Почему меньшову не понравился фильм сволочи. Владимир Меньшов устроил скандал на вручении кинопремии MTV

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

.:: ИСТОРИИ::.

Почему Меньшов отказался вручить приз «Сволочам»?

Недавно на церемонии вручения премии «Кинонаграды MTV 2007» знаменитый русский режиссер Владимир Меньшов отказался вручить приз в номинации «Лучший фильм» киноленте «Сволочи».

Подробности этого скандального происшествия уже смаковались во многих отечественных СМИ - Меньшов, открыв конверт с названием фильма-победителя номинации, бросил его на пол и удалился со сцены, заявив: «Пусть Памела Андерсон вручает приз!» Объяснение этому инциденту давалось очень простое - Меньшов считает, что фильм «Сволочи» позорит нашу страну, и поэтому не мог поступить иначе.

Начнем, собственно, с самого фильма «Сволочи». Это малопрезентабельная гнусность на тему «фантастического» рассказа некого писателя Кунина. Действие картины разворачивается в тренировочном лагере, который разместился в заснеженных горах Казахстана. Из малолетних преступников, из «сволочей», якобы согласно секретной директиве советского командования от 1943 года готовят диверсантов-смертников для заброски к немцам. Воспитатели, включая начальника лагеря, отобраны из «зеков» сталинских лагерей. Естественно, ничего подобного в настоящей жизни не было.

Иначе говоря, фильм «Сволочи» прекрасно вписывается в другие усилия западного агитпропа по этому направлению - сноса Бронзового солдата в Таллине, переписыванию учебников истории в самостийной Украине или выставлению «счетов» России странами Прибалтики «за советскую оккупацию».

Вручение премии «Лучший фильм» этой киногнусности было тщательно подготовлено - в качестве ведущей была приглашена заокеанская кинодива Памела Андерсон, а «Сволочей» замаскировали в списке других фильмов-претендентов. Не случайно и приглашение на роль вручающего премию Владимира Меньшова с супругой Верой Алентовой. Дело в том, что фильм Меньшова «Москва слезам не верит» получил в 80-х годах так называемый «иностранный» «Оскар», или награду за лучший иностранный фильм по версии американской киноакадемии.

Вот и вручение приза «Лучший фильм» «Сволочам» должен был произвести лауреат этого самого «иностранного» «Оскара» Владимир Меньшов с супругой, исполнительницей главной женской роли в этом фильме. Так сказать, первый шаг на выдвижение «Сволочей» в качестве русского претендента на очередной розыгрыш лучшего иностранного фильма по версии американской киноакадемии. С большими шансами заполучить этого самого «Оскара».

Вот такая нехитрая комбинация - мы вам «Оскара», а вы, дурни, сами подставитесь в этой киногнусности, где вас покажут убийцами детей и будущими «менторами мирового терроризма».

Но настоящий профессионал и мужчина Владимир Меньшов, видимо, понял всю эту комбинацию, когда вскрыл конверт с лауреатом - «Сволочами». И максимально усложнил теперь выдвижение этой киногнусности в претенденты на «иностранный» «Оскар». Хотя, думается, эти попытки будут продолжены.

Ведь, как говорится, «бойтесь данайцев, дары приносящих». Особенно когда эти «дары», подобные дешевым силиконовым прелестям заезжей секс-бомбы, имеют плохо замаскированным намерением опорочить нашу страну и нашу историю нашими же руками.

Александр Полюх, ap7.ru

На церемонии вручения премии «Кинонаграды MTV Россия», которая прошла в московском кинотеатре «Пушкинский», разразился скандал. Известный режиссер Владимир Меньшов, который должен был награждать победителя в номинации «Лучший фильм», отказался вручить приз победившей картине – «Сволочи» Александра Атанесяна.

Торжество в «Пушкинском» завершилось громким скандалом. На звание фильма года претендовали «Питер FM», «Бумер. Фильм второй», «Жара», «Волкодав» и «Сволочи». Победила картина Александра Атанесяна «Сволочи».

«Я не буду вручать эту премию фильму, который позорит мою страну. Пускай этот приз вручает Памела Андерсон»

Однако когда режиссер Владимир Меньшов, поднявшийся на сцену вместе с супругой Верой Алентовой, вскрыл конверт и увидел название победившей киноленты, он отказался вручать главный приз.

«Я не буду вручать эту премию фильму, который позорит мою страну. Пускай этот приз вручает Памела Андерсон», – сказал господин Меньшов, бросив на сцену конверт с результатом голосования. После этого он покинул зал.

Позднее Меньшов отказался комментировать свое решение. «Могу ли я прийти в себя после всего этого, не давая комментариев?» – заявил режиссер, слова которого передает РИА «Новости».

#{photos}Александр Атанесян говорит, что воспринял слова Меньшова «без особых эмоций». «Меньшов имел право высказать свое мнение по поводу фильма, и он им воспользовался», – заявил господин Атанесян на пресс-брифинге.

Действие картины «Сволочи» разворачивается во время Великой Отечественной войны в тренировочном лагере, расположенном в горах Казахстана, где из подростков-преступников готовят диверсантов.

Сюжет фильма основан на вымышленных событиях и снят по повести Владимира Кунина. Однако после выхода картины в прокат в ФСБ поступали обращения представителей СМИ и ветеранской общественности о несоответствии сюжета картины исторической действительности.

Фильм «Сволочи» получил также награду за лучшую зрелищную сцену, кроме того, он был объявлен и «Прорывом года» – этой премии удостоился молодой актер Александр Головин, сыгравший в ленте главную роль.

Всего в конкурсе участвовало 42 художественных картины, 21 анимационный фильм и 50 лучших зарубежных кинолент, вышедших в прокат в период с 1 января 2006 года по 1 января 2007 года.

Премию за лучшую мужскую роль получил Андрей Чадов за роль главного героя, Кира, в фильме «Живой», в аналогичной женской номинации выиграла Екатерина Федулова – за исполнение роли Маши в картине «Питер FM».

Лучшим зарубежным фильмом и мультипликационным фильмом стали продолжения популярных картин – «Пираты Карибского моря: Сундук мертвеца» и «Ледниковый период – 2» соответственно.

Премия «Кинонаграды MTV Россия» является аналогом всемирно известной MTV Movie Awards, в этом году она вручалась во второй раз. Ведущими церемонии стали актриса Памела Андерсон и Иван Ургант.

Оскароносный режиссер Владимир Меньшов, публично оскорбивший создателей фильма "Сволочи", отказавшись вручать им кинонаграду MTV, объяснил причины своего поступка.

"Все было организовано, откровенно говоря, фигово, - отметил знаменитый режиссер в интервью РБК daily . - Я общался только с одним администратором, и она упрашивала меня прийти и вручить приз за главный фильм. Поскольку картина казалась мне давно прошедшей, то я о ней даже не вспоминал. Не думал, что такой фильм может котироваться. Я спрашивал, кто в номинации. Мне говорят: "Не знаем, не можем вам сказать". - "А какому фильму я буду вручать приз?" - "Это мы не можем говорить". С этим я и пришел. Предполагал, что будут "Остров", "Свободное плавание". Когда началось мелькание "Сволочей" на экране, у меня появилась тревога. А потом вышел на сцену и увидел, что фильм в номинации, тогда уже сказал Вере (Алентовой) шепотом: "Если, не дай Бог, "Сволочи", то я вручать не буду". Но все равно наивно думал, что не могут же! Однако поколение, которое выбирает Pepsi, выбрало, оказывается, еще и "Сволочей".

В свою очередь Вера Алентова, жена Владимира Меньшова, заявила, что ее супруг допустил ошибку. "Я совершенно солидарна с мужем, что кинокартина "Сволочи" не достойна награды, - сказал Алентова изданию "Твой день" . - Но, наверное, Владимиру не стоило вообще принимать участие в церемонии награждения, если была вероятность, что победит фильм "Сволочи", ведь то, что эта лента вышла в финал, было известно заранее". Во время скандального поступка своего мужа знаменитая актриса стояла рядом с ним на сцене и никак не ожидала такого поворота событий.

Напомним, что в минувшую пятницу в Москве прошла церемония, во время которой Владимиру Меньшову и его супруге актрисе Вере Алентовой предстояло вручить премию в главной номинации - за лучший, по мнению зрителей музыкального канала, фильм. На награду претендовали "Волкодав", "Бумер. Фильм второй", "Питер FM", "Жара" и "Сволочи". Режиссер распечатал конверт и узнал, что лауреатом стала лента "Сволочи". После чего заявил, что отказывается вручать приз фильму, который позорит его страну, и вместе с женой ушел со сцены. Напомним, что в картине Александра Атанесяна "Сволочи" рассказывается о детях-смертниках, которых якобы готовили в НКВД во время войны.

"Не надо сейчас юлить, - говорит Владимир Меньшов. - Были серьезные претензии: фронтовики криком кричали, когда вышла картина. Говорят: что ж вы нас позорите?! Что вы представляете нашу страну какими-то троглодитами, которые организовывали отряды детей-смертников! Вот что было, и вот о чем фильм. И вот политическая составляющая этого фильма. Попробуйте включить его и посмотреть глазами француза, лихтенштейнца, бельгийца, которые сразу скажут: "Ну конечно! Такие могут выиграть войну, если они вообще никого и ничего не жалели". Вот в чем была суть претензий фронтовиков, которые я полностью разделяю".

Ранее Владимир Меньшов прокомментировал изданию Газета.ру причины своего поступка во время церемонии вручения "Кинонаград MTV 2007". "Мне очень странно - неужели все забыли, что предшествовало выходу этого фильма на экран? Была дискуссия, довольно односторонняя, впрочем - писали ветераны, историки, говорили, что это бред, что такого физически быть не могло, и не было никогда в армии. ...Выяснилось, что Кунин (по книге которого снят фильм) не только в этом лагере не был - он вообще не воевал, фронта не видел", - сказал Меньшов.

Он отметил, что позднее Кунин испугался, что раскопают слишком много из прошлого и "принес какие-то очень невнятные извинения. И авторы фильма тоже сказали - извините, мы толком не знали". Как сообщил Меньшов, "потом раскопали, что такая школа была, вот только создали ее не у нас, а фашисты - на оккупированных территориях. Это же надо так все наизнанку вывернуть!"

Как отмечает режиссер, "теперь подростки, которым запудрили мозги, ...вообще ничего не понимают в истории страны и, особенно, в новейшей истории - советской, истории Великой Отечественной войны".

В компании MTV Россия с недоумением восприняли случившееся. По словам пресс-атташе канала Владимира Смирнова, Меньшов придал фильму не совсем то значение. "Для зрителей MTV это просто развлечение, знаете, такой боевичок, который интересно смотреть, - сказал Смирнов. - А Владимир Меньшов в силу своего возраста и опыта по-другому смотрит на картину. В данном случае его, как я понимаю, интересовали даже не художественные недостатки или достоинства, а позиция, которую можно назвать политической. Это далеко от мнения зрителей MTV и самой компании. Мы в политику никогда не лезем".

На вопрос, можно ли было предвидеть скандал, представитель MTV ответил, что при выборе людей, которые будут представлять номинации, в компании не догадывались, как Меньшов относится к ней. " Для нас то, что произошло на сцене, было неожиданностью, - сказал Владимир Смирнов. - Но это не может скомпрометировать премию. Во многом благодаря этому эпизоду событие приобрело большой резонанс".

Тем не менее, Смирнов не исключил, что MTV может пригласить Владимира Меньшова на следующее вручение кинонаград.

Церемония вручения премий "Кинонаграды MTV 2007" закончилась громким скандалом. Известный кинорежиссер и актер Владимир Меньшов отказался вручать приз в номинации "Лучший фильм" картине "Сволочи".

Меньшов вышел на сцену вместе со своей супругой Верой Алентовой. Перед тем как вскрыть конверт с итогами голосования, он выразил надежду, что победу одержит достойнейший. Открыв конверт и ознакомившись с его содержанием, Меньшов отказался вручать награду.

"Я не буду вручать эту премию фильму, который позорит мою страну. Пускай этот приз вручает Памела Андерсен", - сказал Меньшов, бросил на сцену конверт и вышел из зала, где проходила церемония.

Меньшов отказался прокомментировать РИА "Новости" свое решение. "Могу ли я прийти в себя после всего этого, не давая комментариев?", - попросил он.

Как пишет ИТАР-ТАСС, фильм «Сволочи» был также признан «Прорывом года». А еще его отметили за «Лучшую зрелищную сцену».

Церемония награждения прошла в четверг вечером в кинотеатре "Пушкинский". Ведущими церемонии были актер и телеведущий Иван Ургант и прилетевшая специально из США актриса и модель Памела Андерсен.

Режиссер фильма "Сволочи" Александр Атанесян позднее заявил журналистам что воспринял слова Меньшова «без особых эмоций». «Меньшов имел право высказать свое мнение по поводу фильма, и он им воспользовался», - считает Атанесян.

Несмотря на скандал, церемония вручения призов все же прошла в теплой обстановке. Лучшим актером по мнению зрителей «MTV Россия» стал Андрей Чадов за роль в фильме «Живой». А лучшей актрисой - Екатерина Федулова, сыгравшая главную роль в картине «Питер FM».

Фильм "Сволочи", вышедший в прокат под рекламным лозунгом "Ни любви, ни тоски, ни жалости", вызвал крайне неоднозначную реакцию в российском обществе. Режиссер картины - Александр Атанесян, сценарист - Владимир Кунин, оператор Дмитрий Яшонков, музыки написал Аркадий Укупник. В главных "взрослых" ролях снялись Андрей Краско (это была одна из его последних киноролей), Андрей Панин, Александр Головин и Сергей Рыченков. Бюджет картины - $2,5 млн.

Сюжет фильма основан на вымышленных событиях второй мировой войны. Действие картины разворачивается в тренировочном лагере в горах Казахстана. Сюда привозят малолетних преступников - тех самых "сволочей", которые и дали название фильму. Из них якобы по секретной директиве советского командования 1943 года готовят диверсантов для заброски к немцам. Воспитатели "сволочей", включая начальника лагеря, отобраны из "зеков" сталинских лагерей.

После выхода фильма в прокат поступали многочисленные протесты ветеранов войны, утверждавших, что сюжет фильма лжив и не имеет ни малейшей исторической достоверности. Так, на сайте Центра общественных связей ФСБ РФ было помещено следующее сообщение: "В связи с выходом на экраны страны художественного фильма «Сволочи»... в ЦОС ФСБ России поступают обращения от представителей средств массовой информации и ветеранской общественности о соответствии сюжета фильма исторической действительности. В фильме рассказывается о якобы существовавшей в годы Великой Отечественной войны в горах Алатау под Алма-Атой спецшколе НКВД по подготовке диверсантов-смертников из малолетних преступников-сирот.
Центр общественных связей ФСБ России сообщает, что в архивах ФСБ России и Комитета национальной безопасности Республики Казахстан каких-либо материалов, подтверждающих существование в системе органов НКВД-НКГБ такого рода «детских диверсионных школ», аналогичных описанной в повести «Сволочи», не имеется. Архивных документов о спецоперациях по заброске диверсионных групп из числа подростков советскими органами госбезопасности в тыл противника в годы Великой Отечественной войны нет.
В то же время, ФСБ России располагает документальными материалами о практике использования детей в диверсионных целях спецслужбами фашистской Германии. В ФСБ России хранятся документы о немецкой школе по подготовке диверсантов из подростков, организованной Абверкомандой-203 в июле 1943 года в населенном пункте Гемфурт возле города Кассель (Германия). Согласно архивным материалам, для обучения в школе сотрудники абвера производили вербовку детей, находившихся на оккупированной территории в детских домах в городах Орша и Смоленск".

Я поговорил с режиссером и актером Владимиром Валентиновичем Меньшовым относительно его вчерашнего поступка на вручении кинопремий MTV.

Напомню, что на вручении он отказался вручать приз за лучшую картину фильму «Сволочи». Вот выдержка из нашей сегодняшней статьи:

А следом произошло и главное событие вечера. Владимир Меньшов и его супруга Вера Алентова вышли вручать приз в номинации «Лучший фильм». Режиссер сказал, что следит за современным российским кино, понимает, как оно сделано, на что работает и платит ему тем же. На звание лучшего фильма по версии MTV претендовали «Питер FM», «Волкодав», второй «Бумер», «Жара» и «Сволочи».

Вскрыв конверт, Меньшов изменился в лице. «Я надеялся, что пронесет. Я очень надеялся, – сказал режиссер. – Я не собираюсь вручать приз фильму, который позорит мою страну». После этих слов Меньшов швырнул конверт на пол и вместе с женой поспешно покинул церемонию.

Поступок этот вызвал неоднозначную реакцию и оценки колебались в интервале от "молодец" до "хам". А вот как он сам объяснил мне свои мотивы:

Мне очень странно - неужели все забыли, что предшествовало выходу этого фильма на экран? Была дискуссия, довольно односторонняя, впрочем - писали ветераны, историки, говорили, что это бред, что такого физически быть не могло, и не было никогда в армии.

На что создатели отвечали - ну как же не было? Наш автор, Владимир Кунин, он сам был в таком лагере смерти для подростков и чудом остался жив. Тогда этим делом заинтересовалось ни много, ни мало - ФСБ, и стало поднимать архивы, доказывая - что не было такого. При этом выяснилось, что Кунин не только в этом лагере не был - он вообще не воевал, фронта не видел. Хотя до этого он своим боевым прошлым очень гордился и много на эту тему написал всякой гадости про армию - в советское время, правда, писал прелести.

Ну и в связи с этим он, видимо, испугался, что раскопают слишком далеко, принес какие очень невнятные извинения. И авторы фильма тоже сказали - извините, мы толком не знали - я имею в виду Атанесяна и прочих. Более того - потом раскопали, что такая школа была, вот только создали ее не у нас, а фашисты - на оккупированных территориях. Это же надо так все наизнанку вывернуть!

А теперь эти подростки, которым запудрили мозги со страшной силой - они вообще ничего не понимают в истории страны и, особенно, в новейшей нашей истории - советской, истории Великой Отечественной войны - они и приняли все показанное за чистую монету и проголосовали.

Все про это было сказано - и все-таки забыли? Тогда слава богу, что сейчас это все опять всплывет, и начнут об этом говорить. Громкие слова, извините, но для меня это святые годы, святой период нашей истории - Великая Отечественная война. Я не могу смотреть, как проваливают в черную дыру весь период советской истории - а именно это и происходит. Проваливают, а вместе с ним проваливают и войну. Это ужасно! Это грешно. Это грех, который нам не простится, веками будем отмаливать его потом.

Вот и все. Поэтому я так и сказал.

Понимаете, мы сейчас вообще очень легко можем свалиться в навязываемую нам позицию, что Советский Союз воевал на стороне Гитлера, а наши отцы были ничем не лучше фашистов. Два шага - и мы там уже будем. Сидеть в этой яме - и с большим удовольствием снимать такие фильмы. В то время, как по крайней мере европейцы перед воевавшими тогда на коленях должны стоять за эту фантастическую, нечеловеческую, жертвенную войну, которую они целиком практически взяли на свои плечи. И вытащили!

И что теперь - это перевернуть? Промолчать? Да никогда!

Кстати, успев посмотреть обсуждения в сети, понял, что вся эта история с фильмом «Сволочи» уже успела забыться. Поэтому я ее, с вашего позволения, напомню.

Ниже – только цитаты и прямая речь, в хронологическом порядке, без каких-либо комментариев.

июль 2000 года.

Кунин: - Дело в том, что я оказался в тюрьме, когда мне исполнилось четырнадцать лет. Было начало сорок третьего года. Меня взяли за групповое ограбление с убийством. Малолеток на том деле было несколько человек.

В Алма-Ате есть такой знаменитый каток Медео, вот 1000 метров вверх располагалась школа диверсантов НКВД, куда меня отобрали. Курсантами могли быть только члены партии или члены коммунистического союза молодежи. Помимо этого, обязательное условие - никаких родственников. Гибель выпускника-диверсанта на задании была запрограммирована. Готовили из нас убийц для выполнения спецзаданий в горах.

Первую группу сбросили над Югославией. Пятнадцать подростков - отлично подготовленных убийц. Приземлились только трупы. Расстреляли всех в воздухе. Кто-то заложил их, кто-то работал на немцев.
А я "отработал" в Карпатах. Потом вышли к своим, попали в фильтрационный лагерь. "Кто?", "откуда?" - а мы молчим, по-другому нельзя было. Но все обошлось.
Кстати, я однажды пришел в КГБ и говорю: "Ребята, у меня срок призыва в военном билете стоит 10 мая 44-го года, я же, извините, с 4 апреля 43-го под пулями сидел!". А они мне: "Вам же сказано подписку хранить вечно - ничего не можем поделать".
Спустя двадцать четыре года я первый раз рассказал об этом жене. И мы с семьей решили полететь в Алма-Ату - я хотел показать следственный изолятор, в котором меня держали.

Радио «Эхо Москвы», эфир Ксении Лариной под названием «Кино о Великой Отечественной». Гости - Актер Андрей Иванович Краско и режиссер и продюсер Александр Атанесян.

Фрагмент:

К. ЛАРИНА – А вот в этой истории, я так понимаю, про детей-смертников, если можно так выразиться. Это же жуть какая-то! Но на самом деле, так оно и было, да?

А. КРАСКО – Я готов поверить.

А. АТАНЕСЯН – Нет оснований не поверить Владимиру Кунину, он был в этом лагере. И собственно, киноповесть «Сволочи» родилась из двух глав романа «Мик и Альфред» - это его автобиографический роман. Он был сыном актера, эвакуированным в Алма-Ату. Потом папа замучил сам себя совестью, что в такое тяжелое для страны время имеет бронь и отсиживается в эвакуации, и, не подумав о сыне, ушел на фронт. Сын остался один, прибился к беспризорникам, бродягам, к преступникам, которых было полно в эвакуированном Казахстане, в Алма-Ате, в частности. Дальше попал в тюрьму, потом попал в этот самый лагерь. Но Кунин (по его рассказу, я не имею оснований ему не доверять), он не попал на спецзадание, почему, он об этом не говорит. На самом деле, это история не о войне. Было бы не правильно называть это о войне. Вот, замечательная песня и слова: «Нам нужна одна победа, одна на всех, мы за ценой не постоим». Вот это история о той цене, которую заплатила страна за эту самую победу.

В СВЯЗИ С ВЫХОДОМ НА ЭКРАНЫ СТРАНЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ФИЛЬМА «СВОЛОЧИ»

В связи с выходом на экраны страны художественного фильма «Сволочи», созданного студией «Ритм» и продюсерской компанией «Парадиз» по одноименной повести Владимира Кунина, в ЦОС ФСБ России поступают обращения от представителей средств массовой информации и ветеранской общественности о соответствии сюжета фильма исторической действительности. В фильме рассказывается о якобы существовавшей в годы Великой Отечественной войны в горах Алатау под Алма-Атой спецшколе НКВД по подготовке диверсантов-смертников из малолетних преступников-сирот.

Центр общественных связей ФСБ России сообщает, что в архивах ФСБ России и Комитета национальной безопасности Республики Казахстан каких-либо материалов, подтверждающих существование в системе органов НКВД-НКГБ такого рода «детских диверсионных школ», аналогичных описанной в повести «Сволочи», не имеется. Архивных документов о спецоперациях по заброске диверсионных групп из числа подростков советскими органами госбезопасности в тыл противника в годы Великой Отечественной войны нет.

В то же время, ФСБ России располагает документальными материалами о практике использования детей в диверсионных целях спецслужбами фашистской Германии. В ФСБ России хранятся документы о немецкой школе по подготовке диверсантов из подростков, организованной Абверкомандой-203 в июле 1943 года в населенном пункте Гемфурт возле города Кассель (Германия). Согласно архивным материалам, для обучения в школе сотрудники абвера производили вербовку детей, находившихся на оккупированной территории в детских домах в городах Орша и Смоленск.

В тот же день:

Кунин:

Для «Эхо Москвы»

В основе сценария фильма "Сволочи" не лежат реальные события, заявил в эфире радиостанции "Эхо Москвы" автор сценария киноленты Владимир Кунин. "У меня был полуфантастический-полумистический роман "Мика и Альфред", - рассказал В.Кунин. - Я взял оттуда полторы главы и сделал из этого сценарий, убрав фантастику, написал его как любой литератор, имеющий право на свое видение событий, на свои домыслы, основанные на некой информированности, на чем-то похожем".

По его словам, все публикации в Интернете, где "автор сочинения отождествляется с его героем – это бред сивой кобылы". "Я продал сценарий "Мосфильму", его взял режиссер Александр Атанесян, после чего я не виден ни самого режиссера, ни метра отснятого материала, - заметил писатель. – Каждый раз, когда я приезжал в Москву, мне в этом было отказано". По этому, по словам В.Кунина, он не может "отвечать ни за что: ни за переделки, которым подвергся сценарий, ни за то, что Атанесян включил свою фамилию в качестве соавтора сценария".

Для «Радио Культура»

«Мика и Альфред» - это роман мистико-фантастического толка. Все это сочинено. Я считаю, что писатель имеет право на вымысел, на домысел, на свой собственный взгляд на мир и на любые фантазии. Тем более что я не писал никакой документальной повести. К сожалению, очень многие журналисты или не журналисты, может быть, даже и ФСБ, почему-то отождествляют придуманного героя с автором. Даже, когда это пишется от первого лица, как какая-нибудь повесть или роман. Но нельзя же так примитивно считать, что человек описывает самого себя. Все придумано. Это все равно, что сейчас подать иск в суд на Льва Николаевича Толстого за то, что он толкнул Анну Каренину на рельсы или притянуть Федора Михайловича Достоевского к ответу за то, что он вложил в руки Раскольникова топор».

Режиссер Александр Атанесян, для радио «Культура»:

«Ни у меня лично, ни у одного из моих ассистентов нет ни одного архивного документа, подтверждающего существование таких лагерей на территории Советского Союза. То есть, если Владимир Кунин - автор этой истории, утверждает, что он был в этом лагере и он давал подписку, то есть утверждал это в частных разговорах, но никогда на официальном уровне он этого не говорил, то в ФСБ России абсолютно правы, я даже более того допускаю, что правда за ФСБ России, нежели за Владимиром Куниным. Потому как авторы склонны выдумывать».

Статья в «Комсомолке»

В ответ на запрос в Центральный архив Министерства обороны мы получили любопытные документы. Например, как будущий писатель на недолгое время стал военным. Из приказа приемной комиссии о зачислении Кунина в Ташкентскую военно-авиационную школу стрелков-бомбардиров: «Фейнберг Владимир Влад., 1927 г. р., призван в декабре 1944 г., еврей, дом. адрес: г. Алма-Ата. ул. Калинина, 63».

Согласно этому приказу 17-летний Владимир Фейнберг стал курсантом и надел военную форму. Заметим, в нескольких тысячах километров от линии фронта. Здесь юноша и поднимался в небо, но совсем не в качестве военного летчика. В сентябре 1945 года его откомандировывают во 2-е Чкаловское военно-авиационное училище летчиков-наблюдателей (в нынешнюю Оренбургскую область). А уже 15 мая 1946-го по решению педсовета в связи с учебной неуспеваемостью исключают. Не смог он доучиться и в Московской военно-авиационной школе (г. Серпухов). Его и оттуда 11 декабря 1946 года отчисляют за недисциплинированность. Карьера «военного пилота» на этом заканчивается.

Андрей Краско в интервью “Комсомольская правда” (Калининград).

- Как вы отреагировали на письмо ФСБ России, где заявлено, что картина не имеет ничего общего с действительностью?

Для нас это был незапланированный рекламный ход. Мы-то думали, что снимали реальную историю. Автор книги и сценария Владимир Кунин утверждал, что сам был когда-то в одном из таких лагерей. И только за пару минут до премьеры он сообщил по телефону режиссеру Атанесяну, что сюжет «Сволочей» - полный вымысел. В итоге Атанесян сказал зрителям: «Чистая правда - первые 30 секунд фильма». Он имел в виду титры.

Михаил Швыдкой на пресс-конференции в РИА Новости:

«Я не владею информацией, что господин Кунин является самозванцем, - заявил на недавней пресс-конференции Михаил Швыдкой. - Он им не является. Я всегда в таких случаях занимаю адвокатскую позицию, а не прокурорскую. Что касается того, что история "Сволочей" является вымышленной... Художественные произведения - это всегда вымыслы художников. Художник, повторю еще раз, имеет право на вымысел. Фильм "Сволочи" кому-то нравится, кому-то нет, но заверяю вас: социологические опросы показывают, что свою патриотическую миссию он выполняет».

По моему, в последней фразе, если выкинуть слово «патриотическую», Михаил Ефимович в кои-то веки сказал правду.

К несчастью, свою линию Швыдкие-Кунины гнут с неподдельным усердием.

К счастью, иногда на пути им все еще попадаются Меньшовы.

Да, кстати, вот еще показательный "штрих к портрету". Вот что говорил режиссер "лучшей картины" в интервью "Радио Культуры" год назад:

Режиссёр Александр Атанесян особо подчеркнул, что его картина не должна принимать участие в какого-либо рода киноконкурсах. Это его принципиальная позиция:

«Я совершенно не против того, чтобы фильм показывали на любом фестивале вне конкурса. Это моя принципиальная позиция. Я считаю, что культура - не место для соревнований. Реальную оценку фильма, книги, произведению живописи может дать только время. Крайне глупо соревноваться между собой и выяснять, чья картина лучше. Это не разумно по определению. Это всегда зависит от субъективного мнения тех членов жюри, которые приглашены на конкретный фестиваль. А люди - есть люди. Критериев по определению лучших фильмов не существует»



Рассказать друзьям