Роль культуры в современном обществе. Культурное, духовное развитие общества

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

При самом общем взгляде на общество видно, что оно совокупность, объединение людей. Это означает, во-первых, что точно так же, как человек с его сознанием и соответствующим поведением принципиально отличен от животного (в том числе и от высокоорганизованных человекообразных обезьян - антропоидов) и его поведения, так и стадо последних не может с научной, в том числе и социологической, точки зрения отождествляться с обществом, несмотря на некоторые внешние сходства.

Общество - это человеческая общность, которую образуют люди и в которой они живут. Биологические отношения животных являются, в сущности, их отношениями к природе, в то время как специфику человеческого общества составляют отношения людей друг к другу.

Место и роль культуры в обществе велики. Она взаимодействует с экономикой, политикой, правом, этикой, моралью, определяет их содержание.

Общество создает условия для социального развития человека, т. е. человека как личности. Личность несет печать конкретной культуры и конкретного общества. Кроме того общество создает условия для массового использования ценностей культуры, а следовательно, порождает потребности в тиражировании и репродуцировании артефактов, что, в свою очередь, превращается в процессы воспроизводства культуры. Понятно, что вне общественных форм жизни эти особенности в развитии культуры были бы невозможны.

Развитие интересов и потребностей личности может стимулировать изменение ценностей культуры, и тогда они подвергаются реформированию или даже замене. Общество в данной ситуации может играть роль как стимулирующего, так и подавляющего фактора. В целом здесь возможны три типичные ситуации: первая, когда общество менее динамично и менее открыто, чем культура. Культура будет предлагать ценности, оппозиционные по смыслу, а общество будет стремиться их отторгнуть. Сдерживается прогрессивное развитие культуры, общество догматизирует имеющиеся ценности и в целом возникают неблагоприятные условия для развития личности. Возможна и обратная ситуация, когда общество в силу политических или социальных потрясений изменяется, а культура не успевает с обновлением норм и ценностей. Для личностного развития вновь нет оптимальных условий. И, наконец, возможно гармоничное, сбалансированное изменение общества и культуры. В этих условиях возможно конструктивное, непротиворечивое и гармоничное развитие личности

Культура служит организации жизни общества, выполняет роль запрограммированного поведения, помогает сохранить единство и целостность общества, его взаимодействие, как на групповом уровне, так и с другими сообществами. Культура выражается в социальных отношениях, направленных на создание, усвоение, сохранение и распространение предметов, идей, ценностей, обеспечивающих взаимопонимание людей в различных ситуациях. Каждое конкретное общество на протяжении веков создавало суперкультуру, передающуюся через поколения.

Культура в обществе представляется:

1) как особая сфера и форма деятельности, связанная с мышлением, занятиями художественным творчеством, принятыми нормами поведения и т.д.;

2) как общий уровень развития общества, его просвещенности и рациональности на пути «от дикости к цивилизованности»;

3) как сумма общественных достижений (включая технологии, отношения и представления), благодаря которым человек выделяется из природы и выходит за рамки биологической детерминации;

4) как специфическая система норм, ценностей и смыслов, отличающих одно общество от другого (или различные части общества - социально-статусные, профессиональные), способствующая его интеграции и придающая ему самобытность; и, наконец;

5) как духовное измерение всякой деятельности, в котором формируются ее мотивы, принципы, правила, цели и смыслы. В этом последнем понимании культура предстает как духовный компонент совокупного производства, обеспечивающий поддержание и изменение этого производства и общественных отношений в целом.

Основные социальные функции культуры

Культура как целостное явление выполняет определенные функции по отношению к обществу.

1. Адаптивная функция культуры . Культура обеспечивает адаптацию человека к окружающей среде, природным и историческим условиям его обитания. Слово адаптация (от лат. adaptayio) означает прилаживание, приспособление

2. С адаптивной функцией тесно связана интегративная функция культуры , обеспечивающая социальную интеграцию людей. При этом можно говорить о разных уровнях социальной интеграции. Наиболее общим уровнем социальной интеграции является формирование оснований, их устойчивого коллективного существования и деятельности по совместному удовлетворению интересов и потребностей, стимулирование повышения уровня их групповой консолидарности и эффективности взаимодействия, накопление социального опыта по гарантированному социальному воспроизводству их коллективов как устойчивых сообществ.

Ко второму уровню социальной интеграции следует отнести обеспечение культурой основных форм интегрированного существования сообществ людей. Культура объединяет народы, социальные группы, государства. Любая социальная общность, в которой складывается своя культура, скрепляется этой культурой, потому что среди членов общества распространяется единая совокупность взглядов, убеждений, ценностей, идеалов, образцов поведения, характерных для данной культуры.

3. Интеграция людей осуществляется на основе коммуникации. Поэтому важно выделить коммуникативную функцию культуры . Культура формирует условия и средства человеческого общения. Только благодаря усвоению культуры между людьми устанавливаются подлинно человеческие формы общения, поскольку именно культура дает средства общения -знаковые системы, оценки. Развитие форм и способов коммуникации - важнейший аспект культурной истории человечества. На самых ранних этапах антропогенеза наши далекие предки могли входить в контакты друг с другом лишь путем непосредственного восприятия жестов и звуков. Принципиально новым средством коммуникации явилась членораздельная речь. С ее развитием люди получил и необычайно широкие возможности передачи друг другу разнообразной информации. Позднее формируется письменная речь и множество специализированных языков, служебных и технических символов: математических, естественнонаучных, топографических, чертежных, нотных, компьютерных и т. д.; складываются системы фиксации информации в графической, звуковой, видовой и иной технической форме.

4. Функция социализации . Культура является важнейшим фактором социализации, определяющим ее содержание, средства и способы. Под социализацией понимается включение индивидов в общественную жизнь, усвоение ими социального опыта, знаний, ценностей, норм поведения, соответствующих данному обществу, социальной группе. В ходе социализации люди осваивают хранящиеся в культуре программы и научаются жить, мыслить и действовать в соответствии с ними. Процесс социализации позволяет личности стать полноценным членом сообщества, занять в нем определенную позицию и жить так, как этого требуют обычаи и традиции данного сообщества. Вместе с тем, этот процесс обеспечивает сохранение сообщества, его структуры и сложившихся в нем форм жизни.

5. В качестве особой некоторые культурологи выделяют эвристическую функцию культуры. Она заключается в следующем. Творчество: научное, техническое, управленческое невозможно без образного мышления, воображения, определенного эмоционального настроя. Культура, в частности, художественная культура, способствует развитию этих важнейших факторов творческой деятельности. Художественная культура помогает и развитию таких черт творческого мышления, как гибкость, ассоциативность, способность по-новому увидеть обычное. Не случайно А. Эйнштейн сказал: "Достоевский дает мне больше, чем любой научный мыслитель, больше, чем Гаус".

В нашей печати в "Литературной газете" сообщалось о своеобразном эксперименте, проведенном в США. Группа администраторов одной компании освобождалась от профессиональной деятельности и в течение десяти месяцев осуществляла гуманитарную программу, в которой большое место занимало искусство (чтение книг, посещение театров, музеев, выставок, концертов). Это очень положительно сказалось на их профессиональной активности, их действия стали более творческими, нестандартными.

6. Компенсаторная функция культуры позволяет человеку отвлекаться от производственной деятельности, отдыхать от жизненных проблем, получать эмоциональную разрядку. Другое название этой функции - рекреативная - отражает частное совпадение этой функции с периодом досуга и отдыха, т. е. временем, формально свободным от производственной деятельности. Человек может получать духовную компенсацию от туризма, общения с природой, творческих увлечений. Важной формой компенсации являются праздники, на время которых обыденная жизнь преображается и создается обстановка приподнятого настроения. Во время праздника происходит концентрация культурной жизни. Его проведение охватывает архитектурное и декоративное оформление, театрализованные действия, музыкальные мероприятия, зрелища и процессии, конкурсы и состязания. Гражданские, и особенно народные праздники, заключают в себе не только торжественные, но и игровые элементы.

По другим классификациям к функциям культуры относятся:

1) Познавательная или гносеологическая. Культура, концентрирующая в себе лучший социальный опыт множества поколений людей, имманентно приобретает способность накапливать богатейшие знания о мире и тем самым создавать благоприятные возможности для его познания и освоения. Потребность в этой функции вытекает из стремления любой культуры создать свою картину мира. Процесс познания характеризуется отражением и воспроизведением действительности в мышлении человека. Познание выступает необходимым элементом и трудовой, и коммуникативной деятельности. Существуют как теоретические так и практические формы познания, в результате которых человек получает новое знание о мире и самом себе.

2) Регулятивная функция культуры связана, прежде всего, с определением (регулированием) различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей. В сфере труда, быта, межличностных отношений культура, так или иначе, влияет на поведение людей и регулирует их поступки, действия и даже выбор тех или иных материальных и духовных ценностей. Регулятивная функция культуры опирается на такие нормативные системы, как мораль и право.

3) Семиотическая, или знаковая (от греч. semeion-учение о знаках) функция - занимает важное место в системе культуры. Представляя собой определенную знаковую систему, культура предполагает знание и владение ею. Без изучения соответствующих знаковых систем овладеть достижениями культуры невозможно. Так, язык (устный или письменный) - средство общения людей, литературный язык - важнейшее средство овладения национальной культурой. Специфические языки нужны для познания особого мира музыки, живописи, театра. Естественные науки (физика, математика, химия, биология) также располагают собственными знаковыми системами.

4) Ценностная, или аксиологическая функция отражает важнейшее качественное состояние культуры. Культура как система ценностей формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации. По их уровню и качеству люди чаще всего судят о степени культурности того или иного человека. Нравственное и интеллектуальное содержание, как правило, выступает критерием соответствующей оценки.

Заключение

Следует отметить, что культура реально существует как исторически сложившаяся система, имеющая свою структуру, обладающая своей символикой, традициями, идеалами, установками, ценностными ориентациями и, наконец, образом мысли и жизни.

Субъектом культуры выступает человечество, нация, социальная группа и человек. Предметные формы бытия культуры – это плоды творческой активности народа, шедевры гениев, талантов. Но сами по себе предметные и знаково-символические формы культуры имеют лишь относительно самостоятельный характер: они мертвы вне человека и его творческой деятельности.

Функцией в общественных науках обычно называют предназначение, роль какого-либо элемента в социальной системе. Под понятием «функции культуры» подразумевается характер и направление воздействия культуры на индивидов и общество, совокупность ролей, которые выполняет культура по отношению к сообществу людей, порождающих и использующих ее в своих интересах. Ценностями культуры выступают различные материальные и нематериальные объекты окружающей действительности: природа, мораль (внешние регулятивы поведения, нравственность (внутренние регулятивы поведения), знание (способы достижения истины), стиль мышления, логика изложения, область творчества, характер деятельности и т.д. Что говорит о культуре как многоуровневой, многоплановой и многофункциональной системе, созданной человеком и не существующей вне человеческого бытия.


Похожая информация.


§8. Роль культуры в жизни общества

Понятие культуры. Слово «культура» знакомо каждому из нас. Оно многозначно и широко используется, находя применение не только в средствах массовой информации, но и в повседневной жизни. Многие общественные и государственные деятели то и дело указывают на упадок культуры, призывают к ее возрождению и подъему, требуют создать благоприятные условия для развития культуры.

Различные люди вкладывают в понятие культуры неодинаковый смысл. Одни отождествляют культуру с образованностью, другие – видят в культуре собрание накопленных ценностей духовной жизни, третьи – связывают культуру, прежде всего, с определенным уровнем нравственного развития людей. В повседневной речи это слово связано с представлениями о дворцах и парках культуры, о культуре обслуживания и культуре быта, о музеях, театрах, библиотеках, наконец, о физической культуре. Однако содержание понятия «культура» гораздо более многообразно и богато. Кроме того, это понятие прошло столь же длинный путь развития, как и сама история человечества.

Впервые понятие культуры (в переводе с латинского – уход, возделывание, воспитание) появилось в Древнем Риме и использовалось там в нескольких значениях. Одно из них – понимание культуры как способа воспитания человека-гражданина, достойного члена своего общества. Это понимание также совпадало с древнегреческим «пайдейя» (воспитанием в соответствии с традициями народа, его жизненными правилами). Гуманистическая и демократическая направленность пайдейи позволила европейской культуре занять ведущее место в мире. В Средневековье культура отождествлялась с умением истолковывать и понимать тексты Священного писания. При этом главной задачей было постижение Бога и зависящей от него человеческой судьбы.

По мере накопления знаний об общественной жизни и многообразии протекающих в ней процессов возникали новые попытки дать определение культуры. Одна из первых таких попыток была предпринята в эпоху Просвещения. В XVIII веке слово «культура» стало широко использоваться для обозначения специфического образа жизни человека, отличного от природного бытия. При этом культура понималась просветителями как средство возвышения человека, совершенствования духовной жизни и нравственности людей.

В современной культурологии (науке о культуре) существует два основных подхода к пониманию культуры.

Сторонники антропологического подхода считают культурой всю совокупность результатов человеческой деятельности, мир сотворенных людьми вещей, противостоящийприроде. Этот мирсоздан человеком для своих целей и выражает отличие человеческой жизнедеятельности от естественных, биологических форм жизни. Необходимо также учитывать качественное своеобразие исторических форм деятельности людей, творящей культуру на разных этапах общественного развития, в рамках определенных эпох, этнических и национальных общностей.

С точки зрения ценностного подхода культура понимается как совокупность лучших творений человека. Однако зачастую их ценностьносит относительный характер. Так, например, для специалистов, занятых созданием ядерного оружия, атомная бомба представляет собой ценность. Но для большинства здравомыслящих людей она – орудие, созданное для уничтожения всего живого и действительно ценного. Потому она не может считаться ценностью культуры. Кроме того, ценностный подход сужает сферу культуры, относя к ней лишь позитивные результаты деятельности людей. Однако такие негативные явления, как преступность, рабство, наркомания, сопровождают, увы, человеческую жизнь, и невозможно понять культуру той или иной страны, если игнорировать их существование.

Подводя итог и суммируя разные подходы, можно дать следующее определение:Культура – это специфически человеческий способ жизни, включающий процесс и результаты человеческой деятельности, систему норм и ценностей, символов и идеалов, рассматриваемых в контексте исторической эпохи.

Культура представляет собой сложное, многоплановое явление, пронизывающее все сферы жизни и деятельности общества и человека. Так, культура – это и материальные, и духовные ценности человека; она характеризует своеобразие жизни наций и народов. Культура – ядро, основа, «душа» общества.

В своих творениях человек воплощает свои цели, желания, стремления. Культура выражает тот смысл, который мы вкладываем во все, что мы делаем. Определенный смысл имеют произведения искусства, научные исследования, учеба, правила этикета, поведение человека и т.д.

Созданные предметы не только выполняют характерные для них функции, но и имеют определенное значение для человека. Так, основная функция автомобиля – служить средством передвижения. Вместе с тем для многих – это еще и предмет престижа. Для того, чтобы понять смысл исторических памятников, необходимо изучить ту культуру, творением которой они являются. Например, туристы, посетившие Египет, могут увидеть внешний вид пирамид, ученые – изучить их физико-химический состав, размеры и т.д. Понять же их назначение невозможно без изучения истории и культуры Древнего Египта. Вот почему так важно изучать всемирную историю, а также историю своей страны.

Предметы и явления культуры хранят опыт человечества. Самым универсальным зна­ковым средством сохранения и передачи опыта является слово. Устная и письменная речь позволяет пере­дать практически любой смысл тому, кто знаком с этой системой знаков.

Среди знаков особое место занимают символы - знаки, служащие условным обозначением какого-либо образа или идеи. Например, памятник героям, павшим в боях за Родину, служит символом патриотизма народа. Без изучения соответствующих систем знаков невозможно овладеть достижениями культуры. Приобщаясь к культуре, мы расшифровываем ее знаки и символы, постигая, таким образом, смысл происходящего.

Культура включает в себя результаты человеческой деятельности, искусственно созданные человеком предметы и явления, которые принято называть артефактами (от латинского arte – искусственный, factus – сделанный). К ним относят не только сделанные человеком вещи, открытые и используемые им средства и способы действий, но и те изменения, которые он производит в своем физическом и духовном облике.

Структура и функции культуры. Культура выполняет в жизни человека и общества целый ряд функций.

Адаптивная (приспособительная) функция культуры состоит в том, что именно культура позволяет людям приспособиться к жизни в различных природных условиях. Благодаря приспособительным механизмам культуры человек смог заселить практически все уголки Земли – от Северного Заполярья до Антарктиды, приспособился к различным особенностям климата, рельефа, растительного и животного мира. Так, на Японских островах, в зоне повышенной сейсмоактивности, люди строили дома на легком деревянном каркасе, обтянутом бумагой, а эскимосы сооружали свои жилища из снега и прекрасно переживали в них холодные полярные зимы.

Еще одна важная функция культуры проявляется в накоплении, хранении, систематизации и передаче информации. Ее можно назвать функцией исторической преемственности . Нарушение данной функции чревато для общества серьезными последствиями. Разрыв культурной преемственности способен обречь новые поколения на потерю социальной памяти, сделать их «иванами, не помнящими родства».

Ценностная функция культуры состоит в том, что она формирует у человека определенные ценностные потребности и ориентации. Усвоенные культурные ценности позволяют человеку различать значимое и незначительное в жизни, усваивать те элементы культуры, которые гармонизируют и совершенствуют его жизнь и отказываться от того, что ведет к деградации личности. Для общества же сохранение ценностей культуры - залог стабильного развития.

Нормативная функция культуры связана с регулированием различных сторон общественной жизни. Выполнение этой функции опирается на мораль и право и способствует усвоению людьми совокупности норм и правил, регламентирующих их поведение и деятельность.

Коммуникативная функция. Эта функция культуры обеспечивает взаимодействие между людьми и общностя­ми, ведет к выявлению всего ценного, что накоплено человечеством, позволяет обмениваться культурными достижениями, способствует процессам интеграции культур. Особенно наглядной она становится в со­временном мире, когда на наших глазах создается единое культурное пространство человечества.

Перечисленные выше основные функции, конечно, не исчерпывают всего назначения культуры. В реальной жизни они тесно переплетены.

Основное назначение культуры - делать человека Человеком. Развитие культуры дает возможность облегчить труд и сделать его творческим, обогатить ум и чувства. Постижение культуры - важное условие самосовершен­ствования и саморазвития личности.

Материальная и духовная культура.

Культура имеет очень сложное строение, состоит из множества элементов. Неповторимое сочетание элементов культуры создает своеобразие национальных культур, а также малых «культурных миров» – субкультур (молодежная, профессиональная и т.д.).

К элементам духовной культуры относят правила поведения, эталоны, ритуалы, мифы, идеи, символы, язык, знания и др. Духовная культуравключает в себя познавательную (интеллектуальную), нравственную, художественную, правовую, педагогическую, религиозную и другие формы жизни людей.

Храмы и жилые дома, орудия труда и предметы домашнего обихода, одежда и военная техника, средства передвижения, компьютеры, и многое, многое другое, сотворенное руками человека, являются элементами материальной культуры . В материальную культуру входят: культура труда и материального производства, культура быта, культура места жительства (дома, деревни, города), культура отношения к собственному телу (правила гигиены и т.д.), физическая культура.

Материальная и духовная культуры связаны между собой, и границу между ними провести бывает сложно. Например, техническая идея по совершенствованию холодильника или телевизора воплощается в новых изделиях. Тем самым она облекается в матери­альную форму и становится предметом материальной куль­туры. Если же идеи писателя, скульптора или художника не воплотятся в книге, скульптуре или картине, то они останутся лишь творческим замыслом. И к материальной, и к духовной культуре одновременно принадлежат некоторые виды творческой деятельности. Например, архитектура - это и искус­ство, и строительство. Искусство кино и фотографии стали возмож­ны только на основе соответствующих технических открытий.

Ценности материальной культуры, как правило, имеют определенную цену, а также временные пределы потребления. Они могут «морально устареть», производственное оборудование изнашивается, здания ветшают и т.д. Наоборот, ценность достижений духовной культуры может и не иметь временных рамок. Например, ценность жизни, здоровья, любви и дружбы признается на протяжении всего существования человечества.

Некоторые выводы:

1. Культура является ядром, основой, «душой» общества. Она пронизывает все сферы жизни и деятельности человека.

2. Сторонники антропологического подхода считают культурой все, созданное человеком, ценностного – только совокупность лучших творений человека.

3. Предметы и явления культуры хранят опыт человечества, запечатленный в знаках и символах.

4. В культуре выделяют материальную и духовную стороны, которые тесно взаимосвязаны.

Вопросы и задания:

1. Почему, на ваш взгляд, понятие «культура» нельзя определить однозначно?

2. Чем отличается культура от природы?

3. К какому типу определений культуры можно отнести следующее: «Культура – это система ценностей, с помощью которых общество интегрируется, поддерживает функционирование и взаимосвязь своих институтов» (П.Сорокин).

4. Какую роль играет культура в жизни общества?

5. Какого человека, на ваш взгляд, можно назвать человеком высокой культуры?

6. Какое суждение о соотношении материального и духовного в культуре иллюстрирует высказывание: «рукописи не горят, но книги истрепываются»? Согласны ли вы с этим суждением?

Определим, что такое культура. В разные эпохи люди вкладывали в этот термин разный смысл. Интерес к культуре, любовь к искусству ни для кого не обязательны сегодня и никогда не были обязательны в прошлом, но тем не менее ни одно общество вне культуры существовать не может. Даже если Вы представляете себе, что культура - важное явление жизни, что она возникла вместе с потребностью наших предков улучшить свою жизнь, полезно все же уточнить это понятие.

Согласно новой иллюстрированной энциклопедии (М., 2007), культура Ї это «совокупность созданных человеком в ходе его деятельности и специфических для него жизненных форм, а так же самый процесс их созидания и воспроизводства. В этом случае понятие культура, в отличии от понятия природы Ї характеризует мир человека и включает в себя ценности и нормы, верования и обряды, знания и умения, обычаи и установления (включая такие социальные институты, как право и государство), язык и искусство, технику и технологию и т. д. Различные типы культуры характеризуют определенные исторические эпохи (античная культура), конкретные общества, народности и нации (культура майя), а также специфические сферы деятельности (культура труда, политическая культура, художественная культура». (Новая..., стр 263)

Толковый словарь под редакцией Ожегова и Шведова так трактует формулировку термина «культура»: «1 Ї совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей. 2 Ї Разведение, выращивание какого-нибудь растения или животного. 3 Ї Разводимое растение, а так же клетки микроорганизмов, выращенных в питательной среде в лабораторных или промышленных условиях. 4 - Высокий уровень чего-нибудь, высокое развитие и умение». (Ожегов..., стр 313)

Ольга Андреева, кандидат педагогических наук, искусствовед, дает следующую трактовку:

Культура - слово латинское (culture). Первоначально означало возделывание земли. Но уже в Древнем Риме появилось более ёмкое толкование этого выражения - culture animi, в переводе обработка, совершенствование

души. Позже слово культура начинает употребляться в близких различных значениях: воспитание, образование, совершенствование, развитие. В современном значении слово культура употребляется с 18 века.

В настоящее время существует более 350 определений культуры, претендующих на раскрытие сущности данного понятия.

Культура - совокупность достижений общества в результате материального и духовного развития человека.

Культура - это совокупность духовного опыта человечества.

Культура - это созданная человеком часть окружения.

Культура - это способ жизни, которому следует общность или племя.

Культура - это общий и принятый способ мышления.

Культура - это то, что отличает человека от животного.

Культура - это система символов, разделяемых группой людей и передаваемых ею следующим поколениям.

Принято рассматривать культуру в двух основных формах - в материальной и духовной. Материальная культура охватывает всю сферу материально-производственной деятельности человека и ее результат: орудия труда, жилище, предметы быта, одежду, транспорт. Духовная культура - сфера духовного производства и его результаты: наука, нравственность, воспитание и просвещение, право, философия, искусство, фольклор, религия.

Чтобы понять любое явление, всегда необходимо подойти к его истокам. Всё когда-то и где-то начиналось, зародилось, возникло. Так и о зарождении культуры. Невольно возникает ряд вопросов: Каков возраст человечества? Что заставляло древнего человека изобретать и творить? Как возникла культура?

Археологи выделяют три периода первобытности - в зависимости от того, какие материалы использовал человек для производства орудий труда - каменный век, бронзовый и железный.

Каменный век - древнейший период в развитии человечества между двумя миллионами и шестью тысячами лет до н.э, на протяжении которого орудия и оружие изготовлялись из камня и люди научились добывать огонь искусственным путем. Каменный век делится учеными на три этапа: древний (палеолит) - когда, собственно, и появился гомо сапиенс (homo sapiens); средний (мезолит) - когда были изобретены лук и стрелы; и новый (неолит).

В палеолите появляются первые орудия труда, первые захоронения, «медвежьи пещеры», речь. Появляется искусство (наскальная живопись), табу, магия.

Новый этап в развитии первобытного искусства - мезолит, связан с изобретением лука и стрел. Жизненный опыт человека расширился, он начал чувствовать себя более независимым от случайностей охоты. Изменился и характер художественных образов. В изобразительном искусстве появляются элементы схематизма, исчезает многокрасочность. Появляется большое количество изображений человека, которые детализированы, зачастую наполнены эмоционально-драматическим действом.

В период неолита человечество переходит от пассивного присвоения продуктов природы к хозяйственной деятельности - скотоводству и земледелию. Усилилась роль магии, развилась земледельческая мифология (своеобразное осмысление мира, где знания о мире неотделимы от переживаний). Характерной чертой культуры неолита было распространение мелкой пластики, художественных ремесел и орнамента, положивших начало декоративному искусству. Это время появления первой письменности - пиктографической (рисуночной). Чтобы рассказать о чем-либо, не обязательно соблюдать большую точность и похожесть, достаточно изобразительного намека, достаточно показать предмет в немногих общих чертах. В этом и лежат истоки пиктографии - рисуночного письма.

Таким образом, к явлениям культуры относятся: религия, бытовая культура (одежда, жилище, манеры), живопись, музыка, архитектура, кино, театр.

Казалось бы, странный вопрос. Все и так понятно: «Культура нужна для того, чтобы...» Но попробуйте сами ответить на него, и вы поймете, что все не так просто.

Культура - неотъемлемая часть общества со своими задачами и целями, призванная выполнять присущие только ей функции.

Функция приспособления к окружающей среде. Можно сказать, что это древнейшая функция культуры. Именно благодаря ей человеческое общество нашло защиту от стихийных сил природы и заставило их служить себе. Уже первобытный человек сделал одежду из шкур животных, научился пользоваться огнем и в результате смог заселить огромные территории земного шара.

Функция накопления, хранения и передачи культурных ценностей. Эта функция позволяет человеку определить свое место в мире и, используя накопленные о нем знания, развиваться от низшего к высшему. Ее обеспечивают механизмы культурных традиций, о которых мы с вами уже говорили. Благодаря им культура сохраняет накопленное веками наследие, которое остается неизменным фундаментом творческих поисков человечества.

Функция целеполагания и регулирования жизни общества и деятельности человека. В рамках этой функции культура создает ценности и ориентиры общества, закрепляет достигнутое и становится основой для дальнейшего развития. Созданные культурой цели и образцы являются перспективой и проектом человеческой деятельности. Эти же культурные ценности утверждаются в качестве норм и требований общества ко всем своим членам, регулируя их жизнь и деятельность. Возьмем, к примеру, религиозные доктрины Средневековья, известные вам из курса истории. Они одновременно создавали ценности общества, определяя, «что такое хорошо и что такое плохо», указывали, от чего к чему следует стремиться, а также обязывали каждого человека вести совершенно определенный образ жизни, заданный образцами и нормами.

Функция социализации. Эта функция дает возможность каждому конкретному человеку усваивать определенную систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему действовать в качестве полноправного члена общества. Люди, исключенные из культурных процессов, в большинстве своем не могут адаптироваться к жизни в человеческом обществе. (Вспомните маугли - людей, найденных в лесу и воспитанных животными.)

Коммуникативная функция. Эта функция культуры обеспечивает взаимодействие между людьми и общностями, способствует процессам интеграции и единства человеческой культуры. Особенно наглядной она становится в современном мире, когда на наших глазах создается единое культурное пространство человечества.

Перечисленные выше основные функции, конечно, не исчерпывают всех значений культуры. Многие ученые добавили бы к этому перечню еще десятки положений. Да и само раздельное рассмотрение функций достаточно условно. В реальной жизни они тесно переплетены и выглядят как неделимый процесс культурного творчества человеческого разума.

Представьте себе oгpoмнoe дерево со всеми его вeткaми и веточками, которые переплетаются между собой и тeряются из виду. Древо культуры выглядит еще сложнее, потому что все eгo ветви постоянно растут, меняются, coединяются и расходятся. И, для тoгo чтобы понять, как они растут, нужно знать и помнить, как они выглядели раньше, т. е. необходимо постоянно принимать в расчет весь огромный культурный опыт человечества.

Погружаясь в историю, мы видим в глубине веков исторические культуры древних цивилизаций, ниточки от которых тянутся в наше время. Вспомните, к примеру, чем современный мир обязан культурам Древнего Египта и Древней Греции.

Глядя на карту мира, мы понимаем, что культуры могут определяться расовыми и национальными признаками. А единая межнациональная культура может исторически сформироваться и на территории одного государства. Возьмите, например, Индию, страну, объединившую в единое культурное пространство множество народов с различными обычаями и религиозными верованиями.

Ну а если, оторвав взгляд от карты, мы окунемся в глубь общества, то и здесь мы увидим массу культур.

В обществе они могут делиться, скажем, по половозрастным и профессиональным признакам. Ведь, согласитесь, культурные интересы подростков и людей пожилого возраста отличаются друг от друга, так же как отличается культурно-бытовой уклад шахтеров от стиля жизни актеров, а культура провинциальных городов не похожа на культуру столиц.

Сложно разобраться в этом многообразии. С первого взгляда может показаться, что культура как единое целое просто-напросто не существует. На самом же деле все эти частички связаны и укладываются в единую мозаику. Культуры переплетаются и взаимодействуют между собой. И со временем этот процесс только ускоряется. Например, сегодня никого не удивит индус, сидящий на лавочке в московском сквере и читающий Софокла в английском переводе.

В мире, окружающем нас, происходит постоянный диалог культур. Особенно наглядно это видно на примере взаимопроникновения и взаимообогащения национальных Культур. Каждая из них неповторима и уникальна. Их различия обусловлены индивидуальным историческим развитием. Но история перешагивает национальные и региональные рамки, она становится всемирной, и культура, как и человек, просто не может находиться в изоляции, ей нужно постоянное общение и возможность сравнивать себя с другими. Без этого невозможно ее полноценное развитие. Отечественный ученый, академик Д. С. Лихачев писал: «Настоящие ценности культуры развиваются только в coприкосновении с другими культурами, вырастают на богатой культурной почве и учитывают опыт соседей. Может ли развиваться зерно в стакане дистиллированной воды? Может! - но пока не иссякнут собственные силы зерна, затем растение очень быстро погибает».

Сейчас на Земле практически не осталось изолированных культурных общностей, разве только где-то в малодоступных экваториальных лесах. Научно-технический прогpecc, связанные с ним информационные технологии, развитие транспорта, возросшая подвижность населения, мировое разделение труда - все это влечет за собой ин тepнационализацию культуры, создание единого культурного пространства для разных наций и народов. Легче вceгo в межнациональном общении усваиваются достижения тexники, естествознания, точных наук. Несколько сложнее приживаются новшества в области литературы и художествeннoгo творчества. Но и здесь мы можем видеть примеры интеграции. Так, скажем, Япония со своими вековыми литературными традициями жадно впитывает и усваивает опыт европейских писателей, а весь мир, в свою очередь, испытывает настоящий бум, зачитываясь произведениями японской литературы.

Мы с вами живем в эпоху формирования общечеловеческой интернациональной культуры, ценности которой приемлемы для людей всей планеты. Однако, как и любое другое явление глобального масштаба, процесс культурной интернационализации порождает массу проблем. Возникают сложности с сохранением собственных национальных культур, когда вековые традиции народа вытесняются новыми ценностями. Особенно острым этот вопрос оказывается для малых народов, культурный багаж которых может быть погребен под чужими влияниями. Поучительным примером может служить судьба североамериканских индейцев, которые все больше и больше растворяются в американском обществе и культуре.

Среди проблем глобализации становится очевидным, насколько бережно необходимо относиться к сердцевине родной культуры - к народным традициям, поскольку именно они являются ее основой. Без cвoeгo культурного багажа ни один народ не может на равных входить в мировую культуру, ему нечего будет положить в общую копилку, и он сможет предложить себя лишь в качестве потребителя.

Народная культура - это совершенно особый пласт культуры национальной, наиболее устойчивая ее часть, источник развития и хранилище традиций. Это культура, coздаваемая народом г бытующая в народных массах. Она включает в себя коллективную творческую деятельность народа, отражает eгo жизнь, воззрения, ценности. Ее произведения редко записываются, чаще они передаются из уст в уста. Народная культура, как правило, анонимна. У народных песен, танцев есть исполнители, но нет aвторов. И именно поэтому она - плод коллективного творчества. Даже если ее достоянием становятся авторские произведения, то авторство их вскоре забывается. Вспомните, например, общеизвестную песню «Катюша». Кто автор ее слов и музыки? На этот вопрос ответят далеко не все из тех, кто ее исполняет.

Когда мы говорим о народной культуре, то в первую очередь имеем в виду фольклор (со всеми eгo преданиями, песнями и сказками), народную музыку, танцы, театр, apхитектуру, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Однако на этом она не заканчивается. Это только надводная часть айсберга. Важнейшей составляющей нaродной культуры являются нравы и обычаи, бытовая фразеология и способы ведения хозяйства, домашний уклад и народная медицина. Все, что народ в силу давних традиций регулярно использует в своем обиходе,- это народная культура. Ее отличительная особенность в том, что она нaходится в постоянном употреблении. Пока бабушки paccкaзывают сказки, народная культура жива. Но, как только что-то из нее перестает использоваться, в этот же момент исчезает живое явление культуры, оно становится вceгo лишь объектом для изучения ученых-фольклористов. Нaродная культура как целое постоянна и неуничтожима, но частицы, составляющие ее, весьма хрупки и требуют бережного и внимательного отношения.

культура человек творчество

Многие исследователи считают, что культура возникла, прежде всего, под воздействием общественных запросов и потребностей. Прежде всего, общество нуждалось в закреплении и передаче духовных ценностей, которые вне общественных форм жизнедеятельности человека могли бы погибать вместе с автором этих ценностей.

Общество, таким образом, процессу созидания ценностей придало устойчивый и преемственный характер. В обществе стало возможным накопление ценностей, культура стала приобретать кумулятивный характер развития. Кроме того, общество создало возможности для публичного создания и использования ценностей, что привело к возможности более быстрого их понимания и апробирования другими членами общества.

Прежде всего, необходимо подчеркнуть мысль, что понятие "культура" относится к числу тех общеисторических категорий, которые имеют силу для всех эпох. Культура возникает вместе с появлением на земле человечества, и каждый шаг человека по пути общественного прогресса был одновременно шагом вперед в развитии культуры, каждая историческая эпоха, каждая особая форма общества обладала своей, только ей свойственной культурой.

Сущность культуры заключается в том, что она составляет фундаментальное, определяющее измерение человеческой жизни, воплощает собственно человеческий способ существования.

В массовом сознании утвердилось представление о культуре как об особой сфере общества, которая как бы отделена от повседневной жизни и фактически тождественна искусству и литературе. Этот взгляд закреплен в выражениях типа «работник культуры», «деятели культуры», под которыми подразумеваются поэты и писатели, музыканты и артисты.



На деле же культура - явление масштабное, несводимое к одному только искусству, явление соразмерное обществу и цивилизации. Потому культура не только теснейшим образом связана со всеми сторонами жизни общества и человека, а пропитывает ее.

Для того чтобы выяснить природу культуры, остановимся сначала на ее понятии. Термин «культура» латинского происхождения и первоначально он означал возделывание почвы. В Средние века им обозначали прогрессивные методы возделывания зерновых, таким образом, возник ныне хорошо известный термин «агрикультура» .

В XVIII - XIX веках культура интерпретируется в аристократическом духе. Культурными стали считать образованных, начитанных, «хорошо воспитанных» людей, обладавших «хорошими манерами». Такое понимание культуры, как видно, в некоторой мере сохранилось и до наших дней: мы, например, говорим о культурных и некультурных людях, о бескультурье, связываем культуру с образованностью, интеллектуальным трудом и т.п. Это деление, таким образом, восходит к делению общества на культурных аристократов и некультурное простонародье.

Впоследствии под культурой стали понимать всё, что создано человеком в отличие от естественного мира, природы. С позиций современной философии и науки, культура - очеловеченный, преобразованный людьми мир. Это вторая природа, надстроенная человеком над первой, «натуральной». Она, следовательно, включает в себя фактически то же содержание, что и понятия общества и цивилизации.

Конкретно облик культуры особенно отчетливо обнаруживается тогда, когда мы сравниваем разные народы, общества, страны. В глаза бросаются различия в образах жизни, типичных и характерных для этих народов, их обычаях, их разное отношение, например, к труду или семье, воспитанию детей или жизненному успеху, их привычки и традиции. Все эти различия фокусируются в системах ценностей и жизненных ориентиров, присущих этим народам. Так, американцы традиционно сориентированы на личный успех, в рамках их культуры по-разному варьируется миф о чистильщике сапог, ставшем президентом страны, они ценят людей, добившихся высокого статуса и популярности - спортсменов, артистов, певцов и т.п. А. Морито, один из основателей знаменитой фирмы «Сони», размышляя о японской и американской системах трудовых отношений, выделял такие различия. Для японской характерны фирменный патриотизм, система «семейных уз», демократизм в отношениях между менеджерами и работниками, «коллективное управление» (весьма напоминающее отечественную систему постоянных увязок и согласований решений), уравнительный принцип оплаты труда, в соответствии с которым она повышается каждый год по мере того, как работник становится старше и опытнее. Американская же система трудовых отношений, по мнению А. Морито, основана на индивидуализме, формальных связях работника с фирмой, узкой специализации работника, она ориентирована на извлечение максимальной прибыли и лишена «человеческого измерения».

Этот пример показывает, что одни же потребности (в данном случае экономические) могут удовлетворяться, одни и те же цели могут достигаться на основе различных систем ценностей, традиций, способов, правил и моделей поведения, т.е. всего того, что и образует особую культуру.

Культура, следовательно, придает определённое значение человеческой деятельности и жизни (скажем, труд рассматривается и оценивается как долг, или же, как обязанность, или же, как повинность, или как способ достижения других целей), вносит в них смысл. Поэтому культуру можно также представить как совокупность значений, с помощью которых люди осмысливают себя и окружающий их мир.

Культура олицетворяет своеобразие, уникальность и неповторимость общества, народа, социальной группы, короче - того субъекта, которому она принадлежит. Культуру с этой точки зрения можно представить как портрет социальной общности. Это связано с тем, что она складывается на протяжении длительного времени и представляет собой аккумуляцию своеобразного исторического опыта, который люди приобрели. Другими словами, каждая культура непременно имеет «историческое измерение», которое, может быть не заметно на первый взгляд, но, тем не менее, без него никакая культура, даже если речь идёт о культуре небольшой социальной группы, не существует.

Культура поэтому содержит в себе наиболее типичные, повторяющиеся, распространённые, воспроизводящиеся регулярно, черты и свойства социальной общности. Общим знаменателем всего многообразного содержания культуры, следовательно, можно считать традицию. Она обнаруживает себя во всех элементах культуры, формируя ее своеобразие, а на поверхности общественной жизни она проявляется в виде привычки.

Можно сказать, что каждой культуре присущ механизм селекции, отбора, благодаря которому она как бы отфильтровывает общественную жизнь, практику, оставляя в качестве культурных образцов, стандартов, канонов только некоторые элементы. Они становятся общими и в определённой мере обязательными для всех членов социальной общности.

Эти элементы (образцы, стандарты, каноны) должны, с одной стороны, быть эффективными и целесообразными, помогая социальной общности поддерживать своё существование в качестве целого при меняющихся обстоятельствах. Особенно отчётливо это видно на примере профессиональной культуры, в которой существуют многочисленные средства выработки, передачи, тиражирования образцов и моделей, канонов профессионализма, поддерживания его на «должном уровне» и контроля за ним. Если же профессиональная культура размывается (скажем, вследствие подмены профессиональных критериев оценки работы специалиста политическими требованиями лояльности), то разрушается и сама профессиональная общность, исчезает граница между, например, врачом и знахарем, учёным и шарлатаном, писателем и графоманом, милиционером и бандитом. Сами же профессии попросту деградируют.

С другой стороны, новые элементы должны вписываться в уже имеющуюся культуру, соответствовать ее основополагающим ценностям, нормам, образцам, традициям, не рвать её ткань, а напротив - укреплять. Взять, например, такой важный компонент культуры как язык. Хотя его существование связано с постоянным появлением новых слов и введением в его словарь иностранных заимствований, в общем и целом лексика остаётся постоянной, еще более стабильны правила. Таким образом, механизм селекции помогает сохранить своеобразие и уникальность каждой культуры, будь то культура национальная, профессиональная, поколенческая или какая иная.

С этой точки зрения показательны попытки изменить культуру насильственным путём, помимо механизма селекции, без учёта самобытности культуры внедрить в нее новые «прогрессивные» элементы. Такой путь либо разрушает целостность культуры, её внутренние взаимосвязи, превращая культурную ткань в коллекцию «обрезков и лоскутков» (это, правда, бывает редко), либо оканчивается ничем.

Здесь можно привести прискорбный пример. Правовой нигилизм, пренебрежительное отношение к закону и праву - наша традиция, уходящая своими корнями далеко в прошлое и «канонизированная» в известной пословице «закон, что дышло, куда повернёшь, туда и вышло». В эпоху перестройки в общественное сознание была введена европейская идея правового государства и с тех пор не ослабевает внимание к правовому регулированию общества, даже предпринимаются попытки реформировать судебную систему. Но практика и глубинное отношение к закону не изменилось, поскольку не изменился сам закон, оставшийся неправовым, «волей господствующего класса», поскольку идея правового государства не была «увязана» с коренными ценностями отечественной культуры, в первую очередь - с идеей справедливости. Более того, так как небрежение законом демонстрируют именно сами законодатели и «правоохранители», правовой нигилизм лишь усиливается.

Культура народа формируется и откристаллизовывается на протяжении целых исторических эпох, она - прошлое, опрокинутое в настоящее. Она - «память» о прошлом, зафиксированная в стереотипах сознания и поведения, символах, обрядах и обычаях. Это - наиболее глубинные её пласты, которые тысячью нитей связаны с более динамичными и меняющимися поверхностными слоями, отражающими специфику конкретной исторической эпохи и часто несущими в себе новое и противоречащее традициям содержание.

Культура как целостное явление выполняет определенные функции по отношению к обществу.

Адаптационная функция - культура обеспечивает приспособление человека к окружающей среде. Термин адаптация означает приспособление. Животные и растения вырабатывают механизмы адаптации в процессе биологической эволюции. Механизм адаптации человека принципиально иной он не приспосабливается к среде, а приспосабливает среду к себе, создавая новую искусственную среду. Человек как биологический вид остается одинаковым в очень широком диапазоне условий, а культура (формы хозяйства, обычаи, социальные институты) различаются в зависимости от того, чего требует природа в каждом конкретном регионе. Значительная часть культурных традиций имеет рациональные основания, связанные с каким-то полезным приспособительным эффектом. Другой стороной адаптационных функций культуры является то, что ее развитие все в большей степени обеспечивает людям безопасность и комфорт, увеличивается эффективность труда, появляются новые возможности для духовной самореализации человека, культура позволяет человеку с наибольшей полнотой раскрыть себя.

Коммуникативная функция – культура формирует условия и средства человеческого общения. Культура создается людьми сообща, она есть условие и результат общения людей. Условие потому, что только благодаря усвоению культуры между людьми устанавливаются подлинно человеческие формы общения, культура дает им средства общения – знаковые системы, языки. Результат – потому что только благодаря общению люди могут создавать хранить и развивать культуру; в общении люди учатся пользоваться знаковыми системами, фиксировать в них свои мысли и усваивать зафиксированные в них мысли других людей. Таким образом, культура связывает и объединяет людей.

Интегративная функция – культура объединяет народы социальные группы государства. Любая социальная общность, в которой складывается своя культура, скрепляется этой культурой. Потому что среди членов общности распространяется единая совокупность взглядов убеждений ценностей идеалов характерных для данной культуры. Эти явления определяют сознание и поведение людей, у них формируется чувство принадлежности к одной культуре. Сохранение культурного наследства национальных традиций, исторической памяти создает связь между поколениями. На этом строится историческое единство нации и самосознание народа как существующей на протяжении долгого времени общности людей. Широкие рамки культурной общности создаются мировыми религиями. Единая вера тесно связывает представителей различных народов, составляющих мир ислама или христианский мир.

Функция социализации – культура это важнейшее средство включения индивидов в социальную жизнь, усвоения ими социального опыта, знаний ценностей, норм поведения, соответствующих данному обществу социальной группе и социальной роли. Процесс социализации позволяет личности стать полноценным членом общества, занять в нем определенную позицию, и жить так как требуют обычаи и традиции. Вместе с тем этот процесс обеспечивает сохранение общества, его структуры сложившихся в нем форм жизни. Культура определяет содержание средства и способы социализации. В ходе социализации люди осваивают хранящиеся в культуре программы поведения, учатся жить мыслить и действовать в соответствии с ними.

Информационная функция культуры – с возникновением культуры у людей появляется особая отличающаяся от животных «надбиологическая» форма передачи и хранения информации. В культуре информация кодируется внешними по отношению к человеку структурами. Информация как приобретает собственную жизнь и способность к собственному развитию. В отличие от биологической, социальная информация не исчезает со смертью добывшего ее индивида. Благодаря этому в обществе, возможно, то, что никогда не будет возможно в животном мире – историческое умножение и накопление информации, находящейся в распоряжении человека как родового существа.

Познавательная функция культуры определяется определенным критерием познания, овладения человеческими силами природы и общества, а также степени развития "человеческого" в самом человеке. Охватывая все формы общественного сознания, взятые в их единстве, культура дает целостную картину познания и освоения мира. Конечно, культура не сводится к совокупности знаний о мире, но систематизированные научные знания выступают одним из важнейших ее элементов.

Однако культура не только характеризует степень познания человеком окружающего мира. При этом культура раскрывает не только степень развития форм общественного сознания в их единстве, но и уровень навыков и умений людей, проявляющихся в их практической деятельности. Жизнь необычайно сложна и все время перед людьми ставит все новые и новые проблемы. Это вызывает потребность познания процессов, происходящих в обществе, осознание их как с научных, так и с художественно-эстетических позиций.

Культура способствует также осуществлению эвристических целей человека, его поискам наиболее продуктивных форм познания нового, открытию новых путей и методов социальной жизни, усилению власти человека над стихийными силами природы.

Как следует из сказанного, роль культуры при этом сводилась к чему-то определенному и немногому, но важному.

В сегодняшних представлениях о функциях культуры важнейшее место, как правило, отводится человекотворческой функции.

Так что усилия великих мыслителей, призывавших видеть в культуре лишь условие для развития человеческих качеств, не пропали даром. Но реальная жизнь культуры все же не ограничена человекотворческой функцией. Многообразие потребностей человека послужило основанием для появления самых различных функций. Культура - это своеобразное самопознание человека, поскольку она показывает ему не только окружающий его мир, но и его самого. Это своего рода зеркало, где человек видит себя и таким, каким бы он должен стать, и таким, каким он был и есть. Результаты познания и самопознания передаются в виде опыта, житейской мудрости, посредством знаков, символов от поколения к поколению, от одного народа к другому.

Аксиологическая (ценностная) функция культуры , она фиксирует способность накопления в культуре художественных ценностей и их влияние на образ мыслей и поведение человека. Все многообразие материальной и духовной культуры может выступать в качестве материальных и духовных ценностей, которые оцениваются в плане истины или не истины, прекрасного или безобразного, допустимого или запретного, справедливого или несправедливого и т.д.

Совокупность сложившихся, устоявшихся ценностных ориентаций индивида образуют своего рода ось его сознания, обеспечивающую определенную преемственность культуры и мотивацию его поведения. В силу этого ориентации выступают важнейшим фактором, регулирующим, детерминирующие поступки человека. Развитые ценностные ориентации - признак зрелости личности, показатель меры его социальности. Это - призма восприятия не только внешнего, но и внутреннего мира индивида. Таким образом, аксиологическая или ценностная функция культуры проявляется не только в оценке культуры, ее достижений, но и в социализации личности, в формировании общественных отношений, поведении людей.

Эстетическая функция культуры , прежде всего, проявляется в искусстве, в художественном творчестве. Как известно, в культуре существует некая сфера "эстетического". Именно здесь раскрывается суть прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, трагического и комического. Эта сфера тесно связана с эстетическим отношением к действительности, к природе. В.Соловьев подметил, что “красота, разлитая в природе в ее формах и красках, на картине является сосредоточенною, сгущенною, подчеркнутою”, а эстетическая связь искусства и природы "состоит не в повторении, а в продолжение того художественного дела, которое начато природой ".

С эстетической функцией связана гедонистическая функция. Гедонизм в переводе с греческого означает наслаждение. Люди получают удовольствие от прочитанной книги, осмотра архитектурных ансамблей, музеев, посещения театров, концертных залов и т.п. Удовольствие способствует формированию потребностей и интересов, оказывает влияние на образ жизни людей.

Главной, синтезирующей функцией культуры, отражающей ее социальный смысл, является гуманистическая функция. Все названные выше функции так или иначе связаны с формированием личности, поведением человека в обществе, с расширением его познавательной деятельности, развитием интеллектуальных, профессиональных и других способностей.

Гуманистическая функция проявляется в единстве противоположных, но органически взаимосвязанных между собой процессов: социализации и индивидуализации личности. В процессе социализации человек осваивает общественные отношения, духовные ценности, превращая их во внутреннюю сущность своей личности, в свои социальные качества. Но эти отношения, ценности человек осваивает по-своему, неповторимо, в индивидуальной форме. Культура - особый общественный механизм, осуществляющий социализацию и обеспечивающий обретение индивидуальности личности.



Рассказать друзьям