Дворец графов шереметевых. Усадьба Останкино-бывшее имение графов Шереметевых Научные источники быт поместья шереметьевых в кусково

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой
Останкинский дворец графа Шереметьева

Музей-усадьба Останкино в Москве - это уникальный памятник архитектуры 18 века в северной части столицы. Расположенная близко к центру она привлекает строгими формами классицистической архитектуры, красотой интерьеров дворца и тишиной старинного парка. Музей-усадьба Останкино в Москве относится к охраняемой природной зоне столицы.

Фото -Д.Козаков Боярская вотчина с прудом (XVI в.), церковью Св. Живоначальной Троицы (XVII в.), господским домом и дубравой становится в конце XVIII века дворцово-паковым ансамблем, парадной летней резиденцией графа Н.П. Шереметева



На месте современной усадьбы Останкино (первоначально Осташково) 400 лет назад стояли дремучие леса, в которых были разбросаны немногочисленные селения. В этих местах царские егеря часто охотились на медведей и лосей, за что близлежащие земли получили названия "Лосиный остров", "Лось", "Медведково".



Первое письменное упоминание о селе и его владельце относится к 1558 году. Иван Грозный отдал эти земли во владение служилому человеку Алексею Сатину, который в годы опричнины был им же и казнен. Новым владельцем имения был поставлен известный дипломат, дьяк посольского приказа Василий Щелкалов. При нем Останкино становится настоящей усадьбой (конец XVI - нач. XVII вв.). Щелканов строит боярский дом с поселением в нем деловых людей, деревянную церковь Троицы. Тогда же был вырыт большой пруд, разбит огород, засажена дубовая роща.


После Смутного времени разоренную усадьбу восстанавливали уже новые хозяева - князья Черкасские, кроме того, ими была построена сохранившаяся и поныне каменная красавица-церковь в честь Живоначальной Троицы на месте сгоревшей деревянной с пятикупольным храмом, с двумя приделами, тремя шатровыми крыльцами и колокольней с высоким шпилем (теперь увенчанной шатром).



Останкино связано с фамилией Шереметевых с 1743 года, когда граф Петр Борисович Шереметев женился на княжне Варваре Алексеевне Черкасской - единственной дочери Черкасских. В приданое она получила 24 вотчины, в число которых входило и Останкино, а сам молодой хозяин, владевший усадьбой Кусково, в Останкине создает фруктовый сад, разбивает парк, строит новые хоромы.



После смерти Шереметева-старшего (1788 год) в права наследника вступает его сын Николай Петрович Шереметев, к которому переходит не только усадьба Останкино, но и владения отца в 17 губерниях с 200 тысячами крестьян, с зажиточными селами, в которых крестьяне занимались художественными ремеслами.


Молодой граф Шереметев был одним из самых богатых и просвещенных аристократов своего времени: знал несколько иностранных языков, учился за границей, объездил множество европейских стран, знакомясь с литературой и искусством, собрал большую библиотеку.


По приезде в Россию он задумал создать в Останкине Дворец искусств с театром, художественными галереями, с богато декорированными парадными комнатами и залами, открытыми как для отечественных, так и для иноземных гостей. Он видел в этом служение не только личностным потребностям, но и славе всероссийской.





Дворец строился с 1791 по 1798 годы. В его проектировании участвовали архитекторы Джакомо Кваренги, Франческо Кампорези, а также русские архитекторы Е. Назаров и крепостной зодчий П. Аргунов. Строительство вели крепостные мастера, которыми руководили ответственные архитекторы А. Миронов, Г. Дикушин, П. Бизяев. Интерьеры оформляли также крепостные художники: декоратор Г. Мухин, художник Н. Аргунов, резчики Ф. Пряхин и И. Мочалин, паркетчики Ф. Прядченко, Е. Четвериков. Завершал отделку здания П. Аргунов.



Останкинский дворец был построен в стиле классицизма. Монументальный и величественный, он казался возведенным из камня, хотя материалом для него послужило дерево.



Общая композиция дворца исходит из схемы в виде буквы "П" с парадным двором. Здание выдержано в классической симметрии. Большой купол венчает центральную часть здания, оформленного тремя классическими портиками: центральным и двумя боковыми. Павильоны с обеих сторон (Итальянский и Египетский) соединены с главным зданием одноэтажными галереями.



Главным помещением в центре дворца является театральный зал. Следует отметить, что граф создал необычный театр, где крепостные получали хорошее актерское образование от известных русских и зарубежных артистов. Музыкальной частью заведовал композитор, капельмейстер и учитель пения Иван Дегтярев, сложными механизмами сцены управлял Федор Пряхин.



Все это было сотворено золотых рук мастерами - крепостными умельцами графа, который набирал самых способных крестьян по разным селам, посылал их учиться в Академию художеств и даже в Италию.




В 1801 году Шереметев навсегда уезжает в Петербург, женившись на молодой, но уже прославленной актрисе своего театра Прасковье Ивановне Ковалевой-Жемчуговой - дочери крепостного кузнеца, не признанной в свете и умершей от чахотки в 34 года после рождения сына Дмитрия. Вскоре умирает и сам граф. Их сына воспитывала балерина того же театра Т. В. Шлыкова-Гранатова.



Интерьеры парадных залов сохранили подлинный декор и убранство. Особенное изящество придают залам осветительные приборы из хрусталя, бронзы, золоченого резного дерева. Украшением останкинских интерьеров является наборный художественный паркет.



С июня по сентябрь в Останкинском театре проводится традиционный фестиваль "Шереметевские сезоны", продолжающий музыкальные и театральные традиции усадьбы. Постановка опер и балетов XVIII столетия, разнообразные концертные программы, исполняющиеся в зале исторического театра, дают возможность ощутить театральное назначение Останкинского дворца, погрузиться в атмосферу усадебных праздников




Скульптуры и лепнина фасада Шереметьевского дворца


Церковь в Останкино
Церковь Живоначальной Троицы (1678-1692 гг.) построена из красного кирпича. Фасады здания декорированы многоцветными изразцами с изображением цветов, фантастических птиц и животных, белокаменной резьбой, фигурной кирпичной кладкой. В центральной части церкви иконостас с иконами XVII-XVIII вв




Останкино оставалось родовым имением Шереметевых вплоть до 1917 года. После революции 1917 года усадьба была национализирована и функционировала как музей-усадьба, а с 1938 г. - как музей творчества крепостных. С тех пор здесь постоянно ведется большая научная работа по восстановлению и реставрации дворца, создаются каталоги его коллекций.




Как общедоступный музей, усадьба Останкино открылась для посетителей 1 мая 1919 г. по инициативе Отдела по делам музеев и охране памятников искусства и старины Наркомпроса. Сейчас в музее проводится комплексная научная реставрация. Ежегодно с 18 мая по 30 сентября открытая для показа часть дворца включается в обзорную экскурсию по усадьбе






Останкинский дворец построен из сибирской сосны с наружной штукатуркой и внутренней декоративной отделкой (1792-1798) в стиле русского классицизма. Архитекторы: Кампорези, Старов, Бренна. Скромный декор оштукатуренных стен состоит из гипсовых барельефов на мифологические темы, стенные ниши "оживлены" скульптурными изображениями героев античной мифологии, связанных с культом Диониса и Аполлона







Оштукатуренные стены его кажутся каменными. Бледно-розовый цвет фасада дворца носил поэтическое название "цвет нимфы во время зари". Этот изысканный цвет и белые колонны создавали ощущение чистоты. Гармония линий и красота интерьеров завораживают гостей вот уже несколько столетий.






Главный фасад украшен величественным шестиколонным портиком коринфского ордера, установленным на выступе первого этажа. Фасад, обращенный к парку, украшает десяти колонная лоджия ионического ордера. Наружные стены дворца украшены барельефами работы скульпторов Ф. Гордеева и Г. Замараева. Самая главная часть дворца - театральный зал, соединяющийся закрытыми галереями с Египетским и Итальянским павильонами, которые использовались для парадных приемов и театральных постановок




Театр музея-усадьбы Останкино


В то время одной из модных забав был театр. Увлечение театром у Н.П. Шереметева переросло в дело всей его жизни. По замыслу графа Останкинский дворец должен был стать Пантеоном искусств, дворцом в котором царит театр. Театр был открыт в 1795 году оперой И.Козловского на слова А.Потемкина "Взятие Измаила или Зельмира и Смелон". В труппе театра было около 200 актеров, певцов и музыкантов. В репертуаре были балет, оперы и комедии.



Машина ветра


Машина грома
Ставились не только произведения русских авторов, но также и французских и итальянских композиторов. Граф Шереметев устраивал праздники в честь высоких особ, которые обычно сопровождались представлением с участием талантливых актеров. На сцене театра блистала крепостная актриса Прасковья Жемчугова - талантливая певица.



Последний праздник, в честь императора Александра I, состоялся в 1801 году. Вскоре театр был распущен, а владельцы покинули дворец. До наших дней театральный зал дошел в своем "бальном" виде, но и сегодня здесь осуществляются постановки старинных опер и звучат камерные оркестры. Зал остается лучшим по акустике залом столицы. Он выстроен в форме подковы, что обеспечивает хорошую видимость со всех мест и прекрасную акустику. Зал оформлен в голубых и розовых тонах и вмещает до 250 зрителей.



Зрительный зал
Зрительный зал был невелик, но отделан с большим изяществом. Амфитеатр был отделен от партера балюстрадой, за которой между коринфскими колоннами располагались лоджии бельэтажа, и над ними, под самым потолком верхняя галерея. Залы дворца предназначались для фойе и использовались как концертные и банкетные: Египетский зал, Итальянский зал, Малиновая гостиная, картинная галерея, концертный зал и т. д. Их можно назвать парадными помещениями с хрустальными люстрами, паркетными полами, росписями, позолоченной лепниной, стильной мебелью, обивкой стен шелком, картинами, гравюрами, скульптурами. Роскошно были отделаны даже небольшие угловые комнаты и переходные галереи


Потолок театра


Двухэтажный театр расположен в центре дворца и окружен системой парадных залов. В оформлении парадных залов использована своеобразная театрализованная версия классицизма. В отделке интерьеров использованы ткани, позолота и резьба по дереву, роспись по бумаге.

Внутреннее убранство



Внутреннее убранство дворца удивляет своей нарядностью и простотой. Большая часть декора выполнена из дерева, имитирующего мрамор, бронзу и другие материалы. Основной вид отделки залов - золоченая резьба. Большую часть резного декора выполнил резчик П.Споль. Особенно красив он в Итальянском павильоне.




Египетский зал



Узорчатый паркет из редких пород дерева, стены, обитые атласом и бархатом. Парадные залы дворца славятся золоченой мебелью 18 и начала 19 веков работы русских и европейских мастеров. Светильники, настенные и другие украшения часто выполнялись специально для Останкинского Дворца. Все предметы находятся на своих местах и дошли до нас в своем первозданном состоянии. Как писал очевидец: «… все блестит золотом, мраморами, статуями, вазами».





Египетский зал
Здесь также представлена коллекция портретов 18-19 вв. работы известных мастеров, а также редкие полотна неизвестных художников. К сожалению, из тридцати подлинных античных скульптур до наших дней дошло только пять. Поэтому дворцовая скульптура представлена в основном копиями. Сохранились также работы западно-европейских скульпторов Кановы и Лемуана, Буазо и Трискорни. Среди изделий из фарфора сохранились предметы из коллекции Черкасских. Это изделия японского и китайского фарфора 16-18 вв. Можно видеть и коллекцию вееров из собрания известного коллекционера Ф.Е.Вишневского
.



Балкон 2 этажа

Останкинский парк



Вместе со строительством дворца Н.П. Шереметев разбил регулярный парк во французском стиле, а позже он создал пейзажный парк. Регулярный парк был основной частью так называемого Увеселительного сада, в который также входили партер и насыпная горка "Парнас", "Собственный садик" и кедровая роща. Увеселительный сад располагался рядом со дворцом. Ближайшая к имению часть рощи (так называемый Прибавочный сад) была превращена в Английский парк. Над созданием естественного пейзажного сада трудился садовник-англичанин. Были созданы 5 искусственных прудов. В саду росли дубы и липы, клен и различные кустарники - лещина, жимолость и калина. Вдоль Ботанической улицы разместился Парк скульптур. Здесь разбиты цветники, устроены две беседки с колоннами, эстрада и открытая галерея.



Музей ведет активную выставочную работу, представляя временные выставки из своих фондов как во дворце, так и за его пределами. Для посетителей открыты театр, часть парадных залов и парк. В наши дни музей-усадьба Останкино в Москве представляет собой уникальный дворцово-парковый ансамбль с единственным в России деревянным театральным зданием конца 18 века



Северо-Восток Москвы. Годы. События. Люди (рук. авторского колл. К.А. Аверьянов). М., 2012. С. 325 - 342. ISBN 978-5-9904122-1-7.
Останкино — статья из Большой советской энциклопедии
Останкино — статья из Нового энциклопедического словаря изобразительного искусства
Глозман И. М., Рапопорт В. Л., Семенова И. Г. Кусково. Останкино. Архангельское. — М.: Искусство, 1976. — 207 с. — (Города и музеи мира).

Несмотря на всю свою роскошь и великолепие, здание Останкинского дворца построено целиком из дерева. При этом дворец в Останкино совсем не похож на сельские усадьбы, и вполне мог бы занять достоянное место на самых красивых улицах Москвы.

Останкино. Планы первого и второго этажей дворца. Обмер И. Голосова

Лишь большие размеры здания, призванного вместить все то, что требуется для широкого барского быта, напоминают о том, что это сельское имение. Дворец был построен и декорирован в течение одного десятилетия, что придает ему необычайное единство и целостность. Проект его был разработан несколькими замечательными архитекторами, в числе которых были такие звезды как М. Казаков, Д. Кваренги, и Д. Жилярди. В центральной части дворца виден творческий гений М.Ф. Казакова, в боковых крыльях легко узнать манеру Кваренги, Жилярди же были сделаны незначительные дополнения уже после того, как дворец был закончен. В работе над проектом дворца также были привлечены и крепостные зодчие Шереметевых - А. Миронов, Г. Дикушин и А. Аргунов.

Казаков Матвей Фёдорович

Джакомо Антонио Доменико Кваренги

Доменико Жилярди

По своей композиции Останкинский дворец выстроен в виде буквы П («покоем») с парадным двором, что очень традиционно для усадеб того времени. Боковые крылья соединены с центральным зданием одноэтажными галереями, подчеркивающими нарядное великолепие портика на центральной части дома. Возвышающийся над всем этим купол, придает всему зданию необычайную законченность и гармонию. Со стороны садового фасада здание выглядит не менее величественно. Этому способствует десятиколонная лоджия-портик, охватывающая весь второй этаж. Мраморный барельеф, завершающий звучный аккорд колонн, выполнен в греческом стиле. Под жарким солнцем юга мрамор давал бы резкие эффекты, темные тени еще резче выделялись бы на фоне блеска освещенных частей. В пасмурном же русском свете тени барельефа приобретают необычайно нежную гармонию, их легкие перламутрово-серые переливы замечательно сочетаются с сырым московским небом и блеклостью окружающей природы. Несмотря на всю классичность своих форм, Останкинский дворец отличается необыкновенной нарядностью и роскошью. Да и немудрено, ведь он не мог не отражать тот дух обилия и вычурности, который господствовал в архитектуре и искусстве на всем протяжении 18 века. Сам граф дотошно вникал в малейшие детали строительства своего детища. Часто советовался и спорил со своими архитекторами. В результате Останкино не выглядит как творение одного мастера, но зато в нем замечательно отражена эпоха и то понимание красоты, которое объединяло всех мастеров конца 18 века.




Музей-усадьба Останкино в Москве – это уникальный памятник архитектуры 18 века в северной части столицы. Расположенная близко к центру она привлекает строгими формами классицистической архитектуры, красотой интерьеров дворца и тишиной старинного парка. Музей-усадьба Останкино в Москве относится к охраняемой природной зоне столицы.

Фото –Д.Козаков Боярская вотчина с прудом (XVI в.), церковью Св. Живоначальной Троицы (XVII в.), господским домом и дубравой становится в конце XVIII века дворцово-паковым ансамблем, парадной летней резиденцией графа Н.П. Шереметева


На месте современной усадьбы Останкино (первоначально Осташково) 400 лет назад стояли дремучие леса, в которых были разбросаны немногочисленные селения. В этих местах царские егеря часто охотились на медведей и лосей, за что близлежащие земли получили названия "Лосиный остров", "Лось", "Медведково".


Первое письменное упоминание о селе и его владельце относится к 1558 году. Иван Грозный отдал эти земли во владение служилому человеку Алексею Сатину, который в годы опричнины был им же и казнен. Новым владельцем имения был поставлен известный дипломат, дьяк посольского приказа Василий Щелкалов. При нем Останкино становится настоящей усадьбой (конец XVI - нач. XVII вв.). Щелканов строит боярский дом с поселением в нем деловых людей, деревянную церковь Троицы. Тогда же был вырыт большой пруд, разбит огород, засажена дубовая роща.

После Смутного времени разоренную усадьбу восстанавливали уже новые хозяева - князья Черкасские, кроме того, ими была построена сохранившаяся и поныне каменная красавица-церковь в честь Живоначальной Троицы на месте сгоревшей деревянной с пятикупольным храмом, с двумя приделами, тремя шатровыми крыльцами и колокольней с высоким шпилем (теперь увенчанной шатром).


Останкино связано с фамилией Шереметевых с 1743 года, когда граф Петр Борисович Шереметев женился на княжне Варваре Алексеевне Черкасской - единственной дочери Черкасских. В приданое она получила 24 вотчины, в число которых входило и Останкино, а сам молодой хозяин, владевший усадьбой Кусково, в Останкине создает фруктовый сад, разбивает парк, строит новые хоромы.


После смерти Шереметева-старшего (1788 год) в права наследника вступает его сын Николай Петрович Шереметев, к которому переходит не только усадьба Останкино, но и владения отца в 17 губерниях с 200 тысячами крестьян, с зажиточными селами, в которых крестьяне занимались художественными ремеслами.

Молодой граф Шереметев был одним из самых богатых и просвещенных аристократов своего времени: знал несколько иностранных языков, учился за границей, объездил множество европейских стран, знакомясь с литературой и искусством, собрал большую библиотеку.

По приезде в Россию он задумал создать в Останкине Дворец искусств с театром, художественными галереями, с богато декорированными парадными комнатами и залами, открытыми как для отечественных, так и для иноземных гостей. Он видел в этом служение не только личностным потребностям, но и славе всероссийской.




Дворец строился с 1791 по 1798 годы. В его проектировании участвовали архитекторы Джакомо Кваренги, Франческо Кампорези, а также русские архитекторы Е. Назаров и крепостной зодчий П. Аргунов. Строительство вели крепостные мастера, которыми руководили ответственные архитекторы А. Миронов, Г. Дикушин, П. Бизяев. Интерьеры оформляли также крепостные художники: декоратор Г. Мухин, художник Н. Аргунов, резчики Ф. Пряхин и И. Мочалин, паркетчики Ф. Прядченко, Е. Четвериков. Завершал отделку здания П. Аргунов.


Останкинский дворец был построен в стиле классицизма. Монументальный и величественный, он казался возведенным из камня, хотя материалом для него послужило дерево.


Общая композиция дворца исходит из схемы в виде буквы "П" с парадным двором. Здание выдержано в классической симметрии. Большой купол венчает центральную часть здания, оформленного тремя классическими портиками: центральным и двумя боковыми. Павильоны с обеих сторон (Итальянский и Египетский) соединены с главным зданием одноэтажными галереями.


Главным помещением в центре дворца является театральный зал. Следует отметить, что граф создал необычный театр, где крепостные получали хорошее актерское образование от известных русских и зарубежных артистов. Музыкальной частью заведовал композитор, капельмейстер и учитель пения Иван Дегтярев, сложными механизмами сцены управлял Федор Пряхин.


Все это было сотворено золотых рук мастерами - крепостными умельцами графа, который набирал самых способных крестьян по разным селам, посылал их учиться в Академию художеств и даже в Италию.



В 1801 году Шереметев навсегда уезжает в Петербург, женившись на молодой, но уже прославленной актрисе своего театра Прасковье Ивановне Ковалевой-Жемчуговой - дочери крепостного кузнеца, не признанной в свете и умершей от чахотки в 34 года после рождения сына Дмитрия. Вскоре умирает и сам граф. Их сына воспитывала балерина того же театра Т. В. Шлыкова-Гранатова.


Интерьеры парадных залов сохранили подлинный декор и убранство. Особенное изящество придают залам осветительные приборы из хрусталя, бронзы, золоченого резного дерева. Украшением останкинских интерьеров является наборный художественный паркет.


С июня по сентябрь в Останкинском театре проводится традиционный фестиваль "Шереметевские сезоны", продолжающий музыкальные и театральные традиции усадьбы. Постановка опер и балетов XVIII столетия, разнообразные концертные программы, исполняющиеся в зале исторического театра, дают возможность ощутить театральное назначение Останкинского дворца, погрузиться в атмосферу усадебных праздников



Скульптуры и лепнина фасада Шереметьевского дворца

Церковь в Останкино
Церковь Живоначальной Троицы (1678-1692 гг.) построена из красного кирпича. Фасады здания декорированы многоцветными изразцами с изображением цветов, фантастических птиц и животных, белокаменной резьбой, фигурной кирпичной кладкой. В центральной части церкви иконостас с иконами XVII-XVIII вв



Останкино оставалось родовым имением Шереметевых вплоть до 1917 года. После революции 1917 года усадьба была национализирована и функционировала как музей-усадьба, а с 1938 г. - как музей творчества крепостных. С тех пор здесь постоянно ведется большая научная работа по восстановлению и реставрации дворца, создаются каталоги его коллекций.



Как общедоступный музей, усадьба Останкино открылась для посетителей 1 мая 1919 г. по инициативе Отдела по делам музеев и охране памятников искусства и старины Наркомпроса. Сейчас в музее проводится комплексная научная реставрация. Ежегодно с 18 мая по 30 сентября открытая для показа часть дворца включается в обзорную экскурсию по усадьбе





Останкинский дворец построен из сибирской сосны с наружной штукатуркой и внутренней декоративной отделкой (1792-1798) в стиле русского классицизма. Архитекторы: Кампорези, Старов, Бренна. Скромный декор оштукатуренных стен состоит из гипсовых барельефов на мифологические темы, стенные ниши "оживлены" скульптурными изображениями героев античной мифологии, связанных с культом Диониса и Аполлона






Оштукатуренные стены его кажутся каменными. Бледно-розовый цвет фасада дворца носил поэтическое название "цвет нимфы во время зари". Этот изысканный цвет и белые колонны создавали ощущение чистоты. Гармония линий и красота интерьеров завораживают гостей вот уже несколько столетий.





Главный фасад украшен величественным шестиколонным портиком коринфского ордера, установленным на выступе первого этажа. Фасад, обращенный к парку, украшает десяти колонная лоджия ионического ордера. Наружные стены дворца украшены барельефами работы скульпторов Ф. Гордеева и Г. Замараева. Самая главная часть дворца - театральный зал, соединяющийся закрытыми галереями с Египетским и Итальянским павильонами, которые использовались для парадных приемов и театральных постановок



Театр музея-усадьбы Останкино


В то время одной из модных забав был театр. Увлечение театром у Н.П. Шереметева переросло в дело всей его жизни. По замыслу графа Останкинский дворец должен был стать Пантеоном искусств, дворцом в котором царит театр. Театр был открыт в 1795 году оперой И.Козловского на слова А.Потемкина "Взятие Измаила или Зельмира и Смелон". В труппе театра было около 200 актеров, певцов и музыкантов. В репертуаре были балет, оперы и комедии.


Машина ветра

Машина грома
Ставились не только произведения русских авторов, но также и французских и итальянских композиторов. Граф Шереметев устраивал праздники в честь высоких особ, которые обычно сопровождались представлением с участием талантливых актеров. На сцене театра блистала крепостная актриса Прасковья Жемчугова - талантливая певица.


Последний праздник, в честь императора Александра I, состоялся в 1801 году. Вскоре театр был распущен, а владельцы покинули дворец. До наших дней театральный зал дошел в своем "бальном" виде, но и сегодня здесь осуществляются постановки старинных опер и звучат камерные оркестры. Зал остается лучшим по акустике залом столицы. Он выстроен в форме подковы, что обеспечивает хорошую видимость со всех мест и прекрасную акустику. Зал оформлен в голубых и розовых тонах и вмещает до 250 зрителей.


Зрительный зал
Зрительный зал был невелик, но отделан с большим изяществом. Амфитеатр был отделен от партера балюстрадой, за которой между коринфскими колоннами располагались лоджии бельэтажа, и над ними, под самым потолком верхняя галерея. Залы дворца предназначались для фойе и использовались как концертные и банкетные: Египетский зал, Итальянский зал, Малиновая гостиная, картинная галерея, концертный зал и т. д. Их можно назвать парадными помещениями с хрустальными люстрами, паркетными полами, росписями, позолоченной лепниной, стильной мебелью, обивкой стен шелком, картинами, гравюрами, скульптурами. Роскошно были отделаны даже небольшие угловые комнаты и переходные галереи

Потолок театра

Двухэтажный театр расположен в центре дворца и окружен системой парадных залов. В оформлении парадных залов использована своеобразная театрализованная версия классицизма. В отделке интерьеров использованы ткани, позолота и резьба по дереву, роспись по бумаге.
Внутреннее убранство



Внутреннее убранство дворца удивляет своей нарядностью и простотой. Большая часть декора выполнена из дерева, имитирующего мрамор, бронзу и другие материалы. Основной вид отделки залов - золоченая резьба. Большую часть резного декора выполнил резчик П.Споль. Особенно красив он в Итальянском павильоне.



Египетский зал


Узорчатый паркет из редких пород дерева, стены, обитые атласом и бархатом. Парадные залы дворца славятся золоченой мебелью 18 и начала 19 веков работы русских и европейских мастеров. Светильники, настенные и другие украшения часто выполнялись специально для Останкинского Дворца. Все предметы находятся на своих местах и дошли до нас в своем первозданном состоянии. Как писал очевидец: «… все блестит золотом, мраморами, статуями, вазами».




Египетский зал
Здесь также представлена коллекция портретов 18-19 вв. работы известных мастеров, а также редкие полотна неизвестных художников. К сожалению, из тридцати подлинных античных скульптур до наших дней дошло только пять. Поэтому дворцовая скульптура представлена в основном копиями. Сохранились также работы западно-европейских скульпторов Кановы и Лемуана, Буазо и Трискорни. Среди изделий из фарфора сохранились предметы из коллекции Черкасских. Это изделия японского и китайского фарфора 16-18 вв. Можно видеть и коллекцию вееров из собрания известного коллекционера Ф.Е.Вишневского
.

Балкон 2 этажа
Останкинский парк



Вместе со строительством дворца Н.П. Шереметев разбил регулярный парк во французском стиле, а позже он создал пейзажный парк. Регулярный парк был основной частью так называемого Увеселительного сада, в который также входили партер и насыпная горка "Парнас", "Собственный садик" и кедровая роща. Увеселительный сад располагался рядом со дворцом. Ближайшая к имению часть рощи (так называемый Прибавочный сад) была превращена в Английский парк. Над созданием естественного пейзажного сада трудился садовник-англичанин. Были созданы 5 искусственных прудов. В саду росли дубы и липы, клен и различные кустарники - лещина, жимолость и калина. Вдоль Ботанической улицы разместился Парк скульптур. Здесь разбиты цветники, устроены две беседки с колоннами, эстрада и открытая галерея.


Музей ведет активную выставочную работу, представляя временные выставки из своих фондов как во дворце, так и за его пределами. Для посетителей открыты театр, часть парадных залов и парк. В наши дни музей-усадьба Останкино в Москве представляет собой уникальный дворцово-парковый ансамбль с единственным в России деревянным театральным зданием конца 18 века



Фото-Снежная Лиса

  • Горящие туры в Россию
  • Предыдущая фотография Следующая фотография

    Шереметевский дворец - Музей музыки, также именуемый «Фонтанный дом» по месту своего расположения на территории бывшей усадьбы графов Шереметевых «Фонтанный дом». Участок земли по реке Фонтанке (Безымянный Ерик) был пожалован Петром I фельдмаршалу, графу Б. П. Шереметеву в 1712 г. Двухэтажный каменный дворец, существующий ныне, был построен в 1750 г. Архитектор постройки - С. Чевакинский. Есть основания полагать, что в проекте были использованы чертежи Ф.-Б. Растрелли.

    До 1917 г. Шереметевский дворец и усадьба принадлежали пяти поколениям старшей (графской) ветви известного русского рода Шереметевых.

    После революции Шереметевский дворец был музеефицирован и как Музей дворянского быта просуществовал до 1931 г. В основу его фондов было положено формировавшееся в течение 200 лет частное собрание Шереметевых, представлявшее собой сложный комплекс разнообразных наслоений. Собрание, универсальное по характеру и разнообразное по предметам, включало в себя живописную картинную галерею, собрание скульптуры, оружия, нумизматику, предметы декоративно-прикладного искусства, библиотеку, собрание церковной утвари и икон.

    В 1990 г. Шереметевский дворец был передан Музею театрального и музыкального искусства для создания Музея музыки Петербурга и размещения государственной коллекции музыкальных инструментов. С конца 1980-х годов в Шереметевском дворце начались реставрационные работы, связанные с воссозданием парадных и мемориальных интерьеров XIX столетия.

    Музыкальная коллекция Шереметевского дворца насчитывает более трех тысяч инструментов и является одной из пяти крупнейших в мире и лучшей в России. В ее составе инструменты, созданные знаменитыми западноевропейскими и русскими мастерами XVI-XX вв.; мемориальные инструменты композиторов русской школы 19 - 20 столетий; коллекции, принадлежавшие императорской семье Романовых; уникальный русский роговой оркестр; музыкальные инструменты всех континентов мира.

    В музее функционирует постоянная выставка «Шереметевы и музыкальная жизнь Петербурга 18 - начала 20 веков», открывшаяся в 1995 г. и осуществленная совместно с Государственным Эрмитажем, Государственным Русским музеем, Российской национальной библиотекой, Пушкинским Домом, Государственной Третьяковской галереей, Останкинским дворцом-музеем, Музеем русского фарфора Кусково, владельцами частных коллекций.

    Полезная информация

    Режим работы: четверг-понедельник 11.00-19.00, среда 13.00-21.00, касса закрывается на час раньше, выходные: вторник и последняя среда месяца.

    Адрес: Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки, д. 34

    Музей-усадьба Останкино в Москве – это уникальный памятник архитектуры 18 века в северной части столицы. Расположенная близко к центру она привлекает строгими формами классицистической архитектуры, красотой интерьеров дворца и тишиной старинного парка. Музей-усадьба Останкино в Москве относится к охраняемой природной зоне столицы

    Боярская вотчина с прудом (XVI в.), церковью Св. Живоначальной Троицы (XVII в.), господским домом и дубравой становится в конце XVIII века дворцово-паковым ансамблем, парадной летней резиденцией графа Н.П. Шереметева

    На месте современной усадьбы Останкино (первоначально Осташково) 400 лет назад стояли дремучие леса, в которых были разбросаны немногочисленные селения. В этих местах царские егеря часто охотились на медведей и лосей, за что близлежащие земли получили названия "Лосиный остров", "Лось", "Медведково".

    Первое письменное упоминание о селе и его владельце относится к 1558 году. Иван Грозный отдал эти земли во владение служилому человеку Алексею Сатину, который в годы опричнины был им же и казнен. Новым владельцем имения был поставлен известный дипломат, дьяк посольского приказа Василий Щелкалов. При нем Останкино становится настоящей усадьбой (конец XVI - нач. XVII вв.). Щелканов строит боярский дом с поселением в нем деловых людей, деревянную церковь Троицы. Тогда же был вырыт большой пруд, разбит огород, засажена дубовая роща.

    После Смутного времени разоренную усадьбу восстанавливали уже новые хозяева - князья Черкасские, кроме того, ими была построена сохранившаяся и поныне каменная красавица-церковь в честь Живоначальной Троицы на месте сгоревшей деревянной с пятикупольным храмом, с двумя приделами, тремя шатровыми крыльцами и колокольней с высоким шпилем (теперь увенчанной шатром).

    Останкино связано с фамилией Шереметевых с 1743 года, когда граф Петр Борисович Шереметев женился на княжне Варваре Алексеевне Черкасской - единственной дочери Черкасских. В приданое она получила 24 вотчины, в число которых входило и Останкино, а сам молодой хозяин, владевший усадьбой Кусково, в Останкине создает фруктовый сад, разбивает парк, строит новые хоромы.

    После смерти Шереметева-старшего (1788 год) в права наследника вступает его сын Николай Петрович Шереметев, к которому переходит не только усадьба Останкино, но и владения отца в 17 губерниях с 200 тысячами крестьян, с зажиточными селами, в которых крестьяне занимались художественными ремеслами.

    Молодой граф Шереметев был одним из самых богатых и просвещенных аристократов своего времени: знал несколько иностранных языков, учился за границей, объездил множество европейских стран, знакомясь с литературой и искусством, собрал большую библиотеку.

    По приезде в Россию он задумал создать в Останкине Дворец искусств с театром, художественными галереями, с богато декорированными парадными комнатами и залами, открытыми как для отечественных, так и для иноземных гостей. Он видел в этом служение не только личностным потребностям, но и славе всероссийской.


    Дворец строился с 1791 по 1798 годы. В его проектировании участвовали архитекторы Джакомо Кваренги, Франческо Кампорези, а также русские архитекторы Е. Назаров и крепостной зодчий П. Аргунов. Строительство вели крепостные мастера, которыми руководили ответственные архитекторы А. Миронов, Г. Дикушин, П. Бизяев. Интерьеры оформляли также крепостные художники: декоратор Г. Мухин, художник Н. Аргунов, резчики Ф. Пряхин и И. Мочалин, паркетчики Ф. Прядченко, Е. Четвериков. Завершал отделку здания П. Аргунов.

    Останкинский дворец был построен в стиле классицизма. Монументальный и величественный, он казался возведенным из камня, хотя материалом для него послужило дерево.


    Общая композиция дворца исходит из схемы в виде буквы "П" с парадным двором. Здание выдержано в классической симметрии. Большой купол венчает центральную часть здания, оформленного тремя классическими портиками: центральным и двумя боковыми. Павильоны с обеих сторон (Итальянский и Египетский) соединены с главным зданием одноэтажными галереями.


    Главным помещением в центре дворца является театральный зал. Следует отметить, что граф создал необычный театр, где крепостные получали хорошее актерское образование от известных русских и зарубежных артистов. Музыкальной частью заведовал композитор, капельмейстер и учитель пения Иван Дегтярев, сложными механизмами сцены управлял Федор Пряхин.


    Все это было сотворено золотых рук мастерами - крепостными умельцами графа, который набирал самых способных крестьян по разным селам, посылал их учиться в Академию художеств и даже в Италию.


    В 1801 году Шереметев навсегда уезжает в Петербург, женившись на молодой, но уже прославленной актрисе своего театра Прасковье Ивановне Ковалевой-Жемчуговой - дочери крепостного кузнеца, не признанной в свете и умершей от чахотки в 34 года после рождения сына Дмитрия. Вскоре умирает и сам граф. Их сына воспитывала балерина того же театра Т. В. Шлыкова-Гранатова.


    Интерьеры парадных залов сохранили подлинный декор и убранство. Особенное изящество придают залам осветительные приборы из хрусталя, бронзы, золоченого резного дерева. Украшением останкинских интерьеров является наборный художественный паркет.


    С июня по сентябрь в Останкинском театре проводится традиционный фестиваль "Шереметевские сезоны", продолжающий музыкальные и театральные традиции усадьбы. Постановка опер и балетов XVIII столетия, разнообразные концертные программы, исполняющиеся в зале исторического театра, дают возможность ощутить театральное назначение Останкинского дворца, погрузиться в атмосферу усадебных праздников



    Скульптуры и лепнина фасада Шереметьевского дворца

    Церковь в Останкино
    Церковь Живоначальной Троицы (1678-1692 гг.) построена из красного кирпича. Фасады здания декорированы многоцветными изразцами с изображением цветов, фантастических птиц и животных, белокаменной резьбой, фигурной кирпичной кладкой. В центральной части церкви иконостас с иконами XVII-XVIII вв



    Останкино оставалось родовым имением Шереметевых вплоть до 1917 года. После революции 1917 года усадьба была национализирована и функционировала как музей-усадьба, а с 1938 г. - как музей творчества крепостных. С тех пор здесь постоянно ведется большая научная работа по восстановлению и реставрации дворца, создаются каталоги его коллекций.


    Как общедоступный музей, усадьба Останкино открылась для посетителей 1 мая 1919 г. по инициативе Отдела по делам музеев и охране памятников искусства и старины Наркомпроса. Сейчас в музее проводится комплексная научная реставрация. Ежегодно с 18 мая по 30 сентября открытая для показа часть дворца включается в обзорную экскурсию по усадьбе




    Останкинский дворец построен из сибирской сосны с наружной штукатуркой и внутренней декоративной отделкой (1792-1798) в стиле русского классицизма. Архитекторы: Кампорези, Старов, Бренна. Скромный декор оштукатуренных стен состоит из гипсовых барельефов на мифологические темы, стенные ниши "оживлены" скульптурными изображениями героев античной мифологии, связанных с культом Диониса и Аполлона



    Оштукатуренные стены его кажутся каменными. Бледно-розовый цвет фасада дворца носил поэтическое название "цвет нимфы во время зари". Этот изысканный цвет и белые колонны создавали ощущение чистоты. Гармония линий и красота интерьеров завораживают гостей вот уже несколько столетий.




    Главный фасад украшен величественным шестиколонным портиком коринфского ордера, установленным на выступе первого этажа. Фасад, обращенный к парку, украшает десяти колонная лоджия ионического ордера. Наружные стены дворца украшены барельефами работы скульпторов Ф. Гордеева и Г. Замараева. Самая главная часть дворца - театральный зал, соединяющийся закрытыми галереями с Египетским и Итальянским павильонами, которые использовались для парадных приемов и театральных постановок



    Театр музея-усадьбы Останкино

    В то время одной из модных забав был театр. Увлечение театром у Н.П. Шереметева переросло в дело всей его жизни. По замыслу графа Останкинский дворец должен был стать Пантеоном искусств, дворцом в котором царит театр. Театр был открыт в 1795 году оперой И.Козловского на слова А.Потемкина "Взятие Измаила или Зельмира и Смелон". В труппе театра было около 200 актеров, певцов и музыкантов. В репертуаре были балет, оперы и комедии.

    Машина ветра

    Машина грома
    Ставились не только произведения русских авторов, но также и французских и итальянских композиторов. Граф Шереметев устраивал праздники в честь высоких особ, которые обычно сопровождались представлением с участием талантливых актеров. На сцене театра блистала крепостная актриса Прасковья Жемчугова - талантливая певица.

    Последний праздник, в честь императора Александра I, состоялся в 1801 году. Вскоре театр был распущен, а владельцы покинули дворец. До наших дней театральный зал дошел в своем "бальном" виде, но и сегодня здесь осуществляются постановки старинных опер и звучат камерные оркестры. Зал остается лучшим по акустике залом столицы. Он выстроен в форме подковы, что обеспечивает хорошую видимость со всех мест и прекрасную акустику. Зал оформлен в голубых и розовых тонах и вмещает до 250 зрителей.

    Зрительный зал
    Зрительный зал был невелик, но отделан с большим изяществом. Амфитеатр был отделен от партера балюстрадой, за которой между коринфскими колоннами располагались лоджии бельэтажа, и над ними, под самым потолком верхняя галерея. Залы дворца предназначались для фойе и использовались как концертные и банкетные: Египетский зал, Итальянский зал, Малиновая гостиная, картинная галерея, концертный зал и т. д. Их можно назвать парадными помещениями с хрустальными люстрами, паркетными полами, росписями, позолоченной лепниной, стильной мебелью, обивкой стен шелком, картинами, гравюрами, скульптурами. Роскошно были отделаны даже небольшие угловые комнаты и переходные галереи

    Потолок театра

    Двухэтажный театр расположен в центре дворца и окружен системой парадных залов. В оформлении парадных залов использована своеобразная театрализованная версия классицизма. В отделке интерьеров использованы ткани, позолота и резьба по дереву, роспись по бумаге.

    Внутреннее убранство

    Внутреннее убранство дворца удивляет своей нарядностью и простотой. Большая часть декора выполнена из дерева, имитирующего мрамор, бронзу и другие материалы. Основной вид отделки залов - золоченая резьба. Большую часть резного декора выполнил резчик П.Споль. Особенно красив он в Итальянском павильоне.



    Египетский зал

    Узорчатый паркет из редких пород дерева, стены, обитые атласом и бархатом. Парадные залы дворца славятся золоченой мебелью 18 и начала 19 веков работы русских и европейских мастеров. Светильники, настенные и другие украшения часто выполнялись специально для Останкинского Дворца. Все предметы находятся на своих местах и дошли до нас в своем первозданном состоянии. Как писал очевидец: «… все блестит золотом, мраморами, статуями, вазами».



    Египетский зал
    Здесь также представлена коллекция портретов 18-19 вв. работы известных мастеров, а также редкие полотна неизвестных художников. К сожалению, из тридцати подлинных античных скульптур до наших дней дошло только пять. Поэтому дворцовая скульптура представлена в основном копиями. Сохранились также работы западно-европейских скульпторов Кановы и Лемуана, Буазо и Трискорни. Среди изделий из фарфора сохранились предметы из коллекции Черкасских. Это изделия японского и китайского фарфора 16-18 вв. Можно видеть и коллекцию вееров из собрания известного коллекционера Ф.Е.Вишневского
    .

    Балкон 2 этажа

    Останкинский парк

    Вместе со строительством дворца Н.П. Шереметев разбил регулярный парк во французском стиле, а позже он создал пейзажный парк. Регулярный парк был основной частью так называемого Увеселительного сада, в который также входили партер и насыпная горка "Парнас", "Собственный садик" и кедровая роща. Увеселительный сад располагался рядом со дворцом. Ближайшая к имению часть рощи (так называемый Прибавочный сад) была превращена в Английский парк. Над созданием естественного пейзажного сада трудился садовник-англичанин. Были созданы 5 искусственных прудов. В саду росли дубы и липы, клен и различные кустарники - лещина, жимолость и калина. Вдоль Ботанической улицы разместился Парк скульптур. Здесь разбиты цветники, устроены две беседки с колоннами, эстрада и открытая галерея.


    Музей ведет активную выставочную работу, представляя временные выставки из своих фондов как во дворце, так и за его пределами. Для посетителей открыты театр, часть парадных залов и парк. В наши дни музей-усадьба Останкино в Москве представляет собой уникальный дворцово-парковый ансамбль с единственным в России деревянным театральным зданием конца 18 века



    Рассказать друзьям