Общественное мнение: Это кризис политического участия. Общественное мнение как фактор политики

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Политическая жизнь общества и складывающиеся в нем отношения власти

испытывают влияние многих факторов. Общественное мнение – один из них. Оно

способно выступать созидательной или разрушительной силой, могущественным

партнером или оппонентом государства, партий, СМИ и других социально-политических

институтов

По мнению Д.П. Гавры, процесс взаимодействия общественного мнения с

политической системой осуществляется двояко (см. Гавра, Д.П. Общественное мнение

С одной стороны, изучаемый феномен – элемент социальной среды, в которой

существует и реализуется политика. Общественное мнение способствует политической

социализации индивидов и их включению в политические процессы, представляет

центрам власти интересы населения, репрезентует наиболее острые и значимые для

граждан проблемы. В нем отражается их отношение к власти и ее конкретным действиям.

Например, опросы общественного мнения являются важным инструментом выявления

политических предпочтений населения (представленных в виде рейтингов лидеров или

партий), отражают реакцию масс на действия правительства в условиях кризисов и т.д.

Высказываемые представления и оценки могут иметь разную форму выражения (от

неясных и неопределившихся эмоций до строгих и рациональных понятий), а также

разные каналы коммуницирования с властью. Так, чувственные мнения выражаются на

митингах, стихийных сходках, собраниях. Формализованные же оценки, как правило,

транслируются в ходе выступлений от лица общественности независимых экспертов,

лидеров, а также в виде газетных статей, комментариев и т.д.

Репрезентация текущей политики в глазах общественности формирует определенный

духовный климат, влияет на политическую атмосферу в обществе. Высказанные позиции

власти могут, как учитывать (целиком и полностью), так и не учитывать при принятии

решений. Однако субъекты политики непременно должны отреагировать на высказанные

мнения, зафиксировать свое отношение к ним.

Представленный аспект включения общественного мнения в политическую сферу

называется экстернальным (т.е. внешним). Он требует рассматривать изучаемый феномен

в качестве социального института, осуществляющего обмен деятельностью с политической системой. При этом учитываются такие стороны социального бытия

общественного мнения как реальное выполнение функций и полномочий власти не через

политические институты, а самостоятельно или совместно с ними.

С другой стороны, общественное мнение само может выступать в качестве составного

элемента политической системы. Оно способно обособляться от своего субъекта или,

другими словами, объективироваться. Процедура объективации проходит разными

путями. К мягким формам существования обособившегося общественного мнения в

политической сфере относятся петиции, законопроекты, поправки, результаты опросов,

оттиражированные средствами массовой информации, разного рода так называемые

общенациональные оценки, массовые одобрения или осуждения, оторванные прессой от

их носителей и начавшие жить самостоятельной жизнью в виде политических правил,

оценок, норм, стереотипов. К жестким формам относятся результаты выборов народных

представителей, референдумов, плебесцитов и т.д.

Функционирование общественного мнения в сфере политических отношений может

приводить к самым разным результатам, а именно:

● к возникновению, трансформации и исчезновению с политической арены различных

политических организаций: партий, объединений, движений и т.п. Так, культ либеральной

западной цивилизации в массовом общественном сознании стал своеобразной

«питательной» средой для формирования и активной деятельности движения

«Демократическая Россия» на рубеже 80-х – 90-х годов ХХ века, а поражение на

парламентских выборах 1999 года движения «Наш дом – Россия» несомненно повлияло на

отказ от политической самостоятельности и заставило влиться в ряды партии « Единство»;

● к росту или падению популярности политических лидеров, их приходу на

политическую авансцену и уходу с нее. Достаточно вспомнить рейтинги народных

симпатий действующего президента страны В.Путина, чтобы понять его абсолютную

победу над конкурентами в борьбе за кресло главы государства на выборах 2004 года;

● к формированию или расформированию различных политических институтов.

Политическую стабильность парламентской монархии в Великобритании трудно

англичан, а формирование института электорального абсентеизма (в первую очередь, в

органы местного самоуправления) в России тесно связано с неверием большинства

избирателей в функциональную эффективность формируемых властных структур;

● к смене или коррекции тактических аспектов проводимого политического курса.

Например, во время второй чеченской войны ряд правозащитных организаций, выражавших мнение широкой общественности, сумели добиться от политического



руководства России принятия решения о том, что направлять в район военных действиий

можно лишь солдат, отслуживших в войсках по призыву не менее полугода. В это же

время СМИ начали публикацию информации о потерях личного состава, поименно

называя погибших в боях с чеченскими боевиками;

● к смене направлений, целей, в целом стратегии развития государства и его

институтов (в рамках неизменной формы правления, политического режима и т.п.).

Иллюстрацией этого положения может служить политика социально-экономических

преобразований, проводившаяся в США в годы «Великой депрессии». В ходе

президентской избирательной кампании 1932 года кандидат от Демократической партии

Ф.Рузвельт изложил основные идеи планируемой управленческой деятельности,

курса» и привлек к себе внимание большинства американских избирателей. Победа на

выборах положила начало реализации заявленного политического курса, сочетавшего в

себе меры по усилению государственного регулирования экономики с рядом реформ в

социальной области. В результате был не только преодолен тяжелейший экономический

кризис, но и заложены основы будущего процветания американского общества за счет

сильной социальной политики и формирования многочисленного среднего класса;

● к смене политического режима (как эволюционным, так и революционным путем),

изменению самих принципов и основ государственного строительства. Так, демонтаж

тоталитарной советской политической системы на рубеже 80-х – 90-х годов прошлого

столетия стал возможным, благодаря резкому повороту «вправо» массового

общественного сознания. Согласно опросу общественного мнения, проведенного в 1990-м

году, 32% респондентов считали образцом для подражания США (в 1989 г. – 28%, в 1991

году – 25%, в 1992 году – 13%), а также 32% Японию (в 1991 году – 28%, в 1992 году –

12%), 17% - Германию, 11% - Швеции и только 4% - Китай (Экономические и

социальные перемены. – 1993. - №6. - С.14);

К изменению государственного - правового статуса или принадлежности территории.

Президентская республика в России была введена на основе результатов всенародного

волеизъявления 1991 года, а итоги референдумов последних лет в ряде регионов страны

(Красноярском крае и Ханты-Мансийском автономном округе, Камчатской области и

Корякском автономном округе) способствовали укрупнению федеративных субъектов

Любой современный политический режим, даже самый репрессивный стремится создать иллюзию включенности общественного мнения в реальные процессы принятия властных решений. Соответственно, возникает проблема максимально объективной оценки характера взаимоотношений власти и общественного мнения, возможностей участия последнего в решении общезначимых вопросов.

Одной из важных и интересных проблем философии и социологии политики является проблема условий, границ и возможностей влияния общественного мнения на функционирование и развитие социальных систем.

Возможности влияния такого рода могут быть сугубо различны. Способность массовых заинтересованных оценочно-ценностных суждений и обусловленных ими волевых проявлений в большей или меньшей мере воздействовать на положение дел в государстве во многом является функцией способа устройства власти и характера политической системы. Соответственно и роль общественного мнения как фактора социальной динамики может меняться в рамках широкого диапазона - от ничтожной до определяющей. Ответ на вопрос, какова же эта роль применительно к конкретной ситуации в конкретном государстве в рамках возможного диапазона имеет как важное научное, так и не менее существенное политическое значение. Ведь мера включения оценок и суждений общественности в практические решения органов власти и управления есть показатель открытости общества, уровня развития в нем важнейших прав и свобод, наконец, одним из критериев демократичности политического устройства государства. Довольно часто от ответов на эти вопросы зависит решение важных для страны внешнеполитических и внешнеэкономических проблем - присоединение или неприсоединение к международным пактам и организациям, получение или неполучение займов, кредитов, режимов благоприятствования в торговле и т.д. и т.п.

Под режимом взаимодействия власти и общественного мнения понимается обобщенная характеристика меры его реальной включенности в принятие политических решений, управление делами государства и общества и возможностей для функционирования, предоставленных властными институтами. Нетрудно заметить, что основанием, на котором построено данное понятие, является тип отношения институтов власти к общественному мнению (а не наоборот).

Можно выделить следующую систему критериев, на основании которых различаются между собой отдельные режимы взаимодействия.

ь Критерий I: демократичность системы выборов и избирательных законов на различных уровнях.

ь Критерий 2: характер законодательной (в том числе конституционной) закрепленности роли и прерогатив общественного мнения.

ь Критерий 3: наличие каналов свободного выражения мнений и собственно свобода их выражения.

ь Критерий 4: характер протекания дискуссий общественности и власти.

ь Критерий 5: частота, предметный и объектный ареал обращения власти к общественному мнению.

ь Критерий 6: характер, предметный и социальный ареал включения реакций и оценок общественного мнения во властные решения.

ь Критерий 7: наличие свободных и множественных каналов изучения и анализа общественного мнения.

Предложенная система критериев имеет комплексный характер. Система критериев обладает свойством полноты в том смысле, что исключение из ее списка любого из представленных в ней элементов сразу же лишает возможности однозначного решения требуемых классификационных и группировочных задач. С другой стороны, она является комплексной, поскольку составляющие ее критерии различаются по своей природе. Одна группа - это основания для классификации булевского характера. Способ взаимодействия общественного мнения и органов власти в своих механизмах и проявлениях может удовлетворять или не удовлетворять этим критериям и в зависимости от этого составлять причину для отнесения к тому или иному режиму. Другая группа - критерии скорее количественного плана. Их использование не только определяет принадлежность конкретной ситуации взаимодействия к тому или иному идеально типическому режиму, но и позиционируют ее в рамках выбранного режима.

Под непосредственным влиянием обыденного сознания формируется общественное мнение. Общественное мнение - положение массового сознания, которое включает отношение (скрытое или явное) различных социальных совместно остей, слоев и классов, групп людей к событиям и фактам социальной действительности. Общественное мнение реально проявляется через систему социологических исследований, опросов, свобод людей в процессе избирательных кампаний, референдумов, массовых митингов, шествий, собраний, через средства массовой информации. Действуя во всех сферах общественной жизни, общественное мнение одновременно имеет границы, определяемые общественным й значимости событий, явлений, обсуждаемых. Прогрессивная роль общественного мнения наиболее заметна при сочетании обыденного общественного сознания с теориейрією.

Массовое сознание фиксируется в общественном мнении, что составляет, с одной стороны, политический институт, который участвует в осуществлении власти, механизм принятия решений на всех уровнях жизни общества, а с другой - совокупное суждение, делится различными социальными общностями по поводу тех или иных событий, явлений действительности. Общественное мнение занимает определенную позицию, дает совет, рекомендации, вынос ить решение по различным вопросам общественно-политической жизни, регулирует поведение индивидов, общностей и социальных учреждений, поддерживая или отрицая те или иные представления, ценности, нормы. Сплошь на мысль - сфера политического соревнования, соперничества, в которую вовлекаются экономические и политические силы, так как формирование и отражение того, чтоо составляет его содержание, зависит от материальных средств формирования и распространения мысли и политических средств, которые позволят определить границы легальной общественной мысли, предпосылок . Характер влияния общественного мнения на политические процессы зависит от существующего политического строя. Так, в условиях тоталитаризма, авторитаризма с помощью государственных институтов осуществляется манипуляция масс совой сознанием и общественное мнение теряет свой смысл. Общественное мнение как элемент функционирования политических систем - постоянно действующий фактор управления, посредством которого реализуются несколько влиятельных х функций:: экспрессивно-контрольная которая определяет политическую жизнь тех или иных общностей; консультативная, дающего советы по поиску оптимальных политических действий; директивная что выносит решение по тем или иным вопросам, регулирующая поведение индивидов, социальных общностей и учреждений, поддерживает или отвергает те или иные представления, ценности и нормы

Общественное мнение может быть истинной или ложной, иллюзорной, формируется под влиянием не только социально-экономических и политических факторов, но и путем идеологических средств. Действием многих факторов -факторов - составом тех общностей, высказывают свое мнение, степенью совпадения интересов социальных слоев и групп, характером обсуждаемых, и проблем и определяется общественное мнение. Но сам процесс фо рмування и функционирования общественного мнения может происходить стихийно. В современных условиях на формировании общественного мнения отражается определенное влияние со стороны многочисленных политических партий, движений,. Объединенных средств массовой информации. В свя связи с тем, что общественное мнение - важное средство борьбы за власть, политическая история дает немало примеров манипулирования и обработки его в интересах определенных политических с и сил.

На формирование общественного мнения все больше влияют средства массовой информации. Социологические исследования показывают, что абсолютное большинство населения Украины приоритетными источниками политической информа ции называет телевидение и прессу. Велика гражданская и политическая ответственность работников средств массовой информации за правдивость публикации, за предотвращение возможных негативных влияний на сус зверей мнение и создания непродуманных или просто ложных передач и публикацияхій.

В политическом сознании, общественном мнении оказываются интересы людей и важно достигать известной согласованности, гармонии между общественным мнением и сознанием. Любое политическое решение обречено на прова ал, если вступает в конфликт с доминирующими в обществе интересами, с политическим сознанием, сложившейся. Взвешивая на возможность проявления противоречий между общественным мнением по той или иной проблемы и осуществляемой политикой, польский социолог. Ежи. Вятр отмечал, что противоречия следует устранить и они, как правило, устраняются с помощью одного или двух средств: либо путем изменения политики, проводит ься, или путем эффективного воздействия на общественное мнение с целью восстановления соответствия между ней и политикой. Попытки же решения"связать противоречия силовыми, насильственными средствами способны вызвать серьезное и политические последствиядки.

Подробное решение Параграф § 27 по обществознанию для учащихся 11 класса, авторов Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова 2014

Вопрос 1. Только ли в словах проявляется отношение человека к политике? Где проходит граница допустимого поведения в политической деятельности?

Политические ценности и нормы являются важнейшими регуляторами политической деятельности. Нормы в политике означают правила политического поведения, ожидания и стандарты, запреты и регуляторы, регламентирующие политическую деятельность индивидов и социальных групп в соответствии с ценностями соответствующей политической культуры, укрепляющие стабильность и единство политической системы общества. В политике, как и в любой другой общественной деятельности, тоже есть своя мера, т.е. разумный предел допустимого. Эта мера определяется интересами безопасности и стабильного развития общества.

Политические нормы производны от соответствующих политических ценностей и основываются на них, но с другой стороны, последние выражаются в них. Если ценности отвечают на вопрос, как относиться к явлениям политической действительности, к тому, что есть и что может быть, то нормы предписывают, что с ними делать.

Соблюдение политических норм обеспечивается в обществе путем применения поощрения и наказаний. Эти позитивные и негативные политические санкции выступают наиболее конкретным прямым и непосредственным элементом в структуре политической регуляции.

Политические нормы по существу социальны, поскольку отражают интересы людей, формирующиеся в социальной сфере. Именно на основе таких интересов и возникают соответствующие политические институты общества - партии, государство и пр. - взаимодействие между которыми как раз и происходит на основе соблюдения политических норм.

Политические нормы различаются по способу фиксации (формальные и неформальные, устные и письменные, явные или латентные), по степени обобщенности (общие принципы политической деятельности или конкретные образцы политического поведения), по типу политического режима их функционирования (демократические, авторитарные, тоталитарные); в них могут выражаться как позитивные (предписания), так и негативные (табу-запреты) характеристики политического действия.

Политические нормы существуют в трех сферах социальной действительности: в нормативных высказываниях властвующих и подвластных; в социальных отношениях, которые обусловливают правила их функционирования; в сознании - как переживание этих норм.

Вопросы и задания к документу

Однако в целом многие миллионы американцев, не принимающие участия в голосовании, принадлежат отнюдь не к наиболее ублаготворённым, а к менее состоятельным и более озлобленным слоям населения, где обнаруживается необычайная концентрация социально обездоленных людей.

То, что принимается за апатию, на деле, вполне может быть, есть способ, которым человеческая психика защищается от бессилия и отчаяния. Неучастие в выборах является не результатом полного довольства или недостатка гражданских добродетелей, но понятной негативной реакцией на политические реалии, с которыми люди сталкиваются в своей жизни.

Да, можно применить.

Вопрос 3. Как вы думаете, каковы причины и последствия пассивности части граждан России на выборах?

Пассивность некоторых россиян на выборах объясняется просто - они не верят в честные выборы и считают, что от их участия ничего не зависит. Честные выборы в России миф, в который никто не верит.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

Вопрос 1. Что называется политическим поведением? Как различаются его формы? Приведите примеры.

Участие в политической жизни может быть рассмотрено и с точки зрения отношения человека к политике, к участвующим в ней людям, к самому себе. Внешним проявлением этого отношения является поведение человека, которое может оцениваться с позиций нравственности и права.

Политическое поведение - это поступки и действия субъекта политики, характеризующие его взаимодействие с социальной средой, с различными общественно-политическими силами. Это совокупность поступков, сознательных действий, направленных на достижение какой-либо социально значимой цели, действий, порождаемых традициями, ценностными ориентирами, а также бессознательных действий, вызванных эмоциональным состоянием индивида.

Политическое поведение охватывает все формы политической активности личности, её действия и бездействие.

Участие в политической демонстрации - это возможное политическое действие. Неучастие в выборах - это тоже возможный вариант политического поведения, имеющего форму бездействия. Бездействие в данном случае тоже является поступком, который может иметь те или иные последствия для развития политической ситуации. Участие в выборах, манифестациях, митингах с точки зрения публичности поступков относят к открытым формам политического поведения, а политическую пассивность, стремление уйти от политической жизни - к закрытым формам.

С точки зрения преемственности формы политического поведения делятся на традиционные (соответствующие устоявшимся политическим представлениям, менталитету, типичные для данной политической культуры) и инновационные (создающие новые образцы политического поведения, порождающие новые черты политических отношений).

По своей целевой направленности политическое поведение может быть конструктивным (способствующим нормальному функционированию политической системы) и деструктивным (подрывающим политический порядок).

Политическое поведение бывает индивидуальным, групповым и массовым. Индивидуальное политическое поведение - это поступки индивида, имеющие общественно-политическое значение (практическое действие или публичное высказывание, которое выражает мнение о политиках и политике). Групповое политическое поведение связано с деятельностью политических организаций или стихийно сложившейся политически активной группы индивидов. Самыми массовыми формами политического поведения являются выборы, референдумы, митинги, демонстрации. В групповом, а ещё больше в массовом политическом поведении наблюдается подражание, эмоциональное заражение, сопереживание, подчинение индивидуального поведения групповым нормам.

Вопрос 2. Каковы мотивы политического поведения?

Мотивами политического поведения являются все те ценности и интересы человека, которые касаются политической жизни. Одни воздействуют на политическую область общества положительно путём создания политических объединений, союзов, а другие - отрицательно, что, в свою очередь, означает появление политических противостояний, противоборств.

В поступках наиболее отчётливо выступают ценностные аспекты политического поведения. В реальном политическом поведении осознаваемые и неосознаваемые, рациональные и эмоциональные компоненты находятся в сложных взаимодействиях. Поведение может варьироваться по степени интенсивности от корректных, цивилизованных взаимоотношений до демонстрации неприязни и недоброжелательности, словесных оскорблений, даже до применения физической силы.

Решающее значение в политическом поведении имеет наличие осознанных политических интересов и ценностей личности. Поскольку политические интересы отражают положение в обществе различных групп населения, представители этих групп, как правило, нацелены на реализацию этих интересов через политику. С этой точки зрения политическое поведение мелких предпринимателей может отличаться от поведения, например, служащих государственного аппарата.

Не менее важными являются ценности, разделяемые той или иной группой населения. Утверждение в сознании людей демократических ценностей во многом определяет и их ориентацию на демократические партии и на демократические, правовые формы политического поведения.

Вопрос 3. В каких случаях имеет место протестное поведение?

В структуре политического поведения выделяются протестные формы. Политический протест - это проявление негативного отношения к политической системе в целом либо к её отдельным элементам, нормам, ценностям, политическим решениям в открыто демонстрируемой форме. Такой формой нередко становятся митинги, демонстрации, шествия, пикетирование, забастовки. Они, как правило, обусловлены состоянием недовольства, вызываемым расхождением между реальным и ожидаемым положением, к которому стремится субъект.

Вопрос 4. Чем характеризуется электоральное поведение?

Электоральное поведение зависит от ряда факторов. В странах, где давно сложилась партийная система, связи избирателей с определёнными партиями довольно устойчивы. От выборов к выборам они голосуют за партию, которую традиционно считают «своей». Значительная часть избирателей голосует за тех кандидатов и за те партии, которые предлагают наиболее приемлемое для них решение существующих проблем. Наконец, имеет место индивидуальная и групповая приверженность к определённым кандидатам. В этом случае голосуют не столько за программу, сколько за кандидата, исходя из положительной оценки того, что он уже сделал или собирается сделать.

Вопрос 5. Объясните, чем опасно экстремистское поведение.

Политическая жизнь демонстрирует и экстремальные (крайние) формы политического поведения. Экстремизм - это приверженность в политике к крайним взглядам и мерам, правовой нигилизм, поведение, преступающее правовые и моральные нормы. За последние десятилетия мир был свидетелем множества проявлений правого и левого политического экстремизма. Например, случаи публичного самосожжения активистов политических движений, стремящихся привлечь таким образом внимание к своим требованиям. Или захват заложников с целью получения выкупа, который используется для финансирования деятельности своей группы. Подобные формы политического поведения возникают под влиянием экстремистских организаций, стремящихся спровоцировать массовые беспорядки. Их воздействию подвержены случайные, временные скопления людей: участники собраний или митингов, демонстраций, толпа на улице.

К экстремистским типам политического поведения относится терроризм. Политический терроризм - систематическое или единичное осуществление насилия с применением оружия (взрывы, поджоги, организация катастроф и т. п.) или угроза применения насилия, причиняющего вред людям и имуществу, с целью создания обстановки страха, паники, ощущения тревоги, опасности, недоверия к власти. Главное - запугивание правительства и населения. В отличие от обычных уголовных преступлений политический терроризм проявляется в таких политических акциях, которые получают широкий общественный резонанс, способный шокировать всё общество, повлиять на ход политических событий и принятие решений.

Политический терроризм в конце XX в. принял международный характер. В его руках современные технические средства вплоть до оружия массового поражения. Задача борьбы с терроризмом стоит перед отдельными государствами и всем мировым сообществом.

Вопрос 6. Каковы возможности регулирования политического поведения?

Политическое поведение людей, как и любое другое, регулируется обществом и государством в различных формах.

Во-первых, велико значение правового регулирования. Законы содержат нормы, которые в интересах безопасности общества и государства, охраны нравственности устанавливают ограничения на использование гражданских прав и свобод. Например, право собираться на митинги, демонстрации, пикетирование ограничено указанием на то, что эти собрания должны проходить мирно, без оружия. Террор, организация массовых беспорядков и т. п. относятся к числу преступных действий и влекут за собой уголовную ответственность.

Во-вторых, важно, чтобы в обществе утверждались демократические ценности, определяющие цивилизованные правила игры на политической арене. Политические и моральные правила могут влиять на политическое поведение тогда, когда они поддерживаются общественным мнением.

В-третьих, большое значение имеет организованность субъектов политики. Наличие организаций, деятельность которых соответствует требованиям закона, уменьшает роль стихийных проявлений в политической жизни, делает политическое поведение более ответственным, увеличивает возможность его регуляции.

В-четвёртых, политическое образование и распространение правдивой политической информации делают политическое поведение более рациональным, предоставляют субъектам политики эффективные и одновременно цивилизованные способы достижения политических целей.

В-пятых, многое зависит от политических лидеров, их норм, их умения снимать чрезмерную политическую напряжённость и возбуждение массы, содействовать рационализации предпринимаемых действий, способности вести за собой последователей по пути соблюдения правовых, политических и моральных норм.

Эффективное действие названных факторов позволяет при высоком уровне активности субъектов политики удерживать политическую жизнь в рамках норм, признанных обществом и государством.

ЗАДАНИЯ

Вопрос 1. Выступления антиглобалистов в ряде городов Европы в начале XXI в. сопровождались столкновениями с полицией; они оставили после себя разбитые витрины магазинов, перевёрнутые и сожжённые автомашины, груды мусора. Как оценить политическое поведение участников этого движения?

В политизированной толпе вероятны проявления аффективного, бессознательного поведения. Аффективное поведение проявляется в бурно протекающей реакции субъекта на сильный внешний раздражитель, при которой сознательный контроль человека над своими действиями ослабевает или исчезает полностью. Для толпы характерны нетерпимость, импульсивность, раздражительность, податливость внушению, односторонность чувств и изменчивость. Ответственность человека за свои поступки как бы растворяется в эмоциях толпы. Толпа таит в себе опасность аффективного поведения, агрессивности, массовых беспорядков, насилия.

Вопрос 2. Сопоставьте с приведённым в тексте параграфа высказыванием Г. Лебона следующую характеристику толпы, данную Л. Н. Толстым: «Что бы ни говорили защитники народного смысла, толпа есть соединение хотя бы и хороших людей, но соприкасающихся только животными, гнусными сторонами и выражающая только слабости и жестокость человеческой природы». Что общего в рассмотренных характеристиках толпы? Чем они различаются?

Так называемая преступная толпа. Толпа может быть преступна с точки зрения закона, но не будет таковой с психологической точки зрения. Полная бессознательность поступков толпы. Лебон имеет в виду митинги, протесты где толпа (скопление людей, преследующих общий интерес и имеющие единую цель, в общем) переступает через закон, нормы права, установленные и санкционированные государством. Но вместе с тем их интерес не направлен на совершение противоправных действий, т. е. вполне правомерное желание. Л. Н. Толстой напротив утверждает, что толпа не что иное как деструктивный элемент. Ее цели могут быть разные, но пути ее достижения весьма опасны и обязательно сопряжены с переступанием рамок закона. Данной толпе характерно разрушение, уничтожение, унижением человеческого достоинства.

Вопрос 3. Проведённое в 2010 г. социологическое исследование готовности молодых людей содействовать органам государственного управления и муниципального самоуправления в реализации государственной молодёжной политики дало следующие результаты. Готовность участвовать в обсуждении принимаемых законов и планов выразили 32% опрошенных; участвовать в организации различных акций и мероприятий - 31%; не определились - 15%. В то же время 12% заявили: «Это не моё дело». Ещё 7% ответили, что не считают это реальным. Свидетельствуют ли эти данные о политическом поведении молодёжи?

Да, эти данные свидетельствуют о политическом поведении молодёжи.

Вопрос 4. Изучение социологами мнений о том, как искоренить международный терроризм, выявило следующие точки зрения. «Беспощадно уничтожать террористов» ответили 55% опрошенных. «Нужно устранить его причины: неравенство, несправедливость угнетение» - мнение 49% отвечавших на вопрос. Ответ «Усилить контроль на границах, оградиться от возможных террористов» поддержали 46%. Мнение 16% - «Победить международный терроризм можно, ограничив демократические свободы». Что думаете по этому вопросу вы? Аргументируйте свою точку зрения.

Для искоренения международного терроризма нужно устранить его причины: неравенство, несправедливость угнетение.

Общественное мнение - состояние массового сознания, заключающее в себе отношение (скрытое или явное) людей к событиям и фактам социальной действительности, к деятельности различных групп и отдельных личностей. Общественное мнение выступает в экспрессивной, контрольной, консультативной и директивной функциях - занимает определённую позицию, даёт совет или выносит решение по тем или иным общественным проблемам. В зависимости от содержания высказываний Общественное мнение выражается в оценочных, аналитических, конструктивных суждениях. Общественное мнение действует практически во всех сферах жизни общества. Вместе с тем границы его суждений достаточно определённы. В качестве объекта высказываний общественности выступают лишь те факты и события действительности, которые вызывают общественный интерес, отличаются значимостью и актуальностью. Общественное мнение действует как в рамках общества в целом, так и в рамках различных классов и социальных групп. В этом смысле можно говорить не только об Общественное мнение всей страны, но и об Общественное мнение, например, рабочего класса, молодежи, республики или района, лиц одной профессии, работников данного предприятия, членов данной организации и т.п. Применительно к названным общностям носителем (субъектом) Общественное мнение может выступать как общность в целом, так и любые составляющие ее образования (группы) - независимо от содержания их суждений, от того, высказываются ли они «за» или «против», образуют ли они «большинство» или «меньшинство». В соответствии с этим по своей структуре Общественное мнение может быть монистичным, единодушным и плюралистичным , состоящим из ряда не совпадающих друг с другом точек зрения.В каждом конкретном случае содержание и другие характеристики Общественное мнение (степень однородности, знак высказываний и другие) определяются рядом факторов - структурой (прежде всего социальной) высказывающейся общности , степенью совпадения интересов входящих в нее различных групп, характером обсуждаемого вопроса и т.п. Процессы формирования и функционирования общественное мнение могут протекать стихийно, независимо от деятельности тех или иных социальных институтов, но чаще всего они являются результатом целенаправленного действия разного рода государственных учреждений, политических организаций, научных и др. центров. В развитом обществе привычными каналами (и формами) выражения Общественное мнение являются: выборы органов власти, участие масс в законодательной и исполнительной деятельности, пресса и иные средства массовой коммуникации, собрания, манифестации и пр. Наряду с этим широкое распространение имеют также и высказывания, вызываемые политическим, исследовательским и т.п. интересом и принимающие форму референдумов массовых обсуждении каких-либо проблем, совещаний специалистов, выборочных опросов населения и т.д.Активность функционирования и фактическое значение Общественное мнение в жизни общества определяются существующими социальными условиями - всеобщими , связанными с характером производственных отношений, классовой структуры общества, уровнем развития производительных сил, культуры и т.п., и специфическими , связанными с развитостью демократических институтов и свобод, в первую очередь свободы выражения мнений - слова, печати, собраний, манифестаций.Огромное значение имеют и гарантии действенности Общественное мнениеВ современном капиталистическом обществе Общественное мнение формируется в первую очередь под влиянием буржуазных источников информации и пропаганды и используется господствующими классами в системе идеологического управления, в том числе в качестве средства манипулирования сознанием людей.При социализме , в условиях ликвидации социальных антагонизмов, качественных изменений в социальной структуре, культуре, установления социально-политического и идейного единства общества, Общественное мнение рабочего класса, крестьянства, интеллигенции едино по коренным проблемам общественного развития и выражается Коммунистической партией, др. общественными организациями трудящихся. Общественное мнение - активный субъект государственного и общественного управления, включенный непосредственно в процесс принятия решений органами управления. Эта исторически новая роль Общественное мнение усиливается по мере дальнейшего развития общества, в связи с изменениями экономических, социальных, политических, технических и др. условий функционирования.

ПОЛИТИЧЕСКОЕ МАНИПУЛИРОВАНИЕ. Регуляция и интеграция современного общества - важнейшие функции политической власти , выполнение которых зависит от способности политических органов влиять на сознание и психологию масс для одобрения и выполнения ими политических решений. Это требует постоянного совершенствования идейно-психологического воздействия на массовое сознание, основанное на изучении, знании основных форм и уровней сознания и психологии граждан.Можно говорить о двух способах идейно-политического воздействия . С одной стороны , это политико-идеологическое убеждение, предполагающее честное, прямое обращение к людям, к их созна­тельному, критическому мышлению. С другой - косвенное, скрытое, с махинациями, ложью апеллирование к иррациональному, инстинктивному, отсталым взглядам в человеке. В период общественных кризисов политико-управленческие круги часто отказываются от методов убеждения, прибегая к манипулированию, являющемуся способом скрытого социального управления политическим сознанием и поведением граждан с целью принудить их действовать (или бездействовать), иногда вопреки собственным интересам. Осуществляясь незаметно для управляемых, манипулирование имеет преимущество перед силовыми способами реализации господства.

Политические деятели для манипулирования используют закономерности массовой психологии :

1. Массовое сознание отличается сознательным и бессознательным пониманием общественно-политической действительности. С одной стороны , рост культуры, образования, информированности расширяет возможности рационального осмысления строя, с другой неравномерность этих процессов, усложнение общественной жизни, ее противоречивость мешают человеку создать системный образ общественных событий и проблем. В результате у людей складывается бессознательное отношение к общественно-политической действительности. В политической практике сочетаются обе стороны, но манипулирование осуществляется через обращение к бессознательному. Следует обратить внимание на корреляцию между степенью демократичности общества и насаждением бессознательных политических взглядов, слепой веры.

2. Массовое сознание характеризуется также догматическим и критическим отношением к действительности. Правящие круги, прибегающие к манипулированию, заинтересованы в сдерживании критического отношения и культивировании догматического, чтобы обеспечить устойчивость своей власти. Для этого осуществляется деятельность по унификации мышления. Сознание формируется с опорой на стереотипы , авторитеты как критерий истины. В результате убеждения выступают как совокупность законченных, выверенных и усвоенных мнений и представлений, не приемлющих другой точки зрения. Такой тип сознания характерен для тоталитарных, авторитарных режимов и весьма затрудняет реформирование и демократизацию общества и тогда, когда эти режимы рухнули.

3. Сочетание в массовом сознании привычного, традиционного и необычного, инновационного дает широкие основания для манипулирования. Обращение к традициям, обычаям, привычкам способствует сохранению устойчивости политической власти. Но для политического манипулирования наиболее важны мифы как фундамент иллюзорной картины мира В бывшем СССР власть широко использовала, например, мифы о неизбежном крахе капитализма и торжестве коммунизма как совершенного, идеального общества, о частной собственности как источнике социального зла, о ведущей роли рабочего класса и др.

богатый арсенал способов , приемов. Немало эгоистичных деятелей не гнушаются откровенным обманом, используют так называемую большую ложь , которая повторяется, пока не начинает восприниматься как правда. В демократическом обществе, в среде компетентных людей явная ложь “не срабатывает”, тогда используются частичная ложь. скрывающая то, что более всего возмущает, правдоподобная ложь, когда за констатацией фактов скрывается ложное содержание, и приукрашенная ложь - провозглашение невыполнимых, но желаемых людьми обещаний (вспомним предвыборные кампании в России 1993 и 1995 годов). Используется также частичная правда, приходится обнародовать и полную правду, так называемую горькую правду. Такое признание неприятной истины сопровождается различными оправданиями, воздействующими на оправдательную психологию людей. Например, политического руководителя объявляют без вины виноватым или жертвой обстоятельств (его ввели в заблуждение подчиненные), он может покаяться, а “повинную голову меч не сечет”; он может прослыть жаждущим правды (вина умаляется, ибо “лучше горькая правда, чем сладкая ложь”).Кроме того . в манипулировании особое внимание уделяется ценностному подчинению . Это регулирование ценностей, когда в зависимости от обстоятельств политики выдвигают или “прагмати­ческие”, или “гуманистические” идеалы; идеализация ценностей, отнесение их к будущему, потенциальному бытию; абсолютизация ценностей, апеллирование к таким добродетелям, которые выдаются за вечные и неизменные, пишутся с большой буквы и могут использоваться в разных сочетаниях: Свобода, Равенство, Справедливость, Патриотизм, Демократия, Мир и т. д.Тактика манипулирования не обходится без ценностного ориентирования интересов в соответствии с установленным критерием образа и качества жизни . Используется и ценностное камуфлирование (особенно ярко проявляется в межпартийной конкуренции, когда заимствуются лозунги, программные положения друг у друга в борьбе за электорат и потом оказывается, что под антисоциалистической риторикой консервативные партии проводят курс, близкий социалистическим партиям). Важными являются и ценностное ограничение и самоограничение интересов, предлагающие людям во имя национального возрождения, величия страны, ее радикального обновления откладывать удовлетворение своих требований, т. е. политика “затягивания поясов”. Этому служит и прием сваливания вины на других. Поиски “козлов отпущения” приводят к “пережиткам капитализма”, “родимым пятнам”, к выявлению “вредителей”, “ренегатов” и пр.Манипулирование предполагает и ценностное оправдание принудительного воздействия и маскировку видов принуждения. Тоталитарные режимы широко использовали террор и репрессии, но и они были вынуждены прибегать к их оправданию и маскировке.Определенным препятствием , сдерживающим манипулирование, являются разделение властей и принцип демократической организации средств массовой информации, что подразумевает наличие трех форм организации СМИ: частной, государственной и общественно-правовой при наличии контроля со стороны парламента, правительства или общественных советов.



Рассказать друзьям