Клинская елочная игрушка история. Новый год на елку

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

«Музей елочных игрушек»: новая выставка в историческом музее

18 ноября в одном из залов Национального исторического музея открылась выставка елочных игрушек, которую организаторы мечтают впоследствии превратить в небольшой музей. Мы сходили и посмотрели на елочные украшения со всего мира.


Для экспозиции игрушек из частного собрания и своих фондов Национальный исторический музей выделил зал на третьем этаже музея и стенды.

– Да, стенды – это собственность музея, а все остальное мы делали и собирали своими руками, – рассказывает организатор новогодней экспозиции Андрей Бегун . – Мы хотели сделать выставку-лабиринт, но пришлось отталкиваться от имеющегося пространства, и с лабиринтом не особенно вышло.




– Выставку мы делали с желанием немного разнообразить культурную жизнь Минска. Это наш новогодний подарок детям. В Минске очень мало мероприятий, где можно не только хорошо провести время, но и «просветиться», – говорит Андрей. – К тому же Минск сейчас активно привлекает туристов, а одной библиотекой и музеем ВОВ никого не удивишь.

Самый первый стенд справа от входа демонстрирует елку, увешанную яблоками. С этого экспоната Андрей и начинает экскурсию.




– У нас представлена вся ретроспектива елочных игрушек – от зарождения до наших дней. История стеклянных елочных игрушек началась где-то в Средние века. Тогда люди украшали елки конфетами, пряниками, яблоками. В середине XIX века в Германии был неурожай яблок, а стеклодувы решили спасти праздник и выдули из стекла формы, похожие на яблоки.

Андрей переходит к ретроспективе игрушек. На первом стенде – советские игрушки.

– Они очень хорошо характеризуют советскую эпоху. Была война – на елках висели солдатики и медсестры, Гагарин полетел в космос – появилась игрушка-космонавт.



Дальнейшие стенды формируются по географическому принципу: Россия, Украина, Европа.

– Украинские мастера специализируются на пейзажах. Эти игрушки, от выдувки до рисунка, исключительно ручной работы, – продолжает Андрей. – Там же делают и игрушки с репродукциями известных картин.





– Это очень сложная работа, потому что писать картину на шаре совсем не то же самое, что на ровном холсте. На этом стенде голландские игрушки – делфтский фарфор. Там еще со Средневековья была королевская мануфактура по выпуску фарфоровой посуды.



Андрей подводит нас к немецкому стенду:

– Это игрушки из города Роттенбург. Небольшой городок в Германии на несколько тысяч жителей, но во всех путеводителях от отмечен как «рождественский город», потому что там работает один из немногих круглогодичных музеев елочной игрушки. В будущем я хотел бы и нашу выставку сделать постоянной, открыть небольшой музей в центре города, куда круглый год смогли бы приходить все желающие.


На немецком стенде представлены стеклянные, деревянные, металлические, тканевые игрушки.

– Игрушки мы покупаем на барахолках, в антикварных лавках, поэтому очень сложно бывает идентифицировать производителя, – признается Андрей.

С этими словами он подходит к самой большой елочной игрушке на выставке.

– Это игрушка с Венского бала Австро-Венгерской империи. Я лично приобрел ее на блошином рынке Будапешта, и вот уже несколько месяцев пытаюсь найти что-нибудь об истории этой игрушки. Нигде нет сведений о производителе, о способе, которым эта игрушка делалась.



Кроме этих игрушек на выставке есть шары из Египта, Арабских Эмиратов, Польши – последние смахивают на яйца Фаберже.



– Игрушка из Эмиратов – это скорее дань туристам, потому что арабы не привыкли украшать елки, – рассказывает Андрей.










Продолжаю не поздравлять вас с Новым годом, а дарить подарки. После сегодня дарю вам второй!
Вот он: чудесное и сказочное путешествие в самое уютное время детства - в Новый год, когда мы были детьми.

Вот знали ли вы про то, что у старых ёлочных игрушек в прошлом году появился свой терем?
В Клину, возле знаменитой фабрики «Ёлочка» , которая производит стеклянные ёлочные игрушки, появился музей «Клинское подворье» . Там с прошлого года и живут ёлочные игрушки XX века.

Посещение музея ёлочной игрушки – это без преувеличения секрет молодости. Мне кажется, что, попадая в царство Нового года, все люди становятся маленькими детьми и наивно верят в чудеса, в ёлки с волшебными подарками под ними, в доброго Деда Мороза и его внучку Снегурочку, которые появляются только однажды, в самый сказочный день года.

Любой скепсис разбивается о порог музея ёлочной и игрушки: когда набирается группа и экскурсовод проводит вас в комнаты, до потолка наполненные радостью и весельем, восхищением и предвкушением. Экскурсоводы, кстати, тоже непростые, и не экскурсию они ведут, а будто сказку рассказывают.

Сначала рассказывают, как производство ёлочных игрушек было налажено раньше.
Вот изба мастера-стеклодува. Обычная, казалось бы, деревенская изба, что мы их не видели что ли в Витославлицах да Суздале. Ан нет – приглядитесь: на столе лежат необычные инструменты. Это стол мастера.

Рядом меха, чтобы качать воздух, перед умельцем стояла газовая гарелка, с помощью которой он и нагревал стеклянную трубку – аккуратно и равномерно, в выбранном месте. Затем стеклодув зажимал нагретый кусок специальными тисками. Вот они рядом лежат. В каждой половинке кузнецы высекали какой-то образ – зверушку, домик или просто шарики для бусин. Соединяясь, обе половинки создавали полую форму, которую и заполняло податливое стекло.

А вот видео современного действа. Оно практически не отличается, только способы производства формочек-заготовок более усовершенствованы сейчас, и газ к горелке автоматически подаётся.
На этом месте вся наша группа прилипла к стеклу, и не только школьники, но даже и учителя восклицали: «Это просто волшебство!»
Девушка слева выдувает игрушку – грибок. Видимо, это сложнее, т.к. несколько игрушек ей просто пришлось выкинуть. Девушка справа делает тигриные игрушки как раз по той технологии, что я описала выше.

Очень предусмотрительно, стеклодувный цех отгорожен стеклом, потому что за ним шумно неимоверно.

После того, как игрушки выдули из стекла, они отправляются в раскрасочный цех. Там фотографировать было запрещено. Но зрелище завораживает: кажется, часами можно смотреть, как тонкие кисти оставляют полоски на тигровой шкурке или как шар покрывается золотыми вензелями.

Разобравшись с тайной, как делаются чудеса, мы отправились смотреть эти самые чудеса в витринах.
Честно говоря, заходя во все следующие залы, я как ребёнок, бросалась к каждой витрине с криками: «О! Вот такая игрушка у меня в детстве была! А! И такая тоже была!» Какой-то бурный эмоциональный вострог поднялся внутри – словно лавиной накатил и выплёскивался наружу радостными криками. Какая же гордость во мне была, когда я понимала, что некоторые из драгоценных игрушек у меня есть до сих пор!

Вот, например, картонажные игрушки 1930-70е гг.

Игрушки из ваты, 1920-50-е гг.

Монтажные игрушки, 1930-60-е гг.

Формовые игрушки 1900-1950-е гг.
Бусы конец XIX в.

Бусы 1930-е гг.

А вы знали, что автор самой волшебной, самой любимой новогодней музыки П.И.Чайковский жил в Клину? Честно говоря, я нет. А между тем, в городе даже есть дом-музей композитора.
Ну, а в музее ёлочной игрушки в отдельном зале стоит ёлка, которая так и называется «Щелкунчик».

В этом году я уже посмотрела наш советский мультик, послушала сказку и отдельно музыку «Щелкунчик». Можно было ещё и балет посмотреть для полного набора, но в начале декабря все билеты на «Щелкунчика» во всех театрах были распроданы на два месяца вперёд. Но это ладно. «Щелкунчик» обладает удивительным свойством – он настраивает на чудо и возрождает вот это самое предвкушение праздника, так знакомое, так любимое нами с детства и, может быть, чуть-чуть забытое сейчас!

Ёлка в буржуазной семье (так и было подписано честно-честно!)

Вообще производство игрушек отражало все события, происходящие в стране. Солдаты и Деды Морозы с автоматами – в военные годы, дирижабли, ракеты, самолёты – периода эйфории по поводу первого полёта в космос.

1930-60-е гг.

А вот наши старые добрые открытки. Почему-то при виде их накатывает особая ностальгия. Это окружение нашего детства. Хоть они и кажутся сейчас старомодными, но мне, думается, что сейчас нет в открытках такой доброты и, может быть, наивности, детскости. А для новогодних открыток – это очень важно.

А вот такие лампочки-гирлянды, наверно, были у каждого. Мой папа, сколько помню, регулярно чинил эту допотопную гирлянду – то фольгу подкладывал, то паял чего-то.
Эх, вот заведу хороший фотик, непременно перещёлкаю все наши игрушки, которые ещё не выкинули!

Игрушки-сказочные герои

Немецкие и чешские игрушки 1920-70-е гг.

Игрушки 1950-60-е гг.

А дальше в каждый следующий зал я входила с удивлённым вздохом: «Ого!» «Ничего себе!» «Ух ты!!!» «ААА!» (это последнее говорится на вдохе, где-то посередине, задыхается от восторга) – и так в каждом следующем зале с апофеозом в последнем – там моё «Аааа!» грозило перейти в совершенно девчоночий визг. Заинтриговала? Тогда всё по-порядку.

Красочные витрины с современными игрушками. Совсем другой стиль.

и ёлки по временам года.

Ёлки вверх ногами
- Знаете, чем плоха такая ёлка? – спрашивает наш экскурсовод.
Группа теряется в догадках.
- А куда же подарки-то складывать? На потолок что ли?!

А вот дизайнерские ёлки-невесты и панно опять-таки по сезонам

А это моя любимая гора Дедов Морозов.

Вот такой вот у меня не только был, но и сейчас есть. Вон тот – самый красивый!

Только его надо чуть-чуть подчинить. Никто кстати не возьмётся починить??? а то я с папье-маше работать не умею:(

И вот тут мы подошли к самому последнему залу - виновнику моего абсолютно детской и совершенно неподдельной радости. Двери были закрыты, а когда они распахнулись – я восторженно вздохнула и, поднимая голову всё выше, чуть не завизжала. Под самый потолок уходила огромная ёлка в бантах и игрушках – красочная и такая большая, праздничная, радостная!

Мне на ум сразу пришли детские ёлки, которые устраивались в спортивных залах школ или в ДК. Приглашения туда приносил папа и начинались они всегда одинаково: «Дорогой Друг!» И было предвкушение, и пляски, хороводы вокруг огромной ёлки, а потом, из окошек картонных домиков выдавали подарки: целые мешки разных конфет и обязательно с какой-нибудь игрушкой. От этого пакета исходил такой вкусный, неповторимый аромат – то ли новизны, то ли смесь шоколада и конфет, то ли… просто подарка с сюрпризом. С тех пор, как я перестала ходить на детские ёлки, я ни разу не чувствовала больше этот запах. Но до сих пор для меня так пахнет Новый год.

И ещё я вспомнила, как не смогла пойти на долгожданную ёлку из-за внеплановой ангины, а папочка сходил, и принёс подарок мне домой. И не какого-то дурацкого пластмассового пупса, а очень красивый и необычный красный шарик - ёлочная игрушка, сделанная из какого-то гибкого прозрачного материала. «Там были разные игрушки - говорил папа, наклоняясь над моей сделанной из раскладного стола кроватью, заткнутой между двумя шкафами из-за катастрофической нехватки места - но я сказал, что моей доченьке нужен самый красивый подарок, и взял этот шарик!»

Вот все эти милые воспоминания мигом нахлынули на меня и как будто укутали теплотой, и во мне поселилось абсолютное счастье - какое было в детстве!

Публикации раздела Традиции

В XXI веке елку стало модно украшать игрушками ручной работы. Сегодня шары шьют из фетра и лоскутов, вяжут из ниток, складывают из бумаги или даже из лего. Но все равно мы с особенным трепетом и любовью достаем старинные шары, сохранившиеся от бабушек и прабабушек.

«Деревцо, освещенное фонариками или свечками, увешанное конфетками, плодами, игрушками, книгами, составляет отраду детей, которым прежде уже говорено было, что за хорошее поведение и прилежание в праздник появится внезапное награждение…»

«Северная пчела», 1841 год

Первый елочный декор на Руси был призван продемонстрировать изобилие, поэтому новогодние деревья украшали горящими свечами, яблоками и изделиями из теста. А для того, чтобы елка стала яркой и сверкающей, добавляли переливающиеся на свету украшения: мишуру, канитель (тонкие металлические нити), блестки. В сочетании с горящими свечами эффект игры света делал зеленую красавицу еще более сияющей и торжественной.

С середины XIX века заработали специальные артели, которые занимались производством гирлянд, елочных игрушек, а также сделанных из тонкой фольги цепей, мишуры и дождика.

«Елка гнулась от множества игрушек и сластей, пылала веселым счастливым огнем, трещали хлопушки, вспыхивали внезапно бенгальские огни и рассыпались звездочками».

Сергей Потресов. «Рождественский рассказ»

Стеклянные игрушки

Встреча Нового года. 1950-е. Фотография: ИТАР–ТАСС

Старая советская елочная игрушка-самолет в Музее елочной игрушки «Клинское подворье», г. Клин. Фотография: П. Просветов / фотобанк «Лори»

Первые стеклянные игрушки: шары, бусы, сферические зеркальные предметы в виде прожекторов и сосулек - появились на российских елках в середине XIX века. Они были тяжелее современных, потому что делались из толстого зеркального стекла. Первоначально большая часть стеклянных украшений была иностранного производства, однако совсем скоро их стали изготавливать и в России.

«Купить игрушку из стекла для жителя России конца XIX века было то же самое, что современному россиянину купить машину».

Сергей Романов, историк игрушки и коллекционер новогодних украшений.

Именно на Руси придумали наряжать ель женскими украшениями - стеклянными бусами. Их изготовлением занималась вся семья: маленькие шарики выдували мастера-стеклодувы, женщины красили бусины, а дети нанизывали их на нитку. Наибольшее распространение это ремесло получило в Клинском уезде, где позднее основали фабрику «Елочка», и сейчас выпускающую новогодние гирлянды.

Продукция Клинского объединения «Елочка», 1982 год. Фотография: А. Семехина / Фотохроника ТАСС

Старая елочная игрушка - клоун. Фотография: Ю. Зобков / фотобанк «Лори»

Старая елочная игрушка - кукуруза. Фотография: Ю. Зобков / фотобанк «Лори»

В конце 1930-х на елках появились герои детской литературы - Иван Царевич, Руслан и Людмила, братец Кролик и братец Лис, Красная Шапочка, Кот в сапогах, Крокодил с Тотошей и Кокошей, доктор Айболит. После премьеры фильма «Цирк» стали популярны фигурки на цирковую тематику. В честь освоения Севера елочные лапы украшали фигурками полярников. В это же время появились филигранные и расписанные вручную украшения на восточную тему: Аладдин, старик Хоттабыч, колдун Черномор.

В военные годы на елки вешали фигурки самолетов танков, сталинских броневиков. Также мастерили фигурки из военных погон и подручных материалов, например медицинских бинтов.

Новогодняя композиция. Фотография: С. Гавриличев / фотобанк «Лори»

Старая елочная игрушка в виде советского дирижабля. Фотография: Ю. Запорожченко / фотобанк «Лори»

Лишь после 1947 года началось производство игрушек на «мирную» тематику: новогодние деревья украсили сказочные герои, лесные звери, фрукты и овощи.

После выхода на экраны фильма «Карнавальная ночь» в 1956 году появились знаменитые игрушки «Часы» - со стрелками, установленными за пять минут до полуночи. В 70–80-е годы самыми популярными были шишки, колокольчики и домики.

Кроме того, в СССР елку украшали игрушками, отражающими идеалы и стремления коммунистического государства. Так, на одной елке вместе сосуществовали овощи и фрукты, космические корабли и подводные лодки, фигурки человечков в национальных костюмах разных народов, фабрики и заводы, домашние и дикие животные, спортсмены.

Папье-маше

Музей елочной игрушки «Клинское подворье», г. Клин. Фотография: С. Лаврентьев / фотобанк «Лори»

Музей елочной игрушки «Клинское подворье», г. Клин. Фотография: С. Лаврентьев / фотобанк «Лори»

Большое распространение в Советском Союзе получили украшения из папье-маше (плотного вещества, состоящего из бумажной массы, смешанной с клеем, гипсом или мелом). В СССР производство игрушек из папье-маше было ручным и состояло из ряда длительных операций: лепки, шпатлевки, грунтовки, шлифовки, окраски, росписи с промежуточной сушкой при температуре от 20 до 60°. Ассортимент в основном составляли реалистичные фигурки людей и животных. Покрытие из бертолетовой соли делало поверхность игрушек более плотной и придавало им неяркий блеск. С помощью вакуумного литья создавались новогодние маски и фигуры больших размеров для елки (деды-морозы и снегурочки). Такие игрушки были легки по весу, но не уступали в прочности прессованным.

Традиция украшать рождественскую елку насчитывает не один век. В XIX веке праздничное дерево наряжали всевозможными сладостями, орехами, яблоками, забавными фигурками из бумаги, картона, ткани и фольги. Но постепенно становятся популярными стеклянные елочные украшения. В 1848 году князь Меншиков получает разрешение на строительство небольшого стекольного завода в своем имении Александрово. С этого момента зарождается Клинский стеклодувный промысел.

В старинном и красивом городе Клин расположен единственный в России музей елочной игрушки «Клинское подворье» и знаменитая фабрика елочных игрушек «Ёлочка». В прошедшие выходные мы туда с товарищами блогерами отправились.


2. В музее находится несколько тематических залов, которые расскажут о разных этапах развития производства елочных игрушек и традициях разных времен.

3. Первые елки в России появились в девятнадцатом веке. Их устанавливали на заборах и крышах питейных заведений. Украшать елки стали в 1860-1870-е годы. Заказывались игрушки в Европе.

4. В одном из залов музея можно посмотреть на процесс создания елочных игрушек.

5. Сразу же после появления елочные игрушки были довольно дорогими, поэтому купить стеклянную игрушку в России могли только зажиточные люди. Лишь после открытия завода в Клину игрушки стали более доступными.

6. Украшения елок в России зависят от моды. Популярные до 1900 года яркие, все в игрушках новогодние деревья, на рубеже столетий стали признаком дурного вкуса. Их вытеснила стильная елочка в серебристо-белых тонах. Позже деревце вновь стали наряжать большим количеством игрушек.

7. В Европе, первые елочные шары были выполнены в 1848 году в Германии из цветного и прозрачного стекла. Изнутри они покрывались свинцом, а снаружи разукрашивались блестками.

8. Большие тонкостенные шары были созданы в 1867 году. Свинцовое покрытие, которое признали вредным для здоровья, заменили нитратом серебра. Так появилась елочная игрушка, которая сегодня известна взрослым и детям.

9. Стеклодувный цех.

10. Мастер, вращая стеклянную трубку – дрот, разогревает ее в пламени газовой горелки до тех пор, пока стекло не станет мягким, и начинает дуть через отверстие в трубке – усик.

11. В 1925 году праздновать Новый год в России запретили, и традиция возобновилась лишь в 1935 году. Именно тогда появились совершенно новые игрушки: ангелочков заменили буденновцы, пионеры, красногвардейцы, женщины в красных косынках.

12. В 1960-е годы игрушки стали максимально простыми, а для их создания начали использовать поролон. Немного позже игрушки стали производить из пластмассы. В эпоху правления Брежнева игрушки становились более абстрактными.

13. А вы наряжаете елку на Новый год? :)

14. Помимо залов с историей и производственных помещений, в музее есть различные мастер-классы для детей и взрослых, магазин, мероприятия и праздничные программы.

15. Все посетители загадывают заветное желание возле елки королевы Клинского дворца!

«В Клину родилась «Ёлочка». (Поездка на фабрику ёлочных игрушек)»

Интересно устроены люди. Имею сейчас возможность выбирать среди шикарных, блестящих, витиеватых новогодних игрушек, тем не менее, они не имеют надо мной власти. Это можно понять и проверить, если вытащить с антресолей старую коробку со старыми ёлочными украшениями. Именно эти чуть облупившиеся пчёлки и зайчишки, цыплята и белочки, клубнички, шишечки, сосульки невиданным образом мгновенно потянут вас в детство. Вы себя будете чувствовать так, как будто кто-то дотронулся до вас волшебной палочкой. Поверьте мне.

Фабрика «Ёлочка» по производству новогодних игрушек находится в г. Высоковск . На неё заранее и отдельно организуются свои экскурсии. А в Клину (12км от Высоковска) открыт Выставочный центр от фабрики - «Клинское подворье». И сюда можно приехать самостоятельно.

Читала, что фабрика находится в удручающем состоянии. А выставка-музей «Клинское подворье» - в отличном. Тут вопрос в другом - с детьми постарше интереснее и желательно посетить оба места, поскольку увидеть своими глазами в настоящем масштабе настоящий процесс изготовления игрушки (выдувку, посеребрение, раскраску, упаковку) возможно только и именно на фабрике. Несмотря на её обшарпанность. С малышами, конечно, удобнее и разумнее, увидеть всё то же самое, но в мини-варианте на «Клинском подворье».

Музейно-выставочный комплекс «Клинское подворье»

Первый и Второй залы. История промысла

Третий зал
Производство. Выдувка игрушек
Это самое интересное. В небольшой комнате за стеклом сидят мастера, не обращают на расплющенные детские и взрослые носы об стеклянную стену никакого внимания и колдуют над длинными полыми стеклянными трубками. Вспыхивает фиолетовый огонь. Мастер надувает щеки и дует в трубу. Она идет прозрачными стеклянными волнами как живая. Мастер делает чик - и обрезает с одной стороны, потом чик с другой стороны. Смотришь, а в руках у него игрушка… На самом деле - это настолько интересное завораживающе зрелище, можно сказать кульминация экскурсии. Но - фотографировать здесь запрещено. И вот уже ломится следующая группа и мы уходим…

Четвертый зал
Цех художественной разрисовки

Понятно, что здесь в музее он скорее презентационный, чем настоящий рабочий. Это маленькая комнатка, где сидит несколько (двое или трое) художниц-расписывальщиц. Перед ними - бледные ещё нерасписанные игрушки, наборы красок, кисточек, золотой-серябряной посыпки и пр. Смотреть не очень интересно. Даже не знаю почему. Пропала магия превращения стеклянной твердой трубки в мягкий стеклянный пузырь, а потом в фигурку… И дело не в художниках. То ли краски сейчас такие, то ли перебор искристой посыпки - в результате при всех усилиях игрушка смотрится…по-деревенски (старалась избежать слова по-китайски). Почему я так пишу? Самой обидно. Если взять, например, для сравнения старенького цыплёнка или мухоморчик хотя бы 70-х годов (а это уже поточное производство), то они и сейчас выглядят просто, но со вкусом. А сегодняшние игрушки в своём большинстве выглядят слишком-too much пёстро, блестуче, аляповато, недолговечно. Когда я увидела раскрашенного тигренка - символ наступающего 2010 года - вздрогнула. Мда… ну и раскраска… да ещё весь в прилипающих к пальцах блёстках… Я не думаю, что художницы на меня обидятся. Дело в дешевых синтетических современных красках, а не в их талантливых руках. Профессионалы наверняка точно назовут причину понижения эстетического уровня, несмотря на заявляемый фабричный «ёлочный» ассортимент «из 700 видов игрушек» с «20%-м ежегодным обновлением».

Шестой и Седьмой залы
Выставка ёлочных украшений

Игрушки рассортированы по годам и выложены в прозрачных витринах по тематике. Если вы обычный любопытный турист - то здесь вам будет о-очень интересно, ну, а если вы коллекционер - то чрезвычайно и пре-очень любопытно. Сначала рассматриваем ватные и картонные украшения. Помните? :) В коробке с новогодними игрушками из моего детства такие были:).

Ватные - это прессованный раскрашенный хлопок. Из него делали особенно много детских фигурок, например, «Ребенок», «Мальчик», «Девочка», «Девочка-чукча», «Девочка с муфтой», «Мальчик на санках», «Мальчик с портфелем», «Украинец», «Грузин», «Арлекин», «Матрос», «Шахтер», «Повар», «Трубочист». Или ватная серия «Фрукты и овощи» - «Лимон и груша», «Две редиски», «Мухомор», «Гриб», «Три ореха» :). И др.

С Новым Годом! Ватные игрушки


Ватные фрукты и овощи


Ватные пингвинчики

Картонные - делали из прессованного серебристого картона. Здесь особенно много животных и птиц: «Гусь», «Утка», «Курочка», «Попугай», «Заяц», «Ежиха», «Белочка», «Мишка», «Рыбка», «Бабочка» и др. Ну и, конечно же, сказочных персонажей: «Колобок и заяц», «Колобок и лиса», «Колобок и медведь», «Золотая рыбка», «Кот в сапогах», «Дед Мороз» и др.

Картонные игрушки

Монтажные ёлочные украшения - это сложные наборы из стекляруса, бусин, шариков, на мягкой проволоке. Я покупала себе как-то на блошином рынке старые винтажные ёлочные бусы. Красивые…!

Довоенные ёлки украшали такие дирижабли и звёзды


Монтажный дирижабль


Далее очень заметна ассортиментная волна стеклянных игрушек, моду на которые диктовало время:
До и послевоенные : «Два солдатика (будённовцы)», «Красноармеец», «Парашютист», «Дирижабль», «Звезда», «Серп и Молот» , и др.

60-е -70-е годы :
Серия «Фрукты и овощи» . Конечно же «Кукуруза», «Колос», «Стручок гороха», «Баклажан», «Огурцы», «Помидор», «Тыква», «Груша» и «Яблоко», «Апельсин», «Мандарин», «Лимон», «Клубника» и «Малина», «Ананас», «Виноград», «Слива», и др. А ещё «Орех» и «Желудь» .

Серия из шишек.
Серия «Космонавтика».
Серия «Музыкальные инструменты».

Серия «Сказки» . Это «Витязь», «Шамаханская царица», Голова из «Руслана и Людмилы», «Красная шапочка», «Алладин», Тётя Кошка, «Избушка на курьих ножках», «Гуси-лебеди» и др.

Серия «Фигурки» (моя самая любимая!). «Ребенок», «Ребенок с коньками», «Ребенок с игрушкой», «Девочка в русском платье», «Якут», «Узбек», «Клоун», «Восточная красавица», «Русская красавица» и др.

Серия «Чипполино» (уже очень редкая!). «Земляничка», «Чипполино», «Граф Вишенка», «Музыкант Груша», «Кум Тыква», «Сеньор Помидор», «Собака Держи-Хватай» и др.

Серия «Животные и птицы» . «Белка», «Лиса», «Мишка», «Белый мишка», «Попугай», «Сова» и др. И ещё «Лампа», «Светофор», «Часы», «Домик» и др.

В магазинах такого изобилия не было, зато на ёлках - всегда


Царица полей - кукуруза - тоже украшала ёлку 60-х


Часы из «Карнавальной ночи» - без 5 12


Слева - серия «Космонавты», справа - «Сказка о золотой рыбке», в центре - Алёнушка с козленочком


Слева - серия «Шишки», справа - «Лиса и заяц», в центре - «Сказки Пушкина»



Сказки Пушкина - Шамаханская царица, Сватья Бабариха, 33 богатыря


Восьмой Зал
Современные игрушки и дефиле ёлок.

Почему то сейчас нас всех пытаются убедить, что шар с ручной росписью - это «самая красивая игрушка». При всем уважении к труду художниц, смею заметить, что это ошибочное мнение. Шар тяжелый, он пригибает ветку вниз, да и мало кому охота рассматривать затейливо выписанный пейзаж. Гораздо больше удовольствия доставляет, например, обычная шишечка, или грибок, или снеговик, молчу уже про винтажные удовольствия.

Ещё в этом зале наряжены искусственные ёлки. Красиво - здесь есть и ёлки-невесты, и елки-царицы, и ёлки в моноцветной «одежде», т.е. только украшенные голубыми, белыми, серебряными или золотыми украшения. Красиво, но… так одноразово, недушевно… Насколько мы поняли, сюда можно приехать и купить вот такую раскрасавицу «всё в одном флаконе».


Сравните - этим игрушкам уже лет по 40-50

Ёлочка 60-х

Ёлка 2009 года

Дореволюционная крестьянская ёлка


Дореволюционная дворянская ёлка


Девятый зал
Дед Морозы и старые фотографии Клина.

Любопытно. В витрине собраны Дед Морозы всех размеров, цветов и мастей. На стенах виды старинного Клина.
Дед Морозы хором: С Новым Годом!


И Десятый зал
Ёлочка, зажгись!

Тут нашу группу собрали у какой-то двери и раз - торжественно её распахнули. И все остолбенели. В большом зале с высоким потолком стояла огроменная Красавица-Ёлка. Наряженная в русском стиле, а именно - в рыже-красно-золотой гамме, и вся в расписных чайничках, матрешках, шарах, звездах и колокольчиках, да ещё в бантах.



Современная игрушка «Русский чайник»


Игрушка «Русская матрешка»


Честно говоря, приехав сюда в музей «Клинское подворье» - мы совсем не ожидали такого качественного праздника. Включили известную всем песенку, дети схватились за руки и отплясали положенный предновогодний хоровод вокруг Ёлки. А потом все кинулись фотографироваться:).
И это ещё не все:).

Мастер-класс по росписи стеклянного шарика
Спустившись с группой вниз, на первый этаж, мы спросили у экскурсовода где и как нам попасть на мастер-класс. Она заглянула в одну из комнат, похожую на школьный класс и сказала, а вот здесь вам «Марь Иванна» (условно, точно не помню) всё и покажет. Нам несказанно повезло:) - поток групповых экскурсий временно схлынул и мы одни, сели на стульчики, пододвинули к себе краски и варианты росписей, выбрали из 3х предложенных на выбор шаров (красный матовый, красный зеркальный, синий зеркальный), уселись …не рисовать, а наблюдать за нашим раскрасневшимся от удовольствия маканайцем, который самозабвенно окунал кисточку в разные цвета и рисовал домик, дерево, зайчика на боках шарика.

Только мы закончили, как с рёвом ворвалась очередная группа, и наш класс-комната заполнился до отказа.
И это ещё не все:).
В раздевалке по билетикам нам выдали подарки - три упаковочки с новогодними игрушками (разноцветными шарами). И мы пошли в их фирменный магазин (вход с улицы).

Фирменный магазин


Я пережила целую гамму противоречивых ощущений.

Начну с минусов. Смотри выше - я уже покритиковала нынешние краски и чрезмерную «китайскую» блестучесть.
Плюсы. Выбор гораздо более интересный, чем в тех же московских универмагах, где наши отечественные новогодние ёлочные игрушки как капля в море китайского и прочего азиатского стеклотовара. Цены - безусловно, более щадящие, чем в … см. выше.
Игрушки можно условно поделить на простые и сложные.

Простые - это «Царевна-лягушка», «Мурзилка», «Белый медвежонок», «Снеговичок», «Теремок», «Гриб-лесовичок», «Ёлочка» и др. (можно посмотреть здесь
Стоят от 80р. за штуку.

Сложные - это «Лебеди» , и те самые чайнички и самоварчики, которыми была украшена клинская ёлка. Они состоят из нескольких деталей, к ним припаяны отдельно носики, ручки, крышечки. И всё это совершенно другой уровень работы. Стоят от 120р. за штуку, и реально стоят этих денег. Я где-то читала, что выпускается целый ёлочный чайный сервиз, но он пользуется ажиотажным спросом и купить его можно… только летом.

Помимо этого на полках - кучи разных шаров, которые как-то ну совсем мне пришлись не по душе, а также игрушек, сгруппированных в наборы.


Интересный момент. Я почитала в отзывах, что помимо основного зала, есть маленький прилавок (на входе налево), где продаются «дешевые игрушки». Мы посмотрели. И действительно, там был очень неплохой, и крайне симпатичный выбор игрушек-малюток по 30-40р.

Послесловие
Не знаю как вас, а я лично до сих не могу забыть любимые с детства кусочки из «Чука и Гека» Аркадия Гайдара:
«…На следующий день было решено готовить к Новому году елку. Из чего-чего только не выдумывали они мастерить игрушки! Они ободрали все цветные картинки из старых журналов. Из лоскутьев и ваты понашили зверьков, кукол. Вытянули у отца из ящика всю папиросную бумагу и навертели пышных цветов. Уж на что хмур и нелюдим был сторож, а и тот, когда приносил дрова, подолгу останавливался у двери и дивился на их все новые и новые затеи. Наконец он не вытерпел. Он принес им серебряную бумагу от завертки чая и большой кусок воска, который у него остался от сапожного дела. Это было замечательно! …Пусть игрушки были и не ахти какие нарядные, пусть зайцы, сшитые из тряпок, были похожи на кошек, пусть все куклы были на одно лицо — прямоносые и лупоглазые, и пусть, наконец, еловые шишки, обернутые серебряной бумагой, не так сверкали, как хрупкие и тонкие стеклянные игрушки, но зато такой елки в Москве, конечно, ни у кого не было. Это была настоящая таежная красавица — высокая, густая, прямая и с ветвями, которые расходились на концах, как звездочки …».



Рассказать друзьям