Российская художественная литература о вов. Великая Отечественная война в литературе: лучшие произведения о подвиге советского народа

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Самые популярные книги о войне написаны очевидцами страшных военных лет:

Трое самых популярных писателей, осветивших события военных лет:

  1. Известный советский писатель Борис Васильев ушел на фронт в 41-году, будучи еще школьником. Самым известным его произведением можно считать повесть "А зори здесь тихие", по данной книге был снят фильм, который занимает в нашем рейтинге ТОП 70 лучших фильмов о войне почетное 1-е место. Борис Васильев написал не мало интересных книг о войне, которые в последствие легли в основу фильмов.
  2. Не менее популярный белорусский писатель Василь Быков. Он так же, как и Борис Васильев был еще совсем юным, когда началась Великая Отечественная война. В июне 41-го года В. быков оканчивает 10 класс, в 42-м году призван на фронт. Он участвовал в боевых сражениях. Известность ему принесли произведения: "Сотников", "Дожить до рассвета", "Пойти и не вернуться" и другие.
  3. Константин Симонов - еще один известный советский писатель военной тематики. С началом войны призван в армию. Был военным корреспондентом и побывал на всех фронтах. В 43-м году ему присвоено звание подполковника, после войны полковника. Константин Симонов написал не одну из самых лучших книг о войне. Не даром в нашем списке его имя встречается часто.

В нашем списке лучших книг о войне вы увидите произведения известных писателей, таких как Ю.Бондарев, М.Шолохов, Б.Полевой, В.Пикуль и другие.

Великие сражения описаны в многих произведениях о войне. По этим художественным книгам можно узнать много исторических фактов. По этому они очень полезны для прочтения подросткам и школьникам. Патриотиз и мужество описан и в стихах о войне, такие стихи заставляют задуматься каждого .

Лучшие книги о битвах и сражениях

  • «В окопах Сталинграда" - Виктор Некрасов
  • «Живые и мертвые» - Константин Симонов
  • «Солдатами не рождаются» - Константин Симонов
  • «Последнее лето» - Константин Симанов
  • «Горячий снег» - Юрий Бондарев
  • «Батальоны просят огня" - Юрий Бондарев
  • «Блокадная книга» - Алесь Адамович, Даниил Гранин
  • «Они сражались за Родину» - Михаил Шолохов
  • «Дорога жизни» - Н. Ходза
  • «В списках не значился» - Борис Васильев
  • «Брестская крепость» - Сергей Смирнов
  • «Балтийское небо» - Николай Чуковский
  • «Сталинград» - Виктор Некрасов

Героизм простого человека, во время войны - не так грандиозно, не не менее важно, ведь именно благодаря русскому народу мы одержали великую победу над фашизмом.

Лучшие книги о героизме и судьбах людей

  • «Сотников» - Василь Быков
  • «Василий Теркин» - Александр Твардовский
  • «Обелиск» - Василь Быков
  • «Дожить до рассвета» - Василя Быкова
  • «Прокляты и убиты» - Виктор Астафьев
  • «Жизнь и судьба» - Василий Гроссман
  • «Живи и помни» - Валентин Распутин
  • «Штрафбат» - Эдуард Володарский
  • «На войне как на войне» - Виктор Курочкин
  • «Офицеры» - Борис Васильев
  • «Аты-баты шли солдаты» - Борис Васильев
  • «Знак беды» - Василь Быков
  • «Болото» - Василь Быков
  • «Повесть о настоящем человеке» - Борис Полевой

Советские разведчики, внесли не малый вклад во время Великой Отечественной войны, по этому столько книг написано про подвиги советских разведчиков. Мы подобрали для вас самые лучшие книги этой тематики.

Лучшие книги о разведчиках

  • "Момент истины" - Владимир Богомолов.
  • "Семнадцать мгновений весны" - Ю. Семёнов
  • «Сильные духом» - Дмитрий Николаевич Медведев
  • «Щит и меч» - Вадим Кожевников
  • «Взять живым» - Владимир Карпов
  • «На краю пропасти»- Ю.Иванов
  • «Океанский патруль» - Валентин Пикуль

Роль руской женщины во время войны. Они сражались наравне с мужчинами, недаром их героизм описан в лучших книгах о войне.

Лучшие книги о подвигах женщин

  • "А зори здесь тихие" - Борис Васильев
  • «У войны не женское лицо» - Светлана Алексеевич
  • «Мадонна с пайковым хлебом» - Мария Глушко
  • «Четвертая высота» - Елена Ильина
  • "Пойти и не вернуться" - Василя Быкова
  • «Повесть о Зое и Шуре» - Любовь Космодемьянская
  • «Матерь человеческая» - Виталий Закрутин
  • «Партизанка Лара» - Надежда Надеждина
  • «Девичья команда» - П. Заводчиков, Ф. Самойлов

Война глазами детей и подростков. Как рано им пришлось повзраслеть.

Лучшие книги о подвигах детей и молодежи

  • «Молодая гвардия» - Александр Фадеев
  • «Последние свидетели. Соло для детского голоса» - Светлана Алексеевич
  • «Улица младшего сына» - Лев Кассиль, Макс Поляновский
  • «Сын полка» - Валентин Катаев
  • «Мальчики с бантиками» - Валентин Пикуль

Мирная жизнь до военных лет. Романтика, любовь и надежды - все это оборвала война.

Лучшие книги о жизни до войны

  • «Завтра была война» - Борис Васильев
  • «До свиданья мальчики» - Борис Балтер

Возможно вы захотите дополнить наш список лучших книг о войне. Оставляйте свои комментарии

В этой подборке мы собрали лучшие книги про войну 1941 – 1945. Список самых интересных произведений о Великой Отечественной войне, о детях героях, пионерах и более масштабно — про Вторую Мировую войну.

Валентин Пикуль. Океанский патруль. Книга первая. Аскольдовцы. Том 1

Перед читателем предстает Великая Отечественная война близ моря. Герои ведут сражение не только против врагов, но и против стихийных прихотей. Сражаться сразу с двумя врагами намного труднее и опаснее. Каждый персонаж флота важен для своих близких, которых их ожидают на суше. Дальше

Владимир Карпов. Взять живым!

Данное произведение написано бывшим фронтовиком Владимиром Карповым и являет собой некий сборник различных повествований о сложных днях простого разведчика Василия. Многие из описанных событий выглядят сложно вообразимыми, но автор убеждает в их подлинности. Дальше

Валентин Катаев. Сын полка

Эта повесть рассказывает о доле обычного крестьянского мальчика Ивана Солнцева, который стал сиротой во время Великой Отечественной войны, которая сделала сиротами многих детей. Ваня так же осиротел и когда он вырос, решил пойти по стопам отца, чтобы почтить своим поступком его память – он поступил в военное училище. Дальше

Светлана Алексиевич. Последние свидетели. Соло для детского голоса

Данное произведение стало вторым в документальном цикле «Голос Утопии». Здесь перед читателем предстают воспоминания о Великой Отечественной войне самых маленьких ее свидетелей – детей. Все, что смогли передать детские глаза, оказалось страшным и беспощадным зрелищем. Дальше

Виктор Курочкин. На войне как на войне

Автор известен читателю как один из необыкновенных писателей времен войны. Данная повесть доносит до читателя житейские дела во времена военной действительности, а также насколько был велик настоящий героизм простых людей. По мотивам книги снят знаменитый художественный фильм. Дальше

Валентин Распутин. Живи и помни. Повести и рассказы

Проза этого писателя затрагивает вопросы нравственности. Повести и рассказы Распутина сражаются за сохранение русских обычаев и традиций и являются составляющей золотого фонда отечественной литературы. Язык, которым он творил, был весьма живым, и яркими красками предавал читателю необъяснимую красоту и страсть мира. Дальше

Виктор Астафьев. Прокляты и убиты

На фронт прибыло несколько подростков-новобранцев. Там их ждет жесткое отношение командира, дикий холод и беспощадный голод. Со временем толпа мальчишек становится настоящим солдатским братством и действует сообща. Их последующая судьба оставит след в душе каждого читателя. Дальше

Василь Быков. Дожить до рассвета

На дороге лежал солдат Ивановский, держа под собой гранату. К нему приближалась повозка, и он был готов к тому, что будет замечен немцами. Он изо всех сил старался быть неподвижным и даже переставал дышать. Немцы что-то кричали в его сторону, но он не отзывался. Что же случится с ним дальше? Дальше

Надежда Надеждина. Партизанка Лара

Данная повесть показывает нам юную партизанку Лару во времена Великой Отечественной войны. Для многих она стала символом мужества партизанок. Девочка желала мирной жизни и вовсе не хотела воевать, но враг добрался до ее деревни, перекрыв к ней доступ. Она должна была помочь своим близким. Дальше

Автор данной повести и сам побывал на фронте. Именно события своей истории стали основой для сюжетов книг. Его повесть рассказывает о человеке, которого пытала ледяная вода непроходимых болот, грязь окопов и глушь леса. Но самая главная пытка — это неизвестность исхода военных действий. Дальше

Данная книга повествует о судьбе маленькой девочки. Эта в будущем талантливая актриса прославилась как чуткий и мудрый человек, любящий свою родину и людей. Жизнь столь незаурядного человека как Гуля (так ее прозвали) достойна внимания читателя. Дальше

Это первая книга о войне из цикла «Голоса Утопии». Это последняя редакция, в котором писательница доработала книгу, добавив новые эпизоды и дополнив женские исповеди некоторыми из страниц своего дневника. Эта книга — путеводитель в духовный мир женщины, выживающей в условиях войны. Дальше

Автор попал на фронт в 17 лет и решил написать о тех, с кем сражался в одном окопе. Главный герой Николай, подобно автору, — молодой парнишка, который взрослеет на фронте. Теряя друзей, он поливает вражеской кровью свою родную землю. Благодаря автору, главный герой стал практически бессмертным. Дальше

В книге повествуется о советской военной контрразведке. Эта группа смогла обезвредить немецких агентов. В то время как бойцы нашей армии были задействованы в освобождении Прибалтики, русские контрразведчики смогли обнаружить немецкую группировку «Неман». Дальше

Эта книга является автобиографической повестью. В ней мы сможем узнать про жизнь обитателей Соловецких островов. Автор был представлен в роли главного героя Савки Огурцова, проживавшего в Школе юнг. Дальше

В этом романе писатель, который сам воевал в России и Польше, повествует о событиях в Сталинграде, а именно об одном из решающих событий Великой Отечественной войны. Каждая смерть воспринимается как нарушение справедливости. Дальше

Этот роман является последним в трилогии «Живые и мертвые». Писатель проводит главных героев победными путями последнего лета Великой Отечественной войны. Вся мощь Советской армии начала набирать обороты и под славную музыку идет к долгожданной победе. Дальше

Борис Васильев. Завтра была война (сборник)

Автор, который сам побывал на полях битв, рассказывает о войне весьма реалистично. Он показывает проблемы любви и верности, а также нравственности, которые противостоят цинизму и официозу. Все эти проблемы описаны с одной стороны во времена войны, а с другой — в мирное время. Дальше

Весьма известная повесть о летчике Алексее Маресьеве, который был героем Советского Союза. Основа повести – его безграничная самоотдача своему делу. Главный герой смог провернуть в воздухе массу блестящих военных операций и даже после ампутации обеих ног он продолжал воевать! Дальше

Юлиан Семенов. Семнадцать мгновений весны (сборник)

Этот роман о легендарном советском разведчике Штирлице завоевал симпатии массы читателей. Главный герой стал настоящим народным любимцем. В наше время о нем часто слагают анекдоты и спорят о его прототипах. Полковник Максим Исаев – знаменитый советский разведчик, который привык рисковать своей жизнью. Дальше

Это были лучшие книги про войну 1941 – 1945. Список обязательно добавляйте в закладки. А если вы знаете еще романы о Великой Отечественной войне и в целом про Вторую Мировую войну, пишите нам в комментариях.

Военная проза - особый пласт художественной литературы. Специально к знаменательным майским дням «Фома» составил подборку из 10 книг разных лет о Великой Отечественной войне. Мы предлагаем вам прочесть произведения тех авторов, для которых война стала ключевым событием в их жизни и творчестве.

Василь Быков. «Сотников» (1969)

Сюжет повести «Сотников» Василю Быкову, участнику Великой Отечественной войны, подсказал его однополчанин, которого писатель считал погибшим. «Сотников» - это произведение о превратностях судьбы партизан на войне. Быкова интересуют вечные темы и вопросы о жизни и смерти, трусости и мужестве, предательстве и верности.

Цитаты

“Нет, наверно, смерть ничего не решает и ничего не оправдывает. Только жизнь даёт людям определенные возможности, которые ими осуществляются или пропадают напрасно. Только жизнь может противостоять злу и насилию. Смерть же лишает всего”

“Самое изнурительное на войне - неопределенность”

“Нельзя рассчитывать на то, что не заслужено”

Борис Васильев. «А зори здесь тихие…» (1969)

В этой повести писатель Борис Васильев, сам прошедший войну, рассказывает проникновенную и трагическую историю пятерых девушек-зенитчиц. Отважные героини во главе со своим командиром - старшиной Федотом Васковым - вступают в неравную схватку с немецкими диверсантами.

Цитаты:

«Война - это не просто кто кого перестреляет. Война - это кто кого передумает»

«Человек в опасности либо совсем ничего не соображает, либо сразу за двоих. И пока один расчет ведет, как дальше поступить, другой об этой минуте заботится: все видит и все замечает»

«Глупости не стоит делать даже со скуки»

Борис Полевой. «Повесть о настоящем человеке (1946)

Всемирно известная повесть Бориса Полевого, побывавшего на фронтах Великой Отечественной войны в качестве военного корреспондента, рассказывает о советском летчике Алексее Мересьеве, который был сбит в 1942 году в одном из воздушных боев. Летчик был ранен, потерял обе ноги, но поставил перед собой цель вернуться в строй и добился этого. Прототипом героя повести стал Герой Советского Союза летчик Алексей Маресьев.

Цитаты:

«Казалось, чем слабее и немощнее становилось его тело, тем упрямее и сильнее был его дух»

«Вся его воля, все неясные мысли, как в фокусе, были сосредоточены в одной маленькой точке: ползти, двигаться, двигаться вперед во что бы то ни стало»

Константин Симонов. «Живые и мёртвые» (1955–1971)

В грандиозной трилогии «Живые и мертвые» повествуется о событиях Великой Отечественной войны, начиная с ее первых дней. В основе романа - записки самого автора, сделанные им в разные годы, о судьбах людей, на которые повлияла война.

Цитаты:

«Иногда человеку кажется, что война не оставляет на нем неизгладимых следов, но если он действительно человек, то это ему только кажется»

«Все мы сейчас на войне одинаковые: и злые - злые, и добрые - тоже злые! А кто не злой, тот или войны не видал, или думает, что немцы его пожалеют за его доброту»

«Война каждый час разлучает людей: то навсегда, то на время; то смертью, то увечьем, то раной. И все-таки, как ни наглядишься на все это, но что она такое, разлука, до конца понимаешь, только когда она нагрянет на тебя самого»

Виктор Некрасов. «В окопах Сталинграда» (1946)

В годы войны писатель Виктор Некрасов служил на фронте полковым инженером и принимал участие в Сталинградской битве. Его повесть «В окопах Сталинграда» стала настоящим событием в мире литературы: трагическое повествование о жестоких и изнурительных боях стало произведением, положившем начало так называемой «окопной прозе». До Некрасова мало кто отважился так правдиво и подробно описать то, что происходило на фронте. Книга писателя восхитила читателей и критиков всего мира и была переведена на 36 языков.

Цитаты:

«На войне никогда ничего не знаешь, кроме того, что у тебя под самым носом творится. Не стреляет в тебя немец - и тебе кажется, что во всем мире тишь да гладь; начнет бомбить - ты уверен, что весь фронт от Балтийского до Черного моря задвигался»

«Самое страшное на войне - это не снаряды, не бомбы, ко всему этому можно привыкнуть; самое страшное - это бездеятельность, неопределенность, отсутствие непосредственной цели. Куда страшнее сидеть в щели в открытом поле под бомбежкой, чем идти в атаку. А в щели ведь шансов на смерть куда меньше, чем в атаке. Но в атаке - цель, задача, а в щели только бомбы считаешь, попадет или не попадет»

«Люся спрашивала тогда, люблю ли я Блока. Смешная девочка. Надо было спросить, любил ли я Блока, в прошедшем времени. Да, я его любил. А сейчас я люблю покой. Больше всего люблю покой. Чтоб меня никто не вызывал, когда я спать хочу, не приказывал…»

Даниил Гранин. «Мой лейтенант» (2011)

В своем романе Даниил Гранин ведет повествование от лица молодого лейтенанта Д., капитана, прошедшего войну и пожилого человека, который вспоминает все, что с ним случилось. Гранин, воевавший на протяжении всей Великой Отечественной войны в танковых войсках, рассказывал о замысле своей книги: «Я не хотел писать про войну, у меня были другие темы, но моя война оставалась нетронутой, она была единственная война в истории Второй Мировой войны, которая проходила два с половиной года в окопах - все 900 блокадных дней. Мы жили и воевали в окопах, мы хоронили наших погибших на кладбищах, пережили тяжелейший окопный быт».

Цитаты:

«Жизнь постигается, когда она проходит, оглянешься назад и понимаешь, что там было, а так живешь, не глядя вперед, откуда она приходит. У каждого время отсчитывается по собственным часам. У одного они спешат, у другого отстают, какое правильное - неизвестно, не с чем сверить, хотя циферблат общий»

«Смерть перестала быть случайностью. Случайностью было уцелеть»

«Я никогда не верил в Бога, знал всем своим новеньким высшим образованием, всей астрономией, дивными законами физики, что Бога нет, и тем не менее, я молился»

Вячеслав Кондратьев. «Сашка» (1979)

В повести Кондратьева заложен философский вопрос о ценности человеческой жизни. Писатель-фронтовик пишет о молодом человеке, вчерашнем школьнике Сашке, который попадает на фронт. В тяжелейших условиях, находясь лицом к лицу с врагом, которого он взял в плен, Сашка не теряет присущего ему милосердия, добра и сострадания.

Цитаты:

«Жизнь такая - откладывать ничего нельзя»

«Много, очень много видал Сашка смертей за это время - проживи до ста лет, столько не увидишь, - но цена человеческой жизни не умалилась от этого в его сознании...»

Борис Васильев. «В списках не значился » (1974)

Роман Бориса Васильева относится к особой ветви военной литературы, возникшей во второй половине ХХ века - лейтенантская проза. Эта книга - это правдивая и искренняя история молодого лейтенанта Николая Плужникова. В 1941 году, сразу после училища, он отправляется на место службы в Брестскую крепость. Так он оказался не значащимся в списках личного состава гарнизона крепости, которую защищает до самого последнего своего вздоха.

Цитаты:

«Человека нельзя победить, если он этого не хочет. Убить можно, а победить нельзя»

«Он остался в живых только потому, что кто-то погибал за него. Он сделал это открытие, не понимая, что это - закон войны. Простой и необходимый, как смерть: если ты уцелел, значит, кто-то погиб за тебя. Но тон открывал этот закон не отвлеченно, не путем умозаключений: он открывал его на собственном опыте, и для него это был не вопрос совести, а вопрос жизни»

«Он упал на спину, навзничь, широко раскинув руки, подставив солнцу невидящие, широко открытые глаза. Упал свободным и после жизни, смертию смерть поправ»

Светлана Алексиевич. «У войны - не женское лицо» (1985)

Книга лауреата Нобелевской премии по литературе (2015) Светланы Алексиевич посвящена героизму женщин, участвовавших в Великой Отечественной войне. «У войны не женское лицо…» - это разного рода беседы, воспоминания партизанок, лётчиц, медсестёр, подпольщиц, которые рассказывают о том, что им пришлось пережить в ужасные годы войны.

Цитаты:

«Кончилась война, у меня было три желания: первое - наконец я не буду ползать на животе, а стану ездить на троллейбусе, второе - купить и съесть целый батон, белый батон, третье - выспаться в белой постели и чтобы простыни хрустели»

«Все, что мы знаем о женщине, лучше всего вмещается в слово «милосердие». Есть и другие слова - сестра, жена, друг и самое высокое - мать. Но разве не присутствует в их содержании и милосердие как суть, как назначение, как конечный смысл? Женщина дает жизнь, женщина оберегает жизнь, женщина и жизнь - синонимы»

«Война кончилась, и мы вдруг поняли, что надо учиться, что надо замуж выходить, детей рожать. Что война - это еще не вся жизнь. И наша женская жизнь только-только начинается. А мы были очень уставшие, душой уставшие…»

«Мы стремились... Мы не хотели, чтобы о нас говорили "Ах, эти женщины!" И старались больше, чем мужчины, мы ещё должны были доказать, что не хуже мужчин. А к нам долго было высокомерное, снисходительное отношение: "Навоюют эти бабы..."»

Михаил Шолохов . «Судьба человека» (1956)

Рассказ «Судьба человека» основан на реальных событиях. В 1946 году Шолохов встретил бывшего военного, рассказавшего ему свою поразительную историю, которую писатель облек в художественное произведение. На долю главного героя рассказа, солдата Андрея Соколова, выпали тяжелейшие испытания. Оказавшись на фронте, он попадает в концлагерь, чудом избегает расстрела и совершает побег. На воле он узнает, что его почти вся его семья, кроме сына, погибла во время бомбежки, и возвращается на фронт. В самый торжественный для страны день 9 мая, Соколов получает известие о том, что его единственный сын умер. После войны Соколов усыновляет мальчика-сироту. Повесть Шолохова о том, что война не сломила дух человека и не убила в нем стремление жить и помогать другим.

Цитата:

«Били за то, что ты - русский, за то, что на белый свет еще смотришь, за то, что на них, сволочей, работаешь. Били и за то, что не так взглянешь, не так ступнешь, не так повернешься. Били запросто, для того, чтобы когда-нибудь да убить до смерти, чтобы захлебнулся своей последней кровью и подох от побоев. Печей-то, наверное, на всех нас не хватало в Германии»

Валентин Катаев. «Сын полка» (1945)

Эта повесть адресована молодым читателям. Писатель рассказывает историю мальчика Вани Солнцева, который воюет на фронте наравне со взрослыми солдатами. Валентин Катаев показывает, что героизм, смелость и воля присущи даже самым юным участникам Великой Отечественной войны.

Цитаты:

«Раз человек молчит, значит, не считает нужным говорить. А раз не считает нужным, то и не надо. Захочет - сам расскажет. И нечего человека за язык тянуть»

«Победа или смерть!» - говорили наши люди в те годы. И шли на смерть, чтобы другие, оставшиеся в живых, победили. Это была справедливая борьба за счастье и мир на земле»

Подготовила Ася Занегина

Много лет отделяют нас от Великой Отечественной войны (1941-1945). Но время не снижает интереса к этой теме, обращая внимание сегодняшнего поколения к далёким фронтовым годам, к истокам подвига и мужества советского солдата - героя, освободителя, гуманиста. Да, слово писателя на войне и о войне трудно переоценить; Меткое, разящее, возвышающее слово, стихотворение, песня, частушка, яркий героический образ бойца или командира- они вдохновляли воинов на подвиги, вели к победе. Эти слова и сегодня полны патриотического звучания, они поэтизируют служение Родине, утверждают красоту и величие наших моральных ценностей. Вот почему мы вновь и вновь возвращаемся к произведениям, составившим золотой фонд литературы о Великой Отечественной войне.

Как не было ничего равного этой войне в истории человечества, так и в истории мирового искусства не было такого количества различного рода произведений, как об этом трагическом времени. Особенно сильно тема войны прозвучала в советской литературе. С первых же дней грандиозной битвы наши писатели встали в один строй со всем сражающимся народом. Более тысячи писателей принимали участие в боевых действиях на фронтах Великой Отечественной войны, «пером и автоматом» защищая родную землю. Из 1000 с лишним писателей, ушедших на фронт, более 400 не вернулись с войны, 21 стали Героями Советского Союза.

Известные мастера нашей литературы (М. Шолохов, Л. Леонов, А. Толстой, А. Фадеев, Вс. Иванов, И. Эренбург, Б. Горбатов, Д. Бедный, В. Вишневский, В. Василевская, К. Симонов, А.Сурков, Б. Лавренёв, Л. Соболев и многие другие) стали корреспондентами фронтовых и центральных газет.

«Нет большей чести для советского литератора, - писал в те годы А. Фадеев, - и нет более высокой задачи у советского искусства, чем повседневное и неустанное служение оружием художественного слова своему народу в грозные часы битвы».

Когда гремели пушки, музы не молчали. На протяжении всей войны - и в тяжёлое время неудач и отступлений, и в дни побед - наша литература стремилась как можно полнее раскрыть моральные качества советского человека. Воспитывая любовь к Родине, советская литература воспитывала и ненависть к врагу. Любовь и ненависть, жизнь и смерть - эти контрастные понятия в то время были неразделимы. И именно этот контраст, это противоречие несли в себе высшую справедливость и высший гуманизм. Сила литературы военных лет, секрет её замечательных творческих успехов - в неразрывной связи с народом, героически сражающимся с немецкими захватчиками. Русская литература, издавна славившаяся своей близостью к народу, пожалуй, никогда не смыкалась так тесно с жизнью и не была столь целеустремлённой, как в 1941-1945 годах. В сущности, она стала литературой одной темы - темы войны, темы Родины.

Писатели дышали одним дыханием с борющимся народом и чувствовали себя «окопными поэтами», а вся литература в целом, по меткому выражению А. Твардовского, была «голосом героической души народа» (История русской советской литературы /Под ред. П. Выходцева.-М., 1970.-С.390).

Советская литература военного времени была многопроблемной и многожанровой. Стихотворения, очерки, публицистические статьи, рассказы, пьесы, поэмы, романы создавались писателями в годы войны. Причём, если в 1941 году преобладали малые - «оперативные» жанры, то с течением времени значительную роль начинают играть произведения более крупных литературных жанров (Кузьмичёв И. Жанры русской литературы военных лет.- Горький, 1962).

Значительна в литературе военных лет роль прозаических произведений. Опираясь на героические традиции русской и советской литературы, проза Великой Отечественной войны достигла больших творческих вершин. В золотой фонд советской литературы вошли такие произведения, созданные в годы войны, как «Русский характер» А. Толстого, «Наука ненависти» и «Они сражались за Родину» М. Шолохова, «Взятие Великошумска» Л. Леонова, «Молодая гвардия» А. Фадеева, «Непокорённые» Б. Горбатова, «Радуга» В. Василевской и другие, ставшие примером для писателей послевоенных поколений.

Традиции литературы Великой Отечественной войны - это фундамент творческих поисков современной советской прозы. Без этих, ставших классическими, традиций, в основе которых лежит ясное понимание решающей роли народных масс в войне, их героизма и беззаветной преданности Родине, невозможны были бы те замечательные успехи, что достигнуты советской «военной» прозой сегодня.

Своё дальнейшее развитие проза о Великой Отечественной войне получила в первые послевоенные годы. Писал «Костёр» К. Федин. Продолжал работу над романом «Они сражались за Родину» М. Шолохов. В первое послевоенное десятилетие появился и ряд произведений, которые принято за ярко выраженное стремление к всеобъемлющему изображению событий войны называть «панорамными» романами (сам термин появился поздней, когда, были определены общие типологические черты этих романов). Это «Белая берёза» М. Бубённова, «Знаменосцы» О. Гончара, «Битва при Берлине» Вс. Иванова, «Весна на Одере» Э. Казакевича, «Буря» И. Эренбурга, «Буря» О. Лациса, «Семья Рубанюк» Е. Поповкина, «Незабываемые дни» Лынькова, «За власть Советов» В. Катаева и др.

Несмотря на то, что многим из «панорамных» романов были свойственны существенные недостатки, такие, как некоторая «лакировка» изображаемых событий, слабый психологизм, иллюстративность, прямолинейное противопоставление положительных и отрицательных героев, определённая «романтизация» войны, эти произведения сыграли свою роль в развитии военной прозы.

Большой вклад в развитие советской военной прозы внесли писатели так называемой «второй волны», писатели-фронтовики, вступившие в большую литературу в конце 1950-х - начале 1960-х годов. Так, Юрий Бондарев под Сталинградом жёг танки Манштейна. Артиллеристами были также Е. Носов, Г. Бакланов; поэт Александр Яшин сражался в морской пехоте под Ленинградом; поэт Сергей Орлов и писатель А. Ананьев — танкистами, горели в танке. Писатель Николай Грибачёв был командиром взвода, а затем командиром сапёрного батальона. Олесь Гончар воевал в миномётном расчёте; пехотинцами были В.Быков, И. Акулов, В. Кондратьев; миномётчиком - М. Алексеев; курсантом, а затем партизаном - К. Воробьёв; связистами - В. Астафьев и Ю. Гончаров; самоходчиком - В. Курочкин; десантником и разведчиком - В. Богомолов; партизанами - Д. Гусаров и А. Адамович...

Что же характерно для творчества этих художников, пришедших в литературу в пропахших порохом шинелях с сержантскими и лейтенантскими погонами? Прежде всего - продолжение классических традиций русской советской литературы. Традиций М. Шолохова, А. Толстого, А. Фадеева, Л. Леонова. Ибо невозможно создать что-то новое без опоры на то лучшее, что было достигнуто предшественниками, Исследуя классические традиции советской литературы, писатели-фронтовики не просто механически их усваивали, но и творчески развивали. И это естественно, ибо в основе литературного процесса всегда лежит сложное взаимовлияние традиций и новаторства.

Фронтовой опыт у разных писателей неодинаков. Прозаики старшего поколения вступили в 1941 год, как правило, уже сложившимися художниками слова и пошли на войну, чтобы писать о войне. Естественно, они могли видеть события тех лет шире и осмыслить их глубже, чем писатели среднего поколения, воевавшие непосредственно на передовой и вряд ли думавшие в то время, что они когда-нибудь возьмутся за перо. Круг видения последних был довольно узок и ограничивался часто пределами взвода, роты, батальона. Эта «узкая полоса через всю войну», по выражению писателя-фронтовика А. Ананьева, проходит и через многие, особенно ранние, произведения прозаиков среднего поколения, такие, например, как «Батальоны просят огня» (1957) и «Последние залпы» (1959) Ю. Бондарева, «Журавлиный крик» (1960), «Третья ракета» (1961) и все последующие произведения В. Быкова, «Южнее главного удара» (1957) и «Пядь земли» (1959), «Мёртвые сраму не имут» (1961) Г. Бакланова, «Крик» (1961) и «Убиты под Москвой» (1963) К. Воробьёва, «Пастух и пастушка» (1971) В. Астафьева и другие.

Но, уступая писателям старшего поколения в литературном опыте и «широком» знании войны, писатели среднего поколения имели своё явное преимущество. Все четыре года войны они провели на переднем крае и были не просто очевидцами боёв и сражений, но и их непосредственными участниками, лично испытавшими все тяготы окопной жизни. «Это были люди, которые все тяготы войны вынесли на своих плечах - от начала её и до конца. Это были люди окопов, солдаты и офицеры; они сами ходили в атаки, до бешеного и яростного азарта стреляли по танкам, молча хоронили своих друзей, брали высотки, казавшиеся неприступными, своими руками чувствовали металлическую дрожь раскалённого пулемёта, вдыхали чесночный запах немецкого тола и слышали, как остро и брызжуще вонзаются в бруствер осколки от разорвавшихся мин» (Бондарев Ю. Взгляд в биографию: Собр. соч.-М., 1970.- Т. 3.- С. 389-390.).Уступая в литературном опыте, они имели определённые преимущества, так как познали войну из окопов (Литература великого подвига.- М., 1975.- Вып. 2.- С. 253-254).

Вот это преимущество - непосредственное знание войны, переднего края, окопа, позволило писателям среднего поколения дать картину войны чрезвычайно ярко, высветив мельчайшие подробности фронтового быта, точно и сильно показав самые напряжённые минуты - минуты боя - всё то, что они видели своими глазами и что сами пережили за четыре года войны. «Именно глубокими личными потрясениями можно объяснить появление в первых книгах писателей-фронтовиков обнажённой правды войны. Книги эти стали откровением, какого ещё не знала наша литература о войне» (Леонов Б. Эпос героизма.-М., 1975.-С.139.).

Но не сражения сами по себе интересовали этих художников. И писали они войну не ради самой войны. Характерная тенденция литературного развития 1950-60-х годов, ярко проявившаяся в их творчестве, заключается в усилении внимания к судьбе человека в её сопряжённости с историей, к внутреннему миру личности в её нерасторжимости с народом. Показать человека, его внутренний, духовный мир, наиболее полно раскрывающийся в решающую минуту, - вот главное, ради чего брались за перо эти прозаики, которым, несмотря на своеобразие их индивидуального стиля, присуща одна общая черта - чуткость к правде.

Ещё одна интересная отличительная черта характерна для творчества писателей-фронтовиков. В их произведениях 50-60-х годов, по сравнению с книгами предшествующего десятилетия, усилился трагический акцент в изображении войны. Книги эти «несли заряд жестокого драматизма, нередко их можно было определить как «оптимистические трагедии», главными героями их являлись солдаты и офицеры одного взвода, роты, батальона, полка, независимо от того, нравилось это или не нравилось неудовлетворённым критикам, требующим масштабно широких картин, глобального звучания. Книги эти далеки были от какой-либо спокойной иллюстрации, в них отсутствовали даже малейшая дидактика, умиление, рациональная выверенность, подмена внутренней правды внешней. В них была суровая и героическая солдатская правда (Бондарев Ю. Тенденция развития военно-исторического романа.- Собр. соч.-М., 1974.-Т. 3.-С.436.).

Война в изображении прозаиков-фронтовиков—это не только, и даже не столько, эффектные героические подвиги, выдающиеся поступки, сколько утомительный каждодневный труд, труд тяжёлый, кровавый, но жизненно необходимый, и от этого, как его будет выполнять каждый на своём месте, в конечном счёте и зависела победа. И именно в этом каждодневном ратном труде и видели героизм советского человека писатели «второй волны». Личный военный опыт писателей «второй волны» определил в значительной степени как само изображение войны в их первых произведениях (локальность описываемых событий, предельно сжатых в пространстве и времени, очень незначительное число героев и т.д.), так и жанровые формы, наиболее Соответствующие содержанию этих книг. Малые жанры (повесть, рассказ) позволяли этим писателям наиболее сильно и точно передать всё, что они лично видели и пережили, чем до краёв были переполнены их чувства и память.

Именно в середине 50-х - начале 60-х годов рассказ и повесть заняли ведущее место в литературе о Великой Отечественной войне, значительно потеснив роман, занимавший главенствующее положение в первое послевоенное десятилетие. Столь ощутимое подавляющее количественное превосходство произведений, написанных в форме малых жанров, заставило некоторых критиков с поспешной горячностью утверждать, что роману уже не восстановить своего былого ведущего положения в литературе, что это жанр прошлого и что сегодня он не отвечает темпу времени, ритму жизни и т.д.

Но время и жизнь сами показали неосновательность и чрезмерную категоричность подобных заявлений. Если в конце 1950-х - начале 60-х годов количественное превосходство повести над романом было подавляющим, то с середины 60-х годов роман постепенно возвращает себе утраченные позиции. Причём роман претерпевает определённые изменения. Он более, чем раньше, опирается на факты, на документы, на действительные исторические события, смелея вводит в повествование реальные лица, стремясь нарисовать картину войны, с одной стороны, как можно более широко и полно, а с другой - исторически предельно точно. Документы и художественный вымысел идут здесь рука об руку, являясь двумя основными слагаемыми.

Именно на сочетании документа и вымысла были построены такие, ставшие серьёзными явлениями нашей литературы, произведения, как «Живые и мёртвые» К. Симонова, «Истоки» Г.Коновалова, «Крещение» И. Акулова, «Блокада», «Победа» А.Чаковского, «Война» И. Стаднюка, «Всего одна жизнь» С.Барзунова, «Капитан дальнего плавания» А.Крона, «Полководец» В. Карпова, «Июль 41 года» Г.Бакланова, «Реквием каравану PQ-17» В. Пикуля и др. Их появление было вызвано усилившимися в общественном мнении требованиями объективно, в полном объёме представить степень подготовленности нашей страны к войне, причины и характер летнего отступления до Москвы, роль Сталина в руководстве подготовкой и ходом военных действий 1941-1945 годов и некоторые другие общественно-исторические «узлы», привлёкшие пристальный интерес, начиная с середины 1960-х годов и особенно в период перестройки.

Много десятилетий отдаляют нас от страшных событий 1941-45 годов, но тема человеческих страданий в годы Великой Отечественной войны никогда не утратит своей актуальности. Об этом нужно помнить всегда, чтобы подобная трагедия никогда больше не повторилась.

Особая роль в сохранении принадлежит литераторам, вместе с народом испытавшим весь ужас военного времени и сумевшим правдиво отобразить его в своих произведениях. Мастера слова полностью перечеркнули известные слова: «Когда пушки говорят, музы молчат».

Произведения литературы о войне: основные периоды, жанры, герои

Страшная новость 22 июня 1941 года болью отозвалась в сердцах всех советских людей, и первыми на нее откликнулись писатели и поэты. Более чем на два десятилетия тема войны стала одной из основных в советской литературе.

Первые произведения на тему войны были проникнуты болью за судьбу страны и наполнены решимостью отстоять свободу. Многие литераторы сразу же отправились на фронт в качестве корреспондентов и оттуда вели хронику событий, по горячим следам создавали свои произведения. Сначала это были оперативные, короткие жанры: стихотворения, рассказы, публицистические очерки и статьи. Их ждали с нетерпением и перечитывали как в тылу, так и на фронте.

Со временем произведения о войне становились объемнее, это были уже повести, пьесы, романы, героями которых становились сильные духом люди: простые солдаты и офицеры, труженики полей и заводов. После Победы начинается переосмысление пережитого: авторы хроникальных произведений пытались передать масштабы исторической трагедии.

В конце 50-х - начале 60-х годов произведения на тему войны пишут «младшие» писатели-фронтовики, побывавшие на передовой и прошедшие все тяготы солдатской жизни. В это время появляется так называемая «лейтенантская проза» о судьбе вчерашних мальчишек, оказавшихся вдруг перед лицом смерти.

«Вставай, страна огромная…»

Пожалуй, в России не найти человека, который не узнал бы призывных слов и мелодии «Священной войны». Эта песня была первым отзывом на страшное известие и стала гимном воюющего народа на все четыре года. Уже на третий день войны по радио прозвучали стихи А спустя неделю они уже исполнялись под музыку А. Александрова. Под звуки этой песни, наполненной необыкновенным патриотизмом и словно вырывавшейся из души русского народа, отправлялись на фронт первые эшелоны. В одном из них был другой известный поэт - А. Сурков. Это ему принадлежат не менее известные «Песня смелых» и «В землянке».

Прошли войну поэты К. Симонов («Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…», «Жди меня»), Ю. Друнина («Зинка», «И откуда вдруг берутся силы…»), А. Твардовский («Я убит подо Ржевом») и многие другие. Их произведения о войне проникнуты болью народа, тревогой за судьбу страны и непоколебимой верой в победу. А еще теплыми воспоминаниями о родном доме и оставшихся там близких людях, верой в счастье и в силу любви, способной сотворить чудо. Солдаты знали их стихи наизусть и читали (или напевали) в короткие минуты между боями. Это вселяло надежду и помогало выжить в нечеловеческих условиях.

«Книга о бойце»

Особое место среди произведений, созданных в годы войны, занимает поэма А.Твардовского «Василий Теркин».

Она - прямое свидетельство всего того, что пришлось пережить простому русскому солдату.

Главный герой - это собирательный образ, в котором воплотились все лучшие качества советского воина: отвага и мужество, готовность стоять до конца, бесстрашие, человечность и вместе с тем необыкновенная жизнерадостность, которая сохраняется даже перед лицом смерти. Автор сам прошел всю войну в качестве корреспондента, поэтому хорошо знал, что видел и чувствовал человек на войне. Произведения Твардовского определяют «меру личности», как сказал сам поэт, ее душевный мир, который невозможно сломать в самых трудных ситуациях.

«Это мы, Господи!» - исповедь бывшего военнопленного

Воевал на фронте и побывал в плену Пережитое в лагерях и стало основой повести, начатой в 1943 году. Главный герой, Сергей Костров, рассказывает о настоящих муках ада, через которые пришлось пройти ему и его товарищам, попавшим в плен к фашистам (неслучайно один из лагерей имел название «Долина смерти»). Люди, измученные физически и духовно, но не потерявшие веры и человечности даже в самые страшные минуты жизни, предстают на страницах произведения.

О войне писали много, но мало кто из писателей в условиях тоталитарного режима рассказывал именно о судьбе военнопленных. К. Воробьев сумел выйти из уготованных ему испытаний с чистой совестью, верой в справедливость и безмерной любовью к Родине. Такими же качествами наделены его герои. И хотя повесть не была завершена, В. Астафьев справедливо отметил, что и в таком виде она должна стоять «на одной полке с классикой».

«На войне узнаешь людей по-настоящему…»

Настоящей сенсацией стала и повесть «В окопах Сталинграда» писателя-фронтовика В. Некрасова. Напечатанная в 1946 году, она поразила многих необычайной реалистичностью в изображении войны. Для бывших солдат это стало воспоминаниями о страшных, ничем не завуалированных событиях, которые им пришлось пережить. Те, кто не бывал на фронте, перечитывали повесть и поражались откровенности, с которой рассказывалось о страшных боях за Сталинград в 1942 году. Главное, что отметил автор произведения о войне 1941-1945 годов - это то, что она обнажила истинные чувства людей и показала их настоящую ценность.

Сила русского характера - шаг к победе

Спустя 12 лет после великой победы вышел рассказа М.Шолохова. Его название - «Судьба человека» - символично: перед нами проходит полная испытаний и нечеловеческих страданий жизнь обычного шофера. С первых же дней войны А. Соколов оказывается на войне. За 4 года он прошел через муки плена, не раз ходил на волосок от смерти. Все его поступки - свидетельство непоколебимой любви к Родине, стойкости. Вернувшись домой, он увидел лишь пепелище - это все, что осталось от его дома и семьи. Но и здесь герой смог устоять перед ударом: маленький Ванюша, которого он приютил, вдохнул в него жизнь и дал надежду. Так забота о мальчике-сироте притупила боль от собственного горя.

Рассказ «Судьба человека», как и другие произведения о войне, показал истинную силу и красоту русского человека, способность устоять перед любыми препятствиями.

Легко ли оставаться человеком

В. Кондратьев - писатель-фронтовик. Его повесть «Сашка», опубликованная в 1979 году, из числа так называемой лейтенантской прозы. В ней без прикрас показана жизнь простого солдата, оказавшегося в жарких боях подо Ржевом. Несмотря на то что это еще совсем юнец - всего два месяца на фронте, он смог остаться человеком и не уронить достоинства. Преодолевая страх перед близкой смертью, мечтая выбраться из пекла, в котором оказался, он ни на минуту не задумывается о себе, когда речь идет о жизни других людей. Его гуманизм проявляется даже в отношении к безоружному пленному немцу, в которого ему не позволяет стрелять совесть. Художественные произведения о войне, подобные «Сашке», повествуют о простых и отважных ребятах, делавших тяжелый в окопах и в сложных отношениях с окружающими и таким образом решавших судьбу собственную и всего народа в этой кровавой войне.

Помнить, чтобы жить…

Многие поэты и писатели не вернулись с полей сражений. Другие прошли всю войну бок о бок с солдатами. Они были свидетелями того, как ведут себя люди в критической ситуации. Одни смиряются или используют любые средства, чтобы выжить. Другие готовы умереть, но не потерять чувства собственного достоинства.

Произведения о войне 1941-1945 годов - это осмысление всего увиденного, попытка показать мужество и героизм народа, вставшего на защиту своего Отечества, напоминание всем живым о страданиях и разрушениях, которые несет борьба за власть и всемирное господство.



Рассказать друзьям