Молдавская советская социалистическая республика.

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Фефилова Е.Ф. Кишинев Постеукэ Г.Г. Село Буковка, Блузы женские. 1977-1978


Природа Молдавии, нашей южной республики, отличается большим своеобразием. На юге тянутся степи, в центральных районах - массивы светлых лиственных лесов, на севере - лесостепь. Везде бескрайние поля, сады, виноградники, масса красивейших цветов.

Дом сельского жителя Молдавии снаружи и внутри красиво оформлен. Глубокой внутренней связью объединен он с окружающей прекрасной природой. И природа, и жилище - единый мир обитания человека.
Особенно красивы дома центральной, лесной полосы Молдавии, по берегам реки Реута, в селах Бранешты, Фурчаны. Прежде были более распространены дома с соломенными крышами. Перед домом находится забор с массивными резными воротами, которые имеют навершие, украшенное многоплановой геометрической резьбой и прорезным ажурным ребнем.
Резьба была разнообразной - плоской и прорезной, ажурной.
Дома в центральных районах Молдавии, кроме резьбы, имели многоцветную роспись. В последнее время в стенной росписи стали использоваться не только традиционные мотивы букетов цветов в вазонах, но и сюжеты, почерпнутые из печатных изданий, телевизионных передач, из увиденных профессиональных художественных произведений. Такая стенная декоративная роспись в творчестве мастера по своей художественной стилистике сближается со станковым примитивом.
С резьбой и красочной росписью, увенчанный декоративным кованым дымником, дом смотрится торжественно и празднично.
Дома северных районов также украшались резьбой по дереву, но несколько беднее. Отличительной особенностью их был сооруженный на гребне крыши «плюмаж» из резного дерева, а фронтон украшался крупной розеткой - солнышком, как и у белорусских домов.

Попеску A.M. Село Клишево, Оргеевский район Коврик (ницурка) «Румбэ» 1978

Большое своеобразие дому придают детали из резного камня. Колодцы любовно оформлены пышными, как балдахины, навершиями. В искусстве украшения колодцев сказалось почтительное отношение крестьянина к воде.
Часто навершия делались из прорезной жести и были ажурными, легкими, подобными драгоценным коронам.
Художественная обработка лозы и дерева. Из лозы и дерева изготовляют предметы декоративной мебели, прялки, ложки с резными ручками, бытовую утварь и посуду. Привлекают внимание деревянные сундуки с резьбой и красочной росписью. На них обычно рисуют масляными красками два вазона с пышными яркими букетами цветов, которые на лицевой стороне обрамляют замковое отверстие. Крышка расписывается красными розами. Сложным» архитектурными сооружениями были кровати на резных ножках-колоннах, с филенками спинок, также покрытыми росписью. Роспись была цветочная, декоративная, крупная, несколько размашистого кистевого мазка. Для различных нужд делались традиционной национальной формы деревянные фляги - «плоски», больших и малых размеров. С лицевой и обратной стороны их покрывали геометрической неглубокой резьбой.
Наибольшего расцвета достигла резьба по дереву в бытовых изделиях в 1940-1950-х годах. В это время в Молдавии работали блестящие мастера В. Новик и И. Цеханович. В их работах превалировала пластичная форма, а резьба занимала подчиненное положение.
Мастер часто оставлял некоторую часть поверхности не заполненной резьбой, гладкой.
К большому сожалению, от изготовления практичной деревянной посуды в конце 1950 х - 1960-е годы мастера перешли к производству всяческого рода незначительных поделок. Только мастер М. Чебан в 1970-е годы был верен традиции создания крупных предметов из дерева со строгой резьбой геометрического и растительного характера.
Из дерева изготовляли посуду и домашнюю утварь главным образом в тех местностях, где было больше лесов а вот керамикой занимались повсеместно.

Мазур А.С. Село Кобольчин Село Сосуд с узким горлом (бурлуй) 1978

Керамика - один из древнейших художественных промыслов Молдавии. Уже пять тысяч лет назад в Прутско-Днестровском междуречье большого расцвета достигла Трипольская культура. Найденные в археологических раскопках керамические сосуды и сегодня удивляют высоким качеством обожженного черепка, практичными, удобными в пользовании формами, красивым крупным завитком узора. Известные с тех времен формы мисок, горшков, ваз на всем протяжении дальнейшего развития молдавской керамики просуществовали почти без изменений. На рубеже 2-го и 1-го тысячелетий до н. э расцвела так называемая фракийская культура, давшая основу для развития современной керамики.
В VI-VIII веках уже нашего времени земли современной Молдавии были заселены славянами. Уже с X века у них гончарный промысел стал таким же основным видом деятельности, как земледелие для землепашца и животноводство для скотовода. Мастера усложняют технологию изготовления изделий, появляется большее разнообразие форм и декора. От тех времен дошли предметы, в черепках которых золотистым блеском светится добавляемая в глиняную Массу слюда. Новые виды керамики - серая и красная - с богатыми узорами ангобом и штампом распространяются в
X-XIV веках с появлением на территории Молдавии балкано-дунайской культуры.
Современная молдавская керамика в своей основе имеет древние традиции фракийской, дако-романской, славянской и возникшей в конце бытования балкано-дунайской культур, собственно молдавскую художественную традицию. И по сей день промысел существует в типах красной, серой и черной керамики. В Чинишеуцах, как и в Кобольчине, на месте древних славянских поселений, предпочитают делать черную керамику. Формы сосудов черной керамики обладают особой монументальностью, которая подчеркивается их суровым темным цветом, отливающим как бы серебром от употребляемого лощения поверхности. Подобные сосуды бывают больших размеров, они предназначены для переноски и хранения воды. Их поверхность украшается штампованным орнаментом, а иногда по обожженной бархатистой черной поверхности сосуд покрывается простым лощеным линейным орнаментом, который ложится по форме, оттеняя ее округлость и мягкие изгибы.
Жители Юрчен и Цыганешт предпочитают красную и белую керамику. Дако-романская традиция и сегодня прослеживается в сосудах из красной и белой глины, в изделиях, имеющих широкое устье, поливу и развитую декоративную роспись. Для этой керамики характерны зеленые, желтые и коричневые глазури. Под глазурной росписью нередко употребляется коричневый и красноватый ангоб.
Собственно молдавская художественная традиция наблюдается в керамике, имеющей характерную роспись мелкого рисунка, выполненного ангобами.

Болду М.Д. Село Табаны, Бричанский район Навершие на колодец 1978

Творчество выдающегося молдавского мастера С. Чоколова во многом способствовало появлению новых черт в молдавском промысле. С. Чоколов разрабатывает линию лепной керамики, нередко отказываясь от гончарного круга, создает свои произведения в свободной пластике, используя выразительность самой эластичной глины и нецветистой гаммы красок поливы. Декоративность и насыщенность художественными идеями работ С. Чоколова удивительны. Можно сказать, что он пошел дальше традиционных форм керамики Молдавии, усилив в своих произведениях черты народной сказки. Творчество профессионального художника С. Чоколова неотделимо от основ народного молдавского промысла по сути своей и богатейшему использованию народных традиций. Наследие народного гончарного промысла лежит в основе творческой работы и другого мастера молдавской керамики, выдающегося профессионала Э. Греку, статус которого как профессионального художника не мешает ему творить в русле лучших традиций народного национального гончарного промысла. Выполненные им в последние годы кувшин для воды - «бурлуй», ваза в традициях черной задымленной славянской керамики свидетельствуют о том, что художник исключительно интересно и бережно развивает один из пластов богатейших традиций народного искусства: в традиционной технологии изготовления, тонком понимании специфики пластического решения, применении старинного декора лощеного орнамента по черной матовой поверхности.
Молдавская керамика в творчестве народных мастеров развивается в богатом разнообразии форм и декоративного оформления. Наибольшее распространение сегодня получили те произведения, в которых веселый узор из темно-зеленых пятен, белых черточек и точек выполняется в свободной живописной кистевой манере и красиво ложится по желто-золотистому полю поверхности глиняного сосуда.
Лепная керамика, черная задымленная, красная и белая с поливой и рисунком ангобами - получила широкое развитие в современном декоративно-прикладном искусстве.
Костюм. Различные виды народного искусства соединялись в ансамбле молдавского костюма. Ткачество, вышивка, украшения головного убора и обуви, различного рода бусы, ожерелья делали костюм произведением национального искусства.
В Молдавии значительными были различия между городским и сельским костюмом. Сельский отличается большой стабильностью на протяжении веков. Городской костюм, особенно высших классов, господарский, постоянно испытывал на себе изменчивое влияние моды, причем эта мода в большой степени зависела от политических ситуаций. В XVI веке молдавский Костюм высших классов послушно следовал польскому, с XVII по XIX век городская одежда Молдавии была под сильным влиянием турецкой традиции. До XIX века в молдавской городской одежде бытовали турецкий кафтан, а также женский камзол и шерстяные накидки- плащи турецкого происхождения. Но основная масса сельского населения осталась верна народной культуре.
Традиционный тип рубахи - «кэмешэ молдовеняскэ» отличается многочисленными сборками, образующимися при стягивании ворота шнурком. Такие рубахи мы видим и на фракийских женщинах рельефов колонны Траяна в Риме.
Вышивка молдавских женских рубах, как правило, бывает одного или двух цветов. Даже когда вышивка красочна, празднична, обильна, она все равно монохромна, но обогащена мережками и прошвами.
Красивы рубахи женщин Бричанского района. Они носят несколько укороченные рукава, которые ниспадают пышными фестонами. Рукава украшены кружевом, а чуть выше полосы кружева располагается вышивка. На плечевых вставках рубахи более мелкая вышивка и всего в один цвет - зеленые листочки, а на груди - центр всей композиции вышивки и цветовой и ритмический - крупные красные розы и зеленые ветки с Листьями. Такой продуманной и в цвете и в ритмике предстает перед нами молдавская вышивка.
Со второй половины XIX века усложняется вышивка женских рубах - «алтицэ-рыурь». Плечевая вышивка- алтицэ спускается низко на рукав и строится в более усложненной композиции. Сохраняя строгость цветовых отношений, всего в две краски, такая вышивка богатством декора, своим обилием и яркостью смотрится исключительно нарядно.
Молдавский женский костюм представляет собой декоративный ансамбль тесно взаимосвязанных между собой компонентов, свидетельствующих о высоком вкусе народных мастериц. Более крупный рисунок был на тканых юбках, мельче - филигранный узор рубах, чуть тронут вышивкой головной убор - нэфрамэ. Иногда вертикальные полосы вышивок делались на спине, это придавало большую стройность фигуре.
Древнейшие в молдавской вышивке - геометрические орнаменты. И тогда как к концу XIX века на севере Молдавии начинают распространяться растительные узоры, на юге, в Чимишлийском, Кагульском, Вулканештском районах, до сего дня продолжают господствовать геометрические.
Молдавский костюм красиво дополняют тканые узорные плечевые котомки, которые были более декоративными, веселых пестрых расцветок, чем сам костюм.
Ковроделие .
С внедрением в ковроделие химических красителей контраст цвета поля и узора становится основным характерным свойством молдавского ковра. К началу XX века широкое распространение получает ковер «рэзбой», в центре композиции которого находятся невообразимо яркие, объемные благодаря приему изображения светотени почти натуралистические розы. Иногда они соединены в букеты. На темном фоне ковра крупные розы горят как пламя. На кайме в дополнение к красочному центру изображается яркая гирлянда роз.
Предприятия ручного ковроделия Молдавии сосредоточены главным образом в Страшенском и Ниспорен- ском районах. Тут предпочитают классический молдавский ковер гармоничной сдержанной гаммы. Предприятия много выпускают маленьких ковриков - «ницурка», всего в два цвета, строгих геометрических орнаментов.
Произведения художественных промыслов Молдавии в красивом ансамбле сосуществуют в парадной комнате жилища молдаванина - «каса маре». Обычно это нежилая, неотапливаемая комната для приема гостей, в которой находились самые красивые вещи: расписные деревянные сундуки с приданым для дочерей, на сундуках - стопки пестрых одеял и красочных ковров, на лавки положены тканые шерстяные дорожки - «лэичер», стены украшены паласами, в резных шкафчиках и на полках - гончарная посуда, которая вносит свою праздничную ноту яркой, веселой, зелено-золотистой росписью. На стенах висят вышитые рушники. Стены и печку - «куптор» женщины расписывали цветочными композициями.
«Каса маре» в доме молдавского жителя и сегодня подлинный домашний музей, который говорит о талантах и большом вкусе живущего в доме человека.

Антонова H.B. Кишинев Ковер (рэзбой) «Моя Молдова» 1978 Бойко Л.З. Кишинев Ковер (рэзбой) «Стелла» 1978

Locals начинает серию статей о выходцах из Молдовы, оставивших след в мировом искусстве, науке или общественной деятельности.Сегодня речь пойдёт о художниках.

Художник Грегуар Мишонц - лучший друг знаменитого Генри Миллера . Жил во Франции, Англии и Шотландии, где регулярно проходили выставки его работ. Его картина «La moisson» / Урожай была приобретена Французским фондом современного искусства.

Григорий Мишонзник родился в 1902 году в Кишинёве. В 1919-1920 годах обучался в академии пластических искусств у Шнеера Когана и Александра Плэмэдялэ. Продолжил обучение в бухарестской Академии художеств.

В 1922 г. Перезжает в Париж, где попадает в круг местных сюрреалистов - Андре Бретона, Поля Элюара, Луи Арагона и Андре Массона.

В 1928 году художник сблизился с Генри Миллером (американский писатель и художник), который стал его ближайшим другом на всю жизнь, и изменил имя на Грегуар Мишонц (Michonze).

Грегуар Мишонц известен главным образом своими пейзажами и насыщенными символизмом групповыми полотнами.

Талли Филмус (1903-1998)

Картины Талли Филмуса можно увидеть в нью-йоркских музеях – «Метрополитен», Уитни, в Национальной художественной галерее в Вашингтоне, Музее Ешива-университета, в Институте Карнеги в Питсбурге, в музеях Чикаго, Бостона, Филадельфии.

Среди созданных им портретов есть и портрет Элеонор Рузвельт.

Талли Филмус родился в 1903 году в городке Атаки на берегу Днестрa.

В 1913 гoду семья переехала в Америку. Будущий художник обучался в Академии изящных искусств в Пенсильвании. Полученная стипендия позволила ему уехать в Европу и продолжить занятия живописью в Париже. В течение двенадцати лет Филмус преподавал в престижной Школе искусств (Сооper).

Несмотря на то, что Филмус жил и работал в Америке, многие из его картин наполнены воспоминаниями о крае, где он родился.

Самсон Флексор (1907 - 1971)

Французский и бразильский художник, основоположник бразильского абстракционизма.

Самсон Флексор родился в 1907 г. в городе Сороки в состоятельной семье. Его отец, Модест Флексор, был известным во всей губернии агрономом, землевладельцем.

Самсон учился в частной гимназии в Сороках, затем в Одесском художественном училище и в Бухаресте.

В 1920-х годах он продолжил образование в Бельгийской королевской академии изящных искусств, затем - в парижской Национальной
школе Изящных искусств, посещал лекции по истории искусств в Сорбонском университете, обучался технике фрески.

Рисовать Флексор начал с сорокских пейзажей, впоследствии почти целиком сосредоточился на портретистике.

Сороки. Семья Самсона Флексора.

В 1948 году перехал в Бразилию, в Сан-Паулу.

Переезд отразился на его творчестве – художник отказывается от реалистических тенденций и сосредотачивается на абстрактном искусстве.

В 1951 году Флексор открыл первое в Бразилии абстракционистское ателье Atelier-Abstração, где выставлялись работы объединившейся
вокруг него группы бразильских абстракционистов.

Всеобъемлющая выставка из ста полотен художника к столетнему юбилею его рождения «Сто лет/сто работ» (100 de ani/100 de opere) прошла с 11 по 28 сентября 2007 года на его родине в Национальном художественном музее Молдовы в Кишинёве, откуда переехала в Бухарест и далее - повторяя жизненный путь художника - в Брюссель, Лондон, Париж, Рио де Жанейро и другие города Бразилии.

Елизавета Андреевна Ивановскaя (1910-2006)

Елизавета Ивановскaя - известный бельгийский иллюстратор книг.

Большую роль в художественном образовании Елизаветы Андреевны сыграли Шнеер Гешкович Коган – основатель и профессор Кишинёвской школы живописи (впоследствии Высшей школы пластических искусств), организатор и первый руководитель Общества художников Бессарабии (впоследствии Союз художников Молдавии), и Август Больер, второй её наставник.

Елизавета Ивановская жила и работала в Бельгии с 1932 года. Ею выполнены иллюстрации более чем к 300 книгам, в основном это детская литература. Книги были изданы в разных странах на 26 языках, однако у нас творчество Ивановской пока остается мало известным.

Выставки, посвященные 100-летию со дня рождения художницы, прошли на ее родине - в Кишиневе (Национальный художественный музей Молдовы), в Центре книжной иллюстрации города Мулен (Франция), в Центре литературы для юношества (Брюссель).

Французским издательством МеМо был переиздан альбом “Цирк” (1933) – первая книга художницы, изданная в Европе.

Анисфельд Борис Израилевич (1878, Бельцы – 1973, Уотерфорд, США).

Знаменитый художник-сценограф.

Родился в 1878 году в городе Бельцы.

С 1909 работал над оформлением постановок для труппы С. Дягилева. В 1918 переехал в Нью-Йорк. Принимал участие в групповых выставках русских художников в Париже, Нью-Йорке, Лондоне. Создал оформление для Метрополитен-Опера, писал декорации к опере «Борис Годунов», декорации в «Метрополитен-опера» к «Снегурочке» Римского-Корсакова и «Мефистофелю» Гуно (в спектакле пел Федор Шаляпин), к первой постановке «Любви к трем апельсинам» Сергея Прокофьева в Чикаго.

В 1924 году художник оформляет оперу «Король Лахорский» в «Метрополитен-опера», где реализует свои самые экзотические фантазии.

В 1928 году «Метрополитен-опера» отвергает его декорации к балету «Турандот» поскольку художник, не желая гоняться за модой, остается верным своему художественному стилю.

Анисфельд переезжает в Чикаго, где посвятил себя преподавательской деятельности.

Работы мастера экспонировались в художественном центре в Нью-Йорке, в Художественном институте Чикаго, участвовали в групповых выставках русских художников в Париже, Нью-Йорке, Питтсбурге, Лондоне. Его произведения хранятся в Музее Большого театра Москвы.

Александр Давидович Хинкис (1913 – 1997)

Французский художник. Кавалер ордена Почётного легиона.

Родился в 1913 году в Кишинёве, где с 1926 года учился в Высшей школе изящных искусств.

В 1931-1933 годах работал художником-декоратором в русском театре-варьете «Бонзо» Александра Вернера.

В 1939 году окончил парижскую Высшую школу декоративных искусств/ Ecole nationale supérieure des arts décoratifs.

С конца 1950-х годов - главный художник-постановщик Национального центра кинематографии в Париже. С 1960 года преподавал в Школе кинематографии La Fémis.

В качестве художника-постановщика участвовал в съёмках более чем 50 фильмов.

Борис Билинский (21 сентября 1900, Бендеры, Бессарабская губ. – 3 февраля 1948, Катания, Италия)

Художник декоратор Борис Билинский по всем оценкам занимает особое место в истории русского и мирового искусства.

Основной работой Билинского, как художника, стала работа для кино: художник создавал декорации, костюмы и афиши.

В 1920-30 годы участвовал в постановке более чем 30 фильмов: «Прекрасный принц» Вячеслава Туржанского (Le Prince Charmant, 1925), «Казанова» (Casanova, 1926) и «Шехерезада (Shéhérazade, 1927) и «Тысяча и вторая ночь» (La milk et deuxième nuit, 1933) А.Волкова, «Граф Монте-Кристо» А.Фескуры (1928), «Атлантида» Г.Пабста (1932) и других.

декорации к Графу Монте-Кристо

Плодотворно художник сотрудничал с Театром Елисейских полей.

Он оформил балеты «Испанское каприччио» и «Царевна-Лебедь» на музыку Н.А.Римского-Корсакова, «Петрушку» Стравинского и «Этюд» И.С.Баха.

декорации к Шахерезаде

Критик и историк балета В.Светлов писал об одном из спектаклей, что «оригинальные декорации Билинского, выдержанные в стиле красочного русского лубка, вызвали аплодисменты публики».

В 1940-е годы Билинский работал техническим директором киностудии «Титанус». Одновременно он сотрудничает с театром «Ла Скала» в Милане.

Работы художника есть в коллекциях Музея современного искусства в Риме, Музея кино в Париже, музее Метрополитен, Гарвардской театральной коллекции, Музее искусств Сан-Франциско, Музее искусств в Иерусалиме и университете Калгари в Канаде.

Locals demarează o suită de articole despre originari din Moldova, care și-au lăsat amprenta în arta mondială, știință sau activitate publică.Astăzi, vă povestim despre pictori.

Грегуар Мишонц /Grégoire Michonze (1902–1982)

Pictorul Gregoire Michonze a fost cel mai bun prieten al lui Henry Miller . A locuit în Franța, Anglia și Scoția, unde în permanență au avut loc expoziții ale lucrărilor sale. Tabloul său «La moisson» / Recolta a fost achiziționat de Fondul Francez pentru Artă Contemporană.

Gregoire Michonze s-a născut în 1920, la Chișinău. Între anii 1919-1920 a studiat la Academia de Arte Plastice cu Șneer Cogan și Alexandru Plămădeală. Și-a continuat apoi studiile la Academia de Arte din București.

În 1922 se mută la Paris, unde este primit în cercul surrealiștilor de aici- Andre Breton, Paul Eluard, Louis Aragon şi Andre Masson.

În 1928 l-a cunoscut pe Henry Miller, care a devenit cel mai bun prieten al său pentru restul vieții, și și-a schimbat numele în Gregoire Michonze.

Gregoire Michonze este renumit în special pentru peisajele sale și pentru picturile de grup pline de simbolism.

TULLY FILMUS (1903-1998)

Tablourile lui Tully Filmus pot fi admirate în muzeele din New-York – Metropolitan, Whitney, Galeria Națională de Artă din Washington, muzeul Universității Yeshiva, Institutul Carnegie din Pittsburgh, muzeele din Chicago, Boston, Philadephia.

Printre portretele pictate de el se numără și cel al Eleanorei Roosevelt.

Tully Filmus s-a născut în 1903, în orășelul Otaci, de pe malul Nistrului.

În 1913 s-a mutat cu familia în Statele Unite ale Americii. Viitorul pictor a făcut studii la Academia de Arte Plastice din Pensilvania. A primit o bursă, care i-a permis să vină în Europa pentru a-și continua studiile la Paris. Timp de 12 ani Filmus a predat la prestigioasa Școală de Arte Cooper.

În pofida faptului că a locuit și lucrat în America, multe din tablourile sale sunt impregnate cu amintiri din ținutul natal.

SAMSON FLEXOR (1907 - 1971)

Pictor francez și brazilian, fondatorul abstracționismului brazilian.

Samson Flexor s-a născut în 1907, într-o familie înstărită din Soroca. Tatăl său, Modest Flexor, era agronom renumit în întreaga gubernie și proprietar de pământuri.

Samson a învățat la gimnaziul privat din Soroca, apoi la colegiul de arte plastice din Odessa și în București.

În anii ’20 și-a continuat studiile la Academia Regală de Arte din Belgia, apoi – la Școala Națională de Arte din Paris, a frecventat lecțiile de istorie a artelor la Sorbona și a învățat tehnicile frescei.

Flexor a debutat cu peisaje din Soroca, după care s-a concentrat în totalitate pe portretistică.

În 1948 s-a mutat în Brazilia, la São Paulo.

Schimbarea locului de trai s-a reflectat și asupra creației sale – pictorul renunță la tendințele realiste și se concentrează pe arta abstractă.

În 1951 Flexor deschide primul atelier abstracționist din Brazilia – Atelier-Abstração, unde erau expuse lucrările abstracționiștilor brazilieni, adepți ai curentului inițiat de el.

Un vernisaj amplu, cu genericul “100 de ani/100 de opere”, a fost organizat, cu ocazia jubileului de 100 de ani de la nașterea sa, la Chișinău în incinta Muzeului Național de Artă din Cișinău, în perioada 11 -28 septembrie 2007, de unde a fost transferat la București și mai departe – urmând itinerarul vieții artistului – la Bruxelles, Londra, Paris, Rio de Janeiro și alte orașe din Brazilia.

ELIZAVETA ANDREEVNA IVANOVSKAYA (1910-2006)

Elizaveta Ivanovskaya este o renumită ilustratoare belgiană de cărți.

Un rol important în formarea Elizavetei Andreevna l-a jucat Șneer Cogan – unul din fondatorii și profesor al Școlii de Arte Frumoase din Chișinău (devenită apoi Academia de Arte Plastice), organizator și primul conducător al Societății de Arte Frumoase din Basarabia (ulterior, Uniunea pictorilor din Moldova) și August Bolier, cel de-al doilea mentor al pictoriței.

Elizaveta Ivanovskaya a locuit și lucrat în Belgia începând cu 1932. Ea a creat ilustrații pentru mai mult de 300 de cărți, în special literatură pentru copii. Cărțile au fost tipărite în diverse țări și traduse în 26 de limbi. Cu toate acestea, la noi creația Elizavetei Ivanovskaya rămâne a fi puțin cunoscută.

Expoziții dedicate aniversării a 100 de ani de la nașterea artistei, au avut la la Chișinău (Muzeul Național de Artă al Moldovei), la Centrul de ilustrații pentru cărți din Moulin (Franța), la Centrul de literatură pentru tineri (Bruxelles).

Editura franceză MeMo a republicat albumul ”Circul” (1933) – prima carte a pictoriței, lansată în Europa.

BORIS ANISFELD (1878- 1973)

Renumit pictor – scenograf.

S-a născut în 1878 în orașul Bălți.

Din 1909 a lucrat asupra mizanscenelor pentru trupa lui S. Deaghilev. În 1918 se mută la New-York. A participat la vernisajele de grup ale pictorilor ruși în Paris, New-York, Londra. A creat designul pentru Metropolitan-Opera, a pictat decorul pentru opera ”Boris Godunov”, pentru ”Snegurocika” lui Rimski-Korsakov în ”Metropolitan -Opera” și ”Mefistofel” al lui Guno (în spectacol a cântat Fiodor Șaleapin), pentru prima mizanscenă a compoziției ”Dragostea celor 3 portocale” a lui Serghei în Chicago.

În 1924 pictorul pune în scenă opera ”Le Roi de Lahore” în Metropolitan-Opera, unde își materializează cele mai exotice fantezii.

În 1928 ”Meropoliten-Opera” respinge decorațiunile sale pentru baletul ”Turandot” pe motiv că pictorul nu acceptă tendințele modei și rămâne fidel stilului său.

Anisfeld se mută la Chicago, unde se dedică activității didactice.

Lucrările maestrului au fost expuse în Centrul de Artă din New-York, în Institutul de Artă din Chicago, au făcut parte din vernisajele de grup ale artiștilor ruși în Paris, New-York, Pittsburgh, Londra. Crewațiile sale sunt păstrate la Muzeului Bolshoi Teatr din Moscova.

ALEXANDRE HINKIS (1913 - 1997)

Pictor francez. Cavaler al ordinului Legiunii de onoare.

S-a născut în 1913 în Chișinău. Începând cu 1926 și-a făcut studiile la Academia de Arte Frumoase.

În perioada 1931 – 1933 a lucrat în calitate de pictor – decorator la teatrul rus ”Bonzo” al lui Alexandr Verner.

În 1939 a absolvit Școala națională superioară de artă decorativă / Ecole nationale supérieure des arts décoratifs.

La finele anilor ‘ 50 este pictor – decorator principal la Centrul național de cinematografie din Paris. În 1960 începe să țină lecții la Școala de cinematografie La Fémis.

În calitate de pictor-decorator a participat la turnarea a peste 50 de filme.

BORIS BILINSKY (21 SEPTEMBRIE 1900, BENDER, GUBERNIA BASARABIA – 3 FEBRUARIE 1948, CATANIA, ITALIA)

Pictorul-decorator Boris Bilinsky ocupă un loc aparte în istoria artelor rusești și mondiale.

Potrivit istoricienilor de renume din domeniul cinematografiei, el este unul dintre cei mai remarcabili pictori ai cinematografiei mondiale din prima jumătate a sec. ХХ.

Principala activitate în calitate de pictor a lui Bilinsky s-a desfășurat în domeniul cinematografiei: artistul a creat decorații, costume, afișe.

În perioada 1920 -30 a participat la realizarea a peste 30 de filme: ” Le Prince Charmant” de Viktor Tourjansky, 1925, ”Casanova”, 1926 și ”Shéhérazade”, 1927 și ”La milk et deuxième nuit” de A. Volkov, 1933, ”Contele de Monte-Cristo” de A. Fescura, 1928, ”Atlantida” de C. Pabst, 1923, etc.

A colaborat intens cu Teatrul Champs-Élysées.

El a pus în scenă baletele ”Capriciul spaniol” și и «Prințesa- Lebădă » pe muzica lui Rimsky-Korsakov , ”Petrușka” lui Stavrinski și ”Etude” de Bach.

Criticul și istoricianul de balet V. Svtelov scria despre unul din spectacole: ”decorurile originale ale lui Bilinsky, executate în stil popular rusesc, au fost întâmpinate cu aplauze de public”.

Pictorul a publicat un șir de articole despre arta afișului și a costumului cinematografic în revistele franceze «Cinemamagazine», «Cinema» și «L’Art Cinematographique».

În anii ‘ 40 Bilinsky a fost director tehnic la cinematograful ”Titanus”. Concomitent, el colaborează cu teatrul ”La Scala” din Milano.

Lucrările pictorului pot fi găsite în colecțiile Muzeului de Artă din Roma, muzeul de film fin Paris, muzeul Metropolitan, colecția teatrală de la Harvard, muzeul de arte din San-Francisco, muzeul de arte din Ierusalim și Universitatea Calgary din Canada.

Оценка 1 Оценка 2 Оценка 3 Оценка 4 Оценка 5

Молдавская Советская Социалистическая Республика , Молдавия. Расположена на юго-западе СССР . На территории Молдавии найдены произведения искусства позднего палеолита (роговой "жезл" с рельефной фигурой, Институт археологии АН СССР, Москва) и неолита (орнаментированная керамика). К трипольской культуре (3-е - начало 2-го тысячелетия до н. э.) относятся сосуды со сложным живописным декором, фигурки людей и животных. В поселениях 2-1-го тысячелетия до н. э. найдены памятники культуры фракийцев (с IX в. до н. э.), металлические украшения и оружие, глиняные и бронзовые фигурки. В первой половине 1-го тысячелетия н. э. высоким художественным уровнем отличаются керамические сосуды, золотые, серебряные и бронзовые фибулы, серьги, браслеты и пряжки. К культуре древних славян относятся глиняные фигурки божеств и животных, керамика, ювелирные изделия.

Архитектура . Города (с X-XI вв.) имели деревоземляные и каменно-земляные укрепления. С середины XV в. города с крепостью и посадом быстро разрастаются, обносятся каменными стенами. В Сороках и Бендерах в XVI в. строились крепости с мощными башнями и арочными въездами. К XVI в. сложился местный тип однонефного бескупольного храма с притвором и апсидой (церковь Успения в Каушанах, середина XVI в.), а в XVIII в. - так называемая молдавская система перекрытий: 2 яруса арок, поддерживающих барабан (церковь монастыря Рудь, 1774). Снаружи храмы украшались плоскими нишами и арочными поясами. Деревянные церкви XVIII в. обычно имели прямоугольный или восьмигранный, крытый шатром сруб. Гражданские здания XIV-XV вв. чаще всего были деревянными или землебитными, позже каменными (остатки замка XIV-XV вв. в Старой Орхее). В конце XVIII в. сложился тип городского и сельского дома, в котором частично использовались формы русского классицизма . Во время турецкого владычества (XV-XVIII вв.) были разрушены многие архитектурные памятники Молдавии. От XVI-XVII вв. сохранились пещерные монастыри (в Сахарне, Жабке) и храмы (близ села Бутучены).

После присоединения Бессарабии к России (1812) быстро развиваются города, при участии профессиональных архитекторов строятся здания и ансамбли в стиле классицизма (собор в Кишинёве , 1830-35, архитектор А. И. Мельников; колонна в память битвы при Кагуле, 1845, архитектор Ф. К. Боффо; монастырь Цыганешты, 1846). В конце XIX - начале XX вв. в городах преобладала одноэтажная застройка, главным образом особняки, окружённые садами. В облике городов выделялись парадные обществ, здания и церкви из камня и кирпича (Греческая церковь в Кишинёве, 1895, архитектор А. И. Бернардацци). В сельских усадьбах разбивались парки (Цаульский близ Тырнова, 1902-15), строились церкви (в селе Верхние Кугурешты, ныне Флорештского района, 1912-16, архитектор А. В. Щусев).

В архитектуре оккупированной Румынией Бессарабии в 1920-30-х гг. преобладали постройки в стиле "модерн ". Во время фашистской оккупации (1941-44) города Молдавии были сильно разрушены; при восстановлении менялась их структура, прокладывались новые магистрали, сооружались социально-культурные учреждения и промышленные предприятия, многоэтажные жилые здания, в строительстве широко применялись местные светлые известняки, керамика и резьба по камню. В 60-х гг. в новых микрорайонах молдавских городов строятся типовые дома из местного известняка и железобетонных панелей. В 70-80-х гг. застройка новых микрорайонов сочетается с реконструкцией исторически сложившихся городских центров. В сёлах сооружаются комплексы общественных и производственных зданий (центральная усадьба совхоза-завода "Романешты", в том числе административный центр, 70-е гг., архитекторы Б. Д. Шпак и др.), школы, клубы, больницы, стадионы, дома отдыха. Сохраняются традиционные формы сельского дома (деревянный или каменный дом с крыльцом или галереей , богато украшенный резьбой и росписью) и строятся дома нового типа с большими окнами и верандами, иногда двухэтажные. В архитектуре жилых и общественных зданий 70-80-х гг. используются новые строительные материалы, цветовые эффекты, разнообразные ритмические акценты, живописней стали композиции новых микрорайонов, общественных и производственных комплексов (жилые дома в микрорайоне No 7 по проспекту Мира и ул. Бельского, 1978, архитектор М. Ф. Думих и др.; дворец "Октомбрие", 1974, архитектор С. Д. Фридлин; административное здание ЦК КП Молдавии, 1976, архитектор А. Н. Черданцев; гостиница "Интурист", 1978, архитекторы А. А. Горбунцов, В. И. Шалагинов; все - в Кишинёве). В 60-70-х гг. сооружён ряд мемориальных комплексов, посвященных героям Великой Отечественной войны 1941-45 (памятник в честь освобождения Молдавии от фашистских захватчиков, 1969, скульпторы Л. И. Дубиновский, Н. М. Эпельбаум, архитекторы А. В. Колотовкин, Ф. П. Наумов, И. С. Гриценко, А. А. Минаев; мемориальный комплекс в честь советских воинов, погибших при освобождении Молдавии, 1975, скульпторы А. Ф. Майко и И. И. Понятовский, архитектор Минаев; оба - в Кишинёве). В 1945 основан СА Молдавской ССР.

В XII-XIV вв. изобразительное и декоративно-прикладное искус- ство Молдавии испытало влияние ремёсел Византии и мусульманского Востока, отчасти древнерусской художественной культуры. Для книжной миниатюры XV-XVI вв. характерны орнаментированные заставки и гармоничные цветовые сочетания. К XVII в. миниатюры становятся более экспрессивными, цветочный узор заставок упрощается, часто напоминая вышивку. В росписях XVIII в. сочетаются элементы народного творчества с поздне- византийскими и балканскими традициями (росписи в церкви Успения в Каушанах с портретными изображениями ктиторов). В иконах конца XVIII - начала XIX вв. объёмная лепка лица сочетается с плоскостностью одежд и фона. Шитьё XIV-XVII вв. отличается обилием серебра и золота. В коврах XVIII-XIX вв. преобладают контрастные сочетания поля и каймы, геометризованные мотивы вазонов, цветов, листьев и побегов. В XIX в. с развитием светских жанров изобразительного искусства, прежде всего портрета (И. Краус), укрепились творческие связи молдавских художников с украинским и русским искусством. В конце XIX - начале XX вв. под влиянием передвижников молдавские художники создавали реалистические пейзажи , жанровые картины , психологические портреты (В. Ф. Окушко, Е. М. Мапешевская).

В искусстве Молдавской АССР (1924-40) нашёл отражение трудовой энтузиазм творцов нового общества (картины А. Ф. Фойницкого на темы строительства нового Тирасполя, плакаты и книжная графика Е. Н. Мереги). В искусстве оккупированной Бессарабии сильными были модернистские тенденции, однако в творчестве ведущих художников развивались принципы реализма (монументальная и жанровая скульптура А. М. Пламадялы; в живописи - сцены крестьянской жизни, выполненные М. Е. Гамбурдом, портреты и натюрморты А. И. Бальера; в графике - офорты Ш. Г. Когана). Во время Великой Отечественной войны 1941-45 патриотические произведения создавали Л. И. Дубиновский, Гамбурд, Б. Ю. Несведов. После 1945 молдавские художники обращаются к теме социалистических преобразований в республике, её историческому прошлому, в портрете раскрывают духовный облик советского человека. В 50-80-х гг. в скульптуре интересные монументальные, символико-аллегорические и жанровые композиции создали Дубиновский, Ю. А. Канашин, И. Д. Китман, Б. П. Марченко, Н. М. Эпельбаум, поэтические образы советских женщин - К. С. Кобизева. В живописи выделяются тематические полотна Н. И. Бахчевана, И. Д. Виеру, М. Г. Греку, И. Д. Жуматия, В. Д. Зазерской, С. К. Кучука, В. А. Обуха, В. Г. Руссу-Чобану, Д. К. Севастьянова, И. Ф. Степанова, сочетающие широкие образные обобщения и творческое переосмысление народных декоративных традиций; портреты, исполненные А. М. Зевиной, К. Д. Китайкой , О. Д. Орловой, Г. В. Саинчуком, пейзажи А. А. Васильева, М. П. Петрика, Э. Д. Романеску; в графике - станковые работы и иллюстрации И. Т. Богдеско, Г. Н. Врабие, Л. П. Григорашенко, В. А. Иванова, Э. И. Килдеску, В. Г. Коваля, В. В. Кожакару, А. А. Колыбняка, В. А. Корякина, И. Г. Кырму; политическая и сатирическая графика А. А. Грабко, Б. Н. Широкорада. Молдавские художники принимают участие в оформлении дворцов культуры, сельских клубов, административных и общественных зданий (роспись Богдеско и Л. Г. Беляева во Дворце культуры в селе Кицканы, 1969; мозаика В. А. Обуха на автовокзале г. Бельцы, 1976). В области театрально-декорационного искусства работали А. Е. Шубин и К. И. Лодзейский, интересные декорации создают С. Я. Булгаков, В. А. Коврига, А. И. Матер. В декоративно- прикладном искусстве развиваются ковроткачество, в котором молдавские художники продолжают традиции народного искусства, керамика, резьба по дереву, ювелирное искусство (С. С. Чоколов, Ф. М. Нутович, Н. И. Коцофан, Э. Л. Греку, В. К. Полякова, В. Е. Нечаева, Н. Н. Сажина, Л. И. Янцен, М. М. Рэчилэ, Л. И. Одайник, Е. 3. Ротару, С. Б. Врынчану). В 1945 основан СХ Молдавской ССР (устав утверждён в 1948).

Народное искусство Молдавии традиционно славится резьбой по камню, резьбой по дереву, ковроделием (безворсовые ковры с контрастной каймой, цветным или чёрным фоном, геометрическим или растительным узором), вышивкой, керамическим производством (изготовление сосудов, часто с росписью, а также чёрная неглазурованная керамика с блестящим узором).

Лит.: ИСиНМ, т. 3, М., 1971; ВИА, т. 3, 7, 12 (кн. 1), Л.-М., 1966-75; ИИН СССР, т. 3-9 (кн. 1), М., 1974-82; А. Захаров, Народная архитектура Молдавии. Каменная архитектура центральных районов, М., 1960; К. Д. Роднин, И. И. Понятовский, Памятники молдавской архитектуры XIV-XIX вв., Кишинев, 1960; Изобразительное искусство Молдавской ССР, [М., 1972]; [М. Я. Лившиц], Искусство Молдавской ССР. [Альбом, Л., 1972] (на молд., рус., англ. яз.); его же, Декоративно-прикладное искусство Молдавии, Кишинев, 1980; А. В. Колотовкин, И. С. Эльтман, Г. А. Педаш, Архитектура Советской Молдавии, М., 1973; [Д. Д. Гольцов], Художники Советской Молдавии, М., 1978; Искусство Молдавии. 1924-1974. [Библиографический указатель], Кишинев, 1975.


Зодчество Процесс генезиса и становления собственно молдавского искусства, в том числе и зодчества относится ко второй половине XIV-первой половине XV в. Оно формировалась путем воплощения народом местных самобытных традиций и творческого усвоения византийского, южно- и восточнославянского и в меньшей мере романского и готического стилей.

XV-XVI вв. - время формирования основных черт молдавского архитектурного стиля. В Молдавии строились каменные крепости, укрепленные монастыри, господарские дворы, церкви. Очень многие из них не сохранились. Лучше сохранились крепости. Самые ранние из них Шкея, Сучава, Нямц, Четатя Албэ. Сначала они были прямоугольной формы, небольших размеров, укрепленные прямоугольными башнями с высокими стенами, завершающимися каннелюрами.

Появление артиллерии привело к изменениям во второй половине

XV- XVI в. в архитектуре и конструкции крепостей. Стефаном Великим были построены новые крепости Роман, Оргеев, Килия, восстановлены и расширены старые, воздвигнуты новые более толстые стены с круглыми или многогранными башнями, бастионами и бойницами.

Образцом фортификационной архитектуры является построенный Петром Рарешом (1543 г.) по итальянскому образцу Сорокский замок. Он круглый в плане, диаметром около 30 м, с толстыми высокими стенами, четырьмя круглыми и одной прямоугольной надвратной башнями. Гражданское зодчество было представлено господарскими дворами, построенными Стефаном Великим в разных городах страны: Сучаве, Бакэу, Котнарь, Яссах, Пятре, Хушь. От них сохранились лишь незначительные остатки сводчатых погребов, фундаментов, обломки профилированных камней, фрагменты керамики.

Основой становления и дальнейшего развития культовой архитектуры послужили типы двух самых ранних церквей: Святого Николая в Рэдэуцах базиликового плана готического стиля, построенной Богданом I (1359-1365) и Святой Троицы в Сирете Петра Мушата трехконхового плана с чертами моравско-сербского стиля. Отталкиваясь от базилики из Рэдэуц, школа местных мастеров выработала местный тип культового строения - церковь прямоугольного или просто продольного типа (Дол- хешты - до 1481 г., Лужаны - после 1453 г., Бэлинешть - 1492-1493, Воловэц- 1500-1502)

При Стефане Великом на первый план выходит выработанный местными мастерами на базе церкви Святой Троицы из Сирета тип молдавской церкви трехконхового плана с купольным барабаном над наосом (Пэтрэуць, Милишэуць - 1487 г., Воронец, Святого Ильи в Сучаве - 1488 г.). Конструктивное решение системы поддержки купольного барабана является инновацией молдавской архитектурной школы и состоит в создании «системы молдавского свода». Ей не только нет прецедента в предшествующий период, но и нет аналогий во всей средневековой архитектуре. Другим отличительным признаком культовой архитектуры этого времени было применение на поверхности абсид высоких слепых ниш, опиравшихся на цоколь поясов, и малых ниш над ними, а также поясов вдоль верхней части фасадов из поливных керамических дисков разных форм и цветов, искусное чередование каменной и кирпичной кладки.

В последнее десятилетие правления Стефана Великого молдавские строители создали путем синтеза черт обоих планов - трехконхового и прямоугольного - местный архитектурный тип культового здания, названного смешанным, или переходным. Процесс его формирования продлился до второй половины XVI в.: Борзешть (1493-1494), Рэзбоень (1496 г.), Пятра (1497-1498).

Культовая архитектура XVII в. характеризуется большим разнообразием. Появляется новый тип, представленный церковью монастыря Драгомирна (1609 г.), построенной А. Кримкой и М. Барновским. Она впечатляет своими пропорциями, высокой изящной башней, где каждый камень украшен резными узорами. Каменный тройной пояс, местами витой, опоясывает посередине фасады церкви.

Самым выдающимся памятником молдавского зодчества XVII в. является церковь Трех Святителей в Яссах - ктитория В. Лупу. Ее размеры, гармония конструкции и специфический резной растительный и геометрический орнамент, покрывающий все ее фасады, придают импозантный и торжественный вид.

Рельефная орнаментация каменных стен молдавских храмов является результатом восточного влияния.

К этому же времени относится и Дмитриевская церковь в Оргееве (1631-1636), портал церкви сохранился в своем первоначальном виде.

Построенная проилавским митрополитом Даниилом и представляющая однонефную базилику с полукруглой абсидой и Коробовым сводом Каушанская церковь Успения (1763-1767) обнаруживает сходство с балканскими и особенно валашскими памятниками брынковянского типа.

Живопись. Молдавская живопись развивается с конца XIV в. под влиянием византийской живописи, опосредованно через ее южнославянские формы, которые были более выраженными, простыми и близкими народному восприятию. Молдавские мастера на основе многовековых традиций народного искусства, глубоко усвоив и творчески переработав формы живописи византийского типа, создали собственную молдавскую школу живописи.

Высокое мастерство молдавских живописцев нашло свое отражение в росписях церквей, господарских дворцов и боярских домов, создании икон и художественном оформлении древних рукописей. В одной молдавской грамоте первой четверти XV в. отмечается, что Александр Добрый дарит зугравам целые села и мельницу за роспись церквей и дома. Столь щедрое вознаграждение может свидетельствовать о значительном объеме работ по росписи этих сооружений.

Основными центрами развития живописи были монастыри Нямц, Хомор, Путна.

Одним из освоположников молдавской школы живописи был известный книжник, миниатюрист и копиист монах Нямецкого монастыря Гавриил Урик. Он был автором художественного оформления переписанного им Тетраевангелия (1429 г.) с многоцветными и выразительными миниатюрами четырех евангелистов во весь лист, украшенного также титульными листами, виньетками, заставками, начальными буквами (инициалами).

Произведения Г. Урика в области миниатюристики в значительной мере способствовали развитию настенной живописи, поскольку послужили образцами и прототипами в живописи не только для миниатюристов, но и для живописцев.

Под их влиянием во второй половине XV в. были украшены фресками интерьеры церквей в Долхештах и Лужанах - самых ранних памятников настенной росписи. Сходна с ними по стилю и роспись интерьера церкви в Балинештах (1473 г.), исполненная известным молдавским зугравом XV в. Гавриилом Иеромонахом. В XVI в. живопись, сохраняя свои древние традиции, достигает широкого распространения. В Сучаве создан особый цех зугравов.

XVT-начало XVII в. - время расцвета молдавской внешней настенной живописи. Она характерна главным образом для церквей, построенных Петром Рарешом, например, церкви Святого Георгия в Хырлэу (1530 г.), Пробота (1532 г.), Хомор (1535 г.), Воронец (1547 г.) и др- Содержание росписи в основном религиозное. Помимо теологического смысла эта роспись является оригинальным способом антитурецкой пропаганды.

Внешняя роспись церквей является чисто молдавским творением, не имеющим себе подобных нигде в мире. Главная ценность ее помимо высокой художественности заключается в призыве молдавского народа к борьбе с чужеземными захватчиками: турками, татарами и др.

С конца XV в. развивается иконопись, на которую оказала сильное влияние русская школа живописи. Кроме того, что в Молдавию ввозились русские иконы, многие церкви, например церковь Трех Святителей, расписывались приглашенными русскими мастерами.

Немалую художественную ценность представляет роспись интерьера Каушанской церкви Успения середины XVIII в., в шторой заметен синтез византийских, молдавских и валашских традиций.

Значительного развития изобразительное искусство Молдавии достигло и в художественном оформлении рукописей. Наиболее ярким произведением этого жанра является Четвероевангелие Никодима, монаха монастыря Хомор, в котором исполнен самый совершенный и близкий к оригиналу портрет Стефана Великого. Искусство XVI-XVII вв. продолжает старые традиции. Попытки митрополита Молдавии искусного оформителя книг А. Кримки внести в миниатюристику новый графический декоративный стиль не нашел последователей.

Гавриилу Урику и его ученикам принадлежит изобретение оригинального каллиграфического стиля для памятников славянской письменности в Молдавии, известного под названием «молдавский извод». Для него были характерны элегантность письма, геометрический орнамент, сочетание подобранных со вкусом цветных рисунков.

К «молдавскому изводу» в XVII в. примкнул и А. Кримка. Блестяще изготовленные им титульные листы и элегантность инициалов и букв демонстрируют традиции, восходящие к творчеству Г. Урика.

Ценными произведениями молдавского средневекового искусства являются вышивки. Они уже в первой половине XV в. достигают уровня произведений большого художественного значения. Все вышивки носят в основном культовый характер. Характерным элементом для некоторых из них являются мастерски вышитые портреты во весь рост.

Самая древняя из молдавских вышивок - епитрахиль Александра Доброго и его жены Марии, отнесенная к категории «праздничных». В этой вышивке, а также и эпитафии митрополита Макария (1428 г.) и эпитафии, подаренной в 1437 г. игуменом Силуяном Нямецкому монастырю, чувствуется влияние византийско-сербских традиций.

Уникальным является погребальное покрывало Марии Мангупской - жены Стефана Великого (1477 г.), простая красота которого восходит к поэтическому миру Востока, неся в себе яркие византийско-балканские черты.



История

Развитие культуры Молдовы тесно связано с историей. На неё повлияли романские корни, уходящие ко II веку нашей эры, к периоду римской колонизации Дакии. Вследствие чего большинство населения современной Молдавии, молдаване, будучи потомками переселенцев в этот регион из-за Прута (начиная с XIV в.), имеют общую этническую принадлежность с румынами.

Становление молдавской культуры произошло в Средние века с возникновением Молдавского княжества. Она формировалась в условиях контактов с восточнославянским (древнерусским) населением, а в дальнейшем в условиях владычества Османской империи.

В 1812 г. территория современной Молдовы была освобождена от османского господства и включена в Бессарабскую губернию Российской империи , что оказало большое влияние на развитие культуры региона.

После Октябрьской революции в 1918 г. Бессарабия отошла к Румынии на 22 года, а на левом берегу Днестра была образована Молдавская АССР, вследствие чего некоторое время развитие культуры в них складывалось по-разному.

В годы существования МССР началось бурное развитие культуры, была создана киностудия «Молдова- фильм» , развивалось образование и т. д. Распад СССР и обретение независимости привели к усилению национальной молдавской составляющей в современной культуре Молдавии.

Средние века

Местное население стало идентифицировать себя широко под названием «молдаване» к четырнадцатому столетию. Одним из старейших источников, удостоверяющих появление этнонима «молдаванин», является пасторальная баллада «Миорица» .

Другим примером молдавского средневекового творчества является легенда об основании Молдавского княжества. Были распространены дойны, колинды, урэтуры, сноавы, многие из которых сохранились и по сей день.

Большинство населения средневековой Молдавии исповедовало православие , что обусловило культурные связи другими православными народами, проживавшими на территории современной Румынии и Украины.

Византийско-южнославянская письменность повлияла на молдавско-славянские летописи, польская же историография оказало влияние на официальное летописание, осуществлявшееся под патронажем молдавских господарей.

Так как развитие культуры проходило в Молдавском княжестве в условиях феодального общества, можно выделить культуру господствующего класса, представленную письменными памятниками и народную культуру, нашедшую отражение в фольклоре и устройстве быта.

Формирование идейной направленности средневековой культуры Молдавии проходило в два этапа. В первый, доосманский период (XIV - первая половина XVI вв.) в культуре проявляется идеологическая необходимость создания крепкого централизованного и независимого государства.

Османский период характеризуется развитием идеи борьбы за свержение турецкого ига и обретение независимости.

Из средневековых молдавских летописцев известны Григоре Уреке, Ион Некулче, Мирон и Николай Костин.

Первые книги (в виде религиозных текстов) появились в Молдове в середине семнадцатого столетия при господаре Василе Лупу при участии митрополита Варлаама и с помощью Москвы, Киева и Львова, откуда были завезены оборудование для книгопечатания и бумага.

XIX век

После присоединения Бессарабии к России связь с запрутской Молдовой, оставшейся под османским владычеством, не была полностью прервана.

Особенно это проявилось в художественной литературе. В XIX веке творили такие писатели, как Георге Асаки, Александру Донич, Константин Негруцци, Алеку Руссо, Михай Когэлничану, Василе Александри, Константин Стамати и многие другие. На молдавский язык были переведены произведения Державина, Жуковского, Лермонтова, Карамзина, Пушкина.

Начиная с девятнадцатого столетия, начинается офранцуживание румынской литературы и искусства , что обогатило культуру и приблизило её к западноевропейской. Данный процесс проходил и в Запрутской Молдове, входившей в состав Румынии, однако в Бессарабии он шёл в гораздо меньшей степени.

В течение 1812-1917 гг, когда Бессарабия в состав Российской империи, молдавская культура почерпнула многое из русской культуры .

Если до 1812 года в Бессарабии не было широко распространено светское образование, то после 1812 года стала складываться государственная система образования: начали открываться начальные школы, уездные училища и гимназии во всех уездных городах. К 1858 году в Бессарабии действовало около 400 школ всех типов, где обучалось более 12 тысяч учеников.

Несмотря на широкую сеть учебных заведений, грамотность в крае оставалась довольно низкой. К 1897 году насчитывалось только 15,6 % грамотных (22 % мужчин и 8,83 % женщин).

В Бессарабии были разработаны и изданы «Русско-молдавский букварь» (1814), «Краткая Российская грамматика с переводом на молдавский язык» (1819).

Во второй половине XIX века дебютируют Ион Крянгэ, Михай Еминеску, Богдан-Петричейку Хашдеу.

Бессарабия в составе Румынии

После присоединения к Румынии образование было реорганизовано на основе румынской системы. С 1920 по 1940 год количество начальных школ выросло с 1564 до 2188, однако число средних школ напротив сократилось почти вдвое - с 76 в 1917 году до 39 в 1940 году.

До середины 1930-х годов наблюдался рост профессиональных школ, но их число сократилось с 55 в 1932 году до 43 в 1940 году. В 1930 согласно румынской переписи неграмотными оставались более 72 % населения, среднее образование имели 86,3 тыс. человек (3,02 %), высшее - 10,8 тыс. (0,3 %)

Молдавская АССР

На развитие культуры в левобережных регионах Молдовы , где была образована Молдавская АССР влияние оказывала как борьба между направлениями румынизаторов и самобытников, так и классовая идеология. Значительных успехов достигло народное образование. Грамотность увеличилась с менее чем 20 % до революции до 36,9 % к 1926 году.

В 1930 году было введено обязательное начальное образование, а с середины 1930-х годов обязательное семилетнее образование. Была основана система профессионального образования , заложены основы науки, основывались высшие учебные заведения.

Были открыты Тираспольский институт народного образования (1930), Тираспольский плодоовощной институт (1932), Балтский учительский институт (1939). Из отрицательных тенденций межвоенного периода следует отметить суровые репрессии (преследования части писателей, учёных и других деятелей культуры, объявленных буржуазными), закрытие церквей.

Молдавская ССР

Сразу после присоединения Бессарабии к СССР в июне 1940 года Советская власть взяла на себя ответственность за обеспечение всеобщего бесплатного образования.

Была создана сеть учреждений народного образования, печати, книгоиздания, культпросветработы, физкультуры и спорта. К 1941 году в Молдавской ССР работало 1896 школ, в 70 % из которых обучение велось на молдавском языке.

В 1940-41 гг. более 100 тысяч школьников получили бесплатно одежду и обувь. Количество учителей возросло за год почти вдвое.

Осенью 1940 года были созданы союзы писателей, композиторов, архитекторов и художников, образована государственная филармония, созданы три новых театра, оперная студия. В 1940 году было издано 138 книг тиражом 1,5 млн, из которых 1,2 млн - на молдавском языке. Выходило 56 газет и 3 журнала.

Развитие культуры было прервано Великой Отечественной войной , однако после окончания войны началось бурное развитие, в результате чего культура стала достоянием широких масс населения.

Между тем советская власть не была заинтересована в сохранении тесных культурных связей региона с Румынией. Представители местной румынской интеллигенции , а также той части, что прибыла из районов старого королевства после 1918 г. вынуждены были эмигрировать. Оставшиеся высланы или даже были уничтожены, что безусловно не могло не отразиться на культурной ситуации в Молдавии.

Для развития сферы культуры , образования и науки советская власть на первом этапе активно привлекала квалифицированных специалистов из других частей СССР.

В дальнейшем с помощью подготовки кадров в крупных советских научных и образовательных центрах была создана национальная молдавская интеллигенция.

Во времена МССР началось становление кинематографа в Молдовы . Была создана киностудия «Молдова-фильм», выпускавшая несколько полнометражных художественных фильмов в год, не считая документальных и мультипликационных фильмов.

В советский период развивалась и культура гагаузов, компактно проживающих в южных районах Молдавии.

Был создан алфавит на основе кириллицы , издавались словари, школьные учебники, книги: «Легенданын изи» (След легенд, 1974), «Узун керван» (Длинный караван, 1985), «Жанавар йортулары» (Праздники волка, 1990) и многие другие.



Рассказать друзьям