Ночь музеев. Как пройти на «Ночь в музее»: три самых насыщенных маршрута Ночь музеев в исторических усадебных комплексах

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Самое короткое пешее путешествие по музеям в центре города займет 15 минут (без учета времени, проведенного на выставках), а самое длинное — 45 минут.

Карту с пешими маршрутами по самым значимым мероприятиям акции «Ночь в музее» разработали в Департаменте культуры и агентстве «Мосгортур». Москвичи и гости столицы могут выбрать наиболее подходящий путь — короткий, средний или длинный. Ежегодная акция пройдет в этом году в ночь с 19 на 20 мая.

«Все маршруты для пешеходных прогулок по музеям находятся в центре города. Они различаются по продолжительности. Самая короткая прогулка займет 15 минут (не считая времени, которое участник акции проведет в музее), средняя — 30 минут, длинная — 45 минут. Их можно совмещать, дополнять и делать более разнообразными самостоятельно. Этот краткий путеводитель поможет тем, кто хочет обойтись без помощи экскурсоводов и составить свой познавательный маршрут», — рассказал генеральный директор Мосгортура Василий Овчинников.

Самый короткий маршрут — от улицы Красная Пресня до Большой Грузинской улицы. Горожанам предлагают посетить квартиру семьи поэта Владимира Маяковского на Большой Пресне. Это единственная сохранившаяся из многих съемных квартир, которые сменили Маяковские в Москве после переезда с Кавказа, пока им не удалось получить собственное жилье.

В музее проходит выставка «Дочка», посвященная американской дочери поэта Патриции Томпсон. Гости погрузятся в атмосферу Нью-Йорка 20-30-х годов прошлого века, связанную с расцветом кинематографа, новой для того времени музыкой — джазом, блюзом и кантри.

Затем можно отправиться на Малую Грузинскую улицу в Государственный биологический музей имени К.А. Тимирязева. В нем состоится презентация «Голоса ночи», во время которой посетители познакомятся с ночными животными. Гостям предложат угадать зверей и птиц по голосам. Закончится прогулка в Московском зоопарке на Большой Грузинской улице, где жители и гости столицы узнают историю зоосада.

Путешествие длительностью 30 минут начнется с бесплатной пешеходной экскурсии в сопровождении гида, посвященной Москве после 1812 года. Прогулка стартует на Пречистенке в 18:00. После нее, уже самостоятельно, можно посетить музей «Дом Бурганова», расположенный в Большом Афанасьевском переулке. Там запланировано фаер-шоу «Пылающее письмо». Его центром станет скульптурная композиция «Письмо», представленная в экспозиции музея и посвященная роману в письмах поэтессы Марины Цветаевой и австрийского поэта Райнера Марии Рильке.

Следующий пункт второго маршрута — Московский музей современного искусства на Гоголевском бульваре. В музее посетители увидят выставку художника Сергея Сапожникова «Танец» (его работы посвящены брейк-дансу, хип-хопу и уличной культуре), экспозицию художника Хаима Сокола (инсталляции и объекты из металла, ткани, резины, пластмассы, дерева, бумаги, кожи и меха) и групповой арт-проект «Моя прелесть. Волосы» (инсталляции, скульптуры, видеоработы, а также перформансы, рисунки и коллажи современных художников).

Затем можно посетить музей «Дом на набережной» на улице Серафимовича — здесь пройдет выставка «Четверо на льдине, не считая собаки», посвященная 80-летию окончания экспедиции на первой в мире научной станции «Северный полюс — 1». В ней принимали участие жители Дома на набережной: гидробиолог и океанолог Петр Ширшов, летчики Илья Мазурук и Михаил Водопьянов.

Самая продолжительная прогулка — 45 минут — начнется на улице Петровке с посещения Московского музея современного искусства. Здесь можно будет увидеть картины известных художников — Кьяры Фумаи, Владислава Мамышева-Монро, Джеффа Кунса, Энди Уорхола, Амадео Модильяни. После посетители отправятся в Дом Гоголя на Никитском бульваре: примут участие в экскурсии и уличном квесте, посмотрят концерт и моноспектакль (все мероприятия посвящены жизни и творчеству писателя Николая Гоголя). Затем москвичам предлагают пройти в Борисоглебский переулок, где находится Дом-музей Марины Цветаевой. Здесь гости познакомятся с жизнью поэтессы во время эмиграции.

Конечная точка самого протяженного пешего маршрута — Мемориальный музей А.Н. Скрябина в Большом Николопесковском переулке. Во внутреннем дворе музея выступят музыкальные группы, а на фасаде здания будут транслировать картины молодых художников проекта «Взгляд. Наследие. А.Н. Скрябин».

Мосгортур традиционно составляет самые удобные и интересные маршруты по культурным мероприятиям для горожан и гостей столицы. Пользуясь ими, можно обойтись без экскурсовода и специального сопровождения, самостоятельно организовать познавательный досуг. Подобные маршруты разрабатывали для акции , которая прошла в Москве 4 ноября, для знакомства с в музеях города, 25 января и 14 февраля.

фото Майи СимакинойВне времени и пространства. Как прошла «Ночь музеев» в Москве «Великие предметы искусства только потому и велики, что они доступны и понятны всем». Лев Николаевич Толстой .

На протяжении двух последних столетий это утверждение великого русского писателя было абсолютно верным. Сейчас, пожалуй, я бы поспорила.

В третьем тысячелетии, само определение «искусства» стало настолько размытым, что уже сложно найти ту самую грань, где кончается искусство и начинается наука или компьютерные технологии. Современному зрителю уже недостаточно просто пройтись по тихим залам и молча созерцать шедевры мировой живописи или архитектуры. Современный зритель хочет действия, он хочет быть участником процесса. Видеть искусство, слышать искусство, быть частью этого самого искусства.

В этом году «Ночь музеев» я провела в столице и прошлась по трем абсолютно разным музейным площадкам. Вечер, плавно переходящий в ночь. Сонное дождливое утро. Три музея: Центр современного искусства МАРС, Новая Третьяковка и Центр дизайна Artplay. Будущее уже наступило

Центр современного искусства МАРС, пожалуй, одна из самых нестандартных музейных площадок. Здесь представлены принципиально новые арт-форматы: аудиовизуальное искусство, видео арт, видео инсталляции, диджитал арт и VR-арт (виртуальная реальность). В «Ночь музеев» МАРС порадовал «космической» программой и DJ сетом от модного российского трубача Максима Пустовита.

Несмотря на жесткий тайминг, в МАРСЕ я провела два незабываемых часа. Посмотреть на мир глазами инопланетянина? Оказаться на другой планете? Узнать, как выглядят нейронные сети? Невозможное становится возможным благодаря выставке Generative Gallery.

Семь работ digital художников со всего мира в формате видеопроекции. Семь медитативных, завораживающих, полностью трансформирующих сознание проектов.

«Живая» аудиовизуальная сущность, - так художники определили основную идею выставки. Она может существовать одновременно в разных местах, объединяя художников и зрителей в любой точке земного шара.

Кто сказал, что картина должна быть двумерной? На холсте? В рамке? Изображение плоским? Совершенно необязательно.

На выставке «Виртуальные зеркала Константина Худякова» представлены работы с 3D-эффектом. Странные, причудливые композиции, объемные и светящиеся в темноте, оживают в зеркалах, когда ты приближаешься к ним. Вы думаете, что создать свой виртуальный аватар, это что-то из области научной фантастики? Нет, нет и еще раз нет. На выставке «Моя виртуальная скульптура» каждый может стать художником в виртуальном пространстве и создать свою скульптуру.

Надеваем шлем виртуальной реальности, переступаем через лазерную решетку (это совсем не больно, но немного жутковато поначалу) идем к красной точке и.. видим себя. Ты в матрице. Ты и твоя виртуальная скульптура. Очень хотелось остаться в «будущем» еще немного, послушать космические сеты, но нужно было двигаться дальше.

«Вечная классика» с поправкой на время и тренды.

Следующей культурной остановкой стала Новая Третьяковка. Как заметили столичные СМИ, в этом году в «Ночь музеев» Новая Третьяковка установила рекорд посещаемости, превзойдя даже результаты «старой» Третьяковки. Отмечается, что музей на Крымском Валу посетило более 10 тысяч человек. Так чем же привлекла, казалось бы, одна из самых консервативных столичных музейных площадок? А тем, что она давно уже перестала быть консервативной.

Музей стал гораздо современнее, понятнее для массового молодого зрителя. Та зловещая тишина, свойственная олдскульным музеям, сменилась шумной, молодежной толпой, оживленно обсуждающей экспозиции. Во дворе музея звучали треки хип-хопа и r’n’b, молодые ребята танцевали.

Новая Третьяковка порадовала интересной культурной программой для всей семьи. Для детей - воркшопы и мастер-классы, для взрослых - ток-шоу о культуре нулевых с участием Дениса Симачева , Андрея Бартенева и Татьяны Геворкян. Третьяковка специально к акции подготовила экспозицию, посвященную искусству 2000-х. Выставка объединила совершенно разные работы многочисленных стилей и жанров. От масштабных полотен Виноградова и Дубосарского с отголосками соцреализма, нарочито утрированного и слегка абсурдного до восковой Анны Курниковой в прыжке под стеклянным колпаком.

Монументальная живопись, странные арт-объекты, граффити, фотоработы - все смешалось в слегка сумбурной, но точно отражающей самобытную культуру первой десятки нового тысячелетия. Кураторы Третьяковки накануне одного из ожидаемых событий 2018 года - чемпионата мира по футболу - организовали выставку, посвященную спорту в искусстве «Футбол и не только». В экспозиции представлены работы известных советских художников и скульпторов, таких как Александр Дейнека и Иосиф Чайков, которые были страстными спортивными фанатами.

Советские футболисты, хоккеисты, гимнасты. Стройные, спортивные физкультурницы и баскетболистки. Строгая статика и пластичная динамика. Ближе к полуночи довольные зрители, получившие мощный «культурный» заряд, стали расходится по домам. Статистика не врет, цифры говорят сами за себя. Более 10 тысяч посетителей за «ночь» и большинство их них те, кому еще не исполнилось 40. Успеть за два часа

Утро наступило, а моя ночь музеев еще не закончилась. Следующей культурной станцией стал центр дизайна Artplay.

Три мультимедийных выставки в одном флаконе. За два часа перед глазами проплывают работы художников импрессионистов и модернистов, великого и ужасного Босха и гремучая смесь из картин известных художников, приправленных психоанализом Зигмунда Фрейда .

Чем же привлекает современного зрителя формат мультимедийных выставок?

Секрет прост. Ты сидишь, развалившись на кресле-мешке, а тебе показывают, а кое-где еще и рассказывают. Ты можешь есть попкорн, пить кофе и делать сэлфи, а в это время на экране эффектно, да еще и с музыкальным сопровождением, проплывают картины известных художников.

Герои на полотнах оживают. Балерины Дега кружатся в танце, абстрактная геометрия Кандинского и Малевича становится динамичной и трехмерной, а безумный мир Босха становится понятнее, когда появляется возможность в мельчайших деталях рассмотреть триптих «Сад земных наслаждений».

Среди огромного разнообразия форматов, стилей, жанров и направлений в искусстве, каждый зритель может выбрать тот арт, который цепляет и вдохновляет, расслабляет и заставляет задуматься, расширяет границы сознания и подсознания.

И как справедливо заметил кто-то из великих философов: «Искусство - как природа. Если вы не пустите его в дверь, оно войдет в окно».

18 мая во всем мире отмечают Международный день музеев. Этот день был учрежден в мае 1977 г. на XI Генеральной конференции Международного совета музеев в Москве по инициативе советской делегации. В преддверии этого дня во многих странах мира и по всей России проходит акция "Музейная ночь" или "Ночь музеев" (в Москве она называется "Ночь в музее").

Еще в 1970-х гг. в Европе в мае музеи традиционно открывали двери для бесплатного посещения, а порой, когда народ не успевал осмотреть экспозицию, даже продлевали время работы. Тогда эта акция называлась "Весной музеев".

В 1997 г. в Берлине прошла первая официальная акция, вошедшая в историю как "Долгая ночь музеев" (Lange Nacht der Museen). Это художественно-просветительское мероприятие проводится в Берлине дважды в год в последнюю субботу января и августа.

Администрация города Берлина приняла решение в этот день пускать посетителей в музеи бесплатно, а экскурсии проводить всю ночь напролет. Идея имела большой успех и уже в следующем году к акции присоединились еще 20 городов Германии.

История ночных музейных гуляний, приуроченных к Международному дню музеев , в Европе началась в 2001 г. в Париже и стремительно завоевала популярность во всех главных европейских столицах.

Чтобы объединить и структурировать акцию, для нее стали давать темы - "Пять чувств", "Тайные откровения" или "История и истории". Музеи Европы организовывали выставки и ярмарки, театрализованные представления, перформансы, маскарады и концерты.

Так, в 2003 г. в Австрии в рамках праздника огромный интерес вызвала коллекция князя Лихтенштейна Ханса Адама II, который выставил полотна Рубенса, в том числе знаменитую картину "Венера перед зеркалом".

В 2004 г. самым популярным и посещаемым музеем Германии стал Берлинский кафедральный собор, его посетили более 22 тысяч человек. В 2005 г. в "Долгую ночь музеев" в течение вечера и ночи по одному билету можно было обойти более сотни берлинских музеев.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Это статья о международной акции музеев. О фильме смотрите статью Ночь в музее

Ночь музеев - международная акция, приуроченная к Международному дню музеев , во время которой можно осмотреть музейные экспозиции ночью. В эту ночь многие музеи открыты для посетителей после захода солнца и почти до утра. Основная цель акции - показать ресурс, возможности, потенциал современных музеев, привлечь в музеи молодежь.

Впервые «Ночь музеев» была проведена в Берлине в 1997.

Хронология

В 2010 году акция была проведена в ночь с 15 на 16 мая.

В 2011 году акция в Москве прошла в ночь с 14 на 15 мая, в акции приняли участие 159 городских музеев. Кроме похода в музей, москвичи в эту ночь смогли выехать на автобусные экскурсии по городу. В Екатеринбурге приняли участие 40 выставочных организаций, которые открыли 58 площадок в городе. Всего проект «Европейская ночь музеев в Екатеринбурге - 2011» посетили 67 000 людей.

В 2011 году по инициативе Фонда «Покровитель» и компании «Живая вода» к акции впервые присоединились ведущие музеи Оренбурга, сумевшие с 19:00 до 00:00 принять в общей сложности невероятное для своей истории количество посетителей - около 3000 человек за день.

В 2012 году акция прошла в ночь с 19 на 20 мая.

B 2013 году акция прошла в ночь с 18 на 19 мая.

B 2014 году акция прошла в ночь с 17 на 18 мая. В Екатеринбурге работали 73 площадки (в 2011 году - 58), которые посетили 95 тысяч человек (в 2011 году - 67 тысяч) . Таким образом, можно констатировать рост популярности акции в четвертом по величине городе России.

2015

B 2015 году акция состоялась в ночь с 16 на 17 мая. Её главной темой стала строчка из произведения Александра Твардовского : «Мы за Родину пали, но она - спасена». Акция будет приурочена к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Москва

Было открыто более 250 учреждений культуры (музеи, галереи и арт-кластеры).

В девятый раз инициатором и организатором «Ночи в музее» выступила Департамент культуры города Москвы, который уделяет особое внимание мероприятиям общегородского масштаба, формирующим образ столицы и преображающим её социокультурный ландшафт.

Символом музейной ночи выбрана сова - ночная птица призывает взглянуть на «музейную» жизнь в сумерках, вне привычных рамок восприятия культуры и времени. Её особое «Ночное видение» позволяет рассмотреть даже самые скрытые детали и объекты.

В этом году «Ночь в музее» совпадает с Днем исторического и культурного наследия Москвы - эти акции демонстрируют новые подходы к проведению мероприятий в сфере культуры. Дневные и ночные программы объединяют культурное пространство столицы - в дополнение к музеям, галереям и арт-кластерам, для всех желающих с 10.00 открылись старинные усадьбы, здания министерств и другие памятники архитектуры, обычно недоступные для свободного посещения (список исторических мест, участвующих в проекте, доступен на официальном сайте www.dninasledia.ru).

По сложившейся традиции искусство выйдет на улицы. На территории трех пешеходных зон Москвы будут организованы «Ночные станции» - открытые мультижанровые пространства, где пройдут события параллельной культурно-образовательной программы «Ночи в музее». Центральные темы - 70-летие Победы в Великой Отечественной войне и Год литературы. Эти же площадки станут платформой для открытой коммуникации учреждений культуры с гостями акции: информационные центры «Ночных станций» расскажут о самых ярких проектах музеев, выставочных залов и других институций за последний год. «Ночные станции» работали с 12:00 до 23:00 - для самых маленьких жителей города предусмотрена серия специальных событий.

Впервые в контекст «Ночи в музее» вовлечены бизнес-пространства - в преддверии события в крупнейших деловых центрах Москвы будут установлены специальные информационные стенды, анонсирующие мероприятия акции.

В этом году «Ночь в музее» предложит новую возможность диалога между горожанами и деятелями культуры: впервые в истории акции художники пригласят гостей в свои мастерские (условия посещения «Музейных квартирников» будут анонсированы на официальном сайте акции www.museumnight.org).

В рамках «Ночи в музее» для всех желающих стать арт-волонтерами и принять непосредственное участие в музейной жизни столицы будет открыта «Школа ночного экскурсовода». Заявки на «поступление» будут приниматься на официальном сайте акции. Подготовят ночных гидов-любителей победители и финалисты конкурса Департамента культуры города Москвы «Лучший музейный работник-экскурсовод».

Продолжением экскурсионной программы «Ночи в музее» станут прогулки в компании с известными деятелями культуры и искусств по московским музеям. Необычные туры пройдут в формате беседы с авторитетными журналистами - голоса «звездных экскурсоводов» также можно будет услышать, воспользовавшись специальными аудиогидами.

2016

См. также

Напишите отзыв о статье "Ночь музеев"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Ночь музеев

– Я это знаю, и я это докажу, – сказал Ростов.
– Я…
Испуганное, бледное лицо Телянина начало дрожать всеми мускулами; глаза всё так же бегали, но где то внизу, не поднимаясь до лица Ростова, и послышались всхлипыванья.
– Граф!… не губите молодого человека… вот эти несчастные деньги, возьмите их… – Он бросил их на стол. – У меня отец старик, мать!…
Ростов взял деньги, избегая взгляда Телянина, и, не говоря ни слова, пошел из комнаты. Но у двери он остановился и вернулся назад. – Боже мой, – сказал он со слезами на глазах, – как вы могли это сделать?
– Граф, – сказал Телянин, приближаясь к юнкеру.
– Не трогайте меня, – проговорил Ростов, отстраняясь. – Ежели вам нужда, возьмите эти деньги. – Он швырнул ему кошелек и выбежал из трактира.

Вечером того же дня на квартире Денисова шел оживленный разговор офицеров эскадрона.
– А я говорю вам, Ростов, что вам надо извиниться перед полковым командиром, – говорил, обращаясь к пунцово красному, взволнованному Ростову, высокий штаб ротмистр, с седеющими волосами, огромными усами и крупными чертами морщинистого лица.
Штаб ротмистр Кирстен был два раза разжалован в солдаты зa дела чести и два раза выслуживался.
– Я никому не позволю себе говорить, что я лгу! – вскрикнул Ростов. – Он сказал мне, что я лгу, а я сказал ему, что он лжет. Так с тем и останется. На дежурство может меня назначать хоть каждый день и под арест сажать, а извиняться меня никто не заставит, потому что ежели он, как полковой командир, считает недостойным себя дать мне удовлетворение, так…
– Да вы постойте, батюшка; вы послушайте меня, – перебил штаб ротмистр своим басистым голосом, спокойно разглаживая свои длинные усы. – Вы при других офицерах говорите полковому командиру, что офицер украл…
– Я не виноват, что разговор зашел при других офицерах. Может быть, не надо было говорить при них, да я не дипломат. Я затем в гусары и пошел, думал, что здесь не нужно тонкостей, а он мне говорит, что я лгу… так пусть даст мне удовлетворение…
– Это всё хорошо, никто не думает, что вы трус, да не в том дело. Спросите у Денисова, похоже это на что нибудь, чтобы юнкер требовал удовлетворения у полкового командира?
Денисов, закусив ус, с мрачным видом слушал разговор, видимо не желая вступаться в него. На вопрос штаб ротмистра он отрицательно покачал головой.
– Вы при офицерах говорите полковому командиру про эту пакость, – продолжал штаб ротмистр. – Богданыч (Богданычем называли полкового командира) вас осадил.
– Не осадил, а сказал, что я неправду говорю.
– Ну да, и вы наговорили ему глупостей, и надо извиниться.
– Ни за что! – крикнул Ростов.
– Не думал я этого от вас, – серьезно и строго сказал штаб ротмистр. – Вы не хотите извиниться, а вы, батюшка, не только перед ним, а перед всем полком, перед всеми нами, вы кругом виноваты. А вот как: кабы вы подумали да посоветовались, как обойтись с этим делом, а то вы прямо, да при офицерах, и бухнули. Что теперь делать полковому командиру? Надо отдать под суд офицера и замарать весь полк? Из за одного негодяя весь полк осрамить? Так, что ли, по вашему? А по нашему, не так. И Богданыч молодец, он вам сказал, что вы неправду говорите. Неприятно, да что делать, батюшка, сами наскочили. А теперь, как дело хотят замять, так вы из за фанаберии какой то не хотите извиниться, а хотите всё рассказать. Вам обидно, что вы подежурите, да что вам извиниться перед старым и честным офицером! Какой бы там ни был Богданыч, а всё честный и храбрый, старый полковник, так вам обидно; а замарать полк вам ничего? – Голос штаб ротмистра начинал дрожать. – Вы, батюшка, в полку без году неделя; нынче здесь, завтра перешли куда в адъютантики; вам наплевать, что говорить будут: «между павлоградскими офицерами воры!» А нам не всё равно. Так, что ли, Денисов? Не всё равно?
Денисов всё молчал и не шевелился, изредка взглядывая своими блестящими, черными глазами на Ростова.
– Вам своя фанаберия дорога, извиниться не хочется, – продолжал штаб ротмистр, – а нам, старикам, как мы выросли, да и умереть, Бог даст, приведется в полку, так нам честь полка дорога, и Богданыч это знает. Ох, как дорога, батюшка! А это нехорошо, нехорошо! Там обижайтесь или нет, а я всегда правду матку скажу. Нехорошо!
И штаб ротмистр встал и отвернулся от Ростова.
– Пг"авда, чог"т возьми! – закричал, вскакивая, Денисов. – Ну, Г"остов! Ну!
Ростов, краснея и бледнея, смотрел то на одного, то на другого офицера.
– Нет, господа, нет… вы не думайте… я очень понимаю, вы напрасно обо мне думаете так… я… для меня… я за честь полка.да что? это на деле я покажу, и для меня честь знамени…ну, всё равно, правда, я виноват!.. – Слезы стояли у него в глазах. – Я виноват, кругом виноват!… Ну, что вам еще?…
– Вот это так, граф, – поворачиваясь, крикнул штаб ротмистр, ударяя его большою рукою по плечу.
– Я тебе говог"ю, – закричал Денисов, – он малый славный.
– Так то лучше, граф, – повторил штаб ротмистр, как будто за его признание начиная величать его титулом. – Подите и извинитесь, ваше сиятельство, да с.
– Господа, всё сделаю, никто от меня слова не услышит, – умоляющим голосом проговорил Ростов, – но извиняться не могу, ей Богу, не могу, как хотите! Как я буду извиняться, точно маленький, прощенья просить?
Денисов засмеялся.
– Вам же хуже. Богданыч злопамятен, поплатитесь за упрямство, – сказал Кирстен.
– Ей Богу, не упрямство! Я не могу вам описать, какое чувство, не могу…
– Ну, ваша воля, – сказал штаб ротмистр. – Что ж, мерзавец то этот куда делся? – спросил он у Денисова.
– Сказался больным, завтг"а велено пг"иказом исключить, – проговорил Денисов.
– Это болезнь, иначе нельзя объяснить, – сказал штаб ротмистр.
– Уж там болезнь не болезнь, а не попадайся он мне на глаза – убью! – кровожадно прокричал Денисов.
В комнату вошел Жерков.
– Ты как? – обратились вдруг офицеры к вошедшему.
– Поход, господа. Мак в плен сдался и с армией, совсем.
– Врешь!
– Сам видел.
– Как? Мака живого видел? с руками, с ногами?
– Поход! Поход! Дать ему бутылку за такую новость. Ты как же сюда попал?
– Опять в полк выслали, за чорта, за Мака. Австрийской генерал пожаловался. Я его поздравил с приездом Мака…Ты что, Ростов, точно из бани?
– Тут, брат, у нас, такая каша второй день.
Вошел полковой адъютант и подтвердил известие, привезенное Жерковым. На завтра велено было выступать.
– Поход, господа!
– Ну, и слава Богу, засиделись.

Кутузов отступил к Вене, уничтожая за собой мосты на реках Инне (в Браунау) и Трауне (в Линце). 23 го октября.русские войска переходили реку Энс. Русские обозы, артиллерия и колонны войск в середине дня тянулись через город Энс, по сю и по ту сторону моста.
День был теплый, осенний и дождливый. Пространная перспектива, раскрывавшаяся с возвышения, где стояли русские батареи, защищавшие мост, то вдруг затягивалась кисейным занавесом косого дождя, то вдруг расширялась, и при свете солнца далеко и ясно становились видны предметы, точно покрытые лаком. Виднелся городок под ногами с своими белыми домами и красными крышами, собором и мостом, по обеим сторонам которого, толпясь, лилися массы русских войск. Виднелись на повороте Дуная суда, и остров, и замок с парком, окруженный водами впадения Энса в Дунай, виднелся левый скалистый и покрытый сосновым лесом берег Дуная с таинственною далью зеленых вершин и голубеющими ущельями. Виднелись башни монастыря, выдававшегося из за соснового, казавшегося нетронутым, дикого леса; далеко впереди на горе, по ту сторону Энса, виднелись разъезды неприятеля.



Рассказать друзьям