На чём играли советские рок-музыканты? Гитары Цоя. На каких гитарах играют звезды Какие гитары были у виктора цоя

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

У главного исследователя истории рок-музыки в ЖЖ - soullaway , обнаружил фото из 1980-х: Виктор Цой в американском музыкальном магазине. Меня вообще давно занимал вопрос: на чём играли советские рок-музыканты в те годы. Решил немного поисследовать тему.

С Цоя и начну - тем более, что у него сегодня день рожденья. Перелопатил концертные фотографии и кое-какие гитары смог опознать.


Начнём с простого - пожалуй, самая популярная электрогитара на свете: Fender Stratocaster .


Впрочем, это может быть на Fender , а Squier - это эконом-бренд "Фендера". Профессиональному музыканту на таком играть несолидно, но думаю в СССР в те годы было вполне круто.


По крайней мере, Гребенщиков на знаменитом "Музыкальном ринге" 1986 года играл именно на "Скваере".

Довольно известное фото:

Фирма указана на деке: Ibanez, а вот модель опознать не смог.

И гитара - Kramer Ferrington

Ещё одна гитара из последних - Washburn AE .

Всё, что было выше - уже перестроечные времена, вторая половина 1980-х, когда импортные гитары, наверное, уже достать было можно. А следующие фотографии - первая половина 1980-х.

На многих фото Цой фигурирует с 12-струнной акустикой Ленинградской фабрики музыкальных инструментов им. Луначарского .

Кстати, у Каспаряна на этом фото - Yamaha SG

А вот совсем раннее фото:

Шик тех времён - чехословацкая Jolana Star

алла чередниченко

Секрет гитары Цоя

В Музее Виктора Цоя в котельной «Камчатка» хранится двенадцатиструнная гитара музыканта. Для поклонников Цоя – священный артефакт, а для ее знаменитого владельца это был качественный инструмент, сделанный в Ленинграде.

ФОТО Владимира НИКИТИНА (из архива газеты) " class="article-img">

Когда-то подростки играли не на американских гаджетах, а на ленинградских гитарах.
ФОТО Владимира НИКИТИНА (из архива газеты)

Как нам рассказали в музее, эту гитару Виктор купил в 1978 году в Гостином дворе. По тем временам это была одна из лучших представленных на витринах ленинградских музторгов гитара. Да и стоила она чуть ли не всю среднестатистическую зарплату советского гражданина. Чтобы осилить покупку, будущей легенде русского рока пришлось копить деньги, которые ему выделяли родители на пропитание. Разглядываю потертую этикетку на гитаре и вижу практически стертую надпись «Ленинградская фабрика щипковых музыкальных инструментов им. А. В. Луначарского».

«Действительно, в то время ленинградские гитары «Луначарки» славились не только в СССР, но и за рубежом», – подтверждают и музыканты, и музыкальные мастера. А секрет успеха тех гитар был прежде всего в грамотно выстроенной технологической цепочке производственного процесса, серьезном отношении к подбору материалов и энтузиазме специалистов. Делали эти гитары в основном из ели и березовой фанеры. Также использовали бук и клен. Особенно ценилась древесина из Архангельской и Вологодской областей.

«Что касается гитары, которая была у Виктора Цоя, то ее высокое качество зависело в том числе и от естественных технологических особенностей, – объясняет потомственный гитарный мастер Андрей Бабичев. – Чтобы ускорить процесс лакировки, гитары покрывали специальным лаком только одним слоем. Особенность советского лака (а другого не было) в том, что он высыхал в ровную поверхность лишь при условии, если толщина покрытия была больше миллиметра».

В результате практически все «луначарские» гитары того времени были слишком сильно пропитаны этим лаком, что, естественно, сказывалось на качестве их звучания. И только 12-струнным моделям чрезмерная масса лака была не страшна благодаря высокому натяжению, которое давали 12 металлических струн, раскачивающих деку.

Согласно заводской легенде, образцом для таких инструментов послужила испанская гитара известного музыканта Андерса Сеговия, который в 1927 году с дружественным визитом гостил на ленинградской фабрике. Он подарил мастерам свой инструмент (по другой версии, они воспользовались инструментом тайно, пока хозяин отвлекся). Мастера вдоль и поперек изучили заморскую гитару, скопировали с нее лекала, тщательно изучили замеры и расположение пружин. Именно те скопированные лекала и послужили основой для лучших отечественных инструментов, многие из которых живы до сих пор.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте


Комментарии

Самое читаемое

На Седьмом форуме кредитной кооперации его участники объяснили гражданам, что у кредитной кооперации есть будущее, но и ухо надо держать востро.

Директор филиала Кадастровой палаты Росреестра по Петербургу рассказал, с какими трудностями горожане могут столкнуться при постановке земельного участка на учет.

Через совместный с геологами Поморья поиск алмазов и золота

Извилистыми путями идут наши недропользователи к новым месторождениям. Там, куда протоптаны дороги, уже нечего «брать». А освоение бескрайних просторов тундры и тайги встанет в копеечку.

C участием петербургских специалистов собирают корпус самого мощного в мире реактора на быстрых нейтронах

Петербургский музыкант делает из гитары Цоя арт-объект (фото)

© Фото из личного архива Сергея Елгазина

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 29 октября. Музыкант Сергей Елгазин занимается реставрацией гитары лидера группы "Кино" Виктора Цоя.

Как рассказал Сергей Елгазин корреспонденту "Росбалта", он приступил к реставрации около трех-четырех дней назад.

"Сейчас, поскольку аутентичность исчезла, внешний вид гитары оказался не ахти - трещины по корпусу. Есть идея превратить гитару Цоя в арт-объект, - говорит Елгазин. - Я разослал различным художникам, которые знали музыканта, просьбу принять участие в акции - изобразить на гитаре портрет Цоя. И мне ответил Алексей Сергиенко - художник, который делал цикл работ, посвященных лидеру группы "Кино". Он как раз пишет портрет Цоя. И предложил перенести его на гитару. Я отреставрирую все, кроме деки, а на ней он изобразит портрет".

Гитаре 30 лет. Сергею Елгазину ее подарили друзья Цоя еще в то время, когда Елгазин был совладельцем клуба "Камчатка". "Я на ней играл, а несколько лет назад обратился к сыну Цоя и попросил написать бумагу о том, что я ее хранитель. И он мне написал, там также есть разрешение на реставрацию", - отметил Елгазин.

Музыкант подчеркнул, что эта гитара была его рабочим инструментом, с ней он выступал на всех концертах. После реставрации он снова будет на ней играть.

"Есть люди, которые считают что надо было оставить все как есть. Положить кусочки гитары под стекло. Но, во-первых, музея Цоя нет, и класть гитару некуда. Во-вторых, в музее "Камчатка" есть гитара, которая лежит под стеклом в ужасном состоянии, а этот инструмент будет играть, продолжая дело Цоя... Если бы это была единственная гитара Цоя, вопрос стоял бы по-другому, но суть в том, что гитар, на которых он играл, много. И от того, что я одну из них сделаю рабочим инструментом, слава Цоя не пострадает. Это правильнее, чем засыпать вещи нафталином", - сказал Елгазин.

1. Первое же выступление Цоя в Киеве окончилось депортацией в Москву. В 84-м еще не слишком известный Цой и уже знаменитый Майк Науменко играли «квартирник» (в доме неподалеку от столичной прокуратуры). Концерт прервал визит участкового. Хозяину квартиры удалось спрятать кассету с записью — в противном случае, Цою, наверняка, припаяли бы «незаконную трудовую деятельность».

2. Виктор Цой не выносил вида крови. В 83-м он пытался откосить от армии в знаменитой питерской психиатрической больнице на реке Пряжке.

«Там нужно было под МДП закосить, маниакально-депрессивный психоз. Порезать вены и так далее, — вспоминает экс-гитарист «Кино» Юрий Каспарян. — С этим брали. У них там как-то было налажено со знакомыми, что его возьмут, но вены все равно нужно было резать. А Цой терпеть не мог крови. Палец колоть это уже была проблема, тем более, что человек на гитаре играл. А тут вены резать себе!... В общем, вызвали они скорую, приехали врачи, а Цой сидит такой розовый, на руках царапины какие-то маленькие. Ну, забрали все равно! ».

Кстати, «на Пряжке» Цой сочинил песню с неслучайным названием «Транквилизатор».

3. По словам практически всех, кто знал его лично, Цой не был ни заносчивым, ни шумным, ни, тем более, агрессивным человеком. Что не мешало ему фанатеть от Брюса Ли, десятки раз пересматривать «Выход дракона», копировать движения, позы и даже выражение лица своего кумира.

4. Цой был очень стеснительным. «И по части женщин, и вообще, — вспоминает близкий друг Виктора и первый гитарист «Кино» Алексей Рыбин в интервью «Московскому Комсомольцу». — Но это опять идет от советского бытия: Витю унижали из-за его национальности. Каких мы только фраз у пивнушек в его адрес не наслушались! Конечно, это его сделало закрытым. Его в школе дразнили, потом гопники к нам на улице приставали» .

5. В 1986-м, несмотря на чернобыльскую катастрофу, группа «Кино» приехала в Киев - сниматься в фильме «Конец каникул» — дипломной работе молодого режиссера Сергея Лысенко. Принято считать, что этот фильм запустил кинокарьеру Цоя, хотя «приближенные источники» утверждают, что тот был изрядно удручен тем, что «фильм получился таким говном».

6. Цой увлекался резьбой по дереву. Его впервые показали по телевизору в программе «Монитор», как одаренного резчика по дереву. Цой особенно любил мастерить из дерева японские традиционные фигурки — нэцкэ. Потом он раздаривал эти миниатюрные скульптуры друзьям и знакомым.

7. Цой любил рисовать. Его друзья говорят, что это были гротескные изображения, которые были близки к фэнтези и мультфильмам.

8. На знаменитой «Камчатке» Цой стал высококлассным кочегаром. Но многие друзья говорят, что он не был таким уж трудоголиком.

Из воспоминаний того же Рыбина: «Витька был страшный лентяй! Как и все мы. Просто написание песен не было для него трудом. Он этим между делом занимался. А вообще любимое времяпровождение Цоя было лежать на диване. Помню, я прихожу, а он, задрав ноги, с «Беломором» в зубах книжку читает» .

9. Виктора Цоя интересовала российская эстрада. Он знал наизусть несколько песен Михаила Боярского и однажды ходил в СКК на концерт Валерия Леонтьева.

10. Рассказывает Анатолий Соколков, начальник той самой «Камчатки»:

«Он говорил про себя: «Я загадочный восточный мужчина». Песня «Камчатка» была написана гораздо раньше, чем Цой сюда попал. Писал он чисто фонетический текст, слово понравилось. Когда он устроился работать, все сошлось воедино» .

11. Песню «Спокойная ночь» Цой написал в Киеве. С десятого этажа гостиницы «Славутич» открывался красивый вид на город — говорят, этот пейзаж и настроение, царившее в Киеве, как раз и вдохновили Цоя на строчки «Я ждал это время, и вот это время пришло. / Те, кто молчал, перестали молчать. / Те, кому нечего ждать, садятся в седло, / их не догнать, уже не догнать» .

12. Есть версия, согласно которой слово «Асса» сделал эдаким поп-культурным символом не Соловьев и не Гребенщиков, а именно Цой. Один из первых саунд-продюсеров на территории СССР — Андрей Тропило — вспоминает, что «по его мнению, главный тезис советской культуры вообще и различных молодежных деяний в частности должен выражаться словом «АССА!» .

«Когда записывали «Ночь» или «Начальника Камчатки», общение было очень затруднительно. Почему? Постоянное ощущение дурдома. Ты что-то делаешь с одним исполнителем, а в это время другие, в том числе и Цой и Каспарян, непрерывно двигаются, подскакивают, демонстрируют друг другу приемы каратэ. Они все время махали руками. А когда у тебя над головой непрерывно машут руками, это довольно неприятно. У меня это слово «асса» было постоянно за спиной. Они непрерывно это «асса» друг другу демонстрировали. Удар в челюсть ногой или что-нибудь еще» .

13. Биографы любят подчеркивать, что неоспоримо любимым цветом Цоя был черный, но это не совсем так. Этот цвет преобладал в сценических костюмах, в жизни же Виктор Цой любил одеваться ярко и обожал желтый цвет (на Востоке — символ вечности). Любимые цветы Цоя — желтые розы.

14. Виктор Цой и группа «Кино» успели дать четыре концерта на Западе: в Дании, Италии и два раза во Франции.

15. Люди, окружавшие группу «Кино» на гастролях, отмечают их феноменальную отдачу. Уходя за кулисы после концерта, Цой почти всегда падал в изнеможении и минут десять лежал на полу без движения. Приходил в себя, потому что на сцене всегда выкладывался по полной.



Рассказать друзьям