Незавершенные дела. Как разобраться с незаконченными делами, и освободить время для нового

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Владимир Кусакин - Как стать более продуктивным, управляя своим временем

Мне так и хочется добавить расхожую фразу: «Время – деньги!»
Очень часто именно эти две вещи бывают основными барьерами для достижения Ваших целей. Интересно, что если Вы научитесь управлять временем, у Вас сразу же повысится способность обладать бо`льшим количеством денег. Вообще, деньги – это жутко интересная тема, которую мы рассмотрим в одном из следующих писем.

Вы когда-нибудь видели собаку, которая гонится за машиной и страшно самозабвенно лает. А что она сделает, если догонит?
Я иногда тоже гнался в своей жизни за чем-то, подобно той собаке. Но до тех пор, пока у меня не появилась достойная цель, у меня были барьеры со временем и деньгами.

Сегодня я хочу предложить вам одну из лучших статей на эту тему Клауса Хилгерса. Я сам неоднократно прибегал к советам, описанным в этой статье, и моя жизнь менялась кардинально.

Управление временем или КАК СДЕЛАТЬ СВОЮ ЖИЗНЬ ЛУЧШЕ

Клаус Хилгерс (Klaus Hilgers) имеет более чем двадцатилетний опыт работы консультантом по управлению. Он президент своей консалтинговой компании Epoch Consultants, которая находится в США. Г-н Хилгерс использует эффективные программы управления временем (Timemanagement), чтобы помочь руководителям научиться справляться с перегрузкой на работе, лучше управлять своим временем и уровнем стресса.

Незаконченные дела….
опасны для вашего здоровья!

В суете рабочих будней, находясь под прессом неотложных дел, мы привыкаем неосознанно перекладывать ответственность за свою жизнь на различные обстоятельства, –экономические, личные, любые другие, но такой подход совершенно не оставляет нам времени для творчества.

Успешное управление всеми сторонами жизни: семьёй, карьерой, финансами, отдыхом, физическим и духовным аспектами, – является ключевым моментом успешной, продуктивной жизни.

Если вы хотите справиться со стрессом, вызванным множеством проблем, требующих немедленного решения, то первое, что вам нужно делать – это посмотреть, какой образ жизни вы ведёте или к какому образу жизни вас «привели». Многие из нас вместо того, чтобы управлять собственной жизнью, доверяют это управление обстоятельствам.

Чтобы понять, каким образом можно раскрыть природную способность управлять своей жизнью, необходимо определить свой замысел: «Для чего я всё это делаю?», «Каков замысел моей компании?», «Каков замысел моей должности?», «Каков замысел моих взаимоотношений с ______(имя)?». Вашим замыслом может быть: «поставить детей на ноги», или «быть успешным художником, музыкантом, инженером, продавцом и т.д.».

Ответьте на вопросы теста, чтобы проанализировать свой образ жизни:

  1. Ваши карманы набиты бумажками, на которых вы записываете, что нужно сделать?
  2. Вам сложно сосредоточиться на выполнении работы, потому что вы думаете о других делах, которые нужно сделать?
  3. Вы часто отстаёте от графика и пытаетесь наверстать упущенное?
  4. Вы начали множество новых проектов, но не завершаете их?
  5. Когда вы что-либо делаете, то вас постоянно отвлекают, и это влияет на скорость вашей работы?
  6. Вы часто вспоминаете о том, что не сделали что-то важное в тот момент, когда уже слишком поздно?
  7. Вы приходите домой с ощущением, что ничего не успели сделать на работе, чувствуете себя очень уставшим и единственное на что вы способны – это смотреть телевизор?
  8. Вы считаете, что не можете выделить время на физические упражнения, отдых или даже на простые развлечения?

Если вы ответили «ДА» хотя бы на один вопрос, это значит, что вы не очень хорошо управляете своей жизнью. Вопрос в следующем… «Кто управляет вашей жизнью?» Вы управляете своим временем, или обстоятельства диктуют вам распорядок дня?

Прямо сейчас вы можете подумать: «У меня нет времени на планирование. Я так занят тем, что справляюсь и улаживаю различные ситуации в своей жизни, что у меня просто нет времени для планирования. Я даже не написал цели на текущий год, а сейчас уже март. Я знаю, что мне нужно написать их, но мне кажется, это никогда не произойдёт».

Почему же возникает такая ситуация? Серьёзная проблема, мешающая доводить дела до конца, – это не заканчивать то, что было начато. Множество людей, вместо того, чтобы завершать дела, склонны накапливать незавершённые циклы, известные как «несделанные дела и недоделки». А это и создаёт стресс.

Завершение задачи, по сути, отличается от того, что вы просто прекращаете работать над её выполнением. Когда что-то «завершено», оно существует «в полной мере, в полном объёме», «в нём нет отсутствующих частей», оно «полное и совершенное», – Словарь Вебстера (Webster’s New World Dictionary).

Когда задача завершена, вы можете «выбросить её из головы» – вы больше не держите её в памяти. Вы чувствуете удовлетворённость. Вы готовы приступить к следующему делу, вы готовы созидать. Вы чувствуете себя хорошо!

Многие из нас вместо «завершённой работы» окружают себя «незавершёнными делами». «Меня не волнует, что здесь ошибка, я не буду это переделывать», или «переправлю-ка я эту работу куда-нибудь ещё… какая разница». На самом деле в таких эмоциях нет ничего удивительного: завершение начатой работы – самое трудное дело. Выполнить последний процент работы обычно труднее, чем предыдущие девяносто девять. Мы сопротивляемся тому, чтобы завершить дела и позволяем им оставаться незаконченными. Невыполненные задачи становятся нашими старыми друзьями…старыми, добрыми… «смертельными» друзьями.

Возможно, сейчас вы подумаете: «Но у меня же нет времени, чтобы полностью завершать дела!». Хорошо, давайте же посмотрим на некоторые последствия незавершённой работы.

НЕЗАВЕРШЁННАЯ РАБОТА НАНОСИТ СМЕРТЕЛЬНЫЙ УДАР ПО:

  • Вашему времени
  • Вашему вниманию
  • Вашей энергии
  • Вашему здоровью

Смотрите, что происходит, если вы завершаете только девяносто процентов работы или просто оставляете что-то незавершённым, или же делаете работу только для того, чтобы от неё избавиться:

  1. На следующее утро эта работа вновь появляется на вашем столе для внесения исправлений или дополнений, поэтому на самом деле вам приходится выполнять её дважды.
  2. На производстве возрастает количество брака.
  3. Даже если вам не к чему придраться, вы сами не чувствуете удовлетворения от этой работы.
  4. Из-за того, что память загромождена множеством незавершённых дел, о которых вам нужно помнить, вы не можете сконцентрироваться на текущей работе.
  5. Вам не хватает энергии.
  6. Вам сложно сосредоточиться.
  7. Вы чувствуете, что тратите много времени впустую.
  8. Вы чувствуйте усталость и раздражительность.
  9. Любые ситуации вы воспринимаете как источник дополнительного стресса.
  10. Вам становится всё труднее управлять, поскольку вы находитесь в состоянии постоянного стресса (это сопровождается различными физическими проявлениями: плохим пищеварением, головными болями, нервозностью и т.д.).

К незавершённым делам относятся:

  • Невыполненная работа.
  • Письменная и устная коммуникация, не улаженная должным образом.

Звучит достаточно скверно, не правда ли? Можете ли вы на самом деле позволить себе не завершать дела при условии, что при завершении работы вы получаете:

  1. Удовлетворение.
  2. Большее количество энергии.
  3. Увеличение скорости работы (Чем больше вы выполняете, тем больше можете выполнить! Всё ускоряется!).
  4. Способность созидать, начинать новое.

Завершение – это всегда начало чего-либо нового. Завершение высвобождает энергию и внимание, что значительно изменяет то, как вы воспринимаете себя и свою жизнь.

«Как же мне начать?», – удивитесь вы, «Я погряз в проблемах!», «Я не могу делать всё сразу!».

Это правда, но вам и не нужно делать всё сразу. Существуют несколько принципов управления временем.

В своей статье «Как справляться с работой», Л. Рон Хаббард дал такой совет:
«Делайте её СРАЗУ.
Один из лучших способов сократить вашу работу наполовину – это не делать её дважды».
Бывало ли так, что вы брались за какой-либо документ, просматривали его и откладывали в сторону, а затем, позже, возвращались к нему снова? Это и есть двойная работа.

Составьте список незавершённых дел, определите даты завершения и завершите их.

Организуйте свою работу: определите место для своих вещей и всегда возвращайте их на место.

Используйте такую систему хранения документов, чтобы вы могли легко найти то, что вам нужно.

Пользуйтесь электронными календарями и отслеживайте по ним выполнение задач.

Затем сформулируйте для себя цели по различным направлениям и спланируйте шаги по достижению этих целей. Сформулируйте цели в отношении:

  1. Финансов
  2. Карьеры
  3. Здоровья
  4. Улучшения физического состояния
  5. Улучшения питания
  6. Управления в условиях стресса
  7. Взаимоотношений с другими людьми

Когда вы будете составлять еженедельные и ежедневные планы в соответствии с вашими приоритетными целями, когда вы будете достигать этих целей, вы будете испытывать удовлетворение; именно оно будет вашей наградой и вашей мотивацией завершать следующие задачи. Поставьте себе цели – на год, на месяц, на неделю, на день, а также любые долгосрочные цели. Расставьте их по приоритетам, запланируйте шаги, которые приведут к достижению этих целей и затем выполните каждый шаг. При составлении плана обязательно предусмотрите время на улаживание непредвиденных обстоятельств.

Следующий шаг к тому, чтобы лучше управлять своим временем (он самый большой и важный) – это выполнять всё, что вы делаете тщательно и до полного завершения, пока вы не будете полностью удовлетворены сделанным.
Используйте персональную систему тайм-менеджмента (управления временем), которая может быть на вашем компьютере. Система должна включать в себя разделы для планирования целей, для составления плана на неделю и на день, календари дел на месяц, раздел финансов, раздел для заметок, проектов, адресов и т.д.

Чтобы помочь вам лучше управлять своим временем, я хочу сформулировать всё сказанное выше ещё раз в виде следующих рекомендаций:

  1. Сформулируйте свои цели и расставьте их по приоритетам.
  2. Регулярно составляйте план на неделю.
  3. Выполняйте задачи в соответствии с приоритетами.
  4. Задавайте себе вопрос: «Как я могу в данный момент использовать своё время наилучшим образом?» и поступайте именно так.
  5. «Если вам что-то не нужно, избавьтесь от этого». Исследования показывают, что восемьдесят процентов бумаг, помещённых в папки, никогда не просматриваются заново. Поэтому если вы их выбросите, то ничего плохого не случится.
  6. Записывайте то, что вам нужно сделать, не держите всё это в голове. Вы будете чувствовать себя лучше.
  7. Совершенно нормально, если вы будете просить тех, с кем вы общаетесь, писать вам просьбы или задания по электронной почте. В этом случае вы не забудете их выполнить.
  8. Организуйте хорошую систему хранения информации.
  9. Выполняйте работу полностью.
  10. Выполняйте работу «сейчас».

Начните управлять своей жизнью, используя принципы, которые мы обсуждали в этой статье, и вы увидите, как ваша жизнь станет более продуктивной, более рациональной и будет приносить вам гораздо больше удовольствия. Начните прямо сейчас!

ФОТО Getty Images

Этот широко известный в психологии феномен был открыт в 1920-е годы нашей соотечественницей Блюмой Зейгарник 1 . В то время она проходила стажировку в Берлине у знаменитого психолога Курта Левина. Как-то раз в кафе Левин обратил ее внимание на странную закономерность. Официант превосходно запоминал все детали заказа, даже не прибегая к записям. Но выполнив его, уже не мог вспомнить, что именно заказывали предыдущие посетители. Это наблюдение дало толчок для серьезного эксперимента, в ходе которого Зейгарник установила (и описала в своей дипломной работе) важную особенность нашей памяти: мы гораздо лучше (примерно в два раза) запоминаем незаконченные действия, чем те, которые были завершены.
Если задача была поставлена и не выполнена, наш мозг продолжает напоминать нам об этом, и мы невольно вновь и вновь мыслями возвращаемся к ней. Этот эффект проявляется в нашей жизни на каждом шагу.

Стресс, многозадачность и эффект Зейгарник

О том, что многозадачность мешает мозгу продуктивно работать и провоцирует стресс, написано немало. Это напрямую связано с эффектом Зейгарник. План разных дел, который вы держите в уме, это, в сущности, список незавершенных дел, от которых мозг не может отключиться и постоянно вам о них напоминает. В итоге вы не можете сосредоточиться на том деле, которым заняты в данный момент. Лучший способ справиться с такого рода стрессом - «материализовать» свой мысленный план, «выгрузив» его на бумагу, в компьютер или телефон. Таким способом вы как бы «убеждаете» свой мозг, что эти задачи будут выполнены чуть раньше или чуть позже, и он перестает бомбардировать вас напоминаниями о них.

Нами управляет ожидание награды

Эффект Зейгарник проявляется в том, что мозг напоминает нам о невыполненной задаче. Но он никак не помогает нам приступить к ее выполнению. Размышлять о задаче и засучить рукава, чтобы действовать, - разные вещи, хотя первое предшествует второму. И здесь на нас прежде всего действует другой фактор - ожидание награды.
Предположим, перед вами стоит две задачи: почитать учебник и посмотреть в интернете фильм. Периодически мозг напоминает вам об этих несделанных делах. Но какое из них вы завершите, зависит от того, какой награды вы от них ожидаете и какая из них для вас предпочтительней.
Для большинства из нас предпочтительней, то есть приятней, посмотреть фильм, чем сидеть над учебником. И скорей всего, вторую задачу мы будем откладывать под разными предлогами.
Если стоящая перед нами задача достаточно сложна и мы впадаем в прокрастинацию, не зная, с какого конца к ней подойти, лучший способ - начать хоть с чего-то. Предпочтительней - с самого легкого. Дело начато - значит, оно будет закончено.

Навязчивые мелодии и завлекательные сериалы

Еще одно проявление эффекта Зейгарник - звучащая у нас в голове мелодия, от которой невозможно избавиться. Допустим, мы услышали некую песню. Но запомнить ее целиком не удалось, лишь небольшой фрагмент без конца прокручивается у нас в памяти.
Почему происходит такое «застревание»? Для нашего мозга песня, которую мы не полностью запомнили, - это незавершенное действие. Он повторяет известный ему фрагмент в попытках «достроить» песню целиком. Но это невозможно, так как в памяти она не отложилась.
Если же мы прослушаем песню еще и еще раз и наконец запомним ее всю, мозг посчитает задачу выполненной и избавит нас от наваждения.
Кстати, эффект Зейгарник может объяснить и ту зависимость от сериалов, в которую попадают миллионы людей. В конце каждой серии сценарист прописывает так называемый «крючок»: это некая интригующая ситуация (тайна, угроза, препятствие и т.п.), исход которой можно будет узнать только из следующей серии. Герой падает со скалы… героиня падает в обморок, получив какое-то письмо… вертолет, на котором летят герои, начинает падать… И даже если сериал не очень увлек зрителя, что-то подталкивает его узнать продолжение - другими словами, он попадает на этот «крючок». Нам необходимо, чтобы действие завершилось!

Вот опять, пробегая мимо, взглянула краем глаза на незаконченную картину. Мелькнуло в голове: где же опять взять это вдохновение? Почему пропало ощущение легкости от процесса? Чем дальше, тем труднее собраться и наконец закончить начатое когда-то с таким запалом.

Эффект незавершенных дел. У кого из нас такого не бывало? По каким-то причинам мы бросаем дела на полпути: то не успел закончить за день, то попытки решить задачу вязнут, как в трясине, и никак не видишь результат, то рутина оказалась сильнее вдохновения.

И речь тут не только о каких-либо задачах. Незавершенными могут также оставаться отношения - личные, рабочие. Тут все становится еще сложнее, ведь добавляются зависимость, привязанность, страх одиночества и другие человеческие иллюзии.

Почему мы не доводим дела до конца?

Не завершили - значит, где-то не поставили точку. И эта «незавершенка» идет с вами дальше по жизни из прошлого в будущее. Это как вдохнул, а выдохнуть не можешь. Чем больше в нашей жизни таких незавершенных моментов, тем больше мы начинаем задыхаться под их тяжестью, теряем силы и энергию, вдохновение и желание.

И не обманывайте себя: вам не удастся забыть, выкинуть их из головы. Вы постоянно будете на них натыкаться, вспоминать и винить себя.

Почему же мы оставляем дела незавершенными? На это есть сразу несколько причин:

  1. Не можем правильно оценить время, которое понадобится на выполнение этого дела. Кажется, что решишь быстро, буквально за один день. Но день заканчивается, а воз и ныне там. А ведь завтра новый день, новые задачи.
  2. Не умеем расставлять приоритеты. Беремся за то, что не очень нужно, но очень хочется. Потом бросаем, потому что более важное и срочное требует внимания.
  3. Отвлекаемся от начатого дела на бесполезное времяпрепровождение. Вот новости решил прочитать, потом за статью зацепился, соцсети полистал. Да и телевизор фоном что-то вещает.
  4. Саботируем. От лени или по причине отрицательных эмоций. Вроде делаешь, а результата нет, или цель слишком далеко и кажется недосягаемой. Возможно, кто-то из близких сказал, что «занимаешься ерундой, лучше бы сделал что-то полезное».


Как все успевать и не накапливать новых дел?

Основная идея - научиться ставить точку. Каждое незавершенное дело - это гиря на ваших ногах, тянущая назад. Каждое законченное - крылья для полета вперед.

1. Провести ревизию всех незаконченных дел

Первая задача - оглядеться вокруг. Что не доделали? Не дорисовали, не дописали, не дошили, не домыли и т.д.

Если незавершенные дела уж очень давние, возможно, они уже потеряли свою актуальность. Посмотрите - они вам еще нужны? Стоит тратить свое время на них?

Те дела, которые уже не актуальны, закончите для себя в своей голове. Поставьте точку. Больше вы к ним не возвращаетесь и не сожалеете, что так и не доделали их. Выкиньте их из головы и, если возможно, уберите с глаз подальше все, что о них напоминает.

Недавно я тоже провела такую ревизию. Как я обычно ставлю точку? Сначала проверяю актуальность незаконченного, потом - связана ли я с этим эмоционально.

Вот одна из картин, брошенных на полпути. Всё. Ушла идея, больше мне это не интересно. Есть ли новая идея на базе уже написанного? Нет. И вытаскивать ее из себя насильно нет желания. Решено - использую ее как холст для другой картины. Точка.

Давно висит у меня над душой новый курс, который я пытаюсь доделать. Пока пишу, быстро меняется ситуация в законах: новая информация, новые данные. Да и вязну постоянно, работа продвигается с трудом. Сегодня в таком виде курс уже не актуален. Тем более если у меня самой глаза не горят от него, как я буду давать его людям? Решено - не мучаю себя больше. Материалы - в архив. Точка.

О, а вот и куча белья, требующая глажки уже вторую неделю. Актуально? Очень даже. Хочется? Честно, нет. Но нужно сделать - на помойку белье не выбросишь. Решено - отправляем в список на завершение.

В отношениях поступаем по той же схеме. Правда, тут куда труднее справиться с эмоциональной привязкой к человеку. Актуальны отношения? Нет. Возможно, вы даже уже расстались. Но все равно цепляетесь? Чтобы поставить точку, нужно разобраться с собой и понять, что это не «высокая любовь», а болезненная зависимость. Хотя это тема глубокая и для отдельного разговора.

2. Найти возражения на отговорки

Во-первых, на каждое дело дайте себе честный ответ, почему вы не закончили его раньше, что помешало. Даже если у вас уже есть отговорка «нет времени», постарайтесь копнуть дальше.

Потом найдите на каждое «почему?» свое возражение. Часто отговорки лежат на поверхности, тогда как истинная причина «делать / не делать» гораздо глубже.

К примеру, та же пресловутая глажка. «Почему?»: «Совершенно нет времени этим заняться». Возражение: «Сколько тебе нужно на это? Максимум один час. Ты вчера зависла в Интернете на этот час. Отмазка. Просто не любишь гладить, вот и оттягиваешь этот момент. Поменяй привычку - делай это сразу».

Вы не сможете понять причины самосаботажа, пока не разберетесь со своими эмоциями. Особенно если речь заходит об отложенных в долгий ящик творческих работах. По себе знаю, как часто десятки добрых слов от людей, которые говорят «ты талант», убиваются одним-единственным едким «ты бездарность».

3. Записать все на бумагу

Лучше записывать свои мысли в процессе ревизии, ведь мы куда больше верим написанному, чем сказанному. Дела, требующие завершения, я выписываю себе списком в порядке приоритетности и просто делаю одно за другим. С каждой поставленной галочкой в списке буквально становится физически легче!

Для самоконтроля и удержания себя от новых заброшенных дел я ежедневно веду дневник. Утром (или перед сном) записываю предстоящие планы на один день. Предварительно расставляю их по приоритетам и стараюсь правильно оценить время на выполнение всех задач. А вечером записываю свои наблюдения по итогам дня. Что сделала, что не сделала. Почему не сделала: отвлекалась, время не рассчитала, было много звонков, просто не пошло сегодня и т.д. Достаточно трех-четырех предложений.

4. Начать с незаконченного

Следующий день я начинаю именно с незаконченных задач. Конечно, если это хобби, а не рабочий вопрос, то ставлю этот пункт на ближайшее свободное время. И никакое другое занятие в руки не возьму, пока не завершу начатое.

Можно учиться заканчивать большие дела, начиная с маленьких шагов. Тренируйтесь на обычных бытовых задачах - на том, что формирует ваши ежедневные привычки.

Я даже взяла на себя обязательство изменить некоторую привычную рутину, чтобы не накапливать «незавершенку». Например, убраться на кухне сразу после готовки и приема пищи. Погладить белье, как только оно высохнет. Не браться сразу за кучу дел. Сделала одно - потом делаю другое.

Так постепенно мы избавляемся от старого и давно не нужного. Ведь, чтобы обрести что-то новое, для него надо освободить место и время.

От редакции

Самосаботаж - та еще проблема! Казалось бы, ставишь себе задачу, осознаешь ее необходимость, но выполнить не можешь - то и дело появляются препятствия. Что делать, если надо, а не хочется, можно узнать в статье психолога Ольги Юрковской : .

Чтобы очистить пространство для позитивных изменений в своей жизни, недостаточно и . Отложенные и невыполненные дела – это мысленный балласт, который тяготит нас и не дает двигаться вперед. Поэтому следующим шагом в стало избавление от накопившихся со временем недоделанных дел, неразрешенных ситуаций и невыполненных планов.

В психологии есть такое понятие – . Это может быть какое-то не доведенное до конца действие, нереализованная потребность или незавершенная ситуация . Казалось бы, все уже в прошлом, но наше подсознание сохраняет в памяти эти задачи и будет отвлекать на них нашу до тех пор, пока ситуация не будет доведена до своего логического завершения. Мы неосознанно проигрываем в своих новых отношениях те сцены, которые не довели до конца в предыдущих, нас продолжают разъедать те эмоции, которые мы хотели, но , и нас угнетает осознание того, что мы что-то планировали, но так и не начали делать. Стресс, чувство вины перед собой и другими людьми, идеи о том, что я необязательный и безвольный человек – не только отнимают наши силы, но и закладывают в нас программу неуверенности в себе, понижают нашу самооценку без особых на то причин.

Я узнала интересный факт о том, что наша соотечественница Блюма Зейгарник , занимаясь психологией личности еще в начале прошлого века, провела эксперимент, который показал, что мы сохраняем в памяти незавершенные действия намного дольше, чем завершенные. Этот эффект был назван ее именем «эффект Зейгарник», и продолжает влиять на нас и по сей день. Мы можем быстро позабыть даже свой значительный успех, к которому стремились долгое время, но будем долго и мучительно возвращаться в воспоминаниях и проигрывать в голове ситуацию, когда повели себя не так, как могли бы, показали себя не в полную силу или не сделали то, что хотели. Ах, нужно было сказать это, вести себя вот так, сделать то. Мы сразу же забываем о покупке любимого платья, но будем еще долго вспоминать о том платье, которое хотели, но почему-то не приобрели.

У всех нас есть такие незавершенные гештальты. Пока что я не планирую копать глубоко, и искать решение психологических проблем, но избавиться от груза обычных недоделанных и отложенных дел мне очень бы хотелось. Именно эту задачу я решила поставить перед собой сегодня, и разобраться с ней в ближайшие недели.

Видимо совсем не случайно появилась статья « ». Если вы еще ее не видели – советую прочитать. Именно прокрастинация – наша склонность откладывать дела на потом, отвлекаясь на что-то незначительное и не важное – является причиной того, что у нас скапливается внушительный список дел, который нас тяготит. Создать в себе новую привычку и перестать откладывать – это замечательно. Но решить проблему с теми задачами, которые уже образовались тоже необходимо. Что же для этого нужно предпринять?

Как разделаться с незавершенными делами.

1. Составьте список ВСЕХ отложенных дел.

Постарайтесь припомнить все, что вы планировали сделать – все крупные проекты и маленькие задачи, все звонки, встречи, дела. Все что вас беспокоило, и до чего не дошли руки.


Напротив каждого из дел напишите то действие, которое будет первым шагом в исполнении задачи. Например, если вы планировали сделать ремонт в комнате, первым шагом может стать нарисовать проект или выбрать обои. Пусть этот шаг будет совсем небольшим, но он сдвинет дело с мертвой точки. Проделав это, вы убьете 2х зайцев: во-первых, победите , которая была вызвана страхом перед крупной и сложной задачей, и, во-вторых, повысите свои шансы на то, что доведете дело до конца. Как показали исследования, те дела, которые мы записываем на бумаге, мы выполняем гораздо чаще, чем те, которые держим в голове.

2. Впишите в планировщик 5 дел из списка, распределив их по дням недели, и немедленно приступите к выполнению.

Как только вы завершаете что-то, сразу же планируйте следующее. Обязательно вычеркивайте из списка то, что сделали – это придаст вам уверенности и замотивирует для дальнейших действий. Для меня это самый приятный момент. Осознание того, что я наконец-то разделалась с какой-то задачей, которая раньше казалась мне непосильной, делает меня счастливой и заряжает энергией.

Кстати, если вы заметите, что какое-то дело «зависает» в вашем списке дел уже длительное время, задайте себе вопрос – а действительно ли его стоит делать? Может вы не выполняете его потому, что на самом деле оно не играет большой роли? В этом случае стоит просто признать, что оно утратило свою актуальность и принять сознательное решение , что вы . Это тоже один из способов завершить гештальт.

Конечно, решение бытовых вопросов напоминает бег по кругу – мы завершаем одно, но тут уже неизбежно возникает что-то другое. Это понятно, и нужно относиться к этому спокойно. Просто помните – что наша задача, разделаться с теми «хвостами прошлого», которые отнимают нашу энергию, поставить точку в решении старых задач. Очистить внутренне пространство, успокоить чувство вины, чтобы двигаться вперед.

Что же касается моего списка задач – он занял 2 листа, и я уже приступила к вычеркиванию первых дел. А какие открытия меня ждут впереди – я расскажу в следующих статьях, так что , чтобы не пропустить.©

, чтобы узнать самые свежие и интересные обновления. Защита АнтиСпам!

Люди болезненно реагируют на незавершенные дела.

Предположим, вы ждете вечером гостей. Вы сделали уборку в доме, приготовили ужин, прикинули, чем будете всех развлекать. Все готово, и до прихода гостей еще целый час. Казалось бы, это отличное время чтобы отдохнуть или решить другую задачу. Но… почему-то у большинства из нас не получается отвлечься.

Этот час уже зарезервирован сознанием. И вместо того, чтобы расслабиться, мы интенсивно занимаемся ожиданием гостей. Некоторые люди в такой ситуации не могут даже книгу почитать и постоянно смотрят на часы.

Одна небольшая встреча, назначенная на середину дня, запросто может испортить некоторым людям целый день. Ведь ни до, ни после нее они не в силах ничем серьезно заняться. До встречи факт приближающегося события действует на нервы, а после кажется, что делать что-то полезное поздно, потому что требуется больше времени. В итоге день потерян, хотя логических объяснений этому нет.

Если вы редко выезжаете в отпуска или командировки, то наверняка начинаете готовиться за несколько дней, откладывая все остальные дела до своего возвращения. Ведь вы уже «заняты», почти уехали.

Ставки увеличиваются, когда речь заходит о подготовке к экзаменам, ожидании презентации перед инвесторами или собеседования для устройства на новую работу.

Насколько это частое явление?

Интересно то, что человек – это не единственное существо, которое «залипает», сталкиваясь с незавершенными делами. У животных есть так называемая смещенная активность. Исследователи обнаружили, что если животное не может завершить начатую задачу, оно переключается на бессмысленные замещающие действия.

Например, две гиеновидные собаки столкнулись на границе своих территорий. Они не знают, что им делать – нападать или бежать. В этом случае гиеновидные собаки начинают кружиться на месте, умываться, рыть ямы и совершать другие нелогичные действия.

А как у людей?

У человека конфликт между несколькими важными задачами или страх перед принятием решения вызывает желание откложить дела на потом, а текущее время посвятить чтению соцсетей, готовке кексов или тренировке с тяжелыми весами.

Когда же вы назначаете встречу, вы помечаете ее в голове как задачу, требующую завершения. Вы как бы начинаете ее, и отсутствие возможности ее немедленно завершить вызывает беспокойство. Фактически вы ничего не делаете, но ожидание серьезно изматывает нервную систему. Особенно сильно напряжение проявляется, когда выполнение задачи растянуто по времени. Например, вы лечите зубы, наметив череду посещений у стоматолога, или работаете над задачами, где их завершение зависит не только от вас, но и от других (многие могут полдня ждать ответа, не в силах в это время заняться другими делами) .

Есть люди, которые составляют большие списки задач, надеясь, что их это дисциплинирует, а на деле волнение от незавершенности каждой из них аккумулируется до тех пор, пока беспокойство не превращает человека в невротика.

Все эти поразительные реакции возникают из-за особенностей восприятия человеком незаконченных дел.

Что говорят ученые

Наша соотечественница Мария Рикерс-Овсянкина (1898-1993, ученица Курта Левина) провела простой эксперимент: она давала взрослым людям скучное и бесполезное задание – сложить фигурку из разрезанных частей. Когда испытуемый выполнял примерно половину задания, она прерывала его и просила сделать второе задание, не связанное с предыдущим. При этом не полностью собранную фигуру она прикрывала газетой. Оказалось, что после окончания второго задания 86% испытуемых выразили желание вернуться к первому заданию и завершить его, причем невозможность сделать это увеличивала скорость сердцебиения людей и оказывала другие психофизиологические эффекты.

«Почему взрослые люди, начав такую глупую работу, хотят вернуться к ней? Ведь никакого интереса или поощрения нет!» – изумлялись психологи. В итоге был сделан вывод, что у людей возникает потребность завершить любое, даже бессмысленное задание.

Вдобавок Блюма Зейгарник открыла то, что сейчас называют «эффект Зейгарник» . Ее опыты показали, что человек гораздо лучше запоминает незавершенные дела, чем доделанные. Мы не только страдаем от незаконченных дел, но еще и не способны выкинуть их из головы. Это же объясняет, например, почему люди дочитывают плохие книги, хотя это не доставляет им никакого удовольствия.

Хорошо, но как это лечится?

Беспокойства от незавершенных дел можно избежать, если заняться другими, но сходными по смыслу занятиями. Отличный эффект дает «суррогатное выполнение», когда вы перепоручаете задачу другому (и в голове ставите галочку «сделано») , или даже имитируете выполнение дела. Например, вы пометили себе что-то купить, но вместо самой покупки доходите до магазина, ставите галочку в списке и так успокаиваете свои нервы. Самое интересное, что наблюдение за человеком, работающим над сходной задачей или ее завершающим, также создает чувство расслабления.

Постарайтесь понять, что жить среди многих неоконченных дел - это нормально. Более того, некоторые дела необходимо оставлять незаконченными, потому что они более не актуальны. Если ваш проект не оправдал ожидания, совсем необязательно истязать себя ради того, чтобы его закончить.

Далее. Если вы затеяли растянутое по времени дело, – изучение нового языка, освоение новой профессии, реализацию серьезного проекта, - вам придется долгое время жить под огромной тенью незавершенности. Чтобы эта тень не убила вашу мотивацию, разделите крупную задачу на промежуточные этапы, и получайте удовольствие от достижения каждого из них.

Множество сложных задач можно выполнить, приступая к ним отрезками по 20-30 минут, и совсем необязательно ждать, пока у вас появится длинный временной слот. Иметь пару часов, за время которых вас никто не побеспокоит, – это роскошь. А если делать что-то по полчаса в день, к концу недели вы ощутите реальный прогресс.





Рассказать друзьям