Различия между лидерством и руководством. Что такое лидерство и чем отличается начальник от лидера? Теория великих людей

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Может показаться, что лидерство – это то же, что и сам процесс руководства, но если детально рассмотреть ситуацию, это разные вещи. Руководитель отвечает за то, чтобы сотрудники фирмы выполняли все качественно и четко по его распоряжениям. Лидер старается направить сотрудников на работу в ту или иную сферу деятельности. По мнению руководителя, каждый работник предприятия должен быть заинтересованным в успехе, поэтому он обязан работать творчески, порывы должны идти на пользу предприятия. Как показывает практика, 2 модель поведения встречается намного реже, хотя результативность выше.

Определение понятий

В идеале руководитель должен быть лидером, который доверяет своим сотрудникам и старается войти в их положение в любых сложных ситуациях. Лидерство от руководства сильно отличается.

Лидером можно быть, как имея должность руководителя, так и не имея. Часто в этой роли выступают совершенно другие люди. Это может быть формальный статус, не заверенный документально.

Лидер – это тот человек, который пользуется авторитетом.

Его мнения прислушиваются рядовые сотрудники в процессе решения определенных задач. Только лидеру удается очень быстро и качественно реализовать проекты и идеи. Рано или поздно каждый лидер показывает себя не с лучшей стороны, благодаря чему теряет статус. На смену старому лидеру всегда придет новый, который будет направлять штат сотрудников, и ему все будут доверять.

Руководитель – это формальное должностное лицо, которое должно объединять в себе лидерские качества и управлять сотрудниками, но обычно руководители перекладывают обязанности на заместителей.

Это может быть классический вариант – директор фирмы или руководитель большого отдела огромной компании. Такой человек не может уследить за всем, поэтому ему приходится пользоваться помощью других сотрудников. Его главным отличием является легитимность, и это не характерно для лидера.

Можно сделать вывод, что основное отличие начальника от лидера – это занимание руководящей должности и возможность перекладывания своих лидерских функций на плечи других работников.

Основные качества

Отличается лидер от руководителя определенными качествами и характеристиками. Руководителю свойственно следующее:

  • назначается уполномоченными органами и вышестоящими инстанциями, которые даже не имеют возможности оценить работу этого человека;
  • основной обязанностью является выполнение всех обязательств любым способом (даже путем перекладывания функций на других сотрудников);
  • любой руководитель в процессе деятельности применяет традиционные формы и средства работы;
  • не всегда руководитель является любимцем рядовых сотрудников по причине его несправедливости;
  • он обычно принуждает сотрудников делать поручение, даже если это не входит в его обязанности;
  • интересы руководителя обычно не совпадают с интересом штата сотрудников; отвечает за материальную и правовую базу предприятия;
  • каждый руководитель получает должность на основе высоких показателей технических навыков, знания той или иной сферы деятельности и т. д.;
  • отстранен от сотрудников в силу социального положения, он некомфортно себя чувствует в таком обществе, как и они в его присутствии;
  • всегда пользуется высоким положением.

Лидер же отличается другими характеристиками. Это душа компании любого предприятия, которая искренне волнуется за успех фирмы, даже если не получает от этого выгоды. Он способен вести за собой людей, т. к. они видят в таком человеке идеала руководителя. Среди основных характеристик лидера особое внимание можно уделить следующим:

  • способность располагать к себе людей;
  • общительность и дружелюбие;
  • является примером для подражания многих;
  • выбирается обществом, без документальных согласий и прочих формальностей;
  • работает в интересах сотрудников, но не является слишком снисходительным к ним;
  • не всегда действует по четко разработанному алгоритму, руководствуется своими знаниями и часто творчески подходит к решению проблем;
  • умеет правильно мотивировать работников;
  • лидер всегда обладает преимуществами: он хорошо уведомлен во всех новостях по делам компании, принимает непосредственное участие в делах трудового коллектива, а не просто наблюдает за этим;
  • он ответственный за принятые им решения и может сполна поплатиться за это по желанию пользоваться или нет своими преимуществами;
  • такой человек ведет за собой всех сотрудников, демонстрируя наглядный пример, каким должен быть сознательный работник.

Стили поведения

Нередко на основе стиля поведения и отличают руководителя от лидера. Это поведение обычно определяется индивидуальными качествами человека, поэтому нельзя сказать, что для кого-то из них характерен один стиль, а для другого второй.

Специалисты выделили 3 стиля управления рабочим коллективом: авторитарный, демократический, либеральный.

Авторитарный стиль управления характерен для руководителей. Это постоянный жесткий контроль выполненных обязанностей сотрудников и их наказание в случае определенных проблем. При авторитарном стиле управления не учитываются индивидуальные качества работника. Он рассматривается как робот, необходимый в фирме для выполнения тех или иных функций. Такой стиль управления продуктивен для компании. Она прибыльна и производительна. Сотрудники, не ощущающие себя нужными, рано или поздно увольняются, тем самым теряется все то, что было заслужено за долгое время.

Демократический стиль, характерен для лидеров. Учитывается мнение даже самых рядовых сотрудников, что крайне важно. Ключевое решение практически во всех вопросах принимается путем общего голосования. Лидер, используя эту стратегию, чувствует себя таким же сотрудником, как другие должностные лица, несмотря на статус. Демократ всегда прислушивается к пожеланиям работников, делает все, чтобы каждому было комфортно работать в такой фирме. Этот стиль является наиболее эффективным. Каждый сотрудник видит, что лидер его понимает, ценит и уважает. Они стараются отплатить ему той же монетой, качественно выполняя свою работу и стремясь к новым вершинам. В коллективе наблюдается дружеская атмосфера, сотрудники хорошо общаются между собой и готовы прийти друг другу на помощь в любую минуту (по вопросам, которые касаются непосредственно работы).

Либеральный стиль характерен для тех руководителей, которые не заинтересованы ни в успехе компании, ни в потребностях сотрудников. Они перекладывают руководящие обязательства на других работников, а сами даже не знают, кто на них работает. Это наиболее провальный стиль управления, который приводит фирму к банкротству.

Выводы

Понятно, чем отличается неформальное руководство от лидерства. Если процесс руководства основывается на использования индивидуальных способностей, то речь идет о неформальном лидерстве. В таком случае лидерские качества замечают сами сотрудники, постепенно превращая обыкновенного человека из своего круга общения в авторитет, пример для подражания в рабочем процессе. Если же влияние происходит со стороны человека, который занимает руководящую должность, но не отличается дружелюбностью к сотрудникам, тогда речь идет о руководстве. Это формальное лидерство, заверенное в документальном порядке.

В жизни редко встречаются эти 2 качества в одном человеке, но такое сочетание можно считать идеальным. Все же, если руководитель не обладает качествами лидера, он обязан работать над этим, чтобы в будущем стать им. В противном случае всегда может появиться неформальный лидер, который «переплюнет» руководителя и займет его должность.

Все слышали про наличие лидеров и руководителей в различных социальных сообществах. Но как соотносятся эти термины, разбирается не каждый. Чтобы понять, чем отличается лидер от руководителя, нужно выяснить, что подразумевает каждый из терминов.

Смысл лидерства

Лидер - человек, который, в рамках какого-либо коллектива людей, пользуется признанным авторитетом, влиянием. Социальное влияние лидерства выражается в поддержке остальными членами общества при достижении какой-либо цели.

Лидерство характерно не только для выстраивания общественных отношений людей. Выделение вожаков свойственно и для мира природы. У большинства видов социальных животных происходит выстраивание иерархии, во главе которой стоит вожак. Яркими природными маркерами лидерства являются львы, гиены, волки, некоторые виды обезьян, дельфины.

Вожаки в животном мире получают приоритетный доступ к пищевым ресурсам, праву продолжения рода Взамен лидер поддерживает порядок в группе, защищает от внешних угроз и оберегает свой статус от посягательств конкурентов.

В обществе лидерство имеет похожие критерии. Качественный доступ к возможностям компенсируется ответственностью.

Человеческое лидерство стоит рассматривать как часть иерархической структуры членов какого-либо социума. Иерархия позволяет систематизировать, упорядочить и нормализовать отношения между людьми. Лидер должен направлять всю группу в нужном направлении, предотвращать конфликты, помогать в достижении целей и развитии, поощрять и наказывать. Лидерство позволяет «цементировать» иерархическую структуру, содержать её в порядке, предотвращать от развала и беспорядка.

Лидерство подразделяется на две группы: формальное и не формальное. При формальном лидерстве качества вожака подкреплены занимаемой им должностью. В случае неформального лидерства ключевая позиция занимается за счёт умений, навыков, ресурсов, которые не подкреплены наличием официального статуса руководителя.

Основные теории

В психологии выделяется четыре теории, которые отражают суть лидерства:

  1. Ситуационная. Лидер для решения задач использует один из четырёх стилей поведения в зависимости от ситуации. Выделяются следующие стили, которые определяются характером поведения: директивный (ориентация на задаче, минимум внимания людям), наставнический (сочетание внимания задаче и людям), поддерживающий (ориентация на людей, а не на задачу) и делегирующий (низкая ориентация и на людей, и на задачу).
  2. Функциональная (смотри «Функциональная теория»).
  3. Поведенческая. Лидерство определяется не личностными характеристиками, а характером подхода к группе. Градация типа поведения лидера по отношению к коллективу: от авторитарного до либерального.
  4. Интегральная. Сочетание командного и харизматического подходов при решении задачи.

Смысл руководства

Руководитель - специалист, занимающий должность, функциональные обязанности которой подразумевают контроль, принятие ответственных решений, направление работы подчинённых.

Основные стили

Выделяется несколько стилей руководства коллективом:

  1. Авторитарный. Решения принимает руководитель, система управления сильно централизована. Для членов коллектива определяющими факторами выступают исполнительность, соблюдение правил. Инициатива не приветствуется.
  2. Демократический (распределённый). Решение принимает вся группа.
  3. Либеральный. Руководитель легко делегирует принятие решение членам группы. Стиль способствует росту креативности и инициативности сотрудников.
  4. Нарцисстический. Лидер использует коллектив для решения личных задач в ущерб достижению общих целей.
  5. Токсический. Для мобилизации ресурсов группы лидер осознанно ставит подчинённых в худшие условия.

Конкретный стиль выбирается руководителем исходя из особенностей по следующим критериям:

  • мировоззрение;
  • особенности характера;
  • опыт.

Стили не являются универсальными единицами. Каждый из них оптимален для определённой ситуации, коллектива.

Для достижения цели важно оценивать условия и подбирать оптимальный стиль руководства. Авторитарный стиль подходит для решения экстренных, чрезвычайных задач. Он оптимален в ситуациях, когда квалификация лидера значительно превосходит знания, умения и опыт остальных членов группы.

Демократический стиль оптимален для сплочённых коллективов, в которых уровень компетенции всех членов группы находится на близком уровне.

Соотношений понятий

Наличие в группе и лидера, и руководителя имеет последствия различной значимости. При грамотном выстраивании отношений лидера и руководителя такой союз приведёт к усилению группы, повышению её эффективности, т. к. каждый будет решать свои задачи.

Руководитель решает организационные моменты, а лидер контролирует эмоциональную ситуацию в группе. Отсутствие понимания между лидером и руководителем приведёт к конфликтам, разладу в группе, снижению эффективности при решении задач.

Управленческая решётка

Стили руководства лежат в основе теории управленческой решётки Блейка-Моутона. Теория включает схему, в которую входят 5 стилей руководства. Созданная специалистами в области менеджмента Р. Блейком и Дж. С. Моутоном теория позволяет формировать способы и методы руководства в группах, выбирать оптимальные варианты управления в конкретных коллективах.

Функциональная теория

Британский специалист Джон Эрик Адер предложил функциональную теорию лидерства. Эта модель позволяет лидерство гармонично адаптировать для руководства.

Адер указывал, что руководство - это не процесс управления, а стратегии поведения, направленная на достижение цели. Лидерское поведение в руководстве подразумевает «три круга». Круги соответствуют 3 ключевым составляющим достижения целей:

  • задача;
  • команда;
  • личность.

Круги лидерства Джона Адера:

  1. Главный тип поведения, направленный на достижение целей и решение задач группы. Задача лидера - предлагать различные варианты.
  2. Процедурный тип поведения, направленный на стимулирование работы членов группы. Лидер контролирует обсуждения и направляет их в нужном направлении.
  3. Технический тип поведения, направленный на членов коллектива. Лидер следит за «климатом» в группе, выстраивает взаимодействие в группе.

Функциональная теория акцентирует внимание на процессах управления, а не на личности управленца- лидера. Такой подход позволяет оптимизировать процесс, сэкономить время на анализе личности руководителя, лучше понять характер процессов управления в коллективе.

Люди, ищущие власти, всегда рассматривали всевозможные механизмы управления людьми еще с самого начала времен, но, вероятнее всего, они никогда не будут изучены полностью. Сейчас отдельные школы менеджмента рассматривают две единицы, способные влиять на коллектив: лидер, которого люди боготворят и уважают, и руководитель (начальник), работать с которым коллективу часто бывает неприятно. Так кто в наше время перемен и виртуализации бизнеса является более предпочтительной фигурой?

Отличия лидера от начальника

Самое главное отличие лидера от начальника заключается в том, что первый видит в своей команде потенциал и реализует его. Начальник в свою очередь обычно не способен реализовывать потенциал своих сотрудников (нередко формирование корпоративной культуры просто не входит в его обязанности), но обладает должностью и полномочиями.

Всего существует три ключевых показателя успеха компании на рынке: идея, команда и мотивация. Задача лидера заключается в создании мотивации внутри коллектива, что способно создать действительно успешную команду (успешные преступные субъекты и лидеры компаний, по сути, ничем не отличаются друг от друга). Важным отличием лидера от начальника также является то, что последний постоянно диктует цели, навязывает свое мнение, не думая, что может ошибаться; лидер при необходимости способен держать свое мнение при себе или выдерживать паузу, и обычно не пользуется своим статусом себе на пользу.

Лидера движет вовсе не страх потерять любимую работу или заработать как можно большее количество денег. Его продуктивность всегда напрямую будет зависеть от перспективности предприятия, ощущения собственной значимости, чувства коллективного единства, уровня его мотивации. При этом лидеру не обязательно иметь высокий интеллект и быть самым лучшим специалистом в компании. Ему необходимы другие достоинства: высокая коммуникабельность и отлично развита интуиция.

На примере можно рассмотреть Ричарда Бренсона, который еле-еле закончил среднюю школу, но в прошествии времени добился огромного успеха благодаря способности поддерживать контакт со всеми сотрудниками (он давал свой номер телефона всем сотрудникам корпорации Virgin с просьбой звонить ему, как только в голове зародится какая-то идея или возникнет даже незначительная проблема).

Заметим, что большинство русских начальников боятся успешных лидеров, но опереться можно только на то, что сопротивляется. Многим начальникам стоит помнить, что лидер способен создать четкую систему целей компании для команды, что при успехе, несомненно, принесет прибыль.

Резюмируя, выделим основные отличия лидера от руководителя:
лидерами чаще всего становятся, а руководителей – назначают;
лидеры могут быть избран неофициально или негласно, а руководитель имеет легитимность;
лидеры теряют свой статус, когда на их место приходит новый «вожак», а руководителей просто снимают с должности;
понятие лидерства более широкое, нежели руководителя.

Лидер – это член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для неё ситуациях, то есть, наиболее авторитетная личность, играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе. В отличие от руководителя, которого иногда целенаправленно избирают, а чаще, назначают, лидер выдвигается стихийно. Он не обладает никакими, признаваемыми вне группы властными полномочиями и на него не возложены никакие официальные обязанности. Руководитель – лицо, на которое официально возложены функции управления коллективом и организации его деятельности. Руководитель несёт юридическую ответственность за функционирование группы (коллектива) перед назначившей (избравшей, утвердившей) его инстанцией и располагает строго определёнными возможностями санкционирования – наказания и поощрения подчинённых в целях воздействия на их производственную активность. В отличие от лидера, руководитель обладает формально регламентированными правами и обязанностями, а также представляет группу (коллектив) в других организациях. Итак, руководитель от лидера отличается тем, что управляет группой (коллективом), используя административный, формальный ресурс, лидер же использует неформализованные ресурсы: ценности, потребности группы, её ожидания и стремления. И есть ещё одно важное отличие лидера от руководителя. Лидер ведёт за собой, руководитель же направляет группу и её участников в нужном ему направлении. Здесь уместна следующая аллегория. Лидер: «Делай, как я», руководитель: «Делай, как я сказал». Впрочем, лидер и руководитель в организации может быт одно и то же лицо. Когда это полезно, а когда вредно? Сразу вспоминается Чапаев с его рассуждением, когда командир должен быть «впереди на лихом коне», а когда на возвышенности наблюдать за ходом сражения.

15. Понятие харизматического лидера.

Харизматический лидер - это человек, который может убедить других людей отложить на время свои собственные интересы и заняться достижением общей цели, которая важна для свободы и благосостояния группы; это обаятельный человек, способный внушать благоговение подчиненным; его точку зрения другие люди находят неоспоримой; он способен собрать вокруг себя группу людей, которые разделяют его мировоззрение, и посредством взаимоотношений с командой развивается вместе с ее членами. Если говорить кратко, харизматическое лидерство - это способность определенным образом влиять на других людей и вести их за собой .

Лидер подобного типа обладает чувством миссии радикального политического изменения и особого предназначения спасти нацию. Типичным для лидера выступает значимая личная представительность. Для его сторонников характерны в высшей степени преклонение перед ним и признание его особой миссии. Классическими историческими примерами можно назвать фигуры Ганди, Гитлера, Мао Цзэдуна (времен Великой культурной революции в Китае).

Харизматическому лидеру не нужен показ каких-либо больших успехов. Например, Гитлер десять лет после вступления в нацистскую партию мало что значил. Тем не менее харизматический лидер может ссылаться на свои прошлые успехи. Таков Ющенко на украинской политической сцене. Решающим здесь выступает природа поддержки. Кучму поддерживают по рациональным соображениям, таким как согласие с его политикой. Сторонники Ющенко знают немного о его политике, но идентифицируют себя с ним как лидером, способным провести радикальную трансформацию.

Харизматический лидер может усилить, даже устроить ощущение кризиса. Кризис ли породил во времена Французской революции Робеспьера? А может быть наоборот? Вера Гитлера в собственное предназначение заставила его отказаться от поста вице-канцлера в 1932 г., тем самым углубилось кризисное состояние Германии. Убежденность Ленина в правильности своего почтения Маркса привела его к вере в наличие революционной ситуации в 1917 г.

Харизматики временами могут делать выбор между своими обещаниями и компромиссами, но они руководствуются определенной формой мессианского предназначения. Они спасители, а не «ремонтники». Гитлер должен был предложить, как сделать парламентское правление более стабильным или обеспечить расширение общественных работ, чтобы помочь безработным. Он же обещал возродить Германию – удобная метафора, способная вместить как радикальное изменение, так и реставрацию прошлого. Фактом остается одно: идея радикального изменения не должна выдвигаться в ясном, законченном виде. В противном случаи появляется опасность излишних политических деталей. Харизматическое проведение нового будущего выше этого, оно должно вызывать широкий резонанс.

Теория лидерских качеств («великие люди», «харизма») исходит из возможности определения универсального набора лидерских качеств (физиологических, психологических, интеллектуальных и личностных), которые позволяют формировать группы последователей для решения проблемных задач. Эта теория предусматривает в своей основе обожествление лидеров, однако она не объясняет успехи лидеров с разным набором качеств.

Теория лидерских качеств

Теория лидерских качеств отражает наиболее ранний подход к изучению и объяснению лидерства. Первые исследования пытались выявить качества, отличающие великих людей в истории от масс. Исследователи верили, что лидеры имели какой-то уникальный набор устойчивых и не меняющихся во времени качеств. Исходя из этого, ученые пытались определить лидерские качества, научиться измерять их и использовать для выявления лидеров. Этот подход базировался на вере в то, что лидерами рождаются, а не становятся.

Последующее изучение привело к выделению следующих четырех групп лидерских качеств: физиологических, психологических, интеллектуальных и личностных (табл. 1).

Таблица 1. Качества, наиболее часто встречающиеся у лидеров

Группа качеств

Характеристики качеств

Физиологические качества

Приятные внешность (лицо, рост, фигура, вес), голос, хорошее здоровье, высокая работоспособность, энергичность, представительность

Психологические качества

Тип личности: экстраверт, интроверт. Темперамент: флегматик, сангвиник, холерик. Властность, амбициозность, агрессивность, превосходство, уравновешенность, независимость, смелость, творчество, созидательность, самоутверждение, упорство, мужество

Интеллектуальные качества

Высокий уровень интеллекта: ум, логика, память, интуитивность, энциклопедические познания, широта кругозора, проницательность, оригинальность, быстрота мышления, образованность, рассудительность, концептуальность, чувство юмора

Деловые и личностные качества

Деловые качества: организованность, дисциплинированность, надежность, дипломатичность, хозяйственность, гибкость, обязательность, инициативность, самостоятельность, ответственность, рискованность. Личностные качества: доброжелательность, тактичность, участливость, честность, порядочность, бдительность, убежденность, внимательность, коммуникабельность, адаптивность

Личностные характеристики лидеров

Теория великих людей

Теория великих людей утверждает, что человек, который обладает определенным набором личностных черт, будет хорошим лидером независимо от характера ситуации, в которой он находится . Абсолютным воплощением теории великих людей является понятие харизматического лидера, перед которым преклоняются окружающие.

Если эта теория верна, то должны существовать какие-то ключевые черты личности, делающие человека великим лидером и выдающимся руководителем

Психологи, озаботившись данным вопросом, провели множество специальных исследований. Как ни удивительно, оказалось, что очень мало личностных черт напрямую связаны с лидерской эффективностью, и найденная взаимозависимость обычно бывает довольно слабой.

Вот некоторые соотношения , обнаруженные между отдельными личностными характеристиками и лидерством .

1. Лидеры обычно обладают чуть более высоким интеллектом , чем их «паства». Но не намного. Претенденту на лидерство ни в коем случае нельзя отрываться от среднего интеллектуального уровня его последователей.

2. Мотивация власти . Многие лидеры движимы сильным желанием . У них сильна концентрация на собственной персоне, забота о престиже, честолюбие, избыток энергии. Такие лидеры, как правило, лучше социально подготовлены, проявляют большую гибкость и способность к адаптации. Властолюбие и способность к интригам помогают им длительное время оставаться «на плаву». Но для них существует проблема эффективности . Например, Бориса Ельцина обычно рассматривают как лидера, обладающего чрезвычайно сильным стремлением к власти. Ему удавалось править Россией почти 10 лет. Однако вопрос, был ли он для страны эффективным руководителем, при этом остается открытым.

3. Исследование исторических записей показало, что среди 600 известных монархов наиболее знаменитыми были либо очень высокоморальные, либо исключительно аморальные личности.

4. Американский психолог Симонтон (Simonton) собрал информацию, касающуюся 100 личностных свойств всех президентов США. Сюда входили характеристики семей, в которых они росли, образование, прежние занятия и собственно черты личности. Только три из этих переменных: рост, размер семьи и количество книг, опубликованных президентом до того, как он вступил на эту должность , — коррелируют с эффективностью деятельности президента на своем посту (определяемой по оценкам историков). Симонтон установил, что президенты США, выросшие в небольших семьях, чаще оставались в истории как великие политические деятели . Например, Франклин Рузвельт, которого считают одним из самых выдающихся американских президентов, был единственным ребенком. Остальные 97 характеристик, включая и черты личности, согласно результатам данного исследования, вообще никак не связаны с эффективностью человека в качестве лидера.

5. Существует небольшая положительная зависимость между ростом человека и вероятностью, что он станет лидером группы . Так, почти все выборы в Соединенных Штатах выигрывал более высокий кандидат, исключение составляют только два случая. В 1992 году Билл Клинтон был на 4 дюйма (10 см) выше Джорджа Буша. В 1996 году он был всего лишь на полдюйма (примерно 1,5 см) выше Роберта Доула. Оказавшись в Белом Доме, высокие президенты чаще становятся заметными историческими фигурами. Можно утверждать, что у высокого человека чуть больше шансов стать лидером. Однако не стоит забывать, что величайшими лидерами были Наполеон, Гитлер, Ленин, Сталин и множество других, которые не могли похвастаться высоким ростом.

6. Как ни странно, существует очень мало свидетельств того, что такие черты, как харизматичность, смелость, склонность к доминированию или уверенность в себе являются показателями эффективности деятельности человека в качестве лидера.

Итак, какую-то скромную взаимосвязь между личными характеристиками и лидерскими способностями можно обнаружить. Но в целом очень трудно предсказать, насколько хорошим лидером будет человек, только на основании его личностных черт. Поэтому со временем исследователи стали склонятся к мнению, что недостаточно рассматривать одни лишь черты . Нужно учитывать и ситуацию, в которой эти черты проявляются. Это не значит, что свойства личности вообще не влияют на шансы стать лидером. Просто нужно рассматривать как личность человека, так и характер ситуации, в которой ему или ей приходится играть лидерскую роль. Согласно этой точке зрения, для того чтобы стать эффективным лидером, не нужно быть «великим человеком». Скорее, нужно оказаться подходящим человеком в подходящем месте и в подходящее время .

Стив Джобс — основатель Apple

Лидер может проявить свои лидерские качества только в подходящей ситуации. Например, руководитель предприятия может очень успешно действовать в одних ситуациях и терпеть неудачи в других. Рассмотрим пример Стива Джобса, в возрасте 21 года основавшего вместе со Стефаном Возняком легендарную компанию «Apple». Эксцентричный Джобс меньше всего был похож на традиционного корпоративного топ-менеджера. Он воспитывался контркультурой 60-х годов, и к компьютерам обратился, уже имея за спиной опыт употребления ЛСД, путешествие в Индию и жизнь в коммуне. В те дни, когда еще не было никаких персональных компьютеров, необычный стиль Джобса был как раз тем, что нужно для создания новой индустрии. В течение пяти лет он превратился в лидера корпорации стоимостью несколько миллиардов долларов. Оказалось, однако, что неортодоксальная манера Джобса плохо подходит для тонкого и сложного дела управления большой корпорацией в условиях рыночной конкуренции. Компания начала терпеть убытки, проигрывая в соревновании с конкурентами. В 1985 году Джобс был вынужден уйти из дела. Он вернулся, когда перед компанией встала необходимость произвести технологический рывок: качественно улучшить операционную систему своих «Макинтошей», восстановить доверие клиентов и прежнее положение на рынке.

Таким образом, корпоративный лидер, который хочет оставаться эффективным длительное время, должен уметь быстро адаптироваться к изменчивым обстоятельствам и гибко варьировать свое поведение . Получается это у очень немногих. Гораздо чаще руководитель зацикливается на одном стиле поведения, который, например, оказался эффективным в дни становления компании, но совершенно не подходит для периода интенсивного роста и удержания завоеванных позиций. В результате фирма со временем теряет способность конкурировать на рынке. Еще один характерный пример — печальная судьба легендарного Джона Акерса, исполнительного директора IBM, бесславно уволенного из корпорации в 1993 году, после многих лет яркой и успешной карьеры. Сделав в 1980-х годах IBM флагманом компьютерной индустрии, Акерс оказался не в состоянии справиться со стремительными технологическими изменениями, которые охватили компьютерную промышленность в начале 90-х. Неслучайно в современном западном HighTech-бизнесе редко бывает, чтобы топ-менеджмент благополучно почивал в своих креслах более пяти лет. Периодическая «смена караула» позволяет корпорациям оставаться динамичными, адекватно ориентироваться в быстро меняющемся мире.



Рассказать друзьям