Мысль семейная в романе толстого война и мир сочинение. Мысль семейная в романе толстого война и мир сочинение Война и мир мысль семейная

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

История народа состоит из судеб миллионов граждан государства. В творчестве Льва Толстого тема родовых связей, их чести и достоинства занимает ключевое место. Всесторонне развернутая семейная мысль в романе «Война и мир» является основой сюжетной линии. Писатель многократно подчеркивает, что великий народ состоит из маленьких людей, передающих своим детям из поколения в поколение традиции и добродетели.

Семейство Ростовых, как образец дворянского счастья.

У графа Ильи Андреевича Ростова было четверо своих детей, пятая девочка Соня приходилась ему племянницей, но воспитывалась, как родная дочь. Графиня, верная жена и заботливая мать, выглядела изможденной четырьмя родами, но трепетно относилась к плодам своих мук. Дети росли без строгости, окруженные заботой и нежностью.

Автор с любовью относится к этому дому, представляя хозяев добрыми и гостеприимными людьми. Здесь царит взаимное уважение, искренность и порядочность. В простоте общения воспитывают будущих матерей отечества и верных подданных государя в лице мужчин.

Ворота графской усадьбы открыты для гостей. В большом доме роскошно, как привыкла с детства радушная хозяйка, шумно и весело от многоликих криков детей, чувствующих себя свободно и просторно. На примере Ростовых можно отследить семейные ценности, как понимал их Лев Толстой.

Образ Наташи Ростовой, младшей дочери, ее юность и жизнь являются типичными для русской дворянки начала XIX века. Общество формирует смысл жизни девочки, который состоит в том, чтобы стать преданной женой и заботливой матерью.

В парном союзе Наташе с Пьером Безуховым удается воссоздать семейную модель общества, где отец ведет себя, как духовный законодатель семьи, мать несет бремя хранительницы очага, а дети обещают обеспечить будущее.

Князья Болконские, патриоты и защитники государства.

Главной темой воспитания мужчин в семье Болконских является долг перед Государем и Отечеством. Князь Николай Болконский, как старый генерал в отставке, тяготеет к упрощенному уровню быта на уровне спартанских традиций. Солдат в душе, он чтит память о Екатерине II, как о великой женщине прошлого. Это идейный слуга имперской системы, готовый умереть за государственные приоритеты.

Будучи человеком образованным, старик ценит в людях ум и деятельность, формируя эти качества в своих детях. В доме Болконских с утра до вечера кипит работа, потому что глава семейства постоянно находится в трудах, то создавая новый военный устав, то с удовольствием, завернув рукава, мастерит за станком.

Когда Андрей уходит на войну, оставляя беременную жену, отец благословляет решение сына, потому что в их роду интересы страны всегда стояли выше личных обстоятельств.

Жизненные ценности, привитые отцом, формируют в дочери такую редкую черту характера, как самоотвержение. Будучи богатой и образованной невестой, Марья Болконская могла бы выйти замуж еще в ранней молодости, но осталась с отцом до конца его дней. Сложные взаимоотношения отца и дочери автор представил, как психологическую драму между тираном и жертвой. Родные люди остаются преданными друг другу, пренебрегая болезненными ситуациями, которые возникают в следствии недопонимания.

В семье Курагиных алчный отец воспитал недостойных детей

Князь Василий Курагин с выгодой для себя служил при дворе императора. Расчетливый ум и жажда обогащения руководят поступками вельможи. Имея влияние в царском дворце, чиновник редко употребляет его, чтобы помочь окружающим, используя в собственных интересах.

Курагин плохо отзывается о собственных детях, считая их наказанием свыше, от Бога. Ипполита, Анатолия и Эллен Лев Толстой представляет читателю, как образец недостойного поведения в обществе. Эти взрослые дети нацелены на развлечения, праздный образ жизни, на цинизме и равнодушии ко всем проблемам страны основаны их характеры.

Княгиню Курагину автор упоминает два раза, называет ее толстой и старой, выражая свое неприятие, осуждая за полное безучастие в воспитании детей. Ведь для того, чтобы в ребенке сформировать добродетель надо много потрудиться, потратить массу времени, чего графиня не соизволила сделать.

По мнению автора, Элен заслуживает на порицание потому что не хочет рожать детей. Но ведь в семье, где девушка росла, не было ни ласки, как у Ростовых, ни чести и порядочности, как у Болконских. Поэтому вступив в брак с Пьером Безуховым, молодая женщина воссоздавала жизнь, которую она знала – без любви и нежных чувств.

В семействе Безуховых идет борьба за наследство

Старый граф имел столько внебрачных детей, что сам не знал их всех. Жизнь доживал в окружении троих племянниц, а те надеялись, что после смерти дядя их обеспечит. Состояние Кирилла Владимировича считалось огромным. Многочисленные близкие и дальние родственники окружили умирающего вельможу своим вниманием, надеясь на богатство.

Пьера Безухова отец любил больше остальных детей, поэтому дал сыну приличное образование за границей. На фоне всех претендентов на наследство Пьер выглядит бескорыстным, порядочным и наивным молодым человеком.

Основную интригу за наследство графа ведут Анна Друбецкая с одной стороны и князь Курагин с другой стороны, заручившись поддержкой племянниц приживалок. Курагины являются прямыми наследниками усопшей раннее законной супруги старика. А Друбецкая приходится племянницей самому Кириллу Безухову, кроме того, Пьер Кириллович крестил ее сына Бориса.

Его сиятельство был умным человеком, предвидел человеческие страсти по наследству, поэтому подал прошение самому императору Александру I, чтобы Пьера признали его родным сыном. Царь удовлетворил прошение умирающего вельможи. Так Пьер получил титул графа и самое доходное состояние в России.

Вывод: семейная мысль является одной из главных тем романа «Война и мир», определяющая государственную крепость, как крепость отдельно взятой семьи в государстве.

В романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир» «мысль семейная» выражается при помощи неявного сопоставления трех семей: Ростовых, Болконских и Курагиных.

Ростовы – полные жизни, естественные и искренние. В их доме всегда кипит жизнь, полно гостей, и почти все члены семьи жизнерадостны, общительны. Граф Ростов – радушный хозяин, двери дома которого всегда открыты, он готов помочь нуждающимся в этом. Графиня Ростова – любящая жена, полностью поддерживающая мужа. Наташа - искренняя и открытая девушка, живущая чувствами и эмоциями. Николай – прямодушный, пусть и немного ограниченный, но честный перед собой и окружающими людьми. Петя Ростов – сначала озорной мальчишка, а потом молодой офицер, жаждущий славы и подвига.

И только Вера – невозмутимая и равнодушная, выбивается из ряда этих полных жизненных сил людей. В семье Ростовых не задумываются о смысле жизни, духовные искания и долгие душевные переживания не свойственны членам этого семейства. Здесь все подчинено чувствам, диктуется ими и ими определяется.

У Болконских все иначе. Эта семья тоже симпатична автору, хотя все члены этой семьи совершенно другие. Они живут уединенно в своем имении. Честь и благородство для них превыше всего. Им свойственны размышления о смысле жизни, поиск своего места в этом непростом мире. Князь Болконский, суровый и твердый человек, в душе горячо любит своих детей.

К семье Болконских не принято выражать свои чувства, и старый князь, княжна Марья и Андрей искренне любят друг друга, их объединяет духовная близость. Но это люди другого склада, они склонны к самоанализу, к философским раздумьям и к духовным исканиям.

И еще с одной семьей мы знакомимся в романе – семьей Курагиных. Эта семья контрастирует с двумя предыдущими. Ее представители – корыстные, думающие лишь о своих интересах и выгоде люди. Элен - холодная и равнодушная красавица, мысли которой заняты лишь одним делом – поиском богатого мужа. Анатоль – бездушный красавец, никогда и никого не любивший и прожигающий жизнь. Ипполит – безвольный и безынициативный тип, которым полностью руководит его отец. В этой семье нет любви, нет взаимопонимания, однако никто из ее членов не испытывает по этому поводу никаких переживаний. Всех устраивает такое положение дел. Василий делает вид, что заботится о детях, пытаясь устроить их на теплые места и говоря, что выполняет свой родительский долг. Ни о каких чувствах в этой семье не может быть и речи.

Так, подробно изображая отношения в семьях, автор желал показать нам, что «мысль семейная»- одна из наиболее важных в романе. Начало всех начал писатель видел в семье. Подобно тому, как весь свет изображается положительным или отрицательным, выбор между этими двумя критериями определяется семьей и той атмосферой, которая царит в ней.

В соответствии с традициями реализма, Толстой хотел не только показать, но и сравнить различные семьи, являющиеся типичными для своей эпохи. При сравнении писатель довольно часто использует прием антитезы: некоторые семьи изображены в развитии, а отдельный ряд - застывшими.

В эпилоге Толстой демонстрирует становление двух семей: Пьера Безухова и Наташи Ростовой, а также Николая Ростова и княжны Марьи Болконской. Княжна Марья и Наташа отличаются высоким благородством. В их жизни было много страданий, но несмотря на это, они обретают в конце романа свое счастье – именно в семье. И в семье они проявят все свои способности, чтобы реализовать главную функцию, которую должна выполнить каждая жизни. В конце произведения мы понимаем, что “мысль семейная” становится для нас одной из главных линий романа. Автор изображает не только отдельных персонажей, но и их семьи, демонстрирует сложность взаимоотношений внутри определенной семьи и между семьями.

«Мысль семейная» в романе «Война и мир»

В романе-эпопее “Война и мир” мысль семейная занимает очень важное место. Толстой видел в семье начало всех начал. Как известно, человек не рождается на свет хорошим или плохим, а таковым его делают семья и та атмосфера, которая господствует внутри нее. На примере своих героев Лев Николаевич ярко показал разнообразие семейных отношений, их положительные и отрицательные стороны.

Все семьи в романе так естественны, словно существовали в реальной жизни. Даже сейчас, два века спустя, мы можем встретить дружную семью Ростовых или эгоистичную «стаю» Курагиных. У членов одной семьи есть общая, объединяющая всех черта.

Так, главной чертой семьи Болконских можно назвать стремление следовать законам разума. Никому из Болконских, кроме, пожалуй, княжны Марьи, не свойственно открытое проявление своих чувств. Семья Болконских принадлежит к старинной русской аристократии. Старый князь Болконский воплощает в себе лучшие черты служивого дворянства, преданного тому, кому «присягал». Николай Андреевич Болконский более всего ценил в людях «две добродетели: деятельность и ум». Воспитывая своих детей, он развивал в них эти качества. И князь Андрей, и княжна Марья отличаются своим духовным воспитанием от других дворянских детей.

Во многом миропонимание этой семьи отражают слова старого князя, отправляющего сына на войну: «Помни одно, князь Андрей: коли тебя убьют, мне старику больно будет... а коли узнаю, что ты повел себя не как сын Николая Болконского, мне будет... стыдно!» (четкие нравственные критерии, понятие о чести семьи, рода). Вызывает уважение поведение княжны Марьи, испытывающей чувство глубокой ответственности за своих родных, бесконечно уважающей отца («Все сделанное ее отцом возбуждало в ней благоговение, которое не подлежало обсуждению»)

Различные по характерам, все члены семьи Болконских являются одним целым благодаря своей духовной связи. Их отношения не так теплы, как у Ростовых, но они крепки, как звенья цепи.

Другая семья, изображенная в романе, в некотором роде противопоставлена семье Болконских. Это семья Ростовых. Если Болконские стремятся следовать доводам разума, то Ростовы подчиняются голосу чувств, их семья наполнена любовью, нежностью, заботой. Все откровенны друг с другом, у них нет тайн и секретов. Может, эти люди и не отличаются особыми талантами или умом, но они светятся изнутри семейным счастьем. К сожалению, на долю Ростовых выпадут страшные беды и испытания. Может, так им придётся расплатиться за счастье, которое было в доме на протяжении многих лет?.. Но, потеряв всё, ростовская семья снова оживёт, только в другом поколении, сохраняя традицию любви и уюта.

Третьей семьёй является семья Курагиных. Толстой, показывая всех ее членов, будь то Элен или князь Василий, уделяет большое внимание портрету, внешнему виду. Внешняя красота Курагиных заменяет собой духовную. В этой семье присутствуют многие человеческие пороки: лицемерие, жадность, порочность, глупость. В каждом человеке из этой семьи есть греховность. Их привязанность не является духовной или любовной. Она скорее животная, чем человеческая. Они схожи друг с другом, потому и держатся вместе. Толстой показывает нам, что семьи, вроде Курагиных, в итоге обречены. Никто из её членов не способен «возродиться» из грязи и порока. Семья Курагиных умирает, не оставляя потомков.

В эпилоге романа показаны еще две семьи. Это семья Безуховых (Пьер и Наташа), которая воплотила в себе авторский идеал семьи, основанный на взаимопонимании и доверии, и семья Ростовых - Марьи и Николая. Марья внесла в семью Ростовых высокую духовность, а Николай продолжил чтить ценность семейного уюта и радушия.

Показывая в своем романе разные семьи, Толстой хотел сказать, что будущее за такими семьями, как Ростовы, Безуховы, Болконские. Такие семьи никогда не умрут.

Семья Ростовых в романе «Война и мир»

В „Войне и мире" очень много значат семейные объединения, принадлежность героя к „породе". Собственно, Болконские или Ростовы - это больше чем семьи, это целые жизненные уклады, семьи старого типа, с патриархальной основой, старые роды со своей особой для каждого рода традицией», - писал («Война и мир» . - В кн.: Три шедевра русской классики. М., 1971. с. 65).

Попробуем рассмотреть в данном аспекте семью Ростовых, особенности «ростовской породы». Основные понятия, характеризующие всех членов этой семьи, - это простота, широта души, жизнь чувством. Ростовы не интеллектуальны, не педантичны, не рациональны, однако для Толстого отсутствие этих черт - не недостаток, а лишь «одна из сторон жизни».

Ростовы эмоциональны, великодушны, отзывчивы, открыты, по-русски гостеприимны, приветливы. В их семье, кроме собственных детей, воспитывается Соня, племянница старого графа, с детства здесь живет Борис Друбецкой, сын Анны Михайловны, приходящейся им дальней родственницей. В большом доме на Поварской всем хватает места, тепла, любви, здесь царит та особенная атмосфера, которая привлекает окружающих.

И создают ее сами люди. Глава семьи - старый граф, Илья Андреевич. Это добродушный, чудаковатый барин, беспечный и простодушный, старшина английского клуба, страстный охотник, любитель домашних праздников. Он обожает свою семью, у графа близкие, доверительные отношения с детьми: он не препятствует желанию Пети пойти в армию, беспокоится о судьбе и здоровье Наташи после ее разрыва с Болконским. Илья Андреевич буквально спасает Николая, попавшего в неприятную историю с Долоховым.

Вместе с тем хозяйство Ростовых пущено на самотек, их обманывает управляющий, семья постепенно разоряется. Но исправить создавшееся положение старый граф не в состоянии - Илья Андреевич слишком доверчив, слабоволен и расточителен. Однако, как замечает В. Ермилов, именно эти качества героя выступают в «совершенно ином, новом смысле и значении» в большую, героическую эпоху (Ермилов В. Толстой-художник и роман «Война и мир». М., 1961. с. 92).

В трудное военное время Илья Андреевич бросает свое имущество и отдает повозки для того, чтобы везти раненых. Здесь в романе звучит особый внутренний мотив, мотив «преображения мира»: освобождение от мира материальных вещей - это освобождение «от всех шифоньерок ветхого, злого, глупого, осточертевшего Толстому мира с его мертвенным и мертвящим эгоизмом, - то счастье освобождения, о котором мечтал для себя» и сам писатель. Поэтому Толстой симпатизирует этому персонажу, во многом оправдывая его. «...Прекраснейший был человек. Таких людей нынче уж не встретишь», - говорят знакомые после смерти старого графа.

Замечателен в романе и образ графини Ростовой, обладающей настоящим даром воспитателя. У нее тоже очень близкие, доверительные отношения с детьми: графиня - первая советчица своих дочерей. «Держи я ее строго, запрещай я ей... бог знает, что бы они делали потихоньку (графиня разумела, они целовались бы), а теперь я знаю каждое ее слово. Она сама вечером прибежит и все мне расскажет», - говорит графиня о влюбленной в Бориса Наташе. Графиня великодушна, как и все Ростовы. Несмотря на тяжелое материальное положение своей семьи, она помогает своей давней подруге, княгине Анне Михайловне Друбецкой, достав деньги на обмундирование ее сына, Бориса.

Та же теплота, любовь, взаимопонимание царят и в отношениях между детьми. Долгие задушевные разговоры в диванной - неотъемлемая часть этих отношений. Наташа и Соня подолгу откровенничают, оставшись наедине. Духовно близки и нежно привязаны друг к другу Наташа и Николай. Радуясь приезду брата, Наташа, живая, порывистая девочка, не помнит себя от восторга: она от души веселится, целует Денисова, рассказывает Николаю свои секреты и обсуждает с ним чувства Сони.

Когда девочки подрастают, в доме устанавливается та особая неуловимая атмосфера, «как это бывает в доме, где очень милые и очень молодые девушки». «Всякий молодой человек, приезжавший в дом Ростовых, глядя на эти молодые, восприимчивые, чему-то (вероятно, своему счастию) улыбающиеся девические лица, на эту оживленную беготню, слушая этот непоследовательный, но ласковый ко всем, на все готовый, исполненный надежды лепет женской молодежи... испытывал одно и то же чувство готовности к любви и ожидания счастья, которое испытывала сама молодежь дома Ростовых».

Стоящие у клавикорд Соня и Наташа, «хорошенькие и счастливые», Вера, играющая в шахматы с Шиншиным, старая графиня, раскладывающая пасьянс - вот та поэтическая атмосфера, которая царит в доме на Поварской.

Именно этот семейный мир так дорог Николаю Ростову, именно он доставляет ему одно из «лучших наслаждений жизни». Об этом герое Толстой замечает: «даровитый и ограниченный». Ростов бесхитростен, прост, благороден, честен и прям, отзывчив и великодушен. Помня о былой дружбе с Друбецкими, Николай, не задумываясь, прощает им старый долг. Как и Наташа, он восприимчив к музыке, к романтической ситуации, к добру. Вместе с тем герой лишен творческого начала в жизни, интересы Ростова ограничены миром его семьи и помещичьим хозяйством. Мысли Пьера о новом направлении для всего мира не только непонятны Николаю, но и кажутся ему крамольными.

Душой семьи Ростовых является Наташа. Образ этот служит в романе тем «сводом», «без которого произведение не могло бы существовать как целое. Наташа - живое воплощение самой сущности человеческого единения.

Одновременно Наташа воплощает собой эгоизм как естественное начало человеческой жизни, как свойство, необходимое для счастья, для реальной деятельности, для плодотворного человеческого общения. «Естественному эгоизму» Наташи в романе противопоставлены «холодный эгоизм» Веры и Элен, возвышенный альтруизм и самоотречение княжны Марьи, «корыстное самопожертвование» Сони. Ни одно из этих свойств, по мысли Толстого, не годится для живой, подлинной жизни.

Наташа интуитивно чувствует самую суть людей и событий, она проста и открыта, близка к природе и музыке. Как и другие Ростовы, она не слишком интеллектуальна, ей не свойственны глубокие раздумья о смысле жизни, трезвый самоанализ Болконских. По замечанию Пьера, она «не удостаивает быть умной». Главную роль для нее играют чувства, «жизнь сердцем», а не рассудком. В конце романа Наташа находит свое счастье в браке с Пьером.

Семья Ростовых необыкновенно артистична, музыкальна, все члены этой семьи (за исключением Веры) обожают пение и танцы. Во время званого обеда старый граф лихо отплясывает «Данилу Купору» с Марьей Дмитриевной Ахросимовой, пленяя зрителей «неожиданностью ловких вывертов и легких прыжков своих мягких ног». «Батюшка-то наш! Орел!» - восклицает няня, восхищенная этой чудной пляской. Необыкновенна и пляска Наташи у дядюшки в Михайловке, ее пение. У Наташи прекрасный необработанный голос, очаровывающий именно своей девственностью, нетронтостью, бархатностью. Николая глубоко трогает пение Наташи: «Все это, и несчастье, и деньги, и Долохов, и злоба, и честь, - все это вздор... а вот оно настоящее... Боже мой! как хорошо!... как счастливо!... О, как задрожала эта терция и как тронулось что-то лучшее, что было в душе Ростова. И это что-то было независимо от всего в мире и выше всего в мире».

Отличается от всех Ростовых лишь холодная, спокойная, «красивая» Вера, от правильных замечаний которой всем делается «неловко». Она лишена простоты и сердечности «ростовской породы», она может запросто обидеть Соню, читать детям бесконечные нравоучения.

Таким образом, в жизни семьи Ростовых чувства и эмоции преобладают над волей и рассудком. Герои не слишком практичны и деловиты, но их жизненные ценности - великодушие, благородство, преклонение перед красотой, эстетические чувства, патриотизм - достойны уважения.

Сочинение: семья и семейные ценности в романе толстого война и мир

  • В романе Л.Н. Толстого описана жизнь нескольких семей: Ростовых, Болконских, Курагиных, Бергов, а в эпилоге еще и семей Безуховых (Пьера и Наташи) и Ростовых (Николая Ростова и Марьи Болконской). Эти семьи очень разные, каждая уникальна, но без общей, самой необходимой основы семейного бытия любовного единения между людьми истинная семья, по мнению Толстого, невозможна. Сопоставляя различные типы семейных отношений, автор показывает, какой должна быть семья, что такое истинные семейные ценности и как они влияют на формирование личности. Не случайно все герои, духовно близкие автору, воспитывались в настоящих семьях, и, напротив, эгоисты и приспособленцы выросли в ложных семьях, в которых люди связаны друг с другом лишь формально.
    Особенно близки писателю семьи Ростовых и Болконских. Он подробно описывает каждодневный быт Ростовых в московском доме, в Отрадном, а Болконских в имениях Лысые горы и Богучарово. У Ростовых и Болконских есть Дом, есть великая общечеловеческая ценность.
    Семья Ростовых идеальное гармоническое целое. Любовь связывает всех членов семьи. Только Вера- холодная и чуждая. Не случайно она вскоре выпадает из семьи Ростовых, выходит замуж за расчетливого Берга.
    Ростовых связывают искренние отношения. Сцена именин в московском доме Ростовых, святочное веселье с ряжеными в Отрадном исполнены истинного веселья, радушия, гостеприимства. Родители воспитывают своих детей, отдавая им всю свою любовь. Они стремятся к взаимопониманию и взаимопомощи. Так, когда Николай проиграл сорок тысяч Долохову, то не услышал ни слова упрека от отца и смог заплатить долг, хотя эта сумма грозила Ростовым разорением. Дети благодарны родителям: Ростов старается побыстрее выплатить долг; Наташа самоотверженно ухаживает за матерью, спасает ее от смерти после трагического известия о гибели Пети. Николай в эпилоге посвящает свою жизнь своей семье и матери.
    Ростовы простые, сердечные люди. Не случайно Толстой в черновиках дал им фамилию Простовы. Жизнь сердца, мудрость, честность и порядочность определяют их взаимоотношения и поведение.
    Семейный уклад Болконских совершенно иной. Их жизнь подчинена строгому распорядку, жесткой дисциплине. На первый взгляд, отношения в этой семье лишены сердечности и взаимопонимания. Старый князь деспот, который мучает свою дочь бесконечными придирками, уроками геометрии, кричит на нее. Княжна Марья боится отца. Князь Андрей вынужден отложить женитьбу на Наташе на целый год по требованию отца. Однако внутренне эти люди очень близки друг другу. Их любовь проявляется в трудные минуты. Когда пришло известие о гибели князя Андрея, то Марья, обнимая отца, говорит: Давайте плакать вместе. Перед смертью старый князь хочет видеть только дочь, он проявляет к ней любовь и жалость, которые раньше скрывал, чтобы не портить ее лаской.
    И Ростовы, и Болконские патриоты. Своим поведением во время Отечественной войны они выражают народный дух. Князь Николай Андреевич умирает, потому что его сердце не выдержало сдачи Смоленска. Марья отвергает предложение французского генерала о покровительстве. Ростовы жертвуют имуществом, отдавая подводы раненым, принимают нелегкое решение: соглашаются отпустить юного Петю в армию. Николай и Андрей защищают Отечество на поле боя. Они живут интересами нации. 1812 год выявляет лучшие черты каждой семьи.
    Семья Курагиных в мирной жизни предстает во всей ничтожности своего эгоизма, бездушия, безнравственности. Курагины стремились использовать людей как средство для достижения своих целей. Князь Василий хотел выгодно женить Анатоля на самой богатой невесте – Марье Болконской. Эта интрига ему не удалась, зато Элен он пристроил, поломав жизнь Пьеру. Все низменные качества Курагиных проявились во время войны 1812 года. Они вели все ту же праздную жизнь в салонах. Князь Василий спекулировал на патриотизме, а Элен занималась устройством своей личной жизни. Однако и в этой ложной семье произошло несчастье Анатолю ампутировали ногу, впоследствии он умер. Однако Толстой намеренно не рассказывает, как это восприняли Курагины. В этой семье не способны на истинные человеческие чувства.
    Семья Пьера и Наташи в изображении Толстого почти идиллия. Цель их брака не только продолжение рода и воспитание детей, но и духовное единение. Пьер после семи лет супружества чувствовал радостное, твердое сознание того, что он не дурной человек, и чувствовал он это потому, что он видел себя отраженным в своей жене. Наташа зеркало мужа, отражавшее только то, что было истинно хорошо. Они настолько близки, что способны угадывать желания и мысли друг друга. Весь мир Наташи дети, муж. Толстой считал, что в этом призвание женщины.
    подлинные. Автор показывает, что, создавая семью, человек делает шаг навстречу живой жизни, приближается к органическому, естественному бытию. Именно в создании семьи любимые герои Толстого обретают смысл существования. Семья завершает этап их юношеского неустройства и становится своеобразным итогом духовных поисков.

«Война и мир» – русская национальная эпопея, в которой нашел отражение национальный характер русского народа в тот момент, когда решалась его историческая судьба. Л. Н. Толстой проработал над романом почти шесть лет: с 1863 по 1869 гг. С самого начала работы над произведением внимание писателя привлекли не только исторические события, но и частная семейная жизнь.

Для самого Л. Н. Толстого одной из его главных ценностей была семья. Семья, в которой он вырос, без которой мы не знали бы Толстого‑писателя, семья, которую он создал сам. Семья как школа жизни и семья как институт. В жизни семья – это способ воспроизводства и лучшее средство воспитать в человеке нравственные устои, развить его таланты. Семья – это передача опыта поколений, своеобразие нации.

«Мысль семейная» впервые серьезно была затронута Толстым в «Детстве». Он изображает свою семью, ее климат, отношения между детьми и родителями и влияние семейной атмосферы на него самого. Апогеем развития «мысли семейной» в творчестве Толстого стал роман «Анна Каренина». В романе же «Война и мир» через призму «семейной мысли» рассматривается Отечественная война 1812 г.

В романе «Война и мир» описана жизнь нескольких дворянских семей: Ростовых, Болконских и Курагиных.

Болконские и Ростовы – это семьи, которым симпатизирует Толстой. Из них выходят Марья и Андрей Болконские, Наташа – любимые герои писателя. Члены этих семей были подвергаемы писателем трем основным испытаниям: светской жизни, любви, войне. Семьи показаны не в отрыве от окружающего мира, но в тесном соприкосновении с ним и контактами между собой. Именно таким образом Толстой раскрывает «мысль семейную».

В семье Ростовых было принято не боятся выражать свои чувства: плакать, влюбляться. Это была одна из самых гостеприимных семей в Москве. Кроме своих детей, они воспитывали Бориса и Соню. В доме царила обстановка всеобщей любви и доверия. Любовь связывает всех членов семьи. Она проявляется в чуткости, внимании, сердечной близости. У Ростовых все искренне, идет от души. В этой семье царят радушие, гостеприимство, хлебосольство, хранятся традиции и обычаи русской жизни. Только из подобной семьи могут выйти такие дети, как Николай и Наташа. Это люди с сильным интуитивным началом, но не несущие никаких духовных ценностей. Именно потому их тянет к семье Болконских, несущих в себе нравственные и духовные ценности.

В семье Болконских царит спартанская обстановка. Тут не принято плакать, тут не любят гостей, все здесь подчинено разуму. Это старинный аристократический род. Кроме кровных уз, членов этой семьи связывает еще и духовная близость. Николай Андреевич, любя свою дочь, заставляет ее учить естественные науки, считая, что она совершенно дурна. Однако в княжне побеждают духовные основы. Счастье, данное ей в конце романа, – награда за страдания. Князь Андрей – это образ настоящего мужчины: волевой, сильный, практичный, образованный, в меру чувствительный.

Две эти семьи образуют как бы две половины, и вполне естественно, что их притягивает друг к другу, и они образуют гармоничные пары. Духовное и практическое воссоединяется в паре Николай – княжна Марья. То же самое должно было произойти между князем Андреем и Наташей, но смерть Болконского мешает этому.

Ростовым и Болконским противопоставляет Толстой семью Курагиных. Курагины – это символ деградировавшей семьи, семьи, в которой материальный интерес ставится выше духовного. Члены этой семьи предстают перед нами во всей своей ничтожности, пошлости, бездушии, корыстолюбии. Курагины живут искусственной жизнью, они эгоистически заняты повседневными интересами. Семья лишена духовности. Для Элен и Анатоля главное в жизни – удовлетворение своих низменных желаний. Они полностью оторваны от народной жизни, живут в блестящем, но холодном свете, где все чувства извращены. Князь Василий увлечен светскими делами настолько, что утерял всякую человеческую сущность. По Толстому, эта семья не имеет права на существование, почти все ее члены погибают. С Курагиными можно сравнить семью Веры и Берга. Вся их жизнь состоит в подражании другим. Их девиз – «как у других». Этой семье будут даны дети, но они наверняка будут нравственными уродами.

Идеалом гармоничной семьи становится пара Наташа Ростова – Пьер Безухов. Все духовные искания Пьера, вся неутомимая энергия Наташи пошли на создание крепкой и надежной семьи. Можно с уверенностью сказать, что их дети вырастут здоровыми физически и нравственно.

Показав в романе наиболее полно три семьи, Толстой дает понять читателю, что будущее за такими семьями, как семьи Ростовых и Болконских, воплощающих в себе искренность чувств и высокую духовность.



Рассказать друзьям