Парижском Лувре


"Мона Лиза" Леонардо да Винчи

и «Сикстинской Мадонной» , выставленной в Германии в Галерее старых мастеров.

"Сикстинская Мадонна" Рафаэль

Архитектура

Первичное значение архитектуры имело религиозный оттенок. Первая архитектура была датирована ещё эпохой Древнего Рима, которая отличалась грандиозными и монументальными сооружениями. На сегодняшний день античные руины являются ярким напоминанием и итальянцам, и туристам о былой великой империи: это и храмы, воздвигнутые в честь древних Богов, и Пантеон,


и Колизей.



В 11 в. наметилось романское течение в архитектуре, сооружения которого выступали сильным контрастом своим праздничным видом по-настоящему мрачной эпохе. На смену Романскому стилю пришла Готика: церкви Сан-Петронио


Церковь "Сан-Петронио" была основана в 1390 г.

и Сан-Франческо,


"Сан-Франческо" является главным храмом ордена францисканцев

дворец Дожей в Венеции


"дворец Дожей! - яркий пример готической архитектуры

и палаццо Веккь о.

Конец 14 в. знаменовался эпохой Возрождения , когда все общественные и жилые здания стали строиться на светский манер. Им присуща изящность и красота с некими элементами античности. К этому периоду относят: Сикстинскую капеллу в Риме,



палаццо Питти во Флоренции


"Палаццо Питти" расположен на одноимённой площади Флоренции

и церковь Мадонны да Кариньяно в Генуе .


Скульптура

Отцом школы скульптуры признан итальянский мастер Никколо Пизано . Он создал огромный фундамент для дальнейшего развития этого вида культуры. Его учение, просуществовавшее до середины 14 в., быстро распространилось по всей территории страны. Одной из самых ярких работ Пизано является Шестигранная мраморная кафедра в Пизе.

Литература

Новая выдающаяся форма поэтического стиля, называемая «Сонет», была введена знаменитым итальянским поэтом Петраркой (комедия «Филология»), которая впоследствии была перенята Шекспиром.


Философ и писатель Никколо Маиавелли в своём литературном произведении «Государь» предложил передовые методы управления страной. Его работы существенно изменили политические взгляды, царившие в тот период времени.

Наука и техника

Между тем, прогресс в области науки и техники был в самом разгаре в период Возрождения . Огромный вклад в области астрономии внёс Галилео Галилей.


Известный физик Ферми изучил квантовую теорию, в то время как вопросами, связанными с электрической батареей был занят Вольт. Математик Лагранж и лауреат Нобелевской премии Маркони (изобрел радио) внёс существенный вклад в культурное развитие Италии.

Музыка

Музыка традиционно была одним из самых больших показателей того, что по-настоящему означает понятие «итальянский» и занимает важную позицию в обществе и даже в политике. Итальянская музыка имеет широкий диапазон стилей : от её прославленной оперы к современной экспериментальной и классической музыке,



от традиционных мотивов этнически разнообразных регионов к большому выбору отечественной и иностранной популярной музыки. Сегодня вся инфраструктура, которая поддерживает музыку как профессию, очень обширна в Италии: консерватории, оперные театры, радиостанции и телевизионные станции, студии звукозаписи, музыкальные фестивали и важные центры музыковедческого исследования. Музыкальная жизнь в Италии остается чрезвычайно активной. В Милане находится всемирно известный оперный театр «Ла Скала» , который признан мировым сердцем оперной культуры.


Здание оперы "Ла-Скала"

Италия - католическая страна

92% итальянцев исповедуют католицизм . Церковь имеет огромное значение для страны: не только религиозное, но и политическое, так как она имеет официальный статус отдельной единицы. Государство и церковь регулирует между собой отношения, опираясь на закон "Нового Конкордата, выпущенный в 1984 году.

Помимо этого государство Италии делит религию на «католическую» и «некатолическую». Во вторую группу попадают протестантские, еврейские и мусульманские общины. Они имеют такие же права, как и католики.

Национальный язык


Национальный язык Италии - "итальянский"

Официальный язык - итальянский , на котором говорят 93% населения. 50% также могут говорить на региональных диалектах, как на своём родном языке. Многие из них не разборчивы и признаны лингвистами, как отдельные языки. Но статус официальных они так и не получили. Например, на северо-востоке Италии около 600.000 человек говорят на «Фриули».

Семейные ценности




Семья для итальянцев
имеет первостепенное значение: является центром социальной структуры и оказывает стабилизирующее влияние на ее членов. Итальянцы обычно имеют не больше 1-2 детей и к их шалостям относятся более чем спокойно. Итальянские мужчины имеют очень прочную родственную связь с матерью даже по достижению им зрелого возраста. Поэтому картина, когда 30-летний итальянец живёт с мамой, походит уже на устойчивое правило. Истинные итальянки - те ещё актрисы. Они всегда «правят балом», но делают вид, что хозяин дома - мужчина.



Рассказать друзьям