Музей психиатрической больницы им алексеева. Музей истории Московский городской психиатрической больницы им

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Так оплакивала знаменитая поэтесса ту уходящую полудеревянную Москву (а перед Первой Мировой 52% зданий в Первопрестольной были из дерева). Но несмотря на строительный бум 1900х-1910х и масштабную перестройку города на протяжении всего XX в., а теперь и начала XXI в., в Москве удивительным образом продолжают сохраняться деревянные дома.

Среди них и рядовая двухэтажная застройка, и нелепые хозпостройки-сараи, и настоящие шедевры деревянного зодчества - и всё это вполне может быть даже внутри Садового кольца. Всего же в столице осталось не > 200 деревянных зданий, причём в чистом виде и того меньше - чаще всего они оштукатурены "по камень".




2004

Деревянный сруб с башней (храм?) в Коломенском - по-моему, привезенный откуда-то с севера
(сейчас там многие экспонаты деревянного зодчества перемещаются в другую часть парка - может, и этот переехал)

2005

Деревенский дом неподалёку от Крутицкого подворья:

С виду каменный, но вероятно оштукатуренный деревянный особняк на Новой Басманной
(правее - Басманная полицейская часть, здание 1780х)

Деревянная галерея и лестница с внутренной стороны одной из башен Данилова монастыря:

Наш второй, деревянный "Кремль" - Русское подворье и Вернисаж в Измайлове
Панорама с острова (и какой сейчас век? :)

Красивейший недостроенный в июне 2005 терем внутри подворья
(если не сгорел, то сейчас достроен)

Резное крыльцо там же:

Одна из башен "Кремля-2" со двора:

"Свистать всех наверх!"
Кафе "Бригантина" на территории Измайловского вернисажа:

Останкинский дворец-музей (1792-1798) в усадьбе Шереметевых напротив ТВ-башни:

Его "собрат" в усадьбе Кусково (1769-1775):

Ничем не примечательные "дачи" в Царицинском парке
(видимо, снесены в результате недавней большой реконструкции в Царицине):

Типичный образец послепожарной (после 1812) застройки Москвы - вишнёвый домик недалеко от Третьяковки:

Интересный ампирный особняк А.Арсеньевой (1834) на Большой Ордынке:

2006

Бревенчатая изба недалеко от МИДа:
(UPD - всё, весной 2008 дом снесён)

Ворота ("воссозданы" в 1951-1954) сгоревшего дома Поливанова (1822-1823) в Денежном переулке, на Арбате:

Нелепая пристройка в проулках на Садовом кольце, недалеко от Красных ворот:

Дом с резными наличниками в Б.Саввинском переулке:

Длинный коричневый дом начала XX в.
в переулках Плющихи и (у)местный там ("3 тополя...") июньский пух:

Мой самый любимый деревянный дом в Москве, один из красивейших и старейших в городе -
одноэтажный особнячок Г.А.Палибина (1818), там же на Плющихе:

т.н. "Погодинская изба" - дом профессора МГУ М.П.Погодина на Девичьем поле (1856):
недавно на памятнике архитектуры нынешние владельцы здания вставили стеклопакеты, идиоты

Двухэтажная Каланчёвка
полудеревянный дом и полуголые роллеры:

"Малые архитектурные формы" во дворах Каланчёвки:

Приплюснутый "сарай" в Нескушном саду:

"Резной" зелёный дом в переулках Мясницкой:

Старые домики купеческой Таганки:

Наполовину деревянный дом XIX в. на Рогожке
(говорят, обречён - на его месте планируется гараж-стоянка):

"Мой дядя самых честных правил..."
домик дяди Пушкина на Старой Басманной, у Разгуляя (1810е-1820е) и новый "доходный" дом за ним (1999):

Обшитый сайдингом дом в переулках Нового Арбата:

Дом-музей на М.Молчановке - здесь у своей бабули жил Миша Лермонтов во время учёбы в Университете:

"Архитектурный" хаос по-московски - в Колымажном переулке на Волхонке, напротив ХХС:
сталинская башня, свежий элитный и дореволюционный доходный дом и храм XVIII в. с деревянными пристройками:

Усадебный стиль проекта предопределил не только образ всех зданий на участке, по и их планировочную концепцию. Так, в главном особняке, ориентированном в сторону водохранилища, на уровне первого этажа размещены все основные комнаты и функциональные зоны. А второй этаж с видовым балконом, обращенным к воде, решен как хозяйственный с подсобными помещениями для хранения.

Асимметричная композиция фасадов дает представление о внутренней структуре здания. В его центральной, самой высокой части расположена двусветная гостиная, объединенная со столовой. Кухня тоже интегрирована в это большое пространство. Блок слева от входной группы с широкой парадной лестницей занимают две жилые комнаты хозяев и ванная. Еще четыре спальни с тремя санузлами находятся в противоположном крыле - такая планировочная структура позволяет владельцам усадьбы и их гостям отдыхать независимо друг от друга и сохраняет приватность. Из гостиной и столовой можно выйти на две большие террасы с настилом из лиственницы.

Прием контрастного оформления фасадов - сочетание светлых деревянных стен и темно-коричневого цоколя и кровли - получил продолжение в дизайне интерьеров. Здесь основу цветовой палитры составили насыщенные, почти черные тона венге и большие поверхности из сосны (стены, потолки), выбеленные лессирующим составом Osmo (Германия). Напольное покрытие повсюду, кроме санузлов и кухни, выполнено из массивной дубовой доски, а в конструкции лестницы сочетаются массив дуба и сосны.

Стиль интерьера парадной дневной зоны сочетает в себе скандинавскую простоту с изысканными акцентами итальянских светильников и ярких атласных диванных подушек Обрамленная по периметру балюстрадой балконной галереи гостиная идеально подходит для проведения вечеринок с большим количеством приглашенных. Здесь собираются одновременно до 40 человек, и всем хватает места на огромном диване и за большим столом из темного дерева.

Лаконичный камин с немецкой топкой Brunner и порталом из натурального мрамора изготовлен на заказ. Его строгие линии перекликаются с современным решением итальянских дверей из массива дерева и стекла.

В оформление кухни органично вплетены мотивы неоклассики. Уютную обеденную зону, где собирается за столом вся семья, украшает натюрморт известного московского художника. Мраморный пол с подогревом хорошо сочетается с дизайном итальянского кухонного гарнитура с профилированными фасадами и витражными вставками. Приватные жилые комнаты отражают индивидуальность хозяев. У каждой из них свой собственный неповторимый образ.

Пространство цокольного этажа также эксплуатируется. Здесь обустроена респектабельная бильярдная с отделкой стен дубовыми панелями и динамичной архитектоникой перекрытия с деревянными балками, обшитыми дубовым шпоном.

В гаражном комплексе предусмотрены места для хранения снегоходов и садового инвентаря. На втором этаже находятся квартиры для охраны и персонала.

Здание бани, расположенное в глубине участка, также рассчитано па прием гостей. В сауне с трехуровневым размещением полков могут одновременно париться до 12 человек. В отделке моечной с душевыми нишами скомбинированы напольное покрытие из мелкоразмерной керамической плитки, облицовка стен мозаикой и деревянные перекрытия. Купель с прохладной водой создает температурный контраст после парной.

Дизайн комнаты отдыха определяет роскошный камин с порталом из темного мрамора и дуба, контрастно выделяющийся на фоне светлых выбеленных стен из соснового бруса. Большие панорамные окна, задрапированные легкими шторами с цветочным рисунком, наполняют интерьер воздухом и светом. Завершающие штрихи в оформление вносит морской пейзаж.

Павильон для барбекю - еще один уютный уголок усадьбы. Особенностью легкого современного сооружения стало панорамное остекление, которое можно полностью убирать в теплые дни, превращая конструкцию в открытую беседку. Но и в прохладную погоду витражные окна не мешают контакту с природой, открывая фантастически красивые виды на лес, храмы, холмы и деревни.

В павильоне есть все необходимое для приготовления еды. Печь барбекю и зона кухни, размещенная вдоль вытянутого ленточного окна, отделены от основной части помещения барной стойкой. Раздвижной стол может быть как компактным, так и огромным - для совместной трапезы 30-40 человек. Подогреваемый пол с керамическим покрытием создает температурный комфорт в любое время года.

Гармоничный образ усадьбы дополняет продуманный ландшафтный дизайн с пешеходными дорожками, газонами, площадками для отдыха, садом и огородом.

ВПЕЧАТЛЯЮЩИЙ ЗАГОРОДНЫЙ КОМПЛЕКС ПОСТРОЕН НА БЕРЕГУ РУЗСКОГО ВОДОХРАНИЛИЩА В ПОДМОСКОВЬЕ. ЗАНИМАЯ ОБШИРНУЮ ТЕРРИТОРИЮ, ОН ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ ГЛАВНЫЙ ОСОБНЯК, ОТДЕЛЬНО СТОЯЩЕЕ ЗДАНИЕ БАНИ, ГАРАЖНЫЙ БЛОК С ПОМЕЩЕНИЯМИ ДЛЯ ОБСЛУЖИВАЮЩЕГО ПЕРСОНАЛА, КОНЮШНЮ И ПАВИЛЬОН ДЛЯ БАРБЕКЮ. ВСЕ ПОСТРОЙКИ ВОЗВЕДЕНЫ ИЗ КЛЕЕНОГО БРУСА ИЗ СЕВЕРНОЙ СОСНЫ - ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТОГО И ДОЛГОВЕЧНОГО МАТЕРИАЛА. ОБЩЕЕ ЦВЕТОВОЕ РЕШЕНИЕ И ПОВТОРЯЮЩИЕСЯ КОМПОЗИЦИОННЫЕ ПРИЕМЫ ЗРИТЕЛЬНО ОБЪЕДИНЯЮТ ЗДАНИЯ, ВОЗРОЖДАЯ ТРАДИЦИИ УСАДЕБНОЙ АРХИТЕКТУРЫ. ОТЛИЧИТЕЛЬНОЙ ОСОБЕННОСТЬЮ СООРУЖЕНИЙ СТАЛИ БОЛЬШИЕ БАЛКОНЫ И ТЕРРАСЫ, КОТОРЫЕ В СОЧЕТАНИИ СО ЗНАЧИТЕЛЬНОЙ ПЛОЩАДЬЮ ОСТЕКЛЕНИЯ ОТКРЫВАЮТ ВЕЛИКОЛЕПНЫЕ ВИДЫ НА ВОДУ И КРАСОТЫ ПРИРОДЫ.

«Главный наш экспонат – больница»: музей истории психиатрии Кащенко (ПКБ № 1 имени Н.А. Алексеева)

Известная в народе как «Канатчикова дача», лечебница 21 год назад вернула себе имя своего главного мецената и основателя - купца Алексеева.

Обычно в прессе о ней вспоминают в связи с реальными или выдуманными ужасами психиатрии, а в социальных сетях блогеры нередко язвительно желают друг другу посетить это заведение или употребить галоперидол, применяющийся в отечественной психиатрии.

Однако больничный музей совсем не похож на пыточную палату из фильма ужасов. В нескольких светлых комнатах с любовью собраны экспонаты, посвященные истории отечественной психиатрии, вовсе не такой мрачной, как можно подумать. Многие из них сделаны руками самих пациентов – среди них немало творческих людей: художников, публицистов, скульпторов.

На входе посетителя встречает ожидаемая для такого места смирительная рубашка. «Ее специально сшили пациентки, чтобы проиллюстрировать эпоху XIX века в нашей экспозиции», - смеется заведующая музеем Марина Кокорина. Это единственная смирительная рубаха во всей больнице – с момента основания клиники в 1894 году такие средства фиксации людей были запрещены как негуманные.

Развитие психиатрии в России началось позже, чем на Западе, но благодаря этому удалось избежать зверства ранних этапов лечения психически больных. «В Европе позднего Средневековья наших пациентов сотнями сжигали на кострах как приспешников дьявола. В первых смирительных домах их приковывали цепями рядом с обычными преступниками. В Бедлам (самая известная в Англии психиатрическая клиника - ЖЖЖ) за плату пускали обывателей, чтобы они словно в зверинце наблюдали за пациентами», - рассказывает Кокорина.

«Среди первых методов лечения была механотерапия: крутящиеся клети и вертящиеся кровати. С их помощью пытались разогнать тяжесть, на которую жаловались пациенты с меланхолией, кроме того кручение-верчение вызывало рвоту, что считалось способом освобождения от душевных заболеваний через излитие жидкостей из организма. Применялась гидротерапия - вылить на голову пациента от 10 до 50 ведер воды считалось нормальной процедурой. Использовались приспособления для шокового сбрасывания пациента в бассейн с ледяной водой», - перечисляет она.

Люди, сыгравшие решающую роль в создании главной московской психлечебницы - основатель Николай Александрович Алексеев, первый главврач Виктор Романович Буцке, знаменитый Пётр Петрович Кащенко - были убежденными гуманистами. С конца XIX века Виктор Романович активно внедрял в психиатрию систему «нестеснения», создавая для пациентов максимально комфортные условия, и призывая лечить больных уютом, доброжелательным отношением и постоянной занятостью.

Кащенко, стоявший во главе больнице в 1904-1907 годах, социалист по убеждениям, боролся не только за права пациентов, но и персонала. Он добился уменьшения продолжительности рабочего дня, повышения зарплаты, построил рабочее жилье.

Алексеев за свои гуманистические взгляды заплатил высшую цену. Городского голову смертельно ранил душевнобольной, страдавший бредовым расстройством. Он считал, что его облучает магнитными лучами шайка злодеев. Якобы на Алексеева «пал случайный жребий», но скорее всего убийце помогли с выбором жертвы - энергичный преобразователь в Москве многим мешал. На смертном одре Алексеев простил убийцу именно потому, что тот страдал от душевной болезни.

Несмотря на трагическую гибель Алексеева, с больными с самого начала обращались гуманно, и любая грубость в их отношении была запрещена. В музее можно посмотреть на интерьеры старой больницы, изучить программки любительских спектаклей и концертов, ознакомиться с больничным меню - трюфели и лимонный мусс в наше время, пожалуй, вызовут только зависть.

В советские годы более активно стала применяться психофармакотерапия, а к 1940-м годам начали использоваться электросудорожная и инсулиношоковая терапии. Лечение током - самая пугающая из известных практик лечения. Ее журналисты нередко с ужасом сравнивают с электрическим стулом.

«Первые попытки такого лечения были еще в античные времена, когда использовали электрических скатов. К середине ХХ века электросудорожная терапия стала обычным методом лечения. У каждого метода в медицине есть свои показания и противопоказания, но что касается возможных побочных эффектов, то вероятность осложнений составляет 0,003%. При работе опытных специалистов это практически безопасный метод лечения, позволяющий уменьшить дозу или вовсе отказаться от препаратов. Сейчас он применяется только по жизненным показаниям», - успокаивает хранительница музея, показывая один из первых аппаратов для электрошока. Собранный во время Великой отечественной войны из трофейных деталей, он был лучше некоторых серийных моделей.

Отдельного внимания требует комната, отведенная для творчества пациентов: картины здесь перемежаются изящными статуэтками, игрушками и другими изделиями, выполненными в ходе арттерапии. Невооруженным взглядом видно как много творческих людей находятся в стенах знаменитой лечебницы, кто-то даже по решению суда.

- Почему гениальность подчас синоним безумия?

Такой первый вопрос ЖЖЖ задал заведующей музеем Марине Кокориной:

Вспомните, например, историю живописи. Михаил Врубель, Александр Иванов, Павел Федотов, Микалоюс Чюрленис, Винсент Ван Гог и ряд других величайших художников имели душевную патологию. Выставим в хронологический ряд картины Франсиско Гойи и увидим, как происходит распад личности. Часто психические особенности встречаются и у писателей, возьмем биографии крупных ученых и увидим, что многие из них испытывали душевные страдания.

Обнаженность души позволяет ярче воспринимать окружающий мир, выходить за грань обыденного, создавать шедевры и делать открытия, которые неподвластны человеку с нормальной психикой. Давайте признаем, что люди с особенностями психического развития часто становятся двигателем прогресса и культуры.

- Ваш музей помогает изменить отношение к таким людям?

Любой музей - прежде всего хранилище истории, но одной из важнейших задач мы считаем психопросвещение. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) 450 миллионов человек в мире страдают душевными заболеваниями, кроме того, каждый четвертый на протяжении жизни хотя бы однажды нуждается в помощи психиатра.

К сожалению, мы часто об этом забываем, и в обществе существует жуткая стигматизация психически больных и психиатрических больниц. На примере нашей больницы мы рассказываем об эволюции отношения к душевнобольным, о методах лечения и реабилитации в прошлом и настоящем.

Психические болезни - это неотъемлемая часть нашей жизни, равно как и заболевания соматические. Душевный недуг надо лечить, но также надо принимать его и понимать, как с ним жить. Для инвалидов вследствие психического заболевания особенно важна социализация, возможность профессиональной и творческой реализации, без которых никакое медикаментозное лечение не будет достаточно эффективным.

- На какого посетителя ориентируетесь?

В первую очередь это, конечно, наши пациенты и их родственники. Знание пациента о болезни и психиатрии в целом облегчает процесс лечения, а родственникам нужно правильно относиться к недугу и не бояться его.

Другая группа - это студенты, школьники старших классов, любые молодые люди, отношение к психиатрии надо закладывать вовремя. Изучение темы можно начать виртуально, с сайтов: Радио Зазеркалье , Лабиринты разума и Клуб Психиатров . На сайте «Лабиринты разума» специалисты рассказывают о душевных болезнях, методах лечения, обсуждается взаимосвязь болезни и творчества, представлена коллекция фильмов. На сайте Клуба Психиатров можно посмотреть документальные фильмы о фестивалях творчества людей с особенностями психического развития «Нити Ариадны».

Фестивали «Нити Ариадны» проходят в режиме биеннале. Последний фестиваль проходил на 13 площадках Москвы, на него съехались более 1000 гостей из 30 регионов России, прибыли делегации из 13 стран. Были и художественные выставки и театрально-концертная программа на площадках театра Мейерхольда, театра Луны, театра Армена Джигарханяна и многих других. Люди, которые привыкли негативно относиться к душевнобольным, приходили на наши мероприятия и видели очень яркие, красивые работы творческих людей.

- А с какого экспоната вы советуете начать экскурсию в вашем музее?

Самый главный наш экспонат - это сама больница. Она строилась по проекту врача Виктора Романовича Буцке, обладавшего многолетним опытом работы. Он делал ее с таким расчетом, чтобы сами стены больницы лечили, несли психотерапевтическое действие - просто пребывая здесь, пациент уже лечился.

- Тогда какой экспонат вы хотели бы добавить в свою коллекцию?

Из техники пригодился бы электронный музейный куб, на котором можно демонстрировать отсканированные документы.

А вообще история психиатрии не так материальна как история хирургии, например. Главное орудие психиатра - собственный мозг и ручка, которой он пишет истории болезней, а главный объект приложения усилий - человеческая душа. Поэтому мы стараемся показывать нашу историю через истории людей, которые здесь работали и через работы пациентов.

Мы беседовали о гуманности отечественной психиатрии, но нельзя не вспомнить о ее «карательном» элементе. В советское время психиатрию нередко использовали в политических целях?

Мы уже говорили, что большое число людей имеет психопатологию, у многих вроде бы нормальных граждан наблюдаются пограничные состояния. Среди таких немало людей с активной политической позицией - тех, кто готов выйти за грань обыденного, кому не страшно. Такие активисты часто страдают от патологий. Многие из людей, побывавших в советских лечебницах, после эмиграции продолжали наблюдаться у психиатров за рубежом. Есть вопрос к таким мерам, как госпитализация - действительно, в советское время часто госпитализировали, вместо того чтобы лечить амбулаторно.

- Какова сегодня роль религии в лечении больных?

В нашей больнице есть две церкви, обе они существуют с самого начала больницы и закрывались в советский период, но в 1990-е годы их деятельность была возрождена. У нас много лет работает отец Александр Церковников, который, помимо всех полагающихся треб, много времени проводит в отделениях. Когда больной спрашивает у него, стоит ли пить таблетки или лучше молиться, он отвечает: «И то, и другое». Неслучайно в былые времена приходской батюшка выполнял на селе функции психолога и соцработника. И сегодня для многих наших пациентов церковь важна.

У нас есть молельная комната для мусульман. Некоторое время назад волонтеры из общины баптистов помогали в уходе за нашими пациентами, особенно пожилыми.

Сложно не заметить, что среди экспонатов есть письмо пациента сатирику Виктору Шендеровичу с карикатурой Андрея Бильжо.

Андрей Георгиевич Бильжо много лет проработал врачом в нашей больнице, в том числе в санаторном отделении. Он написал дивные воспоминания об этом известном в советское время, а ныне лежащем в руинах здании.

Это было смешанное по полу отделение, с интерьерами, оформленными старинной мебелью и картинами. Бильжо вспоминал, как вечером, он, усталый после заполнения большого количества болезней, спускался в зал дневного пребывания. Там пациенты музицировали, декламировали стихи и разыгрывали любимые сцены из пьес в великолепных интерьерах старинной усадьбы, а за окнами шумел парк. Вот психотерапия в действии!

- Расскажите интересную историю, связанную с «Кащенко».

В начале 1980-х годов был издан трехтомник «Изобразительный язык шизофрении», где анализируются работы наших пациентов с точки зрения психиатров. Первый том издают за границей, он «на ура» принимается местными специалистами и вдруг в местной прессе появляется статья: «Советские психиатры поставили диагноз французскому коммунисту».

Разразился громкий скандал, в больницу пришли представители спецслужб выяснять, как «дошли до жизни такой». Оказалось, что один из пациентов сделал копию с малоизвестной абстрактной работы французского художника. А художник, в свою очередь, оказался одним из членов компартии Франции. Доктор, комментировавший эту работу, об этом не знал, он просто отталкивался от личности пациента, сделавшего копию! Однако с тех пор все наши художественные издания тщательно проверяют искусствоведы.

Вот вам пример, как незаметна грань между здоровьем и болезнью в искусстве и как сложно понять, кто ее может провести.



Рассказать друзьям