Капитанская дочка. Капитанская дочка: характеристики героев с цитатами Наружность его показалась мне замечательна он был

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Как на­зы­ва­ет­ся сред­ство ха­рак­те­ри­сти­ки персонажа, ос­но­ван­ное на опи­са­нии его внеш­но­сти («Наружность его по­ка­за­лась мне замечательна...»)?


Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания В1—В7; C1, С2.

Я вышел из кибитки. Буран ещё продолжался, хотя с меньшею силою. Было так темно, что хоть глаз выколи. Хозяин встретил нас у ворот, держа фонарь под полою, и ввёл меня в горницу, тесную, но довольно чистую; лучина освещала ее. На стене висела винтовка и высокая казацкая шапка.

Хозяин, родом яицкий казак, казался мужик лет шестидесяти, ещё свежий и бодрый. Савельич внёс за мною погребец, потребовал огня, чтоб готовить чай, который никогда так не казался мне нужен. Хозяин пошёл хлопотать.

— Где же вожатый? — спросил я у Савельича.

«Здесь, ваше благородие», — отвечал мне голос сверху. Я взглянул на полати, и увидел чёрную бороду и два сверкающие глаза. — «Что, брат, прозяб?» — «Как не прозябнуть в одном худеньком армяке! Был тулуп, да что греха таить? заложил вечор у целовальника: мороз показался не велик». В эту мaинуту хозяин вошёл с кипящим самоваром; я предложил вожатому нашему чашку чаю; мужик слез с полатей. Наружность его показалась мне замечательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В чёрной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары. Я поднёс ему чашку чаю; он отведал и поморщился. «Ваше благородие, сделайте мне такую милость, — прикажите поднести стакан вина; чай не наше казацкое питьё». Я с охотой исполнил его желание. Хозяин вынул из ставца штоф и стакан, подошёл к нему и, взглянув ему в лицо: «Эхе» — сказал он — опять ты в нашем краю! Отколе бог принёс?" Вожатый мой мигнул значительно и отвечал поговоркою: «В огород летал конопли клевал; швырнула бабушка камушком — да мимо. Ну, а что ваши?»

— Да что наши! — отвечал хозяин, продолжая иносказательный разговор. — Стали было к вечерне звонить, да попадья не велит: поп в гостях, черти на погосте. — «Молчи, дядя», — возразил мой бродяга, — будет дождик, будут и грибки; а будут грибки, будет и кузов. А теперь (тут он мигнул опять) заткни топор за спину: лесничий ходит. Ваше благородие! за ваше здоровье!« — При сих словах он взял стакан, перекрестился и выпил одним духом. Потом поклонился мне и воротился на полати.

Я ничего не мог тогда понять из этого воровского разговора; но после уж догадался, что дело шло о делах Яицкого войска, в то время только что усмирённого после бунта 1772 года. Савельич слушал с видом большого неудовольствия. Он посматривал с подозрением то на хозяина, то на вожатого. Постоялый двор, или, по- тамошнему, умёт, находился в стороне, в степи, далече от всякого селения, и очень походил на разбойническую пристань. Но делать было нечего. Нельзя было и подумать о продолжении пути. Беспокойство Савельича очень меня забавляло. Между тем я расположился ночевать и лёг на лавку. Савельич решился убраться на печь; хозяин лёг на полу. Скоро вся изба захрапела, и я заснул, как убитый.

А. С. Пушкин «Капитанская дочка»

«Капитанскую дочку» часто на­зы­ва­ют повестью. Ука­жи­те другое, не менее распространённое жан­ро­вое опре­де­ле­ние этого произведения.

Пояснение.

«Капитанскую дочку» часто на­зы­ва­ют романом. Со­глас­но опре­де­ле­нию романа, в «Капитанской дочке» дей­стви­тель­но рас­ска­за­на жизнь глав­ных ге­ро­ев в её самый кри­зис­ный период.

Ответ: роман.

Гость 21.02.2016 20:18

А разве это не исторический роман?На википедии указано,что это именно исторический роман!

Татьяна Стаценко

Верно, "Капитанская дочка" - это исторический роман. Разновидностей внутри жанра может быть много: исторический, социально-психологический, психологический роман и т.д. Но это уже более узкие внутрижанровые определения. Поэтому вернее все-таки будет ответить на вопрос задания: роман.

В приведённом фраг­мен­те пе­ре­да­на бе­се­да во­жа­то­го и хо­зя­и­на по­сто­я­ло­го двора. Как на­зы­ва­ет­ся такая форма об­ще­ния персонажей?

Пояснение.

Диалог - ли­те­ра­тур­ная или те­ат­раль­ная форма уст­но­го или пись­мен­но­го об­ме­на вы­ска­зы­ва­ни­я­ми (репликами) в раз­го­во­ре между двумя и более людьми.

Ответ: диалог.

Ответ: диалог

Установите со­от­вет­ствие между тремя персонажами, фи­гу­ри­ру­ю­щи­ми в дан­ном фрагменте, и поступками, ко­то­рые им пред­сто­ит совершить.

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

A Б В

Пояснение.

А-2: Гри­нев был тя­же­ло ранен на дуэли со Швабриным.

Б-4: Имен­но в тот момент, когда Са­ве­льич бро­са­ет­ся на ко­ле­ни перед Пу­га­че­вым с прось­бой по­ми­ло­вать ба­ри­на (Гринева), тот вспо­ми­на­ет Гри­не­ва и передумывает.

В-1: Во­жа­тый ока­жет­ся Еме­лья­ном Пугачевым, ко­то­рый воз­гла­вит кре­стьян­ское вос­ста­ние 1773 году.

Ответ: 241.

Ответ: 241

Как на­зы­ва­ет­ся зна­чи­мая по­дроб­ность в ху­до­же­ствен­ном тек­сте («На стене ви­се­ла вин­тов­ка и вы­со­кая ка­зац­кая шапка»)?

Пояснение.

Художественная де­таль - особо значимый, вы­де­лен­ный эле­мент ху­до­же­ствен­но­го образа, вы­ра­зи­тель­ная по­дроб­ность в произведении, не­су­щая зна­чи­тель­ную смыс­ло­вую и идейно-эмоциональную нагрузку.

Ответ: художественная деталь.

Ответ: художественнаядеталь|деталь

События в «Капитанской дочке» пе­ре­да­ют­ся от лица Гринёва. Как на­зы­ва­ет­ся такой пер­со­наж в ху­до­же­ствен­ном произведении?

Пояснение.

Рассказчик (повествователь) - персонаж, от лица ко­то­ро­го ве­дет­ся по­вест­во­ва­ние в ху­до­же­ствен­ном произведении. В ли­те­ра­ту­ре рас­сказ­чик на­блю­да­ет и опи­сы­ва­ет то, что при­ду­мал автор.

Ответ: рассказчик.

Ответ: рассказчик|повествователь

Назовите ху­до­же­ствен­ный метод, прин­ци­пы ко­то­ро­го фор­ми­ро­ва­лись в позд­нем твор­че­стве А. С. Пуш­ки­на и нашли своё от­ра­же­ние в «Капитанской дочке».

Пояснение.

А. С. Пуш­кин счи­та­ет­ся ро­до­на­чаль­ни­ком ре­а­лиз­ма в рус­ской литературе. Ре­а­лизм - прав­ди­вое изоб­ра­же­ние ре­аль­ной действительности.

Ответ: реализм.

Ответ: реализм

Что сви­де­тель­ству­ет о за­рож­да­ю­щей­ся сим­па­тии Гринёва к его но­во­му знакомому?

Пояснение.

Гринев, ока­зав­шись в без­опас­но­сти на по­сто­я­лом дворе, тут же ин­те­ре­су­ет­ся и судь­бой сво­е­го вожатого:«Где же вожатый?». О сим­па­тии Петра Гри­не­ва к сво­е­му но­во­му зна­ко­мо­му сви­де­тель­ству­ет и об­ра­ще­ние к нему не иначе как «брат», и пред­ло­же­ние вы­пить го­ря­че­го чаю. Автор также подчеркивает, что лицо не­зна­ком­ца по­ка­за­лось Гри­не­ву «довольно приятным».

Сторона ль моя, сторонушка,
Сторона незнакомая!
Что не сам ли я на тебя зашел,
Что не добрый ли да меня конь завез:
Завезла меня, доброго молодца,
Прытость, бодрость молодецкая
И хмелинушка кабацкая.

Старинная песня.


Дорожные размышления мои были не очень приятны. Проигрыш мой, по тогдашним ценам, был немаловажен. Я не мог не признаться в душе, что поведение мое в симбирском трактире было глупо, и чувствовал себя виноватым перед Савельичем. Все это меня мучило. Старик угрюмо сидел на облучке, отворотясь от меня, и молчал, изредка только покрякивая. Я непременно хотел с ним помириться и не знал с чего начать. Наконец я сказал ему: «Ну, ну, Савельич! полно, помиримся, виноват; вижу сам, что виноват. Я вчера напроказил, а тебя напрасно обидел. Обещаюсь вперед вести себя умнее и слушаться тебя. Ну, не сердись; помиримся». — Эх, батюшка Петр Андреич! — отвечал он с глубоким вздохом. — Сержусь-то я на самого себя; сам я кругом виноват. Как мне было оставлять тебя одного в трактире! Что делать? Грех попутал: вздумал забрести к дьячихе, повидаться с кумою. Так-то: зашел к куме, да засел в тюрьме. Беда да и только!.. Как покажусь я на глаза господам? что скажут они, как узнают, что дитя пьет и играет. Чтоб утешить бедного Савельича, я дал ему слово впредь без его согласия не располагать ни одною копейкою. Он мало-помалу успокоился, хотя все еще изредка ворчал про себя, качая головою: «Сто рублей! легко ли дело!» Я приближался к месту моего назначения. Вокруг меня простирались печальные пустыни, пересеченные холмами и оврагами. Все покрыто было снегом. Солнце садилось. Кибитка ехала по узкой дороге, или точнее по следу, проложенному крестьянскими санями. Вдруг ямщик стал посматривать в сторону и наконец, сняв шапку, оборотился ко мне и сказал: — Барин, не прикажешь ли воротиться? — Это зачем? — Время ненадежно: ветер слегка подымается; вишь, как он сметает порошу. — Что ж за беда! — А видишь там что? (Ямщик указал кнутом на восток.) — Я ничего не вижу, кроме белой степи да ясного неба. — А вон — вон: это облачко. Я увидел в самом деле на краю неба белое облачко, которое принял было сперва за отдаленный холмик. Ямщик изъяснил мне, что облачко предвещало буран. Я слыхал о тамошних метелях и знал, что целые обозы бывали ими занесены. Савельич, согласно со мнением ямщика, советовал воротиться. Но ветер показался мне не силен; я понадеялся добраться заблаговременно до следующей станции и велел ехать скорее. Ямщик поскакал; но все поглядывал на восток. Лошади бежали дружно. Ветер между тем час от часу становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала небо. Пошел мелкий снег — и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось со снежным морем. Все исчезло. «Ну, барин, — закричал ямщик, — беда: буран!»... Я выглянул из кибитки: все было мрак и вихорь. Ветер выл с такой свирепой выразительностию, что казался одушевленным; снег засыпал меня и Савельича; лошади шли шагом — и скоро стали. «Что же ты не едешь?» — спросил я ямщика с нетерпением. «Да что ехать? — отвечал он, слезая с облучка, — невесть и так куда заехали: дороги нет, и мгла кругом». Я стал было его бранить. Савельич за него заступился. «И охота было не слушаться, — говорил он сердито, — воротился бы на постоялый двор, накушался бы чаю, почивал бы себе до утра, буря б утихла, отправились бы далее. И куда спешим? Добро бы на свадьбу!» Савельич был прав. Делать было нечего. Снег так и валил. Около кибитки подымался сугроб. Лошади стояли, понуря голову и изредка вздрагивая. Ямщик ходил кругом, от нечего делать улаживая упряжь. Савельич ворчал; я глядел во все стороны, надеясь увидеть хоть признак жила или дороги, но ничего не мог различить, кроме мутного кружения метели... Вдруг увидел я что-то черное. «Эй, ямщик! — закричал я, — смотри: что там такое чернеется?» Ямщик стал всматриваться. «А бог знает, барин, — сказал он, садясь на свое место, — воз не воз, дерево не дерево, а кажется, что шевелится. Должно быть, или волк, или человек». Я приказал ехать на незнакомый предмет, который тотчас и стал подвигаться нам навстречу. Через две минуты мы поравнялись с человеком. — Гей, добрый человек! — закричал ему ямщик. — Скажи, не знаешь ли где дорога? — Дорога-то здесь; я стою на твердой полосе, — отвечал дорожный, — да что толку? — Послушай, мужичок, — сказал я ему, — знаешь ли ты эту сторону? Возьмешься ли ты довести меня до ночлега? — Сторона мне знакомая, — отвечал дорожный, — слава богу, исхожена и изъезжена вдоль и поперек. Да, вишь, какая погода: как раз собьешься с дороги. Лучше здесь остановиться да переждать, авось буран утихнет да небо прояснится: тогда найдем дорогу по звездам. Его хладнокровие ободрило меня. Я уж решился, предав себя божией воле, ночевать посреди степи, как вдруг дорожный сел проворно на облучок и сказал ямщику: «Ну, слава богу, жило недалеко; сворачивай вправо да поезжай». — А почему мне ехать вправо? — спросил ямщик с неудовольствием. — Где ты видишь дорогу? Небось: лошади чужие, хомут не свой, погоняй не стой. — Ямщик казался мне прав. «В самом деле, — сказал я, — почему думаешь ты, что жило недалече?» — «А потому, что ветер оттоле потянул, — отвечал дорожный, — и я слышу, дымом пахнуло; знать, деревня близко». Сметливость его и тонкость чутья меня изумили. Я велел ямщику ехать. Лошади тяжело ступали по глубокому снегу. Кибитка тихо подвигалась, то въезжая на сугроб, то обрушаясь в овраг и переваливаясь то на одну, то на другую сторону. Это похоже было на плавание судна по бурному морю. Савельич охал, поминутно толкаясь о мои бока. Я опустил циновку, закутался в шубу и задремал, убаюканный пением бури и качкою тихой езды. Мне приснился сон, которого никогда не мог я позабыть и в котором до сих пор вижу нечто пророческое, когда соображаю с ним странные обстоятельства моей жизни. Читатель извинит меня: ибо, вероятно, знает по опыту, как сродно человеку предаваться суеверию, несмотря на всевозможное презрение к предрассудкам. Я находился в том состоянии чувств и души, когда существенность, уступая мечтаниям, сливается с ними в неясных видениях первосония. Мне казалось, буран еще свирепствовал и мы еще блуждали по снежной пустыне... Вдруг увидел я вороты и въехал на барский двор нашей усадьбы. Первою мыслию моею было опасение, чтобы батюшка не прогневался на меня за невольное возвращение под кровлю родительскую и не почел бы его умышленным ослушанием. С беспокойством я выпрыгнул из кибитки и вижу: матушка встречает меня на крыльце с видом глубокого огорчения. «Тише, — говорит она мне, — отец болен при смерти и желает с тобою проститься». Пораженный страхом, я иду за нею в спальню. Вижу, комната слабо освещена; у постели стоят люди с печальными лицами. Я тихонько подхожу к постеле; матушка приподымает полог и говорит: «Андрей Петрович, Петруша приехал; он воротился, узнав о твоей болезни; благослови его». Я стал на колени и устремил глаза мои на больного. Что ж?.. Вместо отца моего вижу в постеле лежит мужик с черной бородою, весело на меня поглядывая. Я в недоумении оборотился к матушке, говоря ей: «Что это значит? Это не батюшка. И к какой мне стати просить благословения у мужика?» — «Все равно, Петруша, — отвечала мне матушка, — это твой посажёный отец; поцелуй у него ручку, и пусть он тебя благословит...» Я не соглашался. Тогда мужик вскочил с постели, выхватил топор из-за спины и стал махать во все стороны. Я хотел бежать... и не мог; комната наполнилась мертвыми телами; я спотыкался о тела и скользил в кровавых лужах... Страшный мужик ласково меня кликал, говоря: «Не бойсь, подойди под мое благословение...» Ужас и недоумение овладели мною... И в эту минуту я проснулся; лошади стояли; Савельич дергал меня за руку, говоря: «Выходи, сударь: приехали». — Куда приехали? — спросил я, протирая глаза. — На постоялый двор. Господь помог, наткнулись прямо на забор. Выходи, сударь, скорее да обогрейся. Я вышел из кибитки. Буран еще продолжался, хотя с меньшею силою. Было так темно, что хоть глаз выколи. Хозяин встретил нас у ворот, держа фонарь под полою, и ввел меня в горницу, тесную, но довольно чистую; лучина освещала ее. На стене висела винтовка и высокая казацкая шапка. Хозяин, родом яицкий казак, казался мужик лет шестидесяти, еще свежий и бодрый. Савельич внес за мною погребец, потребовал огня, чтоб готовить чай, который никогда так не казался мне нужен. Хозяин пошел хлопотать. — Где же вожатый? — спросил я у Савельича. «Здесь, ваше благородие», — отвечал мне голос сверху. Я взглянул на полати и увидел черную бороду и два сверкающие глаза. «Что, брат, прозяб?» — «Как не прозябнуть в одном худеньком армяке! Был тулуп, да что греха таить? заложил вечор у целовальника: мороз показался не велик». В эту минуту хозяин вошел с кипящим самоваром; я предложил вожатому нашему чашку чаю; мужик слез с полатей. Наружность его показалась мне замечательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары. Я поднес ему чашку чаю; он отведал и поморщился. «Ваше благородие, сделайте мне такую милость, — прикажите поднести стакан вина; чай не наше казацкое питье». Я с охотой исполнил его желание. Хозяин вынул из ставца штоф и стакан, подошел к нему и, взглянув ему в лицо: «Эхе, — сказал он, — опять ты в нашем краю! Отколе бог принес?» Вожатый мой мигнул значительно и отвечал поговоркою: «В огород летал, конопли клевал; швырнула бабушка камушком — да мимо. Ну, а что ваши?» «Да что наши! — отвечал хозяин, продолжая иносказательный разговор. — Стали было к вечерне звонить, да попадья не велит: поп в гостях, черти на погосте». — «Молчи, дядя, — возразил мой бродяга, — будет дождик, будут и грибки; а будут грибки, будет и кузов. А теперь (тут он мигнул опять) заткни топор за спину: лесничий ходит. Ваше благородие! за ваше здоровье!» При сих словах он взял стакан, перекрестился и выпил одним духом. Потом поклонился мне и воротился на полати. Я ничего не мог тогда понять из этого воровского разговора; но после уж догадался, что дело шло о делах Яицкого войска, в то время только что усмиренного после бунта 1772 года. Савельич слушал с видом большого неудовольствия. Он посматривал с подозрением то на хозяина, то на вожатого. Постоялый двор, или, по-тамошнему, умет , находился в стороне, в степи, далече от всякого селения, и очень походил на разбойническую пристань. Но делать было нечего. Нельзя было и подумать о продолжении пути. Беспокойство Савельича очень меня забавляло. Между тем я расположился ночевать и лег на лавку. Савельич решился убраться на печь; хозяин лег на полу. Скоро вся изба захрапела, и я заснул как убитый. Проснувшись поутру довольно поздно, я увидел, что буря утихла. Солнце сияло. Снег лежал ослепительной пеленою на необозримой степи. Лошади были запряжены. Я расплатился с хозяином, который взял с нас такую умеренную плату, что даже Савельич с ним не заспорил и не стал торговаться по своему обыкновению, и вчерашние подозрения изгладились совершенно из головы его. Я позвал вожатого, благодарил за оказанную помочь и велел Савельичу дать ему полтину на водку. Савельич нахмурился. «Полтину на водку! — сказал он, — за что это? За то, что ты же изволил подвезти его к постоялому двору? Воля твоя, сударь: нет у нас лишних полтин. Всякому давать на водку, так самому скоро придется голодать». Я не мог спорить с Савельичем. Деньги, по моему обещанию, находились в полном его распоряжении. Мне было досадно, однако ж, что не мог отблагодарить человека, выручившего меня если не из беды, то по крайней мере из очень неприятного положения. «Хорошо, — сказал я хладнокровно, — если не хочешь дать полтину, то вынь ему что-нибудь из моего платья. Он одет слишком легко. Дай ему мой заячий тулуп». — Помилуй, батюшка Петр Андреич! — сказал Савельич. — Зачем ему твой заячий тулуп? Он его пропьет, собака, в первом кабаке. — Это, старинушка, уж не твоя печаль, — сказал мой бродяга, — пропью ли я или нет. Его благородие мне жалует шубу со своего плеча: его на то барская воля, а твое холопье дело не спорить и слушаться. — Бога ты не боишься, разбойник! — отвечал ему Савельич сердитым голосом. — Ты видишь, что дитя еще не смыслит, а ты и рад его обобрать, простоты его ради. Зачем тебе барский тулупчик? Ты и не напялишь его на свои окаянные плечища. — Прошу не умничать, — сказал я своему дядьке, — сейчас неси сюда тулуп. — Господи владыко! — простонал мой Савельич. — Заячий тулуп почти новешенький! и добро бы кому, а то пьянице оголелому! Однако заячий тулуп явился. Мужичок тут же стал его примеривать. В самом деле тулуп, из которого успел и я вырасти, был немножко для него узок. Однако он кое-как умудрился и надел его, распоров по швам. Савельич чуть не завыл, услышав, как нитки затрещали. Бродяга был чрезвычайно доволен моим подарком. Он проводил меня до кибитки и сказал с низким поклоном: «Спасибо, ваше благородие! Награди вас господь за вашу добродетель. Век не забуду ваших милостей». Он пошел в свою сторону, а я отправился далее, не обращая внимания на досаду Савельича, и скоро позабыл о вчерашней вьюге, о своем вожатом и о заячьем тулупе. Приехав в Оренбург, я прямо явился к генералу. Я увидел мужчину росту высокого, но уже сгорбленного старостию. Длинные волосы его были совсем белы. Старый полинялый мундир напоминал воина времен Анны Иоанновны, а в его речи сильно отзывался немецкий выговор. Я подал ему письмо от батюшки. При имени его он взглянул на меня быстро: «Поже мой! — сказал он. — Тавно ли, кажется, Андрей Петрович был еще твоих лет, а теперь вот уш какой у него молотец! Ах, фремя, фремя!» Он распечатал письмо и стал читать его вполголоса, делая свои замечания. «Милостивый государь Андрей Карлович, надеюсь, что ваше превосходительство»... Это что за серемонии? Фуй, как ему не софестно! Конечно: дисциплина перво дело, но так ли пишут к старому камрад?.. «ваше превосходительство не забыло»... гм... «и... когда... покойным фельдмаршалом Мин... походе... также и... Каролинку»... Эхе, брудер! так он еще помнит стары наши проказ? «Теперь о деле... К вам моего повесу»... гм... «держать в ежовых рукавицах»... Что такое ешовы рукавиц? Это, должно быть, русска поговорк... Что такое «дершать в ешовых рукавицах?» — повторил он, обращаясь ко мне. — Это значит, — отвечал я ему с видом как можно более невинным, — обходиться ласково, не слишком строго, давать побольше воли, держать в ежовых рукавицах. — Гм, понимаю... «и не давать ему воли»... нет, видно ешовы рукавицы значит не то... «При сем... его паспорт»... Где же он? А, вот... «отписать в Семеновский»... Хорошо, хорошо: все будет сделано... «Позволишь без чинов обнять себя и... старым товарищем и другом» — а! наконец догадался... и прочая и прочая... Ну, батюшка, — сказал он, прочитав письмо и отложив в сторону мой паспорт, — все будет сделано: ты будешь офицером переведен в *** полк, и, чтоб тебе времени не терять, то завтра же поезжай в Белогорскую крепость, где ты будешь в команде капитана Миронова, доброго и честного человека. Там ты будешь на службе настоящей, научишься дисциплине. В Оренбурге делать тебе нечего; рассеяние вредно молодому человеку. А сегодня милости просим: отобедать у меня». «Час от часу не легче! — подумал я про себя, — к чему послужило мне то, что еще в утробе матери я был уже гвардии сержантом! Куда это меня завело? В *** полк и в глухую крепость на границу киргиз-кайсацких степей!..» Я отобедал у Андрея Карловича, втроем с его старым адъютантом. Строгая немецкая экономия царствовала за его столом, и я думаю, что страх видеть иногда лишнего гостя за своею холостою трапезою был отчасти причиною поспешного удаления моего в гарнизон. На другой день я простился с генералом и отправился к месту моего назначения.

Куда приехали?- спросил я, протирая глаза.

На постоялый двор. Господь помог, наткнулись прямо на забор. Выходи, сударь, скорее да обогрейся.

Я вышел из кибитки. Буран еще продолжался, хотя с меньшею силою. Было так темно, что хоть глаз выколи. Хозяин встретил нас у ворот, держа фонарь под полою, и ввел меня в горницу, тесную, но довольно чистую; лучина освещала ее. На стене висела винтовка и высокая казацкая шапка.

Хозяин, родом яицкий казак, казался мужик лет шестидесяти, еще свежий и бодрый. Савельич внес за мною погребец, потребовал огня, чтоб готовить чай, который никогда так не казался мне нужен. Хозяин пошел хлопотать.

Где же вожатый?- спросил я у Савельича.

«Здесь, ваше благородие»,- отвечал мне голос сверху. Я взглянул на полати и увидел черную бороду и два сверкающие глаза. «Что, брат, прозяб?» - «Как не прозябнуть в одном худеньком армяке! Был тулуп, да что греха таить? заложил вечор у целовальника: мороз показался не велик». В эту минуту хозяин вошел с кипящим самоваром; я предложил вожатому нашему чашку чаю; мужик слез с полатей. Наружность его показалась мне замечательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары. Я поднес ему чашку чаю; он отведал и поморщился. «Ваше благородие, сделайте мне такую милость,- прикажите поднести стакан вина; чай не наше казацкое питье». Я с охотой исполнил его желание. Хозяин вынул из ставца штоф и стакан, подошел к нему и, взглянув ему в лицо: «Эхе,- сказал он,- опять ты в нашем краю! Отколе бог принес?» Вожатый мой мигнул значительно и отвечал поговоркою: «В огород летал, конопли клевал; швырнула бабушка камушком - да мимо. Ну, а что ваши?»

Да что наши! - отвечал хозяин, продолжая иносказательный разговор.- Стали было к вечерне звонить, да попадья не велит: поп в гостях, черти на погосте.- «Молчи, дядя,- возразил мой бродяга,- будет дождик, будут и грибки; а будут грибки, будет и кузов. А теперь (тут он мигнул опять) заткни топор за спину: лесничий ходит. Ваше благородие! за ваше здоровье!» - При сих словах он взял стакан, перекрестился и выпил одним духом. Потом поклонился мне и воротился на полати.

Я ничего не мог тогда понять из этого воровского разговора; но после уж догадался, что дело шло о делах Яицкого войска, в то время только что усмиренного после бунта 1772 года. Савельич слушал с видом большого неудовольствия. Он посматривал с подозрением то на хозяина, то на вожатого. Постоялый двор, или, по-тамошнему, умет, находился в стороне, в степи, далече от всякого селения, и очень походил на разбойническую пристань. Но делать было нечего. Нельзя было и подумать о продолжении пути. Беспокойство Савельича очень меня забавляло. Между тем я расположился ночевать и лег на лавку. Савельич решился убраться на печь; хозяин лег на полу. Скоро вся изба захрапела, и я заснул как убитый.

Проснувшись поутру довольно поздно, я увидел, что буря утихла. Солнце сияло. Снег лежал ослепительной пеленою на необозримой степи. Лошади были запряжены. Я расплатился с хозяином, который взял с нас такую умеренную плату, что даже Савельич с ним не заспорил и не стал торговаться по своему обыкновению, и вчерашние подозрения изгладились совершенно из головы его. Я позвал вожатого, благодарил за оказанную помочь и велел Савельичу дать ему полтину на водку. Савельич нахмурился. «Полтину на водку! - сказал он,- за что это? За то, что ты же изволил подвезти его к постоялому двору? Воля твоя, сударь: нет у нас лишних полтин. Всякому давать на водку, так самому скоро придется голодать». Я не мог спорить с Савельичем. Деньги, по моему обещанию, находились в полном его распоряжении. Мне было досадно однако ж, что не мог отблагодарить человека, выручившего меня, если не из беды, то по крайней мере из очень неприятного положения. «Хорошо,- сказал я хладнокровно;- если не хочешь дать полтину, то вынь ему что-нибудь из моего платья. Он одет слишком легко. Дай ему мой заячий тулуп».

Помилуй, батюшка Петр Андреич! - сказал Савельич.- Зачем ему твой заячий тулуп? Он его пропьет, собака, в первом кабаке.

Развивающая

· развивать навыки анализа текста, выразительного чтения и пересказа.

Воспитательная

· способствовать пониманию учениками таких нравственных категорий, как "честь", "милость", "добро", "благородство".

Оборудование
мультимедийный проектор, презентация к уроку.

Ход урока:

Орг. Момент

2. Проверка домашнего задания .
Проверяется в ходе обсуждения темы.

Работа по теме урока.

Домашнее задание.

Оценка.

6. Слово учителя
Сегодня, ребята, у нас необычный урок - урок литературы и использование знаний об истории, потому что речь пойдет об исторической личности и одном из героев романа А.С.Пушкина "Капитанская дочка", а именно о Емельяне Пугачеве - предводителе крестьянского восстания 1773 - 1775 гг.

Пушкин изображает Пугачёва как талантливого, смелого руководителя крестьянского восстания; подчёркивает его ум, сметливость, храбрость, гуманность, связь с народом.

Все эти черты дают нам облик подлинного Пугачёва. (С.М.Петров) Слайд 1.

Пугачёв - изверг, вне законов рождённый, ибо в естестве его не было и малейшей меры добра, того благого начала, той духовной части, которые разумное творение отличают. (В.Б. Броневский) Слайд 1.

o Прочитайте высказывания критика-литературоведа С. Петрова и польского поэта В. Броневского.

o Какой образ, на ваш взгляд, соответствует тому, который вы увидели в повести А.С. Пушкина?

o Действительно Емельян Пугачев - натура неоднозначная, личность-загадка.

o Запишите тему урока: "Сложность и неоднозначность образа Пугачева. Народное восстание в авторской оценке".

Мы должны научиться на уроке :

o в процессе работы над произведением видеть и оценивать смысл и знание художественных деталей, портретных зарисовок, диалогов, композиции произведения в целом;

o показывать историческую обоснованность и психологическую точность характеристики Пугачёва;

o понимать замысел создания противоречивого образа Пугачёва.

7. Актуализация знаний

· А чем отличается художественный образ от исторического (исторический образ – это реальное лицо, оставившее след в истории)?

· Назовите приемы создания художественного образа в литературе. (схема: приемы создания образа (портрет, речь, поступки, пейзаж, интерьер, хронотоп, психологический анализ, прямая авторская характеристика, характеристика другими персонажами, художественная деталь, прототип ).

· Сегодня, работая над образом Емельяна Пугачева, мы остановимся на двух, наиболее ярко отражающих тему урока: портрет, речь.

Что такое ПОРТРЕТ? Мы знаем два понятия портрета: портрет в ИЗО, который создаётся при помощи кистей, красок. А есть ещё и словесный портрет, созданный при помощи слов. Следовательно, мы будем обращать внимание на словесные детали. Они помогут нам понять внутренний мир героя.

Проверка д/з(работа с табл.)

ГЛАВА ХАРАКТЕРИСТИКА ПУГАЧЕВА
II гл. "Вожатый" "Наружность его показалась мне замечательна. Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показалась проседь, живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары". Хладнокровный, сметливый, черная борода, сверкающие, плутоватые глаза. (113 стр.) Как вы думаете, о чем говорят детали этого человека?
VII гл. "Приступ" "Между ими на белом коне ехал человек в красном кафтане, с обнаженной саблею в руке: это был сам Пугачев". Стр. 150. "Пугачев сидел в креслах на крыльце комендантского дома. На нем был красивый казацкий кафтан, обшитый галунами. Высокая соболья шапка с золотыми кистями была надвинута на его сверкающие глаза. Лицо его показалось мне знакомо". Стр. 152. Прямо взглянул, мрачно нахмурился, протянул жилистую руку. В художественном произведении словесный портрет может быть сосредоточен в одном месте и может быть рассыпан. Итак, какими чертами, красками расширяется портрет? Как они дополняют представление о характере, о его натуре? (амбициозный, тщеславный, возомнивший себя царём)
VIII гл. "Незваный гость" "Пугачев на первом месте сидел, облокотясь на стол и подпирая черную бороду своим широким кулаком. Черты лица его, правильные и довольно приятные, не изъявляли ничего свирепого". Стр. 159. О чем говорят эти портретные детали? (перед нами человек).Смотрел пристально, изредка прищуривая левый глаз с удивительным выражением плутовства и насмешливости.
XI гл. "Мятежная слобода" "Пугачев сидел под образами, в красном кафтане, в высокой шапке и важно подбоченясь". Стр. 177. «Глаза засверкали». Стр. 179. ":он был одет по-дорожному, в шубе и в киргизской шапке". Стр. 182. "Лицо самозванца изобразило довольное самолюбие". Стр. 183. "Хвастливость разбойника показалась мне забавна". Ребята, Найдите ключевое слово, по которому Пушкин определяет Пугачева. Слайд 3.
XII гл. "Сирота" Взглянул грозно, смягчился, устремил огненные свои глаза, лицо омрачилось, сказал смеясь. "Мы расстались дружески. Пугачев, увидя в толпе Акулину Памфиловну, погрозил пальцем и мигнул значительно; потом сел в кибитку, велел ехать в Берду, и когда лошади тронулись, то он еще раз высунулся из кибитки и закричал мне: "Прощайте, ваше благородие! Авось увидимся когда-нибудь". Стр. 190. Исчезает Царственность, проявляются человеческие качества.

· Итак, ребята, мы рассмотрели различные описания Пугачева. Какими качествами обладает Пугачев? (проводник, предводитель, царь, самозванец, Человек – предстаёт как противоречивая личность ).

· Таким увидел Емельяна Пугачева А.С. Пушкин, но и художники не могли оставаться равнодушными и неоднократно изображали предводителя восстания. Сегодня мы расскажем вам историю одного портрета.

Работа с иллюстрацией
В Историческом музее Москвы хранится портрет Емельяна Ивановича Пугачева, написанный неизвестным художником. Сравнительно недавно реставраторы обнаружили, что он написан поверх другого портрета. Когда же частично был снят наружный красочный слой, то обнаружилось, что портрет написан на холсте, изображавшем императрицу Екатерину II. Пытаясь восстановить историю двойного портрета, писательница О. Чайковская отмечала: "Легко представить себе, что этот большой царский портрет висел в каком-нибудь официальном учреждении, сюда ворвались восставшие, сорвали его со стены, в нескольких местах проткнули, но потом кто-то сообразил, что такому добротному холсту грех пропадать. И может быть, тут же возникла идея поверх портрета императрицы написать портрет мужицкого царя. Холст зачинили, обрезали по краям - и он стал основой для единственного подлинного пугачевского портрета (если не считать того, где Пугачев изображен уже пленным, в цепях).

· Разделяете ли вы точку зрения О. Чайковской, которая утверждает: "Этот "двойной" портрет являет собой как бы сопоставление двух царей (тем более что одним замазали другого - это значит, что в народном сознании один другого уже победил)?

· Сопоставьте словесный портрет Пугачева в "Капитанской дочке" с изображением крестьянского вождя на портрете, выполненном, возможно, с натуры неизвестным художником? Что объединяет литературный и живописный портрет? Подкрепите свою точку зрения цитатами из "Капитанской дочки". (рассмотрение деталей портрета: одежда, цвет, глаза, комментарии к портрету, отличается ли портрет ИЗО от словесного)

Снова обратимся к тексту и ответим на вопросы.

· Что общего вы находите в отношении к Пугачеву автора и рассказчика в "Капитанской дочке" и художника, создавшего столь необычный портрет? В чем вы видите различие в отношении к Пугачеву автора повести и автора живописного портрета?

· (Неизвестному художнику удалось передать на портрете сильный, грозный характер Пугачева).

РЕЧЬ

С целью увидеть особенности речи Пугачева обратимся к тексту.

Карточка с избранными репликами Пугачёва .

Хозяин вынул из ставца штоф и стакан, подошел к нему и, взглянув ему в лицо: "Эхе. сказал он, - опять ты в нашем краю! Отколе бог принес?" Вожатый мой мигнул значительно и отвечал поговоркою: "В огород летал, конопли клевал; швырнула бабушка камушком - да мимо. Ну, а что ваши?"
- Да что наши! - отвечал хозяин, продолжая иносказательный разговор. - Стали было к вечерне звонить, да попадья не велит: поп в гостях, черти на погосте.
"Молчи, дядя, - возразил мой бродяга, - будет дождик, будут и грибки; а будут грибки, будет и кузов. А теперь (тут он мигнул опять) заткни топор за спину: лесничий ходит. Ваше благородие! за ваше здоровье!" При сих словах он взял стакан, перекрестился и выпил одним духом. Потом поклонился мне и воротился на полати...
- Это, старинушка, уж не твоя печаль, - сказал мой бродяга, - пропью ли я или нет. Его благородие мне жалует шубу со своего плеча: его на то барская воля, а твое холопье дело не спорить и слушаться.
Бродяга был чрезвычайно доволен моим подарком. Он проводил меня до кибитки и сказал с низким поклоном: "Спасибо, ваше благородие! Награди вас господь за вашу добродетель. Век не забуду ваших милостей".

· Найдите в предложенных отрывках

· народные пословицы и поговорки;

· просторечные слова;

· постоянные эпитеты;

· слова высокой лексики.

· Как характеризует речь героя?

· Мастерство писателя проявляется в его умении владеть словом: речь каждого героя Пушкина индивидуальна и содержит в себе черты характера героя. Л.Н. Толстой: ":тем удивителен Пушкин, что в нем нельзя ни одного слова заменить. И не только нельзя слова отнять, но и прибавить нельзя. Лучше не может быть, чем он сказал".

· Концепция времени и пространства в художественном произведении также служит для создания литературного образа.

· Кто ввел термин хронотоп в литературоведение?

· (Михаил Михайлович Бахтин)

· Мир повстанцев противостоит миру дворян. Это два художественных мира, каждому из которых соответствует свой хронотоп.

«Капитанская дочка» — повесть А.С. Пушкина, изданная в 1836 году, представляющая собой воспоминания помещика Петра Андреевича Гринёва о своей молодости. Это рассказ о вечных ценностях — долге, верности, любви и благодарности на фоне разворачивающихся в стране исторических событий — восстании Емельяна Пугачёва.

Любопытный факт. Первое издание повести вышло в одном из выпусков журнала «Современник» без указания автора произведения.

В школьной программе обязательным пунктом стоит сочинение по этому произведению, где необходимо указывать цитаты, характеризующие того или иного героя повести. Мы предлагаем примеры, используя которые, можно дополнить свой текст нужными деталями.

Петр Андреевич Гринёв

Петруша Гринёв предстает перед нами совсем еще молодым человеком.

…Между тем минуло мне шестнадцать лет…

Он имеет благородное происхождение.

…Я природный дворянин…

Единственный сын довольно богатого, по меркам того времени, помещика.

…Нас было девять человек детей. Все мои братья и сестры умерли во младенчестве…

…у батюшки триста душ крестьян…

Герой не слишком образован, но не столько по своей вине, сколько из-за самого принципа обучения в то время.

…на двенадцатом году выучился я русской грамоте и мог очень здраво судить о свойствах борзого кобеля. В это время батюшка нанял для меня француза, мосье Бопре…<…> и хотя по контракту обязан он был учить меня по‑французски, по‑немецки и всем наукам, но он предпочел наскоро выучиться от меня кое‑как болтать по‑русски, – и потом каждый из нас занимался уже своим делом…

Да ему это особенно и ни к чему, ведь будущее его уже предопределено отцом.

…Матушка была еще мною брюхата, как уже я был записан в Семеновский полк сержантом…

Однако тот внезапно меняет свое решение и отправляет сына служить в Оренбург.

…в стороне глухой и отдаленной…

…Нет, пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон…

Там Гринёв быстро продвигается по службе, не прилагая к этому значительных усилий.

…Я был произведен в офицеры. Служба меня не отягощала…

Личные качества:
Петр — человек слова и чести.

…Только не требуй того, что противно чести моей и христианской совести…
…долг чести требовал моего присутствия в войске императрицы…

При этом молодой человек достаточно амбициозен и упрям.

…Самолюбие мое торжествовало…
…Швабрин был искуснее меня, но я сильнее и смелее…
…Рассуждения благоразумного поручика не поколебали меня. Я остался при своем намерении…
…я предпочел бы самую лютую казнь такому подлому унижению… (целованию рук у Пугачева)…

Не чуждо ему и великодушие.

…Я не хотел торжествовать над уничтоженным врагом и обратил глаза в другую сторону…

Одной из сильных сторон характера героя является его правдивость.

…решился перед судом объявить сущую правду, полагая сей способ оправдания самым простым, а вместе и самым надежным…

При этом он имеет в себе силы признать свою вину, если был не прав.

…Наконец я сказал ему: «Ну, ну, Савельич! полно, помиримся, виноват; вижу сам, что виноват…

В личных отношениях проявляется романтичный, но очень серьезный настрой Петра.

…Я воображал себя ее рыцарем. Я жаждал доказать, что был достоин ее доверенности, и с нетерпением стал ожидать решительной минуты…

…Но любовь сильно советовала мне оставаться при Марье Ивановне и быть ей защитником и покровителем…

По отношению к любимой девушке он чувствителен и искренен.

…Я взял руку бедной девушки и поцеловал ее, орошая слезами…
..Прощай, ангел мой, – сказал я, – прощай, моя милая, моя желанная! Что бы со мною ни было, верь, что последняя моя мысль и последняя молитва будет о тебе!

Мария Ивановна Миронова

Молодая девушка, на два года старше Петра Гринёва, имеет обычную наружность.

…Тут вошла девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло‑русыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у нее так и горели…

Маша — единственная дочь Ивана Кузьмича и Василисы Егоровны Мироновых, бедных дворян.

…девка на выданье, а какое у ней приданое? частый гребень, да веник, да алтын денег (прости бог!), с чем в баню сходить…

Девушка, хотя доверчива и наивна, ведет себя скромно и рассудительно.

…со всею доверчивостию молодости и любви…
…Я в ней нашел благоразумную и чувствительную девушку…
…в высшей степени была одарена скромностию и осторожностию…

Героиня отличается от жеманных девиц дворянского круга той эпохи естественностью и искренностью.

…Она безо всякого жеманства призналась мне в сердечной склонности…
…Марья Ивановна выслушала меня просто, без притворной застенчивости, без затейливых отговорок…

Одной из самых прекрасных особенностей характера Маши является ее способность по-настоящему любить самой и желать своему любимому только счастья, даже если и не с нею.

…Придется ли нам увидаться, или нет, бог один это знает; но век не забуду вас; до могилы ты один останешься в моем сердце…

…Коли найдешь себе суженую, коли полюбишь другую – бог с тобою, Петр Андреич; а я за вас обоих…

При всей своей робости и мягкости девушка предана своему жениху и может решиться на крайние меры в случае необходимости.

…Мой муж! – повторила она. – Он мне не муж. Я никогда не буду его женою! Я лучше решилась умереть, и умру, если меня не избавят… (О Швабрине)

Емельян Пугачев

Мужчина средних лет, самым примечательным во внешности которого были его глаза.

…Наружность его показалась мне замечательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары…
…живые большие глаза так и бегали…
…Пугачев устремил на меня огненные свои глаза…
…его сверкающие глаза…
…Я взглянул на полати и увидел черную бороду и два сверкающие глаза…
…Высокая соболья шапка с золотыми кистями была надвинута на его сверкающие глаза…

Герой имеет особые приметы.

…А в бане, слышно, показывал царские свои знаки на грудях: на одной двуглавый орел величиною с пятак, а на другой персона его…

О том, что Пугачев родом с Дона, свидетельствует и его манера одеваться.

…донской казак и раскольник…
…На нем был красный казацкий кафтан, обшитый галунами…

Учитывая его происхождение, не приходится удивляться тому, что он малограмотный, однако сам он это открыто признавать не хочет.

…Пугачев принял бумагу и долго рассматривал с видом значительным. «Что ты так мудрено пишешь? – сказал он наконец. – Наши светлые очи не могут тут ничего разобрать. Где мой обер‑секретарь?»…

…Господа енаралы! – провозгласил важно Пугачев…

Бунтовщик — человек свободолюбивый, амбициозный и самонадеянный, но с явно выраженными лидерскими качествами и умением влиять на людей.

…Бог весть. Улица моя тесна; воли мне мало…
…учиня непростительную дерзость принятием на себя имени покойного императора Петра III…
…пьяница, шатавшийся по постоялым дворам, осаждал крепости и потрясал государством!…
…Я воюю хоть куда…
…Лицо самозванца изобразило довольное самолюбие…
…Воззвание написано было в грубых, но сильных выражениях и должно было произвести опасное впечатление на умы простых людей…

Пугачев умный, хитрый, дальновидный и хладнокровный.

…Сметливость его и тонкость чутья меня изумили…
…Мне должно держать ухо востро; при первой неудаче они свою шею выкупят моею головою…
…Его хладнокровие ободрило меня…
дающий себе отчет в своих действиях и принимающий на себя ответственность за свои поступки
…поздно мне каяться. Для меня не будет помилования. Буду продолжать, как начал…

Дворянин из знатной богатой семьи.

…хорошей фамилии, и имеет состояние…

Имеет довольно некрасивую внешность, причем с течением времени она претерпевает сильные изменения в худшую сторону.

…невысокого роста, с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым…

…Я изумился его перемене. Он был ужасно худ и бледен. Волоса его, недавно черные как смоль, совершенно поседели; длинная борода была всклокочена…

Швабрин был переведен в Белогорскую крепость из гвардии в наказание.

…вот уж пятый год как к нам переведен за смертоубийство. Бог знает, какой грех его попутал; он, изволишь видеть, поехал за город с одним поручиком, да взяли с собою шпаги, да и ну друг в друга пырять; а Алексей Иваныч и заколол поручика, да еще при двух свидетелях!…

Самолюбивый и умный, герой использует эти свои качества в дурных целях.

…В клевете его видел я досаду оскорбленного самолюбия…
…Я понял упорное злоречие, которым Швабрин ее преследовал…
…вместо грубой и непристойной насмешки, увидел я в них обдуманную клевету…»
…всегдашние шутки его насчет семьи коменданта мне очень не нравились, особенно колкие замечания о Марье Ивановне…

Порой персонаж проявляет откровенную жестокость и вполне способен на подлые поступки.

…я увидел стоящего Швабрина. Лицо его изображало мрачную злобу…
…в подлых выражениях изъявляя свою радость и усердие…
…Он усмехнулся злобной усмешкою и, приподняв свои цепи, опередил меня…
…Он обходится со мною очень жестоко…
…Алексей Иванович принуждает меня выйти за него замуж…

Его характеру свойственны мстительность и даже вероломство.

…все испытания, которым подвергал ее гнусный Швабрин…
…А каков Швабрин, Алексей Иваныч? Ведь остригся в кружок и теперь у нас тут же с ними пирует! Проворен, нечего сказать!..
…Алексей Иванович, который командует у нас на месте покойного батюшки…

Иван Кузьмич Миронов

Простой, необразованный, из бедных дворян.

…Иван Кузмич, вышедший в офицеры из солдатских детей, был человек необразованный и простой, но самый честный и добрый…
…А у нас, мой батюшка, всего‑то душ одна девка Палашка…

Человек почтенного возраста, 40 лет отдавший службе, из них 22 года — в Белогорской крепости, участвовавший в многочисленных сражениях.

…старик бодрый…
..комендант, старик бодрый и высокого росту, в колпаке и в китайчатом халате…
…Чем Белогорская ненадежна? Слава богу, двадцать второй год в ней проживаем. Видали и башкирцев и киргизцев…
…не тронули тебя ни штыки прусские, ни пули турецкие…

Настоящий офицер, верный своему слову.

…Близость опасности одушевляла старого воина бодростию необыкновенной…
…Иван Кузмич, хоть и очень уважал свою супругу, но ни за что на свете не открыл бы ей тайны, вверенной ему по службе…

При этом комендант является не слишком хорошим руководителем по причине своего мягкого характера.

…Только слава, что солдат учишь: ни им служба не дается, ни ты в ней толку не ведаешь. Сидел бы дома да богу молился; так было бы лучше…
…Иван Кузмич! Что ты зеваешь? Сейчас рассади их по разным углам на хлеб да на воду, чтоб у них дурь‑то прошла…
…В богоспасаемой крепости не было ни смотров, ни учений, ни караулов. Комендант по собственной охоте учил иногда своих солдат; но еще не мог добиться, чтобы все они знали, которая сторона правая, которая левая…

Это человек честный и преданный, бесстрашный в своей верности долгу.

…Комендант, изнемогая от раны, собрал последние силы и отвечал твердым голосом: «Ты мне не государь, ты вор и самозванец, слышь ты!»…

Пожилая женщина, жена коменданта Белогорской крепости.

…У окна сидела старушка в телогрейке и с платком на голове…
…Тому лет двадцать как нас из полка перевели сюда…

Она хорошая и гостеприимная хозяйка.

…какая майстерица грибы солить!……Василиса Егоровна приняла нас запросто и радушно и обошлась со мною как бы век была знакома…
…В доме коменданта был я принят как родной…

Крепость она воспринимает таким же своим домом, а себя — хозяйкой в ней.

…Василиса Егоровна и на дела службы смотрела, как на свои хозяйские, и управляла крепостию так точно, как и своим домком…
…Жена его им управляла, что согласовалось с его беспечностию…

Это смелая и решительная женщина.

…Да, слышь ты, – сказал Иван Кузмич, – баба‑то не робкого десятка…

Не чуждо ей и любопытство.

…Она кликнула Ивана Игнатьича, с твердым намерением выведать от него тайну, которая мучила ее дамское любопытство…

Предана мужу до последнего вздоха.

…Свет ты мой, Иван Кузмич, удалая солдатская головушка! не тронули тебя ни штыки прусские, ни пули турецкие; не в честном бою положил ты свой живот…
…Вместе жить, вместе и умирать…

Архип Савельич

Крепостной семьи Гринёвых, которому было доверено воспитание и управление делами барчука Петруши.

…С пятилетнего возраста отдан я был на руки стремянному Савельичу, за трезвое поведение пожалованному мне в дядьки…
…Савельичу, который был и денег, и белья, и дел моих рачитель…

Во времена, когда разворачиваются события, уже пожилой человек.

…Бог видит, бежал я заслонить тебя своею грудью от шпаги Алексея Иваныча! Старость проклятая помешала…

…изволишь гневаться на меня, раба вашего…
…я, не старый пес, а верный ваш слуга, господских приказаний слушаюсь и усердно вам всегда служил и дожил до седых волос…
…на то ваша боярская воля. За сим кланяюсь рабски…
…Верный холоп ваш…
…Коли ты уж решился ехать, то я хоть пешком да пойду за тобой, а тебя не покину. Чтоб я стал без тебя сидеть за каменной стеною! Да разве я с ума сошел? Воля твоя, сударь, а я от тебя не отстану…
…Савельич лежит в ногах у Пугачева. «Отец родной! – говорил бедный дядька. – Что тебе в смерти барского дитяти? Отпусти его; за него тебе выкуп дадут; а для примера и страха ради вели повесить хоть меня старика!»…



Рассказать друзьям