Составление рассказа по картине саврасова грачи прилетели. Конспект занятия по развитию речи в старшей группеСоставление описательного рассказа по репродукции А.К

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой
«Грачи прилетели»

Тема: Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по репродукции картины А. Саврасова «Грачи прилетели».

Цель: развивать эмоциональный отклик на весенние проявления природы, эстетические чувства и переживания, умение соотносить увиденное с опытом собственного восприятия весенней природы; учить художественному видению пейзажной картины, стимулировать желание внимательно ее рассматривать; учить составлять описательные рассказы по пейзажной картине; обогащать словарный запас определениями, активизировать глаголы, синонимы, формировать образную речь, умение понимать и подбирать образные выражения, сравнения, метафоры.

Ход занятия

Ребята, отгадайте загадку:

Тает снежок, ожил лужок,

День прибывает. Когда это бывает? (весной)

Правильно, это весна.

Весна

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною...

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.

(А. Плещеев)

После долгой зимы просыпается под теплыми солнечными лучами земля. Снег тает, появляются проталинки. Встрепенулись деревья, освобождаясь от зимнего сна. В воздухе чувствуется запах прелых листьев, коры деревьев, запах теплого весеннего ветерка. Возвращаются из дальних мест домой первые весенние вестники - грачи. Над высокими березами разносится радостный гомон.

Ребята, посмотрите, как чудесно рассказал об этом художник А. К. Саврасов в своей картине «Грачи прилетели».

Что же интересного увидел художник и изобразил на своей картине? (Он увидел, как на березы опустилась стая грачей, как они шумят и радуются, вернувшись в свои старые гнезда.)

Расскажите о грачах. Что они делают? {Поправляют, ремонтируют гнезда; внизу, у корней березы, грач нашел веточку и держит ее в клюве. Грачи радостные, веселые. Смешные, шумливые. Они громко кричат, разговаривают на грачином языке, делятся впечатлениями о далеком путешествии с юга на любимую родину. Они счастливы, что наконец-то вернулись домой. Они рассказывают друг другу о своих планах на будущее, как они обустроят свои гнезда, вырастят своих птенцов, будут их учить летать и т.д.)

Как вы думаете, а почему грачи выбрали именно это место для гнезд? (Здесь спокойно, тихо, здесь красиво. Это окраина села, видно несколько деревянных домиков, белокаменную церковь. За домами видна равнина с потемневшим снегом, вдалеке лес.)

Какие деревья выбрали грачи? (Грачи выбрали старую корявую березу. Она толстая, ветки упругие, гнезда надежно укреплены. Когда распустятся листья, гнезд не будет видно в густой кроне дерева.)

Ребята, посмотрите внимательно, а есть ли на картине солнце? Как вы догадались? (Солнце скрылось за облаками. Оно еще неяркое, ленивое, чуть-чуть просвечивает сквозь облака. Облака нежно-желтого цвета. На снегу видны тени от берез. Чувствуется, что снег тает под теплыми лучами солнца. Солнце то выглянет, то опять спрячется за прозрачные облака.)

Ребята, что можно сказать о небе? Какое оно, весеннее небо? (Небо покрыто голубовато-серыми тучами. Оно низкое, грустное, холодное. Но лучи солнца освещают облака, и, кажется, что вот-вот облако растает, и солнце будет ярко освещать весеннюю землю.)

Какие облака? (Голубовато-серые, серо-желтые, пушистые, задум чивые, прозрачные, немного хмурые и т.д.)

Ребята, расскажите, каким вы видите снег? (Потемневшим, рыхлым, серым, холодным, мокрым, подтаявшим, печальным, талым и т.д.)

Ребята, что вы чувствуете, когда смотрите на эту картину? (Немного холодно, радостно, чувствуется свежесть, бодрость, трепетное ожидание солнца, тепло весны, легкая печаль по уходящей белоснежной зиме.)

Ребята, вам понравилась картина А. Саврасова «Грачи прилетели»? (Ответы детей).

Кто желает по этой замечательной картине сочинить рассказ? Рассказать о солнце и о небе, о снеге и облаках, о наступающей весне и уходящей зиме, о березах и о крикливых грачах. Постарайтесь рассказать, не спеша, выразительно, голосом передавая свое настроение и отношение к главным персонажам.


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 101

Дзержинского района Волгограда»

Конспект занятия на тему:

курса «Образ Родины»

Составитель:

учитель начальных классов

МОУ СШ № 101

Назарова О.О.

Волгоград, 2016

Знакомство с картиной Саврасова А.К. «Грачи прилетели».

Цели: Приобщить детей к прекрасному миру живописи, поэзии, музыки. Познакомить учащихся с историей создания картины. Научить внимательно рассматривать картины, рассказывать об их содержании, видеть и понимать выразительные средства, которые использует художник, чувствовать красоту произведения

Образовательные задачи:

- Учить детей рассматривать репродукции картин, отвечать на поставленные вопросы; совершенствовать умение подбирать слова – определения к существительным.

- Формировать умения детей внимательно рассматривать репродукцию картины и видеть образ пейзажа в единстве его содержания и средств выразительности;

Закрепить представления детей о том, что изображение природы, называется пейзажем;

Развивающие задачи :

- Развивать творческое воображение.

- Развивать умение словесного описания картины;

Развивать у детей художественное восприятие пейзажной картины;

Обогащать и активизировать словарь детей;

Развивать наблюдательность, зрительное внимание и память;

Воспитательные задачи:

Интерес к искусству.

Любовь к родному краю, живой и неживой природе, умение чувствовать ее красоту.

Форма проведения: занятие-беседа

Оборудование : у учителя – компьютер, мультимедийный проектор, презентация для урока, демонстрационная репродукция картины А.Саврасова «Грачи прилетели», Отрывок из цикла П.И.Чайковского «Времена года» ; у учащихся на партах – репродукции картин, листы-помощники.

Предварительная работа: рассматривание картин о природе, чтение рассказов и стихов о природе.

Планируемые результаты:
проявление интереса к искусству А,К.Саврасова; умение делиться с педагогом и другими детьми впечатлениями о картине.

Ход урока.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Орг.момент.

Продолжите фразу. Поэты пишут…(

Чтение детьми заранее выученных стихотворений.

Что общего у этих стихотворений?

Какое любимое ваше время года и почему?

Назовите признаки каждого времени года.

Продолжите фразу. Композитор пишет… ( Фраза вывешивается на доску)

Прослушивание отрывков из цикла П.И.Чайковского «Времена года.».

Ребята, как можно показать времена года.

А ещё как?

Придумайте фразу, которая закончилась бы словом картины.

( Фраза вывешивается на доску)

(Стихи.)

1. Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И под утро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою

Всё его одело. И.Суриков

2. Поспевает брусника,

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь, за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе. К.Бальмонт

3. Если в небе ходят грозы,

Если травы расцвели,

Если рано утром росы

Гнут былинки до земли;

Если в роще над калиной

Вплоть до ночи гул пчелиный,

Если солнышком согрета,

Значит, это уже … лето. Е.Трутнева

4. Светает рано по утрам

Проталины и тут и там,

Ручей шумит как водопад

Скворцы к скворечникам летят.

Звенят под крышами капели

Медведь с еловой встал постели,

Всех солнышко теплом ласкает,

Кто это время года знает?

(Они о временах года)

(Музыку)

(написать стихотворение или рассказ, написать музыку)

(нарисовать или написать картину)

(Художник пишет…)

Знакомство с творчеством Саврасова А. К.

Сегодня мы с вами поближе познакомимся с творчеством А.К.Саврасова. Послушайте его биографию.(слайд 1-2)

(слайд 3-24)

В каком жанре написаны эти картины? Это натюрморт, портрет или пейзаж. Объясните.

Какие времена года вы увидели на этих картинах?

Выберите картины которые соответствуют данному стихотворению.

Выступление обучающегося.

Чтение стихотворения Ивана Бунина учащимся.

Бушует талая вода,
Шумит и глухо, и протяжно.
Грачей пролетные стада
Кричат и весело, и важно.
… Меж круглых рыхлых облаков
Невинно небо голубеет,
И солнце ласковое греет
В затишье гумен и дворов.
Весна, весна! И все ей радо.
Как в забытьи, каком стоишь

И слышишь свежий запах сада
И теплый запах талых крыш.

Знакомство с репродукцией А.К.Саврасова «Грачи прилетели»

Почему вы решили,что именно эта картина соответствует данному стихотворению?

История создание картины (слайд 25)

Беседа по репродукции

Ребята, а теперь очень внимательно рассмотрите картину

У вас на партах есть листы-помощники, где вы можете записывать понравившиеся слова, словосочетания, которые можно будет использовать в описании данной картины.

Почему эту картину мы называем пейзажем?

Какие краски преобладают на картине? - Какое настроение вызывает у вас эта картина: грустное, печальное, радостное?

Перечислите всё, что вы увидели на картине?

Закройте на глаза, представьте, что вы очутились около этих березок. Какие звуки вы можете услышать?

Что в картине является главным? –

Что изображено на переднем плане?. - Эти птицы - первые вестники весны. Они принесли на своих черных крыльях теплый свежий ветер, радостную суету, новые надежды. Грачи вернулись на Родину - к своим гнездам. Они расселись по деревьям и без умолку твердят свою радостную весть о близости весны. Чем они заняты?

Что помогает почувствовать движение, которое Саврасов передает, изображая картину весны?

Обратите внимание, как художник тщательно прорисовал ветки встрепенувшихся, оживших от птичьего шума берез. Они как будто тянутся к небу, несмотря на тяжесть гнезд. Посмотрите внимательно, Алексей Кондратьевич прописал не только каждую веточку на дереве, но и на снегу, на земле. Здесь же мы видим и трудолюбивого грача с веточкой в клюве. Кажется, он вот-вот взлетит и продолжит свой нелегкий труд.

Что вы можете сказать о том, как А.К. Саврасов изобразил снег?

Что изображено позади берез, на заднем плане?) - Передний план получает своё естественное продолжение в дальнем плане, открывающемся за селением справа и слева. Художником прекрасно выражена протяжённость полей: под косыми лучами неяркого солнца на чёрной земле местамивыделяются узкие пласты ещё не растаявшего снега. Эти создается впечатление огромного пространства, запечатленного на полотне.

Как художник изобразил небо?

Ребята, а как выдумаете, можно ли нарисовать воздух?- Какие характеристики воздуха вы ещё можете добавить?) - Как Вы думаете, что хотел передать Алексей Саврасов в своём произведении?

Ребята, а как вы думаете какими качествами обладал художник.

(На ней изображена природа)

(голубые, серо-голубые, желтоватые, серовато-коричневые и т.д.)

(грачи, гнезда, церковь, поле, небо, берёзы, старые домики, снег, пруд)

(крики птиц, шум березовых крон, шум воды, стекающей в пруд)

(березы с грачиными гнездами, грачи)

(ремонтом старых гнезд, постройкой новых).

(грачи, которые летают над гнездами)

(снег ещё не растаял, он посерел, от березок на него падают робкие тени)

(деревушка, старая церковь, бескрайние луга и поля

(небо ещё невысокое, блёклое, с серо-голубыми облаками, светло-голубое вверху и затянутое тёмной полоской на горизонте) (воздух по-весеннему прозрачен и легок)

(Выслушиваются ответы учащихся)

Подведение итогов.

- Какой вы увидели сегодня Родину? Какие воспоминания вызвала у вас эта картина?

Напишите свой рассказ или картину о Родине.

(Дети на выбор выполняют задание. Организуется выставка рисунков. Рассказы зачитываются.)

Составление описательного рассказа по репродукции картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели»

Конспект НОД по развитию связной речи в старшей группе

Ковтунова Светлана Анатольевна, воспитатель Детского сада п.ВНИИСС Рамонского муниципального района Воронежской области
Описание работы: Предлагаю Вашему вниманию конспект НОД, в ходе которой дети старшей группы учатся составлять описательный рассказ. Материал будет полезен воспитателям детского сада.
Тема: «Составление описательного рассказа по репродукции картины А.К.Саврасова «Грачи прилетели» (Конспект НОД по развитию связной речи в старшей группе)
Цель:
Знакомство детей с культурным наследием русского народа; закреплять и углублять представления о жанрах живописи и средствах ее выразительности.
Задачи:
- Помочь детям увидеть, ощутить задушевную красоту родной русской природы в картине «Грачи прилетели»,
- развивать эмоциональный отклик на весенние проявления природы, эстетические чувства и переживания, умение соотносить увиденное с опытом собственного восприятия весенней природы;
- учить художественному видению пейзажной картины, стимулировать желание внимательно ее рассматривать,
- учить составлять описательные рассказы по пейзажной картине,
- обогащать словарный запас определениями, формировать образную речь, умение понимать и подбирать образные выражения и сравнения;
- закрепить знания о весенних изменениях в живой и неживой природе;
- уточнить и расширить представления о перелетных птицах, об их жизни в весенний период.
Предварительная работа
1. Знакомство со стихотворениями о весне Ф.И.Тютчева «Весна», «Весенние воды», С.Я.Маршака «Весенняя песенка», Апрель».
2. Наблюдение примет наступающей весны в природе с воспитателями и родителями.
Оборудование
Репродукция картины А.К.Саврасова «Грачи прилетели», энциклопедия мирового искусства «Мастера русской живописи».
Музыкально-техническое оснащение
Музыкальный центр, музыкальные инструменты (бубны, трещетки, ложки, шумелки), голоса птиц в DVD-записи, А.Вивальди альбом «Времена года», «Весна», И.Штраус «Деревенские ласточки».

Ход занятия

Звучит музыка А.Вивальди из альбома «Времена года» «Весна».
- Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.
(А.Плещеев)
- О каком времени года это стихотворение?
- О весне.
- Весна – это праздник пробуждения природы. Какие чудеса происходят весной?
- Тает снег, появляются проталинки. Просыпаются деревья от зимнего сна. В воздухе чувствуется запах прелых листьев. Из далеких стран возвращаются домой перелетные птицы.
- Первыми возвращаются грачи, их называют вестниками весны. Сегодня вы узнаете о грачах много интересного.
Неслучайно наше занятие проходит в мультистудии, мы с вами продолжим знакомство с прекрасной книгой «Мастера русской живописи». Она расскажет нам о еще одном великом русском художнике Алексее Кондратьевиче Саврасове. Вот его портрет.
(Показ портрета)
И главном произведении этого художника «Грачи прилетели». Уже более ста лет работа Саврасова «Грачи прилетели» является символом русского пейзажа.
(Обратить внимание детей на мольберт, на котором находится картина)
Художник просто и проникновенно изобразил первые шаги весны. Что же вы видите на картине?
- На березы прилетела стая грачей.
- Расскажите о грачах, что они делают?
- Грачи ремонтируют старые гнезда и строят новые.
- Что делает грач у корней березы?
- ОН нашел веточку и держит ее в клюве.
- Как вы думаете, грачи радостные или грустные?
- Они радостные, веселые, ведь они вернулись домой на родину.
- Грачи громко кричат, разговаривают на грачином языке, покажите, как они разговаривают.
- Гра-гра-гра!
- Какой первый звук мы слышим? Он твердый или мягкий?
- Твердый звук «Г».
- Где грачи строят свои гнезда?
- На вершинах деревьев (берез).
- Грачи – дружные птицы. Вернувшись из дальних стран, они осматривают старые гнезда, ремонтируют их и вьют новые по нескольку гнезд на одном дереве. Такие места называют грачевниками. Вот они! Как называются такие места?
- Грачевники.
- Что вы можете рассказать о деревьях?
- С правой стороны картины молодые, стройные березки, а в середине – старые, корявые.
- На каких березах больше гнезд и почему?
- На старых, потому что ветки у них толстые, крепкие, гнезда хорошо на них закреплены.
- А когда распустятся листочки, гнезд совсем не будет видно, птенцы будут в безопасности.
- Что можно сказать о небе? Какое оно?
- На небе голубовато-серые тучи. Оно низкое, грустное, немного хмурое. Солнце спряталось за облако, на снег падает тень от берез.
- Посмотрите на землю. Что можно сказать о земле?
- Земля еще покрыта мокрым, рыхлым, серым, потемневшим снегом, кое-где видны проталины.
- Что еще вы видите на картине?
- За березами виднеется старая деревянная постройка, а за ней – церковь с куполами.
- Ребята, что вы чувствуете, когда смотрите на эту картину?
- Прилетели грачи, значит скоро будет тепло, но все-таки немного жаль уходящую белоснежную зиму.
- Ребята, вам понравилась картина А.Саврасова «Грачи прилетели»?
(Ответы детей)
Давайте сочиним рассказ по этой замечательной картине. Расскажем о солнце, о снеге и облаках, о наступающей весне и уходящей зиме, о березах и о крикливых грачах. Постарайтесь рассказать не спеша, выразительно, голосом передавая свое настроение и отношение к главным персонажам.
(Дети пожеланию рассказывают по картине, а воспитатель записывает их на диктофон)

Молодцы, ребята! У нас получился хороший коллективный рассказ, который вместе с нами могут послушать ребята из соседних групп.
А теперь мне хотелось бы, чтоб вы поиграли в игру «Грачи прилетели».
Правильно слова читайте,
С одного места на другое перелетайте!
(Дети перелетают с одного места на другое, прочитав слова: парк, поляна, грачевник, береза)



- Ребята, каких еще перелетных птиц вы знаете. Назовите их и посадите названную птицу на дерево.


(Дети рассаживают птиц на дерево)



- Все птицы красивые. Они радуют нас не только красотой своего внешнего вида, но и своими песнями. Давайте послушаем их пение.
(Звучит DVD-запись с голосами птиц)

А теперь еще раз внимательно посмотрите на птиц, а затем закройте глазки.
Птиц запоминаем,
Глазки закрываем.


(Убрать какую-нибудь птицу)
Глазки открываем,
Кого не стало отвечаем.
(Игра повторяется несколько раз)
Раньше на Руси дети становились в хоровод, и все вместе зазывали птиц. Давайте и мы с вами позовем их закличкой. А помогут нам наши музыкальные инструменты.



(Исполнение заклички)



Уж вы, пташечки, щебетушечки,
Прилетайте к нам!
Весну ясную, весну красную
Принесите нам.
(После исполнения заклички дети кладут музыкальные инструменты. Звучат крики птиц, едва слышимые)
- Слышите, ребята? Что это?
- К нам летят перелетные птицы!
- Посмотрите, вот летит птичья стая, а вот еще одна и еще!

Они услышали нашу закличку и поспешили вернуться на родину.
(Дети находят иллюстрации полетов птиц)

НОД в старшей группе: «Грачи прилетели»

Интегрированная НОД в старшей группе: «Грачи прилетели»

Тема: «Составление описательного рассказа по репродукции картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели» (Конспект НОД по развитию связной речи в старшей группе

Интеграция областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие» «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие.

Средства:

наглядные - иллюстрации;

литературные - стихи, загадки, пословицы;

музыкальные – мелодии;

оборудование -ТСО; CD – проигрыватель.

Цель: знакомство детей с культурным наследием русского народа; закреплять и углублять представления о жанрах живописи и средствах ее выразительности.

Задачи:

1. Обучающие задачи:

Учить художественному ведению пейзажной картины, стимулировать желание внимательное рассматривать;

Учить составлять описательные рассказы по пейзажной картине;

Закрепить знания о весенних изменениях в живой и не живой природе;

2. Развивающие задачи:

Развивать эмоциональный отклик на весенние проявления природы, эстетические чувства и переживания, умение соотносить увиденное с опытом собственного восприятия весенней природы;

Уточнить представления о перелетных птицах, об их жизни в весенний период;

Обогащать словарный запас определениями, формировать образную речь, умение понимать и подбирать образные выражения и сравнения;

3. Воспитательные задачи:

Помочь детям увидеть, ощутить задушевную красоту родной русской природы в картине грачи прилетели;

Воспитывать желание внимательно рассматривать и понимать картину.

Ход занятия

Воспитатель: Тает снежок, ожил лужок,

День прибывает. Когда это бывает? (весной)

Воспитатель: Правильно, это весна.

Слушание музыки, пение птиц.

Воспитатель: А что это они так громко поют?

Дети: Радуются, что наступила весна.

Воспитатель: Да ребята, они радуются, что наступила долгожданная весна.

Воспитатель: (читает стихотворение)

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.

(А. Плещеев)

После долгой зимы просыпается под теплыми солнечными лучами земля. Снег тает, появляются проталинки. Встрепенулись деревья, освобождаясь от зимнего сна. В воздухе чувствуется запах прелых листьев, коры деревьев, запах теплого весеннего ветерка. Возвращаются из дальних мест домой первые весенние вестники – грачи. Над высокими березами разносится радостный гомон.

Игра: «Назови птиц, которые прилетели».

(дети стоят по кругу, воспитатель бросает мяч кому-либо из детей. Поймавший мяч должен назвать птиц, вернувших весной из теплых краев. Ребенок, не давший ответа, выбывает из игры).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, как чудесно рассказал об этом художник А. К. Саврасов в своей картине «Грачи прилетели». Люди всегда ждали и радовались ее приходу, о чем свидетельствовал прилет грачей. Есть такая пословица

- «Грач на горе… весна на дворе»

Воспитатель: Ребята, что же интересного увидел художник и изобразил на своей картине?

Дети: Он увидел, как на березы опустилась стая грачей, как они шумят и радуются, вернувшись в свои старые гнезда.

Воспитатель: Ребята, расскажите о грачах. Что они делают?

Дети: Поправляют, ремонтируют гнезда; внизу, у корней березы, грач нашел веточку и держит ее в клюве. Грачи радостные, веселые, смешные, шумливые. Они громко кричат, разговаривают на грачином языке, делятся впечатлениями о далеком путешествии с юга на любимую родину. Они счастливы, что наконец-то вернулись домой. Они рассказывают друг другу о своих планах на будущее, как они обустроят свои гнезда, вырастят своих птенцов, будут их учить летать и т. д.

Воспитатель: Как вы ребята думаете, а почему грачи выбрали именно это место для гнезд?

Дети: Потому что здесь спокойно, тихо, здесь красиво. Это окраина села, видно несколько деревянных домиков, белокаменную церковь. За домами видна равнина с потемневшим снегом, вдалеке лес.

Воспитатель: Ребята, а какие деревья выбрали грачи?

Дети: Грачи выбрали старую корявую березу. Она толстая, ветки упругие, гнезда надежно укреплены. Когда распустятся листья, гнезд не будет видно в густой коре дерева.

Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно, а есть ли на картине солнце? Дети: Нет.

Воспитатель: А как вы догадались? А какое оно?

Дети: Оно еще неяркое, солнце скрылось за облаками, оно ленивое. То выглянет, то опять спрячется за облака.

Воспитатель: Ребята, а что можно сказать о небе? Какое оно, весеннее небо?

Дети: Небо покрыто голубовато-серыми тучами. Оно низкое, грустное, холодное. Но лучи солнца освещают облака, и, кажется, что вот-вот облако растает, и солнце будет ярко освещать весеннюю землю.

Воспитатель: Ребята, а обратите внимательно на облака, какие они?

Дети: Голубовато-серые, серо-желтые, пушистые, задумчивые, прозрачные, немного хмурые и т. д.

Воспитатель: Ребята, а что вы чувствуете, когда смотрите на эту картину?

Дети: Немного холодно, радостно, чувствуется свежесть, бодрость, трепетное ожидание солнца, тепло весны.

Воспитатель: Ребята, вам понравилась картина А. Саврасова «Грачи прилетели»?

Физкультминутка: «Грачи прилетели»

Как-то раннею весной Дети стоят в кругу

На опушке на лесной

Появилась стая птиц, Дети бегут на цыпочках, подняв

Не скворцы и не синицы согнутые руки в локтях

А большущие грачи

Цвета черного, как ночь Приседают

Разбежались на опушке Бегут в разные стороны

Прыг-скок, крак-крак

Тут жучек, там червячок Прыгают, наклоняются вперед, вниз

Крак-крак, крак-крак

Воспитатель: Ну, а теперь нам ребята пора побывать в роли художника. Кто желает по этой замечательной картине сочинить рассказ?

Рассказ о солнце и о небе, о снеге и облаках, о наступающей весне и уходящей зиме, о березах и о крикливых грачах. Постарайтесь рассказать, не спеша, выразительно, передавая голосом свое настроение и отношение к главным персонажам.

(Дети пожеланию рассказывают по картине, а воспитатель записывает их на диктофон) .

Воспитатель: Молодцы, ребята у вас получился хороший коллективный рассказ, который вместе с нами могут послушать ребята из соседних групп.

Воспитатель: Ребята, давайте с вами вспомним, картину какого художника мы рассматривали на нашем занятии?

Дети: Саврасова

Воспитатель: Как называется картина?

Дети: «Грачи прилетели»

Воспитатель: Какую пословицу мы с вами вспомнили на занятии?

Дети: «Грач на горе… весна на дворе»

Воспитатель: Как вы поняли смысл этой пословицы?

Дети: С прилетом грачей приходит весна

Воспитатель: Правильно. Молодцы, ребята.

Воспитатель: В роли кого вы смогли побывать?

Дети: В роли поэтов?

Воспитатель: На этом наше занятие закончено, но так как мы с вами много говорили о грачах, я предлагаю вам поиграть в игру «Грачи прилетели».


Калмыкова Татьяна Николаевна

Воспитатель Артемьева О.А.

Цель: Учить составлять описательный рассказ по пейзажной картине, понимать содержание картины, связно, последовательно описывать предметы и персонажи.

Задачи:

Образовательные. Углубить представления о сезонных изменениях в природе. Учить придерживаться структуры описательного рассказа, описание (описание место и время действия), соблюдать логику развития сюжета, используя разные языковые средства; сложные грамматические конструкции.

Развивающие. Развивать эмоциональный отклик на весеннее проявление природы, эстетические чувства и переживания, умение соотносить увиденное с опытом собственного восприятия весенней природы. Развивать навыки речевого общения, речевого слуха, зрительного внимания и восприятия. Активизировать словарь. Совершенствовать умение составлять по картинкам предложения и связывать по смыслу в рассказ.

Воспитательные. Через пословицу помочь узнать мудрость народа, его жизненный опыт и наблюдения накопленные в течении долгих веков. Воспитывать самостоятельность, активность; умение видеть красоту родной природы.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята отгадайте загадку

«Есть у радости подруга

В виде полукруга;

На лице она живет,

То куда-то вдруг уйдет,

То внезапно возвратится,

Грусть тоска ее боится»

Что это ребята? (Улыбка)

Подарим, друг другу улыбку и с хорошим настроением начнем наше занятие.

(дети улыбаются друг другу)

Воспитатель: А, теперь послушайте еще одну загадку:

«Тает снежок, ожил лужок,

День прибывает,

Когда это бывает?»

(Весной)

Правильно, это происходит весной. Сейчас, мы с вами поговорим о весне.

Какая она?

Дети: Теплая, ласковая, солнечная, мокрая, журчащая, шумная и т.д.

(На магнитную доску выставляется карточка с буквой «В»)

Воспитатель: Назовите приметы весны, какие вы знаете.

Дети: Солнце светит ярче, тает снег, висят сосульки, на деревьях набухают почки, появляются проталины, прилетают птицы и т.д.

(Воспитатель выставляет карточку мнемотаблицы)

Воспитатель: Молодцы, а сейчас мы с вами поиграем в игру: «Закончи предложение». Я начну предложение, а вы должны будете продолжить. Но, когда будете отвечать, обязательно надо произнести начало предложения.

  1. Я люблю весну за то, что … (красивая, теплая и т.д.)
  2. Весной солнце … (греет, припекает и т.д.)
  3. Весной сугробы снега от солнечного тепла … (оседают, тают и т.д.)
  4. Весной на деревьях почки …(набухают, лопаются и т.д.)
  5. Весной птицы … (возвращаются, прилетают и т.д.)
  6. Весной птицы гнезда … (вьют, строят и т.д.)
  7. Весной на проталинах первые цветы … (появляются, распускаются и т.д.)

Воспитатель: Молодцы! Посмотрите, какие красивые предложения вы придумали. Сейчас, я прочитаю русскую народную пословицу, а вы попробуйте мне объяснить, как ее понять:

«Вода с гор потекла, весну принесла»

Почему, так люди говорят?

Дети: Весной солнце светит ярче, теплее, от этого снег тает и превращается в ручьи. Они бегут вниз и т.д.

Воспитатель: Хорошо, молодцы!

Ребята, давайте немного отдохнем и представим себе, что мы с вами синие лужицы весны.

Физ. минутка.

Голубые, синие небо и ручьи (руки через стороны вверх)

В синих лужах плещутся стайкой воробьи (приседание)

На снегу прозрачные льдинки - кружева (прыжки на месте)

Первые проталинки, первая трава (хлопки в ладоши).

Воспитатель: - Немного отдохнули, а теперь еще раз назовем приметы весны.

Дети: Тает снег, солнце ярче светит, на деревьях набухают почки, появляются проталины, возвращаются из теплых стран первые птицы - грачи.

(Показ картины А. Саврасова «Грачи прилетели»)

Воспитатель: -Ребята, посмотрите на картину, как чудесно рассказал художник Алексей Саврасов в своей картине «Грачи прилетели»

Что же интересного увидел и изобразил на своей картине художник?

Вместе с детьми: Он увидел, как на березы опустилась стая грачей, они шумят, радуются, что вернулись в свои старые гнезда.

Воспитатель: - Расскажите о грачах, что они делают?

Вместе: Поправляют, ремонтируют гнезда, они веселые, радостные, смешные. Громко кричат, разговаривают на грачином языке, делятся впечатлениями о далеком путешествии, делятся планами на будущее.

Воспитатель: Как вы думаете, почему грачи выбрали именно это место для гнезда?

Вместе: Здесь тихо, спокойно. Это окраина села, видно несколько домиков и церковь. Вдалеке виден лес.

Воспитатель: Какие деревья выбрали птицы?

Вместе: Грачи выбрали старую, корявую березу. Она толстая, ветки ее упругие; гнезда надежно укреплены.

Воспитатель: - Ребята, посмотрите внимательно, есть ли на картине солнце?

Дети: Нет.

Воспитатель: Как вы догадались?

Дети: Солнце скрылось за облаками, оно еще неяркое, ленивое, чуть-чуть просвечивает сквозь облака и т.д.

Воспитатель: Какие облака изобразил А. Саврасов?

Дети: Голубовато-серые, пушистые, прозрачные, немного хмурые и т.д.

Воспитатель: А, что можно сказать о небе?

Дети: Покрыто голубовато-серыми облаками, оно низкое, грустное, холодное.

Воспитатель: Молодцы! А, какой снег, изображен?

Дети: Потемневший, рыхлый, серый, мокрый, холодный, печальный, подтаявший и т.д.

Воспитатель: - Ребята, а что вы чувствуете, когда смотрите на картину?

Дети: Немного холодно, грустно, но где-то даже радостно, потому что уходит зима.

Воспитатель: - Вам понравилась картина?

Дети: Да.

Воспитатель: - Ребята, мы с вами рассмотрели картину. А сейчас попробуем составить рассказ. С начало я расскажу вам. А потом вы.

Воспитатель: «Художник А. Саврасов назвал свою картину «Грачи прилетели» Перед нами огромный пейзаж. Это окраина села, видно несколько деревянных домов и церковь. На березы опустилась стая грачей. Они шумят, кричат, разговаривают на грачином языке. Грачи счастливы. Что вернулись домой, в свои старые гнезда. Птицы выбрали старую, корявую березу. У нее упругие ветки, толстый ствол. Грачи поправляют, ремонтируют гнезда. Внизу у корней березы, грач нашел ветку и держит ее в клюве. Птицы радостные и веселые. Солнце скрылось за облаками. Оно еще не яркое, ленивое, но уже чувствуется, что снег тает под его теплыми лучами. Небо низкое, грустное и хмурое. Снег потемневший, рыхлый, талый. Несмотря на это в воздухе пахнет весной!

Воспитатель: Понравился вам, мой рассказ?

Дети: Да.

Воспитатель: А теперь, кто попробует рассказать свой рассказ.

(Рассказы детей)

Воспитатель: - Молодцы! Замечательные у вас получились рассказы!

Итог занятия: Что, интересного вы узнали сегодня на занятии? (Ответы)

С творчеством, какого художника вы познакомились? (Ответы)

Как, называется картина? (Ответы)

Какое настроение осталось у вас от знакомства с этой картиной? (Ответы)

Что, вы испытываете с приходом весны, с пробуждением природы? (Ответы)

Вам, понравилось? (Ответы)

Все вы были внимательными и активными, молодцы! Спасибо!



Рассказать друзьям