Визитка коробочки мертвые души. Образ Коробочки в поэме «Мертвые души

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

В поэме « » Гоголю удалось мастерски показать нам жизнь российского государства в середине 19 столетия. Это время в истории характеризовалось кризисом крепостного права, ведь шло время избавления от безграничной власти помещиков над бесправными крестьянами. И в это время помещики старались ухватиться за малейшую возможность, чтобы продлить свое безбедное существование за счет простых людей.

Свое произведение Гоголь выстроил в форме путешествия главного героя – Павла Ивановича Чичикова – от одного помещика к другому. Этот прием позволяет нам с головой окунуться и увидеть жизнь простого русского человека в середине 19 столетия со всеми его тяготами и лишениями.

И так, для осуществления своей гениальной аферы Чичиков отправляется в город NN. Там он знакомится с городскими чиновниками и помещиками, и за короткое время обретает славу порядочного и делового человека. После чего каждый помещик желает видеть главного героя у себя в гостях. И Павел Иванович с удовольствием посещает своих новых знакомых, ведь именно у них он планировал скупать мертвые души.

Первым посещает помещика , где совершает довольно удачную сделку. Возвращаясь от Манилова, кучер Чичикова отвлекся, и их кибитка съехала с дороги. Только к вечеру путникам удается доехать до какого-то селения. Это была деревня помещицы Коробочки.

Настасья Петровна была довольно зажиточной помещицей. Как и многие жаловалась на плохой урожай и торговлю, но в тоже время беспрерывно копила копеечку. Единственным занятием Коробочки была торговля мясом, птицей, медом и пенькой. Предложение Чичикова ее очень заинтересовало, ведь сулило дополнительную прибыль. Настасья Петровна была даже готова откапывать тела умерших крестьян, только чтобы получить прибыль. Конечно, предложение Чичикова было для нее не обычным, и она долго не могла понять - зачем ему мертвые крестьянские души.

В разговоре с Коробочкой Павел Иванович ведет себя свободно, он даже позволяет себе поднять на нее голос. Про Настасью Петровну он думает, как про «твердолобую бабу», ведь она совершенно не понимала его. Но для Коробочки важно не продешевит в новом для себя деле. Она даже отказывается совершать сделку, ведь не знает реальной цены мертвым душам. Чичикову все же удается склонить Коробочку на свою сторону. Правда ему пришлось купить еще мед и пеньку. После этого Чичиков покидает деревню Коробочки.

Гоголь отводит Коробочке особое место в произведении. Она становится символом накопительства и застоя. Это подтверждает и тот факт, что часы в ее комнате давно остановились и над ними клубились мухи. Она копила деньги ради денег. Иной цели в жизни у Коробочки не было.

Но все же, Николай Васильевич верил, что придет время и души таких людей возродятся. В подтверждение этих слов он создает образ птицы-тройки, которая становится символом великой России. Гоголь верил, что когда-то наша страна сможет стать другой.

Образ Коробочки в поэме «Мертвые души» заключает в себе многое для понимания не только смыслового содержания , но и главной мысли поэмы.

Неслучайно ему отведена столь важная композиционная роль – приезд вдовицы в город навлек катастрофу на голову гоголевского коммерсанта.

Характеристика и описание Коробочки в поэме «Мертвые души»

С почтенной дамой читатель встречается в главе третьей первого тома великого произведения. Примечательно, что возница Селифан буквально «наехал» на забор ее имения, окончательно заблудившись ночью, во время бурной грозы – спьяну, по наитию, зажмурив глаза.

В народе в подобных случаях говорили «Бес попутал!». И действительно, в символике эпизода с Коробочкой много дьявольского.

Прибывший в поместье в два часа ночи, Чичиков свернулся «кренделем» в пуховых перинах где-то в три утра – час сатаны, по народным поверьям.

А предложение «почесать пятки»? Эта часть тела во многих легендах является местом наибольшей уязвимости у хтонических чудовищ – в этом же художественном пространстве сокрушать зло никто не собирается, его наоборот лелеют. Чичиков, конечно, не змееподобное чудище, но уж точно нечисть – сама хозяйка его тут же отождествила со «своим покойником» (умершим мужем).

Уставшему с дороги новоприбывшему простительно заснуть мертвым сном. Но эта деталь у Гоголя выглядит очень символичной, равно как и многочисленные мухи, облепившие наутро отдыхающего (в христианской культуре муха – знак присутствия сатаны).

Имя коллежской секретарши Настасья с греческого переводится «бессмертная», «воскресающая». Вот она, мессия мертвых душ, посланница вечной смерти на земле! Не поэтому ли в интерьере, окружившем Чичикова, так много птиц? Это и портреты, и несметное количество куриц, уток и индюшек, населяющих тесный дворик, тучи ворон. Дело не только в домашней изолированности и расхлябанности, туповатости и ограниченности.

Вообще-то, образ птицы символизирует в фольклоре духовность, связь земли и неба, вечно возрождающуюся жизнь и материнскую защиту. Только пернатые несушки слишком уж приземленные создания: выше собственной головы не взлетают – куда уж там высшие сферы. Окружающая помещицу «всякая домашняя тварь» символизирует власть земли, материи, предметности, а значит – смерти. Вот и по батюшке даму величают Петровна (от греческого слова, обозначающего «камень», «скала») – и это не комплимент духовной стойкости носителя имени.

А уж как упоминания черта боится! Потому что он-то в этом доме – подлинная духовная реальность (трепать имя всуе не следует), хоть в грозу и зажигается суеверно лампадка перед иконой. И ведь гадала же вдовушка за три дня до приезда неожиданных визитеров и пришел ведь в ответ на воззвания о будущем к своей покорной слуге сам рогатый. Не о Чичикове ли предупреждал? И не единожды странствующий коммерсант, не сдержавшись, в переговорах с нею помянул черта.

Только перед Настасьей Петровной не бросился Чичиков прятать святую святых – свою шкатулку. Емкость эта прямо магнитом притянула Коробочку: подобное тянется к подобному! А в чичиковском ящичке – все необходимое для заключения договора на душу с сатаной: перо, чернила, бумага, бритвы (по преданию, кровью подобные соглашения пишутся), деньги и мыло – чтобы руки после нехорошего дела умыть, скрыв видимые следы.

Внешность Коробочки

Перед читателем появляется пожилая женщина в кое-как надетом спальном чепце и намотанной на шею фланели.

Такие мелкие помещицы всласть наплачутся на неурожаи и убытки, а сами методично и любовно копят в ящичках комодов денежки среди всякого вещевого хлама. Кажется, и сами вещи любят таких бережливых старушек – не изнашиваются и служат вечно.

На утреннем чаепитии с Чичиковым секретарша опять сидит в темном платье, без чепца, но с обмотанной шеей – деталь многозначительная, если учесть что шея ассоциируется в организме с подвижностью, гибкостью сознания.

Любимые занятия

Бабушка – особа богомольная, однако не прочь погадать после вечерней молитвы. Любит пожаловаться на жизнь: Чичикову наутро рапортует о бессоннице и ломоте в ноге, сетует на неурожаи, потери ценных работников, «неавантажную» из-за неурожая муку.

Вся целиком в хозяйстве: гостеприимно приютить именно дворянина, продать что-то, выпросить гербовой бумаги на всякий случай, вкусно угостить полезного человека – использует любые возможности увеличить достаток.

Отличается трепетным отношением к вещам: мелкие предметы и бумаги закладываются за рамы зеркал – так что взгляд «залипает» на стенах. Видит и замечает все привычное и устоявшееся, а «новое и небывалое» вводит ее разум в состояние ступора.

Отношение к окружающим

Отсутствует! Из эмоций тетушки – только страх на непривычное и горячие «забранки». Даже о возможном профите размышление ведется бездушно, без интонации, потирания рук.

Муж – «покойник», соседей – знает только самых ближайших и своего достатка, крепостные — денежный эквивалент, руки-доходы. Народившиеся у крестьян ребятишки – не люди, а «мелюзга»: не работают, не приносят дохода – так даже и не человеческие дети.

Описание усадьбы

В ночи перед путниками появилось «что-то похожее на крышу»: сам дом воспринимается как ящик, у которого первым делом бросается в глаза крышка. Символика напрашивается самая мрачная.

Комната, где ночевал Чичиков, оклеена старыми полосатыми обоями, с зеркалами и картинками птиц – куриное царство, где только два петуха (два мужских портрета – Кутузов и обладатель мундира павловских времен). В ней идут часы – шипящие как клубок гадюк и натужно хрипящие, когда приходит пора бить.

В маленьком дворе усадьбы копошится всяческая домашняя живность, целые тучи ворон перелетают от одного фруктового дерева на другое. А пасут это стадо несколько чучел с растопыренными пальцами (все в помещицу – будто норовят схватить что-то, на одном даже хозяйский ночной чепец).

Крестьянские домики поставлены врассыпную, без четких улиц: мир языческого хаоса, неодухотворенная сама себя стихийно организующая материя. Но Чичиков замечает признаки материального довольства: старый тес на крышах заменен новым, дома справные, ворота крепкие, в некоторых дворах – новые телеги.

Жизненные цели

Копить деньги и вещи, чтобы потом завещать распоротый салоп какой-нибудь родственнице. Даже души мертвых крестьян начинает под влиянием момента держать про запас: «А может, в хозяйстве-то как-нибудь под случай понадобятся…».

В разговоре с гостем в голове Коробочки быстро нарисовался план договориться о подряде на поставки в государственную казну меда, пеньки и свиного сала, муки и скотины.

Почему Коробочка «мертвая душа»

Никакого духовного содержания в помещице нет – даже имитации. Все поступки, мысли и высказывания персонажа обусловлены коммерческим подходом ко всему и всем.

Апофеоз формы: в поместье-ларец постоянно вкладывается что-то, просто потому что пустота требует заполнения. Коробочка – зияющая бесконечная пустота, которая сама себя заполняет, затягивая в себя вещи и деньги. Последние – изначально живущий своей жизнью эквивалент человеческого труда – не тратятся, а хоронятся в ящиках, делаются хламом.

Смерть всему духовному живет в этом поместье. Не случайно Чичикову здесь так вольготно отдыхалось и богато угощалось. И особенно хороши были блинцы с припеками – ритуальная еда!

Первое впечатление о помещице

Заезжий сразу признал в ней «матушку»-помещицу: полновластного демиурга домашнего мирка. Гостю-дворянину оказывает гостеприимный прием: настойчиво пытается напоить чаем, распорядилась просушить и почистить одежду, предоставила роскошную пуховую перину, на которую без стула не заберешься.

Отношение Чичикова к Коробочке

Обращается к хозяйке по-свойски, держится с ней уверенно, покровительственно и зовет ее матушкой. Принимает ее гостеприимство как само собой разумеющееся.

Сделка по продаже мертвых душ оказалась для господина неожиданно трудной. Баба оказалась не то что «крепколобой» – «дубинноголовой».

Чичиков считает «проклятую старуху» настолько незначительной, что не считает нужным сдерживать свой подлинный темперамент – ругается, сулит ей черта, проклинает вместе с ее деревней. Походя дает ничего не значащие обещания о заключении договора подряда и от «гастрономической» взятки не отказывается.

Отношение к хозяйству Коробочки

Всепоглощающее и лишенное каких-либо эмоций. Без заминки сообщает, что в крепости у нее человек без малого восемьдесят. Помнит кто и когда умер, наизусть диктует как звали каждого покойного.

Заручившись обещаниями с Чичикова, тут же на крыльце принялась наблюдать за хозяйственными делами: кто и что куда понес.

Коробочка – говорящий и двигающийся предмет своего изолированного, живущего натуральным производством мирка. То же огородное чучело – только с другой функцией: охранять от внешних разорений и притягивать вещи и деньги из пространства за воротами поместья.

Заключение

Говоря кратко: старуха-помещица – дама сердца Чичикова, его женский двойник, матушка-Богиня. Оба одинаково мертвы даже друг для друга – не видят один другого в упор за коммерческими устремлениями.

Почувствуй заезжий делец Коробочке родственное начало – мог бы и предвидеть роковой для него поступок чертовой бабушки. Страх продешевить погонит ее в город для выяснения «установленных» цен на мертвые души. Так и вскроется авантюра господина Чичикова.

С Коробочкой мы встречаемся в 3-ей главе романа-поэмы Гоголя «Мертвые души». Она – 2-я по счету, кому наносит визит Чичиков. На самом деле, Чичиков заехал в ее поместье случайно – кучер напился, «подгулял», как характеризует это событие сам автор, и сбился с пути. Поэтому вместо Собакевича главный герой знакомится с помещицей Коробочкой.

Рассмотрим образ Коробочки подробно

Она – женщина почтенных лет, вдова, в прошлом «коллежская секретарша». Живет одиноко в своем поместье и полностью поглощена ведением хозяйства. Своих детей, скорее всего, у нее нет, так как Гоголь в описании персонажа упоминает, что весь ее «хлам», накопленный в течение жизни, достанется какой-нибудь внучатой племяннице.

Выглядит старомодно и немного нелепо, « в чепце», «фланели», «на шее что-то навязано».

Коробочка, в отличие от Манилова, сама успешно ведет хозяйство. Глазами Чичикова мы видим, что дома в ее деревне крепкие, крепостные мужики «дюжие» (сильные), много сторожевых собак, что говорит о том, что это «порядочная деревушка». Во дворе полно домашней птицы, а за забором тянутся огороды с овощами – капустой, свеклой, луком, картофелем. Есть и фруктовые деревья, заботливо накрытые сетями от прожорливых сорок и воробьев. С этой же целью установлены и чучела. Гоголь иронично замечает, что на одном из чучел был надет чепец самой хозяйки.

Дома крестьян поддерживались и обновлялись – Чичиков увидел новый тес на крышах, ворота везде стояли ровно, в некоторых дворах стояли телеги. То есть, повсюду видна хозяйская забота. Всего у Коробочки 80 крепостных, 18 умерло, о чем хозяйка сильно сокрушается – то были хорошие работники.

Крепостным Коробочка не дает лениться – перину Чичикову взбили мастерски, утром, когда он возвращается в гостиную, где ночевал, все уже прибрано; стол ломится от выпечки.

То, что у помещицы кругом порядок и все под ее личным контролем, мы видим из диалога о покупке мертвых душ – она помнит всех умерших крестьян по именам и фамилиям, даже никаких записей не ведет.

Несмотря на то, что Коробочка очень любит жаловаться на то, как плохи дела, ее поместье имело и излишки, которые продавались купцам и перекупщикам. Из диалога с Чичиковым мы узнаем, что помещица торгует медом, пенькой, пером, мясом, мукой, крупами, салом. Она умеет торговаться, пуд меда продает по очень дорогой цене, целых 12 рублей, чему очень удивляется Чичиков.

Настасья Петровна бережлива и даже немного скупа. Притом, что дела в поместье идут неплохо, обстановка в доме очень скромная, обои старые, часы скрипучие. Несмотря на вежливое обращение и гостеприимство, Коробочка не предложила гостю поужинать, сославшись на позднее время. А с утра предлагает Чичикову только чай, хоть и с фруктовой настойкой. Только почувствовав выгоду – когда Чичиков пообещал покупать у нее «хозяйственные продукты» – Коробочка решила задобрить его и приказала испечь пирог и блины. А также накрыла стол с разной выпечкой.

Гоголь пишет, что у нее «не сгорит платье и не изотрется само собою». Жалуясь на бедность и неурожаи, она, тем не менее, откладывает денежки в «пестрядевые мешочки», которые рассовывает по ящикам комода. Все монетки тщательно сортируются – «целковики, полтиннички, чертвертачки» раскладываются отдельно по мешочкам. Во всем старая помещица пытается найти выгоду – заметив у Чичикова гербовую бумагу, просит у него «листик подарить».

Коробочка набожна и суеверна. В грозу перед иконкой ставит свечку, молится; пугается, когда Чичиков упоминает черта в разговоре.

Она не слишком умна и немного подозрительна, очень боится прогадать и продешевить. Сомневается в сделке с Чичиковым и не хочет продавать ему мертвые души, хоть ей и приходится платить за них как за живых. Наивно думает, что могут приехать другие купцы и предложить более выгодную цену. Эта сделка совершенно измотала Чичикова, и в процессе переговоров он называет Коробочку мысленно и вслух «крепколобой», «дубинноголовой», «дворняжкой на сене» и «проклятой старухой».

Образ Коробочки интересен тем, что это довольно распространенный типаж в России времен Гоголя. Ее основные черты – упрямство, глупость и ограниченность, были присущи и реальным личностям – некоторым чиновникам и госслужащим. Автор пишет про таких людей, что вроде бы видишь почтенного и государственного человека, а на деле оказывается «совершенная Коробочка». Доводы и аргументы отскакивают от них, как «резинный» мяч.

Завершается описание помещицы размышлением на тему, можно ли полагать, что Коробочка стоит в самом низу « лестницы «человеческого совершенствования»? Гоголь сравнивает ее с сестрой-аристократкой, живущей в богатом и изысканном доме, которая читает книги, посещает светские мероприятия, и мысли ее занимает «модный католицизм» и политические перевороты во Франции, а не хозяйственные дела. Автор не дает конкретного ответа на этот вопрос, ответить на него должен сам читатель.

Обобщим основные характеристики образа Коробочки

Хозяйственная

Имеет деловую хватку

Практичная

Бережливая

Мелочная

Лицемерная

Подозрительная

Ограниченная

Заботится только о собственной выгоде

Одержима накопительством

Религиозна, но без настоящей духовности

Суеверная

Символичность фамилии помещицы

Символизм – важный художественный инструмент в руках писателя. В поэме Гоголя «Мертвые души» все фамилии помещиков символичны. Не исключение и наша героиня. Коробочка – уменьшительно-ласкательное производное от слова «коробка», то есть, неодушевленный предмет. Так и в образе Коробочки мало живых черт, она обращена к прошлому, в ней нет настоящей жизни, развития – личностного, духовного. Настоящая «мертвая душа».

В коробке люди хранят различные вещи – так и Коробочка поглощена накопительством исключительно ради самих денег, у нее нет какой-то глобальной цели, на что эти деньги можно потратить. Она просто складывает их в мешочки.

Ну и стенки у коробки твердые, как и ум Коробочки. Она глупа и ограничена.

А что до уменьшительно-ласкательного суффикса – то этим автор, возможно, хотел показать безобидность и некую комичность персонажа.

Николай Васильевич Гоголь создал свое произведение "Мертвые души" в 1842 году. В нем он изобразил целый ряд русских помещиков, создал их гротескные и яркие образы. Одной из самых интересных представительниц этого класса, описанных в поэме, является Коробочка Характеристика данной героини будет рассмотрена в этой статье.

План характеристики

План, по которому проводится анализ помещиков - персонажей произведения "Мертвые души", включает в себя так или иначе следующие пункты:

  • первое впечатление, которое производит герой;
  • характерные особенности этого персонажа;
  • речь и манера поведения;
  • отношение героя к хозяйству;
  • отношение к другим людям;
  • цели в жизни;
  • выводы.

Попробуем проанализировать по этому плану образ такой героини, как Коробочка ("Мертвые души"). Характеристика наша начнется с первого впечатления, которое героиня произвела на Чичикова. В произведении посвящена созданию образа Коробочки третья глава.

Первое впечатление Чичикова

Коробочка Настасья Петровна - это помещица, которая является вдовой одного очень бережливая и хозяйственная женщина, уже пожилая.

Деревушка ее небольшая, но в ней все исправно, процветает хозяйство, которое приносит хороший доход. Выгодно отличается Коробочка от Манилова: она знает по именам всех принадлежащих ей крестьян (цитата из текста: "...знала почти всех наизусть"), о них отзывается как о прилежных работниках, занимается самостоятельно хозяйством.

Поведение этой помещицы, обращение "батюшка" к гостю, стремление ему услужить (поскольку Чичиков представился дворянином), как можно лучше устроить на ночлег, попотчевать - это все черты, характерные для помещичьего класса в провинции. Не столь подробен портрет Коробочки, как портреты остальных помещиков. Он как бы растянут: сперва Чичиков услышал голос старухи-служанки ("хриплый бабий"), потом появилась другая женщина, помоложе, но очень похожая на нее, и вот, наконец, когда его проводили в дом и он уже осмотрелся, входит и сама барыня Коробочка ("Мертвые души").

Характеристика портретная героини следующая. Ее автор описывает как пожилую женщину, в "спальном чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее". Цитатная характеристика Коробочки ("Мертвые души") может быть продолжена. Николай Васильевич подчеркивает в образе помещицы старость Коробочки, по тексту дальше Чичиков называет про себя ее прямо - старухой. Особенно не меняется утром этой хозяйки. Из ее образа исчезает лишь спальный чепец.

Коробочка именно такова, поэтому главный герой сразу же отбрасывает церемонии и приступает к делу.

Отношение к хозяйству

Описываем далее такого персонажа, как Коробочка ("Мертвые души"). Характеристика по плану продолжается отношением этой героини к хозяйству. В понимании образа данной помещицы большую роль играет описание в доме убранства комнат, а также в целом поместья, которое отличается довольством и крепостью.

Видно во всем, что женщина эта является хорошей хозяйкой. Окна комнаты выходят на двор, который заполнен многочисленными птицами и разной "домашней тварью". Дальше виднеются огороды, фруктовые деревья, от птиц покрытые сетями, имеются также чучела на шестах, на одном из которых красуется "чепец самой хозяйки".

Достаток их обитателей показывают и крестьянские избы. Это также отмечает Гоголь ("Мертвые души"). Характеристика (Коробочка - образ, переданный также внешними деталями) включает в себя описание не только самого персонажа, но и окружающей обстановки, связанной с ним. Это нужно помнить, проводя анализ. Хозяйство этой помещицы явно процветает, принося ей немалую прибыль. Да и деревенька сама является не маленькой, состоит из восьмидесяти душ.

Характерные особенности персонажа

Продолжаем описывать такого персонажа, как Коробочка ("Мертвые души"). Характеристика по плану дополняется следующими подробностями. Эту помещицу Гоголь включает в число небольших владельцев, которые жалуются на убытки и неурожаи и "несколько набок" держат голову, а тем временем набирают в "пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комода", понемногу деньжонки.

Манилов и Коробочка являются антиподами в некотором роде: пошлость первого скрывается за рассуждениями о Родине, высокими фразами о ее благе, а духовная скудость Коробочки предстает в естественном, ничем не прикрытом виде. Она и не претендует на культуру: во всем облике героини подчеркивается, прежде всего, незатейливая простота, которую имеет Коробочка. Характеристика героя "Мертвые души" показывает также, что эта незатейливость обнаруживается у Настасьи Петровны и в отношениях с людьми.

В приводящемся автором кратко, отмечается, что убранство их было старинное - полосатые старенькие обои, картины, изображающие птиц, маленькие старинные зеркала между окон, обрамленные рамками в виде листьев. За каждым из зеркал было заложено либо письмо, либо чулок, либо старая колода карт. Стену украшают часы с цветами, нарисованными на циферблате. Вот предметы, которые показываются во время непродолжительного визита Чичикова. Они говорят о том, что обитающие в комнатах люди обращены, скорее, к прошлому, чем к настоящему.

Манера поведения

В беседе насчет приобретения "мертвых" душ в полной мере раскрывается характер и сущность Коробочки. Сначала эта женщина никак не может уразуметь, что же хочет от нее главный герой. Когда она, наконец, понимает, что может быть для нее выгодной, недоумение переходит в стремление получить наибольшую выгоду от данной сделки: поскольку если кому-то нужны мертвые, следовательно, они - предмет торга, поскольку чего-то да стоят.

Отношение к людям

Мертвые души становятся для Коробочки в один ряд с салом, мукой, медом и пенькой. Ей уже приходилось продавать все прочее (довольно выгодно, как мы знаем), а дело это для нее представляется неизвестным и новым. Здесь срабатывает стремление не продешевить. Гоголь пишет, что она "начала сильно побаиваться, чтобы как-нибудь не надул ее этот покупщик". Помещица выводит из себя своей упертостью Чичикова, который уже было рассчитывал получить легкое согласие.

Здесь появляется эпитет, выражающий сущность не одной лишь Коробочки, но и целого подобного этой помещице, - "дубинноголовая".

Николай Васильевич поясняет, что ни общественное положение, ни чин не являются причиной данного свойства. Явление "дубиноголовости" является весьма распространенным. Его представителем может быть даже государственный, почтенный человек, который выходит на деле "совершенная Коробочка". Автор поясняет, что суть этой черты в том, что если человек взял себе что-то в голову, его никак не пересилишь, независимо от количество доводов, ясных как божий день, от него все отскакивает, подобно тому, как от стены отлетает резиновый мяч.

Цель в жизни

Главная цель жизни, которую преследует Коробочка ("Мертвые души"), характеристика которой представлена в данной статье, - упрочение личного богатства, безостановочное накопительство. Хозяйственность, присущая Коробочке, обнаруживает вместе с тем ее внутреннее ничтожество. Кроме желания извлечь пользу и приобрести что-то, у нее нет иных чувств. Лишен некоторых "привлекательных" черт, свойственных Манилову, образ этой накопительницы. Интересы ее полностью сосредоточены на хозяйстве.

Выводы

В финале главы о Коробочке Гоголь говорит о том, что образ ее типичен, существенной разницы между ней и некоторыми представителями аристократии не наблюдается. Автор уделяет большое внимание поведению Чичикова, подчеркивая, что он ведет себя с этой помещицей развязнее, проще, чем с Маниловым.

Данное явление есть для русской действительности типичным, доказывает Николая Васильевича о том, как Прометей превратился в муху. Такова Коробочка ("Мертвые души"), характеристика которой была нами проведена. Ее можно представить и более наглядно. Чтобы лучше усвоить информацию, предлагаем вам ознакомиться с таблицей, которая характеризует такую помещицу, как Коробочка ("Мертвые души").

Характеристика (таблица) Коробочки

Внешность Настасьи Петровны Усадьба помещицы Характеристика Коробочки Отношение к предложению Чичикова

Это пожилых лет женщина, с фланелью на шее, в чепце.

Небольшой дом, старые обои, старинные зеркала. Ничего даром не пропадает в хозяйстве, о чем свидетельствует сеть на деревьях, а также чепец на чучеле. Коробочка всех приучила к порядку. Огород ухожен, двор полон птицы. Избы крестьян хоть и поставлены врассыпную, но при этом показывают достаток обитателей, как следует поддерживаются. Эта помещица знает все о каждом крестьянине, при этом не ведя записок, наизусть помнит также имена умерших. Своеобразный "герб" Коробочки - это комод, в котором из приоткрытых ящиков высовывается индейка, свинья, петух. Второй ряд ящиков наполнен различным "хозяйственным овощем", а из нижних торчит множество мешочков.

Практична, хозяйственна, знает цену деньгам. Скупая, бестолковая, дубинноголовая, помещица-накопительница.

Прежде всего, интересуется, зачем понадобились Чичикову мертвые души. Боится при сделке продешевить. Точно знает, сколько умерло крестьянских душ (18). Смотрит на мертвых людей, как на пеньку или сало: вдруг пригодятся в хозяйстве.

Вам была представлена помещица Коробочка ("Мертвые души"). Характеристика с цитатами этой героини может быть дополнена. Представляются весьма интересными отрывки, посвященные убранству комнат, ведению хозяйства, договору с Чичиковым. Понравившиеся цитаты можно выписать из текста и дополнить ими данную характеристику. Мы же лишь лаконично описали такую героиню, как Коробочка ("Мертвые души"). Характеристика кратко была представлена с тем, чтобы вызвать у читателя желание самостоятельно ее продолжить.

На вопрос помогите с литературой пожалуйста срочно очень)) каково было отношение Коробочки к продаже мёртвых душ? заданный автором Невропатолог лучший ответ это Коробочка Настасья Петровна – вдова-помещица, вторая «продавщица» мертвых душ Чичикову. Главная черта ее характера – торговая деловитость. Каждый человек для К. - это только потенциальный покупатель.
К. обладает характером: она начинает неистово торговаться с Чичиковым, пока не вытягивает у него обещание, кроме душ, купить многое другое. Примечательно, что К. помнит всех своих умерших крестьян наизусть. Но К. туповата: позже она приедет в город, чтобы узнать цену на мертвые души, и тем самым разоблачит Чичикова.
Источник:

Ответ от ImPulse [мастер]
Она вроде как хотела продать.. да не решалась.... ей всё даже не нужное нужно было))


Ответ от Просолить [новичек]
Она удивилась, начала расспрашивать зачем это ему, но в то же время боялась продешивить. Она смотрела на них как на какую-то вещь которая может пригодится в хозяйстве


Ответ от Катя [гуру]
положительное, но она боялась как бы не продешевить)


Ответ от роспуск [новичек]
Купля-продажа по Чичикову (по поэме "Мертвые души")
Написано в Гоголь Николай
"Мертвые души" автор назвал поэмой и подчеркнул этим значимость своего творения. Поэма - значительное по объему лирико-эпическое произведение, отличающееся глубиной содержания и широким охватом событий. Это определение до сих пор вызывает споры. С выходом в свет сатирических произведений Гоголя в русской реалистической литературе укрепляется критическое направление. Реализм Гоголя в большей степени насыщен обличительной, бичующей силой - это отличает его от предшественников и современников.
Художественный метод Гоголя получил название критического реализма. Излюбленным приемом писателя становится гипербола - непомерное преувеличение, усиливающее впечатление. Гоголь находил, что сюжет "Мертвых душ", подсказанный Пушкиным, хорош тем, что дает полную свободу изъездить вместе с героем всю Россию и создать множество самых разнообразных характеров. Главы о помещиках, которым уделено больше половины первого тома, автор расположил в строго продуманном порядке: расточительного мечтателя Манилова сменяет бережливая Коробочка; ей противопоставлен разорившийся помещик, пройдоха Ноздрев; затем опять поворот к хозяйственному помещику-кулаку Собакевичу; галерею крепостников замыкает скряга Плюшкин, воплощающий крайнюю степень нравственного падения помещичьего класса.
Читая "Мертвые души", мы замечаем, что писатель повторяет одни и те же приемы в изображении помещиков: дает описание деревни, господского дома, внешнего вида помещика. Далее идет рассказ о том. как отнеслись к предложению Чичикова о продаже мертвых душ те или иные люди. Автор показывает отношение Чичикова к каждому из помещиков, изображает сцену купли-продажи мертвых душ. Такое совпадение не случайно. Однообразный замкнутый круг приемов позволяет художнику выставить напоказ консерватизм, отсталость провинциальной жизни, замкнутость и ограниченность помещиков, подчеркнуть застой и умирание.



Рассказать друзьям