Игрушки разных стран и эпох. Народная игрушка разных стран

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Мир игрушек народов разных стран очень многообразен. По сути, люди создают кукол, выражая в них свое мироощущение. Изначально они создавались только из природных материалов - дерева, глины, соломы, только в 18-19 столетии их стали выполнять из воска, фарфора, а в 20 столетии и пластика.

Если мы обратимся к традициям Японии, то узнаем, что первой куклой была Кокэси - деревянная игрушка без ног и рук, чем-то напоминающая русскую матрешку. Изготавливали кокэси из вишни, клена, кизила, расписывали вручную растительными и цветочными мотивами. Считается, что сначала куколки использовались шаманами для проведения обрядов, их использовали также в качестве поминальных кукол.

Постепенно куклы стали обычными игрушками - их давали детям, чтобы развлечь их, а взрослые начали изготавливать куда более трудоемкие забавы - из дерева, лоскутов, японской бумаги, в 20 столетии появились большие интерьерные куклы, которые чаще были изображением гейш. Причем кимоно для таких кукол вышивалось вручную, его украшали драгоценными камнями и золотой нитью, поэтому и стояла такая красота на верхних полках, куда не могли дотянуться дети.

Куклы у эскимосов и ненцев долгое время символизировали связь с потусторонними силами, им приписывалась своя энергетика, поэтому долгое время народные мастера изготавливали их, не прорисовывая нос, глаза, уши, рот.

Считалось, что обретая людские черты, кукла может оживать и испугать малыша. Кукол в семьях северных народов было много, девочки рано выходили замуж, поэтому в их приданое обязательно входили и любимые игрушки. Постепенно куклы приобретали людские черты, их одевали в национальные костюмы, дабы сохранить культуру.

Славяне изготавливали кукол из подручных материалов - золы, соломы, глины, лоскутов тряпок. Считалось, что игрушка, сделанная из льна, отводит от малыша все болезни, поэтому они считались еще и оберегами. Изготавливали и так называемых десятиручек - символов благополучия и счастья, крупеничек - символ достатка. Крупеничку наполняли зерном, а потом его первым и сеяли - считалось, что тогда и урожай будет хорошим, и семья будет жить в достатке. У каждой крупы было свое значение: рис считался праздничным зерном, гречиха - символом богатства, перловка - сытости, овес - силы.

Другие распространенные куклы - стригушки, создавались на скорую руку из пучка стриженной травы, чтобы ребенку не было скучно, когда мама работает в поле. Лоскутные куклы тоже служили для игры, девочки постарше самостоятельно шили для них наряды, раскрашивали, заплетали волосы.

Во многих музеях выставлены этнические экспозиции кукол разных народов мира. Их можно безошибочно узнать по характерным чертам лица и нарядам.

В странах Африки кукол изготавливали вручную, передавали из поколения в поколение. Их сплетали из травы, вырезали из дерева. Этнических кукол использовали в религиозных обрядах, одевали в красочные ткани, украшали браслетами, бусами. Использовались самые различные материалы - ткани, шерсть, бисер, пальмовые листья, трава, початки кукурузы, глина. Как правило, куклы изображали не детей, а уже взрослых замужних женщин, одетых в традиционные одежды. Были и куколки, изготавливаемые шаманами специально для ритуала - здесь уж к их качеству и внешнему виду особо не придирались.

Кукол находят и на Американском материке, они тоже могут рассказать многое о том, как жили коренные народы. У индейцев такое ремесло было в чести, у каждого племени куклы были особыми, техники и материалы тоже существенно отличались, ведь жили люди в разной природной среде. Для изготовления кукол использовали волокна болотных растений, мех, кожу, початку кукурузы, перья, дерево, полотно. По кукле можно было определить, каким племенем она изготовлена: к примеру, индейцы навахо считались прекрасными охотниками, поэтому и куклы были украшены кожей и мехом, куклы индейцев холи изготовлены из дерева, иннуитов - из початков кукурузы.

Если присмотреться, то в каждой кукле вы увидите традиционные национальные черты. В последнее время все больше производителей выпускает этнические коллекции игрушек, одетых в наряды разных народов мира. Наиболее популярна - Барби. Вот Барби-мексиканка, вот - кенийка, а вот - полинезийская Барби.

Более старые игрушки в основном хранятся в музеях или частных коллекциях. Это действительно предметы искусства, ими хочется любоваться, ведь они несут в себе отпечаток старинной культуры.

Если вам понравилась наша статья, расскажите о ней вашим друзьям в соцсетях, нажав на кнопку ниже.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Игрушки народов мира 8 класс

Традиционные ремёсла Каждый народ Земли создал искусства, ремёсла, которыми гордится уже не одно его поколение. Сложно себе представить Россию без Гжели, Швейцарию – без часов.

Каждый народ любит как следует отдохнуть после работы. Некоторые предпочитают шумные зрелища, другие – отдыхают уединённо, третьи - отдыхая мастерят игрушки.

Дымковская игрушка Являясь одним из старинных промыслов, дымковская игрушка имеет почти 150 летнею историю своего развития. Свое название игрушка получила по названию слободы Дымково. Существовал обрядовый праздник «свистопляска», посвященный солнцу. Отмечая наступление весны, наши предки свистели на свистульках и перекидывались расписными глиняными шариками. Свистульки выполняли в виде различных животных: медведя, оленя, козла, барана и т.д. Их простая форма была призвана выполнять магическую, а не декоративную функцию. Лепку глиняных фигурок-свистулек доверяли женщинам и девочкам, это была их работа.

Филимоновская игрушка Возраст глиняной игрушки, которая родилась в селе Филимонова Одоевского района, до сих пор точно не установлен. Первые упоминания о ней встречаются в летописи 700 летней давности. По преданиям деревню назвали по имени горшечника Филимона, который первым обнаружил тут залежи глины высокого сорта. Игрушки изготавливали в основном женщины, а мужчины занимались изготовление посуды. Все приемы искусства лепки и росписи передавались из поколения в поколения – от бабушки к внучке. Девушек, которые занимались лепкой и росписью игрушек называли «свистульками». Готовые игрушки продавали на ярмарке, а деньги от продажи шли на приданое, поэтому «свистульки» считались завидными невестами.

Богородская игрушка Существует несколько легенд о появлении богородской игрушки. В одной говорится, что в деревеньке, расположенной недалеко от Сергиева Посада, крестьянка сделала для своих детей куклу из щепки. Когда кукла наскучила детям, отец отвез ее на ярмарку, где она приглянулась купцу. Купец попросил крестьянина сделать побольше таких игрушек. Так жители деревни Богородское занялись изготовлением деревянных игрушек. По другой легенде первым делать деревянные игрушки стал Сергей Радонежский, чтобы дарить их детям.Так или иначе, но на развитие народного промысла в селе Богородское большое влияние оказал Троице-Сергиев монастырь с развитым резным делом и налаженным сбытом деревянных игрушек. Кроме ярко расписанных статичных фигурок людей и животных богородцы научились делать динамичные фигурки. Это были и гарцующие гусары, щеголеватые офицеры, курочки, клюющие зернышки.

Соломенная кукла Сооружая ритуальные фигуры из соломы, люди подметили ее декоративные свойства: легкость в плетении, возможность инкрустирования ею. Народные умельцы создают короба, корзины, коврики, ширмы. Но особым спросом пользуется именно соломенная кукла! Изначальным предназначением кукол из соломы была магическая роль жертвования земным и водным стихиям и божествам, затем, своеобразного оберега от сглаза и дурных дел, Именно поэтому каждому ребенку родители и давали такую куклу, чтобы она была с ним везде и всегда. Ну а дети – есть дети, как не поиграть с такой замечательной куклой. Из этих игр и сложилась вторая функция – общения и игры. В поделках из соломки живет ее душа, они приносят удачу и счастье всем, кто хоть раз соприкоснется с ними.

Фарфоровая кукла Любимой игрушкой у всех девочек является кукла. Самые красивые куклы фарфоровые. Они очень красивы и изящны. Фарфоровая кукла будет идеальным подарком не только для маленькой принцессы, но и для девочки-подростка. Первые фарфоровые куклы появились в 19 веке. Причем использовании обожженный неглазированный фарфор, так как он больше всего похож на кожу человека. Производили фарфоровые куклы в Германии, Дании и Франции Позже появились более дешевые и доступные тряпичные и пластмассовые куклы. Но им не удалось обойти по популярности и красоте, по реалистичности фарфоровых соперниц. Именно фарфоровые куклы будоражат воображение всех девочек: у них большие глаза, длинные пушистые ресницы, сказочные платья принцесс… Даже взрослая девушка будет рада фарфоровой кукле!

Нингё – японские куклы В Японии к куклам особое отношение. Если во всем мире они считаются детской забавой, то в Японии куклы никогда не были игрушками как таковыми, а имели особое религиозное и мистическое значение. Не случайно одно из названий Японии – «страна десяти тысяч кукол». Для жителей этого островного государства куклы всегда являлись талисманами приносящими удачу, красоту и здоровье. Поэтому кукла до сих пор считается одним из лучших подарков. Изготавливают японских кукол из различных материалов – дерева, бумаги, тканей, глины, даже из живых цветов.

Домашнее задание Нецке Матрёшка Записать в тетради.

Нецке В народе начинает бытовать поверье, что нецке приносит счастье и навсегда прогоняет из дома неудачу. Нецке начинают использоваться как амулеты, а из дерева, слоновой, или метала, создаются настоящие произведения искусства. Это и фигурки богов, фей, мудрецов, животных и птиц. Использование нецке начинает становиться более функциональным: при их помощи к поясу кимоно крепятся вещи первой необходимости, такие как кисет, трубка, ключи. Со временем, нецке попадает в руки детям и становится излюбленной игрушкой, которую родители с удовольствием им подсовываю для игр, в надежде на то, что они принесут детям счастье и защитят их от невзгод и болезней.

матрёшка Классическая матрешка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры, в которую вставляются другие такие же куклы меньшего размера. Родина матрешки, вернее ее прототипа, – Япония. Сергеем Малютиным была раскрашена русская красавица, с румянцем во всю щеку, круглая и здоровая – а внутри нее семь фигурок ребятишек, мальчиков и девочек, вплоть до запеленатого младенца – стали самыми любимыми в народе поделками. Задорная красавица сразу была наречена самым распространенным на Руси женским именем – Матрена, Матрешка. Созданные Сергеево – Посадскими мастерами, матрешки быстро стали любимицами не только взрослых, но и ребятишек.


Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Игрушки народов мира. Мировая художественная культура 8 класс. Составил: Тураева Светлана Юрьевна, учитель ИЗО, АМУСОШ № 1 им. М. Горького.

2 слайд

Описание слайда:

Японская традиционная кукла К куклам в Японии всегда было особое отношение. Не даром Японию частенько называют «страной десяти тысяч кукол». И это не удивительно: ведь с древности, куклы были оберегом и талисманом, который приносил удачу и радость своему владельцу.

3 слайд

Описание слайда:

Кокэси – японские куклы, которые очень напоминают русскую матрешку. Однако, ничего общего с Россией эта деревянная игрушка не имеет. Есть несколько объяснений от куда возникла эта удивительная фигурка. По одним данным, кокэси являлись прототипом фигурок, которыми шаманы вызывали духов. По другой версии, первую кокэси изготовили мастера в честь рождения дочери известного сегуна. Как бы то ни было, этим знаменитым деревянным игрушкам, состоящим из цилиндрического туловища и отдельно прикрепленной к нему головки, высотой от нескольких сантиметров до метра, более тысячи лет. Этот предмет народного творчества и далекого прошлого создается мастерами своего дела с душой и фантазией. Кокэиси лаконичны, но от того не лишены особого шарма, они бывают разными по форме, пропорциям и росписи. Каждая игрушка – уникальна в своем роде. Особенно популярно изготовление этих кукол в центрах народного творчества Японии – Кагосиме, Киото и Нара.

4 слайд

Описание слайда:

5 слайд

Описание слайда:

Хина мацури – праздник девочек В Японии существуют игрушки, предназначенные не для игры, а для рассматривания. Эти куклы выполняются для различных традиционных японских праздников. Изготавливают их из различных материалов - из дерева, глины, ткани, бумаги, соломы. Традиция изготовления подобных кукол насчитывает уже целое тысячелетие. Ежегодно 3 марта в Японии проводится праздник девочек. Накануне в домах, где есть дочери, в гостиной устанавливают стенд в виде ступенек, на которых располагают кукол. Куклы эти не простые - они изображают членов императорского двора. У каждой куклы на стенде свое строго определенное место: над всеми возвышаются император и императрица в церемониальных одеждах, на второй ступени - придворные дамы, внизу - два министра, слуги. Ниже - музыканты, дворцовая утварь.

6 слайд

Описание слайда:

7 слайд

Описание слайда:

Японские куклы из хризантем Как к цветам, так и к куклам в Японии отношение особенное. Любование нежной и первозданной красотой природы в этой стране - многовековая традиция и вечная потребность души. А куклы - неотъемлемая часть японской культуры; Японию даже называют "страной десяти тысяч кукол". Это и куклы-обереги, и куклы-талисманы, традиционные куклы, передающиеся по наследству - гармоничные, утонченные, выполненные искусными мастерами. И в японской культуре есть удивительное искусство, сочетающее в себе мастерство кукольников и утонченную красоту цветов - искусство создания кукол из живых хризантем!

8 слайд

Описание слайда:

9 слайд

Описание слайда:

«кокеси» - забытое дитя Японская кукла "кокэси" - забытое дитя. Японская кукла "кокэси" - забытое дитя.

10 слайд

Описание слайда:

11 слайд

Описание слайда:

Немалый интерес вызывают Каракури-нингё, то есть механические куклы. Ежегодно на острове Хонсю в первую субботу апреля в небольшом городке Инуяма проводится уникальный праздник – фестиваль оживших кукол. Этой традиции уже более трехсот лет. В огромном фургоне 13 механических кукол путешествуют по городу, приводимые в движение пружинами или кукловодами. Праздник сопровождается народными гуляньями и кукольными спектаклями, поставленными по известным сюжетам. Любимым героем японской публики является путешественник Урасина Тара.

12 слайд

Описание слайда:

Китайские куклы Куклы, являясь одним из предметов изобразительного искусства, существовали практически у всех народов мира. В Китае и Японии куклы имеют древнейшую историю, первые находки датированы 3-м тысячелетием до н.э. Изначально куклы предназначались для совершения магических обрядов, которые существуют и до сих пор во многих странах Африки и Латинской Америки, например магия вуду.

13 слайд

Описание слайда:

14 слайд

Описание слайда:

В прошлом веке ни одна ярмарка не обходилась без народной игрушки, без пёстрых глиняных и деревянных баб, медведей, оленей, конников, птиц. Красивые и яркие прямо с лотка они попадали в руки детей, которые сразу же начинали играть, включая новых героев в свой детский сказочный мир. Уже тогда мало кто помнил, что игрушка в своём первородном виде – это культовая и обрядовая скульптура, инструмент магии. В ней сливались эстетические, культовые и магические начала. Это всегда учитывалось древним народным мастером. Постепенно магическая роль игрушки забывалась, и кукла стала простой детской игрушкой, выполняющей только игровую функцию. Среди разнообразия народной игрушки выделяется тряпичная кукла. Она связана с почитанием женского божества, культом плодородия, предков, домашнего очага. Не зря для набивания тряпичной куклы использовали золу, зерно, льняную кудель. Да и сама Ткань, из которой она изготавливалась, долго служила семье, пропитываясь энергией событий и эмоционального поля членов семьи. В этом плане кукла была полностью безопасна. Как медитативный предмет она придавала уверенность, равновесие, чувство защищенности. Ко всему кукла была предметом привычным, сделанным из своего, самим, правильно и вовремя. Кукла мягко поднимала эмоции своим присутствием.

15 слайд

Описание слайда:

Куклы были не только девчачьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись. Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет простую могла делать любая девочка. Тряпичная кукла - простейшее изображение женской фигуры. Кусок ткани, свернутый в "скалку", тщательно обтянутое льняной. белой тряпицей лицо, груди из ровных, туго набитых шариков, волосяная коса с вплетенной в нее лентой и наряд из пестрых лоскутов. Становясь старше, девочки шили кукол более затейливых, а иногда обращались к мастерице, бабе, у которой эти куклы получались больно хороши, и она делала их на заказ.

16 слайд

Описание слайда:

Оберег – амулет или волшебное заклинание, спасающее человека от различных опасностей, а также предмет, на который заклинание наговорено и который носят на теле в качестве талисмана. Считалось раньше, что если над кроваткой ребёнка висит “Куватка’’, то она отгоняет эту злую силу. За две недели до рождения ребёнка будущая мать помещала такую куклу – оберег в колыбель. Когда родители уходили в поле на работу, и ребёнок оставался в доме один, он смотрел на эти маленькие куколки и спокойно играл. Известно, что шили кукольные платья не просто так, а со смыслом. В наряде всегда должен был присутствовать красный цвет – цвет солнца, тепла, здоровья, радости. И еще считали, что он обладает охранительным действием: оберегает от сглаза и травм. Вышитый узор, которым когда-то украшали наряд куклы, тоже не был случайным. Каждый его элемент хранил магическое значение, и узор должен был в лице куклы, оберегать ребенка. Слово «узор» обозначало «призор», т.е. «присмотр». Поэтому на кукольном платье, как и на костюме взрослого человека, вышивали: круги, кресты, розетки – знаки солнца; женские фигурки и оленей- символы плодородия; волнообразные линии – знаки воды; горизонтальные линии – знаки земли, ромбики с точками внутри - символ засеянного поля; вертикальные линии - знаки дерева, вечно живой природы. Как правило, эти игрушки были небольшого размера и все разных цветов, это развивало зрение младенца.

17 слайд

Описание слайда:

Игровые куклы предназначались для забавы детям. Они делились сшивные и свернутые. Свёрнутые куклы делались без иголки и нитки. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, а затем перевязывали верёвкой. Потом к этой палочке привязывали голову с ручками и одевали в нарядную одежду. К игровым свёрнутым куклам относят куклы – закрутки, которые изготавливались очень просто. Туловище – кусок ткани, закрученный вокруг своей оси и скреплённый ниткой. Таким же способом изготовлены руки и, наконец, небольшой шарик – голова с помощью нитки прикреплённый к туловищу.

18 слайд

Описание слайда:

Обрядовая кукла «Масленица» Обрядовую куклу “Масленица” делали из соломы или лыка, но обязательно использовали дерево – тонкий ствол берёзы. Солома, как и дерево, олицетворяла буйную силу растительности. Одежда на кукле должна быть с растительным рисунком. В Тульской губернии кукла “Масленица’’ была в человеческий рост, из лыка или соломы. Её закрепляли на крестовине из дерева. Куклу украшали лентами, искусственными цветами. На руки её ставили посуду, использовавшуюся при приготовлении блинов, вешали тесёмки, завязывая которые, люди загадывали желания. Эти тесёмки, чтобы желания сбылись, должны были сгореть вместе с куклой.

19 слайд

Описание слайда:

Кукла - зерновушка А кукла-зерновушка делалась из мешочка с зерном осеннего сбора. Ее обшивали, одевали, и всю зиму с ней играли дети. Весной зерно доставали и сеяли. Урожай был отменным. Знатоки говорят, что причина тому – положительная детская энергетика. Была и зольная кукла – мешочек наполняли древесной золой и устанавливали на треногу. Ее одевали бабушкой. Определенным способом скручивали и завязывали платок – получалась кукла. Такими же узлами можно связывать в куклу и кудель. Все детские куклы являлись одновременно оберегами, которые должны изготовляться без иголок и ниток. Игрушка «шудон» в переводе с удмуртского означает «счастье». Эта посланница древних времен, эпохи матриархата, готовила девочек к семейной жизни, к материнству. Она играла большую воспитательную роль в крестьянской семье. Родители трудились с утра до вечера и детьми занимались мало. Вместо себя оставляли «заместителей» в виде игрушек. Их мастерили из подручного материала: из оставшейся соломы, полешек, щепок, обрезков ткани. В крестьянском доме ничего не пропадало и каждый лоскуток шел в дело.

20 слайд

Описание слайда:

Каргопольская глиняная игрушка Отражение природных мотивов и образов можно найти в каргопольской глиняной игрушке. В окрестных каргопольских деревнях издревле изготовлялись глиняные игрушки, которые в далеком прошлом имели отношение к первобытным обычаям, связанным с культом плодородия. Современные мастера каргопольской глиняной игрушки черпают свое творческое вдохновение в народном быту, местном изобразительном искусстве, фольклоре, одновременно воспитывая у себя поэтическое видение окружающего мира и природы - органически соотнося его с живой традицией промысла.

21 слайд

Описание слайда:

Каргополькая игрушка Родина каргопольской игрушки – русский Север, Архангельская область. Пропорции этих игрушек приземисты, неуклюжи и тяжеловесны.

22 слайд

Описание слайда:

23 слайд

Описание слайда:

Среди изображений на каргопольской глиняной игрушке есть дерево с сидящими на нем птицами-тетерками, точно такое же, как и в местной вышивке, в резьбе и росписи по дереву. Подобное сочетание птиц и дерева (вероятно, березки, которая по народным преданиям была средоточием сил земных) символизировало передачу солнечного тепла засеянным полям и нивам.

24 слайд

Описание слайда:

Любимым персонажем каргопольской игрушки всегда был был Конь – Полкан или Полихан – чудо с головой человека и телом коня.

25 слайд

Описание слайда:

Филимоновская игрушка Филимоновская игрушка - самая древняя в России. Игрушка родом из старинного села Филимонова Одоевского района Тульской области семьсот лет. Кто и когда сделал здесь первые игрушки неизвестно, известно только, что делают их испокон веку. Одна из легенд рассказывает о гонимом властями гончаре Филимоне, пришедшем в эти края во времена Ивана Грозного неизвестно откуда и давшем начало и деревне и промыслу. Все филимоновские игрушки – свистульки.

26 слайд

Описание слайда:

Размеры игрушек от 3-5 до 25-30 сантиметров. Большинство изделий филимоновских мастериц составляют традиционные свистульки: барыни, всадники, коровы, медведи, петухи и т.п.

27 слайд

Описание слайда:

Дымковская игрушка ДЫ́МКОВСКАЯ ИГРУ́ШКА, русский художественный промысел. Название игрушки происходит от слободы Дымково, ныне район города Вятки, где производство игрушек уже в начале 19 в. приобрело самостоятельное значение. Промысел имел семейную организацию - игрушку лепили женщины и девочки, приурочивая ее изготовление к весенней ярмарке.

28 слайд

Описание слайда:

29 слайд

Описание слайда:

30 слайд

марина болдырева
Игрушки разных стран

2 слайд : Матрешка – деревянная расписная кукла. Токарь выточил необычную деревянную куклу, известный художник С. В. Малютин посмотрел на это чудо и «нарядил» куклу в русский сарафан с передником и яркий платочек. С тех пор и назвали ее Матреной, Матрешкой. Самое интересное – это ее секрет. Прячутся в матрешке сестрички – мал мала меньше. Думаешь, что держишь в руках одну, а оказывается, что их целых три или пять, а бывает еще семь и двенадцать.

3 слайд : Очень популярны в Норвегии игрушки тролли . Выбирать своего тролля нужно очень внимательно, он должен подать вам знак – подмигнуть.

4 слайд : Слон является символом Индии. Он олицетворяет благоразумие, мудрость и силу. Фигурки слонов, выполненные из различных материалов : из дерева и стекла, из керамики и глины, из пластмассы и даже слоновой кости, есть у каждого ребенка.

5 слайд : И сегодня в любом чешском городе можно увидеть у детей- двух пучеглазых, ушастеньких кукол с подвижными руками и ногами - лысенькую и с рыженьким хохолком.

6 слайд : Щелкунчик - деревянная кукла-карикатура

И в каждой семье есть свой заветный Щелкунчик. Одного из Щелкунчиков увидел замечательный сказочник Амадей Гофман. Фантазия Гофмана создала великолепную сказку, героем которой стал Щелкунчик.

7 слайд : Получается, все мы знаем сказочных персонажей Пиноккио и Буратино. Но мало кто знает, что у Пиноккио есть семейство. Его родовая фамилия - Криппа. Именно так называют в Италии деревянных кукол, сделанных из полена. А делаются они точно так, как описано в книжках про Пиноккио и Буратино. Из дерева вырезается туловище, а к нему приделывают на шарнирах руки и ноги, которые сгибаются во всех суставах. Вот и получаются такие подвижные, ловкие и проворные куклы, как сказочные деревянные человечки.

8 слайд : Петушок из Барселуша стал популярным символом Португалии. Этот мотив очень распространён в местных изделиях народных промыслов.

Один гончар развлечения ради вылепил из глины петуха – в память о том самом, жареном крикуне. Фигурка получилась так себе, но ярко раскрашенный он приобрел некий шарм. Таких же петушков захотели иметь односельчане, затем жители окрестных городов. А кончилось тем, что расписной петух стал символом Португалии.

9 слайд : Teddy-Bear - герой английских сказок и мультфильмов, самая известная игрушка в Англии , хотя родилась она в другой стране . У плюшевого мишки есть даже конкретный день рождения, в Великобритании его отмечают 27 октября.

10 слайд : Куклы изготавливаются из дерева, тканей, бумаги или глины, а раскрашиваются в красочные цвета при помощи ракушек, измельченных в порошок. Японская кукла-девочка из дерева, у которой отсутствуют руки и ноги, называется кокеши. Кокеши обычно имеют корпус цилиндрической формы и круглую голову. Корпус куклы расписан яркими красками и орнаментами из цветов, что символизирует удачу, счастье и любовь. Обязательно должны быть красный, черный, багряный и желтый цвета.

11 СЛАЙД : Далекарлийская лошадка очень любима в стране и является национальным символом Швеции. Традиционный цвет Далекарлийской лошадки яркий оранжево-красный, но они также могут быть натурального древесного цвета, белые, синие или черные.

Публикации по теме:

Конспект открытого занятия «Животные жарких стран» Животные жарких стран» в старшей группе для детей с ОНР. Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие»,«Познавательное развитие»,.

Лепка и пластилинография развивают интерес детей к художественной деятельности, а также мелкую моторику пальцев рук, воспитывают умение.

Хочу предложить вашему вниманию работы моих детей, возраст их 4 года. Эти работы мы делали с ними для летней детской выставки. Цель.

Методы и приемы обучения физическим упражнениям на разных этапах обучения в разных возрастных группах Младший возраст Методы и приемы 1 этапа обучения Игровые приемы или показ образца движения. ,подражание конкретному образцу. Успех начального.

Презентация «Животные жарких стран» В данной презентации предоставлен материал о животных жарких стран. Презентация красочная информативная, интересная. Из презентации дети.

Слайд 1

Игрушки народов мира

Слайд 2

Как только на земле первый мастер сотворил свою первую куклу, наша жизнь на протяжении многих тысячелетий неразрывно связана с этими таинственными и загадочными существами: куклы встречали человека при рождении и сопровождали его в загробный мир, куклы жили во дворцах и храмах, в залах знатных вельмож и в лачугах бедных крестьян. Куклам посвящено много песен и стихов, для них шили самые смелые наряды и доверяли самые сокровенные тайны. Кукла создана по образу и подобию человека. Еще в древнем Риме куклы использовались так же, как используются сейчас модные журналы - их посылали из столицы в провинцию, для того чтобы древние модницы были в курсе последних тенденций.

Слайд 3

Сейчас мы с вами не сможем ответить на вопрос, когда, в каком веке была создана первая кукла. Известно лишь, что самой старой фигуре из кости мамонта с подвижными конечностями, найденной в Чехословакии, 30-35 тысяч лет. В Египте, Греции, Италии и других странах на раскопках древних поселений находили кукол с шарнирами в суставах и настоящими волосами. По мнению исследователей, самые первые куклы имели самое непосредственное отношение к культу смерти. Кукла олицетворяла собой умершее тело, которое хоронили, уже после похорон реального покойника, считалось, что это не даст ему возможности вернуться из загробного мира и причинить вред живущим. Уже позднее во многих племенах появился обычай после смерти родственника изготавливать деревянную куклу, которая впоследствии становилась пристанищем души умершего, кукле преподносили дары, оберегали и поклонялись, ухаживая как за живым человеком. В некоторых африканских племенах эта традиция сохранилась и по сей день. Именно в Африке, дожили до наших дней отголоски древнеегипетского заупокойного культа. Африканцы свято верят, что куклы изготовленные особым образом, помогают душе в загробном мире.

Слайд 4

Богородская игрушка

Существует несколько легенд о появлении богородской игрушки. В одной говорится, что в деревеньке, расположенной недалеко от Сергиева Посада, крестьянка сделала для своих детей куклу из щепки. Когда кукла наскучила детям, отец отвез ее на ярмарку, где она приглянулась купцу. Купец попросил крестьянина сделать побольше таких игрушек. Так жители деревни Богородское занялись изготовлением деревянных игрушек. По другой легенде первым делать деревянные игрушки стал Сергей Радонежский, чтобы дарить их детям.Так или иначе, но на развитие народного промысла в селе Богородское большое влияние оказал Троице-Сергиев монастырь с развитым резным делом и налаженным сбытом деревянных игрушек.

Слайд 5

Кроме ярко расписанных статичных фигурок людей и животных богородцы научились делать динамичные фигурки. Это были и гарцующие гусары, щеголеватые офицеры, курочки, клюющие зернышки. Любили богородцы делать различных всадников – казаков, полководцев, охотников. Интересны фигурки простых солдат, бьющих в тарелки или весело стучащих на барабанах. Простые люди обычно изображались за работой – пряха пряла пряжу, сапожник тачал обувку, старик плел лапти.

Слайд 6

Любимым животным богородцев был медведь, принимающий деятельное участие в различных работах – он мог играть на музыкальных инструментах, гнуть дуги, ковать металл. Игрушка «Кузнецы», на которой медведь и мужик стучат молоточками, стала символом богородской игрушки. Некоторые игрушки имели и практическое значение – ими можно было щелкать орехи. Обычно это была фигурка барина или солдата, именно подобный щелкунчик стал прообразом героя знаменитой сказки Гофмана.Нехитрые приспособления, заставляющие игрушки двигаться, приводили в восторг не только детей, но и их родителей. Кроме пружинок делались игрушки на подвижных планках, скрепляемых гвоздиками. Стоит потянуть планки за концы, и увидишь как фигурки оживают – рыбак ловит рыбу, зайчата грызут морковку. Именно так сделаны знаменитые «Кузнецы».

Слайд 7

Ненецкие куклы

Куклам издавна придавалась связь с потусторонними силами, они обладали определенной энергетикой. У ненецких народов не принято рисовать куклам глаза, нос, уши, так как кукла не живая и ей нельзя видеть, иначе она может унести душу ребенка. Считалось, что, обретя людские черты, кукла может ожить и напугать малыша. Своей матерью-прародительницей ненецкие народы считали птицу, поэтому брали для изготовления кукол клюв птицы. Считалось, что так они ограждают своих детей от зла и различных напастей. Коми-пермяки делали кукол из травы и соломы, различных щепок. Интересны куклы, сделанные из лоскутков, без использования иголки и ниток. Такие игрушки тоже считались оберегом. В дело шли и полешки, которые оборачивали куском ткани или холста.

Слайд 8

У северных народов куклы были в чести, они проявили недюжинное творческое начало при их изготовлении. Ненецких девочек рано выдавали замуж. Считалось хорошим знаком, когда невеста приносила в дом мужа много кукол (случалось и до сотни штук) – это значило, что в семье будет много детей. Осенью делали кукол из мешочков, набитых зерном. Зимой дети играли такими куклами, а весной зерно шло на посев. Жила вера, что зерно, наполненное положительной детской энергетикой, даст хорошие всходы и большой урожай. Больным детям давали поиграть с куклами из чесаного льна. По поверьям болезнь уходила в лен, после чего куклу необходимо было сжечь. Любая игрушка, сделанная своими руками, наделяется энергетикой делающего его человека. Любящая мать, делая куклу, вкладывает в нее частичку своей души. Может быть, именно поэтому ненецкие куклы не только считались, но и были на самом деле оберегом для детей.

Слайд 9

Воздушные змеи

Воздушные змеи – древнейшее изобретение. Китайские рукописи рассказывают о воздушных змеях, выполненных в различных формах, раскрашенных яркими красками еще до нового летоисчисления. Воздушные змеи были не только в Китае, но и многих других восточных странах (Японии, Корее и других). Независимо от этих стран воздушные змеи появились в Греции в IV веке до нового летоисчисления. А в 906 году князь Олег использовал воздушные змеи при взятии Царьграда.

Слайд 11

История оловянного солдатика

Трудно сейчас представить, как действительно выглядел стойкий оловянный солдатик, герой сказки Андерсена, и какова история его появления. Но, однозначно – эта история уходит в древние века. В гробницах китайских императоров и египетских фараонов находили фигурки воинов. На шахматной доске и столе военачальника можно было также увидеть фигурку воина. В средние века, обучая юношей воинскому делу, использовались фигуры рыцарей с точным воспроизведением вооружения. С XIV века такие фигурки начали коллекционировать. Этим увлекалось большинство европейских монархов.

Слайд 12

В XVII веке стали выпускать фигурки двух типов, как игрушку и как наглядное пособие, использующееся при обучении принцев. Знаменитые королевские коллекции изготавливались чаще всего из серебра. Так, Мария Медичи подарила своему сыну, ставшему в скором времени Людовиком XIII, 300 серебряных солдатиков. Наполеон подарил сыну 120 фигурок корсиканских добровольцев, которые прославились в 1800 году в одной из битв. Для массового производства стали делать фигурки из олова. Одним из родоначальников оловянной военной миниатюры считается Эрнст Готфрид Хильперт, который в 70-х годах XVІІІ века наладил массовое производство оловянных фигурок. Фигурки имели реалистичные позы, детали были тщательно отработаны. Так и у простых людей появилось новое хобби. А французский мастер Люкот во второй половине XVIII века изготавливал объемных солдатиков из олова из нескольких деталей, благодаря чему можно было менять позы фигурок. В Париже в самом начале XIX века была создана фирма «CBJ», существующая по нынешний день и изготавливающая объемных солдатиков. Наполеоновские войны привели к расцвету выпуска оловянных солдатиков. Фигурки приобрели художественно-историческую точность. Копировались короли, знаменитые полководцы, подлинные мундиры различных армий.

Слайд 13

Эрнст Хайнрихссен в 1839 году выступил с инициативой о придании фигуркам единых размеров – пеший солдат составлял 32 мм, а конный – 44 мм, без головного убора. Именно таким и был знаменитый Андерсеновский оловянный солдатик. В середине прошлого века был утвержден новый международный стандарт – делать фигурки в масштабе 1:32 или 50-60 мм. Такой размер позволяет более точно воспроизвести мелкие детали обмундирования, вооружения, сохранить портретные черты известных исторических личностей.

Слайд 14

Фарфоровая кукла

Первые фарфоровые куклы появились в 19 веке. Причем использовании обожженный неглазированный фарфор, так как он больше всего похож на кожу человека. Производили фарфоровые куклы в Германии, Дании и Франции. В 1880 году появилась фарфоровая кукла-ребенок Bebe Jumeau, которая свела с ума всех детишек. Она была очень похожа на прелестную девчушку с огромными глазами и пухленькими ножками. Эта первая кукла-ребенок, за которым можно было ухаживать. До этого все куклы изображали только взрослых. Издавались даже специальные журналы, где печатались выкройки платьев для Bebe, ботиночек, шляп и сумочек и прочих аксессуаров. А позже эти куклы даже заговорили (в них был встроен специальный звуковой механизм).

Слайд 15

Немецкие фарфоровые куклы составили серьезную конкуренцию французским. Цена немецких кукол была намного ниже. К тому же немцы находили новые лица и характеры для своих подопечных. А в 1900-х годах немецкая компания Камер и Рейнхард стали выпускать так назывемых реалистичных кукол. Позже появились более дешевые и доступные тряпичные и пластмассовые куклы. Но им не удалось обойти по популярности и красоте, по реалистичности фарфоровых соперниц. Именно фарфоровые куклы будоражат воображение всех девочек: у них большие глаза, длинные пушистые ресницы, сказочные платья принцесс…

Слайд 16

Нингё – японские куклы

В Японии к куклам особое отношение. Если во всем мире они считаются детской забавой, то в Японии куклы никогда не были игрушками как таковыми, а имели особое религиозное и мистическое значение. Не случайно одно из названий Японии – «страна десяти тысяч кукол». Для жителей этого островного государства куклы всегда являлись талисманами приносящими удачу, красоту и здоровье. Поэтому кукла до сих пор считается одним из лучших подарков. Изготавливают японских кукол из различных материалов – дерева, бумаги, тканей, глины, даже из живых цветов. Каждый вид кукол предназначается для конкретного повода и имеет свое название. Мы расскажем о самым популярных и распространенных видах кукол.

Слайд 17

Хина-нингё – куклы, которые изготавливаются к особому празднику Хинамацури, который переводится как «праздник девочек». Эти куклы изображают представителей императорской семьи. Их изготавливают из дорогих материалов, поэтому они представляют собой большую ценность и обычно передаются по наследству из поколения в поколение. Есть древний японский обычай – делать в домах, где есть девочки, выставки богато одетых кукол, которые изображают жизнь императорского двора. Такая кукла считается одним из лучших подарков к рождению девочки. Ко Дню детей или дню мальчиков (по-японски, Танго но секу) тоже делают особых кукол – Муся-нингё или Гогацу-нингё. Эти куклы изображают самураев и различных исторических героев в доспехах. Госё-нингё – куклы-талисманы для дальней дороги. Они делаются обычно из дерева или глины и изображают детей. Хаката-нингё – авторские очень дорогие куклы, которые делаю из керамики-бисквит в единичном экземпляре. Кику-нингё – куклы почти ростом с человека, изготавливают их из свежих хризантем на каркасе из бамбука. Они служат для украшений осенних праздников и фестивалей. Ball-jointed dolls – современные японские куклы, которых изготавливают из похожего на фарфор пластика. Они полностью копируют живых людей, разве что не дышат. Нингё – эти уникальные творения мастеров из Японии могут очень многое рассказать своем народе, его особенностях, характере и истории и ответить на вопрос, почему же не только дети, но и взрослые жители Японии так любят играть в куклы.

Слайд 18

Удивительные нецке – игрушки, амулеты и произведения искусства

Когда и где появились первые нэцкэ – два вопроса, которые на протяжении нескольких десятков лет остаются самыми спорными и обсуждаемыми в среде любителей японского антиквариата. Самая распространенная версия, это что нэцкэ придумали в стране восходящего солнца в шестнадцатом веке. До конца периода Эдо (1615-1868) раковины, камни и кусочки дерева подходящего размера и формы с натуральными отверстиями, орехи, кусочки кости использовались наравне с нэцкэ, изготовленными профессиональными резчиками. Существовали и нэцкэ в виде тыквы-горлянки. Существует предположение, что первые нэцкэ киотских резчиков выглядели как фигурки пятнадцати и более сантиметров в длину. Их прототипом стали малайские вычурные рукоятки для ножей. Эти нэцкэ изображали сэннинов, повелителя демонов Сёки, богиню Кэннон, легендарных героев китайской мифологии. Нэцкэ такой формы со временем вышли из моды, вспомнили о них только во второй половине восемнадцатого века. Именно в этот период и возникает вторая волна увлечения нецке. В народе начинает бытовать поверье, что нецке приносит счастье и навсегда прогоняет из дома неудачу. Нецке начинают использоваться как амулеты, а из дерева, слоновой, или метала, создаются настоящие произведения искусства. Это и фигурки богов, фей, мудрецов, животных и птиц. Использование нецке начинает становиться более функциональным: при их помощи к поясу кимоно крепятся вещи первой необходимости, такие как кисет, трубка, ключи. Именно этой своей роли и обязаны нецке своим названием – нецуке, противовес, брелок.

Слайд 19

Со временем, нецке попадает в руки детям и становится излюбленной игрушкой, которую родители с удовольствием им подсовываю для игр, в надежде на то, что они принесут детям счастье и защитят их от невзгод и болезней. Детям специально дарят различные нецке – изображения Мудреца Дарума, который даровал силу духа, стойкость и мужество, Дайкоку с мешком волшебного риса сулил богатство, а Эбису с волшебным карпом в руках – удачу (как трудно поймать голыми руками карпа, так же трудно достичь душевного покоя).Двойная же фигурка Дайкоку и Эбису – даровали счастье и удачу, идущие рука об руку. Шоусин, бог счастья, держал корень женьшеня (здоровье) и волшебный персик (долголетие). Хотэй – еще один бог счастья, веселья и общения – изображался по-разному, сидящим или стоящим, но всегда улыбающимся. Он выполнял заветное желание. Для этого следовало триста раз погладить его по животу, думая при этом о чем-то желанном. В дорогу детям с собой давали Футэна – дядюшку попутного ветра, приносящего удачу в пути. Он нес за спиной мешок и безмятежно улыбался… Сколько людей, столько и нецке – и каждый олицетворяет собой человеческие мечты о счастье, здоровье, любви и богатстве… Идут годы, а мои мудрецы не меняются, все также насмешливо и покровительственно взирают на наш мир, оберегая и делая его лучше. Вечные и неизменные, как океан, омывающий берега их родины, загадочной и непостижимой Японии.

Слайд 20

Индийские куклы

Человек - божественное творение, и ему не следует забывать об этом, когда он воспроизводит свой образ, даже если этот образ - всего лишь кукла. Но в Индии кукла никогда и не была просто игрушкой - чем-то прикладным, призванным лишь занять и развлечь ребенка. Будь то древняя статуэтка из долины Инда, или фигурка божества, которую родители делают для ребенка из лоскутков, чтобы постепенно ввести его в духовную традицию, - все это срез ведической культуры, все это живая традиция, в основе которой лежит все та же мысль: мир - это полотно, в котором нет случайных нитей, нет ненужных деталей. Оборвешь одну нить - и нарушишь гармонию мира.

Кукла махараджи. 1930-1940-е гг.

Слайд 21

Костюмы кукол - главный смысловой элемент - отличаются особой детальностью. Они не сделаны из обрезков, а сотканы специально для каждого персонажа и абсолютно пропорциональны фигуркам. Сари женщины из Гуджарата выполнено в технике узелковой росписи, на фигурке из Кашмира - мусульманский наряд из шерстяной ткани (не очень характерной для Индии), и миниатюрная кашмирская шаль. Костюмы - это традиционная одежда разных народов. Для исконных жителей Индии характерна несшитая одежда - сари, дхоти (мужская одежда из полосы ткани, особым образом драпируемая на ногах), дупатты (шарфы-накидки), покрывала, тюрбаны. Народностям, некогда пришедшим в Индию, привычнее носить курты (куртки), шальвары, чоли (короткие блузки), гхары (юбки).

Кукла из Раджастана. 1940-е гг.

Слайд 22

Мы можем назвать индийских кукол маленькими послами, произведениями искусства, этнографическими экспонатами, представителями ведической традиции Индии, но ни одно понятие не сможет охарактеризовать их в полной мере. Как любые послы, они представляют лишь небольшой срез находящейся за их плечами культуры. Как любые произведения искусства, они обращаются к сердцу зрителей, заставляя их задуматься о красоте мира. Как представители древнейшей традиции, они могут лишь намекнуть на скрытую за ней философию. И вместе с тем они продолжают быть загадкой. Мы называем их куклами, потому что не можем найти другого слова.

Куклы индийской пары в народной одежде

Слайд 23

Куклы из Раджастана, Индия

Кукла невесты из Пенджаба, Индия

Слайд 24

Кукла из кукурузы. Индейская кукурузная кукла

Традиция изготовления индейцами кукол из кукурузных листьев насчитывает почти 1000 лет. Наиболее известны такие куклы среди ирокезских племён. Ломкие высохшие листья размачивали в воде, после чего они становились мягкими, и из них плели фигурки человечков. Такие куклы делались как для девочек, так и для мальчиков. Изготовление различных вещей для кукол помогало детям освоить многие ремесла, необходимые во взрослой жизни. Куклам девочек делали колыбели, мотыги, посуду и другие необходимые для женских занятий вещи. Для кукол мальчиков полагалось оружие, вёсла, лодки и прочее снаряжение воинов и охотников. Все эти детали также изготавливали из кукурузных листьев, сплетая, скручивая и сшивая их.

Слайд 25

Самые первые кукурузные куклы были очень простыми – несколько пучков кукурузных листьев, связанных вместе. Позже, когда у индейцев стали появляться европейские товары – ткани, бисер, предметы европейской одежды, одежда кукол стала сложнее и разнообразнее, она всё более тщательно копировала одежду реальных людей. Отличительная черта кукурузных кукол – отсутствие у них лиц. Максимум, красноватый румянец на щеках, да и то крайне редко. Объясняет такой факт легенда.

Слайд 26

Много лет назад одна из Трёх Сестёр - Кукуруза, захотела сделать нечто особенное для людей, так высоко почитающих её и сестёр, Фасоль и Тыкву. Великий Дух благословил её, и она сделала из своих листьев маленькую куклу. Эта кукла должна была развлекать детей и помогать им. Кукла получилась очень красивой и с успехом выполняла свои обязанности. Люди были рады ей и часто говорили, какая она красивая. А однажды кукла увидела своё отражение в воде, и, позабыв про людей, долго восхищалась своей красотой. Тогда Великий Дух напомнил ей о том, для чего её создали, и кукла вернулась к детям, но не надолго. Кто-то снова напомнил ей, как она прекрасна, и кукла опять позабыла о детях. Она стала спесива и заносчива. И вновь Великий Дух напомнил красавице о её назначении, но она уже не слушала его, а только любовалась своим отражением в воде. Тогда Великий Дух послал гигантскую Сову, и та выхватила из воды отражение красавицы и унесла его. Снова и снова кукла смотрела в воду, но уже ничего не могла увидеть. Её прекрасное лицо исчезло. С тех пор кукла должна исполнять свое назначение - играть с детьми, и может быть, за это Великий Дух простит её и вернет ей лицо.



Рассказать друзьям