Осуждение войны в романе война. Как в этом эпизоде Л

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Как раскрывается тема гуманизма в романе "Война и Мир"??? и получил лучший ответ

Ответ от Mrs Rochester[гуру]
Люди!! ! Неужели Вы не понимаете? Там много писать!! !
Вот про дуэль Пьера и Долохова:
После дуэли, увозя раненого Долохова домой, Николай Ростов узнал, что "Долохов, этот буян, бретер, - Долохов жил в Москве со старушкой матерью и горбатой сестрой и был самый нежный сын и брат... ". Здесь доказывается одно из утверждений автора, что не все так очевидно, понятно и однозначно, как кажется на первый взгляд. Жизнь намного сложнее и многообразнее, чем мы о ней думаем, знаем или предполагаем. Великий философ Лев Николаевич Толстой учит быть гуманными, справедливыми, терпимыми к недостаткам и порокам людей Сценой дуэли Долохова с Пьером Безуховым Толстой дает урок: не нам судить, что справедливо, а что несправедливо, не все очевидное бывает однозначным и легко решаемым.

Ответ от *К а т я* [гуру]
Мы думали своей головой и вы думайте, иди почитай и всё будет ясно) главное прочитать от начала до конца!)))))))))))))


Ответ от Єезалис Романова [гуру]
О гуманизме
Толстого-философа всегда волновала проблема роли личности в истории. В “Войне и мире” он рассматривает ее на примере двух исторических личностей: Кутузова и Наполеона. Кутузов в романе - выразитель народной мудрости, сила его в том, что он понимает и хорошо знает то, что волнует народ, и действует сообразно этому. Поведение Кутузова - естественно. Поведение же Наполеона неестественно (достаточно вспомнить, с какой иронией описывает Толстой эпизод с портретом сына, когда Наполеон “подошел к портрету и сделал вид задумчивой нежности”). Развенчивая личность Наполеона, автор параллельно разоблачает наполеонизм вообще, то есть стремление к личной славе и величию (кстати, за это же Толстой осуждает и князя Андрея) . Писатель тем самым отрицает талант Наполеона, превращает его в обычного человека. Недооценка автором романа роли личности в истории принижает и значение Кутузова в этой войне, силу которого писатель видит исключительно в том, что полководец верно понимает ход событий и дает им свободно развиваться.
Теперь обратимся к тому, что значит “мир” у Толстого? Автор толкует данное понятие значительно шире, чем “мир” как покой после войны. “Мир” для него - это все человечество, состоящее, если можно так сказать, из разных коллективов. Художник утверждает идею единения в “мире” (“миром все сделаем”). Он говорит, что основные “противоречия в мире” - социальные, прежде всего противоречия между помещиками-аристократами и их крестьянами и противоречия нравственные: как между различными людьми (противоречия во взглядах, в жизненной позиции: князь Андрей, например, и Анатоль Курагин) , так и внутри самого человека (например, противоречив Долохов: с одной стороны, его нежное отношение к матери и сестре, с другой -жестокость по отношению к Ростову и Пьеру) . Утопизм взглядов автора в том, что он считает возможным переделать “мир” путем “нравственного самоусовершенствования”, посредством “опрощения”.
Толстой был великим художником и великим гуманистом. Гуманизм писателя проявился в изображении правды жизни, осуждении жестокости на войне и в мире и даже в его заблуждениях. Он глубоко верит в человека, в его преобразующую роль в обществе, хотя и ошибается относительно способов, которыми он (человек) должен изменить мир.
Толстой признавался, что в “Войне и мире” он “любил мысль народную”. Автор поэтизирует простоту, доброту народа, противопоставляет их фальши, лицемерию света. Толстой показывает двойственную психологию крестьянства на примере двух его типичных представителей: Тихона Щербатого и Платона Каратаева. Оба героя дороги сердцу писателя: Платон - как воплощение “всего русского, доброго и круглого”, всех тех качеств (патриархальность, незлобивость, смирение, религиозность) , которые так ценил писатель в русском крестьянстве; Тихон - как воплощение народа-богатыря, поднявшегося на борьбу, но лишь в критическое, исключительное для страны время (бунтарские настроения Тихона в мирное время были бы осуждены Толстым) .
Теснейшим образом с темой народа связана тема дворянства. Автор делит дворян на “имущих” (к ним относятся Андрей Болконский, Пьер Безухов) , поместных патриотов (старик Болконский, Ростовы) и светскую знать (завсегдатаи салона Шерер, Элен) . К последней писатель всячески выражает свою неприязнь, осуждает ее, подчеркивает отсутствие в ней живых человеческих качеств.
В русском критическом реализме было два течения: сатирическое и психологическое. Гениальным продолжателем последнего стал Лев Николаевич Толстой. Он исследует скрытые процессы человеческого сознания, не совпадающие с их внешними проявлениями. Таким образом, герои Толстого раскрываются дважды: через их поступки, поведение и через размышления, внутренние монологи. Широко применяет Толстой и диалог, который всегда двупланов. Взгляд, улыбка героя сопровождают произносимые им слова и дополняют или опровергают их смысл.
Автор проникает в сферу подсознательного и посредством различных ассоциаций (например, дуб в Отрадном ассоциирует

Напомним, что эти предостережения были высказаны Толстым в последние годы минувшего века, менее чем за два десятилетия до начала первой мировой войны, принесшей человечеству «ужасные бедствия». Писатель осуждал равнодушие, с которым большинство его современников наблюдало за приготовлениями к войне, все более открыто развертывавшимися в европейских странах. Он призывал принять в отношении агрессоров самые решительные, действенные меры, чтобы заставить их отказаться от опасных замыслов. «А на наших глазах,- писал Толстой,- эти <безбожные, несчастные>-ошалелые люди, наряженные в мундиры и ленты, называемые монархами и министрами, делают парады, смотры, маневры, заставляя приготовленных для этого людей стрелять, колоть воображаемых неприятелей, награждая тех, которые лучше это делают, которые придумывают более жестокие средства убийств и заставляют колоть, стрелять этих же воображаемых неприятелей. Что же мы этих людей оставляем в покое, а не бросаемся на них и не рассаживаем их по смирительным заведениям? Ведь разве не очевидно, что они задумывают и приготовляют самое ужасное злодеяние и что если мы не остановим их теперь, злодеяние совершится не нынче, так завтра».

Статья «К итальянцам» не была закончена и при жизни писателя в печати не появилась. Но ее основные мысли перешли в другие публицистические произведения позднего Толстого, быстро приобретавшие международную известность.

Серьезным испытанием для сторонников мира послужили вооруженные конфликты начала XX века, в частности русско-японская война, вспыхнувшая в 1904 году. Многие пацифисты, напуганные ею, испытали жестокое разочарование в деятельности международных организаций борцов за мир, впали в отчаяние, стали смотреть на войну как на неизбежное и неотвратимое бедствие.

В беседе с Бурдоном Толстой выразил недоверие к идее арбитража в международных спорах, высказанной участниками Гаагской мирной конференции 1899 года. Он напомнил, что человек, взявший на себя инициативу создания Гаагского трибунала для рассмотрения международных конфликтов, «посылает ныне целый народ воевать». Говоря это, писатель имел в виду русского императора Николая II. Толстой сказал, что спасение от войны он видит не в «дипломатических комбинациях», а «в совести каждого человека, в твердом понимании долга, который каждый обязан нести в самом себе...».

Заключая беседу с французским журналистом, Толстой сделал такое признание: «Я хочу, чтобы любовь к миру перестала быть робким стремлением народов, приходящих в ужас при виде бедствий войны, но чтобы оно стало непоколебимым требованием честной совести...»

Это очень важное признание, с большой точностью определяющее позицию Толстого, которую он занимал в то время, когда движение сторонников мира подвергалось тягчайшим испытаниям. В отличие от многих пацифистов, своих современников, Толстой в трудные годы не только не прекращал деятельно бороться за мир, но и усилил борьбу, используя для этого каждую возможность - будь то частное письмо, беседа с посетителями Ясной Поляны, журнальная статья или международная конференция.

Писателю верилось, что антимилитаристская пропаганда, рост сознания людей, вызванный расширением межнациональных и международных связей, приведут к обузданию гонки вооружений и сведут к минимуму возможность военных столкновений. «Сознание зла, ненужности, нелепости войны,- говорил Толстой в 1904 году,- все более проникает в общественное сознание: так что, может быть, близко то время, когда войны станут невозможны, никто не станет воевать».

Однако менее всего писатель рассчитывал на то, что опасность войны может исчезнуть сама собой. Он решительно предупреждал и своих современников, и будущие поколения людей о том, что «война сама себя не уничтожит», и старался делать все, что было в его силах, для того чтобы на борьбу с нею поднялись тысячи и миллионы сторонников мира.

В июле 1909 года Толстой получил приглашение приехать в столицу Швеции Стокгольм и принять участие к конгрессе мира, который должен был состояться через месяц. Писатель, которому шел тогда 81-й год, решил непременно отправиться в Стокгольм и выступить на конгрессе с докладом об угрожающей человечеству военной опасности и мерах борьбы с нею.

В докладе Стокгольмскому конгрессу мира Толстой обращается к миллионам простых людей с призывом не брать в руки оружия, не проливать кровь в братоубийственных войнах.

Это одно из сильнейших антимилитаристских произведений Толстого. В нем писатель выступил как «яростный враг войны» *, который «говорил языком борца за мир не потому, что был пацифистом и непротивленцем, а потому, что он был классическим реалистом».

Доклад Толстого проникнут убеждением в том, что воины не являются неизбежными, и уверенностью в победе сил мира над силами войны. «...Победа наша,- говорит писатель,- так же несомненна, как несомненна победа света восходящего солнца над темнотою ночи».

Эти полные оптимизма слова Толстого воодушевляли и продолжают воодушевлять всех людей доброй воли, ведущих борьбу за то, чтобы агрессивные войны были навсегда исключены из жизни народов.

\ Для учителя русского языка и литературы

При использовании материалов этого сайта - и размещение баннера -ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!

Открытый урок по рассказу Л. Н. Толстого «Кавказский пленник».

Открытый урок по литературе предоставила : Наталия Харлова, email: [email protected]

Нравственные уроки рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник».

Конспект с разработкой урока по русской литературе в школе

Цели урока русской литературы:

1) Образовательная:

  • рассмотреть главных героев рассказа и их поступки.

2) Развивающая:

  • формировать умение анализировать текст художественного произведения;
  • развивать умение выражать свои мысли, оценивать поступки героев – обобщать, делать выводы;
  • формировать представление о героях произведения на основе сопоставления словесного и графического образов;
  • учить сжато излагать повествовательный текст;
  • развивать коммуникативные навыки, обогащать словарный запас;
  • продолжить работу по развитию культуры речи школьников.

3) Воспитательная:

  • воспитание общечеловеческих ценностей;
  • умение работать в группе: уважать мнение товарища, развитие чувства взаимопомощи,поддержки.

План урока русской литературы

1. Организационный момент (приветствие учителя и учащихся, подготовка к работе), слайд – заставка №1.

2. Вступительное слово учителя (сообщение темы и постановка целей урока учащимся).

3. Устная работа по вопросам (слайд № 2) .

Тема художественного произведения;

Идея художественного произведения;

Композиция художественного произведения (слайд № 3) .

(Каждый рисунок – отдельный эпизод рассказа. Расположить их (рисунки) в правильной последовательности, по сюжету).

(слайд №4 Кавказ)

5. Викторина

6. Физминутка.

7. Работа в группах

(слайд-коллаж №5 Кавказ)

  • почему быль?
  • язык рассказа (слайд №6) .

9. Проверка домашнего задания

(слайд №7 главные герои и их взаимодействие).

Сравнительная характеристика Жилина и Костылина (учащиеся дома заполняли таблицу).

(слайд №8 сравнительная характеристика героев).

Устная работа по вопросам.

10. Кроссворд.

(слайды №9,10).

11. Итог урока (выводы). Слово учителя.

  • Какие же проблемы поднимает Л. Н. Толстой в рассказе?(слайд №11 нравственность)
  • В чём смысл названия рассказа? (слайд №12 о дружбе) .

12. Оценки (комментарий).

Ход урока

1. Организационный момент (приветствие учителя и учащихся, подготовка к работе).

(слайд – заставка №1)

2. Вступительное слово учителя. (сообщение темы и постановка цели урока перед учащимися.)

На протяжении нескольких уроков мы с вами читали рассказ Л. Н. Толстого «Кавказский пленник» и знакомились с героями, сюжетом, с замечательной природой Кавказа. Сегодня мы вновь посетим просторы Кавказа, окунёмся в быт, традиции того времени и ответим на важные вопросы, волнующие каждого прочитавшего это произведение.

А вот и вопросы, на которые мы постараемся сегодня ответить.

(слайд №2)

  • композиция рассказа

Тема – это круг жизненных явлений, изображённых в произведении. Круг событий, образующих жизненную основу произведения.

Идея – это главная мысль произведения. И автор хотел показать, что упорство и мужество всегда побеждают. Научить людей не сдаваться даже в самых трудных обстоятельствах, упорно добиваться своей цели. Осуждает вражду между народами. Осуждает предательство. Показывает, что война – это бессмысленная вражда людей.

Композиция – это построение произведения, расположение частей и эпизодов в значимой последовательности. Перечислим эти части (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог). Композицию можно назвать прямой. Она следует по сюжету.

(слайд №3)

Экспозиция – действие происходит в 19 веке на Кавказе. Идёт война русских с горцами. Первоначальное знакомство с героями, Жилиным и Костылиным. Экспозиция и эпилог у Толстого стремительные, они умещаются в нескольких строчках.

Завязка – Жилин получает письмо из дома и решается поехать в отпуск.

Развитие действия – после этого происходит очень много разных эпизодов, о которых мы и поговорим во время урока.

Кульминация – второй побег.

Развязка – Жилин оказывается в своей крепости.

Эпилог – Жилин остался служить на Кавказе, а Костылина через месяц выкупили за 5 тысяч и еле живого привезли в крепость.

4. Выставка рисунков учащихся.

(слайд Кавказ №4)

(Каждый рисунок – отдельный эпизод рассказа. Расположить их (рисунки) в правильной последовательности, по сюжету).

Пока один ученик располагает рисунки в правильной последовательности, по сюжету, весь класс отвечает на вопрос:

Почему это быль? (слайд - быль). По времени можно записать в тетрадь определение были.

5. Викторина (небольшие портретные характеристики героев рассказа).

  1. «Мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льёт» (Костылин)
  2. «Хоть невелик ростом, а удал был. Выхватил шашку, пустил лошадь прямо на красного татарина» (Жилин)
  3. «Прибежала девочка – тоненькая, худенькая, лет 13. Одета в длинную рубаху, синюю, с широкими рукавами и без пояса. Глаза чёрные, светлые, и лицом красивая» (Дина)
  4. «Он был ростом маленький, на шапке у него белое полотенце обмотано, лицо сморщенное и красное, как кирпич. Нос крючком, как у ястреба, глаза серые, злые и зубов нет, только два клыка, идёт, как волк озирается…» (Хаджи)
  5. «Прощай, век тебя помнить буду. Спасибо, умница. Кто тебе без меня кукол делать будет?...» (Жилин)
  6. «Не любит он вашего брата. Он велит тебя убить. Да мне нельзя тебя убивать, я за тебя деньги заплатил, да я тебя, Иван, полюбил…» (Абдул)

6. Физминутка.

7. Работа в группах (обсуждение индивидуальных вопросов).

(слайд Кавказ – коллаж №5).

Вспомним некоторые эпизоды рассказа. Сейчас вы будете работать в группах. У каждой команды по одному вопросу. Этот вопрос обсуждается всеми участниками группы. На обсуждение 1-2 мин. После обдумывания и обсуждения один представитель от каждой группы даёт монологический ответ на свой вопрос. Принимаются дополнения от участников других групп.

I группа

Быт и нравы жителей аула.

  • опишите аул
  • одежду горцев
  • расскажите об их обычаях

II группа

Как относились горцы к пленникам и пленники к горцам?

III группа

Расскажите о Дине:

  • внешность
  • почему помогла Жилину?
  • как оцениваешь поступок Дины?

IV группа

Почему не удался первый побег?

8. Устная работа по вопросам:

  • почему быль?
  • язык рассказа

(слайд №6)

Почему Л. Н. Толстой назвал своё произведение былью? Что такое быль?

Ответ. Быль – повествование о правдивой жизненной истории, рассказ о том, что было в действительности.

Я хочу обратить ваше внимание на язык рассказа.

Ответ. Повествование живо и эмоционально, напоминает рассказ очевидца событий, бывалого человека. Язык кавказского пленника близок к языку народному, сказок и былей. Он прост, строг, лаконичен, выразителен, сближен с живым народным говором, с разговорным языком («забрехали собаки», «ожаривает лошадь»).

Итак, давайте ещё раз перечислим главных героев рассказа. Все они взаимосвязаны Как именно, сейчас посмотрим и сделаем некоторые выводы.

(слайд №7)

9. Проверка домашнего задания.

  • Сравнительная характеристика Жилина и Костылина (учащиеся дома заполняли таблицу).
  • На прошлом уроке мы с вами озаглавили каждую часть рассказа, и вот что из этого получилось (показываю таблицу на листе А-4). Работа идёт по группам. 1-я группа читает название главы и делает сравнительную характеристику Ж. и К. и т. д. (работа по группам).

Итак, вместе сделаем выводы.

(слайд №8)

В чём смысл названия рассказа?

Ответ. Уже в названии заложено противопоставление двух героев Жилина и Костылина. В плен попадают оба офицера, но лишь один из них оказался «пленён» обстоятельствами. Жилин сумел выжить, прижиться во враждебном окружении, сумел расположить к себе даже своих врагов, решал свои проблемы сам, не перекладывая на плечи других, был сильным, «жилистым». Жилин – герой. О нём речь в этом рассказе. Собиравшийся покинуть эти места навсегда Жилин остаётся на Кавказе. Узнав по-настоящему изнутри жизнь горцев, герой всей душой становится «пленником» прекрасного Кавказа.

Костылин же с самого начала – раб своей плоти, невольник ситуации. Он никогда не был свободен душой, свободен в своём выборе. Он не выдерживает испытания, которые превозмогает Жилин. Он вечно в плену собственной слабости, инертности и своего эгоизма.

10. Итог урока (выводы). Слово учителя.

Какие же проблемы поднимает Л. Н. Толстой в рассказе?

(слайд №9)

Ответ. Л. Н. Толстой поднимает в рассказе важные нравственные проблемы: о товарищеском долге, доброте и отзывчивости, о верности, дружбе, о храбрости и стойкости. Он славит сильных духом людей, готовых преодолеть любые препятствия. Толстой повествует о силе дружбы, которая сближает людей разных национальностей.

Остро ставит Толстой проблему «мира и войны» в душе человеческой. Автор убеждён, что зло в ответ рождает только зло, насилие, разрушение. В основе зла – нетерпимость, стремление к наживе, национальные предрассудки. Злу могут противостоять любовь к людям, доброта, забота о ближнем. Зло рождает в душах людей войну, а доброта – мир. Но победа «мира» приходит не сразу и не ко всем. К старику Хадже, ненавидящему всех и вся, она уже не придёт. А для Дины и таких же как она ещё не поздно. Дружба Жилина и Дины – залог всеобщей победы «мира», в которую автору хочется верить.

Ребята, вы хорошо поработали и сейчас мы немного отдохнём и ответим на вопросы кроссворда.

11. Кроссворд.

(слайды кроссворда №10,11)

Ключевое слово нашего кроссворда – дружба. Всё творчество Л.Н.Толстого пронизано идеями дружбы между людьми и между народами. Читая рассказ «Кавказский пленник», мы почувствовали и поняли, как прекрасно дружить, любить друзей, жить для других. Это поняла и маленькая Дина, хотя Жилин был взрослее её и чужим по крови.

Давайте закончим наш разговор об этом рассказе словами известного поэта Н.Рубцова:

«На всё добро ответим мы добром,

На всю любовь ответим мы любовью».

(слайд №12)

12. Оценки (комментарий).

Л. Н. отрицал войну, считал ее событием «противным человеческому разуму и всей человеческой природе».

Очень ярко отношение автора к войне мы можем видеть в эпизоде посещения Николаем Ростовым госпиталя. Как только Николай подъехал к лечебному заведению, его поразило, что среди лета, « когда в поле было так хорошо», местечко, где располагалась больница, предстало как мрачное зрелище: загаженные улицы, оборванные жители, пьяные или больные солдаты.

Стоило Ростову войти в двери госпиталя, как его «обхватил запах гниющего тела и больницы». Особо поразил его вид солдатских палат, где люди лежали и на полу, и на кроватях; раненые в бою находились в одной комнате с теми, кто болел тифом. А когда Николай услышал просьбу одного из солдат убрать труп, с утра лежащий рядом с ним, мурашки пробежали по телу Ростова. « Ведь тоже люди, а не собаки!»- эти слова раненого разве не обличают войну, которая обрекла их не только на муки и смерть, но и на унижение?

Подобное изображение войны нахожу в произведениях писателей двадцатого века: Константина Симонова «Солдатами не рождаются» и Виктора Астафьева «Прокляты и убиты». Каждая строчка этих романов напоминает толстовское отношение к войне и ее осуждение.

Замысел романа "Война и мир" возник у Толстого еще в 1856 году. Создавалось произведение с 1863 по 1869 год.

Противостояние Наполеону в 1812 году - главное событие истории начала 19-го века. Роль была очень важной. Философская мысль Льва Толстого получила воплощение во многом благодаря ее изображению. В композиции романа война занимает центральное место. Толстой Лев Николаевич связывает судьбы большинства своих героев именно с ней. Война стала в их биографии решающим этапом, высшей точкой в духовном становлении. Но это кульминационный момент не только всех сюжетных линий произведения, но и исторического сюжета, в котором раскрывается судьба всего народа нашей страны. Роль будет рассмотрена в этой статье.

Война - испытание, осуществленное не по правилам

Она стала испытанием для русского общества. Львом Николаевичем Отечественная война рассматривается как опыт внесословного живого единения людей. Оно происходило в масштабе нации на почве интересов государства. В трактовке писателя война 1812 года является народной. Она началась со времени пожара в городе Смоленске и ни под какие предания прежних войн не подходила, как заметил Толстой Лев Николаевич. Сожжение деревень и городов, отступление после многочисленных сражений, пожар Москвы, удар Бородина, ловля мародеров, переимка транспорта - это все было явным отступлением от правил. Из политической игры, которую в Европе вели Наполеон и Александр I, война между Россией и Францией превратилась в народную, от исхода которой зависела судьба страны. Высшее военное начальство при этом оказалось неспособным контролировать состояние частей: его диспозиции и приказы не соотносились с действительным положением дел и не исполнялись.

Парадокс войны и историческая закономерность

Основной парадокс войны Лев Николаевич усмотрел в том, что армия Наполеона, выиграв практически все сражения, в итоге проиграла кампанию, разрушилась без заметной активности со стороны армии России. Содержание романа "Война и мир" показывает, что поражение французов - проявление закономерности истории. Хотя на первый взгляд оно может внушить мысль о том, что происшедшее иррационально.

Роль Бородинского сражения

Многие эпизоды романа "Война и мир" в подробностях описывают военные действия. При этом Толстой старается воссоздать исторически правдивую картину. Один из главных эпизодов Отечественной войны - это, конечно, Оно не имело смысла ни для русских, ни для французов с точки зрения стратегии. Толстой, аргументируя собственную позицию, пишет о том, что ближайшим результатом должно было стать и стало для населения нашей страны то, что Россия опасно приблизилась к погибели Москвы. Французы же чуть не погубили всю свою армию. Лев Николаевич подчеркивает, что Наполеон и Кутузов, принимая и давая Бородинское сражение, поступили бессмысленно и непроизвольно, подчинившись при этом исторической необходимости. Следствием этого сражения стало беспричинное бегство из Москвы завоевателей, возвращение по Смоленской дороге, гибель наполеоновской Франции и пятисоттысячного нашествия, на которое под Бородино в первый раз была наложена рука противника, сильнейшего духом. Сражение это, таким образом, хотя не имело смысла с позиции было проявлением неумолимого закона истории. Оно было неизбежно.

Оставление Москвы

Оставление жителями Москвы - проявление патриотизма наших соотечественников. Это событие, по мнению Льва Николаевича, является более важным, чем отступление от Москвы русских войск. Это проявленный населением акт гражданского самосознания. Жители, не желая находиться под властью завоевателя, готовы пойти на любые жертвы. Во всех городах России, а не только в Москве, люди покидали свои дома, сжигали города, уничтожали собственное имущество. Наполеоновская армия с этим явлением столкнулась только в нашей стране. Жители других завоеванных городов во всех остальных странах просто остались под властью Наполеона, при этом оказывали даже торжественный прием завоевателям.

Почему жители решили оставить Москву?

Лев Николаевич подчеркнул, что Москву население столицы оставляло стихийно. Чувство национальной гордости двигало жителями, а не Растопчин и его патриотические "фишки". Самыми первыми покинули столицу образованные, богатые люди, которые очень хорошо знали, что Берлин и Вена остались целы и что жители во время занятия этих городов Наполеоном проводили весело время с французами, которых любили в то время русские мужчины и, конечно, женщины. Они не могли поступить по-другому, так как не существовало для наших соотечественников вопроса о том, дурно или хорошо будет в Москве под управлением французов. Нельзя было быть во власти Наполеона. Это было просто недопустимо.

Особенности партизанского движения

Важная особенность заключалась в масштабном Его Лев Толстой именует "дубиной народной войны". Противника народ бил бессознательно, так, как собаки загрызают бешеную забеглую собаку (сравнение Льва Николаевича). Люди уничтожали по частям великую армию. Лев Николаевич пишет о существовании различных "партий" (партизанских отрядов), единственная цель которых - изгнание с русской земли французов.

Не задумываясь о "ходе дел", интуитивно участники народной войны поступали так, как подсказывала историческая необходимость. Истинная цель, которую преследовали партизанские отряды, заключалась не в том, чтобы уничтожить полностью армию неприятеля или поймать Наполеона. Лишь как вымысел историков, которые изучают по письмам генералов и государей, по рапортам, реляциям события того времени, по мнению Толстого, существовала такая война. Целью "дубины" была задача, понятная каждому патриоту, - очистить от нашествия свою землю.

Отношение Льва Николаевича Толстого к войне

Толстой, оправдывая освободительную народную войну 1812 года, осуждает войну как таковую. Он оценивает ее как противную всей природе человека, его разуму. Любая война является преступлением против всего человечества. Накануне Бородинской битвы Андрей Болконский был готов умереть за свое отечество, но в то же время осуждал войну, считая, что это "самое гадкое дело". Это бессмысленная бойня. Роль войны в романе "Война и мир" в том, чтобы доказать это.

Ужасы войны

В изображении Толстого 1812 год - историческое испытание, которое русский народ с честью выдержал. Однако это в то же время страдания и горе, ужасы истребления людей. Нравственные и физические муки испытывают все - и "виноватые", и "правые", и гражданское население, и солдаты. К концу войны не случайно чувство мести и оскорбления сменяется в душе русских жалостью и презрением к побежденному противнику. И на судьбах героев отразился антигуманный характер событий того времени. Погибли Петя и князь Андрей. Окончательно сломила гибель младшего сына графиню Ростову, а также ускорила кончину графа Ильи Андреевича.

Такова роль войны в романе "Война и мир". Лев Николаевич как великий гуманист, конечно, не мог ограничиться патриотическим пафосом в ее изображении. Он осуждает войну, что закономерно, если ознакомиться с другими его произведениями. Основные особенности романа "Война и мир" являются характерными для творчества этого автора.



Рассказать друзьям