Илья Ильф: жизнь и трагическая судьба создателя «12 стульев. Смотреть что такое "Ильф, Илья Арнольдович" в других словарях Совместная работа с Петровым

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

ДАЖЕ дочь писателя Александра Ильинична о переписке родителей, ставшей предвестием их романа, а затем и семьи, узнала совершенно случайно. Пачку писем, перевязанных тесемкой, она обнаружила только после смерти матери.

«Что меня потрясло в письмах? Не могу сказать на словах, одни ощущения, - говорит Александра Ильф. - Папа был необыкновенный человек, цельный, чистый… Не знаю, как сказать…

Маруся первая призналась в любви к Ильфу

Мы с мамой немного говорили об отце. Может, ей непросто было об этом вспоминать. Да и я не спрашивала, мне было интереснее куда-нибудь уйти гулять, чем сидеть рядом с мамой, которая заставляла меня делать уроки. Только с возрастом я поняла, какие люди бывали у нас дома и как о многом я могла бы их порасспрашивать.

Дома у нас не было культа отца. Но мама замуж потом не вышла. Они очень любили друг друга, беспокоились друг за друга. Отец писал ей из Америки: «Мы с тобой одинаковые трусы - так боимся друг за друга». Кстати, когда папа пишет о любви, он предстает таким наивным юношей, а в репортажах из командировок это совсем другой человек».

ИСТОКИ

НАСТОЯЩЕЕ имя знаменитого писателя - Иехиель-Лейб Файнзильберг. Псевдоним Ильф (образованный от первых букв имени и фамилии) он взял задолго до того, как начал писать прославившие его «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок». Точно так же поступили и старшие братья будущего писателя. Один, ставший художником, стал Сандро Фазини, а второй, избравший ту же профессию, звался Ми-фа или МАФ. Родовую фамилию оставил себе лишь младший брат.

Лучшие дня

Поначалу отец семейства Арья Беньяминович Файнзильберг хотел, чтобы сыновья получили серьезное образование и стали бухгалтерами. Старший, Александр, выполняя волю отца, поступил в коммерческое училище и стал… художником. Второй, Михаил, тоже был определен в коммерческое и тоже стал… художником.

Наконец, чтобы не искушать более судьбу, среднего было решено отдать в ремесленное училище, которое Ильф благополучно закончил и, к огромной радости родителя, начал карьеру чертежника. Поработав затем токарем, статистиком и телефонным монтером, Ильф был призван в армию. Летом 1919 года из-за наступления деникинцев под ружье поставили даже негодных к строевой службе.

Через несколько лет в письме к любимой девушке Ильф так будет вспоминать это время: «Я знал страх смерти, но молчал, боялся молча и не просил помощи. Я помню себя лежащим в пшенице. Солнце палило в затылок, голову нельзя было повернуть, чтобы не увидеть того, чего так боишься. Мне было очень страшно, я узнал страх смерти, и мне стало страшно жить».

Как это часто бывает, благодаря трудностям (в данном случае Деникину) жизнь Ильфа кардинально изменилась - он начал пробовать свои силы в журналистике. После того как белый генерал был разгромлен, в Одессе организовали местное отделение Российского телеграфного агентства, знаменитого РОСТА, в котором и начал трудиться Ильф.

Затем в жизни писателя появится Опродкомгуб (проще говоря, продовольственная комиссия), в котором он, к огромной радости отца, прослужит какое-то время бухгалтером. Его сослуживцами станут Берлага, Кукушкиндт, Лапидус и Пружанские, фамилиями которых позже обзаведутся сотрудники «Геркулеса» из «Золотого теленка».

Но любовь к печатному слову уже «отравила» одесского юношу. И он вступает в «Коллектив Поэтов». Кстати, именно в этом клубе, расположенном на улице Петра Великого, он познакомился с неким Митей Ширмахером, великим ловкачом и комбинатором, о котором через несколько лет узнает вся страна. Именно Митя, по мнению некоторых друзей Ильфа, станет прообразом Остапа Бендера.

Членами клуба кроме Ильфа и его брата Михаила были Юрий Олеша, Эдуард Багрицкий, Аделина Адалис, Дмитрий Ширмахер. По воспоминанию Нины Гернет, «худой, высокий Ильф обыкновенно садился на низкий подоконник, за спинами всех. Медленно, отчетливо произносил он странные, ни на кого не похожие стихи:

…Комнату моей жизни

Я оклеил воспоминаниями о ней…»

От остальных поэтов Ильф отличался не только стихами, но и манерой одеваться. Валентин Катаев вспоминал, что «даже самая обыкновенная рыночная кепка приобретала на его голове парижский вид…» При этом жизнь будущего автора «Золотого теленка» была совсем не парижской. В письмах любимой он признается: «Я знал голод. Очень унизительный - мне всегда хотелось есть. Мне всегда очень хотелось кушать. И я ел хлеб, утыканный соломой, и отчаянно хотел еще. Но я притворялся, что мне хорошо, что я сыт. По своей природе я, как видно, замкнут и отчаянно уверял, что я не голоден, в то время как ясно было заметно противоположное».

ВСТРЕЧА

ОДНАЖДЫ на традиционные среды, во время которых в клубе поэтов собирались все желающие, придут две подруги - Тая Лишина и Лина Орлова, с которыми у Ильфа завяжется если и не роман, то бурная переписка. Ильф в это время остается в Одессе практически один - мать только что умерла, отец болен, старший брат эмигрировал, средний - уехал в Петроград. Тая и Лина станут для него «поддерживающими и отвлекающими» подругами.

«…Милосердие, мой друг, единственно лишь Ваше милосердие еще может спасти меня, - напишет он уехавшей в столицу Лине Орловой. - Я ожидаю от Вас письменного разрешения моих грехов до той благословенной поры, когда и мне будет надлежать Москва… Живите возвышенно и не ешьте дурного хлеба. Его с большим удовольствием можно заменить шоколадом».

В другом письме Лине Орловой уже ясно угадывается юмор будущего автора «Двенадцати стульев»: «Здесь холодно, и меня мучает воспоминание о ваших теплых коленях. Я один в комнате, где могли бы быть и Вы. Я грустен, как лошадь, которая по ошибке съела грамм кокаина…»

Но скоро, совсем скоро грусть Ильфа исчезнет. Потому что в его жизни появится та, которую он полюбит больше всех на свете - Маруся Тарасенко.

Одна из первых одесских красавиц появилась на свет в семье пекаря, где кроме нее росло еще трое детей. Родители «держали девочку за принцессу». Больше всего в жизни ее интересовало искусство, и после женской гимназии Маруся поступила в 3-ю Пролетарскую художественную студию. Впрочем, судя по письмам, Маруся тоже была не лишена литературного дара. Правда, первые свои письма она адресует старшему брату Ильфа - Михаилу, который был одним из преподавателей ее студии. С ним же она делится своими мыслями об Илье, который был частым гостем художественной студии. «Вот сегодня был Иля. Знаю только наверное, что не люблю его. Ничего не понимаю. Не знаю, любит ли он еще меня. Кажется, любит…»

«Мама поначалу была влюблена в брата Ильфа, - рассказывает Александра Ильф. - Он был ее преподавателем, в общем, произошла традиционная история. Но в результате именно мама первая призналась в любви к отцу. Хотя порою писала ему довольно обидные вещи. Все юные девушки склонны к тому, чтобы придумывать и изобретать».

После первой же встречи, о которой Ильф будет постоянно вспоминать, Маруся стала главным человеком в его жизни. А он, пусть и не сразу, занял такое же место в ее сердце. Свидетельство тому - почти полторы сотни писем, которыми в 1923- 1927 гг. обменивались молодые люди. Они переписываются, даже находясь в одном городе, в Одессе.

Ильф так объясняет: «Мне незачем писать тебе, раз мы можем видеться каждый день, но до утра далеко, и вот я пишу. Мне кажется, что любил тебя еще тогда, когда зимой, под ветер, разлетевшийся по скользкому снегу, случайно встречался с тобой. Мой мальчик, если с головой завернуться в одеяло и прижаться в угол, можно ощутить твое дуновение, теплое и легкое. Завтра утром я приду к тебе, чтобы отдать письма и взглянуть на тебя. Но одно письмо я оставляю при себе. Если кричат пароходы ночью и если ночью кричат журавли, это то, чего еще не было, и как больно я тебя люблю».

Их любовь действительно была больной. Письма Маруси, напоминающие белые стихи, порой полны настолько несправедливых упреков, что влюбленного Ильфа становится просто жалко.

Рассказывает Александра Ильф: «Мама часто упрекала его, то писала, что она любит его, то, что не любит. В общем, какие-то вещи, которых он совершенно не заслуживал. Отец работал в Москве, не имея ничего за душой, жил в полнейшей нищете. Самым лучшим подарком были брюки… Знаете, что любопытно? Отец никогда не ревновал маму. А она его очень даже. Однажды во время своей командировки в Париж папа что-то передал маме через какую-то женщину. Так маме показалось, что с этой женщиной у отца были какие-то отношения. Она написала ему такое гневное письмо в Париж…»

ЛЮБОВЬ

ИЗ ПИСЕМ Ильфа и Маруси Тарасенко нельзя составить картину их жизни - о вещах чисто бытовых влюбленные почти ничего не рассказывают друг другу. Зато в каждом послании - страстная мольба о любви. И столь же страстное признание в ней.

Маруся пока остается в Одессе, а Ильф штурмует Москву. Но делает это, разумеется, только для одного человека - для Маруси. «Что мне Москва? - пишет он. - Это ничего, это только, чтобы заслужить тебя. Только».

Читая эти письма, меньше всего думаешь о том, что перед тобой просто листки бумаги. Их переписка напоминает скорее живой разговор. Недаром Маруся, перед тем как взять в руки перо, наряжается и красит губы, а Ильф читает ее письма и пишет ответы, выбирая редкие моменты, когда вокруг никого не будет, словно его могут перебить.

«Милая моя девочка, разве Вы не знаете, что вся огромная Москва и вся ее тысяча площадей и башен - меньше Вас. Все это и все остальное - меньше Вас. Я выражаюсь неверно по отношению к Вам, как я ни выражаюсь, мне все кажется неверным. Лучшее - это приехать, прийти к Вам, ничего не говорить, а долго поцеловать в губы, Ваши милые, прохладные и теплые губы».

Когда Маруся долго не отвечает на его письма, Ильф, как, наверное, и все влюбленные, начинает сомневаться в том, любит ли она его. «Разве это было, чтобы я трогал Вашу большую милую голову? Зачем Вы мне не пишете? Только раз, Вы пишете, Вам захотелось меня увидеть? Почему же мне хотелось этого больше?.. Можно ли так любить вообще, как я это делаю? Зачем я это делаю, если в Одессе весна, а мне не пишут? Ответьте только по одной причине - если любите меня. Из-за других причин - не надо».

В награду за его волнения приходит удивительный ответ Маруси. «Видите, у него золотые серьги блестят на бронзовой шее и черная борода ужасна - это моя любовь к вам. Видите, я сижу на каменной глыбе, позади ржавая рыжая решетка - это буду любить вас, много. Слышите, как каркают вороны, - это я буду любить вас долго. Чувствуете, как тихо греет милое, теплое солнце, - это буду любить вас нежно. Мне хочется каменно и сурово говорить о моей любви. К вам… Мне хочется сделать вам больно, больно, и тогда я буду плакать кривыми серебряными слезами и любить еще больше».

Буквально через две недели эти нежные объяснения сменяются размолвкой. «Ваши письма мне стали неясны. Что случилось? Вы вообще искренни. Я это знаю. Зачем же Вы скрывали? Вы точно не знали, что с вами. Или Вы жалели меня. Я в сожалении не нуждаюсь. Соперничать ни с кем не хочу. Между нами было немного. Я не хочу, чтобы это немногое обязывало Вас к чему-нибудь… Я люблю Вас, Маруся… Моей любви хватит до этого времени. Вашей, кажется, не хватило и на месяц. Я не напишу здесь слов, которые могли бы пробудить в Вас нежность ко мне. Это литература, а не чувство, если писать в расчете на нежность». Это письмо Ильфа.

А вот ответ из Одессы: «Я никогда не стану обманывать. (подчеркнуто М. Тарасенко. - Авт.) Слышите, вы. Слышите, зачем мне? Ну, одно - зачем? Иля, Иля, Иля. Я же не могу так… Как я вас ненавижу. Зачем вы такой, зачем? И вот я говорю, что люблю вас и буду ждать много, очень. И вот слушайте - если в вас есть силы, если вы спокойны, вам не трудно. Если вы не хотите меня, то не надо. Я никогда ни о чем не прошу. И просить вашей любви не стану. А это для меня - все».

Ильф, наконец, спокоен и, кажется, счастлив. «Ваше письмо заставило меня расплакаться. Я слишком долго напрягался, я ждал его целую неделю. Я не сдержался, не мог этого сделать и плакал. Простите меня за это… Я знаю себя и знаю тебя. Мы оба не умеем любить, если это так больно выходит. Но мы научимся».

Письма из Москвы приходили на обычной почтовой бумаге, иногда с логотипом «Гудка», в котором работал Ильф. Из Одессы же летели длинные узкие полоски, исписанные то фиолетовыми, то красными чернилами. «Мой Иля. Мой маленький, с детским лицом. Бог. Мой добрый, хороший Бог… Вы ведь все равно всегда со мной. Утром я просыпаюсь и, еще не помня что, помню - Иля, Иля, Иля. Целый день маленький Бог и Иля. Мне очень, очень хорошо».

Иногда Маруся начинает стесняться своих писем, говорит, что они «похожи на собачий лай». Ильф ее успокаивает. «Я пишу быстро, без остановки и совершенно не обдумывая. Это всегда было во мне, о чем же мне еще думать?» - «Пиши только так, как тебе на самом деле хочется. И не бойся ни длины писем, ни слога. Это совершенно не нужно. Предоставь это прозаикам. Письма надо писать плохо. А ты это делаешь чудесно».

В своих письмах Ильф не только пишет о своей любви к «Марусе гражданке Тарасенко». «Целую очень, очень, пальцы, губы, сгиб на руке и худое милое колено в синем чулке с дырочками. И синее платье, на котором тоже дырочки. И помню белую рубашку, в которой ты была на вокзале. Моя маленькая, я очень тебя люблю».

Он пытается объяснить юной девушке (Тарасенко была моложе Ильфа на семь лет) устройство мира. Причем делает это в довольно необычной форме. «И вся жизнь для тебя - таинственное пастбище с рогатыми коровами, которые могут забодать рогами. А коровы очень мирные и вовсе не бодаются. По зеленой траве можно идти совершенно спокойно. Маруся, по зеленой траве можно ходить спокойно. Ты меня поняла? Не усложнять, ничего не надо усложнять. Если бы мы были вместе. Но это будет. Я знаю».

Впрочем, поучительные письма вновь сменяются пронзительными признаниями. «Мой мальчик, мой мальчик, что мне делать, если я так люблю Вас. У меня детские привычки, когда мне что-нибудь очень болит, у меня нет тогда другого слова, чем «мама». Я сказал «мама», так мне все болит. Так я Вас люблю… Я готов топать ногами. Но меня примут за бесноватого. Я люблю Вас, чего Вы от меня хотите? Почему? Я не знаю. Мне все равно. Я скажу это тысячу раз…»

СЕМЬЯ

НАКОНЕЦ случается то, о чем они так страстно мечатали, - Маруся приезжает в Москву. 21 апреля 1924 года Илья Ильф и Маруся Тарасенко официально стали мужем и женой. Впрочем, по воспоминаниям Александры Ильф, зарегистрировать свои отношения родители решили исключительно из-за того, что как супруга сотрудника железнодорожной газеты «Гудок» Маруся получала право на бесплатный проезд из Одессы в Москву и обратно.

Теперь письма молодых супругов полны не только лирики, но и быта. «Маля дорогая, я тут очень забочусь о хозяйстве, купил 2 простыни (полотняные), 4 полотенца вроде того, что я тебе оставил, и множество носовых платков и носков. Так что тебе не придется думать о носках и их искать, как ты всегда это делала. Хочу комнату не оклеивать, а покрасить клеевой краской. Напиши, согласна ли ты?… Деньги я тебе пошлю завтра телеграфом. Напиши, где ты обедаешь и что делаешь. Я уже раз просил, но ответа не последовало на эти законные вопросы. Носки я иногда ношу даже розового цвета. Необыкновенно элегантно и вызывает восторженные крики прохожих… Милая моя доча, мы будем очень хорошо жить. Купим тебе шляпу и заживем очень элегантно».

Ответ Маруси: «Долго объяснять не стану, а дело вот в чем: во-первых, у нас нет одеяла, вернее, есть даже два, но они оба годятся к дьяволу, а поэтому, желая одно из них привести в порядок, требую не меньше 15 рублей. Затем (все это, конечно, только в том случае, если у Вас будут деньги, в чем сильно сомневаюсь) необходимо привести в некоторый порядок мой скудный гардероб… Все Вам теперь известно, предоставляю Вам слово, которому безусловно повинуюсь как слову супруга и повелителя».

Жила молодая семья совсем не богато. «Мама рассказывала, - вспоминает Александра Ильф.- что они с Ольгой Густавовной (женой Юрия Олеши. - Авт.) обычно замазывали тушью кожу под дырками на чулках (тогда носили черные), но, когда чулки перекручивались, предательски обнажалась белая кожа. Другой рассказ: у Ильфа и Олеши на двоих была одна пара приличных брюк. Несмотря на разные фигуры (длинный, тонкий Ильф и невысокий, коренастый Олеша), они как-то умудрялись надевать их. Однажды молодые жены решили навести в квартире порядок и даже натереть пол. Выяснилось, что нет суконки. Мама сказала: «Оля, там за дверью висят какие-то тряпки, возьмем их!» И пол был натерт. Стоит ли говорить, что он был натерт теми самыми брюками».

После того как Ильфы зажили семейной жизнью, интенсивность переписки пошла на спад. Однако по-прежнему страстно обожающий Марусю Ильф придумал новый способ выразить свою любовь. Он приобрел фотоаппарат и принялся делать бесконечные фотографии молодой жены. Из нее, кстати сказать, получилась первоклассная модель….

Достаток наступил после того, как Илья Ильф вместе с Евгением Петровым написали первую совместную книгу - знаменитые «Двенадцать стульев». Ильфа как корреспондента главной газеты страны «Правды» стали посылать за рубеж, выделили отдельную квартиру в писательском доме в Лаврушинском переулке. Но Илья Арнольдович уже был серьезно болен. И в 1937 году его не стало.

Мария Николаевна пережила мужа на много лет - она умерла в 1981 году. Все эти годы она хранила перевязанную тесемкой пачку писем, которыми она и ее Иля обменивались в двадцатые годы. Когда после смерти матери Александра Ильинична нашла эти письма, она обнаружила, что к некоторым письмам отца мать приписала по нескольку строчек.

«Мне очень скучно без него, скучно давно, с тех пор, как его нет. Это последнее из слов о том, что я чувствую от его утраты. Много, много слов о нем в душе моей, и вот сейчас, когда прошло много лет и я читаю его письма, я плачу, что же я не убила себя, потеряв его - свою душу, потому что он был душой моей….

Вот снова прошло много времени, и я читаю. Часто нельзя - разорвется сердце. Я старая, и вновь я та, что была, и мы любим друг друга, и я плачу».

Илья Арнольдович Ильф - советский журналист и писатель, сценарист, драматург, фотограф. Больше всего известен благодаря свои книгам с Евгением Петровым. Сегодня для многих «Ильф и Петров» являются звеном, которое невозможно разорвать. Фамилии писателей воспринимаются, как одно целое. Тем не менее попробуем разобраться, кто такой Илья Ильф, чем он жил и чем известен.

Биография

Родился Илья Ильф 3 октября 1897 года. Тогда его звали Иехиел-Лейб Арьевич Файнзильберг. Его отец был банковским служащим - работал бухгалтером в отделении Сибирского банка в Одессе. В семье было четыре сына. Иехиел-Лейб был третьим. Родина Ильи Ильфа - Одесса.

Учился в технической школе. Потом работал в чертежном бюро, на военном заводе, на телефонной станции. Попробовал себя и в роли бухгалтера. После революции стал журналистом, потом вырос до редактора юмористических журналов. Состоял в Союзе поэтов Одессы. Соединив первые и последние буквы трудновыговариваемого имени, стал писателем Ильей Ильфом, тем самым разрушив мечты отца о военной карьере сына.

После переезда в Москву работает в газете «Гудок» (издательский орган железнодорожников). Попал туда благодаря знакомому с Одессы Валентину Катаеву. Илья Ильф писал фельетоны и другие юмористические и сатирические материалы. Там он познакомился с писателями Исааком Бабелем, Юрием Олешей, Михаилом Булгаковым и братом Валентина Катаева - Евгением, который взял псевдоним Евгений Петров.

Совместная работа с Петровым

В 1927 году с Евгением Петровым впервые совместно поработали над романом «Двенадцать стульев». Сюжет для хроники предложил Валентин Катаев, но авторы так увлеклись его разработкой, что в итоге получили полноценный авантюрный роман, который Катаев порекомендовал опубликовать.

На следующий год Ильфа уволили из газеты в результате сокращения. За ним ушел и Петров. Оба стали сотрудниками нового журнала «Чудак» - делали совместные рецензии на фильмы и спектакли под псевдонимом «Дон Бузилио».

В дальнейшем результатом творческой дружбы писателей стало огромное количество совместно написанных рассказов, очерков, новелл, киносценариев и, конечно, романов. Их успех в Советском Союзе был невероятен, но тем не менее писатели не пользовались одобрением критиков.

После «Чудака» активно писали фельетоны и для других изданий: «Правда», «Крокодил», «Литературная газета».

Смерть

В середине 1930-х годов корреспонденты газеты «Правда» Евгений Петров и Илья Ильф отправились в поездку по США, результатом которой стала серия очерков «Одноэтажная Америка».

Во время путешествия у Ильфа открылся туберкулез, который диагностировали еще десять лет назад. Поэтому над «Одноэтажной Америкой» писатели работали порознь. Тем не менее выработанный за 10 лет работы единый стиль помог сделать серию единых очерков об американской жизни.

В начале 1930-х годов Ильф всерьез увлекся фотографией. Фотографировал он на «Лейку». Писателем были сделаны тысячи фотографий. Среди них множество уникальных - фотографии храма Христа Спасителя до взрыва и после, похороны Маяковского, фотографии знаменитых современников - Михаила Булгакова, Бориса Пастернака, Юрия Олеши. Его фотографиями иллюстрирована книга «Одноэтажная Америка».

После смерти Ильи Ильфа фото нашла его дочь Александра. Она собрала их вместе, подготовила к публикации. Так на свет появилась книга «Илья Ильф - фотограф».

«Записные книжки»

О том, что происходило с ним в жизни, Илья Ильф писал с 1925 года и до самой смерти. Это были дневники из поездок, какие-то удачные фразы, наброски будущих работ. Постепенно они переросли в полноценное произведение-исповедь. В книгу вошли зарисовки в стиле стихотворений в прозе, пародии, критические отзывы. В СССР удалось издать книгу только со значительными сокращениями. Но высказывания литератора все равно стали крылатыми фразами и быстро разлетелись по стране.

Афоризмы

Многие цитаты Ильи Ильфа стали крылатыми выражениями. И вот некоторые из них:

  • «Вино требует времени и умения разговаривать. Поэтому американцы пьют виски».
  • «Есть вещи, которые нельзя изменить. Сапоги можно снять, но нельзя научить человека смеяться по-русски».
  • «Как приятно быть деловым, когда нет никаких дел».
  • «Напился так, что уже мог творить различные мелкие чудеса».
  • «В фантастических романах главным было радио. При нем ожидалось счастье человечества. Вот радио есть, а счастья нет».
  • «По линии наименьшего сопротивления все благополучно».
  • «Еще ни один пешеход не задавил автомобиля, однако недовольны почему-то автомобилисты».
  • «Всегда есть человек, который изо всех сил хочет высказаться последним».
  • «Все талантливые люди пишут разно, все бездарные люди пишут одинаково и одним почерком».
  • «Конкурс лгунов. Главный приз получил человек, говоривший правду».

Семья

Говоря о семье Ильи Ильфа в первую очередь стоит сказать о его братьях. Старшие, как и Илья, ударились в творчество, разочаровав отца. Сандро Фазини - известный французский художник-кубист, фотограф. Михаил Файнзильберг - советский художник-график и фотограф. Младший брат Беньямин оправдал ожидания отца и стал инженером-топографом.

Со своей супругой Марией Тарасенко писатель познакомился в Одессе. Маша училась в школе живописи, в которой преподавал брат Ильи. В брата художница и влюбилась, но вскоре сдалась под напором Ильи Ильфа и его знаков внимания. Ильф уехал в Москву - пара переписывалась два года. В один из приездов Марии они поженились, получили комнату в Сретенском переулке. Соседями были Юрий Олеша и его жена. Материальное благополучие и большая квартира с домработницей появилась после выхода «Двенадцати стульев». В 1935 году родилась дочь Сашенька. Илья Арнольдович души в ней не чаял, но не мог даже обнять - боялся заразить дочь туберкулезом.

Произведения Ильфа и Петрова

Невозможно говорить об Илье Ильфе, не рассматривая его произведения с Петровым. Совместно писатели создали огромное количество рассказов, новелл, очерков, сценариев, но главными хитами стали их авантюрные романы о приключениях великого комбинатора Остапа Бендера - «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок», а также путевые очерки сборника «Одноэтажная Америка». Рассмотрим эти произведения подробнее.

«Двенадцать стульев»

Роман "Двенадцать стульев" Ильи Ильфа и Евгения Петрова стал их первой работой. Написан он был по идее Валентина Катаева, старшего брата Петрова, которую писатели развили в полноценный авантюрный роман.

Сюжет основан на поисках бриллиантов, которые спрятаны в одном из стульев мадам Петуховой. Несмотря на авантюрность сюжета, многие критики утверждали, что в романе дается глобальный образ текущей эпохи. Именно этот роман подарил нам ставшего легендарным Остапа Бендера, а также Кису Воробьянинова.

Общество и критика встретили роман сдержанно. В 1948 году вместе с «Золотым теленком» роман был запрещен к печати.

«Золотой теленок»

Роман Евгения Петрова и Ильи Ильфа "Золотой теленок" написан в жанре плутовского романа с элементами социальной сатиры. Рассказывает о жизни комбинатора Бендера на фоне 1930-х годов - о том, что произошло с ним после событий, описанных в «Двенадцати стульях». Был опубликован в журнале «30 дней».

Реакция все также была неоднозначной. Основная полемика развернулась вокруг Остапа Бендера. Кто-то говорил, что он слишком обаятелен для главного героя, кто-то увидел в нем карикатуру на русского интеллигента.

С мая 1931 года публиковался в парижском издании журнала «Сатирикон». Первая полноценная книга вышла в 1932 году в США. На русском языке впервые появилось в 1933 году.

Остап Бендер, представляясь сыном лейтенант Шмидта, пытается выудить деньги у председателя исполкома города Арбатова. Там он знакомится с местным «комбинатором» Шурой Балагановым, смелым, но недалеким молодым человеком, и евреем Паниковским, жуликом и плутом, талантливо находящим себе приключения. Вместе они отправляются в Черноморск, чтобы ограбить настоящего советского миллионера - бухгалтера Александра Ивановича Корейко. Добраться до Черноморска им помогает первый таксист в Арбатове - честнейший Адам Козлевич, влюбленный в свою машину «Антилопу Гну», который волей случая становится членом их пестрой компании.

«Одноэтажная Америка»

Книга представляет собой путевой очерк о поездке Ильфа и Петрова по Соединенным штатам Америки, куда они отправились в 1935 году как корреспонденты газеты «Правда». В Америке они прожили три с половиной месяца.

Некоторые очерки были написаны еще во время путешествия и опубликованы в «Правде» с незначительными сокращениями. Первые заметки были опубликованы в 1936 году в журнале «Огонек». Сопровождали текст американские фотографии Ильи Ильфа. Вся книга была написана за лето 1936 года. Была опубликована в журнале «Знамя», вышла в «Роман-газете» и «Советском писателе».

Читатели следили за приключениями авторов и супружеской американской пары Адамс, которые сопровождали русских от Атлантики до Тихого океана и обратно. Книга подробно раскрывает быт американцев в тридцатые годы. На ее страницах читатели знакомятся с американскими знаменитостями - Генри Фордом, Джозефом Стеффенсом, Эрнестом Хемингуэем и другими. Ильф и Петров описывают все города, встречающиеся на их пути, в том числе столицу США Вашингтон и такие крупные города, как Нью-Йорк, Сан-Франциско, Чикаго, Лос-Анджелес и другие. Особенно интересно описание голливудского кинопроизводства. Авторы рассказывают о жизни коренных индейцев, мексиканцев, встречаются с русскими эмигрантами. Книга может считаться энциклопедией американского быта для русского человека. Из нее можно узнать о национальных видах спорта (родео, коррида, реслинг, американский футбол), достопримечательностях США, достижениях американских ученых (электрическая лампочка, фонограф, конвейер). Одно из достоинств книг - восхитительные пейзажи Америки: прерии, горы, пустыни, национальные парки.

Описанная картина быта США очень объективна. В книге нет никакой идеологии, но критикуется стандартизация жизни, интеллектуальная пассивность, доверчивость. Зато Ильф и Петров хвалят американский сервис, дороги, умение работать и четко организовывать как быт, так и производство.

Экранизации

Книги Ильфа и Петрова были настолько популярны, что кинематограф не обошел их стороной. По мотивам их произведений снято большое количество кинолент. Фильмы по книгам Ильи Ильфа и Евгения Петрова пользуются большой популярностью. Мировые кинематографисты обращаются к сюжетам сатириков до сих пор!

"Двенадцать стульев" Ильи Ильфа и Евгения Петрова - историю похождений Остапа Бендера - экранизировали более 20 раз. Зарубежные кинематографисты адаптировали роман под местные реалии, меняли имена героев и сюжет. Немцы сняли «13 стульев», в Италии вышли фильмы «Не в стульях счастье», «Один из тринадцати», в Англии - «Пожалуйста, сидите», а в Швеции вышли «Семь черных бюстгальтеров». В 1971 году вышел двухсерийный фильм Леонида Гайдая, который имел оглушительный успех. В 1976 году Остапа Бендера сыграл Андрей Миронов. Фильм Марка Захарова состоял из большого количества музыкальных сцен, которые стали очень популярны в народе.

Вторую часть, «Золотого теленка», экранизировали только у нас. Первым взялся за роман режиссер В 1958 году вышел короткометражный фильм «Васисуалий Лоханкин», в котором была показана только одна сцена романа. Самой популярной стала экранизация Михаила Швейцера. В главной роли снялся Сергей Юрский, вместе с ним на площадке работали Леонид Куравлев, Зиновий Гердт, Евгений Евстигнеев. В 1993 году Игорь Толстунов адаптировал роман под современные реалии и снял фильм «Мечты идиота». Бендер стал немолодым лысым мачо, Шура Балаганов - гопником, Паниковский - мелким интеллигентом. Совсем недавно вышел сериал «Золотой теленок», где сыграли Олег Меньшиков, Михаил Ефремов, Федор Добронравов.

Илья Арнльдович Ильф (Иехиел-Лейб Файнзильберг, псевдоним «Ильф» может являться сокращением от его имени Илья́ Файнзильберг, но более вероятно аббревиатурой его еврейского имени в соответствии с еврейской традицией именных аббревиатур) (16 октября 1897, Одесса - 13 апреля 1937, Москва) - русский советский писатель и журналист.

Илья (Иехиел-Лейб) Файнзильберг родился 4 октября (по новому стилю - 16-го) 1897 годa в Одессе третьим из четырёх сыновей в семье банковского служащего Арье Беньяминовича Файнзильберга (1863-1933) и его жены Миндль Ароновны (урожд. Котлова; 1868-1922), родом из местечка Богуслав Киевской губернии (семья переехала в Одессу между 1893 и 1895 годами). В 1913 окончил техническую школу, после чего работал в чертёжном бюро, на телефонной станции, на военном заводе. После революции был бухгалтером, журналистом, а затем редактором в юмористических журналах. Был членом Одесского союза поэтов. В 1923 приехал в Москву, стал сотрудником газеты «Гудок». Ильф писал материалы юмористического и сатирического характера - в основном фельетоны.

В 1927 с совместной работы над романом «Двенадцать стульев» началось творческое содружество Ильи Ильфа и Евгения Петрова(который также работал в газете «Гудок»).

Впоследствии в соавторстве с Евгением Петровым были написаны: - роман «Двенадцать стульев» (1928); - роман «Золотой телёнок» (1931); - новеллы «Необыкновенные истории из жизни города Колоколамска» (1928); - фантастическая повесть «Светлая личность» (экранизирована) - новеллы «1001 день, или Новая Шахерезада» (1929); - повесть «Одноэтажная Америка» (1937).

В 1932 - 1937 годах Ильф и Петров писали фельетоны для газеты «Правда».

Все талантливые пишут разно, все бездарные - одинаково и даже одним почерком.

Ильф Илья Арнольдович

В 1930-е годы Илья Ильф увлекался фотографией. Фотографии Ильи Арнольдовича через много лет после его смерти случайно нашла дочь Александра Ильинична Ильф. Она подготовила к публикации книгу «Илья Ильф – фотограф». Фотоальбом. Около 200 фотографий, сделанных Ильфом и его современниками. Статьи А.И. Ильф, А.В. Логинова и Л.М. Яновской на русском и английском языках. - Москва: 2002.. Илья Ильф скончался от туберкулёза в Москве 13 апреля 1937 года.

Старшие братья И. Ильфа - французский художник-кубист и фотограф Сандро Фазини, также известный как Александр Фазини(Срул Арьевич Файнзильберг (Саул Арнольдович Файнзильбер), 23 декабря 1892, Киев - 1942, концлагерь Освенцим, депортирован 22 июля 1942 из Парижа с женой) и советский художник-график и фотограф Михаил (Мойше-Арн) Арьевич Файнзильберг, пользовавшийся псевдонимами МАФ и Ми-фа (30 декабря 1895, Одесса - 1942, Ташкент). Младший брат - Беньямин Арьевич Файнзильберг (10 января 1905, Одесса - 1988, Москва) - был инженером-топографом.

Илья Арнольдович Ильф - фото

Илья Арнольдович Ильф - цитаты

Писатель-сатирик Илья Ильф (псевдоним Ильи Арнольдовича Файнзильберга) родился 15 ноября 1897 года в Одессе, в семье банковского служащего Арье Беньяминовича Файнзильберга (1863-1933) и его жены Миндль Ароновны (урожд. Котлова; 1868-1922), родом из местечка Богуслав Киевской губернии (семья переехала в Одессу между 1893 и 1895 годами). В 1913 окончил техническую школу. Ильф до переезда в Москву за 10 лет с 1913 г. по 1923 г. успел сменить как места работы, так и профессию. Он работал в чертежном бюро, на авиационном заводе, на телефонной станции. А после революции успел побывать даже бухгалтером. А потом жизнь Ильфа кардинально меняет курс – он начал пробовать свои силы в журналистике. После разгрома белых в Одессе создали отделение Российского телеграфного агентства, куда вскоре пришел и Ильф. Был сотрудником "Югроста" и газеты "Моряк". Ещё задолго до своей литературной деятельности, Илья берет псевдоним Ильф, который образован из букв имени и фамилии. Кстати, старшие братья Ильи потупили точно также – оба они были художниками, один под псевдонимом Сандро Фазини, а второй же звал себя МАФ. Только младший брат решил сохранить родовую фамилию.

Ильф вступает в объединение молодых литераторов – «Коллектив Поэтов». Здесь он знакомится с Семеном Кирсановым, Валентином Катаевым, Юрием Олешей. Катаев вспоминал, что Ильф на этих собраниях зачитывал «нечто среднее между белыми стихами, ритмической прозой, пейзажной импрессионистической словесной живописью и небольшими философскими отступлениями». Он же отмечал, что «даже самая обыкновенная рыночная кепка приобретала на его голове парижский вид…».

В 1923 году, переехав в Москву, становится профессиональным литератором. В ранних очерках, рассказах и фельетонах Ильфа нетрудно найти мысли, наблюдения и детали, впоследствии использованные в совместных сочинениях Ильфа и Петрова. В 1925 году происходит знакомство будущих соавторов и с 1926-го начинается их совместная работа, на первых порах состоящая в сочинении тем для рисунков и фельетонов в журнале "Смехач" и обработке материалов для газеты "Гудок". Все настолько привыкли к тому, что Ильф и Петров – единое целое, что даже сами авторы шутили на эту тему и интересовались, «не зачислят ли их на довольствие как одного человека». Объединяла их только жажда творчества, потому что ни ровесниками, ни братьями они уж точно не были.
ф Первый значительной совместной работой Ильфа и Петрова был роман "Двенадцать стульев", опубликованный в 1928 году в журнале "30 дней" и в том же году вышедший отдельной книгой. История о великом комбинаторе была написана менее чем за полгода. Основу романа Ильфу и Петрову подсказал Валентин Катаев, ему-то они и посвятили позже свое произведение. Цензура в те времена была жесткая – до выхода книги в свет, ее изрядно сократили. Но процесс чистки на этом не закончился. Еще 10 лет «12 стульев» будут жестко редактировать и менять. В итоге книга сократится почти на треть.

Но всё же роман имел большой успех. Затем следует несколько рассказов и повестей ("Светлая личность", 1928, "1001 день, или Новая Шахерезада", 1929); в это же время начинается систематическая работа Ильфа и Петрова над фельетонами для "Правды" и "Литературной газеты". В 1931 году опубликован второй роман Ильфа и Петрова "Золотой теленок" - история дальнейших похождений героя "Двенадцати стульев" Остапа Бендера. В 1935-1936 годах Ильф и Петров совершили путешествии но США, результатом которого явились книга "Одноэтажная Америка" (1936) и большей рассказ "Тоня". Вместе с Е. Петровым Ильф написал сценарий фильма "Цирк", но авторы сняли свои фамилии с титров, не согласившись с творческой концепцией режиссера Александрова.

В 1935 году Ильф и Петров совершают совместное путешествие в США, по возвращении откуда и напишут свою новую книгу «Одноэтажная Америка». Но именно эта поездка станет для Ильфа роковой – туберкулез легких от перемены климата обострится,

В 1937 году Илья Ильф умер от обострившегося туберкулеза. Изданные после его смерти "Записные книжки" единодушно оценены критикой как выдающееся литературное произведение.

Из написанной совместно с Е. Петровым "Двойной биографии" узнаем, что "Илья Ильф... в 1913 роду окончил техническую школу. С тех пор он последовательно работал в чертежном бюро, на телефонной станции, на авиационном заводе и на фабрике ручных гранат. После этого был статистиком, редактором юмористического журнала "Синдетикон", в котором писал стихи под женским псевдонимом, бухгалтером и членом президиума Одесского Союза поэтов".

Константин Паустовский во "Времени больших ожиданий" писал:

  • "В то время Илья Арнольдович Ильф еще не был писателем, а ходил по Одессе в потертой робе, со стремянкой и чинил электричество. С этой стремянкой на плече Ильф напоминал длинного и тощего трубочиста из андерсеновской сказки. Ильф был монтером. Работал он медленно. Стоя на своей стремянке, поблескивая стеклами пенсне, Ильф зорко следил за всем, что происходило у его ног, в крикливых квартирах и учреждениях. Очевидно, Ильф видел много смешного, потому что всегда посмеивался про себя, хотя и помалкивал. Десятки Остапов Бендеров, пока еще не описанных и не разоблаченных, прохаживались враскачку мимо Ильфа. Они не обращали на него особого внимания и лишь изредка отпускали остроты по поводу его интеллигентного пенсне и вздернутых брюк. Иногда они все же предлагали Ильфу соляную кислоту (в природе ее в то время давно уже не было) для паяльника или три метра провода, срезанного в синагоге".
Жизнь Одессы, ее здания, улицы, история вошли в произведения Ильфа и Петрова.

Одесская гостиница "Большая Московская" описана в "Золотом теленке" ("В рублевых номерах четвертого этажа... стояли розовые железные умывальники..."). Там же авторы романа разместили "Геркулес". В невошедшей в "Двенадцать стульев" главе "Прошлое регистратора ЗАГСа" упоминается нынешняя филармония ("здание биржи, сооруженное в ассиро- вавилонском стиле" - странная характеристика архитектурных достоинств творения А. Бернардацци). "Остап сидел с Зосей на ступеньках музея древностей..." (нашего Археологического). Площадь, где "прогуливались молодые люди, любезничая и смеясь", перед ним же, вымощенная желтим клинкером и с перенесенным с Преображенской Лаокооном. В доме, где позже размещалась редакция "Моряка", находилась гимназия Илиади, в которую авторы "Золотого теленка" "определили" Остапа Бендера.

А московская газета "Станок", где находился один из разыскиваемых стульев, получила название от "Станка" - газеты, действительно издававшейся в Одессе. Кафе "Флорида" - место дискуссий "пикейных жилетов" о возрождении в Черноморске порто-франко - знаменитое кафе "Фанкони" на Екатерининской, вновь существующее, а сам Черноморск - естественно, Одесса, где вопрос этот не решен до сих пор. В "Записных книжках" Ильфа фигурирует пародийная фамилия Крытых Рынков. Крытые рынки (Новый базар) находились неподалеку от его дома на Старопортофранковской. На той же улице размещалось и техническое училище, которое Илья Ильф окончил. А рядом с домом Ильфа держал мясную лавку некий Бендер, которому, по всей вероятности, обязан своей фамилией "великий комбинатор".

И на той же Старопортофранковской "проживал" Александр Иванович Корейко, а несуразные телеграммы "Графиня изменившимся лицом бежит пруду" с адресом "Малая Касательная", как полагает одесский литератор и краевед Р. Александров, составлены из Малой Арнаутской со спародированной Косвенной. Факт, что "всю контрабанду делают
в Одессе на Малой Арнаутской улице", не подлежит сомнению...

С 1949 по 1956 годы, в период борьбы с "космополитами", произведения Ильфа и Петрова (за компанию) были запрещены и не переиздавались.

Романы "Двенадцать стульев" и "Золотой теленок" переведены более чем на 40 языков мира...

Я живу буквально в полуквартале от улицы Ильфа и Петрова. На ней функционирует кафе "Двенадцать стульев"...

Феликс КАМЕНЕЦКИЙ.

при рождении - Иехиел-Лейб бен Арье Файнзильберг

русский советский писатель, журналист и сценарист

Илья Ильф

Краткая биография

Илья́ Арно́льдович Ильф (при рождении Иехи́ел-Лейб Арьевич Фа́йнзильберг ; 3 (15) октября 1897, Одесса - 13 апреля 1937, Москва) - русский советский писатель, драматург и сценарист, фотограф, журналист.

Соавтор Евгения Петрова, вместе с которым написал романы «Двенадцать стульев», «Золотой телёнок», книгу «Одноэтажная Америка», ряд киносценариев, повести, очерки, водевили. Произведения Ильфа и Петрова были переведены на десятки языков мира, выдержали большое количество переизданий, неоднократно экранизировались и инсценировались.

Илья (Иехиел-Лейб) Файнзильберг родился 3(15) октября 1897 года в Одессе третьим из четырёх сыновей в семье банковского служащего Арье Беньяминовича Файнзильберга (1863-1933) и его жены Миндль Ароновны (урожд. Котлова; 1868-1922), родом из местечка Богуслав Киевской губернии (семья переехала в Одессу между 1893 и 1895 годами). Место рождения отмечено мемориальной доской.

В 1913 окончил техническую школу, после чего работал в чертёжном бюро, на телефонной станции, на военном заводе. После революции был бухгалтером, журналистом, а затем редактором в юмористических журналах. Был членом Одесского союза поэтов.

В 1923 переехал в Москву, стал сотрудником газеты «Гудок». Ильф писал материалы юмористического и сатирического характера - в основном фельетоны.

В 1927 с совместной работы над романом «Двенадцать стульев» началось творческое содружество Ильи Ильфа и Евгения Петрова (который также работал в газете «Гудок»). В 1928 году Илья Ильф был уволен из газеты из-за сокращения штата сатирического отдела, вслед за ним ушёл Евгений Петров. Вскоре они стали сотрудниками нового еженедельного журнала «Чудак»

  • роман «Двенадцать стульев» (1928);
  • роман «Золотой телёнок» (1931);
  • новеллы «Необыкновенные истории из жизни города Колоколамска» (1928);
  • фантастическая повесть «Светлая личность» (экранизирована)
  • новеллы «1001 день, или Новая Шахерезада» (1929);
  • сценарий фильма «Однажды летом» (1936);
  • документальная повесть «Одноэтажная Америка» (1937).

В 1932 - 1937 годах Ильф и Петров писали фельетоны для газет «Правда», «Литературная газета» и журнала «Крокодил».

В 1930-е годы Илья Ильф увлекался фотографией. Фотографии Ильи Арнольдовича через много лет после его смерти случайно нашла дочь Александра Ильинична Ильф. Она подготовила к публикации книгу «Илья Ильф – фотограф». Фотоальбом. Около 200 фотографий, сделанных Ильфом и его современниками. Статьи А.И. Ильф, А.В. Логинова и Л.М. Яновской на русском и английском языках. - Москва, 2002.

Во время путешествия на автомобиле по американским штатам у Ильфа открылся давний туберкулёз, диагностированный у него в начале 1920-х, вскоре приведший к его кончине в Москве 13 апреля 1937 года.

Семья

  • Старшие братья - французский художник-кубист и фотограф Сандро Фазини, также известный как Александр Фазини (настоящее имя - Срул Арьевич Файнзильберг, позднее - Саул Арнольдович Файнзильбер; 23 декабря 1892, Киев - 1942, концлагерь Освенцим, депортирован 22 июля 1942 из Парижа с женой); советский художник-график и фотограф Михаил (Мойше-Арн) Арьевич Файнзильберг, пользовавшийся псевдонимами МАФ и Ми-фа (30 декабря 1895, Одесса - 1942, Ташкент). Младший брат - Беньямин Арьевич Файнзильберг (10 января 1905, Одесса - 1988, Москва) - инженер-топограф.
  • Жена - Мария Николаевна Тарасенко (1904-1981).
    • Дочь - Александра Ильинична Ильф (1935-2013).

«Записные книжки»

«Записные книжки» Ильф вёл с 1925 года до самой смерти. Туда включались дневники поездок по СССР и другим странам, наброски будущих очерков и фельетонов, удачные фразы. Подготовительные записи вычёркивались, если они переносились в новые сочинения. Постепенно «Записные книжки» превратились в особое художественное сочинение, напоминающее исповедь. Там есть зарисовки, напоминающие стихотворения в прозе, критические и пародийные отзывы о советской жизни. В книге есть и символическое определение СССР, для которого автор использовал заглавие книги Пришвина «В краю непуганых птиц»: «Край непуганых идиотов», а рядом слова: «Самое время пугнуть». По мнению Петрова, книга получилась «поэтичная и грустная». Издать «Записные книжки» в СССР удалось лишь со значительными сокращениями, но многие мысли быстро стали крылатыми.

Литература

  • Москва и москвичи в фотографиях Ильи Ильфа / Составление и текст А. Ильф. - М.: Ломоносовъ, 2011. - 200 с., ил., 1500 экз.,
Категории: Метки:

Рассказать друзьям