Евгений Светланов. “Аналогичной равновеликой фигуры нет”

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Вся жизнь одного из величайших дирижеров современности связана с музыкой, которой он начал серьезно заниматься с 6 лет.


Евгений Федорович Светланов принадлежит к числу гениальных творцов не только XX века, но и всей истории мирового музыкального искусства. Музыкант редкой одаренности, он стал олицетворением всей российской культуры, выразителем общечеловеческих духовных ценностей. Встречи с его искусством воочию или по аудио- и видеозаписи стали насущной потребностью людей, вдохновляющим источником, дарящим радость и жизненную силу. Личность и творчество Евгения Светланова охватывают многие сферы жизнедеятельности. Он был талантлив во всем: как дирижер, композитор, пианист, публицист, теоретик, критик, общественный деятель, просветитель, рецензент. Им написано более 150 статей, очерков, эссе. Он глубоко и тонко рассматривал и анализировал творчество классиков, современников, музыкантов-коллег.


Евгений Федорович Светланов родился 6 сентября 1928 года в семье солистов оперы Большого театра. Отец — Светланов Федор Петрович. Мать — Светланова Татьяна Петровна. Все детство Евгения Светланова было связано с главным театром страны. Постоянное присутствие на спектаклях и репетициях, занятия в детском хоре и участие в операх, затем работа в мимическом ансамбле театра, безусловно, повлияли на его дальнейшую судьбу. "С той поры, как помню себя, мне было совершенно ясно, что дирижером я не мог бы не быть" , — вспоминал позднее Светланов. Однажды, находясь, по обыкновению, в театре и заслышав музыку, он взобрался на стул и принялся размахивать руками, воображая себя за дирижерским пультом. Рядом оказались Антонина Васильевна Нежданова и Николай Семенович Голованов. Они от души рассмеялись при виде этого зрелища, и Голованов, ласково потрепав мальчика по плечу, пророчески заметил: "Ну из этого, видать, будет дирижер".


Предсказание это счастливо сбылось. После окончания школы Светланов поступает в Музыкально-педагогический институт имени Гнесиных, а, окончив его, в 1951 году становится студентом дирижерского факультета Московской государственной консерватории имени Чайковского. "Меня побудило заняться дирижированием твердое намерение возродить к жизни незаслуженно забытые произведения, и в первую очередь русской классики" — так объяснил выбор профессии молодой студент своему педагогу профессору Александру Васильевичу Гауку.





Светланов начал творческий путь как пианист и на этом поприще проявил себя ярчайшей индивидуальностью. Его исполнительство поражало глубиной интерпретации, постижением авторского замысла. Светланов-пианист — достойный продолжатель традиций русской фортепианной школы. В Московской консерватории по фортепианному исполнительству Евгений Светланов занимался у Генриха Нейгауза, позже, по композиции, — у Юрия Шапорина.


"Талант Светланова-композитора глубокий, истинно русский, развивающийся в русле традиций отечественного искусства", — говорил о своем ученике Юрий Шапорин. Первые сочинения Светланова — кантата "Родные поля", Первая рапсодия "Картины Испании", Три русские песни для голоса и оркестра, Симфония си-минор — сразу обратили на себя внимание и заставили заговорить об авторе как о достойном преемнике великих русских композиторов. Позже, в середине 1970-х, он сочиняет крупные симфонические произведения, среди них — "Романтическая баллада", Симфоническая поэма "Даугава", Концерт для фортепиано с оркестром, "Сибирская фантазия", Поэма для скрипки и оркестра (памяти Д. Ф. Ойстраха), поэма "Калина красная" (памяти Шукшина), Вторая рапсодия, Русские вариации для арфы, "Деревенские сутки" — квинтет для духовых инструментов, Лирический вальс. Ему также принадлежит большое количество камерных произведений. Светланов смело использовал традиции русской музыкальной классики, самобытно развивая их в своем творчестве. Это в полной мере относится ко всем его сочинениям.





В 1954 Е вгений Светланов становится ассистентом профессора по классу дирижирования Гаука. "...С самого юного возраста я мыслил себя дирижером. К дирижированию я подошел сознательно, уже имея дипломы пианиста и композитора. И дирижирование явилось как бы суммированием того, что я получил в стенах двух учебных заведений: Института имени Гнесиных и Московской консерватории. Естественно, мне было легче приступить к дирижерской работе, поскольку знания и опыт в других смежных областях очень помогли этому" , — писал Евгений Федорович.


Наконец главная мечта осуществилась: дирижируя Второй симфонией Рахманинова, Виолончельным концертом Мясковского, сюитой "Дафнис и Хлоя" Равеля, Евгений Светланов защищает диплом. Дебют оперного дирижера Светланова состоялся в 1955, когда он представил свою первую работу в Большом театре — оперу "Псковитянка" Римского-Корсакова. С этого года судьба вновь связала великого дирижера с великим театром. Сначала дирижер-стажер, затем в течение 10 лет — дирижер, а с 1962 — главный дирижер Большого театра. Евгений Светланов вел за пультом театра репертуар из 25 оперных и балетных спектаклей (16 опер и 9 балетов), из них в 12 Светланов является дирижером-постановщиком: это оперы "Псковитянка", "Царская невеста" Римского-Корсакова (1955), "Чародейка" Чайковского (1958), "Не только любовь" Щедрина (1961), "Октябрь" Мурадели (1964), "Отелло" Верди (1978), "Сказание о невидимом граде Китеже" (1983), "Золотой петушок" (1988) Римского-Корсакова; балеты "Тропою грома" Караева (1959), "Паганини" на музыку Рахманинова (1960), "Ночной город" на музыку Бартока (1961), "Страницы жизни" Баланчивадзе (1961).


В 1964 Светланов принимает участие в первых гастролях оперной труппы Большого театра в Италии. В миланском театре "Ла Скала" он с огромным успехом дирижирует оперными спектаклями "Борис Годунов", "Князь Игорь" и "Садко", а также симфоническими концертами, в одном из которых по просьбе публики "Три русские песни" Рахманинова были исполнены на "бис". Евгений Светланов был первым русским дирижером, вошедшим в когорту Великих, работавших в знаменитой "Скале", среди них — Артуро Тосканини, Бруно Вальтер, Герберт фон Караян.


Оперы "Снегурочка", "Русалка", "Чио-Чио-сан", Девятая симфония Бетховена, балеты "Лебединое озеро", "Шопениана", "Вальпургиева ночь", "Спящая красавица", "Щелкунчик" дополняют репертуарный список дирижера в Большом театре. Светланов записывает фонограммы для фильмов-опер "Хованщина" Мусоргского и "Пиковая дама" Чайковского, дирижирует концертным исполнением оперы-балета "Млада" Римского-Корсакова и множеством праздничных и юбилейных концертов. Великая певица, солистка Большого театра Ирина Архипова так писала о спектаклях Светланова в Большом: "Не могу не вспомнить о таких постановках Светланова, как “Сказка о царе Салтане”, “Золотой петушок” и “Сказание о граде Китеже” Римского-Корсакова. Это было грандиозно! Оркестр звучал выше всяких похвал".


После одного из концертов со Светлановым Елена Образцова сказала: "Действительно, никто, наверное, не чувствует так глубоко и так верно душу русского человека, как он; никто не воплощает ее в музыке с такой неподдельной искренностью, правдивостью, обжигающей эмоциональностью. ...Такие лидеры — подлинные, а не мнимые — очень нужны сегодня нашему искусству".


Балерина Стручкова писала: "...для Евгения Федоровича “технология” балета особых трудностей... не представляла. Таков уж универсальный характер его дарования. Он великолепно чувствовал природу хореографического искусства. В спектаклях, которыми он дирижировал, ...всегда ощущался удивительный синтез оркестрового звучания и танца, единство музыкального и хореографического компонентов. Никакого разделения: тут оркестр, а там балет... Находясь на сцене, я прямо-таки физически ощущала сильнейшую творческую энергию, которую излучали его руки. И это придавало свободу, уверенность, вдохновение".





В 1965 Евгений Светланов становится художественным руководителем и главным дирижером Государственного симфонического оркестра СССР. До этого времени оркестром, созданным в 1936, руководили Александр Гаук, Натан Рахлин, Константин Иванов. По существу, Евгений Светланов, около 45 лет работая с коллективом, преобразовал его в уникальный, грандиозного размаха и мощных творческих возможностей оркестр, который под его управлением вышел на международную арену и получил статус одного из самых лучших оркестров мира.


Ираклий Андронико в писал : "Ощущение настоящего праздника испытываешь в концертах Государственного симфонического оркестра... под управлением Евгения Светланова — ощущение яркости, ясности, мощи. И новизны. Невольного удивления... И самой музыкой наслаждаешься в его концертах, и безупречной игрой покоренного дирижером оркестра. Но это дирижерское полновластие чудесно сочетается у Светланова с человеческой скромностью, с уважением кмузыкантам. Артистизм уживается в нем с де ловитостью, могучий темперамент — со строгим самоконтролем... Все соображено и продумано. И в то же время сердечно, исполнено поэтического одушевления, любви к исполняемому творению и, кажется, рождается впервые... при вас".


В 1960-е записью всех симфоний Чайковского Светланов начинает свой подвижнический труд по созданию "Антологии русской симфо нической музыки", продолжавшийся три десятилетия. Евгений Светланов считал эту работу своим жизненным долгом, так же, как и запись 20 симфоний Мясков ско го.


"Вся жизнь Светланова — это громадный, колоссальный труд. В его лице мы имеем, несомненно, выдающуюся личность современного музыкального мира, гордость нашей музыкальной культуры. Большой музыкант Евгений Федорович, очень большой"

Свиридов.

slovari.yandex.ru ›~книги/Кто есть кто в…Светланов




Советский российский дирижёр, композитор и пианист.
Заслуженный артист РСФСР (15.09.1959).
Народный артист РСФСР (1964).
Народный артист СССР (1968).
Народный артист Киргизской ССР (1974).
Герой Социалистического Труда (25.04.1986).

Начал заниматься по классу фортепиано в Музыкально-педагогическом училище (1944-1946), затем в Институте имени Гнесиных у Марии Абрамовны Гурвич, воспитанницы Н. К. Метнера. Позже занимался композицией у М. Ф. Гнесина. По окончании института по специальности «фортепиано» (педагог - Г. Нейгауз), в 1951 году поступил в Московскую консерваторию в классы оперно-симфонического дирижирования профессора А. В. Гаука и композиции - Ю. А. Шапорина.

В 1954 году, будучи студентом 4-го курса консерватории, Светланов стал дирижёром-ассистентом Большого симфонического оркестра Всесоюзного радио.

С 1955 дирижёр, в 1963-1965 гг. - главный дирижёр Большого театра.
Светланов вел за пультом театра репертуар из 25 оперных и балетных спектаклей (16 опер и 9 балетов), из них в 12-ти является дирижером-постановщиком: это оперы «Псковитянка» (1955) и «Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова (1955), «Чародейка» П. И. Чайковского (1958), «Не только любовь» Р. К. Щедрина (1961), «Октябрь» В. И. Мурадели (1964), «Отелло» Дж. Верди (1978), «Сказание о невидимом граде Китеже» (1983), «Золотой петушок» (1988) и «Сказка о царе Салтане» Н. А. Римского-Корсакова, «Иван Сусанин» М. И. Глинки, «Князь Игорь» А. П. Бородина, «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, «Фауст» Ш. Гуно, «Риголетто» Дж. Верди, «Евгений Онегин» П. И. Чайковского; балеты «Тропою грома» К. А. Караева (1959), «Паганини» на музыку С. В. Рахманинова (1960), «Ночной город» на музыку Б. Бартока (1961), «Страницы жизни» А. М. Баланчивадзе (1961).

В 1962 г. был назначен музыкальным руководителем Кремлевского дворца съездов, который в то время стал второй прокатной площадкой Большого театра.
В 1964 году принимает участие в первых гастролях оперной труппы Большого театра в Италии. В миланском театре «Ла Скала» он с огромным успехом дирижирует оперными спектаклями «Борис Годунов», «Князь Игорь» и «Садко», а также симфоническими концертами, в одном из которых по просьбе публики «Три русские песни» С. В. Рахманинова были исполнены на «бис».
Был первым русским дирижером, вошедшим в когорту Великих, работавших в знаменитой «Ла Скала», среди которых – А. Тосканини, Б. Вальтер, Г. фон Караян.

С 1965 по 2000 год был художественным руководителем и главным дирижёром Государственного академического симфонического оркестра СССР (с 1991 года - России).

В 1992-2000 гг. был главным дирижером гаагского Резиденц-оркестра (Нидерланды).

В 2000-2002 гг. - вновь работал в Большом театре.

Первые сочинения Светланова – кантата «Родные поля», Первая рапсодия «Картины Испании», Три русские песни для голоса и оркестра, Симфония си-минор (h-moll) – сразу обратили на себя внимание и заставили заговорить об авторе как о достойном преемнике великих русских композиторов. Позже, в середине 70-х годов, он сочинил крупные симфонические произведения, среди них – «Романтическая баллада», Симфоническая поэма «Даугава», Концерт для фортепиано с оркестром, «Сибирская фантазия», Поэма для скрипки и оркестра (памяти Д.Ф. Ойстраха), поэма «Калина красная» (памяти В. М. Шукшина), Вторая рапсодия, Русские вариации для арфы, «Деревенские сутки» – квинтет для духовых инструментов, Лирический вальс. Ему также принадлежит большое количество камерных произведений. Светланов смело использовал традиции русской музыкальной классики, самобытно развивая их в своём творчестве. Это в полной мере относится ко всем его сочинениям. Стиль Светланова-композитора перекликается с творчеством Сергея Рахманинова.

Искусство Светланова получило признание не только в СССР, но и за границей: его неоднократно приглашали дирижировать ведущими зарубежными оркестрами и руководить оперными и балетными постановками (в частности, «Щелкунчика» П. И. Чайковского в театре «Ковент-Гарден» в Лондоне). С Госоркестром СССР под управлением Светланова играли лучшие отечественные и зарубежные исполнители - С. Т. Рихтер, А. Я. Эшпай, Т. П. Николаева, Т. Н. Хренников, Д. Ф. Ойстрах, Л. Б. Коган, А. К. Фраучи, Ф. Кемпф.

Творческое наследие Светланова огромно: несколько тысяч кассет, дисков, записей с концертов и театральных постановок. Светланов - первый дирижёр, реализовавший идею создания «Антологии русской симфонической музыки». За годы работы с оркестром он записал почти все симфонические произведения Глинки, Даргомыжского, А. Г. Рубинштейна, А. П. Бородина, М. А. Балакирева, Мусоргского, Чайковского, Римского-Корсакова, Танеева, С. М. Ляпунова, А. С. Аренского, Глазунова, Калинникова, А. Н. Скрябина, Рахманинова, Н. Я. Мясковского, а также Вагнера, Брамса, Г. Малера, И. Ф. Стравинского, А. И. Хачатуряна, Шостаковича, Хренникова, А. Я. Эшпая и многих других композиторов. Некоторые их произведения под управлением Светланова прозвучали впервые. Наибольшую известность получило исполнение Светлановым симфонических произведений Чайковского и Рахманинова. Существует также ряд записей Светланова-пианиста.

С 1974 г. - секретарь правления Союза композиторов СССР.

В 2006 году Государственному академическому симфоническому оркестру было присвоено имя Евгения Светланова.
В честь Светланова назван Большой зал Московского международного Дома музыки, открытый в 2004 году.
Имя Светланова получила малая планета № 4135.
С 2004 года проводится международный конкурс дирижёров имени Светланова.
Имя Светланова присвоено самолету Airbus A330 компании «Аэрофлот».

призы и награды

Ленинская премия (1972) - за концертные программы (1969-1971).
Государственная премия СССР (1983) - за концертные программы (1979-1982).
Государственная премия РСФСР имени М. И. Глинки (1975) - за концертные программы (1973-1974) и концерты, посвящённые симфоническому творчеству С. В. Рахманинова.
Премия Президента РФ (1998).
Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (8 октября 1998).
Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (27 июля 1996).
Три ордена Ленина (1971, 5.09.1978, 25.04.1986).
Орден Трудового Красного Знамени (27.10.1967).
Орден Дружбы народов (1977).
Орден «Кирилл и Мефодий» I степени (НРБ, 1971).
Офицер ордена Почётного легиона (Франция).
Орден Командора (Нидерланды).
Орден святого благоверного князя Даниила Московского (РПЦ).
Почётный академик Шведской Королевской академии.
Почётный академик Академии искусств США.
Почётный профессор МГУ и музыкальной академии имени Гнесиных.
Почётный дирижёр Большого театра (1999).
Почётный член музыкальной Академии Вагнера.
Почётный член Шубертовского общества.
Лауреат «Гран при» (Франция) - за запись всех симфоний П. И. Чайковского.
Лауреат Международной премии Андрея Первозванного «За Веру и Верность» (1994).
Благодарность Президента Российской Федерации (1998) - за выдающийся вклад в развитие музыкального искусства.
Почётный член Шведской королевской музыкальной академии (1992).

За всю историю Большого театра его артисты, художники, режиссёры, дирижёры, не считая восхищения и благодарности со стороны публики, многократно удостаивались различных знаков признания со стороны государства. Восьмерым присвоено звание Героя Социалистического труда (И. Архипова, Ю. Григорович, И. Козловский, Е. Нестеренко, М. Плисецкая, Е. Светланов, М. Семёнова, Г. Уланова. За всю историю Большого театра его артисты, художники, режиссёры, дирижёры, не считая восхищения и благодарности со стороны публики, многократно удостаивались различных знаков признания со стороны государства. Восьмерым присвоено звание Героя Социалистического труда (И. Архипова, Ю. Григорович, И. Козловский, Е. Нестеренко, М. Плисецкая, Е. Светланов, М. Семёнова, Г. Уланова.


Ири́на Константи́новна Архи́пова Ири́на Константи́новна Архи́пова () советская оперная певица (меццо-сопрано), солистка Большого театра (). Народная артистка СССР (1966). Герой Социалистического Труда (1984). Лауреат Ленинской премии (1978) и Государственной премии Российской Федерации (1996) Ири́на Константи́новна Архи́пова () советская оперная певица (меццо-сопрано), солистка Большого театра (). Народная артистка СССР (1966). Герой Социалистического Труда (1984). Лауреат Ленинской премии (1978) и Государственной премии Российской Федерации (1996)


Ири́на Константи́новна Архи́пова И. К. Архипова родилась 2 января 1925 года в Москве. В студенческие годы училась в МАРХИ, там же занималась в вокальном кружке у Н. М. Малышевой. По окончании института в 1948 году поступила в МГК имени П. И. Чайковского в класс пения Л. Ф. Савранского. В 1953 году окончила консерваторию. В годах солистка Свердловского театра оперы и балета. И. К. Архипова родилась 2 января 1925 года в Москве. В студенческие годы училась в МАРХИ, там же занималась в вокальном кружке у Н. М. Малышевой. По окончании института в 1948 году поступила в МГК имени П. И. Чайковского в класс пения Л. Ф. Савранского. В 1953 году окончила консерваторию. В годах солистка Свердловского театра оперы и балета. В годах солистка Большого театра. В годах солистка Большого театра. Исполнение партии Кармен в одноимённой опере Жоржа Бизе получило мировое признание. Исполнение партии Кармен в одноимённой опере Жоржа Бизе получило мировое признание.


Ири́на Константи́новна Архи́пова 19 января 2010 года Ирина Константиновна Архипова была госпитализирована с сердечной патологией в городскую клиническую больницу имени Боткина. 11 февраля 2010 года певица скончалась. Похоронена 13 февраля 2010 года в Москве на Новодевичьем кладбище (участок 10). 19 января 2010 года Ирина Константиновна Архипова была госпитализирована с сердечной патологией в городскую клиническую больницу имени Боткина. 11 февраля 2010 года певица скончалась. Похоронена 13 февраля 2010 года в Москве на Новодевичьем кладбище (участок 10).


Ю́рий Никола́евич Григоро́вич Ю́рий Никола́евич Григоро́вич (род. 2 января 1927, Ленинград, СССР) артист балета, балетмейстер. Народный артист СССР (1973), Герой Социалистического Труда (1986), лауреат Ленинской (1970) и двух Государственных премий СССР (1977, 1985) Ю́рий Никола́евич Григоро́вич (род. 2 января 1927, Ленинград, СССР) артист балета, балетмейстер. Народный артист СССР (1973), Герой Социалистического Труда (1986), лауреат Ленинской (1970) и двух Государственных премий СССР (1977, 1985)


Ю́рий Никола́евич Григоро́вич Родился 2 января 1927 года в Ленинграде в семье служащего Николая Евгеньевича Григоровича и Клавдии Альфредовны Григорович (в девичестве Розай). Учился в Ленинградском хореографическом училище у Бориса Шаврова и Алексея Писарева. Родился 2 января 1927 года в Ленинграде в семье служащего Николая Евгеньевича Григоровича и Клавдии Альфредовны Григорович (в девичестве Розай). Учился в Ленинградском хореографическом училище у Бориса Шаврова и Алексея Писарева.


Ива́н Семёнович Козло́вский Ива́н Семёнович Козло́вский (11 (24) марта 1900, село Марьяновка, Киевская губерния 21 декабря 1993, Москва) советский оперный и камерный певец, лирический тенор, обладатель необычного тембра и высокой вокальной техники. Ива́н Семёнович Козло́вский (11 (24) марта 1900, село Марьяновка, Киевская губерния 21 декабря 1993, Москва) советский оперный и камерный певец, лирический тенор, обладатель необычного тембра и высокой вокальной техники. Исполнял не только оперную, камерную, но и духовную вокальную музыку. Заслуженный артист РСФСР (1937).Народный артист СССР (1940). Лауреат двух Сталинских премий первой степени (1941, 1949). Герой Социалистического Труда (1980). Исполнял не только оперную, камерную, но и духовную вокальную музыку. Заслуженный артист РСФСР (1937).Народный артист СССР (1940). Лауреат двух Сталинских премий первой степени (1941, 1949). Герой Социалистического Труда (1980).


Ива́н Семёнович Козло́вский И. С. Козловский родился 11 (24) марта 1900 года в селе Марьяновка Киевской губернии (ныне Васильковский район, Киевская область в простой украинской семье. В 1926 году был приглашен на службу в Большой театр. В конце 1930-х Козловский неожиданно становится одним из любимых певцов Сталина. И. С. Козловский родился 11 (24) марта 1900 года в селе Марьяновка Киевской губернии (ныне Васильковский район, Киевская область в простой украинской семье. В 1926 году был приглашен на службу в Большой театр. В конце 1930-х Козловский неожиданно становится одним из любимых певцов Сталина. В 1954 году, находясь на пике популярности, Иван Семёнович, по так до конца и неизвестным до сих пор причинам, навсегда покинул Большой театр. В 1954 году, находясь на пике популярности, Иван Семёнович, по так до конца и неизвестным до сих пор причинам, навсегда покинул Большой театр. И. С. Козловский умер 21 декабря 1993 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок 10). И. С. Козловский умер 21 декабря 1993 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок 10).


Евге́ний Евге́ньевич Нестере́нко Евге́ний Евге́ньевич Нестере́нко (род. 8 января 1938, Москва, СССР) советский и российский оперный певец (бас), солист Большого театра, профессор. Евге́ний Евге́ньевич Нестере́нко (род. 8 января 1938, Москва, СССР) советский и российский оперный певец (бас), солист Большого театра, профессор. Народный артист СССР (1976). Лауреат Ленинской премии (1982). Герой Социалистического Труда (1988). Народный артист СССР (1976). Лауреат Ленинской премии (1982). Герой Социалистического Труда (1988).


Евге́ний Евге́ньевич Нестере́нко Родился 8 января 1938 года в Москве в семье военного. С 1949 года жил в Челябинске. Окончил Ленинградский инженерно- строительный институт. Студентом начал брать частные уроки у Марии Матвеевой, затем в 1965 году окончил Ленинградскую государственную консерваторию им. Н. А. Римского-Корсакова. Родился 8 января 1938 года в Москве в семье военного. С 1949 года жил в Челябинске. Окончил Ленинградский инженерно- строительный институт. Студентом начал брать частные уроки у Марии Матвеевой, затем в 1965 году окончил Ленинградскую государственную консерваторию им. Н. А. Римского-Корсакова.


Евге́ний Евге́ньевич Нестере́нко В настоящее время живет в Москве и в Вене, преподает в Венской музыкальной академии. В настоящее время живет в Москве и в Вене, преподает в Венской музыкальной академии. 11 мая 2008 года в честь 70- летия Евгения Нестеренко в Большом театре состоялся спектакль «Набукко», в котором певец с успехом исполнил партию Захарии. 11 мая 2008 года в честь 70- летия Евгения Нестеренко в Большом театре состоялся спектакль «Набукко», в котором певец с успехом исполнил партию Захарии.


Майя Плисецкая Ма́йя Миха́йловна Плисе́цкая (род. 20 ноября 1925, Москва, РСФСР, СССР) советская и российская прима-балерина, хореограф, писатель, актриса. Ма́йя Миха́йловна Плисе́цкая (род. 20 ноября 1925, Москва, РСФСР, СССР) советская и российская прима-балерина, хореограф, писатель, актриса.


Майя Плисецкая Народная артистка СССР (1959), Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, награждена орденами «За заслуги перед Отечеством» I, II, III, IV степени. Народная артистка СССР (1959), Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, награждена орденами «За заслуги перед Отечеством» I, II, III, IV степени.


Майя Плисецкая Солистка Большого театра в Москве. Жена композитора Родиона Щедрина. В настоящее время живёт в Германии (вместе с мужем, Родионом Щедриным снимает квартиру в Мюнхене). Имеет гражданство Испании и Литвы. Солистка Большого театра в Москве. Жена композитора Родиона Щедрина. В настоящее время живёт в Германии (вместе с мужем, Родионом Щедриным снимает квартиру в Мюнхене). Имеет гражданство Испании и Литвы.


Евге́ний Фё́дорович Светла́нов () выдающийся советский российский дирижёр, композитор и пианист. Народный артист СССР (1968). Лауреат Ленинской (1972) и Государственной премии СССР (1983). Герой Социалистического Труда (1986) Евге́ний Фё́дорович Светла́нов () выдающийся советский российский дирижёр, композитор и пианист. Народный артист СССР (1968). Лауреат Ленинской (1972) и Государственной премии СССР (1983). Герой Социалистического Труда (1986) Евге́ний Фё́дорович Светла́нов


Е. Ф. Светланов родился 6 сентября 1928 года в Москве. Начал заниматься по классу фортепиано в Музыкально- педагогическом училище, затем в Институте имени Гнесиных у Марии Абрамовны Гурвич, воспитанницы Н. К. Метнера.. С 1965 по 2000 год был художественным руководителем и главным дирижёром Государственного академического симфонического оркестра СССР (с 1991 года России) Е. Ф. Светланов родился 6 сентября 1928 года в Москве. Начал заниматься по классу фортепиано в Музыкально- педагогическом училище, затем в Институте имени Гнесиных у Марии Абрамовны Гурвич, воспитанницы Н. К. Метнера.. С 1965 по 2000 год был художественным руководителем и главным дирижёром Государственного академического симфонического оркестра СССР (с 1991 года России)




Мари́на Тимофе́евна Семёнова Мари́на Тимофе́евна Семёнова () советская балерина, балетмейстер. Народная артистка СССР (1975). Лауреат Сталинской премии (1941). Герой Социалистического Труда (1988), профессор Российской академии театрального искусства. Мари́на Тимофе́евна Семёнова () советская балерина, балетмейстер. Народная артистка СССР (1975). Лауреат Сталинской премии (1941). Герой Социалистического Труда (1988), профессор Российской академии театрального искусства.


Мари́на Тимофе́евна Семёнова Родилась 30 мая (12 июня) 1908 года в Санкт-Петербурге в семье служащего, который рано умер, оставив шестерых детей. Родилась 30 мая (12 июня) 1908 года в Санкт-Петербурге в семье служащего, который рано умер, оставив шестерых детей. Через некоторое время появился отчим – Николай Александрович Шелоумов, рабочий петроградского завода. Жизнь девочки изменила подруга её матери, Екатерина Георгиевна Карина, которая вела танцевальный кружок, куда и стала ходить юная Марина; там она впервые вышла на сцену в одном из детских спектаклей. По совету той же Екатерины Георгиевны девочку решили отдать в хореографическое училище. Через некоторое время появился отчим – Николай Александрович Шелоумов, рабочий петроградского завода. Жизнь девочки изменила подруга её матери, Екатерина Георгиевна Карина, которая вела танцевальный кружок, куда и стала ходить юная Марина; там она впервые вышла на сцену в одном из детских спектаклей. По совету той же Екатерины Георгиевны девочку решили отдать в хореографическое училище. В Ленинградском хореографическом училище в тринадцатилетнем возрасте Марина Семёнова дебютировала в своей первой роли в одноактном балете Льва Иванова «Волшебная флейта» В Ленинградском хореографическом училище в тринадцатилетнем возрасте Марина Семёнова дебютировала в своей первой роли в одноактном балете Льва Иванова «Волшебная флейта»


Мари́на Тимофе́евна Семёнова В годах Марина Семёнова преподавала в Московском хореографическом училище. В 1960 году она стала одним из первых педагогов, начавших обучение будущих педагогов- репетиторов в ГИТИСе. С 1997 года профессор. В годах Марина Семёнова преподавала в Московском хореографическом училище. В 1960 году она стала одним из первых педагогов, начавших обучение будущих педагогов- репетиторов в ГИТИСе. С 1997 года профессор.


Мари́на Тимофе́евна Семёнова 9 июня 2010 года Марина Семёнова скончалась у себя дома в Москве. Похоронена 17 июня на Новодевичьем кладбище (участок 10) 9 июня 2010 года Марина Семёнова скончалась у себя дома в Москве. Похоронена 17 июня на Новодевичьем кладбище (участок 10)


Гали́на Серге́евна Ула́нова Гали́на Серге́евна Ула́нова (26 декабря 1909 (8 января 1910), Санкт-Петербург 21 марта 1998, Москва) выдающаяся русская балерина. Одна из величайших балерин за всю историю балета. Гали́на Серге́евна Ула́нова (26 декабря 1909 (8 января 1910), Санкт-Петербург 21 марта 1998, Москва) выдающаяся русская балерина. Одна из величайших балерин за всю историю балета.


Гали́на Серге́евна Ула́нова Пик карьеры и мировой славы Улановой пришёлся на е1950-е годы, народная артистка СССР (1951), дважды Герой Социалистического Труда (1974; 1980), лауреат четырёх Сталинских (1941; 1946; 1947; 1950) и Ленинской премий (1957). Пик карьеры и мировой славы Улановой пришёлся на е1950-е годы, народная артистка СССР (1951), дважды Герой Социалистического Труда (1974; 1980), лауреат четырёх Сталинских (1941; 1946; 1947; 1950) и Ленинской премий (1957).


Гали́на Серге́евна Ула́нова Единственной балерине ей при жизни были установлены памятники в Санкт-Петербурге (1984, скульптор Михаил Аникушин) и Стокгольме (1984, скульптор Елена Янсон- Манизер). В Голландии был выведен сорт тюльпанов «Уланова» Единственной балерине ей при жизни были установлены памятники в Санкт-Петербурге (1984, скульптор Михаил Аникушин) и Стокгольме (1984, скульптор Елена Янсон- Манизер). В Голландии был выведен сорт тюльпанов «Уланова»





Евгений Светланов

В 1954 году, будучи студентом 4-го курса консерватории, Е. Светланов становится ассистентом своего профессора по классу дирижирования А.В. Гаука, который в то время руководил Большом симфоническим оркестром (БСО) Всесоюзного радио. «…С самого юного возраста я мыслил себя дирижером. К дирижированию я подошел сознательно, уже имея дипломы пианиста и композитора. И дирижирование явилось как бы суммированием того, что я получил в стенах двух учебных заведений: института имени Гнесиных и Московской консерватории. Естественно, мне было легче приступить к дирижерской работе, поскольку знания и опыт в других смежных областях очень помогли этому», - писал Евгений Федорович.

Оперы «Снегурочка», «Русалка», «Чио-Чио-сан», Девятая симфония Бетховена, балеты «Лебединое озеро», «Шопениана», «Вальпургиева ночь», «Спящая красавица», «Щелкунчик» дополняют репертуарный список дирижера в Большом театре. Светланов записывает фонограммы для фильмов-опер «Хованщина» Мусоргского и «Пиковая дама» Чайковского, дирижирует концертным исполнением оперы-балета «Млада» Римского-Корсакова и множеством праздничных и юбилейных концертов. Великая певица, солистка Большого театра Ирина Архипова так писала о спектаклях Светланова в Большом театре: «Не могу не вспомнить о таких постановках Светланова, как «Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок» и «Сказание о граде Китеже» Римского-Корсакова. Это было грандиозно! Оркестр звучал выше всяких похвал».

После одного из концертов со Светлановым выдающаяся певица Елена Образцова сказала: «Действительно, никто, наверное, не чувствует так глубоко и так верно душу русского человека, как он; никто не воплощает ее в музыке с такой неподдельной искренностью, правдивостью, обжигающей эмоциональностью. …Такие лидеры - подлинные, а не мнимые - очень нужны сегодня нашему искусству».

Балерина Раиса Стручкова писала, что «…для Евгения Федоровича «технология» балета особых трудностей… не представляла. Таков уж универсальный характер его дарования. Он великолепно чувствовал природу хореографического искусства. В спектаклях, которыми он дирижировал, …всегда ощущался удивительный синтез оркестрового звучания и танца, единство музыкального и хореографического компонентов. Никакого разделения: тут оркестр, а там балет… Находясь на сцене, я прямо-таки физически ощущала сильнейшую творческую энергию, которую излучали его руки. И это придавало свободу, уверенность, вдохновение».

Евгений Федорович Светланов (1928 - 2002) - выдающийся дирижёр, композитор и пианист. 45 лет работал в Большом театре, совмещая эту огромную творческую деятельность с руководством Госоркестром СССР.

Краткие сведения из детства

И отец, и мать будущего музыканта редчайшей одаренности были оперными певцами. А точнее, солистами Большого театра. И детство его было связано, как и последующая работа, с репетициями театра и музыкой, который он начал заниматься с шести лет. Евгений Светланов пел в хоре, принимал участие как мим в спектаклях и даже однажды забрался на стул, услышав музыку, и начал дирижировать. Это заметили А. Нежданова и дирижёр Н. Голованов. Они от души посмеялись и предрекли, что из такого мальчугана обязательно будет дирижёр.

Юность

Она неслась стремительно, проходя в учебе в Как исполнитель еще в студенческие годы Евгений Светланов поражал новым глубоким прочтением, раскрытием замыслов авторов произведений, которые он исполнял.

С успехом он учился и композиции. Его сочинения построены на базе русской классики. Более всех на него повлиял С. Рахманинов. Параллельно он пробовал свои силы как дирижёр. И с четвертого курса он работает рядом со своим учителем в Оркестре Всесоюзного радио. Работа дирижёра объединяет, синтезирует все полученные знания пианиста и композитора.

За пультом Большого театра

В 1955 году Евгений Светланов впервые выступил в Большом. Это была опера «Псковитянка». Певцы считали его работу исключительно достойной. А танцовщики отмечали, что под его руками оркестр звучал так, что придавал творческие силы исполнителю.

Он удивительно тонко чувствовал хореографию. Танец и музыка были нераздельны. Исполнители обретали свободу, уверенность и вдохновение.

«Антология русской симфонической музыки»

В шестидесятые годы начинается эта подвижническая колоссальная работа. И она не останавливается в течение тридцати лет. Это дело Евгений Светланов пронес через творческую жизнь, как миссию. Начало было положено записью симфоний Чайковского. Всего было записано сто десять дисков.

Признание за рубежом

Впервые в 1964 году вместе с Большим он выступает в Италии в «Ла Скала». Успех был грандиозен. Его приравняли к таким великим дирижерам, как А. Тосканини, Б. Вальтер и Кароян.

Евгений Светланов: личная жизнь

Первый брак состоялся во время работы в Большом с солисткой Ларисой Авдеевой (меццо-сопрано). У них подрастал сын Максим. Молодая журналистка радио «Маяк» Нина Николаева в 1974 году пришла брать интервью у великого музыканта. Она была по профессии в том числе и музыковед. Не только в силу своих специальностей, но и по велению души она посещала концерты великого маэстро. Дверь открыла супруга, Светланова Лариса Ивановна, а за ней вышел и сам Евгений Федорович. Он был одет в потрясающе красивый синий халат с черными атласными отворотами и тапочки на босую ногу. Все мелочи первой встречи навсегда врезались в память Нине Александровне, потому что она влюбилась с первого взгляда. Она была разведена, но ее мечта была недоступна.

Продолжение романа

Во время одного из интервью разговор отклонился от темы, и выяснилось, что оба они страстные рыбаки. Тогда великий дирижёр пошел куда-то и принес японскую удочку удивительной красоты. Они договорились встретиться после работы. Нине Александровне не верилось, что встреча может состояться. И все же Евгений Федорович пришел и пригласил на ужин в ресторан «Минск». Но он был почему-то закрыт. Тогда Нина предложила поехать в небольшой тихий ресторанчик, где никто не узнает музыканта. Они спокойно поужинали и поговорили обо всем. А на следующий день Светланов приехал к ней в Давыдково, на окраину Москвы, в пятиэтажку без лифта и остался на всю ночь. Он был вымотан и просто спал. А утром встал на колени и сказал, что никогда этого не забудет.

Расставанье и новая встреча

Непросто развивались их отношения. Больше года Светланов не давал о себе знать. И вдруг звонок и вопрос: «Ты удивляешься? А можно к тебе приехать?» Они встретились и остались вместе на двадцать пять лет. Жена Нина посвятила ему всю жизнь. О детях сначала не думали, а потом стало поздно.

Болезнь и смерть

На бедре появилась опухоль, которая практически не беспокоила. Но анализы показали - онкология. Врачи требовали операции. Их оказалось десять, а потом 25 сеансов химиотерапии. 7 месяцев Светланов ходил на костылях и ждал одиннадцатой операции. Он терпеливо переносил мучительнейшие боли. А в последний день ему сделали 11 уколов. Но боль никуда не уходила. Терпеть ее было невозможно, и он кричал. А потом, сказав, что, кажется, становится лучше, заснул. Утром он смотрел уже каким-то отрешенным взглядом. Умер вечером, в 19 часов, в светлый майский день в канун Пасхи.

Похороны

Он просил похоронить себя на потому что оно более демократичное, чем Новодевичье.

Там его может посетить любой человек. Светланов хотел, чтобы было исполнено что-нибудь из его сочинений. Возможно, как он сказал, это будет в последний раз.

Евгений Светланов - дирижер-титан. Он мучился не только от тяжких физических болей, но также из-за своего любимого детища - Госоркестра. Разрыв с ним из-за экономических неурядиц 90-х годов превратил Светланова в одинокого гонимого художника. Последний концерт примерно за две недели до смерти Светланов Евгений Федорович дал в Лондоне. Были исполнены с оркестром Би-би-си симфония «Зимние грезы» П. Чайковского и «Колокола» Рахманинова.

«Политические репрессии» - Политические репрессии. Я другой такой страны не знаю. Большой террор. Поэтапное уничтожение. Гулаг. Репрессии в Ершовском районе. Сталинские репрессии. Репрессии. Права и свободы. Число жертв. Реабилитация жертв. Памятник. Приказ. Писатели и поэты. Слова С. В. Михалкова. Депортация народов. Жертвы репрессий.

«Политическая система Сталина» - Причины. Политическая система сталинизма. Идеологизация общественной жизни. 1938 Радек. Конституция победившего социализма 1936. Репрессии 1936-1938- процессы над внутрипартийной оппозицией. Судебные процессы над внутрипартийной оппозицией. Культ личности Сталина. Детские и молодежные организации. 1937 Тухачевский.

«Индустриализация СССР» - Предприятия категории «Б» финансировались по остаточному принципу. Индустриализация 1920-1930-ых гг. Стратегия развития СССР. Успехи НЭПа. Утро первой пятилетки. Негативное значение индустриализации. Вторая пятилетка (1933 – 1937 гг.). Приведите примеры предприятий, созданных в годы первой пятилетки.

«Советская политика в 30-е годы» - Мюнхенское соглашение. Агрессия Японии. Германия избегала войны. Советско-германский пакт. Что привело ко Второй мировой войне. Раздел территории Польши. Личный вклад. Изменение внешнеполитического курса. Можно ли было предотвратить вторую Мировую. Успехи и неудачи советской дипломатии. Политика коллективной безопасности.

«Коллективизация и индустриализация» - Экономическое развитие СССР. Коллективизация. Источники героизма советских людей. Система ГУЛАГ. Обсуждение таблицы. Победа точки зрения Сталина. Районы. Пятилетка. Экономическая система. Наша страна. Индустриализация. Хлебозаготовительный кризис. Цели индустриализации. Перекачка средств из деревни.

«Экономика 30-х годов» - Индустриализация. Основные понятия. Стахановское движение. Особенности советской индустриализации. Стаханов А.Г. Заполните таблицу. Поиск путей решения. Голод 30-х годов. Особенности. Разорение деревни. Раскулачивание. Индустриализация. Основные знания. Великий перелом. Итоги коллективизации. Цели индустриализации.

Всего в теме 33 презентации

Евгений Светланов.

ВИДЕОМАТЕРИАЛЫ О ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ МУЗЫКАНТА

СВЕТЛАНОВ
Евгений Федорович
(1928-2002)

Народный артист СССР, Герой Социалистического труда, лауреат Ленинской, Государственных премий СССР и РСФСР Вся жизнь одного из величайших дирижеров современности связана с музыкой, которой он начал серьезно заниматься с 6 лет. Евгений Федорович Светланов принадлежит к числу гениальных творцов не только XX века, но и всей истории мирового музыкального искусства. Музыкант редкой одаренности, он стал олицетворением всей российской культуры, выразителем общечеловеческих духовных ценностей. Встречи с его искусством воочию или по аудио- и видеозаписи стали насущной потребностью людей, вдохновляющим источником, дарящим радость и жизненную силу. Личность и творчество Евгения Светланова охватывают многие сферы жизнедеятельности. Он был талантлив во всем: как дирижер, композитор, пианист, публицист, теоретик, критик, общественный деятель, просветитель, рецензент. Им написано более 150 статей, очерков, эссе. Он глубоко и тонко рассматривает и анализирует творчество классиков, современников, музыкантов-коллег. Но во всей его многолетней созидательной работе главное для него была музыка, он ее всесильный властелин, и он же - ее самоотверженный служитель. Светланов сам признавался, что мира вне музыки для него не существует. "Легендарный маэстро", как назвала его зарубежная критика, удостоен высших наград России: он Герой Социалистического труда, народный артист СССР, лауреат Ленинской премии, Государственных премий СССР и РСФСР имени М. И. Глинки, кавалер орденов и медалей, среди которых три ордена Ленина и два ордена "За заслуги перед Отечеством" (III и II степени). Он удостоен также всеобщего признания и многих наград за рубежом: почетный академик Шведской Королевской академии, почетный академик Академии искусств США и т. д.

В 1964 году Светланов принимает участие в первых гастролях оперной труппы Большого театра в Италии. В миланском театре "Ла Скала" он с огромным успехом дирижирует оперными спектаклями "Борис Годунов", "Князь Игорь" и "Садко", а также симфоническими концертами, в одном из которых по просьбе публики "Три русские песни" Рахманинова были исполнены на "бис". Евгений Светланов был первым русским дирижером, вошедшим в когорту Великих, работавших в знаменитой "Скале", среди которых - Артуро Тосканини, Бруно Вальтер, Герберт фон Караян. Оперы "Снегурочка", "Русалка", "Чио-Чио-сан", Девятая симфония Бетховена, балеты "Лебединое озеро", "Шопениана", "Вальпургиева ночь", "Спящая красавица", "Щелкунчик" дополняют репертуарный список дирижера в Большом театре. Светланов записывает фонограммы для фильмов-опер "Хованщина" Мусоргского и "Пиковая дама" Чайковского, дирижирует концертным исполнением оперы-балета "Млада" Римского-Корсакова и множеством праздничных и юбилейных концертов. Великая певица, солистка Большого театра Ирина Архипова так писала о спектаклях Светланова в Большом театре: "Не могу не вспомнить о таких постановках Светланова, как "Сказка о царе Салтане”, "Золотой петушок” и "Сказание о граде Китеже” Римского-Корсакова. Это было грандиозно! Оркестр звучал выше всяких похвал". После одного из концертов со Светлановым выдающаяся певица Елена Образцова сказала: "Действительно, никто, наверное, не чувствует так глубоко и так верно душу русского человека, как он; никто не воплощает ее в музыке с такой неподдельной искренностью, правдивостью, обжигающей эмоциональностью. ...Такие лидеры - подлинные, а не мнимые - очень нужны сегодня нашему искусству". Балерина Раиса Стручкова писала, что "...для Евгения Федоровича "технология” балета особых трудностей... не представляла. Таков уж универсальный характер его дарования. Он великолепно чувствовал природу хореографического искусства. В спектаклях, которыми он дирижировал, ...всегда ощущался удивительный синтез оркестрового звучания и танца, единство музыкального и хореографического компонентов. Никакого разделения: тут оркестр, а там балет... Находясь на сцене, я прямо-таки физически ощущала сильнейшую творческую энергию, которую излучали его руки. И это придавало свободу, уверенность, вдохновение".

В 1965 году Евгений Светланов становится художественным руководителем и главным дирижером Государственного симфонического оркестра СССР. До этого времени оркестром, созданным в 1936 году, руководили Александр Гаук, Натан Рахлин, Константин Иванов. По существу, Евгений Светланов, около 45 лет работая с коллективом, преобразовал его в уникальный, грандиозного размаха и мощных творческих возможностей оркестр, который под его управлением вышел на международную арену и получил статус одного из самых лучших оркестров мира. Вот что писал об оркестре и его руководителе Ираклий Андроников: "Ощущение праздника, настоящего праздника испытываешь в концертах Государственного симфонического оркестра... под управлением Евгения Светланова - ощущение яркости, ясности, мощи. И новизны. Невольного удивления... И самой музыкой наслаждаешься в его концертах, и безупречной игрой покоренного дирижером оркестра. Да, покоренного. Но это дирижерское полновластие чудесно сочетается у Светланова с человеческой скромностью, с уважением к сидящим перед ним замечательным музыкантам. Артистизм уживается в нем с деловитостью, могучий темперамент - со строгим самоконтролем... Все соображено и продумано. И в то же время сердечно, исполнено поэтического одушевления, любви к исполняемому творению и, кажется, рождается впервые... при вас". Тысячи выступлений в нашей стране и за рубежом, в концертных залах Поволжья, Урала, Сибири, шефские выступления на заводах Омска, Праги, Софии, в студенческих городках, в железнодорожных депо, выступления на престижных эстрадах мира - и всюду восторженный прием и признание. Евгений Светланов является всемирно признанным интерпретатором произведений западноевропейских, русских, советских и современных композиторов. Им записаны все симфонии Брамса, Малера, симфонические произведения Бетховена, Шуберта, Шумана, Дворжака, Грига, Сен-Санса, Блоха, Элгара, Шостаковича, Прокофьева, Шапорина, Хачатуряна, Свиридова, Кабалевского, Эшпая, Бойко, Караева и др.

В 1960-е годы записью всех симфоний П. И. Чайковского Евгений Светланов начинает свой подвижнический труд по созданию "Антологии русской симфонической музыки", продолжавшийся три десятилетия. Сам Светланов считал эту работу своим жизненным долгом, так же, как и запись 20 симфоний Н. Я. Мясковского. "Вся жизнь Светланова - это громадный, колоссальный труд. В его лице мы имеем, несомненно, выдающуюся личность современного музыкального мира, гордость нашей музыкальной культуры. Большой музыкант Евгений Федорович, очень большой" (Г. В. Свиридов). Скончался в 2002 году.

Архив 1

" Свет любви"

Музыка - Е. Светланов Стихи - Н. Добронравов Поет М. Магомаев;

Играет Евгений Светланов

П.И.Чайковский - "Славянский марш"

ГАСО. Е.Ф.Светланов. (Из Концерта в Токио)

Одна осень из жизни Евгения Светланова

Документальный фильм

Евгений Светланов - Симфоническая поэма

"Калина красная" памяти В.Шукшина

ГАСО РФ п/у М. Горенштейна.

Архив 2

Фрагмент интервью Е. Светланова газете

"Комсомольская правда"

Е.Светланов и ГАСО СССР исполняют произведения С.В. Рахманинова

Симфоническая фантазия Утес,

Концерт № 2 для фортепьяно с оркестром до минор-солист Е. Могилевский, Симфония № 2, ми минор 1974г.


Архив 3

"Самосожжение"

(к 75-летию со дня рождения Е.Светланова)


Документальный фильм




Архив 4


Музыка П.И.Чайковского

Симфония № 1 соль минор "Зимние грёзы"

Симфония "Манфред"

(ГСО, Дирижёр - Евгений Светланов)


Русский дирижёр (1928-2002). Вся жизнь одного из величайших дирижеров современности была связана с музыкой, которой он начал серьезно заниматься с шести лет.

Евгений Федорович Светланов принадлежит к числу гениальных творцов не только XX века, но и всей истории мирового музыкального искусства. Музыкант редкого масштаба одаренности, он стал олицетворением всей российской культуры, выразителем общечеловеческих духовных ценностей. Творчество Светланова уже сегодня является достоянием всего человечества. С ним знакомы миллионы слушателей планеты. Встречи с его искусством стали насущной потребностью людей, вдохновляющим источником, дарящим радость и жизненную силу. Личность и творчество Евгения Светланова охватывали многие сферы человеческой жизнедеятельности. Он был талантлив во всем - как дирижер, композитор, пианист, публицист, теоретик, критик, общественный деятель, просветитель, рецензент. Им написано более 150 статей, очерков, эссе. Как глубоко и тонко рассматривал и анализировал он творчество классиков, современников, музыкантов-коллег.

Но во всей его многолетней созидательной работе главное для него музыка, он - ее всесильный властелин, и он же - ее самоотверженный служитель. Светланов сам признавался, что мира вне музыки для него не существует. «Легендарный маэстро», как назвала его зарубежная критика, был удостоен высших наград России: он Герой Социалистического Труда, Народный артист СССР, лауреат Ленинской премии, Государственных премий СССР и РСФСР имени М.И. Глинки, кавалер орденов и медалей, среди которых три ордена Ленина и два ордена «За заслуги перед Отечеством» (III и II степени). Он был удостоен также всеобщего признания и многих наград за рубежом: почетный академик Шведской Королевской академии, почетный академик Академии искусств США и т.д.

Евгений Федорович Светланов родился 6 сентября 1928 года в семье солистов оперы Большого театра. Отец - Светланов Федор Петрович. Мать - Светланова Татьяна Петровна. Все детство Е. Светланова было связано с главным театром страны. Постоянное присутствие на спектаклях и репетициях, занятия в детском хоре и участие в операх, затем работа в мимическом ансамбле театра, безусловно, повлияли на его дальнейшую судьбу. «С той поры, как помню себя, мне было совершенно ясно, что дирижером я не мог бы не быть», - вспоминал позднее Е. Светланов. Однажды, находясь, по обыкновению, в театре и заслышав музыку, он взобрался на стул и принялся размахивать руками, воображая себя за дирижерским пультом. Рядом оказались Антонина Васильевна Нежданова и Николай Семенович Голованов. Они от души рассмеялись при виде этого зрелища, и Голованов, ласково потрепав мальчика по плечу, пророчески заметил: «Ну из этого, видать, будет дирижер».

Предсказание это счастливо сбылось. После окончания школы Е. Светланов поступает в Музыкально-педагогический институт имени Гнесиных, а, окончив его, в 1951 году становится студентом дирижерского факультета Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского. «Меня побудило заняться дирижированием твердое намерение возродить к жизни незаслуженно забытые произведения, и в первую очередь русской классики» - так объяснил выбор профессии молодой студент своему педагогу профессору Александру Васильевичу Гауку.

Будучи студентом Музыкально-педагогического института имени Гнесиных, Е. Светланов начал свой творческий путь как пианист и на этом поприще проявил себя ярчайшей индивидуальностью. Его исполнительство поражало глубиной интерпретации, постижением авторского замысла.

Светланов-пианист - достойный продолжатель традиций русской фортепианной школы. В Московской консерватории по фортепианному исполнительству Е. Светланов занимался у Генриха Нейгауза, позже, по композиции, - у Юрия Шапорина. «Талант Светланова-композитора глубокий, истинно русский, развивающийся в русле традиций отечественного искусства», - говорил о своем ученике Юрий Шапорин. Первые сочинения Светланова - кантата «Родные поля», Первая рапсодия «Картины Испании», Три русские песни для голоса и оркестра, Симфония си-минор - сразу обратили на себя внимание и заставили заговорить об авторе как о достойном преемнике великих русских композиторов. Позже, в середине 70-х годов, он сочиняет крупные симфонические произведения, среди них - «Романтическая баллада», Симфоническая поэма «Даугава», Концерт для фортепиано с оркестром, «Сибирская фантазия», Поэма для скрипки и оркестра (памяти Д.Ф. Ойстраха), поэма «Калина красная» (памяти В. Шукшина), Вторая рапсодия, Русские вариации для арфы, «Деревенские сутки» - квинтет для духовых инструментов, Лирический вальс. Ему также принадлежит большое количество камерных произведений. Е. Светланов смело использовал традиции русской музыкальной классики, самобытно развивая их в своем творчестве. Это в полной мере относится ко всем его сочинениям.

В 1954 году, будучи студентом 4-го курса консерватории, Е. Светланов становится ассистентом своего профессора по классу дирижирования А.В. Гаука, который в то время руководил Большом симфоническим оркестром (БСО) Всесоюзного радио. "… С самого юного возраста я мыслил себя дирижером. К дирижированию я подошел сознательно, уже имея дипломы пианиста и композитора. И дирижирование явилось как бы суммированием того, что я получил в стенах двух учебных заведений: института имени Гнесиных и Московской консерватории. Естественно, мне было легче приступить к дирижерской работе, поскольку знания и опыт в других смежных областях очень помогли этому", - писал Евгений Федорович.

Наконец главная мечта осуществилась: дирижируя Второй симфонией Рахманинова, Виолончельным концертом Мясковского, сюитой «Дафнис и Хлоя» Равеля в исполнении БСО, Евгений Светланов защищает диплом. Дебют оперного дирижера Светланова состоялся в 1955 году, когда он представил свою первую работу в Большом театре - оперу «Псковитянка» Римского-Корсакова. С этого года судьба вновь связала великого дирижера с великим театром. Сначала дирижер-стажер, затем в течение десяти лет - дирижер, а с 1962 года - главный дирижер Большого театра. Евгений Светланов вел за пультом театра репертуар из 25 оперных и балетных спектаклей (16 опер и 9 балетов), из них в 12 Светланов является дирижером-постановщиком: это оперы «Псковитянка», «Царская невеста» Римского-Корсакова (1955), «Чародейка» Чайковского (1958), «Не только любовь» Щедрина (1961), «Октябрь» Мурадели (1964), «Отелло» Верди (1978), «Сказание о невидимом граде Китеже» (1983), «Золотой петушок» (1988) Римского-Корсакова; балеты «Тропою грома» Караева (1959), «Паганини» на музыку Рахманинова (1960), «Ночной город» на музыку Бартока (1961), «Страницы жизни» Баланчивадзе (1961).

В 1964 году Светланов принимает участие в первых гастролях оперной труппы Большого театра в Италии. В миланском театре «Ла Скала» он с огромным успехом дирижирует оперными спектаклями «Борис Годунов», «Князь Игорь» и «Садко», а также симфоническими концертами, в одном из которых по просьбе публики «Три русские песни» Рахманинова были исполнены на «бис». Евгений Светланов был первым русским дирижером, вошедшим в когорту Великих, работавших в знаменитой «Скале», среди которых - Артуро Тосканини, Бруно Вальтер, Герберт фон Караян.

Оперы «Снегурочка», «Русалка», «Чио-Чио-сан», Девятая симфония Бетховена, балеты «Лебединое озеро», «Шопениана», «Вальпургиева ночь», «Спящая красавица», «Щелкунчик» дополняют репертуарный список дирижера в Большом театре. Светланов записывает фонограммы для фильмов-опер «Хованщина» Мусоргского и «Пиковая дама» Чайковского, дирижирует концертным исполнением оперы-балета «Млада» Римского-Корсакова и множеством праздничных и юбилейных концертов. Великая певица, солистка Большого театра Ирина Архипова так писала о спектаклях Светланова в Большом театре: «Не могу не вспомнить о таких постановках Светланова, как „Сказка о царе Салтане“, „Золотой петушок“ и „Сказание о граде Китеже“ Римского-Корсакова. Это было грандиозно! Оркестр звучал выше всяких похвал».

После одного из концертов со Светлановым выдающаяся певица Елена Образцова сказала: «Действительно, никто, наверное, не чувствует так глубоко и так верно душу русского человека, как он; никто не воплощает ее в музыке с такой неподдельной искренностью, правдивостью, обжигающей эмоциональностью.… Такие лидеры - подлинные, а не мнимые - очень нужны сегодня нашему искусству».

Балерина Раиса Стручкова писала, что "… для Евгения Федоровича «технология» балета особых трудностей… не представляла. Таков уж универсальный характер его дарования. Он великолепно чувствовал природу хореографического искусства. В спектаклях, которыми он дирижировал,… всегда ощущался удивительный синтез оркестрового звучания и танца, единство музыкального и хореографического компонентов. Никакого разделения: тут оркестр, а там балет… Находясь на сцене, я прямо-таки физически ощущала сильнейшую творческую энергию, которую излучали его руки. И это придавало свободу, уверенность, вдохновение".

В 1965 году Евгений Светланов становится художественным руководителем и главным дирижером Государственного симфонического оркестра СССР. До этого времени оркестром, созданным в 1936 году, руководили Александр Гаук, Натан Рахлин, Константин Иванов. По существу, Евгений Светланов, около 45 лет работая с коллективом, преобразовал его в уникальный, грандиозного размаха и мощных творческих возможностей оркестр, который под его управлением вышел на международную арену и получил статус одного из самых лучших оркестров мира.

Вот что писал об оркестре и его руководителе Ираклий Андроников: «Ощущение праздника, настоящего праздника испытываешь в концертах Государственного симфонического оркестра… под управлением Евгения Светланова - ощущение яркости, ясности, мощи. И новизны. Невольного удивления… И самой музыкой наслаждаешься в его концертах, и безупречной игрой покоренного дирижером оркестра. Да, покоренного. Но это дирижерское полновластие чудесно сочетается у Светланова с человеческой скромностью, с уважением к сидящим перед ним замечательным музыкантам. Артистизм уживается в нем с деловитостью, могучий темперамент - со строгим самоконтролем… Все соображено и продумано. И в то же время сердечно, исполнено поэтического одушевления, любви к исполняемому творению и, кажется, рождается впервые… при вас».

Тысячи выступлений в нашей стране и за рубежом, в концертных залах Поволжья, Урала, Сибири, шефские выступления на заводах Омска, Праги, Софии, в студенческих городках, в железнодорожных депо, выступления на престижных эстрадах мира - и всюду восторженный прием и признание. Евгений Светланов является всемирно признанным интерпретатором произведений западно-европейских, русских, советских и современных композиторов. Им записаны все симфонии Брамса, Малера, симфонические произведения Бетховена, Шуберта, Шумана, Дворжака, Грига, Сен-Санса, Блоха, Элгара, Шостаковича, Прокофьева, Шапорина, Хачатуряна, Свиридова, Кабалевского, Эшпая, Бойко, Караева и др.

В 60-е годы записью всех симфоний П.И. Чайковского Евгений Светланов начинает свой подвижнический труд по созданию «Антологии русской симфонической музыки», продолжавшийся три десятилетия. Сам Светланов считал эту работу своим жизненным долгом, так же, как и запись 20 симфоний Н.Я. Мясковского.

«Вся жизнь Светланова - это громадный, колоссальный труд. В его лице мы имеем, несомненно, выдающуюся личность современного музыкального мира, гордость нашей музыкальной культуры. Большой музыкант Евгений Федорович, очень большой.» (Г.В. Свиридов).

Большой вклад в развитие мировой музыкальной культуры награжден государственными наградами ряда зарубежных стран: орденом "За заслуги" III степени (Украина, 1996), орденом офицера Искусств и Изящной словесности (Франция, 1999), орденом святого Месропа Маштоца (Армения, 1999). В год 50-летия маэстро в его честь одна из малых планет получила название "Спиваков". Владимир Спиваков широко известен и

Молоды мы были», «Виноградная лоза», «Остаюсь», «Люби меня», «Русский вальс», «Мать и сын», «Песенка о господах и госпоже» и многие другие. Среди авторов стихов песен Александры Пахмутовой выдающиеся поэты: Л.Ошанин, М.Матусовский, Е.Долматовский, М.Львов, Р.Рождественский, С.Гребенников, Р.Казакова, И.Гофф. Но наиболее плодотворным и постоянным является творческий союз А.Пахмутовой с поэтом Н. ...

Отделения от других, отстаивания своего «Я». Так возникает механизм, регулирующий поведение личности в обществе: идентификация и обособление. Производные от основной пары (конформность - самостоятельность, сопереживание - зависть и др.) получают свое развитие в специфических социальных ситуациях: из ситуативно возникающего поведения в определенных условиях складываются свойства личности. В...

Которого человек не может жить полноценной жизнью. Сердце, по словам автора, любит «оттого, что не любить оно не может». «Я вас любил…» – наверное, самое душевное стихотворение о любви во всей мировой литературе. Это стихотворение‑воспоминание о прежней любви, еще не совсем угасшей в душе поэта. Он не хочет огорчать и тревожить предмет своей любви, не хочет причинять боль воспоминаниями о...



Рассказать друзьям