Сохранение памятников архитектуры аргументы. ЕГЭ по русскому языку

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Разделы: Русский язык

Класс: 11

Урок развития речи в старших классах ориентирован прежде всего на усвоение основных требований к выполнению задания с развернутым ответом. Учащиеся должны владеть основами анализа текста, правильно формулировать проблему, комментировать её, определять авторскую позицию, выражать своё мнение по сформулированной проблеме и аргументировать его, приводя аргументы из художественной, публицистической и научной литературы.

Цель: подготовка к сочинению в формате ЕГЭ по тексту А.Солженицына.

образовательные:

  • познакомиться с историческими материалами о строительстве и разрушении Храма Христа Спасителя;
  • выполнить анализ текста А.Солженицына;
  • изучить письмо сорок третье из книги Д.С.Лихачева "Письма о добром и прекрасном".

развивающие: совершенствовать умения:

  • выполнять работу в соответствии с конкретной речевой задачей;
  • правильно определять тему и основную мысль текста;
  • вдумываться в тему, осмысливать ее границы;
  • пересказывать и анализировать текст;
  • наблюдать, собирать материал для рассуждения;
  • сравнивать тексты, соотносить их по проблематике;
  • систематизировать материал, соотносить с проблемой исходного текста;
  • анализировать текст, оценивать его по критериям К1-К4;
  • строить сочинение в определенной композиционной форме: в соответствии с критериями оценивания задания с развернутым ответом К1-К4;
  • правильно выражать свои мысли, то есть в соответствии с нормами литературного языка.

воспитательные:

  • воспитывать чувство глубокого уважения к культурному наследию нашей страны;
  • воспитывать понимание ценности храмов, свидетельствующих о духовном богатстве нашего народа.

Оборудование: Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень / В.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. - М.: Просвещение, 2009г.; интерактивная доска для демонстрации слайдов презентации, раздаточный дидактический материал для наблюдения и анализа, критерии оценивания задания с развернутым ответом К1-К4.

Ход урока

1. Организационный момент. Целеполагание. Учащиеся самостоятельно ставят цель и задачи. Учитель слушает, дополняет, корректирует.

2. Вступительное слово учителя. Сегодня на уроке мы будем говорить о памятниках архитектуры. Какую роль они играют в жизни современного человека? Стоит ли их сохранять в условиях активного современного строительства?

3. Ответы учащихся на проблемные вопросы.

4. Слово учителя. Памятники архитектуры обязательно надо сохранять. Поговорим о храмах. Они являются образцами духовных устремлений народа. В них живет напоминание потомкам о вечных ценностях. В них до сих пор живут незримые законы гармонии и красоты. В них выражена мысль о стремлении человека к прекрасному, к духовному преображению мира земного.

5. Проверка домашнего задания. Учащиеся подготовили пересказ текстов по группам, выделение ключевых слов в каждой части. В результате устной работы состоится сообщение об истории строительства Храма Христа Спасителя, художественное описание Храма перед его открытием и художественное описание в ночь после его разрушения. Приложение 1.

6. Выявление восприятия.

Какие мысли и чувства возникли у вас после прочтения, пересказа? Какие образы предстали перед вами? Расскажите о своих чувствах, используя ключевые слова из текста. (Сожаление об утрате прекрасного, духовно значимого творения рук человеческих. Возмущение бездушным отношением к культурному наследию. Тревожность за шаткое, неустойчивое пребывание прекрасного в жестоком мире. Образ величественного Храма, имеющего собственную душу, и образ груды развалин после взрыва). Ключевые слова: "Золотые купола храма плыли над Москвой, сияя чистотой", "истинная красота и гармония были целителями страждущей души", "храм возносился в самой середине земли и в сердцевине Москвы", "храм был особенно возвышен и строг и полон какого-то особенного настроения", "думали, храму стоять вечно", тысячи землекопов выбирали и вывозили землю", вдохновенные художники расписывали своды", "скульпторы украшали храм", "понадобилось семнадцать лет", "проступали бесчисленные тени ратников", "храм уже был приобщен к высокой и светлой тайне, переданной ему на вечное хранение памятью народа..., дабы народ не заплутался во тьме", "из года в год писалась незримая, вечная книга времен". "Он лежал громадной горой битого щебня и громадных обломков стен, столбов и сводов", "еще страшней был вид арки", "какой-то одинокий, случайно оставшийся после разрушения сустав здания, какой-то перст, вперившийся торчком в небо", "вид был дик и страшен", "создавалось удручающее, гротескное настроение", "вынужденным молчанием мертвой руины", "зрелище подавляло величественной и гордой непостижимостью смерти".

7. Слово учителя. Сегодня Храм Христа Спасителя радует людей своей прежней красотой. Он восстановлен. И радуется человеческое сердце, обретая веру в победу добра, справедливости, бессмертия.

8. Просмотр слайдов презентации. Приложение 2 .

9. Работа с текстом из сборника типовых экзаменационных вариантов под редакцией И.П. Цыбулько. ФИПИ, 2012 г.

Прочитайте текст, определите тему и основную мысль.

(1)Яконов взбирался тропинкой через пустырь, не замечая - куда, не замечая подъёма. (2)И ноги устали, вывихиваясь от неровностей. (3)И тогда с высокого места, куда он забрёл, он уже разумными глазами огляделся, пытаясь понять, где он. (4)Земля под ногами в обломках кирпича, в щебне, в битом стекле, и какой-то покосившийся тесовый сарайчик или будка по соседству, и оставшийся внизу забор вокруг большой площади под неначатое строительство. (5)А в горке этой, подвергшейся странному запустению неподалёку от центра столицы, шли вверх белые ступени, числом около семи, потом прекращались и начинались, кажется, вновь. (6)Какое-то глухое воспоминание колыхнулось в Яконове при виде этих белых ступеней, а куда вели ступени, плохо различалось в темноте: здание странной формы, одновременно как бы разрушенное и уцелевшее. (7)Лестница поднималась к широким железным дверям, закрытым наглухо и по колено заваленным слежавшимся щебнем. (8)Да! (9)Да! (10)Разящее воспоминание подхлестнуло Яконова. (11)Он оглянулся. (12)Промеченная рядами фонарей, далеко внизу вилась река, странно знакомой излучиной уходя под мост и дальше к Кремлю. (13)Но колокольня? (14)Её нет. (15)Или эти груды камня - от колокольни? (16)Яконову стало горячо в глазах. (17)Он зажмурился, тихо сел. (18)На каменные обломки, завалившие паперть. (19)Двадцать два года назад на этом самом месте он стоял с девушкой, которую звали Агния. (20)Той самой осенью под вечер они шли переулками у Таганской площади, и Агния сказала своим тихим голосом, который трудно расслышивался в городском громыхании:

- (21)Хочешь, я покажу тебе одно из самых красивых мест в Москве?

(22)И подвела его к ограде маленькой кирпичной церкви, окрашенной в белую и красную краску и обращённой алтарём в кривой безымянный переулок. (23)Внутри ограды было тесно, шла только вокруг церквушки узкая дорожка для крестного хода. (24)И тут же рос, в углу ограды, старый большой дуб, он был выше церкви, его ветви, уже жёлтые, осеняли и купол, и переулок, отчего церковь казалась совсем крохотной.

- (25)Вот эта церковь, - сказала Агния.

- (26)Но не самое красивое место в Москве.

- (27)А подожди.

(28)Она провела его к паперти главного входа, вышла из тени в поток заката и села на низкий парапет, где обрывалась ограда и начинался просвет для ворот.

- (29)Так смотри!

(30)Антон ахнул. (31)Они вывалились из теснины города и вышли на крутую высоту с просторной открытой далью. (32)Река горела на солнце. (33)Слева лежало Замоскворечье, ослепляя жёлтым блеском стёкол, почти под ногами в Москву-реку вливалась Яуза, справа за ней высились резные контуры Кремля, а ещё дальше пламенели на солнце пять червонно-золотых куполов храма Христа Спасителя. (34)И во всём этом сиянии Агния, в наброшенной жёлтой шали, тоже казавшаяся золотой, сидела, щурясь на солнце.

- (35)Да! (36)Это - Москва! - захваченно произнёс Антон.

- (37)Но она - уходит, Антон, пропела Агния. - Москва - уходит!..

- (38)Куда она там уходит? (39)Фантазия.

- (40)Эту церковь снесут, Антон, твердила своё Агния.

- (41)Откуда ты знаешь? - рассердился Антон. - (42)Это художественный памятник, его как пить дать оставят.

(43)Он смотрел на крохотную колоколенку, в прорези которой к колоколам заглядывали ветки дуба.

- (44)Снесут! - уверенно пророчила Агния, сидя всё так же неподвижно, в жёлтом свете и в жёлтой шали.

(45)Яконов очнулся. (46)Да, ... разрушили шатровую колоколенку и разворотили лестницу, спускавшуюся к реке. (47)Совершенно даже не верилось, что тот солнечный вечер и этот декабрьский рассвет происходили на одних и тех же квадратных метрах московской земли. (48)Но всё так же был далёк обзор с холма, и те же были извивы рек, повторённые последними фонарями...

(По А. Солженицыну*)

*Александр Исаевич Солженицын (1918-2008) - выдающийся русский писатель, публицист, историк, поэт и общественный деятель.

Какова тема текста? Какова его основная мысль? (В тексте говорится о разрушении храма. Основная мысль заключается в том, чтобы показать недоумение и огорчение человека, увидевшего искореженный пустырь на том месте, где когда-то стоял великолепный храм).

Какие образы противопоставлены? (Автор противопоставляет два эпизода из жизни Антона Яконова: солнечный вечер, когда Агния показала одно из самых красивых мест в Москве, и декабрьский рассвет, когда, вернувшись сюда через двадцать два года, он увидел разрушенный храм с развороченной лестницей. Кроме того, "высота с просторной открытой далью", красота панорамы противопоставлены "теснине города", тихий голос девушки - "городскому громыханию").

Определите основные проблемы. (Проблема сохранения культурного наследия. Проблема влияния городского ландшафта и городской архитектуры на человека).

Найдите слова-маркеры, средства выражения позиции автора. (В данном тексте позиция автора открыто не выражена. Слова маркеры будем искать в образах Агнии и Антона, а также в словах автора).

В каких словах выражена авторская мысль? (В словах Агнии " Москва - уходит!" выражена мысль о разрыве связи поколений. Уходит Москва, оставленная нам предками. Уходит история. В словах Антона "Это - Москва!", "Это художественный памятник, его как пить дать оставят". В словах автора "захваченно произнёс Антон", "разрушили шатровую колоколенку и разворотили лестницу", "Яконову стало горячо в глазах. Он зажмурился, тихо сел. На каменные обломки, завалившие паперть").

Какое средство выразительности ярко подчеркивает недоумение, потрясение Антона? (Парцелляция в предложениях 17, 18).

Какая смысловая связь может быть между данным текстом и предыдущими? (Речь идет о красоте и величии храмов, а также об оставшихся от них обломках. "Он лежал громадной горой битого щебня и громадных обломков стен, столбов и сводов", "еще страшней был вид арки", "какой-то одинокий, случайно оставшийся после разрушения сустав здания, какой-то перст, вперившийся торчком в небо", "вид был дик и страшен", "создавалось удручающее, гротескное настроение", "вынужденным молчанием мертвой руины", "зрелище подавляло величественной и гордой непостижимостью смерти" --- "3емля под ногами в обломках кирпича , в щебне , в битом стекле , и какой-то покосившийся тесовый сарайчик или будка по соседству... Лестница поднималась к широким железным дверям, закрытым наглухо и по колено заваленным слежавшимся щебнем ... разрушили шатровую колоколенку и разворотили лестницу". Тексты объединены общей проблемой: проблемой сохранения культурного наследия).

10. Слово учителя. Мы видим удручающие картины, являющиеся следствием разрушения. У человека, глубоко понимающего закономерности нетленного созидания, связанного с нравственными законами, с традициями православной культуры, у человека, глубоко понимающего историческую ценность подобных архитектурных сооружений, в душе возникает недоумение, сожаление об утрате прекрасного, вечного.

11. Слово учителя. Одним из защитников культурного наследия был Д.С. Лихачёв. Он выступал против бездушного преобразования исторически ценных объектов. Для него было важным сохранение памятников прошлого такими, какими оставили нам в наследие заботливые предшественники, любившие своё Отечество.

12. Чтение отрывка письма сорок третьего из книги Д.С.Лихачева "Письма о добром и прекрасном".

В юности я приехал впервые в Москву и нечаянно набрел на церковь Успения на Покровке (1696-1699). Я ничего не знал о ней раньше. Встреча с ней меня ошеломила. Передо мной вздымалось застывшее облако бело-красных кружев. Не было “архитектурных масс”. Ее легкость была такова, что вся она казалась воплощением неведомой идеи, мечтой о чем-то неслыханно прекрасном. Ее нельзя себе представить по сохранившимся фотографиям и рисункам, ее надо было видеть в окружении низких обыденных зданий. Я жил под впечатлением этой встречи и позже стал заниматься древнерусской культурой именно под влиянием толчка, полученного мной тогда. По инициативе А. В. Луначарского соседний с ней переулок был назван по фамилии ее строителя, крепостного крестьянина – Потаповским. Но вот пришли люди и снесли церковь. Теперь на этом месте пустырь…

Кто же эти люди, уничтожающие живое прошлое, – прошлое, которое является и нашим настоящим, ибо культура не умирает? Иногда это сами архитекторы – из тех, которым очень хочется поставить свое “творение” на выигрышном месте и лень подумать о другом. Иногда же это совсем случайные люди, а в этом уже виноваты мы все. Мы должны подумать о том, чтобы подобное не повторилось. Памятники культуры принадлежат народу, и не одному только нашему поколению. Мы несем за них ответственность перед нашими потомками. С нас будет большой спрос и через сто, и через двести лет.

13. Работа над основной мыслью и ключевыми словами. "Она казалась воплощением неведомой идеи, мечтой о чем-то неслыханно прекрасном. Ее нельзя себе представить по сохранившимся фотографиям и рисункам, ее надо было видеть в окружении низких обыденных зданий. Я жил под впечатлением этой встречи и позже стал заниматься древнерусской культурой именно под влиянием толчка, полученного мной тогда".

Делаем вывод о влиянии храма на жизнь человека. Задача - глубоко прочувствовать степень утраты памятника архитектуры, ставшего для академика Лихачева началом новой жизни, связанной с изучением истории Руси. Почувствовать ответственность за свои поступки перед будущим.

14. Оценка сочинения ученика по критериям К1-К4.

У каждого человека, наверное, есть дорогое, памятное место, где он испытывает особое чувство причастности к чему-то великому, вечному. Храмы… Немые свидетели величия и славы страны. Надо ли их сохранять? Именно эту проблему затрагивает Александр Солженицын.

Писатель противопоставляет два эпизода из жизни Антона Яконова: солнечный вечер, когда Агния показала одно из самых красивых мест в Москве, и декабрьский рассвет, когда, вернувшись сюда через двадцать два года, он увидел разрушенный храм с развороченной лестницей. Антону вспомнились горькие слова Агнии о том, что церковь снесут, что “Москва уходит”. Ему больно смотреть на это место, ведь он тогда был уверен, что “художественный памятник... оставят”.

Солженицын жил в эпоху, когда разрушение храмов было явлением нередким. Автор считает, что подобное отношение к памятникам прошлого разрывает связь поколений, нарушает гармонию в жизни человека. Писатель уверен: общество должно бережно относиться к памятникам, сохранять то, что дарит высокие, светлые чувства.

Несомненно, сегодня всем русским людям дорог Храм Христа Спасителя, построенный в ознаменование победы в войне 1812 года. Насколько важен для человека этот храм, мы узнаем из книги "Отречение" писателя и общественного деятеля Петра Проскурина. Он рассказал о долгой, кропотливой работе лучших мастеров из разных уголков страны, о значении храма – символа русской соборности, единства…

Строившийся годами, он был разрушен за одну минуту. О том, что осталось потомкам, написано в статье Петра Георгиевича Паламарчука. Мы видим страшную картину запустения: одинокий остаток собора посреди бесчисленного множества обломков.

Хочется отметить, что к культурному наследию надо относиться бережно, помнить о том, что дошедшее до нас из глубины столетий строилось на века в знак безмерной любви к Родине. И не могут, не имеют права решать судьбу памятников несколько человек. Здесь важно учитывать общественное мнение.

(Ученики оценивают текст по критериям К1-К4).

15. Итоги урока. Рефлексия. Какие чувства испытываете? Какие мысли возникли к концу урока? Какие средства выразительности будете использовать в сочинении, раскрывая проблему сохранения культурного наследия?

16. Домашнее задание: написать сочинение в формате ЕГЭ по тексту А.Солженицына, используя в качестве литературных аргументов материалы: упр. 182 (Статья Даниила Гранина о защите сохранности Невского проспекта Д.С. Лихачёвым), упр. 188 (Статья Д.С. Лихачёва "Любовь, уважение, знание"), письмо сорок третье из книги Д.С. Лихачёва "Письма о добром и прекрасном".

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Использованы материалы

1. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учебное пособие для 10 - 11 кл. общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение, 1998 г. (Упр. 315).

2. Письмо сорок третье из книги Д.С.Лихачева "Письма о добром и прекрасном".

3. ЕГЭ-2012. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов / под редакцией И.П. Цыбулько. - М. : Национальное образование, 2011. - (ЕГЭ-2012. ФИПИ - школе).

4. Интернет-ресурсы: фотографии (Яндекс. Картинки), материалы о Храме Христа Спасителя (ru.wikipedia.org> Храм Христа Спасителя), Проскурин П.Л. Отречение. Электронная библиотека (http://royallib.com/).

Привожу неожиданные поэтические аргументы: стихотворения А.С. Пушкина и А.А. Ахматовой о царскосельской статуе. Если вам некогда читать все, читайте выделенное цветом. Проблемы экологии культуры, преемственности культурной среды, формирующей человека, создающей для него ощущение дома , который незаменим…

Текст 4

(1)Вспоминаю, как в середине двадцатых, разговорившись, подошли мы к памятнику Пушкину и уселись на бронзовые цепи, низко окружавшие памятник.

(2)Стоял он в то время ещё на своём законном месте, в голове Тверского бульвара, лицом к необыкновенно изящному Страстному монастырю нежно-сиреневого цвета, удивительно подходившему к его маленьким золотым луковкам.

(3)До сих пор болезненно ощущаю отсутствие Пушкина на Тверском бульваре, невосполнимую пустоту того места, где стоял Страстной монастырь. (4)Привычка.

(5)Недаром же Маяковский написал, обращаясь к Александру Сергеевичу: «На Тверском бульваре очень к вам привыкли».

(6) Привыкли, добавлю я, также и к старинным многоруким фонарям, среди которых фигура Пушкина со склонённой курчавой головой, в плаще с гармоникой прямых складок так красиво рисовалась на фоне Страстного монастыря.

(7) Потом наступила ещё более тягостная эпоха перестановки и уничтожения памятников. (8)Незримая всевластная рука переставляла памятники, как шахматные фигуры, а иные из них вовсе сбрасывала с доски. (9)Она переставила памятник Гоголю работы гениального Андреева, тот самый, где Николай Васильевич сидит, скорбно уткнувши свой длинный нос в воротник бронзовой шинели - почти весь потонув в этой шинели, - с Арбатской площади во двор особняка, где, по преданию, писатель сжёг в камине вторую часть «Мёртвых душ», а на его место водрузила другого Гоголя - во весь рост, в коротенькой пелеринке, на скучном официальном пьедестале, - памятник, лишённый индивидуальности и поэзии…

(Ю)Память разрушается, как старый город. (И)Пустоты перестраиваемой Москвы заполняются новым архитектурным содержанием. (12)А в провалах памяти остаются лишь призраки ныне уже не существующих, упразднённых улиц, переулков, тупичков… (13)Но как устойчивы эти призраки некогда существовавших здесь церквей, особнячков, зданий… (14)Иногда эти призраки более реальны для меня, чем те, которые их заменили: эффект присутствия!

(15)Я изучал Москву и навсегда запомнил её в ту пору, когда ещё был пешеходом. (16)Мы все были некогда пешеходами и основательно, не слишком торопясь, вглядывались в окружающий нас мир города во всех его подробностях. (17)Каждый новый день открывал для пешехода новые подробности города, множество стареньких, давно не реставрированных церквушек неописуемо прекрасной древнерусской архитектуры.

(18)Я давно уже перестал быть пешеходом. (19)Езжу на машине. (20)Московские улицы, по которым я некогда проходил, останавливаясь на перекрёстках и озирая дома, теперь мелькают мимо меня, не давая возможности всматриваться в их превращения.

(21)Но однажды тормоза взвизгнули, машина резко затормозила перед красным светофором. (22)Если бы не пристёгнутые ремни, я бы мог стукнуться головой о ветровое стекло. (23)Это, несомненно, был перекрёсток Мясницкой и Бульварного кольца, но какая странная пустота открылась передо мной на том месте, где я привык видеть Водопьяный переулок. (24)Его не было. (25)Он исчез, этот Водопьяный переулок. (26)Он просто больше не существовал. (27)Он исчез вместе со всеми домами, составлявшими его. (28)Как будто их всех вырезали из тела города. (29)Исчезла библиотека имени Тургенева. (ЗО)Исчезла булочная. (31)Исчезла междугородная переговорная. (32)Открылась непомерно большая площадь - пустота, с которой трудно было примириться.

(ЗЗ)Пустота казалась мне незаконной, противоестественной, как то непонятное, незнакомое пространство, которое иногда приходится преодолевать во сне: всё вокруг знакомо, но вместе с тем совсем незнакомо, и не знаешь, куда надо идти, чтобы вернуться домой, и ты забыл, где твой дом, в каком направлении надо идти, и ты идёшь одновременно по разным направлениям, но каждый раз оказываешься всё дальше и дальше от дома, а между тем ты отлично знаешь, что до твоего дома рукой подать, он есть, существует, но его не видно, он как бы в другом измерении.

(34)Он стал <…>.

(По В. П. Катаеву*)

* Валентин Петрович Катаев (1897-1986) - русский советский писатель, поэт, драматург, журналист, сценарист.

Аргументы

  1. Старый кн. Болконский ставит статую-памятник умершей при родах невестке, жене своего сына (маленькой княгине) чтобы ее сын Николенька, когда подрастет, мог увидеть свою мать.

2. Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном»

АНСАМБЛИ ПАМЯТНИКОВ ИСКУССТВА

Каждая страна – это ансамбль искусств. Грандиозным ансамблем культур или памятников культуры является и Советский Союз. Города в Советском Союзе, сколь бы они ни были различны, не обособлены друг от друга. Москва и Ленинград не просто не похожи друг на друга – они контрастируют друг другу и, следовательно, взаимодействуют. Не случайно они связаны железной дорогой столь прямой, что, проехав в поезде ночь без поворотов и только с одной остановкой и попадая на вокзал в Москве или Ленинграде, вы видите почти то же вокзальное здание, которое вас провожало вечером; фасады Московского вокзала в Ленинграде и Ленинградского в Москве одинаковые. Но одинаковость вокзалов подчеркивает резкое несходство городов, несходство не простое, а дополняющее друг друга. Даже предметы искусства в музеях не просто хранятся, а составляют некоторые культурные ансамбли, связанные с историей городов и страны в целом. Состав музеев далеко не случаен, хотя в истории их собраний и немало отдельных случайностей. Недаром, например, в музеях Ленинграда так много голландской живописи (это Петр I), а также французской (это петербургское дворянство XVIII и начала XIX века).

А посмотрите в других городах. В Новгороде стоит посмотреть иконы. Это третий по величине и ценности центр древнерусской живописи.

В Костроме, Горьком и Ярославле следует смотреть русскую живопись XVIII и XIX веков (это центры русской дворянской культуры), а в Ярославле еще и «волжскую» XVII века, которая представлена здесь так, как нигде.

Но если вы возьмете всю нашу страну, вы удивитесь разнообразию и своеобразию городов и хранящейся в них культуры: в музеях и частных собраниях, да и просто на улицах, ведь почти каждый старый дом – драгоценность. Одни дома и целые города дороги своей деревянной резьбой (Томск, Вологда), другие – удивительной планировкой, набережными бульварами (Кострома, Ярославль), третьи – каменными особняками, четвертые – затейливыми церквами.

Но многое их объединяет. Одна из самых типичных черт русских городов – их расположение на высоком берегу реки. Город виден издалека и как бы втянут в движение реки: Великий Устюг, волжские города, города по Оке. Есть такие города и на Украине: Киев, Новгород-Северский, Путивль.

Это традиции Древней Руси – Руси, от которой пошли Россия, Украина, Белоруссия, а потом и Сибирь с Тобольском и Красноярском…

Город на высоком берегу в вечном движении. Он «проплывает» мимо реки. И это тоже присущее Руси ощущение родных просторов.

В стране существует единство народа, природы и культуры.

Сохранить разнообразие наших городов и сел, сохранить в них историческую память, их общее национально-историческое своеобразие – одна из важнейших задач наших градостроителей. Вся страна – это грандиозный культурный ансамбль. Он должен быть сохранен в своем поразительном богатстве. Воспитывает не только историческая память в своем городе и в своем селе – воспитывает человека его страна в ее целом. Сейчас люди живут не только в своем «пункте», но во всей стране и не своим веком только, но всеми столетиями своей истории.

3. Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном»

ПАМЯТЬ КУЛЬТУРЫ

Мы заботимся о своем здоровье и здоровье других, следим за правильным питанием, за тем, чтобы воздух и вода оставались чистыми, незагрязненными. Загрязнение среды делает человека больным, угрожает его жизни, грозит гибелью всему человечеству. Всем известны те гигантские усилия, которые предпринимаются нашим государством, отдельными странами, учеными, общественными деятелями, чтобы спасти от загрязнения воздух, водоемы, моря, реки, леса, чтобы сохранить животный мир нашей планеты, спасти становища перелетных птиц, лежбища морских животных. Человечество тратит миллиарды и миллиарды не только на то, чтобы не задохнуться, не погибнуть, но чтобы сохранять также ту окружающую нас природу, которая дает человеку возможность эстетического и нравственного отдыха. Целительная сила окружающей природы хорошо известна.

Наука, которая занимается охраной и восстановлением окружающей природы, называется экологией. И экология начинает уже сейчас преподаваться в университетах.

Но экология не должна замыкаться только задачами сохранения окружающей нас биологической среды. Человек живет не только в природной среде, но и в среде, созданной культурой его предков и им самим. Сохранение культурной среды задача не менее важная, чем сохранение окружающей природы. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда не менее необходима для его духовной, нравственной жизни, для его «духовной оседлости», для его привязанности к родным местам, следованию заветам предков, для его нравственной самодисциплины и социальности. Между тем вопрос о нравственной экологии не только не изучается, но и не поставлен. Изучаются отдельные виды культуры и остатки культурного прошлого, вопросы реставрации памятников и их сохранения, но не изучается нравственное значение и влияние на человека всей культурной среды в ее целом, ее воздействующая сила.

А ведь факт воспитательного воздействия на человека окружающей культурной среды не подлежит ни малейшему сомнению.

За примерами ходить недалеко. После войны в Ленинград вернулось не более 20 процентов его довоенного населения, а тем не менее вновь приехавшие в Ленинград быстро приобрели те четкие «ленинградские» черты поведения, которыми по праву гордятся ленинградцы. Человек воспитывается в окружающей его культурной среде незаметно для себя. Его воспитывает история, прошлое. Прошлое открывает ему окно в мир, и не только окно, но и двери, даже ворота – триумфальные ворота. Жить там, где жили поэты и прозаики великой русской литературы, жить там, где жили великие критики и философы, ежедневно впитывать впечатления, которые так или иначе получили отражение в великих произведениях русской литературы, посещать квартиры-музеи-значит, постепенно обогащаться духовно.

Улицы, площади, каналы, отдельные дома, парки напоминают, напоминают, напоминают… Ненавязчиво и ненастойчиво входят впечатления прошлого в духовный мир человека, и человек с открытой душой входит в прошлое. Он учится уважению к предкам и помнит о том, что в свою очередь нужно будет для его потомков. Прошлое и будущее становятся своими для человека. Он начинает учиться ответственности – нравственной ответственности перед людьми прошлого и одновременно перед людьми будущего, которым прошлое будет не менее важно, чем нам, а может быть, с общим подъемом культуры и умножением духовных запросов, даже и важнее. Забота о прошлом есть одновременно и забота о будущем…

Любить свою семью, свои впечатления детства, свой дом, свою школу, свое село, свой город, свою страну, свою культуру и язык, весь земной шар необходимо, совершенно необходимо для нравственной оседлости человека. Человек – это не степное растение перекати-поле, которое осенний ветер гонит по степи.

Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саде, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, значит, он не любит их. Если человек не любит старые дома, старые улицы, пусть даже и плохонькие, значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, значит, он равнодушен к своей стране.

Итак, в экологии есть два раздела: экология биологическая и экология культурная, или нравственная. Убить человека биологически может несоблюдение законов первой, убить человека нравственно может несоблюдение законов второй. Да и нет между ними пропасти. Где точная граница между природой и культурой? Разве нет в среднерусской природе присутствия человеческого труда?

Не здание даже нужно человеку, а здание в определенном месте. Поэтому и хранить их, памятник и ландшафт, нужно вместе, а не раздельно. Хранить строение в ландшафте, чтобы то и другое хранить в душе. Человек существо нравственно оседлое, даже если он был кочевником: ведь и кочевал он по определенным местам. Для кочевника тоже существовала «оседлость» в просторах его привольных кочевий. Только безнравственный человек – не оседлый и способен убивать оседлость в других.

Есть большое различие между экологией природы и экологией культуры. Это различие не только велико – оно принципиально существенно.

До известных пределов утраты в природе восстановимы. Можно очистить загрязненные реки и моря; можно восстановить леса, поголовье животных и пр. Конечно, если не перейдена известная грань, если не уничтожена та или иная порода животных целиком, если не погиб тот или иной сорт растений. Удалось же восстановить зубров и на Кавказе, и в Беловежской пуще, даже поселить их в Бескидах, то есть там даже, где их раньше и не было. Природа при этом сама помогает человеку, ибо она «живая». Она обладает способностью к самоочищению, к восстановлению нарушенного человеком равновесия. Она залечивает раны, нанесенные ей извне: пожарами, или вырубками, или ядовитой пылью, газами, сточными водами…

Совсем иначе с памятниками культуры. Их утраты невосстановимы, ибо памятники культуры всегда индивидуальны, всегда связаны с определенной эпохой в прошлом, с определенными мастерами. Каждый памятник разрушается навечно, искажается навечно, ранится навечно. И он совершенно беззащитен, он не восстановит самого себя.

Можно создать макеты разрушенных зданий, как это было, например, в Варшаве, но нельзя восстановить здание как «документ», как «свидетеля» эпохи своего создания. Всякий заново отстроенный памятник старины будет лишен документальности. Это будет только «видимость». От умерших остаются только портреты. Но портреты не говорят, они не живут. В известных обстоятельствах «новоделы» имеют смысл, и со временем они сами становятся «документами» эпохи, той эпохи, когда они были созданы. Старое Место или улица Новый Свет в Варшаве навсегда останутся документами патриотизма польского народа в послевоенные годы.

«Запас» памятников культуры, «запас» культурной среды крайне ограничен в мире, и он истощается со все прогрессирующей скоростью. Техника, которая сама является продуктом культуры, служит иногда в большей мере умерщвлению культуры, чем продлению жизни культуры. Бульдозеры, экскаваторы, строительные краны, управляемые людьми бездумными, неосведомленными, могут нанести вред тому, что в земле еще не открыто, и тому, что на земле, уже служившее людям. Даже сами реставраторы, работающие иногда согласно своим собственным, недостаточно проверенным теориям или современным нам представлениям о красоте, становятся в большей мере разрушителями памятников прошлого, чем их охранителями. Уничтожают памятники и градостроители, особенно если они не имеют четких и полных исторических знаний.

На земле становится тесно для памятников культуры не потому, что земли мало, а потому, что строителей притягивают к себе старые места, обжитые, а потому и кажущиеся особенно красивыми и заманчивыми для градостроителей.

Градостроителям, как никому больше, нужны знания в области экологии культуры. Поэтому краеведение должно развиваться, оно должно распространяться и преподаваться, чтобы на основе его решать местные экологические проблемы. В первые годы после Великой Октябрьской социалистической революции краеведение переживало бурный расцвет, но позднее ослабло. Многие краеведческие музеи были закрыты. Однако сейчас интерес к краеведению вспыхнул с особой силой. Краеведение воспитывает любовь к родному краю и дает те знания, без которых невозможно сохранение памятников культуры на местах.

Мы не должны возлагать полную ответственность за небрежение к прошлому на других или просто надеяться, что сохранением культуры прошлого занимаются специальные государственные и общественные организации и «это их дело», не наше. Мы сами должны быть интеллигентны, культурны, воспитанны, понимать красоту и быть добрыми – именно добрыми и благодарными нашим предкам, создававшим для нас и наших потомков всю ту красоту, которую не кто-либо другой, а именно мы не умеем порой опознать, принять в свой нравственный мир, хранить и деятельно защищать.

Каждый человек обязан знать, среди какой красоты и каких нравственных ценностей он живет. Он не должен быть самоуверен и нагл в отвержении культуры прошлого без разбора и «суда». Каждый обязан принимать посильное участие в сохранении культуры.

Ответственны за все мы с вами, а не кто-то другой, и в наших силах не быть равнодушными к нашему прошлому. Оно наше, в нашем общем владении.

3. А.С. Пушкин, как известно, воспитывался в Царскосельском лицее. Красота дворца и дворцового парка стала для него родной, естественной, «домашней обстановкой» и, конечно, повлияла на формирование гения. Вот его стихотворение о царскосельской статуе. Вечная струя, символизирующая бесконечность движения времени, неожиданно отозвалась в стихотворении А. Ахматовой, «вошедшей» в эту культурную струю как в свой дом и проявляющей даже женскую ревность к бронзовой девушке, которой любовался Пушкин…

Царскосельская статуя

Урну с водой уронив, об утес ее дева разбила.

Дева печально сидит, праздный держа черепок.

Чудо! не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой;

Дева, над вечной струей, вечно печальна сидит.

ЦАРСКОСЕЛЬСКАЯ СТАТУЯ

Уже кленовые листы

На пруд слетают лебединый,

И окровавлены кусты

Неспешно зреющей рябины,

И ослепительно стройна,

Поджав незябнущие ноги,

На камне северном она

Сидит и смотрит на дороги.

Я чувствовала смутный страх

Пред этой девушкой воспетой.

Играли на ее плечах

Лучи скудеющего света.

И как могла я ей простить

Восторг твоей хвалы влюбленной…

Смотри, ей весело грустить,

Такой нарядно обнаженной.

В данном материале мы акцентировали внимание читателя на основных проблемах, поднимаемых в текстах на ЕГЭ по русскому языку. Аргументы, иллюстрирующие данные проблемы, находятся под соответствующими заголовками. Также вы можете скачать таблицу со всеми этими примерами в конце статьи.

  1. В повести В.Г. Распутина «Прощание с Матёрой» автор затрагивает очень важную для всего общества проблему сохранения природного наследия. Писатель отмечает, что без знания прошлого невозможно построить достойного будущего. Природа - это тоже память, наша история. Так, гибель острова Матёра и одноименной маленькой деревушки стали причиной утраты памяти о прекрасных днях жизни в этой местности, ее прежних жителях… К сожалению, лишь старшее поколение, например, главная героиня Дарья Пинигина, понимали, Матёра — не просто остров, это связь с прошлым, памятью предков. Когда Матёра скрылась под водами бушующей Ангары, и последний житель покинул это место, память умерла.
  2. История героев научно-фантастического рассказа американского писателя Рэя Брэдбери «И грянул гром» также является подтверждением того, что природа — часть нашей общей истории. Природа, время и память - все эти понятия сплетаются воедино, и это подчеркивает писатель-фантаст. Смерть маленького существа, бабочки, стала причиной гибели будущего всего мира. Вмешательство в жизнь дикой природы доисторического прошлого обошлось очень дорого жителям планеты Земля. Таким образом, проблема сохранения природного наследия в рассказе Рэя Брэдбери «И грянул гром» поднимается для того, чтобы люди задумались о ценности окружающей среды, потому что она неразрывно связана с историей человечества.

Сохранение культурного наследия

  1. В книге советского и российского филолога и культуролога Д.С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном» раскрывается проблема сохранения культурного наследия. Автор заставляет своих читателей задуматься о том, что значат для человека памятники культуры. Доктор филологических наук напоминает нам, что, в отличие от природных объектов, архитектурные сооружения не способны к самовосстановлению. Он призывает всех принимать активное участие по сохранению памяти, застывшей в глине и гипсе. По его мнению, никто не должен отвергать культуру прошлого, поскольку она является фундаментом нашего будущего. Это утверждение должно убедить каждого неравнодушного человека попытаться разрешить проблему сохранения культурного наследия, поставленную Д.С. Лихачевым.
  2. В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» один из главных героев, Павел Петрович Кирсанов, уверен в том, что культура незаменима в жизни людей. Автор пытается донести через этого героя мысль о важности культурного наследия не только нигилисту Евгению Базарову, но и всем читателям. Без целебного влияния искусства Евгений, например, не смог понять себя и вовремя осознать, что он – романтик, и тоже нуждается в тепле и ласке. Именно духовная сфера помогает нам познать самих себя, поэтому мы не можем ее отрицать. Музыка, изобразительное искусство, литература делают человека благородным, нравственно красивым, поэтому необходимо заботиться о сохранении памятников культуры.

Проблема памяти в семейных отношениях

  1. В рассказе К.Н. Паустовского «Телеграмма» Настя долгие годы забывала о своей матери, не приезжала, не навещала. Она оправдывалась каждодневной занятостью, но никакие дела не сравнятся по важности с родной матерью. История главной героини дается автором в назидание читателю: забота и любовь родителей не должны забываться детьми, потому что однажды станет поздно отплатить им тем же. Так случилось и с Настей. Лишь после смерти матери девушка поняла, что очень мало времени уделила той, что оберегала ее сон у детской кроватки.
  2. Слова родителей, их наставления порой запоминаются детям на долгие годы и даже на всю жизнь. Так, главный герой повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» , Петр Гринев, очень четко уяснил для себя простую истину отца «береги честь смолоду». Благодаря родителям и их наставлениям, герой никогда не сдавался, никого не обвинял в своих проблемах, с честью и достоинством принимал поражения, если того требовала жизнь. Память о родителях была чем-то сакральным для Петра Гринева. Он уважал их мнение, старался оправдать доверие к себе, впоследствии это помогло ему стать счастливым и свободным.
  3. Проблема исторической памяти

    1. В романе Б. Л. Васильева «В списках не значился» главный герой еще не успел отметиться на боевом посту, как началась кровопролитная Вторая Мировая Война. Он вложил все молодые силы в защиту Брестской крепости, в ходе которой погибли все. Даже оставшись в одиночестве, он не переставал наводить ужас на оккупантов своими ночными вылазками. Когда Плужникова поймали, враги отдали ему честь, так как советский солдат поразил их своей отвагой. Но название романа говорит нам о том, что множество таких безымянных героев утеряны в сутолоке дней, когда их просто не успели внести в очередной список. Но сколько они, неузнанные и забытые, сделали для нас? Для того чтобы мы хотя бы это сохранили в нашей памяти, автор посвятил подвигу Николая Плужникова целое произведение, ставшее тем самым памятником боевой славы на братской могиле.
    2. В антиутопии Олдоса Хаксли «О дивный новый мир» описывается общество, отрицающее свою историю. Как мы видим, их идеальная, не омраченная воспоминаниями жизнь стала лишь приторным и бессмысленным подобием настоящей жизни. У них не осталось чувств и эмоций, семьи и брака, дружбы и других ценностей, определяющих личность. Все новые люди – пустышки, существующие по законам рефлексов и инстинктов, примитивные создания. На их фоне выгодно выделяется Дикарь, чье воспитание было построено на связи с достижениями и поражениями прошлых эпох. Именно поэтому его индивидуальность неоспорима. Только историческая память, выражающаяся в преемственности поколений, позволяет нам развиваться гармонично.
    3. Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Когда вспыхнул пожар, она брала стариков под руки, доводила до окон и помогала им спастись. Вот только себя не спасла – не успела. У М.

Шолохова есть замечательный рассказ «Судьба человека». В нем повествуется о трагической судьбе солдата, который во время войны потерял всех родных. Однажды он встретил мальчика-сироту и решил назваться его отцом. Этот поступок говорит о том, что любовь и желание делать добро дают человеку силы для жизни, силы для того, чтобы противостоять судьбе.

Одни путешествуют по ней “с казённой надобностью”, задаваясь вопросами: зачем я жил, с какой целью я родился? («Герой нашего времени»). Другие пугаются этой дороги, бегут на свой широкий диван, ибо “жизнь трогает везде, достаёт” («Обломов»). Но есть и те, кто, ошибаясь, сомневаясь, страдая, поднимаются к вершинам истины, обретая своё духовное “я”.

Один из нихЭпиграф – - Пьер БезуховЭпиграф – - герой романа-эпопеи Л. Н.Эпиграф – Толстого «Война и мир» . В начале своего пути Пьер далёк от истины: восхищается Наполеоном, вовлечён в компанию “золотой молодёжи”, участвует в хулиганских выходках наравне с Долоховым и Курагиным, слишком легко поддаётся грубой лести, причиной которой становится его огромное состояние. За одной глупостью следует другая: женитьба на Элен, дуэль с Долоховым… И как итогЭпиграф – - полная утрата смысла жизни.

“Что дурно? Что хорошо? Что надо любить и что ненавидеть? Для чего жить и что такое я?”Эпиграф – - эти вопросы бессчётное количество раз прокручиваются в голове, пока не наступает трезвое осмысление жизни. На пути к нему и опыт масонства, и наблюдение за простыми солдатами в Бородинской битве, и встреча в плену с народным философом Платоном Каратаевым. Только любовью движется мир и живёт человекЭпиграф – - к этой мысли приходит Пьер Безухов, обретая своё духовное “я”.



Рассказать друзьям