Как продать ООО с долгами? Как продать ООО без долгов — документы и пошаговая инструкция Что нужно для продажи фирмы.

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Продажа готовой фирмы осуществляется путем передачи 100% доли в Уставном капитале покупателю.

Сделать это можно двумя способами:

1. через договор купли-продажи

Он должен быть составлен в соответствии с законодательством РФ. В нем прописывается предмет договора, обязанности участников, цена, способ оплаты и другие важные моменты. Если впоследствии выявятся несоответствия действующему законодательству, договор будет считаться недействительным.

2. через вступление покупателя в состав учредителей

Этот способ подразумевает изменение руководящего состава. Все этапы этого процесса сопровождаются подачей документов, которые заверены нотариусом, в налоговую. Если они будут оформлены неправильно или этапы не будут идти в определенной последовательности, то последует отказ регистрационного органа в принятии изменений.

Как продать фирму ООО с долгами


Продажа выгоднее и быстрее , чем ликвидация, поэтому часто ее используют, как способ избавиться от юридического лица.

Разберем, как продать фирму в России , если она имеет задолженности.

1. Для начала нужно выбрать компетентного помощника. Лучше, если это будет юридическая компания, которая имеет хорошую репутацию на рынке услуг.

2. Вместе со специалистами определить, оптимально ли будет продать организацию. Иногда могут подойди другие способы снятия ответственности с владельцев.

3. Специалисты выставят компанию на продажу и подберут покупателя.

4. Выбрать способ продажи компании и подать в регистрирующий орган необходимую сведения.

5. Получить готовый комплект документов из регоргана.

6. Составить акт о приеме и передаче всей хозяйственной и финансовой документации фирмы.

Наиболее значимый показатель для покупателя, цель которого приобрести фирму под кредит, - это размер оборота. Поэтому даже если компания имеет задолженность или другие проблемы, но у нее высокие обороты, то продать ее будет не трудно.

Продажу компании с долгами часто используют как один из способов . В результате этой процедуры прежние участники освобождаются от ответственности за дальнейшую работу юридического лица.

Продать фирму с долгами: цена


Долг не является причиной, по которой невозможно реализовать организацию. Она может подходить покупателю по другим параметрам. Поэтому наличие задолженности не будет преградой.

Цена на услугу продажи фирмы с долгами гораздо меньше, чем цены на ликвидацию, поэтому этот способ так популярен среди тех, кто хочет отказаться от ответственности за деятельность юридического лица.

Спросом пользуются разные бизнесы: оптовый, розничный, торговый, строительный, финансовый и т. д. Поэтому продать можно компанию в любой из сфер деятельности. Решение о продаже должен принимать руководитель и ее учредительный состав. Для этого составляется официальное согласие, которое заверяется у нотариуса.

Важным пунктом в нашей услуге по продаже является отсутствие оплаты за услуги . Все расходы ложатся на покупателя. Поэтому от вас потребуется только предоставить полную информацию, все остальное мы сделаем сами.

Как продать фирму с нулевым балансом


Нулевой баланс может быть по двум причинам:

1. Организация недавно зарегистрирована и еще не вела деятельность.

2. Работа приостановлена.

Благодаря тому, что у нас часто проходят акции, налаженный сервис и у нас есть партнеры по всей России, мы продадим вашу компанию в самые кратчайшие сроки и по выгодной для вас цене.

Многие думают, что продать нулевую фирму сложно. Но на самом деле это не так. Сложно найти покупателя самостоятельно , а если обратиться в компанию, которая имеет большую базу людей, желающих приобрести ГФ, то продать чистую фирму можно быстро и за хорошую цену. Поэтому если Вам нужно продать организацию срочно , то обращайтесь к нам.

Обязательным условием попадания вашей компании в наш каталог является полная ее проверка нашими специалистами. Наши бухгалтеры и юристы изучат всю отчетность о финансово-хозяйственной деятельности организации и после этого объявят стоимость, за которую ее можно продать. Даже если имеются какие-то проблемы, мы все равно найдем на покупателя. Спросом пользуются абсолютно любой бизнес. Все зависит от целей покупки.

Как продать фирму с оборотами в Москве


Оборот – это важный показатель. Поэтому продать организацию с таким параметром проще, чем с нулевым балансом. Фирмы с историей покупать выгоднее, потому что их можно использовать для участия в тендерах или для других целей , где важен опыт. К нам регулярно поступают запросы на покупку бизнеса с оборотом, поэтому мы обеспечим быструю и правильную продажу за хорошую цену.

Показатели, которые влияют на стоимость фирмы:

· Юридический адрес (аренда или собственность помещения).

· Местоположение (страна, город и регион регистрации). Московский бизнес, как правило, стоит дороже.

· Расчетный счет.

· Обороты. Стоимость прибыльного бизнеса всегда выше.

· Дата регистрации.

· История.

· Лицензии.

· Собственность (недвижимость или оборудование).

Чтобы узнать стоимость вашей компании, направьте заявку нашему менеджеру. От вас потребуются выписки и другие документы. На их рассмотрение уйдет не более одного дня. После этого мы сообщим вам стоимость, за которую сможем продать вашу организацию и оценить рентабельность сделки.

Продать фирму ООО в Москве с нашей помощью не будет вам стоить ни копейки: услуги оплачивает покупатель. Поэтому на вопрос: «Сколько стоит продать фирму у нас?», существует один ответ: бесплатно.

Продать компанию


Если коротко, то для того, чтобысовершить сделку по продаже ООО в Москве , нужно ввести покупателя в состав учредителей, после чего продать ему свою долю.

Рассмотрим процедуру подробнее.

Для начала необходимо ввести покупателя в состав участников. Чтобы ввести нового участника в ООО, необходимо составить заявление. В нем указывается размер и стоимость вносимой доли в уставный капитал. Остальные участники подписывают решение о вводе нового участника в состав ООО.

Чтобы изменения приняли официальное закрепление, необходимо подать документы в налоговую, откуда через 5 рабочих дней получить документы о регистрации.

Когда покупатель официально вошел в состав участников ООО, начинается процедура вывода прежних владельцев, продающих ООО. Для этого генеральный директор и участники подписывают соответствующие заявления о выходе из состава ООО. Пакет необходимых для регистрации документов заверяется нотариально и подается в налоговый орган. После прохождения официальных изменений в регистрационном органе состав ООО будет включать: нового генерального директора и участника - покупателя.

Как продать долю в компании


Каждый из участников фирмы имеет право продать свою долю . Существует три варианта это сделать:

· Передать ее другому участнику этой же компании. Для осуществления такой сделки понадобится согласие остальных участников, оферта со стоимостью доли и другие документы.

· Продать третьим лицам. Закон обязывает сначала предложить купить долю другим участникам этого ООО, поэтому этот вариант подойдет, только если они откажутся от покупки.

· Передать долю ООО. Купленная доля у участника распределяется между остальными участниками.

Продать компанию и ее активы – это разные понятия. Во втором случае имеется в виду имущество организации. Например, можно сначала продать активы , после чего непосредственно само юрлицо. Но чаще всего фирмы продаются вместе с имуществом.

Сделка обязательно должна сопровождаться опытными юристами, которые знают все тонкости процесса. Иначе могут возникнуть проблемы, которые негативно скажутся на результатах передачи прав на компанию. Наши юристы всегда готовы принять участие в процессе и проконтролировать его исход.

Где продать компанию


Найти покупателя можно разными способами. Например, подать объявление или разместить в специальном каталоге. Но наиболее эффективное решение – это доверить процесс поиска покупателя и оформление сделки профессионалам. Мы специализируемся на купле-продаже ГФ. Чтобы продать с нашей помощью, не нужно подписывать никаких соглашений и оплачивать услуги. Работу наших специалистов оплачивает покупатель. Для начала сотрудничества заполните форму на нашем сайте и отправьте ее нашему менеджеру или позвоните по телефону. После этого ваша компания будет добавлена в базу готовых фирм. Благодаря встроенным фильтрам покупателю проще выбрать нужный вариант и, соответственно, ваша организация продастся быстрее. Примерные сроки, в течение которых продается бизнес, - пять-семь дней.

Продавать компанию самостоятельно не рекомендуется – слишком большой риск, поэтому возникает логичный вопрос: где продать компанию ? Есть несколько вариантов:

· Предложить знакомым и партнерам.

· Выставить на продажу на многочисленных форумах, сайтах.

· Продать через специалистов. Этот вариант наиболее безопасный и эффективный. Компании, продающие бизнес , как правило, имеют большую базу заявок на покупку, поэтому покупателя не нужно долго ждать.

Как выбрать компанию, продающую бизнес


Заниматься продажей самостоятельно – это не лучшее решение. Так как придется потратить много времени на поиск покупателя и заключение сделки. Чтобы провести все это без привлечения сторонних специалистов, необходимо иметь определенные знания и опыт в области юриспруденции и смежных областях. Чтобы заказать услугу у нас, заполните форму обратной связи, и мы вам перезвоним.

Выбирать компанию, продающую бизнес , нужно по следующим критериям:

· Возраст.

· Клиенты.

· Берется ли процент с продажи.

Мы работает на рынке с 2008 года, имеет более 800 довольных сотрудничеством клиентов и не берет процент с продажи вашей фирмы. У нас вы можете продать компанию без НДС , быстро и за максимальную стоимость.

Как продать фирму в Москве


Особенность современного бизнеса – это постоянные перемены и экономическая нестабильность. Поэтому предприниматели часто уходят из одной сферы в другую. Все больше становится тех предпринимателей, кто решет снять с себя ответственность за действующее юрлицо путем его продажи, а не ликвидации.

Продажа ООО иногда является одним из выходов из трудной жизненной ситуации (переезд в другой город, разорение, отсутствие желания вести бизнес дальше). Реализовать организацию можно не только, если ей владеет один человек, но и несколько. Однако в настоящее время немногие бизнесмены прибегают к такой услуге, так как процедура занимает длительное время.

Процедура продажи ООО

Процесс реализации ООО занимает немало времени, примерно от 1 до 3-4 месяцев. Процедура состоит из нескольких этапов :

  • оценка компании с финансовой точки зрения;
  • поиск компании – поддержки;
  • поиск потенциальных покупателей ООО;
  • подготовка необходимого пакета документов;

Процедура реализации ООО осуществляется автономным способом и является наиболее подходящим вариантом для тех, у кого имеется в запасе много времени и нет денежных средств.

Реализовать организацию, можно разными способами:

  • через Интернет;
  • непосредственно на своем рабочем месте, если идёт сбыт организации работнику ООО;
  • через консультантские бюро;
  • на аукционах.

Покупателем организации может быть любое дееспособное лицо, достигшее совершеннолетнего возраста. Кроме этого учитываются ещё и финансовые возможности как ООО, так и покупателя. Покупателями организации могут стать:

  • свои же сотрудники (директора, обычный рабочий класс);
  • другая какая-либо компания или организация;
  • партнёры по бизнесу;
  • люди по знакомству;
  • граждане, которые ранее не имели никакого отношения к данной фирме.

Какой необходимо собрать пакет документов?

В процессе реализации ООО другим юридическим или физическим лицам необходимо собрать документацию. Она потребуется для заключения соглашения о продаже и покупке организации. Документация должна быть заверена нотариально и подтверждена тем, что она совпадает с оригиналами.

Перечень документов:

  • свод правил, регулирующих организацию и порядок ее деятельности;
  • постановление об открытии ООО;
  • соглашение на осуществление управленческой деятельности;
  • идентификационный номер налогоплательщика;
  • справка из единого государственного реестра юридических лиц;
  • документ о присуждении статистического кода для учёта работы в ООО;
  • предписание о назначении на должность генерального директора;
  • соглашение об открытии учётной записи для контролирования переводов и иных операций с денежными средствами организации;
  • документ о налоговых отчислениях в органы медицинского страхования, пенсионного и т. д.;
  • чек об оплате государственного сбора на осуществление своей деятельности;
  • книгу регистрации всех руководителей и их подчинённых;
  • документ с согласием всех сотрудников о продаже организации;
  • согласие руководителей и их мужей/жён.

В случае если нет возможности заранее подписать документ о реализации организации, можно к нотариусу прийти вместе с законной супругой или супругом и уже там подписать все необходимые документы.

Как осуществляется продажа ООО с нулевым балансом?

Реализации компании с нулевым балансом допускается несколькими путями:

  1. Проведением альтернативной , которая будет подразумевать прекращение деятельности организации и освобождение или ограничение её от налогов и иных государственных выплат.
  2. Официальным закрытием ООО, при этом заплатив налоги и покрыв все государственные долги.

Альтернативная ликвидация ООО подразумевает рабочую компанию, поэтому закрыть её можно следующим образом:

  • руководитель организации собирает всеобщее собрание;
  • оформляет пакет документов (перечень приведен ниже) и подает в государственный орган, оплатив косвенный налог;
  • заполняет бланки.

В результате ООО закрывается, и новые сведения заносятся в книгу для регистрации организаций.

Обязательно публикуются сведения о закрытии ООО, и составляется акт нулевого баланса.

Официальное закрытие организации предполагает несколько иной путь:

  • реализация организации;
  • преобразование ООО;
  • переизбрание директора.

Реализация при нулевом балансе ООО такими способами может иметь свои минусы, которые заключаются в административной, уголовной и субсидиарной ответственности.

Как можно реализовать ООО с одним учредителем?

Продажа ООО с одним учредителем может быть осуществлена путём:

  • заключения договора покупки и продажи;
  • сделки по продаже недвижимого имущества в виде договоренности.

В случае заключения договора купли-продажи учредитель и покупатель в определённый срок обговаривают все детали (оплату, регистрацию, дату внесения первого взноса и т. д.).

Во втором случае подписываются договора на реализацию имущества с последующим оформлением соглашения о покупке и продаже ООО.

Физические лица отдают предпочтение первому пути реализации ООО, так как такой способ фактически предполагает смену одного учредителя другим. Кроме этого, происходит обновление и персонала – старые работники уходят, а новые приходят.

Как реализовать ООО с двумя учредителями?

В истории бизнеса существуют ситуации, когда приходится продавать уже устоявшийся, наработанный годами бизнес, который при этом имеет несколько руководящих лиц.

Перед тем, как приступить к поиску клиента, необходимо подготовить соответствующую документацию, так как соглашение о продаже и покупке ООО будет заключаться на основании пакета документов (что именно понадобится, описано ниже).

Вся документация должна быть заверена печатью, которая имеется в любой организации по закону. В ней содержится контактная информация компании.

Реализация ООО с двумя руководящими лицами происходит поэтапно:

  1. Подготовка приказов о назначении новых руководящих лиц на должность директора организации.
  2. Написание постановлений руководителям , которые пишутся на специальных бланках компании и заверяются нотариально.
  3. Подача заявлений сотрудниками организации на .
  4. Сбор соответствующей документации на новых руководителей и персонал и подача её в специализированный орган для занесения в книгу регистрации.
  5. Выдача документа о новых данных в течение 7-10 дней.

Реализовать готовый бизнес целиком всегда проще, чем заниматься распродажей долей, так как покупатели в таком случае находятся гораздо быстрее.

За сколько можно реализовать ООО?

Стоимость реализации организации зависит от многих факторов :

  • наличия или отсутствия долгов по кредитам, налогам;
  • сферы деятельности;
  • диапазона её работы, т. е. сколько она просуществовала на рынке;
  • суммы, которая была указана в своде правил, регулирующих деятельность организации;
  • вида ООО (с одним руководителем, двумя или вообще с нулевым балансом);
  • объёма организации.

Чаще всего реализуют ООО, которое проработало от 5 лет и выше, при этом не имело долгов, или они были чисто символическими. В таком случае стоимость её будет в диапазоне от 20 000 до 60 000 руб. – опять же в зависимости от вида деятельности.

ООО, прослужившее менее 5 лет, будет стоить от 10 000 руб. до 20 000 руб. В некоторых случаях устанавливают такую цену, которая была при покупке этой организации на момент регистрации её в специализированном органе.

Реализация ООО не может быть проведена без заключения соглашения о покупке и продаже организации и уплаты налога, взимаемого с физических и юридических лиц для разрешения ведения бизнеса. Стоимость его варьирует от 1 000 руб. до 17 000 руб.

В некоторых случаях, перед непосредственной реализацией ООО продавец приглашает экономиста для более точного оценивания своего бизнеса, который рассчитывает стоимость ООО по следующим параметрам:

  • экономика местности;
  • клиенты ООО;
  • известность организации;
  • доходы, спрогнозированные в будущем;
  • состав руководителей и рабочего класса.

Необходимы ли услуги нотариуса при реализации ООО?

Обычно нотариальные услуги при реализации ООО необязательны. Они необходимы только в случае продажи организации посторонним лицам, так как следует подготовить немного другой пакет документов, заметно отличающийся от тех, которые нужны при реализации компании своим сотрудникам. Они имеют юридическую силу только в том случае, если заверены нотариально и имеют штамп организации. Кроме этого нотариус может понадобиться, если заключить соглашение о покупке и продаже организации.

Какие могут возникнуть сложности при купле-продаже?

Заключение соглашения о покупке и реализации ООО может сопровождаться некоторыми сложностями. Во-первых, бывают ситуации, когда заключение такого договора не позволяет сделать новую регистрацию организации с новым участником, что, в свою очередь, не позволяет вести бизнес.

Во-вторых, могут остаться долги от предыдущего собственника бизнеса (налоговые задолженности, невыполненные кредитные обязательства и т. д.), которые выплачивать придётся Вам. Поэтому следует вовремя выяснять историю ООО, которое Вы собираетесь приобретать.

Реализовать ООО можно как самостоятельно, так и воспользовавшись услугами квалифицированного специалиста. Перед процедурой реализации организации необходимо подготовить требуемую документацию, оценить компанию с точки зрения финансовых возможностей и только тогда приступать к процедуре, так что не лишним будет все-таки проконсультироваться с юристом.

Предлагаем пошаговую инструкцию по продаже ООО с одним учредителем в 2017 году. Вы также узнаете, каковы мотивы участников сделки, как проходит оценка бизнеса перед продажей, а также на какие моменты обратить внимание, чтобы все прошло гладко.

О чем эта статья :

  • В каких случаях возникает необходимость продажи ООО с одним учредителем.
  • Что учесть при оценке бизнеса.
  • Порядок оформления продажи ООО единственным собственником.
  • Достоинства и недостатки существующих способов продажи ООО.

Мотивы участников сделки по продаже ООО с одним учредителем

Время от времени экономические факторы реализуют на рынке сделки по продаже юридических лиц, существующих в организационно-правовой форме обществ с ограниченной ответственностью (ООО).

Потребность в продаже юридического лица в форме ООО может быть продиктована рядом мотивов или их комбинацией:

  1. Получение прибыли от продажи действующего отлаженного бизнеса серийным предпринимателем. В этом случае продавец, он же собственник, предполагает продать бизнес по максимальной цене и оценивает его не как набор документов или имущественный комплекс, а как потенциальный денежный поток;
  2. Структурирование сделки по продаже актива, собственность на который оформлена на юридическое лицо. Такая форма реализации актива может оказаться более эффективной с точки зрения скорости реализации и стоимости оформления.
  3. Наименее болезненный выход из бизнеса на пенсию или при смене деятельности. В данном случае на передний план выходит вопрос преемственности, сохранения «status quo» внутри продаваемой компании, а не цены и скорости реализации.
  4. Продажа невостребованного юридического лица, или за ненадобностью. Для России частое явление, когда по какой-то причине зарегистрированное ранее юридическое лицо не было использовано как основной бизнес, и не участвовало в операциях группы компаний, или использовалось, но больше не нужно. Собственник хочет избавить себя от сложной процедуры ликвидации. См. также, как зарегистрировать ООО .

И это не исчерпывающий список мотивов.

Комментарий юриста

Кирилл Никитин

Помимо актива в классическом понимании, зачастую целью сделки является получение того или иного разрешительного документа (лицензии, допуска, сертификата и т.п.), оформленного на ООО. Переоформление такого документа в общем порядке или крайне затруднительно с точки зрения издержек, или вообще невозможно.

Во всех случаях в сделке участвуют как минимум две стороны – покупатель и продавец, поэтому сделка должна быть согласована с ними.

Мотивировать покупателя приобрести готовое ООО, а не регистрировать новое, может желание избежать рутины и бюрократии. При создании нового юридического лица потребуется найти юридический адрес (читайте также про новые правила изменения юридического адреса для организаций ), придумать название, оформить большое количество документов и пройти ряд регистрационных процедур, что для многих предпринимателей героический подвиг. Покупка готового ООО избавляет от потребности его заново регистрировать. Тонкость в том, что покупка / продажа фиктивного юридического лица, созданного с использованием заведомо номинального директора – запрещена законодательно (УК РФ, Статья 173.1), речь может идти только о неиспользованном в бизнесе или больше ненужном юридическом лице в форме ООО.

Соответственно, покупка действующего бизнеса или набора активов, зарегистрированных на ООО – также мотив для покупателя, такая сделка проще, быстрее и требует меньших затрат на действия, связанные с регистрацией прав. Имеющееся название ООО может и не быть узнаваемым брендом, но может иметь позитивную историю и к ней «привязана» база клиентов.

Скачайте полезные документы :

Форма № Р14001. Заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц (бланк)

Пример заполнения заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, в связи с выходом участника (форма Р14001)

Оценка ООО перед продажей

Краеугольным камнем сделки по продаже ООО будет являться вопрос цены сделки, без согласования между продавцом и покупателем цены – сделка не состоится. Однако у продавца и покупателя разные подходы к определению цены.

Продавец стремится получить максимум прибыли и компенсировать понесенные издержки, покупатель смотрит на альтернативные затраты (создание такого же бизнеса, приобретение тех же лицензий и т.п.), варианты использования данных активов с выгодой для себя, синергию с имеющимися активами.

Несмотря на то, что для оценки могут применяться одни и те же инструменты – оценка чистых активов, метод дисконтированных денежных потоков, на основе аналогичных сделок и т.п. – результаты будут разниться за счет субъективности оценок ряда вводных – мультипликаторов, ставки дисконтирования и др.

В результате цена сделки будет являться компромиссом, выработанным в процессе переговоров между двумя сторонами.

Однако имеет место другой аспект оценки – так называемая процедура проверки должной добросовестности due diligence , это проверка юридической чистоты фирмы, отсутствие рисков судебных исков, обременений, претензий, обязательств. Правильность оформления всей документации, имеющей отношение к уставным документам и сделкам, осуществлённым компанией со своими активами. Отсутствие обязательств и задолженностей перед государством. Это специфическая форма аудита компании перед сделкой купли/продажи.

Первая и основная задача due diligence – избежать риска мошенничества, а вторая – учесть в цене покупки возможные риски покупателя при дальнейшей работе с приобретенным ООО.

Комментарий юриста

Кирилл Никитин , юрист юридической фирмы VEGAS LEX

Необходимо помнить, что due diligence вовсе не является панацеей, и выявить все риски перед покупкой ООО объективно невозможно. В связи с этим после проведения проверки рекомендуется получить от ООО и его участника (участников) заверение об обстоятельствах, в том числе об отсутствии агентских договоров, договоров поручения или прочих аналогичных договоров, заключенных Обществом. Это позволит воспользоваться широкими возможностями, предоставляемыми статьей 431.2 ГК РФ, а именно:

  • сторона, которая при заключении договора либо до или после его заключения дала другой стороне недостоверные заверения об обстоятельствах, имеющих значение для заключения договора, его исполнения или прекращения (в том числе относящихся к предмету договора, полномочиям на его заключение, соответствию договора применимому к нему праву, наличию необходимых лицензий и разрешений, своему финансовому состоянию либо относящихся к третьему лицу), обязана возместить другой стороне по ее требованию убытки, причиненные недостоверностью таких заверений, или уплатить предусмотренную договором неустойку. При этом признание договора незаключенным или недействительным само по себе не препятствует наступлению последствий, предусмотренных абзацем первым настоящего пункта (пункт 1 статьи 431.2 ГК РФ);
  • сторона, полагавшаяся на недостоверные заверения контрагента, имеющие для нее существенное значение, наряду с требованием о возмещении убытков или взыскании неустойки также вправе отказаться от договора, если иное не предусмотрено соглашением сторон (пункт 2 статьи 431.2 ГК РФ);
  • сторона, заключившая договор под влиянием обмана или существенного заблуждения, вызванного недостоверными заверениями, данными другой стороной, вправе вместо отказа от договора требовать признания договора недействительным на основании статьей 179 и 178 ГК РФ (пункт 3 статьи 431.2 ГК РФ);
  • последствия, предусмотренные пунктами 1 и 2 статьи 431.2 ГК РФ, применяются к стороне, давшей недостоверные заверения при осуществлении предпринимательской деятельности, а равно и в связи с корпоративным договором либо договором об отчуждении акций или долей в уставном капитале хозяйственного общества, независимо от того, было ли ей известно о недостоверности таких заверений, если иное не предусмотрено соглашением сторон. При этом предполагается, что сторона, предоставившая недостоверные заверения, знала, что другая сторона будет полагаться на такие заверения (пункт 4 статьи 431.2 ГК РФ).

Порядок оформления продажи ООО единственным собственником

По итогам оценки и due diligence, согласования цены, наступает этап непосредственно реализации сделки.

Реализовать такую сделку можно двумя способами:

  1. Покупатель вводится в состав участников ООО за счет увеличения уставного капитала.
  2. ООО продается посредством нотариального оформление сделки.

Вхождение покупателя в состав участников ООО

В общем виде пошаговая инструкция при продаже ООО с одним учредителем в 2017 году выглядит так:

1. В состав ООО вводится новый участник или участники (он же покупатель / покупатели) с увеличением уставного капитала ООО. Для этого:

  • покупатель или покупатели должны подать заявления о вхождении в состав участников продаваемого ООО;
  • продавец, который также является и участником ООО, должно быть принято решение об увеличении уставного капитала за счет взноса нового участника, на основании заявления;
  • затем следует подать документы в налоговый орган для регистрации изменений, сделать это можно в течение одного месяца с момента внесения дополнительного взноса в УК. Представить требуется следующий пакет документов:
    • заявления по форме Р13001 и Р14001;
    • решение участника участников) об увеличении уставного капитала за счет взноса нового участника;
    • выписка из банка, об увеличении уставного капитала на сумму, соответствующую размеру доли, предоставляемой новому участнику;
    • устав ООО в новой редакции;
    • список участников ООО;
    • квитанция об оплате государственной пошлины.

В результате по факту получения документов из налоговой (в течение 5 дней) состав участников пополнится покупателем или покупателями ООО и можно переходить к следующей фазе продажи – выходу продавца из состава участников.

2. Продавец / единственный участник выходит из состава участников ООО и передает свою долю ООО, доля в последующем распределяется между новыми участниками (покупателями):

  • продавец составляет заявление о выходе из состава участников и передаче его активов в пользу ООО;
  • покупатель, являясь фактически единственным участником, принимает решение о распределении доли вышедшего из состава участников продавца ООО, или если покупателей несколько – решение общего собрания участников;
  • принимается решение о смене генерального директора ООО;
  • готовится пакет документов и передается на регистрацию в орган ФНС. Состав необходимых документов:

В уставе ООО не должно быть ограничений на вхождение третьих лиц в уставный капитал, если такое ограничение имеется – необходимо будет предварительно внести изменения в устав. На момент ввода нового участника доля существующего должна быть полностью оплачена.

Комментарий юриста

Кирилл Никитин , юрист юридической фирмы VEGAS LEX

Необходимо помнить, что действия по вхождению-выходу в любом случае квалифицируются действующим законодательством в качестве сделок, что порождает обязанность по соблюдению правил и ограничений, установленных режимом совместной общей собственности супругов. Иными словами, с целью минимизации возможны рисков рекомендуется получение предварительного согласия супруга / супруги на совершение сделки по вхождению в состав участников ООО и выходу из состава участников ООО.

По факту регистрации изменений в ФНС доля продавца (учредителя, выходящего из числа участников) переходит к Обществу, а сам участник в течение трех месяцев получает на руки действительную стоимость своей доли. Возникает обязательство уведомить банки и контрагентов о состоявшемся преобразовании.

Комментарий юриста

Кирилл Никитин , юрист юридической фирмы VEGAS LEX

Общество обязано выплатить своему участнику действительную стоимость его доли или части доли в уставном капитале общества либо выдать ему в натуре имущество такой же стоимости.

Продажа ООО посредством нотариального оформления

Это более быстрый и простой путь. Покупатель и продавец должны обратиться к нотариусу, который возьмет на себя задачу оформления договора купли продажи и представления интересов обеих сторон в органах ФНС.

К сделке необходимо собрать следующий пакет документов:

  • заявление по форме Р14001, содержащее данные всех заинтересованных сторон по сделке;
  • устав ООО;
  • решение единственного учредителя о создании ООО;
  • документ, подтверждающий принадлежность данному лицу доли в ООО;
  • документ, подтверждающий факт 100% оплату доли в ООО;
  • паспорта продавца и покупателя;
  • согласие супруга (супруги) продавца и покупателя доли, соответствующим образом заверенное у нотариуса, на отчуждение / приобретение доли общества или другие документы, подтверждающие отсутствие рисков претензий со стороны супруга учредителя;
  • иные документы, которые могут понадобиться для реализации данной конкретной сделки.

Если покупатель доли организация:

  • решение об одобрении сделки или справку от организации-покупателя в случае, если сделка не является крупной и/или в совершении которой имеется заинтересованност (см. также финансовый директор и главный бухгалтер: любовь или ненависть?) ;
  • устав юридического лица - покупателя;
  • свидетельство о государственной регистрации юридического лица (ОГРН), ИНН;
  • подтверждение полномочий лица, подписывающего документы.

Нотариус оформляет и заверяет договор купли-продажи долей, готовит и предоставляет в ФНС необходимый пакет документов. В этот же момент происходит передача денег в соответствии с условиями договора купли-продажи. После получения нотариусом документов о регистрации изменений, сделка считается завершенной.

Достоинства и недостатки существующих способов продажи ООО

Первый способ хорош тем, что не требует усилий по сбору большого количества документов, не надо оплачивать дополнительные пошлины и услуги нотариуса. Но этот способ потребует не менее месяца только на регистрационные действия по входу нового участника и выходу старого, и сюда необходимо добавить время на сбор и подготовку необходимых документов.

Второй способ хорош, в первую очередь, тем, что требует гораздо меньше времени, кроме того не требует изменений учредительных документов и уменьшает усилия со стороны покупателя и продавца. Однако потребует затрат на услуги нотариуса и сбора большого числа документов.

Основное предназначение ООО – получение его руководителем дохода. Если по каким-то причинам фирма больше не приносит доход – необходимо принять решение о её ликвидации или продаже.

Продажа фирмы – отличный вариант, при котором руководителю не нужно заниматься ликвидацией.

КАК ПРОДАТЬ ФИРМУ

Существует несколько способов продажи ООО:

  • Самостоятельная продажа.
    Такой способ подходит только тем владельцам компаний, у которых есть много свободного времени и нет финансовой возможности обратиться за помощью к профессионалам.
  • Продажа через специальные сервисы в интернете.
    Проверка фирмы через такие сервисы проходит в течение 15 минут, однако не стоит забывать про мошенников. К сожалению, риск нарваться на недобросовестных посредников и покупателей при выборе такого способа достаточно велик.
  • Обращение к специалистам.
    Обратитесь к нам, и мы гарантируем законность процедуры и комплексное сопровождение сделки.

Оценка стоимости фирмы

Первое, с чего начинается продажа фирмы, после того, как продавец нашел покупателя и обсудил с ним все денежные вопросы – оценка рыночной стоимости продаваемой компании. Для оценки компании необходимо обратиться в специализированную фирму, которая проведет анализ показателей по региону, оценку имущества фирмы, клиентскую базу на момент продажи. При анализе также производится расчет прошлых и прогнозируемых доходов компании.

Анализ производится по специальной формуле. По окончании расчета, владелец может увидеть рыночную стоимость его предприятия.

Оценку компании можно провести только при отсутствии у фирмы долгов. При наличии долга оценщиками проводится анализ структуры задолженности, и его сопоставление со стоимостью предприятия.

Выбор способа продажи

Как правило, владелец фирмы выбирает способ продажи компании исходя из количества учредителей.

Первый способ – покупатель вступает в состав учредителей ООО. Дальнейшие действия зависят от количества учредителей:

Такой способ удобен тем, что не нуждается в заверении нотариусом: такая продажа не является сделкой. Чтобы осуществить такой способ, владельцу нужно только принять решение об увеличении количества учредителей по заявлению, полученному от третьих лиц. Решение можно принять только в случае, если это прямо не запрещено действующим в обществе уставом.

Еще одно удобство заключается в том, что для такой продажи не требуется получать согласие от супруга на вход и выход в состав учредителей компании. Из-за того, что такая продажа фирмы не относится к сделкам, не требуется собирать огромный пакет документов, необходимый нотариусу. Кроме того, владелец освобождается от уплаты налогов за продажу ООО.

Еще один способ осуществить продажу организации – оформить сделку через нотариальную контору. При таком способе придется предоставить достаточно большой пакет документов, однако вся процедура перехода права собственности на общество займет всего пару недель.

Документы для продажи фирмы

Чтобы продать фирму ООО в Москве , необходимо заранее подготовить пакет документов. Документы для продажи ООО различаются в зависимости от выбранного способа отчуждения имущества:

Продажа через вход нового учредителя Продажа через оформление нотариальной сделки
Перечень документов для входа в ООО
  • заявление;
  • разрешение от единственного учредителя общества или протокол о проведении общего собрания;
  • лист внесения изменений в устав или редакция нового устава;
  • квитанция об уплате установленной суммы государственной пошлины с отметкой генерального директора о получении;
  • заявление от нового участника с просьбой принять его в состав общества;
  • документ из банка, который подтверждает уплату пошлины.
Документы для предоставления нотариусу
  • договор купли-продажи ООО (по одному экземпляру на каждого участника);
  • оферты от всех участников ООО;
  • если возможность приобретения доли предусмотрена уставом, необходимо предоставить нотариусу отказ от приобретения доли прочими участниками общества по преимущественному праву покупки;
  • заявление, где содержатся все данные о продавце и покупателе;
  • выписку обо всех участниках ООО;
  • устав;
  • документ об учреждении такого общества;
  • выписку из реестра юридических лиц (действует 5 дней);
  • документ, подтверждающий наличие права собственности на долю;
  • документ об оплате передаваемой доли;
  • документ о подтверждении соблюдения требований действующего российского законодательства по преимущественному приобретению доли прочими учредителями;
  • паспорт продавца;
  • согласие супруга;
  • прочие документы, которые необходимы для совершения сделки по передачи доли в собственность третьему лицу.
Перечень документов о выходе из ООО
  • заявление установленной формы, заверенное нотариально;
  • заявление о выходе из состава общества, составленное каждым участником индивидуально;
  • решение от единственного учредителя ООО или протокол о проведении собрания всех учредителей о распределении долей;
  • если сдачу документов будет проводить не генеральный директор фирмы, в его представитель, необходимо предоставить генеральную доверенность, заверенную нотариально.
Перечень документов, которые требуются для сделки, если покупателем выступает юридическое лицо
  • справка о том, что заключаемая сделка не является крупной для организации;
  • если сумма сделки составляет более 25 процентов от стоимости имущества организации, то необходимо предоставление протокола об ее одобрении;
  • устав организации;
  • свидетельство о регистрации;
  • свидетельство о внесении данных в государственный реестр данных;
  • документ, подтверждающий наличие у руководителя организации таких полномочий;
  • доверенность, если от имени руководителя организации действует представитель.

ПОРЯДОК ПРОДАЖИ ООО

При продаже ООО с помощью нотариуса процесс будет состоять из следующих шагов:

  • Сдача нотариусу всей необходимой для оформления сделки документации.
  • Передача документов в налоговый орган.
  • После приема документов, специалист налоговой инспекции выдает расписку с полным перечнем всех принятых документов. Требуется сразу проверить, правильно ли заполнена эта бумага.
  • По истечении пяти дней в налоговой инспекции можно будет забрать документы, которые являются подтверждением факта продажи организации.

ПРОДАЖА ООО С ДОЛГАМИ

Продать ООО с историей и без долгов (цена за такую фирму, как правило, выше) достаточно просто. При продаже компании с долгами, специалисты ООО «Правовед» рекомендуют придерживаться определенного алгоритма:

  • Если у руководителя компании есть электронная подпись, все документы могут быть отосланы в электронном виде. Такую услугу предоставляет нотариус, однако за это придется заплатить отдельно.
  • После того, как из налоговой придет ответ, необходимо сообщить банковской организации об изменении состава ООО. Также необходимо уведомить контрагентов.

Почему лучше обращаться к юристам?

Специалисты компании «Правовед» сделают все, чтобы продажа вашей фирмы прошла в максимально короткие сроки и без осложнений. Большой практический опыт и знания позволяют нам оказывать своим клиентам следующие виды услуг.



Рассказать друзьям