Черный лебедь в петровском парке. Вокруг виллы "Чёрный лебедь" Петровский путевой дворец

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Быть может, кто-то из наших читателей сделает удивительные открытия, связанные с историей старого парка и поделится с нами. А пока мы отправимся на некогда породившую множество сплетен и легенд виллу.

Черный лебедь

История сохранила для нас и уникальный загородный дом «Черный лебедь» (Нарышкинская аллея, 5), построенный архитекторами В.М. Маятом и В.Д. Адамовичем в начале ХХ века в неоклассическом стиле.

Он принадлежал Николаю Рябушинскому, одному из восьми братьев Рябушинских, владельцев банков и текстильных предприятий. Кстати, Владимир Рябушинский был гласным городской думы. Павел Павлович выпускал газету «Утро России», которая позволяла себе критиковать даже министров, и в отличии от газеты своего брата Николая «Золотое руно» приносила немалую прибыль. Хотя с «Руном сотрудничали Брюсов, Блок и Бунин. Степан Рябушинский имел одну из лучших коллекцию икон. Дмитрий Рябушинский был профессором и член-корреспондентом Французской академии наук, работал в области аэродинамики. У него в имении была устроена первая аэродинамическая лаборатория.

В доме Николая Рябушинского устраивались большие приемы для самых богатых и знатных людей Москвы. Устраивая такие приемы и издавая убыточную газету, он промотал все состояние и революция его уже просто не могла разорить.

Живописные панно для оформления виллы были заказаны лидеру «Голубой розы», художнику-символисту Павлу Кузнецову. Холл виллы украшал огромный фриз «Нерожденные младенцы», производивший, по словам современников, неприятное впечатление.

Дорожки виллы «Черный лебедь» были обсажены пальмами, на клумбах цвели орхидеи. В саду у будки сидел леопард. В саду, распушив веером узорчатые хвосты, прогуливались павлины, бегали золотистые фазаны, пели заморские птицы с невиданно ярким оперением. У входа в сад был приготовлен мраморный саркофаг с бронзовой фигурой быка, как последнее пристанище эксцентричного хозяина. Но в 1918 году Рябушинскому пришлось эмигрировать, и саргофаг не использовал, умерев на чужбине.

За строгим фасадом виллы скрывался изысканный интерьер: причудливая мебель, изготовленная по специальному заказу, с маркой в виде черного лебедя, обтянутая парчой и шелком и пропитанная ароматными курениями. Прекрасная роспись, выполненная художником Павлом Кузнецовым.

Все столовое убранство было с тем же вензелем: скатерти, салфетки, посуда, серебряные приборы. Черный лебедь красовался на бокалах и рюмках из тончайшего венецианского стекла, сделанных в Италии по заказу хозяина виллы. Стены были увешаны картинами известных мастеров...

Ходили слухи о каких-то афинских ночах с голыми актрисами. Но также у гостей была возможность полюбоваться великолепной художественной коллекцией Николая Рябушинского, в которую входили драгоценные фарфоровые вазы, фигурки драконов с устрашающими мордами, привезенные хозяином с Майорки, отравленные стрелы дикарей с Новой Гвинеи.

Художник Сергей Виноградов вспоминает устроенный в первую весну «Черного лебедя» «Праздник яблоневого цветения»: «Обед был сервирован на огромной открытой террасе, выходившей в цветущий яблоневый сад. Это же было действительно чудесно! А когда стемнело, то вокруг все цветущие деревья засветились маленькими разноцветными огнями и еще маленькие огоньки светились в густой весенней траве между яблонями, как светлячки. Даже я, близкий к Коле, не знал о приготовленной иллюминации. Это было волшебно.

По всему саду были сервированы небольшие столы, и пировали до утренней зари в благоухающем цветущем саду. Под яблонями около столиков были пущены прыгающие, ползающие, летающие заводные, вывезенные из-за границы кузнечики, лягушки, бабочки, ящерицы, пугавшие дам, а это еще прибавляло веселья. Игрушечками кто-то невидимо заведовал». В другой раз, на Новый год, Николай Рябушинский украсил деревья перед домом сотнями электрических лампочек, светивших разноцветными огнями из-под снега, и устроил в саду прием, на котором дарил гостям картины и драгоценности.

В 1911 году из-за проблем с финансами Рябушинский, распродал часть своей коллекции с аукциона. Николаю Павловичу удалось впоследствии за рубежом выкупить некоторые свои картины. Картины русских мастеров начала XX века он решил сохранить. Но в поместье «Чёрный лебедь», где они хранились, в 1915 году случился пожар, который уничтожил многие полотна великих российских живописцев.

Удалось спасти врубелевский портрет Валерия Брюсова. Среди разнообразных комнат виллы была и «бабушкина комната». По словам друга Николая Рябушинского, известного художника Сергея Виноградова, «комната действительно была такой, точно давно и долго в ней жила бабушка. И божница, и ширмочки старинные, и сундуки-укладочки, и бисерные всякие вышивки, и вся нехитрая мебель красного дерева - ну совсем, совсем, все бабушкино».

Вторым владельцем виллы стал уже известный нам Леон Манташев. По слухам, он выиграл у Рябушинского «Черного лебедя» в карты, за одну ночь. На здании и сегодня имеется вензель Леона Манташева - ЛМ, аналогичный тому, что расположен на гербе его конюшен.

Манташев был одним из наследников отца-нефтяника. Он не только продолжил дело отца, но и сумел приумножить вдвое наследство. Кроме того, Леон был известным конезаводчиком, имел более 200 чистокровных лошадей, на лошадях Манташева скакал жокей мировой величины Винкфильд («Черный маэстро»). После революции его бакинские нефтяные промыслы национализировали. Леон участвовал во всевозможных политических проектах, пытался продать свои предприятия иностранным компаниям. А в 1918 году эмигрировал с семьей во Францию. Лучших чистокровных лошадей и жокея Винкфильда Леон забрал с собой. В конце жизни ему пришлось работать таксистом. Умер Леон Александрович Манташев во Франции в 1954 году…

После революции здание «Черного лебедя» было занято районным ЧК. В доме была обнаружена коллекция икон Николая Рябушинского, которая пополнила экспозицию Третьяковской галереи. Сейчас в доме Рябушинского на Нарышкинской аллее парка расположился банк. Имя аллея получила в честь владелицы одной из усадеб Петровского парка. На аллее находится также церковь «Благовещения», построенная хлопотами и на средства Анны Дмитриевны Нарышкиной.

Здесь, на даче в Петровском парке, умерла ее тринадцатилетняя внучка Анна Булгари, а перед тем она похоронила свою единственную дочь, графиню Марию Булгари. Женщина в скорби дала обет построить на месте смерти девочки церковь. Храм был открыт только для благородного дачного населения. Строил церковь Федор Рихтер, которого мы лучше знаем не столько как самобытного архитектора, но как талантливого реставратора. В советское время здание церкви использовалось не по назначению, там был склад, и лишь несколько лет назад храм был передан патриархии, там уже проходят службы. Пивная, популярная в 70-е годы прошлого века среди местных обитателей, располагавшаяся возле храма, давно уже закрыта. А в свое время она так и звалась в народе - «возле храма».

Сады и особенности Петровского парка

На территории Петровского парка существовала система садов: разные владельцы брали в аренду землю в парке, устраивая там атракционы, кафе, рестораны. Владелец сада «Фантазия» Взметнев, выкупивший его у прежней хозяйки, устроил в саду летний театр, буфет-ресторан, музыкальную эстраду, гроты и беседки. В 1900 году новый хозяин сада купец Самойлов переименовал его в «Альгамбру». При нем театр был электрофицирован, в саду устроили цирковую эстраду.
В начале ХХ века в парке появились кинотеатры.

Тогда же близ дворца «на кругу» (ныне площадь космонавта Комарова) работала «Кофейня Макарова».

«В центре парка, – писали в одном из предреволюционных путеводителей, – опоясывая небольшую рощицу, находится круг, где летними вечерами происходят катания на экипажах, и сюда же выходят подышать свежим воздухом те неудачники, которые проводят лето в городе. Огоньки дач и ряда расположенных около круга ресторанов и кофеен придают по вечерам этому месту довольно эффектную картину. Прежде Петровский парк имел чисто фешенебельный, аристократический характер, но в настоящее время он все более и более демократизируется».

Здесь же была и первая в Москве (еще опытная) линия электрического трамвая, проложенная от Страстного монастыря до Петровского парка. Здесь 25 марта 1899 года проехали первые трамвайные вагоны. Если пройти по Нижней Масловке до ее пересечения с Новой Башиловкой, можно увидеть невысокое краснокирпичное здание (Нижняя Масловка, 15), это и есть сохранившееся в Москве депо первого трамвайного парка, принадлежащее «Бельгийскому акционерному обществу», имевшему разрешение на прокладку и использование конно-железных дорог. Именно отсюда и выехали первые трамвайные вагоны. Это депо действовало вплоть до прокладки по Масловке и Башиловке третьего транспортного кольца.

Говоря об архитектурных памятниках парка, как не упомянуть деревянную ограду бывшей лечебницы имени Усольцева, которая находится на Старо-Петровско-Разумовском проезде, эта ограда предположительно выполнена по эскизам Михаила Врубеля, который провел здесь свои последние годы. Последнюю работу в своей жизни художник написал здесь. Это был «Портрет Брюсова» Раньше ограждение лечебницы было украшено майоликой, а сейчас ограда разрушается, особенно угловые башенки.

А самые настырные гуляки в предрассветной темноте держали потом путь к селу Всехсвятскому (станция метро «Сокол»), в двух верстах от Петровского парка. В этом месте их привлекали ресторации «Гурзуф» и «Жан». Там не было электричества. Зато всегда были блины. Трапеза шла при свечах, протрезвевшие «добавляли» или «поправлялись», играли в карты. Пижоны очень гордились, когда в городе их знакомые замечали следы бурно проведенной ими ночи - закапанные воском рукава и брюки.


Петровский парк, начало ХХ века

В начале ХХ века Петровский парк был ближним пригородом Москвы и местом обитания богатых людей, подобием нынешней Рублевки. Среди петровских вилл особо знаменитой была вилла "Черный лебедь", построенная миллионером Николаем Рябушинским в 1907-1910 годах. Архитекторами постройки были В. Адамович и В. Маят (да, тот самый Владимир Маят, известный советскими конструктивистскими постройками, например, зданием Смоленского гастронома/Торгсина, до революции строил виллы миллионерам).


Вилла "Черный лебедь"

Внешне вилла Рябушинского была благородно-скромной, с классическими фасадами, а внутренние интерьеры - вычурными, преимущественно в стиле модерн, но с отпечатком вкусов хозяина. Бесценные коллекции картин, предметов искусства и восточного фарфора, а также уникальная мебель, выполненная по индивидуальному заказу и украшенная эмблемами с черным лебедем, делали обстановку роскошной. Эмблемы с лебедем были и на столовом фарфоре и серебре, на бокалах венецианского стекла, специально заказанных в Италии, скатертях, салфетках и других бытовых предметах. Старые черно-белые фотографии не передают всего великолепия виллы, отражая его лишь слабой тенью...







О кутежах и оргиях на вилле Рябушинского в Москве слагали легенды... Но владельца, любившего эпатировать общество, преследовали несчастья. В 1911 году из-за финансовых проблем Рябушинскому пришлось продать большую часть своих художественных коллекций. Позже он в Париже сумел выкупить на аукционах лишь несколько картин... Но в 1912 году на вилле вспыхнул страшный пожар и многие произведения погибли в огне. Восстановив виллу, Рябушинский в одну ночь проиграл ее в карты промышленнику Леону Манташеву, который тут же украсил "Черного лебедя" своими инициалами. Однако и новый хозяин не успел насладиться жизнью на вилле... Вскоре пришел революционный 1917 год, а потом на вилле "Черный лебедь" обосновалась большевистская ЧК...
5 сентября 1918 года в Петровском парке была проведена показательная казнь 80 "заложников" из числа "представителей старого режима" - бывших министров, высших чиновников, священнослужителей...


"Черный лебедь" в наши дни... Со стандартными стеклопакетами...

Вилла "Черный лебедь" загадочна и прекрасна. Мы ходим мимо каждый день, но попасть внутрь даже не мечтали. Если честно, то мы и не знали что именно сейчас находится в этом здании, обнесенном высокой решеткой. Но, помог, как всегда случай.

Вилла "Черный лебедь" в Петровском парке была построена по заказу Николая Рябушинского, одного из восьми братьев фабрикантов и торговцев. Николай был "слабым звеном" в этой семье. Кутила и мот, он быстр спустил состояние и даже находился под опекой своих братьев. Но, транжирить деньги и жить на широкую ногу не перестал.
Главным делом своей жизни Рябушинский считал искусство. Он собрал довольно внушительную коллекцию западноевропейской живописи и икон. Был меценатом и даже основал журнал "Золотое Руно", а также был организатором выставок "Алая роза" и "Голубая роза". Но, революция внесла свои коррективы. Рябушинский эмигрировал в двадцатые годы во Францию, где умер и похоронен в Ницце.
Когда смотришь на виллу, то над парадным входом отчетливо виде вензель. Две буквы ЛМ. К Рябушинскому это отношения не имеет. Вилла была продана нефтепромышленнику, сейчас бы сказали олигарху, Леону Манташеву. Черное золото и в те времена приносило неплохой доход.

По рассказам современников, вилла была экзотическим местом в Москве. Живописные панно для оформления виллы были заказаны лидеру «Голубой розы», художнику-символисту Павлу Кузнецову. Холл виллы украшал огромный фриз «Нерожденные младенцы», производивший, по словам современников, неприятное впечатление. Виллу украшали редкие, привезенные Николаем Павловичем из многочисленных путешествий — приобретенные на Яве отравленные стрелы, вазы и фигурки драконов с острова Майорки. Здесь же размещалась коллекция живописи, включавшая как ценнейшие произведения европейских мастеров — Кранаха, Брейгеля, Пуссена, так и работы современных французских и русских художников. Была на вилле и мастерская самого Николая Рябушинского — одаренного художника-любителя.

Среди разнообразных комнат виллы была и «бабушкина комната». По словам друга Николая Рябушинского, известного художника Сергея Виноградова, «комната действительно была такой, точно давно и долго в ней жила бабушка. И божница, и ширмочки старинные, и сундуки-укладочки, и бисерные всякие вышивки, и вся нехитрая мебель красного дерева — ну совсем, совсем, все бабушкино. Контрастно было с фризом из “Нерожденных младенцев” Кузнецова и картинами Ван Донгена и Ван Гога».

В саду виллы Николай Рябушинский строит зверинец в виде грота с куполом. В нем он собирался держать тигров и львов, с которыми, по его словам, «чувствовал сопричастность». Но от этой затеи в конце концов пришлось отказаться — полиция запретила устройство зоопарка в частном владении. У входа в сад был размещен мраморный саркофаг с фигурой быка, который должен был впоследствии стать гробницей хозяина виллы.
После 1917 года в здании виллы находилась ЧК. И этот факт придает дому ореол зловещности.

Вот так выглядела вилла при Рябушинском.

На этой фотографии хорошо видно панно "Нерожденные младенцы".

А вот, что нам удалось увидеть внутри сейчас.


Петровский парк имеет давнюю, причем мистическую историю. Он раскинулся на части знаменитого Ходынского поля, и его земля пережила три века ежегодных трагичных кулачных боев, случайной крови и коварных убийств. Но такая богатая на энергетику территория всегда привлекала людей, руководствующихся в своей жизни природной магией. В начале XX века меценат и любитель эпатажа Николай Рябушинский построил здесь виллу «Черный лебедь». Об этом красивом и вычурном здании с загадочными вензелями и символами ходили самые разные слухи. Случайные гости шарахались от выставленной у входа гробницы и вскрикивали, увидев садовую скульптуру. Но самой удивительной в этом доме была одна из его обитательниц - бабушка хозяина. Являясь уроженкой начала XIX века, эта старушка обладала хорошим здоровьем и по свидетельствам современников была особенно подвижной и веселой после прогулок в парке. Злые языки утверждали, что пожилая женщина знала в нем несколько магических мест, в которых подпитывалась живительной энергией. Так давайте прогуляемся по уголкам Петровского парка и поищем эти мистически-омолаживающие источники. Для этого надо просто прислушаться к своему организму и попытаться почувствовать прилив энергии, который дает природа всем тем, кто готов к ней прикоснуться душой.

В концепциях:

> Волшебник-недоучка (с детьми) 7+ 10+

"Даром преподаватели время со мною тратили..." - приключения для всех любителей магии, кто хочет открыть новое, магическое и любит Гарри Поттера

> Магия для Зачарованных

Магический день, который оценят любители магических заклинаний и заклятий, сериала "Зачарованные" и поклонников мистических историй

Итак, мы отправляемся в небольшую усадьбу на краю Петровского парка по адресу Нарышкинская аллея, 5. Кому интересно, как выглядит этот приют муз сейчас, приглашаю посмотреть! О владельце виллы Николае Рябушинском - в предыдущей публикации .
Уже в XIX веке Петровский парк стал престижным аристократическим дачным местом, здесь строили дачи самые богатые москвичи. Вилла "Чёрный лебедь" была построена в 1907-1910 годах по проекту известного московского архитектора В.Д. Адамовича при участии В.М. Маята. Основные архитектурные стили, которых придерживался Адамович в своих проектах, - неоклассицизм и модерн. В начале своей деятельности работал помощником Ф.О.Шехтеля, участвуя в постройках по его проектам особняков З.Г. Морозовой, Н.В. Кузнецова, особняка Шехтеля в Ермолаевском переулке. С 1909 года соавтором во многих проектах В. Д. Адамовича был архитектор В.М. Маят, работавший в Москве преимущественно в стиле модерн. В советское время он выстроил несколько зданий в формах конструктивизма. Среди их совместных построек в Москве такой архитектурный шедевр, как особняк Второва или Спасохаус - резиденция посла США в Спасопесковском переулке, 10.

1. К сожалению, сейчас вилла выглядит как "глубоко отреставрированное" здание со стеклопакетами, но всё же попытаемся представить себе, какой она была раньше. В этом помогут старые фотографии, воспоминания современников и публикация в дружественном ЖЖ Елены Хорватовой - http://eho-2013.livejournal.com/482829.html .

2. В 1915 году вилла пережила пожар, в котором погибла значительная часть имущества: коллекция живописи и большое количество картин "Голубой розы". Здание было восстановлено с изменениями архитекторами В.А. Весниным и А.Г. Измировым.

3. Со стороны Нарышкинской аллеи вилла смотрелась как строгое здание в неоклассическом стиле.

4. За фасадом виллы скрывались причудливые интерьеры, поражавшие современников.

5. Черный лебедь украшал фронтон виллы.

6. Устраивая роскошные приемы в "Чёрном лебеде" и издавая "Золотое руно", Рябушинский начал разоряться. Хотя в большей степени этому поспособствовал и огромный карточный проигрыш. По слухам, друг Николая Павловича - нефтепромышленник Леон Манташев, выиграл у Рябушинского виллу в карты, и стал следующим её владельцем. Сейчас на фронтоне красуется вензель Леона Манташева - ЛМ. О скаковых конюшнях Манташева - http://galik-123.livejournal.com/149069.html .

7. А до того о вилле ходило множество сплетен и легенд, инициировал которые в основном сам Николай Павлович своими чудачествами. Например, у входа в сад стоял мраморный саркофаг с бронзовой фигурой быка, который хозяин приготовил для себя.

8. Название "Чёрный лебедь" было дано не просто так. Вся мебель, которая изготавливалась по специальному заказу хозяина, была украшена знаком в виде чёрного лебедя. Такой же знак был изображён на салфетках, посуде, столовом серебре. Интерьеры дома оформлял художник-символист, лидер объединения "Голубая роза" Павел Кузнецов.

9. Сад украшали высаженные прямо в грунт пальмы, клумба перед террасой была засажена орхидеями, били фонтаны, по саду разгуливали павлины и фазаны, а на цепи у собачьей конуры сидел леопард.

10. Если осматривать здание сейчас, обходя его с левой стороны, то можно заметить, что оно теряет черты классицизма.

11. И приобретает некоторые черты модерна в боковом и дворовом фасадах.

12. Рядом находится храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке.

15. Раньше у гостей Рябушинского была возможность полюбоваться великолепной художественной коллекцией, в которую входили драгоценные фарфоровые вазы, фигурки драконов с устрашающими мордами, привезенные хозяином с Майорки, отравленные стрелы дикарей с Новой Гвинеи. Посмотрим, чем можно полюбоваться теперь. Входим через боковой вход.

16. Интерьеры виллы полностью утрачеы, внутреннее пространство раздроблено на небольшие помещения.

17. Ныне сохранился только барельеф "Леда и лебедь" по мотивам скульптуры Б. Амманати, укрепленный в холле на стене.

18. Раньше внутреннее убранство виллы поражало гостей Рябушинского своей роскошью и экзотикой.

19. В своём имении Николай Павлович хранил собрание картин европейских мастеров - Кранаха, Брейгеля, Пуссена, а также полотна современных французских и русских художников.



Рассказать друзьям