Achilles — британская ПТ-САУ VI уровня. «росомаха» и «ахиллес Ахиллес обзор

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Тактико-технические характеристики 76,2-мм истребителя
танков «Ахиллес»

Боевая масса, т: 29,9;
Экипаж, чел.: 5;
Габаритные размеры, мм: длина - 5970, ширина – 3050, высота – 2480;
Бронирование, мм: лоб корпуса - 50,8; борт и корма - 25,4; крыша - 9,5...19; днище - 12,7; башня - 25,4...57;
Вооружение: 76,2-мм пушка OQF, 12,7-мм пулемет М2;
Боекомплект: 54 выстрела, 1000 патронов;
Двигатель: два GMC 6046 G71, двухтактный, рядный, 6-цилиндровый, дизель, мощность 2x276 кВт при 2100 об/мин;
Удельное давление на грунт, Мnа: 0,093;
Максимальная скорость, км/ч: по шоссе - 48, по рокаде – 32;
Запас хода, км: 320;
Преодолеваемые препятствия: высота стенки, м - 0,61; ширина рва, м - 2,29; глубина брода, м - 0,91

В соответствии с программой ленд-лиза американцы поставляли в Великобританию самое разнообразное военное имущество и вооружение. Среди поступавшей из США бронетехники были и противотанковые самоходные артиллерийские установки М10 «Вулверин», оснащенные 3-дюймовой пушкой М7. Эта пушка была создана еще в 1918 году, и возможности ее усовершенствования были практически исчерпаны. Англичане прекрасно знали это и решили установить на некоторые М10 свою мощную длинноствольную 17-фунтовую (76,2-мм) противотанковую пушку, которая могла остановить любой немецкий танк периода второй мировой войны.

«Ахиллес» был хорошей боевой машиной с относительно низким силуэтом и удовлетворительным баллистическим профилем. Корпус машины выполнен методом сварки из листов катаной стальной брони толщиной от 12,7 мм до 50,8 мм, установленных с рациональными углами наклона. В передней части корпуса самоходки устанавливалась открытая сверху башня кругового вращения, в которой располагались члены экипажа и часть боекомплекта. Таким образом, экипаж истребителя танков находился в невыгодном положении: он был уязвим для осколков снарядов, мин, огня стрелкового оружия и атак с воздуха.



Силовая установка «Ахиллеса» состояла из двух шестицилиндровых рядных дизельных двигателей жидкостного охлаждения GMC 6046 G71 фирмы «Дженерал моторс» расположенных параллельно и соединенных в один агрегат: крутящий момент с обоих передавался на один карданный вал. Каждый из дизелей развивал мощность 276 кВт при 2100 об/мин, что позволяло 30-тонному истребителю танков двигаться по дорогам с твердым покрытием с максимальной скоростью 48 км/ч. При движении по проселочным дорогам скорость снижалась до 32 км/ч. Силовой агрегат взаимодействовал с механической пятискоростной коробкой передач, обеспечивавшей движение вперед на пяти передачах и назад - на одной. В качестве механизма поворота использовался двойной дифференциал.
В состав ходовой части, применительно к одному борту, входили шесть обрезиненных опорных катков, сблокированных попарно в три тележки с вертикальными буферными пружинами, три обрезиненных поддерживающих ролика, ведущее колесо переднего и направляющее колесо заднего расположения. Мелкозвенчатая гусеница состояла из 79 металлических или резинометаллических траков.

Одновременно с проектированием, испытаниями и развертыванием серийного производства легких противотанковых самоходных артиллерийских установок (САУ) на шасси автомобилей и бронетранспортеров (см. «Моделист-конструктор» № 1, 2002 г.) в США приступили к созданию подобных боевых машин на танковых шасси. Уже в сентябре 1941 года Департаментом вооружений был выдан заказ на установку в САУ 3-дюймовой зенитной пушки М3.

Спустя месяц проект машины был одобрен и получил обозначение Т24. Самоходную установку изготовили в начале ноября на заводе фирмы Baldwin Locomotive Works и передали для испытаний на Абердинский полигон.

При создании этой самоходки ничего сверхвыдающегося американцы изобретать не стали. С корпуса танка убрали башню вместе с подбашенным листом, ликвидировали бортовой спонсон и курсовые пулеметы. В результате в образовавшейся открытой сверху бронированной рубке установили зенитную пушку на штатном станке. Причем ствол орудия проходил над лобовым листом рубки. Сектор горизонтального обстрела составлял 33°, вертикального - колебался в пределах от -2° до +15°. Испытания показали, что САУ была устойчивой при стрельбе на всех углах наведения, как по вертикали, так и по горизонтали. Вместе с тем специалисты полигона отнесли к существенным недостаткам большую высоту машины и практически незащищенный расчет. В январе 1942 года орудие демонтировали, а машину вернули на завод для переделки в САУ Т40.

На последней 3-дюймовую зенитку М1918 разместили уже в амбразуре лобового листа рубки, понизив при этом высоту линии огня и практически сведя к нулю сектор горизонтального обстрела. Защита же членов орудийного расчета стала существенно лучше, хотя рубка и осталась открытой сверху. Испытания САУ начались в марте 1942 года, по их результатам машину рекомендовалось принять на вооружение. В апреле 1942 года она была стандартизирована под индексом М9. Однако серийное производство этой САУ так и не было развернуто. Выяснилось, что в наличии на складах имеется всего 27 зенитных пушек М1918!

Выпуск же столь небольшого числа истребителей танков совершенно не решал проблему оснащения ими сухопутных войск. В августе 1942 года проект закрыли, тем более, что работы по созданию другого истребителя танков завершились куда большим успехом.

Речь идет о противотанковой САУ Т35. Ее чертежи Департамент вооружений дал 12 ноября 1941 года. Машина базировалась на шасси среднего танка М4А1. 3-дюймовая пушка Т12, заимствованная у тяжелого танка М6, устанавливалась в открытой сверху и сзади башне. Военных особенно привлекали в этом проекте возможность ведения огня на 360° и использование стандартного башенного погона. В декабре базовое шасси заменили на М4А2 и изготовили деревянный макет САУ в натуральную величину. Вскоре машину собрали в металле. При этом корпус танка М4А2 подвергся некоторым изменениям. В частности, была ликвидирована установка курсового пулемета, а толщина бортов уменьшена до 25,4 мм (1 дюйм). Бронезащиту трансмиссии усилили накладкой из двух бронелистов, сваренных под углом 90°. Пушку установили в открытой сверху круглой сварной башне.

В разгар работ над Т35 штаб противотанковых частей армии США выдвинул новые требования к самоходке. Теперь она должна была иметь пониженный силуэт и наклонную броню бортов подбашенной коробки. После внесения этих изменений машина получила индекс Т35Е1. В январе 1942 года на заводе фирмы Fisher был изготовлен опытный образец, который весной передали на Абердинский полигон для совместных испытаний с Т35. Испытания обстрелом показали преимущество наклонной брони корпуса, а вот конструкцию башни признали неудовлетворительной. Было принято решение заменить ее новой - шестигранной, сваренной из катаных бронелистов. В мае 1942 года после успешных испытаний Т35Е1 рекомендовали к серийному производству. В ходе подготовки к нему в конструкцию машины внесли некоторые изменения. В частности, в очередной раз уменьшили толщину бронелистов, снабдили посадочным люком помощника механика-водителя и разместили на броне корпуса и башни бонки для крепления листов дополнительной бронезащиты. В таком виде в июне 1942 года машину стандартизировали под обозначением М10 или, если быть абсолютно точным, 3 inch Gun Motor Carriadge M10 (буквально - «моторная повозка для 3-дюймовой пушки»).

С серийным же производством «моторной повозки» вышла задержка. Связана она была с конструкцией шестигранной башни. Какого именно рода трудности возникли при ее создании, американские источники не сообщают. Честно говоря, трудно поверить, что они носили технический характер. Дабы не откладывать начало серийного производства, была разработана временная пятигранная башня. Однако, как известно, нет ничего более постоянного, чем временное. Когда все проблемы с шестигранной башней разутрясли, ее производство просто решили не начинать.

В законченном виде истребитель танков М10 несколько напоминал «Шерман» М4А2, на шасси которого он и был создан. Машина имела сварной корпус, отличавшийся от танкового меньшей высотой и наклонным расположением бортов. В открытой сверху вращающейся сварной пятигранной башне разместили 3-дюймовую пушку М7, разработанную на базе зенитной. Длина ствола орудия составляла 50 калибров, начальная скорость бронебойного снаряда - 793 м/с. В кормовой части башни на вертлюжном кронштейне смонтировали 12,7-мм зенитный пулемет Browning М2НВ. Боекомплект включал 54 артвыстрела и 1000 патронов.

САУ М10 оснащалась силовой установкой GMC 6046 модели 71 из двух 6-цилиндровых двухтактных бескомпрессорных рядных дизелей, расположенных параллельно и соединенных в один агрегат мощностью 375 л.с. при 2100 об/мин.

Трансмиссия состояла из двух однодисковых главных фрикционов сухого трения (по одному на двигатель), поперечной соединительной передачи, карданного вала, механической пятискоростной (5+1) коробки передач с синхронизаторами на всех передачах, кроме 1-й и заднего хода, двойного дифференциала типа «Клетрак», выполнявшего роль механизма поворота, и одноступенчатых бортовых передач.

Ходовая часть, применительно к одному борту, состояла из шести одинарных обрезиненных опорных катков, сблокированных попарно в три балансирные тележки, подвешенные на двух вертикальных буферных пружинах каждая; трех поддерживающих катков, направляющего колеса, ведущего колеса переднего расположения со съемными зубчатыми венцами (зацепление цевочное). В каждой гусенице имелось 79 двухгребневых траков шириной 420,6 мм, шаг трака - 152 мм. Траки металлические или резинометаллические с сайлент-блоком.

Уровень бронезащиты САУ существенно понизили по сравнению с базовым танком. Так, лобовая часть корпуса имела толщину 50,8 мм, борта и корма - 25,4, крыша - 9,5… 19, днище - 12,7 мм. Толщина листов башни - 25,4 мм. Американские военные считали, что истребитель танков должен обладать более высокими характеристиками подвижности, чем танк, хотя бы и в ущерб защищенности. Однако массу удалось понизить примерно на 2,5 т, что практически не сказалось на маневренности. САУ М10 при боевой массе 29,6 т развивала ту же максимальную скорость, что и танк М4А2 - 48 км/ч. Запас хода благодаря несколько большей емкости топливных баков составлял 320 км (у танка - 290 км). Экипаж САУ состоял из пяти человек.

В сентябре 1942 года на заводе Fisher началось серийное производство САУ М10. В течение этого месяца цеха покинули первые 105 машин.

Выпуск М10 продолжался до декабря 1943 года и завершился изготовлением 4993 самоходок. В октябре 1943 года к производству М10 подключилась и фирма Ford Motor. Эта компания выпускала «шерманы» модификации М4АЗ, отличавшейся от М4А2 в основном типом силовой установки. Фордовский вариант САУ, получивший обозначение М10А1, оснащался 8-цилиндровым двигателем Ford GAA мощностью 500 л.с. при 2600 об/мин.

Сборка М10А1 на производственной линии фирмы Ford осуществлялась с октября 1942 по сентябрь 1943 года и завершилась после изготовления 1038 машин. В сентябре того же года сборку М10А1 передали на завод Fisher, где она продолжалась параллельно с М10 до конца ноября 1943-го, а затем еще и в январе 1944 года. Здесь собрали 375 комплектных самоходок и 300 - без башен. Последние использовались позже при изготовлении истребителей танков М36. Включая эти 300 машин, общий выпуск М10А1 составил 1713 единиц.

В ходе серийного производства самоходка совершенствовалась весьма незначительно. Стоит лишь отметить введение в прицельный комплекс машины, в дополнение к телескопическому прицелу, панорамы и квадранта, что позволило САУ вести огонь с закрытых позиций.

Отдельной проблемой стала неуравновешенность башни, возникшая из-за размещения в ее передней части тяжелой артсистемы (масса пушки составляла 911 кг). Решить ее за счет размещения в корме башни части боекомплекта, установки зенитного пулемета и навески запасных траков не удалось. Пришлось применить на двух кормовых листах башни специальный противовес. В результате машине приходилось возить 1,6 т бесполезного груза. На М10 использовались четыре варианта противовесов, отличавшихся друг от друга формой. В последнем варианте в верхней части противовеса были предусмотрены ниши для размещения предметов амуниции и снаряжения.

Боевое крещение М10 получили в составе 2-го армейского корпуса в ходе боев в Тунисе в марте 1943 года. Вплоть до конца войны они использовались в боевых действиях в Италии и на Западном фронте.

По программе ленд-лиза союзникам по антигитлеровской коалиции передали почти треть САУ М10 - 2143 машины. Из них Великобритания получила 1648, Франция - 443 и СССР - 52.

В армии США эти САУ использовались до начала, а во французской армии до середины 1950-х годов.

Что касается Красной Армии, то установками М10 были оснащены два самоходно-артиллерийских полка. 1239-й самоходно-артиллерийский полк воевал в составе 16-го танкового корпуса 2-й танковой армии 1-го Белорусского фронта. Он участвовал в освобождении Белоруссии и Польши. 1223-й самоходно-артиллерийский полк в составе 29-го танкового корпуса 5-й гвардейской танковой армии 3-го Белорусского фронта участвовал в операциях по освобождению Белоруссии, Прибалтики и Восточной Пруссии. На 1 мая 1945 года в полку имелось 10 САУ М10, из которых, правда, лишь четыре были исправны.

Истребитель танков М10 стал наиболее массовой американской самоходкой в британской армии. Однако англичан не устраивали, в общем-то, посредственные баллистические характеристики пушки М7. И это в то время, когда у них имелась отличная 17-фунтовая (76,2-мм) противотанковая пушка, которой они в преддверии высадки на Европейский континент стремились оснастить как можно большее количество боевых машин.

Начиная с февраля 1944 года сразу на нескольких арсеналах началось перевооружение М10. Работы шли быстро - 17-фунтовая пушка была хорошо уравновешена, легкий ствол и компактный, но тяжелый казенник позволили разместить ее в цапфах прежнего орудия. Боекомплект пушки состоял из 50 выстрелов. Бронебойные снаряды с бронебойным и баллистическим наконечником имели начальную скорость 908 м/с. С дистанции 900 м такой снаряд пробивал броневую плиту толщиной 130 мм, расположенную под углом 30° к вертикали. С августа 1944 года в боекомплекты танков стали включать, правда в ограниченных количествах, новые подкалиберные снаряды SVDS или APDS. Масса такого снаряда составляла 3,588 кг, масса вольфрамового сердечника - 2,495 кг. Снаряд покидал ствол со скоростью 1200 м/с и с дистанции 900 м пробивал 193-мм броневую плиту, расположенную под углом 30° к вертикали. В целом же 17-фунтовая пушка имела несколько лучшие характеристики бронепробиваемости, чем немецкая 88-мм KwK 36 и американская калибра 90 мм, и заметно уступала только 88-мм пушке KwK 43 тяжелого танка «Королевский тигр».

Самоходные установки М10 имели в британской армии два обозначения: SP 3 inch М10 Mk I (без противовеса на башне) и SP 3 inch М10 Mk II (с противовесом на башне). Однако чаще использовалось название Wolverine («Росомаха»). САУ, вооруженная 17-фунтовой пушкой, получила индекс SP 17 pdr М10 и название Achilles («Ахиллес»).

В английской армии самоходные пушки М10 и «Ахиллес» поступали на вооружение противотанковых артиллерийских полков танковых дивизий, а также корпусных и армейских артполков. В войсках 21-й группы армий фельдмаршала Монтгомери во время боев в Нормандии насчитывалось 11 (8 британских, 2 канадских и 1 польский) полков самоходной противотанковой артиллерии, оснащенных САУ «Ахиллес», а в общей сложности - 270 боевых машин. Большая же часть самоходок этого типа поступила в английские войска, воевавшие в Италии.

В составе польских сил на Западе в период с 1943 по 1945 год были сформированы четыре полка самоходной артиллерии, вооруженные САУ М10 и «Ахиллес». Два из них принимали активное участие в боевых действиях.

На вооружении английской армии САУ «Ахиллес» находились до середины 1950-х годов. Значительное количество самоходок было передано другим странам: Бельгии, Дании, Канаде, Израилю, ЮАР и Италии.

1 - 17-фунтовая пушка; 2-дульный тормоз; 3-противовес пушки; 4-зенитный пулемет Browning М2НВ; 5-противовес башни; 6-люк механика-водителя; 7-прибор наблюдения амеханика-водителя; 8-люк помощника механика-водителя; 9-сиденье командира; 10-сиденье заряжающего; 11-укладки 17-фунтовых выстрелов; 12-сиденье наводчика; 13-рым; 14-запасные траки; 15-огнетушитель; 16-кронштейн крепления ствола пушки по-походному.

Слабость вооружения своей основной противотанковой самоходки сознавали и американцы. Они начали искать пути его усиления уже в 1942 году. На основе 90-мм зенитной пушки была создана танковая, однако все попытки разместить ее в штатной башне М10 закончились неудачей. В марте 1943 года фирма Chevrolet представила проектную документацию и деревянный макет новой башни. Вскоре фирма Ford изготовила два прототипа новой САУ на шасси М10А1. Под индексом Т71 они поступили для испытаний на Абердинский полигон.

В июле 1944 года машину стандартизировали под обозначением М36. Первый же заказ на изготовление партии самоходок был выдан в конце 1943 года. Собственно говоря, изготавливались только башни с вооружением, а шасси заимствовалось у самоходок М10А1, а затем и у М10. С ноября 1943-го по сентябрь 1945 года таким образом изготовили 2324 машины трех модификаций.

Путем переделки шасси М10А1 было получено 1413 САУ М36. В открытой сверху башне цилиндрической формы с развитой кормовой нишей, переходящей в противовес, находилась 90-мм пушка М3. Ее боекомплект состоял из 47 выстрелов. Часть пушек снабжалась дульным тормозом.

На базе среднего танка М4АЗ изготовили 187 самоходок. Поскольку башенные погоны САУ М10 и танка «Шерман» были одинаковы, то и башня с 90-мм пушкой устанавливалась на танк без каких-либо затруднений. Эта машина получила обозначение М36В1. Впрочем, ее можно считать скорее модификацией танка, а не самоходной установки.

Наконец, с марта по сентябрь 1945 года заводские цеха покинули 724 САУ М36В2. Эти машины изготавливались на шасси М10 и имели навесную броневую крышу над боевым отделением.

В августе 1944 года первые самоходные установки М36 прибыли во Францию. Они использовались главным образом для борьбы с немецкими тяжелыми танками и принимали активное участие в отражении германского контрнаступления в Арденнах в декабре 1944 г.

До начала 1950-х годов М36 и М36В2 состояли на вооружении американской армии и использовались во время войны в Корее. Эти же машины применялись французами в Индокитае вплоть до середины 1950-х годов. В армиях таких стран, как Югославия и Пакистан, они служили значительно дольше. Последние факты боевого применения самоходок М36 относятся ко времени гражданской войны в Югославии 1991-1995 годов.

Истребитель танков М10 во время показа в танковом музее в Самюре, Франция. Фото Стивена Залоги (США)

М. БАРЯТИНСКИЙ

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам.

Описание

Крутые прицелы «Achilles» для World of Tanks 1.6.0.7 (снайперский + аркадный) от остальных отличает сочетание простоты и красоты в одно и тоже время. Помимо этого, он еще может похвастать достаточно высокой информативностью благодаря, подчеркнуто точному и не перегруженному яркими цветами, интерфейсу.

Снайперский прицел

Режим снайперского прицела обладает самой высокой информативностью, а потому мы рассмотрим его в первую очередь.

Zoom или кратность приближения - данный цифровой показатель показывает насколько приближена цель в прицеле вашей оптики. Всего существует несколько показателей, но чаще всего они колеблются от 1-го максимального значения - 8-мь, до 2-го максимального - 32, минимальное значение обычно не может быть меньше 2-х.

Вертикальный и горизонтальный отрезки перекрестия - данные черточки показывают, куда вам следует сконцентрировать свой взгляд, если в суматохе боя вы потеряли концентрацию. В реальности данные отрезки позволяют точнее взять цель, но у нас в игре эту функцию перенял круг сведения, а отрезки перекрестия просто позволяют вам лучше сконцентрироваться на цели и не растеряться, например, когда надо целиться по противнику под плотным огнем.

Центр круга сведения - центр большого круга сведения является ни чем иным как обычным кругом сведения (к которому вы привыкли в стандартном прицеле). Он обрамлен большим и статичным в размерах кругом сведения, который благодаря перекрестию и светло-голубой окантовке помогает лучше наводиться на цель.

Запас выбранных на этот момент снарядов - показывает, сколько снарядов данного типа на данный момент в наличии. 31 – это число снарядов (штук), что соответствует значению запаса бронебойных снарядов внизу экрана. Учтите, что при переключении на другой тип снарядов или расходе их, данный показатель будет соответственно меняться.

Значение запаса прочности - чтобы вы, в напряженные моменты боя, не отвлекались на отслеживание того, сколько НР у танка осталось, данный показатель выведен на нижнюю область сектора прицеливания. Цифры небольшие, но хорошо видны, что и не отвлекает и позволяет четко видеть, сколько осталось НР у вашего танка, не выходя из режима снайперской стрельбы.

Среднее время перезарядки - показывает, сколько в среднем займет времени перезарядка орудия. На примере это 8,02 секунды, учтите, что у каждого орудия цифры времени перезарядки разные.

Оставшееся время до полной перезарядки - показывает, сколько осталось до перезарядки орудия. Данный процесс сопровождается заполнением индикатора перезарядки (под эскизом снаряда), причем процесс подчеркивает смена соответствующей цветовой гаммы индикатора.

Аркадный прицел

Аркадный прицел можно назвать очень простым и в тоже время достаточно информативным - в общем, то, что нужно многим игрокам - чтобы при движении танка или банальном ожидании в режиме аркадного прицела экран не был перегружен ненужной информацией.

Среднее время перезарядки - показывает, сколько в среднем займет перезарядка данного орудия (секунд).

Статус зарядки орудия - показывает в каком состоянии зарядки находится пушка танка, при полной зарядке появляется надпись «Готов».

Круг сведения - обычный круг сведения, только с более насыщенными цветами. В режиме аркадного прицела мы видим только такой круг сведения, а сектор наводки (и перекрестие) отсутствуют.

Индикатор зарядки - показывает на каком этапе зарядки находится орудие.

Общий запас прочности - показывает численное значение запаса прочности, что соответствует таковому на панели повреждений.

Количество выбранных снарядов - показывает сколько осталось на данный момент снарядов того типа, что на этот момент выбран. Если вы выбрали бронебойные, то будет показано значение, что соответствует их запасу на панели снаряжения, если выбраны осколочно-фугасные - то будет показано другое значение.

Заключение

Прицел снайперский аркадный «Achilles» относится к типу «умеренных», то есть он в одно и то же время богат на различные красочные элементы интерфейса, но в тоже время он не перегружен излишними элементами, яркими цветами и большими массивами информации. Так что можно рекомендовать его достаточно большому кругу лиц, но при условии, что вы готовы потратить немного времени на адаптацию и изучение особенностей интерфейса, пока не освоите его в полной мере, вот тогда ваша эффективность стрельбы пойдет в гору.

Установка

Папку mods скопировать в корневую папку World of Tanks.

Ахиллес - американский охотник


Танки мира №9 - ACHILLES M10. Модель на подставке.

Танки Мира №9 ACHILLES M10 - номер вышел в России 02.04.2013.

Achilles (Ахиллес ) - это английская переделка американской противотанковой самоходно-артиллерийской установки (САУ) 3in Gun Motor Carriage M 10 периода Второй Мировой войны.

3-in. Gun Motor Carriage M10 - противотанковая самоходная артиллерийская установка (ПТ-САУ) США периода Второй мировой войны, класса истребителей танков, средняя по массе. Эта боевая машина в армии США сокращённо называлась GMC M10 или TD (аббревиатура от Tank Destroyer - истребитель танков). У американских солдат M10 также имела неофициальное прозвище Уо́лверин (англ. Wolverine - росомаха, которое они заимствовали от своих британских союзников - поставляемые по ленд-лизу в Великобританию M10 имели там официальное обозначение 3-in. SP, Wolverine ).


Танки мира №9 - ACHILLES M10, вид спереди.

Исходный вариант этой САУ, адаптированный под британские стандарты под названием M10 Wolverine, был найден британскими военными специалистами недостаточно мощным против новых немецких тяжёлых танков. Поэтому на её базе англичане разработали собственный вариант противотанковой САУ.

Эта боевая машина представляла собой оригинальную версию САУ M10, лишённую первоначального орудия и перевооружённую на более мощную британскую 17-фунтовую противотанковую пушку QF 17 pounder.

Установка Т21 была стандартизирована под обозначением М4 37mm Gun Motor Carriage (сокращенно GMC - не путать с аббревиатурой фирмы General Motors Co.), то есть буквально моторный экипаж с 37-мм пушкой, а по сути - самоходно-артиллерийская установка. Впрочем, вскоре обозначение изменили на М6 37 mm GMC, дабы не путать самоходку с тягачом для буксируемой 37-мм пушки, в роли которого тоже выступал Додж 3/4.

Серийное производство установок Мб было развернуто на заводе Fargo Division корпорации Chrysler. Поэтому САУ чаще именовали в войсках Fargo, а не М6. С апреля по октябрь 1942 года заводские цеха покинули 5380 установок М6.


Танки мира №9 - ACHILLES M10, центральный разворот журнала с изображениями танка (САУ).

Одновременно с проектированием, испытаниями и развертыванием серийного производства легких противотанковых САУ на шасси автомобилей и бронетранспортеров в США приступили к созданию подобных машин на танковых шасси. Уже в сентябре 1941 го|да департаментом вооружений был выдан заказ на установку зенитной пушки МЗ. Спустя месяц проект машины был одобрен и получил обозначение Т24. Самоходную установку изготовили в начале ноября на заводе фирмы Baldwin Locomotive Works и передали для испытаний на Абердинский полигон.

При создании этой самоходки ничего сверхвыдающегося американцы изобретать не стали. С корпуса танка убрали башню вместе с подбашенным листом, ликвидировали бортовой спонсон и курсовые пулеметы. В образовавшейся в результате открытой сверху бронированной рубке установили зенитную пушку на штатном станке. Причем ствол орудия проходил над лобовым листом рубки. Сектор горизонтального обстрела составлял 33". вертикального - колебался в пределах от -2° до +15°.


Танки мира №9 - ACHILLES M10, с оловянными солдатиками серии Солдаты ВОВ .

Испытания показали, что САУ была устойчивой при стрельбе на всех углах наведения как по вертикали, так и по горизонтали. Вместе с тем специалисты полигона отнесли к существенным недостаткам большую высоту машины и практически незащищенный расчет В январе 1942 года орудие демонтировали, а машину вернули на завод для переделки в САУ Т40.

На последней 3" зенитку М1918 установили уже в амбразуре лобового листа рубки, понизив при этом высоту линии огня и практически сведя к нулю сектор горизонтального обстрела. Защита же членов орудийного расчета стала существенно лучше, хотя рубка и осталась открытой сверху.

Испытания САУ начались в марте 1942 года, по их результатам машину рекомендовалось принять на вооружение В апреле 1942 года она была стандартизирована под индексом М9. Однако серийное производство этой САУ так и не было развернуто. Выяснилось, что в наличии на складах имеется всего 27 зенитных пушек М1918! Изготовление же столь небольшого количества истребителей танков совершенно не решало проблему оснащения сухопутных войск этим видом боевых машин. В августе 1942 года проект закрыли, тем более, что работы по созданию другого истребителя танков завершились куда большим успехом.

Модификации


Арсенал коллекция.

Танки мира №9 - ACHILLES M10

Журнал и модель в упаковке.


Ахиллес - американский охотник. Модель в упаковке.


Карточка Ахиллеса М10.


Обратная сторона карточки - характеристики.


Ахиллес - американский охотник. Модель.


Танки мира 9 - ACHILLES M10. Ахиллес - американский охотник. С другой стороны.

Танки мира 9 - ACHILLES M10. Вид сверху.


Вид сзади.


Гусеницы Ахиллеса.



Танки мира - первые 9 номеров коллекции, 10 танков.

Танки мира 9 - ACHILLES M10. Ахиллес - американский охотник. Обложка журнала.









Танки мира 9 - ACHILLES M10. Ахиллес - американский охотник. Модель, вид сверху.


Танки мира 9 - ACHILLES M10. Ахиллес - американский охотник.


Ахиллес - американский охотник. Схема танка.


Танки мира 9 - ACHILLES M10. Ахиллес - американский охотник.


Истребитель танков М10 во время показа в танковом музее в Самюре, Франция. Фото С. Залоги.


М10 поздних выпусков на огневой позиции. 634-й батальон истребителей танков, Германия, октябрь 1944 г.


Истребитель танков М10 поздних выпусков. Башня развернута в корму.


Истребитель танков Ахиллес


Истребитель танков М10. 601-й батальон истребителей танков,
Анцио (Италия), май 1944 г. Рисунок М. Дмитриева.


Истребитель танков М10. 773-й батальон истребителей танков
Бельгия, декабрь 1944 г. Рисунок М. Дмитриева.


Истребитель танков Ахиллес. 4-й противотанковый полк Королевской канадской артиллерии, май 1944 г. Рисунок М. Дмитриева.


Истребитель танков Ахиллес ведет огонь. Хорошо виден противовес на корме башни.


Самоходная противотанковая установка М36.


Самоходная противотанковая установка М36В1.


Ахиллес, в одном из музеев. Хорошо видны дульный тормоз и противовес на стволе пушки. Фото С.Балакина.




Рассказать друзьям