Кричащая мумия из музея гуанахуато. Музей мумий Гуанахуато: тела, сохранившееся естественным путем (Мексика)

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой


Пожалуй, все хотя бы раз в жизни видели какой-нибудь фильм ужасов, в котором ожившие мертвецы нападают на людей. Эти зловещие мертвецы будоражат человеческое воображение. Но на самом деле мумии не представляют никакой опасности, а имеют невероятную научную ценность. В нашем обзоре одна из самых невероятных археологических находок современности - мумии Гуанахуато.

Мумии Гуанахуато - коллекция естественным образом мумифицированных тел, захороненных во время вспышки холеры в мексиканском Гуанахуато в 1833 году. Эти мумии были обнаружены на городском кладбище, после чего Гуанахуато стал одной из главных туристических достопримечательностей в Мексике. Правда, достопримечательностью весьма жуткой.


Учёные считают, что тела были эксгумированы между 1865 и 1958 годами. В то время ввели новый налог, согласно которого родственники усопшего должны были оплатить налог на место на кладбище, в противном случае тело эксгумировали. В итоге девяносто процентов останков были эксгумированы, потому что желающих заплатить такой налог было немного. Из них только два процента тел были мумифицированы естественным образом. Мумифицированные тела, которые хранились в специальном здании на кладбище, в 1900-е годы стали доступны туристам.


Кладбищенские рабочие начали за несколько песо пускать посетителей, чтобы войти в здание, где хранились кости и мумии. Это место впоследствии было превращено в музей под названием El Museo De Las Momias ("Музей мумий"). Закон, запрещающий насильственную эксгумацию, был принят в 1958 году, но до сих пор в этом музее демонстрируются оригинальные мумии.


Мумии мексиканского города Гуанахуато – результат погодных условий и состояния почвы, при которых происходит мумификация. Тела умерших людей, которые не забрали для захоронения родственники, часто становились общественными экспонатами. Во время эпидемии тела закапывали сразу же после смерти, чтобы предотвратить распространение заболевания. Учёные считают, что некоторые люди были погребены ещё живыми, и именно поэтому на их лицах запечатлено выражение ужаса. Но есть и другое мнение: выражение лица – результат посмертных процессов.


При этом известно, что некая Игнация Агилар действительно была погребена заживо. Женщина страдала от странной болезни, из-за которой у нее несколько раз останавливалось сердце. Во время одного из приступов ее сердце, казалось, остановилось на более, чем сутки. Посчитав, что Игнация умерла, ее родственники похоронили её. Когда провели эксгумацию, оказалось, что её тело лежало вниз лицом, причем женщина кусала себя за руку, а во рту была запечённая кровь.


Музей, в котором выставлено, по меньшей мере, 111 мумий, расположен прямо над тем местом, где впервые были обнаружены мумии. В данном музее также находится самая маленькая мумия в мире - плод беременной женщины, которая стала жертвой холеры. Некоторые из мумий выставлены в сохранившейся одежде, в которой они были похоронены. Мумии Гуанахуато являются заметной частью мексиканской народной культуры, как нельзя лучше подчеркивая национальный праздник "День мертвых" (El Dia de los Muertos).

Не менее интересна и . Ученые до сих пор не могут разгадать рецепт, по которому мумифицировали тело Пирогова, а люди приходят в церковь поклониться ему, как святым мощам, и попросить о помощи.

Существует множество городов, которые славятся своими музеями. Крохотный городишко Гуанахуато в Мексике тоже всемирно известен. Но в нем нет ни артефактов древности, ни знаменитых картин. Экспонаты этого музея - покойники. И расположен он на местном кладбище Санта-Паула.

Городок Гуанахуато расположен в Центральной Мексике, в 350 километрах от столицы. В середине XVI века испанцы отбили эти земли у ацтеков и основали форт Санта-Фе. У испанцев были все основания крепко держаться за городок: земля славилась золотыми и серебряными шахтами.

Там, где добывают металл

До ацтеков здесь жили и добывали драгметаллы чичимеки и пурепеча, название их городка так и переводилось - «место, где добывают металл». Потом пришли ацтеки, наладили добычу золота чуть не в промышленных масштабах и переименовали городок в Куанас Хуато - «обиталище лягушек среди холмов». В колумбову эпоху ацтеков сменили испанцы.

Они возвели мощную крепость и стали добывать золото для испанской короны. К XVIII столетию золото в шахтах истощилось, стали добывать серебро. Городок считался богатым. Испанские переселенцы строили его, дабы затмить красоту родного Толедо. И им это удалось -прекрасные соборы, дворцы, высоченные крепостные стены.

Город, расположенный в зеленой долине, карабкался по «лягушачьим холмам», идущие ввысь улочки строились как лестницы - со ступенями. Дворцы, впрочем, соседствовали с крохотными домиками, прилепившимися к склонам холмов один над другим. Это был рай для богатых жителей Новой Испании - и ад для бедных. Все эти бедняки трудились на рудниках.

Большая часть бедняков мечтала сбросить колониальное иго. Это удалось к середине XIX века. Мексика получила независимость. Начались новое время и новые порядки. Однако выяснилось, что богатые никуда не делись. Нищие все так же трудились на рудниках. Налоги все так же росли.

А с 1865 года местные могильщики ввели ежегодную оплату места на кладбище. Теперь в том случае, если за погребение не поступало платы в течение 5 лет, покойника извлекали из склепа и помещали в подвал. Безутешные родственники могли вернуть тело в могилу... если оплатят задолженность.

Увы, не все могли это сделать! Первыми жертвами нового закона стали мертвецы, не имевшие родственников. Следующими - несостоятельные покойники. Их кости валялись в подвале, пока предприимчивые владельцы кладбища не стали показывать всем желающим своих мертвых соотечественников. Разумеется, тайно и за деньги. А потом - уже и не тайно. С 1969 года кладбищенский подвал был переоборудован и получил статус музея.

Страшные экспонаты

Мертвецов, подлежащих изгнанию из склепов, оказалось немало. Но не все «изгнанники» удостоились места в музее. Таковых оказалось чуть больше сотни. И причина помещения этих покойников в стеклянные витрины музея была нетривиальна: за время пребывания в склепе тела умерших не распались, как полагается мертвой плоти, а превратились в мумии.

Это были мумии естественного происхождения - их после смерти не бальзамировали, не умащали специальными составами, а просто положили в гроб. И если с большинством покойников случилось то, что обычно случается с трупами, то эти тела натуральным образом мумифицировались.

Первым экспонатом считается вполне обеспеченный когда-то покойник, доктор Ремигио Лерой. Бедолага просто не имел родных. Его выкопали в 1865 году и дали инвентарный номер «единица хранения 214». На докторе сохранился даже костюм, сшитый из дорогой ткани.

Костюмы и платья на прочих экспонатах либо почти не сохранились, либо были изъяты музейными работниками. По словам одного из них, от вещей шел такой запах, что не помогла бы никакая санобработка. Так что большинство истлевших одежд было содрано с трупов и уничтожено. Вот почему многие из умерших предстают перед любопытными туристами в голом виде. Правда, носки и обувь с некоторых из них не сняли - обувь от времени пострадала не так сильно.

Среди экспонатов есть умершие во время эпидемии холеры в 1833 году, есть погибшие от профессиональных болезней горняков, которые вдыхали ежедневно серебряную пыль, есть умершие от старости, есть скончавшиеся в результате несчастного случая, есть удушенные, есть утопленные. И женщин среди них гораздо больше, чем мужчин.

Немногие экспонаты ученым удалось идентифицировать. Среди них есть женщина с руками, прижатыми ко рту, в задранной вверх рубашке и с разведенными ногами. Это Игнасия Агиляр, вполне почтенная мать семейства. Странная поза многими объясняется просто: в момент погребения Игнасия находилась в глубоком обмороке или впала в летаргический сон. Ее, наверное, похоронили живой.

Женщина очнулась уже в гробу, царапала его крышку, кричала, пыталась вырваться из плена. Когда у нее стал кончаться воздух, она пыталась разодрать от боли собственный рот. Во рту нашли сгустки крови. Ученые собираются исследовать вещество, извлеченное из-под ее ногтей: если это окажется древесина или обшивка гроба, то страшная догадка подтвердится.

Судьба другого экспоната музея, тоже женщины, не менее печальна. Ее удушили. На ее шее до сих пор сохранился обрывок веревки. По музейной легенде, имеющаяся в экспозиции голова казненного мужчины принадлежит мужу-душителю.

Еще один любопытный экспонат экспозиции - кричащая женщина. Рот у этой мумии открыт, хотя руки сложены на груди. Слабонервные люди, впервые увидев кричащую мумию, отшатываются в страхе. Несмотря на спокойное положение рук, выражение лица у этого экспоната таково, что даже некоторые специалисты подозревают, что женщину тоже похоронили живой...

Сын фараона и другие

Впрочем, искаженные черты лица и открытые в немом крике рты не всегда показатель, что человек был погребен заживо. Известна история, произошедшая в 1886 году с египтологом Гастоном Масперо. Он обнаружил мумию молодого человека со связанными руками и ногами, с лицом, перекошенным, вероятно, от боли, и широко открытым ртом.

Ко всему прочему мумия была безымянной и завернутой в шкуру овцы, что нехарактерно для Египта. Археолог решил, что несчастного погребли заживо. Страшное выражение лица навело на мысль, что заговорщика даже не мумифицировали.

Однако в наши дни судебные медики сканировали тело и нашли все признаки мумификации. Следовательно, живым его не похоронили. А страшное выражение лица связано с тем, что это, скорее всего, достойный забвения старший сын фараона Рамзеса III, которому разрешили после неудачного покушения на отца покончить с собой при помощи яда.

Но открытый рот может вовсе не говорить о страшных муках. Даже спокойно скончавшийся человек может получить устрашающее выражение «немого крика», если челюсть покойного будет плохо подвязана. В экспозиции мексиканского музея- не меньше двух десятков мумий с «кричащими» ртами. Среди них есть и мужчины, и женщины, и даже дети.

Основная масса мумий Гуанахуато, которых насчитывается 111, не достигает не то что 200, но и 150 лет. Это самые молодые мумии, возникшие естественным способом. Только несколько детей, так называемых «ангелочков», имеют следы посмертного вмешательства- из них извлечены внутренние органы.

В целом же тела мумифицировались сами собой. В XIX веке, когда первые такие тела были найдены, вопроса «почему» у людей не возникало. На мумифицированные останки смотрели с благоговением - это считалось чудом и свидетельством безгрешной жизни. Но в наши дни ученые все же решили разгадать загадку.

Известно, что мумифицированные тела не были погребены в земле. Все они находились в склепах, идущих на кладбище «этажами». Склепы сложены из известняка. Городок Гуанахуато расположен на высоте в 2 километра над уровнем моря, климат в нем жаркий и сухой.

Вывод ученых таков: мумифицирование не связано ни с образом жизни умерших, ни с возрастом, ни с питанием, а зависит сугубо от времени года, когда тело было уложено в склеп, и от конструкции склепа. Если погребение состоялось в сухую и жаркую погоду, известковые плиты надежно перекрывают доступ воздуха и отлично впитывают влагу, исходящую от тела.

Внутри такого склепа сухо и жарко, как в печке. Тело в таком «доме смерти» отлично высушивается и очень скоро превращается в мумию. Правда, этот процесс не всегда благотворно сказывается на выражении лица - мышцы тоже усыхают, стягиваются, черты лиц искажаются, а приоткрытые рты становятся перекошенными и разверстыми в отчаянном немом крике.

Николай КОТОМКИН

Народный музей Гуанахуато расположен в одном из красивейших мест исторической части города. Открыт музей в 1979 году и с тех пор его коллекция постоянно пополняется новыми образцами народного творчества.

В постоянно действующей экспозиции музея представлено множество объектов национального наследия. Это и археологические находки, и образцы изобразительного искусства, и орудия труда, и предметы быта местных народностей. Жемчужина музея - обширная коллекция миниатюр.

Несмотря на обилие экспонатов, экспозиция музея организована очень компактно, что делает посещение музея очень комфортным.

Музей работает каждый день, кроме воскресенья и понедельника, с десяти часов утра до семи часов вечера. В воскресенье музей открыт для посещений с десяти часов утра до трех часов дня.

Дом-музей Джин Байрон

Этот музей является воссозданной фазендой - типичной постройкой, в каких селились зажиточные жители во времена, когда процветала отрасль добычи серебра. Фазенда была восстановлена в середине 50-х годов прошлого века и в наше время является хорошим наглядным примером образа жизни своих последних обитателей - художницы Джин Байрон и ее мужа Вергилия.

Творческие наклонности жителей дома оставили на его убранстве колоритный отпечаток. Он обставлен с тонким вкусом. Интерьер украшают оригинальные предметы из дерева и керамики, картины, а также антикварная мебель. Красивый сад, окружающий дом-музей, также радует своей спокойной красотой.

Дом функционирует как музей, в котором регулярно проводятся выставки. Также здесь функционирует культурный центр, где проводятся концерты барочной музыки и разнообразные занятия прикладным искусством. Часть художественных изделий можно купить.

Музей Независимости

Музей Независимости находится в центре города внутри здания, построенного в конце восемнадцатого века меценатом Франциско Мигелем Гонсалесом.

Ранее здесь располагалась тюрьма, которая в одно историческое воскресенье в сентябре 1810 года потеряла всех своих заключенных в результате Grito de Independencia.

В 1985 году здание приобрело статус музея, который включает в настоящий момент семь постоянных экспозиций, в числе которых - «Освобождение заключенных», «Отмена рабства», «Судебное идальго», «Совершенство независимости» и другие. Помимо экспозиций музей организует экскурсии, циклы тематического кино, передвижные выставки, конференции и концерты.

Музей старателей Сан-Рамона

Музей старателей Сан-Рамона - общественный музей, посвященный горнодобывающей промышленности региона и открыт всем желающим. Постоянная экспозиция включает в себя выставки минералов, старинных фотографий, предметов труда и быта горняков графства Валенсия.

Самые старые экспонаты музея относятся к 1549 году, когда в графстве Валенсия были обнаружены поверхностные месторождения серебра, по сей день считающиеся одними из самых богатых в мире. Позднее выработку стали производить и шахтным методом. В одной из таких шахт устроена отдельная экспозиция. Общая протяженность этой шахты - пятьсот пятьдесят метров, однако из соображений безопасности к посещениям разрешены только первые пятьдесят.

На входе в экскурсионную шахту устроен небольшой ресторан, где в соответствующей обстановке можно попробовать блюда национальной кухни.

Музей мумий

Музей Мумий в мексиканском городке Гуанахуато предлагает своим посетителям посмотреть на мумифицированные тела людей, которых здесь собрано больше сотни. Экспозиция музея является свидетельством весьма необычного отношения к смерти. Сохранность выставленных мумий очень хорошая. От египетских мексиканские мумии отличаются тем, что атмосфера и почвы в Мексике слишком сухие, поэтому тела сильно обезвожены, а не специально забальзамированы.

В экспозиции музея выставлены 59 мумий, которые были эксгумированы в период с 1865 по 1958 год. В то время в стране действовал закон, согласно которому родственникам было необходимо платить налог за то, чтобы тела их умерших близких покоились на кладбище. И если семья не могла вовремя заплатить, то теряла право на место захоронения, а тела вынимались из каменных гробниц. Полежав в сухой земле, некоторые тела естественным образом мумифицировались, и их хранили в специальном здании при кладбище.

В конце XIX - начале XX века находившиеся там мумии начали привлекать внимание туристов, и сотрудники кладбища начали взимать плату за осмотр. В 1969 году когда мумии в Гуанахуато были выставлены в застекленных витринах. А в 2007 году экспозицию музея перекомпоновали по тематическим разделам. Каждый год сюда приезжают сотни тысяч туристов, а также многочисленные исследователи.

Музей Exhacienda San Gabriel de Barrera

Музей Exhacienda San Gabriel de Barrera - это музей мексиканских садов. Здесь можно увидеть мексиканские цветы, кустарники и деревья. Музей Exhacienda San Gabriel de Barrera располагается на огромном мексиканском ранчо, созданном в семнадцатом столетии. Ранее оно принадлежало известному мексиканцу Габриэлю Баррера. Популярность садовода он приобрел благодаря выращиванию различных растений. Это были мексиканские цветы, кустарники и деревья. До настоящего времени сохранилось семнадцать садов Баррера.

Посетители садов смогут увидеть здесь не только представители растений, которые выращивали в семнадцатом веке, но и те, которые встречаются в Мексике и сейчас.

Пять садов расположены в музее на открытой площадке, есть и те, которые расположены в помещении. Exhacienda San Gabriel de Barrera работает каждый день. Поестителей ждут с 9 утра до 6 часов. За день пребывания на территории музея придется заплатить около восьми долларов

Музей Diego Rivera

Музей Диего Ривера был основан в 1975 году. Он содержит коллекцию известного художника Мексики Диего Ривера. В коллекции галереи насчитывается свыше ста семидесяти пяти работ мастера. Большая часть картин когда-то принадлежала местному жителю Марте. В музее Диего Ривера посетители смогут увидеть картины, которые художник создавал в раннем детстве, в период юности и в последние годы жизни. Последняя, созданная им картина, датируется 1956 годом. В музее можно увидеть такие известные картины Диего Ривера, как «Мадам Либет», «Голубь мира», «Классик головы».

Помимо картин, в галерее представлены и некоторые эскизы художника. В музее Диего Ривера хранятся работы и других художников Мексики двадцатого века. Они объединены в отдельную коллекцию, которая называется «минимарка». К примеру, здесь можно увидеть картины Хосе Луиса Куэвас. Музей Диего Ривера работает в любое время года. За пребывание в музее придется заплатить несколько долларов.

Музей Каса де ла Тиа Аура

Этот музей можно в прямом смысле слова назвать уникальным. Потому что его экспозиция - это очень своеобразное собрание впечатлений, оттенков, нюансов и необъяснимых чувствований, оставшихся от населявших этот старый дом прежде жителей.

Этот музей нередко называют Домом с привидениями. А спецэффекты помогают очень достоверно прочувствовать его таинственную и даже мистическую обстановку.

Идею для создания такого музея дала информация о том, что внутри этого дома совершались человеческие жертвоприношения.

Экскурсия по дому проводится только на испанском языке, поэтому иноязычным гостям будет не так просто понять рассказ гида. Но очень правдоподобные вздохи, шорохи и другие звуки говорят сами за себя. Скучно в этом музее точно не будет.

Открыт музей с понедельника по субботу.

Музей изобразительных искусств в Кихоте

Музей изобразительных искусств в Кихоте - музей, созданный под патронатом Правительства Гуанахуато и Фонда Cervantina Eulalio. Музей изобразительных искусств в Кихоте широко известен как культурный центр. Причина известности кроется не только в широчайшей тематической коллекции музея (более 900 художественных произведений). Прежде всего, музей известен как центр ежегодного Фестиваля искусств, куда собираются художники, писатели, скульпторы и другие представители творческой интеллигенции со всего мира.

Экспозиция музея включает в себя картины, выполненные в разных стилях и техниках, скульптуры, керамику, предметы декоративно-прикладного искусства и многое другое. Коллекция продолжает пополняться, в основном, за счет пожертвований Фонда Cervantina.

Музей мумии

Музей мумии был создан в конце девятнадцатого века. Он был открыт в 1865 году. В это время в пантеоне Санта-Пауло было обнаружено первое мумифицированное тело.За сто пятидесятилетнюю историю существования, в музее побывало свыше одного миллиона посетителей. В коллекции музея мумии насчитывается более ста экспонатов. Некоторые из них были подарены музею американскими исследователями.

Музей мумии был создан для того, чтобы сохранить культурное наследие Мексики. Каждый экспонат отражает жизнь Гуанахуато на протяжении нескольких десятилетий. Во время экскурсий по музею мумии экскурсовод рассказывает посетителям об особенностях внешнего вида мумификаций, украшения их могил, а также перессказывает связанные с мумиями мексиканские легенды. Каждый сотрудник музея принимал участие в археологических раскопках, которые постоянно проводятся на территории Гуанахуато. В 2007 году музей мумии был отреконструирован.


Достопримечательности Гуанахуато

Музей можно найти практически в каждом городе. Зачастую в музеях демонстрируют произведения искусства, работы известных мастеров и прочее. Но некоторые музеи содержат совершенно другие экспонаты. Глядя на них, человек испытывает ужас, интерес и тягу к сверхъестественному. Одним из таких заведений является музей кричащих мумий, расположенный в небольшом мексиканском городке Гуанахуато.

Гуанахуато располагается в центральной части Мексики, в 350 километрах от столицы. В шестнадцатом веке испанцы отвоевали эти земли у ацтеков, после чего основали на них форт Санта-Фе. Эта земля привлекала испанцев потому, что на ней располагались ценнейшие шахты, в которых можно было тоннами добывать золото и серебро.

История города Гуанахуато

Ацтеки называли вышеописанную местность Куанас Хуато, что в переводе означает «место, где обитают лягушки среди холмов». Когда земли отвоевали испанцы, они переименовали их и стали добывать на них золото для короля. В восемнадцатом веке драгоценные шахты практически полностью истощились. Золотодобытчики переключили свое внимание на серебро, которого в шахтах оставалось еще много. На протяжении нескольких веков испанский городок считался самым богатым и прибыльным. Его всячески украшали архитектурой, которая частично дожила до наших дней.

В середине девятнадцатого века Мексика получила независимость, благодаря чему обычные крестьяне смогли избавиться от колониального статуса. С тех пор многое изменилось: правительство устанавливало новые порядки, проводило реформы и так далее. Неизменным осталось только одно: желание богачей увеличить свои доходы. Налоги непрерывно возрастали. С 1865 года платными стали даже места на кладбище, чем особенно сильно были недовольны обычные люди. Теперь, если за место на кладбище не заплатили, через пять лет тело покойного эксгумировалось и переносилось в подвальное помещение. Если родственникам удавалось оплатить огромную задолженность, тело возвращали в могилу.

Жертвами нового закона стали одинокие мертвецы

Тела умерших, у которых попросту не было родственников, пострадали в первую очередь. Вторыми пострадали те, чьи родственники не могли внести огромную по меркам того времени плату. Сначала кости эксгумированных мирно лежали в подвальных помещениях. Потом предприимчивые владельцы кладбища решили сделать из подвалов «музеи», посетив которые, можно было «насладиться» жутчайшими экспонатами. С 1969 года страшные экспонаты стали демонстрировать очевидцам открыто, не скрываясь от правоохранительных органов. Подвалы объединили в единый музей, получивший официальный статус.

Жуткие останки несчастных людей

Количество тел, которые подлежали эксгумации, было невероятно огромным. Далеко не всех «изгнанных с кладбища» перевели в музей. Туда отбирались только самые страшные тела, которые могли привлечь внимание и одновременно шокировать богатых посетителей. За стекла музея помещались только те трупы, которые за время пребывания в могиле не разложились, а превратились естественным образом в мумии. Следует отметить, что в Мексике не бальзамировали покойников специально, так как дело это было затратным и неправильным с точки зрения религии.

Самые известные «кричащие» экспонаты

Первым и самым известным экспонатом жуткого музея является тело доктора Ремиго Лероя, который при жизни был вполне богатым. К сожалению, у него не осталось родных, которые могли бы внести плату за место на кладбище, поэтому его эксгумировали, несмотря на финансовое состояние. Выкопали Лероя в 1865 году. Изначально тело обозначили как «единицу хранения № 214».

На вышеописанном экспонате можно видеть костюм в сравнительно неплохом состоянии. Он сшит из дорогой ткани, поэтому и сохранился так долго. Большинство «кричащих» экспонатов не имеют одежды, так как она попросту сгнила в свое время. Некоторые одеяния изъяли работники музея, комментируя это тем, что от них слишком сильно несет смертью. Отвратительный аромат не удавалось перебить химическими веществами.

Люди, чьи останки теперь можно лицезреть в музее в Гуанахуато, умирали по различным причинам. Некоторых погубила эпидемия холеры в 1833 году, другие погибли от профессиональных заболеваний шахтеров. Кроме этого, там содержатся останки тех, кто умер своей смертью от старости. Самое интересное, что женщин в этом музее гораздо больше, чем мужчин. В те времена у представительниц прекрасного пола была более сложная жизнь.

Ученым не удалось идентифицировать все останки, но личности некоторых они все-таки установили. К примеру, останки Игнасии Агиляр. Эта женщина при жизни была порядочной матерью, хорошей женой и хозяйкой. Когда ее тело эксгумировали, то очень испугались, так как она лежала в странной позе: ее руки были прижаты к лицу, а одежда была задранной. Исследователи предположили, что ее похоронили заживо, перепутав смерть с летаргическим сном. Во рту Игнасии нашли сгустки крови. Вероятнее всего, она очнулась уже в гробу, попыталась выбраться, а когда поняла, что это бесполезно, в панике и от нехватки воздуха разорвала себе рот руками.

Не менее печальной являлась судьба еще одного интересного экспоната, тоже женщины, которую задушили. На ее шее остались фрагменты веревки, которую даже не сняли с нее во время похорон. Работники музея поговаривают, что в другом конце помещения имеется отрубленная голова ее мужа, который оказался убийцей, за что его и казнили.

Следует отметить, что открытые рты, якобы кричащие, не всегда являются признаком смерти в страшных муках. Даже спокойно умерший человек может получить такое устрашающее выражение лица, если ему плохо подвяжут челюсть.

Существует множество городов, которые славятся своими музеями. Крохотный городишко Гуанахуато в тоже всемирно известен. Но в нем нет ни артефактов древности, ни знаменитых картин. Экспонаты этого музея - покойники. И расположен он на местном кладбище Санта-Паула...

Городок Гуанахуато расположен в Центральной Мексике, в 350 километрах от столицы. В середине XVI века испанцы отбили эти земли у ацтеков и основали форт Санта-Фе. У испанцев были все основания крепко держаться за городок: земля славилась золотыми и серебряными шахтами.

Там, где добывают металл

До ацтеков здесь жили и добывали драгметаллы чичимеки и пурепеча, название их городка так и переводилось - «место, где добывают металл». Потом пришли ацтеки, наладили добычу золота чуть не в промышленных масштабах и переименовали городок в Куанас Хуато - «обиталище лягушек среди холмов». В колумбову эпоху ацтеков сменили испанцы. Они возвели мощную крепость и стали добывать золото для испанской короны. К XVIII столетию золото в шахтах истощилось, стали добывать серебро. Городок считался богатым. Испанские переселенцы строили его, дабы затмить красоту родного Толедо. И им это удалось -прекрасные соборы, дворцы, высоченные крепостные стены. Город, расположенный в зеленой долине, карабкался по «лягушачьим холмам», идущие ввысь улочки строились как лестницы - со ступенями. Дворцы, впрочем, соседствовали с крохотными домиками, прилепившимися к склонам холмов один над другим. Это был рай для богатых жителей Новой - и ад для бедных. Все эти бедняки трудились на рудниках. Большая часть бедняков мечтала сбросить колониальное иго. Это удалось к середине XIX века. Мексика получила независимость. Начались новое время и новые порядки. Однако выяснилось, что богатые никуда не делись. Нищие все так же трудились на рудниках. Налоги все так же росли. А с 1865 года местные могильщики ввели ежегодную оплату места на кладбище. Теперь в том случае, если за погребение не поступало платы в течение 5 лет, покойника извлекали из склепа и помещали в подвал. Безутешные родственники могли вернуть тело в могилу... если оплатят задолженность. Увы, не все могли это сделать! Первыми жертвами нового закона стали мертвецы, не имевшие родственников. Следующими - несостоятельные покойники. Их кости валялись в подвале, пока предприимчивые владельцы кладбища не стали показывать всем желающим своих мертвых соотечественников. Разумеется, тайно и за деньги. А потом - уже и не тайно. С 1969 года кладбищенский подвал был переоборудован и получил статус музея...

Страшные экспонаты

Мертвецов, подлежащих изгнанию из склепов, оказалось немало. Но не все «изгнанники» удостоились места в музее. Таковых оказалось чуть больше сотни. И причина помещения этих покойников в стеклянные витрины музея была нетривиальна: за время пребывания в склепе тела умерших не распались, как полагается мертвой плоти, а превратились в мумии. Это были мумии естественного происхождения - их после смерти не бальзамировали, не умащали специальными составами, а просто положили в гроб. И если с большинством покойников случилось то, что обычно случается с трупами, то эти тела натуральным образом мумифицировались.

Первым экспонатом считается вполне обеспеченный когда-то покойник, доктор Ремигио Лерой. Бедолага просто не имел родных. Его выкопали в 1865 году и дали инвентарный номер «единица хранения 214». На докторе сохранился даже костюм, сшитый из дорогой ткани. Костюмы и платья на прочих экспонатах либо почти не сохранились, либо были изъяты музейными работниками. По словам одного из них, от вещей шел такой запах, что не помогла бы никакая санобработка. Так что большинство истлевших одежд было содрано с трупов и уничтожено. Вот почему многие из умерших предстают перед любопытными туристами в голом виде. Правда, носки и обувь с некоторых из них не сняли - обувь от времени пострадала не так сильно.

Среди экспонатов есть умершие во время эпидемии холеры в 1833 году, есть погибшие от профессиональных болезней горняков, которые вдыхали ежедневно серебряную пыль, есть умершие от старости, есть скончавшиеся в результате несчастного случая, есть удушенные, есть утопленные. И женщин среди них гораздо больше, чем мужчин.

Немногие экспонаты ученым удалось идентифицировать. Среди них есть женщина с руками, прижатыми ко рту, в задранной вверх рубашке и с разведенными ногами. Это Игнасия Агиляр, вполне почтенная мать семейства. Странная поза многими объясняется просто: в момент погребения Игнасия находилась в глубоком обмороке или впала в летаргический сон. Ее, наверное, похоронили живой. Женщина очнулась уже в гробу, царапала его крышку, кричала, пыталась вырваться из плена. Когда у нее стал кончаться воздух, она пыталась разодрать от боли собственный рот. Во рту нашли сгустки крови. Ученые собираются исследовать вещество, извлеченное из-под ее ногтей: если это окажется древесина или обшивка гроба, то страшная догадка подтвердится.

Судьба другого экспоната музея, тоже женщины, не менее печальна. Ее удушили. На ее шее до сих пор сохранился обрывок веревки. По музейной легенде, имеющаяся в экспозиции голова казненного мужчины принадлежит мужу-душителю.

Еще один любопытный экспонат экспозиции - кричащая женщина. Рот у этой мумии открыт, хотя руки сложены на груди. Слабонервные люди, впервые увидев кричащую мумию, отшатываются в страхе. Несмотря на спокойное положение рук, выражение лица у этого экспоната таково, что даже некоторые специалисты подозревают, что женщину тоже похоронили живой...


Сын фараона и другие

Впрочем, искаженные черты лица и открытые в немом крике рты не всегда показатель, что человек был погребен заживо. Известна история, произошедшая в 1886 году с египтологом Гастоном Масперо. Он обнаружил мумию молодого человека со связанными руками и ногами, с лицом, перекошенным, вероятно, от боли, и широко открытым ртом. Ко всему прочему мумия была безымянной и завернутой в шкуру овцы, что нехарактерно для . Археолог решил, что несчастного погребли заживо. Страшное выражение лица навело на мысль, что заговорщика даже не мумифицировали. Однако в наши дни судебные медики сканировали тело и нашли все признаки мумификации. Следовательно, живым его не похоронили. А страшное выражение лица связано с тем, что это, скорее всего, достойный забвения старший сын фараона Рамзеса III, которому разрешили после неудачного покушения на отца покончить с собой при помощи яда.

Но открытый рот может вовсе не говорить о страшных муках. Даже спокойно скончавшийся человек может получить устрашающее выражение «немого крика», если челюсть покойного будет плохо подвязана. В экспозиции мексиканского музея - не меньше двух десятков мумий с «кричащими» ртами. Среди них есть и мужчины, и женщины, и даже дети.

Основная масса мумий Гуанахуато, которых насчитывается 111, не достигает не то что 200, но и 150 лет. Это самые молодые мумии, возникшие естественным способом. Только несколько детей, так называемых «ангелочков», имеют следы посмертного вмешательства - из них извлечены внутренние органы. В целом же тела мумифицировались сами собой. В XIX веке, когда первые такие тела были найдены, вопроса «почему» у людей не возникало. На мумифицированные останки смотрели с благоговением - это считалось чудом и свидетельством безгрешной жизни. Но в наши дни ученые все же решили разгадать загадку.

Известно, что мумифицированные тела не были погребены в земле. Все они находились в склепах, идущих на кладбище «этажами». Склепы сложены из известняка. Городок Гуанахуато расположен на высоте в 2 километра над уровнем моря, климат в нем жаркий и сухой. Вывод ученых таков: мумифицирование не связано ни с образом жизни умерших, ни с возрастом, ни с питанием, а зависит сугубо от времени года, когда тело было уложено в склеп, и от конструкции склепа. Если погребение состоялось в сухую и жаркую погоду, известковые плиты надежно перекрывают доступ воздуха и отлично впитывают влагу, исходящую от тела. Внутри такого склепа сухо и жарко, как в печке. Тело в таком «доме смерти» отлично высушивается и очень скоро превращается в мумию. Правда, этот процесс не всегда благотворно сказывается на выражении лица - мышцы тоже усыхают, стягиваются, черты лиц искажаются, а приоткрытые рты становятся перекошенными и разверстыми в отчаянном немом крике.



Рассказать друзьям