Археологические памятники долины реки елангаш. Петроглифы долины елангаш

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

20 июля 2009 года, мы отправились в фототур с фотографом Александром Фроловым и молодым художником Мариной Павловной в еще неизведанное нами место - урочище Елангаш. От Чемала нам предстояло преодолеть около 500 км по Чуйскому Тракту, в очень ограниченный срок, поэтому остановок практически не делали. Тем не менее, разведали старую дорогу через перевал Чике-Таман, с которой открывается превосходный вид на серпантин М-52. Всю дорогу накрапывал дождик, что совсем не радовало команду, особенно Сашу. В Акташе запаслись продуктами и встали на ночевку на берегу Чуи, неподалеку от «памятника советским дуракам» - недостроенной ГЭС. С утра, завтрак и горячий душ!!! Это потрясающее благо в горах! Погода вновь оставляла желать лучшего, но нужно ехать дальше.

«Где-то на 860-ом километре, слева от трассы, Вы можете наблюдать стадо дикопасущихся верблюдов!» - Так началось наше очередное погружение в Пространство без Времени - высокогорный Алтай. Верблюды позволили нам сделать отличную фотосессию и ретировались, когда из проезжающего автобуса выбежали еще человек десять туристов с фотоаппаратами. Въезжаем в Чуйскую Степь - все небо серо-белое, местами идет дождь и лишь справа две вершины ледников освещены солнцем. Взяли направление к солнцу - в урочище Елангаш, к Южно-Чуйским Белкам. Долина реки Елангаш знаменита огромной коллекцией петроглифов в Горном Алтае - свыше 30 000 наскальных рисунков разбросаны по долине, где веками обитали люди, которые оставили после себя множество курганов - захоронений, рисунков и массу вопросов для историков и археологов.

Степь - каменная пустыня на высоте около 2 000 метров над уровнем моря, окаймленная белыми шапками ледников. Удивительной была встреча со стаями крупных и голодных комаров - на такой высоте и при отсутствии по близости водоемов. К вечеру добрались до места стоянки, поставили лагерь, приготовили ужин, пошел грибной дождик и берега Елангаша соединились двумя Радугами. Легли спать пораньше, так как завтра нам предстоял треккинг. Утро началось с быстрого завтрака и покорения «моста», прокинутого в самом живописном месте течения Елангаша, где река сужается скалами, превращаясь в бурлящий поток. Отправились на поиски петрографического комплекса. Долго искать не пришлось, первые рисунки были обнаружены на ближайшем большом камне - мегалите. В основном, встречались изображения козлов, реже рисунки благородных моралов, оленей, антропоморфных фигур - грибоголовых людей, лучников и т.д. Современные «художники» также оставили свой след в наскальной живописи долины - к сожалению, вандализм присутствует и в этом сокровенном месте. Отчего просто не нарисовать еще одного козла, ведь суть от этого не поменяется?! И желательно, не поверх старых рисунков, а хотя бы рядом. Помимо человека, сама Природа «заметает следы» древних - мох, мертвой хваткой, облепляет камни. Археологи датируют петроглифы Елангаша гунно-сарматским временем - II - V вв до н.э., т.е. Железным Веком. И ведь, с тех пор в этих краях мало что изменилось - вокруг те же горы, стада дикопасущегося домашнего скота и стоянки-зимовья чабанов.

Петроглифы увели нас до небольшой речки, впадающей в Елангаш и мы свернули к леднику, на альпийский луг. Многоцветье растительности и ледяная бурная вода реки на фоне освещенных солнцем белков горы Тесетой. Любопытные суслики, сурки и другие грызуны - обитатели этого высокогорного оазиса без устали сновали то там, то тут, изрядно веселя всю группу. Миновав царства птиц и пауков, перед нами открылся потрясающий вид на сползший вдоль речки кусок ледника, под которым раскинулся огромный зеленый луг, где паслось большое стадо сарлыков - яков. Немного отдохнув на снегу, мы отправились в обратный путь. Солнце было в зените, но жары не ощущалось, прохлада от воды и ветерок с Белков создавали очень комфортные температуры для треккинга. Несмотря на продолжительность прогулки, тело абсолютно не ощущало усталости, напротив, чувствовался прилив сил и идти было очень легко.*

Вернувшись в лагерь, пообедав и осознав, что сил действительно много, мы решили сократить время предстоящего завтра пути в 900 км. до Новосибирска, собрали лагерь и через два с половиной часа добрались до М-52. По дороге попали в пробку на асфальтной дороге - ожидающие в скором времени приплода телочки возвращались с пастбища по домам. После нескольких вежливых попыток уговорить их свернуть с асфальта, наша Делика съехала на щебенку:). Переночевали в лесу на берегу Чуи, неподалеку от трассы.

На обратном пути, Солнце позволило сфотографировать стрелку - место слияния серо-мутной Чуи и изумрудно-молочной Катуни, а далее вновь пошел дождь, но он уже никого не огорчал:)

*По приезду, мне попалась на глаза статья из журнала Discovery (Май’09) - «В прямом Эфире», где прекрасно был объяснен момент получения телом энергии за счет физических нагрузок, в том числе от горных треккингов.

Петроглифы долины реки Елангаш

(юг Горного Алтая).

// Новосибирск: 1979. 137 с.

- 3

Культурно-историческое значение петроглифов Алтая. - 5

Описание петроглифов. - 10

Участок I. Левый берег. - 10

Участок I. Правый берег. - 12

Участок II. - 14

Участок III. - 19

Участок IV. - 27

Участок V. - 29

Заключение. - 41

Таблицы [1-95 ]. - 42-136

Изучение наскальных изображений - одна из важнейших и наиболее перспективных областей археологической науки. Рисунки эти не могут не привлекать внимание каждого, кого волнуют проблемы происхождения и развития древнего искусства. В этой области археологической науки сходятся интересы и историков в собственном смысле слова, занятых выявлением путей развития человеческого общества, сменой культурно-исторических этапов, конкретными историческими событиями прошлого, и представителей других историко-общественных дисциплин.

В первую очередь это относится к искусствоведению, к истории эстетических представлений, смене стилей, которые прослеживаются в панораме веков и тысячелетий. Богатый материал для таких искусствоведческих исследований дают наскальные изображения - петроглифы.

Свой вклад в научение петроглифов, свой взгляд на их идейное содержание вносят также философы и психологи.

Освещением семантики наскальных изображений занимаются и этнографы. Без их помощи в содержании петроглифов трудно разобраться даже археологам - главным обладателям этого драгоценного материала. Этнографические аналогии могут и дают археологам ключ к пониманию мировоззрения древнего человека - автора наскальных рисунков, к выявлению связи петроглифов с его социальной жизнью, верованиями, ритуалами. Да и не только древнего человека, но и людей, близких нам по времени.

В распоряжении исследователей имеются не только самые ранние петроглифы, пещерные росписи и гравировки, которые принадлежат руке палеолитического человека и представляют зарю художественного творчества и эстетического переживания, по и наскальные рисунки уже этнографического характера, которые относятся к недавним временам, в том числе к ближайшим столетиям, например XVIII или XIX вв. Богатый материал такого рода представляют, к примеру, позднейшие наскальные рисунки Верхней Лены, Алтая, Тувы, Монгольской Народной Республики. Для этнографов и историков они служат ценным дополнением к писаным документам, позволяют полнее представить культуру, художественные идеалы, быт и верования предков современных алтайцев, бурят, тунгусов.

Следует подчеркнуть и то, что из всех археологических материалов наскальные изображения наиболее доступны: их не нужно (за редкими исключениями) раскапывать. Скалы, покрытые изображениями, можно сказать, не прячутся, а наоборот, требуют внимания. Вместе с тем из-за своей доступности петроглифы требуют и определённой заботы в отношении их сохранности. Авторы древних рунических текстов Сибири и Монголии называли свои надписи на надгробных памятниках «вечным камнем». К сожалению, камень не вечен. И не только потому, что он подвергается разрушению под действием ветра, дождей или перепадов температуры, особенно в экстремальных условиях пустынного климата, но ещё в большей степени под влиянием факторов, которые называются антропогенными. Поэтому археологи должны сознавать свою ответственность перед будущими поколениями. Это значит, что необходимо, во-первых, по мере сил осуществлять охранные мероприятия, в том числе вести неустанную просветительную работу среди населения и борьбу с агрессивным невежеством; во-вторых, выявлять, описывать и публиковать накапливаемые материалы. И делать это таким образом, чтобы в случае естественного разрушения либо гибели памятников по той или иной причине о них оставалось по возможности наиболее полное представление, чтобы они не исчезли бесследно.

Такую работу неустанно проводят советские археологи, работающие в Сибири и на Дальнем Востоке. Нужно сказать, что в распоряжении учёных уже имеются многочисленные публикации, авторы которых, продолжая работу предшественников и высоко оценивая их деятельность, дали свои монографические сводки по отдельным районам Сибири и Дальнего Востока, явившиеся итогом напряжённых полевых поисков, терпеливого, годами и десятилетиями накапливания фактов, подлинного подвижничества в отыскании нередко на труднодоступных кручах наскальных рисунков. Именно такое подвижничество и энтузиазм являются единственным истинным фундаментом науки о петроглифах.

Что касается предшественников, то нельзя не вспомнить своеобразный, поражающий широтой размаха и обилием мыслей, единственный в своём роде в дореволюционной России огромный труд о петроглифах Енисея, созданный красноярским учёным И.Т. Савенковым - первооткрывателем енисейского

палеолита. Среди многочисленных собирателей петроглифов Южной и Восточной Сибири нужно отдать должное также А.В. Адрианову.

Однако лишь в советское время стала возможной систематическая работа по изучению петроглифов азиатской части РСФСР, результаты которой известны не только в нашей стране, но и за рубежом.

Теперь накоплены внушительные фонды материалов по петроглифам Приамурья, Верхней и Средней (Якутия) Лены, Забайкалья (Бурятия и Читинская область), Амура и Уссури, Чукотки (Пегтымель), Тувы. Эти материалы дают возможность делать важные выводы по древней истории этих областей Сибири и Дальнего Востока, определять культуру того пли иного района, её самобытные черты и контакты с внешним миром. К сожалению, в изучении наскального искусства имеются досадные пробелы, причём, как ни удивительно, именно в таком, например, районе, как Минусинский край (Хакасия) или Алтай, т.е. именно там, где особенно энергично трудились И.Т. Савенков и А.В. Адрианов.

Стремясь заполнить лакуну, продолжая, как и прежде, исследования наскальных изображений бассейна Лены и Амура, Якутии и Забайкалья, Институт истории, филологии и философии Сибирского отделения АН СССР решил заняться углублённым изучением петроглифов Алтая и в первую очередь одного из самых замечательных по богатству наскальных изображений местонахождения - долины р. Елангаш. В ходе целенаправленных исследований, продолжающихся уже несколько лет, здесь собран обильный и выдающийся по ценности материал.

Этой книгой мы начинаем публикацию петроглифов Елангаша. Инициатива работ по петроглифам Елангаша принадлежит этнографу-исследователю традиционной культуры алтайского народа Е.М. Тощаковой. За это авторы книги выражают ей свою глубокую благодарность.

Вступительная обобщающая глава написана участником экспедиции Е.А. Окладниковой, глава, содержащая по необходимости краткое описание наскальных рисунков Елангаша, - В.Д. Запорожской.

Авторы настоящей работы выражают надежду, что предлагаемое читателю сжатое описание рисунков послужит в качестве путеводной нити в лабиринте древних символов, анималистических композиций и многочисленных батальных сцен петроглифов долины. Отсутствие такого описания, несомненно, затруднило бы выявление сюжетов петроглифов и осложнило дальнейший стилистический и хронологический их анализ.

В.Д. Запорожская и Э.А. Скорынина выполнили труднейшую работу по оформлению самой важной части книги - её многочисленных таблиц, в которых представлены сами наскальные изображения - сотни рисунков различных времен и стилей.

Следует отдать должное той огромной технической работе лаборантов Института истории, филологии и философии Сибирского отделения АН СССР по заливке калек с рисунками и фотографов по съёмке и подготовке к изданию рисунков.

В настоящем издании публикуются только материалы экспедиции 1969 г.: пять местонахождений петроглифов на левом берегу р. Елангаш.

Мы надеемся, что издание в дальнейшем будет продолжено, и читатели познакомятся с теми материалами, которые ещё ждут своей очереди.

Итак, речь пойдёт о древнем искусстве Алтая. Алтай, величественный и грандиозный, сияющий вечными снегами, покрытый в летнее время зелёным покровом альпийских лугов, с его удивительным Телецким озером и быстрыми горными реками. Он славится в богатырских былинах тюркских и монгольских племён. Алтай веками и тысячелетиями привлекал к себе различные племена и народы. Здесь проходили караванные пути с Запада на Восток. По древним легендам, Алтай - родина «голубых тюрков». Это место, где создавались мощные культурные очаги, скрещивались и синтезировались различные культуры.

Алтай питал творчество и вдохновлял многие поколения художников. Разумеется, каждое поколение творило по-своему, создавало свои творческие школы, свои эстетические и мировоззренческие каноны. Каждое из них оставляло память о себе и своём времени. Такой памятью являются и выбитые на скалах, а также вырезанные на камне рисунки. До смысла их, до запечатлённых в них переживаний давно исчезнувших людей не так легко, а в большинстве случаев просто невозможно добраться нам, людям XX столетия. Тем важнее представить факты, опубликовать дописьменные исторические документы прошлого возможно полнее, точнее, объективнее, т.е. такими, какие они есть. И тем самым создать базу для дальнейших углублённых разысканий и размышлений, для творческого поиска.

Такова основная цель, которую поставили перед собой авторы монографии. Хочется надеяться, что книга найдёт своего внимательного и доброжелательного читателя, который сможет, опираясь на уже сделанное, продолжить поиск авторов более глубоким осмыслением собранного материала.

А.П. Окладников

В настоящей книге изложены фактический материал и краткая историография исследования ранее неизвестной области древнего искусства и культуры в предгорьях Южно-Чуйского хребта Горно-Алтайской автономной области - петроглифы Елангаша, оставленные охотниками, кочевниками и скотоводами.

При первом знакомстве с петроглифами Елангаша может показаться, что композиции их относительно малосодержательны и несколько однообразны. Но при специальном анализе выявляется, что наскальные рисунки делятся на ряд групп, которые по стилю и содержанию отражают длительный историко-культурный процесс, протекавший на территории Горного Алтая.

Елангашская долина расположена на границе обширной горной страны и лесостепной полосы. В районе этого своеобразного коридора, по которому проходили древние караванные тропы, скрещивались культурные влияния и рождались самобытные культуры. Елангашские петроглифы, входя в круг памятников наскального искусства Горного Алтая, выделяются своей самобытностью среди других памятников наскального искусства нашей страны.

Искусство петроглифов Алтая и, в частности, Елангашской долины, по тематике анималистично, а идейно глубоко связано с миром представлений, запечатлённых в эпосе алтайцев. Оно, несомненно, реалистично в своей основе, образно отражает быт кочевников и скотоводов. Вспомним характерные сюжеты: господствующий образ зверя, колесницы, лучники, сцены охоты, перекочёвок, сражений, алтайские «пасторали». Своеобразие елангашских петроглифов настолько явно, что их без колебания можно назвать одним большим комплексом.

Елангашские петроглифы, располагаясь па перекрёстке караванных дорог из Азии в Европу, явно тяготеют к наскальному искусству Центральной Азии, однако тематике их не были чужды и хорошо известные общемировые сюжеты, которые характерны для всех памятников наскального искусства нашей страны. На камнях Елангаша мы видим образы солярных животных - золоторогого олепя и священного быка с дугообразными, повторяющими по форме луну - полумесяц, рогами. Золоторогие солярные животные Елангаша наравне с космическим лосем сибирской тайги и древнеегипетским Аписом - звенья одной цепи древних представлений о зооморфной Вселенной и основе мироздания.

Возникнув в предсакскую эпоху, искусство наскальных изображений долины р. Елангаш на протяжении веков претерпело много изменений и в стиле, и в манере исполнения, хотя тематика его во многом осталась прежней. Это связано с переменами в этническом составе населения этих территорий, с большими историческими событиями далеких времён.

Настоящей книгой положено начало публикации материалов волнующего и загадочного наскального искусства елангашского святилища - своеобразного центра древней художественной культуры Северной Азии.


Изучение наскальных рисунков Алтая ведется больше столетия, но даже сейчас, ни один исследователь не может с полной уверенностью определить точное число петроглифических памятников. Большинство рисунков, относятся к эпохе бронзы. Рисунки отражают сложный и длительный процесс исторического развития культуры охотников, скотоводов и кочевников Алтая. По мнению исследователей, наскальное искусство было связано с культом камней и гор.
В долине реки Елангаш (Дьалангаш, Дъелангаш) находится самое известное и богатое место скопления наскальных рисунков.

Высказывается мнение, что рисунков может достигать 90 тысяч, а самым древним из них более 11 тысячи лет! Поля камней с рисунками протянулись на 18 километров по обоим берегам реки Елангаш, и до полутора километров в ширину. Наиболее распространенными сюжетами петроглифов являются олени, козлы, процессия быков, антропоморфные фигуры, верблюды, колесницы, борьба зверей и т.д. Рисунки выполнены в технике точечной выбивки и граффити.







На сегодня, учёными скопировано более 30 000 рисунков. Особенно целенаправленными и результативными были исследования Алтайского отряда ИИФФ СО АН СССР по изучению петроглифов Чуйской степи. Итогом 11 полевых сезонов, 1969 - 1979 годов, стало издание пяти сводных монографий, в которые вошло 14 000 скопированных рисунков. Ещё 15 000 рисунков Елангаша, хранятся в фондах Института этнографии (Санкт-Петербург) и ждут своей публикации. Наиболее часто звучат имена исследователей Елангаша: академик Окладников А.П. и Окладникова Е.А., этнограф Тощакова Е.М., профессор Кубарев В.Д.

Многие рисунки, найденные в долине Елангаш, это не отдельные изображения, а сцены из жизни.

Лучники держат в руках большие луки с натянутой тетивой, хорошо переданы форма кибити луков в виде буквы «М», что можно считать признаком рефлексирующих луков.

Самые информативные наскальные изображения находятся в верховьях реки, они были открыты в 1972 году, при проведении археологической разведки в Юго-Восточном Алтае. В устье ручья Турай, впадающего справа в реку Елангаш, на заглаженных ледником коренных выходах, сконцентрированы петроглифы эпохи бронзы. Среди них также отмечены скопления рисунков колесниц, быков, оленей, лошадей, козлов, верблюдов и всадников.
Добрать в долину Елангаш и посмотреть наскальные рисунки можно только на полноприводном автомобиле. Река Елангаш берёт начало с покрытых вечными снегами склонов Южно-Чуйского хребта. Сначала необходимо добраться до села Ортолык, проехать село насквозь в направлении дороги на старый Бельтир (Кызыл-Маны), в самом начале бельтирской дороги будет хорошо накатанный поворот налево, с него и начинается дорога в долину Елангаш. Покрытие каменистое, нужно быть осторожнее с покрышками автомобиля. Проехав три стоянки, дорога выходит в водоводной трубе, служащей для орошения. Нужно переехать за трубу и двигаться в направлении линии гор, труба останется по правую руку, и некоторое время будет идти вдоль дороги. Здесь дорога несколько раз петляет и раздваивается, держитесь направления в сторону гор и не отклоняйтесь далеко от маршрута. "За трубой" дорога значительно ухудшается, несколько раз спускается к реке, идёт вдоль самого берега. В скором времени появится стоянка пастухов. Уже здесь можно попытать счастье в поиске рисунков, но число их незначительно. Лучше продолжать двигаться дальше. Но на пути придётся преодолеть несколько бродов, заболоченных участков. На пути встретится ещё два зимовья.
Постоянно в них никто не живёт и можно остановиться на ночлег. У зимовий число рисунков очень велико. Переходя от камня к камню можно легко находить древние изображения. Далее последнего зимовья проехать очень проблематично, а ещё лучше сделать стоянку у зимовья в долине Елангаша.

Изучение наскальных рисунков Алтая ведется больше столетия, но даже сейчас, ни один исследователь не может с полной уверенностью определить точное число петроглифических памятников. Большинство рисунков, относятся к эпохе бронзы. Рисунки отражают сложный и длительный процесс исторического развития культуры охотников, скотоводов и кочевников Алтая. По мнению исследователей, наскальное искусство было связано с культом камней и гор.

В долине реки Елангаш (Дьалангаш, Дъелангаш) находится самое известное и богатое место скопления наскальных рисунков.

Высказывается мнение, что рисунков может достигать 90 тысяч, а самым древним из них более 11 тысячи лет! Поля камней с рисунками протянулись на 18 километров по обоим берегам реки Елангаш, и до полутора километров в ширину. Наиболее распространенными сюжетами петроглифов являются олени, козлы, процессия быков, антропоморфные фигуры, верблюды, колесницы, борьба зверей и т.д. Рисунки выполнены в технике точечной выбивки и граффити.


На сегодня, учёными скопировано более 30 000 рисунков. Особенно целенаправленными и результативными были исследования Алтайского отряда ИИФФ СО АН СССР по изучению петроглифов Чуйской степи. Итогом 11 полевых сезонов, 1969 - 1979 годов, стало издание пяти сводных монографий, в которые вошло 14 000 скопированных рисунков. Ещё 15 000 рисунков Елангаша, хранятся в фондах Института этнографии (Санкт-Петербург) и ждут своей публикации. Наиболее часто звучат имена исследователей Елангаша: академик Окладников А.П. и Окладникова Е.А., этнограф Тощакова Е.М., профессор Кубарев В.Д.


Многие рисунки, найденные в долине Елангаш, это не отдельные изображения, а сцены из жизни.

<< Так на рисунке, выразительная сцена поединка четырех пеших лучников.

Лучники держат в руках большие луки с натянутой тетивой, хорошо переданы форма кибити луков в виде буквы «М», что можно считать признаком рефлексирующих луков.

Самые информативные наскальные изображения находятся в верховьях реки, они были открыты в 1972 году, при проведении археологической разведки в Юго-Восточном Алтае. В устье ручья Турай, впадающего справа в реку Елангаш, на заглаженных ледником коренных выходах, сконцентрированы петроглифы эпохи бронзы. Среди них также отмечены скопления рисунков колесниц, быков, оленей, лошадей, козлов, верблюдов и всадников.


Простая схема поможет самостоятельно ориентироваться в эпохах когда выполненны рисунки.

Добрать в долину Елангаш и посмотреть наскальные рисунки можно только на полноприводном автомобиле. Река Елангаш берёт начало с покрытых вечными снегами склонов Южно-Чуйского хребта. Сначала необходимо добраться до села Ортолык, проехать село насквозь в направлении дороги на старый Бельтир (Кызыл-Маны), в самом начале бельтирской дороги будет хорошо накатанный поворот налево, с него и начинается дорога в долину Елангаш. Покрытие каменистое, нужно быть осторожнее с покрышками автомобиля. Проехав три стоянки, дорога выходит в водоводной трубе, служащей для орошения. Нужно переехать за трубу и двигаться в направлении линии гор, труба останется по правую руку, и некоторое время будет идти вдоль дороги. Здесь дорога несколько раз петляет и раздваивается, держитесь направления в сторону гор и не отклоняйтесь далеко от маршрута. "За трубой" дорога значительно ухудшается, несколько раз спускается к реке, идёт вдоль самого берега. В скором времени появится стоянка пастухов. Уже здесь можно попытать счастье в поиске рисунков, но число их незначительно. Лучше продолжать двигаться дальше. Но на пути придётся преодолеть несколько бродов, заболоченных участков. На пути встретится ещё два зимовья.



Самое верхнее зимовье
Постоянно в них никто не живёт и можно остановиться на ночлег. У зимовий число рисунков очень велико. Переходя от камня к камню можно легко находить древние изображения. Далее последнего зимовья проехать очень проблематично, а ещё лучше сделать стоянку у

Рассказать друзьям