План-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему: Конспект занятия "Растительный мир планеты Земля. Рассказ В

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Цели: познакомить с биографией и произведениями И. Токмаковой, В. Бианки «Разговор птиц в конце лета»; прививать интерес и любовь к поэзии; упражнять в выразительном чтении; развивать память, речь, мышление, воображение.

Планируемые результаты : учащиеся научатся читать выразительно, плавно, целыми словами, верно выделяя ударные слоги; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного; определять нравственный смысл содержания раздела; рассказывать о своем отношении к животным и растениям.

Оборудование : портреты И. Токмаковой и В. Бианки, их книги, текст речевой разминки.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте стихотворение.

Хорошие люди всегда благодарны

За службу, за верность, за радость для глаз.

Недаром же памятник есть сенбернару,

Что многих людей заблудившихся спас.

Разыскивал он их сквозь грозную вьюгу,

При жгучем морозе и в темную ночь,

Чтобы человеку — не брату, не другу, —

Как брату и другу, коль надо, помочь!

— Какое впечатление произвело на вас это стихотворение?

— За что люди благодарны собаке?

— Как они отблагодарили ее? (Ответы детей.)

— Прочитайте медленно жужжащим чтением.

— Прочитайте с вопросительной интонацией.

— Прочитайте с утвердительной интонацией.

— Прочитайте с сердитой интонацией.

— Прочитайте с веселой интонацией; с интонацией удивления; с интонацией сожаления.

III. Проверка домашнего задания

— Какие тексты о собаках вы прочитали в энциклопедиях?

IV. Работа по теме урока

— Умеете ли вы понимать язык животных? Прочитайте в учебнике на с. 7 стихотворение И. Токмаковой «Лягушки».

— Какие слова находит поэт, чтобы передать звуки природы?

— Поработайте в парах. Прочитайте с другом диалог. Передайте интонацию вопросительных и восклицательных предложений.

— Прочитайте одноклассникам.

Материал для учителя

Ирина Петровна Токмакова (р. 1929) — детская писательница. Родилась в обычной московской семье: ее отец был инженером-электриком, а мать — детским врачом и заведующей домом ребенка.

Стихи начала писать рано. В одном классе с Ириной Токмаковой училась дочь известного поэта В.И. Лебедева-Кумача (автора стихов песни «Священная война»). Стихи Ирины попали к нему, и он написал на них вполне серьезный отзыв, уважительно именуя Ирину «автором». Указав на недостатки, он все же обнаружил у Ирины поэтические способности и посоветовал писать дальше.

— Как вы думаете, можно ли услышать разговор птиц? Прочитаем в учебнике на с. 8 стихотворение И. Токмаковой «Разговор синицы и дятла». Вот какой разговор двух птиц услышала поэтесса.

— Прочитайте стихотворение самостоятельно, прислушайтесь к звучанию стихов.

— Прочитайте стихотворение выразительно.

V. Физкультминутка

Нам радостно, нам весело!

Смеемся мыс утра!

Скажите же нам честно:

Серьезнеть нам пора.

Глазки закрыли,

Головки опустили,

Ручки сложили,

Язычком пошевелили.

И затихли на минутку,

Чтоб не слышать даже шутку,

Чтоб не видеть никого...

Только себя одного.

VI. Продолжение работы по теме урока

— Откройте учебник на с. 9 и скажите, кто автор следующего произведения, которое мы будем читать. (В. Бианки.)

— Что вы о нем знаете, какие произведения читали?

Материал для учителя

Виталий Валентинович Бианки (1894—1959) — писатель, автор многих произведений для детей. Вырос в семье известного ученого. Учился в Петербургском университете. Много путешествовал по Волге, Уралу, Алтаю. Создал для маленьких читателей множество произведений о природе. Их герои — животные, птицы, растения. Он написал приблизительно 300 произведений.

Бианки — мастер литературной сказки. Почти все его сказки научны, они рассказывают о живом мире природы, учат детей бережно относиться к ней, любить ее.

— Как вы думаете, о чем могут разговаривать птицы в конце лета? (Предположения детей.)

(Дети читают и отвечают на вопросы после прочтения.)

— О каких птицах рассказывает нам Виталий Валентинович?

Пеночка-теньковка — птичка, издающая звенящий прерывистый звук.

Удод — птица размером чуть больше скворца, очень своеобразной внешности. Оперение обыкновенного удода пестрое, охристо-рыжее с черным и белым. Перья красивого веерообразного охристо-рыжего хохла имеют черные вершины, и на задних перьях имеются еще белые предвершинные пятна. Птица может складывать и распускать хохол, как веер.

Горихвостка — небольшая певчая птица из семейства мухоловок, отряда воробьиных. Это одна из самых красивых птиц, живущая в парках, садах европейской части России.

Тетерев — птица средней величины: масса ее колеблется от 700 до 1600 г. Он довольно строен и подвижен. Большую часть жизни тетерев проводит на земле, хотя зимой почти повсеместно кормится на деревьях. На земле двигается быстро, при этом обычно вытягивает шею вперед. Сидя на ветках, тело держит горизонтально. Летает тетерев быстро и довольно легко, делая частые взмахи сильно изогнутыми крыльями. Взлетает свободно как с земли, так и с деревьев; взлет с земли сопровождается большим шумом, в то время как с дерева срывается почти неслышно.

Чижик — один из видов певчих птиц из семейства вьюрковых, отряда воробьиных. Распространен в Евразии, как правило, в хвойных лесах. Чижей часто содержат дома в клетках ради их пения. Длина тела птицы составляет около 12 см, весит 12—14 г. Общая окраска зеленовато-желтого или оливково-зеленого цвета, с неясными темными пятнами, снизу — с желтыми пятнами. Клюв серый.

— Какой разговор птиц подслушал писатель в лесу?

Поднялся Дед-Птицевед с петухами. Пошёл по деревне, стучит клюкой в окошки.
- Детишки, детишки, аль не слышите, петухи давно кричат:
«Ку-ку-ре-ку!
Полно спать на боку-у!»
Детишки глаза протирают, встают.
Вышли на улицу - куры кудахчут, утки крякают, гуси гогочут, индюшки пищат. . Дед-Птицевед на птичьем дворе ворота отпирает, птиц выпускает.
Детишки: - Дед-Птицевед, а Дед-Птицевед! О чём это птицы меж собой разговаривают?
Дед-Птицевед: - Ишь беспонятные! индюшки со двора отправились, - так:
Куры им: - Куда? Куд-куда? Куда?
Индюшка: - Далеко-о идём! Далеко-о идём!
Индюшата: - И все босы! И все босы!
А индюк: - Где сапог наберу? Где сапог наберу?
Индюшата: - Пообедать бы! Пообедать бы!
Индюшка: - А у меня шубы нет, нет, нет, нет!
Индюк: - Куплю, куплю, куплю!
Запылило колхозное стадо по улице. Как взревёт бык, - детишки все к Деду шарахнулись.
- Это он что это, дедка?
- Да, вишь, не выспался, то ли сон плохой видел, - сердит на весь свет.
- Убью-у! - кричит.
Голуби с крыши спрашивают: - Кого-с? Кого-с?
А овцы с перепугу все сразу: - Меня-а! Меня-а! Меня-а!
Воробьи с плетня: - Чем? Чем? Чем?
Боров из лужи: - Рюхой! Рюхой!
Утки: - Вра-аг! Вра-аг! Вра-аг!
Гуси: - Га-ад! Гад!
Индюк: - Балда, балда, балда!
А пёс Полкан из будки: - Хам! Хам! Тррусы!
Детишки на Деда во все глаза глядят:
- Ты, Дед, и диких зверей и птиц понимаешь?
- Маленько могу понимать. Которые ясно выговаривают.
- Расскажи, Дед, те о чём меж собой разговаривают?
И Дед-Птицевед им рассказывает.

Разговор птиц весной

Маленькая сова-сплюшка из дупла: -Сплю! Сплю! Солнца нет, а свет - не люблю! Всё сплю, сплю. .
С большого мха, за лесом, объявляют журавли трубными голосами: - Ут-рро! Ут-рро!
Красногрудая заряночка Терентию-Тетереву, заснувшему под кустом:
- Терентий! Терентий!
Проснись! Проснись!
С ружьём идут -
Убьют, убьют, убьют!
Терентий-Тетерев: - Проспал, пропал, пропал!
Загремел крыльями, перелетел в лес, сел - и: - Уд-ррал! Удрал!
Чечевица краснопёрая у всех спрашивает: - Никиту видел? Тришку видел?
Соловей:
- Мужик, мужик
Сало
Пёк, пёк, пёк!
Тянул, тянул -
тррр!
Ешь, ешь, ешь,
Гор-рячо!
Лесной голубь-витютень:
- На дубу сижу, витютень,
На красу гляжу, витютень!
А бекасы, небесные барашки, падая из-под облаков:
- Теки, теки, теки, теки, ручей, ме-еленький!
Черныш-кулик носится над лесом, кричит:
- Жгите сено, жгите сено, жгите сено!
Новое поспело!
Терентий-Тетерев:
- Чу-шшь! Чушь!
Продам шубу, продам шубу, - куплю. .
А филин из тёмного леса:
- Шубу-у!
Терентий-Тетерев:
- Чу-шшь! Чушь!
Куплю балахон, балахон, балахон!
Филин: -Шубу-у!
Синица: - Синь кафтан, синь кафтан!
Тетерев: - Балахон, балахон, балахон!
Певчий дрозд с вершины ели:
- Пришла весна!
Пришла весна!
Всем, всем, всем!
Ликуй, ликуй, ликуй!
Все!
А сплюшка из дупла:
- Сплю! Сплю!
Когда же ночь?
Когда же мышей-то ловить?
Тьмы нет. - Всё свет!
Сплю! Сплю!

Разговор птиц в конце лета

Жёлтенькая пеночка-теньковка с пожелтевшей ветки:
- Тё-тень-ка!
Пе-ноч-ке
День-день-ской
Тень!
Пёстрый хохлатый удод: - Худо тут! Худо тут!
Снегирь: -Жуть! Жуть!
Горихвостка: - Жить! Жить!
Воробей: -Чуть жив! Чуть жив!
Вороны прилетят на помойку, кричат: - Харч! Харч!
Ласточки щебечут:
- Пеки калачи,
Жарь на печи
Яи-ишенку!
Бекасы - небесные барашки, падая из-под облаков:
- Пеки, пеки, пеки, пеки,
Бэ-ээ-эээ!
Журавли:
- Трогай, трогай!
В поход!
За горы, за моря:
Летим не зря
Мы да орлы -
Курлы! Курлы!
Дикие гуси, пролетая: - Го-лод-но! Хо-лод-но!
Терентий-Тетерев: -Чу-шшь! Чушь! Продам балахон, продам балахон, куплю..
Филин из леса: - Шу-буу!
Тетерев: - Куплю шубу! Куплю шубу!
Чижик:
- Чулки, чулки, валенки!
Чулки, чулки, варежки!
Небесные барашки:
- А ну, купи, купи, купи, -
Бэ-ээ-эээ!. Пеночка-теньковка:
- Тё-тень-ка!
Пе-ноч-ке
День-день-ской
Тень-тень-тень!

Закатилось солнце, примолкли птицы и звери.
Овцы, коровы спят.
Куры, утки, индюшки спят.
Дед-Птицевед запер ворота на птичьем дворе, сел на завалинку отдохнуть.
Лягушки в сумерках завели разговор.
Разные лягушки по-разному урчат и квакают.
Взгрустнулось детишкам, и жмутся они к деду.
- Дед-Птицевед, чего лягушки плачут?
- А ну их в болото! Нудные они, глупые.
- Расскажи, дединька!
- Говорю: вовсе без ума эти твари. И разговор у них самый глупый.
Одна говорит: - Был кум.
Другая: - На Дону.
Третья: - Где кум?
Четвёртая: -Утонул!
Пятая: - Ну плакать?
И все хором: - Ну-нуу!.
Эти жерлянки - мелкие желтопузые лягушки.
А золотистая квакша-древесница знай одно твердит, глядя с ветки в озеро: - Дуррра! Дуррра!
А из озера ей зелёная лягушка, надув пузыри за ушами:
- Са-ма ка-ко-ва!
Са-ма ка-ко-ва!
Смеются детишки.
Дед на них:
- Ишь расшумелись! Или не слышите, что перепел с поля кричит?
- Слышим, дедка, слышим. Перепел-то понятно кричит.
- Спать пора! Спать пора!
- То-то же! Это он вам. Марш по домам!

Данная методическая разработка расширяет представления детей об окружающем мире,способствует развитию логического мышления, фантазии детей; знакомит детей с рассказом В.Бианки «Разговор птиц в конце лета»; закрепляет умения читать, считать; формирует творческое воображение; тренирует в счете парами в пределах 20; развивает умение рисовать портрет; развивает ловкость.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКДОУ «ЦРР- Пригородный детский сад»

Калачеевского района Воронежской области

Конспект занятия

в подготовительной группе

«Растительный мир планеты Земля. Рассказ В.Бианки Разговор птиц в конце лета».

Выполнил:

Воспитатель

Горобцова Н. К.

2016г.

Цель: расширять представления детей об окружающем мире.

Задачи: способствовать развитию логического мышления, фантазии детей; познакомить с рассказом В.Бианки «Разговор птиц в конце лета»; закреплять умения читать, считать; формировать творческое воображение; тренировать в счете парами в пределах 20; развивать умения рисовать портрет; развивать ловкость.

Методы и приемы:

Словесные: беседа о растительном мире, загадки.

Наглядные: рассматривание иллюстраций книг.

Практические: рисование портрета.

Материал: иллюстрации птиц, растений; счетные палочки; игрушка Лунтик; листы белой бумаги; цветные карандаши; рассказ В. Бианки «Разговор птиц в конце лета».

Интеграция образовательных областей:

- «Познавательное развитие»;

- «Развитие речи»;

- «Художественно – эстетическое развитие»;

- «Физическое развитие».

Воспитатель проводит с детьми артикуляционную разминку:

Ом – ом – ом – ходим дружно мы гуськом.

Ам – ам – ам – разбегайтесь по домам.

Ум –ум – ум – много, много разных дум.

Им – им – им – всем игрушки раздадим.

В гости к детям приходит Лунтик. Он здоровается с ребятами и рассказывает о себе. Лунтик удивляется, что на Земле много удивительного, только гость не знает, что это. Лунтик рассказывает, а дети называют, что это.

Белая корзинка –

Золотое донце.

В ней лежит росинка

И сверкает солнце.

(Ромашка.)

Этот аленький цветок

Словно маленький флажок.

Шелковистый по утру,

Он трепещет на ветру.

(Мак.)

И на горке, и под горкой,

Под березкой и под елкой

Хороводами и в ряд

В шапках молодцы стоят.

(Грибы.)

Была зеленой маленькой,

Потом вдруг стала аленькой,

На солнце почернела

И стала теперь спелой.

(Смородина.)

Вот загадка тебе:

Что это за чудо?

На зеленом столбе

Золотое блюдо.

(Подсолнух.)

Растет в траве Аленка

В красной рубашонке.

Кто ни пройдет,

Всяк поклон отдает.

(Земляника.)

Злая, как волчица,

Жжется, как горчица!

Что это за диво?

Что это?

(Крапива.)

Теперь Лунтик знает многие растения планеты Земля. Но еще не все, и ребята обещают постепенно познакомить его со многими другими видами растений. Лунтик еще принес рассказ с картинками.

Дети слушают отрывок из рассказа В. Бианки «Разговор птиц в конце лета».

Желтенькая пеночка – теньковка с пожелтевшей ветки:

Те – тень – ка!

Пе – ноч – ке

День - день – ской

Тень!

Пестрый хохлатый удод:

Худо тут! Худо тут! Худо тут!

Снегирь:

Жуть! Жуть!

Горихвостка:

Жить! Жить!

Воробей:

Чуть жив! Чуть жив!

Вороны прилетят на помойку, кричат:

Харч! Харч!

Ласточки щебечут:

Пеки калачи,

Жарь на печи

Яи – шенку!

Бекасы – небесные барашки, падая из – под облаков:

Пеки, пеки, пеки, пеки – Бэ –ээ – эээ!

Журавли:

Трогай, трогай!

В поход!

За горы, за моря

Летим не зря

Мы да орлы –

Курлы! Курлы!

Дикие гуси, пролетая:

Го – лод – но! Хо – лод – но!

Терентий – тетерев:

Чушь! Продам балахон, куплю…

Филин из леса:

Шубу – у!

Тетерев:

Куплю шубу! Куплю шубу!

Чижик:

Чулки, чулки. Валенки!

Чулки, чулки, варежки!

Небесные барашки:

А ну купи, купи, купи –

Бэ – ээ – эээ!..

Пеночка – теньковка:

Те- тень – ка!

Пе – ноч - ке

День – день –ской

Тень – тень – тень!

Воспитатель показывает изображения птиц, которые упоминались в рассказе, дети повторяют звуки, которые издают перечисленные птицы.

Воспитатель предлагает ребятам сделать подарок Лунтику: нарисовать его портрет. Получившиеся рисунки воспитатель помещает на фланелеграфе.

Лунтик принес счетные палочки и предлагает детям посчитать их. Дети считают, а Лунтик умеет считать по–другому: парами. Дети пробуют так считать. Лунтик рассказывает о планетах Солнечной системы, прощается с детьми и уходит.

Воспитатель предлагает детям поиграть в подвижную игру «Ловля бабочек». Из детей выбирают четырех ловцов. Они встают в пары и отходят к краю площадки в одно место. Остальные дети – «бабочки». На слова воспитателя: «Бабочки, бабочки в сад полетели» - дети – бабочки летают – бегают по всей площадке. На слова воспитателя «ловцы» два ребенка, держась за руки, стараются поймать бабочку, они отводят ее на край площадки и сажают на скамейку. В это время остальные бабочки присаживаются на корточки. На слова: "Ба«очки, бабочки в поле полетели» - дети – бабочки прыгают по всей площадке. Их ловит другая пара ловцов. Когда будет поймано четыре – шесть бабочек, подсчитывают, сколько поймала каждая пара. Затем выбираются другие ловцы. Игра повторяется.


ПТИЧЬИ РАЗГОВОРЫ

Бианки В. В. Собрание сочинений: В 4-х т. Т. 1: Рассказы и сказки/ Вступ. ст. Гроденского Г.; Коммент. Бианки Е.; Рис. Чарушина Е. - Л: Дет. лит., 1972. - 399с.: ил., портр. - Рассказы и сказки.

Утро

Поднялся Дед-Птицевед с петухами. Пошёл по деревне, стучит клюкой в окошки.

— Детишки, детишки, аль не слышите, петухи давно кричат:

«Ку-ку-ре-ку!

Полно спать на боку-у!»

Детишки глаза протирают, встают.

Вышли на улицу — куры кудахчут, утки крякают, гуси гогочут, индюшки пищат. . Дед-Птицевед на птичьем дворе ворота отпирает, птиц выпускает.

Детишки: — Дед-Птицевед, а Дед-Птицевед! О чём это птицы меж собой разговаривают?

Дед-Птицевед: — Ишь беспонятные! Индюшки со двора отправились, — так:

Куры им: — Куда? Куд-куда? Куда?

Индюшка: — Далеко-о идём! Далеко-о идём!

Индюшата: — И все босы! И все босы!

А индюк: — Где сапог наберу? Где сапог наберу?

Индюшата: — Пообедать бы! Пообедать бы!

Индюшка: — А у меня шубы нет, нет, нет, нет!

Индюк: — Куплю, куплю, куплю!

Запылило колхозное стадо по улице. Как взревёт бык, — детишки все к Деду шарахнулись.

— Это он что это, дедка?

— Да, вишь, не выспался, то ли сон плохой видел, — сердит на весь свет.

— Убью-у! — кричит.

Голуби с крыши спрашивают: — Кого-с? Кого-с?

А овцы с перепугу все сразу: — Меня-а! Меня-а! Меня-а!

Воробьи с плетня: — Чем? Чем? Чем?

Боров из лужи: — Рюхой! Рюхой!

Утки: — Вра-аг! Вра-аг! Вра-аг!

Гуси: — Га-ад! Гад!

Индюк: — Балда, балда, балда!

А пёс Полкан из будки: — Хам! Хам! Тррусы!

Детишки на Деда во все глаза глядят:

— Ты, Дед, и диких зверей и птиц понимаешь?

— Маленько могу понимать. Которые ясно выговаривают.

— Расскажи, Дед, те о чём меж собой разговаривают?

И Дед-Птицевед им рассказывает.

Разговор птиц весной

Маленькая сова-сплюшка из дупла: —Сплю! Сплю! Солнца нет, а свет — не люблю! Всё сплю, сплю. .

С большого мха, за лесом, объявляют журавли трубными голосами: — Ут-рро! Ут-рро!

Красногрудая заряночка Терентию-Тетереву, заснувшему под кустом:

— Терентий! Терентий!

Проснись! Проснись!

С ружьём идут —

Убьют, убьют, убьют!

Терентий-Тетерев: — Проспал, пропал, пропал!

Загремел крыльями, перелетел в лес, сел — и: — Уд-ррал! Удрал!

Чечевица краснопёрая у всех спрашивает: — Никиту видел? Тришку видел?

— Мужик, мужик

Пёк, пёк, пёк!

Тянул, тянул —

Ешь, ешь, ешь,

Гор-рячо!

Лесной голубь-витютень:

— На дубу сижу, витютень,

На красу гляжу, витютень!

А бекасы, небесные барашки, падая из-под облаков:

— Теки, теки, теки, теки, ручей, ме-еленький!

Черныш-кулик носится над лесом, кричит:

— Жгите сено, жгите сено, жгите сено!

Новое поспело!

Терентий-Тетерев:

— Чу-шшь! Чушь!

Продам шубу, продам шубу, — куплю. .

А филин из тёмного леса:

— Шубу-у!

Терентий-Тетерев:

— Чу-шшь! Чушь!

Куплю балахон, балахон, балахон!

Филин: —Шубу-у!

Синица: — Синь кафтан, синь кафтан!

Тетерев: — Балахон, балахон, балахон!

Певчий дрозд с вершины ели:

— Пришла весна!

Пришла весна!

Всем, всем, всем!

Ликуй, ликуй, ликуй!

А сплюшка из дупла:

— Сплю! Сплю!

Когда же ночь?

Когда же мышей-то ловить?

Тьмы нет. — Всё свет!

Сплю! Сплю!

Разговор птиц в конце лета

Жёлтенькая пеночка-теньковка с пожелтевшей ветки:

— Тё-тень-ка!

Пе-ноч-ке

День-день-ской

Пёстрый хохлатый удод: — Худо тут! Худо тут!

Снегирь: —Жуть! Жуть!

Горихвостка: — Жить! Жить!

Воробей: —Чуть жив! Чуть жив!

Вороны прилетят на помойку, кричат: — Харч! Харч!

Ласточки щебечут:

— Пеки калачи,

Жарь на печи

Яи-ишенку!

Бекасы — небесные барашки, падая из-под облаков:

— Пеки, пеки, пеки, пеки,

Бэ-ээ-эээ!

— Трогай, трогай!

За горы, за моря:

Летим не зря

Мы да орлы —

Курлы! Курлы!

Дикие гуси, пролетая: — Го-лод-но! Хо-лод-но!

Терентий-Тетерев: —Чу-шшь! Чушь! Продам балахон, продам балахон, куплю..

Филин из леса: — Шу-буу!

Тетерев: — Куплю шубу! Куплю шубу!

— Чулки, чулки, валенки!

Чулки, чулки, варежки!

Небесные барашки:

— А ну, купи, купи, купи, —

Бэ-ээ-эээ!.

Пеночка-теньковка:

— Тё-тень-ка!

Пе-ноч-ке

День-день-ской

Тень-тень-тень!

Вечер

Закатилось солнце, примолкли птицы и звери.

Овцы, коровы спят.

Куры, утки, индюшки спят.

Дед-Птицевед запер ворота на птичьем дворе, сел на завалинку отдохнуть.

Лягушки в сумерках завели разговор.

Разные лягушки по-разному урчат и квакают.

Взгрустнулось детишкам, и жмутся они к деду.

— Дед-Птицевед, чего лягушки плачут?

— А ну их в болото! Нудные они, глупые.

— Расскажи, дединька!

— Говорю: вовсе без ума эти твари. И разговор у них самый глупый.

Одна говорит: — Был кум.

Другая: — На Дону.

Третья: — Где кум?

Четвёртая: —Утонул!

Пятая: — Ну плакать?

И все хором: — Ну-нуу!.

Эти жерлянки — мелкие желтопузые лягушки.

А золотистая квакша-древесница знай одно твердит, глядя с ветки в озеро: — Дуррра! Дуррра!

А из озера ей зелёная лягушка, надув пузыри за ушами:

— Са-ма ка-ко-ва!

Са-ма ка-ко-ва!

Смеются детишки.

Дед на них:

— Ишь расшумелись! Или не слышите, что перепел с поля кричит?

— Слышим, дедка, слышим. Перепел-то понятно кричит.

— Спать пора! Спать пора!

— То-то же! Это он вам. Марш по домам!

Примечания Е. В. Бианки.

ПТИЧЬИ РАЗГОВОРЫ. «Кончил 7IX-39 г. Михеево», — стоит на рукописи. В. Бианки постоянно интересовал подбор слов для звукоподражательной замены птичьих голосов. Находил такие слова в фольклоре, брал от учёных и просто любителей птиц, подбирал сам. В 1939 году писатель предлагал издательству сделать «Птичьи разговоры» («Дед-Птицевед») литографской книжкой. В 1940 году «Дед-Птицевед» был напечатан в журнале «Дружные ребята».

Во время войны, выступая перед детьми, В. Бианки читал эту вещь часто и с большим успехом, превосходно подражая птичьим голосам. В 1944-1946 годах вышло два выпуска книжечки в артели «Сотрудник» (Москва). В 1946 году в сборнике «Времена года» (Учпедгиз). Позже «разговоры» постоянно переиздаются в сборниках. Иллюстрировал Е. Чарушин.



Рассказать друзьям