Гайдар "совесть" - краткое изложение. Нина Карнаухова не приготовила урока и решила не идти в школу

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Под лучами майского солнышка всё быстро растёт. Отцвели лёгкие белые подснежники. В лугах развернулся пёстрый ковёр из трав и листьев. Налились на черёмухе бутоны. Приятным ароматом повеяло от дерева. Грянули холода. Утренний туман не поднялся колечком с лесной полянки. Он замер и лёг инеем на землю. Тишина в лесу. Птицы молчат. Они боятся застудить горлышко. Одна кукушка кричит с раннего утра до позднего вечера. (66 слов)

Слова для справок: аромат, замер, боятся.
Грамматическое задание:
  1. Указать время глаголов.
  2. Выписать из текста глагол в неопределённой форме.
  3. Выписать глагол из последнего предложения. Выполнить морфологический разбор.

«Совесть»

Нина не приготовила уроки, решила не идти в школу, а украдкой пошла в рощу. Она положила завтрак и книги под куст, а сама побежала за красивой бабочкой.

На тропинке ей встретился малыш. В руке он держал букварь с тетрадкой. Девочка решила подшутить над ним и назвала малыша прогульщиком.

Оказалось, что мальчик убегал от собаки и заблудился. Нина повела его через рощу. Забрать завтрак и книги она постыдилась и оставила их под кустом.

Прибежала собака. Книг не тронула, а завтрак съела. Нина заплакала. Она не жалела завтрак, её грызла беспощадная совесть. (90 слов)

Грамматическое задание:
  1. Выписать из текста три глагола, указать их время, лицо, число.
  2. Поставь глаголы в неопределённую форму: Пришла, идёт, посмотрит .

«Вечерняя прогулка»

Перед заходом солнца я отправляюсь на свою обычную вечернюю прогулку. Весело пробираться по зарослям высокой, сочной, душистой травы. Я забираюсь в самую глушь леса. Вот уже с трудом пробираешься вперёд. С облегчением вздохнёшь, когда снова очутишься на солнечной опушке.

Какая перед тобой открывается красота! Внизу, как на ладони, расстилается широкая долина, по которой змеёй извивается синяя река. За рекой виднеется соседняя с нами деревня и моё любимое ближнее озеро.

При солнечном освещении всё это принимает волшебный вид. (70 слов) / Контрольный диктант

Грамматическое задание:
  1. Подчеркнуть глаголы в неопределённой форме.
  2. Сделать морфологический разбор глагола из последнего предложения.

«Полярный день»

С юга прилетаем на самолёте в далёкий северный порт Мурманск. Скоро настанет вечер и стемнеет. Летом на Крайнем Севере темноты не бывает. Солнце днём и ночью ходит по небу кругом.

Зимой солнце совсем не встаёт из-за горизонта. Только звёзды горят на чёрном небе. Иногда полыхает полярное сияние.

Трудно человек привыкает к ночному солнцу. По ночам очень много людей гуляет по улицам. Многие сидят на скамейках. Читают газеты. Рассматривают витрины магазинов. И даже дети находятся ночью на улицах и греются на солнышке. (81 слово) / Контрольный диктант

Грамматическое задание:
  1. Укажите спряжение глаголов в тексте.
  2. Разберите первое предложение по частям речи и членам предложения.
  3. Выпишите три словосочетания с безударными гласными, проверяемыми ударением.

«Лесные жители»

Не всякого лесного жителя ты сможешь увидеть. Очень редко мы видим, как промелькнёт рыжий хвост на лугу. Семейство лосей степенно шествует к водопою. Озорной бельчонок прыгает с ветки на ветку в парке.

И только зимой мы видим следы кабанов, зайцев, хорьков и сов. Следопыты находят следы полёвки. Попадаются поваленные деревья у реки. Это работают деловитые бобры.

Егери по следам узнают, какие животные зимой обитают в их лесах. Весной в половодье зверям бывает нужна помощь человека. Помнишь историю деда Мазая и зайцев? И сейчас лесники, охотники, егери спасают зверушек в половодье. (90 слов)

Нина Карнаухова не приготовила урока и решила не идти в школу. Чтобы ее никто не увидел, девочка украдкой пошла в рощу. Положив пакет с завтраком и книги под куст, она побежала за бабочкой и наткнулась на малыша, который смотрел на неё добрыми, доверчивыми глазами. В руке у него был букварь с тетрадкой. Нина догадалась в чем дело: Несчастный прогульщик! строго сказала она. С таких ранних лет ты уже обманываешь родителей и школу? Нет! ответил малыш. Я просто шел на урок. Но тут в лесу ходит большая собака. Она залаяла, и я заблудился. Нина нахмурилась. Она взяла малыша за руку и повела через рощу. Книги и завтрак остались лежать под кустом, потому что поднять из перед малышом было бы стыдно. Вышмыгнула из-за ветвей собака, книг не тронула, а завтрак съела. Вернулась Нина, села и заплакала. Нет! Не жалко ей было украденного завтрака. Но слишком хорошо пели над ее головой веселые птицы. И очень тяжело было на ее сердце, которое грызла беспощадная совесть.

Ход урока

I . Организационный момент

II . Работа по теме урока

Контрольный диктант

Совесть

Нина не приготовила уроки, решила не идти в школу, а украдкой пошла в рощу. Она положила завтрак и книги под куст, а сама побежала за красивой бабочкой.

На тропинке Нине встретился малыш. В руке он держал букварь с те­традкой. Девочка решила подшутить над ним и назвала малыша про­гульщиком.

Оказалось, что мальчик убегал от собаки и заблудился. Нина провела его через рощу. Забрать завтрак и книги она постыдилась и оставила их под кустом.

Прибежала собака. Книги не тронула, а завтрак съела. Нина запла­кала. Она не жалела завтрак, её грызла беспощадная совесть. (53 слова)

По А. Гайдару

Грамматическое задание

1. Выписать из текста три глагола, указать их время, лицо, число и род.

2. Поставить глаголы в неопределённую форму. Пришла, идёт, посмотрит.

(Можно использовать КИМы: контрольный диктант (с. 86).)

III . Подведение итогов урока

Какие орфограммы встретились в тексте диктанта?

В написании каких слов вы сомневались?

Тема: Работа над ошибками, допущенными в диктанте и при выполнении грамматического задания.

Цели: проанализировать и исправить ошибки, допущенные в контрольном диктанте; развивать умение выполнять работу над ошибками; повторить изученное о глаголе.

Формируемые УУД: п. - структурирование знаний; осознан­ное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлек­сия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; к. - инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка дей­ствий партнёра; р. л. - установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Ход урока

I . Организационный момент

II . Проверка домашнего задания

Прочитайте рассказ, который у вас получился.

Назовите его основную мысль.

III . Анализ контрольного диктанта

(Учащиеся классифицируют допущенные ошибки и запол­няют таблицу.)

Орфограммы

Количество ошибок

Безударные гласные в корне, проверяемые ударением

Парные согласные в корне слова

Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, нч

Разделительный мягкий знак

Разделительный твёрдый знак

Безударные падежные окончания имён существительных

Безударные личные окончания глаголов

Безударные падежные окончания имён прилагательных

Не с глаголами

Слова с непроверяемым написанием

Пропуск, замена букв

Всего ошибок

Выпишите слова, в которых вы допустили ошибки, обо­значьте орфограммы, подберите проверочные слова.

(Учащимся, не допустившим ошибок, можно предложить сле­дующее задание.)

Спишите, обозначьте все изученные орфограммы. Там, где возможно, подберите проверочные слова.

С нагретой крыши, с прозрачных сосулек падают капли. Под ярким весенним солнцем они сверкают разноцветными огоньками. Летят го­рячие солнечные брызги.

Взъерошенные воробьи выкупались в солнечных брызгах и радост­но затрещали, заголосили. Белый петух напился из солнечной лужицы. Тряхнул красным гребнем, зачертил крыльями, заплясал.

По Э. Шиму

IV . Физкультминутка

V . Повторение

Напишите 10 глаголов, которые рассказывают о том, что вы делали, после того как вышли из дома и пошли в школу. Поставьте их в неопределённую форму.

(Задание лучше выполнять на отдельных листочках.)

VI . Рефлексия

VII . Подведение итогов урока

Какие ошибки вы допустили в диктанте?

Можете ли сказать, что вы их исправили и поняли их при­чину?

За что вы можете себя похвалить сегодня?

Домашнее задание

Индивидуальные задания на карточках (в зависимости от ошибок, допущенных в диктанте).

Тема: Обобщение по теме «Глагол»

Цель: развивать умения распознавать орфограммы в глаголах и других частях речи, обосновывать их написание, определять грамматические признаки глаголов.

Формируемые УУД : п. - структурирование знаний; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; к. - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; р. - сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; внесение необходимых дополнений и кор­ректив в план и способ действия; выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения; л. - установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Ход урока

I . Организационный момент

II . Актуализация знаний

Какие слова называют сложными? (Те, которые состоят из двух или более корней.)

Какое правило необходимо вспомнить, чтобы написать эти слова правильно? (В сложных словах пишутся соединитель­ные гласные о и е.)

Запишите слова под диктовку, подчеркните соединитель­ные гласные.

Овощевод, баснописец, коневодство, сороконожка, змеевидный, великодушный, чужестранец, полководец, пешеход.

(Проверка, самооценка.)

III . Самоопределение к деятельности

Составьте слово, которое будет ключевым на сегодняшнем уроке.

Первая буква обозначает парный согласный звук к звуку [к]. Вторая буква - глагольный суффикс прошедшего времени. Третья буква обозначает безударный гласный звук, который запо­минаем в слове картина.

Четвёртую букву пишем на конце слова плуг.

Пятая буква - окончание глагола прошедшего времени в среднем роде.

Шестая буква обозначает непарный звонкий согласный звук.

Ответ: глагол.

Чему будет посвящен сегодняшний урок? (Обобщению из­ученного по теме «Глагол».)

- Какие орфограммы мы будем повторять, какие умения за­креплять?

IV . Работа по теме урока Работа по учебнику

Упр. 243 (с. 115).

Прочитайте стихотворение выразительно.

Определите его главную мысль. (Главная мысль заключена в последнем предложении.)

- Какое это предложение по интонации и цели высказыва­ния? (Восклицательное по интонации, побудительное по цели высказывания.)

- Найдите в тесте глаголы. Поставьте к ним вопросы.

Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка.)

Как вы написали глаголы с частицей не? (Раздельно.)

- Какие ещё орфограммы встретились в глаголах?

Упр. 244 (с. 115).

(Самостоятельное выполнение. Проверка.)

Какие глаголы вы записали в первую группу? (Глаголы в не­определённой форме.)

Что вы можете сказать об этих глаголах? (Они одинаково пи­шутся и произносятся, но имеют разное значение.)

- Объясните, что означают эти слова.

Какие глаголы изменяются по лицам и числам? (В настоя­щем и будущем времени.)

Назовите их. (Получает - настоящее время.)

- Какие глаголы в единственном числе изменяются по родам? (В прошедшем времени.)

- Назовите их. (Привыкла - женский род.)

- Разберите первое предложение по членам. (Один ученик работает у доски.)

Упр. 245 (с. 116).

Рассмотрите первую схему.

Что вы можете сказать об этом глаголе? (Это глагол Спря­жения, настоящего или будущего времени, 3-го лица, мно­жественного числа.)

(Остальные схемы разбираются по аналогии. Далее учащиеся самостоятельно подбирают слова к каждой схеме и записывают их. Проверка, самооценка.)

V . Физкультминутка

VI . Продолжение работы по теме урока

Объяснительный диктант

Следы

Распахнулась дверь подъезда. На улицу выбежал пёс. Рыжий хвост весело качался. Вдруг он замер. Выпал снег. Первый снег в жизни пса. Пёс чуть наклонил голову и прислушался к падению снежинок. Одна попала ему на нос и растаяла. Пёс мотнул головой и фыркнул. Не понравилось. Холодно. Пёс двинулся по снегу. Снег заскрипел под лапами. Пёс остановился и навострил уши. Тишина ему не понравилась. Он снова побежал по дорожке. Снова заскрипел снег. Пёс наконец понял. Он по­вернулся назад и начал разглядывать свои следы. Он смотрел, переступал с места на место и удивлялся новым следам.

(На данном этапе урока можно использовать КИМы: объ­яснительный диктант (с. 83); сборник диктантов и провероч­ных работ: предупредительные и объяснительные диктанты (с. 151-152).)

книги под куст, она побежала за бабочкой и наткнулась на малыша, который смотрел на неё добрыми, доверчивыми глазами. В руке у него был букварь с тетрадкой. Нина догадалась в чем дело: Несчастный прогульщик! строго сказала она. С таких ранних лет ты уже обманываешь родителей и школу? Нет! ответил малыш. Я просто шел на урок. Но тут в лесу ходит большая собака. Она залаяла, и я заблудился. Нина нахмурилась. Она взяла малыша за руку и повела через рощу. Книги и завтрак остались лежать под кустом, потому что поднять из перед малышом было бы стыдно. Вышмыгнула из-за ветвей собака, книг не тронула, а завтрак съела. Вернулась Нина, села и заплакала. Нет! Не жалко ей было украденного завтрака. Но слишком хорошо пели над ее головой веселые птицы. И очень тяжело было на ее сердце, которое грызла беспощадная совесть.

помогите написать изложение

Нина Карнаухова не приготовила урока и решила не идти в школу. Чтобы ее никто не увидел, девочка украдкой пошла в рощу.Когда она положила завтрак и книги под куст, побежала за бабочкой и наткнулась на малыша, который смотрел на неё добрыми глазами. В руке у него был букварь с тетрадкой. Нина,конечно же, догадалась в чём дело."Несчастный прогульщик!"-"Нет...Я просто шел на урок. Но тут в лесу ходит большая собака. Она залаяла, и я заблудился."-ответил малыш. Она взяла малыша за руку и повела через рощу. Книги и завтрак остались лежать под кустом, потому что поднять из перед малышом было бы стыдно.Вернулась Нина, села и заплакала. Нет! Не жалко ей было украденного завтрака. Ей было тжело на сердце , которое грызла беспощадная совесть.

Гайдар Аркадий Петрович Совесть Совесть Нина Карнаухова не приготовила урока по алгебре и решила не идти в школу. Но, чтобы знакомые случайно не увидели, как она во время рабочего дня болтается с книгами по городу, Нина украдкой прошла в рощу. Положив пакет с завтраком и связку книг под куст, она побежала догонять красивую бабочку и наткнулась на малыша, который смотрел на нее добрыми, доверчивыми глазами. А так как в руке он сжимал букварь с заложенной в него тетрадкой, то Нина смекнула, в чем дело, и решила над ним подшутить.


Несчастный прогульщик! - строго сказала она. - И это с таких юных лет ты уже обманываешь родителей и школу? - Нет! - удивленно ответил малыш. - Я просто шел на урок. Но тут в лесу ходит большая собака. Она залаяла, и я заблудился. Нина нахмурилась. Но этот малыш был такой смешной и добродушный, что ей пришлось взять его за руку и повести через рощу. А связка Нининых книг и завтрак так и остались лежать под кустом, потому что поднять их перед малышом теперь было бы стыдно. Вышмыгнула из-за ветвей собака, книг не тронула, а завтрак съела. Вернулась Нина, села и заплакала. Нет! Не жалко ей было украденного завтрака. Но слишком хорошо пели над ее головой веселые птицы. И очень тяжело было на ее сердце, которое грызла беспощадная совесть Определите главную мысль этого рассказа. Почему Нине стало стыдно? Будет ли Нина когда-нибудь прогуливать уроки


Совесть – это нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла; невольная любовь к добру и к истине; прирожденная правда, в различной степени развития.







Исполнять установленные в обществе моральные нормы. Как вы это понимаете? Уважать других людей и их права. Поясните текстом учебника. Бескорыстная помощь другим людям. Герои каких литературных произведений помогали людям бескорыстно? Расскажите об этом. Благодарность. Расскажите, умеете ли вы благодарить?


Есть прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу, это мать. Н.Островский Если ты с детства не научился смотреть в глаза матери и видеть в них тревогу или покой, ты на всю жизнь останешься нравственным невеждой. В.Сухомлинский - Как вы понимаете данные цитаты?


Сердце матери М.Скребцова Большая красавица береза росла в лесу с тремя маленькими дочками тонкоствольными березками. Своими раскидистыми ветвями Береза мать защищала дочек от ветра и дождя. А жарким летом от палящего солнца. Березки быстро подрастали и радовались жизни. Рядом с мамой они не боялись ничего. Однажды в лесу разыгралась сильная гроза. Гремел гром, на небе сверкали молнии. Маленькие березки трепетали от страха. Береза крепко обняла их ветвями и стала успокаивать: «Не бойтесь, молния не заметит вас за моими ветвями. Я самое высокое дерево в лесу.» Не успела Береза мать договорить, как раздался оглушительный треск, острая молния ударила прямо в Березу и опалила сердцевину ствола.


Береза, помня о том, что должна защищать своих дочек, не загорелась. Ливень и ветер пытались повалить Березу, но она все-таки стояла. Ни на минуту Береза не забывала о своих детях, ни на минуту не ослабила свои объятия. Только когда гроза прошла, ветер стих, а над умытой землей снова засияло солнце, ствол Березы покачнулся. Падая, она прошелестела своим детям: «Не бойтесь, я не ухожу от вас. Молнии не удалось разбить мое сердце. Мой поверженный ствол зарастет мхом и травой, но материнское сердце не перестанет биться в нем никогда.». С этими словами ствол Березы матери рухнул, не задев при падении ни одной из трех тонкоствольных дочек. С тех пор вокруг старого пня растут три стройные березки. А возле березок лежит заросший мхом и травой ствол.


Если вы набредете в лесу на это место, сядьте отдохнуть на ствол Березы он удивительно мягкий! А затем закройте глаза и прислушайтесь. Вы, наверняка, услышите, как бьется в нем материнское сердце... Вопросы и задания к сказке: Как вы думаете, почему мама всегда защищает своих детей?




Когда речь идет о злых поступках, при раскаянии надо не просто признать свою ошибку, а разозлиться на нее. Кающийся человек ненавидит свой поступок, выталкивает его из своей жизни и из своего сердца. Даже плачет. Вслед за переменой в самооценке должна произойти и внешняя перемена. Необходимо исправить свою прошлую ошибку делом, которое будет противоположно совершенному греху.




Самое главное украшение чистая совесть. Цицерон Честь это внешняя совесть, а совесть это внутренняя честь. Шопенгауэр А. Чистая совесть ни лжи не боится, ни слухов, ни сплетен. Овидий Лучше краска на лице, чем пятно на сердце. Сервантес Чистая совесть есть постоянный праздник. Сенека



Рассказать друзьям