Экономика и бизнес в живописи. Ч.2: индустриальный пейзаж

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Достижения научно-технического прогресса, которые стали одной из важнейших примет двадцатого века, затронули буквально все сферы жизни человека. Они не просто предоставили в его руки немыслимые ранее возможности, но изменили само восприятие и понимание мира, ставшего благодаря усилиям многочисленных ученых и инженеров глобальным, где события, происходящие в одно время в разных частях света, оказываются взаимосвязанными, способными в одночасье влиять на судьбы миллионов людей. Противоречивая сущность этого процесса беспокоила не только специалистов естественных и технических наук, но и социологов, философов, писателей, художников. Изобразительное искусство наравне с философией, литературой, кинематографом чутко отреагировало на те перемены, которые претерпевал окружающий мир под воздействием интенсивно развивающихся науки и промышленности. Открытия и изобретения, имевшие место на рубеже XIX и XX веков, во многом предвосхитили и подготовили те социальные революции, которые вскоре потрясли и преобразили весь мир. И, как представляется, не случайно именно в России после победы Октябрьской революции, действительно ознаменовавшей начало совершенно нового этапа отечественной и мировой истории, индустриальная, или промышленная, тема получила столь целенаправленное и плодотворное развитие. Обнаружив свою идеологическую значимость для молодого советского государства, она нашла отражение и в тематической картине, и в портрете, и в пейзаже.

Так, уже в 1930-е годы в качестве самостоятельного и важного раздела советского искусства сформировался индустриальный пейзаж, где тема создания новой, рукотворной природы находила отражение как в пронизанной динамикой современности конструктивной графичности полотен представителей Общества станковистов, так и в обращенных к традициям реалистического искусства XIX века пейзажах А. Куприна и К. Богаевского. Очередной всплеск интереса к индустриальному пейзажу приходится на 1960-е годы - время новых масштабных строек и значительных научных открытий. Именно в это время одним из крупнейших мастеров индустриального пейзажа выступил А. В. Пантелеев, в творчестве которого нашли отражение не только завоевания технического прогресса, но и его издержки, многие из которых оказались губительными и для природы, и для человека. Здесь необходимо сразу обратить внимание на то, что индустриальный пейзаж представляет собой обширный раздел промышленной темы, охватывающей различные жанры, темы и сюжетные мотивы, в той или иной степени связанные с отражением трудового подвига народа, пафоса стремительного преображения мира под влиянием деятельности человека. Круг художественных традиций, к которым обращались авторы этих работ - и автор книги вполне обоснованно подробно останавливается на этой проблеме, - достаточно широк. Те существенные изменения, которые претерпело советское искусство на рубеже 1950 - 1960-х годов, в значительной степени затронули и характер пластической интерпретации «промышленной темы». Наряду с реабилитированным в то время наследием Общества станковистов, ставшим одним из важнейших художественных ориентиров и для Александра Пантелеева, в сфере внимания художников оказались основательно забытые традиции русского и зарубежного авангарда начала XX века. И, как представляется, не случайно именно пластические открытия Пикассо и итальянских футуристов, а также их русских единомышленников позволяли адекватно воплотить совершенно новые для промышленной темы сюжеты и мотивы. Они, как правило, уже не были плодом трагических прозрений и пророчеств философов и литераторов и представали как отклик неравнодушного человека на трагические события, ставшие следствием глубинных противоречий, изначально заложенных в прогрессе техногенной цивилизации.

И здесь Пантелееву суждено было стать родоначальником и даже классиком «технической темы» - совершенно особого, специфического для советского искусства 1970 - 80-х годов жанра, высветившего обширный круг серьезных проблем, которые еще только предстояло решать в традиционной форме станковой картины. В начале XXI века, когда проблемы, вызванные безудержным развитием технического прогресса во всех его формах, стали совершенно очевидными, обращение к творчеству А. В. Пантелеева - художника, сумевшего увидеть и показать как торжествующе-утвердительную, так и драматическую сторону техницизма, представляется особенно актуальным и необходимым.

Необходимо особо отметить, что автор часто сопоставляет работы Пантелеева с произведениями других советских художников - его предшественников (А. Дейнека, К. Богаевский, А. Куприн, Г. Нисский) и современников (Т. Салахов, С. Юнтунен, Н. Кормашов, Э. Браговский, В. Ветрогонский), выявляя черты сходства и различия в стилистическом, живописно-пластическом и образно-содержательном истолковании промышленной темы. При этом И. Б. Балашова находит верные интонации и дает справедливую оценку творчества каждого из весьма солидных авторов. Кроме того, она проводит смелые и интересные исторические параллели между характером образного решения работ Пантелеева и мастеров прошлых эпох - речь идет, в частности, о рисунках Леонардо да Винчи, работах крупнейшего представителя классицистического пейзажа XVII века Никола Пуссена, а также о древнерусском искусстве, к которому восходит иконографическое решение ряда поздних произведений художника, посвященных образу робота - нового героя эпохи научно-технической революции.

картина урбанистический индустриальный пейзаж

В 30-е годы прошлого века появилось интересное направление, получившее название «индустриальный пейзаж». Ветряки в полях, огромные тарелки в горах, коровы на фоне труб – всё это в сегодняшней подборке индустриальных пейзажей.

1. Природа и дорога. Межштатная автомагистраль Interstate 94 в Соединённых Штатах Америки, 12 января 2017.


2. В прошлом году в Китае завершили строительство самой большой в мире радиотелескоп FAST (Five hundred meter Aperture Spherical Telescope). Диаметр его рефлектора - полкилометра! Телескоп FAST будет наблюдать за объектами, расположенными на расстоянии до 11 млрд световых лет от Земли. В Национальном космическом агентстве Китая планируют, что радиотелескоп также сможет обнаружить сигналы внеземных цивилизаций.


3. Интересная конструкция в Германии, взобравшись на которую открывается вид на пром зону Дуйсбурга. Ветер слегла колышет лестничную горку, создавая своеобразный «аттракцион» для любителей высоты. находятся в Дуйсбурге. (Фото Kevin Kurek):


4. Панели солнечных батарей хорошо сочетаются с природными ландшафтами, Ольягуэ, Чили, 9 января 2016. (Фото Pablo Sanhueza | Reuters):




7. Нефть качают недалеко от Багдада в Ираке, 14 октября 2016. Кто? По некоторым оценкам, Америка держит «под сапогом» 80% иракских нефтевышек. Не зря же в 2003 году в Совете Безопасности махали пробиркой с «сибирской язвой». (Фото Essam Al-Sudani | Reuters):



9. Градирни во Франции, 21 октября 2016. Это устройства для охлаждения большого количества воды потоком воздуха. Иногда градирни называют также охладительными башнями. (Фото Regis Duvignau | Reuters):



11. Мусоросжигательный завод недалеко от Парижа, 9 декабря 2016. (Фото Charles Platiau | Reuters):


12. Золотой рудник. Конго - крупнейшая африканская страна к югу от Сахары и на бумаге одна из самых богатых: здесь сосредоточены огромные залежи алмазов и золота, кобальтовых, медных, оловянных, танталовых и множества других руд. Однако нескончаемая война превратила Конго в одну из беднейших и несчастнейших стран. (Фото Pete Jones | Reuters):



14. Ветрогенератор - ну очень эффектное устройство для преобразования кинетической энергии ветрового потока в механическую энергию вращения ротора с последующим её преобразованием в электрическую энергию.Бельгия, 25 января 2016. (Фото Eric Vidal | Reuters):


15. В Европе и США огромные ветряки - привычный элемент загородного пейзажа. Эти красивые гиганты устанавливаются не только на земле, но и на водных просторах.


16. Дымящие трубы и линии электропередач. (Фото Siphiwe Sibeko | Reuters):


17. Красивый индустриальный пейзаж. Градирня атомной электростанции в Швейцарии, 18 ноября 2014. (Фото Arnd Wiegmann | Reuters):


18. Кашага́н - крупное шельфовое нефтегазовое месторождение Казахстана, расположено в 80 км от города Атырау, в северной части Каспийского моря. (Фото Anatoly Ustinenko | Reuters).

Жанр пейзажа - сравнительно молодой по отношению к портрету, батальной или религиозной картине. Стремительное развитие пейзажа во всем своем разнообразии сделало его одним из наиболее популярных и любимых жанров изобразительного искусства. Существует множество подвидов этого жанра.

Рассмотрим наиболее известные виды пейзажа.

ПРИРОДНЫЙ – пейзаж с изображением природного ландшафта лесов, полей, рек, явлений природы в разные времена года. Написание пейзажа всегда требует о художника личного эмоционального отношения к состоянию природы, которое автор собирается отобразить на холсте. Природные пейзажи в свою очередь имеют подвиды по изображаемым ландшафтам – горный, лесной, стеной, морской пейзажи. Последний – это особое направление, которые мы вынесли отдельно.

МОРСКОЙ – марины, морские картины в виде самостоятельного направления в пейзаже появились в Нидерландах в 17 веке. В штиль и шторм, в любую погоду море прекрасно. Волны и морской прибой, морская стихия на картинах художников зачастую олицетворяет людские проявления любви, страсти, умиротворения.

СЕЛЬСКИЙ – картины деревень и сел, пейзажи крестьянской жизни. В деревенских пейзажах художники воспевают единение с природой, гармоничное сосуществование человека и окружающего мира, простой и понятный сельский быт, любовь к родному краю.

ГОРОДСКОЙ–пейзаж города, другое название урбанистический пейзаж. Виды улиц и кварталов населенных жителями и транспортом. В итальянском искусстве ренессанса существовала ведута – городской вид с детальным изображением зданий, уютных улочек, мостовых и тротуаров.

АРХИТЕКТУРНЫЙ – пейзаж, демонстрирующий красоту зданий и сооружений и их фрагментов.Каменные мосты, башни и крепости, храмы и маяки становятся объектом внимания художника. Пейзажисты этого направления любят изображать исторические постройки и развалины античных городов.

ПАРКОВЫЙ (усадебный) - пейзаж обжитой человеком природы, обустроенной для приятного время провождения. Аккуратные дорожки и удобные скамьи, романтичные фонари, изящные статуи и фрагменты архитектуры характерны для паркового пейзажа.

ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ, промышленный пейзаж – появился с развитием большого производства и городского строительства. Такие пейзажи можно встретить в творчестве импрессионистов и более всего в период соцреализма, когда достижения в промышленности воплощали художники в художественных произведениях.

ЛИРИЧЕСКИЙ пейзаж или пейзаж настроения. Такие пейзажи выразительно передают зрителю настроения и впечатления художника от природы в момент написания картины. Это может быть безмятежная тишина и спокойствие туманного утра, или уныние и безысходность холодной ненастной осени.

Индустриализм — происходит от слова «индустрия». Индустриальное общество — промышленное общество, которое развивается в направлении машинного производства, урбанизации, промышленности. Тема индустриализма особенно характерна для периода Советской Живописи XX века, когда был особенно заметен научно-технический прогресс, что вошёл в жизнь людей того времени очень резко. Это произошло так неожиданно, что люди практически одномоментно поменяли свои взгляды на жизнь. Новые ценности поглотили все сферы жизни, включая и искусство. В живописи, скульптуре, литературе всё чаще возникали именно сюжеты из индустриальной жизни: рабочие на заводах и фабриках, комбайнеры в полях, стройки, разработка и освоение новых территорий, производство без конца и края, самоотверженно и без устали и так далее. Обычно такое искусство было направлено именно на героическую составляющую рабочего класса. Люди, которые занимались тяжёлым трудом, представлялись как настоящие герои, богатыри, люди, на которых надо равняться.

В связи с этим сам индустриализм стал настолько широко распространённым, что на его почве стали возникать отдельные стили и поджанры индустриализма. Особенно яркими были , индустриальный пейзаж и портреты.

Советские плакаты в основном занимались пропагандой рабочей жизни людей, сопровождались яркими высказываниями, ставили рабочего на особый уровень. Если раньше рабочие были низшим звеном в социальном обустройстве страны, то теперь рабочий являлся главным винтиком, незаменимым звеном в жизни. Ко всему прочему советский плакат в стиле индустриализма зачастую схож с военными плакатами. В принципе, это и есть война. Война на внутреннем фронте. Поставить всё на будущее страны, бросить все силы и не щадя сил превратить СССР в великое государство с развитой промышленностью!

Индустриальный пейзаж передавал не виды и красоты природы, а удивительные, совершенно новые виды рукотворных строений, где главными являлись заводы и фабрики, дымящие, коптящие, а значит — работающие на благо страны. Масштабные стройки, заводские будни, железнодорожные составы, везущие куда-то уголь, нефть и так далее. Индустриальный портрет также был крайне распространен и являлся одним из самых популярных в то время. Здесь изображались рабочие, которые в большинстве случаев были облачены в свою рабочую одежду. От того, что работали рабочие на благо страны не покладая рук, у них суровые, но счастливые лица, целеустремлённый взгляд, они уверенно стоят на ногах и верят в своё будущее. У страны были грандиозные планы на будущее и художники эти планы и мечты пытались претворить в жизнь уже тогда.

Сложно увидеть красоту на угольной шахте или, к примеру, на заводе переработки вторсырья. Вряд ли кто-то подумает о прекрасном при взгляде на трубы промышленных предприятий или заброшенные карьеры. Однако фотографа Эдварда Буртынски (Edward Burtynsky) привлекают именно такие объекты, и он доказывает нам, что и они могут очаровывать.



Доминирующей темой в работах Эдварда Буртынски является природа, измененная в результате промышленной деятельности. Он ищет подходящие пейзажи, богатые на детали, и фотографирует их. Карьеры, заводы, шахты – все эти места находятся за пределами нашего ежедневного опыта, хотя мы и осознаем их роль в обеспечении для нас комфортной жизни.



Изображения Эдварда Буртынски стоит воспринимать как метафору, выражающую дилемму нашего современного существования; в них ведется скрытый диалог между привлекательностью и отвращением, искушением и страхом. Все мы жаждем комфортной жизни и осознанно или неосознанно понимаем, что мир страдает ради нашего благополучия. Наша зависимость от природы, обеспечивающей человечество материалами для потребления, и в то же время проблема сохранения здоровья нашей планеты приводит к нелегкому противоречию. Именно эти сложности и отражены в работах фотографа.



Эдвард Буртынски фотографирует сырье и отходы цивилизации – но делает это таким образом, что люди называют его работы «прекрасными» и «ошеломляющими». Фотографии автора привлекают к себе интерес и задают множество вопросов, ни на один из которых Эдвард даже не пытается дать ответ.



Рассказать друзьям