Картины н рериха небесный бой. Русский художник Николай Константинович Рерих

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

НЕБЕСНЫЙ БОЙ На всех картинах Рериха небо и облака занимают особое место, полное глубокого символизма. В статье "Небесное зодчество" он пишет: "От ранних лет небесное зодчество давало одну из самых больших радостей. Среди первых детских воспоминаний прекрасные узорные облака. Вечное движение, щедрое перестроение, мощное творчество надолго привязывает глаза ввысь. Чудные животные, богатыри, сражающиеся с драконами, белые кони с волнистыми гривами, ладьи с цветными золочеными парусами, заманчивые призрачные горы - чего только не было в этих бесконечно богатых, неисчерпаемых картинах небесных... Картины "Небесный бой", "Веление неба" и многие другие построены на облачных образованиях. Прекрасна и небесная синева, особенно же когда на высотах она ультрамариновой почти фиолетовой чистоты". Огромнейшее впечатление всегда производила на Рериха вагнеровская музыка. Он видел в музыкальных произведениях Вагнера (особенно это касается «Полета Валькирии») могучую картину, которая наделена прозрачностью и силой одновременно. На картине "Небесный бой" менее пятой части занимает долина с озерами и свайными постройками. Остальное - клубящиеся облака, то пронизанные золотистым солнечным светом, то переходящие в синь грозовых туч. Это борьба Света и тьмы. Небесное и земное как бы раздвоились, как бы отошли друг от друга. Идет бой между двумя началами. Что-то скрыто в этих неверных, враждующих формах облаков. Вначале на медно-звучащем облаке были написаны фигуры летящих Валькирий, которых художник потом обратил в облака: "Пусть присутствуют незримо"... Пусть незримо, но эти силы присутствуют там реально. Свайный посёлок, изображенный внизу, как бы притих в ожидании исхода схватки стихий. Что же могло породить такой "небесный бой?" Конечно, только злоба, отрицание, самость и прочие негативные качества людей, которые нарушают равновесие не только в самом человеке, но и во всей природе. Неуравновесие человека вызывает расстройство стихий и всевозможные стихийные бедствия. И хотя сильны еще темные массы облаков, но огненные образования уже вытесняют их. Людям придется ответить за свои порождения.

07.09.2016

Описание картины Николая Рериха «Небесный бой»

Как известно, на своих картинах Николай Рерих часто изображал облака. Но на данной картине они являют собой основу сюжета, как бы пропуская через свою небесную сущность всю борьбу, которой наполнен наш мир. Картина представляет собой некий облачный узор, пресыщенный буйством движения и красок. Облака, изображенные в верхней части картины - белые, через них видно струящийся солнечный свет. Чем облака ниже, тем они становятся насыщеннее и темнее - от желтого, до темно-фиолетового, с оттенками коричневого. Кажется, что внизу, над землей, собрались грозовые тучи, готовые вот-вот пролиться обильным дождем. Но, даже в таком своем виде они завораживают.

На картине все небо в облаках. Если смотреть на них долго и внимательно, то можно увидеть все буйство и беспощадность стихии, а вместе с тем и любоваться их совершенством и какой-то особенной красотой, которая не присуща земному. И в то же время, глядя на картину, понимаешь, что эти облака - нечто близкое, их хочется взять в руки, приобщаясь к высоким материям. Облака навевают различные земные образы - они то похожи на диких невиданных зверей, то на отважных всадников, а то на грандиозную морскую эскадру, корабли которой выступили в далекий и трудный поход… Однако, помимо этого облачного торжества, на картине представлена и земля. Но здесь ее значение второстепенно, о чем говорит то обстоятельство, что земные объекты приняли цвет облаков - горы, дома, водоем. Они как бы попали под влияние того, что творится в небесах. О чем эта картина? Что явилось причиной противостояния, вылившегося в небесный бой? Зритель волен решать для себя сам. Но несмотря на это, можно считать, что художник изобразил борьбу двух начал, двух полюсов нашего мира - бой добра и зла, светлого и темного, прогрессивного и консервативного.

Русский художник Николай Константинович Рерих. Серия картин"Небесный бой".

С. Н. Рерих. Портрет академика Н. К. Рериха. 1937 г. (ГХМЛ, Рига)

Творчество Николая Константиновича Рериха - явление исключительное в истории русского и мирового искусства. Его полотна притягательны своеобразием тем и сюжетов, их поэтичностью, глубоким символизмом. Яркая жизнь Рериха подобна удивительной легенде. Начав свой путь в России, пройдя Европу и Америку, он закончил его в Азии. По воспоминаниям художника Святослава Николаевича Рериха об отце, это был человек «с ясным и задумчивым лицом. Его фиолетово-синие глаза временами могли становиться совершенно темными. У него всегда был спокойный голос, он никогда не повышал его, и все выражение его лица отображало ту удивительную выдержку и самообладание, которые являлись основой его характера. Это было спокойствие незаурядного человека, серьезного и приветливого, вдумчивого, с замечательно острым чувством юмора. Во всех его движениях была уравновешенная гармония. Он никогда не спешил, и все же его продуктивность была изумительной. Он писал крупным и ясным почерком, никогда не исправляя и не меняя своих предложений и слов, и менее всего своих мыслей. При всех обстоятельствах, в наиболее трудных положениях он оставался спокойным и выдержанным и никогда не колебался в своих решениях».
Художественное наследие Рериха огромно. Его картины, эскизы декораций, рисунки хранятся в музеях и частных коллекциях многих стран мира. В России крупные собрания произведений Рериха, кроме Третьяковской галереи и Музея искусства народов Востока в Москве, находятся в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге, в Нижегородском художественном музее и в Новосибирской картинной галерее.

"Небесный бой"

"Гуга Чохан. Кулута"

"Держательница Мира"

"Магомет-пророк"

"Дозор Гималаев"

"Город строят"

"Святой Сергий Радонежский"

"Сан-Джиминиано"

"Ярославль. Церковь Святого Власия"

"Ростов Великий. Церковь на Ишне"

"Гэсер-хан"

"Святой остров"

"Городские стены Изборска (Башни)"

"Гуру Гури Дхар"

"Ярилина долина"

"Святой Никола"

"Сантана"

"Кулута. Горы перед рассветом"

"Змиевна, 1906"

"Красные паруса. Поход Владимира на Корсунь, 1900"

"Звенигород, 1933"

"Юрты. Монголия, 1940"

"Лхаса, 1947"

"Старый Псков, 1904"

"Сергий-строитель, 1925"

"Мощь пещер, 1925"

"Цветы Тимура (Огни победы), 1931"

"Смоленск. Крыльцо женского монастыря, 1903"

"И несем свет, 1922"

Трудно назвать художника, который бы менялся чаще, чем Рерих. Он — один из немногих, не останавливающихся на пути. Каждый новый холст — неожиданность и для нас, и для него самого. Я говорю, конечно, с точки зрения чисто живописной. Не довольствуясь знанием испытанного приема, побеждая искушения навыка, он импровизирует с утонченной дерзостью счастливого искателя. Поэтому картины, которые еще так недавно казались итогом, выводом из всех предыдущих исканий, вдруг приобретают иное значение, отодвигаются куда-то назад. Этим объясняются и недостатки его произведений, даже наиболее удачных. В нем — больше темперамента, нетерпеливой смелости, чем выдержки... Способность быстро меняться влияет на качество его работы не всегда в хорошую сторону. Ему вредит спешность творчества! Впечатлительный, восприимчивый — он слишком легко заимствует у других то, что могло бы явиться результатом упорного и осторожного труда.

Николай Константинович Рерих – своеобразный автор, чьи работы отличают глубокие философские и лирические мотивы. Темы его полотен разнообразны и сложны, одухотворённы и возвышенны. Излюбленными образами творчества Рериха, в свою очередь, можно считать образы неба и облаков.

Мотив неба и облаков отчётливо звучит в такой известной работе Рериха, как «Небесный бой». Картина написана в 1912 году, в сложное для истории России время. Необычное полотно, созданное на холсте из картона с использованием смешанной темперной техники, в настоящее время хранится в Государственном Русском музее в Петербурге.

Картина «Небесный бой» наполнена не просто художественными образами, но символами, в которых, в первую очередь, воплотились особенности и дух той эпохи. Большую часть работы занимает изображение облаков, которые являют собой тяжёлые образы, несущие неведомую, но становящуюся всё зримее и зримее, угрозу. Эффект темперной живописи напоминает отчасти пастельную зарисовку. Для картины характерны многочисленные, контрастные переходы света и тени. «Небесный бой» и представляет собой своеобразную битву Света и Тьмы, время, когда наступает стихия. Картина Рериха демонстрирует всю красоту сложного состояния природы. Настоящее противоборство развернулось в небе. И это небесное противостояние заполнило собой всё пространство картинной плоскости. Стихия разметала свои границы далеко за пределы холста, что показывает всю мощь и величие природных сил. С точки зрения Рериха, даже гнев стихии исполнен особой красоты и очищающей свободы.

Рерих – величайший мастер передачи душевных состояний и различной гаммы чувств и настроений. Все тонкие переходы состояний природы или духа художник воплощает с использованием необходимых, с позиции тональности и колорита, цветов. Художественный метод Николая Константиновича Рериха отличает открытость красочных образов, эмоциональность формы, динамика линий и цвета, символизм, философичность работ. Картины Рериха – точно ёмкие молитвы или лаконичные фразы мудреца, в которых удивительным образом сочетается стремление к возвышенному и одновременная тяга к простоте и покою.

Живописное произведение «Небесный бой» отражает переплетение, «бой» цвета и форм, света и тени, неба и земли. Здесь явно реализуется приём антитезы или противопоставления, приём глобального контраста, вечного противоборства разновеликих сил. Это философское явление «вечного боя» смог почувствовать и передать великий гений Рериха в то смутное сумеречное время, время начала новых войн и революций. Как истинный художник Рерих жил в такт с жизнью своей Родины, любил и ненавидел вместе с ней, и даже когда сама эта Родина отвернулась от него, он до конца своих дней сохранил эту великую веру творца, эту великую любовь к своей родной земле, её истории и народу. Поэтому творчество Николая Константиновича Рериха по-прежнему остаётся столь великим и ценным для нас.

Русский художник Николай Константинович Рерих. Серия картин"Небесный бой".

С. Н. Рерих. Портрет академика Н. К. Рериха. 1937 г. (ГХМЛ, Рига)

Творчество Николая Константиновича Рериха - явление исключительное в истории русского и мирового искусства. Его полотна притягательны своеобразием тем и сюжетов, их поэтичностью, глубоким символизмом. Яркая жизнь Рериха подобна удивительной легенде. Начав свой путь в России, пройдя Европу и Америку, он закончил его в Азии. По воспоминаниям художника Святослава Николаевича Рериха об отце, это был человек «с ясным и задумчивым лицом. Его фиолетово-синие глаза временами могли становиться совершенно темными. У него всегда был спокойный голос, он никогда не повышал его, и все выражение его лица отображало ту удивительную выдержку и самообладание, которые являлись основой его характера. Это было спокойствие незаурядного человека, серьезного и приветливого, вдумчивого, с замечательно острым чувством юмора. Во всех его движениях была уравновешенная гармония. Он никогда не спешил, и все же его продуктивность была изумительной. Он писал крупным и ясным почерком, никогда не исправляя и не меняя своих предложений и слов, и менее всего своих мыслей. При всех обстоятельствах, в наиболее трудных положениях он оставался спокойным и выдержанным и никогда не колебался в своих решениях».
Художественное наследие Рериха огромно. Его картины, эскизы декораций, рисунки хранятся в музеях и частных коллекциях многих стран мира. В России крупные собрания произведений Рериха, кроме Третьяковской галереи и Музея искусства народов Востока в Москве, находятся в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге, в Нижегородском художественном музее и в Новосибирской картинной галерее.

"Небесный бой"

"Гуга Чохан. Кулута"

"Держательница Мира"

"Магомет-пророк"

"Дозор Гималаев"

"Город строят"

"Святой Сергий Радонежский"

"Сан-Джиминиано"

"Ярославль. Церковь Святого Власия"

"Ростов Великий. Церковь на Ишне"

"Гэсер-хан"

"Святой остров"

"Городские стены Изборска (Башни)"

"Гуру Гури Дхар"

"Ярилина долина"

"Святой Никола"

"Сантана"

"Кулута. Горы перед рассветом"

"Змиевна, 1906"

"Красные паруса. Поход Владимира на Корсунь, 1900"

"Звенигород, 1933"

"Юрты. Монголия, 1940"

"Лхаса, 1947"

"Старый Псков, 1904"

"Сергий-строитель, 1925"

"Мощь пещер, 1925"

"Цветы Тимура (Огни победы), 1931"

"Смоленск. Крыльцо женского монастыря, 1903"

"И несем свет, 1922"

Трудно назвать художника, который бы менялся чаще, чем Рерих. Он — один из немногих, не останавливающихся на пути. Каждый новый холст — неожиданность и для нас, и для него самого. Я говорю, конечно, с точки зрения чисто живописной. Не довольствуясь знанием испытанного приема, побеждая искушения навыка, он импровизирует с утонченной дерзостью счастливого искателя. Поэтому картины, которые еще так недавно казались итогом, выводом из всех предыдущих исканий, вдруг приобретают иное значение, отодвигаются куда-то назад. Этим объясняются и недостатки его произведений, даже наиболее удачных. В нем — больше темперамента, нетерпеливой смелости, чем выдержки... Способность быстро меняться влияет на качество его работы не всегда в хорошую сторону. Ему вредит спешность творчества! Впечатлительный, восприимчивый — он слишком легко заимствует у других то, что могло бы явиться результатом упорного и осторожного труда.



Рассказать друзьям