Общая идея дизайна муниципальной библиотеки. Информационный стенд библиотеки - сколько нужно, где расположить, какие разделы? Идеология определяет дизайн

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

В библиотеке необходимо четкое разделение зон и помещений на читательские зоны и служебные, чтобы обеспечить:

1. Кратчайшие, непересекающиеся потоки движения читателей и литературы;

2. Простейшие функционально-планировочные связи, позволяющие отказаться от сложных систем механизации транспортировки литературы, обеспечить эффективный контроль за сохранность фондов;

3. Простоту ориентации читателей в библиотеке, отсутствие в читательских помещениях коридорных коммуникаций.

Вестибюль

Вестибюль как бы “заманивая”, привлекая посетителей в библиотеку, должен настраивать его на работу. Вестибюль – первое помещение библиотеки, от культуры оформления которого, планировки зависит восприятие посетителями учреждения в целом и рациональное направление потоков читателей. Здесь с помощью специального оформления, более яркого, чем в других помещениях, можно создать у читателя особый эмоциональный настрой (“Я пришел в библиотеку”) и одновременно предоставить всю необходимую рекламу библиотеки.

Таким образом, вестибюль выполняет чисто унитарную функцию – сориентировать человека в пространстве, указать направления движения, проинформировать о текущей работе массовых мероприятий библиотеки. Необходимы простота и ясность в ориентации читателя внутри здания. От самой планировки помещений и дизайна требуется такая четкость, последовательность, чтобы читатели самостоятельно находили нужный ему отдел.

Оформление и отделка интерьера вестибюля должны отличаться простотой и лаконизмом декоративных элементов и цвета. Он должен быть отделан материалами, допускающими влажную уборку пола, стен и оборудования.

Читальный зал и абонемент

Одной из наиболее сложных по организации внутренней среды в библиотеке, является помещение читального зала. Читальные залы следует предусматривать вместимостью не более 100 читательских мест. Проектировать их проходными для других функциональных групп недопустимо. По площади читальный зал не должен превышать 250-300 кв.м. Планировка читальных залов должна обеспечивать возможность контроля за размещенными в них фондами открытого доступа и наблюдения за читателями с рабочего места дежурного библиотекаря. Разделение свободного пространства на отдельные отсеки и помещения следует осуществлять с помощью библиотечного оборудования и нестационарных ограждающих элементов (легких перегородок, декоративных решеток и пр.). При этом необходимо учесть и то, что площадь читального зала не должна быть и меньше 100-150 кв.м. Исключение может быть сделано только для читальных залов для детей.

Для формирования интерьера читального зала существенно, имеет значение закрытый или открытый доступ к фонду, расположена кафедра выдачи внутри помещения читального зала или в аванзале. Зона чтения, в которой должны быть созданы необходимые условия для продуктивной работы читателей, требует к себе особого внимания. Если кафедра выдачи находится в аванзале, то в читальном зале, кроме “подручной” библиотеки и столика библиотекаря, размещаются только читательские столы.

Столы расставляются перпендикулярно к окнам параллельными рядами. Предусматривается, чтобы они не стояли против простенка и получали полный дневной свет с левой стороны. Для читателя предпочтительнее индивидуальные столы, но в целях увеличения вместимости зала применяются столы либо на четверых человек, либо на двоих. Удобны читателям столы с вертикальной полкой (для книг и светильника), загораживая читателя от других, позволяя ему сосредоточиться.

Некоторые пользователи предпочитают заниматься в небольших уютных читальных залах, напоминающих домашние условия. Поэтому иногда объемный читальный зал посредством двухстороннего стеллажа или озеленения делят на два небольших, для этого также используются подвижные перегородки.

В зале могут быть традиционные места за одно- и двухместными столами, зоны для чтения на выделенных участках пола или газона, кабины для индивидуальной работы, кресла и продвинутые вплотную к окнам, одноместные огороженные столики, и, наконец, специальные места, оборудованные, аудиовизуальными средствами и т.д.

В читательских помещениях должны быть четко определены и реализованы нормы освещенности. Предельной нормой освещенности библиотечного помещения является 200 люксов (лк) – в помещениях, где работают люди. При этом в читальных залах обязательно сочетание естественного и искусственного освещения. На каждом столе должны стоять светильники для максимального освещения читательского стола.

Читательские помещения (вестибюль, аванзал, абонемент, читальные залы, специализированные отделы, помещения для массовых мероприятий) предусматриваются в наземных этажах, не выше третьего, чтобы не устраивать пассажирские подъемники и предоставить возможность удобного использования всеми читателями единого справочно-информационного аппарата. Помещения абонементов, читальных залов и специализированных отделов не должны проектироваться проходными.

Детский читальный зал

В качестве принципиального положения необходимо отметить, что специфика планировки помещении, отделка стен, оборудование и мебель детских библиотек, в частности читальных залов, должны отличаться от помещений, предназначенных для взрослых читателей. В выборе масштаба оформления, размеров декоративных и художественного убранства стен, потолка предпочтение следует отдать более крупному рисунку. В отделке рекомендуются яркие цвета, возможны контрастные сочетания красок. Размер мебели должен соответствовать росту детей, окрашена, она должна быть в яркие цвета или покрыта пластиком. В таких читальных залах целесообразна более свободная не консервативная расстановка мебели.

Большое значение в оформлении имеют подвесные шкафы, полки, витрины и т.д.

Известно, что детей привлекают яркие панно, декоративные росписи стен, мозаика и другое художественно-декоративное оформление.

Панно выполняется из ткани или рулонной бумаги, на поверхность который наклеивается аппликация из цветной бумаги, образующая выбранный рисунок.

В настоящее время большой популярностью пользуются современные изобразительные средства наглядной пропаганды (кино, диапозитивы, телевидение и т.д.)

Еще одно решение оформления детского читального зала – стенды в виде раскрытой книги. На их страницы наклеиваются иллюстрации, фотографии, детские рисунки. Каждая страница выполнена из фанеры или представляет собой деревянный каркас, на который наклеена плотная бумага (картон). Листы укреплены на специальном металлическом стержне, благодаря которому они могут поворачиваться.

Оборудование и мебель для читальных залов состоит из читательских столов, которые могут быть использованы, в одном случае как ящики для хранения игрушек, в другом как станки для рисования или изготовления различных игр (мелками, цветными карандашами и т.д.). Крышки столов изготовлены из фанеры и реек, а ящики – из мебельных щитов. Крышки укрепляются при помощи деревянных шипов, которые выставляются в верхнюю часть ящика. Угол наклона доски стола при рисовании можно изменить. Иногда соединяют два ящика вместе, создавая надежную опору для крепления двух досок.

В детских читальных залах надо предусмотреть место для размещения выставок, стендов, витрин и т.д. Легкие настенные щиты, выполненные из фанеры или картона, оклеиваются бумагой (белый, цветной). Для детей и подростков удобны наклонные стенды и витрины с верхним подсветом.

Книгохранилище

В зоне хранения и стационарного книгохранилища размещаются все фонды закрытого хранения, куда не допускаются читатели. В малых и небольших библиотеках (с фондами до 50 тыс. томов) закрытое книгохранилище, именуемое запасником, предназначается для временного размещения дублетных экземпляров литературы в открытом доступе абонемента и читальных залов. Также для хранения ценных изданий по искусству и некоторых видов медицинской литературы, рукописей и других документов, располагаемых в определенном порядке с целью легкого поиска и оперативной выдачи в соответствующие пункты библиотеки. Здесь используются семиполочные односторонние и двухсторонние стеллажи.

Под специально выделенными под книгохранилище помещениями следует понимать помещения, которые оснащены оборудованием, позволяющим поддерживать необходимый влажностный и температурный режим. Эти помещения должны идеально соответствовать требованиям пожарной безопасности. Они должны быть оборудованы приборами, которые фиксируют уровень запыленности и позволяют добиваться максимальной защищенности от микроорганизмов.

Помещения для хранения и использования фонда располагают по возможности смежно друг с другом, чтобы коммуникации между ними были наиболее короткими и не пересекались между собой. Чтобы библиотекарю было удобно работать с документами, очень важно правильно организовать коммуникации между отделом обработки и книгохранилищем, между книгохранилищем и читальными залами (здесь перемещается основная масса всех транспортируемых в библиотеке книг – 90%). Путь на этих участках должен быть по возможности прямым, коротким и горизонтальным. Отсеки книгохранилища проектируются с учетом максимально допустимых расстояний подноски литературы вручную (до тележки) – 6 метров и доставки литературы на тележках (до поста механического транспорта) – 24 метра.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Огромные стеллажи с книгами, читательские билеты и обязательная тишина - первое, что приходит на ум при слове «библиотека». Но прогресс не обошел стороной и хранилища книг, поэтому сегодня библиотеки - удобные современные площадки, где можно не только читать и учиться.

сайт предлагает заглянуть в библиотеки, которые всем своим видом напоминают нам о том, что на дворе давно XXI век.

1. Библиотека Тяньцзинь-Биньхай

Как видно на фото, футуристичную библиотеку в китайском городе Тяньцзинь не зря прозвали «Око» , но она примечательна не только внешним видом. Стеллажи во всю высоту 5-этажного здания могут хранить до 1,2 млн книг, а сфера в центре служит аудиторией вместимостью 110 человек.

2. Библиотека в Тьонвиле

3. Филологическая библиотека Свободного университета Берлина

Филологическую библиотеку не зря прозвали «мозгом Берлина» : округлая форма здания повторяет форму человеческого мозга, а изогнутые лестницы и галереи действительно напоминают извилины. Одна из особенностей библиотеки - естественное освещение и энергосбережение.

4. Библиотека сэра Дункана Райса

Внутри 7-этажного куба из полос белого и прозрачного стекла хранятся около 250 тыс. древних рукописей, собранных почти за 5 веков с момента основания университета. Архитекторы позаботились об экологии: специальные системы собирают дождевую воду, а фотоэлементы на крыше и таймеры контролируют освещение.

5. Библиотека и образовательный центр Венского университета

Необычная геометрия снаружи сменяется плавностью линий внутри, а разные зоны здания соединяются мостами, галереями и террасами. Через главный вход посетители попадают в центральную аудиторию - большой атриум с естественным освещением.

6. Общественная библиотека Бишаня

Бишань - маленький городок в Сингапуре, но его библиотеке мог бы позавидовать и мегаполис. Само 4-этажное здание - метафора домика на дереве , а ячейки, выступающие из стен, - места для уединенного чтения или работы.

7. Библиотека Университета искусств Тама

Эта библиотека была спроектирована таким образом, чтобы отражать дух университета искусств и вдохновлять студентов на творчество. Одна из зон библиотеки - открытое пространство, где посетители могут просто посидеть или даже поспать .

8. Бирмингемская библиотека

Бирмингемская библиотека - самая крупная общественная библиотека в Великобритании, а также одна из самых посещаемых достопримечательностей страны. Здесь хранится одна из двух важнейших коллекций произведений Шекспира , а также множество редких и старинных книг.

Нужно ли говорить, что современные библиотеки - это нечто большее, чем читальный зал и архив?

Скорее всего, нет.

А все потому, что архитекторы с особым трепетом относятся к этому типу общественных пространств и не боятся экспериментировать. Что из этого получается - посмотрим же скорее!

Библиотека в торговом павильоне корпорации CREC в Гуйяне (Китай)

Год реализации: 2016

У этого пространства, созданного по проекту архитектурной студии Van Wang Architects, имеется очень забавная история - первоначально здание было создано в качестве торгового павильона CREC, которое так бы и ждала печальная участь своих «собратьев», ведь такие сооружения быстро сносят после того, как поставленные коммерческие цели достигнуты. Но архитекторы сказали «нет» такому непростительному расточительству и внесли в проект общественную функцию!

Так и появилось пространство библиотеки, навеянное идеей детской игрушки-конструктора. Антресольные галереи, секции книжных шкафов, стеллажи, полки - все это создает игривое и целостное впечатление.

Публичная библиотека города Сидар-Рапидс (штат Айова, США)

Год реализации: 2013



После наводнения в 2008 году, разрушившего центральную библиотеку города, было принято решение создать новое сооружение, которое бы стало динамичным центром всего города, демонстрировало бы технологические достижения 21-го века и свело бы к минимуму негативное воздействие на окружающую природу. Немало требований к одной библиотеке, не правда ли?

Но архитекторы со студии OPN Architects мужественно выдержали напряжение и реализовали именно то, что от них ждал весь город.

Здесь реализована идея объединения общественных и технических пространств (архивов, помещений администрации и т.д.), продумана система естественного и искусственного освещения, созданы все необходимые для посетителей пространства, сдобренные красивейшей зеленой кровлей.

Фото: MainStreetStudio - WayneJohnson

Общественная библиотека в провинции Бандунг (Индонезия)

Год реализации: 2016

Эта небольшая библиотека в индонезийской провинции Бандунг, скорее всего, уже не единожды возглавляла список самых оригинальных построек такого типа.

А все это благодаря тому, что архитекторы из студии SHAU Bandung подошли к вопросу со знанием и чувством долга. Их первоочередной задачей стала важнейшая проблема экологии. Так и была реализована небольшая городская библиотека площадью 160 кв.м. из пластиковых ведерок из-под мороженного. Всего их, кстати, понадобилось более 2000 единиц.

Конструкция здания очень проста: металлический каркас, бетонные плиты и ведерки в качестве элементов внешних стен. Климат региона позволяет особо не заморачиваться с утеплением и кондиционированием.

Библиотека в городе Тонглинг (Китай)

Год реализации: 2014

Примечательно, что здание библиотеки находится на территории заброшенной набережной на берегу реки. Само здание, созданное по проекту студии АТА, является частью масштабного проекта по преобразовании промышленного района в городской парк.
Был создан искусственный причал длиной 40 метров и 14 метров в ширину из щебня и бетона.

Основание здания - это стальная конструкция, поддерживаемая 6-ю железобетонными колоннами.

Внутреннее пространство библиотеки очень лаконичное и удобное. Сделано все для того, чтобы посетители смогли почитать, рассмотреть умиротворяющий вид из окна, подумать и пофилософствовать в тишине и покое.

Старинная библиотека в Делфте (Нидерланды)

Год реализации: 2015

Здание библиотеки, построенное в 1912-1915 годах, является образцом стиля эпохи Возрождения. Позже оно служило учебным центром индустрии морской энергетики, а в 2015 году претерпело масштабную реконструкцию, в ходе которой архитекторы и дизайнеры интерьеров вдохнули в этот памятник архитектуры новую жизнь.

Так историческое наследие библиотеки было дополнено современными дизайнерскими элементами, а система кондиционирования, вентиляция и акустика были дополнены новейшими технологиями.

Мы ежедневно сталкиваемся с информацией, "льющейся" на нас со всех сторон. Практически везде, и в библиотеке тоже, мы видим стенды, листовки, листочки, которые мы... уже попросту не замечаем. Читают ли наши стенды наши читатели? Находят ли они там нужную информацию?

Будем разбираться вместе. Известный факт - лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Вашему вниманию я предлагаю сегодня подборку фотографий информационных стендов из разных библиотек , выполненных как профессионально, так и с помощью дизайнерских решений самих библиотекарей. Для удобства восприятия информации я условно разделила фотографии по нескольким разделам.

Но, для начала - вопрос. Как вы думаете, имеет ли право на жизнь такая новация, как - по форме информационный стенд, а по сути - акция?

Вот, к примеру такая акция, как в нашей библиотеке - подробнее познакомьтесь по ссылке: Акция "Точка на карте малой родины"

Ответы принимаются в комметариях))

Замечу, что коллеги-методисты на тему информационных стендов написали довольно хорошие рекомендации. С них, собственно, и начнём.

..." Основной целью в привлечении в библиотеку читателей является не столько введение разнообразных услуг, а обеспечение их востребованности, продвижение интеллектуальной продукции и тех же услуг.

Продвижение – это различные формы информации, убеждения пользователей или напоминания об услугах и продукции библиотеки.

Основными задачами продвижения библиотечных услуг являются:

формирование престижного образа (имиджа ) библиотеки в сознании населения, представителей местных органов власти, общественных организации и т. д.;

информирование о новых услугах, введенных библиотекой;

сохранение популярности существующих библиотечных услуг, убеждение пользователей востребовать их;

информирование потенциальных пользователей о времени, месте и условиях предоставления услуг;

акцентирование внимания пользователей на специфических свойствах и пользе предлагаемых услуг библиотеки, на бесплатности основных форм обслуживания.

Первые фотографии на тему "библиотека", "библиотечный". Употребление этих слов - самое популярное в названии стендов - тут и мир, и город, и досье, и уголок с курьером. На мой взгляд - достойно выглядят любые названия, главное, чтобы "курьер" оперативно сменял информацию, в "мире" отражались "мировые" масштабы, а "досье" ..., кстати, а что в вашем "информационном досье", господа-библиотекари?



Продолжаем изучать инфостенды. Коллеги предлагают наполнять ресурс следующими материалами:


Основные сведения: название библиотеки; библиотечной сети, подразделением которой она является; режим работы; Ф.И.О. библиотекаря; состав фонда


Цели и задачи библиотеки в организации библиотечного обслуживания населения;


Правила пользования библиотекой;


Информацию об услугах, предлагаемых библиотекой, о формах их предоставления;


Информацию о любительских объединениях, клубах по интересам (если есть): план работы, цели, задачи и т.д.;

Грамоты, благодарности за достигнутые результаты в работе;

Объявления о текущих мероприятиях, месячные планы работы и др.;

Продукты издательской деятельности.



Каждый из стендов, на мой взгляд, достоин нашего внимания. Как считаете?

А пока вы разглядываете фотографии, я продолжу. Все мы понимаем, что Информационный стенд должен располагаться в удобном для ознакомления пользователями месте. Желательно стенд застеклить, особенно если он размещен снаружи библиотеки. Материалы, объявления необходимо обновлять своевременно, чтобы стенд не содержал устаревшую информацию. Конечно, использовать компьютерный набор. Что же ещё? Как вам присутствие слова "информация" в названии стендов? Вот вроде бы и хорошее слово, но библиотекари иногда увлекаются и мы читаем, и читаем, и читаем "информации". Лучше уж пусть Библиотечный город будет.


Буквально пару строк об оформлении материалов . И выше на фото и ниже вы увидите варианты оформления. Это личное дело (и финансовое тоже) каждой библиотеки. Но иногда мы видим такую картину - некоторые библиотекари, не мудрствуя лукаво, в предложенных "кармашках" вмещают побольше текста и пусть себе висит. А некоторые очень любят всё блестящее и получается, что текст уже не важен.


Мы, библиотекари, очень часто забываем, что читать наши "информации" будут обычные люди (не забываем выделять стенды отдельно для взрослых и детей), которым абсолютно всё равно как красиво и длинно называется наша библиотека. Они хотят увидеть то, что происходит в этой библиотеке - какие события, какие услуги, когда и в каком отделе это можно сделать, и куда прийти с ребёнком. Масштабные полотна, заполненные текстами НЕ РАБОТАЮТ. Увы и ах.

Конечно, мы следим за успехами друг друга, ориентируемся на зарубежные страны, придумываем что-то своё. Выше помещённые стенды не являются плохими или требующими доработки. Каждый из них хорош, но ЧИТАТЕЛЮ НУЖНО ДРУГОЕ.

КРАТКОЕ. ЁМКОЕ. НЕ СТАНДАРТНОЕ.

хороший пример краткости




Очень хорошие размышления на тему стендов я предлагаю почитать у одной из наших коллег-библиотекарей. Ответы на эти вопросы у каждого библиотекаря могут быть разными. И это хорошо, потому, что в этом случае мы будем иметь дело с «лица необщим выражением» Кто-то, наверняка, может подсказать еще приемы и способы, которые делают информационные стенды по-настоящему эффективно работающими, а не просто набором плакатов, мимо которых читатели проходят, не задерживаясь.

1. Сколько нужно стендов? Их может быть несколько: в фойе, на абонементе, в читальном зале, в других отделах и функциональных помещениях. У каждого из них свои цели и задачи.

В фойе – наиболее общие сведения о библиотеке: полное название, почтовый и электронный адрес, учредители, руководители, партнеры, Миссия, награды. Наверное, уместны сведения о регламентирующих документах: Устав, Правила, Прейскуранты на платные услуги …, по которым работает библиотека. Вряд ли стоит помещать полный текст этих документов, достаточно их перечислить и сообщить, где они находятся, к кому обратиться за ними. Здесь же структура библиотеки: название отделов (филиалов), чем они могут помочь читателям/пользователям, как их найти, к кому обратиться… Сведения об общебиблиотечных, общерайонных/городских мероприятиях и акциях.

Соответственно, в отделах – более детальные сведения об отделах: о сотрудниках, ресурсах, услугах, мероприятиях, достижениях…

2. Где и на чем располагаются стенды? Пространственно: ближе к фонду, к выходу, рядом с каталогом, с кафедрой? … Это зависит и от размеров помещения, и от концептуальной идеи. На специальных планшетах, плакатах, выставочных стендах, книжных полках, прямо на стене, с использованием подручных материалов?... Я знаю, что есть весьма оригинальные находки.

3. Какие нужны стенды: постоянные или переменные? Констатирующие или навигационные (поясняющие, где, что и как найти)? Могут быть и те и другие. Можно на одном стенде сделать две части. Тогда, каково соотношение частей? Периодичность обновления переменной составляющей?

4. Разделы и темы стенда? Зависят от того, что мы хотим сообщить читателям/пользователям, что показать, на что завлечь… Они также могут быть постоянными и сменяемыми на более актуальные.

6. Как будут располагаться тексты, разделы и темы на стенде? Можно по принципу книжной страницы:
слева-направо, сверху-вниз. Можно - центробежно. В центре - нон-стоппер, какая-то деталь, резко привлекающая внимание: знак вопроса и сам вопрос, фотография, черное пятно... В детских библиотеках для этой цели используются талисманы, литературные герои … , а дальше, к краям стенда – тексты, раскрывающие смысл нон-стоппера. Лучше всего воспринимается текст и картинки, расположенные в правой верхней части: здесь может быть самая главная или срочная информация. Какие еще будут идеи?



Рассказать друзьям