Сельский умелец. Рассказываем о народных умельцах История развития ремесел

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Мукшинская средняя общеобразовательная школа
Школьная НПК «Шаг в будущее»

О мельницах в прошлом замолвим
мы слово
Автор: Вахрушев Захар
Сергеевич ученик 4 класса
МБОУ Мукшинская СОШ
Руководитель: Абросимова
Валентина Викторовна,
учитель начальных классов
МБОУ Мукшинская СОШ
Якшур­Бодья 2018
Содержание
Введение …………………………………………………………………. 2
Глава 1
1.1. Мельница – что это?........................................................................... 4

1.2. Водяная мельница………………………………………………….. 4
1.3. Ветряная мельница………………………………………………… 5
1.4. Когда же появились мельницы?....................................................... 5
Глава 2
2.1.Мельницы нашего края…………………………………………….. 7
2.2. Устройство ручной мельницы…………………………………….. 8
2.3. Из истории одной мельницы……………………………………… 9
Заключение…………………………………………………………….12
Источники информации……………………………………………………13
Приложения …………………………………………………………………15
Введение
У дерева есть корни, у людей – прошлое. Осеки корни – усохнет дерево.
То же бывает и с людьми, если они жизнь своих отцов и дедов не пожелают
знать. Человек на землю приходит и уходит, а дело его – злое или доброе –
остается, и от того, какое дело оставлено, живущим радость либо тягота и
горе. Дабы не увеличивать тягот и не множить горя, живущие должны знать,
откуда что проистекает.
Замечательные слова Исая Калашникова могут послужить девизом для
каждого человека, который интересуется историей своих предков, бытом,
укладом жизни своих далеких предков. Постепенно уходят из нашего быта
многие предметы домашнего обихода. Сегодня не только городские дети, но и
1

многие деревенские уже не видят в действии такие предметы, как коромысло,
ухват, кочерга, чугунок, да и прялки, на которых «три девицы под окном
пряли поздно вечерком». А ушат, в котором предлагал плескаться
Мойдодыр?
Хорошо, что во многих школах есть музейные комнаты или музеи.
Уникальные предметы, документы, собранные в течение немалого времени
детьми и педагогами по всей деревне, а также и по близлежащим деревням,
нашли свой уголок в данных хранилищах старины.
Бывая в музее, невольно задаешься вопросами. Кому же они
принадлежали? Какова история появления этих вещей? А для чего же они
были нужны? Как мало сегодня остается людей, которые своими глазами
видели эти предметы в действии. Как трудно сегодня узнать, кому они
принадлежали, и кто их изготовил.
В музее нашей школы есть уникальная вещь, которая, как мне сказала
бабушка, принадлежала нашей семье, а точнее моей прабабушке по папиной
линии Серебрянниковой Любови Алексеевне. (Приложение 1). Это ручная
мельница. Глядя на этот экспонат, я не мог понять, как при помощи двух
тюлек можно молоть муку или получить крупу? Мне захотелось изучить
историю этого предмета, его устройство, кем он использовался, и каким
образом мельница оказалась в нашем музее, т.е. изучить биографию этого
экспоната, также узнать о других видах мельниц. (Приложение 2)
Итак, объект исследования – различные виды мельниц.
Предмет исследования – ручная мельница – крупорушка.
Цель: изучить краеведческий материал, связанный с историей различных
видов мельниц, используемых на территории нашего края, в том числе ручной
мельницы – крупорушки.
Задачи:
­ изучить краеведческую литературу по истории происхождения
мельниц;
­ собрать сведения о ручных мельницах­крупорушках, действовавших в
личных хозяйствах крестьян;
2

­ встретиться с людьми, которые могут рассказать об исследуемых
предметах.
Исходя из всего вышесказанного, мы выдвигаем гипотезу: встречаясь с
людьми старшего поколения, работая с научной краеведческой литературой,
можно установить историю возникновения вещей и описать их.
В работе использованы материалы музея МБОУ Мукшинская,
материалы, опубликованные в приложении районной газеты «Ошмес» Якшур­
Бодьинского района, также использовал в работе справочную и
краеведческую литературу, интернет­ресурсы.
Практическая значимость: моя работа может быть использована на
уроках краеведения, классных часах, при проведении экскурсий.
Глава 1.
1.1. Мельница – что это?
Мы прекрасно понимаем, что время мельниц давно миновало. Этот
древний символ, который заключает в себе стихию воды, ветра и воздуха, а
также олицетворяет сбор урожая и плодородие, по­прежнему хранит в себе
все ее тайны и загадки, и не перестает завораживать сердца и души людей
старшего поколения, а мы, младшее поколение воспринимаем мельницу, как
сказочный предмет. Например, из сказки «Кот в сапогах» Шарля Перро.
Мельница ­ механизм, предназначенный для измельчения различных
материалов. От дробилок мельницы отличаются более тонким помолом
материала. Мельница может быть водяной, ветряной и ручной.
Для чего создавали мельницы?
Мельницы вырабатывали энергию, необходимую для откачки воды, при
изготовлении бумаги, помола зерна, распиливания лесоматериалов и
3

множества других промышленных заданий, но все же основной работой
водяного колеса оставался помол зерна. А какие бывают мельницы?
1.2. Водяная мельница
При строительстве водяной мельницы в основном использовалась одна и
та же типовая конструкция, принцип работы которой очень похож на работу
ветряной мельницы, только колесо приводит в действие вода. Раньше редко на
какой речке не стояла мельница. В сельской местности она была чем­то
особенным. Здесь производились следующие виды работ: помол зерна на муку
и крупу, толчение толокна, получение льняного масла. Сообразительный
мельник мог устроить в мельничном амбаре и просеивание муки, и
сукновальню. С ближайшей округи тянулись к мельнице подводы с зерном, а
обратно ­ те же подводы со свежей мукой – возницы и лошади чуть белые от
мучной пыли.

Дорога часто шла через мельничную плотину. Из омута под плотиной
всегда можно было наловить рыбы, в пруду плавали утки, гуси, на заливных
пойменных лугах сочно зеленела трава. Пруд и плотина оживляли сельский
пейзаж. (Приложение 3)
В основном в народе использовалась водяная мельница, но в тех местах
где их установка была не возможна, уже появлялись ветряные мельницы.
1.3. Ветряная мельница.
Русскими плотниками создано много разнообразных и остроумных
вариантов ветряных мельниц. Уже в наше время зафиксировано более
двадцати разновидностей их конструктивных решений. Из них можно
выделить два принципиальных типа мельниц: «столбовки» и «шатровки».
Первые были распространены на Севере, вторые - в средней полосе и
Поволжье. Оба названия отражают также принцип их устройства. На
территории Удмуртии строились ветряные мельницы­шатровки.
4

У мельниц­столбовиков мельничный амбар вращался на врытом в землю
столбе. Опорой служили либо дополнительные столбы, либо пирамидальная
бревенчатый сруб.
Принцип мельниц­шатровок был другой ­ нижняя их часть была
неподвижной, а меньшая по размеру верхняя часть вращалась под ветер. И
этот тип в разных районах имел немало вариантов. (Приложение 4)
1.4. Когда же появились мельницы?
Водяная мельница. В стихотворении, датированном 98 – 90 г.г. до н.э.,
Антипарт приветствует появление первых мельниц: «Дайте отдых своим
рукам, о работницы, и спите безмятежно! Напрасно будет петух возвещать
вам о наступлении утра! Дэо поручила работу девушек нимфам, и они легко
теперь прыгают по колесам, так что сотрясаемые оси вертятся вместе со
своими спицами и заставляют вращаться тяжелый жернов». В эпоху Карла
Великого, в 340 году как заимствование из Рима водяная мельница появилась
в Германии, на реке Мозель. В это же время возникли первые водяные
мельницы в Галии (Франция).
На Руси водяные мельницы появились не позднее 12 века. На равнинных
реках необходимый для работы мельницы напор воды обеспечивался
плотинами. Лопасти водяного колеса опущены в воду и приводятся в
движение течением реки. Водяная мельница использовалась не только для
перемалывания зерна в муку, но в производстве бумаги для перетирания
сырья, в производстве пороха. Так в середине 16 века на реках работали
бумажные мельницы, к водяному колесу приспособили кузнечный молот –
получился «самоков». В 1655 году на реке Яузе по указу царя Алексея
Михайловича были построены две пороховые мельницы. Создание водяной
мельницы считается важным шагом в истории развития техники. Это был
первый шаг на пути к машинному производству.
Ветряные мельницы появились в конце X ­ начале XI в. во Франции и
Англии, а затем в Голландии. Теперь ландшафт этой страны невозможно
5

представить без ветряков. Многие усовершенствования к ветряным
мельницам были сделаны именно в Голландии. Так, здесь появляются
своеобразные тормозные устройства, при помощи которых можно было очень
быстро остановить вращающиеся жернова.
На Руси мельницы появились в конце XV ­ середине XVII в. Из­за
нашествия татаро­монголов на Русь, развитие страны и начало технической
революции по сравнению с западными странами задержалось.
Глава 2.
2.1. Мельницы нашего края
Сегодня макеты мельниц, чаще ветряных, можно увидеть при
оформлении садовых участков, парков и даже в Ижевском зоопарке.
(Приложение 5)
Но есть уникальный для нашей республики объект – водяная мельница,
которая находится в Увинском районе, в деревне Турынгурт. Даже в России
таких памятников истории сохранилось немного.
Как и водится, расположилась живописная большая постройка на краю
деревни у пруда. Высокие бревенчатые стены, пара маленьких окошечек и
плотина. И все это на фоне зарастающего пруда. Выглядит внушительно и
даже сказочно.
Мельнице почти 100 лет, но она все еще может работать. Можно
намолоть муку или подключить к сушильному или сортировальному
агрегатам. Если подключить ее к генератору, и тогда водяная мельница будет
давать электричество. (Приложение 6)
Кроме того, еще совсем недавно можно было увидеть ее в действии. К
сожалению, в 2013 году ушел из жизни последний мельник – Обухов Борис
Иванович.
6

Действующую ветряную мельницу можно увидеть Лудорвае – музее под
открытым небом. Мельница была построена в далеком 1912 году, а вот на
территорию музея попала только в 1994 году, куда была перевезена из
деревни Чемошур­Куюк Алнашского района. Высота мельницы составляет 12
метров и имеет 3 этажа. Шатровый тип мельниц, к которому и относится
данная экспозиция, был распространен на территории южной Удмуртии.
Долгое время мельница была закрытой, но с 2009 года сюда пускают
посетителей. Данная мельница является единственной сохранившейся
ветряной мельницей на территории Удмуртии. (Приложение 7)
Со слов местных жителей на территории МО Мукшинское в середине
20 столетия было 4 водяных мельниц. В д. Кыква на пруду около фермы, на
пруду Пуховка между деревнями Мукши и Дмитриевка, в д. Кутоншур, в д.
Мукши на верхнем пруду. Кроме водяных мельниц в д. Дружный была
ветряная мельница, потому что деревня стояла далеко от речки.
Помимо ветряных и водяных мельниц в деревнях часто использовали
ручные мельницы, особенно, если поселение находилось на расстоянии от
мельниц. В следующем пункте рассмотрим, как устроена ручная мельница.
2.2. Устройство ручной мельницы
Ручная мельница выполнена из цельного бревна, состоит из двух
раздельных частей. Во внутренние стороны верхней и нижней части мельницы
вбиты около 2 тысяч мелких чугунных пластинок, благодаря которым зерно
при вращении верхней части мельницы дробилось и превращалось в муку.
Сбоку в нижней части мельницы прикреплен лоток, по которому перемолотое
зерно медленно сыпалось в приготовленную емкость. В верхней части есть три
отверстия: одно служило для засыпки зерна, другие – для ручки, с помощью
которой вращалась мельница. Ручки вставлялись разные, в зависимости от
количества зерна и от количества работающих человек. Если работал один
человек, то ручка вставлялась короткая, если несколько – то длинная. Для
7

прочности и большего давления в третье отверстие вставляли жердь и
прикрепляли её к потолку. Для того, чтобы мука сыпалась в нужном
направлении, края нижней части мельницы чаще были обиты по кругу
железом. Высоту мельницы делали разной, зависело это от мастера или от
заказчика и размеры доходили до 1 метр в высоту и полметра – в ширину.
(Приложение 8)
А как же зерно на этом агрегате превращалось в муку?
Зерно, через отверстие в верхней части попадало на соприкасающиеся
поверхности бревен, разбивалось, по прорезным желобкам поступало в короб,
затем через отверстие­сход сметалось в мешок. После первого пропуска зёрен
они превращаются в крупу, при многократном перемалывании можно было
получить муку. Впоследствии шло просеивание через сито. Данный продукт
использовался для изготовления каш и похлебок. В полученном
раздробленном зерне часто попадались опилки от деревянных жерновов. Если
учесть, что подобные агрегаты использовались в трудные неурожайные годы,
то вполне обоснованно, что опилки оставались в продукте в качестве
наполнителя, в который еще добавлялась крапива и лебеда.
В послевоенные годы крестьяне использовали в своих хозяйствах
несколько усовершенствованную модель ручной мельницы.
На
соприкасающиеся поверхности жерновов радиально, от центра к периферии,
забивались «чугунины» ­ осколки от расколотых чугунов и кастрюль,
зашлифованные вровень друг с другом. Ржаное зерно дробилось дважды, а
затем просеивалось сквозь решето и сито. Из одного ведра зерна получалось
до ¾ ведра «крупной» муки. Деревянные жернова устанавливались так, чтобы
имелся определенный зазор. В данном варианте в раздробленный продукт не
попадали опилки от дерева. Подобные зернодробилки использовались и в
благоприятные времена ­ для приготовления посыпки домашним животным.
Зерно крестьяне получали на трудодни за работу в колхозе.
8

Такая мельница была не в каждом крестьянском дворе, только у
зажиточных крестьян, для которых её и изготавливали мастера ­ умельцы.
Изготовление мельницы­крупорушки требовало определенных навыков и
времени.
2.3. Из истории одной мельницы
Ручная мельница­крупорушка в музее нашей школы появилась недавно и
заняла здесь почетное место. Передала в музей мельницу жительница деревни
Мукши Вахрушева Лия Борисовна, моя бабушка, уроженка Дебесcкого
района УР. (Приложение 10)
История появления этого экспоната в нашем музее интересна тем, что
прибыл он к нам не из ближних наших деревень, а из Дебесcкого района.
Ручную мельницу привезла мама Лии Борисовны Серебренникова Любовь
Алексеевна, при переезде на постоянное место жительства к дочери. Родилась
она в 1936 году в д. Старые Сири Кезcкого района УР. Любовь Алексеевна
очень рано осталась сиротой и вместе с братом ходили по деревням, помогали
людям по хозяйству, тем самым зарабатывали на жизнь. В 18 лет она вышла
замуж в деревню Березовка, Дебесского района за Бориса Тимофеевича
Серебренникова.
Семья жила в достатке, и там впервые она увидела эту ручную
мельницу, на которой ей потом пришлось работать и самой. Водяная мельница
находилась далеко, и ехать каждый раз было неудобно. Тогда на помощь
приходила крупорушка. Чаще ее использовали для помола муки для
животных и приготовления крупы. Мололи рожь, ячмень, пшеницу, горох.
Хотя работа эта не из легких, но часто заставляли молоть детей, дети по
очереди крутили мельницу. Как уже упоминалось выше, такие мельницы были
не в каждой семье, поэтому мельницу нередко просили в пользование
9

односельчане. А свекор Тимофей Степанович и свекровь Матрена Васильевна
были людьми добрыми, готовыми помочь своим односельчанам, и всегда
делились своим имуществом, из­за чего и пользовались в деревне большим
уважением. Но в тоже время, они бережно относились к ней. По их рассказам
эту мельницу изготовил для семьи родителей Тимофея Степановича в конце
19 века бродячий умелец (к сожалению, имени мастера никто уже не знает).
Этот умелец ходил по деревням и по заказу жителей изготавливал
крупорушки, во время работы жил в семье, становился ее членом.
Любовь Алексеевне вещь была дорога, она ей досталась по наследству
от родителей мужа, поэтому при переезде к дочери она решила взять
мельницу с собой, чтобы передать живую память о своих предках внукам и
правнукам через память вещей.
Такова легенда этого экспоната, а Лия Борисовна решила после смерти
матери передать мельницу­крупорушку в школьный музей, ведь в частном
хозяйстве кроме членов семьи никто ее не видит и свою ценность теряет, а в
музее она вновь приобретает эту ценность. Музей получает уникальную вещь,
которая даст возможность рассказать детям у жизни, быте наших предков
прошлых столетий, окунуться в мир наших прародителей. (Приложение 9)
10

Заключение
Нам с детства и до конца жизни дорого и мило сердцу все то, что
окружает нас на нашей земле. Ласкают наши слух и чувства названия озер и
прудов, речушек и ручьев, деревень и сел, проулков и околиц. Эти
исторические сведения, легенды и были, рассказывающие о жизни наших
предков, являются уникальными памятниками нашей старины, культурными
центрами прошлых эпох, отчасти воплощенных в таком понятии, как
мельница. А ведь и сами мельницы всегда выступали такими культурными
центрами для всех людей, в любые времена и в любых странах ­ где в
ожидании помола встречались крестьяне из разных деревень и шел обмен
новостями, а также разгорались хозяйственные дискуссии.
Необычный для современного человека предмет быта, который
принадлежал моим предкам дал толчок к поиску новых знаний. В результате
поисковой работы я подтвердил гипотезу, что встречи с людьми старшего
поколения, работа с научной краеведческой литературой, позволяют
установить историю возникновения вещей и описать их.
Сегодня в музее около 300 экспонатов, у многих из них нет истории­
легенды появления их в музее и вряд ли можно еще восстановить
принадлежность некоторых вещей. Но все­таки, есть возможность установить,
где и как использовались те или иные предметы старины, например, как много
может рассказать нам экспонат под названием «цеп», при помощи которого
крестьяне выбивали зерна из колосков. Наша цель, пока есть возможность,
необходимо все зафиксировать, оставить для будущих поколений. Мельницы
всегда были окружены таинственностью, овеяны поэтическими легендами,
сказаниями и суевериями. Например, «Во всяком омуте черти водятся» и
водяной, как полагается в сказках живет также в омуте.
Источники информации

Николай Георгиевич Лонин

На стволах берез, высоко над землей или у самого корня, иногда можно встретить шарообразные наросты, покрытые коричневой шершавой корой. Это капы. Принято считать, что слово кап происходит от древнеславянского «кап», что значит голова. Кап на дереве своими очертаниями действительно похож на голову человека. Капокорень по качеству и декоративности не уступает стволовому капу, но зато в природе его во много раз больше. Некоторые куски весом доходят до100 кг. Из таких не одну столешницу можно сделать. По рассказам старых мастеров, пластинами из капокорня оклеивали мебель.

Не сразу открылась человеку красота древесины березового капа. Вначале он оценил только ее необычную прочность. Небольшой кап с куском ствола и с выдолбленной полостью превращался в руках умельца в долговечный ковш или уполовник. Из капа побольше выдалбливали чашу или братину. Но в таких изделиях своеобразный рисунок капа оставался нераскрытым. Древесина подвергалась только грубой обработке. Лишь гораздо позже, когда кап научились распиливать на тонкие пластинки и полировать, его стали ценить как отличный декоративный материал.

В начале XIX века русские столяры-краснодеревщики начали применять кап наравне с древесиной ценных пород для декоративной отделки мебели. В это же время появились первые шкатулки и табакерки, сработанные полностью из капа. Некоторые искусно выполненные изделия ценились буквально на вес золота.

Кап нередко сочетался с другими материалами - чаще всего инкрустировали перламутром, самшитом и слоновой костью.

Признанным центром обработки березового капа считается Вятская губерния. Вятские мастера много раз участвовали в международных выставках.

Своя особая технология обработки капа была у мастеров Звенигородского района Московской области. Но после Великой Отечественной войны этот своеобразный промысел угас.

В Верее с капом работаЛ самодеятельный мастер Николай Георгиевич Лонин.

Его изделия поражают своей фантазией и тщательностью обработки, когда поверхность среза капа становится похожей на перламутр. Он может долго рассказывать о своих изделиях, технологии подготовки дерева.

На срезе текстурный рисунок капа - это сложное переплетение годичных слоев, переливающихся при изменении угла освещения. Иной раз текстура капа имеет настолько причудливый рисунок, что при некотором воображении в хаотичном переплетении древесных волокон можно различить образы фантастических животных, пейзажи. Вот, например, на одном срезе четко просматривается силуэт дикого кабана.

Невозможно найти хотя бы два куска капа с одинаковым рисунком, поэтому столярные изделия, имеющие одну и ту же форму, все-таки не похожи одно на другое. Каждое из них неповторимо.

Впервые Лонин выставил свои изделия для горожан на празднике «Иван Купала», проводимом в Верее в июне 2007 года, а на выставке в историко-краеведческом музее было представлено уже большое количество его работ.

К сожалению Николай Лонин ушел из жизни, но осталось его неповторимое творчество.

Скучалин Михаил Анатольевич

В 2007 году в Верейском историко-краеведческом музее представил свои работы из дерева Скучалин Михаил Анатольевич. Работает он над художественными изделиями из дерева с 1989 года. На выставке были представлены его работы: столик, блюда из капа, вазы, кашпо, трость, вешалка, подсвечники, лесные скульптуры. Автор работает с деревом, стараясь вступить с ним в диалог, не разрушить текстуру, гармонию форм, прихотливость рисунка. Дерево- соавтор художника.

Николай Петрович Горбунов

Николай Петрович Горбунов жил в деревне Симбухово. Крышу его дома украшают многочисленные навершия, а в доме буквально разбегаются глаза: здесь и резные шкатулки, и лесная скульптура, и резные карнизы. Николай Петрович был увлеченнмй человеком и в свои преклонные годы удивлял односельчан и верейцев своей фантазией.

Ирина Николаевна Коробкова

В Верейском историко-краеведческом музее представлено мозаичное полотно верейской художницы Ирины Коробковой «1812 год». Ирина Коробкова является продолжателем еще одной очень древней традиции - резьбы церковной - изготовление резных икон. В Верее в часовне, что расположена в центре города на площади Советской, находится редчайшая икона XVI века - Параскевы - Пятницы. Старинная икона Святой Параскевы, по преданию, чудесным образом приплыла по реке к Успенской церкви в селе Набережная слобода. Затем, когда этот храм был закрыт, икону передали в Ильинскую церковь. Эту редкую икону - скульптурное изображение Святой Параскевы - отреставрировали в наши дни. В Верейском музее находятся еще несколько резных икон, выполненных Ириной Коробковой.

Резные иконы были самыми разными: нательные образки, складни, которые брались с собой на войну или в опасное путешествие; иконы среднего размера предназначались для святых углов или домовых церквей; самые же большие ставились в иконостасы храмов. Работа резчика- миниатюриста требует строгой дисциплины ума и точности движений. Цена ошибки очень велика на любом этапе работы. Одно- единственное непродуманное или ошибочное движение (рука дрогнула) почти наверняка погубит результат всех предыдущих усилий - срезанного не приставишь. Работа над иконой ведется поэтапно: после выполнения прориси «набивается» архитектура - вытесывается форма иконы и обрабатываются плоскости под резьбу, затем опускается фон, на который наносится композиция иконы. Затем фон вокруг фигур опускается вновь - получается изображение в «ковчеге» в соответствии с каноном. Затем режутся фигуры и лики, а после наносится орнамент. Следующий этап - это тщательная шлифовка и полировка иконы. Покрывается икона горячей льняной олифой, пока «берет». Потом икона выстаивается до полимеризации олифы (1,5-2 месяца) и затем полируется, уже окончательно. Процесс резьбы занимает от одного до четырех месяцев.

Вячеслав Андрианович Силантьев

Родился 16 февраля 1929 года в селе Осетрово Орехово-Зуевского района Московской области. В 1954 году окончил МВТУ им. Баумана. Специальность- машиностроение.

В 1964 году окончил Московское высшее художественно-промышленное училище (Строгановское), факультет промышленного искусства. В 1982 году - Академию народного хозяйства СССР.

Трудовую деятельность начал чертежником-конструктором в 1946 году. Затем работал конструктором, экспертом, главным специалистом, руководителем и главным конструктором в различных организациях (бюро), в 1972-1988 годы - заместитель руководителя советской делегации в секции СЭВ по целлюлозно-бумажной промышленности, с 1988-1991 годы заместитель генерального директора ВО «Экспортлес».

Автор четырех изобретений: вездеход-амфибия, клеебумажные оболочки для фортификационных сооружений, машина для печати обоев, устройство для упаковки КИП и 22 печатных работы, изданных в СССР, ЮНИДО ООН, Секретариате СЭВ, Венгрии, Лаосе и других странах мира.

В период 1956-2001 годов был в 63 командировках в 18 странах (Бельгия, Куба, Лаос, Габон и других странах).

Награжден орденом «Дружба народов», малой серебряной медалью ВДНХ, бронзовым, серебряным и золотым почетными знаками Общества германо-советской дружбы, почетным знаком Финляндии.

В Верею переехал несколько лет назад. Его живописные работы посвящены Верее, окрестностям города. В Верейском музее хранятся веселые матрешки, расписанные В.Силантьевым. Еще одно увлечение Вячеслава Андриановича - роспись печей. В 2007 году русской матрешке исполняется 110 лет.

Первая матрешка родилась в Москве в мастерской-магазине Анатолия Ивановича Мамонтова - брата известного мецената Саввы Ивановича Мамонтова. После выставки японского искусства в Санкт-Петербурге в декабре 1896 года в мастерской появилась игрушка с острова Хонсю, которая представляла собой фигурку лысого старика-мудреца Фукуруму с вытянутой вверх головой. Внутри фигурки находилась еще одна, не отличающаяся от первой ничем, кроме размера, а в ней еще и еще. Игрушка заинтересовала художника Малютина, и он нарисовал эскиз изделия. Выточить заготовку новой игрушки поручили токарю Звездочкину, работавшему в мастерской «Детское воспитание». И вот из-под резца мастера выходят 8 заготовок, вкладывающихся одна в другую. Первая разборная игрушка представляла собой девочку в русском сарафане и платке с черным петухом в руках. За девочкой шел мальчик, потом девочка и опять мальчик и т.д. Все восемь фигурок отличались росписью, самая маленькая к тому же изображала спеленатого младенца. Игрушка получила имя Матрена (в просторечии Матрешка), что в переводе с латыни означает «мать».

Матрешки были дорогими игрушками и пользовались большим спросом.

Вскоре производство матрешек стало массовым. Матрешка стала самым популярным сувениром. Она украшала международные выставки. В самых разных уголках земного шара, на разных языках слово «матрешка» произносится одинаково.

В Верее изготовлением матрешек занимался Силантьев Вячеслав Андрианович. Переехал он в Верею 10 лет назад, обосновался вместе со своей супругой в Ершовке. Его матрешки удивительно созвучны Верейскому духу, в каждой матрешке есть своя изюминка: вот матрешка несет в дом петуха- оберег от вражьих сил, а вот матрешка с гербом Вереи.

Благодаря таким энтузиастам, как Вячеслав Андрианович, и у нас в Верее возродился этот народный промысел.

Работы В. Силаньтева: иконы, роспись по дереву - переданы в дар Верейскому историко-краеведческому музею. Память об этом мастере хранится в нашем музее.

Наль Александрович Драгунов

В создании Верейского краеведческого музея активное участие принимал Наль Александрович Драгунов. Свое детство и юность он провел в городе Ростове-на-Дону. Эти прожитые годы в дальнейшем повлияли на его творчество: интерес к истории донского казачества ярко отразился в его произведениях. Учился в Ростовском художественном училище. Он всегда рисовал: когда уходил на фронт в 1943 году, в кармане его гимнастерки находился свернутый лист бумаги и карандаш. На войне был ранен, награжден боевыми наградами.После войны возвращается в Москву, поступает на курсы художников-мультипликаторов в киностудии «Союзмультфильм», где работает до 1951 года Именно здесь, на студии, проявляется его талант художника, прекрасного рисовальщика, графика.

Творчество Наля Александровича очень многогранно. Большую часть своей жизни он прожил в селе Симбухово, окрестностях города Вереи, но не прерывал связи с Ростовским книжным издательством. Более полусотни книг для детей проиллюстрировано им («Сказки Тихого Дона», «Чао», «Петушок на крыше», «Сказка о царе Салтане» и т.д.).

На студии «Диафильм» в Москве им было создано более десятка диафильмов.

В 1961 году Н.Драгунов вступает в Союз художников СССР. Свою любовь к окружающему миру он выражал в резьбе по дереву, в каждом найденном им корешке видел образ и воплощал его в жизнь. Вместе со своим другом-художником Б.Н. Крыжевским создал живописные произведения на темы истории Донского казачества, которые находятся в краеведческих музеях городов Ростова-на-Дону,Таганрога, Старочеркасска, Новороссийска.

В середине семидесятых годов прошлого века оформил территорию пионерлагеря «Веселые грачи» серией деревянных скульптур и композиций на темы русских народных сказок. В лесной скульптуре анималистический жанр занимает одно из ведущих мест. Образ художественного произведения подсказывает сама природа. Надо обладать достаточно развитым воображением, чтобы в прихотливых изгибах лесной коряги увидеть упругое туловище хорька или силуэт затаившейся выпи и придать ему выразительную позу, передающую эмоциональное состояние животного.

Гринев Эдуард Николаевич

Родился в 1933 году. Коренной житель г. Вереи, здесь же учился и работал до 1959 года, пока существовал Верейский район. С Вереей связан все годы, а с 1994 года вновь живет в Верее.

Его фотоработы можно часто увидеть на стендах в городе, на выставках в музее, а в 2008 году он принял участие на выставке в «Крокус - Экспо», где был отмечен в числе лучших. Эдуард Гринёв ведет верейскую фотолетопись, присутствуя почти на всех мероприятиях.
У Э.Гринева есть еще одно увлечение - изготовление поделок из корней и веток деревьев. В его руках самые уродливые перекрученые кривые стволы превращаются в прекрасные кашпо, настольные лампы и другие изделия.

Галина Коренева

Галина Коренева родилась 6 июня 1953 года в Верее. Вся жизнь ее связана с этим древним городом Подмосковья. Здесь она окончила среднюю школу, здесь занималась в изостудии Дома пионеров под руководством художника Бориса Ильича Морозова.

Галина исполнила свою мечту, стала художницей, окончив Московский текстильный институт (отделение прикладного искусства), и вернулась в Верею. Здесь она работала художником в Доме культуры и все свободное время посвящала творчеству.

Удивление, ощущение необычности и новизна - первое, что чувствуешь при встрече с её работами. Художественный дар её был разнообразен: живопись маслом и смешанной техникой, графика, картины из семян, декоративные работы из стекла, камней и металла (иконы, шкатулки), изразцы, глиняные игрушки, батик….

Кроме того, много образцов ткани, фактуру которой она мастерски разрабатывала.

Темы для творчества щедро подсказывала сама природа.

Дом, где жила Галина с матерью, Кореневой Зинаидой Тимофеевной, стоит на берегу Протвы. Это место удивительно красиво, во все времена года оно излучает мягкий свет. Здесь началась для Галины новая волна творческого подъема, радость, открытия праздничного в будничном.

Наследие Галины - это и многочисленные папки рисунков (она была блестящим мастером рисунка), графика. Графические работы она выполняла упругими точными штрихами. Любила картины на черном фоне- горение, мерцание свечей.

Художница собрала прекрасную библиотеку, художественные альбомы. Всю жизнь изучала промыслы и ремесла. Результатом этой внутренней работы стали уникальные шкатулки из камня, стекла и металла. Каждая имеет свой микромир, вызывает сказочные ассоциации. Галина писала стихи. Образы Галины- это часто мечта наяву. В стихах, как и в картинах, передано ощущение поэтического начала жизни.

Все творчество Галины Кореневой противостоит пошлости, приземленности жизни. Работая искренно, полностью сосредоточенно, она имела прекрасную цель: собрать и открыть музей прикладного искусства… Жизнь её оборвалась, когда ей было 39 лет.

В то время в Верее не было еще краеведческого музея. С его открытием в 1996 году люди узнали об уникальной художнице, о её богатом и щедром творчестве.

Образы нежной красоты, утонченной поэзии живут и сегодня.

"Мокрая черемуха" "Одуванчики" "Лилии на Протве"

"Вербы" "Маки" "Подсолнухи"

Здесь приведены лишь некоторые картины, отражающие мягкость, красоту и поэзию подмосковного пейзажа.

Галина Коренева искала новые формы творчества. Вместе с Зинаидой Тимофеевной Кореневой они разработали новую форму прикладного искусства—мозаику из семян.

В Верейском историко-краеведческом музее представлены композиции из семян Галины Кореневные и необычные шкатулки.

"Русский витязь" Икона "Знамение" "Букет в вазе" "Уголок Риги"

История белоруски, которая обошла по окружности экватора Землю.
Анна Андреевна выбралась из автобуса, шла по бетонке, потом по грунтовке, доковыляла до парома, села на лавку и быстро отдышалась. Бабка Аня еще молодая - до восьмидесяти два года. Она давным-давно на пенсии, но все еще служит государству.
В Снядине, отделенном от «материка» паромной переправой, бабушка Аня - знаменитость. К ней заглядывают журналисты, как только в деревне наводнение и нужно сделать красивый кадр. Приезжают, чтобы собрать шутки и фольклор, а она пускает в свой дом, наливает чаю с коньяком. Мы спешим, паром уходит, вот-вот отрежет малую землю от большой. Анна Андреевна берет ключ от своего храма - фельдшерско-акушерского пункта - и начинает рассказ о вере всех советских людей - о труде.

Я рано вышла замуж, после 10-го класса. Не нагулялась совсем. Мы жили в деревне возле Мозыря. Муж работал директором школы, а я в библиотеке. Поехала однажды в город, иду возле ресторана «Полесье». А там рядом медучилище. Солнечный такой день, мальчики в белых халатах, девочки в шапочках. И вот в голове что-то перевернулось - решила, что хочу быть медиком. Поступила на фельдшерско-акушерское отделение. Три с половиной года отучилась. Одна только четверка была - по хирургии. На практику отправили в Петриков. А потом в Снядин. Мы сами отсюда. Мужа перевели - тоже директором.
Деревня тогда была ого-го. Свой врачебный участок, роддом на три койки, школа в две смены работала. Каждый год по 3 роженицы у меня было. Иногда и больше. Когда роддом закрыли, пошла патронажной медсестрой. В соседнем Мордвине организовала ФАП. И ходила почти 20 лет пешком - 5 километров туда, 5 обратно. Потом перекинули в снядинский ФАП. В апреле пошел 52-й год, как я тружусь.

За полвека Анна Андреевна обошла по экватору Землю, и ее малая Земля крутилась в том числе и потому, что бабушка с моторчиком в груди шагала бодро и уверенно.

Она живет одна, держит кур и кота. Муж умер 10 лет назад. Дети в порядке - дочка в Витебске, работает в больнице. Сын в Бобруйске, еще один в Петрикове. Внуки приезжают.
- Сколько рожениц через меня прошло? Я не считала. А сколько зубов вырванных, сколько ран зашитых! Помню случай. Должна была рожать женщина (работает сейчас у нас в магазине), я обнаружила двойню. Отправила ее в Петриков. Не знаю, что ей там сказали, но приехала домой. Зима, лед еще слабый, люди ходят, рискуют. Темно, вечер - прибегает ее муж Иван: «Андреевна, Таня рожает!» Вызвала сразу скорую на пристань. Довели ее до последнего дома, и я там на коленцах приняла мальчика и девочку. На следующий год то же самое. Еще одна роженица, нет времени скорую ждать. Нашла мужика с лодкой, перевезли на ту сторону Припяти. И там она родила девочку. У нас сумки при себе были большие с пеленками. Дело было на пляже. Ее «пляжницей» в шутку и назвали.

Анна Андреевна, когда говорит о своих «детках», не может не улыбаться:
- Это большая радость - держать младенца на руках. И большой страх. Ты один на один с новой жизнью. А она такая хрупкая. А если обморок у роженицы? А если кровотечение? Давление у меня в такие минуты под 180 било. Сейчас уже не тот возраст, не та сила, стараюсь, чтобы успели в больницу. Там и консилиум у них. А я что? Сумка на плечах. Ну и опыт, конечно.
Когда они приезжают, мои детки, всегда обнимают, здоровья желают. Вот недавно два хлопца были - высокие, как дубы. «Привет, бабка», - говорят. И мне на душе хорошо.

У бабушки в ФАПе порядок - цветы в горшках, папки с отчетностью в шкафу, там же груда грамот «за личный вклад в развитие медицины». Ни пылинки, пахнет валерьянкой. «Пей только кипяченую воду» - плакат на одной стене. «Уничтожайте мух» - на другой.

Была бы у нее возможность, она бы нарисовала не плакат даже, а вывела кистью на небесах: «Не пейте, людцы, как скоты».
- Лет 30-40 назад такого страха не было - пьянок таких. Пили, но меру знали. Люди работали на земле, колхоз был сильнее. Баня была, клуб. А сейчас работы нет, клуб закрыли, вот висит табличка - продается. И вечерами собирались в этом клубе, и концерты ладили. Эх... Да, худшее, наверное, было для нас время, но с пионерией, комсомолом этим все как-то ровнее по дистанции шли. А сейчас у них короткая дистанция. Купил бутылку, за магазин - гэть. Без стакана вылил в себя, все равно как в трубку какую, и все.

Закрытый клуб

Я их каждый день вижу. Остановлюсь, поругаю, кто-то и клятву дает, и кодируется. А другой и слова не скажет - отвернется. Был один пациент с алкогольной эпилепсией - и вспоминать не хочется. Сама боялась, когда вызывали. Как ему язык положить, чтобы в судорогах не западал...
И молодежь сейчас худая - куда ни посмотри, у всех болят ноги, спины. Это стронций нас поел, погрыз. Когда я начинала, было больше простых простываний - пневмонии, гриппы. Но не такие коварные, без осложнений, как сейчас. Или диабет - это же беда! В 3 годика, в 5 - уже поголовно сейчас сахарный диабет. Инсультов было не так много. Первый был инсульт у женщины, так не могла сообразить, что это такое. Кволые мы, хилеем.
Я заключила себе, что все и от экологии зависит, и от питания. У нас было свое молоко, свое сало, картошка без химикатов. Своя пекарня - из Петрикова приезжали. А сейчас сахару много, дети, как ни посмотришь, все что-то лижут. А кто знает, что это такое? Смотрю на этикетку на хлебе: там этих «Е» до чертиков.

С 9 до 12 она на рабочем месте. Потом - вызовы. Поднять могут ночью. Ночью чаще всего и поднимают.

А пока бабушка Аня в свои 78 вскакивала ночью, услышав стук в дверь, по деревне ходили слухи, что ФАП могут закрыть - это дорого для социального государства в его нынешнем виде. Но вроде бы закрывать не будут.
- У меня население - 117 человек, - говорит Анна Андреевна. - Куда их тогда?

Она могла бы стать звездой телешоу о пенсионном возрасте на белорусском канале: вот, смотрите, 78 лет - а еще работает и бодрячком! Но у нее есть свое мнение на этот счет.
- Я тут недавно передавала сведения в Петриков. У меня только 41 мужик на участке. Из 117 человек. Выйдешь на улицу - ни одного мужика на селе. И сколько они проживут на этой пенсии теперь? Объясните про пенсию тем женщинам, которые работают в совхозе, доярками, в полеводческих бригадах, на каторжном труде.
Я бы давно пошла на отдых, если бы была замена. Но нет никого на мое место - и не будет. Не поедет сюда молодая девушка, как я когда-то. Она тут загнется. И мужа не найдет, и развлечений. И одеться негде, и сходить некуда. И поговорить не с кем.

Пенсия у труженицы медицины с огромным стажем - 2,7 миллиона. Говорит, дрова на зиму обходятся в 2 млн. Зарплата - 3 миллиона, бывает премия. И вот благодаря зарплате она может помогать детям. Пенсионная реформа точно добавит Беларуси трагической уникальности. Люди с моторчиком будут тянуть до последнего, чтобы только подкинуть копейку своим внукам и правнукам. Но бабушка Аня из другого поколения, из жертвенников, и не видит в таком перераспределении ролей между стариками и молодежью трагедии. Она формулирует простую мудрость, которая кажется ей истиной.
- Всю работу на свете не переделаешь, всего не заработаешь. Я детям своим так говорю: все равно попадем в ямку в 2 с половиной метра. Нам главное - сохранить здоровье. И тогда заработаем. Я на себя все примеряю. Если у меня какой-то стресс, то мне ничего не хочется - ни в огород идти, ни в магазин. Но это редко бывает. Я стараюсь улыбаться по жизни. Мне все интересно. Как-то поехала в Минск. Дети, говорю, заведите на стадион «Динамо». Сколько по телевизору видела - хотела сама посмотреть. И вот подходим. Стоят два милиционера: «Бабка, куда идешь - ты что, футболист?» Говорю: сыночки, вот моя сумка, там нет гранаты и пистолета - баба хочет побачить это «Динамо». А мне очень любопытно было узнать, что там за трава такая растет. Они меня пустили.

Не увидев жизни, как сказали бы мы и вы, бабушка Аня считает себя счастливой.
- Вода в этом году небольшая - хорошо. Улицы не подтопило. Продукты возят. Погода хорошая, глаза у людей не потухшие. Жизнь идет своим чередом, - говорит бабушка с моторчиком о приземленном белорусском оптимизме, благодаря которому и вертится еще эта Земля. - Я утром проснулась, посмотрела: небо видно, солнце видно. Завтра в Петриков надо - соберусь с силами, пойду. Чтобы людям лекарства привезти. За все годы изучила, кто чем болеет. Что кому надо. А что будет послезавтра - об этом я и думать не хочу.

Гладко Виктория Андреевна

Руководитель проекта:

Мушникова Людмила

Учреждение:

МБОУ «Новожилкинская СОШ»

В представленном исследовательском проекте по краеведению "Мастера-умельцы нашего села" рассматривается история возникновения ремесел и наиболее популярные виды ремесел, встречающиеся в селе Новожилкино.

Подробнее о проекте:

В процессе работы над исследовательским проектом по краеведению "Мастера-умельцы нашего села" ученицей 5 класса была поставлена цель показать значимость сохранения традиций русского народного творчества для современного поколения и рассказать о мастерицах села Новожилкино. В учебном проекте изучается история развития различных ремесел.

В исследовательской работе по краеведению "Мастера-умельцы нашего села" изложены теоретические сведения о появлении ремесла, а также представлена краткая биография талантливейших мастеров-ремесленников, проживающих в селе Новожилкино. Работа о мастерах-умельцах является результатом участия ученика в школьном поисковом объединении "Поиск".

В предложенном проекте по краеведению "Мастера-умельцы нашего села" автором были изучены различные источники по исследуемой теме, проведено анкетирование, на основании которых в работе представлено изложение биографии и творческих работ сельских ремесленников. В проекте показывается значимость сохранения традиций народного творчества для современного поколения людей.

Введение
1. История развития ремесел
2. Мастера-умельцы нашего села
Заключение
Литература
Приложение

Введение


В этом учебном году я посещаю занятия школьного объединения «Поиск » и мне было поручено приготовить экскурсию по теме «Народные ремесла ». Эта работа настолько увлекла меня, что я решила как можно больше узнать по этой теме. Заметив мой интерес к народным ремеслам , руководитель школьного музея Людмила Викторовна Мушникова предложила заняться мне исследовательской работой.

Цель работы: показать значимость сохранения традиций русского народного творчества для современного поколения и рассказать о мастерицах села Новожилкино.

Для выполнения цели поставлены следующие задачи :

  1. изучить литературу о народных ремеслах в России;
  2. провести социологический опрос по теме и выявить интерес учащихся нашей школы к народным ремёслам;
  3. использовать в своей работе экспонаты и документы экспозиции «Русская изба »;
  4. собрать информацию о мастерах-умельцах нашего села.

Гипотеза – несмотря на то, что народные ремёсла появились очень давно, возможно ли в сегодняшнее время, в век новых технологий, сохранение народных ремёсел?

Объект исследования – жизнь и творчество мастериц нашего села.

Актуальность моей работы «Мастера-умельцы нашего села » заключается в том, что в наш век новых технологий и современного искусства не угасает интерес к народному творчеству, к изделиям талантливых мастеров. Работая над этой темой, я провела диагностику отношения учащихся к народному творчеству и выяснила, что многие учащиеся нашей школы не знают о мастерах-умельцах и их работах.

Методы и приемы, которые использовались в работе : статистический, сравнительно-сопоставительный, социологический опрос.

История развития ремесел

При подготовке работы я изучала и анализировала историческую и краеведческую литературу по теме исследования, знакомилась с периодическими изданиями, проводила опрос школьников, общалась с народными умельцами села.

История развития народных ремесел берёт начало с древних времён, когда человек занимался тяжёлым крестьянским трудом, чтобы выжить. Труд был главным источником жизни, а трудовая деятельность зависела от природы. Поэтому человек пытался понять, как устроен окружающий мир, познать законы природы. Труд на земле формировал отношения человека с природой, делал из него не только землепашца, но и развивал творческие способности.


И природа помогала ему в этом, была неиссякаемым источником вдохновения. После тяжёлых полевых работ наступали минуты отдыха и появлялась возможность насладиться красотою природы. Радость и восхищение, полученные от созерцания природы, хотелось выразить в тех полезных вещах, которые крестьяне создавали для дома.

Потребность в творчестве у человека возникла давно. Все необходимые бытовые предметы ему приходилось изготавливать самому. Вскоре он стал понимать, что вещи должны не только быть необходимы в быту, но и доставлять радость.

Творчество зарождалось в селе не только из материальных потребностей. Создавая свои изделия, человек пытался выразить своё отношение к окружающему миру. У него всё чаще возникало желание украсить свои изделия рисунками. Со временем такие изделия стали пользоваться спросом, их стали продавать на ярмарках, получая дополнительные средства к существованию. Всё это способствовало развитию ремёсел. Постепенно к человеку приходило мастерство. Появились люди, которые создавали вещи лучше других.

Они обладали способностью понимать окружающий мир и затем воплощать свои чувства в создаваемые изделия, удивляя окружающих глубоким пониманием того, что они делают. Чингиз Айтматов писал: «Народный мастер – это человек трудолюбивой души ».

В своих произведениях мастера выражали вечное стремление к той красоте, которой была наполнена природа. В результате кропотливого труда совершенствовалось их мастерство, которое передавалось из поколения в поколение. Настоящий мастер старался оставить свои лучшие работы наследникам. «Для памяти » - говорил он. Имена мастеров мы не знаем, но их работы до сих пор вызывают у нас удивление и восхищение. В народе говорили «Не то дорого, что красно золото, а то, что доброго мастера ».

Веками мастера отбирали все лучшие работы, отбрасывая ненужное. Их трудом и талантом созданы настоящие произведения искусства, в которых отразилось вечное стремление человека к счастью и красоте. Эти красивые и полезные вещи наполняли жизнь крестьян смыслом и вносили радость и праздничность в их дом. Вначале древние орнаменты на предметах были наделены символическим смыслом и выполняли роль оберега, защищавшего дом и семью от злых духов.

Затем на изделиях стали появляться растения и животные, олицетворяющие силы природы. Народные умельцы использовали в своём творчестве образы, отражающие сюжеты древних преданий. Сказочные птицы и загадочные растения пришли из глубины веков и до сих пор украшают дома и другие предметы быта. Каждый рисунок, каждый штрих имел своё значение. Мастера делали всё, чтобы сделать свою жизнь счастливой и окружить себя теплом и уютом.

Особенно большого труда и умения требовало строительство дома. На протяжении всей истории человечества люди строили для себя дома, служившие им защитой от зноя и холода. В доме всё было подчинено общему с природой порядку: красный угол уподоблялся заре, потолок – небесному своду. Изготовление предметов быта также требовало старания, терпения и хорошего вкуса.

Всё в доме, начиная с прялки, делалось вручную. Прялку мастерил жених невесте, муж –жене, отец – дочери. Хранили эту вещь всю жизнь и передавали как великую ценность по наследству. С помощью прялки вся семья одевалась в тёплые вещи.

В нашем школьном музее есть очень интересная экспозиция «Русская изба » (Приложение I). Здесь представлены различные экспонаты: кружевные столешницы и подзоры, много вышивок и аппликаций, глиняные игрушки, вязаная скатерть, старинный павлово-посадский платок и вышитые полотенца.

Большую роль играли в жизни человека полотенца. Полотенцем украшали красный угол избы, на полотенце принимали родившегося ребенка. Оно было неизменным участником свадебного обряда. Полотенце сопровождало человека от рождения до глубокой старости, как бы отмечая главные моменты его жизни. Все предметы этой экспозиции созданы трудом талантливых мастеров, которыми всегда была богата наша страна.

Этот сказочный терем восхищает и вызывает полный восторг. Более 50 лет мастер-самоучка создавал и приукрашал свое творение. И построил Дом на радость всем добрым людям.А теперь его жене Лидии Харитоновне предлагают очень большие деньги за это чудо строительства, но та, конечно же, отказывается продавать архитектурное великолепие своего мужа.

В 1999 году творение уральского Мастера было признано самым красивым домом в России в конкурсе самодеятельного деревянного зодчества. В этом сказочном тереме столько всего, что просто разум зашкаливает от увиденного. Кони, птицы, цветы, пионеры, жених с невестой, всадники, богатыри, дети с транспарантами “Пусть всегда будет солнце”….

А закончил мастер свое творение аккурат к юбилею Октябрьской революции о чем свидетельствует надпись. Очевидно поэтому здесь так много советских символов. Даже герб Советского Союза, профиль Ильича, красные звезды и на самом верху – взмывающая в космос ракета.

Ну, и цифра 50 на коньке дома. И много разных фраз: песенных строк, например: “Летите, голуби, летите, для вас нигде преграды нет” и советских лозунгов, например: “Народам мира наш привет”. Все украшения сделаны из металла и дерева.

Все кто знал Мастера, вспоминают, что душа у него была точно такая, как этот построенный его руками дом. Он был человеком добрейшей души, которую и раскрыл в творчестве. Жена Сергея Ивановича Лидия Харитоновна дом никогда не запирает. Вместо замка в двери и воротах есть специальная железная кнопка: нажмешь и откроется.

Про Сергея Ивановича говорят, что у него никогда не было свободного времени, и в праздники и в выходные он занимался своим любимым делом. Дом конечно требует постоянного ухода и реставрации. Все эти многочисленные украшения надо подкрашивать. Хорошо, что есть люди, которые делают это. В 2014 году в Екб выпустили красочный альбом “Домик в Кунаре”.

В Доме потрясающее ощущение, здесь особая энергетика радости, говорят побывавшие тут. Забывается суета города, стоит лишь присесть на скамейку рядом с домом.

На фото сам мастер Сергей Иванович Кириллов.

Кузнец Сергей Иванович Кириллов умер несколько лет назад. Но лично знавшие мастера люди, уверены, что его душа была такой же позитивной и радостной, как и этот дом. После смерти мастера продолжает жить в доме его вдова Лидия Харитоновна, которой уже более 82-х лет. На сколько хватает сил ухаживает за чудо-домом и охотно показывает его приезжим туристам, число которых растет год от года. Вход в усадьбу она не запирает. В воротах и двери вместо замка есть специальная железная кнопка: нажимаешь – дверь открывается, и любой желающий может зайти во двор. Несмотря на это, еще ни у кого не поднялась рука обокрасть такой дом.

– А где он научился кузнечному ремеслу?

– Да не учился нигде. У него всего 3 класса образования. И в родне у него никого такого мастеровитого не было. В 41-м отец ушел на войну и не вернулся, умерла мать. На Сереже остались младшие сестра и брат. Надо было как-то жить-выживать – пришлось пойти к молотобойцу учеником.

Сергей Кириллов до самой смерти был единственным кузнецом в деревне. Трудился в колхозе, а дома сделал себе собственную мастерскую. Приходил с работы – и сразу в труда. Работал до 12 ночи, утром вставал в 4 утра. Если кто-то из соседей просил что-то сделать – ни в чем не отказывал. А по выходным на свадьбах односельчан на гармони играл.

Вокруг дома Кирилловых дважды бушевал пожар. Дотла сгорели соседние здания. Но чудо-дом остался цел и невредим.

Дом можно сказать стал визитной карточкой Невьянского района. И сюда приезжают люди не только с Урала, других регионов России, но и из-за границы.

Творец этого чуда простой русский человек, народный умелец Сергей Иванович Кириллов сделал не только свою жизнь красивой, но и подарил это чудо всему Уралу а теперь и всей России.

П.С. После смерти кузнеца Кириллова в доме осталась только его вдова, которая была не в состоянии поддерживать в надлежащем состоянии уникальное архитектурное сооружение. В результате краски потускнели, а часть резных фигурок разрушена ветром, снегом и дождем. Привести дом в порядок помогли местные власти.

Пожилая пара из Скандинавии построила дом, который никогда не будет “остывать”

Рассказать друзьям