Как снимался фильм пила. Интересные факты фильма Пила: Игра на выживание

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Маньяк мертв, но дело его живо: в канадском Торонто стартовали съемки хоррора «Пила: Наследие ». В Сеть уже проникли первые фотографии с изображением вскрытой могилы заглавного убийцы, намекающие, что Пилу еще рановато хоронить. Премьера обещана через год. «Да кому это нужно! - скажут хейтеры. - Ведь студия, помнится, сама признала, что растягивать сюжет на 8 серий - это перебор». И все же есть причины - как очевидные, так и не очень, - по которым выпуск новой ленты имеет смысл и для Twisted Pictures /Lionsgate, и для зрителей. В этом материале мы разобрали их по косточкам.

Зачем «Пила 8» нужна компании Twisted Pictures и студии Lionsgate?

1. Разумеется, производственная компания и дистрибьютор хотят подзаработать. Несмотря на то что сборы «Пил» падали от серии к серии, все же франшиза никогда не имела проблем с возвращением вложенных денег. Кто-то может посчитать, что 873 миллионов, собранные семью картинами, - не такая уж большая сумма. Но если учесть, что и производителю эти фильмы обошлись в достаточно скромную сумму - 64 миллиона, то чисто математически овчинка по-прежнему стоит выделки.

2. У новой «Пилы» может получиться то, что не получилось у новой «Ведьмы из Блэр ». Ремейквел (смесь сиквела с ремейком) культового хоррора 1999 года, стартовавший в прокате три недели назад, зрительских ожиданий не оправдал и только подтвердил лишний раз, что жанр «найденных пленок» уже всем наскучил. Спору нет, на одной только «магии названия» фильм сумел заработать 35 миллионов (в 7 раз больше, чем на него было потрачено). Но сборы «Ведьмы» рушатся от недели к неделе столь стремительно, что о «триумфальном возвращении» говорить не приходится, и, уж коль скоро перезапуску оказалось далеко до оригинала, продолжение франшизы представляется делом маловероятным. С учетом того, что и в экранизации «Голодных игр », неплохо кормивших студию всю последнюю пятилетку, недавно была поставлена точка, целиком понятно желание Lionsgate снять «Пилу» с полки: «свято место» надо чем-то заполнять, а сюжетный трюк под названием «маньяк мастерит и испытывает на людях новые смертельные ловушки» убедительно доказал свою живучесть.

3. У студии есть красивая дата релиза, и преступно было бы ничем ее не забить. Как известно, правильно выбранная дата - это половина успеха фильма, а Хэллоуин - лучшее время для выпуска хорроров. Авторы «Пилы», во всяком случае, думали именно так, поэтому много лет подряд ее сиквелы стартовали в прокате в одно и то же время - в последнюю неделю октября. Затем на некоторое время хэллоуинскую нишу заняли «Паранормальные явления », но год назад сериал о призраках закончился, а новые претенденты на лакомый слот так и не появились. Конечно, совсем без конкуренции не обойдется: в октябре 2017 года выйдет парочка довольно примечательных хорроров (перезапуск «Пятницы, 13-е » и «Астрал: Глава 4 », по иронии судьбы, сочиненный и снятый сценаристом оригинальной «Пилы» Ли Уоннеллом), которые оттянут на себя часть хэллоуинской аудитории. Но все же стартующая за 4 дня до праздника «Пила 8», без сомнений, отхватила себе самый «козырный» уик-энд.

Ли Уоннелл в фильме "Пила: Игра на выживание"

4. Как любой популярный продукт, «Пила» всегда приносила деньги не только через фильмы, но и с помощью «сопутствующих товаров», иначе говоря - мерчандайза. Так что возрождение франшизы - это повод снова наладить выпуск официальной атрибутики (неофициальную энтузиасты не переставали штамповать никогда) - футболок, кепок, чашек, постеров, экшен-фигурок… Добавьте сюда новые новеллизации, комиксы и видеоигры, и станет ясно, что красавчика Билли (эпизодически мелькающую в кадре зловещую куклу, ставшую своеобразной эмблемой франшизы) негоже держать в шкафу: этот парень только и ждет, чтобы снова начать ковать монету.

Зачем фанатам ждать «Пилу: Наследие»?

1. Восьмую часть делает многообещающая команда. Сценарий написали Джош Столберг и Пит Голдфингер (авторы «Крика в общаге » и «Пираний 3D »), а в режиссерских креслах устроились близнецы Майкл и Питер Спириги, ответственные за зомби-комедию «Восставшие из мертвых », экшен-хоррор «Воины света » и симпатичный сай-фай «Патруль времени ». Фильмы братьев выделяются стильной подачей и вниманием к деталям, и хотя в поджанре «пыточного порно» они еще не работали, есть повод верить, что восьмая часть «Пилы» в их исполнении выйдет как минимум не хуже седьмой.

2. Предположительно новый фильм будет не прямым сиквелом, а чем-то вроде перезапуска или спин-оффа, и это решает множество накопившихся проблем. Каких? Напомним, «Пила» стала единственным хоррор-сериалом, сумевшим растянуть одну непрерывную историю на целых 7 фильмов, что, конечно, смотрелось эффектно, но оказалось сущим наказанием для сценаристов. Они были обязаны не только постоянно оглядываться на прошлые события, но и продолжать удерживать на экране главного маньяка, умершего от рака еще в середине сериала. Таким образом, Пила периодически всплывал на экране во флешбэках и видеопосланиях, якобы записанных им на смертном одре, но чем дальше шло время, тем менее достоверно выглядели эти «заявления из могилы». Прибавьте к этому неизбежное старение актеров из первых серий, которые со временем стали терять форму и уже с трудом влезали в те же самые костюмы, когда требовалось появиться в очередном флешбэке (по сюжету история Пилы занимает максимум два года, но, чтобы рассказать ее, потребовалось все 8). Да и вообще мир успел здорово уйти вперед: пока история Джона Крамера и его учеников топталась на ограниченном временном пятачке, в реальности успели появиться айфоны и планшеты, Фейсбук поработил миллиарды людей, улицы обросли камерами наблюдения, умерли Принс и Майкл Джексон… Перезагрузка позволит истории наконец-то оторваться от пуповины, привязывающей ее к середине нулевых годов, и избавит персонажам избавиться от таких винтажных аксессуаров, как кнопочные телефоны и кассетные видеокамеры. Сюжет освежится - это уж точно.


3. Хоррор-жанру не хватает виртуозно закрученных сюжетов, которые бы приковывали зрительское внимание в течение многих лет. Ни одна из культовых хоррор-франшиз, будь то «Пятница, 13-е» или «Кошмар на улице Вязов », не выстраивала все серии в длинную последовательную историю с мощной детективной составляющей («Крик » пытался, но не протянул долго, «Астрал» еще молод, а «Пункт назначения », если копнуть, был просто серией ремейков). Авторам «Пилы» это удалось, хотя изначально никто не планировал такого количества сиквелов и сюжет писался без четкого понимания, к чему это в итоге должно привести. Сценаристам, работавшим над историей после ухода Ли Уоннелла (автора сценария первых серий), пришлось изрядно попотеть, задним числом вписывая во флешбэках связи между разбросанными по разным сериям персонажами, латая сюжетные дыры и придумывая новые важные смыслы для сцен, в которые изначально ничего особенного не вкладывалось. В результате сюжет прыгает во времени взад-вперед как пьяная белка: чтобы история не утрачивала внутренней логики, в каждой новой серии постоянно подчищаются, уточняются и расширяются прошлые события. Конечно, о вкусах не спорят, и это можно рассматривать как плюс. Ведь непредсказуемость стала одной из «фишек» франшизы, создав атмосферу тотальной незащищенности, в которой смерть главного злодея - вовсе не повод расслабиться, любая из его жертв может оказаться его тайным помощником, а зритель никогда не знает, как дела обернутся через 5 минут.


Любителей сюжетных «закрутов», в хитросплетении которых сложно разобраться без путеводителя, гораздо больше, чем может показаться. Во второй половине нулевых годов в Сети существовал специальный форум под названием «Дом Пилы» (House of Jigsaw), где преданные фанаты оставили сотни тысяч сообщений со своими мнениями «какая часть франшизы лучше/хуже» и смелыми теориями насчет персонажей и сюжетных линий. (Они оставили бы, очевидно, гораздо больше постов, если бы после окончания сериала форум не был снесен при загадочных обстоятельствах.) Разрешать зрительские споры туда время от времени приходили сами авторы киносериала: актеры, сценаристы и режиссеры подбрасывали в треды разнообразные намеки и кусочки информации, которые по разным причинам не попали на экран. Какой еще «ужастик» может похвастаться настолько увлекательным и интригующим сюжетом, чтобы заставить людей столь активно обсуждать его весь год до выпуска следующей части? Похожий всплеск в свое время вызвал, пожалуй, только сериал «Остаться в живых ». И если перезапуск «Пилы» покажет, что братья Спириг удачно воссоздали успехообразующие элементы франшизы (такие как мрачный тон, умение длить интригу и держать зрителя в напряжении, и лишь во вторую очередь - смертоносные ловушки и фонтаны крови), то кто же из старых фанатов откажется снова поразгадывать зловещие ребусы?

4. Немаловажно, что авторов не поджимало время при написании сценария. Как известно, одной из причин, по которой сиквелы оказываются хуже оригиналов, является нехватка времени на придумывание хорошего продолжения. Столбергу и Голдфингеру выделили целых 8 месяцев - такой привилегии не имел никто из прошлых сценаристов, поскольку «Пилы» выходили ежегодно, а значит, на каждый сценарий скриптрайтерам выделялось лишь несколько недель. Чудо, что они вообще успевали нацарапать за это время хоть что-то смотрибельное. И, конечно, новые авторы, в 2010-м задорно перезапустившие «Пиранью», не имеют никакого морального права запороть задание.

5. Хотя считается, что сценаристы уже ответили на все-все возможные вопросы, это не совсем так. Конечно, появление в седьмой части («Пила 3D») забытого всеми персонажа, назовем его во избежание спойлеров доктором Г., объясняет многие вещи, но при этом заставляет зрителей задаться новыми вопросами: кто его помощники, с которыми наc так и не познакомили? Насколько в реальности глубока его вовлеченность в события последних фильмов? И почему он вообще выжил, если это противоречит установленным правилам «игры»?

Заметим, первоначально студия собиралась выпустить восьмую часть еще в 2011 году, сразу после седьмой серии, но затем решила «не рассусоливать» и отменила последний фильм. Наиболее важные идеи из него были в итоге вставлены в седьмую часть, но, видимо, не все, потому что кое-какие неясности и повисшие концы все-таки остались (то ли по недосмотру, то ли «про запас»). Если судить по канувшему в Лету форуму любителей «Пилы», белые пятна в биографии доктора Г. вызвали возмущенные вопросы у огромного количества зрителей, так что у Столберга и Голдфингера есть отличная возможность реабилитировать своих предшественников, удовлетворив наконец всеобщее любопытство. Да нам и самим интересно, где он шатался все это время, этот доктор Г.

Слово хейтерам: почему восьмая «Пила» не нужна?

1. У хейтеров тоже есть свои резоны заочно критиковать новый фильм. Во-первых, Джеймс Ван и Ли Уоннелл, положившие начало феномену под названием «Пила», давно оставили франшизу - режиссер Ван снял только первую часть, а сценарист Уоннелл ушел после третьей. Многие считают, что сюжет сериала стал таким запутанным из-за того, что хозяева не присматривали за ним, позволив чужим людям напихать туда своих глупых идей. То, что они обозначены исполнительными продюсерами восьмой серии, ничего не значит: в 4-7-й частях Джеймсу и Ли выпала аналогичная честь побыть «свадебными генералами», но качество сериала все равно снизилось. Так что, скорее всего, их вовлеченность в перезагрузку и в этот раз будет нулевой. Конечно, найдутся те, кто скажет, что вернувшийся к продюсированию Орен Коулс вполне способен удержать марку и ответить за качество. Коулс продюсировал все части франшизы, кроме первой - вполне достойный багаж. Но для фанатов Вана и Уоннелла это все равно будет «не то пальто».

Джеймс Ван и Ли Уоннелл на съемочной площадке фильма "Пила: Игра на выживание"


2. Восьмой фильм может оказаться «недостаточно новым», а предыдущие ленты - «недостаточно старыми». Поясняем. Сюжет наверняка будет заимствовать сюжетные элементы предыдущих лент, и если таких элементов окажется слишком много, неизбежна критика «ничего нового придумать не могут». Да и как, например, можно перепридумать заново смертоносные ловушки Джона Крамера, если они важная часть мифологии сериала? Опять же у новых убийц, пришедших на место Пилы, должна быть какая-то новая философия. А придумать новую (и притом убедительную) мотивацию для серийных убийств не так-то просто. Конечно, столь серьезные проблемы стоят не перед каждым ребутом, а только когда нужно перелицевать относительно свежий материал. Никто не станет жаловаться на избитость приемов, если зрители успели хорошо забыть исходную франшизу либо в силу молодого возраста вообще никогда с ней не сталкивались. Но в данном случае разница между фильмами составляет всего 7 лет.

3. Многим не нравится, что у «Пилы» спекулятивная структура. Ни один фильм не дает ответов сразу на все вопросы, и с восьмой частью, по всей видимости, будет то же самое: каждый год придется идти в кинотеатр за добавкой, при этом вопросов будет становиться только больше, общее качество будет постепенно снижаться, а сюжет становиться все запутанней… Так устроена «Пила», и с этим ничего не поделаешь, а тем, кто находит такие условия невыносимыми, лучше с самого начала обходить перезапуск стороной.

4. Самая серьезная беда, с которой придется иметь дело зрителям, - отсутствие Джона Крамера, то есть Пилы. Успешные хоррор-франшизы живучи во многом благодаря запоминающемуся злодею, а Крамер был злодеем весьма оригинальным, даже уникальным. Не психопат, как Майкл Майерс или Кожаное Лицо, и не вернувшийся с того света мститель, как Фредди или Джейсон. Не силач, но и не обладатель какой-то суперсилы. Не бездумный мясник с жаждой убийства, а, напротив, философ и морализатор, мечтающий «сделать мир лучше». Крамер оказался обычным отчаявшимся человеком - умирающим от рака игрушечным мастером, желающим показать некоторым глупым людишкам, погрязшим в грехе, что у них есть шанс побороться за свою жизнь, выиграть, очиститься через страдания и спокойно жить дальше (шанс, которого никто не дал ему самому). Технически Крамер никого не тронул пальцем, за него все сделали построенные им ловушки. Но, даже ослабев настолько, что уже не мог дышать без кислородной маски, он оставался смертоносным.

И что-то сверхъестественное в нем все равно было. Пила знал о людях такое, чего никто не мог знать. Его смертельные механизмы никогда не давали сбоев. Он предусмотрел любое развитие событий, оставил кучу посланий и заданий другим персонажам и продолжал ткать паутину смерти, даже когда его самого зарыли в могилу. В общем, уникальный тип, еще и с весьма фактурной внешностью. Да, разумеется, мы уже знаем, что Джон Крамер действовал не один, и этим можно объяснить, откуда Пила так разбирается в вопросах медицины и слежки за людьми, но все равно магнетизм его был столь силен и убедителен, что любое его действие или слово выглядело исполненным глубокого смысла - частью плана, кусочком большой головоломки, которую нам просто еще не пришло время продемонстрировать целиком.

Но вот Крамер ушел окончательно, и все стало меняться, как айфон после смерти Стива Джобса. Еще в седьмой части мы видели, как извратил принципы учителя его первый ученик. Преемник не боялся лично марать руки: заковывал жертв в ловушки, не объясняя им, как оттуда можно спастись (то есть просто замучивал бедняг до смерти), без зазрения совести убивал совершенно посторонних людей… А кровавые эксперименты, прежде вершившиеся в темных подвалах, превратились в публичные казни для устрашения толпы. Всех этих извращений канона не случилось бы, если бы Крамер был жив. И что дальше? Постер седьмой части, на котором Пилу изобразили в виде великана, мог быть намеком на то, что убийца положил начало своего рода культу. Название новой ленты «Пила: Наследие», не исключено, тоже является намеком на это, и если так, то теперь обществу, возможно, придется иметь дело даже не с одним, а со многими последователями Крамера. Но смогут ли они сравняться с зачинателем если не в изобретательности, то хотя бы в харизме? Есть серьезные поводы опасаться, что нет.

Таковы вкратце доводы за и против продолжения франшизы. К кому присоединитесь вы? К тем, кто считает, что сериал себя изжил и его следует оставить в покое? Или к тем, кто потирает руки в предвкушении и зачеркивает дни до премьеры, гадая, под каким соусом в новый фильм засунут очередное камео Тобина Белла ? Пишите нам.

Оставайтесь с нами на связи и получайте свежие рецензии, подборки и новости о кино первыми!

Мало кто помнит имена режиссеров фильмов-ужасов и уж тем более знает их в лицо. По большому счету среди профессиональных хоррор-мейкеров широкой публике хорошо знакомы разве что Джордж Ромеро, Уэс Крэйвен да Дэвид Кроненберг. Поэтому не лишним будет сказать, что «Пилу» (Saw) придумал и снял Джеймс Ван, которому было всего 27 лет, когда фильм вышел в прокат в 2004 году. Сейчас Джеймс большой человек: «Астрал», «Заклятие» - все его рук дело. А еще Джеймса регулярно (хитростью, обманом и пытками, видимо) заставляют делать блокбастеры, в числе которых «Форсаж-7» и «Аквамен».

Джеймс Ван - китаец, который родился в Малайзии и учился в австралийской киношколе, где познакомился с Ли Уоннеллом, сценаристом. Короткометражка «Пила» была их студенческой работой, из которой потом и вырос большой фильм по просьбе восхищенных голливудских продюсеров. Полная «Пила» обошлась в 1,2 миллиона долларов и собрала в прокате в сто (!) раз больше. Убивать людей выгодно!

Джеймс Ван (слева) и британский актер Кэри Элвес на площадке


Сонное царство

Джеймс Ван впоследствии признался, что большинство пугающих сцен «Пилы» были основаны на кошмарных снах, которые снились ему и Уоннеллу в детстве. Так что фильм вовсе не замышлялся как кино исключительно про пытки и всяческие изуверские конструкции - этот курс был выбран только со второй серии. Фанаты жанра также отмечают особо тот факт, что в первой «Пиле» не умирают женщины, только парни, а это существенное отклонение от традиций. Из детских кошмаров, вестимо, берет начало и центральный образ фильма - кукла-маньяк на велосипеде. Джеймс Ван ее состряпал самостоятельно с нуля, а не стал переделывать из купленной в магазине игрушки, как обычно поступают специалисты по реквизиту.


Быстрый и мертвый

На съемки фильма дали всего 18 дней, то есть у актеров даже не было времени репетировать. Фактически постановщику пришлось снимать пару репетиционных прогонов и из них монтировать готовое кино. У редакции MAXIM есть подозрение, что так же снимается все российское кино, только на выходе получается не фильм ужасов, а ужас-фильм. Гордона снимали стабилизированной камерой, а Адама - трясущейся ручной, чтобы передать ощущение нервозности персонажа.


Безмозговой штурм

Пора перейти к следующим сериям нашей пилорамы. Самое интересное, что можно заметить в фильме «Пила-2», - это крохотный объект в сцене с ловушкой для рук. Как ты должен помнить, героиня просунула руки в ловушку согласно заданию, за что и поплатилась. Но вот зритель может углядеть, что вверху конструкции имеется замок с заботливо вставленным ключом! Авторы фильма таким издевательским образом решили продемонстрировать уверенность Конструктора в том, что жертвы не будут искать каких-то разумных альтернативных решений, а будут в панике штурмовать ловушки напролом.

Замок с ключом несложно обнаружить в самом верху кадра


Не трожь святое

Что касается третьей «Пилы», то с ней связан еще более забавный факт. Рейтинговый комитет Америки потребовал сократить ряд особо жестоких сцен (как это было и с предыдущими сериями), но оставил нетронутой предельно натуралистичную сцену мозговой хирургии. Авторам фильма удалось убедить чиновников в том, что данный фрагмент не имеет каких-либо существенных отличий от того, что показывают по телевизору в научно-популярных и медицинских передачах. Аналогичное счастливое избавление от правок постигло эпизод аутопсии в четвертой серии «Пилы».

Фильм Пила: Игра на выживание (оригинальное название Saw) в 2004 году снял режиссер Джеймс Ван. Сценаристом выступил Ли Уоннелл, Джеймс Ван. Фильм идет 103 мин. / 01:43. Слоган фильма: «Сколько крови ты прольешь для неё?»

  1. Пробная сцена, представленная на суд Голливудских продюсеров, была отснята с применением медвежьего капкана. Единственным отличием от фильма было то, что на месте Шоуни Смит был представлен Ли Уоннелл. Самое интересное, что это устройство могло на самом деле сломать челюсть жертвы, если его правильно настроить.
  2. Агент по кастингу Эми Липпенс поинтересовалась у Джеймса Ванна, кого бы он хотел видеть в роли Аманды. Ван, не задумываясь, ответил – Шоуни Смит, в которую он был влюблен в юности. Спустя пару дней к большому удивлению Джеймса Эми сообщила, что Шоуни согласилась сыграть в фильме.
  3. Режиссер Джеймс Ван серьезно рисковал, отказавшись от обычного гонорара и предпочтя работать за процент от прибыли. Картина умудрилась собрать 102 миллиона долларов в международном прокате, заработав, таким образом, в 85 раз больше своего бюджета (1,2).
  4. Сцена, в которой Гордон отключает свет, а затем шепчется с Адамом, надеясь подстроить его смерть, была несколько иной в сценарии. Изначально персонажи должны были отпилить концы у длинной трубы при помощи своих пил и разговаривать через нее. Эта сцена даже была снята, но позже ее вырезали, так как Джеймс Ван решил, что эта сцена породит сюжетные дыры, так как если персонажи могут отпилить кусок трубы, то могут распилить и цепи.
  5. Никаких репетиций запланировано не было. Актерам пришлось играть с чистого листа.
  6. Мертвого сокамерника Аманды сыграл один из продюсеров фильма, Орен Каулз.
  7. Прочитав сценарий, агент Джеймса Ванна и Ли Уоннелла посоветовал им снять одну из сцен в качестве короткометражки и рассылать её по голливудским студиям вместе с сценарием.
  8. Из фильма вырезали несколько особенно жестоких сцен, среди которых были: Аманда роется в кишках своего мертвого сокамерника; сцена, где жирный парень пробирается через колючую проволоку, была значительно длиннее.
  9. Кэри Элвис согласился на роль после просмотра кассеты, которую Джеймс Ван и Ли Уоннелл сделали в качестве наглядного примера для продюсеров.
  10. Актеру Тобину Беллу каждый из шести съемочных дней вкалывали успокаивающее, чтобы он лежал совсем уж неподвижно.
  11. Решение о запуске сиквела в производство было принято сразу же по окончании дебютного уикенда.
  12. Фильм снимался для выпуска сразу на видео. Однако после лестных откликов на тестовых просмотрах было принято решение выпустить фильм и на широкие экраны.
  13. Согласно комментарию на DVD, ночные кошмары Джеймса Вана и Ли Уоннелла легли в основу большинства жутких и страшных сцен фильма.
  14. Все съемки проходили в одном павильоне.
  15. На подготовку к съемкам было потрачено всего пять дней. Сам съемочный процесс длился 18 дней, из которых на сцены в ванной комнате было потрачено шесть.
  16. На кинофестивале в Торонто фильм закрывал конкурсную программу.
  17. В фильме содержится множество ссылок на картины Дарио Ардженто.
  18. Сцена автомобильной погони была снята в гараже склада при выключенном свете с добавлением искусственного дыма, а также несколько человек раскачивали машины для создания эффекта движения.
  19. В августе 2005 года Кэри Элвис (доктор Гордон) подал иск в суд против продюсеров фильма, потребовав выплатить ему 500 000 долларов. Он утверждал, что в качестве гонорара ему обещали 1% от общих кассовых сборов фильма, но он получил меньше: к примеру, Дэнни Гловер (детектив Тэпп) должен был получить 2% от сборов.
  20. Сцены в ванной комнате снимались в хронологическом порядке, чтобы помочь актерам лучше прочувствовать своих персонажей.
  21. Ли Уоннелл сообщил, что сцена в которой его персонаж окунает руку в унитаз, была придумана под впечатлением от похожей сцены в картине «На игле».
  22. Во время съемок Тобину Беллу пришлось неподвижно лежать на полу в течение шести дней.
  23. Зловещая кукла убийцы является отсылкой к фильму «Кроваво-красное» (1975).
  24. Основная часть съёмок прошла на заброшенном складе. Нужные комнаты отремонтировали для съёмок тех или иных сцен. Только для туалета сделали отдельные декорации.
  25. Авторам идеи Джеймсу Вану и Ли Уоннеллу пришлось переснимать некоторые сцены в то время, когда задействованные актеры были уже недоступны. Съемки велись так, чтобы в кадре не мелькали лица. Все эти сцены были отсняты при участии Уоннелла. Таким образом, актер сыграл Детектива Синга, входящего в здание с дробовиком, а также персонажа Шоуни Смит, кромсающую свою жертву ножом. Чтобы тень на стене была похожа на женскую, Уоннеллу пришлось надевать парик.

Пила: Игра на выживание, 2004

Сцена, в которой Стивен Синг преследует Джона, была снята последней

Сцена, в которой Гордон отключает свет, а затем шепчется с Адамом, надеясь подстроить его смерть, была несколько иной в сценарии. Изначально персонажи должны были отпилить концы у длинной трубы при помощи своих пил и разговаривать через нее. Эта сцена даже была снята, но позже ее вырезали, так как Джеймс Ван решил, что эта сцена породит сюжетные дыры, так как если персонажи могут отпилить кусок трубы, то могут распилить и цепи

Фильм был снят всего за 18 дней

Сцена, в которой Тэпп преследует Зепа на машине, на самом деле была снята в гараже. Несколько человек раскачивали машины, чтобы создать иллюзию движения

Изначально фильм планировалось выпустить только на DVD

Фильм содержит множество отсылок к фильмам Дарио Ардженто. Например, зловещая кукла убийцы является отсылкой к фильму 1975 года Кроваво-красное

Когда агент по кастингу Эми Липпенс поинтересовалась у Джеймса Ванна, кого бы он хотел видеть в роли Аманды, Ван, не задумываясь, ответил: Шоуни Смит, в которую он был влюблён в юности. Спустя пару дней, к большому удивлению Джеймса, Эми сообщила, что Шоуни согласилась сыграть в фильме

Тобину Беллу, исполнителю роли «Конструктора», пришлось неподвижно лежать на полу в течение шести дней. Его не стали подменять манекеном, поскольку создатели ленты не могли позволить себе этого по финансовым соображениям ввиду очень высокой стоимости качественного манекена

О том, что «труп» в центре комнаты на самом деле есть живой человек, Лоуренс и Адам могли догадаться по нескольким фактам. Во-первых, когда Лоуренс взял из рук «трупа» пистолет, чтобы вставить в него патрон и убить Адама, в барабане не было использованных гильз, а значит лежащий на полу человек не стрелял из револьвера. Во-вторых, в аудиоплеере у лежащего человека не было кассеты, а значит он не мог знать, что отравлен

Согласно комментарию на DVD, детские ночные кошмары Джеймса Вана и Ли Уоннелла легли в основу большинства жутких и страшных сцен фильма

Сцены в ванной комнате снимались в хронологическом порядке, чтобы помочь актерам лучше прочувствовать своих персонажей

Так как на грим Тобина Белла уходило несколько часов, а съемочной группе не хотелось делать длительных пауз в съемках, сцена, в которой Джон встает с пола, была снята за один дубль

Ли Уонелл сообщил, что изначально Адам и Лоуренс должны были быть заперты в лифте

Ли Уонеллу пришлось заменять отсутствующих актеров в некоторых сценах. Например, в одной из сцен он играл Аманду

Пила 2, 2005

Когда появились постеры фильма, то на них было написано, что фильм получил рейтинг R, хотя он еще даже не был оценен MPAA

Сценарий фильма - это переработанный сценарий Даррена Линна Баусмана, который он несколько раз предлагал разным студиям, но ему везде отказывали из-за излишней жестокости

В сцене, где Джон вшивает Майклу ключ, Джона играет Даррен Линн Баусман

Фильм был снят всего за 25 дней

Для ямы со шприцами было использовано около 120 тысяч шприцов

Во время съемок сцены, в которой Оби (Тим Бард) пытается вылезти из печи через маленькое окошко, Тим Бард случайно ударил по лицу Гленна Пламмера (Джонас). Из-за этого даже пришлось сделать получасовой перерыв в съемках

Шоуни Смит (Аманда) была беременна во время съемок, но держала это втайне ото всех, включая режиссера. Ее дочь позже проболталась Даррену Линну Баусману во время ленча

Большинство актеров не получили последних 25 страниц сценария. Это было сделано, чтобы сохранить концовку фильма в тайне

Четыре человека в течение четырех дней готовили шприцы для ловушки со шприцами - они заменяли настоящие иглы, чтобы Шоуни не поранилась во время съемок сцены

Весь фильм был снят в одном здании

Некоторые ловушки на самом деле работали именно так, как они работают в фильме. Например, Маска Смерти действительно закрывалась, револьвер стрелял при повороте ключа, а Эммануэль Вогье не могла вытащить руки из коробки с лезвиями без посторонней помощи

Изначальна яма со шприцами представляла собой ванную, полную шприцов, но съемочная группа посчитала, что это не достаточно шокирует зрителя

Изначально Эддисон должна была угодить в другую ловушку. Согласно комментариям на DVD, эта ловушка представляла собой подобие ловушки кресло с ножами из четвертого фильма, только Эддисон должна была надавить лицом на раскаленное железо (что-то вроде вафельницы) вместо ножей

Ловушка коробка с лезвиями предполагалась для Гаса

Когда Джон показывает Эрику дорогу, он говорит, что Мэттьюсу нужен последний дом слева. Это отсылка к фильму 1972 года

Пила 3, 2006

Для съемок сцен в ванной комнате декорации были одолжены у создателей фильма Очень страшное кино 4

Ли Уонелл написал сценарий фильма за одну неделю, положив в основу идеи Джеймса Вана

Даррен Линн Баусман признался, что на фильм очень сильно повлияли мысли фанатов, высказанные на сайте House of Jigsaw

Фильм переделывали семь раз, чтобы получить рейтинг R

Корбетт названа в честь подруги Ли Уонелла Корбетт Так

В изначальной версии классной комнаты Трой должен был висеть на больших крюках, но съемочная группа отказалсь от этой идеи. В другой версии цепи должны были быть продеты через его ногти, зубы и веки

Изначально ловушка, в которую была помещена Керри, должны была вырывать ее конечности, но позже эта ловушка была переделана

Изначально планировалось сделать жертвой для морозильника полицейского. Когда же было принято решение, что в морозильник будет помещена Дэника, то изначально она должна была быть одета в футболку и трусы

Было снято несколько версий сцены, в которой Джефф убивает Джона. Единственное различие между сценами - это оружие, при помощи которого он осуществляет свою месть

Существуют две режиссёрских версии фильма: «Saw III Unrated Edition» и «Saw III Director’s Cut».

Пила 4, 2007

Ли Уоннелл сообщил, что в фильме будут даны ответы на многие вопросы, возникшие в третьей части, а также будет раскрыта связь Конструктора Смерти и Оби из второй части.

К сюжету, по словам Баусмана, был применен новый подход, благодаря чему рукопись стала сложна для восприятия. В фильме будет четыре развивающиеся параллельно истории, и ни одна из них не коснётся темы мучений.

Этот фильм был отправлен в кинотеатры под названием "Angel Fish".

Решение о съемках четвёртого фильма была принято ещё до того, как третий фильм попал в кинотеатры.

Собака, с которой играет Айвен, принадлежит Даррену Линну Баусману.

Изначально Донни Уолберг отказался от роли Эрика из-за плотного графика, поэтому сценаристы раздумывали, какого персонажа они поставят на глыбу льда (варианты предусматривали отца Ригга и Хоффмана). Донни смог выкроить время для фильма после начала съёмок.

Алисон Лютер, которая сыграла Джейн, является племянницей Даррена Линна Баусмана.

Фильм был снят за 32 дня.

Изнасилованных Айвеном женщин, запечатлённых на фотографиях, играют подруга Баусмана, его ассистент и адвокат.

Марк Бург признался, что это его любимая часть серии.

Сюжет хронологически параллелен с действиями третьей части (в конце Страм убивает Джеффа).

Существует альтернативная концовка фильма. Она не была снята до конца. В ней Ригг доходил до своего последнего испытания, но, усвоив уроки, не входил в комнату. Эрик все равно умирал, что Ригг видел сквозь стекло. Не совсем понятно, почему умер Эрик, но можно предположить, что Арт нажал на кнопку раньше, чем время истекло, чем убил и себя (устройством на его шее), и Эрика. От увиденного Ригг в шоке падает на колени. Хоффман отвязывется от кресла и выходит из комнаты. Он наклоняется к Риггу и что-то шепчет ему на ухо, чем вводит его в состояние прострации, шока и ужаса, после чего Хоффман исчезает в лабиринте коридоров. После этого Ригг, немного придя в себя, должен был пройти по коридору и завернуть за угол, где его должен был застрелить Питер Страм.

Пила 5, 2008

По словам режиссёра фильма Дэвида Хэкла, для постановки новых оригинальных ловушек Конструктора в качестве наглядного материала использовался DVD с записями реальных несчастных случаев на производстве, катастроф, и других происшествий.

Ловушку-пресс, погубившую Питера Страма, придумал и нарисовал семилетний сын Дэвида Хэкла — режиссёра картины.

Когда агент Страм спускается в подвал дома в котором происходили события первой части, на полу дорожка крови, которую оставил доктор Гордон.

Сцена, в которой Хоффман покидает Гидеон с Корбетт и разговаривает с Фиском, изначально была в концовке четвёртого фильма, но позже была вырезана. Отсняты были только два секундных эпизода — входящий в комнату с последней игрой Джеффа Страм и стоящий у койки Конструктора Джефф

Дэнни Гловеру было сделано предложение сыграть Тэппа во флэшбэке, но ему пришлось отказаться из-за съемок в фильме Слепота

На фотографии, стоящей на столе у Эриксона, запечатлен Марк Ролстон со своей настоящей женой.

В последней ловушке вместо искусственной крови была использована кровь животных. Дэвид Хэкл позже признался, что они бы никогда так не поступили, если бы знали, какой от неё исходит ужасный запах.

В этой части фраза «Игра закончена» произносится один раз, и произносит её агент Страм.

В режиссёрской версии отсутствовал эпизод, как Страм открывает дверь и входит в комнату с Джеффом, Линн, Конструктором и Амандой. Так же было заметно, что голос Конструктора на протяжении всего фильма был растянут, как и в оригинальной дорожке, так и в русском дубляже он более грубый и угрожающий.

Примерно на 13 минуте в сцене, когда Джил приходит к адвокату, и тот включает запись, где Джон оставил ей сообщение можно заметить следующее. Запись находится в 3D формате, это можно увидеть надев стерео очки (к+с).

Пила 6, 2009

После титров в режиссёрской версии «Unrated Cut» есть «постскриптум», в котором Аманда через замочную скважину предупреждает дочь Джеффа, сидящую взаперти, чтобы та не доверяла тому, кто её спасёт, а затем кадр, где Марк выносит дочь Джеффа из здания (сцена из «Пилы 5» в другом ракурсе).

Фильм был запрещен к прокату в Испании и Белоруссии.

Изначально было сказано, что Дэвид Хэкл будет режиссёром и пятого, и шестого фильмов, однако позже было объявлено, что Дэвид будет работать только над пятым фильмом. Кевин Гротерт — редактор всех частей серии. Он был с ней с самого начала. Тобин Белл сказал, что именно Кевин создаёт замечательную атмосферу серии. Пила VI стала дебютом Кевина в качестве режиссёра.

14 июля 2009 года стало известно о том, что Пила 6 — не последний фильм из этой серии. Не успев выпустить шестую часть, сценаристы уже вовсю придумывали продолжение.

Из-за недочета в русском дубляже многие считают Памелу Дженкинс подругой Уильяма, тогда как на самом деле она его сестра.

Также известно, что кастинг главной героини, Симоны транслировался на телеканале MTV в телепередаче «Королевы Крика».

Начальная сцена, где два персонажа должны заплатить за спасение плотью является отсылкой к Шекспировской пьесе Венецианский купец, в которой должник, не уплативший долга в срок, должен был заплатить фунтом собственной плоти.

Единственный фильм серии, получивший в Испании рейтинг "X", что резко сократило количество кинотеатров, способных его показывать. Стоит отметить, что до этого такой рейтинг в Испании получали лишь порнографические фильмы

Костас Мэндилор вплоть до премьеры не знал, выжил ли Хоффман или нет, так как они сняли несколько разных концовок

На столе в офисе у Вильяма стоят несколько статуэток. Одна из них - CN Tower из Торонто, в котором были сняты все фильмы, кроме первого

В одной из первых версий сценария, Хоффман должен был бороться с мафией

Пока это первый фильм в серии, где на ловушках используюся электронные таймеры

Последний фильм серии, где оператором был Дэвид Армстронг (он был с серией с самого начала)

Пока это первый фильм в серии, в котором Джон сам появляется на экране телевизора, чтобы донести правила

Пока это первый фильм в серии, в котором используется ловушка, появлявшееся в серии раньше (разрыватель челюсти)

На комментариях к фильму, Кевин Гротерт заметил, что в сцене, где Аманда трясется от ломки, Шоуни Смит на самом деле тряслась от холода, так как в Торонто была низкая температура, а снимали сцену на улице

Первый фильм в серии, в финале которого нет правил для последней ловушки

Сцена после титров в режиссерской версии должна была быть другой - Корбетт должна была петь песенку, и Аманда должна была песть вместе с ней, чтобы успокоить девочку

Во время разговора Вильяма и Джона на банкете, на заднем плане в толпе людей стоят Аманда и Джилл. Должна была начаться сцена между Джилл и Амандой, но она была вырезана. На комментариях было сказано, что очень много сцен с Амандой были вырезаны

Изначально планировалось сделать Джилл таким же лидером игр, как и Джона. От этой идеи позже отказались

В фильме должен был быть флэшбэк свадьбы Джилл и Джона

Ведущий новостей, который сообщает, что игры, несмотря на смерть Пилы, продолжаются - настоящий канадский телеведущий

Изначально планировалось раскрыть, что смерть Перез сфальсифицирована еще в пятом фильме. Также изначально планировалось, что это была идея Страма

Сценаристы хотели изменить третий фильм, раскрыв, что это Джон сбил Дилана (и тогда русский перевод третьей части стал бы правильным). От этой идеи затем отказались

Изначально Бренту должно было быть около 7-8 лет



Рассказать друзьям