Большой театр стиль архитектуры. Большой театр в разных архитектурных стилях

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

История

Большой театр начинался как частный театр губернского прокурора князя Петра Урусова. 28 марта 1776 г. императрица Екатерина II подписала князю «привилегию» на содержание спектаклей, маскарадов, балов и прочих увеселений сроком на десять лет. Эта дата считается днем основания московского Большого театра. На первом этапе существования Большого театра оперная и драматическая труппы составляли единое целое. Состав был самым разнообразным: от крепостных артистов - до приглашенных из-за границы звезд.

В формировании оперно-драматической труппы большую роль сыграл Московский университет и учреждённые при нём гимназии, в которых давалось хорошее музыкальное образование. Были учреждены Театральные классы при Московском воспитательном доме, которые также поставляли кадры в новую труппу.

Первое здание театра было построено на правом берегу реки Неглинки. Оно выходило на улицу Петровка, отсюда театр и получил свое название - Петровский (впоследствии его будут называть Старым Петровским театром). Его открытие состоялось 30 декабря 1780 г. Давали торжественный пролог «Странники», написанный А. Аблесимовым, и большой пантомимический балет «Волшебная школа», поставленный Л. Парадизом на музыку Й. Старцера. Затем репертуар формировался преимущественно из русских и итальянских комических опер с балетами и отдельных балетов.

Петровский театр, возведенный в рекордные сроки - меньше, чем за полгода, стал первым построенным в Москве публичным театральным зданием такой величины, красоты и удобства. К моменту его открытия князь Урусов, правда, уже был вынужден уступить свои права компаньону, и в дальнейшем «привилегия» была продлена только одному Медоксу.

Однако и его ожидали разочарования. Вынужденный постоянно испрашивать займы у Опекунского совета, Медокс не вылезал из долгов. К тому же, и мнение властей - ранее весьма высокое - о качестве его антрепренерской деятельности изменилось радикально. В 1796 г. срок личной привилегии Медокса истек, так что и театр, и долги по нему были переданы в ведение Опекунского совета.

В 1802-03 гг. театр был отдан на откуп князю М. Волконскому, владельцу одной из лучших московских домашних театральных трупп. А в 1804 г., когда театр вновь перешел в ведение Опекунского совета, Волконский фактически был назначен его директором «на жалованье».

Уже в 1805 г. возник проект создать в Москве театральную дирекцию «по образу и подобию» петербургской. В 1806 г. он был реализован - и московский театр обрел статус императорского, перейдя в ведение единой Дирекции императорских театров.

В 1806 г. школа, которую имел Петровский театр, была реорганизована в Императорское Московское театральное училище для подготовки артистов оперы, балета, драмы и музыкантов театральных оркестров (в 1911 г. оно стало хореографическим).

Осенью 1805 г. здание Петровского театра сгорело. Труппа стала выступать на частных сценах. А с 1808 г. - на сцене нового Арбатского театра, построенного по проекту К. Росси. Это деревянное здание тоже погибло в огне пожара - во время Отечественной войны 1812 г.

В 1819 г. был объявлен конкурс на проект нового здания театра. Победил проект профессора Академии художеств Андрея Михайлова, признанный, однако, слишком дорогостоящим. В результате, московский губернатор князь Дмитрий Голицын приказал архитектору Осипу Бове исправить его, что тот и сделал, причем, значительно улучшив.

В июле 1820 г. началось строительство нового здания театра, которому предстояло стать центром градостроительной композиции площади и прилегающих улиц. Фасад, украшенный мощным портиком на восьми колоннах с большой скульптурной группой - Аполлоном на колеснице с тремя конями, «смотрел» на строившуюся Театральную площадь, что способствовало ей много к украшенью.

В 1822–23 гг. московские театры были выделены из общей Дирекции императорских театров и переданы в ведение московского генерал-губернатора, получившего полномочия назначать московских директоров императорских театров.

«Еще ближе, на широкой площади, возвышается Петровский театр, произведение новейшего искусства, огромное здание, сделанное по всем правилам вкуса, с плоской кровлей и величественным портиком, на коем возвышается алебастровый Аполлон, стоящий на одной ноге в алебастровой колеснице, неподвижно управляющий тремя алебастровыми конями и с досадою взирающий на кремлевскую стену, которая ревниво отделяет его от древних святынь России!»
М. Лермонтов, юношеское сочинение «Панорама Москвы»

6 января 1825 г. состоялось торжественное открытие нового Петровского театра - куда большего, чем утраченный старый, и потому названного Большим Петровским. Исполнялись написанный специально по случаю пролог «Торжество муз» в стихах (М. Дмитриева), с хорами и танцами на музыку А. Алябьева, А. Верстовского и Ф. Шольца, а также балет «Сандрильона» поставленный приглашенной из Франции танцовщицей и балетмейстером Ф.В. Гюллень-Сор на музыку ее мужа Ф. Сора. Музы торжествовали над пожаром, уничтожившим старое здание театра, и, предводительствуемые Гением России, роль которого исполнял двадцатипятилетний Павел Мочалов, возрождали из пепла новый храм искусства. И хотя театр был действительно очень большим, вместить всех желающих он не мог. Подчеркивая важность момента и снисходя к переживаниям страждущих, триумфальное представление целиком повторили на следующий день.

Новый театр, превзошедший величиной даже столичный, петербургский Большой каменный театр, отличался монументальным величием, соразмерностью пропорций, гармонией архитектурных форм и богатством внутреннего убранства. Он оказался очень удобным: в здании имелись галереи для прохода зрителей, лестницы, ведущие на ярусы, угловые и боковые залы для отдыха и поместительные гардеробные. Огромный зрительный зал вмещал свыше двух тысяч человек. Оркестровая яма была углублена. На время маскарадов пол партера поднимали до уровня авансцены, оркестровую яму закрывали специальными щитами, - и получался прекрасный «танцпол».

В 1842 г. московские театры были вновь отданы в подчинение общей Дирекции императорских театров. Директором тогда был А. Гедеонов, а управляющим Московской театральной конторой назначили знаменитого композитора А. Верстовского. Годы, когда он был «у власти» (1842–59), получили наименование «эпохи Верстовского».

И хотя на сцене Большого Петровского театра продолжали ставить драматические спектакли, однако все большее место в его репертуаре стали занимать оперы и балеты. Ставились произведения Доницетти, Россини, Мейербера, молодого Верди, из русских композиторов - и Верстовского, и Глинки (в 1842г. состоялась московская премьера «Жизни за царя», в 1846 г. - оперы «Руслан и Людмила»).

Здание Большого Петровского театра просуществовало почти 30 лет. Но и его постигла все та же печальная участь: 11 марта 1853 в театре вспыхнул пожар, который продолжался три дня и уничтожил все, что мог. Сгорели театральные машины, костюмы, музыкальные инструменты, ноты, декорации... Почти полностью было уничтожено и само здание, от которого остались только обгорелые каменные стены и колонны портика.

В конкурсе на восстановление театра приняли участие три видных российских архитектора. Выиграл его профессор Петербургской Академии художеств, главный архитектор императорских театров Альберт Кавос. Он и специализировался в основном на театральных зданиях, прекрасно разбирался в театральной технологии и в проектировании многоярусных театров со сценой-коробкой и с итальянскими и французскими типами лож.

Восстановительные работы продвигались стремительно. В мае 1855 г. была закончена разборка руин и началась реконструкция здания. А в августе 1856 г. оно уже распахнуло свои двери для публики. Подобная скорость объяснялась тем, что строительство необходимо было завершить к торжествам по случаю коронации императора Александра II. Большой театр, практически выстроенный заново и с весьма значительными изменениями по сравнению с прежним зданием, открылся 20 августа 1856 оперой «Пуритане» В. Беллини.

Общая высота здания увеличилась почти на четыре метра. Несмотря на то, что сохранились портики с колоннами Бове, облик главного фасада довольно сильно видоизменился. Появился второй фронтон. Конная тройка Аполлона была заменена квадригой, отлитой из бронзы. На внутреннем поле фронтона появился алебастровый барельеф, представляющий собой летящих гениев с лирой. Изменились фриз и капители колонн. Над входами боковых фасадов были установлены наклонные козырьки на чугунных столбах.

Но главное внимание театральный архитектор, разумеется, уделил зрительному залу и сценической части. Во второй половине XIX века Большой театр считался одним из лучших в мире по своим акустическим свойствам. И этим он был обязан мастерству Альберта Кавоса, спроектировавшего зрительный зал как огромный музыкальный инструмент. Деревянные панели из резонансной ели пошли на отделку стен, вместо железного потолка был сделан деревянный, и живописный плафон был сложен из деревянных щитов - в этом зале все работало на акустику. Даже декор лож, выполненный из папье-маше. Ради улучшения акустики зала Кавос к тому же засыпал помещения под амфитеатром, где был размещен гардероб, а вешалки перенес на уровень партера.

Значительно расширилось пространство зрительного зала, что позволило сделать аванложи - маленькие гостиные, обставленные для приема визитеров из партера или лож, расположенных по соседству. Шестиярусный зал вмещал почти 2300 зрителей. С обеих сторон возле сцены располагались литерные ложи, предназначавшиеся для царской фамилии, министерства двора и дирекции театра. Парадная царская ложа, немного выступающая в зал, стала его центром, противоположным сцене. Барьер Царской ложи поддерживали консоли в виде согнутых атлантов. Малиново-золотое великолепие поражало всех, кто входил в этот зал, - как в первые годы существования Большого театра, так и десятилетия спустя.

«Я постарался украсить зрительный зал как можно более пышно и в то же время по возможности легко, во вкусе ренессанса, смешанном с византийским стилем. Белый цвет, усыпанный золотом, ярко-малиновые драпировки внутренних лож, различные на каждом этаже штукатурные арабески и основной эффект зрительного зала - большая люстра из трех рядов светильников и украшенных хрусталем канделябров - все это заслужило всеобщее одобрение».
Альберт Кавос

Люстра зрительного зала первоначально освещалась 300 масляными лампами. Чтобы зажечь масляные светильники, ее поднимали через отверстие в плафоне в специальное помещение. Вокруг этого отверстия была построена круговая композиция плафона, на котором академиком А. Титовым была выполнена роспись «Аполлон и музы». Эта роспись «с секретом», открывающимся только очень внимательному глазу, который, вдобавок ко всему, должен принадлежать знатоку древнегреческой мифологии: вместо одной из канонических муз - музы священных гимнов Полигимнии Титов изобразил выдуманную им музу живописи - с палитрой и кистью в руках.

Парадный подъемно-опускной занавес был создан итальянским художником, профессором Петербургской Императорской академии изящных искусств Казроэ Дузи. Из трех эскизов был выбран тот, что изображал «Въезд Минина и Пожарского в Москву». В 1896 г. его заменили новым - «Видом на Москву с Воробьевых гор» (выполненного П. Ламбиным по рисунку М. Бочарова), использовавшимся в начале и в конце спектакля. А для антрактов был выполнен еще один занавес - «Торжество муз» по эскизу П. Ламбина (единственный сохранившийся сегодня в театре занавес XIX века).

После революции 1917 г. занавесы императорского театра отправили в изгнание. В 1920 г. театральный художник Ф. Федоровский, работая над постановкой оперы «Лоэнгрин», выполнил раздвижной занавес из окрашенного бронзой холста, который стал использоваться затем в качестве основного. В 1935 г. по эскизу Ф. Федоровского был выполнен новый занавес, на котором были вытканы революционные даты - «1871, 1905, 1917». В 1955 г. на полвека в театре воцарился знаменитый золотой «советский» занавес Ф.Федоровского - с вытканной государственной символикой СССР.

Как и большинство зданий на Театральной площади, Большой театр был построен на сваях. Постепенно здание ветшало. Осушительные работы понизили уровень грунтовых вод. Верхняя часть свай сгнила, и это вызвало большую осадку здания. В 1895 и 1898 гг. был произведен ремонт фундаментов, который на время помог приостановить происходящие разрушения.

Последний спектакль Императорского Большого театра состоялся 28 февраля 1917 г. И уже 13 марта открылся Государственный Большой театр.

После Октябрьской революции не только фундаменты, но и само существование театра оказалось под угрозой. Несколько лет ушло на то, чтобы власть победившего пролетариата навсегда оставила идею закрыть Большой театр и погубить его здание. В 1919 г. она присвоила ему звание академического, что по тем временам еще не давало гарантию даже на безопасность, поскольку уже через несколько дней вновь горячо дебатировался вопрос о его закрытии.

Однако в 1922 г. правительство большевиков все-таки находит закрытие театра хозяйственно нецелесообразным. К тому времени оно уже вовсю «приспосабливало» здание к своим нуждам. В Большом театре проходили Всероссийские съезды Советов, заседания ВЦИК, конгрессы Коминтерна. И образование новой страны - СССР - тоже было провозглашено со сцены Большого театра.

Еще в 1921 г. специальная правительственная комиссия, обследовав здание театра, нашла его состояние катастрофическим. Было решено развернуть противоаварийные работы, руководителем которых был назначен архитектор И. Рерберг. Тогда были укреплены основания под кольцевыми стенами зрительного зала, восстановлены помещения гардеробов, перепланированы лестницы, созданы новые репетиционные залы и артистические уборные. В 1938 г. была произведена и капитальная реконструкция сцены.

Генеральный план реконструкции Москвы 1940-41 гг. предусматривал снос всех домов за Большим театром вплоть до Кузнецкого моста. На освободившейся территории предполагалось построить необходимые для работы театра помещения. А в самом театре должна была быть налажена пожарная безопасность и вентиляции. В апреле 1941г.Большой театр был закрыт для проведения необходимых ремонтных работ. А через два месяца началась Великая Отечественная война.

Часть коллектива Большого театра уехала в эвакуацию в Куйбышев, часть осталась в Москве и продолжила играть спектакли на сцене филиала. Многие артисты выступали в составе фронтовых бригадах, другие сами ушли на фронт.

22 октября 1941 г. в четыре часа дня в здание Большого театра попала бомба. Взрывная волна прошла наискось между колоннами портика, пробила фасадную стену и произвела значительные разрушения в вестибюле. Несмотря на тяготы военного времени и страшный холод, зимой 1942 г. в театре начались восстановительные работы.

И уже осенью 1943 г. Большой театр возобновил свою деятельность постановкой оперы М. Глинки «Жизнь за царя», с которой сняли клеймо монархической и признали патриотической и народной, правда, для этого понадобилось пересмотреть ее либретто и дать новое благонадежное название - «Иван Сусанин».

Косметический ремонт в театре проводился ежегодно. Регулярно предпринимались и более масштабные работы. Но по-прежнему катастрофически не хватало репетиционных помещений.

В 1960 г. в здании театра был сооружен и открыт большой репетиционный зал - под самой крышей, в помещении бывшего декорационного зала.

В 1975 г. к празднованию 200-летия театра были проведены некоторые реставрационные работы в зрительном и Бетховенском залах. Однако главные проблемы - неустойчивость фундаментов и нехватка помещений внутри театра - решены не были.

Наконец в 1987 г. постановлением Правительства страны было принято решение о необходимости срочной реконструкции Большого театра. Но всем было ясно, что в целях сохранения труппы театр не должен прекращать свою творческую деятельность. Нужен был филиал. Однако прошло восемь лет прежде, чем был заложен первый камень в основание его фундамента. И еще семь прежде, чем здание Новой сцены было построено.

29 ноября 2002 г. Новая сцена открылась премьерой оперы «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова, постановкой вполне соответствующей духу и предназначению нового здания, то есть новаторской, экспериментальной.

В 2005 г. Большой театр закрылся на реставрацию и реконструкцию. Но об этом отдельная глава летописи Большого театра.

Продолжение следует...

Распечатать

Принято считать, что Большой театр был основан в марте 1776 года, когда известный меценат, московский прокурор князь Петр Урусов получил высочайшее позволение "содержать... театральные всякого рода представления". Урусов и его компаньон Михаил Медокс создали в Москве первую постоянную труппу.

Первоначально театр не имел собственного здания и чаще всего давал представления в доме Воронцова на Знаменке. Но уже в 1780 году по проекту Х. Розберга на средства Медокса было построено специальное каменное здание на месте современного Большого театра. По названию улицы, на которой находился театр, он стал именоваться "Петровским".

Репертуар этого первого профессионального театра Москвы составили драматические, оперные и балетные спектакли. Особым вниманием пользовались оперы, поэтому "Петровский театр" чаще называли "Оперным домом".

В 1805 году здание сгорело, и до 1825 года спектакли вновь ставились на разных площадках.

В 1820-е годы площадь перед бывшим Петровским театром была реконструирована. По замыслу архитектора здесь появился целый классический ансамбль, доминантой которого стало здание Большого театра (1824 г.). Оно частично включало стены сгоревшего Петровского театра.

Восьмиколонное здание в классическом стиле с колесницей бога Аполлона над портиком, декорированное внутри в красно-золотых тонах, по признанию современников, было лучшим театром в Европе и по масштабам уступало только миланскому "Ла Скала". Открылся он 6 (18) января 1825 года.

Но и этот театр постигла участь предшественника: 11 марта 1853 года по неизвестной причине в театре начался пожар. Погибли костюмы, декорации, архив труппы, часть нотной библиотеки, редкие музыкальные инструменты, пострадало и само здание.

Его восстановлением руководил Альберт Кавос. Он принял за основу объемно-пространственную структуру Бове, но увеличил высоту здания, изменил пропорции и переработал декор; по бокам появились чугунные галереи с лампами. Кавос изменил форму и размер главного зрительного зала, который стал вмещать до 3 тысяч человек. Алебастровая группа Аполлона, украшавшая театр Бове, погибла в пожаре. Для создания новой Кавос пригласил известного русского скульптора Петра Клодта, автора знаменитых конных групп на Аничковом мосту через реку Фонтанку в Петербурге. Клодт создал известную ныне на весь мир скульптурную группу с Аполлоном.

Новый Большой театр был отстроен за 16 месяцев и открыт 20 августа 1856 года к коронации Александра II.

В таком виде театр просуществовал до конца ХХ века. В 2005 году началась самая масштабная реставрация и реконструкция Большого театра. Проект реставрации был неоднократно пересмотрен. Обновленный Большой театр открылся 11 октября 2011 года.

При одном лишь упоминании Большого у театралов всего мира захватывает дух и начинает чаще биться сердце. Билет на его спектакль – лучший подарок, а каждая премьера сопровождается шквалом восторженных откликов как поклонников, так и критиков. Государственный академический Большой театр России имеет солидный вес не только в нашей стране, но и за рубежом, ведь на его сцене всегда выступали лучшие певцы и танцоры своей эпохи.

Как начинался Большой театр

В начале весны 1776 года императрица Екатерина II своим высочайшим указом повелела организовать в Москве «театральные … представления». Исполнить волю государыни поспешил князь Урусов , служивший губернским прокурором. Он приступил к возведению здания театра на Петровке. Открыться храм искусства не успел, так как погиб в пожаре еще на этапе строительства.

Тогда за дело взялся предприниматель Майкл Меддокс , под руководством которого возвели кирпичное здание, украшенное белокаменным декором и имевшее в высоту три этажа. Театр, названный Петровским, открыли в самом конце 1780 года. Его зал вмещал около тысячи зрителей, еще столько же поклонников Терпсихоры могли смотреть спектакли с галерки. Меддокс владел зданием до 1794 года. За это время на сцене Петровского театра было поставлено более 400 спектаклей.

В 1805 году новый пожар уничтожил уже каменную постройку, и долгое время труппа скиталась по сценам домашних театров московской аристократии. Наконец, спустя три года знаменитый зодчий К. И. Росси закончил строительство нового здания на Арбатской площади, но и его не пощадила огненная стихия. Новый храм музыкального искусства погиб в большом пожаре, который случился в Москве во время оккупации столицы наполеоновской армией.

Спустя четыре года московская комиссия о застройке объявила конкурс на лучший проект нового здания музыкального театра. Конкурс выиграл проект профессора Императорской академии художеств А. Михайлова . Позже в чертежи внес существенные доработки претворявший идею в жизнь архитектор О. И. Бове .

Историческое здание на Театральной площади

При строительстве нового здания был частично использован фундамент сгоревшего Петровского театра. Идея Бове состояла в том, что театр должен был символизировать победу над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года. В результате здание представляло собой стилизованный храм в стиле ампир, а величие постройки подчеркивалось широкой площадью, разбитой перед главным фасадом.

Торжественное открытие состоялось 6 января 1825 года , и зрители, присутствовавшие на представлении «Торжество муз», отмечали великолепие здания, красоту декораций, восхитительные костюмы и, конечно, непревзойденное мастерство исполнителей главных ролей в первом спектакле на новой сцене.

К сожалению, судьба не пощадила и эту постройку, и после пожара 1853 года от нее остались лишь портик с колоннадой и внешние стены из камня. Восстановительные работы под руководством главного архитектора Имперских театров Альберта Кавоса продолжались три года. В результате пропорции здания были немного изменены: театр стал значительно шире и просторнее. Фасадам были приданы эклектичные черты, а скульптуру Аполлона, погибшую в огне, заменила бронзовая квадрига. Премьера спектакля «Пуритане» Беллини в обновленном здании состоялась в 1856 году.

Большой театр и новые времена

Революция принесла множество изменений во все сферы жизни, и театр не стал исключением. Сначала Большому присвоили звание академического, а потом и вовсе хотели закрыть, но ВЦИК вынес постановление о сохранении театра. В 20-х годах здание подверглось некоторым ремонтным работам, в результате которых были не только укреплены стены, но и уничтожена любая возможность для зрителей продемонстрировать свою ранговую иерархию.

Великая Отечественная война стала непростым временем для труппы. Театр эвакуировали в Куйбышев, и спектакли ставились на местной сцене. Артисты вносили немалый вклад в фонд обороны, за что труппа удостоилась благодарности от руководителя государства.

В послевоенные годы ГАБТ неоднократно реконструировался. Последние работы велись на исторической сцене в период с 2005 по 2011 годы.

Репертуар в прошлом и настоящем

В первые годы существования театра его труппа не придавала слишком большого значения содержанию постановок. Обычными зрителями спектаклей становились аристократы, проводившие время в праздности и развлечениях. Каждый вечер на сцене могли играть до трех-четырех спектаклей, и, дабы не наскучить немногочисленной публике, меняли репертуар очень часто. Популярными были и бенефисы, которые устраивали как знаменитые и ведущие актеры, так и второй состав. За основу спектаклей брались произведения европейских драматургов и композиторов, но и танцевальные зарисовки на темы русского народного быта и жизни также присутствовали в репертуаре.

В XIX веке на сцене Большого начинают ставить значительные музыкальные произведения, которые становятся историческими событиями в культурной жизни Москвы. В 1842 году впервые играют «Жизнь за царя» Глинки , а в 1843 году зрители аплодируют солистам и участникам балета А. Адана «Жизель» . Вторая половина XIX столетия ознаменована работами Мариуса Петипа , благодаря которому Большой известен как первая сцена для «Дон Кихота Ламанчского» Минкуса и «Лебединого озера» Чайковского .

Расцвет главного московского театра приходится на конец XIX – начало ХХ вв. В этот период на сцене Большого блистают Шаляпин и Собинов , чьи имена становятся известны всему миру. Репертуар обогащается оперой «Хованщина» Мусоргского , за дирижерский пульт встает Сергей Рахманинов , а в работе над декорациями для спектаклей принимают участие великие русские художники – Бенуа, Коровин и Поленов.

Советская эпоха принесла множество изменений и на театральную сцену. Идеологической критике подвергаются многие спектакли, и хореографы Большого стремятся находить новые формы в танцевальном искусстве. Опера представлена произведениями Глинки, Чайковского, Мусоргского и Римского-Корсакова, но и имена советских композиторов на афишах и обложках программок мелькают все чаще.

После окончания войны самыми значимыми премьерами ГАБТа стали «Золушка» и «Ромео и Джульетта» Прокофьева . В главных ролях в балетных постановках блистает несравненная Галина Уланова. В 60-х годах зрителей покоряет Майя Плисецкая , танцующая «Кармен-сюиту», и Владимир Васильев в роли Спартака в балете А. Хачатуряна.

В последние годы труппа все чаще прибегает к экспериментам, которые не всегда однозначно оцениваются зрителем и критиками. В работе над спектаклями участвуют драматические и кинорежиссеры, партитуры возвращаются к авторским редакциям, концепция и стиль декораций все чаще становятся предметом ожесточенных споров, а постановки транслируются в кинотеатрах в разных странах мира и на интернет-каналах.

За время существования ГАБТа с ним было связано множество интересных событий. В театре работали выдающиеся люди своего времени, а главное здание Большого стало одним из символов российской столицы:

- На момент открытия Петровского театра его труппа составляла около 30 артистов и чуть более десятка аккомпаниаторов. Сегодня в ГАБТ служит около тысячи артистов и музыкантов.

В разное время на сцене Большого выступали Елена Образцова и Ирина Архипова, Марис Лиепа и Майя Плисецкая, Галина Уланова и Иван Козловский. За время существования театра более восьмидесяти его артистов были удостоены звания народных, а восьми из них было присвоено звание Героя Социалистического труда. Балерина и хореограф Галина Уланова была удостоена этого почетного звания дважды.

Античная колесница с четырьмя запряженными конями, называемая квадригой, часто изображалась на различных зданиях и сооружениях . Такие колесницы использовались в Древнем Риме во время триумфальных шествий. Квадрига Большого театра была выполнена известным скульптором Петром Клодтом . Не менее знаменитые его работы – скульптурные изображения коней на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге.

В 30-50 х гг. прошлого века главным художником Большого был Федор Фёдоровский – ученик Врубеля и Серова, работавший в начале века с Дягилевым в Париже. Именно он в 1955 году создал знаменитый парчовый занавес ГАБТа, названный «золотым».

- В 1956 году балетная труппа впервые отправилась в Лондон . Так началась серия знаменитых гастролей Большого в странах Европы и мира.

Большой успех на сцене ГАБТа имела Марлен Дитрих . Известная немецкая актриса выступала в здании на Театральной площади в 1964 году. Она привезла в Москву свое знаменитое шоу «Marlene Expirience» и за время выступлений была вызвана на поклон двести раз.

Советский оперный певец Марк Рейзен установил на сцене Большого рекорд Гиннесса. В 1985 году в возрасте 90 лет он исполнил в спектакле «Евгений Онегин» партию Гремина.

В советское время театр был дважды награжден орденом Ленина.

Здание исторической сцены ГАБТа находится в списке объектов культурного наследия народов России.

Последняя реконструкция главного здания Большого обошлась в 35,4 млрд. руб. Работы длились шесть лет и три месяца, и 28 октября 2011 года театр был торжественно открыт после ремонта.

Новая сцена

В 2002 году на улице Большая Дмитровка была открыта Новая сцена ГАБТа. Премьерой стала постановка оперы Римского-Корсакова «Снегурочка». Новая сцена служила основной во время реконструкции главного здания, и в период с 2005 по 2011 годы на ней ставился весь репертуар Большого.

После торжественного открытия обновленного основного здания Новая сцена стала принимать гастролирующие труппы из театров России и мира. Из постоянного репертуара на Большой Дмитровке по-прежнему ставятся оперы «Пиковая дама» Чайковского, «Любовь к трем апельсинам» Прокофьева и «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова. Поклонники балета могут увидеть на Новой сцене «Светлый ручей» Д. Шостаковича и «Кармен-сюиту» Ж. Бизе и Р. Щедрина.

Вид на царскую ложу Большого театра. Акварель 1856 года

Начинался театр с небольшой частной труппы князя Петра Урусова. Постановки талантливого коллектива часто радовали императрицу Екатерину II, которая отблагодарила князя правом руководить всеми увеселительными мероприятиями столицы. Датой основания театра считается 17 марта 1776 года - день, когда Урусов получил эту привилегию. Уже через полгода после волеизъявления императрицы князь возвёл деревянное здание Петровского театра на берегу Неглинки. Но, не успев открыться, театр сгорел. Новое здание требовало больших денежных вложений, и у Урусова появился партнёр - обрусевший англичанин Медокс, успешный антрепренёр и артист балета. Строительство театра обошлось британцу в 130000 рублей серебром. Новый трёхэтажный кирпичный театр распахнул свои двери перед публикой в декабре 1780 года. Через несколько лет из-за денежных неурядиц англичанину пришлось передать управление театром государству, после чего храм Мельпомены стал называться Императорским. В 1805 году здание, выстроенное Медоксом, сгорело.

Несколько лет театральная труппа выступала на домашних подмостках московской знати. Новое здание, появившееся на Арбате в 1808 году, проектировал архитектор Карл Иванович Росси. Но и этот театр был уничтожен пожаром 1812 года.

Через десять лет началось восстановление театра, закончившееся в 1825 году. Но, по печальной традиции, и этому зданию не удалось избежать пожара, случившегося в 1853 году и оставившего после себя только наружные стены. Три года длилось возрождение Большого. Главный архитектор Императорских театров Альберт Кавос, руководивший восстановлением здания, увеличил его высоту, добавил колонны перед входом и портик, над которым возвышалась бронзовая квадрига Аполлона работы Петра Клодта. Фронтон был декорирован двуглавым орлом - гербом России.

В начале 60-х годов XIX века Большой был арендован итальянской оперной труппой. Итальянцы выступали несколько раз в неделю, в то время как для русских постановок остался всего один день. Конкуренция двух театральных коллективов пошла на пользу русским вокалистам, вынужденным оттачивать и улучшать своё мастерство, но невнимание администрации к национальному репертуару мешало русскому искусству добиться популярности у зрителей. Через несколько лет дирекции пришлось прислушаться к требованиям публики и возобновить оперы «Руслан и Людмила» и «Русалка». 1969 год ознаменовался постановкой «Воеводы» - первой оперы Петра Чайковского, для которого Большой стал основной профессиональной площадкой. В 1981 году репертуар театра обогатился оперой «Евгений Онегин».

В 1895 году в театре был проведён капитальный ремонт, окончание которого ознаменовалось такими постановками, как «Борис Годунов» Мусоргского и «Псковитянка» Римского-Корсакова с Фёдором Шаляпиным в роли Ивана Грозного.

В конце 19-го века и в начале 20-го века происходит становление Большого как одного из ведущих центров театрально-музыкальной мировой культуры. В репертуаре театра - лучшие мировые произведения («Валькирия», «Тангейзер», «Паяцы», «Богема») и выдающиеся русские оперы («Садко», «Золотой петушок», «Каменный гость», «Сказание о невидимом граде Китеже»). На сцене театра блещут своим талантом великие русские певцы и певицы: Шаляпин, Собинов, Грызунов, Савранский, Нежданова, Балановская, Азерская; над декорациями трудятся знаменитые русские художники Васнецов, Коровин и Головин.

Большому удалось полностью сохранить свою труппу во время революционных событий и Гражданской войны. На протяжении сезона 1917-1918 годов публика увидела 170 оперных и балетных спектаклей. А в 1919 году театру было присвоено звание «Академический».

20-е и 30-е годы прошлого века становятся временем возникновения и развития советского оперного искусства. На сцене Большого впервые ставятся «Любовь к трём апельсинам», «Трильби», «Иван-солдат», «Катерина Измайлова» Шостаковича, «Тихий Дон», «Броненосец «Потёмкин»».


Во время Великой Отечественной войны часть труппы Большого была эвакуирована в Куйбышев, где продолжались создаваться новые спектакли. Многие артисты театра выезжали с концертами на фронт. Послевоенные годы отмечены талантливыми постановками выдающегося балетмейстера Юрия Григоровича, каждый спектакль которого был заметным событием в культурной жизни страны.

С 2005 по 2011 год в театре была осуществлена грандиозная реконструкция, благодаря которой под зданием Большого появился новый фундамент, были воссозданы легендарные исторические интерьеры, значительно улучшилось техническое оснащение театра, увеличилась репетиционная база.

На сцене Большого родилось более 800 спектаклей, в театре проходили премьеры опер Рахманинова, Прокофьева, Аренского, Чайковского. Балетная труппа всегда была и остаётся желанным гостем в любой стране. Артисты, режиссёры, художники и дирижёры Большого много раз удостаивались самых престижных государственных и международных премий.



Описание

В Большом театре для публики открыты три зрительных зала:

  • Историческая (основная) сцена, вмещающая 2500 человек;
  • Новая сцена, открытая в 2002 году и рассчитанная на 1000 зрителей;
  • Бетховенский зал на 320 мест, знаменитый своей уникальной акустикой.

Историческая сцена предстаёт перед посетителями в том виде, в каком она была во второй половине позапрошлого века и представляет собой полукруглый зал с четырьмя ярусами, украшенный золотом и красным бархатом. Над головами зрителей - легендарная люстра с 26000 хрусталиков, появившаяся в театре в 1863 году и освещающая зал 120 лампами.



Новая сцена открыта по адресу: улица Большая Димитровка, дом 4, строение 2. Во время масштабной реконструкции здесь шли все репертуарные спектакли Большого, а в настоящее время на Новой сцене проходят гастроли зарубежных и российских театров.

Бетховенский зал был открыт в 1921 году. Зрителей приводит в восхищение его интерьер в стиле Людовика XV: стены, обитые шёлком, великолепные хрустальные люстры, итальянская лепнина, ореховые полы. Зал предназначен для проведения камерных и сольных концертов.




Каждую весну перед зданием театра расцветают тюльпаны двух сортов - насыщенно-розовый «Галина Уланова» и ярко-красный «Большой театр», выведенные голландским селекционером Лефебером. В начале прошлого века цветовод увидел Уланову на сцене Большого. Лефебер был так впечатлён талантом русской балерины, что специально в честь её и театра, в котором она блистала, вывел новые сорта тюльпанов. Изображение здания Большого театра можно увидеть на многих почтовых марках и на банкнотах сторублёвого достоинства.

Информация для посетителей

Адрес театра: Театральная площадь, 1. Попасть к Большому можно, пройдя по Театральному проезду от станций метро «Театральная» и «Охотный ряд». От станции «Площадь Революции» до Большого вы дойдёте, перейдя одноимённую площадь. От станции «Кузнецкий мост» нужно идти по улице Кузнецкий мост, а потом повернуть на Театральную площадь.

Бронзовая квадрига работы Петра Клодта

Приобрести билеты на постановки Большого можно как на сайте театра - www.bolshoi.ru , так и в кассах, открытых в Административном здании (ежедневно с 11.00 до 19.00, перерыв с 15.00 до 16.00); в здании Исторической сцены (ежедневно с 12.00 до 20.00, перерыв с 16.00 до 18.00); в здании Новой сцены (ежедневно с 11.00 до 19.00, перерыв с 14.00 до 15.00).

Стоимость билетов варьируется от 100 до 10000 рублей, в зависимости от спектакля, времени представления и места в зрительном зале.

В Большом театре функционирует комплексная система безопасности, включающая в себя видеонаблюдение и обязательный проход всех посетителей через металлоискатель. Не берите с собой колющие и острые предметы - с ними вас не пропустят в здание театра.

Дети допускаются на вечерние спектакли с 10 лет. До этого возраста ребёнок может посещать утренние представления по отдельному билету. Дети до 5 лет в театр не допускаются.


В Историческом здании театра по понедельникам, средам и пятницам проводятся экскурсии, рассказывающие об архитектуре Большого и его прошлом.

Для желающих приобрести что-нибудь на память о Большом театре ежедневно, с 11.00 до 17.00, открыт магазин сувениров. Чтобы попасть в него, нужно войти в театр через подъезд № 9А. Посетители, пришедшие на представление, могут зайти в магазин непосредственно из здания Большого до начала спектакля или после него. Ориентир: левое крыло театра, цокольный этаж, по соседству с «Бетховенским залом».

Фото- и видеосъёмка в театре не разрешаются.

Собираясь в Большой театр, рассчитывайте своё время - после третьего звонка вы не сможете пройти в зал!

Какие ассоциации вызывает слово «большой» у обычного жителя нашей страны? Словосочетание можно даже не продолжать — Большой уже давно стал именем нарицательным главного театра России, расположенного на Театральной площади в центре столицы.


Mihály Zichy. Auditorium of the Bolshoi Theatre. 1856

Место, которое обязательно старались посетить гости столицы, настоящая Мекка театралов не только из России, но и других стран, символ Москвы, здание с интереснейшей историей, своими собственными традициями и атмосферой — все это Государственный академический театр оперы и балета.



Отреставрированный зал Большого театра

Как известно, 28 октября состоялось торжественное открытие театра после шести лет проведения работ по реконструкции этого величественного сооружения. Масштабы мероприятия потрясли всех, билеты на торжество стоили баснословных денег, а между тем свободного места в зале было не отыскать. Впрочем, распределением билетов на церемонию занимались лично представители Администрации президента, и вход туда обычным гражданам был заказан. Зато знаменитости и высокие чиновники заполнили ложи Большого театра практически полностью. Кроме того, миллионы пользователей интернета смогли увидеть церемонию открытия он-лайн.


Церемония открытия Большого — 28 октября

Церемония уже была названа самым значимым событием в культурной жизни нашей страны за последние 20 лет и вызвала большой резонанс во всем мире.

Порадовавшись такому счастливому завершению довольно печальной истории, хотелось бы вспомнить все, что предшествовало торжественному открытию Большого театра.

Предыстория

Прежде чем приступать к рассказу о современной истории главного театра нашей страны, главным событием которой стали длительная реконструкция и торжественное открытие, хотелось бы упомянуть о самых значительных вехах истории Большого театра, чтобы понять — насколько значимым и символичным является это здание для Москвы и России.

Днем открытия Большого, тогда еще частного театра, считается 28 марта 1776 года, когда Екатерина Вторая подписала указ, согласно которому князь Петр Урусов получал привилегии сроком на десять лет на содержание спектаклей, балов, маскарадов и прочих увеселений. Самого здания театра тогда еще не было, а драматическая и оперная труппы являлись единым целым. Состав театра был самым разным — от талантливых крепостных крестьян до приглашенных известных зарубежных артистов.

В 1780 году для московского театра было возведено здание на Неглинке, сооружение в будущем получило название Старый Петровский театр и служило местом выступлений труппы Урусова, который разделил бремя руководства с Майклом Медоксом, «обрусевшим» англичанином, эквилибристом и механиком, выступавшим с различными лекциями и механическими «чудесами».



Старый Петровский театр

Уже в 1805 году Старый Петровский театр сгорел, и московская труппа была вынуждена выступать на различных частных сценах. Кстати, руководил ей в то время уже князь Волконский, отчитывавшийся в своих действиях перед Опекунским советом. С 1808 года зданием приютившим труппу стал Арбатский театр, так же, к сожалению, сгоревший во время пожара в столице в 1812 году.

В 1819 году был объявлен конкурс на строительство нового здания для московского императорского театра, победителем в котором стал Андрей Михайлов, профессор Академии художеств. Впрочем, его проект был признан слишком дорогостоящим, и архитектору Осипу Бове было дано указание исправить проект, что он и сделал, внеся некоторые улучшения и изменения.

Строительство, начатое в 1820 году, продолжалось пять лет, и уже в 1825 году Большой Петровский театр распахнул двери перед зрителями. Здание по тем временам считалось действительно очень большим — зал вмещал более двух тысяч человек, были созданы все удобства и для артистов и для зрителей, а богатое убранство поражало воображение гостей театра.



Большой Петровский театр на Театральной площади

И вновь Большой Петровский театр постигла участь предшественников — в 1853 году здание выгорело практически полностью и нуждалось в полной реконструкции.



Пожар в Большом Петровском театре, 1853 год

Победителем нового конкурса, объявленного властями для выбора проекта восстановления здания, стал Альберт Кавос, профессор Петербургской Академии художеств и главный архитектор императорских театров. Реконструкция продвигалась стремительно — только в 1855 году начались разборки руин сгоревшего здания и уже в августе 1856 года восстановленный театр распахнул свои двери перед публикой. Такая спешка объяснялась просто — необходимо было завершить строительство до коронации императора Александра Второго.

Новое здание имело значительные отличия от предшественника, славилось на весь мир своей великолепной акустикой, богатым убранством, росписями и вниманием к деталям.



Большой императорский театр, 1883 год

Однако построенное на сваях сооружение быстро ветшало, уровень грунтовых вод снизился, и верхняя часть поддерживающих сооружений просто сгнила, что вызвало значительную осадку здания. В 1895 и 1898 годах проводился ремонт фундамента Большого театра, что позволило улучшить состояние здания.

С 1917 года Большой театр получил статус Государственного, именно с его сцены было объявлено о создании СССР, здесь проводились съезды Советов и заседания Коминтерна.



Съезд Советов в Большом театре

Однако необходимость в новой реконструкции снова назревала и в 1921 году после обследования специальной комиссией, признавшей состояние здания неудовлетворительным, были проведены работы по укреплению оснований под кольцевыми стенами зрительного зала, а также восстановлены помещения гардеробов, созданы новые репетиционные здания, перепланированы лестницы и возведены артистические уборные. В 1938 году была произведена капитальная реконструкция сцены.

На 1941 год были запланированы работы по строительству на освободившейся после сноса старых зданий территории за театром (вплоть до Кузнецкого моста) необходимых для деятельности Большого театра помещений, а также работы по обеспечению вентиляции всех помещений и пожарной безопасности здания. Всем этим планам помешало начало Великой Отечественной войны.

Ежегодно в здании проводился косметический ремонт, в 1975 году, к 200-й годовщине театра, были осуществлены некоторые реставрационные работы в Бетховенском и зрительном залах. Однако главные проблемы Большого театра — нехватка внутренних помещений и неустойчивость фундамента — решены так и не были.

Еще в 1987 году постановлением Правительства СССР было принято решение о срочной необходимости полной реконструкции Большого театра. Однако прошло целых 8 лет прежде, чем был заложен первый камень в основание фундамента филиала театра, что позволило бы не прекращать выступления труппы на время проведения реконструкции. И еще 7 лет понадобилось на строительство здания Новой сцены.

Лишь после этого появилась возможность приступить к реконструкции Большого театра.

Реконструкция

2 июля 2005 года Большой театр был закрыт на реконструкцию. На тот момент износ здания составлял от 50 до 70%, сооружение нуждалось в капитальном ремонте и укреплении фундамента.

Первоначально рассматривались различные варианты восстановления здания: от обычного капитального ремонта до полной реконструкции Большого театра. В результате остановились на проекте, который был одобрен самой труппой театра, деятелями культуры, а также архитекторами и властями.

Данный проект предусматривал проведение кардинальной реконструкции сценической части с углублением подземного пространства, а также научную реставрацию зрительской части театра. Внешний облик здания — памятника архитектуры и истории — необходимо было сохранить в первозданном виде.

Планировалось, что на реконструкцию театра будет потрачено порядка 19 миллиардов рублей, однако в итоге реконструкция стала самой дорогостоящей в мире — только по официальным данным за 6 лет проведения ремонтных и восстановительных работ было потрачено свыше 700 миллионов долларов (по неподтвержденным неофициальным — в 2 раза больше).

Для сравнения: завершившаяся несколько лет назад реконструкция Миланской «Ла Скала» обошлась итальянскому правительству и инвесторам всего в 72 миллиона долларов, реконструкция королевской оперы в Лондоне — «Ковент Гаден» — в 350 миллионов, а на уникальную по своему исполнению реконструкцию Московского Кремля было потрачено 312 миллионов долларов.



Реконструкция Большого театра

Первый скандал вокруг реконструкции Большого театра возник уже в декабре 2005 года, когда Михаил Швыдкой, занимавший тогда пост главы Роскультуры, заявил, что на проведение ремонтных работ в ГАБТе потребуется не менее 1 миллиарда долларов. В результате разразившегося скандала запросы Агентства по культуре и кинематографии России уменьшились до 600 миллионов долларов. Такие «аппетиты», например, прокомментировал американец Татео Накашима, крупнейший в мире специалист по театральным технологиям, заявивший, что на такие средства он мог бы построить 3 театра в Москве. Завышенным бюджет реконструкции назвали и независимые эксперты, а также специалисты Министерства экономического развития.

Как бы то ни было, подготовка к реконструкции началась. Как сказано на официальном сайте Большого театра, первые четыре года реализации проекта «происходило тщательное изучение самого здания, сканирование его положения в пространстве, состояния его стен и фундаментов». То есть, фактически, до 2009 года, до того момента, как ходом проведения реконструкции главного театра России заинтересовался и взял под контроль лично президент Дмитрий Медведев, в здании не происходило практически ничего! Да, была снята штукатурка со стен и вбито 2 тысячи свай, которые стали временным фундаментом Большого театра, однако за 4 года планировалось полностью завершить реставрационные работы, а к ним строители даже не приступали.

Только осенью 2009 года, после создания специальной межведомственной группы, которая взяла под контроль ход реставрации и реконструкции главной сцены нашей страны, после многочисленных подготовительных работ огромное, сильно изношенное здание ГАБТ было наконец-то перенесено с временных опор на постоянный, новый фундамент, и в помещениях театра началась масштабная реставрация.



Внутренние работы по реконструкции Большого театра

Тогда же, в сентябре 2009 года Следственный Комитет при Прокуратуре Российской Федерации объявил, что начато расследование причин, по которым сумма реконструкции Государственного академического театра оперы и балета увеличилась в 16 раз — до 700 миллионов долларов. Факты нарушений и растрат были выявлены в ходе проверки, осуществленной Счетной палатой в федеральном государственном учреждении «Дирекция по строительству, реконструкции и реставрации».

Так, было установлено, что еще в августе 2003 года между дирекцией и неким закрытым акционерным обществом «Курортпроект» был заключен контракт на создание проекта второй очереди реконструкции и реставрации комплекса зданий Большого театра России на общую сумму 98,048 миллиона рублей.

Затем, после заключения дополнительных соглашений к данному контракту, эта сумма составила порядка 164,329 миллиона рублей. Проверка Счетной палаты показала: средства перечислялись за одну и ту же выполненную работу. Всего в течение 6 лет деньги в ЗАО «Курортпроект» поступили 3 раза!

В результате только сам проект реконструкции Большого обошелся государству (то есть налогоплательщикам) в 500 миллионов рублей.

Кстати, по первоначальному замыслу, театр должны были отремонтировать уже к 2008 году. Впрочем, сроки окончания работ по реконструкции постоянно переносились. Занимавший в то время пост мэра Москвы Юрий Лужков неоднократно высказывал недовольство по поводу хода работ и требовал от подрядчика — ЗАО «СУИпроект» — ускорить темпы. Интересно, что еще в феврале 2006 года Лужков покинул пост сопредседателя попечительского совета театра, выразив недоверие по поводу заявленной стоимости реконструкции.

В конце лета 2009 года Счетная палата также проверила работу строителей и выявила, что сумма, потраченная на реконструкцию, уже в 16 раз превышает первоначально запланированную.

Александр Авдеев, занимавший пост Министра культуры, тогда отметил, что правительство сделало большую ошибку, не взяв на себя контроль над ходом выполнения работ по реконструкции Большого театра, а также назвал утвержденную схему реконструкции «крайне неудачной». А Алексей Клименко, являвшийся в 2009 году членом градостроительного совета при мэрии Москвы, заявил, что в растратах и превышении сметы виновны строители, действовавшие практически бесконтрольно в течение нескольких лет и чиновники, попустительствовавшие такому положению дел.

Покинувший проект реконструкции еще в 2008 году, то есть еще до начала скандала по поводу растрат, архитектор Никита Шангин, подчеркнул, что уходит, так как чиновники не прислушиваются к мнению автора и «уродуют проект в угоду воровству, которое процветает на строительстве Большого театра».

Интересно, что в результате проверки Счетной палаты и расследования Следственного комитета никто так и не был наказан. Да, произошла смена генерального подрядчика, однако конкретные виновники так и не были названы.

Впрочем, очень многие аналитики связывают отставку Юрия Лужкова, «утратившего доверие президента», именно с затянувшейся, скандальной реконструкцией Большого театра, хотя, скорее всего, ситуация с БТ стала всего лишь одной из причин ухода мэра. Снят был с должности и Сергей Круглик, бывший заместитель главы Минрегионов, который таким образом был наказан за политику ценообразования, приведшую к значительному превышению первоначальной стоимости.

Многие участники реконструкции, в частности представители подрядчика, оправдывались тем, что и курс доллара поднялся за эти годы, и строительные материалы подорожали, и состояние здания театра оказалось намного хуже, чем ожидалось, однако все эти вполне объективные причины все же не могут полностью объяснить столь значительное превышение сметы.

С 2009 года реконструкция ГАБТ проводилась гораздо более быстрыми темпами, новым генеральным подрядчиком стала компания «Сумма Капитал», возглавляемая Зиявудином Магомедовым. В реставрации участвовали и другие компании, так, «СУ-155» занималась строительством подземного зала для репетиций.



Большой театр на реконструкции, осень 2009 года

Кстати, в октябре 2009 года Давид Каплан, занимающий пост председателя совета директоров компании «Сумма Капитал», признался, что на строительной площадке Большого театра практически полностью отсутствует необходимая сметная, проектная и разрешительная документация. То есть трижды оплаченный проект ЗАО «Курортпроект» так и не был завершен!

К началу 2010 года на работах по реконструкции ГАБТ было занято более 2,6 тысяч человек, а также 992 реставратора — только площадь поверхностей для золочения всех элементов главного зала театра составила 796 квадратных метров.

В апреле 2010 года были сняты леса и москвичи смогли увидеть обновленный фасад здания, который избавился от «налета коммунистического прошлого» и снова стал императорским театром, таким, как его планировал архитектор Альберт Кавос.



Обновленный фасад ГАБТ, 2010 год

Уже 28 сентября 2011 года специальная комиссия приняла готовое здание театра и началась подготовка к церемонии его торжественного открытия.

Что же получил Большой в результате столь длительной и дорогостоящей реконструкции и реставрации?

Из самых современных новинок стоит отметить компьютеризированную сцену с семью платформами, что позволит быстро менять декорации, создавать объемные, ступенчатые сцены.

За счет строительства шести подземных этажей площадь театра увеличилась в 2 раза — с 40 до 80 тысяч квадратных метров. На новых этажах появилась масса вспомогательных помещений, в том числе и современная студия звукозаписи.



Большой после реконструкции

Была также расширена оркестровая яма, появился новый подземный зал для репетиций и концертов. Помещение, в советские времена носившее название «Бетховенский зал», снова стало «Имперским залом», вернув себе пурпурную и золотую гамму и двухглавых орлов.

Количество мест в зрительном зале уменьшилось до 1700, но кресла, по словам администрации театра, стали намного удобнее.

По словам директора театра Анатолия Иксанова, средства были потрачены не зря — реставраторы обновили буквально каждый листочек в отделке Большого, главная проблема — неустойчивость фундамента, была успешно решена, и здание обрело новую жизнь и получило новые функциональные возможности.

Далеко не все разделяют оптимизм директора театра. Так, солист Большого, Николай Цискаридзе назвал реконструкцию «вандализмом» и отметил, что потолки в репетиционном зале настолько низки, что невозможно поднять балерину. Кроме того, по словам солиста, вместо старинной лепнины появилась пластмасса или папье-маше, приклеенные обычным ПВА и покрашенные золотой краской. «Зритель легко может отломать кусочек на память и унести с собой» — отметил Цискаридзе. Исчезли и бронзовые ручки, на их смену пришло обычное железо, чуть облагороженное все той же золотистой краской. Вместо деревянного пола в коридорах уложен кафель, на котором, по словам танцора, невозможно согреться и легко поскользнуться. А в гримуборных не предусмотрены окна и нормальная вентиляция, а ведь артисты проводят здесь массу времени — сетует Николай Цискаридзе.

Андрей Баталов, генеральный директор музеев Московского Кремля, неоднозначно оценивает перемены, произошедшие с Большим театром. С одной стороны, действительно, многим помещениям был возвращен их первоначальный облик, они стали доступны зрителям, но все же приспособление здания театра под определенные функции было совершено в ущерб историческому облику памятника архитектуры, что может создать опасный прецедент — подчеркивает Баталов.

Так, чтобы освободить место для ввоза крупных декораций, был разрушен портик с колоннами на северной стене театра, который имел историческое и культурное значение. Никита Шангин отмечает, что колоннаду планировалось перенести в один из новых подземных залов, за что ратовало и Министерство культуры и охрана памятников архитектуры. Однако в настоящее время колонны валяются в разобранном виде в неком пионерском лагере — подчеркивает Шангин.

Высказывался против «приспособления памятника истории к современным реалиям» и координатор движения «Архнадзор» Рустам Рахматуллин.

Все без исключения средства на реконструкцию Большого театра (а это, напомним, более 700 миллионов долларов официально), были выделены из бюджета страны. Уже 2 ноября состоится первая премьера на обновленной сцене ГАБТ — «Руслан и Людмила» Юровского-Чернякова. По последним данным, стоимость билетов на билетных сайтах (на официальном сайте театра билетов просто нет) достигает 9-12 тысяч рублей, то есть 280-380 долларов. Для сравнения, средняя стоимость билетов на представление в Нью-Йоркской «Метрополитен-опера» — 120 долларов. Сколько будет стоить билет в Большой театр на традиционного предновогоднего «Щелкунчика» у перекупщиков — страшно даже представить.

Так что обычные москвичи вряд ли смогут себе позволить часто посещать обновленный, роскошный и сверкающий зрительный зал главного театра страны.

Анна Седых, рмнт.ру



Рассказать друзьям