"Маленький принц": анализ. "Маленький принц": произведение Сент-Экзюпери

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Любая книга для меня, как и для любого читателя, начинается с заглавия. Однажды увидев в библиотеке книгу сказку Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц», непременно захотела прочесть её, легко и быстро, как все сказки о Золушках, принцах и волшебных королевствах.

Но чтение оказалось не таким легким, как я предполагала. Я часто откладывала книгу в сторону и обдумывала то, что я прочитала. И после первого прочтения вместо радостного спокойствия, как это обычно бывает после любой сказки, я ощутила какое-то беспокойство. Передо мной оказалось множество вопросов.

Для кого эта сказка написана – для детей или взрослых?

В чём её смысл? Чему она учит?

И вот тогда я обратилась к учителю литературы, посоветовавшись, мы приступили к анализу текста. Мы искали ответы на вопросы и старались выделить главное для себя.

Вот что у нас получилось.

Мы сопоставили два мира: мир детей, представленный образами шестилетнего Экзюпери и маленького принца, и мир взрослых героев сказки.

Мы нашли эпитеты-определения, характеризующие героев, выделили род их занятий, определили их жизненное кредо и отношение Маленького принца к ним, т. е. детский взгляд на жизнь взрослых людей.

Сравнив всё и проанализировав, мы сделали выводы.

Также я попыталась сопоставить взрослых людей в сказке с окружающими меня людьми.

Уже в самом начале сказки, в посвящении произведения своему другу Леону Верту, Экзюпери ненавязчиво говорит о проблеме, которая станет основной в сказке. Посвящая книгу взрослому человеку, он ищет оправдания, говоря о нём, что он «самый лучший друг», и неслучайно добавляет: «когда он был маленьким». Уже здесь стоит цель создания сказки – напомнить взрослым, что они «сначала были детьми».

С самого начала произведения, описывая мучительное для него, шестилетнего ребёнка, непонимание со стороны взрослых, Экзюпери передаёт нам своё чувство одиночества, которое и сроднило его с его героем. Это чувство неслучайно. «Маленький принц» написан Экзюпери в США в 1942 году, вдали от своей оккупированной в те годы родине и живущего там друга. Рассказчик-лётчик также тоскует, как и его Маленький принц тоскует по своей планете и по любимой им розе.

Первое разочарование, которое постигло Экзюпери, случилось в 6 лет. Взрослые «помогли» ему утратить веру в себя, так как «ничего не понимают сами» и «очень утомительно без конца им всё объяснять и растолковывать». Приобщившись к миру взрослых и его понятиям, он всё же оставался одинок. И вот однажды он впервые за долгие годы встречает, наконец, малыша, с которым ему «пришлось поговорить по душам». Что сроднило эти две души? Гуманистическое понимание мира, умение видеть прекрасное, видеть смысл жизни и ценить её.

Проанализировав встречу лётчика с Маленьким принцем и их беседу, сопоставив восприятие мира их душами, я нашла точки соприкосновения:

Экзюпери Маленький принц

Родство душ

Одиночество;

Тоска по родине;

Рисунки;

Умение летать;

Родство с небом;

Смеются над номерами и цифрами;

Забота о мире («Берегитесь баобабов!»);

Отношение к миру взрослых;

Восхищение красотой природы.

По совету Географа, Маленький принц отправляется в путешествие на планету Земля, которая имеет «неплохую репутацию». Но на этой планете с «неплохой репутацией» насчитывается сто одиннадцать королей, девятьсот тысяч дельцов, семь с половиной миллионов пьяниц, триста одиннадцать миллионов честолюбцев, то есть количество «странных взрослых», занимающихся бесполезными делами умножено в миллионы раз. Хотя они занимают на Земле не так уж много места. Они кажутся сами себе величественными, как баобабы, которые на самом деле, как сорняки, могут уничтожить планету.

И животный мир обеспокоен этим. Неслучайно Маленький принц попадает на планете земля в пустыню. Это предупреждение всему взрослому миру честолюбцев и деловых людей: «Не превратите планету в одинокую пустыню». И это предупреждение не случайно, так как, сопоставив жизненные истины Маленького принца и взрослых, мы можем увидеть такую картину:

Маленький принц Взрослые

1. Встал по утру, умылся, привёл себя в порядок – и сразу же приведи в1. Им должны повиноваться беспрекословно.

порядок свою планету. 2. Им совестно пить.

2. Когда станет очень грустно, хорошо поглядеть, как заходит солнце 3. Они никогда ничего не понимают сами, им всегда нужно всё объяснять.

(т. е. полюбоваться красотой природы). 4. С ними нельзя поговорить по душам.

3. Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил (цветок, Лис). 5. Когда они хотят сострить, иной раз поневоле приврут.

4. Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь.

5. Никогда не надо слушать, что говорят цветы. Надо просто смотреть на них и дышать их ароматом.

6. Когда вулканы аккуратно чистишь, они горят ровно и тихо, без всяких извержений. Извержение вулкана – это всё равно, что пожар в печной трубе.

Познание мира взрослых, живущих на Земле, приходит к Маленькому принцу через знакомство с обитателями планеты.

1. Среди них одиноко. (Змея)

2. Их носит ветром. У них нет корней, это очень неудобно. (Цветок)

3. У них нет воображения. Они только повторяют то, что им скажешь. (Эхо).

4. У людей не хватает времени что-либо узнавать. (Лис)

5. Ничего они не хотят. «Там хорошо, где нас нет». Одни только дети знают, чего ищут. (Стрелочник)

6. Из-за ненужной экономии разучились радоваться жизни. (Торговец)

7. Люди забираются в скорые поезда, но они уже сами не понимают, чего ищут. Поэтому они не знают покоя, бросаются то в одну сторону, то в другую. (это уже вывод Маленького принца).

Образы Цветка и Змеи. В сказке два женских образа – Цветок и Змея. И в этих образах воплощён мир женщины: женщины любимой, кокетки и мудрой женщины-матери, которая решает все загадки.

С особой нежностью описаны в сказке отношения Маленького принца со своим цветком, розой, для которого она была единственная в мире, какой больше нет ни на одной из многих миллионов звёзд. За видимой храбростью скрывалась слабая, простодушная, ранимая женская душа.

Самое ужасное для маленького принца прожить, ни разу не понюхав ни одного цветка, ни разу не поглядев на звезду, никогда никого не полюбив. Маленький принц любил свою розу, и даже встретив сад, полный роз, он замечает, что эти розы отличаются от его розы своей пустотой, ради них не хочется умереть. А его цветок стал для него дороже всех на свете, за которым он ухаживал с трепетной заботой и любовью, не смотря на её жалобы и хвастовство. «Она – моя», - говорит Маленький принц с гордостью.

Личное отношение к прочитанному.

В книге Экзюпери описана жизнь Маленького принца, а в образе Маленького принца сокрыты жизни 10000000 детей. Наш детский мир, который соединяет всех детей на планете Земля и за её пределами очень откровенный, добрый, дружелюбный, отзывчивый. Взрослым не всегда легко понять наш мир, или им не всегда хочется понимать его. Да, мы можем согласиться, что когда-то они были детьми, но сейчас у них другие понятия, и все детские быстро улетучиваются. Ведь ребёнком человек проживает четверть своей жизни, а взрослым три четвёртых.

Иногда, когда мы просим их поиграть в наши игры, взрослые обязательно вспомнят, что «на кухне кипит вермишель» или в ванной протекает труба», скажут, что очень заняты. И сократят разговор: «потом» или «извини, «в другой раз», а ведь «потом» и «другой раз» долго не наступает. Для них наши занятия ерунда, ведь есть дела поважнее. Хотя через наши игры и занятия мы познаём мир и учимся быть к нему чувственным.

Для взрослых дорога каждая секунда, и пять минут посидеть, помечтать, сложа руки, для них очень большая потеря времени. Да ведь они не понимают, что «кувыркаясь» в своих заботах, взрослые просто портят себе настроение и впустую тратят свою энергию. А ведь если отвлечься во время работы хотя бы на три минуты и подумать о чём-то хорошем, можно получить немножко хорошего настроения. Нельзя всё время быть «человеком серьёзным», ведь цифры и числа - это менее интересные вещи по сравнению с красивым ночным небо или, с нежным розовым закатом.

В нашем мире главное это- дружба, взаимопомощь, доброта, а без этого его бы и не было. Нам очень сложно живётся, если нет близкого друга или случайно поссоришься с ним. Мы преданы друг другу. Даже если мы имеем много друзей, мы всё равно тянемся к новым друзьям. И самое главное нам очень сложно расстаться с другом. В этом мы похожи с Лисом: «Но если ты меня приручишь, моя жизнь точно солнцем озарится. Твои шаги я стану различать среди тысячи других».

В отличие от взрослого мира в нашем мире нет суматохи, проблем и вечной торопливости. Мне близки суждения Маленького принца: «И ты полюбишь смотреть на звёзды. Все они станут тебе друзьями», «Ты посмотришь ночью на небо, а ведь там будет такая звезда, где я живу, где я смеюсь, - и ты услышишь, что все звёзды смеются». Мы дети намного зорче относимся к окружающему, и всегда требуем на вопрос ответа. Мы более наблюдательные и имеем более развитое чувство фантазии, даже маленькую мелочь мы можем дополнить, и из маленького вопроса сделать большой. А взрослые относятся к этому по-другому, они всегда заняты и даже если хотят что-то узнать, откладывают «на потом».

В «Маленьком принце» ностальгия свидетельствует о безусловной прочности «силовых линий», соединяющих человека с тем, что он любит, за что он в ответе. Причиняя заботы и страдания, эти духовные связи в то же время «очеловечивают» мир сказки. Здесь нет культа героического действия: гуманистическая осмысленность мира дана как его естественное состояние (отсюда образ героя-ребёнка), которое не требуется завоёвывать.

Нелепыми исключениями выглядят в этом мире «взрослые», у которых духовные связи с другими людьми отчуждены и извращены, обращены в пустоту: они показаны не просто достойными жалости, но гротескно-комическими фигурами1.

Именно поэтому, мы приходим к выводу, что эта сказка А. С. Экзюпери – напоминание взрослым о том, для чего существует этот мир и дети, живущие в нём. Очень часто взрослые в своих бесконечных «серьёзных делах» и озабоченности не находят времени даже для ответов на вопросы своих детей, которые не отступаются, пока не получат ответа.

Я не всезнайка. – Поэтому я и не буду пытаться быть им.

Я хочу, чтобы меня любили. – Поэтому я буду открыт любящим детям.

Я так мало знаю о сложных лабиринтах взрослых. – Поэтому я позволяю детям учить меня.

Я люблю, когда меня принимают таким, какой я на самом деле. – Поэтому я буду стремиться сопереживать ребёнку и ценить его.

Я – единственный, кто может прожить мою жизнь. – Поэтому я не буду стремиться к тому, чтобы управлять жизнью ребёнка.

Я не могу сделать так, чтобы страх, боль, разочарования и стрессы ребёнка исчезли. – Поэтому я буду стараться смягчать удары.

Я чувствую страх, когда я беззащитен. – Поэтому я буду прикасаться к внутреннему миру беззащитного ребёнка с добротой, лаской и нежностью.

1 Из примечаний А. В. Пояркова к сборнику произведений Антуана де Сент-Экзюпери, Москва, 1991

МИР ВЗРОСЛЫХ ЛЮДЕЙ в сказке А. Экзюпери «Маленький принц»

Герой Король Честолюбец Пьяница Деловой человек Фонарщик Географ

Эпитеты, характеризующие героя Облачённый в пурпур и Тщеславный; глух ко всему, Мрачный, с повешенной головой,Занятой, серьёзный; любит Нелепый, верный своему делу; Старик- учёный; слишком важное горностай; величественный, кроме похвал. бедняга. точность. неленивый; думает не только о лицо.

ужасно гордый; абсолютный, себе.

полновластный монарх; но: добр

Поступки Смотрит на мир упрощённо; Воображал, что все им Молча сидел и смотрел на Не поднимает головы. Не Зажигает и тушит фонарь. Не Пишет толстенные книги и вещах повелевает; запутался в восхищаются. выстроившиеся перед ним замечает потухшей сигареты. нарушает уговора. вечных и неизменных.

приказах; рассердился; не Раскланивается, когда его полчища бутылок – пустых и Ему некогда разгуливать, терпел непокорства и приветствуют. полных. Пьёт. некогда мечтать. Распоряжается возражений; не знал никаких звёздами, считает и пределов и ограничений; пересчитывает их.

отдавал только разумные приказания

Жизненное кредо Все люди для него подданные. Почитать – значит признавать, Пью, чтобы забыть, что я владею звёздами, потому что Уговор есть уговор. В учебниках географии ничего

Самое важное – чтобы ему что на всей планете я всех совестно пить. до меня никто не догадался ими не должно перепутаться. Врать повиновались беспрекословно. Скрасивее, всех наряднее, всех завладеть. и пить плохо.

каждого надо спрашивать то, богаче и всех умней.

что он может дать. Власть прежде всего должна быть разумной.

Впечатления Маленького принца «Странный народ эти взрослые» «Право же, взрослые – очень «Да, право же, взрослые – «Он рассуждает почти как тот «Может быть он и нелеп. В его «Вот это настоящее дело!»

странные люди» очень, очень странный народ» пьяница». «Нет, взрослые и работе всё-таки есть смысл»

(растерянный, недоумевающий; правда поразительный народ». (почтительно поклонился; ему жалю пьяницу) всё больше нравился этот человек, захотелось помочь, посочувствовал)

«Он думает не только о себе.

Вот бы с кем подружиться»

Я прочитал произведение А.С.Экзюпири (1900-1944) «Маленький принц». Оно мне понравилось. Это светлая и грустная сказка, написанная очень простым языком. В ней наряду с людьми мы встречаемся со сказочными персонажами: Розой, Лисом, Змеей, разговаривающими человеческим языком. Только в сказке можно путешествовать в космосе от планеты к планете с перелетными птицами.

«Маленький принц» Экзюпири – очень мудрая сказка, заставляющая задуматься и поразмышлять над хорошими и плохими человеческими качествами, сделать для себя много важных выводов.

Один из главных героев произведения – маленький принц, совсем ребенок, обитатель крохотной планеты «величиной с дом». Принц одинок, печальная и однообразна его жизнь. Он трудолюбив, хотя ежедневное выпалывание ростков баобабов кажется ему «очень скучной работой». У принца разумный взгляд на жизнь, он понимает необходимость борьбы с баобабами, иначе они своими корнями разорвут планету на куски, поэтому у него есть «твердое правило»: «… встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету».

Экзюпири наделил своего героя добрым сердцем. Принц заботился о Розе – красавице-цветке, выросшей из семечка, неизвестно как залетевшего на астероид. Он исполняет любые желания капризного цветка, но чувствует себя очень несчастным, устав от хитростей и уловок обидчивой красавицы. Мальчик принимает решение отправиться в странствие, чтобы познать смысл собственной жизни.

Он посещает разные планеты, встречается с королем, честолюбцем, пьяницей, «деловым человеком», стариком-географом. Поведение и жизненные цели этих людей совершенно разные, но все они растрачивают свою жизнь попусту. Маленький принц видит бессмысленность их существования, считает честолюбие, тщеславие, пьянство, равнодушие, стремление к наживе, ложную ученость неприемлемыми для себя. Экзюпири устами ребенка доводит до читающих важную мысль о том, что существование человека имеет смысл только тогда, когда человек приносит пользу и счастье кому-то. Маленький принц считает, что человек «зря прожил свою жизнь, если жил грибом», то есть ни разу «за всю жизнь не понюхал цветка, ни разу не поглядел на звезду, никогда никого не любил».

Очень многое для понимания смысла жизни дала принцу встреча с Лисом на планете Земля. Призвание человека – бескорыстно любить того, кому ты нужен. Именно так любит маленький принц выращенную им розу, она ему дороже всех, потому что «он отдавал ей все свои дни».

В беседах с Лисом маленький принц становится мудрее. Лис учит его терпеливо приручать зверей, уничтожать в своем сердце равнодушное отношение ко всему живому, наполнять его любовью и чувством ответственности за того, кого приручаешь.

В сказке принц узнает, что такое дружба. Он приходит к пониманию, что, имея друзей, никогда не останется одиноким. Солнцем озаряется жизнь только того, у кого есть друзья. Набравшись мудрости, на планете Земля он сам оказывает духовную поддержку летчику, потерпевшему аварию в песках Сахары. Принц помогает ему увидеть, что истинно в жизни, а что ложно, помогает не впасть в отчаяние даже перед лицом смерти.

Я думаю, что каждый читатель будет сравнивать маленького принца с собой. Достаточно ли он добр, терпелив к окружающим его людям, особенно близким, хороший ли он друг, не проходит ли мимо человека в беде, заботится ли о красоте своего сердца? Каждый сам честно отвечает на эти вопросы. Я понимаю, что человеком, а не «грибом» можно стать, имея только светлую, добрую и чистую душу, неспособную на зло.

Любимый цветок - это прежде всего, отказ от всех остальных цветов.

Иначе он не покажется самым прекрасны.

Антуан де Сент-Экзюпери

В сказке Маленький Принц Антуан Экзюпери дает оооочень хорошую картину отношений между мужчиной и женщиной, показывая это на примере отношений Маленького Принца к его Розе.

Роза - это символ любви, красоты, женского начала. Маленький принц не сразу разглядел истинную внутреннюю сущность красоты. Но после разговора с Лисом ему открылась истина - красота лишь тогда становится прекрасной, когда она наполняется смыслом, содержанием.

"На твоей планете люди выращивают в одном саду пять тысяч роз… и не находят того, что ищут… А ведь то, чего они ищут, можно найти в одной-единственной розе, в глотке воды… Но глаза слепы. Искать надо сердцем. Если любишь цветок - единственный, какого больше нет ни на одной из многих миллионов звезд, этого довольно: смотришь на небо и чувствуешь себя счастливым. И говоришь себе: «Где-то там живет мой цветок. Но если барашек его съест, это все равно, как если бы все звезды разом погасли!…"

"Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь. Твоя роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей всю душу. Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил. Ты в ответе за твою розу…"

Прилетев на планету Земля, Маленький принц увидел розы: все они были похожи на его цветок. И он почувствовал себя очень-очень несчастным. Его красавица говорила ему, что подобных ей нет во всей Вселенной. И вот перед ним пять тысяч точно таких же цветов! И именно тогда он понимает, кем для него была роза и насколько она ему была важна. Лишь благодаря Лису он осознал, что его роза - единственная в целом свете.

Маленький принц говорит розам: "Вы красивые, но пустые. Ради вас не захочется умереть. Конечно, случайный прохожий, поглядев на мою розу, скажет, что она точно такая же, как вы. Но мне она одна дороже всех вас. Ведь это ее, а не вас я поливал каждый день. Ее, а не вас накрывал стеклянным колпаком. Ее загораживал ширмой, оберегая от ветра. Для нее убивал гусениц, только двух или трех оставил, чтобы вывелись бабочки. Я слушал, как она жаловалась и как хвастала, я прислушивался к ней, даже когда она умолкала. Она - моя".

Любишь тогда, когда вкладываешь душу…

Любовь - это сложная наука, оказывается, её нужно постигать, необходимо учиться любви. Лис помогает Маленькому принцу постичь эту сложную науку, и маленький мальчик с горечью признаётся себе: “Никогда не надо слушать, что говорят цветы. Надо просто смотреть на них и дышать их ароматом. Мой цветок напоил благоуханием всю мою планету, а я не умел ему радоваться...

Надо было судить не по словам, а по делам. Она дарила мне свой аромат, озаряла мою жизнь. Я не должен был бежать. За этими жалкими хитростями и уловками я должен был угадать нежность.. . Но я был слишком молод, я ещё не умел любить”.

Роза приручила Маленького принца не своей уникальностью, а теми усилиями, что он в неё вложил.Этим она отличается от сотни других роз. Мы навсегда приручены теми, ради кого мы старались, отдавали свою душу, терпение, время. Мы можем перестать их любить и даже чувствовать что-то вроде ненависти и раздражения к бывшим мужчинам, с которыми суждено было расстаться, к бывшим друзьям, не оценившим нашей дружбы. Но мы никогда не будем чувствовать к ним полного равнодушия, потому что когда-то вложили в них частичку себя, и она в них так и осталась. Это и есть те невидимые узы, о которых говорил Лис.

Образ Зозы - один из основных в сказке. Конечно же он символизирует женщину и любовь к женщине. На отношениях Розы и Маленького принца автор показывает проблемы стоящие на пути у настоящей любви. Роза в сказке была очень капризна и просила принца заботится о ней. И сначала Маленький принц заботился о ней, а потом в его душе поселились сомнения. Он принимал ее слова близко к сердцу и стал очень несчастен. Но после всех своих путешествий он начал понимать истину. В строках: « - Если любишь цветок - единственный, какого больше нет ни на одной из многих миллионов звезд, - этого довольно: смотришь на небо - и ты счастлив.» Автор говорит о такой любви, когда ты не просишь ни чего в замен, когда ты просто счастлив, что где-то там есть твой цветок. Маленький принц понимает, что напрасно слушал розу, надо было просто смотреть и наслаждаться ее ароматом. Ведь роза наполняла благоуханием всю его планету, а он не умел ей радоваться. Он понимает, что судить надо по поступкам, а не по словам. Она озаряла его жизнь, а он сбежал. Маленький принц не угадал за всеми уловками розы, ее нежность к нему, он был слишком молод, он еще не умел любить.

Многие критики сходятся во мнении, что образ розы олицетворяет жену писателя - Консуэлу де Сент-Экзюпери. Но даже если это не так, Сент-Экзюпери говорит о самом главном, о том, как надо любить. Сейчас люди стали слишком эгоистичны, они забыли, что в любви важнее отдавать, а не получать.

Образ Лиса

Оказываясь на Земле, в безлюдной пустыне, Маленький принц встречает доброго и мудрого Лиса. Который символизирует дружбу. В его лице принц обретает друга, которого так искал. Как и во многих сказках, Лис олицетворяет мудрость и знание жизни и рассказывает Маленькому принцу тайну человеческого сердца. Автор передал героям этой сказки свое понимае дружбы и ответственности за друг друга. Отношения принца и лиса - это история о настоящей дружбе. Лис учит Маленького принца, как надо любить и относиться к дружбе, люди забыли об этом и потому лишились друзей, потеряли способность любить. Сент-Экзюпери сожалеет о том, что люди не видят ничего и превращают свою жизнь в бессмысленное существование. «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь... Твоя Роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей всю свою душу...».

Понятие «приручить»

Приручать - значит создать узы любви, единения душ. Тайну приручения открывает Маленькому принцу Лис, он объясняет, что принц для него просто мальчик, как и множество других мальчиков, и лис для принца просто очередная лисица среди тысяч других лисиц. «Но если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу. Ты будешь для меня единственный в целом свете. И я буду для тебя один в целом свете. (…) если ты меня приручишь, моя жизнь словно солнцем озарится. Твои шаги я стану различать среди тысяч других…». Автор говорит о том, что любовь и дружба - это не просто связь с другими существами, она обогащает нашу жизнь, дает понимание окружающего нас мира, наполняя его смыслом. «Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил» - вот та важная истина, которую открывает Лис. Приручить - значит: создать узы. Узы любви, доверия, дружбы и ответственности. И вот вы уже не просто двое, вы друг для друга становитесь единственными на целом свете, становитесь нужными друг другу. « - Узнать можно только те вещи, которые приручишь, - сказал Лис. - У людей уже не хватает времени, что-либо узнавать». Приручение - это труд сердца, это значит связать себя с другим узами нежности, любви, ответственности. Это значит убить равнодушное отношение к этому миру. Сент-Экзюпери напомнил нам о том, что дружбу не купить в магазине, для нее нужно оксрыть свое сердце и свою душу.



Рассказать друзьям