Музей архитектуры в переяславе хмельницком. Музей народной архитектуры и быта в переяслав-хмельницком

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Поездка одного дня в древний Переяслав-Хмельницкий подарила много приятных впечатлений и открытий. Это один из самых древних городов Украины. Переяслав-Хмельницкому уже более 1100 лет. Основанный Владимиром Великим, он был столицей могущественного Переяславского княжества. Здесь Богдан Хмельницкий в 1654 году созвал Совет и принял решение об объединении территорий Войска Запорожского с московским царством. После Второй мировой войны к названию города Переяслав, было добавлено Хмельницкий.

Теперь это небольшой городок на берегу Днепра известный в Украине как город музеев. Ведь в Переяславе-Хмельницком находится более 25 музеев. Все музеи входят в состав Национального историко-этнографического заповедника “Переяслав” . Большинство музеев размещены на территории Музея народной архитектуры и быта Среднего Приднепровья, он также является частью заповедника. Это очень познавательный и уникальный музей под открытым небом. Я с сыном Антоном с удовольствием его посетили. Поделюсь с вами впечатлениями и полезной для путешественников информацией о музее.

Как добраться до Переяслава-Хмельницкого

Город находится равноудаленно от ближайших областных центров. Расстояние от Киева около 90 км.

Расстояние от Черкасс примерно 100 км.

В Переяслав-Хмельницкий мы ехали из Богуслава через Канев. Переезжали живописный Днепр.

Доехать в Переяслав-Хмельницкий можно:

  • Общественным транспортом : из Киева, Черкасс в Переяслав-Хмельницкий курсируют рейсовые автобусы.
  • Автомобилем . По достаточно хорошей дороге на автомобиле от Киева или Черкасс через 1 час 30 мин. вы будете на месте.

Где остановиться в Переяслав-Хмельницком:

Забронировать жилье в городе можно по этой ссылке:

Музей народной архитектуры и быта Среднего Приднепровья.

Это первый в Украине музей под открытым небом. Начал строиться еще в 1964 году. Занимает на Татарской горе площадь около 25 га. В музее воссоздан быт разных эпох – от жилья позднего палеолита (каменного века) до домов конца XIX в. Основная тематика музея – это быт Среднего Приднепровья, региона где расположен Переяслав-Хмельницкий. Всего здесь собрано почти 300 уникальных объектов: 122 памятника архитектуры, 20 дворов с домами, мастерские, около 30 000 ценных исторических, бытовых, культурных экспонатов. Интересно было увидеть как жили различные слои населения тех времен.

Территория музея под открытым небом очень живописна. Все домики и дворы ухожены. Вокруг яркие цветники, огороды, сады. Как будто хозяева на минуту покинули свое жилье. Все сделано с заботой и душой, по народным традициям. Настоящим украшением Переяславского музея архитектуры и быта стали два искусственных пруда и замечательный дендропарк.

Мы уже ранее побывали в Музее под открытым небом в Пирогово в Киеве. Похожий музей видели также в Венгрии, читайте об этом в статье: . Интересно было их сравнить.

График работы Музея под открытым небом и цены на входные билеты.

Приехали в музей утром, одними из первых, поэтому очереди не было. Музей находится в нескольких километрах до Переяслава, если ехать со стороны Черкасс. Адрес: Переяслав-Хмельницкий, ул. Летописная, 2. Работает ежедневно с 10-00 до 17-00. Акутальную информацию смотрите на сайте Национального историко-этнографического заповедника “Переяслав”.

У входа висят два стенда с режимом работы, ценам и планом музея. Стоимость входа в Музей под открытым небом для взрослого – 30 грн, для ребенка – 15 грн. На территории музея есть много других небольших музеев. Музей Хлеба, музей космоса и еще 11 различных музеев. Чтобы попасть в эти музеи нужно купить отдельный билет, стоимость достаточно символическая – 10 грн – взрослый и 5 грн – детский билет.

Музей под открытым небом. Путешествие во времени.

В музее под открытым небом очень интересно и познавательно. Ты словно переносишься в прошлое и путешествуешь во времени. Осмотр начинается со зданий и стоянок позднего каменного века, затем переходим к домикам времен Киевской Руси. Обычаи, традиции украинского народа можно узнать в экспозиции сел Среднего Приднепровья XVI – XIX века.

При входе в музей – памятники скифских племен, VI-IV тысячелетия до н.э. Каменные столбы и саркофаги были найдены на месте захоронения умерших.

А вот в этой избушке времен Киевской Руси (XI в.) можно увидеть как жили бедные люди в древности. Оригинальной является конструкция дверей на деревянной оси.

В печи не было дымохода. Топили “по-черному”. Весь дым выходил внутрь дома, поэтому приходилось довольно часто проветривать жилье. От этого зимой жители страдали от холода.


Когда-то в дохристианские времена дома в прямом смысле привязывали к дереву. Ствол служил опорой для здания и крыши. От этого строение становилось крепче и более выносливец к различным природным явлениям.

Со временем появилась традиция, дом должен быть огражден по кругу. Это считалось оберегом. Для защиты от всего злого строился высокий частокол, на воротах с запором крепились различные знаки. Вот так выглядела усадьба жителя древнего Киева X века.

Внутри двора Усадьбы – дом из сруба и хозяйственные постройки.

Уже в те времена появилась традиция строить жилье из двух частей: сени и хата. В сенях хранились орудия труда, верхняя одежда и обувь. Сени не давали остудить дом в зимние морозы. В хате уже появился дощатый пол.

XVI-XIX века представлены типичными для Приднепровья сельскими дворами и домами с отделкой и интерьером. Есть здесь дома семей различных по доходам (богатых, середняков и бедных), семей различных по профессиям (жилье гончара, знахарки, бондаря, ткача, священника, олейника).

Вот дом гончара, такой беленький, нарядный. Рядом цветник и огород, который с заботой обрабатывают работники музея.

По обустройству помещения видно, что хозяин – гончар. Ведь везде есть его изделия. Одни готовы к продаже, другие должны еще обрабатываться в печи.

А это дом повитухи. Чем-то напоминает домик Бабы-Яги на курьих ножках, как его описывали в народных сказках. И действительно, повитуха была одной из самых важных жителей села. Она единственная, кто принимал роды у женщин, имела способности к лeчению больных, знахарству, знала травы и обычаи.

На территории музея воспроизведено много церквей, которые сюда привезли из разных уголков Приднепровья.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы – уникальный памятник козацких времен. Была построена на территории Белоцерковского староства в с. Острийки, в 1606 году. Это самая первая культовая достопримечательность Музея народной архитектуры и быта. Ее нашли ученые в запущенном состоянии, ведь этот уникальный козацкий храм использовался в советские времена как зернохранилище. В 1967 году Покровскую церковь демонтировали, перевезли в музей и реставрировали.

Рядом – старинная трехъярусная колокольня XVIII века. В 1970-х годах ее перевезли в Переяславский музей под открытым небом из села Бушево Рокитнянского района, что всего в 30 км от нашего . Рядом с церковью козацкое кладбище. Конечно, здесь никто не похоронен. Но каменные и деревянные кресты настоящие. Они привезены в музей из кладбищ XVIII в, разрушенных во время строительства Каневского водохранилища, когда затапливали старинные деревни вдоль берега Днепра.

А это уникальная Церковь Святого Георгия из села Андруши. Ее рисовал Тарас Шевченко.

Вот рисунок Тараса Шевченко “Верби в Андрушах”, где за ивами видно именно эту церковь.

Так в XIX веке жил зажиточный крестьянин-промышленник. Его двор имел несколько сараев, маслобойню, кладовую, погреб. Все здания привезенные из разных деревень Приднепровья.

Интерьер усадьбы зажиточного крестьянина-промышленника.

Дом кожевника – крестьянина, занимавшегося обработкой кожи. Дом состоит из трех частей: жилая хата, сени и деревянная кладовая -“комора” с различной хозяйственной и професиональной утварью.

А вот так выглядел шинок XIX века. Шинок перевезен из с. Рудяки Переяславского уезда (теперь Бориспольский р-н). Обычно его строили на въезде в село или около людных мест – возле церкви, базаров, мельниц. Интересно, что шинки пользовались популярностью еще со времен Киевской Руси. Во времена козачества их владельцами были старшины, с XVIII в. на владение шинком имели право монастыри, помещики и государство, а с XIX в. государство стало единственным монополистом. Шинкари – люди, которые арендовали шинок у владельца. Обычно это быао неуважаемая работа, ею занимались евреи или украинские женщины.

Если бы такой шинок существовал в наше время, то на его дверях (кроме нарисованных кружки и двух рюмок) видимо была бы табличка “24 часа”. Горилку можно было приобрести даже ночью. Для этого у дверей сделано маленькое узкое окошко. В части здания слева от входа жила семья шинкаря, а справа – была “буфетная”.

В отдельной комнате – “буфетной”, за кружкой медовухи или рюмкой горилки мужчины делились сельскими новостями))

В кладовой хранились запасы алкогольных напитков. Здесь можно увидеть самогонный аппарат начала XX века. Интересно, что в шинках водку не гнали. Все виды алкоголя производились их владельцами на винокуренных заводах. Самогоноварение в селах появилось после октябрьского переворота, в 1917-1918 годах.

Вот так раньше выглядил базар, правда и сейчас в некоторых наших селах он так же выглядит. Разве что немного современнее.

А когда на воротах был изображен петух, или выставляли его статуэтку, это означало, что в этом доме будут вечерницы. На них “мОлодежь и пОдростки” отдыхали, знакомились, развлекались. Обычно для этого снималась отдельная хата, чаще всего дом вдовы.

Также интересно было увидеть, как выглядели оборонительные здания. Это Козацкая залога XVII века. Такую крепость строили на границах государственных или козачьих территорий. Она была окружена частоколом с бойницами и высокими башнями, рвом и острыми кольями. Внутри размещалась конюшня и жилье козаков. С помощью специальных знаков, огня и дыма, которые зажигались на Сторожевой башне залога, воины извещали соседние крепости о приближении врага.

Сторожевая башня козацкой залоги.

Музей “Почтовая станция Переяславъ “размещен в доме богатого Переяславского мещанина XIX в. Почтовая станция принадлежала государству. Основные ее функции – пересылка корреспонденции, денег, посылок и перевозка пассажиров. Станция “Переяславъ” была важным пунктом на пути в Киев. Здесь путники отдыхали, меняли лошадей.

И снова немного древнейших экспонатов. Древнее раннеполовецкое святилище, которому более 800 лет.

И в завершение, на территории Музея народной архитектуры и быта Среднего Приднепровья представлена разнообразная техника начала XX века. Это и тракторы, автомобили, самолеты.

Музей очень интересный, я показал малую долю того, что мы увидели. Мы советуем его посетить. Для этого стоит специально приехать в Переяслав-Хмельницкий. Тем более, что он недалеко расположен от Киева и Черкасс. Этот музей нам больше понравился, чем Пирогово в Киеве. Он какой-то более душевный, здесь представлено больше исторических эпох. Создается впечатление, что совершил путешествие во времени.

По дороге домой мы не могли пропустить г. Канев, а именно такую достопримечательность как Чернечую гору (Тарасову гору). Здесь в 1861 году был похоронен Тарас Григорьевич Шевченко. Отсюда открываются просто завораживающие виды на Днепр. Но сначала нужно подняться на гору по этим ступеням.

Величественный Днепр с Тарасовой горы.

“Здається – кращого немає нічого в Бога, як Дніпро та наша славная країна” (Т. Шевченко).

“Меж горами старий Дніпро,
Неначе в молоці дитина,
Красується, любується
На всю Україну” . (Т. Г. Шевченко).

Могила Тараса Григорьевича Шевченко.

Здание музея Тараса Шевченко. Мы несколько лет назад его посещали во время семейной поездки в Канев и были разочарованы. После реконструкции его сделали слишком современным. Везде много экранов, мониторов, репродукций. Они стали основой, а должны были бы просто дополнить музей. А вот оригинальных картин Шевченко, личных вещей в обновленной экспозиции представлено очень мало. По моему мнению, музей потерял душу и эпоху Шевченко.

А так выглядит музей внутри.

Вокруг очень уютный парк. В тени деревьев приятно наслаждаться прогулкой.

“Тарасова світлиця” – это первый музей, посвященный жизни и творчеству Тараса Шевченко. Здесь жил Иван Ядловский – смотритель могилы Тараса Шевченко. Он лично знал Шевченко и после его смерти ухаживал за могилой Кобзаря почти 50 лет.

Наш экскурсионный день подошел к концу. За такое короткое время мы узнали много нового об украинских традициях и обычаях, об истории родной страны, о людях и их быте. В Украине есть много замечательных мест для поездок! Путешествуйте с удовольствием!

Ярких Вам впечатлений!

Спасибо за интересную поездку Богуславскому гуманитарному колледжу им. И.С. Нечуй-Левицкого.

Музей народного быта и архитектуры в Переяслав-Хмельницком является частью заповедника "Переяслав"; в этом музее собраны образы из бытововй и культурной жизни укринцев, начиная со времен эпохи палеолита до начала 20 века.

Описание места

Всего в музее под открытым небом в Переяславе собрано около 180 объектов народной архитетуры: это и дома со всеми деталями интерьера, орудия труда, бытовые принадлежности, предметы искусства и многое другое. Все сооружения музея окружает зелень: здесь есть много различных растений, два пруда и дендропарк. В сохранившиеся домики можно заходить и осматривать обстановку, максимально точно передающую старинную атмосферу; дома, представленные здесь, датируются 18-19 веком. Помимо домов, здесь также представлены церкви, ветряки, шинок, жилища и святлища 9 века. и даже погребальный саркофаг и скульптуры божеств, созданные до нашей эры.

Чем заняться

Музей быта в Переялаве занимает большую территорию, поэтому здесь можно долго ходить, осматривая достопримечательности. Можно также отдыхать на природе или в местном шинке. В музее работают 13 отдельных музеев, посвященных определенным тематикам: музей укринских обрядов и обычаев, в котором можно подробнее ознакомиться с традициями празднования пасхи или рождества; музей рушника, в котором хранится около 4000 рушников; музей пчеловодства, где можно купить мёд; а также музей лекарственных растений, музей космоса, музей хлеба, музей декоративно-прикладного искусства и другие.

Как добраться

Музей находится на улице Летописная, 2 в Переяслав-Хмельницком, Киевская область. До него можно можно добраться на попутке, машрутке и или автобусе. До музея нет указателей, поэтому необходимо спрашивать дорогу у местных жителей.

Итог.

Музей народного быта и архитектуры в Переяслав-Хмельницком - это брат киевского или , при этом ничем им не уступающий - здесь так же интересно рассмотреть различные вещи, которые когда-то принадлежали людям, жившим на украинской земле. Поэтому невероятная атмосфера в музее гарантирована.

В этом городе — самое большое число музеев из малых городов Украины. Их здесь — 27, почти по музею на тысячу человек! Мы выбрали для вас лучшие из лучших. А лучший в Украине музей под открытым небом находится именно здесь! Одна из трех древнейших княжеских столиц Руси, город, с которым связано первое упоминание слова «Украина» и знаменитая Переяславская рада 1654 года. Самый музейный город страны ждет вас.

Военная диорама, музей пчеловодства, музей рушников, а рядом — музей освоения космоса! Всего 112 км от Киева — и вы попадаете в сердце княжеской и казацкой Украины. Шолом-Алейхем, Г. Сковорода, святой князь Глеб, Т. Шевченко и практически все гетманы — только этого перечня достаточно, чтобы понять значимость Переяслава в украинской культуре и истории. Переяслав сохраняет в своих музеях сокровища под стать столичным, собранные здесь коллекции являются в сумме одним из самых полных и представительных собраний украинского искусства . 11 церковных сооружений, 16 мельниц, собрание давней каменной скульптуры и похоронных саркофагов эпохи меди и бронзы (69 ед.), материалы поселений трипольской культуры, скифского времени, Черняховской культуры, икон ХVIII-ХХ вв. (1400 ед.), собрания старопечатных изданий, коллекция кaзацкого периода.

Музей народной архитектуры и быта Среднего Приднепровья — прекрасный парк с рощами, озерами и лугами, в который гармонично вписываются старинные церкви, мельницы, музеи, сельские домики с огородами и цветниками . Здесь удалось сохранить настоящий дух украинского села. А большинство домиков, церквей и мельниц собраны и перевезены из сел, затопленных при создании каскада днепровских водохранилищ. День, проведенный здесь, пролетит незаметно, и оставит заряд позитива ни на одну неделю.

Время

Описание маршрута и объектов посещения

Выезд автобусом из Киева.

Прибытие в Переяслав-Хмельницкий.

Обзорная экскурсия по городу: музей Архитектуры и быта Среднего Приднепровья под открытым небом, музей украинской одежды, исторический музей с посещением диорамы «Битва за Днепр». Обзорная экскурсия предусматривает осмотр площади, где проходила Переяславская Рада, также осмотр Михайловской церкви (1646-1666гг.), Свято-Троицкой церкви, Вознесенского собора (1695г.), на территории которого находится колокольня (1776г.) и коллегиум (1938г.) Успенского собора.

Посещение Музей народной архитектуры и быта под открытым небом . Экскурсия по территории.
Музей народной архитектуры и быта Среднего Приднепровья — прекрасный парк с рощами, озерами и лугами, в который гармонично вписываются старинные церкви, мельницы, музеи, сельские домики с огородами и цветниками . Здесь удалось сохранить настоящий дух украинского села.

А большинство домиков, церквей и мельниц собраны и перевезены из сел, затопленных при создании каскада днепровских водохранилищ. День, проведенный здесь, пролетит незаметно, и оставит заряд позитива ни на одну неделю.

Можно знакомиться с музеями «Музей украинского рушника».

Экспозиция размещена в памятнике архитектуры национального значения - Трехсвятительской церкви 1651 г. В музее представлено большая коллекция всех типов рушников выполненных разной техникой (тканые, вышитые декоративной гладью (киевской и полтавской), крестиком, вырезанием, мережкой т.д.).и собранных в разных регионах Украины.

Музея «Космос».

Музей был создан в 1979 по инициативе доктора технических наук С. Малашенко и работников заповедника при поддержке АН СССР, НАН Украины и Центра подготовки космонавтов им. Ю. Гагарина. В экспозиции широко представлена ​​история отечественного освоения космоса. Здесь экспонируются макеты первого искусственного спутника Земли, автоматического аппарата "Луноход-1", орбитального отсека космического корабля "Союз", ракетного двигателя РД-219, стартовой площадки космодрома "Байконур", спутники, предназначенные для изучения космического пространства, несколько типов скафандров, кресло -ложемент, личные вещи космонавтов Г. Берегового и А. Леонова, тренировочные парашюты Ю. Гагарина, Г. Титова, П. Поповича и Г. Шонина, костюм жидкостного охлаждения космонавта П. Поповича. Отдельную группу экспонатов составляет оборудование, использовалось для подготовки и сопровождения полетов, поддержания связи с космонавтами, проведения исследований и экспериментов в космосе. Особый интерес вызывает раздел музея, посвященный пищевым продуктам космонавтов, где можно увидеть сосиски, мясные консервы, борщи, кофе, хлеб разных сортов и тому подобное.

музея «Обрядов»

В структуре музея особое внимание обращается на календарный цикл праздников, ведь испокон веков жизни украинского крестьянина регламентировалось народному календарю, то был расписание его жизни

Особого внимания заслуживает одна из главных действ семейной обрядности - свадьба, богатство и разнообразие которого широко представлено в экспозиции. Знакомство молодежи происходило на вечеринках - оптовых собраниях молодежных общин, где зарождалось первое робкое чувство, что, как правило, завершалось брака. Экспозиция освещает разнообразие девичьих гаданий, музыкальные инструменты, фрагменты вышивок. Привлекает внимание разнообразна коллекция свадебного печенья - знака будущего счастливой семейной жизни. Завершающим этапом свадебного цикла было разделение каравая, который раздавали на специальных тарелках. В экспозиции представлена ​​коллекция деревянных рисованных тарелок II пол. XIX в.

Экспонируются и атрибуты других обрядов семейной обычаев: родильной, захоронения. Из общественных обрядов акцентируется внимание на строительстве жилья.

музея «Народного сухопутного транспорта»

В павильоне площадью 440 кв. м. расположено уникальную коллекцию оригинальных сухопутных транспортных средств, представляющих развитие транспорта этнографической зоны Среднего Приднепровья ХIХ - ХХ вв. ст.

Музейное собрание формировалось в течение почти 40 лет. В поисках экспонатов были обследованы Киевская, Черкасская, Полтавская, Житомирская, Сумская, Запорожская, Черниговская и другие области Украины.

Транспортные средства систематизированы по видовым и конструктивными отличиями, функциональному назначению и тягловой силой. Экспонируется полозов и колесный транспорт, который в свою очередь делится на хозяйственный, промышленный (конный и говяжий), выездной (праздничный) и пассажирский.

Основу музейной коллекции составляют оригинальные колесные и полозни транспортные средства этого периода: шарабан, фаэтон, линейка, тачанки, пожарная помпа, бестарку, Биндюг, беду, сани-козырьки, сани-розвальни, хозяйственные сани, ручные санки и др.

Стоимость: «Музей украинского рушника», «Космос», «Обрядов», «Народного сухопутного транспорта» - по 3,00/ чел,

Обед (комплексный обед в ресторане на берегу от 60,00 грн на чел). Свободное время

Ориентировочное прибытие в Киев.

В стоимость входит:

  • проезд комфортабельным транспортом, кондиционер, микрофон
  • услуги лицензированного экскурсовода по программе,
  • сопровождение гидом по всему маршруту.

Дополнительно оплачивается:

  • личные расходы
  • входные билеты в Музей народной архитектуры и быта под открытым небом (15,00 грн/взр, 10,00 грн/дети).
  • входные билеты «Музей украинского рушника», «Космос», «Обрядов», «Народного сухопутного транспорта» - по 3,00/ чел .



Музей народной архитектуры и быта, церковь козацкая Музей народной архитектуры и быта, кресты козацкие Музей народной архитектуры и быта, хаты

Руководитель Музея народной архитектуры и быта Среднего Приднепровья — филиала Национального историко-этнографического заповедника «Переяслав» Николай ШКИРА:

«КАЖДЫЙ ДОМ В МУЗЕЕ ИМЕЕТ СВОЮ ИСТОРИЮ, СОБСТВЕННУЮ СУДЬБУ И, КОНЕЧНО, СВОИХ РОДСТВЕННИКОВ»

Когда вам придется въезжать в Переяслав-Хмельницкий со стороны Киева, то на обочине перед самым предместьем — там, где обычно устанавливается указатель населенеого пункта, вас встретит еще и следующее сообщение: «Город-заповедник». Здесь же — дата его первого летописного упоминания: 907 год. Это означает, что вы въезжаете в один из трех старейших городов и одну из трех древнейших княжеских столиц Древней Руси.

Не удивительно, что сегодня Переяслав-Хмельницкий — еще и один из богатейших музейных городов Украины. Их здесь, в не таком уж и большом районном центре, — аж 24. И, конечно же, вам, когда уже добрались Переяслава, непременно захочется побывать в лучшем из из этого музейного оазиса. Тем более, что он — еще и первый в Украине музей под открытым небом. Его полное название: Музей народной архитектуры и быта Среднего Приднепровья.





В экспозиции музея под открытым небом

Возможно, зайти в него лучше не с центрального входа, а со стороны самого города: от центральной площади идите по летописной улочке до берега реки Трубеж, дальше через мостик на обширный луг, а там по тропинке вдоль берега пруда, через деревянную кладку в камышах, среди кустов и верб и еще метров сто по грунтовке — и вы уже перед тыльными воротами. А чтобы не заблудиться с непривычки, то лучше дождаться, когда солнце немного поднимется над Переяславом — тогда этим же путем потянется бесконечной вереницей местный люд на «Татарскую гору», где как раз и раскинулся музей. Потянутся по одиночке и семьями, с заезжими гостями и с детьми в колясках...

Музей — это весомая часть всего здешнего города-заповедника, говоря строго по-протокольному — филиал Национального историко-этнографического заповедника «Переяслав». С руководителем этого филиала-музея Николаем ШКИРОЙ и его женой Людмилой ШКИРОЙ , старшим научным сотрудником музея, мы сидим в одном из... экспонатов — в дряхлой, под соломой, украинской избе, перевезенной из села, которого уже давно нет на карте Украины. Оба наперебой рассказывают о «своем» музее: «Мы им гордимся...». Об истории его основания, ибо: «Не зная истории создания самого музея, нельзя толком понять того, что он вобрал в себя...»

Так что обо всем по порядку.

Людмила: — Переяславу очень повезло, потому что у него есть Сикорский Михаил Иванович — ныне почетный генеральный директор заповедника «Переяслав», Герой Украины. Осенью ему исполнится уже 88 лет. А в 1951 году, после окончания исторического факультета Киевского университета, он приехал в наш город создавать исторический музей и поселился в самом музее — в помещении, построенном 1820 другом Тараса Шевченко — Андреем Козачковским.

Собственно, этот музей уже, вроде, и был: там хранилось 32 экспоната — остатки от того, что осталось после довоенного еще пожара. А сам исторический музей, кстати, создавался к 1000-летию Переяслава. Теперь же перед молодым историком встала задача: возродить полноценную жизнь заведения ко дню празднования в 1954 году 300-летия воссоединения Украины с Россией. Мы же помним из истории: именно здесь, в Переяславе, Богдан Хмельницкий подписывал мартовские соглашения... И вот после того, как открыли старый-новый исторический музей, у Михаила Ивановича музеи стали рождаться быстрее, чем дети. Так случилось в его жизни, что он никогда не был женат, 17 лет жил в музее и, собственно, музеи стали его детьми.

Поэтому в Переяславе теперь есть музей, скажем, Григория Сковороды. Там большая коллекция манускриптов — около 10 тысяч... Имеем музей-диораму «Битва за Днепр...», художественное полотно создавали московские художники из известной студии Грекова. Имеем также мемориальный музей Владимира Заболотного — архитектора, автора многих известных проектов, например, здания Верховной Рады в Киеве. Еще — музей трипольской культуры и казацкой славы, нашего земляка — классика еврейской литературы Шолом-Алейхема... И, конечно же, гордость Переяслава — Музей завещания Тараса Шевченко. Потому что именно здесь, у нас, Шевченко написал 10 лучших своих произведений. А теперь «поселился» Кобзарь именно в том доме своего приятеля, о котором я уже упоминала и в котором некоторое время жил Сикорский...

Николай: — В целом же в Переяславе хранится огромная коллекция экспонатов — около 168 тысяч основного фонда. Наш же Музей народной архитектуры и быта Среднего Приднепровья выделяется среди всех других тем, что здесь все представлено в оригинале. На почти 25-гектарной площади экспонируется более 300 объектов, 122 из них — памятники народной архитектуры ХVII - начала ХХ веков, 20 дворов с домами и хозяйственными постройками, более 30 тысяч произведений народного искусства, орудий труда, быта и культуры украинцев.

Корреспондент: — Откуда и как свозились эти экспонаты?

Николай: — Музей под открытым небом — детище Сикорского, в Украине — первый в своем роде. Михаил Иванович воплотил в жизнь первоначальную идею своего друга Ефрема Федотовича Ищенко, местного гидромелиоратора. Это было в 1963 году, когда оба приятеля прониклись бедой, нависшей на то время над окружающими надднепрянскими селами.

Корреспондент: — Какая беда? Музей родился из беды?


Каждый дом имеет свою историю, собственную судьбу

Николай: — Конечно. Дело в том, что в ту пору 9 сел и 19 хуторов Переяславщины должны были затопить водами Каневского водохранилища. О затоплении знали давно. То были еще довоенные государственные планы. А после войны стали переходить от слов к делу: надо уже было строить Киевское, Каневское, Каховское водохранилища... И вот именно казацкие села, сохраняющие всю казацкую культуру, народные традиции Украины, — все они были затоплены. Чтобы сохранить память об этих селах, об их древних традициях и обрядах, Сикорськмий решает создавать музей.

Другими словами, основная масса экспонатов музея завезена из сел, попавших в зону строительства водохранилища.

Людмила: — Я исследовала архивы. Просто поражалась мудрости, уму Михаила Ивановича... Эта земля, где мы сейчас находимся, — пятый участок, на который согласился в свое время Сикорский, тщательно и придирчиво выбирая место для будущего музея. До него горсовет предлагал участки где-то за городом или у Днепра...

Корреспондент: — Чем же пришелся по вкусу именно этот участок?

Николай: — На то есть несколько причин. Во-первых, здешняя местность издревле зовется в народе «Татарской горой». Это южный рубеж города. Именно отсюда в древности на Переяслав нападали татары. Именно через Татарскую гору пролегала древняя дорога к Въюнищу, Козинцам, Комаровке — многим из тех старых деревень, которые теперь скрыты водами Днепра.

Людмила: — А еще здесь удачно сочетается зона лесостепи и степи, живописный рельеф... Сначала было «нарезано» всего 5 гектаров. Люди с огромным энтузиазмом принялись высаживать парк и создавать экспозицию музея...

Николай: — Но даже не имея еще этой земли, Михаил Иванович начал свозить экспонаты и складывать их у Михайловской церкви, в центре Переяслава. Кстати, именно благодаря этому и сохранился древний храм. А построил его приятель Богдана Хмельницкого — Федор Лобода.

Людмила: — Когда принялись обустраивать музей на этой горе, то дедушка Ефрем Ищенко, хотя и знал наизусть все произведения Тараса Шевченко, а каждый раз вынимал «захалявную» книжечку Кобзаря — и вот так, по его произведениям, строился музей под открытым небом.

Корреспондент: — То есть как — «по произведениям»?

Людмила: — Садились именно те деревья, которые часто упоминаются в произведениях Шевченко. Дома, внутренняя отделка помещений также воспроизводились по Тарасовым описаниям...

Николай: — Кстати, вынашиваем мысль о том, чтобы создать поименный список людей и организаций Переяслава, которые на протяжении многих лет с большим сердцем создавали этот музей. Чтобы все видели, чтобы знали... Был среди энтузиастов большой агроном Яков Гордеевич Безносов. Он сажал здешний парк — множество кустарников, роз, деревьев... Мудрый, толерантный человек. Любил повторять: «Меня можно обмануть, а дерево — не обманете, поэтому поливайте дерево». Работники все еще нередко вспоминают эту его присказку.

Людмила: — А Федор Федорович Дарда! Его золотыми руками создана или реконструирована не одна достопримечательность архитектуры.

Николай: — Да, уже совсем старенький дедушка, нам как отец. Мы все еще ездим к нему за советом. Вот, скажем, принялись перекрывать ветряки, спрашиваем: Федор Федорович, каким деревом лучше? Говорит: осиной, она не пропускает влаги и долго хранится. Теперь вот ломаем голову: где же эту осину взять, чтобы хорошенько перекрыть 15 ветряков и 2 водяных мельницы? Потому что чинить их кое-как не годится...

Людмила: — А еще Сикорский с Ищенко планировали так, чтобы у каждого дома сидел народный мастер и демонстрировал свое ремесло...

Корреспондент: — Вот мы с вами в доме которого мастера сидим сейчас?

Людмила: — Чинбаря — это такие мастера, занимающиеся выделкой шкур, — кожевники. А есть еще у нас хата гончара, плотника, олейника, ткача, бондаря... Или, скажем, изба гребневика — есть такие мастера, которые из рогов крупного рогатого скота гребешки изготавливали, и каждый из жителей нашего края имел гребешки местного производства... Есть дома и вдовы, и священника. Есть дома бедняка и крестьянина среднего достатка. И еще два подворья зажиточных семей — крестьянина-промышленника и крестьянина-землевладельца. В целом — 23 усадьбы, перевезенные из близлежащих сел и заново здесь собранные.

Корреспондент: — Интересно, наведываются к этим жилищам их прежние хозяева?

Николай: — Каждый дом в музее имеет свою историю, свою судьбу. И, конечно же, своих родственников. К тому же, в экспозиции много экспонатов из затопленных деревень. Поэтому не на пустом месте нашлась и такая идея — основать День встречи жителей затопленных водами Днепра сел. Проводим его уже второй год подряд.

Людмила: — На территории музея стоит церковь святого Георгия. Она построена в 1768 году в селе Андруши. Кстати, в 1845 году в этом селе побывал Тарас Шевченко, написал там пейзажи «Ивы в Андрушах» и «Андруши». Впоследствии Тарас Григорьевич вспоминал: «Мне теперь кажется, что и рая лучшего на том свете не будет, как те Андруши». По иронии судьбы именно в том же, 1845 году село накрыло большое наводнение. Это засвидетельствовала и мемориальная доска: «В царствование императора Николая и во время управления государственными крестьянами министра графа Киселева и при управлении сею частью Полтавской губернии полковника Арандаренко заложено село Андруши, мая 30 дня после разрущения его наводнением реки Днепра в 1845 году».

Поэтому уже в наши дни, когда Андруши ушли под воды Каневского водохранилища, сами его жители помогали перевозить к нам храм святого Георгия. Доставили с ним и мемориальную доску. Мы взяли за основу отчеканенную на ней дату — 30 мая — и условно считаем ее днем рождения или, может, днем воскресения всех затопленных в водохранилище сел Переяславщины.

Собрали тех, чья малая родина осталась под водой. В глазах людей — большая тоска. Так как не имеют, фактически, ничего от деда-прадеда. Вот разве что какой-нибудь сундук, полотенце, рубашку или кто и целую хату в музее оставил... Мы, вот, с Николаем тоже поедем, бывало, к Днепру — туда, где некогда жил в Цыблях его прадед и имел там 80 гектаров земли. То Николай покажет на водную гладь и пошутит иногда: там, мол, моя земля...

Николай: — Когда проводили праздник на Базарной площади музея, то выступал хор «Днепровская волна» из села Цыбли. 40 человек стоят на сцене, поют и плачут... Только то, что сохранил Сикорский, — вот то и осталось им от родины...

Людмила: — Есть у нас, например, дом Федота Хвостика. Жил когда-то мужчина в одном из близлежащих сел, имел собственную пасеку — аж 1000 ульев. В годы Великой Отечественной войны на собственные деньги купил для фронта танк. Таким богатым был. А еще Хвостик имел трех сыновей и дочь. Дети выросли, разъехались. А старший сын, чтобы не разбирать отцовской хаты, передал ее в наш музей. Она одна из крупнейших у нас — 9х16 метров, дубовая, крепкая, хотя построенная еще в XIX веке. Потомки же живут кто в Киеве, кто в Москве или еще где, но частенько приезжают в отцовский дом, как к себе домой.

Корреспондент: — Неужели и ночуют в доме?

Николай: — Там нынче Музей пчеловодства. В сенях — всякие пчеловодческие принадлежности... Есть и фото дедушки Хвостика...

Корреспондент: — Вы говорите — музей пчеловодства? На территории вашего музея — еще один музей? Музей в музее?

Людмила: — Да и не один — их с десяток. Каждый из них имеет персонального надсмотрщика, или, как мы сами шутим, — директора. Я, скажем, «директор» Музея народного сухопутного транспорта, а Николай, кроме всего прочего, занимается еще и Музеем хлеба.

Корреспондент: — Так познакомьте же с ними хотя бы бегло, прежде чем осмотрим их на месте!


В экспозиции музея народного сухопутного транспорта

Людмила: — Расскажу о «своем» Музее народного сухопутного транспорта. В нем представлена коллекция из более чем 70-и экспонатов. Телеги, сани, кареты, тачанки... Еще в 50-х годах Михаил Иванович приказывал своим гонцам: езжайте, мол, к батьке Махно, в Гуляйполе, и привезите настоящую тачанку. Привезли... Есть фаэтон. В свое время были в наших краях двое мастеров каретного дела. Один из них — Гусаков — жил в самом Переяславе. Он и смастерил тот фаэтон, стоящий теперь в экспозиции, а нашли его аж на Черкащине. Имеем даже олимпийскую колесницу. За ней Сикорский направил на Олимпийские игры своего заместителя — Веру Петровну Мельник, она и доставила колесницу, на которой перевозили настоящий олимпийский огонь... А есть и реконструированые вещи. Например, чумацкая мажа. Переяславщиной, как известно, пролегал из Киева млечный путь. Вот и решили сделать реконструкцию мажи. Даже обереги изготовили...




Музей почтовой станции

Николай: — Если войдете в казацкую церковь, то увидите: там все в рушниках. Это — Музей украинского рушника, в нем собрано около 4000 экспонатов, будем считать, всю историю украинского народа. А есть еще отдельный Музей народных обрядов и обычаев. И музеи украинской православной церкви, пчеловодства, лесного хозяйства, классика еврейской литературы Шолом-Алейхема, изобретателя электросварочного аппарата Николая Николаевича Бенардоса...

Корреспондент: — Подождите-ка, что общего между этнографическим музеем и электросваркой?

Николай: — Здесь все просто: все интересное и поучительное Сикорский «перетягивал», что только мог, в Переяслав. Поэтому и экспонаты, так или иначе связаны с Бенардосом, потекли сюда отовсюду, и мы имеем немало мемориальных вещей. Этот музей открыт в 1982 году, к 100-летию изобретения электросварочного аппарата. Бенардос изобрел его первым, хотя долгое время считалось, что пальма первенства принадлежит американцам. Некоторое время Николай Николаевич (он же, кстати, и изобретатель консервной банки, и электробритвы, о чем также рассказывает экспозиция музея) жил в Переяславе, а похоронен в Фастове. Тамошние музейщики в свое время отказались от предложения Института электросварки имени академика Патона по организации музея, а вот Сикорский ухватился за нее с огромным энтузиазмом.

Людмила: — Несколько похожа и история основания Музея космоса. Может показаться невероятным, но случилось именно так, что он располагается... в церкви. Этому факту также есть логическое объяснение: чтобы уберечь от затопления Вьюнищанський храм, Сикорский пошел на хитрость — принялся обустраивать в нем, якобы временно, Музей космоса. При поддержке Академии наук Украины, Центра подготовки космонавтов имени Ю. Гагарина в его экспозиции сейчас собраны уникальные экспонаты, многие из них побывали в космосе. Так «временный» музей живет в храме уже более 30 лет.

Николай: — Действительно, много реликвий истории края, украинской культуры, национальных традиций и обрядов «переселялось» к нам, на Татарскую гору. Когда, например, в самом центре Переяслава стояло старинное помещение конной почтовой станции. А как стали на том месте строить современное торговое заведение, то станция сразу же переехала к нам, воссоздано ее обустройство по образцу XIX века, на этой базе основан Музей почтовой станции.

Людмила: — Зная о способности Сикорского ревностно и бережно хранить национальные реликвии, наш земляк академик Толочко, видимо, не мог никому другому доверить на уход уникальную археологическую находку... На киевском Подоле в 70-х годах строили метро, и на пятиметровой глубине нашли остатки древней ремесленной улицы. Археологам разрешили раскопать только один двор. Поэтому с тех пор он и хранится у нас, реконструирована экспозиция имеет чрезвычайый интерс у посетителей...



На весеннем празднике

Корреспондент: — Похоже, посетителям у вас везде интересно. Всегда так людно в музее, как сегодня?

Николай: — Люди с огромным интерсом относятся к истории своего края. Приходят семьями и поодиночке, экскурсии заказывают школьники, студенты, военные...

На протяжении длительного времени здесь проходят различные массовые праздники. Сегодня же, видите, празднуем «Зеленое воскресенье». Поэтому гостей особенно много. На базарной площади установили праздничный символ — веху. Соберутся коллективы художественной самодеятельности, мастера прославлять землю, природу, солнце. Просить небесные силы о благодатном дожде и щедром урожае.

Людмила: — Такие праздники-фестивали проводим с 1986 года. С тех пор, когда еще государство боролось с церковью, национальными обрядами и древними верованиями людей. Уже тогда музей все же рискнул вернуться к национальным источникам...

Медиа-центр «Первого экскурсионного бюро»

Недавно мы посетили . И эту статью я хочу посвятить именно ему. Оставайтесь с нами, вас ждет много фото и видео.

Небольшой городок Переяслав-Хмельницкий раскинулся в 85 километрах от Киева. Он привлек нас своим историко-этнографическим заповедником под названием «Переяcлав». Нам приносит огромное удовольствие посещение таких ценных и живописных достопримечательностей.

Рада, что в Киеве есть Пирогово и Мамаева слобода , где можно отдохнуть от городской суеты и окунуться в совсем другое временное пространство. Я не зря вспомнила о них, ведь музей под открытым небом в Переяслав-Хмельницком по своей ценности и идеологии можно сравнить с ними.


К городу нас вела живописная дорога, окутанная с двух сторон желтыми полями рапса и сочными озимыми травами. Не смотря на то что, моя задача была следить за навигатором, я то и дело отвлекалась на окружающую природу, и слава Богу, до Переяслава, не нужно особо крутиться, дорога хорошая и ехать нужно почти всегда прямо, без особых ковыляний, что нельзя сказать о самом городе. Мы не увидели ни одного указателя, где находиться музей!! Ну как так?! Сорок минут колесили по Переяслав-Хмельницком, и казалось, что уже знаем его как свои пять пальцев.


Как вы понимаете, доехали мы до главного входа в заповедник, не очень в настроении. Но все изменилось, когда мы ступили на территорию музея под открытым небом. Нас поразило изобилие зелени и деревьев, за счет них в некоторых местах лучики солнца не доставали земли. Воздух чистый и свежий, птички поют, пчелки жужжат. Красота…


На огромной территории собраны этнографические экспонаты украинских хат, церквей, предметов обихода разного времени. Переяславское княжество связано с очень важными и значимыми историческими событиями, а сам город по записям летописей был третьим после Киева и Чернигова по величине. Здесь родились, жили и занимались своим творчеством Г. Сковорода, Шолом-Алейхем, В. Заболотний, а Т. Шевченко написал свой знаменитый «Заповіт».


Заповедник под открытым небом славиться огромным количеством музеев, что подтвердила вывеска перед входом. Честно сказать, мы не посещали их все, нам хватило этнографических хат Средней Надднепрянщины, характеризующих, как жили в то время, люди разных ремесел и достатка.


Внешнее и внутреннее убранство их значимо отличается. В каждой хате присутствуют вышитые «рушники», иконы, одежда, предметы обихода или сферы деятельности. Например, в сельского священника, мы увидели купель, для крещения малышей, в ткача - деревянное веретено, в пчеловода - старинные улеи и т.д. Дополняют сельский антураж деревянные церкви и старинные колодцы «журавли».


По жилью можно также судить о степени достатка селян. Дом богатого человека выглядит пышно, даже смотря лишь на внешний вид. Добротные дубовые ворота, оригинальный рисунок хаты, количество построек во дворе, не говоря о внутренней роскоши. Если сравнить с жильем бедняка, у которого хатка небольшого размера, обнесена хилым плетеным забором, строений никаких больше нет. Внутри она разделяется на место для скота и для хозяев. Конечно, как и в наше время отличия значимые.


Украшают зеленую местность два озера, жаль, что только заросшие камышами, а был бы такой вид чудесный. Тем более, вокруг установлены лавочки для любования. Каждую хатку охраняет тетенька, она смотрит за внешним видом, убирает и встречает гостей.

Вход в музеи на территории заповедника «Переяслав» платный. Цена символическая но, на мой взгляд, лучше бы стоимость была включена во входной билет. С другой стороны, каждый может выбрать именно тот музей, который хочет посетить.


Конечно же, не обходиться в таких комплексах без рыночной площади. Здесь проводятся различные мероприятия: ярмарки, традиционные празднования, свадебные церемонии и гуляния.


Резюме. Если сравнивать с увиденными нами музеями под открытым небом в Киеве, заповедник «Переяслав» не ухожен, как полагается. Трава не везде скошена, кусты не подстрижены, а сухие ветки деревьев не срезаны. Было бы хорошо, если бы все это «отрепетировали» для посетителей. Хотелось бы видеть, такие ценные достопримечательности в подобающем виде, ведь это наша история… наше прошлое, которые мы должны знать и помнить.


Понравилась богатая зеленью территория. Очень живописно, есть много места для прогулок. Музей под открытым небом в Переяслав-Хмельницком имеет ценную коллекцию исторически важных экспонатов. Нам понравилось там гулять.


Как доехать до музея под открытым небом в Переяслав-Хмельницком

Городок на берегу Днепра — (с 2017 года — Переяслав), известен в Украине как город музеев, которых на его небольшой территории насчитывается более 25. Все музеи входят в состав Национального историко-этнографического заповедника «Переяслав», а большинство из них находятся в уникальном музее под открытым небом — Музее народной архитектуры и быта Среднего Приднепровья .

Строительство первого в Украине музея под открытым небом началось в 1964 году на Татарской горе. Основной тематикой музея, который раскинулся на площади 25 га, стал быт Среднего Приднепровья. Более 300 уникальнейших объектов воссоздают быт разных эпох — от каменного века до жилища конца XIX в.

На живописной территории музея находится 122 памятника архитектуры, около 20 дворов с домами и мастерские, которые позволяют увидеть как жили и работали в те времена разные слои населения. Украшением Музея народной архитектуры и быта Среднего Приднепровья являются красивейший дендропарк и два искусственных пруда.

При входе в музей гостей «встречают» памятники скифских племен , датированные VI-IV тысячелетия до н.э. Чуть дальше размещены домики времен Киевской Руси (XI в.) , в которых проживали бедные люди.

XVI-XIX столетия представлены типичными для Приднестровья сельскими дворами и домами . Можно увидеть дома, принадлежавшие семьям с разным уровнем дохода — от бедняков до богачей, а также разных профессий (дом гончара, дом повитухи, дом священника, дом бондаря, дом ткача).

Из разных уголков Приднестровья в музей привезли множество церквей. Например, самой первой культовой достопримечательностью музея стала Церковь Покрова Пресвятой Богородицы — храм, построенный еще в козацкие времена (1606 год) на территории Белоцерковского староства. Рядом с ней установлена колокольня XVIII века, которую в 1970-х годах привезли из села Бушево Рокитнянского района. Возле церкви воссоздано козацкое кладбище с каменными и деревянными крестами, привезенными с разрушенных кладбищ XVIII в.

Не менее интересны оборонительные здания тех времен, представленные Козацкой залогой XVII века. Подобные крепости строились на границах козацких территорий, были окружены рвом и высокими башнями. Внутри таких строений размещались конюшни и жилища козаков.

Карта музея

Помимо прогулки по музею под открытым небом, который бесспорно является Украины, рекомендуем посетить тематические музеи , размещенные на его территории:

1. Музей украинских обрядов и обычаев.

2. Музей истории Украинской православной церкви.

3. Музей рушника.

4. Музей лекарственных растений.

5. Музей пчеловодства.

6. Музей Н. Н. Бенардоса (изобретателя электрической дуговой сварки металлов).

7. Музей декоративно прикладного искусства.

8. Музей космоса.

9. Музей сухопутного транспорта.

10. Музей «Почтовая станция».

11. Музей хлеба.

12. Музей писателя Шолом-Алейхема.

Посетить Музей под открытым небом в Переяславе-Хмельницком можно как самостоятельно, так и в рамках .

Рядом находятся: ,



Рассказать друзьям