"Зеркало" для Маргариты Тереховой. Международный успех "Царя Эдипа"

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Днем рождения театра считается день премьеры спектакля «Чудо святого Антония» в постановке отца-основателя этого творческого коллектива Евгения Вахтангова. Она состоялась 13 ноября 1921 года. Тогда, на одной из репетиций Евгений Багратионович на многие годы вперед определил кредо своего детища: «Театр должен вызывать только добрые чувства».

И если театр начинается с вешалки, то и разговор о нем в юбилейные дни мы решили начать в его фойе.

Ну что вам сказать о театре? - немного смущается гардеробщица Галина Васильевна Иванова. В театре она работает с 1990 года, а сегодня ее пригласили на премьеру спектакля как зрителя. - Когда входишь в наш театр, на душе становится радостно и тепло и почему-то сразу хочется улыбаться. Зритель приходит сюда за праздником. Так было в далекие и тяжелые 90-е, когда я только пришла сюда работать, так происходит и сейчас.

11 ноября 2016. Актер Виктор Добронравов (Эдип) (в центре) в сцене из спектакля "Царь Эдип" Софокла режиссера Римаса Туминаса в Государственном академическом театре имени Евгения Вахтангова.

И какие, на ваш взгляд, спектакли особенно нравятся зрителю?

Всегда были полные залы на спектаклях «Пристань» и «Дядя Ваня» в постановке Римаса Туминаса, на спектаклях Владимира Иванова, да и на многих других. - А лучше спросите у Людмилы Максаковой, она - рядом.

В спектакле по трагедии Софокла «Царь Эдип» Людмила Максакова играет царицу Фив Иокасту. Играет так, что мурашки по коже, слезы и сердечная боль. Очень жаль Иокасту, хотя она и совершила страшное деяние.

Я сейчас настолько погружена в свою роль, - извиняется Людмила Максакова, - Что нет ни сил, ни воздуха что-либо говорить.

11 ноября 2016. Актер Виктор Добронравов (Эдип) в сцене из спектакля "Царь Эдип" Софокла режиссера Римаса Туминаса в Государственном академическом театре имени Евгения Вахтангова. Фото: Вячеслав Прокофьев/ТАСС

Другой спектакль театра «Пристань», созданный по мотивам произведений Брехта, Бунина, Достоевского,Дюрренматта, Миллера, Пушкина и Шекспира и выпущенный пять лет назад к 90-летию театра, был поставлен с участием таких легендарных артистов как Юрий Яковлев, Вячеслав Шалевич, Юлия Борисова, Владимир Этуш. Спектакль получил не только букет всевозможных наград, но и зрительское признание.

Кстати, первая роль основателя театра, которую в 1900 году Евгений Вахтангов сыграл будучи еще гимназистом - это Агафья Тихоновна в гоголевской «Женитьбе». Через несколько лет сын владикавказского фабриканта Евгений заявит отцу: «Я превращу фабрику в театр». А еще несколькими годами позже, в 1911-м, он напишет в одной из своих статей:

«Хочу, чтобы зритель в театре не мог разобраться в своих ощущениях, принес бы их домой и жил ими долго. Так можно сделать только тогда, когда исполнители раскроют друг перед другом свои души без лжи».

11 ноября 2016. Актер Эльдар Трамов (Креонт) (на втором плане) в сцене из спектакля "Царь Эдип" Софокла режиссера Римаса Туминаса в Государственном академическом театре имени Евгения Вахтангова. Фото: Вячеслав Прокофьев/ТАСС

Наверное потому перед премьерой в честь юбилея театра его худрук Римас Туминас так напутствовал своих артистов: «Играть - в честь Евгения Вахтангова! Он подарил нам дорогу к празднику, пусть и тернистую, - сказал режиссер.

Юное красивое лицо Евгения Вахтангова (его не стало в 39 лет) на портрете каждый вечер встречает зрителей в театре на Старом Арбате. Не важно, богатый человек или не очень сегодня пришел в театр - для всех в зале найдется место. Так, на балконе есть места, билеты за которые обойдутся зрителям от 200 до 500 рублей. С балкона все отлично видно. Вахтанговский театр построен так, чтобы из каждой его точки был отличный обзор его сцены.

И еще. В этом, юбилейном году, в Денежном переулке Старого Арбата после реставрации открылся и Музей-квартира Евгения Вахтангова.

1 ноября 2016. Актриса Людмила Максакова (Иокаста) в сцене из спектакля "Царь Эдип" Софокла режиссера Римаса Туминаса в Государственном академическом театре имени Евгения Вахтангова. Фото: Вячеслав Прокофьев/ТАСС

13 ноября 2016 года Театру имени Евгения Вахтангова исполнилось 95 лет. Много это или мало? Для российской культуры, развития техники актёрской игры, режиссуры, театрального дела — сделано очень много. Сам Вахтанговскиий Театр молод и силён, стремится к Празднику — как и задумывал 95 лет назад его гениальный основатель.

Вечером на Арбате была сыграна московская премьера трагедии Софокла «Царь Эдип» в постановке Римаса Туминаса. Спектакль — международный проект России и Греции, диалог двух великих театральных традиций. «Театр — территория мира и добра», — говорит Римас Туминас. Празднование дня рождения Вахтанговского Театра объединило разные страны и мировоззрения, собрало в стенах Театра Вахтанговцев и их друзей.

Поздравляя Театр, Римас Туминас обратился к коллегам: «Прошу всех вас об одном: дайте мне сделать всё, что я задумал. Разрешите мне. Я верю в людей, которые понимают, помогают, верю в друзей нашего Театра. Очень благодарен артистам Национального театра Греции — я так рад, что вы с нами».

Стафис Ливафинос, художественный руководитель Национального театра Греции, ответил: «Мы совершили творческий эксперимент: на почве великой античной трагедии соединили два театра и две страны — Россию и Грецию. Римас Туминас работал над пьесой в Москве, мы — в Афинах. И сейчас можно сказать, что этот безумный и отважный эксперимент успешен. Для меня быть сегодня здесь — честь вдвойне. Я считаю Россию своей второй родиной, я учился в ГИТИСе. Бесконечно рад, что наша совместная работа завершилась таким результатом. Спасибо, Вахтанговцы!».

Теодорос Абазис, композитор, автор партий хора, приветствовал друзей: «Поздравляю всех нас с премьерой и с сегодняшним днём рождения Вахтанговского Театра! Это уникальный опыт: так чувствовать нить, музыкальный нерв спектакля, чувствовать друг друга в совместном творчестве. На вопросы журналистов я отвечаю так: был заключён прекрасный союз. Муж и жена живут далеко друг от друга — но в любви, согласии и взаимопонимании».

Слово взял Илан Ронен, режиссёр и в течение многих лет художественный руководитель Израильского Национального театра «Габима»: «Наши театры — очень близкие родственники. В 2017 году исполнится 100 лет с тех пор, как Евгений Богратионович Вахтангов принял руководство основанной в Москве студией «Габима». Счастлив быть здесь с вами, сегодняшний вечер станет одним из самых ярких событий для меня. С нетерпением жду приезда Вахтанговского театра к нам в Израиль с гастролями в честь прекрасных юбилеев».

Александр Журавский, заместитель Министра культуры Российской Федерации: «Дорогие коллеги, дорогие Вахтанговцы! Поздравляю вас с 95-летием Театра! Славная история, славный сегодняшний день. С таким театром отрадно смотреть в будущее. С блестящей премьерой вас! Вскоре «Царь Эдип» будет показан на Международном культурном форуме в Санкт-Петербурге. Хочу пожелать вам процветания. Многия лета Вахтанговскому театру!».

Римас Туминас передал слово давнему верному другу театра Каталин Любимовой. «Поздравляю художественного руководителя Римаса Туминаса, директора театра Кирилла Крока, поздравляю всех вас, дорогие друзья, с этим замечательным праздником! И с прекрасным спектаклем», — сказала Каталин Любимова. —«Смотрела «Царя Эдипа» и думала, вспоминала тех, кто выходил на эти подмостки, кто работал в этих стенах… Сегодня хочу сказать: Римас Туминас — режиссёр, давно уже вышедший на мировую сцену. Ваши спектакли гремят в России и по всему миру. Да будет театр без границ!».

Лора Гуэрра, историк искусства, муза великого итальянского кинорежиссера Тонино Гуэрра: «Я просто попрошу всех нас поклониться и сказать спасибо Театру, спасибо маэстро. Хочу официально пригласить Вахтанговцев в Италию. В Италии, увы, сейчас таких театров нет. Поэтому — обещайте посетить нас опять! Спасибо!».

Евгений Герасимов, председатель комиссии по культуре и массовым коммуникациям Московской городской Думы: «Вахтанговский театр, на мой взгляд, сегодня ведущий и лучший театр мира! Раньше говорили, что театр начинается с вешалки. Сегодня театр начинается с режиссёра, и только с режиссёра. И поэтому 93 процента — это посещаемость Театра Вахтангова. Самая высокая посещаемость не только в нашей стране, но и во всём мире! Традиции великой культуры, великой режиссуры сегодня продолжает Римас Туминас! Театр Вахтангова — виват!».

Кирилл Крок: «13 ноября 1921 года в Москве на Арбате случилось чудо — «Чудо святого Антония». Это чудо продолжается ровно 95 лет. С днём рождения, Театр!».

Легендарный театр имени Вахтангова отмечает сегодня 90 лет со дня основания. Начиналось всё со студенческой драматической студии, которую возглавил Евгений Вахтангов, считавшийся лучшим педагогом по системе Станиславского. Нынешнюю круглую дату прославленная труппа отмечает премьерой нового спектакля.

Перед генеральным прогоном Римас Туминас, худрук театра Вахтангова заметно нервничает. Признается: "На юбилеи не будет долгих речей, мы актеры - наше дело играть!" Так родилось это необычное театральное действо - "Пристань", спектакль-исповедь, где на одной сцене еще вчерашние студенты и легенды вахтанговской труппы: Владимир Этуш, Юрий Яковлев, Василий Лановой, Людмила Максакова - и на этот раз каждый из них мог выбрать себе роль, которую давно мечтал сыграть, чтобы рассказать о самом сокровенном.

"Произошло маленькое чудо – объединились поколения, они стали опять семьей, домом, а это и есть черта Вахтанговского театра", - считает художественный руководитель театра им. Вахтангова Римас Туминас.

Биография театра Вахтангова началась в здании на Арбате 13 ноября 1921 года со спектакля "Чудо святого Антония". С тех пор его историю принято исчислять не датами, громкими премьерами. Сколько их было за 90 лет - не сосчитать. "Филумена Мартурано", "Мадемуазель Нитуш", "Конармия", "Иркутская история". Но главная на все времена - "Принцесса Турандот". Самый озорной и легендарный спектакль - почти ровесник театра, он и сегодня в репертуаре.

"Почему "Принцесса Турандот"? Она до сих пор является для нас эталоном, это основной почерк театра Вахтангова. Яркая театральная форма при глубоком содержании", - говорит народный артист СССР Юрий Яковлев.

У актеров театра Вахтангова особые отношения со временем - они творят на сцене такое, как будто возраста просто не существует. Здесь только два обязательных условия: чтобы был праздник и обязательно ирония - такой узнаваемый вахтанговский стиль.

"Женщины будут красавицами, мужчины будут необыкновенно притягательны. То есть, вы увидите, вас погрузят в параллельный мир, и в этом мире вам будет замечательно", - рассказывает о спектакле народная артистка Российской Федерации Людмила Максакова.

Последние минуты юбилейного спектакля и на парусе-занавесе перед зрителями проплывает вся история театра-дома, которому его актеры-легенды верны не одно десятилетие, и который для каждого стал своей Пристанью и кораблем, который плывет на всех парусах к вековому юбилею.

"Это причал, куда люди обязательно возвращаются. Обязательно освящаются. Это как религия", - говорит народный артист СССР Василий Лановой.

«Таганка» – вне юбилея

(Театр имени Вахтангова)

В середине ноября в центре скандала оказались актеры Театра на Таганке. Еще в начале месяца стало известно, что они будут участвовать в торжествах по случаю 50-летия Театра имени Вахтангова, которые были намечены на 13 ноября . В течение двух недель «таганковцы» репетировали приветствие, как вдруг министр культуры РСФСР Кузнецов наложил свой запрет на это дело. Причем запрет не сопровождался даже каким-нибудь вежливым объяснением – отменили, и все. Но в кулуарах ходили слухи, что к этому делу приложили руки столичные власти, давно имевшие зуб на «Таганку». Ведь этот театр практически с первых же дней своего существования (с весны 1964 года ) приобрел в интеллигентских кругах звание оплота либеральной фронды. Актер «Таганки» В. Золотухин так прокомментировал вахтанговский скандал:

«Нам запретили приветствовать вахтанговцев… Не укладывается. Единственно, чем может гордиться Вахтанговский театр, что он фактически родил Таганку, ведь оттуда „Добрый человек из Сезуана“, оттуда Любимов, 90 % Таганки – щукинцы. Позор на всю Европу. Наша опала продолжается. А мы готовились, сочиняли, репетировали. Даже были 9-го в Вахтанговском на репетиции. Слышали этот великий полив. Хором в 200 человек под оркестр они пели что-то про партию, а Лановой давал под Маяковского, и Миша Ульянов стоял шибко веселый в общем ряду.

Будто бы сказал министр, что «там (на Таганке) есть артисты и не вахтанговцы, так что не обязательно им…». Неужели это так пройдет для нашего министра? Ну, то, что Симонов (Евгений Симонов – главреж Театра имени Вахтангова. – Ф. Р .) и компания покрыли себя позором и бесславием, так это ясно, и потомки наши им воздадут за это. От них и ждать нужно было этого. Удивительно, как они вообще нас пригласили. Петрович (Любимов. – Ф. Р .) говорит: «Изнутри вахтанговцев надавили на Женьку…»

Из книги Петербургские окрестности. Быт и нравы начала ХХ века автора Глезеров Сергей Евгеньевич

Из книги Скандалы советской эпохи автора Раззаков Федор

Скандал в «Маяке» (Театр имени Маяковского) В конце марта 1971 года нешуточные страсти разгорелись в столичном Театре имени Маяковского – там был затеян переворот против главрежа Андрея Гончарова. Инициатором путча стала одна из прим театра и секретарь тамошней

Из книги Доктор Фауст. Христос глазами антихриста. Корабль «Ваза» автора

17. Договор с дьяволом, написанный и подписанный Фаустом, и приговор от имени Андроника-Христа, написанный в то же время от имени Бога Напомним важный факт, обнаруженный нами при анализе жизнеописания Андроника-Христа и описанный в нашей книге «Царь Славян», гл. 2:6. Никита

Из книги Великие загадки истории автора Пернатьев Юрий

Что в имени его... По загадочности судьбы и биографии Уильяма Шекспира с полным правом можно поставить рядом с легендарным греком Гомером. Но на этом сходство и заканчивается. Великий певец «Илиады» и «Одиссеи» хоть и загадочен, но все-таки один. Шекспир же мно­голик,

Из книги Искусство памяти автора Йейтс Фрэнсис Амелия

XVI. Театр Памяти Фладда и Театр Глобус Огромные деревянные театры, способные вместить тысячи зрителей и ставшие обителью драмы английского Ренессанса, действовали во времена Фладда. Первый театр Глобус, возведенный на Бэнксайде в 1599 году и служивший приютом для труппы

автора Иванова Евгения Викторовна

Из книги ЧиЖ. Чуковский и Жаботинский автора Иванова Евгения Викторовна

Из книги Где ты, поле Куликово? автора Носовский Глеб Владимирович

2.3. Ставка Мамая на Красном холме Московский Красный холм (Таганка), Краснохолмский мост и Краснохолмская набережная Полезно взять карту Москвы, положить ее перед собой и следить по ней за нашим рассказом.Согласно старым русским источникам, ставка Мамая во время

Из книги Москва акунинская автора Беседина Мария Борисовна

Таганка Свое название Таганка получила в XVI в. от находившейся в пределах Земляного города дворцовой Таганской слободы. Здесь жили мастера, специализировавшиеся на изготовлении таганов - подставок для походных котлов. Сейчас подобный предмет обихода многим кажется

Из книги Рассказы о Москве и москвичах во все времена автора Репин Леонид Борисович

Из книги Леонид Филатов автора

ТАГАНКА Юрия Петровича Любимова в нашей стране не было пять лет, но театр и зритель его ждали, не мог он не приехать. И вот Любимов в Москве, он ставит по контракту «Маленькие трагедии» А.С.Пушкина. Есть в этом слове «по контракту» что-то щемящее... Какой-то абсурд, нелепость.

Из книги Леонид Филатов автора Воронецкая Татьяна Владленовна

ТАГАНКА Евгений Евтушенко Мне говорил портовый грузчик Джо, Подпольный лидер левого движенья: «Я плохо понимайт по-русски, Женья, Но знаю, что Таганка-хорошо!» Потягивая свой аперитив, Мне говорил знакомый мафиозо: «Таганка, Женя, это грандиозно! Мадонна, мне бы этот

Из книги Александр II. Трагедия реформатора: люди в судьбах реформ, реформы в судьбах людей: сборник статей автора Коллектив авторов

Форум участников конференции. ПОЧЕМУ ТЕМА РЕФОРМ АЛЕКСАНДРА II НЕ ВОСТРЕБОВАНА СЕЙЧАС НАУЧНЫМ СООБЩЕСТВОМ И МАЛО (ЗА ПРЕДЕЛАМИ ЮБИЛЕЯ) ВОСТРЕБОВАНА ОБЩЕСТВОМ? Марина Витухновская-КауппалаЯ часто задумываюсь: почему историческая память народа России так несправедлива?

Из книги Империя и воля. Догнать самих себя автора Аверьянов Виталий Владимирович

От юбилея революции к исцелению от Смуты Обесценивание революционного мифа Анализируя историческую трагедию России 90-летней давности, не лишним будет вновь вернуться к тематике Смуты, к тому, как соотносятся два понятия: Смутное время и Революция. Вне аналогического

Из книги Полное собрание сочинений. Том 20. Ноябрь 1910 - ноябрь 1911 автора Ленин Владимир Ильич

По поводу юбилея Пятидесятилетие так называемой крестьянской реформы возбуждает много интересных вопросов. Из них мы можем здесь коснуться лишь некоторых экономических и исторических вопросов, оставляя до другого случая темы публицистические в более узком смысле

Из книги MMIX - Год Быка автора Романов Роман

МОСКВА, 20 янв - РИА Новости. Одному из лучших режиссеров современной российской сцены, литовскому режиссеру Римасу Туминасу исполняется 65. Юбилей совпал с другой важной датой - десять лет назад Туминас возглавил знаменитый столичный театр имени Вахтангова. Труппа и поздравила своего художественного руководителя первой - накануне на Новой сцене театра в его честь прошел капустник.

"Роман" Туминаса с Россией начался задолго до его прихода в Вахтанговский. Вскоре после окончания Литовской консерватории Римас Владимирович поступил на режиссерский факультет ГИТИСа.

Сразу после выпуска в 1978 году в Театре драмы Литовской ССР состоялась премьера его спектакля "Январь" по пьесе болгарского драматурга Йордана Радичкова. Еще через год свет увидела первая московская постановка Туминаса в Театре имени Станиславского - спектакль "Мелодия для павлина" словацкого драматурга Освальда Заградника.

Работая главным режиссером в Литовском национальном драматическом театре до 1999 года, Туминас одинаково успешно ставил классику и произведения современных авторов. Среди его самых заметных работ того периода: "Царь Эдип" Софокла, "Ричард III" Уильяма Шекспира, "Кошка на раскаленной крыше" Теннесси Уильямса, "Снежная королева" Евгения Шварца, "Тихая ночь" Гаральда Мюллера.

В 1990 году Туминас открыл Малый театр Вильнюса, где уделял всё больше внимания русским писателям. Ставил Чехова, Лермонтова и Гоголя. Известность Туминаса росла, его приглашали работать во многие зарубежные театры.

В Финляндии режиссер поставил "Дядю Ваню", в Исландии "Чайку" и "Вишневый сад", в Швеции "Идиота". А в московском театре "Современник", наоборот, выпустил спектакль по трагедии немецкого поэта Фридриха Шиллера "Мария Стюарт". Спектакль "Играем…Шиллера!", поставленный в 2000 году, до сих пор идет на сцене "Современника".

Сотрудничество с театром имени Вахтангова в 2002 году Туминас все же начал с классики - представил публике гоголевского "Ревизора".

Спектакль имел большой успех, и через пять лет режиссера пригласили на должность художественного руководителя московской труппы. Принимая предложение, Туминас обещал сохранить традиции Вахтанговского и сдержал обещание.

Поколение В: театр имени Вахтангова отмечает 95-летие Государственный академический театр имени Вахтангова появился на свет 13 ноября 1921 года. "Вахтанговцы" стали отдельной кастой московского театрального сообщества. Анна Михайлова выбрала 10 спектаклей этого театра, в которых видна связь поколений.

К 90-летию театра в 2011 он создал постановку об актерском служении и преемственности "Пристань", где задействовал все поколения "вахтанговцев". Туминас также вернул на сцену знаковый для театра спектакль "Маскарад" и поставил на Сергея Маковецкого своего любимого "Дядю Ваню".

За одну из последних постановок - "Евгения Онегина" по Александру Пушкину Туминас был удостоен "Золотой маски". Однако режиссер не ограничивается драматическими спектаклями. В 2016 он представил в Большом театре свою трактовку знаменитой оперы Шостаковича "Катерина Измайлова", а сейчас работает над постановкой оратории "Царь Эдип" Стравинского в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко.

Не забывает Туминас и о необходимости передавать свой опыт новому поколению актеров и режиссеров. В 2012 году он открыл Первую студию Вахтанговского театра, в которой принимают участие студенты творческих вузов.



Рассказать друзьям