Анна щетинина первая женщина капитан дальнего плавания. Женщины и море — адская смесь

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Как уже сообщалось, в 2009 году в плену у сомалийских пиратов находилась одна женщина-штурман, Айсан Акбей, 24-летняя турчанка. Она находится на борту турецкого балкера Horizon-1, захваченного пиратами 8 июля. Интересно, что пираты повели себя можно сказать, по-рыцарски и сказали ей, что она может звонить домой родным в любое время когда захочет. Однако Айсан очень достойно ответила, что будет звонить домой наравне с другими моряками, ей привилегии не нужны.
В 1974 году была основана Женская Ассоциация судоходства и торговли International Shipping & Trading Association (WISTA), и за последние 2 года она выросла на 40%, в настоящее время имеет отделения в 20 странах и насчитывает более 1000 индивидуальных членов. По данным Международной организации труда ILO на 2003 год, из 1.25 миллиона моряков по всему миру на долю женщин приходились 1-2%, главным образом обслуживающий персонал, на паромах и круизных лайнерах. В ILO полагают, что общее число работающих в море женщин с тех пор существенно не изменилось. А вот точных данных по количеству женщин, работающих на командных должностях, нет, хотя можно уверенно говорить, что их число растет, особенно на Западе.
Бианка Фроемминг, капитан-немка, говорит, что конечно, женщинам в море тяжелее чем мужчинам. Сейчас она на берегу, взяла двухгодичный отпуск для ухода за младенцем-сыном. Однако планирует вернуться в море, опять работать в своей компании Reederei Rudolf Schepers в должности капитана. Между прочим, помимо капитанства она в качестве хобби занимается еще и писательством, ее роман «Гений ужаса» о девушке - студентке морского колледжа, склонной к убийствам, неплохо продавался в Германии. Среди 1400 германских капитанов 5 женщин. В ЮАР первая женщина в истории южноафриканских ВМС стала командиром патрульного корабля. Знаменитая Royal Caribbean International в 2007-м году поставила капитаном круизного лайнера первую в истории круизного флота женщину, шведку Карин Стар-Йансон (см. Женщины-капитаны). Законы стран Запада ограждают женщин от дискриминации по половому признаку, обеспечивая равные с мужчинами права, однако этого не скажешь о многих других странах. На Филиппинах есть несколько женщин-штурманов, но нет ни одного капитана. Вообще в этом плане азиатским женщинам куда тяжелее конечно, чем их европейским сестрам - сказываются многовековые традиции определенного отношения к женщине, как к существу низшего порядка. Филиппины пожалуй, самые прогрессивные в этом вопросе, но и там женщине куда легче добиться успехов на деловом поприще на берегу, чем в море.
Конечно, на берегу женщине куда легче сочетать карьеру и семью, в море помимо оторванности от дома женищу встречают глубочайший скептицизм моряков-мужчин и чисто бытовые проблемы. Момоко Китада попыталась получить морское образование в Японии, капитан-наставник одной из японских судоходных компаний, когда она пришла туда в качестве кадета-практиканта, прямо ей сказал - женщина, иди домой, выходи замуж и нарожай детей, чего тебе еще в этой жизни надо? Море - не для тебя. В США прием женщин в морские училища был закрыт вплоть до 1974 года. Сегодня в Кингс Пойнт, Нью-Йорк, в Морской Академии торгового флота США, из 1000 кадетов 12-15% - девушки. Капитан Шерри Хикман работала на судах под флагом США, сейчас она лоцман в Хьюстоне. Она говорит, что многие девушки просто не знают, что можно получить морское образование наравне с мужчинами и иметь возможность сделать карьеру в море. Ну и конечно, многие девушки по получении образования и соответствующего диплома работают в море недолго - обзаводятся семьей и уходят на берег, так и не став капитанами.
Южноафриканке Луизе Энджел 30 лет, она первая женщина-капитан в известной бельгийской компании Safmarine, специализирующейся на южноафриканских линиях. Компания разрабатывает специальные программы для тех своих служащих, кто планирует, обзаведясь семьей, вернуться в море или все-таки обосноваться на берегу, но продолжать работать в судоходстве.
Завершить эту статью можно только одним - женщин в море становится все больше, причем не в обслуге, а на командных должностях. Пока их слишком мало, чтобы попытаться оценить, хорошо это или плохо. Пока те из них, кто доходит до мостика, проходят столь жесткий отбор, что в их квалификации и соответствии своим должностям не приходится сомневаться. Будем надеяться, так оно и будет в дальнейшем.

16 апреля 2008 - Siba Ships назначила капитаном своего крупнейшего судна для перевозки скота, по совместительству и самого большого судна этого типа в мире, Stella Deneb, женщину - Лауру Пинаско. Лаура привела Stella Deneb во Фримантл, Австралия, это ее первый рейс и первое судно в качестве капитана. Ей всего 30 лет, в компанию Siba Ships она устроилась в 2006-м году, старпомом.
Лаура из Генуи, в море с 1997 года. Диплом капитана получила в 2003-м. Лаура работала на газовозах и перевозчиках скота, на Stella Deneb до капитанства занимала должность старпома, и в частности, во время рекордного по количеству перевозимых голов рейса в прошлом году, тогда Stella Deneb погрузил в Таунсвилле, Квинсленд, Австралия, партию стоимостью 11.5 миллиона австралийских долларов, назначением на Индонезию и Малайзию. На борт приняли 20060 голов крупного рогатого скота и 2564 овец и коз. Чтобы доставить их в порт, потребовалось 28 жд составов. Погрузка и перевозка производились под тщательным контролем ветеринарных служб и соответствовали самым высоким стандартам.
Stella Deneb - крупнейшее в мире судно для перевозки скота.

23-29 декабря 2007 - контейнеровоз Horizon Navigator (валовая 28212, постройки 1972, флаг США, владелец HORIZON LINES LLC) на 2360 TEU компании Horizon Lines захватили женщины. Все штурманы и капитан - женщины. Капитан Робин Эспиноза, старпом Сэм Пиртл, 2-й помощник Джули Дучи. Все остальные из общего количества экипажа 25 человек мужчины. Женщины свалились на мостик контейнеровоза, как утверждают в компании, совершенно случайно, в ходе конкурса профсоюза. Эспиноза крайне удивлена - впервые за 10 лет она работает в экипаже с другими женщинами, уж не говоря про штурманов. Международная организация Капитанов, Штурманов и Лоцманов в Гонолулу говорит, что в ее составе 10% женщины, а 30 лет назад на них приходился всего 1%.
Женщины, что и говорить, замечательные. Робин Эспиноза и Сэм Пиртл — однокашницы. Вместе учились в Морской академии торгового флота. Сэм также имеет диплом капитана дальнего плавания. Джули Дучи стала моряком позже, чем ее капитан и старпом, но моряки-штурманы поймут и оценят такое ее хобби (в наши времена, увы и увы, это хобби, хотя не зная секстана, настоящим штурманом никогда не станешь) - “Я, пожалуй, одна из немногих судоводителей, кто использует для определения места секстан, просто для своего удовольствия!”
Робин Эспиноза работает на флоте четверть века. Когда она только начинала свою морскую карьеру, женщина на флоте США была редкостью.Первые десять лет работы на судах Робин пришлось работать в экипажах, сплошь состоявших их мужчин. Робин, Сэм и Джули очень любят свою профессию, но когда тебя от родного берега отделяют многие недели, бывает грустно. 49-летняя Робин Эспиноза говорит: “Я очень скучаю по мужу и 18-летней дочери”. Ее ровесница Сэм Пирл так и не встретила того, с кем бы она смогла создать семью. “Мне встречаются мужчины, говорит она, которые желают, чтобы женщина постоянно за ними ухаживала. А для меня моя карьера - это часть меня самой, я и на миг не могу допустить, чтобы что-то могло помешать мне выйти в море”.
Джули Дучи, которой исполнилось 46 лет, просто любит море, и просто не может себе представить, что в мире есть другие, более достойные или интересные, профессии.

13-19 мая 2007 - Royal Caribbean International назначила на должность капитана круизного лайнера Monarch of the Seas женщину, шведку Карин Стар-Йансон. Monarch of the Seas - это лайнер первого, так сказать, ранга, валовая 73937, 14-ти палубный, 2400 пассажиров, 850 человек экипаж, постройки 1991 года. То есть, относяшийся к разряду крупнейших лайнеров мира. Шведка стала первой женщиной в мире, получившей должность капитана на судах такого типа и размера. Она работает в компании с 1997 года, сначала штурманом на Viking Serenade и Nordic Empress, затем старпомом на Vision of the Seas и Radiance of the Seas, затем дублером капитана на Brilliance of the Seas, Serenade of the Seas и Majesty of the Seas. Вся ее жизнь связана с морем, образование высшее, Технологический университет Чалмерс, Швеция, степень бакалавра в судовождении. В настоящее время имеет диплом, позволяющей ей командовать судами любого типа и размера.

И первая женщина-капитан танкера LPG
Танкер LPG Libramont (дедвейт 29328, длина 180 м, ширина 29 м, осадка 10.4м, постройки 2006 Корея ОКРО, флаг Бельгия, владелец EXMAR SHIPPING) был принят заказчиком в мае 2006 года на верфях ОКРО, в командование судном вступила женщина, первая женщина-капитан Бельгии и вроде бы, первая женщина-капитан танкера газовоза. В 2006 году Рогге было 32 года, прошло два года с того времени, как она получила диплом капитана. Вот и все, что про нее известно.

Марианна Ингебригстен, 9 апреля 2008 года, после получения ею диплома лоцмана, Норвегия. В 34 года она стала второй женщиной - лоцманом в Норвегии, и это к сожалению, все, что о ней известно.

Российские женщины-капитаны
Информацию о Людмиле Тебряевой мне прислал читатель сайта Сергей Горчаков, за что ему большое спасибо. Я покопался, насколько смог, и нашел информацию об еще двух женщинах в России, являющихся капитанами.
Людмила Тибряева - ледовый капитан
Наша российская женщина-капитан Людмила Тибряева является, и это видимо, можно уверенно говорить, единственной в мире женщиной-капитаном с опытом арктического плавания.
В 2007 году Людмила Тебряева отметила сразу три даты - 40 лет работы в пароходстве, 20 лет в должности капитана, 60 лет со дня рождения. В 1987 году Людмила Тибряева стала капитаном дальнего плавания. Она состоит в Международной ассоциации морских капитанов. За выдающиеся успехи была награждена в 1998 году орденом «За заслуги перед Отечеством» второй степени. Сегодня ее портрет в форменном кителе на фоне корабля украшает музей Арктики. Людмила Тибряева получила знак "Капитан дальнего плавания" за номером 1851. В 60-е годы Людмила из Казахстана приехала в Мурманск. И 24 января 1967 года 19-летняя Люда отправилась в свой первый рейс на ледоколе "Капитан Белоусов". Летом студентка-заочница отправилась в Ленинград сдавать сессию, а ледокол ушел в Арктику. Она пробилась к министру, чтобы получить разрешение на поступление в мореходное училище. У Людмилы удачно сложилась и семейная жизнь, что редкость для моряков вообще, а уж женщин, продолжающих плавать, тем более.

Алевтина Александрова - капитан в Сахалинском морском пароходстве В 2001 году ей исполнилось 60 лет. Алевтина Александрова приехала на Сахалин в 1946 году с родителями и еще в школьные годы начала писать письма в мореходные училища, а затем в министерства и лично Н.С. Хрущеву, с просьбой разрешить учиться в мореходном училище. В неполные 16 лет А. Александрова стала курсантом Невельского мореходного училища. Решающую роль в ее судьбе сыграл капитан судна «Александр Баранов» Виктор Дмитренко, у которого девушка-штурман проходила практику. Затем Алевтина получила работу в Сахалинском морском пароходстве и проработала там всю жизнь.

Валентина Реутова - капитан рыболовного судна Ей 45 лет, т она вроде бы стала капитаном рыболовного судна на Камчатке, это все, что мне известно.

Девушки рулят
Идет на флот и молодежь, причем писем в адрес президента или министра уже не требуется. В прошлом, например, году я давал заметку о выпускнице МГУ им. адм. Г.И.Невельского. 9 февраля 2007 года Морской университет дал путёвку в жизнь будущему капитану Наталье Белоконской. Она первая в новом веке девушка - выпускник судоводительского факультета. Более того - Наталья круглая отличница! Будущий капитан? Наталья Белоконская, выпускник ДВВИМУ (МГУ), получает диплом, а Оля Смирнова работает матросом-рулевым на речном т/х"Василий Чапаев".

9 марта 2009 - на днях в Канаде скончалась, в возрасте 93 лет, первая в Северной Америке дипломированная женщина-капитан торгового флота, Молли Карни, известная как Молли Кул. Она получила диплом капитана в 1939 году в возрасте 23 года, и 5 лет водила суда между Альмой, Нью Брунсвиком и Бостоном. Именно тогда в Кодексе торгового мореплавания Канады Canadian Shipping Act изменили при слове «капитан» «он» на «он/она». На фото Молли Карни в 1939 году после получения диплома капитана.
Комментарий: Наша Анна Ивановна Щетинина получила свой диплом намного раньше и капитанила намного больше, оставаясь преподавателем в ДВВИМУ Владивосток до последних, можно сказать, дней. Честь и хвала всем женщинам-капитанам, но то, что сделала Анна Ивановна, никто еще не превзошел.

10 апреля 2009 - первой женщиной - командиром корабля ВМС Канады стала командор Джози Куртц, на днях она назначена командиром фрегата HMCS Halifax, одного из самых сильных кораблей канадского военно-морского флота. Всего лишь 20 лет тому назад женщины получили право служить на кораблях, но тогда никому и в голову не могло прийти, что женщина когда-либо сможет ступить на мостик корабля в должности его командира. Помимо Джози, на фрегате служит более 20 женщин, ну а мужская часть экипажа в целом относится к ней, по ее словам, как к обычному командиру и не выражает по этому поводу никаких комплексов. 6 лет тому назад первая женщина стала вахтенным командиром корабля береговой обороны HMCS Kingston, ею стала лейтенант-командор Марта Малкинс. Интересно, что муж Джози 20 лет отдал военно-морскому флоту, вышел в отставку и сейчас сидит на берегу, дома, с их 7-летней дочерью. Характеристики фрегата HMCS Halifax:
Водоизмещение: 4,770 t (4,770.0 t)
Длина: 134.1 m (439.96 ft)
Ширина: 16.4 m (53.81 ft)
Осадка: 4.9 m (16.08 ft)
Скорость: 29 kn (53.71 km/h)
Дальность плавания: 9,500 nmi (17,594.00 km)
Экипаж: 225
Вооружение: 8 x MK 141 Harpoon SSM - ракеты
16 x Evolved Sea Sparrow Missile SAM/SSM - ракеты
1 x Bofors 57 mm Mk 2 gun - орудия
1 x Phalanx CIWS (Block 1) - орудия
8 x M2 Browning machine guns - орудия
4 x MK 32 torpedo launchers - орудия
Вертолет: 1 x CH-124 Sea King

Традиционно уделом женщин считался очаг и кудель. В принципе это правильно, ну не оставишь же дом на мужчину? Кто-то же должен там быть с мозгами и чувством ответственности. Мужчины боялись всегда признать тот факт, что женщины в любом деле способны их не только догнать, но и перегнать. Именно потому и старались их всячески унизить, затравить. Но всегда рождались великие женщины , которые вырывались из серости быта. И если уж дама бралась за дело - то ее имя гремело! Именно такие женщины становились повелительницами морей, знаменитейшими пиратами.

1. Принцесса Альвильда

По версии монаха-летописца Саксона Грамматика (1140 - ок.1208) Альвильда была дочерью короля Готланда и жила в конце 9-начале 10 века. Как обычно девушку попытались использовать в качестве разменной монеты в политических играх мужчин, выдать замуж на сына датского короля Альфа. Принцемма не согласилась с подобной постановкой вопроса, прихватила группу девушек и отправилась в вояж по фьордам Скандинавии.

Дамы надели мужское платье и вели обычную для тех времен деятельность - грабили торговцев и прибрежных поселян. Видимо это удавалось им неплохо, потому как очень скоро король Дании обеспокоился снижением прибыли от купцов в связи с наличием конкурентов и отправил на охоту за бравыми пиратами лично принца Альфа.

Неудавшийся жених в момент начала охоты еще не знал, за кем ему предстоит гоняться. Но в конце концов загнал пиратский корабль в гол, в единоборстве с пиратским вожаком вынудил того сдаться, и обнаружил под доспехами свою нареченную. Девушка в результате получила возможность оценить боевые качества суженого, его настойчивость и другие достоинства и тут же на корабле состоялась свадьба. Во время церемонии были произнесены клятвы, среди которых великая женщина дала слово больше не шалить в морях без мужа.

2. Жанна де Бельвиль (Jeanne de Belleville) (ок. 1300—1359)

Жизнь Жанны-Луизы де Бельвиль Дамы де Монтегю текла по обычному для молодых средневековых аристократок руслу: легкое детство, в 12 лет замужество с выбранным родителями кавалером, рождение первых детей. Но в 1326 году Жанна остается вдовой с двумя детьми на руках. Но одной в то время женщине выжить было бы не легко и в 1330 году она выходит снова замуж.

Брак заключался по расчету, Оливье IV де Клиссон был богат и могуществен. Но оказалось, что Жанна обрела не только защиту, но и любовь. В тепле и счастье семья продолжает расти - появляются один за другим еще пятеро детей. Но и тут судьба вмешивается - начинается Столетняя война в 1337, а следом в 1341 и борьба за бретонское наследство. Оливье де Клиссон примкнул к партии сторонников де Монфоров, которые выступали на стороне короля Англии. Между прочим, и эта война была связана с правами женщин, в частности на наследство Капетингов.

Борьба же в Бретони продолжалась с переменным успехом, пока в 1343 году не был захвачен французами де Монфор, а бретонские рыцари приглашены на свадьбу второго сына короля Филиппа VI. Но в Париже участников войны на стороне де Монфоров схватили, казнили, их тела вывесили на Монфоконе, а голову де Клиссона отправили в Нант. Именно там Жанна и увидела мужа в последний раз. там она показала голову своим сыновьям и поклялась отомстить. Убить чувства женщины не просто, ее можно разочаровать, ее можно убить, но под золой потухшего костра долго остается жар - у Жанны он породил пламя мести.

Жанна поднимает восстание, за ней идут окрестные вассалы. Первым был взят Брас, в замке не оставили никого живого. Дальше за счет захваченной добычи или проданных своих украшений, тут версии расходятся, но Жанна снаряжает три корабля , командование на которыми принимают ее сыновья и она сама. Флотилия выходит в море…

В течении четырех лет на море и побережье лютует Клиссонская Львица. Жанна и ее люди появляются внезапно, она всегда в черном, в перчатках цвета крови. Жанна нападает не только на корабли - торговые, военные, они совершают вылазки вглубь побережья, вырезая противников мужа, она сама всегда бросалась в бой, прекрасно владея мечом и абордажным топором. Жанну гнала месть….

Известно, что у Жанны было каперское свидетельство Эдуарда III, а Филипп VI приказал изловить ее живой или мертвой. Но флотилия Клиссонской Львицы выдержала несколько сражений с войсками французского короля, не единожды ей удавалось уходить от погони чудесным образом. Но в 1351 году удача закончилась…

Во время одной из битв большая часть флота была разбита, флагман окружен. Жанна с сыновьями и несколькими матросами убежала на шлюпе без еды и воды. Несколько дней они пытались добраться до английского берега, на шестой день умер младший из сыновей, позже погибли еще несколько матросов. Прошло почти 10 дней, пока Жанна не добралась до суши.

На берег ступила уже не Львица, море и утрата погасило огонь в глазах Жанны. Мадам де Клиссон прекрасно приняли при дворе Эдуарда III. Окружили уважением и почетом. А еще через несколько лет она вышла замуж за лейтенанта короля Готье де Бентли. В 1359 году Жанна умерла. А ее сын Оливье де Клиссон оставил не менее заметный след в истории Франции, занимая должность коннетабля в 1380-1392 годах.

3. Мэри Киллигрю

Сэр Джон Киллигрю был губернатором города Фламета на побережье Ла-Маншав начале 17 века. Среди задач его было и обеспечение безопасности торговых кораблей , борьба с пиратами на побережье. На самом же деле в замке губернатора Киллигрю была своя пиратская база в рамках старинного семейного бизнеса. Организовывать стоянку, управлять моряками помогала леди Мэри, которая и саамы периодически выходила на промысел.

Обычно на захваченном корабле живых не оставляли и тайна Мэри долго оставалась нераскрытой. Но однажды на испанском судне пираты не обратили внимания на раненого в грудь капитана, которому удалось сбежать с корабля во время бурного празднования захвата и раздела добычи. На берегу капитан первым делом направился к местному губернатору с сообщением о нападении пиратов. И жутко удивился, когда узнал в представленной милейшей супруге его ту самую жестокую предводительницу корсаров.

Но испанцу удалось скрыть свое удивление и, быстро откланявшись, он оправился прямиком в Лондон ко двору короля с жалобой на губернатора и его жену. Королевским указом было назначено расследование. Как оказалось, Мэри была пираткой уже не в первом поколении. Она ходила в море еще со своим отцом Филиппом Волверстеном из Софокла. После расследования губернатора Киллигрю казнили, а жену приговорили в тюремному заключению.
Но через 10 лет о леди Киллигрю заговорили снова. Только теперь это была Элизабет, жена сэра Джона, сына Мэри. Но флот леди Элизабет был разгромлен, а сама она погибла в бою.

4. Анна Бонни и Мэри Рид

Истории этих женщин может хватить не на один приключенческий роман. Анна родилась в семье адвоката Уильяма Кормака в Корке (Ирландия) в 1690 году. Строгий отец сдержать порывов дочери не сумел, в 18 она вышла обвенчалась с Джеймсом Бонни, матросом. После чего молодых выгнали из родительского дома, и он отплыли на Багамы в Нью-Провиденс. Встреча с Ситцевым Джеком резко изменила судьбу Анны.

Муж был заброшен, имя она сменила на Андреаса, переоделась мужчиной и оправилась с Джеком искать корабль. Анна пробиралась на судно под видом поиска работы и изучала его слабые места. В конце концов подходящий корабль был найден, пираты захватили его и вскоре «Дракон» под черным флагом вышел на промысел.

Через несколько месяцев в команде появился новый матрос, вызвавший у Джека жуткий приступ ревности. Ведь только он знал, что Андреас вовсе даже и не мужчина. Но оказалось, что Мак Рид на самом деле Мэри. Девочка родилась в Лондоне, в 15 пошла юнгой на военный корабль . Через время поступила во французский пехотный полк, сражалась во Фландрии, где познакомилась и вышла замуж за офицера. Но после смерти мужа, отношения с которым она тщательно скрывала все также притворяясь мужчиной, вернулась опять на море.

Через время тайна Мэри и Анны раскрылась, но к тому моменту команда уже достаточно прониклась уважением к талантам женщин. Но в 1720 году английский королевский фрегат атаковал «Дракона» и захватил команду практически без боя, отчаянное сопротивление оказали практически только Мэри и Анна. На Ямайке пиратов судили и приговорили всех к казни. Но неожиданно двое из них потребовали помилования от имени «чрева». Врачи подтвердили, что оба пираты женщины, притом беременные.

Приговор для них был отсрочен. Известно, что Мэри умерла после родов от горячки, а про Анну известно лишь, что роды состоялись, что с ней стало дальше осталось тайной…

Вот и всё что мне удалось найти в интернете о женщинах капитанах. Думаю ещё впереди много будет таких героинь на морских судах.

В наши дни женщины все чаще занимают, казалось бы, исконно мужские должности. Это уже становится привычным. Но каково было тем, кто первыми решились потеснить мужчин там, куда женщин традиционно не подпускали и близко?

26 февраля 1908 года на небольшой станции Океанская под Владивостоком в семье стрелочника Ивана Щетинина родилась девочка, названная при крещении Анной. Кто бы тогда знал, что со временем её имя с уважением будут произносить убеленные сединами «морские волки» из различных стран мира, и оно даже появится на морских картах.

Времена были тяжелые и голодные, семье не раз приходилось переезжать, пока в начале 20-х годов не поселились на станции Седанка (в наши дни это ближний пригород, 7 км от Владивостока). Море с детства вошло в жизнь девочки, ведь где бы семья ни жила, оно было рядом. Когда Анна в 1925 году окончила школу, сомнений в выборе профессии у неё не было.

Девушке удалось поступить на судоводительское отделение Владивостокского морского техникума. Уже в годы учебы начала плавать на морских судах, сначала учеником, а затем матросом. В 1929 году Анна окончила техникум и получила направление в Камчатское пароходство, где за пять с небольшим лет прошла путь от матроса до капитана дальнего плавания – карьера по тем временам небывалая.

Трудно сказать, не хватало тогда кадров или же до такой степени доверяли молодым, но за своим первым судном Анна Щетинина отправилась в Гамбург, откуда ей предстояло перегнать парохода «Чавыча» на Камчатку.

Можно представить, как вытянулись лица гамбургских корабелов, когда получать пароход прибыла женщина, которой еще не исполнилось и тридцати лет. Именно тогда о ней и начала активно писать иностранная пресса, как никак событие тянуло на полновесную сенсацию – у «Советов» капитаном дальнего плавания стала совсем юная женщина. Газетчики даже её маршрут до Камчатки по Северному морскому пути не поленились отслеживать, но были разочарованы – пароход прибыл в порт приписки в срок и без каких либо происшествий. Серьезных происшествий на её капитанский век, а он был долог, еще хватит, но они впереди.

Первые годы Анне пришлось совершать рейсы в Охотском море, «славящемся» своими штормами и коварством. Уже в феврале 1936 года море проверило молодого капитана на прочность. Пароход «Чавыча» был затерт льдами, и в течение 11 суток экипаж боролся за его спасение. Все это время капитан Щетинина не покидала мостика, руководя экипажем и выбирая момент, чтобы вырваться из ледового плена. Пароход был спасен и практически не получил повреждений.

1936 год был отмечен для Анны Ивановны Щетининой еще одним знаменательным событием – она получила свою первую государственную награду, ей вручили орден Трудового Красного Знамени. Согласитесь, что в 29 лет стать не только капитаном дальнего плавания, но еще и орденоносцем, это и для мужчин в те годы было большой редкостью. «Капитан Анна», как её стали величать коллеги мужчины, не просто продемонстрировала высочайший профессионализм, но и завоевала уважение опытных капитанов, а это ой как не просто.

В 1938 году Щетинину назначили начальником рыбного порта. Должность ответственная, но береговая, а засиживаться на берегу Анна не собиралась. Как только представилась возможность, уехала на Балтику и поступила на судоводительский факультет Ленинградского института водного транспорта, где за два с половиной года успела окончить 4 курса. Продолжить учебу помешала война.

В тяжелейших условиях первых месяцев войны Анна Щетинина на пароходе «Сауле» совершала поистине «огненные» рейсы, перевозя различные грузы и войска, участвовала в эвакуации Таллина. То время было скупым на награды, но капитана Щетинину посчитали достойной боевого ордена Красной Звезды. В представлении было написано «За образцовое выполнение задания правительства и военного командования и проявленное мужество в операциях на Балтике».

Осенью 1941 года Щетинина вернулась на Дальний Восток, где в течение войны командовала различными судами, перевозя грузы, в том числе и по Ленд-лизу. Не раз ходила в Америку и Канаду, где её всегда очень тепло встречали. Во время очередного рейса, пока шла погрузка, её пригласили на экскурсию в Голливуд, где не только показали «фабрику грез», но и вручили оригинальный подарок – именную грампластинку с «Интернационалом» в исполнении русских эмигрантов, выпущенную в единственном экземпляре фирмой «Columbia».

В 1945 году Анне Ивановне пришлось поучаствовать и в боевой операции, высаживая десант на Сахалин. После войны снова вернулась на Балтику, надо было заканчивать институт. Но к учебе удалось приступить не сразу. До этого пришлось покомандовать несколькими судами Балтийского пароходства и даже стать участником серьезного происшествия – села на пароходе «Дмитрий Менделеев» на рифы. Туман для капитана не оправдание, поэтому Щетинину наказали, хотя и своеобразно – отправили на год командовать лесовозом «Баскунчак».

Продолжая ходить на судах, Щетинина возобновила учебу в Ленинградском высшем инженерном морском училище, где заочно закончила 5 курс судоводительского факультета. В 1949 году, еще до сдачи госэкзаменов, Анне Ивановне предложили перейти в училище на преподавательскую работу, ведь опыт судовождения у неё был просто уникальным. До 1960 года А.И. Щетинина проработала в ЛВИМУ, была старшим преподавателем, деканом судоводительского факультета, начальником кафедры.

С 1960 года Щетинина обучала будущих моряков во Владивостокском высшем инженерном морском училище. Любопытно, что даже став педагогом, Анна Ивановна не оставила капитанский мостик. В летний период ходила капитаном на судах Балтийского или Дальневосточного морского пароходства (даже кругосветку совершила на «Охотске») или руководила практикой курсантов.

В 1978 году Анне Ивановне Щетининой присвоили звание Героя социалистического труда. Кстати, присвоили со второй попытки, первое представление было еще в 1968 году (к 60-летию), но тогда что-то не сложилось. У капитана дальнего плавания Анны Щетининой была и личная жизнь, хотя и не особо счастливая. Еще в 1928 году она вышла замуж за Николая Качимова, работавшего тогда радистом на рыболовецких судах. Впоследствии он возглавлял во Владивостоке Радиослужбу рыбной промышленности. В 1938 году был арестован, но через год реабилитирован. До войны работал в Москве в Радиоцентре Наркомрыбпрома. В 1941 ушел на фронт, служил на Ладожской военной флотилии. Умер Николай Филиппович в 1950 году. Детей в семье не было.

Анна Ивановна много времени уделяла общественной работе, была членом Комитета советских женщин, членом Союза писателей (написала две интересные книги о флоте и моряках), с 1963 года возглавляла Приморский филиал Географического общества СССР. Примечателен тот факт, что и авторская песня развивалась в 70-х не без участия Анны Ивановны, проводимый во Владивостоке "Конкурс туристической патриотической песни", где она возглавляла жюри, уже через год превратиться в фестиваль Приморские струны, который в дальнейшем станет самым крупным бард - фестивалем на Дальнем Востоке.

Скончалась Анна Ивановна Щетинина 25 сентября 1999 года и была похоронена на Морском кладбище города Владивостока. В память о первой женщине-капитане дальнего плавания её имя присвоено мысу в Японском море. На зданиях школы, которую она окончила, и училища, в котором преподавала, установлены мемориальные доски. Но главным памятником легендарному капитану стала благодарная память тысяч моряков, которых она вывела в океанские просторы.

Говорят, что женщина на корабле — к беде. Но как-то не очень верится, особенно глядя на этих красивых, уверенных в себе женщинах, посвятивших свою жизнь морю. Подборка — от юнги до капитана к вашему вниманию.

Здесь собраны и юнги, и капитаны, и штурманы, и мотористы и боцманы и т.д. и т.п. — на любой вкус!

Прославленный судоводитель Анна Ивановна Щетинина
Анна Ивановна служила на спасательных судах, неоднократно ходила через Тихий океан на старых судах, а в феврале 1943 года приняла в Лос-Анджелесе судно, переданное в Дальневосточное пароходство на условиях ленд-лиза, под названием «Жан Жорес». В декабре 1943-го «Жан Жорес» под ее командой принимал участие в спасении у Комадорских островов парохода «Валерий Чкалов», переломившегося пополам в условиях жестокого шторма.



Людмила Тибряева — первая в Мурманском морском пароходстве женщина — арктический капитан
40 лет в море, 20 лет на капитанском мостике. Людмила Тибряева в числе первых провела из Европы в Японию Североморским путем ледокольно-транспортное судно «Тикси», стала членом Ассоциации капитанов, в которую входят лучшие мореходы страны.



Алефтина Борисовна Александрова (1942-2012) — на капитанском мостике теплоходов «Сахалинлес» и «Сибирьлес» Алефтина Борисовна провела более 40 лет, из них 30 — в должности капитана ОАО «Сахалинское морское пароходство».



Капитан дальнего плавания Ирина Михайлова — дальневосточная женщина-капитан



Татьяна Олейник. Первый и единственный на Украине капитан дальнего плавания женщина.



Кейт МакКей (39 лет) стала в 2016 году первой женщиной-капитаном круизного судна в США и одновременно самым молодым капитаном подобного судна.
Кейт МакКей стала в 2016 году первой женщиной-капитаном круизного судна в США и одновременно самым молодым капитаном подобного судна.



Татьяна Суханова 46 лет, Владивосток; капитан контейнеровоза, стаж работы 28 лет
Работает капитаном в кипрской компании, водит рейсы в Австралию, Новую Зеландию, Папуа - Новую Гвинею и на Соломоновы острова.



Евгения Корнева, 23 года, Санкт-Петербург; 4-й помощник капитана газовоза



Лаура Пинаско (32 года) капитан одного из самых крупных судов по перевозке скота.




Первая в мире женщина-капитан мега лайнера шведка Карин Стар-Йансон
Monarch of the Seas – это лайнер первого ранга, относящийся к разряду крупнейших лайнеров мира. 73937, 14-ти палубный, 2400 пассажиров, 850 человек экипаж, постройки 1991 года.




Первая женщина-капитан танкера LPG Порре Ликс (32 года)



Семь футов под килем, девчонки!

или, женская экспансия на море.

Предстоящими праздниками навеяло.
Кароч, мужики, что делается в мире-то, пока вы тут атомные ракеты на молекулы разбираете.
Отвлекитесь, бросьте это дело.
Иначе и не заметите в пылу диванно-геополитических баталий, как вас возьмут за ухо и отведут на кухню со словами - знай своё место.
Посмотрите, бабы рвутся к власти по всем направлениям, в том числе и на море.

Факты?
Легко.
Немецкая компания-оператор круизных пароходов AIDA пошла на поводу у воинствующих феминисток, и назначила капитаном круизёра женщину.

Будет командовать этим пароходом, "AIDAsol"

Николь 34 года и она первый капитан круизного судна в Германии.
А на подходе ещё 12 капитанов (ну, может быть), потому как в этой компании, на разных командных должностях работают 12 женщин. Не в обслуживании туристов, а именно на командных должностях.
Феминистки Германии уже бухают третий день от радости, и срывают погоны с этих жалких мужичков.

Вообще, Германия - урожайная страна на женщин капитанов.
Всего там зарегистрированно 1455 капитанов контейнеровозов. Из этого числа - 11 женщин.
Небольшой видеосюжетец на эту тему.

Бухают в Германии, потому как в Швеции уже отбухали своё.
В Швеции капитаном круизёра женщина стала давно.

Карин Стар-Йансон. Гражданка Швеции.

В 2007 году была назначена капитаном вот этого пароходика, "Monarch of the Seas", один из лайнеров первого ранга. Компания Royal Caribbean International.
У Карин высшее профильное образование, и у неё диплом, позволяющий занимать должность капитана на судах любого типа и размера.
Так-то, небритые ничтожества.

Прошли те времена, когда восторгались женщинами-капитанами. Прошли.
Теперь это суровая действительность.

Лаура Пинаско.
Девушка из Генуи.
Капитан одного из крупнейших скотовозов (хммм, символичненько, однако) в мире.

Сама Лаура. Ей всего 30 лет. (Когда ценз успевают набрать?)

И её пароход, набитый скотами и скотиной, "Stella Deneb"

Думаете, world tankers fleet, эта чума обошла стороной?
Ха-ха.

Бельгия.
Капитан Evelyne Rogge.
Не только капитан, но и первый капитан в истории танкеров-газовозов.

И пароход Эвелин.
Газовоз LPG "Libramont"

Как без Индии то?
Там кастовость и забитость женщин.
Вот только откуда там при таких условиях появляются женщины-штурманы и женщины-механики?

Смотрим.
Radhika Menon, капитан танкера.

Капитан танкера Sampurna Swarajya

В 2016 году удостоилась награды от ИМО (Международная морская организация) за храбрость при спасении терпящих бедствие на море.

С экипажем.

Ещё одна странная страна - Япония.

Tomoko Konishi , женщина-капитан компании NYK, Япония.

Пароход Кониси-тян.
Не маленький, однако.

Но самый беспредел творился на этом пароходе.
Horizon Navigator, США.

Сразу три. Три!!! командные должности были захвачены бабами.
Капитан, старпом и ревизор.

Уж на этом пароходе вряд ли бы получилось засунуть руки в карманы комбеза и поиграть в любимый карманный бильярд. Быстренько пришьют какой - нить харассмент, навек разучишься лениво перекатывать balls с левого борта на правый, и обратно. И, никаких матюков!
Одно сплошное - йес, мэм.
Удавите меня где-нить в румпельной по тихой, когда я увижу, что по трапу на борт поднимаются сразу три командира-женщины.

Думаете, забыл про СССР/Россию?
А вот и нет.

Про Анну Щетинину, даже и разговор заводить не стоит.
Уж про неё-то наслышаны, наверное, все.
Первая женщина капитан дальнего плавания.
Если подходить формально, то не первая, но в 20 веке - точно.
Светлая ей память.

Людмила Тибряева.
Капитанский знак за № 1851.
Девушка в своё время пробилась к министру морского флота и получила личное разрешение на поступление в мореходное училище.

Не просто капитан, а ледовый капитан.
Командовала "морковками", судами ледового класса СА-15, типа "Норильск"

Алевтина Александрова.
К сожалению, умерла.
Капитан Сахалинского морского пароходства.
Тоже настойчиво писала письма руководству страны с просьбами о разрешении поступления в мореходное училище.
В неполные 16 лет она всё таки стала курсантом Невельского мореходного училища.

Украина.
Татьяна Олейник.
Капитан дальнего плавания.
Она не только капитан дальнего плавания, но и маиа капитана. Её сын тоже стал капитаном дальнего плавания.

В настоящее время в мореходных училищах страны, на судоводительских факультетах, тоже учатся девушки. И разрешений им осбоых не требуется, было бы желание и настойчивость.

Танкер Наталии.

И я ещё не упоминал о женщинах-капитанах рыболовного флота, и женщинах-командирах военных кораблей.
Всех не упомнишь, это только те, кто навскидку попался.
Хотя можно... про военных вспомнить
На днях в Японии назначили на должность командира эскадры женщину.
Не корабликом командовать, а боевым соединением во главе с флагманом "Идзумо".
Ну, там в Японии какие -то трудности с формированием экипажей, не хватает мужиков, и власти Японии пытаются восполнить нехватку женщинами.

Ryoko Azuma,44 года.

А так, ничо... вполне получается у японцев. Симпатичные тян командуют.

А, вообще, нелегко им там.

С праздником, вас, женщины.
И не только капитанов.

Рапопорт Берта Яковлевна родилась в городе Одесса 15 мая 1914 года. Отец Рапопорт Яков Григорьевич - столяр. Мать Рапопорт Рашель Ароновна - домохозяйка.
В 1922 году поступила в школу, которую закончила в 1928. В 1926 году принята в комсомол. В 1928 году поступила в Одесский морской техникум на судоводительское отделение. Практику проходила на паруснике "Товарищ", учебном судне Одесского морского техникума. Закончила техникум в 1931 году и получила диплом штурмана дальнего плавания. С 1 февраля 1932 года 4-го помощник капитана на теплоходе "Батум-Совет". В 1933 году 3-го помощник капитана на молодежно-комсомольском теплоходе "Кубань". С октября 1934 года 2-й помощник капитана на пароходе "Катаяма" . С 5 февраля 1936 года старший помощник капитана парохода "Катаяма".
В 1936-м о старпоме Берте Рапопорт благодаря газетам знал весь Союз! Да что там - и Европа тоже! Когда ее пароход «Катаяма» причалил в Лондоне, собралась толпа встречающих. Всем было интересно глянуть на женщину-старпома. На следующий день в одной из английских газет появилась статья «Первая в мире женщина-моряк». В статье со всеми подробностями описывались ее внешность, одежда, цвет глаз, волос и даже маникюр. Тогда уже, да и потом, все годы моряки ее называли «наша легендарная Берта».

17 октября 1938 года стал роковым днем для Рапопорт. «Катаяма» шел с грузом пшеницы из Мариуполя в Ливерпуль. В то время Средиземное море патрулировали корабли испанских фашистов. - К пароходу приблизилось военное судно, с него просигналили: «Немедленно остановитесь. Иначе будете расстреляны!» - рассказывает Аркадий Хасин. - Капитан остановил ход.

К рассвету по приказу франкистов советский пароход взял курс на испанский остров Майорка. С приходом в порт Пальма почти весь экипаж вместе с капитаном был отправлен в концлагерь. На пароходе остались Берта и пять моряков - боцман, два матроса, машинист и кочегар. Уходя, капитан сказал Берте: «К вам переходят мои полномочия. Держитесь. Не поддавайтесь на провокации». На следующее утро по команде Рапопорт на кормовом флагштоке был поднят флаг СССР. Фашисты хотели сорвать, но Берта заявила: «Пока мы остаемся на борту, вы не посмеете дотронуться до нашего флага. Палуба парохода - территория моей Родины, СССР!»...

В итоге оставшуюся команду отправили в концлагерь. Берту Яковлевну отвезли в женскую тюрьму. Ночью советскую морячку вызвали на допрос, где обвинили в снабжении оружием испанских республиканцев. Во время допроса от сильного удара она потеряла сознание. Очнулась уже в камере. Потянулись унылые тюремные будни. Кормили отвратительно. Для мытья использовали помойное ведро. На прогулки водили редко, а Берта Яковлевна была лишена их вовсе - к ней применяли особый режим. И она объявила голодовку.

К ней пожаловал сам начальник тюрьмы. Он был предельно вежлив и пообещал, что, если Берта прекратит голодовку, ей будут созданы более благоприятные условия. Но она отказалась.

Ночью Берту Яковлевну перевезли в концлагерь. 8 месяцев она жила в бараке за колючей проволокой. А когда настал долгожданный день освобождения, проститься с ней пришел чуть ли не весь концлагерь. Испанки даже вручили ей букет полевых цветов. Впервые за долгие месяцы плена она не смогла сдержать слез...



Рассказать друзьям