Крянгэ, ион. Молдавские сказки

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой
(1837-03-01 ) Место рождения: Дата смерти:

Ошибка Lua в Модуль:Infocards на строке 164: attempt to perform arithmetic on local "unixDateOfDeath" (a nil value).

Место смерти: Гражданство:

Румыния 22x20px Румыния

Род деятельности:

поэт, прозаик

Годы творчества:

с по Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Направление:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Жанр:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Язык произведений: Дебют:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Премии:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Награды:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Подпись:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

[[|Произведения]] в Викитеке Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ио́н Кря́нгэ (Крянга ; рум. Ion Creangă, Ion Kreangă ; 1 марта , Хумулешти , Молдавское княжество - 31 декабря , Яссы , Румыния) - молдавский писатель и мемуарист, один из классиков молдавской литературы.

Биография

Ион Крянгэ родился в крестьянской семье в селе Хумулешть в Молдавском княжестве (ныне черта города Тыргу-Нямц жудеца Нямц Румынии).

Об Ионе Крянгэ написал один из своих рассказов Михаил Садовяну, под названием «Ключ».

3 апреля (15 по новому стилю) 1866 года в г. Яссы сотни местных жителей во главе с митрополитом Молдовы вышли на мирный марш протеста, выражая несогласие с прошедшим в 1859 году объединением Молдавского и Валашского княжеств и с требованием возвращения Молдавскому княжеству независимости.

Одними из известных сторонников и участников данного движения были представители интеллигенции и духовенства, такие как Николай Истрати, Георге Асаки, Ион Крянгэ и другие.

Мирный марш за справедливость был жестоко подавлен армейским полком, специально передислоцированным из Мунтении в Яссы для контроля ситуации. По мирным протестующим открыли огонь из стрелкового оружия, а также применили штыки. Манифестанты были рассеяны. Погибли десятки участников, сотни арестованы, многие ранены. Ранен был также Митрополит, которого спас и спрятал Ион Крянгэ, также участвовавший в этом марше.

Память

  • Государственный педагогический университет в Республике Молдова (бывший Кишинёвский педагогический институт) носит имя Иона Крянгэ.

Сочинения

  • Opere. Ediţie îngrijată şi glosar de G. T. Kirileanu, Вис., 1957;
  • Опере. Студиу интродуктив де В. Коробан, Кишинэу, 1972;
  • Воспоминания детства, М., 1955;
  • Ион Крянга. Избранное. - Кишинёв: Госиздат Молдавии, 1957. - 216 с.

Напишите отзыв о статье "Крянгэ, Ион"

Литература

  • Омажиу луй Ион Крянгэ, Кишинэу, 1963.
  • George Călinescu, Ion Creangă (Viaţa şi opera), Prefaţa de Eugen Simion, Editura pentru literatură, Bucureşti, 1966.
  • George Călinescu, Ion Creangă (Viaţa şi opera), Editura Minerva, Bucureşti, 1972.
  • George Călinescu, Ion Creangă (Viaţa şi opera), Colecţia «Biblioteca Eminescu». Editura Eminescu, Bucureşti, 1975.
  • Jean Boutière, Viaţa şi opera lui Ion Creangă, Editura Junimea, 1976.
  • Rotaru I. R., Ion Creangă. Biobibliografie de recomandare, Buc., 1959.
  • Р. Портной . . - Кишинёв: Госиздат Молдавии, 1957. - 170 с.

Примечания

Ссылки

  • в каталоге «Библус»

Ошибка Lua в Модуль:External_links на строке 245: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Отрывок, характеризующий Крянгэ, Ион

Но каким бы «интернациональным» ни был физический фундамент моего отца, его ДУША (и это я могу с полной на то ответственностью сказать) до конца его жизни была по-настоящему Русской, несмотря на все, даже самые потрясающие, генетические соединения...
Но вернёмся в Сибирь, где этот, родившийся в подвале, «маленький принц», для того, чтобы просто-напросто выжить, по согласию широкой и доброй души Василия Никандровича Серёгина, стал в один прекрасный день просто Серёгиным Василием Васильевичем, гражданином Советского Союза… Коим и прожил всю свою сознательную жизнь, умер, и был похоронен под надгробной плитой: «Семья Серёгиных», в маленьком литовском городке Алитус, вдали от своих фамильных замков, о которых никогда так и не слыхал...

Я узнала всё это, к сожалению, только в 1997 году, когда папы уже не было в живых. Меня пригласил на остров Мальта мой кузен, принц Пьер де Роган-Бриссак (Prince Pierre de Rohan-Brissac), который очень давно меня искал, и он же поведал мне, кем по-настоящему являюсь я и моя семья. Но об этом я расскажу намного позже.
А пока, вернёмся туда, где в 1927 году, у добрейшей души людей – Анны и Василия Серёгиных, была только одна забота – сдержать слово, данное умершим друзьям, и, во что бы то ни стало, вывезти маленького Василька из этой, «проклятой Богом и людьми» земли в хоть сколько-то безопасное место, а позже, попытаться выполнить своё обещание и доставить его в далёкую и им совершенно незнакомую, Францию... Так они начали свое нелёгкое путешествие, и, с помощью тамошних связей и друзей, вывезли моего маленького папу в Пермь, где, насколько мне известно, прожили несколько лет.
Дальнейшие «скитания» Серёгиных кажутся мне сейчас абсолютно непонятными и вроде бы нелогичными, так как создавалось впечатление, что Серёгины какими-то «зигзагами» кружили по России, вместо того, чтобы ехать прямиком в нужное им место назначения. Но наверняка, всё было не так просто, как мне кажется сейчас, и я совершенно уверена, что на их странное передвижение были тысячи очень серьёзных причин...
Потом на их пути оказалась Москва (в которой у Серёгиных жила какая-то дальняя родня), позже – Вологда, Тамбов, и последним, перед отъездом из родной России для них оказался Талдом, из которого (только через долгих и очень непростых пятнадцать лет после рождения моего папы) им наконец-то удалось добраться до незнакомой красавицы Литвы… что было всего лишь половиной пути к далёкой Франции...
(Я искренне благодарна Талдомской группе Русского Общественного Движения «Возрождение. Золотой Век», и лично господину Витольду Георгиевичу Шлопаку, за неожиданный и очень приятный подарок – нахождение фактов, подтверждающих пребывание семьи Серёгиных в городе Талдоме с 1938 по 1942 год. По этим данным, они проживали на улице Кустарной, дом 2а, недалеко от которой Василий посещал среднюю школу. Анна Фёдоровна работала машинисткой в редакции районной газеты «Коллективный труд» (сейчас – «Заря»), а Василий Никандрович был бухгалтером в местном заготзерно. Такую вот информацию удалось найти членам Талдомской ячейки Движения, за что им моя огромнейшая благодарность!)
Думаю, что во время своих скитаний Серёгиным приходилось хвататься за любую работу, просто чтобы по-человечески выжить. Время было суровое и на чью-либо помощь они, естественно, не рассчитывали. Чудесное поместье Оболенских осталось в далёком и счастливом прошлом, казавшимся теперь просто невероятно красивой сказкой... Реальность была жестокой и, хочешь не хочешь, с ней приходилось считаться...
В то время уже шла кровавая вторая мировая война. Пересекать границы было очень и очень непросто.
(Я так никогда и не узнала, кто и каким образом помог им перейти линию фронта. Видимо, кто-то из этих трёх людей был очень кому-то нужен, если им всё же удалось со-вершить подобное... И я так же совершенно уверена, что помогал им кто-то достаточно влиятельный и сильный, иначе никоим образом перейти границу в такое сложное время им никогда бы не удалось... Но как бы не доставала я позже свою бедную терпеливую бабушку, ответа на этот вопрос она упорно избегала. К сожалению, мне так и не удалось узнать хоть что-нибудь по этому поводу).
Так или иначе, они всё же оказались в незнакомой Литве... Дедушка (я буду его дальше так называть, так как только его я и знала своим дедушкой) сильно приболел, и им пришлось на время остановиться в Литве. И вот эта-то короткая остановка, можно сказать, и решила их дальнейшую судьбу... А также и судьбу моего отца и всей моей семьи.

Свекровь с двумя невестками; Коза с тремя козлятами; Данилэ Перепеляк; Кошелек с двумя денежками; Сказка о Стане Бывалом; Сказка о Белом Арапе; Фэт-Фрумос, Золотые Кудри и др. сказки

Сказки, собранные и литературно обработанные Ионом Крянгэ, издаются по всему миру. Писатель - один из самых востребованных сказочников современности. Его творения отличают как сила общечеловеческих моральных устоев, так и особенный национальный колорит. Недаром Крянгэ называют самым молдавским из всех молдавских писателей. Подчеркну, именно молдавским, а не румынским, как навязывают читателям критики последних десятилетий. И писал он молдавские национальные, а не румынские сказки.
Ион Крянгэ родился 1 марта 1837 г. в селе Хумулешты уезда Нямц в Молдавском княжестве. Родители его были крестьянами: отец Штефан - из податных (т.е. выплачивал подушную подать и был юридически неравноправен со свободным населением); мать Смаранда происходила из вольных, родители ее были зажиточными крестьянами. Оттого и получилось, что мать была грамотной, отец - нет. Жила семья Штефана бедно, да еще было в ней 10 детей.
Смаранда особо выделяла старшего сына - Иона и требовала от мужа, чтобы именно он выучился на священника. Мальчик умный и старательный, Ион исполнил волю матери - поначалу учился в церковной школе, а в 1855 г. поступил в семинарию, правда, так и не окончил ее.
В 1858 г. скоропостижно умер отец, отправившийся на заработки в чужие края. Пришлось Иону, старшему сыну, возвращаться домой. Неоконченная семинария давала молодому человеку право на получение церковного сана, но для этого он обязан был жениться. Едва состоялась свадьба, как недавнему семинаристу присвоили сан дьяка.
Семейная жизнь у Крянгэ не сложилась: тесть его, человек жадный и склочный, то и дело устраивал скандалы, унижал и оскорблял зятя за неспособность заработать денег, дочь поддерживала его. Жизнь в браке Крянгэ называл временем, когда «он был ослеплен бедностью, угаром и женщиной». Одна радость - родился сын Константин.
Более всего возмущало супругу и ее отца то, что Ион не хотел оставаться дьяком. Когда в 1864 г. в Яссах при институте им. Василе Лупу открылась школа подготовки учителей, Крянгэ туда поступил и успешно окончил в 1867 г. С этого времени он стал совмещать работу в начальной школе с церковными обязанностями. Это доконало женщину - в том же 1867 г. она навсегда ушла от безалаберного мужа и оставила ему сына.
Крянгэ не огорчился. Он наскреб денег, купил полуразвалившуюся хибарку в Цикэу, пригороде столицы Молдавии Ясс, и зажил там скромно, но так, как считал нужным. В домике в Цикэу писатель обретался до конца своих дней.
Неожиданно дьяк Крянгэ увлекся театром. Лицам духовного звания запрещалось посещать такие заведения. А ходить по театру в камилавке и с длинными волосами (этого требовали церковные каноны) было просто невозможно. Строптивец остригся и надел светскую одежду. Осенью 1871 г. вышел указ митрополии о лишении дьяка Иона Крянгэ церковного сана.
А в июне 1872 г. его выгнали и из школы, поскольку дьяк-расстрига не имел права преподавать детям. Пришлось бедняге с ребенком на руках выживать торговлей табаком. Правда, это был единственный период в жизни писателя, когда он материально не бедствовал. Через 2 года восторжествовала справедливость, и Крянгэ восстановили в правах учителя. Его взяли преподавателем одной из ясских школ, где сказочник и работал до выхода на пенсию.
В 1875 г. Крянгэ познакомился с ясским школьным инспектором и великим молдавским поэтом Михаилом Эминеску. Они подружились, и «учитель из мужиков» показал другу записанные им сказки. Эминеску был потрясен очарованием и сочностью народного слова, которым природа наделила Крянгэ. Он уговорил сказочника опубликовать его творения. 7 ок-тября 1875 г. в ясском журнале «Конворбирь литераре» («Литературные беседы») впервые была напечатана сказка Иона Крянгэ «Свекровь с тремя невестками». В течение 3-х лет журнал издал большинство сказок автора, принесших ему бессмертие.
В самый разгар публикации, в 1877 г. (по другим источникам в 1879 г.), у Крянгэ случился припадок эпилепсии. Болезнь поедала его медленно, но верно. Писателю пришлось преждевременно выйти на пенсию. И чем сильнее одолевала его болезнь, тем шире распространялась по миру слава сказочника. Как ни странно, это лишь усугубляло одиночество Крянгэ. Ведь в обществе той поры писать сказки имели право только рафинированные интеллектуалы - особенно преуспевала в этом румынская королева Елена, сочинявшая скучные, высосанные из пальца волшебные истории а-ля Андерсен под псевдонимом Кармен Сильва. Тогда модно было сочинительствовать под Андерсена, такие писульки буквально наводнили европейскую прессу, о книгоиздателях и говорить не приходится. А тут вдруг безродный мужлан-молдаванин, имеющий единственное право - быть пастухом, позволил себе тягаться с высокообразованными румынскими аристократами!
В июне 1889 г. в Яссы пришло известие о кончине единственного друга Крянгэ - Михаила Эминеску. Сказочник за-тосковал, слег и больше не поднялся. Ион Крянгэ умер 31 декабря 1889 г. Похоронили его на кладбище «Етернитатя» («Вечность») в Яссах.

Рецензии

Не так давно прочитала сказки Мадонны. Поразило то, что книга иллюстрирована прекрасными рисунками русского художника. А вот сказки - пародия в чистом виде, с претензией на высокую мораль. Жаль, на Прозе есть сказки высокого класса, но их почти никто не читает.
Судьба Крянге наполнена препятствиями, но всё равно он написал, что хотел.

Писатели-сказочники

Виктор Ерёмин

Свекровь с двумя невестками; Коза с тремя козлятами; Данилэ Перепеляк; Кошелек с двумя денежками; Сказка о Стане Бывалом; Сказка о Белом Арапе; Фэт-Фрумос, Золотые Кудри и др. сказки.

Ион Крянгэ

Сказки, собранные и литературно обработанные Ионом Крянгэ, издаются по всему миру. Писатель — один из самых востребованных сказочников современности. Его творения отличают как сила общечеловеческих моральных устоев, так и особенный национальный колорит. Недаром Крянгэ называют самым молдавским из всех молдавских писателей. Подчеркну, именно молдавским, а не румынским, как навязывают читателям критики последних десятилетий. И писал он молдавские национальные, а не румынские сказки.

Ион Крянгэ родился 1 марта 1837 г. в селе Хумулешты уезда Нямц в Молдавском княжестве. Родители его были крестьянами: отец Штефан — из податных (т. е. выплачивал подушную подать и был юридически неравноправен со свободным населением); мать Смаранда происходила из вольных, родители ее были зажиточными крестьянами. Оттого и получилось, что мать была грамотной, отец — нет. Жила семья Штефана бедно, да еще было в ней 10 детей.

Смаранда особо выделяла старшего сына — Иона и требовала от мужа, чтобы именно он выучился на священника. Мальчик умный и старательный, Ион исполнил волю матери — поначалу учился в церковной школе, а в 1855 г. поступил в семинарию, правда, так и не окончил ее.

В 1858 г. скоропостижно умер отец, отправившийся на заработки в чужие края. Пришлось Иону, старшему сыну, возвращаться домой. Неоконченная семинария давала молодому человеку право на получение церковного сана, но для этого он обязан был жениться. Едва состоялась свадьба, как недавнему семинаристу присвоили сан дьяка.

Семейная жизнь у Крянгэ не сложилась: тесть его, человек жадный и склочный, то и дело устраивал скандалы, унижал и оскорблял зятя за неспособность заработать денег, дочь поддерживала его. Жизнь в браке Крянгэ называл временем, когда «он был ослеплен бедностью, угаром и женщиной». Одна радость — родился сын Константин.

Более всего возмущало супругу и ее отца то, что Ион не хотел оставаться дьяком. Когда в 1864 г. в Яссах при институте им. Василе Лупу открылась школа подготовки учителей, Крянгэ туда поступил и успешно окончил в 1867 г. С этого времени он стал совмещать работу в начальной школе с церковными обязанностями. Это доконало женщину — в том же 1867 г. она навсегда ушла от безалаберного мужа и оставила ему сына.

Крянгэ не огорчился. Он наскреб денег, купил полуразвалившуюся хибарку в Цикэу, пригороде столицы Молдавии Ясс, и зажил там скромно, но так, как считал нужным. В домике в Цикэу писатель обретался до конца своих дней.

Неожиданно дьяк Крянгэ увлекся театром. Лицам духовного звания запрещалось посещать такие заведения. А ходить по театру в камилавке и с длинными волосами (этого требовали церковные каноны) было просто невозможно. Строптивец остригся и надел светскую одежду. Осенью 1871 г. вышел указ митрополии о лишении дьяка Иона Крянгэ церковного сана.

А в июне 1872 г. его выгнали и из школы, поскольку дьяк-расстрига не имел права преподавать детям. Пришлось бедняге с ребенком на руках выживать торговлей табаком. Правда, это был единственный период в жизни писателя, когда он материально не бедствовал. Через 2 года восторжествовала справедливость, и Крянгэ восстановили в правах учителя. Его взяли преподавателем одной из ясских школ, где сказочник и работал до выхода на пенсию.

В 1875 г. Крянгэ познакомился с ясским школьным инспектором и великим молдавским поэтом Михаилом Эминеску. Они подружились, и «учитель из мужиков» показал другу записанные им сказки. Эминеску был потрясен очарованием и сочностью народного слова, которым природа наделила Крянгэ. Он уговорил сказочника опубликовать его творения. 7 октября 1875 г. в ясском журнале «Конворбирь литераре» («Литературные беседы») впервые была напечатана сказка Иона Крянгэ «Свекровь с тремя невестками». В течение 3-х лет журнал издал большинство сказок автора, принесших ему бессмертие.

В самый разгар публикации, в 1877 г. (по другим источникам в 1879 г.), у Крянгэ случился припадок эпилепсии. Болезнь поедала его медленно, но верно. Писателю пришлось преждевременно выйти на пенсию. И чем сильнее одолевала его болезнь, тем шире распространялась по миру слава сказочника. Как ни странно, это лишь усугубляло одиночество Крянгэ. Ведь в обществе той поры писать сказки имели право только рафинированные интеллектуалы — особенно преуспевала в этом румынская королева Елена, сочинявшая скучные, высосанные из пальца волшебные истории а-ля Андерсен под псевдонимом Кармен Сильва. Тогда модно было сочинительствовать под Андерсена, такие писульки буквально наводнили европейскую прессу, о книгоиздателях и говорить не приходится. А тут вдруг безродный мужлан-молдаванин, имеющий единственное право — быть пастухом, позволил себе тягаться с высокообразованными румынскими аристократами!

В июне 1889 г. в Яссы пришло известие о кончине единственного друга Крянгэ — Михаила Эминеску. Сказочник затосковал, слег и больше не поднялся. Ион Крянгэ умер 31 декабря 1889 г. Похоронили его на кладбище «Етернитатя» («Вечность») в Яссах.



Рассказать друзьям