Пластинки выпущенные на ташкентском заводе грампластинок. Советские пластинки

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Вот и решил создать экскурс в прошлое, покопавшись в изданном фирмой «Мелодия» «Зарубежной Эстрады» в период с 1964 (год объединения заводов в «фирму») по 1991 (год развала Страны). Лично мне было интересно спустя многие годы узнать и про сами издания (про часть из них вообще не знал) и увидеть оригинальные обложки (бОльшую часть не видел, потому как «музыка не моя», не интересовался до сего момента). Уж не обессудьте, «демократов» изданных на «Мелодии» проигнорировал, не интересны они мне были, а про их действительно хорошую музыку узнал с их же «демократически - фирменных» гр.пластинок, кто желает повспоминать-поностальгировать советую посетить вот этот сайт: Eastalgia , в тамошних каталогах все изданные грампластинки «братских соц.стран» перечислены!
Так же советую нижеследующие сайты, про грампластинки и иже с ними много интересной инфы:
"Мелодия" - фирма или “одни дураки сидят?” и этот Из истории советской грамзаписи , да и сам сайт интересен: Музыкальный Мир

Вся информация, разумеется, начерпана из инета, в частности с 1964 по 1970 год с Discogs «Мелодия» (вероятно не всё изданное туда было залито, инфы маловато), бОльшая часть фото конвертов скачаны оттуда же, а с 1971 по 1991 года воспользовался инфой из Каталог виниловых пластинок СССР и России 1971-95 (составитель Александр «ака Alder, Alder47», выражаю ему искреннюю благодарность за проделанную работу!)
Так же воспользовался инфой и картинками с этого сайта Каталог Советских Грампластинок и с этого: 45worlds: Vinyl Albums
В поисках недостающего рыскал по всему инету. Увы, но небольшую часть картинок «яблок» и «задников» отыскать не удалось…

Для начала вспомним, какие форматы грампластинок издавались:
17,5 см. виниловый диск (Vinyl, EP, 7", 33 ⅓ RPM, Mono & Stereo) – «миньон», в западной классификации «Extended Play (EP)», но на советских записывалось от 3-х до 5-и песен, тогда как западные «синглы» издавались с одно или двумя песнями, по одной на каждой стороне и с бОльшим отверстием центра для проигрывания на музыкальных автоматах. О записях на таких носителях будет поведано для полноценного рассказа потому, что часть зарубежных исполнителей была издана «Мелодией» исключительно на этом формате и всё...

17,5 см. гибкий диск (Flexi-disc, 7", 33 ⅓ RPM, Mono) – в основном «дешёвые дубликаты» того, что и на 7” «виниловых миньонах» издавали, с плохим качеством звучания (ни «нижних», ни «высоких»), но было на них записано и никогда не повторяющиеся, упомяну лишь про некоторые такие издания. Да, был ещё "Ежемесячный общественно-политический литературно-музыкальный иллюстрированный звуковой журнал «Кругозор»" и надо отдать должное его создателям - в отдельных номерах можно было прочитать и про зарубежных музыкантов и даже увидеть тех музыкантов на качественных фото!

25 см. виниловый диск (Vinyl, Mini LP 10", 33 ⅓ & 45 RPM, Mono & Stereo) – «диск-гранд».
Издания на таких носителях будет упомянуто лишь пару-тройку раз.

30 см. виниловый диск (Vinyl, LP 12", 33 ⅓ RPM & 45 Mono & Stereo) – «диск-гигант»,
он же «Long-Playing (LP)» - основная часть про издания на таких форматах грампластинок.

Итак: хронология 1го прессинга изданий в основном соблюдена (для некоторых изданий «плюс-минус год», «Каталог» грешит несовпадением с реальными годами издания, как впрочем и остальные источники, уверенность была лишь в конкретно указанных годах на «пятаках» дисков (но не всегда года прописывались)! Если был уверен – ошибки хронологии устранил!) Указаны каталожные номера одной стороны гр.пласт., чтобы цифрами не захламлять. (p.s. т.к. треть кат.№ из «Каталога» не пробивалась поиском на Discogs.com (в основном – буквенная кириллица (на латинские изменил) , ошибки в цифрах (недописанных или лишних), а где правильно - где не правильно – х.з.?!), все номера приведены под поискёр Discogs.com , там и картинок много, треклисты и прочая инфа, короче для удобства поиска, если пожелаете, поглядите интереса ради ).
В «экскурс» входит почти вся (пара десятков изданий в «Каталоге» отсутствует, дополнено из др. источников, найдено чисто случайно, вероятно ещё что-то пропущено…?!), «Зарубежная Эстрада Капиталистических Стран», изданная на грампластинках фирмы «Мелодия», как она и классифицировалась - «Зарубежная Эстрада» (классификация по каталожным номерам с литером «60» (Эстрада)), без разделения на жанры «шансон, поп, рок, джаз и т.д.»

Год 1964
Совсем «не густо», всего лишь два миньона и гранд - все шансон:
Эдит Пиаф (33Д-00014111 / 7” Mono)
Марлен Дитрих (33Д-00014217 / 7” Mono)
Ренар Коллет (33Д-13991 / C 000199-200 / 10” Стерео)

Интересуют виниловые пластинки СССР ? Всегда к Вашим услугам интернет-аукцион Соберу.ру! В любое удобное время у нас можно подобрать достойные изделия для пополнения обожаемого собрания, а также продать старые виниловые пластинки СССР. Все задачи решаются на Соберу.ру максимально просто и без проблем! В нашем каталоге есть много всего ценного, например, старинные ручные фонари или антикварная техника и др. Цена на изделия самая разная.

Рассматривая виниловые пластинки СССР, цена на которые сегодня самая разная, следует отметить некоторые интересные факты и цифры, связанные с ними. Так, первые в мире граммофонные диски из пластичного материала, содержащие звуковую запись для проигрывания, были изготовлены из целлулоида. В 1897 году им на смену пришли изделия из шеллака, сажи и шпата, причем стоили они очень дорого из-за использования шеллака - органического вещества, вырабатываемого лаковым червецом под названием Tachardia lacca. Так вот для одного диска необходимо было воспользоваться трудом 4-х тысяч червей.

По оценкам специалистов, самый дорогой в мире винил оценивается в 100 тысяч фунтов. Это сингл группы Quarrymen, который датирован 1958 годом. Владельцем единственного издания, известного коллекционерам, стал сэр Пол Маккартни. Дорогие виниловые пластинки СССР, конечно, высоко оцениваются, но не достигают таких баснословных высот.

Наилучший винил производят в Японии. Специалисты начали добавлять в пластическую массу специальный компонент винилит, за счет чего снижается шум от скольжения иглы, который ощутимо слышен в паузах между композициями. Кроме того, благодаря данному веществу минимизировалось появление электростатических зарядов, а еще в целом увеличился срок службы диска.

Коллекционирование виниловых пластинок

Одним из занимательных видов коллекционирования является собирательство звукозаписей разного содержания, которое называется филофония. Наиболее распространенное направление в филофонии - собирание записей музыки на всевозможных носителях (от лазерных компакт-дисков до патефонных изделий). Особо примечательны пластинки, выпущенные в СССР. Конечно, коллекционирование связано с определенными трудностями - их приходится неустанно искать, узнавать, сколько стоят старые виниловые пластинки СССР, вкладывать средства, а затем обеспечить бережное и тщательное хранение.

Зачастую основу многих филофонических коллекций, как правило, составляет домашняя фонотека, например, детские пластинки СССР. Когда филофония переходит в разряд серьезного увлечения, осуществляется сужение круга коллекционирования. Здесь превалирует личный вкус коллекционера. Начинается собирательство определенных записей какого-либо направления либо конкретного исполнителя. Любители документальных записей с интересом коллекционируют выступления общественных и государственных деятелей. Стоимость виниловых пластинок СССР самая разная.

Чему уделяют внимание коллекционеры винила

Для коллекционеров, которые однажды решили Куплю виниловые пластинки СССР, и начали уделять должное внимание формирующемуся собранию, важен ряд факторов, касающихся непосредственно экземпляров. Как правило, из них и складывается цена на то или иное изделие. Итак, значение имеет:

  • год выпуска (большую ценность имеют старинные диски)
  • тираж (удача - заполучить диск ограниченного тиража, к примеру, один из тысячи, это редкие пластинки СССР)
  • исполнитель (есть категория популярных)
  • состояние (запечатан ли диск, проигрывался ли и сколько раз, имеются ли сколы, потертости и царапины)
  • лейбл производителя
  • изображение на диске (уникальная иллюстрация знаменитого художника, мастера или редкая фотография).

Для тех, кто родился и вырос в Советском Союзе, его винил - это особый мир. К сожалению, отечественный ассортимент грампластинок очень мал и преимущественно состоял из творчества, конечно же, советских исполнителей. В основном, в страну завозились иностранные пластинки - полулегальным путем из разных стран мира. Были актуальны объявления наподобие Куплю/продам старые виниловые пластинки СССР, но приобрести такие диски было непросто. Они считались модными и овеянными аурой чего-то запрещенного. И сегодня их коллекционирование стало способом самовыражения, особой субкультурой для нескольких поколений советских граждан. Поэтому объявления наподобие Куплю/Продам пластинки СССР являются актуальными.

Известно, что впервые виниловые пластинки СССР, продать которые сегодня не составляет труда и цена на которые самая разная, выпустили на подмосковной фабрике в Апрелевке. Со временем эта фабрика стала крупнейшим производителем дисков в Стране Советов. На первых выпущенных изделиях была цыганская песня «Бродяга», а весили они по 400 граммов. Теперь это редкие виниловые пластинки СССР, цена их очень высокая.

В военные годы выпуск дисков значительно снизился. Зато после войны на фабрике освоили даже выпуск долгоиграющего винила. В 1961 году появились первые стереофонические диски, но и обычные на 78 оборотов в минуту выпускались до 1971 года.

Несмотря на скорость развития технологий и качественные перемены в современном мире, сегодня остаются неизменными многие интересные вещи. Несмотря на быстрое течение времени, они сохраняют свою ценность, остаются всего равно популярными, модными и востребованными. К таковым и относятся виниловые пластинки СССР, особенно редкие. Их предлагает не один каталог, и цена увеличивается с каждым годом.

А популярность подобных изделий обусловлена даже не столько качеством звука. Как известно, звучание просто несравнимо со звуком различных цифровых носителей. Гурманы музыки и опытные коллекционеры знают, что для саунда компакт-дисков характерна холодность и нейтральность звучания, а вот про винил такого сказать нельзя. Поэтому цены на пластинки СССР, как правило, выше по сравнению с остальными носителями.

Наш каталог виниловых пластинок СССР всегда к Вашим услугам!

В наш недавний моднейший хит-парад советского дефицита не вошли грампластинки — ибо не ценнейший продукт питания, как тушенка, не «последняя надежда девушки выйти замуж», как джинсы, и не статусная деталь интерьера, как корешки макулатурного Дюма.

Но этот дефицит был, и вокруг него сформировалась некая субкультура..

Музыка в СССР была предметом неусыпной опеки идеологов партии. Начиная с репертуарного плана артистов и концертных организаций, и заканчивая особо хитрым «мастерингом», т.е. конечной обработкой звука, тех записей западных артистов, которые просачивались по капле в каталог Всесоюзной фирмы грамзаписи «Мелодия». Но даже с обрезанными нижними частотами, пластинки «фирмачей», выпущенные Мелодией, расхватывались моментально, уходили из-под прилавка, и попадали на черный рынок — к «пластоманам».

Объективно, «пластоманы» в основном не были тупыми фарцовщиками, как те, кто толкал блоки More.

Это все же была, за некоторыми исключениями, субкультура людей, влюбленных в музыку, меломанов и коллекционеров.

Но, поскольку цену на все диктует рынок, то в условиях дефицита пластинка семейки Осмондс, полученная из-под прилавка магазина грампластинок, в руках «пластомана» «ценилась» в 10 рублей, диск «демократа» Чеслава Немена — в 15-20, югославская «перепечатка» лайва Deep Purple — 40, свеженький ELO — 70, а новейший «запечатанный» альбом Space доходил до 120 рублей, т.е. до месячной зарплаты выпускника ВУЗа.

«Деятельность пластоманов»

Так чем же все таки занимались «пластоманы»? Эти тунеядствующие граждане часами толклись возле немногочисленных специализированных магазинов грампластинок, имея на плече сумку, в которой лежали пачки пластинок. Они менялись этими самыми пластинками, а когда обмен был явно неравноценным, в ход шла доплата деньгами. Собственно, операции товар-деньги ими также совершались.
И вот тут на сцене появлялись востроглазые граждане из ОБХСС — Отделов по Борьбе с Хищениями Социалистической Собственности. Пластомана под белые ручки провожали до ближайшего отделения милиции, где дознаватели мучили его расспросами, подводя к черте, за которой начиналась уголовно-наказуемая спекуляция, т.е. скупка и продажа с целью наживы, впереди маячила конфискация имущества, и, если не поездка за казенный счет в «санаторий» у Полярного Круга, то «исправительные работы на стройках народного хозяйства».

Откуда вся эта музыка попадала к «пластоманам»? Да так же как и «жевачка», джинсы и книги — что-то импортировалось государством в малых партиях и для ограниченного круга, что-то привозилось командировочными из-за границы.

Но пришло время, 154 статья за спекуляцию ушла в небытие, вскоре за ней ушел в историю и Советский Союз, а «пластоманы» превратились в обычных меломанов, коллекционирующих пластинки. Хотя, самые ушлые из них превратили свое увлечение в серьезный бизнес, но это уже совсем другая история.

1 сентября 1910 года в подмосковной Апрелевке открылась фабрика по производству отечественных граммофонных пластинок. Со временем она стала крупнейшим производителем пластинок в России, а затем и в СССР. Первой выпущенной на фабрике пластинкой была пластинка с цыганской песней «Бродяга», эта пластинка весила около 400 граммов. Сейчас за такой раритет коллекционеры грампластинок готовы выложить очень большие деньги. За первый год работы фабрики было выпущено 400 тыс. граммофонных дисков. А в течение нескольких лет фабрика заняла одно из ведущих мест в России по производству грампластинок.

Новая жизнь фабрики началась после революции, когда производство было национализировано. В те годы грампластинки использовались для пропаганды и агитации, на них выпускались записи выступлений новых российских руководителей, в том числе и В.И.Ленина.
К началу 30-х годов фабрика снова стала выпускать пластинки, и вскоре была преобразована в завод, на котором ежегодный выпуск пластинок достигал 19 миллионов.
В годы войны выпуск пластинок значительно снизился. А после войны, в конце 40-х годов на фабрике освоили выпуск долгоиграющих пластинок. В 1961 году выпустили первые стереофонические пластинки, но и обычные пластинки на 78 оборотов в минуту продолжали выпускаться до 1971 года.
В 1964 году в СССР была создана фирма грамзаписи «Мелодия» и начался новый этап жизни завода и производства пластинок. Завод стал выпускать не только музыкальные записи, но и значительное количество пластинок для детей. Целые поколения выросли в СССР на сказках, записанных на апрелевских пластинках. Но главным дефицитом в 60-80 годы были пластинки с записями эстрадных исполнителей.
В начале 90-х годов производство пластинок стало падать и в 1995 году полностью прекратился выпуск пластинок и завод перешел выпуск на магнитофонных кассет.
Хочется верить, что век граммофонных пластинок не закончился. А старые записи, многие из которых сделаны в Апрелевке, еще долго будут радовать истинных ценителей музыки.









Рассказать друзьям