Николай леонтович композитор. Николай Леонтович: биография

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

, Украина)

Дата смерти Профессии

Николай Дмитриевич Леонто́вич (13 декабря , село Монастырёк , Подольская губерния , Российская империя - 23 января , село Марковка , Подольская губерния , УССР) - российско-украинский композитор , хоровой дирижёр , общественный деятель, педагог.

Автор широко известных обработок украинских народных песен для хора «Щедрик», «Дударик», «Казака несут». Его обработка «Щедрика» известна во всем мире как рождественская колядка «Carol of the Bells » .

Биография

В то время создал много хоровых обработок, в частности знаменитый «Щедрик», а также «Пиють петухи», «Мала мати одну дочку», «Дударик», «Ой взошла заря » и др. В Тульчине знакомится с композитором Кириллом Стеценко . В 1916 году вместе с хором Киевского университета исполняет свою обработку «Щедрика», принесшая ему большой успех у киевской публики.

Творчество

Основу музыкального наследия Леонтовича составляют хоровые миниатюры - обработки украинских народных песен, которые и поныне являются непревзойденными и исполняются всеми украинскими хорами в Украине и диаспоре . Это отмеченные большим талантом композитора жемчужины народного мелоса «Щедрик», «Козака несуть», «Дударик», «Из-за горы снежок летит», «Женчичок-бренчичок», «Гаю, гаю, зелен розмаю» и многие другие. На основе украинских народных мелодий Леонтович создавал вполне оригинальные самобытные хоровые композиции, всесторонне художественно переосмыслив их, предав им неповторимое звучание. Леонтович был одним из первых среди мастеров украинской музыки, которые по-новому интерпретировали фольклор , используя музыкальные достижения европейской музыкально-хоровой культуры. Вместе с тем почерк Леонтовича выделяется среди других предельной гибкостью и естественностью движения голосов, ювелирной шлифовкой деталей. Леонтович удачно использовал традиции импровизационности в творчестве украинских кобзарей , которые каждую новую строфу текста песни интерпретировали по-новому. Леонтович применял тембровую вариантность народных рапсодий в своих обработках, предоставляя хору возможность раскрыть огромное разнообразие гармонии, контрапункта. Последовательно воплощая в своих обработках идею гармонизации и полифоничности, Леонтович, имея глубокое и разностороннее музыкальное образование, широко использовал лучшие достижения мировой хоровой техники.

Тематика хоровых миниатюр композитора чрезвычайно разнообразна. Это обрядовые, церковные, исторические, чумацкие, шуточные, танцевальные, игровые песни. Одно из центральных мест в творчестве Леонтовича занимают хоры на бытовые темы. Это, в частности, «Ой, в лісі у дороги», «Ой, темная и невидимая ночка», «Мала мати одну дочку», «Ой, з-за гори кам`яної». Они характерны динамичным развертыванием сюжета, активной драматизацией событий и образов. Образцом такого высокого драматического подъема может служить народная песня «Пряля», в которой Леонтович достиг уровня трагической баллады.

В песнях-реквиеме «Козака несуть», «Из-за гори сніжок летит», «Смерть» Леонтович талантливо переосмыслил мелодику народного плача, используя специфическое звучание отдельных голосов и целых хоровых групп, применяя различные хоровые звуковые эффекты, например, пение с закрытым ртом.

Наивысшим достижением композитора считаются песни «Щедрик» и «Дударик», в которых Леонтович достиг максимальной ритмической организации. Особенно популярным был и остается «Щедрик», в которой органично сочетаются приемы народного многоголосия с достижениями классической полифонии, и каждый голос играет вполне самостоятельную выразительную роль, воспроизводя тончайшие изменения настроения в песне, подавая каждый художественный образ в предельном завершении.

Память

Файл:Винниця Леонтович.jpg

Бюст Николая Леонтовича на аллее выдающихся земляков в Виннице

Список произведений

Опера :

  • «На русалчин великдень» (по сказке Б. Гринченко, 1919, неоконченное; 1975 М. Скорик завершил, отредактировал и инструментовал для современного состава симфонического оркестра);

Фрагменты
композиций
М. Леонтовича

Хоры на слова украинских поэтов :

  • «Льодолом», «Літні тони» (оба на сл Г. Чупринки),
  • «Моя пісня» (сл. И. Билиловського),
  • «Легенда» (сл. М. Вороного);

Композиции на литургические тексты :

  • Литургия св. Иоанна Златоуста,
  • Молебен,
  • Части Всенощной;

Хоровые обработки украинских народных песен (более 150):

Литература

  • Дяченко В. М. Д. Леонтович. Рисунки из жизни, К., 1941, 1950, 1963, 1969, 1985;
  • Леонтович М. Д. 36. статей и материалов, упор. В. Довженко, К., 1947;
  • Гордийчук М. М. Д. Леонтович. Очерк о жизни и творчестве, К., 1956;
  • Он же. М. Леонтович, К. 1960, 1972,1974, 1977;
  • Творчество М. Д. Леонтовича. 36 статей, упор. В. Золочевский, К., 1977;
  • Завальнюк А. М. Д. Леонтович. Неизвестные страницы творчества, Винница, 1996;
  • Он же. Некоторые вопросы стиля творчества М. Д. Леонтовича, Винница, 1996;
  • Он же. М. Д. Леонтович, Винница, 1997;
  • Он же. Николай Леонтович: исследования, документы, письма, Винница, 2002.

Нотные издания произведений Леонтовича

  • Леонтович М. Народе песни - К. - Вид-во Днепросоюз - 1921 (5 десятков, редактор П. Козицкий).
  • Леонтович М. Музыкальные произведения - К.-Х. - Книгоспилка - 1930-31 (8 сборников, проверил и примечания подал Я. Юрмас).
  • Леонтович М. Украинские народные песни для хора - К. - Искусство - 1952 (Упорядочил М. Вериковский; 2 изд. - 1961).
  • М. Леонтович. Хоровые произведения - К. - Музыкальная Украина - 1970 (Общая редакция М. Гордейчука, упорядочения и примечания В. Брусья).
  • Леонтович М. Избранные хоровые произведения - К. - Музыкальная Украина - 1977 (спец.-редакция И. Мартона).
  • Леонтович М. Хоровые произведения на народно темы. Из неопубликованного - К. - Музыкальная Украина - 1987 (Составление и редакция Б. Луканюк).
  • Леонтович М. На русалчин Пасху. Опера в 1 действие. Либретто М. Леонтовича по сказке Б. Гринченко - К. - Музыкальная Украина - 1980 (лит. редакция А. Бобыря. Муз. Редакция для солистов, хора и симфонического оркестра М. Скорика).
  • Леонтович М. Духовные хоровые произведения - К. - Музыкальная Украина - 1993 (Упорядочение В. Иванова).
  • Духовно-музыкальные произведения украинских композиторов ХХ века - К. - 2004 (Составление и редакция М. Юрченко).
  • Духовные произведения М. Леонтовича.- М. - 2005 (Составитель М. Гобдич).
  • М. Леонтович. Хоровые произведения - К. - Музыкальная Украина - 2005 (Редактор-составитель В. Кузик.

Примечания

Ссылки

  • Убийца стрелял в … спящего Леонтовича . Виктор Скрипник. «Голос Украины». 22.06.07

Общественный деятель, педагог.

Николай Леонтович
Микола Леонтович
Основная информация
Полное имя Николай Дмитриевич Леонтович
Дата рождения 1 (13) декабря
Место рождения
  • Монастырище , Монастирищенская волость [d] , Липовецкий уезд , Киевская губерния , Российская империя
Дата смерти 23 января (1921-01-23 ) […] (43 года)
Место смерти
Страна
Профессии
Жанры опера
Аудио, фото, видео на Викискладе

Автор широко известных обработок украинских народных песен для хора «Щедрик », «Дударик», «Казака несут». Его обработка «Щедрика» известна во всем мире как рождественская колядка «Carol of the Bells » .

Биография

В то время создал много хоровых обработок, в частности знаменитый «Щедрик», а также «Піють півні», «Мала мати одну дочку», «Дударик», «Ой, зійшла зоря» и др. В Тульчине знакомится с композитором Кириллом Стеценко . В 1916 году вместе с хором Киевского университета исполняет свою обработку «Щедрика», принёсшую ему большой успех у киевской публики.

Творчество

Основу музыкального наследия Леонтовича составляют хоровые миниатюры - обработки украинских народных песен, которые и поныне являются непревзойденными и исполняются всеми украинскими хорами Украины и диаспоры . Это отмеченные большим талантом композитора жемчужины народного мелоса «Щедрик », «Козака несуть», «Дударик», «Із-за гори сніжок летить», «Женчичок-бренчичок», «Гаю, гаю, зелен розмаю» и многие другие. На основе украинских народных мелодий Леонтович создавал вполне оригинальные самобытные хоровые композиции, всесторонне художественно переосмыслив их, придав им неповторимое звучание. Леонтович был одним из первых среди мастеров украинской музыки, которые по-новому интерпретировали фольклор , используя музыкальные достижения европейской музыкально-хоровой культуры. Вместе с тем почерк Леонтовича выделяется среди других предельной гибкостью и естественностью движения голосов, ювелирной шлифовкой деталей. Леонтович удачно использовал традиции импровизационности в творчестве украинских кобзарей , которые каждую новую строфу текста песни интерпретировали по-новому. Леонтович применял тембровую вариантность народных рапсодий в своих обработках, предоставляя хору возможность раскрыть огромное разнообразие гармонии, контрапункта. Последовательно воплощая в своих обработках идею гармонизации и полифоничности, Леонтович, имея глубокое и разностороннее музыкальное образование, широко использовал лучшие достижения мировой хоровой техники.

Тематика хоровых миниатюр композитора чрезвычайно разнообразна. Это обрядовые, церковные, исторические, чумацкие , шуточные, танцевальные, игровые песни. Одно из центральных мест в творчестве Леонтовича занимают хоры на бытовые темы. Это, в частности, «Ой, в лісі у дороги», «Ой, темная и невидимая ночка», «Мала мати одну дочку», «Ой, з-за гори кам`яної». Они характерны динамичным развертыванием сюжета, активной драматизацией событий и образов. Образцом такого высокого драматического подъема может служить народная песня «Пряля», в которой Леонтович достиг уровня трагической баллады.

В песнях-реквиеме «Козака несуть», «Із-за гори сніжок летить», «Смерть» Леонтович талантливо переосмыслил мелодику народного плача, используя специфическое звучание отдельных голосов и целых хоровых групп, применяя различные хоровые звуковые эффекты, например, пение с закрытым ртом.

Наивысшим достижением композитора считаются песни «Щедрик» и «Дударик», в которых Леонтович достиг максимальной ритмической организации. Особенно популярным был и остается «Щедрик», в которой органично сочетаются приемы народного многоголосия с достижениями классической полифонии, и каждый голос играет вполне самостоятельную выразительную роль, воспроизводя тончайшие изменения настроения в песне, подавая каждый художественный образ в предельном завершении.

Память

  • 1 февраля 1921 года значительная группа деятелей культуры, профессора и студенты собрались в Киевском музыкально-драматическом институте имени Николая Лысенко , чтобы по христианскому обычаю отметить 9 дней после смерти Николая Леонтовича. Быстро, но с большой ответственностью организовали концерт из произведений Леонтовича, выступили со словами сожаления и скорби. На этой встрече был создан Комитет памяти Николая Леонтовича, который позже оформился как Музыкальное общество имени Н. Д. Леонтовича . В это общество входили такие известные украинские художники, как Борис Лятошинский и Павло Тычина , многие из членов общества, как например Лесь Курбас и Гнат Хоткевич , позже разделили трагическую судьбу Леонтовича, погибнув от рук представителей органов госбезопасности СССР. Само же имя Леонтовича было «признано неактуальным для советской эпохи», и фактически оставалось таковым до середины 1950-х [ ] .
  • Сегодня имя Леонтовича носят украинские музыкальные коллективы, в частности Капелла бандуристов и учебные заведения (в частности, Винницкое училище искусств и культуры, Донецкая музыкальная школа № 1, Покровская музыкальная школа, Харьковская школа искусств № 4).
  • Именем Леонтовича названы

ФОТОКАРТОТЕКА

ОТ РОДНЫХ

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Николай Дмитриевич Леонтович - талантливый композитор, хоровой дирижер, фольклорист, педагог и общественный деятель, глубокий знаток народного творчества, он вписал яркую страницу в историю украинской музыки. Николай Леонтович родился 13 декабря 1877 в селе Монастырек Брацлавского уезда на Подолье (теперь Винницкая область) в семье сельского священника. С детства любил народное пение. Его отец играл на разных музыкальных инструментах, мать знала многие украинские песни и искусно их исполняла.

По семейными традициями Николай должен был стать священником - так хотели его родители, поэтому его отдали учиться в Шаргородское начальное духовное училище, а затем - в Каменец-Подольскую духовную семинарию. В училище и семинарии юношу прежде всего привлекали нотная грамота и хоровой пение. Здесь он впервые начинает записывать народные песни, поет в хоре. В этот период он настойчиво овладевает игрой на рояле и скрипке, изучает музыкальную литературу, знакомится с биографией выдающихся композиторов. Особенно его привлекают хоровые обработки народных песен Николая Лысенко. На музыкальное формирование Леонтовича влияла также быстрая культурная жизнь административного центра Подольской губернии - Каменец-Подольского. В город на гастроли приезжали труппы, ставили оперы Верди, Бизе, Глинки, Чайковского. Руководство семинарии не поощряло увлечение семинаристов театром, однако Николай использовал любую возможность, чтобы посетить спектакль.

Музыкальные успехи юного семинариста были довольно ощутимые, что дало ему возможность еще до получения диплома занять место регента семинарских хора. Талант его быстро развивался. Он был не только руководителем хора, но и попробовал себя как композитор - именно здесь он начал писать первые свои духовные произведения. Певцы хора, которые были в восторге от молодого музыканта, по окончании обучения подарили ему клавер оперы Петра Чайковского "Черевички" с дарственной надписью: "Будущему славному композитору, незабываемом регентовi от хора певцов" . После окончания в 1899 семинарии Н.Леонтович отказался от духовного сана и несколько лет работал преподавателем пения, арифметики и географии в Чуковской двукласной школе. Но, как и раньше, в центре его интересов оставалась музыка. Он руководил ученических хором, организовал симфонический оркестр, репертуар которого состоял из произведений западноевропейских и российских классиков, из пьес Украинский композиторов, а также аранжированных им народных песен. В 1902 году Леонтович переехал в Винницу, где устроился преподавателем церковно-учительской школы. Как и в Чукови, он создает ученических хор, руководит духовным оркестром. Для хористов обрабатывает народные песни. Эти прекрасные обработки украинских песен вошли в казну украинского музыкального наследия. Вечный учитель и вечный ученик - именно такими словами можно определить позицию Леонтовича-педагога и Леонтовича-художника. Особое внимание композитор уделял самообразованию. Необходимость систематизировать и упрочить приобретенные самостоятельно знания привела его к Петербургской придворной капелле, где во время школьных каникул 1903-1904 годов он сдал экзамены на звание регента церковных хоров.

Николай Леонтович стал учителем целого поколения украинских музыкантов, потому что силой таланта сконденсировал в своем творчестве хоровую и песенную практику народа и художественное мнение предшественников и современников. Народное искусство открыло ему тончайшие черты национального характера, красоту его творческого духа и навсегда определило гражданское кредо Леонтовича. В одних из своих записей он подчеркивал, что для настоящего художника жизненной целью должна быть работа в полную силу при любых обстоятельствах. Личным примером композитор доказал неразрывное единство слова и дела, безграничную преданность делу, которому себя посвятил.

С осени 1904 Николай Леонтович работает в железнодорожной школе на станции Гришино (ныне Красноармейск) на Донбассе. За короткий период он организовал там занятия пения, создал хор и инструментальный ансамбль в составе железнодорожников и членов их семей. В 1905 году судьба возвращает Леонтовича на родную землю. Он поселяется в Тульчин, устраивается учителем в епархиального училище. Здесь работает с самодеятельными хорами, продолжает записывать и гармонизировать народные песни. К тому времени свои музыкальные попытки он уже объединил в два напечатаных сборника "Песни из Подолья".

В этот период Леонтович в совершенстве овладел приемами и средствами хоровой техники в процессе живого пения. Композитор много сделал, чтобы сохранить для будущих поколений первозданность народного творчества, защитить ее от штампов салонного исполнения. Обращаясь к одному и тому же произведения в течение многих лет, Леонтович открывал новые грани песни, оказывал ей новый неповторимый колорит. Лучшими образцами его хоровых обработок, построенных на народно-песенном материале, является незабываемые "Щедрик", "Дударик", "Козака несут" , "Ой из-за горы каменной", "Зашумiла лiщинонька", "Была у матери дочка". Эти и другие обработки Леонтовича широко бытовали в народе, часто выполнялись в концертах народных самодеятельных и профессиональных хоров.

Творческое кредо художника можно было бы сформулировать так: народное искусство даровало ему свои сокровища, а он шлифовал их и возвращал создателям в виде драгоценных камней. Однако этот яркий, очень самобытный по творческим стилем мастер украинской хоровой музыки не был известен широкой общественности, и только после успешного выполнения народной песни "Щедрик" в его обработке студенческим хором Киевского университета под руководством Александра Кошица имя подольского учителя стало известно в музыкальных кругах. В 1909 г.. Н.Леонтович переезжает в Киев, где руководит хоровыми коллективами, преподает в Музыкально-драматическом институте им. Николая Лысенко, работает в музыкальном отделе Киевского областного комитета и во Всеукраинском комитете искусств, возглавляет созданный государственный оркестр, общается с известными учеными, музыкантами (профессором Б.Яворським, певцом Л.Собиновим, дирижерами-композиторами Я.Степового, Я.Калишевским) .

Занимаясь активной музыкально-организаторской и педагогической деятельностью, Н.Леонтович однако не оставляет композиторской работы. Кроме обработок народных песен, он пишет произведения на слова современных украинских поэтов: "Моя песня", "Летний тона", "Ледолом", "Легенда", начинает работать над оперой со сказочным сюжетом "русалок", которую так и НЕ закончил.

Украинская революция 1917-1920 годов, момент становления украинского государства Леонтович встретил с энтузиазмом. Казалось, ему добавилось еще больше энергии и сил. Вместе с другими выдающимися музыкальными деятелями и композиторами - Кириллом Стеценко, Яковом Степным, Александром Кошицем - Леонтович погружается в водоворот бурного культурной и общественной жизни. Именно в это время их усилиями были основаны государственные хоры: Республиканская Капелла под руководством Александра Кошица, капелла "Думка" (Государственная Украинский Мандрiвна Капелла) под руководством Кирилла Стеценко; организуются новые самодеятельные хоры; широко развертывается деятельность Музыкально-театрального Института им. Лысенко; активизируется концертная, издательская и музыкально-просветительская деятельность - все это было на почве начала нового этапа развития национальной музыкальной культуры.

Большевистская оккупация прекратила эти движения. Фактически, украинское возрождение было разгромлено: закрытые или "реорганизованы" новостроенные национальные учреждения, переследовались или физически уничтожались выдающиеся деятели украинской культуры, науки. Это были меры новой политики, лозунгом которой стало "культура национальная по форме, но Большевистская по содержанию". На практике это означало конец культурному развитию, национальному подъему, конец украинской государственности. С 1920 года, попав в "черный список" ЧК, Леонтовича преследовали "органы". Ему приходилось скрываться, часто менять места жительства. Полагая, что он спасется в доме отца, поселился у него. В ночь с 22 на 23 января 1921 подосланый чекист убил его выстрелом в грудь.

Правда об этом злодейском убийстве стала известна недавно, после открытия архивов. А в советское время официально историки подносили факт смерти Леонтовича как случайную смерть от руки неизвестного бандита, как несчастный случай. Сразу же после смерти Леонтовича 1921 года в Киеве был создан Общественный комитет его памяти, в который вошли известные деятели культуры - М.Верикiвський, Я.Степовой, П.Демуцький, Д.Ревуцький, Г.Веревка, представители музыкальной и научной общественности Киева и Украины. Позже этот комитет превратился в Общество им. Леонтовича, задачей которого было изучать, выдавать, пропагандировать творчество выдающегося художника. Его именем названы улицы, творческие организации, профессиональные и самодеятельные хоровые коллективы, консерватории. Для лучших студентов установлена стипендия имени Леонтовича, созданы музеи.

украинский композитор, хоровой дирижер, педагог. Работал учителем, преподавал хоровое пение в Виннице, Тульчине, Киеве. Создал классические образцы украинской хоровой музыки. Ему принадлежат свыше 200 обработок украинских народных песен (а капелла), русских песен, несколько оригинальных хоров. Хоровые миниатюры - выдающееся явление в области обработки народной песни; они широко исполняются профессиональными и самодеятельными коллективами.

В 1887 гг. поступил в Немировскую гимназию. В 1888 г., за неимением средств, отец перевел его в Шаргородское начальное духовное училище, где воспитанники содержались на полном пансионе. В училище он овладел пением по нотам, и мог свободно читать сложные партии в церковных хоровых произведениях. В 1892 г. поступил в Подольскую духовную семинарию в Каменце-Подольском, где изучал теорию музыки и хоровое пение, овладел скрипкой, фортепиано, некоторыми духовыми инструментами, начал обрабатывать народные мелодии, беря за образец обработки Н. Лысенко . В 1898 г. окончил духовную семинарию, и решил работать учителем в сельских школах и одновременно самостоятельно совершенствовать свое музыкальное образование. В селе Чукови он организовал самодеятельный симфонический оркестр, который исполнял украинские мелодии и пьесы русских и украинских композиторов. В 1901 г. он издал первый сборник песен с Подолье. В 1903 г. вышел второй сборник подольских песен с посвящением Н. Лысенко.

Осенью 1904 г. оставил Подолье и переехал на Донбасс, где устроился преподавателем пения и музыки в местной железнодорожной школе. Во время революции 1905 г. организовал хор рабочих, который выступал на митингах. Деятельность привлекла внимание полиции, и он вынужден был вернуться на Подолье, в Тульчин, где преподавал музыку и пение в Тульчинском епархиальном женском училище для дочерей сельских священников. С 1909 г. учился под руководством известного теоретика музыки Б. Яворского , которого он периодически посещал в Москве и Киеве. В то время создал много хоровых обработок, в частности знаменитый «Щедрик», а также «Піють півні», «Мала мати одну дочку», «Дударик», «Ой, зійшла зоря» и др. В Тульчине знакомится с композитором К. Стеценко . В 1916 г. вместе с хором Киевского университета исполнил свою обработку «Щедрика», принесшую ему большой успех у киевской публики.

С установлением Украинской Народной Республики переехал в Киев, где начал активную деятельность как дирижер и композитор. Ряд его произведений включили в свой репертуар профессиональные и самодеятельные коллективы Украины. На одном из концертов большой успех имела «Легенда» Н. Вороного в обработке композитора. После прихода большевиков работал некоторое время в музыкальном комитете при Народном комиссариате просвещения, преподавал в Музыкально-драматическом институте им. Н. Лысенко, вместе с композитором и дирижером Г. Веревкой работал в Народной консерватории, на курсах дошкольного воспитания, организовал несколько хоровых кружков.

Во время захвата Киева 31 августа 1919 г. деникинцами вынужден был бежать в Тульчин. Основал первую в Тульчине музыкальную школу. В 1919-1920 гг. работал над первым большим симфоническим произведением – народно-фантастической оперой «На праздник русалок» по одноименной сказке Б. Гринченко . Осенью 1920 г. в Тульчине состоялись гастроли хоровой капеллы под руководством К. Стеценко и П. Тычины как второго дирижера. Во время концертов капеллы исполнялись произведения композитора. В последние месяцы жизни заканчивал оперу «На праздник русалок». В ночь с 22 на 23 января 1921 г. композитор находился у своего отца в селе Марковка, где был убит агентом Гайсинской уездной ЧК А. Грищенко. Текст рапорта, раскрывающий имя агента, был обнародован в 1990-х гг.

В рождественские дни каждый хоть раз слышал знаменитую мелодию "Caroll of the Bells" — она звучит повсюду. Но мало кто знает, что ее автор - Николай Дмитриевич Леонтович - украинский композитор, погибший от рук сотрудника ВЧК-ОГПУ-НКВД

Над всемирно известным вариантом «Щедрика» Николай Леонтович работал почти всю жизнь. Первая редакция песни была написана до 1901—1902 гг., вторая редакция — в 1906—1908 гг., третья — 1914 г., четвёртая — 1916 г., и наконец, пятая — 1919 г. Впервые «Щедрик» был исполнен хором Киевского Университета в 1916 году — в период, когда композитор работал в Киеве, где управлял хоровыми коллективами, преподавал в Музыкально-драматическом Институте им. Николая Лысенко, работал в музыкальном отделе Киевского областного комитета, во Всеукраинском комитете искусств и возглавлял только что созданный государственный оркестр. Первое исполнение принесло огромный успех композитору. Имя Леонтовича стало известным и в музыкальных кругах, и среди широкой публики.

«Родные сидели в соседней комнате со связанными руками и слышали, как Грищенко кричал на полусознательного Леонтовича»... Как жил и погиб создатель легендарного «Щедрика».

«Отец ни на минуту не бывал днем дома. Приходил только поздними вечерами. Мы с мамой до тех пор не спали, прислушиваясь к знакомым шагам по темной пустой улице. Только услышав его быстрый шаг, мама заставляла нас ложиться спать. Сама пыталась не выдать волнения. Отец, увлеченный своими произведениями, не боялся ночных улиц в те неспокойные времена», — вспоминает о жизни в Киеве весной 1919года Галина, дочь композитора Николая Леонтовича.

«Леонтович внешне выделялся своим изяществом. Не любил носить служебной формы и всего казенного, — пишет дирижер Николай Покровский в очерке „Со страниц прошлого“. — Во время выступлений всем своим видом уже настраивал и исполнителей, и зал. Одет в темную визитку, рубашку с твердым стоячим воротником и хорошим галстуком, он, худощавый и стройный, с большим лбом и черной бородкой-эспаньолкой и коротко подстриженными усами, словно возвышался над стихией нежных звуков. Николай Дмитриевич устойчиво боролся с нелегкой жизнью учителя пения того времени. Его семья еле сводила концы с концами. Но он редко бывал печален и мрачен, всегда шутил и надеялся на лучшие времена».

Живут на Баггоутовской улице в двухкомнатной квартире. Ее оставила матери сестра, которая с семьей уехала в деревню. Помещение расположено почти на краю города. Поэтому часто гуляют заросшими оврагами неподалеку, слушают пение птиц.

«Чтобы не срывать учение, репетиции хора Николай Дмитриевич проводил во внеурочное время. Занятия начинались в 9 часов. Леонтович приходил в 6-7-й, когда мы еще спали, — пишет в статье „Мы все его любили“ выпускник Киевской учительской семинарии Иван Барчук. — Он заходил в спальню, снимал с нас одеяла и призывал на репетицию. В 8 пили чай. Он с нами тоже садился. Звучала песня. Не было случаев, чтобы его кто-то не слушал или высказывал недовольство».

Кроме семинарии, преподает хоровое дирижирование в музыкально-драматическом институте имени Николая Лысенко и в народной консерватории. Как инспектор музыкального отдела Народного комиссариата просвещения занимается государственным украинским оркестром и национальной хоровой капеллой. Читает лекции в школах и гимназиях.

«Лишения истощали нашу семью, — писала в очерке об отце Галина Леонтович. — Ясно было, что надо возвращаться в Тульчин (городок в Винницкой области. — Країна). Но все мы чувствовали, как тяжело ему будет порывать с Киевом. Теперь, когда его талант входил в расцвет, когда он работал с близкими ему музыкантами, имел с ними общие интересы, чувствовал их поддержку в своей творческой работе, возвращение в Тульчин было бы драматическим событием в его жизни».

Николай Леонтович — сидит в третьем ряду четвертый справа — среди участников Первого украинского хора в Киеве, 1919. Фото предоставлено Анатолием Завальнюком

Жена Клавдия с дочерьми — 17-летней Галиной и 5-летней Надеждой — покидают Киев летом 1919-го. Муж договаривается о местах в товарном поезде. Сажает их и идет на работу.

«Осенью 1919 года Николай Дмитриевич в ветхом летнем пальтишке на плечах и неуклюжей шапочке. Сильно осунувшийся, простуженный, пешком пришел из Киева в Тульчин и снова поселился здесь», — пишет его друг Игнат Яструбецкий.

Николай Леонтович с женой Клавдией и дочерью Галиной, 1905. Фото: Винницкий областной краеведческий музей

Композитор берется за учительство в созданной на базе епархиального училища трудовой школе. Руководит самодеятельными хорами и выступает с концертами в воинских частях. Он поддерживает связи с киевскими коллегами и надеется на возвращение в город. С радостью откликается на приглашение композитора Кирилла Стеценко приехать в Каменец-Подольский для организации украинских хоров.

«Ночь. Сильный ветер с холодным дождем. Военные события. Город набит беженцами, которые прибывают и прибывают. Наш дом стоит у широкой дороги в город. Мы не можем отказать голодным, измученным людям, которые остались без крова. И вот тогда кто-то сказал, что здесь есть Леонтович, — писала в очерке „Минуты из жизни“ Ольга Приходько, сестра хорового дирижера Александра Приходько. — Моя сестра Елена, которая несколько лет работала с ним в девичьей Тульчинский школе, сразу узнала его, хотя он был таким изможденным, что еле стоял ».

Хозяева приглашают композитора в комнату отдохнуть.

— Я такой грязный, с болотом. Не пойду. Благодарен, что имею крышу над головой и теплый дом, где не дует злой ветер и не сечет в глаза холодный дождь, — отказывается.

О появлении композитора слышат другие гости. Все вместе убеждают его зайти, хотят пообщаться. Он отказывается.

«Нам было интересно с ним поговорить. Но видели, что ему следует немедленно лечь и отдохнуть, — дальше вспоминает Ольга Приходько. — Я сделала ему постель на диване в столовой. Мы все разошлись по своим углам. А утром его уже не было. Когда и куда он ушел, не сказал».

В конце октября 1920 года Леонтовича в Тульчине посещают композитор Кирилл Стеценко и поэт Павло Тычина . Оба работали в странствующей капелле Днепровского союза кооперативных обществ. После выступления в Одессе коллектив по железной дороге прибыл на станцию Вапнярка — теперь Томашпольский район Винницкой области. Члены капеллы узнали, что в 18 километрах живет автор «Щедрика» и других произведений из их репертуара. Решили завернуть к нему.

«Николай Дмитриевич прислонился головой к стене, слушает. Первым хлопает в ладоши», — записал в дневнике о концерте в Тульчине Павло Тычина.

Леонтович показывает и исполняет фрагменты своей оперы «На русалчин Великдень». Кирилл Стеценко хвалит и советует как можно быстрее ее закончить, чтобы поставить в Киеве.

Леонтович хочет написать народно-фантастическую оперу в трех действиях. Для создания либретто обращается к своей ученице Надежде Танашевич, которая живет в селе Стражгород — теперь Теплицкий район Винницкой области. Девушка сначала отказывается. Соглашается, когда композитор говорит, что главное — писать правдиво, и обещает поддержку.

— Она напела мне много песен, — говорит о Надежде бывшему коллеге Акиму Греху. — Может, полюбила старика-лысого. Пусть любит, будет лучше писать текст. Любовь — поэзия, это лучшие переживания каждого человека.

Осенью 1920-го семье Леонтовича постоянно не хватает еды и одежды. На религиозные праздники отправляют дочь Галину погостить к деду в Марковку. Рассчитывают, что она принесет каких-то продуктов.

— Надо мне, Клава, как-то добраться до отца самому, — говорит Николай Леонтович жене в начале 1921 года.

— Как же ты будешь добираться по такому холоду?

— Во время ходьбы не замерзну. Не могу же я спокойно смотреть, как дети недоедают, а купить кусок сала, масла или еще чего денег не хватает. От отца свинины, муки и каких-нибудь круп можно привезти. И картошку, и дров. Рассчитывает зайти к Надежде Танашевич, которая живет недалеко от отца. Хочет обсудить дальнейшую работу над совместным произведением. По дороге заворачивает к Акиму Греху.

«Это было после Рождества 1921 года. Я очень удивился, когда увидел во дворе направляющегося ко мне Леонтовича, — пишет Грех в воспоминаниях. — Он был одет в старое пальто. На голове — оригинальная шапка, которую сшила его жена из старого одеяла. На руках рукавицы на один палец — тоже работа жены. А штаны — серо-черного цвета с большими фиолетовыми пятнами. Он еще нес на палочке завязанный в большой платок гостинец для меня — калачи».

— Ох, мама! Эта линия жизни совсем кончилась, зачем же ты неправдиво говоришь, — возмущается Надежда Танашевич, увидев, как ее мать гадает по руке композитору Николаю Леонтовичу и говорит, что его линия жизни «вроде бы скоро кончается».

— Значит, когда буду от вас идти и из леса выйдет бандит меня убивать, то скажу ему: «Э, нет! Стой. Матушка Танашевич мне еще нагадывала долго жить», — рассмеялся гость.

Надежда ведет его в другую комнату и просит больше так не шутить.

— На днях давал концерт в казармах, — говорит Леонтович. — На пианино забыл свой портфель с документами. Меня сейчас же «пригласили на чашку чая», забрали документы, проверили. Потом — вернули. Жду результатов, а может, и убьют.

Через четыре дня в него стреляет из обреза охотничьего ружья агент Гайсинского уездного ЧК («чрезвычайная комиссия». — Країна) Афанасий Грищенко. Произошло это в родительском доме в селе Марковка. Чекист попросился переночевать. С ним — ездовой Федор Грабчик, крестьянин из Киблич — теперь Гайсинский район Винницкой области. Хозяева согласились.

В разговоре выясняется, что гость приехал бороться с «бандитизмом». Хвастается сетью информаторов по селам, от которых знает обо всем, что здесь происходит. В полночь мужчины ложатся спать в одной комнате. Во второй — мать композитора Мария, сестра Виктория и дочь Галина.

Утром, в 7 часов раздается выстрел.

— Папа, папа! Что это? Взрыв? — первым отзывается Николай Дмитриевич.

Отец бросается к сыну. Тот хочет подняться с постели, но не может. На правом боку — рана. Кровь заливает простыню. Напротив стоит босой, раздетый до белья чекист. Держит обрез. Достает из него гильзу и закладывает новый патрон.

— Ступай отсюда! — кричит на хозяина и выталкивает за дверь. Приказывает Грабчаку связать всем руки. Для этого снимает полотенце со стены и кромсает найденную юбку.

«Родные сидели в соседней комнате со связанными руками и слышали, как Грищенко кричал на полусознательного Леонтовича. Они не могли ничего сделать. Тем временем убийца требовал золото и деньги. Забрал столовые ложки, часы и найденные в кошельке и шкафах деньги. Набросил на себя кожух хозяина, прихватил сапоги его сына и выбежал из дома», — пишет Яструбецкий.

На крики отца совпадают люди. Одни бросаются за убийцей, другие — за врачом в Теплик, третьи — к пострадавшему.

— Воды, — просит Николай Дмитриевич. Когда подают, напиться не может. — Света. Дайте света. Папа, умираю.

Через несколько минут его сердце перестает биться.

Крестьяне догоняют подводу Грабчака, но Грищенко в ней нет. Его преследует милиция. Тот отстреливается, ранит милиционера и убегает.

«Убывшему в служебную командировку районному информатору Грищенко полагать в таковой и исключить с провиантского и чайного довольствия с 12 сего декабря, — подтверждает его должность найденная в архиве в Виннице справка. — Выданные ему 5000 аванса на секретные расходы выписать в расход по приходно-расходному журналу».

На похороны из Тульчина приезжают жена Клавдия и дочь Надежда. Метет, поэтому дорога дается им тяжело. Возле дома Леонтовичей собираются люди. Тело покойного кладут в гроб из тополя. Хоронят босиком, потому что не во что обуть — сапоги забрал убийца. 25 января около 17:00 гроб опускают в могилу.

На следующий день из Старжгорода привезли на могилу венок от Надежды Танашкевич. На нем была надпись: «Вечная память. Спи спокойно».

«Леонтович убит. Траур сухой у меня. Дико, — записал в дневнике 27 января 1921-го поэт Павло Тычина. Позже он еще вспоминает о трагедии: «Выписываю ноты для хора. „Музыка Леонтовича“. Странно. Вся Украина спела Леонтовича. А что ему, Николаю Дмитриевичу? Лежит в гробу, никому не нужен. Тихим будешь — тебя убьют. Сильным станешь — должен убивать. Вот в чем логика жизни».

«Пуля чекистского посланца сознательно целила в сердце признанного носителя духовности нации — Николая Леонтовича. Это был знак страшной казни, что ждет каждого самостийника, не угодного системе», — писала в одной из публикаций искусствовед Валентина Кузык.

160 обработок народных песен создал Николай Леонтович. Самые известные — «Щедрик», «Дударик», «Пряля», «Козака несуть», «Зашуміла ліщинонька», «Ой, з-за гори кам\’яної». Из них 50 произведений для детского хора издал в учебных пособиях «Нотная грамота» и «Сольфеджио».

Работал на Донбассе

1877, 13 декабря — Николай Леонтович родился в семье священника в селе Монастырок Брацлавского уезда — теперь Немировский район Винницкой области.

Дед и прадед также были священниками. Отец Дмитрий Феофанович играл на цитре, балалайке, гитаре, скрипке. Мать Мария Иосифовна — хорошо пела. Брат Александр и сестра Мария стали профессиональными певцами, Елена училась в классе фортепиано Киевской консерватории, Виктория играла на нескольких инструментах.

1892 — вступает в Подольскую духовную семинарию в Каменце-Подольском, которую заканчивает в 1898 году.

1901 — издает первый сборник песен Подолья. Через два года выходит второй — с посвящением Николаю Лысенко.

Работает учителем двухклассной школы в селе Чукив. Играет на скрипке и флейте. Организует школьный оркестр. За собственные средства покупает пять скрипок, виолончель, флейту, корнет и тромбон. При месячной зарплате учителя 27 руб за каждый инструмент отдает от 25 до 40 руб.

1902 — работает учителем музыки в Тыврове — теперь райцентр Винницкой области. Здесь знакомится и женится на Клавдии Жовткевич. Она на 2 года старше и приехала с Волыни. Вдвоем работали в Тыврове, затем — в Виннице. Там в 1903 году рождается дочь Галина.

1904 — уезжает работать на Донбасс преподавателем пения и музыки в железнодорожной школе. Живет с семьей на станции Гришино (ныне город Покровск Донецкой области. — Страна) в бараке для железнодорожников.

Во время революции 1905 года организует хор рабочих, который выступает на митингах. Деятельность Леонтовича привлекает внимание полиции. Он вынужден вернуться в Тульчин. Преподает музыку и пение в епархиальном училище для дочерей сельских священников.

С 1909-го — берет уроки композиции, полифонии у профессора теории музыки Болеслава Яворского, которого периодически посещает в Москве и Киеве.

1916 — вместе с хором Киевского университета выполняет свою обработку «Щедрика».

1919 — во время захвата Киева деникинцами вынужден бежать в Тульчин. Там основывает первую в городе музыкальную школу.

1919-1920 — работает над народно-фантастической оперой «На русалчин Великдень» по одноименной сказке Бориса Гринченко.

1921, 23 января — убит агентом ВЧК (Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем . — Країна) Афанасием Грищенко в селе Марковка — теперь Теплицкого района Винницкой области. Текст рапорта, раскрывающий имя убийцы композитора, был обнародован в 1997 году.



Рассказать друзьям