Какая характеристика не относится к оценочной деятельности. Оценочная деятельность в Российской Федерации: регулирование и организация

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

1. Понятие оценочной деятельности

Вещные права

Права требований

Работы, услуги, информация.


2. Субъекты оценочной деятельности

Оценочная деятельность – это деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости.

Рыночная стоимость – это наиболее вероятная цена, по которой объект оценки может быть отчуждён на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине сделки не отражаются чрезвычайные обстоятельства, т. е. один из сторон сделки не обязан отчуждать, а другая принимать объект оценки.

Стороны сделки хорошо осведомлены о предмете и действуют в своих интересах. Объект оценки представлен на открытом рынке в форме публичной оферты.

Цена сделки представляет собой разумное вознаграждение без принуждения к совершению сделки. Платёж за объект выражен в денежной форме.

Субъекты оценочной деятельности – с одной стороны – физические и юридические лица (индивидуальные предприниматели), деятельность которых регулируется оценочным законодательством (оценщики), а с другой стороны потребители их услуг (заказчики).


3. Объекты оценочной деятельности

Оценочная деятельность – это деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости.

Рыночная стоимость – это наиболее вероятная цена, по которой объект оценки может быть отчуждён на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине сделки не отражаются чрезвычайные обстоятельства, т. е. один из сторон сделки не обязан отчуждать, а другая принимать объект оценки.

Стороны сделки хорошо осведомлены о предмете и действуют в своих интересах. Объект оценки представлен на открытом рынке в форме публичной оферты.

Цена сделки представляет собой разумное вознаграждение без принуждения к совершению сделки. Платёж за объект выражен в денежной форме.

Объекты оценочной деятельности:

Отдельные материальные объекты (вещи)

Совокупность вещей, составляющих имущество лица

Вещные права

Права требований

Работы, услуги, информация.
4. Виды стоимости, определяемые в процессе оценки.


  1. Рыночная стоимость – это наиболее вероятная цена, по которой объект оценки может быть отчуждён на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине сделки не отражаются чрезвычайные обстоятельства, т. е. один из сторон сделки не обязан отчуждать, а другая принимать объект оценки.

  2. стоимость объектов с ограниченным рынком (оружие, наркотики)

  3. стоимость объектов для целей налогообложения

  4. Ликвидационная стоимость - представляет собой чистую сумму, которую собственник объекта может получить при ликвидации этого объекта и распродажи его активов. Различают упорядоченную и принудительную ликвидацию.
1) упорядоченная ликвидация - означает, что распродажа активов производится в течение периода достаточного для того, чтобы получить наивысшую возможную цену за каждый вид активов

2) принудительная ликвидация - означает, что активы распродаются на столько быстро, на сколько это возможно, часто, одновременно и на одном аукционе


  1. утилизационная стоимость – стоимость материалов из которых состоит объект плюс затраты на утилизацию

  2. инвестиционная стоимость – стоимость объекта исходя из конкретных целей конкретного лица (может быть больше рыночной). Инвестиционная - стоимость объектов недвижимости для конкретного инвестора. Она, как правило, выше обоснованной рыночной стоимости.

  3. Балансовая (бухгалтерская) - определяется исходя из балансового отчета по объекту недвижимости, как сумма его активов за вычетом накопленного износа с учетом сумм краткосрочных и долгосрочных обязательств. Обязательства оцениваются по номинальной стоимости согласно стоимости кредитных договоров.

  4. Восстановительная стоимость. (Стоимость воспроизводства или замещения).
Восстановительная стоимость определяется затратами текущих цен на строительство объекта. Стоимость воспроизводства - стоимость строительства в текущих ценах точной копией оценивания объекта с использованием таких же архитектурных решений, строительных конструкций и материалов.

Стоимость замещения рассчитывается как сумма расходов в текущих ценах на строительство объекта, имеющего с оцениваемым эквивалентную полезность, но построенного в современном архитектурном стиле с использованием прогрессивных материалов и конструкций.


  1. специальная стоимость – стоимость не подходящая под определение приведенных выше видов
Страховая стоимость определяется на основе либо полной стоимости воспроизводства, либо полной стоимости замещения объекта.

Залоговая стоимость используется в сфере ипотечного кредитования и определяется на основе рыночной стоимости.

Критерии рыночной стоимости включают:

1.Типичная мотивация

2.Информирование сторон

3.Период предложений к продаже

4.Условия продажи

Элементы стоимости:

2.Полезность

3.дифицитность

4.передаваемость


5. Случаи обязательной оценки.

Основания проведения оценки. Наиболее часто встречающиеся основания это:


  1. договор между оценщиком и заказчиком.

  2. решение суда

  3. решение органа государственной власти
Основания для проведения оценки объекта оценки (ФЗ статья 9)

Основанием для проведения оценки объекта оценки является договор между оценщиком и заказчиком.

Договором между оценщиком и заказчиком может быть предусмотрено проведение данным оценщиком оценки конкретного объекта оценки, ряда объектов оценки либо долговременное обслуживание заказчика по его заявлениям.

В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, оценка объекта оценки, в том числе повторная, может быть проведена оценщиком на основании определения суда, арбитражного суда, третейского суда, а также по решению уполномоченного органа.

Проведение оценки объектов оценки является обязательным в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям, в том числе:

1. при определении стоимости объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, в целях их приватизации, передачи в доверительное управление либо передачи в аренду;

2. при использовании объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям, в качестве предмета залога;

3. при продаже или ином отчуждении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям;

4. при переуступке долговых обязательств, связанных с объектами оценки, принадлежащими Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям;

5. при передаче объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, в качестве вклада в уставные капиталы, фонды юридических лиц,

а также при возникновении спора о стоимости объекта оценки, в том числе:

6. при национализации имущества;

7. при ипотечном кредитовании физических лиц и юридических лиц в случаях возникновения споров о величине стоимости предмета ипотеки;

8. при составлении брачных контрактов и разделе имущества разводящихся супругов по требованию одной из сторон или обеих сторон в случае возникновения спора о стоимости этого имущества;

9. при выкупе или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации изъятии имущества у собственников для государственных или муниципальных нужд;

10. при проведении оценки объектов оценки в целях контроля за правильностью уплаты налогов в случае возникновения спора об исчислении налогооблагаемой базы.
6. Недвижимое и движимое имущество.

Статья 130. Недвижимые и движимые вещи (ГК РФ)

1. К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

(в ред. Федерального закона от 30.12.2004 N 213-ФЗ)

К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.

2. Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом. Регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законе.


7. Нормативно-правовая база оценки имущества в РФ.

Основные документы, регламентирующие ОД:


  1. ФЗ №135 –ФЗ «об оценочной деятельности в РФ»

  2. Стандартами оценочной деятельности определяются требования к порядку проведения оценки и осуществления оценочной деятельности.
Стандарты оценочной деятельности подразделяются на федеральные стандарты оценки и стандарты и правила оценочной деятельности.

Федеральные стандарты оценки разрабатываются Национальным советом с учетом международных стандартов оценки.


  1. Гражданский кодекс РФ – основной свод законов.

  2. Ведомственные постановления

8. Современное состояние рынка оценки в РФ.

Отправной точкой для возникновения оценки в современной России явился 1998 год, когда вышел ФЗ №135-ФЗ «об оценочной деятельности в РФ». В настоящее время средний объем рынка оценочных услуг в России составляет 400-500 млн у.е. в год.

Около 40% всех оценочных услуг оказывается в центральном федеральном округе, 19% - приволжском федеральном округе, меньше всего на Дальнем востоке.
9. Государственное регулирование оценки имущества в РФ.

Основными отличительными особенностями оценочной деятельности, которые обуславливают необходимость её регулирования является:


  1. Принципиально новая значимость этого вида деятельности РФ

  2. Влияние оценки практически на все сферы экономической деятельности.

  3. Междисциплинарный, межведомственный характер.
Полноценное формирование и совершенствование оценочной деятельности требует выполнение следующих основных принципов:

  1. Оценка имущества является профессиональным видом деятельности.

  2. Оценка также является научным направлением со своей методологией, терминологией и принципами исследований.

  3. Базируясь на мировом опыте, развитие оценки в России необходимо создавать национальную систему оценки со своими особенностями. При этом недопустимо слепое копирование зарубежного опыта, с другой стороны создание принципиально новых подходов, неучитывающих обще мировые тенденции.

  4. Восстановление и развитие оценки возможно только в условиях рыночных отношений, при чётком определении роли и места государства в вопросах ценообразования и правового регулирования.

  5. Формирование оценки возможно только на основе правового, методологического и информационного пространства на всей территории РФ.

  6. Оценка как профессиональный вид деятельности должна отвечать текущим экономическим потребностям, а также учитывать как региональные так и отраслевые особенности.

  7. Основной функцией гос-ва при формировании системы оценки является создание системы правового регулирования этого вида деятельности.

  8. Оценкой могут заниматься как гос-ые так и частные оценщики, при этом и те и другие должны иметь равные возможности для реализации своих профессиональных навыков и работать в общем пространстве.
Основными инструментами гос. регулирования оценочной деятельности являются:

  1. Лицензирование

  2. Система стандартов

  3. Система сертификации и качества услуг

  4. Классификация учебных программ, подготовка оценщиков.

  5. Создание условий для развития и становления само регулируемых профессиональных объединений оценщиков

  6. Организация процесса включение процедур и методов профессиональной оценки в общее законодательство
7.Контроль за исполнением законодательства

Для реализации этих задач в структуре исполнительной власти создан единый орган, осуществляющий координацию работ в области оценке ППРФ №932 от 20. 08. 99 г. установило таким органом Министерство Имущественных Отношений РФ.

В связи с административной реформой в мае 2004 это Министерство было ликвидировано, а в замен создано Федеральное агентство по управлению имуществом РФ, ведомства РФ, субъектов РФ не должны стремиться к созданию собственных систем оценок. На федеральном уровне закреплен запрет на создание ведомственных систем, противоречащих системе общественных федеральных стандартов.

Необходимо учитывать из функций гос-х ведомостей те работы по оценке которые в эффективной построенной системе должны выполнять независимые профессиональные оценщики.

При этом учёт специфических особенностей отраслей видов деятельности, требует разработки отраслевых нормативных актов, в которых должны участвовать ведомства хорошо знающие специфику конкретных видов имущества, кроме того ведомства на всех уровнях должны осуществлять контроль за правильностью проведённых оценок.

Они должны выступать в качестве организаторов оценочного процесса, квалифицированно выполнять постановку задач и приёмку выполненных работ, позволяющим исключить режим наибольшего благоприятствования для одной или нескольких оценочных компаний и создание искусственных припятствований для остальных оценщиков является проведение конкурсов или тендров на право проведения конкурентных оценок для нужд гос-ва.

Важная роль ведомств всех уровней заключается в создании и эксплуатации информационных систем.

Создание этих систем за счёт только бюджетных средств врят ли осуществимо, поэтому наиболее неперспективный путь – это объединение усилий как частных так и гос. структур.

Гос-ые и частные оценщики являются равноправными участниками оценочной деятельности. При этом одной из задач негосударственных оценщиков является обеспечение согласования результатов налоговых оценок, в случае несогласия клиента с результатами полученными гос. оценщиками.

Определенная федеральным законодательством система гос. регулирования оценочной деятельности включает:


  1. лицензирование оценочной деятельности

  2. разработки и принятие нормативно-правовых актов, в том числе методических рекомендаций стандартов оценки

  3. контроль за осуществлением оценочной деятельности.

  4. согласование перечня требований предъявляет к образовательным учреждениям, осуществляющим проф-ю подготовку в области оценки.

  5. взаимодействие с само регулируемыми организациями оценщиков и координации совместной деятельности.
Согласно ФЗ «об оценочной деятельности» проведение обязательной оценки независимыми оценщиками является обязательной в случае:

  1. при определении ст-ти объектов принадлежащих РФ, субъектам РФ и муниципальным образованиям в целях: приватизации, передачи в доверительное управление или в аренду. В случае приватизации в соответствии с ФЗ «о приватизации гос-го и мун-го имущества» начальная цена приватизируемого имущества устанавливается на основании отчета об оценки

  2. при использовании объектов принадлежащих РФ, субъектам РФ и муниципальным образованиям в качестве предмета залога

  3. при продажи или ином отчуждении объектов

  4. при переуступке долговых обязательств, связанных с объектами принадлежащими РФ, субъектам РФ и мун-м образованиям

  5. при передачи объекта принадлежащего РФ, субъектам РФ и мун-м образованиям в качестве вклада в уставные капиталы и фонды юр-х лиц, а так же при возникновении спора по ст-ти объектов оценки, в том числе при национализации имущества и при изъятии имущества для гос-х и мун-х нужд путём выкупа.
Принудительное изъятие имущества у собственника производится в случае:

  1. обращение взыскано на имущество по обязательствам

  2. отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу.

  3. отчуждение недвижимости в связи с изъятием з/у.

  4. выкуп из

  5. конфискация
Кроме перечисленных случаев необходимость обязательной оценки предусмотрена рядом других законов:

ФЗ «об АО» устанавливает привлечение независимого оценщика. В случае определения цены выкупа акций обществом у акционеров


10. Регулирование оценочной деятельности со стороны саморегулируемых организаций.

В настоящее время основной функцией по контролю за оценочной деятельностью переданы от государственной организации саморегулиремым организациям. Это произошло после внесений изменений в федеральный закон об оценочной деятельности, вступившее в силу с 1 июня 2006г. Согласно этому закону саморегулируемая организация оценщиков - некоммерческая организация, включенная в единый государственный реестр саморегулируемой организации оценщиков и объединений оценщиков на условиях членства.

Статус саморегулируемой организации приобретен с момента включения организации в единый государственный реестр саморегулируемой организации оценщиков. Основой для включения некоммерческой организации в единый реестр, регулируемой организации является:

Объединение в такой организации не менее 300 лиц являются ее членами.

Наличие компенсационного фонда.

Наличие органа управления и структурных подразделений.

Наличие стандартов и правил оценочной деятельности, утвержденный в соответствии законодательством.

Работники саморегулируемой организации оценщиков не в праве осуществлять оценочную деятельность. Ликвидация некоммерческих организаций осуществляется ликвидационной коммисией, в которой обязательно должен быть включен представитель национального совета по оценочной деятельности.

Функции СОО:

1) разработка и утверждение стандартов и правил оценочной деятельности, правил деловой, профессиональной деятельности.

2) Разработка и утверждение правил и условий приема члены саморегулируемой организации оценщиков. Установление размере членских взносов на порядке их внесения.

3) Представление интересов своих членов в отношениях с федеральными органами государственной власти.

4) Контроль за соблюдением своими членами требований законодательства стандартов и правил оценочной деятельности, правил деловой профессиональной этики.

5) Прием и исключение из членов саморегулируемой организации.

6) Ведения реестра членов саморегулируемой организации.

7) Организация информационного и методического обеспечения своих членов.

Права саморегулируемой организации оценщиков.

1) Представление интересов своих членов в их отношении с органами власти.

2) Оспаривать в судебном порядке акты государственной власти и действия/ бездействие ее органов, нарушающие права и интересы членов саморегулируемой организации оценщиков.

СОО обязана:


  1. соблюдать требования законодательства РФ

  2. формировать компенсационный фонд для обеспечения ответственности своих членов перед потребителями услуг

  3. осуществлять контроль за соблюдением своими членами законодательства РФ, стандартов и правил оценочной деятельности, а также правил деловой и проф этики

  4. применять меры дисциплинарного воздействия, предусмотренные законодательством и внутренними документами организации

  5. сообщать в уполномоченный федеральный орган по надзору за деятельностью СОО о возникновении несоответствия требованиям законодательства

  6. отказать в принятие в члены СОО в установленных случаях

  7. исключать из членов СОО за нарушения требования законодательства, стандартов и правил оценочной деятельности, а также правил деловой и проф этики

  8. вести реестр членов СОО

  9. организовывать проведение проф переподготовки оценщиков
Некоммерческая организация в праве подать заявление о ее включении в единый реестр СОО. Уполномоченный фед орган принимает решение о включении или об отказе о включении в единый реестр СОО. В течении 7 дней, начиная с даты предоставления следующих документов:

  1. заявление

  2. учредительные документы

  3. копия свидетельства о постановке на налоговый учет

  4. копии документов об образовании, подтверждающие получение проф знаний в области оценки членами СОО

  5. копии положений о коллективном органе управления, о структурном подразделении, осуществляющем контроль за деятельностью членов и о дисциплинарном комитете

  6. копии справок об отсутствии у членов организации неснятых или непогашенных судимостей за преступления в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления

  7. копии документов, подтверждающие формирование компенсационного фонда

  8. копии заявлений ее членов о вступлении в эту организацию

  9. копия реестра членов некоммерческой организации
Решение уполномоченного фед органа об отказе в вкл некоммерческой организации в единый реестр СОО может быть принято по след причинам:

  1. некоммерче6ская организация не соответствует требованию законодательства

  2. некоммерческая организация предоставила не все документы или предоставила документы с неверными сведениями

11. Общая характеристика процесса оценки. Основные этапы.

В процессе оценки можно выделить 6 этапов:


  1. Постановка задач. Данный этап включает в себя:
формирование цели оценки

Определение вида стоимости

Идентификация объекта и прав, связанных с ним

Определение даты оценки

При оценке важно физически идентифицировать имущественный объект и определить связанные с ним юридические права. Размер и характеристики реального актива следует тщательно выявить и измерить. Связанные с объектом права могут предоставлять собой дело долю в совместной аренде или партнерстве. Юридические ограничения могут лимитировать масштабы использования объектов. Принципы сбалансированности, экономического размера и экономического разделения позволяют установить какие виды данных следует собирать.

Принцип изменения повышает для оценщика значение выбора эффективной оценки. Поскольку условия и допущения со временем обычно меняется, клиент должен знать те временные рамки, внутри которых оценка стоимости остается достоверной


  1. Заключение договора на оценку. Договором между оценщиком и заказчиком может быть предусмотрено проведение данным оценщиком оценки конкретного объекта оценки, ряда объектов оценки либо долговременное обслуживание заказчика по его заявлениям.
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, оценка объекта оценки, в том числе повторная, может быть проведена оценщиком на основании определения суда, арбитражного суда, третейского суда, а также по решению уполномоченного органа.

Суд, арбитражный суд, третейский суд самостоятельны в выборе оценщика. Расходы, связанные с проведением оценки объекта оценки, а также денежное вознаграждение оценщику подлежат возмещению (выплате) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Договор №

ООО «Лютик» в лице генерального директора Пупкина А.Н. действующего на основании устава с одной стороны (именуемой в дальнейшем оценщик) и ООО «Ромашка» в лице своего генерального директора Зернова М. Ю. действующего на основании устава (именуемый в дальнейшем заказчик) заключили договор о нижеследующем.

Оценщик обязуется определить рыночную стоимость торгового центра по адресу… и обладающего характеристиками…

Оценщик имеет право… (перечислить права)

Оценщик имеет обязанности… (перечислить обязанности)

По результатам оценки оценщик предоставляет отчёт заказчику.

Договор заключён на …

Реквизиты сторон

Техническое задание на проведение оценки…

Договор заключается в простой письменной форме и не требует нотариального удостоверения.

Основание заключения договора

Вид оценки объекта оценки

Вид определения стоимости объекта оценки

Размер денежного вознаграждения за проведение оценки

Сведения о страховании гражданской ответственности (если страхование присутствует)


  1. Осмотр объекта. На этом этапе оценщик в присутствии представителя заказчика, осматривает объект в натуре, составляет его описание, делает необходимое фотографирование и составляет представление с физического состояния объекта.

  2. Сбор, проверка и анализ данных.Расчет стоимости объекта начинается всегда с анализа наилучшего и наибольшего эффективного использования. Наилучшее и наибольшее эффективное использование объекта, законодательно разрешенное финансово-выгодный и физически осуществимый способ использ. объекта при котором его стоимость становится максимальной. После определения наилучшего/ наибольшего эффективного использования стоимости объекта рассчитывается всеми 3 подходами:
Сравнительный

Доходный

Затратный

В случае если стоимость объекта невозможно рассчитать к.-л. подходом оценщик должен в отчете обосновать отказ от к.-л. подхода. В итоге происходит согласование результатов и вывод итоговой величины стоимости объекта.


  1. Подготовка отчета. Основным документом, в котором отражаются результаты оценки, является отчет, создаваемый в 2х экземплярах, один из которых остается заказчику. Отчет об оценке не должен допускать неоднозначное толкования или вводить.
В отчете в обязательном порядке указывается:

Дата проведения оценки

Используемые стандарты, цели и задачи.

Приводятся иные сведения, необходимые, по мнению оценщика для полного толкования результатов оценки.

В случае если при проведении оценки, определяется не рыночная, а иная стоимость, в отчете должны быть указаны причины, отступления от рыночной стоимости.

В отчете должны быть указаны:

Дата составления, порядковый номер

Основания на проведение оценки

Место нахождения оценщика и сведения о его членстве саморегулир организации.

Точное описание объекта оценки, в отношении объекта оценки, принадлежащие физическому лицу, реквизиты юридического лица.

Стандарты оценки, используют при расчетах, перечень исходных данных, используемых при проведении оценки, а так же, приняты в процессе оценки допущения.

Послед определения стоимости объекта и ее итоговые величины.

Дата определения стоимости объекта.

Перечень документов, используемые оценщиком, и устанавливаемые количественные и качественные характеристики объектов.

Отчет так же может содержать иные сведения, являющиеся, по мнению оценщика, существенно важным для полноты отражения, примененного им методы оценки.

Отчет должен быть:

Пронумерован

Прошит


Подписан оценщиком

Скреплен печатью

Итоговая величина рыночной стоимости указана в отчет, признается достоверность, и рекомендуемый для совершения сделок, если законом не предусмотрено иное.

В случае наличия, спора о достоверности, величины рыночной стоимости, указанной в отчете, указанный спор, подлежит распоряжению в судебном порядке.

Рыночная стоимость - это наиболее вероятная цена, которую можно получить от продажи имущества на конкурентном и открытом рынке при соблюдении условий “ равновесия ”, т.е. продавец и покупатель действуют рационально, информирован, а при обсуждении цены стороны не испытывают давления каких-либо чрезвычайных обстоятельств. Данное определение стоимости включает представление о “нормальной “ (равновесной) сделке как о передаче титула собственности от продавца к покупателю в определенный момент времени при выполнении следующих условий:

Мотивация продавца и покупателя является типичной;

Обе стороны хорошо информированы, например квалифицированными консультантами, и действуют целесообразно пониманию своего интереса; имеется достаточное время, чтобы выявить реакцию рынка на сделанное предложение;

Платеж осуществляется наличными деньгами или другим наличным способом;

Компенсация продавцу за отчуждаемое имущество полностью представлена договорной ценой без каких-либо дополнительных уступок и связанных льгот.

Контрольно-оценочная деятельность представляет собой профессиональную работу, направленную на установление инвестиционной, ликвидационной, рыночной, кадастровой и прочей стоимости, предусмотренной нормами. Ее могут выполнять компетентные физлица, застраховавшие ответственность. Гражданин может работать самостоятельно как частнопрактикующий субъект, а также в соответствии с трудовым договором.

135-ФЗ "Об оценочной деятельности"

Нормативный акт устанавливает правовые основы работы с объектами, принадлежащими государству, регионам, МО, организациям и гражданам. Оценочная деятельность в Российской Федерации регламентируется также иными документами, в том числе международными договорами. Рассмотрим подробнее основные положения 135-ФЗ "Об оценочной деятельности".

Объекты

Оценочная деятельность в Российской Федерации осуществляется в отношении:

  1. обязательств (задолженности).
  2. Отдельных материальных объектов (вещей).
  3. Права собственности и прочих юридических возможностей на имущество либо отдельные его компоненты.
  4. Совокупности вещей (движимых и недвижимых).
  5. Работ, информации, услуг.
  6. Прочих участвующих в соответствии с нормами в обороте.

Право на проведение процедуры

РФ, ее субъекты или МО, а также организации и физлица могут обращаться к компетентным лицам для выполнения ими оценки любых объектов, принадлежащих им, на условиях и по основаниям, установленным в рассматриваемом Законе. Данное право считается безусловным. Оно не зависит от порядка выполнения статистического, бухгалтерского учета и составления отчетности, определенного в нормах. Право распространяется и на осуществление повторной оценки. Результаты процедуры могут использоваться при корректировке сведений бухгалтерской отчетности. В случае несогласия заинтересованные субъекты могут обжаловать заключение в установленном нормами порядке.

Обязательность выполнения

Нормативный акт "Об оценочной деятельности в РФ" определяет условия, при которых процедура проводится в принудительном порядке. В частности, она обязательна, если в оборот вовлекаются объекты, полностью или частично принадлежащие государству, МО или регионам. Оценочная деятельность осуществляется при:

  1. Использовании имущества в качестве предмета залогового договора.
  2. Продаже либо другом отчуждении объектов.
  3. Переуступке обязательств по задолженности.
  4. Передаче имущества в качестве вклада в капиталы, фонды организаций.

Данная работа является обязательной при возникновении споров о стоимости объекта, в том числе:

  1. В ходе национализации.
  2. При ипотечном кредитовании организаций и граждан при наличии разногласий о размере стоимости предмета договора.
  3. При составлении брачного контракта и разделе имущества в процессе развода.
  4. При изъятии объекта из муниципального или государственного пользования.
  5. Для обеспечения контроля правильности отчисления налогов при наличии разногласий о начислении базы.

Информационная открытость работы

В целях исполнения положений ФЗ "Об оценочной деятельности" заказчик должен включить сведения об отчете проведенной процедуры в Единый реестр в десятидневный срок с даты его принятия. В базу вносятся сведения о:

  1. Дате составления и порядковом номере отчета.
  2. Основаниях для выполнения процедуры.
  3. Оценщике (ФИО, ИНН (при наличии), страховой номер в системе ОПС).
  4. Членстве специалиста в саморегулируемой организации.
  5. Объекте оценки в соответствии с выполненным отчетом.
  6. Дате установления стоимости имущества.
  7. Рыночной цене объекта.
  8. Экспертном заключении по отчету (дата составления, номер).
  9. Реквизитах юрлица и балансовой стоимости объекта - для имущества, принадлежащего организации.
  10. Экспертах (ФИО, ИНН, страховой номер).

В соответствии с ФЗ "Об оценочной деятельности" заказчик, кроме приведенных выше данных, должен включать в Единый реестр отчет, если процедура являлась обязательной (в случаях, указанных выше). Внесение информации федеральными исполнительными органами, региональными и местными структурами власти осуществляется бесплатно. При наличии в отчете и сведениях о нем данных, относящихся к гостайне, публикации подлежат только части, не содержащие их.

Основания для проведения процедуры

Оценочная деятельность выполняется в соответствии с договором. Он заключается заказчиком со специалистом либо с организацией, в которой работает компетентное лицо по трудовому контракту. В предусмотренных нормами случаях оценочная деятельность, повторная в том числе, может осуществляться на основании решения суда (арбитражного, третейского, общей юрисдикции) или иного уполномоченного органа. Инстанции, осуществляющие разбирательство гражданских, экономических и иных споров, самостоятельны в выборе специалиста. Затраты, понесенные в связи с выполнением процедуры, а также вознаграждение исполнителю возмещаются в порядке, определенном нормами.

Особенности оформления договора

Закон "Об оценочной деятельности" устанавливает требования к содержанию соглашения между заказчиком и исполнителем. Договор составляется в письменном виде. В нем должны присутствовать:

  1. Цель выполнения процедуры.
  2. Описание объекта (одного или нескольких). Информация должна приводиться таким образом, чтобы можно было однозначно идентифицировать имущество.
  3. Вид стоимости, который будет определяться.
  4. Величина вознаграждения исполнителю.
  5. Данные об обязательном страховании ответственности исполнителя.
  6. Название саморегулирующей организации, в которой состоит оценщик.
  7. Указание на стандарты, подлежащие применению при выполнении процедуры.
  8. Размер, основания и порядок возникновения дополнительной ответственности исполнителя, с которым заключено соглашение.
  9. Сведения о независимости организации, в которой оценщик работает на основании трудового контракта.
  10. Данные о соглашении страхования ответственности за нарушение условий сделки, причинение ущерба имуществу сторонних субъектов при невыполнении требований рассматриваемого нормативного акта, стандартов и прочих норм права.

Закон "Об оценочной деятельности" предписывает также включать в договор информацию об исполнителе, в том числе ФИО.

Нюансы

В отношении объектов, которые принадлежат государству, регионам или МО, договор на выполнение процедуры от имени заказчика должен заключаться лицом, уполномоченным владельцем имущества на совершение сделок с ним, если иное не предусматривается нормативными актами. В качестве даты определения стоимости выступает день, в который установлена цена.

Отчет

Закон "Об оценочной деятельности" устанавливает требования к итоговому документу, оформляемому по результатам выполненной процедуры. Отчет должен формироваться на бумажном носителе или в электронной форме. Составление документа осуществляется в соответствии со стандартами, положениями нормативных актов федерального органа, уполномоченного на регулирование оценочной деятельности. В отчете не должно присутствовать сведений, допускающих неоднозначного толкования или вводящих в заблуждение. В документе указывают дату выполнения процедуры, стандарты, которые были использованы, задачи и цели, прочие сведения, необходимые для полного и недвусмысленного отражения результатов. В отчете также должны присутствовать:

  1. Дата составления и номер акта.
  2. Основания для выполнения процедуры.
  3. Данные об исполнителе, в том числе ФИО, контактная информация, сведения о его членстве в саморегулируемой организации.
  4. Цель процедуры.
  5. Сведения о независимости юрлица.
  6. Точное описание имущества. В отношении объекта, который принадлежит юрлицу, - реквизиты организации и балансовая стоимость (при наличии).
  7. список использованных данных с указанием на их источники, допущения, принятые при выполнении процедуры.
  8. Последовательность установления стоимости имущества, итоговая ее сумма, пределы и ограничения использования полученных результатов.
  9. Дата определения цены объекта.
  10. Список документов, использованных исполнителем и устанавливающих качественные и количественные характеристики имущества.

Федеральный Закон "Об оценочной деятельности" допускает включение в отчет и иных сведений, если они, по мнению специалиста, являются существенными и способствуют более полному отражению метода расчета, примененного им.

Дополнительные правила

Если отчет составляется в электронной форме, он должен подписываться усиленной цифровой подписью в порядке, установленном действующими нормативными актами. В случаях, установленных рассматриваемым ФЗ, правовыми документами уполномоченного органа фед. власти, заключение подлежит опубликованию. Порядок издания определяется указанной федеральной структурой.

Достоверность информации

Оценка и оценочная деятельность являются достаточно трудоемкими и требуют большого внимания и высокого профессионализма исполнителя. Определенный по результатам процедуры итоговый размер рыночной либо иной стоимости объекта, указанный в отчете, сформированном в порядке и на основании, предусмотренными в действующих нормах, считается рекомендуемым для использования при совершении сделок и достоверным, если судом или иным уполномоченным органом не установлено иное. В законодательстве устанавливается срок, в течение которого информация заключительного документа может применяться заинтересованными субъектами. Итоговый размер рыночной либо другой стоимости, определенный в отчете, кроме кадастровой, считается рекомендуемым для использования при совершении гражданско-правовых сделок, установления начальной цены объекта конкурса или аукциона в течение полугода. Исчисление срока осуществляется с даты формирования заключительного документа. В законодательстве может предусматриваться и иной период.

Определения

Оценочная деятельность осуществляется для установления рыночной, ликвидационной или иной стоимости имущества. Под первой следует понимать наиболее вероятную цену объекта, по которой он может отчуждаться в конкурентных условиях при разумных действиях сторон сделки, когда имеется вся необходимая информация, а на ее размере не отражаются никакие чрезвычайные обстоятельства. Рыночная стоимость определяется в случаях, когда:

  1. Один из участников отношений не обязан отчуждать, а другой - принимать объект.
  2. Стороны осведомлены о предмете сделки и совершают действия в собственных интересах.
  3. Объект представлен на рынке через публичную оферту, типичную для аналогичного имущества.
  4. Цена сделки является разумным вознаграждением, отсутствует принуждение к ее совершению.
  5. Платеж за объект выражается в денежной форме.

Другие категории

Ликвидационная стоимость - расчетная величина, которой отражается наиболее вероятная цена, по которой имущество может отчуждаться в течение срока экспозиции. При этом существуют обстоятельства, при которых владелец вынужден осуществить сделку. устанавливается в результате выполнения государственной оценки либо при рассмотрении споров о ее величине, либо определяется в случаях, предусмотренных ст. 24_19 ФЗ №135. Целью процедуры может выступать формирование инвестиционной цены объекта. Под ней следует понимать стоимость объекта для конкретного субъекта либо группы лиц, при установленных ими целях использования данного имущества.

Заключение

В нормативном акте, включающем требование об обязательном выполнении оценки, или в договоре может быть не установлен вид цены, подлежащий определению. В таком случае по общему правилу устанавливается рыночная стоимость имущества. Данное положение действует и в ситуациях, когда в нормативном акте содержатся термины и определения, не предусмотренные в ФЗ №135. К ним, в частности, относят такие понятия, как эквивалентная, действительная, разумная, реальная стоимость и проч.

1.0 История оценочной деятельности.

1.1 Оценочная деятельность и система ее регулирования

1.2 Стандарты оценки

Вопросы для самопроверки

1.0 История оценочной деятельности

Становление оценочной деятельности происходило параллельно с развитием института частной собственности, которая предполагает продажу, сдачу в аренду, сдачу в качестве залога имущества и т.д.

Оценочная деятельность возникла в рамках профессии сюрвейера (от англ. Surveyor – землемер) в Великобритании в середине XIX столетия, когда в 1861 г. Королем Великобритании была дарована хартия профессиональным сюрвейерам на право саморегулирования профессии и соответственно был создан Королевский институт чартерных сюрвейеров. В настоящее время это крупнейшая в мире организация насчитывает более 70 тыс. членов в 100 странах мира. Для того, чтобы получть звание члена Королевского института чартерных сюрвейеров (The Royal Institution of Chartred Surveyors – RICS), необходимо получить университетское образование в области недвижимости в одном из аккредитованных RICS университетах и пройти не менее, чем двухлетнюю стажировку на фирме под руководством члена RICS.

А так же в США Институт оценки существует с середины 30-х. годов, объединяющий более 15 тыс. членов Институт ведет собственную систему подготовки оценщиков (400 часов в два уровня по четыре недели в каждом). Для получения профессионального звания «Член института оценки» необходим стаж практической работы не менее 5 лет.

В России проблема собственности на землю всегда была в центре внимания. Оценка земли начинает формироваться в России с конца XV века, когда появляется поместье, как специфическая разновидность часнто-феодальной условной земельной собственности. Главная особенность оценки земельной собственности вплоть до середины XIX века была оценка земли с прикрепленным к ней зависимым крестьянином. Описание и оценка земель были возложены на специально созданный в XVI веке поместный приказ – центральное государственное учреждение.

Основные вехи:

28 февраля 1752 г. – Елизаветинским манифестом было положено начало общегосударственным межевым оценочным работам. В инструкции 1754 года определились правила и порядок оценочных работ.

19 сентября 1765 года – Манифест Екатерины II – началось проведение генерального межевания, целью которого было размежевание земельных дач (населенных и ненаселенных единиц владения) урочищ по всей территории Российской империи. Одновременно проводилось изучение, описание дворянских имений.

1779 год – для улучшения качества в проводимых по генеральному межеванию создана в Москве Константиновская школа землемеров- оценщиков, преобразованная в 1835 г. в межевой институт.

Начало XIX века – изменения в земельном законодательстве. Указ от 12 декабря 1801 г. –право (купцам, мещанам, казенным крестьянам) приобретать вне городов в собственность земельные владения без крестьян.

1864 год – оценочная деятельность была отнесена к компетенции змских губернских и уездных учреждений. Под руководством земства в 1860-1880 г. были осуществлены массовые оценочные работы в сфере недвижимости по всей территории Российской империи. Начало зарождения оценочной статистики, включающее работы по обследованию и оценке земель сельскохозяйственного назначения в целях налогообложения.

В 1870 году право оценивать недвижимость было предoставлено городской управе, по правилам, разработанным городской думой. Основа для оценки городской недвижимости стала ее доходность.

В 1883 г. были приняты Правила оценки недвижимого имущества. В основе не материальная ценность, а ценность, определенная на основе доходности. По этим правилам земские учреждения рассматривали имущество города как одну единицу и стремились найти правильное соотношение между стоимостью, или доходностью, такой коллективной единицы и стоимостью, или доходностью остального имущества земского обложения.

Таким образом, в XIX веке в России преобладал метод оценки по доходности, и современный доходный подход к оценке предприятия можно назвать традиционно русским подходом.

Следующий шаг связан с развитием кредитно-денежных отношений. Во второй половине XIX века образовалось два вида кредитных институтов: коммерческие банки, специализирующиеся на выдаче под движимые ценности, и земельные банки, в которых выдавались ссуды под залог недвижимости, при этом залог оставался во владении собственника. Таким образом, банк получал возможность всегда иметь сведения о действительном состоянии залога и определять его экономическую ценность, производить оценку недвижимости. Стоимость заложенного имущества определялась по нормальной или специальной цене. При специальной цене определялась доходность покупаемой земли или закладываемого имения, после чего рассчитывалась оценочная стоимость путем капитализации суммы доходов.

Помимо страхования, брокерских услуг и услуг страховых агентов в 90-е годы в России начался образовываться новый финансовый институт – независимые оценщики. Их появление напрямую связано с инфляцией. В результате постоянного изменения результатов инфляции, требовалось ежегодно переоценивать суммы ущерба предприятий, чем в большинстве своем занимались отделения Госкомстата или независимые оценщики, привлекаемые на период отчетности. После того как необходимость в них исчезла, оценщики снова превращались в независимых юристов.

Однако толчок был дан, и работы стало больше не только в период отчетов.

Пионером оценочной деятельности в России стало Российское Общество Оценщиков. В настоящее время функционируют такие общественные организации, как Национальная Лига субъектов оценочной деятельности, Российская Коллегия Оценщиков, Московское общество оценщиков.

С развитием рыночных отношений оценочная деятельность становится все более актуальной.

Перевод собственности из одной формы в другую стал необходим, но тормозится отсутствием обоснованной стоимостной оценки ресурсов при операциях с ними. Однако существует множество причин, препятствующих развитию института оценки:

Плохая информированность;

Неконкурентоспособность продукции товаров, оборудования и т.д.;

Холодный инвестиционный климат;

Непривлекательность российского бизнеса, имущества, приватизированных частных предприятий;

Дальнейшее расширение числа неэффективных и не конкурентоспособных предприятий, в том числе государственных и муниципальных.

1.1 Оценочная деятельность и система ее регулирования

Успешная реализация экономических реформ в Российской Федерации предполагает активное участие профессионально подготовленных, грамотных и эрудированных специалистов, обладающих глубокими знаниями в различных областях науки и практики. В производственно - экономической практике экономических субъектов в частности появляется множество случаев, когда возникает необходимость в такой области профессиональных услуг, как определение рыночного или иного вида стоимости имущества. Без оценки собственности уже не обходится ни одна операция по купле - продаже предприятий, кредитовании под залог, страхованию, разрешению имущественных споров, налогообложению и т.д. Справедливо и грамотно установленный вид стоимости особенно необходим в активных видах оценки, на основе результатов которых выносятся определенные решения.

Отсюда возникает потребность в специалистах, которые могут решать данную задачу квалифицированно и беспристрастно - экспертах-оценщиках. Лицензированные оценщики обладают специальными знаниями в области оценки различных объектов, что дает возможность корректно рассчитать их стоимость.

Итак, под оценочной деятельностью понимается:

    Деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости (в соответствии с ФЗ " Об оценочной деятельности в РФ" ФЗ № 135 от 29 июля 1998г.) (Далее ФЗ № 135);

    Научно обоснованное суждение эксперта - оценщика о стоимости оцениваемого объекта, а также процесс ее определения.

Т.е. оценка - это процесс и результат. Целью оценки (с позиции оценщика) является определение необходимого стандарта стоимости. У заказчика (клиента) могут быть различные цели, исходя из которых он может столкнуться с необходимостью проведения оценки.

Схема оценки представляет собой краткую последовательность этапов оценки, систематизированное представление оценки как процесса:

В соответствие со стандартами оценки, Оценщик обязан определить стоимость объекта оценки с помощью трех подходов - доходного, затратного и сравнительного. Если по каким то причинам это невозможно, то необходимо обосновать отказ от применения какого-либо подхода. В рамках каждого подхода содержится множество методов, применяющихся в зависимости от ситуации по усмотрению оценщика.

Затратный подход - совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на определении затрат, необходимых для восстановления либо замещения объекта оценки, с учетом его износа.

Сравнительный подход - совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на сравнении объекта оценки с аналогичными объектами, в отношении которых имеется информация о ценах сделок с ними.

Доходный подход - совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на определении ожидаемых доходов от объекта оценки.

К объектам оценки (в соответствии с ФЗ № 135) относятся:

    отдельные материальные объекты (вещи);

    совокупность вещей (имущество);

    право собственности и иные вещные права на имущество или отдельные вещи;

    права требования, обязательства (долги);

    услуги, работы, информация;

    иные объекты гражданских прав, в отношении которых законодательством РФ установлена возможность их участия в гражданском обороте.

В оценочной практике принято делить все объекты на группы (блоки) по принципу идентичности применяемых методов. Таким образом, выделяют следующие блоки оценки:

    недвижимость, в т.ч. земля;

    машины и оборудования;

    нематериальные активы;

  • прочие объекты.

Процесс оценки осуществляется между субъектами оценочной деятельности. Основанием для проведения оценки является договор на оказание услуг по оценке какого-либо объекта.

Субъектами оценочной деятельности признаются, с одной стороны, юридические лица и физические лица (индивидуальные предприниматели), деятельность которых регулируется законом № 135 - ФЗ, а также их клиенты с другой стороны.

Оценщики могут быть внутренними и внешними. Внешний оценщик может не быть независимым оценщиком. Независимый оценщик - это внешний оценщик, который не имеет прямо или косвенно - через партнеров, содиректоров или близких родственников значительных финансовых интересов в компании клиента или наоборот и не имеет отношений, связанных с получением гонораров (отличных от гонорара за настоящую оценку) либо в настоящее время, или в течение 24 месяцев. Данный критерий независимости оценщика взят из МСО - Международных стандартов оценки. В российском законодательстве тоже есть такой критерий, но он более расплывчат, менее конкретизирован. Сведения о независимости оценщика содержатся в ст. 16 ФЗ № 135.

Случай внешнего оценщика, который не является подлинно независимым, имеет место когда он не является внутренним, но иным образом не выполняет какое - либо из условий, изложенных выше. Квалифицированный оценщик может быть внутренним, являясь при этом администратором, директором или служащим, который имеет надлежащую квалификацию и не имеет значительного финансового или политического интереса, определяемого как:

    либо нахождение в своей собственности, непосредственно семьи или через посредство траста доли в 5% акционерного капитала предприятия

    либо вознаграждение, аналогичное опционам на акции или бонусам, связанное с результатами оценки

    либо положение в органе государственной власти, когда существуют или могут ощущаться разумной третьей стороной явные конфликты.

Согласно ЕСО (Европейским стандартам оценки) сведения о независимости оценщика должны быть указаны в отчете.

Случаи обращения к оценщику подразделены на обязательное проведение оценки и добровольное.

Для РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, физических и юридических лиц установлено безусловное право на проведение оценки любых принадлежащих им объектов независимо от установленного порядка статистического учета, бухгалтерского учета и отчетности. Проведение оценки объектов является обязательным в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично РФ, субъектам РФ либо муниципальным образованиям.

Не обязательно, но возможно проведение оценки и в других целях, например с целью отражения в отчетности; купли-продажи, мены, иного отчуждения; проведения конкурсов, аукционов, торгов; аренды, доверительного управления, лизинга; залога; раздела, наследования, дарения; страхования; исчисления налогов, пошлин, сборов; выкупа, конфискации, изъятия; ликвидации; разрешения имущественных споров; передачи прав собственности; переуступки долговых обязательств; внесения имущества в уставный капитал; определения доли имущественных прав; передачи в доверительное управление; инвестиционного проектирования; коммерческой концессии; возмещения ущерба; хранения; составления брачного контракта и др.

Среди них выделяют

    гражданские сделки (в т.ч. купля - продажа, мена, дарение...);

    приватизация;

    для целей налогообложения;

    для целей страхования;

    для целей управления;

    для целей залога (в т.ч. ипотеки);

    для целей возмещения ущерба;

    для иных целей.

Именно для этих целей клиенты обращаются к оценщику для оценки.

Для контроля над деятельностью оценщиков в большинстве стран с рыночной экономикой предусмотрена система сертификации и лицензирования, как со стороны государства, так и со стороны обществ оценщиков.

Система регулирования оценочной деятельности представлена:

    Системой лицензирования в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 7 июня 2002 г. № 731 "О лицензировании оценочной деятельности";

    Страхованием гражданской ответственности оценщика;

    Системой стандартов оценочных работ.

Структура органов регулирования представлена следующим образом:

    Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (ФАУФИ);

    Министерство образования в части подготовки кадров (т.е. косвенно, через создание программ обучения, переподготовку специалистов-оценщиков);

    Комитеты по управлению имуществом субъектов РФ;

    Саморегулируемые организации оценщиков.

ФАУФИ представляет собой самый главный орган, регулирующий процесс оценочной деятельности на государственном уровне. В его компетенции лежит постоянный мониторинг оценочных компаний и частнопрактикующих оценщиков, ведение реестра оценщиков и выдача лицензий на осуществление оценочных услуг. При отсутствии такой лицензии оценщик не вправе осуществлять деятельность по оказанию оценочных услуг

Во всех странах с рыночной экономикой существуют и активно функционируют общественные организации оценщиков. Например, в США сейчас действуют 32 такие организации. Наиболее известные из них это Фонд оценки и Институт оценки США, в которых насчитывается примерно 40 000 специалистов.

Со становлением профессии оценщиков в России также образовались различные общественные организации оценщиков. Это, в первую очередь, Российское общество оценщиков (РОО) (создано в 1993 г.), Санкт-Петербургское общество оценщиков, Межрегиональное общество экспертов-оценщиков, Московское общество оценщиков, Московское областное общество оценщиков и др.

Главные задачи обществ оценщиков (саморегулируемых организаций) состоят в контроле над деятельностью своих членов и лоббировании своих интересов в законодательных и исполнительных органах государства. Саморегулируемые организации: предлагают своим членам образование на очень высоком уровне и открывают возможность практикующим оценщикам влиять на законодательство. Профессиональная организация может защитить своего члена, обвиняемого в каких-либо нарушениях, результат дела может отразиться на профессии в целом. Возможен обмен опытом между оценщиками по всему миру.

Основными нормативно - правовыми документами, регулирующими оценочную деятельность, является ФЗ РФ " Об оценочной деятельности в РФ" № 135 - ФЗ от 29 июля, 1998г. с последними изменениями и дополнениями от 27.02 2003г. № 29 - ФЗ., а также Постановление "Об утверждении стандартов оценки, обязательных к применению субъектами оценочной деятельности" от 6 июля 2001 г. № 519.

Законодательство, регулирующее оценочную деятельность в РФ, представлено не только этими нормативно-правовыми актами, но также состоит из иных федеральных законов и нормативных правовых актов РФ и ее субъектов, а также из международных договоров РФ. Субъекты РФ регулируют оценочную деятельность в соответствии с федеральным законом. Кроме законодательства, регулирующего оценочную деятельность, особое внимание у оценщиков вызывает законодательство, регулирующее право собственности и другие вещные права, отдельные виды обязательств и имущественные отношения относительно объектов оценки.

Основой такого законодательства служит Гражданский кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс, Земельный кодекс, Водный кодекс и другие законодательные и нормативные акты, в том числе по приватизации, банкротству, аренде, залогу, ипотеке, доверительному управлению и пр.

Рассмотрим основные положения данных нормативно-правовых актов, касающиеся оценочной деятельности.

Закон № 144-ФЗ от 8 июля 1999 г. "О реструктуризации кредитных организаций", регулирующий порядок и условия осуществления мероприятий по реструктуризации кредитных организаций с целью преодоления их финансовой неустойчивости и восстановления платежеспособности либо для осуществления процедуры ликвидации, устанавливает процедуру привлечения независимого оценщика (ст. 18) для оценки стоимости активов кредитной организации, выставляемых на продажу специализированным Агентством по реструктуризации.

Закон "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 № 127- ФЗ регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), проведения внешнего управления и конкурсного производства и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов. В соответствии со ст. 130 ("Оценка имущества должника") данного Закона, в ходе конкурсного производства конкурсный управляющий осуществляет инвентаризацию и оценку имущества должника. Для осуществления указанной деятельности конкурсный управляющий вправе привлекать оценщиков и иных специалистов с оплатой их услуг за счет имущества должника, если иное не установлено собранием кредиторов или комитетом кредиторов. В случае если имуществом должника, подлежащим продаже в процессе конкурсного производства, является недвижимость, указанное имущество оценивается до продажи с привлечением независимого оценщика (ч. 2, ст. 130).

Закон "Об обществах с ограниченной ответственностью" от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ определяет порядок привлечения независимого оценщика для оценки вклада в уставный капитал общества в случае, если его номинальная стоимость (увеличение номинальной стоимости), оплачиваемая неденежным вкладом, составляет более двухсот МРОТ (ч. 2, ст. 15). Номинальная стоимость (увеличение номинальной стоимости) доли участника общества в уставном капитале, оплачиваемой таким неденежным вкладом, не может превышать сумму оценки указанного вклада, определенную независимым оценщиком. В случае внесения в уставный капитал общества неденежных вкладов участники общества и независимый оценщик в течение трех лет с момента государственной регистрации общества или соответствующих изменений в уставе общества солидарно несут при недостаточности имущества общества субсидиарную ответственность по его обязательствам в размере завышения стоимости неденежных вкладов.

Аналогичная норма содержится в законе "Об акционерных обществах" от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ в редакции от 31.10.2002, определяющем порядок создания и правовое положение акционерных обществ. В соответствии со ст. 34 Закона акции общества при его учреждении должны быть полностью оплачены в течение срока, определенного уставом общества. Денежная оценка имущества, вносимого в оплату акций при учреждении общества, производится по соглашению между учредителями. При оплате дополнительных акций неденежными средствами денежная оценка имущества, вносимого в оплату акций, производится советом директоров в соответствии со ст. 77., для определения рыночной стоимости такого имущества должен привлекаться независимый оценщик. Величина денежной оценки имущества, произведенной учредителями общества и советом директоров общества не может быть выше величины оценки, произведенной независимым оценщиком.

Для определения рыночной стоимости имущества акционерного общества может быть привлечен независимый оценщик (ч. 3, ст. 77 Закона). Привлечение независимого оценщика для определения рыночной стоимости имущества является обязательным в случае выкупа обществом у акционеров принадлежащих им акций.

Закон "Об ипотеке (залоге недвижимости)" от 16 июля 1998 г. № 102-ФЗ в ред.11.02.2202, регулирует отношения, возникающие из договора залога недвижимости. Ст. 9 Закона определяет содержание договора об ипотеке, т. е. его существенные условия. В договоре об ипотеке должны быть указаны предмет ипотеки, его оценка, существо, размер и срок исполнения обязательства, обеспечиваемого ипотекой (ч. 1, ст. 9). Оценка предмета ипотеки определяется в соответствии с законодательством РФ по соглашению залогодателя с залогодержателем и указывается в договоре об ипотеке в денежном выражении. При ипотеке государственного и муниципального имущества его оценка осуществляется в соответствии с требованиями, установленными федеральным законом, или в определенном им порядке. Стороны договора об ипотеке могут поручить оценку предмета ипотеки независимой профессиональной организации (ч. 3, ст. 9).

Введение

В современных условиях эффективное управление имуществом невозможно без применения специальных методов анализа и расчета стоимости объекта, участвующего в определенной сделке. Приватизация, оформление арендных отношений, залог, осуществление взаиморасчетов с инвесторами и другие сделки подразумевают проведение денежной оценки объекта. При этом эффективность управления объектом зависит от того, насколько адекватно и достоверно определена его стоимость. Именно поэтому оценка как профессиональная деятельность становится все более востребованной.

Оценка представляет собой одно из важнейших направлений рыночной инфраструктуры. Основой развития явилась потребность в разрешении имущественных споров, поскольку в них требовалось выяснение объективной стоимости того или иного имущественного блага .

В настоящее время остро стоит вопрос профессионального определения стоимости, например, предприятий, правильного исчисления налогооблагаемой базы, кредитных организаций и др. Введение налога на недвижимость по рыночной стоимости приведет к тому, что деятельность оценщиков коснется каждого собственника жилья.

Объект курсовой работы - оценочная деятельность.

Предмет курсовой работы - правовое регулирование оценочной деятельность.

Цель курсовой работы - провести анализ правового регулирования оценочной деятельность.

Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:

1. Изучить развитие института оценки

2. Исследовать развитие законодательства об оценочной деятельность

3. Рассмотреть взаимосвязь института несостоятельности в российском праве и оценочной деятельности

4. Проанализировать государственное регулирование ответственности оценочной деятельности.

Теоретическую основу работы составили труды Копьева А.В., Гущина В.В., Пратт Ш., Преснякова И.В., Камаев Р.А.

В работе использованы такие методы как анализ, синтез, метод сравнения.

Понятие и особенности оценочной деятельности

Развитие института оценки

Оценочная деятельность продолжает развиваться. Развитие идет по двум направлениям. Во-первых, расширяется поле обязательной оценки. Так, например, в июле этого года были приняты поправки в Закон "Об оценочной деятельности", расширяющие новое, очень важное поле деятельности оценщиков - кадастровую оценку. Во-вторых, оценочная деятельность "растет вширь" и начинает затрагивать не только обязательную оценку, но и консалтинг. Такой путь развития отрасли кажется не менее перспективным.

Решение задач по совершенствованию корпоративного управления, развитию финансового рынка, защите прав собственника, эмитента и кредиторов невозможно без качественных услуг оценщика.

Например, интеграция России в международное пространство предполагает более широкое привлечение оценщиков, знакомых с принципами оценки активов, предусмотренными международными стандартами финансовой отчетности. С учетом положений принятого летом Закона "О консолидированной финансовой отчетности" на рынке консалтинга появляются новые поводы для сотрудничества оценщиков и аудиторов.

Кроме того, экономический кризис, ударивший по платежеспособности спроса, откорректировал портфели коллекторов. В структуре активов, перепродаваемых банками в пользу коллекторских агентств, стало появляться все больше "сложного" обеспечения - земельных участков, нереализованных инвестиционных проектов, бизнес-центров, коттеджных поселков и жилых комплексов. А это хороший повод для их сотрудничества с оценщиками .

Многое меняется в сметном нормировании и ценообразовании в строительстве - сфере деятельности, не чуждой оценщикам. Высокие задачи, стоящие перед российской оценкой, требуют кардинального повышения ответственности оценщиков за свою работу и роста уровня их профессионализма.

Официально профессия "оценщик" (эксперт по оценке) введена Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 27 ноября 1996 г. № 11 "Об утверждении квалификационной характеристики по должности "Оценщик (эксперт по оценке имущества)", где были указаны должностные обязанности и перечень документов, которые должен знать специалист в области оценочной деятельности. В частности, в обязанности оценщику вменялось: установление рыночной или иной стоимости объектов гражданских прав, установление деловых контактов с заказчиками, заключение и оформление договоров на оценку, составление отчета об оценке, формирование информационной базы, необходимой для оценочной деятельности. Этим же постановлением утверждены квалификационные характеристики к вышеуказанной должности: высшее профессиональное образование, дополнительное образование и стаж работы по профилю не менее одного года. 24 декабря 1998 г. Министерство труда и социального развития РФ постановлением № 52 установило квалификационную характеристику "Оценщик интеллектуальной собственности". В этом постановлении прописаны основные должностные обязанности оценщика, а также ужесточены квалификационные требования к этой должности: для того чтобы получить квалификацию оценщика интеллектуальной собственности I категории, необходим стаж работы в области оценки интеллектуальной собственности 5 лет.

Однако в секторе гражданско-правовых отношений несовершенный федеральный механизм принятия законов послужил серьезным препятствием к развитию института оценки. Поэтому ряд администраций субъектов РФ на период до принятия соответствующих нормативных правовых актов РФ приняли свои нормативные акты с целью регулирования оценочной деятельности в отдельно взятом субъекте РФ.

Наметить основные направления в законотворческом процессе по вопросам оценочной деятельности наиболее точно удалось московским законодателям. В 1997 г. в столице уже была создана система официальной аттестации и аккредитации оценщиков, введено лицензирование деятельности по оценке недвижимости на территории Москвы, работали программы подготовки и аттестации оценщиков, образован и активно действовал консультативный орган - Московский совет по оценке.

29 июля 1998 г. был принят Федеральный закон № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", который определяет оценочную деятельность как деятельность субъектов оценочной деятельности, направленную на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости .

Закон устанавливает обязательное привлечение независимого профессионального оценщика при оценке имущества Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальных образований в целях разрешения имущественных споров в случае, когда одной из сторон спора выступает орган государственной власти РФ, орган государственной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления; при определении стоимости имущества РФ, субъектов РФ или муниципальных образований в целях его приватизации либо передачи в доверительное управление; при установлении стартовой цены для аукционов и конкурсов по продаже и сдаче в аренду имущества РФ, субъектов РФ или муниципальных образований, размера арендной платы при заключении договоров аренды государственного имущества, а также стоимости государственного имущества в целях его приватизации либо передачи в доверительное управление и т.д.

Таким образом, произвольное назначение стоимости государственного имущества в перечисленных случаях, а также в ряде иных, оговоренных в законе, законом исключается.

В перечне случаев, в которых необходима обязательная оценка имущества, отсутствуют сделки, осуществляемые между гражданами. В то же время федеральный закон не препятствует проведению независимой оценки имущества граждан по их желанию, в том числе в случае несогласия с установленным налогообложением.

Исключением является оценка имущества при составлении брачных контрактов и разделе имущества разводящихся супругов по требованию одной из сторон или обеих сторон в случае возникновения спора о стоимости их имущества. Включение этого положения в федеральный закон крайне важно, поскольку дает легальный выход из конфликтных ситуаций.

В законе практически детально описана технология оценочной деятельности, определены методы оценки, введен институт независимых профессиональных оценщиков. Участники рыночных отношений получили право оспаривать правильность оценки в судебном порядке. Все это имеет непосредственное отношение к сложившейся в настоящее время системе налогообложения и, в частности, к определению размера налогооблагаемой базы.

Один из недостатков системы оценки имущества, который преодолевает Закон об оценочной деятельности, - наличие различных организаций, ведомств и служб, наделенных правом определения стоимости объектов собственности.

Оценкой имущества с целью его приватизации или продажи до марта 2004 г. занималось Министерство имущественных отношений РФ, используя собственную методику и исходя из балансовой стоимости подлежащих приватизации или продаже объектов. Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" Минимущество России было упразднено и образовано Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом РФ, которому были переданы правоприменительные функции, а также функции по оказанию государственных услуг и услуг по управлению имуществом упраздненного Министерства имущественных отношений РФ. В Москве такую деятельность осуществляет Комитет Правительства Москвы по управлению имуществом (Москомимущество). Прежде эти организации часто упрекали в субъективности в связи с занижением стоимости приватизируемого имущества. Теперь же, когда речь идет о быстром пополнении государственного и муниципального бюджетов, они заинтересованы в продаже государственной и муниципальной собственности как можно дороже .

С целью записи в бюджетные доходы возможно большего числа поступлений разработаны определенные комбинации с государственным имуществом - от его залога в обмен на кредиты до передачи регионам взамен государственных субсидий. Причем, чем выше оценка стоимости государственного имущества при передаче его регионам, тем более значительную часть задолженности федерального бюджета этим регионам сможет погасить Правительство.

Кредитование под залог, практикуемое банками, с принятием Закона об оценочной деятельности стало более унифицированным и цивилизованным, т.к. раньше стоимость имущества определяли собственные специалисты-оценщики, сотрудники банков, исходя из сложившейся в данном банке практики и имеющихся у него на данный момент кредитных ресурсов. Согласно банковской оценке, стоимость объекта собственности, становящейся залогом, как правило, гораздо ниже его рыночной стоимости. В этой связи в случае невозврата кредита и отчуждения залога возникают остроконфликтные ситуации, поскольку оказывается, что банку переходит имущество, которое в действительности стоит в несколько раз дороже, чем согласно оценке, сделанной банковским оценщиком и зафиксированной в договоре о залоге.

В настоящее время оценкой стоимости имущества с целью установления размеров налогов занимаются и государственные налоговые органы. Оцениваются стоимость находящихся в собственности граждан жилых домов, квартир, дач, гаражей и иных строений, помещений и сооружений, моторных лодок, вертолетов, самолетов и т.д., а также денежные доходы граждан. С этой же целью оценивается имущество предприятий.

Отсутствие независимой оценки зачастую наносит ущерб и государству, и предприятиям, и гражданам.

Оценочная деятельность

профессиональная деятельность по установлению определенного вида стоимости материальных и нематериальных объектов с учетом прав на них и интересов в отношении них субъектов гражданских прав. Вид стоимости оцениваемого объекта зависит от целей проводимой оценки (рыночная, инвестиционная, залоговая, ликвидационная и др.). О.д. производится оценщиками - физическими и юридическими лицами - с использованием специальных правил и методик. О.д. в РФ подлежит лицензированию.


Большой юридический словарь . Академик.ру . 2010 .

Смотреть что такое "оценочная деятельность" в других словарях:

    ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - профессиональная деятельность по установлению определенного вида стоимости материальных и нематериальных объектов с учетом прав на них и интересов в отношении них субъектов гражданских прав. Вид стоимости оцениваемого объекта зависит от целей… … Юридический словарь

    Оценочная деятельность - совокупность отношений юридического, организационного и иного характера, в которые вступают ее участники (включая отношения, складывающиеся в процессе проведения оценки, обучения, лицензирования экспертов по оценке, осуществления контроля за их… … Словарь терминов антикризисного управления

    ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - деятельность по установлению определенного вида стоимости материальных и нематериальных объектов с учетом прав на них и интересов в отношении них, проявляемых субъектами гражданских прав. Вид стоимости оцениваемого объекта определяется целями… … Энциклопедия юриста

    ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - определение рыночной или иной, предусмотренной стандартами профессиональной оценки, стоимости различных объектов. Cубъекты О.д. – юридич. и физич. лица (индивидуальные предприниматели), деятельность к рых регулируется Федеральным законом «Об… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

    Оценочная деятельность - Для целей настоящего Федерального закона под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой или иной стоимости...… … Официальная терминология

    Оценочная деятельность - Под оценочной деятельностью понимается деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости. ст. 3 федерального закона от 29.07.1998 № 135 ФЗ Об оценочной деятельности … Словарь: бухгалтерский учет, налоги, хозяйственное право

    Оценочная деятельность - совокупность отношений юридического, экономического, организационно технического и иного характера по установлению в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости (залоговой, ликвидационной и др.) … Ипотека. Словарь терминов

    Оценочная деятельность, оценка - Деятельность, включающая в себя весь набор действий и процедур, связанных со сбором и обработкой информации, выбором форматов и объема конечных данных, целью, которой является определение рыночной стоимости ценных бумаг … Депозитарных терминов

    Оценочная экспертиза - профессиональная легитимная деятельность, направленная на оценку стоимости имущества или недвижимости, либо основных фондов предприятий: для внесения их в качестве доли акционерного капитала; при продаже имущественных прав произведений искусства; … Финансовый словарь

    Простое товарищество (совместная деятельность) - по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной не… … Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия

Книги

  • , А. П. Кузнецов, А. В. Генералов, Д. В. Ворончихин. Учебное пособие посвящено актуальной проблеме - роли и месту оценочной деятельности в гражданском и арбитражном процессе. Отдельное внимание уделено особенностямприменения отчета об оценке в… Купить за 1119 грн (только Украина)
  • Оценочная деятельность в арбитражном и гражданском процессе. Учебное пособие , Кузнецов Алексей Петрович, Генералов Андрей Валерьевич, Ворончихин Демиан Валерьевич. Учебное пособие посвящено актуальной проблеме - роли и месту оценочной деятельности в гражданском и арбитражном процессе. Отдельное внимание уделено особенностямприменения отчета об оценке в…


Рассказать друзьям