Фгос в музыкальном образовании. Музыкальная предметно-пространственная развивающая среда как средство музыкального воспитания и развития дошкольников Требования к проектированию музыкальной предметно развивающей среды

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Музыкальная предметно-развивающая среда в дошкольном образовательном учреждении.

Болданкова Ирина Геннадьевна музыкальный руководитель
Место работы: МБДОУ детский сад № 9 "Золотой ключик"

Цель: повысить уровень компетентности педагогов в создании музыкальной предметно-развивающей среды в группах(мини-центров, способствующей гармоничному музыкальному развитию и саморазвитию детей с последующим ее формированием и доведением соответствия по требованиям ФГОС ДО.
Задачи:
1.Внедрить в практику новые подходы к организации музыкальной предметно-развивающей среды ДОУ, обеспечивающих полноценное музыкальное развитие дошкольников в рамках образовательной программы ДОО с учетом требований ФГОС ДО;
2.Организовать развивающую музыкальную среду, способствующей эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов;
3.Создать условия для обеспечения разных видов музыкальной деятельности дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, познавательной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной) с учетом гендерных особенностей воспитанников;
4.Содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной развивающей музыкальной предметно-пространственной среды.

Всем известно и доказано учеными, что музыка обогащает духовный мир ребенка, оказывает влияние на развитие его творческих способностей. Развитие музыкальных способностей зависит от психолого - педагогических условий и, конечно, от грамотно организованной предметно-пространственной среды.
Музыкальная предметная среда в группах должна быть ориентирована на пройденный материал занятий и индивидуальные возможности детей. Ни один вид музыкальной деятельности не может полноценно развиваться на чистом вербальном уровне, вне предметно- пространственной среды.
Содержание музыкальной развивающей среды должно ориентироваться на ведущий вид деятельности дошкольников, системно усложняться по возрастам, носить проблемный характер. Все это позволяет детям, действуя со знакомыми и мало знакомыми предметами, размышлять, думать, сравнивать, моделировать и решать проблемные ситуации, творить.

Музыкальная предметно-развивающая среда в группах ДОУ организуется по трем основным блокам:
восприятие музыки
воспроизведение музыки
музыкально-творческая деятельность.

Каждый блок, в свою очередь, предусматривает ориентацию на целостность определенного вида детской музыкальной деятельности.
Оформление музыкальных мини-центров в группах младшего дошкольного возраста имеет сюжетную основу, в старшем – дидактическую.
Структура музыкальных мини – центров оформляется в виде модулей, имеющих целостность и в то же время – трансформирующие детали, вызывающие у детей живой интерес. Музыкальная предметная среда сомасштабна глазу, действиям руки, росту ребенка. Пособия развивающей среды добротны, эстетичны, привлекательны, просты в обращении, вызывают желание действовать с ними.

Младшая группа
- Альбомы с картинками к песням, выученных на музыкальных занятиях (или чудесные кубики)
- Фланелеграф, фигурки для фланелеграфа (большие и маленькие животные, птицы, музыальные инструменты, транспорт)
- Фонотека с записью детских песен (магнитофонные записи песен, выученных и разучиваемых с детьми в исполнении музыкального руководителя, детей, воспитателя, звуки природы)
- СD проигрыватель
- Атрибуты к музыкально – дидактическим упражнениям на развитие у детей звуковысотного, динамического и ритмического слуха. Например, на развитие звуковысотного слуха – «Птица и птенчики»; тембрового слуха – «К нам гости пришли», ритмического слуха –«Кто как идет», динамического слуха «Колокольчики».
- Незвучащие инструменты: балалайка, немая клавиатура с подставкой, гармошка.
-Звучащие: гармошка, барабан, бубен, ложки, погремушки, ритмические кубики, колокольчики, поющие волчки.
-Лесенка из 3-х ступенек, ручные знаки.
-Любые игрушки (2 уточки, 2 матрешки - большая и маленькая), платочки, маски, ленточки, султанчики, элементы ряженья.
- Шумовые инструменты – баночки, варежки с пуговицами, бутылочки с разными наполнителями: горох, желуди, камушки.
- Дерево и 2 птицы (вверху и внизу)

Средняя гру ппа
-Альбом с картинками к песням, выученным на музыкальных занятиях в предыдущих группах (возможно несколько альбомов: по временам года, о животных)
- Рисунки детей, выполненные дома к полюбившимся песням;
-Фланелеграф с фигурками животных, птиц, изображением музыкальных инструментов, транспорта;
-Фигурки для попевок, прибауток, чтобы выкладывать с их помощью на фланелеграфе ритмические рисунки. Например: петушки большие и маленькие для песни «Петушок», солнышки для р.н.п. «Солнышко», шары, флажки, елочки, самолеты и т.д. (6 маленьких и 4 крупных)
-Фонотека песен, выученных детьми в данной возрастной группе, в предыдущих группах, разучиваемых в настоящее время (в грамзаписи в исполнении педагогов, детей).
- СD проигрыватель
-Музыкально-дидактические игры на развитие эмоциональной отзывчивости, музыкальной памяти, музыкального мышления и игры, помогающие решать задачи предыдущей возрастной группы. Например, на развитие звуковысотного слуха – «Качели», на развитие ритмического слуха –«Кто как идет» (усложнение за счет введения разных видов игры); на развитие динамического слуха – «Колокольчики»; на развитие музыкальной памяти – «Спой песенку по картинке».
-Неозвученный проигрыватель с пластинками, балалайки, скрипки, дудочки, гармошки, немая клавиатура с подставкой.
-Игрушки-инструменты: погремушки, ложки, барабан, бубен, металлофон, ритмические кубики, колокольчики, маракасы, свистульки.
-Карточки с инструментами, платочки, маски, элементы ряжения.
-Лесенка из 4-х ступенек (2 игрушки большая и маленькая)
-Пять съемных резинок, нотный стан.
-Ручные знаки (4 ст.)

Старшая груп па.
-Фланелеграф, фишки (полоски длинные и короткие, кружки большие и маленькие, цветочки, елочки -6 мал. и 4 крупных), картинки для фланелеграфа для создания сюжета песни, танца (моделирование)
- Альбомы с рисунками к песням («Музыкальный букварь»)
-Альбомы с рисунками к песням, которые полюбили дети (возможно авторские, с рисунками одного ребенка)
-Атрибуты к муз. сказкам (картинки для фланелеграфа), для инсценирования («Репка», «Теремок»)
-Картинки для развития у детей поэтического и песенного творчества (например, к стихам А.Барто) «Пчела жужжит», «Пароход гудит», «Кукла танцует», «Кукла спит», «Лошадка скачет», «Мишка», «Самолет» «Волшебные картинки»
-Игрушечный микрофон.
-Фонотека с записью песен: звуки природы, муз. сказки.
- СD проигрыватель
-Музыкально-дидактические игры: на развитие звуковысотного слуха «Три медведя» или «Веселые матрешки», на развитие динамического слуха «Колокольчики», на развитие умения различать длительность звуков (долгий, короткий звуки, пунктирный ритм) «Петух, курица, цыпленок»; на различение жанров музыкальных произведений: песню, танец, марш «Три кита»
-Неозвученные инструменты: балалайка, немая клавиатура с подставкой, гармошка -3 шт. разной величины).
На картинке: дудочка, скрипка, саксофон, баян, аккордеон, гармонь, флейта, свистульки, триола.
-Инструменты: погремушки, ложки, барабан, бубен, металлофон, колокольчики, маракасы, румба, треугольник, трещотки, ксилофон, муз. молоточки, различные шумовые самодельные инструменты: на вешалке ключи, бутылочки, фломастеры, варежки с пуговицами. Баночки киндеров с разными наполнителями, несколько одинаковых (Обруч №3 2006, «Муз. рук. №3 2007)
- Пластмассовые кубики (на грани наклеить картинки по песням)
-Лесенка -5 ступенек (игрушка Б. и М.)
-Платочки, маски, ленточки, элементы ряжения.
-Нотный стан, ноты.
-Ручные знаки (5ст.)
-Портрет композиторов Д.Кабалевского («Зайчик дразнит медвежонка»), П.Чайковский («Болезнь куклы»), Р.Шуман («Солдатский марш»)

Подготовительная гру ппа
-Фланелегшраф, ноты.
-Пособие для обучения детей умению определять форму произведения.
-Картинки для создания сюжетов к знакомым песням: для побуждения к поэтическому и песенному творчеству.
--Ребусы с названиями нот в словах
-Рисунки с текстами потешек, на которые можно придумать песенку.
-Картинки с музыкальными жанрами (песня, танец, марш) для побуждения к песенному творчеству.
-Иллюстрации к муз. сказкам
-Атрибуты к сказкам и песням для их инсценирования.
-Фонотека (кассеты с записями песен в исполнении взрослых, детей, индивидуальные кассеты для самостоятельной записи своего музыкального поэтического творчества)
- СD проигрыватель
-Альбомы с рисунками к песням, выученным с детьми в текущем году, так и в группах предыдущих возрастов.
-Альбомы с рисунками детей к полюбившимся песням.
-Сюжетные картинки, побуждающие к песенному творчеству.
- Музыкально-дидактические игры (те же, что в старшей группе, но с усложненными заданиями)
-Неозвученный проигрыватель с пластинками, балалайки, скрипки, дудочки, саксафоны, гармошки.
-Инструменты: погремушки, ложки, барабан, бубен, металлофон, ритм. кубики, колокольчики, маракасы, кастаньеты, трещотки, ксилофон, баян, гармонь, шумовые на вешалке (см. в старшей группе)
-Лесенка 7 ступенек, ручные знаки
-Ноты песен (крупно), нотный стан, полоски (6 маленьких и 4 больших)
-Платочки, маски, ленточки, кокошники.
-Портреты композиторов.

Одной из характерных тенденций в современном дошкольном образовании является создание в дошкольном учреждении


эстетически-развивающеи предметно-пространственной сре­ды. В исследованиях можно встретить различные определения это­го понятия. Рассматриваются и предметно-пространственная, и со­циокультурная, эстетически-развивающая, культурно-образователь­ная среда и т. п. Но при различии названий речь всегда идет о созда­нии оптимальной среды, обеспечивающей психологический комфорт личности ребенка (схема 32).

Среда дошкольного учреждения рассматривается в настоящее время как условие реализации ребенком своих способностей, сред­ство воспитания личностных качеств, обогащающий фактор раз­вития, который служит фоном и посредником в личностно-развивающем взаимодействии со взрослыми и с другими детьми.

При этом в дошкольном образовательном учреждении осущест­вляются различные направления развития и воспитания детей, создание среды для которых будет обладать определенной специфи­кой. Нас интересует художественно-эстетическое направление, и прежде всего музыкальное воспитание как его неотъемлемая часть, и особенности создания развивающей среды для более эффектив­ного его осуществления.

Э.П. Костина, специалист по проблемам музыкального воспита­ния, рассматривает его как процесс организованного приобщения детей к музыкальной культуре и считает, что можно говорить о му­зыкальной предметно-развивающей среде как о средстве приобще­ния ребенка к музыкальной культуре.

Таким образом, музыкальная среда становится одним из компо­нентов педагогической системы и представляет собой музыкальное оформление жизнедеятельности детей.

Автор на основе анализа данной проблемы утверждает, что для музыкального воспитания детей необходима богатая музыкальная предметно-развивающая среда, включающая музыкальную среду ДОУ, семьи, учреждений культуры и образования.

Музыкально-образовательная среда ДОУ включает в себя:

блок организованной (регламентированной) музыкальной деятель­ности: музыкальных занятий и развлечений, праздников и других видов деятельности с использованием музыки. Здесь ребенок впер­вые слышит музыкальные произведения, получает знания, умения и навыки, здесь создается положительный эмоциональный фон, формируется желание и далее встречаться с музыкой;

■ блок нерегламентированной (совместной с воспитателем и са­мостоятельной) музыкальной деятельности детей в группе вне занятий:


- совместная с воспитателем музыкальная деятельность - в играх: сюжетно-ролевых с использованием музыкального репертуара, музыкально-дидактических, музыкально-твор­ческих и др.; в процессе условно-образного и условно-схема­тического моделирования содержания, характера музыки, средств музыкальной выразительности и т. п.;

- самостоятельная музыкальная деятельность детей вне за­нятий, возникающая по инициативе детей - песни, музыкаль­ные игры, упражнения, танцы, а также песенное, музыкально-ритмическое, инструментальное детское творчество.

Музыкально-образовательная среда семьи, где осуществляет­ся нерегламентированная музыкальная деятельность детей, это:

■ совместная с родителями (по содержанию адекватна аналогич­ной деятельности воспитателя с детьми в ДОУ) организация се­мейного досуга (Л. Н. Комисарова, Г. В. Кузнецова):

■ проведение семейных праздников;

■ посещение с ребенком музеев, театров (драматического, музы­кального (оперы, балета, мюзикла), кукольного);

■ создание «домашнего музея» (например, музея любимого ком­позитора) ;

■ коллекции детских музыкальных игрушек и музыкальных ин­струментов, домашнего оркестра, домашнего «театра» (куколь­ного, драматического);

■ организация в домашней обстановке разнообразной музыкаль­ной деятельности детей, развлечений с использованием музы­ки;

■ наличие музыкальной фонотеки из ценных в художественном отношении произведений;

■ самостоятельная работа (аналогична самостоятельной музы­кальной деятельности детей в ДОУ). Организуемая родителями музыкальная деятельность дает ребенку богатые впечатления, являющиеся мощным стимулом для его творческих проявлений. Кроме того, ему предлагаются различные модели поведения, что важно для его социализации, для развития взаимоотношений с окружающими.

Музыкально-образовательная среда учреждений культуры и образования, направленная на музыкальное просвещение детей,


посещающих дошкольные учреждения (концерты, музыкальная школа или школа искусств, театральные спектакли и т. п.).

В целом музыкально-образовательная среда имеет свою струк­туру. Она состоит из предметного и музыкального компонен­тов.

Музыкальный компонент представлен аудиомузыкальной инфор­мацией, т. е. музыкой независимо от ее источника. Все остальное, в том числе музыкальные инструменты, игрушки, пособия и средства извлечения музыки (магнитофон и т.д.), относится к предметному компоненту. Таким образом, предметно-развивающая среда - си­стема материальных объектов деятельности ребенка.

Поскольку ребенок постепенно входит в пространства предмет­ного (рукотворного) мира и социальных отношений, помимо пред­метной и социальной выделяют развивающую среду, в которой про­исходят социальные взаимодействия ребенка, влияющие на его

Схема 32


развитие. Окружающие ребенка сверстники и взрослые составляют его среду обитания, а взрослые, кроме этого, являются организато­рами педагогического процесса. В социальной составляющей среды выделяют такой существенный момент, как организация мотиви­рующего фактора, эмоционального фона среды. Поддержание тако­го фона, создающего комфортные условия для ребенка и культиви­рующего его музыкальное творчество, - важная задача педагога.

Выделяется ряд требований к проектированию музыкальной предметно-развивающей среды (С.Л.Новоселова, Э.П.Костина):

■ учитывать необходимость развития ведущей детской деятельно­сти;

■ среда должна быть нацелена на зону ближайшего психического развития (Л.С.Выготский);

■ музыкальная среда должна соответствовать структуре когнитив­ной сферы ребенка, т.е. содержать как консервативные (уже из­вестные ребенку) компоненты, так и проблемные, подлежащие исследованию;

■ нереализованное стремление сразу же применять полученные знания приводит к тому, что знания не закрепляются; и, наобо­рот, - постоянно используемые ребенком знания живут и обо­гащаются.

При этом отмечается, что станет ли эта среда развивающей, за­хочет и сможет ли ребенок освоить ее в своей деятельности, зависит от компетентности взрослого, его доброжелательности и заинтере­сованного отношения к музыкальной деятельности детей, прежде всего самостоятельной. Развивающие воздействия художественно-эстетической среды может реализовать только педагог, увлеченный музыкой, проявляющий интерес к музыкальным играм, демонстри­рующий детям возможности музыкальной предметной среды, соз­дающий творческие ситуации, пробуждающий интерес к музыкаль­ным играм и игрушкам. В результате дети часто играют с ними, проявляя творческий подход.

При разработке и оценке музыкальной среды рекомендуется опираться (Э.П.Костина и др.) на следующие критерии ее качества.

Качество содержания. В музыкальной среде должен отражаться весь спектр детской музыкальной деятельности.

Блоки компонентов среды соответствуют логике развития детской музыкальной деятельности (восприятие, воспроизведение, творче­ство), каждый предусматривает ориентацию на представление в среде всех видов детской музыкальной деятельности:


■ восприятие музыки - пособия, помогающие воспринимать про­изведения;

■ воспроизведение музыки - пособия, побуждающие к исполни­тельской деятельности (пению, игре или танцу, инструменталь­ному музицированию);

■ музыкально-творческая деятельность - пособия, побуждающие к творческой импровизации в различных видах музыкальной деятельности).

Это обеспечивается разнообразием детских музыкальных ин­струментов, развивающих музыкальных игр и игрушек, наглядных дидактических пособий, разнообразных аудиовизуальных средств (магнитофон) и набора кассет к ним и других технических средств (телевизор, видеомагнитофон).

Содержание музыкальной среды должно отражать принцип си­стемности в овладении музыкальной деятельностью: она должна соответствовать возрасту детей и содержанию их музыкальной дея­тельности, поэтому следует усложнять содержание среды по воз­растным ступеням. Содержание должно обеспечивать возможности получения из среды необходимой информации для музыкально-творческой деятельности.

Динамичность содержания среды обеспечивает интерес к музы­кальной деятельности, мотивацию, а затем и потребность в ней. К Качество структуры. Музыкальная среда должна быть представлена в виде модулей, включающих трансформирующиеся детали, что поддерживает у детей живой интерес. Она должна быть организована так, чтобы в ней были визуально представлены все виды детской музыкальной деятельности и созданы условия для активного взаимодействия детей с любыми пособиями, музыкаль­ными инструментами. Мини-центры удобны для развертывания музыкальной деятельности одним ребенком, двумя детьми или под­группой.

Среда предполагает гибкое комплексирование и зонирование, предусматривающее полную и частичную трансформацию игровых модулей мини-центров, что обеспечивает разнообразную функцио­нальную нагрузку детей.

«Музыкальная предметно-развивающая среда ДОУ»

Данная методическая разработка будет полезна музыкальным руководителям и воспитателям ДОУ.
Всем известно и доказано учеными, что музыка обогащает духовный мир ребенка, оказывает влияние на развитие его творческих способностей. Развитие музыкальных способностей зависит от психолого-педагогических условий, конечно, от грамотно организованной предметно-пространственной среды. Предметно-развивающая среда группы, обогащенная музыкальным и песенным материалом, позволяет ребенку накапливать музыкальный опыт, она стимулирует развитие самостоятельности, влияет на становление индивидуальной музыкальной субкультуры.
Стратегия и тактика построения среды определяется особенностями личностно- ориентированной развивающей модели воспитания и подчинена следующим принципам:
Принцип дистанции, позиции при взаимодействии;
Принцип активности, самостоятельности, творчества;
Принцип стабильности - динамичности;
Принцип комплексности и глубокого зонирования;
Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого;
Принцип сочетания привычных и неординарных элементов и эстетической организации среды;

Принцип открытости - закрытости;
Принцип учета половых и возрастные различий детей.
Половину двенадцати часового пребывания в ДОУ ребенок находится в группе, при этом документы, регламентирующие деятельность дошкольного учреждения, определяют, что на музыкальные занятия в младшем возрасте приходиться 30 минут, в старшем - 1 час в неделю. Основные знания и умения ребенок получает на занятиях, а закреплять их, эффективнее в самостоятельной деятельности.
Самостоятельность является постоянно развивающимся качеством личности. Основы ее закладываются на границе раннего и дошкольного возраста, а дальнейшее ее развитие как личностного качества в период дошкольного детства, связано с основными видами деятельности. Проявлению активности, инициативы у детей способствует не только различные виды детской деятельности, но и предметно-развивающая среда группы, которая должна быть создана согласна перечисленным выше принципам. Необходимо чтобы педагог стимулировал, направлял и корректировал самостоятельную деятельность
Детей разнообразными ситуациями, требующими нестандартного подхода воображения творчества.
Эффективным средством обогащения самостоятельной деятельности детей является музыка в особенности детская песня, которая должна прочно войти в обиход детского сада, она может звучать на прогулках во время утренней гимнастики, на праздниках. Музыка становит одним из эффективных средств, обеспечивающих положительное
эмоциональное состояние ребенка в ДОУ. Благодаря этому дошкольник успешно проявляет во всех видах деятельности.
Музыкальная предметная среда в группах ДОУ должна быть ориентирована на пройденный материал занятий и индивидуальные возможности детей. Ни один вид музыкальной деятельности не может полноценно развиваться на чисто вербальном уровне вне предметно-пространственной среды. А.Н. Леонтьев доказал, что стержнем деятельности, является предметность.
Главное требование программы к музыкальной среде - ее развивающий характер. Надо стремиться к тому, чтобы содержание музыкальной развивающей среды ориентировалось на ведущий вид деятельности дошкольников, системно усложнялось по возрастам, носило проблемный характер. Все это позволяет детям, действуя со знакомыми и малознакомыми предметами, размышлять, думать, сравнивать, моделировать и решать проблемные ситуации, творить.
Музыкальная предметно-развивающая среда в группах ДОУ организуется по трем основным блокам:
1. Восприятие музыки;
2. Воспроизведение музыки;
3. Музыкально-творческая деятельность.
Правильный подбор игрушек и пособий для каждой группы с учетом возрастных особенностей детей, целесообразное их размещение, периодичность внесения - это главное условие для самостоятельной музыкальной деятельности.
Какие игрушки и пособия понадобятся:
Детские музыкальные инструменты: со звуком неопределенной высоты (погремушки, бубны, барабаны, маракасы, треугольники, трещотки, кастаньеты), диатоническим звукорядом (металлофоны, ксилофоны), ударные
Незвучные музыкальные игрушки: пианино, балалайка, гармошка, лесенки
Настольные музыкально-дидактические игры: «Музыкальное лото», «Кто в домике живет», «Весело-грустно», «Сколько нас поет» и т.д.
Атрибуты, шапочки и маски, детские костюмы и их элементы деодемки
Различные виды театра: ширма, куклы, игрушки
Основной принцип размещения - целесообразность. Каждую музыкальную игрушку, пособие должны использовать по назначению: музыкальные дидактические игры размещаются там же, где и настольно-печатные игры, игрушки инструменты (озвученные, неозвученные) - в игровом уголке, туда же целесообразно поместить игровой материал, как CD-плеер (бутафорский) с дисками, телевизором и т.д. атрибуты, шапочки маски для игр, деодемки - в физкультурном уголке, детали костюмов - в уголке ряжений или в речевой зоне, где сосредоточены материалы для театрализованных игр. Следует определить место для детских музыкальных инструментов. Для этого можно отвести отдельный столик, место в шкафу, подвесную полку.
Ребенок постоянно стремится к выражению своих впечатлений и переживаний, использую при этом разные виды самостоятельной и художественной деятельности, художественно- речевое, изобразительное и музыкальное творчество.
Каждый вид художественной деятельности может выступать как самостоятельно, так и в тесной взаимосвязи с другими видами деятельности. Такой синтез видов художественной деятельности детей является показателем эффективной воспитательно-образовательной работы всего ДОУ.

Татьяна Жукова

Для музыкального воспитания детей необходима богатая музыкальная предметно-развивающая среда (музыкальная среда , а для развития личности дошкольников рядом с ними должен быть педагог, увлечённый музыкой , умеющий реализовать творческий потенциал музыкальной среды и управлять развитием творчества детей.

Основные знания и умения ребёнок получает на специально-организованных занятиях в музыкальном зале , а закреплять их эффективнее в самостоятельной деятельности, т. е. в группе. Вот почему педагоги нашего ДОУ очень вдумчиво и внимательно относятся к проектированию и организации музыкально-развивающей среды в группах , стремятся сделать её интересной и насыщенной. При создании условий для музыкального и творческого развития детей, мы учитываем, что обстановка во всех возрастных группах в первую очередь должна быть комфортной и безопасной для ребёнка, пособия должны соответствовать требованиям гигиены, правилам охраны жизни и здоровья детей.

Силами наших воспитателей в каждой группе созданы предметные зоны для развития творческих способностей дошкольников. Здесь наши воспитанники имеют возможность в игровой форме закреплять знания, полученные на занятиях : исполнить знакомые песни, аккомпанируя себе на детских музыкальных инструментах ; зарисовать сюжет полюбившейся песни или инсценировать её, используя элементы костюмов. Часто можно наблюдать, как дети, распределившись по подгруппам , делятся на певцов, музыкантов и зрителей .

При организации предметной среды , а также в процессе разработки её компонентов, мы столкнулись с проблемой нехватки материальных средств на приобретение различного оборудования, пособий и детских музыкальных инструментов . Как бы парадоксально это не звучало, но эта проблема способствовала развитию творчества педагогов, родителей и детей, так как многое компоненты среды были сделаны своими руками с минимальными материальными затратами.

На наш взгляд, использование нестандартного музыкального оборудования , изготовленного руками воспитателей, очень полезно, так как позволяет обеспечивать динамичность музыкальной среды , постоянное её обновление, а это, в свою очередь, вызывает у детей интерес к музыкальной деятельности , мотивацию, а затем и потребность в ней.

При изготовлении пособий мы стараемся использовать чистые цвета, предметы разных размеров , из разнообразных материалов. Часто эти звучащие атрибуты позволяют ребёнку «слышать» окружающий мир. Они легки в исполнении, требуют минимум материалов и функциональны по выполняемым задачам. Так, например, для изготовления музыкальной шкатулки достаточно взять мыльницу, наполнить её пуговицами, различными по размеру и фактуре, оклеить её клейкой лентой. Получившийся инструмент позволяет :

Научить ребёнка сравнивать отдельные звуки, контрастные по тембру и окраске звучания;

Воспитать желание использовать звучащие предметы в различных видах деятельности.

Так же легки в исполнении «шуршунчики» , «скрипунчики» и т. д. (полотняные мешочки, заполненные мелкими предметами из различных по качеству материалов : крупой, семечками, песком, крахмалом и др.)


Появлению в музыкальных уголках нового пособия «Музыкальные варежки » , вызвало у наших детей неподдельный интерес и способствовало решению задач по развитию ритмического восприятия.

Инструмент «Мишкины штанишки» (пластмассовые плечики с прикреплённой к ним разноцветной шуршащей упаковкой для цветов, которая нарезана мелкой полоской) помогает решать следующие задачи :

Обучение детей самостоятельно и плавно выдыхать через рот;

Развитие навыков правильного дыхания через нос, увеличения объёма лёгких;

Побуждение детей к желанию имитировать звуки природы, развивать воображение (шуршание листьев, дуновение ветра) .


В своей практике мы также используем пособия, разработанные педагогом-музыкантом Е . Ю. Матвиенко «Весёлые кубики» . Кубики мы изготовили из квадратных картонных коробок, украшенных самоклеющейся цветной бумагой. Главное, чтобы кубик был лёгким и не травмоопасным. Изображения на кубиках также выполнили из самоклеющейся цветной бумаги в виде аппликаций. Пособие выглядит ярко, эстетично и тем самым вызывает желание играть с ним.


Игра в «Кубик-оркестр» позволяет чувствовать и воспроизводить метрический пульс речи и музыки , развивать коммуникативные навыки, слуховое внимание, навыки элементарного музицирования в оркестре, воспитывать интерес к игре на музыкальных инструментах .


Игра «Ритмический кубик» помогает развить у старших дошкольников слуховое внимание, ритмичность; использовать «звучащие жесты» - хлопки, шлепки, щелчки, притопы и т. д. ; закреплять навыки прямого счёта; вызывать положительные эмоции от игры.

Следует отметить, что при проектировании и создании предметных зон для развития творческих способностей детей, мы стараемся, чтобы музыкальная среда органично соседствовала с театральной и уголком по изодеятельности. Эти виды детской деятельности тесно связаны, взаимопроникновенны и как бы вытекают один из другого. В уголках для театрализованной деятельности представлены разные виды театров . Дети с удовольствием разыгрывают сценки кукольного театра, небольшие сказки, которые «озвучивают» при помощи музыкальных инструментов , и по желанию могут зарисовать сюжет полюбившейся сказки. Отрадно видеть, как кукла оживает в руках ребёнка. Эти куклы изготовлены руками наших воспитателей с участием детей старших возрастных групп. Большую помощь в этом оказывают наши родители.

Театр Смешарики.


Таким образом, подводя итог выше сказанному, можно сделать вывод, что организация музыкальной предметно-развивающей среды требует соблюдение следующих принципов :

1. принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей и склонностей детей;

2. принцип функционального и эмоционального комфорта детей в среде (музыкальная предметная среда сомасштабна глазу , действиям руки, росту ребёнка);

3. принцип системности (периодическое обогащение и обновление содержания предметной среды для поддержания устойчивого интереса детей к творческой деятельности).

Соблюдение этих принципов помогает сформировать у наших воспитанников творческую активность, умение мыслить креативно, расти творчески развитыми людьми.



Рассказать друзьям